Отроду или от роду как правильно пишется

Первое и, пожалуй, самое сильное впечатление, производимое творчеством ф.м. достоевского, это страсть, с которой написаны все его произведения. импульсивный,

Первое и, пожалуй, самое сильное впечатление, производимое творчеством Ф.М. Достоевского, – это страсть, с которой написаны все его произведения. Импульсивный, горячий, в высшей степени беспокойный человек, он всю жизнь, вероятно, пребывал в состоянии непрерывного нервного возбуждения. Состояние это объясняет многие его поступки, определяет творчество. «Исповедь горячего сердца» – так называется одна из глав романа «Братья Карамазовы». Но те же слова можно отнести ко всему, что написал Достоевский.

Как художника и как публициста его отличает необыкновенная чувствительность, то есть особо острое и глубокое восприятие жизни. Что делает его жизненный опыт богаче и разностороннее, чем у менее чувствительных людей; что позволяет глубже и тоньше понимать человеческую психологию и пневматику – область духовных переживаний. Но в то же самое время такие люди порой становятся жертвами собственного темперамента. Так, вехи биографии Достоевского, основные события, определившие ход и направленность его жизни, так или иначе обусловлены страстной, нервозной, тревожной и какой-то неуемной натурой писателя.

Первый же литературный успех после выхода «Бедных людей» сыграл с ним чрезвычайно злую шутку. Потеря чувства реальности, неспособность скрыть самодовольство – ему казалось, что все вокруг влюблены в него и что так будет всегда. «На днях Тургенев и Белинский, – писал он брату с наивной похвальбой, – разгромили меня в прах за беспорядочную жизнь. Эти господа уж и не знают, как любить меня. Влюблены в меня все до одного». А.Я. Панаева сразу поняла натуру новой литературной знаменитости: нервный и впечатлительный молодой человек, не умеющий владеть собой, слишком высокого мнения о своем таланте, не может скрыть своей гордости перед другими литераторами.

Следующие его произведения оказались не так удачны и были вполне справедливо раскритикованы. Но если еще недавно писатель упивался славой, похвалялся и задирал нос, то теперь он буквально повержен. У него расстроены нервы, он мечется – то уезжает из Петербурга, то возвращается, то снова куда-то едет. Воспринимать критику сдержанно он не в состоянии, отчего кажется смешным, и над ним действительно начинают смеяться. Чем больше смеются, тем более он раздражен и высокомерен и, следовательно, еще более смешон. Еще вчера литературные круги Петербурга считали его гением, а сегодня низводят до полной бездарности. И все-таки в первую очередь причина этого некрасивого противостояния – горячность и порывистость Достоевского. Д.В. Григорович вспоминал, как при встрече с И.С. Тургеневым Достоевский не сдержался и заявил, «что никто из них ему не страшен, что дай только время, он всех их в грязь затопчет». А Панаева описывала, как жаловался ей Н.А. Некрасов: «Достоевский просто сошел с ума! Явился ко мне с угрозами, чтобы я не смел писать мой разбор на его сочинение в следующем номере. И кто это ему наврал, будто бы я всюду читаю сочиненный мною на него пасквиль в стихах! До бешенства дошел».

Этот замкнутый круг не мог разорваться, пока наконец Достоевский, перессорившись со всеми, навсегда не прекратил отношения с окружением В.Г. Белинского. Но Достоевский не был бы собой, если бы не бросился в какую-то очередную крайность.

Новые знакомые – новые увлечения. Братья Бекетовы, А.Н. Майков и, конечно, М.В. Петрашевский. И вот уже романтик и мечтатель Достоевский – страстный социалист, горячий поборник идеи преобразования мира. Его вера в скорое преображение мира почти религиозна. Чаяния золотого века – мистические. Но еще раньше – в 1846 г., о чем вспоминал он впоследствии в «Дневнике писателя», – Достоевский, по его же собственному признанию, страстно принял учение Белинского. А учение Белинского было сугубо атеистическим: «В словах «Бог», «религия», – писал Белинский Герцену, – вижу тьму, мрак, цепи и кнут». Все это стало верой Достоевского, ручавшегося, что останется атеистом «до гробовой крышки».

По странному совпадению Белинский возвысил Достоевского, но он же довел его до цугундера. Чтение в кружке Петрашевского письма Белинского Гоголю стало началом каторжного пути, пройденного Достоевским сполна. Но путь этот – от эшафота до Сибири – снова привел Достоевского к Богу. И снова со всей страстью он кинулся в другую сторону. Все время пребывания в остроге, по его же признанию, он провел в раздумьях. Он пересматривал прошлую жизнь, перебирал мелочи, обдумывал всё происшедшее с ним, судил и клял себя, даже благодарил судьбу за предоставленное «уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни». Уединением, которое он пережил среди криков, шума и гама, Достоевский называл собственную замкнутость, уход в себя, внутреннюю отгороженность от сотен товарищей по несчастью. По дороге в острог он получил в подарок Евангелие, ставшее единственной книгой на ближайшие четыре года. В этом странном уединении с Евангелием в руках он снова делается религиозным и даже обретает и формулирует собственный символ веры: «Верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, то мне лучше бы хотелось остаться с Христом, нежели с истиной».

Он вышел с каторги другим человеком, но неизменно страстным, сверхчувствительным и беспокойным. Вскоре открылась новая страница его жизни – отношения с женщинами. До сих пор эта сфера находилась где-то на периферии. На первый план выступало творчество, поиски истины, споры, годы каторги. Но всему свое время.

Он влюбился в замужнюю женщину, которая не отвечала ему взаимностью и, по-видимому, не очень-то уважала. Зато он влюбился до отчаяния, до физического недомогания. Он плачет, когда она уезжает. Он не может есть, если долго не видит ее. Когда же его возлюбленная – М.Д. Исаева овдовела, он с каким-то исступлением принялся добиваться ее руки. О намерении жениться он писал брату: «Мое решение принято, и хоть бы земля развалилась подо мной, я его исполню…» Своему другу А.Е. Врангелю он признавался, что любит Исаеву до безумия: «Мысль о ней свела бы меня в гроб или буквально довела бы меня до самоубийства, если бы я не видел ее». История этой любви затем вошла в творчество писателя. Но когда читаешь о ней сегодня, кажется, что это действительность вышла из романа.

Все, что происходит с Достоевским, все исполнено каким-то внутренним напором, клокотанием, «карамазовским безудержем». Он все-таки женился на Исаевой, обретя вместе с неуравновешенной женой такого же неуравновешенного пасынка, и прожил в этом браке семь несчастных лет. Но пока еще жива Мария Дмитриевна, Федор Михайлович бросается в объятия другой женщины – А.П. Сусловой. И снова это роман из романа – непонятно, где граница между жизнью и фантазией. К тому же обнаруживается новая страсть – страсть к игре. Вместе с Сусловой он уезжает за границу, проигрывает там деньги, сидит в гостинице без пфеннига или су, боится, что принесут счет, который нечем оплачивать. И всё переплетается – все страсти, все увлечения и влечения. Все это горячо, исступленно, а временами с надрывом. Даже когда отношения с Сусловой – смесь любви и ненависти – были разорваны, он еще долго продолжал хранить к ней чувства, и каждое письмо от Сусловой, по свидетельству второй жены писателя Анны Григорьевны, заставляло его волноваться.

Но ни встреча с Анной Григорьевной, ни счастливый второй брак, ни рождение детей, ни исцеление от лудомании – ничто не могло сделать Достоевского спокойнее и выдержаннее. Он все так же импульсивен, впечатлителен, обидчив, ревнив. Жена писала о нем: «Нервный, увлекающийся и доходящий во всем до последних пределов человек». Женитьба на Анне Григорьевне Сниткиной не принесла ему покоя. Теперь он не мог найти себе места то из-за беспокойства по поводу здоровья жены или неприятностей, якобы угрожающих ей, то из-за беспочвенной ревности. Эта ревность мучила его до потери сознания, до слез, до мыслей о самоубийстве, несмотря на то, что второй брак, зрелая пора жизни подарили ему относительный покой. Вместе с тем его работа – художественная и публицистическая – стала для него второй каторгой. В этом он признавался сам: «Если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней». Он изводит себя работой, пишет по 10–12 часов, не спит ночами. Воистину, человек, идущий до последних пределов.

