Отрезок не измерен как пишется слитно или раздельно

Всего найдено: 40 добрый день! как пишется не в данных случаях и почему? 1. неподключенный к системе компьютер, 2. компьютер,

Всего найдено: 40

Добрый день! как пишется НЕ в данных случаях и почему? 1. не*подключенный к системе компьютер, 2. компьютер, не*подключенный к системе , 3. не*подключенный компьютер

Ответ справочной службы русского языка

При наличии зависимого слова не пишется раздельно (1, 2), при отсутствии – слитно (3).

«Для всех нас важно благосостояние, однако общественный прогресс требует быть здоровым. Если люди нездоровы, общество не прогрессирует». Почему не*здоровы нужно писать вместе или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание при возможности синонимической замены на прилагательное без не (нездоровы = больны).

Здравствуйте уважаемая «Грамота».Очень прошу вашей помощи, так как необходимо правильно заполнить отчетные ведомости. У нас с коллегой возник спор по правописанию словосочетания «не*уважительная причина».Скажите,пожалуйста,как верно писать в данном случае частицу не с прилагательным,если смысловой акцент делается на отсутствие весомой причины пропуска занятий в университете ?

Ответ справочной службы русского языка

В таком случае лучше написать: причина не является уважительной.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно: «неспособный ни на что» или «не способный ни на что», и почему? Полностью предложение выглядит так: «Сказать однозначно, что это плохо — нельзя: разобщенный народ — это не более чем хаотическая масса, не*способная ни на что».

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание. Не с прилагательными пишется раздельно, если есть слова, усиливающие отрицание. В данном случае это отрицательные местоименные слова ни на что. Обратите внимание: пропущена запятая после плохо.

Здравствуйте. В школе на уроке русского было предложение в упражнении «Она была не*умна, а хитра». Так вот вопрос: «не*умна» слитно или раздельно? Ум не противопоставление хитрости. Спасайте)

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае — противопоставление (союз «а»).

Добрый день. Как пишется «в случае не*заключения договора на вышеуказанные работы, предприятие гарантирует полную оплату……». Не*заключения вместе или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Пишется слитно: в случае незаключения.

Слитно или раздельно не- в словосочетании «не*побитый рекорд» и почему?

Ответ справочной службы русского языка

С полными формами причастий при отсутствии зависимых слов отрицание не пишется слитно. Таким образом, если в контексте нет слов, зависимых от причастия, верно: непобитый рекорд.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, слитно или раздельно пишется «не*значащие» в следующем предложении: «Зачем пустые, ничего не*значащие слова? » Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание: Зачем пустые, ничего не значащие слова?

Добрый день! Подскажите слитно или раздельно пишется слово «не*уведомившая» в следующем контексте: В случае неуведомления об изменении других реквизитов, неуведомившая Сторона несет риск всех неблагоприятных последствий.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Спасибо за ответ на вопрос (ниже). Вопрос № 287393 Слитно или раздельно пишется «не» в следующем предложении: «Не*чужды их творения и нам.» Согласно правилу правописания частицы «не» с прилагательными (краткими прилагательными), должно писаться слитно. Верно? Ответ справочной службы русского языка Правильно раздельное написание: не чужды их творения и нам. Частица не со словом чуждый (в полной форме и кратких формах) пишется раздельно. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012. Однако ваш сервис проверки слова выдает, что слово «нечуждый» существует. http://gramota.ru/slovari/dic/?word=нечуждый&all=x

Ответ справочной службы русского языка

Такая словарная статья была во втором издании «Русского орфографического словаря» (М., 2005). В 4-м издании (2012) ее сняли, осталось только: не чуждый (чего и кому, чему); кр. ф. не чужд, не чужда, не чуждо, не чужды.

Внесли правки в электронную версию на нашем портале, теперь всё соответствует 4-му изданию словаря.

Слитно или раздельно пишется «не» в следующем предложении: «Не*чужды их творения и нам.» Согласно правилу правописания частицы «не» с прилагательными (краткими прилагательными), должно писаться слитно. Верно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: не чужды их творения и нам. Частица не со словом чуждый (в полной форме и кратких формах) пишется раздельно. См.: Русский орфографический словарь РАН / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2012.

Как правильно писать сложные названия улиц? Например, Ново*соборная площадь, Дальне*ключевская улица. В этих примерах названием выступает прилагательное (ну или это уже существительное?), а значит, вроде бы следует писать слитно: Новособорная, Дальнеключевская, т.к. слова образованы от подчиненных словосочетаний (новый собор, дальний ключ). Однако у нас в городе на картах и на табличках домов названия пишутся через дефис: Дальне-Ключевская, Ново-Соборная. Как же все-таки правильно?

Ответ справочной службы русского языка

Такие названия пишутся неединообразно: одни из них по традиции принято писать (в том числе на картах и в документах) слитно, другие – через дефис. К тому же со временем написание может меняться. Например, в Москве есть станция метро «Новокузнецкая», но, когда станцию открывали (1943 год), название писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая». Поэтому написание названия конкретной улицы лучше уточнить в администрации того населенного пункта, в котором расположена улица.

