Отрицательный персонаж в сказке летучий корабль

Контрольная работа по разделу волшебная сказка в1. 1. впиши слова. это начало сказки, которое знакомит нас со

Контрольная
работа по разделу «Волшебная сказка» В1. ________________________________

1.
Впиши слова.

________________________

это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в
нужное время и место описываемых событий.

________________________
– это сказочный персонаж, призванный помогать герою преодолевать трудности,
проходить испытания.

2.
Напишите не меньше трёх признаков волшебной сказки.

1.__________________________________________________________2.
_________________________________________________________

3.__________________________________________________________

3.
Какие сказки начинаются такими словами? Соедините линиями.

  
«Жили
– были старик да старуха. У них                                   «Морозко»

было
три сына»

  
«Жил – был царь Берендей, у него было                                   «Белая
уточка»

три
сына…»

  
«Живало – бывало – жил дед да с другою                                «Летучий
корабль»

женой:
У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                                         
«Иван-царевич и      

  
«Жил был старик. У него было три сына:                                     Серый
Волк»

Двое
умных, третий дурачок…»

  
«Один князь женился на прекрасной княжне»                             «По
щучьему веленью»

4.
Узнай и напиши название сказки по группе слов.

Дурень,
старичок, Слухало, Скороход, царь.     _____________________________

Иван,
Елена Прекрасная, Жар-птица, царь Берендей.  __________________________________________

5.
Из каких сказок эти предметы и герои? Соедините линиями первый и третий столбцы
со вторым.

Топор

Собачка

Златогривый конь

Заморышек

   
Стреляло

«Иван-царевич и Серый Волк»

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Белая уточка»

«По щучьему веленью»

Царь Кусман

Щука

Печка

Живая и мёртвая вода

Мачеха

6.
Определите зачины и концовки. Соедини линиями.

Зачин«Жили-были…».                                                                                                   

«Стали
они жить-поживать и добра наживать…».                                        

«В
некотором царстве, в некотором государстве…».

Концовка«Я там был,
мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…».            

«За
тридевять земель, в тридесятом государстве…».

7.
Заполни таблицу, вписав ответы на вопросы в пустые ячейки.

В
какой сказке говориться о ведьме, которая при помощи колдовства заняла место
княгини?

Кто
является отрицательным персонажем в сказке «Морозко»?

В
какой сказке говорится о девушке, которую наградили за доброту и
приветливость?

Кто
является отрицательным персонажем в сказке «Летучий корабль»?

Контрольная
работа по разделу «Волшебная сказка» В2. ________________________________

1.
Впиши слова.

________________________

один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события
происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.

________________________
– это наделенный сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или
злодею победить.

2.
Напишите не меньше трёх признаков волшебной сказки.

1.__________________________________________________________2.
_________________________________________________________

3.__________________________________________________________

3.
Какие сказки начинаются такими словами? Соедините линиями.

  
«Жили
– были старик да старуха. У них                                   «Морозко»

было
три сына»

  
«Жил – был царь Берендей, у него было                                   «Белая
уточка»

три
сына…»

  
«Живало – бывало – жил дед да с другою                                «Летучий
корабль»

женой:
У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                                         
«Иван-царевич и      

  
«Жил был старик. У него было три сына:                                     Серый
Волк»

Двое
умных, третий дурачок…»

  
«Один князь женился на прекрасной княжне»                             «По
щучьему веленью»

4.
Узнай и напиши название сказки по группе слов.

Старик,
собака, мачеха, падчерица     _____________________________

Князь,
княгиня, ведьма, заморышек  __________________________________________

5.
Из каких сказок эти предметы и герои? Соедините линиями первый и третий столбцы
со вторым.

Скороход                                           

Царь Афон

Бочка в море                                      

Марья-царевна

Падчерица

«Иван-царевич и Серый Волк»

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Белая уточка»

«По щучьему веленью»

Ведьма

Холодило                                            

Вода живая и говорящая

Жар — птица

Дубинка

6.
Определите зачины и концовки. Соедини линиями.

Зачин«Жили-были…».                                                                                                   

«Свсе
жить-поживать, добро наживать, худо забывать. …».                                       

«В
некотором царстве, в некотором государстве…».

Концовка«Я там был,
мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…».            

«За
тридевять земель, в тридесятом государстве…».

7.
Заполни таблицу, вписав названия сказок в пустые ячейки.

