Отрежьте как пишется с мягким знаком или нет

Технологическая карта урока.автор: велижанина т.г.тема урока: правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. - повторение

Технологическая
карта урока.

Автор: Велижанина Т.Г.

Тема урока: «Правописание слов с мягким знаком на
конце и в середине перед согласным».

— повторение способов обозначения
мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Ь;

— формирование правильного письма
слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным звуком;

— упражнение в каллиграфическом
правильном написании и соединении с другими буквами мягкого знака;

— способствование усвоению
написания словарных слов с мягким знаком на конце и в середине слов перед
согласным звуком.

Развитие
орфографической зоркости учащихся, речи, памяти, произвольного внимания, наблюдательности,
воображения, умения

анализировать, обобщать.

Воспитание интереса
к русскому языку, бережного отношения к окружающему миру, чувство
сопереживания, взаимопомощи, нравственно-

этических качеств личности,
культуры поведения.

Этапы
урока

Планируемые результаты
УУД

Содержание учебного
материала

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

I. Мотивация
к учебной деятельности
        

(3-5мин)

Цели:


актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности;


создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности
включения в учебную деятельность;


установление тематических рамок;


уточнение типа урока и наметить цели учебной деятельности.

— в
каллиграфически правильном написании и соединении с другими буквами мягкого
знака;

Регулятивные:

-контролируют
свои действия.

Коммуникативные:

устанавливают
отношения сотрудничества между учителем и учеником;


слушают и понимают речь других;

-учатся
самоорганизации.

Личностные:

-самоопределение;

-осознание
социальной  роли обучающегося.

Познавательные

Общеучебные:
построение речевого высказывания в устной форме.

Логические
УУД:

— анализ
объектов с целью выделения признаков..

1.
Создаёт эмоциональный настрой на урок.

2.
Проверяет готовность детей к уроку.

3.Создаёт 
условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в
учебную деятельность.


Заливается звонок.

Приглашает
на урок.

Мы у
парты дружно встали,

С
выражением сказали:


Сколько любви к русскому языку в словах А. Шибаева!

А какой
он — русский язык?

— Вы
сказали, что красивый.

 А
народная мудрость гласит: «Красиво писать — красоту творить».

Проверьте
всё ли на столе в порядке?

Книжки,
ручки и тетрадки?

Откройте
тетради: запишите дату

— На что
надо обратить внимание при  записи  даты?


Ребята, а к нам спешит еще одна гость. Посмотрите на (слайд 4 сказочная
белочка)

—  Она
принесла много интересных заданий, а чтобы вы добивались в работе успеха,
приготовила для вас гостинцы из леса( листы самооценки, приложение №1), в них
вы и будете отмечать свои успехи на этом уроке.

Отгадайте,
какую букву белочка изобразила для вас. (слайд 5)

Белка
хвостик изогнула,

У
пенёчка отдохнула.

 Распушила
хвост,

 Да так

 Стал
похож  на ….  (Мягкий знак! сказочный) (слайд 6 )

Проговаривают:

«И в
радости, и в грусти-

Он
всякий час со мной,

Родной
язык мой русский,

Как
Родина родной

(слайд
3)


Певучий, красивый, нежный, мудрый, богатый, интересный…

— На
словарные слова: декабрь, классная , работа.

Отгадывают
загадку.

4. 
Минутка чистописания.

5. Целеполагание.

Подводим
учеников к формулировке темы и цели урока. 

-Что за
работу предлагает нам выполнить сейчас белка?

— Для
чего мы выполняем её?

— Из
каких элементов состоит Ь?

Показ на
доске учителем написание мягкого знака.

Нарисуем
мягкий знак

Нежно
капелькой

Вот так:

Букву
капелька смягчит

Слово
мягко прозвучит.

— А
теперь напишите мягкий знак и соединения с ним  в тетради.


Подчеркните у себя три самые красивые, правильные буквы и соединения.
(слайд 7)

— За
ваше старание белка приготовила для вас необычную ромашку. (слайд 8)
Чем она необычна?

Подумайте
сами, обговорите в парах.

— Как вы
думаете, для чего белка принесла задания с Ь?

— Что вы
о нем уже знаете?


Догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Назовите тему урока.


Поставьте перед собой учебную задачу:

-чему вы
будете учиться сегодня на уроке? Обговорите в парах.

— Что
нужно вам, чтобы добиться цели?

— Итак,
что сегодня вы будете изучать?

— Как вы
будете это делать?

— Где
будете применять эти знания?

— Каждый
этап вы будете контролировать и оценивать, по критериям, которые будут даны
для каждого задания.