***

Юному Мережковскому, принесшему свои стихи, Достоевский сказал: «Страдать надо, молодой человек, а потом стихи писать». Разумеется, он знал, о чем говорил. И дело не только в каторге. Даже если бы Достоевский не был в остроге, то все равно познал бы страдания – так он был устроен, такой чувствительностью – вероятно, от рождения, – он обладал. Разумеется, страдание – это не тема творчества, это лишь побуждение к нему, воспитание умения чувствовать и отличать действительные чувства от сентиментальности и мечтательности.

Литературное дарование складывается из многих компонентов. Первое и самое простое – это склонность к письменной речи, способность расставлять нужные слова в нужном порядке (к слову, современные модные писатели зачастую не обладают даже этим минимально необходимым качеством). Затем – склонность к рассказыванию, умение поведать о чем угодно интересно, так, чтобы читающий не скучал. Еще сложнее – это воображение, способность выдумать и стройно выстроить сюжет. Следующая ступень – умение чувствовать, разделять чувства и эмоции, склонность к эмпатии. Наконец – это мысль.

С чем-то человек рождается, но кое-что приобретается опытом или требует импульса. Именно потому Достоевский и призывал страдать, чтобы учиться чувствовать и понимать других, размышлять и видеть связь между не связанными внешне явлениями. Он сам был человеком страданий, сумевших организовать и настроить в нем художника. Страстность его натуры стала неотъемлемой частью творчества. Что подтверждает теорию о непосредственном характере подлинного новаторства. Творчество настолько же оригинально, насколько оригинален творец. Можно придумать какую угодно схему и следовать ей, просчитать подходы и создать собственный порядок слов, но выйдет как у Сальери:

…Музыку я разъял, как труп.
                                 Поверил
Я алгеброй гармонию <…>
Усильным, напряженным
                         постоянством
Я наконец в искусстве
                            безграничном
Достигнул степени высокой…

Но рядом есть Моцарт, творящий непосредственно, от сердца. И Сальери вынужден признать:

…Какая глубина!
Какая смелость
               и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог,
               и сам того не знаешь…

Настоящее новаторство – это запечатленный внутренний мир творца, это сам творец. И если внутренний мир его беден или бесстрастен, грязен или темен, то и творчество будет таким же, несмотря ни на какую алгебру. Герои Достоевского – это сам Достоевский, обуреваемый чувствами и фантазиями, раздираемый сомнениями и комплексами, измученный порывами, мечтами и даже галлюцинациями. Эволюция его творчества – это его личная эволюция, это движение от путаной романтически-мечтательной «Хозяйки» к стройной и сложной симфонии «Братьев Карамазовых».

Еще восемнадцати лет от роду он заявил, что намеревается разгадать тайну человека, потому что сам хочет быть человеком. И действительно, этой теме посвящено все его творчество. Во всем мире его знают как психолога, задолго до психоанализа, заглянувшего в глубины подсознания, связавшего характер и судьбу человека с его детством, родителями и воспитанием. В художественной форме он исследовал психологию преступников, психопатологию, социологию, криминалистику. Религиозные метания Достоевского привели к тому, что появилась его собственная теория о духовной жизни человека. Можно соглашаться с этим учением или не соглашаться – не в том суть. Духовная и религиозная тема – центр его творчества. Вопрос о Боге, о вере и неверии рассматривается в каждом большом произведении Достоевского. И рассматривается в свойственной только ему манере – среди страстей, борений, соблазнов и увлечений. Его творческий акт – это наблюдение за схваткой Бога и дьявола на поле человеческого сердца.

Его называют пророком, потому что знание человеческой природы помогало ему понять не только отдельных людей, но и сообщества. И разве сегодня, спустя 200 лет со дня его рождения, не узнаем мы себя в «Легенде о Великом Инквизиторе»? Не о нас ли сегодняшних рассуждает Инквизитор перед явившимся Христом? «Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь, как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмем на себя. И возьмем на себя, а нас они будут обожать как благодетелей, понесших на себе их грехи пред богом. И не будет у них никаких от нас тайн. Мы будем позволять или запрещать им жить с их женами и любовницами, иметь или не иметь детей – всё судя по их послушанию – и они будут нам покоряться с весельем и радостью».

Как верующий он предвидел темные времена и попытки уничтожения человека. Но в то же время он чаял нового общества, некоего христианского социализма, основанного на братстве всех во Христе; он верил, что темные времена завершатся преображением мира и человека, пришествием Христа, новым и последним Воскресением.

***

Есть такой жанр: интервью с классиком. Почему бы и нам в день двухсотлетия великого соотечественника не обратиться к нему с вопросами? Что если спросить Федора Михайловича не о том, что было и прошло, а о том, что вечно, что и сегодня пребывает с нами: о добре и зле; о том, что же такое человек; чем человек русский отличается от европейца; о любви, свободе и нравственности и о том, наконец, каким он видел будущее человечества и России…

– Итак, Федор Михайлович, сегодня, когда мы отмечаем Ваше 200-летие, в мире очень тревожно. Повсюду волнения и бунты несогласных с насильственными медицинскими экспериментами и маркировкой людей; возникла угроза нехватки продовольствия в самом ближайшем будущем. Поговаривают даже о возможном искусственно созданном голоде. Естественно, что многие задаются вопросом: что же такое человек, с таким азартом и коварством истребляющий себе подобных? Вы посвятили себя постижению человека, расскажите нам кратко: что есть человек и для чего он живет?

– После появления Христа как идеала человека во плоти стало ясно как день, что высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашел, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, – это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастие. Таким образом, закон я сливается с законом гуманизма, и в слитии, оба, и я и все (по-видимому, две крайние противоположности), взаимно уничтоженные друг для друга, в то же самое время достигают и высшей цели своего индивидуального развития каждый особо. <…>

Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели. Но если эта цель человечества окончательная (достигнув которой ему не надо будет развиваться, то есть достигать, бороться, прозревать при всех падениях своих идеал и вечно стремиться к нему, – стало быть, не надо будет жить) – то, следственно, человек, достигая, оканчивает свое земное существование.

– В наши дни идея о преобразовании человеческой природы стала прямо-таки модной. Сильные мира сего увлеклись фантазиями изменения человека. Всерьез ведутся работы над достижением бессмертия – разумеется, для избранных. Даже название есть у этого движения: иммортализм. В планах уничтожение homo sapiens и создание нового антропологического вида – человека, скрещенного с машиной. Вспомнили (а может, никогда и не забывали!) Мальтуса, заговорили о перенаселении Земли.

– Идея Мальтуса о геометрической прогрессии населения, без сомнения, неверна; напротив, достигнув известного предела, население может даже совсем останавливаться. La population reste stationnaire (популяция остается устойчивой); тут, конечно, многообразные причины <…>, но тем не менее, кажется, будет вернее последовать аксиоме, правда еще не доказанной, но лишь предрешаемой, именно: что территория может поднять ту численность населения, которая лишь сообразна с ее средствами и границами. А далее la population restera stationnaire (популяция останется устойчивой). Эта аксиома ждет, может быть, всю Европу. Таким образом, многоземельные государства могут быть самые огромные и сильные. Это очень интересно для русских.

– Всё может быть иначе, потому что на смену Слову идет цифра. Каковы Ваши представления о будущем человечества?