«Объедало
давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и

мечет
каравай за караваем. Все возы опустели»

«Дубинка
выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля

приехал
домой и залез на печь»

«Тотчас
поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в
другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.    Введение…………………………………………………………………………3

II.  Теоретическая часть

1.       Портрет и атрибуты Бабы
Яги……………………………………………3

2.       Роль и образ Бабы Яги в
русских народных сказках……………………4

III.   Практическая часть

1.       Баба Яга глазами моих одноклассников…………………………………4

2.       Баба Яга в русских
народных сказках……………………………………5

IV.  Заключение……………………………………………………………………5

V. Список использованной
литературы………………………………………….6

I.      
Введение

Мы все
любим чудеса. А где они происходят? Конечно же, в сказках. Я очень люблю читать
сказки. Сказки очень добрые, весёлые и поучительные.
В них много положительных героев, но есть
и другие, которые хотят им навредить и помешать. Хорошо, что их совсем немного.
Среди них меня больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему Баба Яга
представляется злой, а такая ли она на самом деле? Кто она – Баба Яга?
Задумалась я над этим вопросом. И первым делом спросила у родителей, затем у
своей учительницы, и мы вместе решили исследовать этот вопрос, найти ответ.

Наш проект
может оказаться полезным для любителей сказок, спектаклей, ведь совсем скоро
наступит Новый год, где мы обязательно встретимся с этим персонажем, а также
пригодится на уроках литературного чтения.

Цель
исследования
: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных
сказках и сделать вывод о её сущности.

Объект исследования: русские
народные сказки

Предмет исследования: Баба
Яга

Гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной.

Задачи:

·     
изучить
литературу по данной теме;

·     
изучить сказки
о Бабе Яге, составить ее характеристику;

·     
определить,
какой считают Бабу Ягу мои одноклассники;

·     
сделать
выводы.

II.   
Теоретическая часть

1. Портрет
и атрибуты Бабы Яги.

В
«Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля говорится, что Яга или яга-баба,
баба-яга — род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.

Внешне Баба Яга — это безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами
нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной
ногой.

Главный ее атрибут, конечно же, избушка на курьих ножках.

Другой характерный для Бабы Яги атрибут – метла. Слово метла происходит
от глагола мести. Примечательно, что метла – одно из самых древних орудий
приспособлений для защиты от врагов, соперников, злых духов. Метла помогает
Бабе-Яге передвигаться в ступе. Ею в полете она свои следы заметает, а из избы
«человечий дух» выметает.

Средство передвижения — ступа. Ступа — сосуд, в котором размалывают или
измельчают что-либо при помощи пестика.

Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами,
мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2.     
 Роль и образ
Бабы Яги в русских народных сказках.

В
русских народных сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее
длинный нос. Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая
поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы — из
человеческих костей, на заборе — черепа, вместо дверей — ноги, вместо запоров —
руки, вместо замка — рот с острыми зубами.

Герои
обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые
заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. Баба Яга обладает
волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев,
убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею.

Баба Яга
во всех сказках имеет разные роли. Она является: предсказательницей,
помощницей, хранительницей и конечно же колдуньей. Но самыми интересными ролями
я считаю: Баба Яга – колдунья, Баба Яга – хранительница.

III.
 Практическая часть

1.   
Баба Яга глазами
моих одноклассников.

Мы провели опрос среди моих одноклассников, так как нам стало интересно:
что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на вопросы.

В опросе
участвовали 30 учеников. Результаты опроса мы внесли в таблицу.

a.      Кто такая Баба Яга?

Ведьма, колдунья,

Пожилая
женщина, старая бабушка

Злая,
сварливая старуха

Старушка с
метлой

Вымышленный персонаж

15ч.

7ч.

3ч.

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой

Веселой,
шутливой

Агрессивной, нервной

24ч.

3. Где
она живет?

В лесу в избушке на
курьих ножках

На болоте в избушке

22ч.

8ч.

4. Чем
занимается?

Ходит в гости к Лешему

Летает в
ступе

Варит
зелье, колдует

Ест детей

Прядет пряжу

6ч.

8ч.

10ч.

4ч.

2ч.

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит
как у скелета

Деревянная
нога

Волшебная нога

16ч

6ч.

5ч.

