Отрывки из сказки александра сергеевича пушкина

Ежегодно 6 июня, в день рождения александра сергеевича пушкина, в россии отмечается пушкинский день, известный так же как день русского

Ежегодно 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, в России отмечается Пушкинский день, известный так же как День русского языка. В России творчество поэта востребовано и популярно во все времена. С его сказками дети знакомятся, еще не научившись читать. Фразы из его произведений прочно вошли в повседневную жизнь —  подходя к зеркалу, порой хочется спросить: «Я ль на свете всех милее?..», или в периоды грусти звучит фраза: «Выпьем с горя, где же кружка?». Даже времена года встречаются пушкинскими строками: «Мороз и солнце! День чудесный!» или «Унылая пора, очей очарованье…».

Ко дню рождения великого поэта, с целью привлечения молодого поколения к классической литературе, в библиотеках Мариинско-Посадского района прошел цикл мероприятий, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина.

Сотрудники Центральной районной библиотеки для студентов Мариинско-Посадского технологического техникума провели поэтическое караоке «Давайте вместе Пушкина читать», посвященное любовной лирике поэта. В ходе вечера библиотекари познакомили ребят с музами, вдохновлявшими поэта на создание прекрасных стихотворений: А. Керн, Е. Бакуниной, Е. Воронцовой, Н. Гончаровой. Под звуки классической музыки участники мероприятия проникновенно читали наиболее известные шедевры любовной лирики Пушкина: «Талисман», «Ее глаза», «Не пой, красавица, при мне…», «Сожженное письмо», «Мадонна» и многие другие.

В Детской библиотеке традиционно прошла библиотечная акция «Пишу, как Пушкин», направленная на популяризацию ручного письма и поддержание интереса к истории письменности. В холе библиотеки был оформлен стол с письменными принадлежностями 19 века, где каждый посетитель смог попробовать свои силы в чистописании.

Городская библиотека семейного чтения для жителей микрорайона Коновалова организовала поэтический десант «Я вновь читаю пушкинские строки». Дети и взрослые вслух читали отрывки из любимых произведений А.С. Пушкина, легко вспоминали его сказки, с большим удовольствием читали стихотворения.  Как оказалось, самым популярными стали строки из поэмы «Руслан и Людмила», «У лукоморья дуб зеленый…».

На базе Октябрьской сельской библиотеки для участников летнего оздоровительного лагеря Октябрьской средней школы была проведена викторина «Путешествие в Лукоморье», прошли конкурсы и игры: «Карусель загадок», «Изобразить сказочных героев», «Подбери рифму к словам», «Собери стихотворение А.С. Пушкина», «Работа с пословицами», «Угадай слово», вспоминали все числа, которые встречались в сказках А.С. Пушкина на «Сказочной арифметике».

Библиотекарь Сотниковской сельской библиотеки провела литературную игру «В волшебной Пушкинской стране», в ходе которой ребята отвечали на вопросы викторины, участвовали в конкурсе «Из какой сказки?», «Доскажи словечко», побывали в роли персонажей из сказки.

На базах Первочурашевской и Малокамаевской сельских библиотек для юных читателей прошел часы поэзии «Я вновь читаю пушкинские строки». Библиотекари рассказали о жизни и творчестве одного из самых известных поэтов мировой и русской литературы. Вниманию ребят была представлена игра, с помощью которой они совершили литературный круиз по сказкам А.С.Пушкина. В процессе игры отгадывали загадки, решали тесты, вспоминали, кому из героев принадлежат те или иные слова. В завершении мероприятия, по уже сложившейся традиции, прошёл показ мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В Астакасинской сельской библиотеке прошли литературные чтения «К нам приходят пушкинские сказки…».  Библиотекарь провела обзорную экскурсию и представила книжную выставку «Наш Пушкин». Читатели всех возрастов зачитывали отрывки из произведений великого русского писателя. Дети с большим увлечением пересказывали сюжеты полюбившихся сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок» и др.

Громкие чтения «Я вдохновенно Пушкина читал…» прошли в Кугеевской сельской библиотеке. Библиотекарь рассказала о жизни и судьбе поэта, о значении его поэзии для каждого русского человека. Затем каждый присутствующие читали свое самое любимое произведение автора.

В Эльбарусовской сельской библиотеке проведен литературный праздник «В гостях у Пушкина». Читатели отправились в чудесный мир сказок «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем». В ходе мероприятия ребятам было не сложно ответить на вопросы викторины: какие сказки вы знаете, из каких сказок предметы, из каких сказок иллюстрации, герои сказок. После этого дети прочли стихи и отрывки из произведений Пушкина. 

