Отрывок 250 слов из сказки салтыкова щедрина

Отрывок для заданий 4, 8 и 9 кулигин показывает в сторону. посмотри-ка, брат кудряш, кто это там так руками размахивает?

Отрывок для заданий 4, 8
и 9

   
Кулигин (показывает в сторону). Посмотри-ка,  брат Кудряш, кто это  там так
руками размахивает?

    
Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.

     К
у л и г и н. Нашел место!

    
Кудряш. Ему  везде место.  Боится, что  ль,  он кого!  Достался  ему на жертву
Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

     Ш
а п к и н. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни
за что человека оборвет.

    
Кудряш. Пронзительный мужик!

     Ш
а п к и н. Хороша тоже и Кабаниха.

    
Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с
цепи сорвался!

     Ш
а п к и н. Унять-то его некому, вот он и воюет!

    
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то
отучили.

     Ш
а п к и н. А что бы вы сделали?

    
Кудряш. Постращали бы хорошенько.

     Ш
а п к и н. Как это?

    
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили  бы с ним с
глазу на  глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу  науку-то и не пикнул
бы никому, только бы ходил да оглядывался.

     Ш
а п к и н. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

    
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все  одно, что ничего. Не отдаст он меня:
он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам
страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

     Ш
а п к и н. Ой ли?

    
Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян  считаюсь;  за  что ж он меня держит? Стало
быть, я ему нужен. Ну, значит,  я его и не  боюсь, а пущай же он  меня боится.

     Ш
а п к и н. Уж будто он тебя и не ругает?

    
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он
слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет,  уж я перед ним  рабствовать не
стану.

    
Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

    
Кудряш. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде  учливости-то выучи, да потом и
нас учи.  Жаль, что дочери-то у  него подростки, больших-то ни одной нет.

     Ш
а п к и н. А то что бы?

    
Кудряш. Я  б его  уважил. Больно лих я  на девок-то!  Проходят  Дикой и Борис,
Кулигин снимает шапку.

    
Шапкин (Кудряшу). Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.

(Островский «Гроза»)

4

Установите соответствие
между персонажами пьесы Островского «Гроза» и их характеристикой: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Катерина

1) Вы меня заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то

Б) Варвара

2) Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу

В) Кабаниха

3) А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было

4) Вот она теперь и надает приказов, один другого грозней.

Ответ: 234

8

Какие черты характера
Кудряша раскрывает данный фрагмент пьесы Островского «Гроза»?

Ответ:

Приведенный фрагмент
показывает такие черты характера Кудряша: смелость, уверенность в себе, стремление
помочь народу избавиться от власти самодуров.

Смелость Кудряша
проявляется в диалоге с Шапкиным, он говорит: » Я свою голову дешево не
продам», «нет уж, я перед ним рабствовать не стану», «Я его
и не боюсь». Эти слова произнесены о Диком — властолюбивом самодуре,
который привык держать крестьян в страхе, так как является представителем
старого строя и «темного царства».

Уверенность в себе звучит
и в словах Кудряша, когда он отвечает на вопрос: как же унять Дикого? Герой
говорит, что они бы «его озорничать отучили», «постращали бы
хорошенько». Здесь же и стремление помочь народу, потому что от такого
самодурства у крестьян было много бед.

9

В каких произведениях
отечественной литературы изображена большая власть одних героев над другими и в
чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Островского «Гроза»?

Ответ:

 В произведениях
отечественной литературы зачастую изображена большая власть одних героев над
другими. Сопоставим комедию Фонвизина «Недоросль» и сказку
Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» с данным произведением Островского.

В «Недоросле»
большой властью над крестьянами обладает Простакова-помещица. Она, так же как и
Дикой, привыкла угнетать простой народ из-за всяких пустяков: портной сшил
кафтан для ее Митрофанушки, который не понравился Скотинину, и только поэтому
портного велено было высечь. Самодурство, наделенные властью невежды — вот что
объединяет героев Фонвизина и Островского.