– Итак, человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное. Но достигать такой великой цели, по моему рассуждению, совершенно бессмысленно, если при достижении цели всё угасает и исчезает, то есть если не будет жизни у человека и по достижении цели. Следственно, есть будущая, райская жизнь. Какая она, где она, на какой планете, в каком центре, в окончательном ли центре, то есть в лоне всеобщего Синтеза, то есть Бога? – мы не знаем. Мы знаем только одну черту будущей природы будущего существа, которое вряд ли будет и называться человеком (следовательно, и понятия мы не имеем, какими будем мы существами). Эта черта предсказана и предугадана Христом, – великим и конечным идеалом развития всего человечества, – представшим нам, по закону нашей истории, во плоти; эта черта: «Не женятся и не посягают, а живут, как ангелы Божии». Черта глубоко знаменательная. <…> 

Это идеал будущей, окончательной жизни человека, а на земле человек в состоянии переходном. Это будет, но будет после достижения цели, когда человек переродится по законам природы окончательно в другую натуру, которая не женится и не посягает. <…>

Атеисты, отрицающие Бога и будущую жизнь, ужасно наклонны представлять всё это в человеческом виде, тем и грешат. Натура Бога прямо противоположна натуре человека. Человек, по великому результату науки, идет от многоразличия к Синтезу, от фактов к обобщению их и познанию. А натура Бога другая. Это полный Синтез всего бытия, саморассматривающий себя в многоразличии, в Анализе.

Но если человек не человек – какова же будет его природа?

Понять нельзя на земле, но закон ее может предчувствоваться и всем человечеством в непосредственных эманациях (Прудон, происхождение Бога), и каждым частным лицом.

Это слитие полного я, то есть знания и Синтеза, со всем. «Возлюби всё, как себя». Это на земле невозможно, ибо противуречит закону развития личности и достижения окончательной цели, которым связан человек. <…>

Как воскреснет тогда каждое я – в общем Синтезе – трудно представить. Но живое, не умершее даже до самого достижения и отразившееся в окончательном идеале – должно ожить в жизнь окончательную, синтетическую, бесконечную. Мы будем – лица, не переставая сливаться со всем, не посягая и не женясь, и в различных разрядах (в дому отца моего обители многи суть). Всё себя тогда почувствует и познает навечно. Но как это будет, в какой форме, в какой природе, – человеку трудно и представить себе окончательно.

Итак, человек стремится на земле к идеалу, противуположному его натуре. Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовью в жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и назвал это состояние грехом. Итак, человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается и райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна.

– Значит, смысл человеческой жизни – в стремлении к идеалу, в служении ближнему?

– Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник – стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

– А что такое «нравственное занятие»? Что это вообще такое – «нравственность»? Верность убеждениям или что-то надмирное, метачеловеческое? Ведь если считать нравственность согласием с убеждениями, то и сожжение еретиков, и Освенцим, и доносы в Следственный комитет по наущению Росздравнадзора, – всё это нравственно?

– Сжигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю Ваш тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность, но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня – Христос. Спрашиваю: сжег бы Он еретиков? – нет. Ну так, значит, сжигание еретиков есть поступок безнравственный. <…> Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. <…> Потому еще нравственное не исчерпывается лишь одним понятием о последовательности с своими убеждениями, – что иногда нравственнее бывает не следовать убеждениям, и сам убежденный, вполне сохраняя свое убеждение, останавливается от какого-то чувства и не совершает поступка. Бранит себя и презирает умом, но чувством, значит совестью, не может совершить и останавливается (и знает, наконец, что не из трусости остановился). Это единственно потому остановился он, что признал остановиться и не последовать убеждению – поступком более нравственным, чем если б последовать. <…> Каламбур: иезуит лжет, убежденный, что лгать полезно для хорошей цели. Вы хвалите, что он верен своему убеждению, то есть что он лжет, и это дурно: но так как он по убеждению лжет, то это хорошо. В одном случае, что он лжет – хорошо, а в другом случае, что он лжет – дурно. Чудо что такое.

– Роль иезуита у нас играют СМИ и чиновники. Лгут напропалую! И уверены, что это полезно.

– Наш чиновник – олицетворение ничегонеделания. <…> А пресса, между прочим, обеспечивает слово всякому подлецу, умеющему на бумаге ругаться, такому, которому ни за что бы не дали говорить в порядочном обществе, напротив, разбили бы ему морду и вытолкали. А в печати приют: приходи, сколько хочешь ругайся, даже с почтением примут. <…> С недавнего времени меня вдруг осенила мысль, что у нас в России, в классах интеллигентных, даже совсем и не может быть не лгущего человека. Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. Я убежен, что в других нациях, в огромном большинстве, лгут только одни негодяи; лгут из практической выгоды, то есть прямо с преступными целями. Ну а у нас могут лгать совершенно даром самые почтенные люди и с самыми почтенными целями. <…> Лганье, несмотря на всю невинность свою, намекает на чрезвычайно важные основные наши черты, до того, что уж тут почти начинает выступать мировое. Например, 1) на то, что мы, русские, прежде всего боимся истины, то есть и не боимся, если хотите, а постоянно считаем истину чем-то слишком уж для нас скучным и прозаичным, недостаточно поэтичным, слишком обыкновенным и тем самым, избегая ее постоянно, сделали ее наконец одною из самых необыкновенных в редких вещей в нашем русском мире. <…> Второе, на что наше всеобщее русское лганье намекает, это то, что мы все стыдимся самих себя. Действительно, всякий из нас носит в себе чуть ли не прирожденный стыд за себя и за свое собственное лицо, и, чуть в обществе, все русские люди тотчас же стараются поскорее и во что бы ни стало каждый показаться непременно чем-то другим, но только не тем, чем он есть в самом деле, каждый спешит принять совсем другое лицо. <…> Мы многому научились, что бранить на Руси, и иногда бранимся дельно. Но мы совершенно не знаем и не умеем до сих пор, что хвалить на Руси, за что, впрочем, и нас похвалить не следует.

– Сегодня все бранятся со всеми. И так же стыдятся самих себя, как и двести, сто пятьдесят лет назад. Во всяком случае, заграница для кого-то во всем пример, а разницы между страной и государством для многих не существует. Вместо того, чтобы влиять на власть и что-то менять, ненавидят страну. Почему русский человек не может навести порядок в собственном доме, зато с вожделением смотрит в чужие окна?

– Целое восемнадцатое столетие мы только и делали, что пока лишь вид перенимали. Мы нагоняли на себя европейские вкусы, мы даже ели всякую пакость, стараясь не морщиться: «Вот, дескать, какой я англичанин, ничего без кайенского перцу есть не могу». Вы думаете, я издеваюсь? Ничуть. Я слишком понимаю, что иначе и нельзя было начать. <…> И чего же мы достигли? Результатов странных: главное, все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасала их от этого высокомерного снисхождения даже и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полнейшее от России отречение. Не хотели европейцы нас почесть за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае: Grattez, дескать, lе гussе еt vouz vеггеz lе tartаге (поскребите русского, и вы увидите татарина), и так и доселе. Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более они презирали нас самих. Мы виляли пред ними, мы подобострастно исповедовали им наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой, как бы желая поскорее отвязаться, что мы это всё у них «не так поняли». <…>

А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество, – я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал. Европа нам почти так же всем дорога, как Россия; в ней всё Афетово племя, а наша идея – объединение всех наций этого племени, и даже дальше, гораздо дальше, до Сима и Хама. Как же быть?

Стать русскими, во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу все изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать.

– Все это относится не только к Западной Европе, но и к славянам? Потому что сегодня Россию пуще других ненавидят именно славяне. Польша, Чехия, а уж Украина!..