Библиотекарь Тогаевского пункта выдачи литературы провела Пушкинский день под названием «Он наш поэт — он наша слава». На мероприятии были зачитаны стихотворения и отрывки из сказок Александра Сергеевича. В завершении дети с интересом посмотрели мультипликационный фильм по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

В Аксаринской сельской библиотеки прошел литературный час «Поэзия и сказки А.С. Пушкина». Присутствующие отправились в путешествие в удивительную страну Лукоморье, где живут сказочные герои А.С. Пушкина, чтобы узнать, знают ли они его сказки. С огромным интересом ребята отвечали на вопросы викторины по сказкам Александра Сергеевича.

В завершение всех мероприятий участники пришли к выводу, что изумительная пушкинская поэзия побуждает человека становиться лучше, чище, добрее, делая мир вокруг ярким и прекрасным.

В рамках этого дня всего проведено 18 мероприятий, в которых приняло участие 380 человек.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Русские писатели. А. С. Пушкин – великий русский писатель.»(2 класс)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиК нам приходят пушкинские с...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельностиК нам приходят пушкинские с

    Описание слайда:

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
    К нам приходят пушкинские сказки,
    Яркие и добрые, как сны.
    Сыплются слова, слова-алмазы,
    На вечерний бархат тишины.
    Шелестят волшебные страницы,
    Всё быстрей нам хочется узнать…
    Вздрагивают детские ресницы,
    Верят в чудо детские глаза…
    (Автор неизвестен)

  • 2 слайд

    Речевая разминкаПришел Прокоп — кипит укроп. Ушел Прокоп — кипит укроп. И пр

    Описание слайда:

    Речевая разминка

    Пришел Прокоп — кипит укроп.
    Ушел Прокоп — кипит укроп.
    И при Прокопе кипит укроп,
    И без Прокопа кипит укроп.
    — Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой).

  • 3 слайд

    Введение в тему урока Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте,

    Описание слайда:

    Введение в тему урока
    Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раз-дел?
    —Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе.
    — Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
    В нашей жизни вечно будут
    Этих сказок голоса.
    Сколько сказок у поэта?
    Их не много и не мало,
    Но все …. – это
    Наше вечное начало.

  • 4 слайд

    Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? Сегодня

    Описание слайда:

    Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали?
    Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С. Пушкина.

  • 5 слайд

    Отрывки из сказки александра сергеевича пушкина

  • 6 слайд

  • 7 слайд

     Русские писатели

    Описание слайда:

    Русские писатели

  • 8 слайд

    Правила работы в группе: Работа по теме урока 1. Чтение статьи(Учащиеся

    Описание слайда:

    Правила работы в группе: Работа по теме урока
    1. Чтение статьи
    (Учащиеся читают авторский текст на с. 84.)

    Не перебивай, внимательно слушай других.
    Смело высказывай свое мнение, но не навязывай его.
    Будь доброжелательным!

  • 9 слайд

    Знаешь ли ты авторов и их произведения?

    Описание слайда:

    Знаешь ли ты авторов
    и их произведения?

  • 10 слайд

    Сказки А.С.ПушкинаСказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сказка о попе и

    Описание слайда:

    Сказки А.С.Пушкина
    Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
    Сказка о попе и работнике его Балде.
    Сказка о рыбаке и рыбке.
    Сказка о золотом петушке.
    Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

  • 11 слайд

    Отрывки из сказки александра сергеевича пушкина

  • 12 слайд

    Закрепление знаний и способов действий Я буду читать вам отрывки из сказок,

    Описание слайда:

    Закрепление знаний и способов действий

    Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны сказать мне, из какой они сказки Вспоминаем сказки
    а) Снова князь у моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    ()б) Не дождался.
    К старухе воротился –
    Глядь: опять перед ним землянка;
    На пороге сидит его старуха,
    А пред нею разбитое корыто.
    (.)в) «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе…»
    (.)г) «Негде, в тридевятом царстве,
    В тридесятом государстве,
    Жил-был славный царь Дадон»
    (.)