Название сказки
Салтыкова-Щедрина уже дает повод сопоставить произведения. Дикой из пьесы
Островского и Дикий помещик Салтыкова-Щедрина одинаково «дико»
проявляют себя по отношению к крестьянам. В сказке крестьяне жаловались и
просили Вселенную избавить их от помещика, который не умел грамотно руководить
ни ими, ни своим хозяйством. Помещик не ценил труд крестьян, а только
распоряжался своей властью над ними, как и Дикой.

Текст для заданий 15, 16

Притворной
нежности не требуй от меня:
Я сердца моего не скрою хлад печальный.
Ты права, в нем уж нет прекрасного огня
Моей любви первоначальной.
Напрасно я себе на память приводил
И милый образ твой и прежние мечтанья:
Безжизненны мои воспоминанья,
Я клятвы дал, но дал их выше сил.
Я не пленен красавицей другою,
Мечты ревнивые от сердца удали;
Но годы долгие в разлуке протекли,
Но в бурях жизненных развлекся я душою.
Уж ты жила неверной тенью в ней;
Уже к тебе взывал я редко, принужденно,
И пламень мой, слабея постепенно,
Собою сам погас в душе моей.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.

Грущу я;
но и грусть минует, знаменуя
Судьбины полную победу надо мной;
Кто знает? мнением сольюся я с толпой;
Подругу, без любви — кто знает? — изберу я.
На брак обдуманный я руку ей подам
И в храме стану рядом с нею,
Невинной, преданной, быть может, лучшим снам,
И назову ее моею;
И весть к тебе придет, но не завидуй нам:
Обмена тайных дум не будет между нами,
Душевным прихотям мы воли не дадим:
Мы не сердца под брачными венцами,
Мы жребии свои соединим.
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе. (Баратынский «Признание»)

15

В чем признается
лирический герой Баратынского в произведении «Признание»?

Лирический герой
Баратынского признается в отсутствии чувства любви к бывшей возлюбленной. Он
говорит о том, что чувство влюбленности и даже любовь могут пройти с годами,
так как «невластны мы в самих себе», поэтому обещаниям молодости не
всегда суждено сбыться. Также он признается, что будет искать себе спутницу не
по любви, а по расчету, готов пожертвовать чувствами ради выгоды или мнения
света («мы не сердца под брачными венцами, мы жребии свои соединим»)

16

В каких стихотворениях
отечественной литературы изображены переменчивые чувства возлюбленных и в чем
эти произведения можно сопоставить с стихотворением «Признание»?

Мы часто можем встречать
у поэтов-классиков стихотворения о безответных чувствах и неразделенной любви.
Сопоставим, как меняются чувства героев в стихотворении Баратынского
«Признание» и стихотворениях Лермонтова «Я не унижусь пред
тобой» и  Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел»

Лирический герой
Лермонтова так же, как и возлюбленная лирического героя Баратынского, услышал
признание в нелюбви: «Зачем ты не была сначала, какою стала наконец».
Он говорит о том, что ему изменил «ангел», поэтому он больше не
сможет любить после предательства. Но если герой Баратынского рассуждает о
чувствах хладнокровно, то герой Лермонтова «целый мир возненавидел».

Лирическая героиня
Цветаевой также столкнулась с холодностью возлюбленного: «а нынче — все
косится в сторону», она не понимает, как так стремительно могут поменяться
чувства у того, кто еще вчера любил, и целовал, и в ногах лежал. Она задает
вопрос: «Мой милый, что тебе я сделала?» В нем кроется вся боль от
переменчивости чувств возлюбленного.

Таким образом, во всех
трех стихотворениях говорится о том, что люди не могут управлять чувствами,
поэтому могут остыть, измениться. Но герой Баратынского пытается рассуждать о
чувствах хладнокровно, так как он сам переменился по отношению к возлюбленной.
А герои Лермонтова и Цветаевой испытали этот холод и перемены на себе, поэтому
им больно и тяжело смириться с переменой чувств своих возлюбленных.

17.2

Кому из героев, кроме
крестьян,  поэмы  Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
приходится  тяжело, на ваш взгляд?

Ответ:

В названии поэмы
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражен ее главный замысел :
героям хочется выяснить, кому «вольготно, весело живется на Руси».
Уже из предисловия мы понимаем, что крестьяне недовольны своей жизнью, но кроме
крестьян автор вводит целую галерею образов, которым есть, на что сетовать в
жизни. На мой взгляд, тяжело приходится и попу, которого повстречали мужики.
Именно ему первому задали вопрос, счастлив ли он.