– У России нет больше врагов и не будет, как славяне. <…> По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, – не будет у России и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают, не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что все точно так именно сбудется, как я говорю, и не по низкому, неблагодарному, будто бы, характеру славян, совсем нет, – у них характер в этом смысле как у всех, – а именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. Распространяться не буду, но знаю, что нам отнюдь не надо требовать с славян благодарности, к этому нам надо приготовиться вперед. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут они непременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия, отняв их у турок, проглотила бы их тотчас же, «имея в виду расширение границ и основание великой Всеславянской империи на порабощении славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени». Долго, о, долго еще они не в состоянии будут признать бескорыстия России и великого, святого, неслыханного в мире поднятия ею знамени величайшей идеи, из тех идей, которыми жив человек и без которых человечество, если эти идеи перестанут жить в нем, – коченеет, калечится и умирает в язвах и в бессилии. <…> О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. Они поймут всё величие и всю святость дела России и великой идеи, знамя которой поставит она в человечестве. Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. <…>

Быть малороссом, чехом – мелкая идея, быть всеславянином – выше, а для чего быть всеславянином? Чтобы сказать всеславянское слово. Какое оно? Православье, а главный выразитель – великорус… А! Великорус, скажет малоросс. Да, великорус, но хотите – примыкайте, хотите – нет, будьте вольны и свободны. Это дело вольное и свободное. Но идея не созрела. Славяне не понимают, она лишь в России. И потому мы должны лишь служить славянам и облегчать их участь, а там как они хотят: примкнут или нет к федерации – все равно.

– Федор Михайлович, деликатный вопрос о социализме, который, по Вашему слову, основан на неуважении к человечеству, на стадности. Но многие, кто видел социализм, желают его возвращения. Не оттого ли мы так расходимся во взглядах, что под социализмом Вы понимали нечто другое, чем понимаем мы?

– Коммунизм произошел из христианства, из высокого воззрения на человека, но вместо самовольной любви нелюбимые берутся за палки и хотят сами отнять то, что им не дали не любившие их. <…> Я никогда не мог понять мысли, что лишь 1/10 людей должны получать высшее развитие, а что остальные 9/10 служат лишь материалом и средством. Я знал, что это факт, и что пока иначе невозможно, и что уродливые утопии лишь злы и уродливы и не выдерживают критики. Но я никогда не стоял за мысль, что 9/10 надо консервировать и что это-то и есть та святыня, которую сохранять должно. Эта идея ужасная и совершенно антихристианская.

– И как же быть? Как переломить или пересилить эту несправедливость?

– Надо хлопотать только об усилении и о прогрессе в теперешней жизни <…> этим усилением вы будете приобретать всё более и более опытов, через которые народы сами собою дойдут до социализма, если только правда, что он представляет универсальное лекарство всему обществу.

– Чего же нам ждать, Федор Михайлович? Во что верить сегодняшней России?

– Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верою, что все наши девяносто миллионов русских, или сколько их тогда будет, будут образованны и развиты, очеловечены и счастливы. Что свет и высшие блага жизни завещаны лишь 10-й доле <…> С условием 10-й лишь части счастливцев я не хочу даже и цивилизации. Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается, трудно предугадать, но оно будет. Я верую, что это царство совершится. Но хоть и трудно предугадать, а значки в темной ночи догадок все же можно наметить хоть мысленно, я и в значки верю. И пребудет всеобщее царство мысли и света и будет у нас в России, может, скорее, чем где-нибудь. <…> Сие последнее буди, буди…

Правописание слова «годы» и «года» во множественном числе: когда как верно, примеры употребления

Писать «годы» или «года» следует в зависимости от общего смысла предложения, от того, что вы им хотите сказать, какую мысль выразить. Слово «год» во множественном числе правильно пишется с окончанием «», если имеется в виду единица измерения времени или его отрезок, более-менее точно отграниченный каким-либо фактом, признаком или событием:

  • «В мусульманском (исламском) календаре високосные годы отсутствуют»;
  • «Чарльз Гудьир потратил многие годы на поиски способов стабилизации каучука, пока не получил продукт, пригодный для массового производства и применения – резину».
  • «Лучшие годы для начала занятий творческой деятельностью – от начала физиологического созревания организма (9-15 лет) до полного формирования структур головного мозга (21-27 лет)»;
  • «В последние годы отмечается небольшое, но стабильно фиксируемое снижение темпов роста населения Земли относительно спрогнозированных 15-20 лет тому назад».

Частичный синоним (для возрастных стадий человеческой жизни) – «лета́» («зрелые лета», «юношеские лета»; ударение на «а»). Применительно к человеку употребляется только в индивидуальном порядке: «первые годы брачной жизни» – правильно; «первые лета брачной жизни» – стилистически некорректно. Тот же синоним, архаичный – «ле́ты» (ударение на «е»: «Скромней бы надо быть, С таким несчастием, да в ваши леты»; М. Ю. Лермонтов, «Маскарад»)

Когда пишется года́

Форма множественного числа от «год»«года́» – с ударением на «а» употребляется, когда подразумевается скорее всего критерий умственной и нравственной (интеллектуально-моральной) зрелости человека или время совершения легендарных событий, то есть фактически в переносном значении:

  • «Мои года – моё богатство» (Б. Окуджава);
  • «В те баснословные года – незрелы были мы тогда – но как мы верили в себя…».

Тонкие нюансы

Существует случай, когда можно писать или «годы», или «года», по выбору автора. Это – если подразумевается течение времени, то есть опять-таки в переносном (косвенном) значении. И вот тут имеется довольно тонкий момент: когда вы хотите подчеркнуть, что время идёт плавно, неторопливо, и воспринимаете его ход философски, желательно писать всё то же «годы». К примеру, «проходят года» и звучит, и читается не очень-то гладко, а вот «проходят годы» гораздо лучше.

«Года» в данном смысле более подойдёт для выделения скоротечности и необратимости перемен во времени; преимущественно с оттенком ностальгии: «летят года», «умчались те года», «где они, мои молодые года?» Синонимом в таком смысле будет уменьшительное «годки» (ударение на «и»): «Эх, гульнуть бы, как в прежние годки!»

Для обозначения череды тяжёлого или чем-то ещё примечательного времени из одного года и/или ряда лет подходит и то, и другое («послевоенные годы – послевоенные года»; «смутные годы – смутные года»). Синонимы «годи́на» («голодная година», «лихая година»), «лихолетье» («неурожайное лихолетье»).

Грамматика

Слово «год» – имя существительное мужского рода 2-го склонения. После количественных числительных (кроме «один», «одного») и определительных наречий в смысле сколько-то, столько-то («мало», «много», «несколько», и т.п.) употребляется преимущественно супплетивная форма родительного падежа множественного числа «лет» («от двух лет»; «маловато ему ещё лет»), но допустимо писать также «годов» или, уменьшительное, «годков» либо «годиков» («а годиков-то тебе сколько от роду?»). К слову, «супплетивная» форма по-русски значит просто-напросто «видоизменённая».

В статье Викисловаря о слове «год» определительные наречия отчего-то названы местоимениями, но это ещё полгреха. Там же, бог весть с какой причины, предлагается предложный падеж «годе» и местный «(в) году». Местный падеж в русском языке если и нужен, то не для этого слова, а «в прошлом годе» или, скажем, «о том годе» давным-давно не говорят и в вятской глубинке. В живом современном русском языке слово «год» склоняется таким образом:

  • Именительный: год (полн.), годо́к, го́дик (уменьш.) (ед. ч.); го́ды/года́ (полн.), го́дики, годки́ (уменьш.), лета́ (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Родительный: го́да (полн.), годка́, го́дика (уменьш.) (ед. ч.); годо́в (полн.), годко́в, го́диков (уменьш.), лет (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Дательный: го́ду (полн.), годку́, го́дику (уменьш.) (ед. ч.); года́м (полн.), го́дикам, годка́м (уменьш.), лета́м (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Винительный год (полн.), годо́к, го́дик (уменьш.) (ед. ч.); го́ды/года́ (полн.), го́дики, годки́ (уменьш.), лета́ (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Творительный: го́дом (полн.), годко́м, го́диком (уменьш.) (ед. ч.); года́ми (полн.), годка́ми, го́диками (уменьш.), лета́ми (супплетивн.) (мн. ч.).
  • Предложный: году́ (полн.), годке́, го́дике (уменьш.) (ед. ч.); года́х (полн.), го́диках, годка́х (уменьш.), лета́х (супплетивн.) (мн. ч.). Архаичная (устаревшая) форма единственного числа го́де («А в позапрошлом годе хлебов не уродило»).