(слайд 9)

Отвечают
на вопросы учителя.

Рассуждают.

Объясняют
свой выбор.

Дети
рисуют, кто лепит из пластилина, кто собирает из конструктора.

Прописывают
в тетрадях Ь и соединения с другими буквами.

Ответы
детей. Буквы   я, и, ю, ё, е,

Эти
буквы обозначают мягкость согласного звука.

Отвечают
на вопросы учителя.

Рассуждают.
Работа в парах.

Объясняют
свой выбор.

Уч-ся
высказывают свои предположения.

Правописание
слов с Ь.

Работа в
парах

Спланировать
урок

Ь

Вывести
правило

В
заданиях белки, упражнениях в учебнике, игра.

II. Актуализация
знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

(10 мин)

Задачи:

организовать
актуализацию умений:

— в
определении особенностей буквы «ь»;

-в 
правильном написании слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед
согласным;

— в
написании словарных слов с мягким знаком;


фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Физкультминутка
(2мин)

Задачи:

Укреплять
здоровье детей, воспитывать потребность в ведении здорового образа жизни.
Развивать внимание

познавательные:

общеучебные:

-ориентировка
в пространстве учебника;

-осмысленное
чтение материалов,

-извлечение
необходимой информации из прочитанных текстов.

Личностные:

-ориентироваться 
на здоровый образ жизни;

-осуществлять
профилактику утомления глаз.

познавательные: 
общеучебные:

-осмысление
лексического значения слов.

Личностные:

-осознание
и оценивание алгоритма своего действия;

-перевод
внешней речи на внутренний план.

познавательные:

логические:

-развитие
наблюдательности, мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения

Коммуникативные:

— умение
слушать и слышать;

-достаточно
точно выражать свои мысли;

-умение
объяснять свои действия;

— способ
написания.

Регулятивные:

-умение
принимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять
контроль своей деятельности и деятельности одноклассников, при необходимости
корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;

Личностные: 

-стремление
проявлять самостоятельность;

-осознавать
важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Регулятивные:

-умение
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,
корректировать и  оценивать собственную деятельность.

познавательные:

логические:

-умение
анализировать, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, делать
выводы.

Коммуникативные:

-умение
доказывать свое мнение, доносить его до всех участников образовательного
процесса.

1.
Актуализация знаний.

.

2. Словарная
работа

3.Работа
по закреплению правила.

4.
Самостоятельная работа с упражнениями из учебника.

5.Работа
с планом:

Учитель
предлагает ученикам задание.

-Первый
пункт плана.

Прочитайте
выражение на слайде. Как вы это понимаете это выражение?  Помогите белочке.
Обговорите в парах.


Найдите подтверждение в учебнику на с. 124 (слайл 10)

Какая
белочка счастливая! Вы ее выручили и помогли.


Переходим ко 2 пункту нашего плана.

(слайд
11)

Учитель
предлагает задание для словарной работы.

— Белка
несла для вас слова, но по дороге некоторые буквы выпали и вот что
получилось. Что вы можете сказать? Предложите задание. Обговорите в парах.
Помогите белочке найти буковки.

— Эту работу
вы будете оценивать.

-Что
будете оценивать?

-Что
будете контролировать?

— В
листах самооценки по предложенным критериям оцените себя.

(слайд
12)
Посмотрите,
а белочка так и прыгает около вас. О чем то она еще хочет вас спросить.

А вот о
чем…..(голос)

— На
какие две группы можно разделить эти слова?

Подумайте
сами, обговорите в парах.

-Просигнальте
смайликами, кто так же выполнил задание.

— Какой
вывод можете сделать? Подтвердите свои слова доказательством из учебника с.
125

Правильно
ли мы вывели правило?

Белочка
очень довольна вами

-Чтобы
дальше нам работалось легко, давайте проведем гимнастику для глаз.(слайд
13)

Неугомонная
белочка, еще принесла вам задание.

— У
белки для вас есть еще одно задание. Посмотрите на слайд.

— Что
заметили? К какой части правила относятся эти слова?

Запишите
эти слова.

Какие
слова у вас получились? К какой части правила они относятся? Докажите словами
из правила.

— Что
можете сказать про Ь?

(слайд
14)


Посмотрите  и предложите упражнения для самостоятельной работы.


Прочитайте задание , обговорите в парах.

— Что
надо сделать?

— Это
задание вы будете оценивать.

Оцените
себя по критериям данным к этому заданию.