Казалось бы, поп тесно
связан с религией, его деятельность несет в себе только благо, значит,
крестьяне и чиновники должны его уважать и почитать — но так ли это? Поп
рассказывает героям о том, что про него мужики могут распускать слухи,
позволять себе неприлично шутить про его семью. Из его рассказа мы узнаем о
том, что с самого детства попович сын несчастлив и участь его определена.

Сложность деятельности
попа еще и в том, что в любую погоду, в любое время суток, если вдруг кто-то
родился, умер или заболел, именно ему приходится присутствовать там. Поп
говорит о том, как ему тяжело переносить слезы и страдания других, но он не
отворачивается от народа, а все так же продолжает служить ему. Это показывает,
что герою необходимо иметь силу воли, проявлять свой характер, а это уже не каждому
под силу.

Еще одним фактором,
определяющим счастье, по мнению мужиков, является наличие денег и власти. От
попа мы узнаем, что многие помещики и знатные люди, которые платили ему за
услуги, перебрались в города или за границу. Герой не может брать деньги у
крестьян, так как знает, что они небогаты, да и брать с них нечего. Поэтому и
материально поп беден.

Таким образом, поп не
считает себя счастливым, а читатель видит, что ему приходится тяжело, не легче,
чем и самим крестьянским мужикам, так как он вынужден преодолевать множество
жизненных трудностей: неуважение, отсутствие покоя, низкие доходы,
психологическую тяжесть своей деятельности, отсутствие поддержки от
государства.

: В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Глупые беспомощные генералы попадают на необитаемый остров, но и там умудряются найти мужика и заставляют его служить им. Тот покорно добывает им еды, строит корабль и отвозит их назад в Петербург.

Пропала совесть

Совесть превращается в грязную тряпку, и каждый желает от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть находит пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.

Дикий помещик

Глупый помещик избавляется от мужиков. На базаре исчезает еда, в казне кончаются деньги, а сам он дичает. Всё приходит в норму, когда в поместье снова появляются мужики.

Премудрый пискарь

Умный пескарь решает, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его и не поймают. Умирая в одиночестве, он понимает, что не было в его жизни ни дружбы, ни любви, а все вокруг считают его дураком.

Самоотверженный заяц

Волк ловит зайца и решает съесть, но потом отпускает попрощаться с невестой, оставив в заложниках заячьего друга. Вместо того чтобы сбежать, заяц покорно возвращается в волчий плен.

Бедный волк

Всю жизнь волк убивает и разбойничает, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понимает, что убивать — плохо, но иначе жить не может, поэтому решает покончить с жизнью, сдавшись охотникам.

Добродетели и Пороки

Добродетелям и Порокам надоедает враждовать. Они решают примириться, посредником становится Лицемерие — дочь Добродетели и Порока. Вскоре под её воздействием Добродетели сравниваются с Пороками.

Медведь на воеводстве

Трёх медведей по очереди назначают воеводами леса. Два первых делают ставку на кровопролитие и проигрывают. Последний не вмешивается в жизнь леса и заслуживает похвалу правителя.

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

Газетчик обманывает читателя и наживается на мрачном вранье. Когда читателю объясняют, что он живёт во лжи, газетчик начинает писать прекрасную правду, которая имеет ту же цену, что и ложь.

Вяленая вобла

Вяленая вобла, лишённая мыслей, чувств и совести, проникает во все сферы человеческой жизни и внушает людям свою философию, затем становится либералкой и обедом рьяного клеветника.

Орёл-меценат

Собрав дворню, орёл учреждает науки и искусства, но просвещение не идёт ему на пользу. Орёл остаётся невежественным, кровожадным самодуром, а помощники — ворами и интриганами.

Карась-идеалист

Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.

Игрушечного дела людишки

Рассказчик знакомится с мастером, механические куклы которого разыгрывают отврати­тельные и порочные спектакли. Рассказчик шокирован увиденным и рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.

