Отрицательные сказочные персонажи русских сказок

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа 5отрицательные и положительные герои русских сказок.цыпкин матвеймбоу сош 55 б класснаучный руководительбурмистрова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Отрицательные и положительные герои русских сказок.

Цыпкин Матвей

МБОУ СОШ № 5

5 «Б»  класс

Научный руководитель

Бурмистрова М.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

2018 год.

Введение.

 Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Актуальность:

Цель: Изучение персонажей русско-народных сказок.

Задачи:

-Провести опрос среди учеников.

— Выявить наиболее популярных отрицательных и положительных  героев.

— Дать им описание и составить характеристику

— Изготовить наглядное пособие и презентацию для учащихся с информацией о отрицательных и положительных персонажах русских сказок

Гипотеза:

Продукт :Презентация и иллюстрированное пособие.

Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.


Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных.

Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса .На основании этого опроса были выявлены  3 самых популярных отрицательных( Баба -яга, Кощей Бессмертный ,Змей-Горыныч) и 3 положительных героя( Василиса премудрая ,Иван царевич, Илья Муромец)

                                                                    Баба-Яга

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. 

Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.

Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете. 
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка. 

                                                            Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.

                                                              Змей Горыныч

Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. Чаще всего змей предстает трехглавым .В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.

                                                                    Василиса Премудрая.

 Василиса-премудрая, она же царевна-лягушка – прекраснейшая молодая девушка, имеющая магические способности, обычно возлюбленная главного героя. Лягушкой становится по воле злой  колдуньи, временно, пока ее не полюбит мужчина.      Василиса также героиня многих других русских сказок  — «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» и подобных. Иногда похожую по характеру героиню могут звать Еленой Прекрасной или Марьей-царевной. В сказках девушка часто выступает дочерью морского царя, врага главного героя сказки. Но неизменно обладает мудростью и способностью творить чудеса, например, возвести за ночь хрустальный мост или вырастить волшебный сад. Этим Василиса обычно помогает главному герою, чтобы вместе с ним убежать от своего отца или победить врагов. Героиня тоже борется со злом, помогает слабым и обделенным. В конце Василиса обязательно станет женой Ивана-дурака или Ивана-царевича, в общем главного героя-победителя.    Василиса еще и прекрасная хозяйка, мастерица: и рубаху может сшить и ковер выткать. Она идеальная невеста. Обладает особой женской хитростью. В сказках    Василиса-премудрая  — отражение светлой стороны, олицетворение мира и семейного очага.

                                                                       Иван Царевич

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

                                                          Илья Муромец

Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. 

Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси. 

Заключение.

        Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая,  познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

        Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что  языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.

Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Список использованной литературы.

АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.

http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар.сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm— картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах

Научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ

Проект

«Отрицательные герои русских народных сказок»

Руководитель:

Яхонтова Наталья Анатольевна

г. Кемерово,  2014г.

Оглавление.

1.    Введение.

2.    Основная часть.

Глава I. «Что такое сказка?»

Глава 2. Отрицательные герои русских народных сказок, их происхождение и роль в сказках.

3.    Заключение.

4.    Используемый материал.

Введение.

Тема проекта «Отрицательные герои русских народных сказок»

Актуальность:

Сказки … Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства. Актуальность темы видится нам в приобщении к традиционному русскому фольклору, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, мы наблюдаем засилье западной культуры. Именно обращение к традициям русского народа и насущно на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.

Так появилась тема нашей научно-исследовательской работы «Отрицательные герои русских народных сказок». 

Цель:

Выявить происхождение отрицательных героев в русских народных сказках на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча.

Задачи:

— познакомиться с русским фольклором,

— изучить происхождение отрицательных героев русских народных сказок,

— провести анализ поведения Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть сказки.

Методы исследования: работа с информационными источниками, анализ и обобщение информации, социологическое исследование.

Гипотеза: на самом ли деле существовали прототипы Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча.

Основная часть.

Глава I. «Что такое сказка?»

Слово «сказка» в его современном смысле в России появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать).

Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Сказки бывают нескольких видов: бытовые, сказки о животных, волшебные

Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

А для чего нужна сказка? В свободной энциклопедии «Википедия» интернета, говорится, что сказка нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, воспитывает достойное отношение к другим людям и уважение к своим предкам. Так как эту энциклопедию может редактировать каждый, перед нами возникла еще одна задача – проверить данную информацию.

Мы решили провести социологический опрос среди сверстников и взрослого населения. В ходе социологического опроса выявилось, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Как мы можем заметить, результаты опросника не противоречат определению сказки энциклопедии «Википедии», значит, информация верна.

Глава 2. Отрицательные герои русских народных сказок, их происхождение и роль в сказках.

Герои русских народных сказок – сколько их? Героев сказок очень много, каждый из них выполняет свою важную роль в сказке. А какие герои сказок нравятся моим сверстникам и взрослым?

Оказалось, большая часть опрошенных, любят добрых и сильных героев. Однако и отрицательные герои вызывают интерес, главное, откуда они появились, и почему обладают именно такими чертами характера и внешним видом в большинстве сказок русского народа. И первый, самый популярный герой русских сказок – это Баба Яга.

Баба Яга.

В ходе нашего исследования выяснилось, что Баба Яга, Ягиня – очень древний мифологический персонаж, который со временем переместился из мифа в сказку. Мы нашли три образа Бабы Яги, о которых сейчас вам расскажем.

Первый образ – прекрасная богиня Буря Яга. Это была очень красивая женщина, и был у неё муж Велес (древнерусский бог богатства и скота, проводник в загробный мир, один из верховных небесных богов) и три дочери. Выбрал бог Велес жену под стать. Буря Яга или Баба Яга охраняла границу между царством живых и царством мёртвых, не позволяя проникнуть в тайны жизни и смерти.  Очень уж она любила своего мужа.       

Но однажды случилось горе.

 «…..и охотился Велес на Вепря.  И поднял на клыки Велеса мощный Вепрь… погиб тогда Велес…Его кровушка потекла рекой. Не смогла пережить Яга такой потери, и тогда вдова Велеса от печали стала ведьмой Ягою, и отправилась в царство Тёмное, и на веке там поселилась…». (Славянская мифология, «Повесть временных лет»).

Так же Баба Йога (Йогиня-Матушка) – вечнопрекрасная, любящая, добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле (древнее название планеты Земля) то на огненной Небесной колеснице, то верхом на коне по всем землям, собирая беспризорных детей-сирот. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай).
Дальше богиня проводила детей-сирот через Огненный обряд посвящения древним высшим богам. Для этого спящих детей в белых одеждах укладывали на каменный помост в скале, который назывался Пещь Ра (отсюда пещера). Этот помост делился на два углубления (лапата, он же лепота, красота), в один клали детей, в другой клали хворост. После этого лапата задвигалась в Пещь Ра и Ягиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на Огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огненных обрядах, считали, что дети погибали. На самом деле в этот момент очень специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род.

Второй образ Бабы-Яги (самый распространенный в настоящее время) – это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняет ее пестом и заметает следы метлой. Любит полакомиться маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

По одной версии, Баба-Яга — это проводник в потусторонний мир — мир предков. Она живет на границе миров живых и мертвых, где-то в «тридевятом царстве». А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорит то, что ее жилище — избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и «курьих»? Полагают, что «курьи» — это видоизмененное со временем «курные», то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили «избу смерти», в который помещали прах умершего. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.

Да и сама Баба-Яга — лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос») — настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

По другой версии, прототип Бабы-Яги — ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу — наследницу народных целительниц — христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Третий образ – это предположение, что Баба Яга попала к нам из космоса, так как ступа очень похожа на металлическое тело цилиндрической формы, напоминающее контуры современной ракеты, а полет сопровождается явлениями, похожими на те, что возникают во время полета ракет и мощных реактивных самолетов, из ступы выступает реактивный огонь во время движения.

Вот такая она, многоликая и неоднозначная Баба Яга.

Кощей Бессмертный.

Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых, сын Матери Сырой Земли. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий, или слово «коша» означало хозяин (отсюда слово кошка, хозяйка дома). От него, видимо, произошло современное слово «кость». В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать.

Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной, или замораживал лютым холодом.. Завывание вьюги, так похожее на звуки, издаваемые любимыми Кощеевыми гуслями-самогудами. Заслушавшись этой песней, люди замирают, а то и вовсе замерзают, оледенев. Кощея Бессмертного изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море-океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву.


Демон зимы в народных сказаниях нередко предстает в образе старого, костлявого, безобразного колдуна. А кому старость да отвратительная внешность в радость? Никому. Вот и тянется он к молодости и красоте, мечтая позаимствовать у нее жизненных соков и сил, чтобы и дальше творить свои неправедные дела. Оттого так часто его жертвой становится девица-краса. Краса, красота — неотъемлемое качество славянской богини любви и весны Лады. Вот ее-то и старается Кощей пленить, извести, заморозить полное любви и тепла ее сердце, покрыть сединой инея золотые, как солнечные лучи, волосы. Одним словом, присвоить себе, заточить в неприступном тереме. Спрятать от людских глаз живительную силу, способную преобразить землю, расцветить ее зеленью, цветами. А герой-царевич, отправляющийся на бой с чудищем, подобен богу-громовнику. В трудном пути помогают юноше все силы природы. Его победа — это победа над смертью, над вечным мраком и холодом. Так что сказка ложь, да в ней — намек…

Еще одно представление о Кощее Бессмертном возникло с давних времен. Одно из первых славянских племен – древляне (жившие в лесах)  имели обычай хоронить своих сородичей в священном лесу, подвешивая на веревках (цепях) на деревьях. И так, иноземец, зашедший в такой лес и увидевший подвешенные на деревьях скелеты воспринимали их как страшную нечисть, способную причинить вред путнику.

Следующий герой нашего исследования – это Змей Горыныч.

Практически у всех народов мира есть мифы про летающих, огнедышащих, пожирающих людей драконах. Такой герой присутствует и в русских народных сказках. Его образ – огнедышащий дракон или змей, имеющий несколько голов, чаще 3, но бывает и больше. Часто в сказках или былинах он умеет летать.  В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня река на Украине и в Белорусии). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды. Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто, чтобы полакомиться ими.

Другое представление Змей Горыныч – это природное явление, смерч. Его появление почти во всех сказках и былинах описывается одинаково

Налетела туча черная, скрыла Ярило Красное, появился ветер великий. Это налетел тучей черною Змей Горыныч — Виев сын. Стога разметал, крыши с изб посрывал, людей и скот в полон унес…
Сколько смельчаков не ездило сражаться, никто не справился. Меч рубит шею, а она опять отрастает…

Почему же змей? «Змей» — потому что круглый, как змея, а «Горыныч» — значит высотой с гору.

Заключение.

Таким образом, изучив происхождение отрицательных героев русских народных сказок Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча мы пришли к выводу, что все эти герои появились в сказках не случайно, они являются героями мифов древних славян. Мир русского фольклора очень богат и не до конца изучен. Он хранит еще много загадок, которые ждут открытия.

Список использованной литературы

  1. АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
  2. Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
  3. Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
  4. О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.
  5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
  6. http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар. сказок
  7. http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа
  8. http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме
  9. http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
  10. http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах
  11. http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

БЫРАКАНСКАЯОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ВЕРХНЕВИЛЮЙСКИЙ УЛУС
(РАЙОН)» РЕСПУБЛИКА САХА

(ЯКУТИЯ)с. БЫРАКАН ул. Т.А. ВАСИЛЬЕВА, 12
тел: (841133)  2-94-17, факс:(841133)  2-94-17.

_____________________________________________________________________________________

Научно-исследовательская
работа

«Отрицательные персонажи

в русских и якутских
народных сказках»

Работу выполнил ученик 5
–го класса

 МБОУ «Быраканская ООШ»

Еремеев Леонид Николаевич

Руководитель: учитель
русского языка

и литературы

Самсонова Туйаара
Николаевна

с. Быракан

2021 г.