Значение

Существительное «год» в русском языке употребляется в следующих значениях:

    Календарный год – несистемная единица измерения времени, равная 365 суткам (обычный) или 366 суткам (високосный) в юлианском и григорианском календарях; 355 суткам в мусульманском (исламском) и 355 суткам (обычный) или 385 суткам (високосный) в иудейском (еврейском) календарях. Календарные годы делятся на 12 месяцев. Христианский год заканчивается в полночь 31 декабря и одновременно, в ноль часов ноль минут ноль секунд 1 января, начинается следующий (Новый) год. Празднуется по местному времени. Погодное летоисчисление ведётся и часы сверяются по Всемирному координированному времени UTC (Coordinated Universal Time), приуроченному к астрономическому времени на Гринвичском меридиане. Стандартный год по UTC солнечный (вычисляется по видимому движению Солнца на небесной сфере). Исламский и иудейский годы лунные, вычисляются по смене фаз луны.

«Года» или «годы», как правильно?

Слова «годы» и «года» — это нор­ма­тив­ные вари­ан­ты мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «год» в рус­ском язы­ке. Их выбор зави­сит от смыс­ла высказывания.

Словом «год» обо­зна­ча­ют еди­ни­цу лето­ис­чис­ле­ния, вре­мен­ной про­ме­жу­ток в 12 меся­цев, в тече­ние кото­ро­го Земля совер­ша­ет пол­ный обо­рот вокруг Солнца.

Формы множественного числа слова «год»

Чтобы выяс­нить, какое сло­во выбрать, «года» или «годы», пона­блю­да­ем, как обра­зу­ют­ся падеж­ные фор­мы иссле­ду­е­мо­го существительного:

  • и. п. (что?) год, го́ды и года́
  • р. п. нет (чего?) го́да, годо́в, лет
  • д. п. при­уро­чить (к чему?) к го́ду, к года́м
  • в. п. отло­жим (на что?) на год, го́ды
  • т. п. инте­ре­су­ешь­ся (чем?) го́дом, года́ми
  • п. п. про­ис­хо­дит (в чём?) в году́, в года́х

Итак, в пара­диг­ме это­го неоду­шев­лен­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го отме­тим две нор­ма­тив­ные фор­мы име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Годы или года

Тем не менее в рус­ском язы­ке эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы име­ют неко­то­рые сти­ли­сти­че­ские и смыс­ло­вые раз­ли­чия. Уточним, в какой рече­вой ситу­а­ции при­ем­ле­мо сло­во «годы» и когда исполь­зу­ет­ся фор­ма «года».

Употребление слова «годы»

Форма мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «годы» соче­та­ет­ся с дру­ги­ми сло­ва­ми в роди­тель­ном паде­же и обо­зна­ча­ет какой-то этап жиз­ни, вре­мен­ной пери­од какого-либо собы­тия, не свя­зан­ный с кон­крет­ны­ми датами:

  • годы жиз­ни;
  • в годы войны;
  • годы стро­и­тель­ства;
  • в годы дет­ства и юности.

В соче­та­нии с поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми фор­мы сло­ва «годы» и «годов» упо­треб­ля­ют­ся для обо­зна­че­ния десятилетия:

  • девя­но­стые годы про­шло­го столетия;
  • в пяти­де­ся­тые годы;
  • немое кино два­дца­тых годов.

Примеры

В годы вой­ны жен­щи­ны и под­рост­ки заме­ни­ли муж­чин у стан­ков заводов.

В годы дово­ен­но­го кине­ма­то­гра­фа появи­лась целая пле­я­да талант­ли­вых актёров.

В годы пер­вых пяти­ле­ток наша стра­на ста­ла пре­вра­щать­ся в инду­стри­аль­ную державу.

Употребление слова «года»

Вариант фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го «года» с удар­ным окон­ча­ни­ем исполь­зу­ет­ся реже. Он упо­треб­ля­ет­ся, когда речь идет о воз­расте чело­ве­ка в обоб­щен­ном смыс­ле или о тече­нии лет жизни.

Не пове­ри­те, летят года, как пти­цы по небу.

С точ­ки зре­ния сти­ли­сти­ки эта фор­ма сло­ва харак­тер­на для раз­го­вор­ной или поэ­ти­че­ской речи.

Бегут года, и дни меня­ют ночи.
Восход — закат. За летом сно­ва осень.
А жизнь, как реки, вспять не повернуть,
И так коро­ток отве­дён­ный путь.

Отметим, что в неко­то­рых слу­ча­ях сло­ва «годы» и «года» вза­и­мо­за­ме­ня­е­мы по смыс­лу, осо­бен­но тогда, когда при них име­ет­ся опре­де­ле­ние в виде при­ла­га­тель­но­го, при­тя­жа­тель­но­го место­име­ния, при­ча­стия и пр.

Ах, как быст­ро бегут года (годы), что не угнать­ся за ними!

В после­во­ен­ные годы (года) в нашем горо­де постро­е­но мно­го новых зданий.

Об этом раз­ве вспом­нишь в мои-то годы (года)?

В преж­ние годы (года) все было, кажет­ся, иначе.

«ГодЫ» или «годА» – как правильно пишется?

В русском языке нередко встречаются слова, которые во мн. числе могут писаться по-разному. Например, авторы текстов частенько задумываются над тем, как именно следует использовать выражения – годы или года. Чтобы понять это, нужно изучить лишь одно простое правило.

  • Значение и разбор слова
  • Какой вариант верный — лучшие года или годы?
  • Примеры предложений

Значение и разбор слова

Говоря о правописании упомянутого слова, следует обязательно выяснить его значение. В словарях под таким выражением подразумевают внесистемную единицу измерения времени.

Это выражение является древнерусским. Оно произошло от годъ, что означает «время» или «срок».

Какой вариант верный — лучшие года или годы?

Чтобы понять, как правильно писать – «годы» или «года», необходимо выяснить, в каком именно контексте должно использоваться это слово.

Безударное окончание -ы

Следует использовать гласную -ы, если это выражение употребляют во мн. числе и обозначают время или же его отрезок, который ограничен неким событием или фактом.

Ударное окончание -а

Гласную -а в конце анализируемого выражения следует писать в том случае, если оно было употреблено в тексте, где говорится об особенностях моральной или интеллектуальной зрелости человека, а также периода совершения значимых событий (не в прямом смысле).

Не стоит забывать и о том, что существует аналогичное слово «го́да», где ударение ставится на первый слог. Такое выражение имеет единственное число и родительный падеж. Соответственно, его необходимо использовать в том виде, в котором предусматривает контекст. Других интерпретаций в этом случае нет.

Как пишется годы

Бывают и такие ситуации, когда допустимо использовать и «го́ды», и «года́». Здесь нужно отталкиваться от того, что автор хочет подчеркнуть. При философском размышлении желательно применять -ы на конце (например, «Лучшие го́ды моей жизни я посвятила размышлению о бытие»).

При выделении необратимости перемен или их скоротечности (с оттенком ностальгии) лучше употреблять в качестве окончания букву -а (например, «Мои лучшие года́ остались в прошлом»).

«Годы» или «года»: как правильно?

Написание окончаний часто вызывает трудности у школьников и взрослых. Даже такое простое слово, как «год», во множественном числе может привести в замешательство. «Годы» или «года»: как и в каких случаях писать? Подробнее об этом рассказано ниже в статье.

Как правильно пишется?

«Великий и могучий» закрепляет оба варианта окончаний.

Это одно из немногих слов в русском языке, пользующееся такой «привилегией». Написание той или иной буквы («ы» или «а») в конце зависит от контекста и милозвучности.

В каких случаях используется слово «годы»

Как уже было сказано выше, допустимы оба слова («годы» и «года»). Однако в некоторых случаях следует писать только с буквой «ы» на конце. Это касается сочетания с порядковыми числительными, а также при обозначении конкретизированного временного отрезка.