(слайд
15)

Белочка называет
слово, если

Ь в
конце – дети хлопают;

Ь в
середине – топают;

Нет Ь –
приседают. (голос)

(
сильный, смелый, мель, огоньки, стулья конь, песенка, пальцы, июль, сентябрь,
зонтики, капелька, жизнь)

— Итак ,
какие пункты нашего плана уже реализовали?

— Что
осталось?

Работа в
парах.

Ребята
читают правило на с. 124 в учебнике.  Делают вывод, что

это уже
изучали в 1классе.

Ь знак
не обозначает звука.

Работа в
парах.

Рассуждают.


Записать вставить буквы.


Правильное написание слов с непроверяемой безударной гласной.


Правильность соединения букв в словах, аккуратность.

Самостоятельное
выполнение словарной работы в тетрадях. Проверка по образцу.

Работа в
листах самооценки.

Два
обучающих работают у доски.

Высказывают
свои выводы.

Читают правило
в учебнике

Выполняют
упражнения для глаз. Расслабляются под лёгкую музыку.

Ребята 
делают соответствующие записи.

Проверка:
3 ряд по цепочке на доске.

Отвечают
на вопросы учителя.

Читают
правило в учебнике.

Дают
полные ответы на вопросы

Обучающиеся
работают с учебниками.

Упражнение
№ 204

Работа в
парах.

Разбор
образца упражнения.

Оценивать
правильное написание слов с Ь знаком на конце.

Ребята
пишут.

Анализируют
и оценивают свою работу.

Выполняют
движения по заданию.

Анализируют
проделанную работу.

III.  Локализация
индивидуальных затруднений.

(6 мин)

Задачи:


выявить место и причину затруднения;


зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

1.Игра
«Волшебникии».

Белочка объясняет
задание. (голос)

— Я
предлагаю вам побыть в роли волшебников. У вас на столах – волшебная карточка
для работы в парах. Положите  её перед собой.  Через каждое слово вместе с
другом пропустите  Ь и превратите при помощи его в новый предмет, объясните
друг другу значение каждого слова.

(слайд
17)

Организует
проверку.

Выслушивает
доказательства, объяснения.


Сделайте вывод. Какую еще роль играет Ь в словах? Посмотрите на нашу
волшебную белочку. Она очень рада.

А сейчас
давайте вернемся к нашему плану.

— Итак
посмотрите на план урока.

Что
можете сказать?

Слушают
объяснение учителя.

Читают
задание,  в паре обсуждают, договариваются, создают алгоритм деятельности,  
аргументируют своё мнение. Выполняют задание, осуществляют проверку.

Каждая
пара объясняет значения слов, которые у них получились

Вывод:
может менять значение слов.

Читают
план. Делают вывод.

IV
Включение в систему знаний и повторение.

Регулятивные:

планировать и
контролировать свои действия и деятельность одноклассника в соответствии с
поставленной задачей;

-оценивать результаты коллективной работы.

Коммуникативные:

-развивать мотивацию к учебной деятельности;

-знать правила  и развивать навыки сотрудничества,
применять их на практике.

предметные 

Составлять предложение из предоставленных слов.

Начало предложения писать с заглавной буквы, в конце
предложения ставить точку.

Уметь доказывать раздельное написание предлогов со
словами и применять это правило на письме.

Уметь находить безударные гласные в корне  слов и
подбирать проверочные слова к ним.

1.
Задание в паре

Учитель
предлагает ученикам задание для  работы в паре.

2. Проверка
задания.

—   Возьмите, пожалуйста, волшебный
конверт.  Достаньте слова, составьте из этих слов предложение. Найдите и 
назовите слово на орфограмму, с которой мы сегодня работали.

— Вспомните ранее изученные
орфограммы. Объясните их.

А белочка сейчас послушает,
корректирует ответы учеников.

Читают задание,
разбирают, обсуждают, договариваются.

Доказывают своё
мнение.

Выполняют задание.

Осуществляют
проверку.

Проговаривают  
орфограммы, которые встретились в предложении.

В нашем пруду живёт
окунь.

  Ученики читают своё
предложение, называет слово с орфограммой, над которой сегодня работали.
Ребята вспоминают
ранее изученные орфограммы и объясняют их.

V.Итоговый
контроль

(5 мин)

Цели:


самопроверка ЗУН по эталону;


самооценка;

— 
индивидуальная рефлексия достижения цели.

Регулятивные:

-планировать
и контролировать свои действия и деятельность одноклассников в соответствии с
поставленной задачей;


оценивать результаты коллективной работы.

Коммуникативные:

-развивать 
мотивацию к учебной деятельности;

-знать
правила  и развивать навыки сотрудничества, применять их на практике.