Оглавление

Введение

1.    
Общая характеристика отрицательных
персонажей русских  

и якутских народных сказок                                                                   
3

2.    
 Виды отрицательных персонажей в русских и
якутских

народных сказках                                                                                     
5

2.1  Змеи                                                                                                     
9

2.2  Злодеи,
имеющие человеческий образ                                            10

3.    
Заключение                                                                                              11

4.    
Использованная литература

Введение

Сказка — самый любимый и популярный жанр
народного творчества. В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его
отношение к действительности, нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль
и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости.  На протяжении
многих веков она передавалась из поколения  в поколение, сначала устно, а потом
письменно, поражая слушателей своим сказочным, фантастическим миром.

Возникнув в глубокой древности, сказка
постепенно изменялась, на смену одним героям приходили другие. Персонажи в
сказках разные: есть положительные, есть отрицательные. Отрицательные персонажи
вредят людям, убивают или пожирают их, обижают стариков и детей. Кто они такие?
Откуда берутся? Кто и как их может победить? Чтобы ответить на эти вопросы, мы
решили прочитать сказки и узнать о героях подробнее. И тут возник вопрос: а
похожи ли злодеи в сказках разных народов или нет? Мы с раннего детства слушаем
волшебные рассказы наших мам и бабушек. Они с самого начала знакомят нас с
народными сказками. Поэтому мы решили прочитать и сравнить русские и якутские
сказки.

Тему исследования считаем актуальной,
так как она распространённо не изучена и полученные результаты можно будет
использовать на уроках и на внеклассных занятиях.

Перед началом работы мы выдвинули гипотезу:
злодеи в русских и якутских сказках похожи, несмотря на то, что каждый народ
имеет свои особенности, поэтому русские и якутские сказки не сильно
различаются.

Исходя из гипотезы, поставили цель:
найти сходство или различие сказочных отрицательных персонажей.

Для достижения цели были поставлены и
решены следующие задачи:

1.    
Проанализировать10 русских и 10 якутских
сказок;

2.    
Описать отрицательных персонажей прочитанных
сказок по следующему плану:


имя;


внешние признаки;


кому и как вредил;


как и кем был побежден;

3.    
Сделать сравнительный анализ отрицательных
персонажей.

Методы исследования:

— анализ текста;

— сравнение;

— умозаключение.

Объект исследования
— русские и якутские народные сказки.

Предмет исследования
— общие и отличительные черты отрицательных персонажей в русских и якутских
народных сказках.

Источники получения информации:

— сборники сказок;

— русские и якутские словари;

— глобальная сеть Интернет.

1.    
Общая характеристика отрицательных
персонажей русских и якутских народных сказок

Для изучения отрицательных
сказочных персонажей мы выбрали всего 20 сказок: 10 русских и 10 якутских
народных сказок.

Русские народные
сказки: «Морской царь и Василиса Премудрая», «Марья
Моревна», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»,
«Хрустальная гора», «Булат-молодец», «Два Ивана —
солдатских сына», «Никита Кожемяка», «Терёшечка»,
«Царевна-Лягушка», «Чудесная рубашка».

Якутские народные
сказки: «Старуха Хабарата и Алаа Монгус», «Дети – узоры», «Сёгэй Сюсёх», «Три
брата», «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», «Заблудившаяся девушка»,
«Сэмэликээн», «Золотые братья», «Монгус и его соседи», «Бедовый Айдаан
богатырь»

Мы прочитали эти
сказки, познакомились с героями сказок и составили таблицу — описание
отрицательных персонажей по следующему плану:

        
Имя

        
Внешние признаки

        
Кому и как вредил

        
Как и кем был побеждён

Отрицательные персонажи русских
народных сказок.

Отрицательный персонаж

Внешние признаки

Кому и как вредил

Как и кем был побежден

Змей Горыныч

12-головый дракон

Царской семье, похитил
царскую невесту.