Чижиково горе

Богатый и немолодой чижик женится на хорошенькой канарейке-вертихвостке. Вскоре жена улетает от него, чижик ждёт её целый год. Канарейка возвращается, и супруги живут в одном гнезде как чужие.

Верный Трезор

Пёс верно служит хозяину всю жизнь, охраняет его семью и имущество. Наконец, состарившемуся на службе псу находят замену, после чего хозяин приказывает его утопить и быстро забывает о нём.

Недреманное око

Одним глазом Прокурор видит несуществующие преступления, а другим не видит настоящих преступников. С рождения ему обещана должность в сенате, но времена меняются, и Прокурор остаётся без должности.

Дурак

У умных родителей рождается сын дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители пытаются сделать сына таким, как все, но его не меняют даже скитания, он остаётся дураком навсегда.

Соседи

Богач пытается помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не выходит. Наконец, богач обращается к мудрецу и узнаёт, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.

Здравомысленный заяц

Заяц считает, что судьба зайцев — быть съеденными, для того они и существуют. Встретив лисицу, он покоряется судьбе, хотя ему и выпадает шанс сбежать. Лисица долго играет с зайцем и съедает его.

Либерал

Либерал мечтает претворить свои идеалы в жизнь и просит совета у сведущих людей. Те заставляют либерала идти на уступки, пока его высокие идеалы не увязают в грязи подлости.

Баран-непомнящий

Баран, купленный для улучшения породы, видит дивный сон, но забывает, о чём он. Баран начинает тосковать и забывает о своих обязанностях, пытаясь вспомнить, что ему приснилось, а вспомнив, умирает.

Коняга

Коняге, в отличие от брата, приходится трудиться в тяжёлых условиях. Брат же только удивляется живучести Коняги — ничем его не проймёшь.

Кисель

Кухарка варит для господ кисель. Сначала он всем нравится, но потом господа отказываются от киселя и уезжают. Кисель съедает свинья. Всё прогуляв, господа возвращаются и видят, что кисель закончился.

Праздный разговор

Губернатор считает, что его должность никому не нужна — чем меньше начальство лезет в дела мужиков, тем лучше они живут. Однако от жалования губернатор не отказывается, называя его «воздаянием».

Деревенский пожар

Сгорает деревня, у вдовы погибает сын. Погружённая в горе, она отказывается от денег барыни, помогающей погорельцам. Деревню отстраивают, но вдова не может забыть о погибшем сыне и уходит.

Путём-дорогою

Двое крестьян работают в городе. По дороге домой они жалуются друг другу на тяжёлую жизнь, голод, большие налоги. Один мечтает отыскать Правду, но другой считает, что Правды на свете уже нет.

Богатырь

Баба-яга родила и воспитала сильного богатыря, но вместо помощи людям он тысячу лет проспал в дупле.

Гиена

Гиена — хитрое и злобное животное, на которое похожи некоторые люди. Иногда кажется, что «гиенские» черты характера вытеснили человеческие, но рассказчик надеется, что «человеческое» всё же победит.

Приключение с Крамоль­никовым

Писатель, протестующий против несправед­ливости, попадает в немилость, перестаёт писать и внезапно понимает, что его работа была бесполезна, ведь она ничего не изменила в жизни людей.

Христова ночь

Воскресший Господь награждает несчастных, судит грешников и показывает им путь к спасению. Прощения не заслуживает только предатель — он осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.

Ворон-челобитчик

Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, ищет правды у начальства и доходит до коршуна. Тот объясняет, что время его правды ещё не пришло, но в будущем она всех объединит.

Рождественская сказка

Услышав проповедь о Правде, впечатли­тельный мальчик обнаруживает, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умирает, не выдержав этого несоответствия.

Игра-путешествие по сказкам

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Шачикова Елена Вячеславовна, учитель
русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Илья, 2021

План-конспект внеклассного мероприятия по
русской литературе «Игра-путешествие по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина» (для
учащихся 7-8 классов)

Цель: обобщить
и закрепить знания, полученные на уроках литературы учащимися по творчеству
М.Е. Салтыкова-Щедрина

Задачи:

Познакомить с биографией
М.Е.Салтыкова-Щедрина;

Закрепить знания по сказкам
М.Е.Салтыкова-Щедрина;

Пробудить интерес у учащихся к
литературным произведениям автора;

Оборудование и приспособления: компьютер с
выходом в интернет,
проектор,
презентация, иллюстрации, иллюстрации учащихся, жетоны для поощрения,
благодарности, сертификаты, медали победителям и участникам.