На заметку! Неопределённый промежуток времени может иметь любое из двух окончаний, однако «ы» считается более приемлемым (детские годЫ, счастливые годЫ).

Примеры предложений

  1. Девяностые годы для наших родителей стали настоящим испытанием на прочность.
  2. Ты бы хотел знать, что принесут предстоящие годы?
  3. В былые годы и мода была другая.

В каких случаях используется слово «года»

Окончание «а» во множественном числе слова «год» обычно указывает на характеристику зрелости, развития человека. Также оно применимо в случаях, если слово «годА» можно логично заменить на синоним «летА».

На заметку! Слово «года» чаще всего встречается в разговорной речи и художественной литературе. Хотя использование буквы «а» допустимо и в других стилях.

Примеры предложений

  1. В свои зрелые года так хочется порой придаться девичьим забавам.
  2. Наши школьные года тают без следа.
  3. Года прошли, а ума не прибавилось.

Заключение

В русском языке допустимо употребление слов «года» и «годы».

Есть только несколько строгих ограничений по их использованию. В остальных случаях окончание выбирается по милозвучности или тому, какое используется в устоявшихся выражениях.

Кирилл или Кирил?

Анна, Римма, Филипп и Кирилл? На первый взгляд такие разные имена, но объединяет их одно – двойные согласные при написании. Существует ли в русском языке правило, регламентирующее правописание имен собственных? Как правильно пишется имя Кирилл или Кирилл, следует его писать с удвоенной согласной или все же оставить одну?

Кирилл или Киирил: как правильно пишется слово?

Правописание слова

Чтобы понимать, как правильно пишется имя Кирилл, следует обратиться к этимологии, истории возникновения, этого слова. Данное имя «перекочевало» в русский язык из греческого, во времена принятия христианства. Фактически его можно приравнять к заимствованному слову, а это означает лишь одно – сохраняется исторически сложившееся написание. В греческом языке имя Кирилл обозначалось так – «Κύριλλος». Присмотритесь внимательно, в середине слова две буквы «λλ» очень похожие на современные «лл».

Большой интерес вызывает значение слова. Очень часто «иностранное» имя называют церковным, а все потому, что большое количество священнослужителей названы именно этим именем. В переводе с греческого языка Кирилл обозначает «господин, владыка».

Нужно отметить, что отчества и фамилии, образованные от имени Кирилл также сохраняют удвоенную букву «л».

Примеры предложений

  1. Утром Кирилл Александрович заехал в ресторан, рухнул на мягкое кресло и заказал себе на завтрак омлет.
  2. Олег Кириллович недавно вернулся из командировки и уже дал ряд распоряжений своим подчиненным.
  3. Кириллу пришла огромная посылка от заграничных родственников, в которой лежали различные сладости, джинсовая куртейка и пара пачек такой редкой в наше время жвачки.
  4. Для Кирилла было важно продвижение по службе, поэтому на работе он пропадал днем и ночью, а его жена Зойка то и дело отчитывала его за позднее возвращение домой.
  5. Кирилл неохотно рассказывал племяннику сказки, именно поэтому на ночь глядя он решил поделиться с ним своим рыбацким опытом.

Ошибочное написание

Во время письма многие забывают о правилах орфографии заимствованных слов и часто совершают ошибки. Перечислим самые частные из них, это – Кирил, Керилл и Керил. Чтобы быть грамотным не только в речи, но и на письме, можно воспользоваться своего рода синонимами имени, или производными от имени Кирилл – уменьшительное Кира и Кирюха. Для образования новых производных от имени Кирилл можно применить уменьшительно-ласкательный суффикс «–юшк». Таким образом появляются совершенно новые имена – Кирюша и Кирюшка.

Этот способ хорош не только тем, что избавляет от ошибок, этот способ делает речь более разнообразной.

Заключение

В русском языке очень много прекрасных имен, звучащих как мелодия. Но есть и такие, которые одновременно прекрасны и трудны в написании. Нет орфографических правил, на которые можно смело опираться. Однако при желании всегда можно найти первопричину, основание.

Будьте всегда любознательными, ищите, копайте и находите! И тогда не будет ошибок при написании, произношении и многих других.

Как правильно имя пишется Кирил или Кирилл

Все имена по-своему уникальны. У каждого есть своя интересная история происхождения и энергетика. Сейчас речь пойдет о значении имени Кирилл – красивом и довольно популярном.

Происхождение.

Имя Кирилл по мнению многих ошибочно считается исконно русским именем. Оно пришло вместе с язычеством из Древней Греции, Русь – из Византии вместе с принятием христианства. Само имя имеет несколько трактовок, среди которых:

  • В переводе с древнегреческого «Κύριλλος» и означает «Владыка», «господин», «могущественный»;
  • В переводе с латинского – «солнце».

Некоторые известные деятели тех времен, такие как В.А. Никонов или Ю.А. Рылова, утверждают что ещё в 1988 году имя было довольно редким, а в сельских поселениях и вовсе не встречалось. До 2003 году имя Кирилл было мало известным. Однако, от э того имени образовано более шестидесяти различных фамилий.

Как пишется имя Кирил(л)?

Исходя их того, что имя пришло в русский язык от древнегреческого оригинала «Κύριλλος», в котором отчётливо видны две буквы «λλ» — перекочевали в русское имя и обозначаются двумя буквой «лл». Написание имени с одной»л» будет грубой ошибкой.

Как правильно пишется имя Кирилл

  • Полное имя — Кирилл.
  • Краткая форма: Киря, Кир.
  • Уменьшительно-ласкательная форма: Кирюша, Кирик, Кирюня, Кириллушка, Кирюньчик.
  • По английски — Kirill
  • Отчество — Кириллович

Особенность имени.

Вообще обладатели имени Кирилл являются особенным людьми с необычной судьбой. Когда это имя только появилось у нас, давали только самым приближённым к Богу людям, таким как священнослужители и патриархи. Таким образом, имя Кирилл имеет огромное количество Святых и тем самым, многие утверждают, что оно обладает очень сильной энергетикой.

Астрология имени.

Знак Зодиака Козерог
Планета-покровитель Сатурн
Камень-талисман желтый сапфир
Цвет темно-желтый
Дерево пихта
Растение крокус
Животное марал
Благоприятный день суббота

На сегодняшний день из 1000 родившихся малышей 35-37 из них называют именем Кирилл. Особую популярность оно вновь обрело в 2003 году и до сих не сдаёт своих позиций в рейтинге распространенных мужских имён, занимая 5-7 место.

Влияние букв.

Бытует мнение, что каждая буква таит в себе свою уникальную энергетику, которая имеет чёткое отражение на имени и, следовательно, судьбе его обладателя. Следует отметить, что всего в слове шесть букв, две из которых повторяются. Следовательно главную роль играют в данном случае четыре буквы, значение которых детально разбирается ниже:

К — энергетика обаяния и привлекательности. Все, чьи имена начинаются с этой буквы, словно магнитом притягивают к себе внимание. А ещё у них невероятное упорство, терпение, выносливость, сила и крепость духа, умение хранить тайны, исключительная проницательность, главный жизненный принцип: «все или ничего». Поэтому они всегда добиваются поставленных целей.

И — данная буква наделяет человека, в имени которого она присутствует, утонченностью, добротой, чувствительностью, мягкостью и романтической натурой, а также живым умом и проницательностью. Невероятно доброе сердце и хорошо развитая фантазия присуща также. С такими чертами порой непросто найти подходящее го партнёра, однако успели в карьере будут обеспечены.

Р — терпеливость и ответственность присуща этой букве. Люди, в чьих именах имеется эта буква, отличаются нерушимым собственным взглядом на жизнь и уверенностью в своей правоте. Кроме того оптимистичны и никогда не падают духом. Спутником по жизни ищут себе преданного и способного на поддержку человека .

Л — умопомрачительные творческие способности и невероятно развитое логическое мышление прячет за собой эта буква имени.

Таким образом, имея предоставление о значениях букв, не составит труда понять полное значение всего имени Кирилл. Однако, все же считается, что основное влияние оказывает все же первая буква.