  • 13 слайд

    Закрепление знаний и способов действий Я буду читать вам отрывки из сказок,

    Описание слайда:

    Закрепление знаний и способов действий

    Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны сказать мне, из какой они сказки Вспоминаем сказки
    а) Снова князь у моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет.
    («Сказка о царе Салтане».)б) Не дождался.
    К старухе воротился –
    Глядь: опять перед ним землянка;
    На пороге сидит его старуха,
    А пред нею разбитое корыто.
    («Сказка о рыбаке и рыбке».)в) «Ветер, ветер! Ты могуч,
    Ты гоняешь стаи туч,
    Ты волнуешь сине море,
    Всюду веешь на просторе…»
    («Сказка о мертвой царевне».)г) «Негде, в тридевятом царстве,
    В тридесятом государстве,
    Жил-был славный царь Дадон»
    («Сказка о золотом петушке».)

  • 14 слайд

    Игра «Волшебный сундучок».– Догадайтесь, что в нем лежит. – Там лежит предм

    Описание слайда:

    Игра «Волшебный сундучок».

    – Догадайтесь, что в нем лежит.
    – Там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорил человеческим голосом.
    – Какие слова говорила мачеха, глядясь в зеркальце?
    – А еще в сундучке лежит предмет, с помощью которого мачеха пыталась погубить прекрасную царевну.
    – Из какой сказки эти предметы?
    – А сейчас я выставлю остальные предметы, а вы должны выбрать те, которые встречаются в других сказках Пушкина.
    чертенок, лебедь, старик, комар, старуха, белка, рыбка, петушок.

  • 15 слайд

    Игра «Доскажи словечко»Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядилс

    Описание слайда:

    Игра «Доскажи словечко»

    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    ….
    – Ей в приданое дано
    Было зеркальце одно;
    Свойство зеркальце имело:
    …!
    – Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря.
    …!
    – Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет.
    – Белка песенки поет
    Да орешки все грызет,
    ….!

  • 16 слайд

    Игра «Доскажи словечко»Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядилс

    Описание слайда:

    Игра «Доскажи словечко»

    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    – Ей в приданое дано
    Было зеркальце одно;
    Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело!
    – Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря.
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года!
    – Ветер по морю гуляет
    И кораблик подгоняет.
    – Белка песенки поет
    Да орешки все грызет,
    А орешки не простые,
    Все скорлупки золотые!

  • 17 слайд

    3. Чтение отрывков(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)

    Описание слайда:

    3.Чтение отрывков

    (Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)— Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

  • 18 слайд

    Отрывки из сказки александра сергеевича пушкина

  • 19 слайд

    Отрывки из сказки александра сергеевича пушкина

  • 20 слайд

    3. Чтение отрывков(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)

    Описание слайда:

    3.Чтение отрывков

    (Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С. Пушкина.)
    — Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.
    (Ответ. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

  • 21 слайд

    ИТОГ УРОКА— – Какой раздел начали изучать на уроке? — Что нового узнали, чем

    Описание слайда:

    ИТОГ УРОКА
    —– Какой раздел начали изучать на уроке?
    — Что нового узнали, чему научились на уроке?
    —Какие сказки написал А. С. Пушкин?
    – Чему очень важному учат нас эти сказки?
    – Какое задание вам понравилось больше всего?

  • 22 слайд

    Домашнее задание ( на выбор)с 72-75 Задание 2, с. 85 Каждой группе инсцениров

    Описание слайда:

    Домашнее задание ( на выбор)
    с 72-75 Задание 2, с. 85 Каждой группе инсценировать отрывок из сказки А.С.Пушкина; или басни И.А.Крылова;

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Организационный момент Речевая разминкаВведение в тему урока К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы, На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё быстрей нам хочется узнать… Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза… (Автор неизвестен) Пришел Прокоп — кипит укроп. Ушел Прокоп — кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп. Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, сожалением, вопросительно, утвердительно, сердито, весело, скороговоркой). Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитай те, как он называется. Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раз дел? Прочитайте на с. 83, с чем мы познакомимся в этом разделе. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? Какие сказки и стихи Александра Сергеевича вы читали или вам читали? В нашей жизни вечно будут Этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало, Но все …. – это Наше вечное начало. Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С. Пушкина. Работа по теме урока Чтение статьи Закрепление знаний и способов действий (Учащиеся читают авторский текст на с. 84.) – Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны сказать мне, из какой они сказки Вспоминаем сказки а) Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)б) Не дождался. К старухе воротился – Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».) в) «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…» («Сказка о мертвой царевне».)г) «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» («Сказка о золотом петушке».) Игра «Волшебный сундучок». – Догадайтесь, что в нем лежит. – Там лежит предмет, который в сказке Пушкина говорил человеческим голосом. – Какие слова говорила мачеха, глядясь в зеркальце? – А еще в сундучке лежит предмет, с помощью которого мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. – Из какой сказки эти предметы? – А сейчас я выставлю остальные предметы, а вы должны выбрать те, которые встречаются в других сказках Пушкина. На интерактивной доске проецируются слайды: лебедь, старик, старуха, рыбка, комар, чертенок, белка, петушок. – Я буду читать начало фразы, а вы должны ее продолжить. Игра «Доскажи словечко» Царь с царицею простился,