Ход мероприятия:

Слово учителя:

27 января исполняется 195 лет со дня
рождения знаменитого русского писателя, журналиста, автора острых сатирических
произведений Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Вначале я хотела бы вас пригласить в
виртуальное путешествие «В мире Салтыкова-Щедрина», где мы познакомимся с
биографией писателя, посетим музей Салтыкова-Щедрина в городе Тверь.

А сейчас я предлагаю вам, ребята,
поучаствовать в игре — путешествии по сказкам Салтыкова-Щедрина. Я вижу, что
две команды готовы начать игру. Капитаны команд, представьте, пожалуйста,
участников, название команд.

                                    1 тур. 
Домашнее задание.

Каждая команда должна была подготовить
иллюстрации к сказкам Салтыкова-Щедрина, а другая команда должна отгадать
сказку.

                                    2 тур.  «О
каком герое идет речь?».

Учащимся загадываются загадки, по которым
они должны отгадать название сказки:

В этой сказке два Ивана поживали,

Щи на ужин поедали,

Бедный был и был Богатый,

Были рядом у них хаты.     (Соседи)

Он обычно серый, белый,

В этой сказке он умелый,

Мудрый в этой сказке он,

Что за зверь тут так умен?!  
(«Здравомысленный заяц»)

Как они его искали,

Без него как жить — не знали,

Без него не есть не пить,

Как себя им прокормить?! («Повесть о том,
как мужик двух генералов прокормил»)

Был отец и мать мудры,

Сам был мал, но всё ж удал,

Рыбы, раки даже блохи,

При желании обижали. («Премудрый пескарь»)

                               3 тур. Что
находится в черном ящике?

1.    
Этот предмет
проглотил один из генералов, так как не было ужина.

2.    
Это читали генералы,
находясь на острове.

3.    
Из этого мужик
сделал силки, чтобы словить рыбу и накормить генералов.

4.    
Этим угощал
соседей дикий помещик.

                                4 тур.  Детали

1.    
Какую фамилию
носил помещик в сказке «Дикий помещик»? (Урус-Кучум-Кильдибаев)

2.    
Сколько денег
мечтал выиграть пискарь? (200 тысяч
)

3.    
Кто такой
Пустопляс? (Брат Коняги)

4.    
Назовите имя и
отчество медведя, с которым водил дружбу помещик (Михаиле Иваныч)

5.    
Сколько волчат
было у волка?
(Четверо)

6.    
Сколько было
ума у пискаря?
(Ума палата)

7.    
Кого из своих
крепостных мужиков кричал помещик, забыв о том, что Бог
 его владения от крестьян очистил?  (Сеньку)

8.    
Откуда взялись
мужики в конце сказки «Дикий помещик»? («С неба:
 через губернский город летел строившийся рой мужиков»)

9. 
Какой
распорядок дня был у премудрого пискаря? (Ночью моцион делал, в лунном свете
купался, а днем забирался в нору и дрожал)

10.Кем себя видел во сне заяц? (Чиновником особых поручений при
волке)

                                        5
тур. Игра капитанов

 «Верите ли вы, что…».   Каждый правильный
ответ – 1 балл.

Вопросы капитану 1 первой команды:

 « Верите ли вы, что ….»