Иван-царевич отрубил
головы

Страшный Змей

3-головый дракон

Жителям Киева, поедал
народ

Был утоплен в Черном
море

Змей

12-головый дракон

Жителям города, поедал
жителей и хотел съесть царских дочерей

Иван-солдатский сын
отрубил головы

Чудо – Юдо

6, 9, 12 голов

Всем людям,  Разорял
царства, пленил людей

Иван отрубил змеям
головы

Баба – Яга

Страшная злая старуха

Ивану-царевичу, хотела
его съесть

Сама попала в печку

Ведьма

Старуха, железные зубы

Терёшечке, обманула,
схватила и посадила в мешок

Отрубили голову

Кощей
бессмертный

Мужчина
худощавого телосложения, страшный

Ивану-царевичу,
похитил невесту

Булат-молодец нашел его смерть в яйце

Морской
царь

Страшный,
с длинной седой бородой

Царской
семье, похитил Ивана-царевича

Иван-царевич сбежал, прихватив его дочь

Отрицательные персонажи якутских
народных сказок.

Отрицательный персонаж

Внешние признаки

Кому и как вредил

Как и кем был побежден

Алаа Монгус

(Близорукий обжора)

Страшный, одноглазый
человек с клыками

Старухе Хабарата, съел
её сыновей

Старуха Хабарата
прожгла ему язык

Ангаа Монгус

(Неуклюжий обжора)

Человек с глазами
посредине лба, с одной рукой и ногой, с торчащими вниз клыками.

Детям, хотел их съесть

Дети его победили своей
смекалкой

Абаасы-девка

Страшная, одноглазая
девка-людоедка

Людоед

Сёгэй Сюсёх убил её

Дочь абаасы

С одной –одинёшенькой
ногой, с одной единственной крученой рукой, с одним  на самой середине лба
мутным противно блестящим глазом

Дочке Бэйбэрикээн,
содрала с неё кожу

Хаардьыт Бэрген
привязал к коню, конь залягал дочь абаасы до смерти.

Волосатый человек

Трехсаженный человек,
волосатый с головы до ног

Ел людей

Абаасы Ивашка убил его

Абаасы-людоеды

Заблудившейся девушке,
поедали людей

Девушка от них убежала

Эмэхсит Могой

(Сосущий змей)

Угнетатель людей,
поедал их

Сэмэликээн выпускает
льва, тот загрыз змея

Огромная змея

Новорожденным,
кормилась ими

Брат-близнец отгадал
загадки змеи и она исчезла.

Чтобы понять, что означают имена
отрицательных персонажей наших сказок, мы обратились к словарям и интернету:

Змей
– ползающий по земле;

Ведьма (колдунья) – по народным поверьям, поддержанным
средневековыми христианскими богословами, женщина – служительница дьявола,
обладающая сверхъестественными способностями вредить людям и животным.

Кощей – худой, тощий;

Баба – Яга – сказочное страшилище, 
большуха над ведьмами, подручница сатаны.

Абаасы – название злых духов, обитавших,
по существенному у якутов представлению, в нижнем, среднем и верхнем мирах,
уродливых чудовищ.

Алаа Монгус (или Ангаа Монгус) – близорукий
обжора, (образ чудовища, объедающий своих соседей в якутских сказках)

Могой – змей.

Составив таблицу — описание отрицательных
персонажей мы разделили их на две группы по их сходству:

1 группа: змеи

2 группа: злодеи, имеющие образ человека

2.
Виды отрицательных персонажей в народных сказках

2.1 Змеи

Первая
группа отрицательных персонажей, которые мы выделили после анализа русский и
якутских народных сказок – это Змеи. Образ отрицательного персонажа в виде змеи
встречается и в русских и в якутских сказках.

К
ним относятся Змей Горыныч, Чудо-Юдо в русских народных сказках, Эмэхсит Могой
(Сосущий Змей) и Огромная змея в якутских народных сказках. Русский народ
представлял змеев в виде драконов с разным количеством голов. Это могли быть 3,
6, 9, 12-головые драконы. Змеи имели непомерную силу, умели летать, жечь огнем
дома, пожирать людей. Их оружие — огонь из пасти, огненный палец и бьющий
хвост. Убить их трудно, так как на месте срубленной головы вырастает новая.
Вредят они и всему народу (жителям целого города), и отдельным людям (поедают
девушек). Змеи иногда имеют помощников — черный конь, черный ворон, черный пес,
иногда родственников (мать, жёны, сестра). Победить змея может только богатырь
(Иван-царевич, Никита Кожемяка, Булат-молодец) с помощью хитрости и волшебного
меча.