Черты характера.

К основным чертам характера Кирилла относится ум, любознательность, честолюбие и эгоизм. Как правило, уже с детских лет носители этого имени отличаются от своих сверстников своей самовлюбленностью и аристократическими манерами. На всех смотрят как бы с высока. Учёба даётся легко, любят похвалу. В подростковом возрасте могут быть раздражительными.

Во взрослой жизни мужчина по имени Кирилл отличается самостоятельностью, настойчивостью и трудолюбивостью. Умение всегда добиваться поставленных целей, но и может внезапно вмиг все потерять. Максимализм в этих людей остаётся с детских лет и на всю жизнь.

С будущем Кирилл умеет постоять за себя, обладает чувством личного авторитета, способен проявить физическую силу в случае необходимости. Высокий интеллект и несокрушимая уверенность в правильности принятых решений отличают Кирилла от других имён.

Известные личности.

Известных личностей по имени Кирилл очень много, но самым ярким представителем может выделить христианского Святого, миссионера, который создал начальную версию славянского алфавита. А также:

Кирилл

Отч.: Кириллович, Кирилловна; разг. Кириллыч.

Производные: Кирилка; Киря (Кира); Кирюха (Кируха); Кирюша; Кирюня (Кируня); Кируся; Киряха; Киряша.

Происхождение: (Предположительно от греч. kyrios — господин, владыка.)

Словарь личных имён .

День Ангела. Справочник по именам и именинам . 2010 .

Словарь личных имён и отчеств (с календарем именин) . И. Мостицкий . 2011 .

Словарь русских личных имен . Н. А. Петровский . 2011 .

Полезное

Смотреть что такое «Кирилл» в других словарях:

Кирилл IV — Митрополит Кирилл IV Митрополит Московский и всея Руси 11 ноября 1568 года   8 февраля 1572 года Интронизация: 11 ноября … Википедия

Кирилл II — митрополит Киевский и всея Руси (1233 1236). По пушкинскому списку Нестора, Кирилл родом русский и посвящен в митрополиты в киевском Софийском соборе. Как неутвержденный в своем достоинстве константинопольским патриархом, он во многих каталогах… … Биографический словарь

Кирилл IV — митрополит Всероссийский, избранный в 1568 г. Иоанном IV , на место низложенного Филиппа . Кирилл был добр и слабодушен; скончался в 1572 г., в Москве … Биографический словарь

кирилл — малый господин; Кирила, Кирилла; Кирилка, Киря, Кира, Кирюха, Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряха, Киряша Словарь русских синонимов. кирилл сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Кирилл — (Ляшевецкий) см. Ляшевецкий Федор Александрович (в монашестве – Кирилл) … Словарь русского языка XVIII века

КИРИЛЛ — (в миру Владимир Михайлович Гундяев) (род. 1946), митрополит Смоленский и Калининградский с 1991, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата с 1989. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Кирилл — I в миру Константин Илларионович Смирнов (1863 1937), митрополит Тифлисский и Бакинский (1918). По завещанию патриарха Тихона первый кандидат в местоблюстители патриаршего престола. С 1919 в заключении, с 1920 митрополит Казанский и Свияжский, с … Энциклопедический словарь

Кирилл — преп. белозерский, в мире Кузьма, род. в Москве, в 1337 г.Юношей был пострижен в монахи; 60 лет от роду пришел в Белозерскую обл.,к оз. Сиверскому, где вскоре и была основана им известная обитель Ум. К.в 1427 г. От него остались три послания к… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кирилл — Кирилл, св. туровский знаменитый проповедник и писатель XII в.(1130 ок. 1182). Родился в г. Турове (в нынешней Минской губ.); принявпострижение, выказал основательное знакомство с творениями свв. отцов иприобрел большой авторитет среди братии,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Кирилл, св. — Кирилл, св. (Cyril, St) (ок. 827 69), славянский просветитель, проповедник христианства. Обучался вместе со своим братом св. Мефодием (ок. 825 85 гг.) при ви зант. дворе, и оба были направлены в Центр. Европу для христианизации славянских племен … Всемирная история

«Кирилл» или «Кирил» — как пишется?

Это одно из заимствованных имен, которые получили широкое распространение в славянском мире. От него также образованы некоторые фамилии. Однако до сих пор у некоторых людей возникают вопросы, как пишется Кирилл. Разобраться в этом не трудно, достаточно ознакомиться с правилами русского языка.

  • Как пишется имя Кирилл?
  • Примеры для закрепления

Как пишется имя Кирилл?

Понять правила написания будет легче, если разобраться в происхождении имени. Оно перешло в русский язык из греческого. Это произошло еще во времена зарождения христианства.

Данное слово заимствованное, поэтому оно сохранило историческое написание. В греческом языке писалось как «Κύριλλος». Если присмотреться, то станет видно, что в середине есть две буквы, похожие на современную «л».

Интересно также и значение. Это имя считается еще церковным, так как многие священнослужители носят именно его. Если посмотреть перевод с греческого, то можно увидеть, что Кирилл означает: «господин, владыка». Важно помнить, что даже отчество, образованное от него, сохраняет удвоенную букву «л».

Изучив орфографические нормы русского языка можно заметить, что правильным будет вариант – Кирилл. Древнегреческое происхождение сохраняет особенности написания при любой форме.

Как пишется имя Кирилл, стоит запомнить, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Многие не соблюдают правила орфографии заимствованных слов и сталкиваются с ошибками, выставляющими их не в лучшем свете.

Почему 2 «л», а не 1?

Особых норм, объясняющих правила написания, не существует. Удвоенная согласная связана с тем, что слово образовалось от древнегреческого. Поэтому нужно просто запомнить, что оно пишется с двумя «л».

Примеры для закрепления

Облегчит запоминание применение некоторых примеров написания:

  1. Кирилл с другом сидели на полу, вокруг них лежали обрывки бумаг, а в тетрадке они делали расчеты.
  2. Кирилл видел большое количество людей на дороге, все они отправились в длительное пешее путешествие.
  3. Утром после пробуждения у Кирилла сильно болела шея, возможно, это связано с неудобной постелью.

Русский язык отличается большим количеством имен. Многие из них красивые, но взывают трудности при написании. Если родители назвали ребенка древнегреческим именем, они должны знать, записать его правильно — Кирилом или Кириллом. Правильным будет второй вариант. Так как орфографические правила отсутствуют, то следует просто запомнить основное написание.

Диагноз у Ани настолько сложный, что в нем непросто разобраться даже специалистам. Если уйти от медицинских терминов, то можно сказать так: она появилась на свет с половинкой сердца (без левого желудочка).

Несмотря на это, Анюта — настоящий боец. Эта маленькая худенькая девочка, пережив несколько операций и сотни мучительных процедур, не разучилась улыбаться.

Мы с ее мамой сидим на маленькой уютной кухне и говорим вполголоса. Аня спит. Ночью у нее была бессонница. Сказываются серьезные препараты, которые девочка принимает, и перенесенные испытания.

— Беременность у меня протекала нормально. Анализы были идеальные. Проблемы обнаружились во время третьего УЗИ, — начинает свой рассказ о борьбе за жизнь дочки Татьяна. Ее тонкие пальцы чуть подрагивают от волнения. — Врач долго водил датчиком по животу и хмурил брови. Потом позвал коллегу. Я поняла, что он увидел что-то необычное. У нас в роду были двойни. Думаю: «Может, и у меня близнецы?» Пригласили заведующую. Она начала судорожно листать обменную карту, но ничего подозрительного не нашла. Потом мне сказали, что у ребенка больное сердце…

Заведующий детским отделением кардиоцентра Тимофей Невважай (на тот момент он еще работал в Пензе) принял беременную в половине седьмого часа утра.

— Диагноз он тогда не назвал, чтобы я не накручивала себя, — продолжает Татьяна. — Написал его на листочке и отдал мужу. И это было абсолютно правильное решение. Мне и без того от страха порой хотелось кричать. А что было бы, начитайся я ужасов в Интернете?