1.Работа
в рабочих тетрадях 1 часть.

— Мы
выполнили намеченный план урока, но что еще осталось?


Итоговый контроль выполните в рабочих тетрадях с.60 №132.

— Что
будете оценивать?

Выполните
это задание следующим образом:

— кто
уверен, что он усвоил материал хорошо – выполнит все упражнение;

— кто
сомневается в своих знаниях – выполнит 3 столбика;

— кто в
себе не уверен может выполнить 2 столбика.

(слайд
17-18)

Проверка
усвоения материала.

Правильное
написание слов с Ь на конце и в середине слова.

Выполняют
задание.

Осуществляют
проверку.

Оценивают
работу по критериям в листах самооценки.

VIРефлексия
учебной деятельности на уроке.

(3 мин)

Цели:


соотнесение цели урока и его результатов;

-самооценка
работы на уроке;

-осознание
метода преодоления затруднений.

Личностные: 

-стремиться
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  к познанию,
к постановке задач для самостоятельной работы.

Регулятивные:


контролировать

и
корректировать собственную деятельность;

-выделять
и осознавать, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимать
важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

познавательные: 
общеучебные:


проявлять самостоятельность, ответственность;

-стремиться
к развитию мышления.

Коммуникативные:

-уметь
полно и грамотно выражать свои мысли;


проявлять самостоятельность, ответственность; стремиться к развитию мышления.

Личностные: 


стремление к познанию,  к  постановке задач для самостоятельной работы.

1.Итог
урока.

Подводит
к сопоставлению целей урока и его результатов.

Акцентируется
внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников.

2.
Самооценка деятельности на уроке.

3.
Рефлексия учебной  деятельности

4.
Домашнее задание

(по
выбору)

Над
какой темой работали?

— Какие
знания добыли сегодня на уроке?

Наша
волшебная белочка убежит в лес после того, как посмотрит и послушает наши
результаты.

Предлагает
ребятам оценить свою работу на уроке при помощи «Шкалы успеха» (слайд 19)


Подсчитайте общее количество баллов и отмети свои достижения на шкале успеха.


Сделайте вывод: удалось ли вам достигнуть поставленной цели ,что и кто помог
вам в ее достижении.

-Продолжите,
пожалуйста, фразы, которые видите на слайде 20

Предлагает
сигнальной карточкой дать ответ на вопросы.

— Кто
доволен собой?

— Кому
было легко?

-Кому
нужна помощь?


Появилось солнышко с улыбкой, значит у большинства хорошее настроение.  (слайд
21)

Спасибо
за ваше трудолюбие, старание и стремление к  знаниям. Эти качества  помогли
вам сегодня достигнуть намеченных целей.

Белочка
хвостиком махнула и исчезла.


1.Творческое задание.

Составить
текст из 5-6 предложений, употребив в нём как можно больше слов с мягким знаком
после согласных звуков в середине или в конце слова.

2.
Выполнить упр. 205 на с.125.

— Кому
не понятно задание? У кого есть вопросы?


Ребята, спасибо вам за сотрудничество, за ваше старание. Молодцы! Желаю
дальнейших успехов! Урок окончен!

(слайд 22-23)

Высказывают
своё мнение.

Рассказывают,
что знают, что смогли, в чём испытывали затруднение.

Задание
опережающего характера:

1 ученик
читает стихотворение про Ь.

Мягкий
знак, мягкий знак

 Без
него не написать

 Тридцать,
двадцать, десять,пять.

 Вместо
шесть получим

 шест,

 Вместо
есть получим ест,

 Станут
пенками пеньки,

 Уголками
угольки,

 Банька
в банку превратится,

 Вот что
может получиться,

 Если
будем забывать

 Мягкий
знак в словах писать.

Делятся
своими выводами.

Выражают
своё отношение к уроку. Дописываю фразы на обратной стороне листа самооценки.

Отвечают
на предложенные вопросы при помощи сигнальных карточек.

Школьники
выбирают смайлик, отражающий их настроение

Ребята
выбирают и записывают домашнее задание. Уточняют непонятные моменты.

Тема урока:
«Правописание
мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»

Тип урока:
Открытие
нового знания

Цель урока: «открыть»
правило правописания мягкого знака в существительных женского рода на конце
слов после шипящих».

Задачи
урока:

образовательная:
создать условия для выявления грамматической функции мягкого знака как
показателя рода, для формирования умения различать имена существительные
мужского и женского рода; графически объяснять написания с ь и без ь.