В ходе опроса мы выяснили, что большинство ребят считают Бабу Ягу
отрицательным персонажем.

2.   
Баба Яга в
русских народных сказках.

Я
анализировала образ Бабы Яги. Для этого со своей семьей прочитали 5 русских
народных сказок и просмотрели 5 мультфильмов. Результаты своего исследования я
записала в таблицу.

Сказки

«Гуси-лебеди»

Отрицательный персонаж, который приказывает своим гусям воровать
детей.

«Баба-Яга и Заморышек»

Положительный персонаж

«Царевна Лягушка»

Положительный персонаж. Помогает справиться с Кощеем
Бессмертным

«Василиса Прекрасная»

Положительный персонаж. Помогает девушке.

«Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»

Положительный персонаж. Добрая помощница молодцу

Кино и мультфильмы

«Морозко» (кино)

Отрицательный персонаж. Губит Настеньку

«Гуси-лебеди» (мультфильм);

Отрицательный персонаж. Приказывает своим гусям воровать детей.

«Летучий корабль» (мультфильм);

Положительный персонаж. Помогает героям.

«Приключения домовенка» (мультфильм).

Положительный персонаж. Заботится о Домовёнке

«Новогодние приключения Маши и Вити»

Отрицательный персонаж. Хотела съесть Машу и Витю

Вывод: в 6 произведениях из 10, мною проанализированных, Баба Яга
выступает как положительный персонаж. Значит, её нельзя считать только злобной
и сварливой колдуньей.

IV.   Заключение

В процессе
своей работы я узнала не только много интересного. Работа над проектом научила меня
планировать действия, проводить опросы и обрабатывать их, работать со справочной
литературой, работать в Интернете, систематизировать материал, составлять
презентацию.

Наше
исследование подтверждает гипотезу: Баба Яга не всегда в русских народных
сказках злая ведьма. Она может быть разной — и доброй, и злой.

Цель моей
работы достигнута. Мы прочитали много русских народных сказок, узнали значение
непонятных слов, просмотрели кино и несколько мультфильмов, провели опрос
учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы и из
интернета многое о Бабе Яге. По сказкам сделали вывод о сущности образа Бабы
Яги.

Мне
хочется надеяться, что моя исследовательская работа заинтересует тех, кто любит
читать сказки и, я уверена, что она пригодится нам на уроках литературного
чтения. Каждый из моих одноклассников представляет Бабу Ягу по-своему. Считаю,
что моя исследовательская работа заставит иначе посмотреть на этот образ.

Благодаря
этой работе я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению
любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит
сделать какие-нибудь новые открытия.

V. Список использованной литературы.

1. Народные русские сказки А.Н.
Афанасьева – М.: Детская лит.,– 1992. – 245 с.

2. Любимые сказки. Сборник русских
народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 512 с.

3. Бабушкины сказки. Сборник
русских народных сказок / Сост. И.И. Комарова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 608
с.

4. Даль В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка/ Сост. Шахматова Н.В. С.-Петербург: ИД Весь, 2004,
– 1678 с.

5.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению народных сказок.

6.
http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа.

7. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm-
картинки

 летучий корабль

Персонажи сказки

В русских народных сказках встречаются положительные и отрицательные герои. Об их характерах можно написать в читательском дневнике. Основные персонажи произведения:

  • дурень;
  • старичок;
  • попутчики;
  • царь;
  • старик и старуха;
  • старшие братья.

Дурень был младшим сыном старика и старухи. На него никто не обращал внимания, из-за этого ему приходилось периодически даже голодать. А на самом деле он не так прост, каким казался. Этот юноша был добрым и отзывчивым, а также храбрым. Старшие братья таким поведением не отличались.

Летучий корабль народная сказка

Старичок встретился дурню в лесу. Он не помог грубым людям, но обходительный юноша заслужил его доверие. Оказалось, что старичок был волшебником. Встретились младшему брату и другие попутчики: Стреляло, Слухало, Объедало, Холодило, Скороход, Опивало и Человек с хворостом. У каждого из них был особый талант, они помогли дурню выполнить все поручения царя.

Правитель той стороны представлен в сказке как глупый и жадный человек. Он не умел держать своего слова, пытался обмануть младшего брата.

Его поступки заслуживают наказания — в результате царя выгнали из дворца. А на царевне в конце сказки дурень женился.