1.    
Салтыков —
Щедрин учился в том же учебном заведении, что и Гоголь?
 (Нет, Пушкин, Царскосельский лицей)

2.    
Провинциальная
жизнь в Вятке Салтыков описал в романе «Губернские очерки»?
 (Да)

3.    
Салтыков
родился в семье врача?
 (Нет,
помещик — крепостник)

4.    
Салтыков —
Щедрин был сослан в Вятку на пятнадцать лет?
(Да)

5.    
Щедрин – это псевдоним? (Да)

6.    
После
окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства?
 (Да)

7.    
Никогда не
выезжал за границу?
 (Нет)

8.    
Родовое именье
называлось Спас – Вершина?
(Нет,
Спас-Угол)

9.    
Салтыков —
Щедрин будучи чиновник губернского правления Вятке не брал взяток?
 (Да)

10. После Вятской ссылки по возвращении в Петербург писатель
занимался    разведением коней?
 (Нет)

11. Мать писателя помещицей, жестоко мучившей не только своих
крестьян, но и домочадцев?
 (Да)

12.  Щедрин был мастером Ахиллесова языка? (Нет, Эзопов язык)

13.  Смог вернуться из Вятки в Петербург только после смерти Николая (Да)

14. В чиновничьих кругах Салтыков — Щедрин получил прозвище «Вице
Наполеон»?
 (Нет, «вице-Робеспьер»)

15. Первые три сказки писателя появились на страницах журнала
«Современник»?
 (Нет, «Отечественные записки»)

Вопросы капитану второй команды:

«Верите ли вы, что ….»

1.    
Салтыков-Щедрин
с Тургеневым познакомился в Париже?
 (да)

2.    
Был женат на
дочке вятского губернатора?
 (Да)

3.    
Автобиографический
роман Щедрин назвал «Пошехонская Старина»?
 (Да)

4.    
В сборник
«Сказки для детей изрядного возраста» входит 29 сказок?
 (Нет, 32)

5.    
Город Глупов,
о котором Салтыков написал роман реально существует?
 (Нет)

6.    
Салтыков —
Щедрин был сослан в ссылку в Кострому?
 (Нет, в Вятку)

7.    
Известная сказка
«Колобок» вовсе не народная, а её автор Щедрин?
 (Нет)

8.    
По окончании
лицея (1844) Салтыков становится чиновником
 (Да)

9.    
Первым
учителем Салтыкова был крепостной человек его родителей, живописец Павел?
 (Да)

10.  Подсказал Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? (Нет)

11.  После рождения его отдали в приёмную семью? (Нет)

12   Во время учёбы в Царскосельском лицее Салтыков писал стихи? (Да)

13.  В Московский дворянский институт он поступил десяти лет
отроду?
 (Да)

14.  Салтыков служил губернатором Твери? (Да)

15.  После ухода из «Современника» бросил писать? (Нет)

Слово учителя

— Пока жюри
подсчитывает заработанные баллы, я предлагаю вам, ребята, посмотреть отрывки из
мультфильмов по сказкам Салтыкова – Щедрина.

 Подведение
итогов, награждение команд.

— Я надеюсь, что
вам было интересно еще раз окунуться в сказочный и ироничный мир Салтыкова –
Щедрина. На этом мероприятие, посвященное 195-летию со дня рождения М.Е.
Салтыкова-Щедрина, заканчивается.

   Я хочу сказать
спасибо всем участникам игры, учащимся, которые помогали в организации
мероприятия.

Салтыков-Щедрин — классик русской литературы. Дети не любят его за сказки, которые преподаются в школе, потому что они сложны для восприятия и смысл лежит далеко не на поверхности. А вот когда перечитываешь его уже будучи взрослым понимаешь, как много он вложил в свои произведения. Недаром Салтыков-Щедрин писатель золотого века русской литературы. В данной подборке собраны лучшие цитаты Салтыкова-Щедрина.

Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют…

Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.

Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

Детей было четверо: три сына и дочь. О старшем сыне и об дочери она даже говорить не любила; к младшему сыну была более или менее равнодушна и только среднего, Порфишу, не то чтоб любила, а словно побаивалась.

Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.

Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?

Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков.

Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.

Отрывок 250 слов из сказки салтыкова щедрина

И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется – только дрожит да одну думу думает: «Слава Богу! кажется, жив!»

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.

Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит.

Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Чего-то хотелось: не то конституций, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.

Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм.

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.

Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел — и тот весь выпил!

Жил – дрожал, и умирал – дрожал

Человек так устроен, что и счастье ему надо навязывать.

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные.

Потому что, для продолжения пискарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пискарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пискари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пискарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.

Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце чиновника доступным для обывательских невзгод.

— Mon cher, — говаривал Крутицын, — разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство все-таки вступит в свои права.