17 сентября родилась Аня. Я так надеялась, что вот сейчас мне покажут дочку и скажут: произошла ошибка, все хорошо. Но я смогла взглянуть на ребенка лишь мельком — ее сразу же унесли.

НУЖНА ОСОБАЯ ЛЮБОВЬ

Вес, рост, баллы по шкале Апгар — все было в норме. Но заработавшее в полную силу Анино сердечко не справлялось с нагрузкой. Девочку забрали в кардиоцентр и начали готовить к хирургическому вмешательству.

— В пятницу я родила, в понедельник ее прооперировали, — рассказывает Татьяна. — Две недели дочка пробыла в реанимации. День — лучше, день — хуже. Врачи делали все, что могли. Я носила в больницу сцеженное грудное молоко.

Впервые рассмотреть дочку смогла под аппаратами: тельце, опутанное трубками, глазки-щелочки (были сильные отеки), но такая родная!

Через месяц их выписали домой.

— Вы должны помнить, что ваш ребенок не такой, как все. Ему нужны особый уход и особая любовь, — сказал при выписке врач.

Чего-чего, а родительской любви Ане хватило с лихвой!

В пять месяцев над сердцем девочки снова колдовали пензенские кардиохирурги. Они провели операцию Гленна. Родителей предупредили, что через несколько лет понадобится еще одна — Фонтена.

Как раз с ней позже и возникли сложности. Анин случай был настолько трудным, что в России не нашли врачей, готовых за него взяться.

Аня выросла, вытянулась, но из-за того что кровообращение шло по нестандартной схеме, ее организм испытывал огромный дефицит кислорода. Сатурация была такая низкая, что у девочки кружилась голова, стоило ей сделать несколько шагов. Руки и ноги даже в жару оставались ледяными, губы синели.

Иногда, увидев на улице Аню, прохожие выговаривали маме: «До чего довели ребенка! Сколько же вы с ней гуляли на морозе? Губы как черника, а вы все домой не идете…».

— Разве я могла каждому объяснить, что у Ани больное сердце? — вздыхает Татьяна. — Да и не принято у нас во всеуслышание заявлять, что ты не такой, как все. Дочкин шов от операции я долгое время старалась прятать под кофточками с высоким горлом.

В ПОИСКАХ ВЫХОДА

Родители стали искать путь к спасению дочери. Изучали опыт врачей по всему миру, списывались с клиниками. С помощью благотворителей собрали средства на поездку в Голландию. Увы, и там за операцию Фонтена не взялись, но поставили фистулу, чтобы девочке было легче дышать.

Именно за границей Аня перестала стесняться своего диагноза. Медсестра, которая выполняла назначения врача, решила поддержать маленькую пациентку и расстегнула верхнюю пуговицу своего халата:

— Посмотри, у меня тоже шрам от операции на сердце. Я как ты. Мы сильные. Не бойся. У тебя тоже все будет хорошо.

С тех пор Аня не прятала шрама.

Но свет в конце тоннеля все не зажигался. Девочка пыталась жить так же, как ее сверстники, училась дистанционно, иногда даже посещала школу и театральную студию. Но это давалось ей с огромным трудом. Только операция могла исправить ситуацию.

Татьяна берет из стопки дочкину тетрадь по русскому языку и показывает мне неровные буквы:

— Даже писать Ане было тяжело — не могла сильно нажимать ручкой на бумагу.

Тем временем специалисты помогли Сидоровым найти кардиохирурга, который берется за самые сложные случаи. Но доктор Дель Нидо работал в Америке, в бостонской клинике. Операцию он готов был провести в два этапа. И первый стоил больше 15 миллионов. А в мире свирепствовала пандемия…

Где найти деньги? Как получить визу? Проблемы, казалось бы, неразрешимые для семьи, где мама сидит с ребенком-инвалидом, а папа — простой автослесарь. Но Татьяна запретила себе впадать в уныние. Никакого «а если…».

— Разве у нас есть выбор? Будем собирать деньги.

ЧУДЕСА СЛУЧАЮТСЯ

Сидоровы напечатали на листочках фото и историю Ани, вооружились пачкой медицинских заключений и отправились по пензенским предприятиям. Просили о помощи друзей, знакомых, волонтеров. Обратились в несколько федеральных благотворительных фондов, где их поставили на очередь. Деньги на счет капали медленно, а время уходило.

В отчаянии Сидоровы обратились к Марии Петровне Гаврюшиной, руководителю Пензенского отделения Российского детского фонда. Та бросила клич везде где только можно. История Ани попала на телевидение, в социальные сети. И сбор на первый этап операции был закрыт!

Не остался в стороне и глава РДФ — писатель Альберт Лиханов. Он перечислил на счет 100 тысяч рублей — полученную им Лермонтовскую премию. А еще фонд помог с деньгами на дорогу и с оформлением визы.

Когда Татьяна рассказывает мне об этом, в ее широко распахнутых глазах блестят слезы.

— Я впервые могла вдохнуть свободно. Все это время мое собственное сердце словно сжимала железная рука, — признается она.

И вот Сидоровы в клинике Бостона. Самые сложные часы родители Ани пережили, пока шла операция. Они показались вечностью.

— Когда вышел врач и сказал, что все хорошо, что операцию Фонтена удалось провести в один этап, я бросилась к нему и стиснула его в объятиях. Такие проявления эмоций в Америке не приняты, но меня переполняло счастье.

Свой одиннадцатый день рождения Аня встретила в Америке. Лучшим подарком для нее стало живое бьющееся сердце, которому теперь легче делать свою работу.

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР

Мама осторожно будит Аню — ей пора пить утреннюю таблетку. Девочка по-прежнему вынуждена принимать лекарства по часам, ведь реабилитация после такой операции долгая, а организм годами приспосабливался к неправильной работе сердца.

— Наконец-то у дочки нормальные, теплые ладошки! — ласково касается руки девочки Татьяна, радуясь еще одной победе.

Аня распахивает глаза навстречу новому дню и приветствует маму своей обворожительной улыбкой, покорившей меня еще на фотографиях. Как будто не было в ее детской жизни столько слез и мучений, сколько не каждый взрослый способен выдержать.

Наскоро повторив правила по русскому языку (скоро будет дистанционный урок), девочка зовет меня в свою комнату, чтобы показать любимые игрушки, привезенные из Бостона. За каждую болезненную манипуляцию в американской клинике было принято вручать небольшой подарок, чтобы поднять настроение.

— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, Аня?

Девочка теряется. Долгое время ей было не до нормальных детских фантазий о будущем.

— Аня говорит, что хочет стать моделью или врачом, — подсказывает мама. — Дочка шутит, что у медиков тоже неразборчивый почерк.

Потом мы вместе смотрим фото и видео в телефоне Татьяны. В памяти мобильника останутся первые прогулки после операции.

Вот Аня хохочет, когда в парке рядом с больницей с ее руки ловко хватает орешки шустрая белка.

Вот она в уличном кафе Бостона, мечтательная, будто обычная туристка. А вот семья Сидоровых на берегу Тихого океана. Впервые за долгое время Владимир и Татьяна могли от души улыбаться, словно с их плеч свалился тяжелый груз.

Иногда на долю одной семьи выпадает целый океан боли. Но потом на смену ей приходит мощная волна счастья, возвращая веру в людей и надежду на лучшее. А чтобы такое чудо стало возможным, нужно помочь ему случиться.

Океан кажется огромным, но он состоит из капель. И, может быть, нужна капля именно вашей доброты, чтобы где-то на земле еще один ребенок смог жить, дышать и улыбаться.

Лариса Гулина

«Пензенская правда», 9 ноября 2021 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Пензенская правда»

  • Отрекаться от своей сказки это при петре 1
  • Отремонтированный дом как пишется
  • Отражение стереотипов в сказке джона толкина хоббит
  • Отпуск незапланированный как пишется правильно
  • Отпуск он такой как пишется