Краткое содержание

Лучше понять героев «Летучего корабля» поможет краткое содержание сказки. Жили на свете старик и старуха, у них было три сына. Старшие были умными, а младшего все считали дурнем. Прошёл по той стороне слух, что царь хочет выдать свою дочь замуж за того, кто построит ему корабль, на котором можно летать. Тогда отправились старшие братья во дворец, чтобы попытать счастья. Старуха дала им с собой свежего хлеба, водки и благословила на дальнюю дорогу.

Летучий корабль главные герои характеристика

Дошли они до леса, нарубили деревьев и не знали, что с ними делать дальше. Вдруг подошел к ним старичок и попросил поделиться с ним едой. Братья посмеялись над ним и прогнали. Пришлось вернуться домой без ничего, так как не смогли они построить корабль. Тогда в путь решил отправиться младший брат. Посмеялись над ним старшие и родители, дали ему краюху чёрствого хлеба и флягу с водой.

Отправился дурень в лес, срубил дерево, вдруг подошел к нему старичок. Юноша поделился с ним черствым хлебом и водой, и внезапно они превратились в белые караваи и водку. С помощью волшебства помог старичок дурню построить корабль и наладить ему паруса. Отправился младший брат в путь на летучем судне. Старичок ему приказал подбирать на корабль всех прохожих.

Полетел юноша на корабле, вдруг увидел на земле человека. Он назывался Слухало и сказал, что слышит всё на свете. Путь они продолжили вместе. По дороге им встретились еще несколько человек, у каждого была своя особенность:

  • Скороход — бегает быстрее всех;
  • Стреляло — метко стреляет;
  • Объедало — очень много ест;
  • Опивало — может выпить целое озеро;
  • Человек с хворостом — делает войско из палок;
  • Холодило — умеет напускать холод.

 летучий корабль читать

Вместе прилетели они к царю, но тот не захотел отдавать дочь за простого мужика. Решил он тогда заставить их выполнять несколько заданий. Первое — принести живой и мёртвой воды. Скороход побежал выполнять это задание, но по дороге он уснул. Его храп услышал Слухало, позвал Стреляло, тот разбудил его стрелой.

Царь задал второе задание — съесть 20 быков и 40 буханок хлеба. С этим справился Объедало. А сорок ведер пива выпил Опивало. Выжить в растопленной докрасна бане дураку помог Холодило.

Когда царь хотел пойти войском на мужиков, Человек с хворостом одолел его помощью своих солдат. Подлого правителя выгнали из страны. А дурень наконец-то смог жениться на его дочери.

Герои мультфильма

По мотивам сказки был снят мультфильм. Но он немного отличается от оригинала.

Основные герои мультика «Летучий корабль»:

Летучий корабль герои

  • царь;
  • царевна Забава;
  • боярин Полкан;
  • Иван;
  • водяной;
  • бабки-ёжки.

В мультике у царя была дочь Забава, которую он хотел выдать замуж за жадного и жестокого боярина Полкана. Отца не беспокоило, что девушка хотела полюбить по-настоящему. Он хотел, чтобы она всегда жила в достатке.

 летучий корабль главные герои

Забава — романтичная натура, которая хотела влюбиться в доброго юношу. Она мечтала о маленьком домике со скамьей, кошке и детишках. А злой и отвратительный внешне Полкан вызывал у неё отвращение. Забава могла постоять за себя, она бы не позволила боярину жениться на ней против ее воли. Девушке понравился трубочист Иван. Это был добрый, отзывчивый и трудолюбивый юноша, такой же романтичный, как и она сама.

За его хороший характер ему помог водяной. Это существо жило в озере и мечтало когда-нибудь взлететь в воздух. Бабки-ёжки в мультике — ведьмы, которые знали заветные слова для корабля.

Сравнение сюжетов

В читательском дневнике или конспекте можно написать краткое содержание мультфильма, ведь он отличается от самой сказки. В одном царстве был правитель со своей молодой дочерью. Он хотел выдать её замуж за богатого боярина. В мультике уже был претендент на ее руку, поэтому царь не собирал женихов со всего света.

Герои сказки летучий корабль

Но девушка хотела найти свою настоящую любовь. Она мечтала встретить доброго и отзывчивого юношу, с которым могла бы жить далеко от дворца. Однажды ей повстречался такой — трубочист Иван. Этот молодой человек покорил её своим хорошим характером. Тогда Забава поставила своему отцу условие: она выйдет замуж только за того, кто построит корабль, который мог бы летать. Полкан сказал царю, что его богатство позволит купить это судно. В мультфильме царевна уже была знакома со своим будущим супругом и успела его полюбить.