Как женщина властная и притом в сильной степени одаренная творчеством, она в одну минуту нарисовала себе картину всевозможных противоречий и противодействий и сразу так усвоила себе эту мысль, что даже побледнела и вскочила с кресла.

Многие склонны путать понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».

Увы! не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку.

Был человек – и нет его! Так-то вот и все на сем свете! сегодня ты и сыт и пьян, живешь в свое удовольствие, трубочку покуриваешь…А завтра – где ты, человек?

Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казённой начинкою.

Отрывок 250 слов из сказки салтыкова щедрина

— Нынче, маменька, и без мужа все равно что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!

Всякому безобразию своё приличие.

Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.

Лежит он день-деньской в норе, ночей недосыпает, куска недоедает и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?

Глупым, в грубом значении этого слова, Струнникова назвать было нельзя, но и умен он был лишь настолько, чтобы, как говорится, сальных свечей не есть и стеклом не утираться.

Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм.

Если на Святой Руси человек начнёт удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит.

Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».

Немного спустя после описанного выше приема письмоводитель градоначальника, вошедши утром с докладом в его кабинет, увидел такое зрелище: градоначальниково тело, облеченное в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова… Письмоводитель выбежал в таком смятении, что зубы его стучали.

analiz-muzhik-dvuh-generalov-prokormil-tema-ideja-sut-smysl
Художник Н. Кузьмин

«Как один мужик двух генералов прокормил» — это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен анализ сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод и проблематика произведения.

Смотрите: 
Краткое содержание сказки
— Все материалы по сказке

Анализ сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина

Б. Я. Бухштаб:

«Вот перед нами сказка о двух генералах и мужике. Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих верхов сметливости и дельности народа.

Для того, чтобы ярче показать то и другое, Щедрин переносит двух генералов и «мужика» на необитаемый остров. Остров этот богат и рыбой, и птицей, и плодами, — но неумелые бездарные генералы чуть с голоду не умерли посреди этого изобилия. <…> Генералы избегли голодной смерти только найдя на острове «мужика». <…>

Конечно, и невежество генералов и умелость мужика тут чрезвычайно преувеличены. В действительности не было, конечно, таких генералов, которые не знали бы, что булки из муки делают. Не было, разумеется, и «мужиков», которые могли бы в пригоршне суп варить. Это сказочные генералы и сказочный мужик. Но сказка давала Щедрину возможность запечатлеть основные качества всех классов его времени — в особенности показать пороки правящих классов — с исключительной цельностью, яркостью и остротой.

В сказке о двух генералах он показал паразитизм господствующих классов, нещадно эксплуатирующих народ. Неумелые во всем генералы хорошо умеют заставлять работать на себя «мужика». Но это удается им только вследствие забитости и приниженности народа.

Обнаружив на острове мужика, генералы «накидываются» на него… И огромный «мужичина», которого на необитаемом острове никто не может принудить, пугается «строгих генералов» и не только начинает как каторжный на них работать, но еще и веревку свивает, чтобы генералы могли на ночь привязать его к дереву. Работает он не только за страх, но и за совесть…

В этой сказке Щедрин бичует не только «генералов», но и «мужика» — за его рабскую покорность своим угнетателям.»

(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге «Сказки» Салтыкова-Щедрина, изд-во «ДЕТГИЗ», 1946 г.)

Я. Эльсберг:

«….одна из самых замечательных щедринских сказок — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

С первого взгляда может показаться, что действующие лица этой сказки поставлены автором в невероятное, фантастическое положение — они почему-то внезапно… оказываются на необитаемом острове. Но фантастика Щедрина была по самой сути своей глубоко реалистической.

«Два генерала» воплощают собою тунеядство, паразитизм эксплуататоров. Эти отставные чиновники («генералами» в царской России называли и высших гражданских чиновников) весь свой век жили за счет народа, угнетая его. Теперь они проводят свое время в полной праздности, получая от правительства большую пенсию.

Щедрин заставляет «двух генералов» оказаться на необитаемом острове, для того чтобы обнажить их социальную сущность, более того — весь характер социальных отношений царской России.