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Александр Сергеевич Пушкин.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»М. Пришвин «Осеннее утро».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»В.Д. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»«Осенние листья» — тема для поэтов А. Толстой, С.Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.Фет «Ласточки пропали…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Люблю природу русскую. Осень.»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435518 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Мастер-класс
по произведению А. С. Пушкина «Сказка о попе и

работнике
его Балде».

Цель
урока: знакомство со сказкой Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о попе
и работнике его Балде».

Задачи
урока:

Образовательная:
продолжить обучение выразительному чтению, развивать умение работать с
литературоведческими терминами (сказка, герой). 

Коррекционная:
работать над выработкой навыков осмысленного чтения, умением ставить вопросы к
прочитанным смысловым отрывкам сказки.

Воспитательная:
воспитывать чувство ответственности за данное слово.

I.
Организация начала урока.


Здравствуйте, ребята. Поверьте, вашу готовность к уроку. На столе должны лежать
книга, тетрадь, дневник, ручка, карандаш.

II.
Формулировка цели, определение задач урока.


Сегодня утром почтальон принес нам посылку, что в ней, я не знаю. Давайте
вместе откроем ее и выясним, это поможет нам узнать тему сегодняшнего урока
(открывает). Ребята, вы только посмотрите, какая красивая книга. В ней собрано
много сказок одного очень известного автора. Интересно, кто же их написал?

Всех
героев этих сказок мы узнаем без подсказок:

Царь
Салтан и Черномор, Поп, Балда и царь Гвидон,

И
Людмила и Руслан, кот, что ходит по цепям

Слышали
их с детства наши ушки

Ведь
их автор …………. (Александр Пушкин).


Совершенно верно. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого
русского писателя (Портрет Пушкина на экране), а именно поговорим о «Сказке о
попе и работнике его Балде».


Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

Ø отвечать
на вопросы,

Ø задавать
вопросы,

Ø выразительно
читать,

Ø пересказывать,

Ø находить
в тексте нужные отрывки,

Ø думать,

Ø узнаем
значения новых слов.

III.
Актуализация знаний.

С
самого детства А. С. Пушкин воспитывался няней Ариной Родионовной, которая
рассказывала маленькому сказки, знала много поверий, пословиц, поговорок. Именно
от нее будущий великий писатель и почерпнул интерес к народному творчеству, что
позже отразилось в его произведениях.

От ужаса не
шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Я трепетал – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Толпа толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.

В
сказках автор изображал как волшебных, вымышленных героев, так и обычных людей.


Перед вами определение понятия «сказка». Прочтите его внимательно и ответьте на
вопрос: как вы думаете, в чем ее главное отличие от других произведений?

IV.
Работа с новым материалом.

(Знакомство
со «Сказкой о попе и работнике его Балде». Учащиеся слушают чтение отрывка
сказки учителем, по ходу чтения отмечая карандашом непонятные слова,
расставляя пометки «+», «-»,   «?» (приём «Плюс, минус, интересно».


Каковы ваши впечатления от услышанного?


Что вам больше всего запомнилось из этой сказки?


Какие слова и выражения были непонятны?

V.
Словарная работа.

Поп
— название православного священника.

Балда
– недогадливый, простодушный человек. А у Пушкина это имя собственное.

Полба
– зерновой злак, один из видов пшеницы.

Взыскаться –
искать.

Исправно
— старательно, усердно, добросовестно.

VI.
Работа с текстом сказки (описание характеров героев).


Кто является главными героями сказки?


Что мы можем сказать о характерах героев? Можем ли мы подтвердить свое суждение
текстом?


Перед вами карточки с цитатными характеристиками героев. Ваша задача соотнести
характеристику с героем. Какие качества характера героев мы можем назвать,
опираясь на цитаты?

Устная
характеристика героев, подведение итога
.

«Сказка
о попе и работнике его Балде»

Жил-был
поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

  • Отрывки из рассказов про ливень
  • Отростут или отрастут как пишется
  • Отруки как пишется слитно или раздельно
  • Отросли ногти как пишется
  • Отрочество севастопольские рассказы воскресение