Здравствуйте, как правильно ответить на вопрос в анкете о судимости: не*судима. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно раздельное написание.

Добрый день, пожалуйста, ответьте, как правильно писать слитно или раздельно. Не*интересен, не*мыслима? Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

В зависимости от контекста возможно слитное и раздельное написание.

как правильно пишется «не*связанное» в предложении: Удлинение, не связанное с проведением мероприятий? Слитно или раздельно? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание (т. к. есть пояснительные слова с проведением мероприятий).

Всего найдено: 13

Добрый день, помогите пожалуйста определить как писать слово слитно или раздельно? Как определить к какой части речи оно относится? Предложение «Если вам неизвестна точная дата, укажите 31 декабря» Вопрос в написании слова: «неизвестна» или «не известна» Какое правило русского языка помогает определиться с написанием этого слова. Заранее большое спасибо))

Ответ справочной службы русского языка

Неизвестна – краткое прилагательное. Не с краткими прилагательными может писаться и слитно, и раздельно – в зависимости от того, какой смысл нужно подчеркнуть. Раздельное написание подчеркивает отрицание (отрицается известность), слитное написание подчеркивает утверждение (утверждается неизвестность). Окончательное решение принимает автор текста.

Здравствуйте! Обратил внимание на надпись на недавно установленном в нашем городе памятнике пропавшим без вести солдатам. Надпись гласит: СУДЬБА ТВОЯ НЕ ИЗВЕСТНА ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН Я уверен, что правильный вариант написания — «неизвестна», а не «не известна«, но я не могу это аргументировать. Посмотрел соответствующие главы Розенталя — честно говоря, не смог однозначно применить прочитанное к этому случаю. Помогите разобраться, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Краткое прилагательное пишется так же, как и полное, в данном случае — слитно, т. к. нет никаких оснований для раздельного написания: неизвестный — неизвестна.

Здравствуйте!
Недавно возник спор с однокурсником по поводу правильного написания последнего слова в следующем предложении:
Дальнейшая его судьба мне с тех пор неизвестна/не известна.
Был бы премного благодарен Вам за скорейший ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Возможно слитное и раздельное написание, при раздельном подчеркивается отрицание.

Здравствуйте, подскажите правильно ли в данном предложении написано не с кратким прилагательным:

Героям порой приходится тяжело, потому что им не известна цель игры.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Возможно и слитное написание, и (если нужно подчеркнуть отрицание) раздельное написание. Решение принимает автор текста.

Какие слова относятся к зимним?

Ответ справочной службы русского языка

Нам не известна лингвистическая классификация слов по временам года. Уточните, что Вы имеете в виду?

Если жирность продукта не известна, следует сделать отметку

В этом случае НЕ пишется раздельно (не известна) или вместе (неизвестна)

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта. Если подразумевается противопоставление, следует писать раздельно. Окончательное решение принимает автор текста.

Как правильно: цена не известна или цена неизвестна.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты написания.

Как правильно пишется «не известна«: слитно или раздельно?
Великий человек, чья дата рождения на сегодня точно не известна.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: …точно не известна.

Подскажите, пожалуйста,слитно или раздельно — «этиология язвенного колита НЕ ИЗВЕСТНА» или «НЕИЗВЕСТНА»?

Ответ справочной службы русского языка

При утверждении отрицательного признака корректно слитное написание.

Перспектива была еще не известна художникам. Не слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание: _неизвестна_.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать — отдельно или слитно: Из никому не известной компании . . . .

Или еще выражение? Если ваша компания никому не известна. . . .

Заранее благодарна!
Татьяна Васильевна.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание: _Из никому не известной компании… Если ваша компания никому не известна…_

Слитно или раздельно «не известна» будет в следующем случае:
«О судьбе других его сыновей пока ничего не известно»?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно раздельное написание.

Пожалуйста, помогите определиться с несколькими вопросами!

Слитно или раздельно?

1) Слитно или раздельно «не ясна» в таком контексте:
«Его судьба в последующее десятилетие пока не ясна» (или — «неясна»)?

2) Слитно или раздельно «неизвестна» в предложении:
«Причина этого переезда неизвестна» (или — «не известна«)?

3) Слитно или раздельно «неизвестный» во фразе: «Они приобрели другую фамилию, пока для нас неизвестную» (или — «не известную»)?

Единственное или множественное число?

4) Слово «традиция» в каком числе предпочтительнее употребить в следующем случае:
«Ученые выявили своеобразие данной манеры исполнения, сравнивая ее с традицией Поморья и Заонежья» (или — «с традициями»)?

5)Слово «крестьянин» в каком числе будет в этом предложении:
«Он ушел на военную службу вместо одного из назначенных по рекрутской очереди крестьянина» (или — «крестьян»?

Большое спасибо! С уважением, Т. Ларина.

Ответ справочной службы русского языка

1), 2), 3). Корректны оба варианта написания, раздельное — при противопоставлении. 4). Предпочтительна форма множественного числа. 5). Предпочтительна форма множественного числа.