Самодержавно-крепостническое государство и классы, интересы которых оно защищает, и после крестьянской реформы (ведь мужик, избранный Щедриным, не крепостной!) угнетают и обирают крестьян — такой вывод великого сатирика.

Щедринское сатирическое преувеличение и заострение обладает подлинно реалистическим содержанием. «Генералы» убеждены в том, что… народ должен отдавать им плоды своего труда, должен проливать ради них пот и кровь. Эта власть над мужиком, которой обладают «генералы», убедительно иллюстрирует силу крепостнических пережитков во всем общественном строе пореформенной России. <…>

Рассказывая, что мужик дал себя связать веревкой, которую он сам же свил, Щедрин указывает тем самым на политическую темноту, несознательность народных масс того времени, покоряющихся своим эксплуататорам и собственными руками строящие те тюрьмы, куда царское правительство заключало крестьянских вожаков и русских интеллигентов. С болью и горечью видел Щедрин эти черты политической забитости и пассивности, но он был глубоко убежден в том, что народ сумеет подняться на революционную борьбу.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», как и в других своих сказках, Щедрин углубляет мысли русских народных сказок. Глупость и жадность барина, ум и сметливость мужика — один из обычных мотивов русских народных сказок. В этот мотив Щедрин вложил новое политическое содержание.

На примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» можно также уяснить себе сущность так называемой «эзоповской манеры» Щедрина. Цензура не позволяла сатирику прямо ставить в своем творчестве политические вопросы, обличать самодержавие, и Щедрин применял поэму эзоповскую, то есть иносказательную, манеру, берущую свое название от древнегреческого баснописца Эзопа.

Как будто Щедрин рассказывает всего лишь сказку о каких-то двух отставных чиновниках и одном мужике, на самом же деле в это произведение вложено огромное и обобщающее социальное содержание — вопрос о взаимоотношениях народа и господствующих классов. Как будто Щедрин рассказывает всего лишь облеченный в сказочную форму бытовой эпизод, рисующий, как два генерала заставили одного мужика работать на себя, на самом же деле речь идет о всей политике угнетения и обирания крестьянства, проводимой царскими чиновниками и помещиками.»

(вступительная статья Я. Эльсберга, «Рассказы, очерки, сказки», М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во «Детгиз», 1951 г.)

Отрывок из книги «М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях»:

«Каким энергичным, предприимчивым, удачливым в своих трудовых начинаниях изображен мужик! Всякая работа спорится в его руках, из самых затруднительных положений умеет он найти выход. Но, увы! что ни сработает мужик — не ему на пользу это идет. Что он ни напечет, ни изжарит — все попадает в ненасытные утробы тунеядцев-генералов.

И естественным выводом из «Повести» является мысль: как весело, привольно, сытно, счастливо мог бы жить мужик, если бы не необходимость обслуживать генералов, под которыми сатирик разумеет эксплуататорские классы в широком смысле этого слова. <…>

…только писатель, пламенно любящий свою родину и свой народ, глубоко уважающий его, мог создавать такие произведения, как «Повесть о мужике» или «Коняга».»

(«М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях», cост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)

А. С. Бушмин:

«С горькой иронией изобразил Салтыков рабскую покорность крестьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громаднейший мужичина, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен, не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Дал им по десятку яблок, а себе взял «одно, кислое».

Сам же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен был генералам за то, что они «мужицким его трудом не гпушалися». Трудно себе представить более рельефное изображение силы и слабости русского крестьянства в эпоху самодержавия. <…>

Едва ли, например, можно было доходчивее, ярче, остроумнее передать идею о социальном антагонизме и о деспотической сущности самодержавия, чем это сделано в сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». <…>

…веселое издевательство над дворянами-паразитами («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»)…»

(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», «Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах», том 16 (часть 1), 1974 г.)

Это был анализ сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль, мораль, вывод, проблематика произведения.

Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Шедрина

  • Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе по сказке гуси лебеди
  • Откровенные рассказы странника духовному своему отцу аудиокнига слушать бесплатно
  • Откуда взялись звери птицы и рыбы австралийская сказка слушать
  • Откровенные рассказы странника духовному своему отцу сборник книга
  • Открытый урок сказка о царе салтане 3 класс