А Иван отправился в лес, где долго думал, как построить корабль. Там он повстречал волшебное существо — водяного. И он решил помочь трубочисту. Водяной дал ему волшебный набор инструментов. С его помощью Иван смог построить корабль. Но судно не хотелось взлетать, так как трубочист не знал волшебных слов. Их могли ему сказать только бабки-ежки. В сказке у юноши было гораздо больше помощников с волшебными способностями.

Тогда юноша отправился дальше в лес, где повстречал этих женщин. Их было много, они пели о своих приключениях и выходках. А в конце сели ступы, сказали волшебные слова и поднялись в воздух. Радостно Иван направился обратно к своему кораблю. Но там его уже поджидал Полкан. Он хотел купить корабль, но трубочист отказался его продавать. Случайно Иван сказал половину волшебной фразы. Тогда люди Полкана схватили его, связали и бросили в реку.

Боярин привел царя к кораблю и сказал, что выполнил его задание, поэтому теперь он женится на Забаве. Правитель зашёл на палубу и произнес половину заклинания, судно зависло в воздухе. Полкан согласился спасти царя только в обмен на корону. В сказке царь не терял своего титула.

В это время Ивана спас его старый друг — водяной. Юноша по трубе забрался в комнату к Забаве и сказал, что летучий корабль построил он. Влюбленные сбежали, забрались по лестнице на корабль, Иван сказал волшебные слова, а Полкан упал с высокой лестницы судна.

Забава с трубочистом улетели, а боярин с царем остались во дворце. А в сказке судьба корабля осталась неизвестной, хотя царевна тоже вышла замуж за дурня.

Анализ произведения

Практически все детские произведения основаны на фантазии и нереальных событиях. В доброй сказке «Летучий корабль» волшебные помощники стали друзьями основным персонажам. Малыши часто не понимают, почему главным героям постоянно кто-то помогает. Но в этом и состоит мораль любой сказки: добрые поступки всегда вознаграждаются.

Летучий корабль персонажи

В «Летучем корабле» персонажи сильно отличались по характеру. Царь, представитель высшего класса, не был добрым, зато был хитрым и умным. Но и он понес наказание, как и старшие братья дурня. Они остались ни с чем, ведь не смогли проявить доброту к старичку в лесу. Так и царя выгнали из его же страны за то, что он не сдержал собственные слова.

В этой сказке скрыта не одна важная тема:

  • дружба;
  • справедливость;
  • верность своему слову;
  • проблемы родителей и детей.

Иван самостоятельно не смог справиться с задачей, которую поручил ему царь. Но он подружился с волшебными существами. И за его хорошее отношение к себе они помогли ему построить летучий корабль. Так проявилась сила дружбы, а также справедливость, ведь благородные поступки всегда должны вознаграждаться добром.

 сказка летучий корабль

Царь не смог сдержать своё слово. Он обещал выдать свою дочь за того, кто построит летающее судно. Но когда он увидел, что это сделал простой мужик, то решил его обмануть. Царь мечтал, что дочь выйдет замуж за богатого человека. Нельзя давать обещания, а потом их не выполнять. За это в любом случае ожидает расплата.

В сказке также затронута проблема детей и родителей. Старик и старуха любили своих старших братьев, ведь они были умнее. А младшего они не воспринимали всерьез, так как считали, что он не сможет сделать ничего толкового. Ему приходилось голодать, у него была плохая одежда. Хорошие родители не будут так обращаться со своими детьми, любого ребёнка они будут любить независимо от его умственных и физических способностей.

Сказка «Летучий корабль» учит детей добру и справедливости. Благодаря этому произведению можно поверить в силу дружбы, истинной любви и волшебства. Самое трудное дело может оказаться простым, если есть хорошие помощники.

Не нужно отчаиваться и бросать всё на полпути. Важно помогать окружающим, и тогда они ответят добром.

  • Отрицательные персонажи в рассказе недоросль
  • Отрицательные персонажи сказок женского пола
  • Отрицательные сказочные персонажи русских сказок
  • Отрицательные герои русских народных сказок список
  • Отрицательные герои в русских народных сказках