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили
новую орфографическую тему, учитель должен
прежде всего показать внутреннюю логику законов
русской орфографии, сделать эти законы
понятными, привычными и простыми. Средства могут
быть разными. Особенно это касается моментов
отработки и закрепления новых знаний. Тут
подойдут и таблицы (готовые или продуманные
учителем, «вымученные» им – и потому лучшие),
алгоритмы, занимательные и развивающие задания,
игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует
пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки
русского языка не превращались в тоскливое
повторение того, что как будто бы было изучено в
6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а
многими воспринимается просто как новое
откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных
пособий помогает учителю при изучении и
повторении темы «Не с различными частями
речи». Главный принцип написания, который должны
усвоить школьники, здесь таков:

Частица не, написанная раздельно,
выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно,
говорит только о том, что предмет имеет
противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить
многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется
раздельно:

с глаголами (не был), с
деепричастиями
(не спеша), с
числительными
(не раз), а также с краткими
прилагательными
с оттенком долженствования (он
не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть
или подразумевается противопоставление с
союзом а
(не глубокая, а мелкая речка), а
также при усилении отрицания словами далеко
не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не
(вовсе
не
радостные лица);

с прилагательными в сравнительной
степени
(не тоньше);

в словах с предлогами (не с
кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется
слитно:

– в словах, которые без не не
употребляются (невежа, непобедимый);

в словах, которые дают
качественную характеристику предмету и которые
можно заменить синонимом (неприятель –
враг, очень нездоровый вид – очень больной
вид, нездоров – болен);

в отглагольных прилагательных на мый
(независимый);

в неопределенных местоимениях
(некто, нечто, некоторый);

в глаголах с приставкой недо-,
придающей глаголу значение неполноты,
недостаточности действия (недоделать,
недо
оценивать).

Этот же принцип написания относится и к
причастиям:

Полные причастия с
частицей не
пишутся раздельно, если
есть

зависимое слово: не погашенные никем
огни;

противопоставление с союзом а:
не
погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется
раздельно, если есть зависимое слово в творительном
падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые
(прил.) миру слезы.

Если нет
зависимого слова или противопоставления с
союзом а, то частица не пишется слитно:
Не
погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не
пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде
простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с
различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное,
прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без
не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

нескромно (хвастливо)

неглупый (умный)

3. В отрицательных наречиях:

некуда, негде

1. Есть
противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько,
никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет
предлога:

никого, некого

После не и ни есть
предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

недомогать (не
употр. без -не)

недомогая (не употр. без -не)

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова
или противопоставления:

незаконченная работа

1. Есть зависимое
слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая
работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не
употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

неглиже

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

неслух

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неумеха

неустойка

нехватка

нечисть

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелепый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо
выполнять после долгого писания). Учитель читает
словосочетания, называя их порядковый номер, а
ученики записывают только номера в два столбика:
слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое
одновременно развивает умение различать
причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые
без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка,
которые с не пишутся всегда слитно
(тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью
корня существительного или это приставка, без
которой слово не употребляется:

1) небо;

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

5) немой;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите
только их: невнимание, неграмотность,
недоверие, несчастье, независимость.
А теперь
вспомните и запишите рядом существительное с не,
которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам
(на слух) и запишите только их: рабство – …, противник –
…, сосредоточенность – …, грязнуля – …,
аккуратный
– …, близко – …, ложь – …, низко
….

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на
слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что
пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не
слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в
предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

и

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если
это возможно) и запишите только их в два столбика
(слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не
торопиться,

не делать, не сделать, негодовать,
недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему)
нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать
деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у
ребят в тетрадях список практически всех
глаголов и деепричастий, которые без не не
употребляются).

VII. Упражнение на восстановление
деформированного текста для закрепления
.

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И
как уголок их был почти не проежжий, то и не от
куда было почерпать новейшых известий о том, что
делаится на белом свете: обозники с деревяной
посудой жили только в двадцати верстах и знали
небольше их. Несчем было даже сличить им своего
житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли
они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не
должно и не может быть, увереные, что и все другии
живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не
умер никто, не то что насильственою, даже
естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь
застарелой болезни и почил вечным сном, то там
долго после немогли надевитъся таком не
обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за
околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от
проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий
зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но
несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень
утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там
лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали
старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился.
Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются
какие-то странные цветы, прежде их не было. И
вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили
на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего
на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно
они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но
им было совсем не до заката. В лесу тьма была
беспросветная, а они идут напролом, не разбирая
дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели
далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и
вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук
доносился с левой стороны. Они бросились влево.
Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты.
Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума
ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на
ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в
8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за
шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные
схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

  • Отремонтированный телефон как пишется
  • Отредактируйте отрывки из сочинений учащихся я учусь в школе
  • Отрежем тебе яички рассказ
  • Отрежь как пишется и почему
  • Отреагировала как пишется правильно