А
в якутских сказках змеи были угнетателями людей. Жили рядом с ними и угрожали
им, ставили условия, ели  новорожденных. Их могли победить смелые юноши, своим
умом и хитростью.

Таким
образом, в русских и якутских сказках змеи одинаково вредили людям, но не были
внешне похожи друг на друга, и имеют разные имена. В русских сказках — Змей
Горыныч или Чудо-Юдо, причем всегда мужского пола.

В
якутских сказках — Эмэхсит Могой (он тоже мужского пола), а также встречается  Огромная
змея женского пола, которая, каждый день питалась новорожденными.

2.2 Злодеи, имеющие образ человека

Вторая
группа отрицательных персонажей в русских и якутских народных сказках это –
злодеи, имеющие образ человека.

Мы
выделили следующих персонажей мужского пола: морской царь, заманивший героя в
свое царство; Кощей Бессмертный, обладающий черной магией; Алаа Монгус,
поедавший скот и детей и Волосатый человек.

Женщины-злодейки:
в русских сказках это Баба Яга, живущая в лесу в избушке на курьих ножках.
Героя, попавшего к ней случайно, она хочет изжарить и съесть. Еще это ведьма,
которая губит людей (съедает, заколдовывает, и т.д.). А в якутских сказках это
дочь абаасы и абаасы-девка, которые были очень страшными и ели людей.

Описываются
злодейки, имеющие образ человека одинаково: безобразная злая старуха, уродливое
чудовище, поедающая людей. Может превращаться в кого угодно. Но иногда Баба Яга
в русских сказках бывает добрая, помогает героям, а в якутских сказках
девка-абаасы не помогает другим героям.

Кощей
Бессмертный существует только в русских сказках. Обладает колдовством, большой
силой, коварен и хитёр. Похищает прекрасную девушку, заставляя её выйти за него
замуж. Описывается глубоким стариком, костлявым, страшным, лысым,
непривлекательным. Его смерть герой находит в яйце на конце иглы при помощи
друзей — медведя, волка, щуки, ястреба.

Алаа
Монгус – одноглазое чудовище, тоже существует только в якутских сказках,
пожирающий всяческую еду и даже людей, ненасытный, неуклюжий обжора. В сказках
обычно умирает из-за своей неуклюжести и глупости.

Итак,
злодеи в образе человека похожи в русских и якутских народных сказках.

Заключение

Прочитав
сказки и описав отрицательных персонажей, мы узнали их имена, как они выглядят,
кому и как вредят, кто их может победить. Мы выяснили, что хотя герои русских и
якутских сказок называются по-разному, они во многом похожи. Змеи одинаково
выглядят и вредят людям. Ведьмы и девки-абаасы –  это злые страшные
женщины-людоедки.

Но
имеются и различия. В русских сказках нет существ, похожих на абаасы, то есть
злых духов. В якутских сказках встречается змея женского пола, а все Змеи
Горынычи — мужского.

Злодеи
в русских сказках чаще всего одиноки, не имеют семьи, родственников. Кощею,
несмотря на его желание, не удается жениться. А у злодеев якутских сказок
родственников много, например, у Алаа Монгуса есть жена и дети. 

И
в русских, и в якутских сказках злодеев можно победить хитростью или силой. И в
русских, и в якутских сказках добро всегда побеждает зло, и у всех сказок
счастливый конец.

Таким
образом, гипотеза, что злодеи в русских и якутских сказках похожи, несмотря на
то, что каждый народ имеет свои особенности, выдвинутая нами в начале
исследования доказана. Цель –  найти сходство или различие сказочных
отрицательных персонажей достигнута.

Список использованной литературы

1.    
Якутские сказки. Г. У. Эргис. 2-е издание.
Национальное книжное издательство «Бичик». 1996, 388с.

2.    
Новые сказки. Для детей среднего и
старшего возраста. Н. Якутский Якутск, Якуткнигоиздат, 1945.

3.    
Якутский фольклор. Тексты и переводы А. А.
Попова. Литературная обработка Е. М. Тагер. Общая ред.: М. А. Сергеева. М, —
Л., Изд. «Советский писатель», 1936.

4.    
Вас приветствует сказка. Русские сказки.
Из сборника А. Н. Афанасьева. Харьковская книжная фабрика «Глобус»,
1993, 240 с.

5.    
Любимые русские сказки. М.: Эксмо, 2006,
208 с.

6.    
Краткий этимологический словарь русского
языка. Шанский Н. М. М.: Просвещение,1971,542с.

7.    
Русско-якутский тематический словарь:
пособие для учащихся и учителей. Изд. 4-е, дораб. – Якутск: Кн. изд-во, 1988,
120 с.

8.    
Толковый словарь якутского языка. Том 1.
Под ред. П. А. Слепцова. – Новосибирск: «Наука», 2004.

9.    
Толковый словарь живого великорусского
языка: современное написание: в 4 т. Т. 1. А – З / В. И. Даль. – М. ООО
«Издательство АСТ», 2002. – 1158с.

Ссылка
на видео-выступление: https://youtu.be/C-H4XhmRiAs

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16

Отрицательные герои русских сказок.

Унанян Лусине

Краснодарский край, Крымский район,

село Молдаванское

МБОУ СОШ № 16

5 «Б» класс

Научный руководитель

Баева Евгения Борисовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 16

2017 год.

Введение.

С малых лет каждого человека сопровождают сказки, которые как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам. в настоящее время у большинства моих сверстников имеется компьютер, поэтому  они мало знают и читают сказок, а если и читают, то в основном иностранные, а чаще просто смотрят мультфильмы, или играют в компьютерные игры.

Детство человека непрерывно связано со сказками. Я часто прошу бабушку рассказать или прочитать мне сказки. Ожидание волшебства охватывает меня. Например, Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, а Василиса Прекрасная добрая и мудрая. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки. С ними связаны мои первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

 Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.

Слово «сказка» в его современном смысле в России появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» — рассказывать). Сказки на Руси известны с древних времён. Рассказывание сказок – старый русский обычай.

Мамы ещё в грудном возрасте рассказывают нам на ночь различные сказочные истории, поэтому я задалась вопросом: «Откуда в сказку пришли сказочные герои?» Мы знаем многих сказочных персонажей. Но отрицательные герои вызывают особенный интерес, главное, откуда они появились, и почему в большинстве сказок русского народа обладают именно такими чертами характера и внешним видом. И первые, самые популярные герои русских сказок — это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Но на данный вопрос я не нашла ответа. Я спрашивала у родителей, друзей, знакомых, родственников, но никто мне так и не ответил. Поэтому я решила вплотную заняться этой темой и выяснить: откуда же пришли в сказки сказочные герои?

Цель: Изготовить наглядное пособие (презентацию) для учащихся с информацией известных об истории возникновения и о происхождении образов отрицательных сказочных персонажей.

Задачи:

Исследовать научно-познавательную литературу (словари, справочники) и выяснить историю возникновения отрицательных образов сказочных героев.

Продукт: презентация.

Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии.

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. 

Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.

Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете. 
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка. 

 Баба-Яга в сказках выступает как злым, так и добрым, положительным персонажем. В одном случае, она охотится за героем, чтобы его зажарить и съесть, а в другом, напротив, помогает ему и дарит волшебные предметы, указывающие ему дорогу и т.д.

Кощей Бессмертный – самый могущественный персонаж русских сказок.

Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость». Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.

Змей Горыныч – мифический представитель тёмных сил.

Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой.

Удивительно, что до сих пор не раскрыта тайна происхождения такого яркого персонажа русского фольклора как Змей Горыныч. Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым.

В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.

Заключение.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая,  познакомилась с незнакомыми мне сказками, встретила много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнила свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что  языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

И отрицательные герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.

Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Список использованной литературы.

АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.

http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар. сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm — картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах

  • Отрицательные герои русских народных сказок список
  • Отрицательные герои в русских народных сказках
  • Отрицательные герои сказки спящая царевна жуковского
  • Отрицательные и положительные герои в сказке у лукоморья дуб зеленый
  • Отрицательные герои сказки старик хоттабыч