развивающая: содействовать
развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, связной речи;расширению
словарного запаса, навыков самоконтроля; анализ, синтез, сравнение, обобщение;

воспитательная:
воспитывать
ответственное отношение к результатам своего учебного труда; познавательный интерес к новому материалу; аккуратность,
самостоятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:


приобретение опыта изучающего и поискового чтения;


выявление принадлежности слова к определенной части речи по комплексу
освоенных признаков;


определение морфологических признаков слова;


сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.

–  уметь
различать слова мужского и женского рода;

– знать,
как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

– уметь находить
в тексте слова с  орфограммой “ь” после шипящих на конце имён
существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм,


графически объяснять написания с ь и без ь.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
УУД:

регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои
действия в соответствии с поставленной задачей; понимает и применяет
предложенные способы решения учебной задачи; выполняет учебные действия по
алгоритму; осуществляет контроль и коррекцию своих действий под руководством
учителя.

познавательные:
умеет
извлекать информацию из учебного
текста; осуществляет анализ, синтез,
сравнение, обобщение ; осознанно строит речевое высказывание
в устной форме;

коммуникативные:
осуществляет
 учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, принимает участие в работе
в паре, группе ; умеет с достаточной полнотой выражать свои мысли в
соответствии с задачами коммуникации.

ЛИЧНОСТНЫЕ:
понимает
личностный смысл учения; проявляет учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу; понимае смысл самоконтроля своей учебной деятельности.

Формы
работы:
фронтальная
беседа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная самостоятельная
работа.

Средства
обучения:
интерактивная
доска, учебник В.П. Канакиной, В. Г.Горецкого «Русский язык, 3 класс». 2 часть

ХОД
УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.     
Мотивация к учебной деятельности


Вот звонок нам дал сигнал:

поработать
час настал.

Так
что время не теряем

И
работать начинаем

Ножки
вместе.

Спинки
ровно.

И
к уроку всё готово.


Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет
требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас
получилось – посмотрите друг на друга и поздаровайтесь друг с другом глазами,
не произнося слов. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Проверьте свою
готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на
столе, ручки, карандаши?


Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.


Поднимите обе руки те, у кого здесь есть друзья.


Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

Итак,
с положительным настроем начинаем урок. Я уверена, что сегодня мы с вами
активно и плодотворно поработаем.

-Как вы
должны работать, чтобы у вас это получилось?

-Желаю
вам успеха.


Приветствуют учителя.

Объясняют

Мы
должны постараться чему-то новому научиться.

-Дружно,
старательно, аккуратно.

2.     
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Каллиграфическая
минутка.

— Начнем
наш урок с чистописания. Запишите слова под диктовку.

Кровать,
картофель, сирень, Татьяна, дождь.


Написание какого слова у вас вызвало затруднение? Почему?


Посмотрите на записанные слова. Есть ли там слово, которое написано с
прописной, а не строчной буквы? Назовите это слово. Почему вы написали его
так?

— Что
общего во всех этих словах?

— Какую
работу выполняет мягкий знак в словах?


Посмотрите на доску. Прочитайте слова (по цепочке). Разделим слова на группы
относительного того, какую работу выполняет мягкий знак.

Профиль,
колоть, ателье, брать, помощь, серьёзный, пальмовый, судья, врач, смотреть,
жимолость.

-Ребята,
а кто знает что такое жимолость? Для того, чтобы узнать точное значение этого
слова, предлагаю обратиться к словарю. Откройте страницу 152 в учебнике.
Найдите слово ЖИМОЛОСТЬ и прочитайте его значение.

— Теперь
мы знаем точное определения слова жимолость.


Зачитайте, что у вас получилось. (по рядам)

Профиль

Пальмовый

Жимолость

Ателье

Серьезный

Судья

Брать

Колоть

Смотреть

-Все
ли слова вы распределили в группы? Где возникла трудность?

(слова
на доске) ПОМОЩЬ, ВРАЧ.


Запишите в тетради слова ПОМОЩЬ, ВРАЧ.


Выполним письменный морфологический разбор слов ПОМОЩЬ (сущ., нач.форма.,
ед.ч., женский род) и ВРАЧ (сущ., нач.форма., ед.ч, мужской род).

-Чем
похожи слова?


Произнесите, какой последний звук вы слышите? (Ещё один признак сходства
слов).

 —
В каком месте в словах возникает затруднение при написании?


Сформулируйте цель урока.


Какие задачи поставим перед собой на уроке для выполнения этой цели?

Прописывают
в
тетрадях.

Объясняют

-Татьяна
 – имя собственное, поэтому начинаем писать его с Заглавной буквы.

Во сех
этих словах есть мягкий знак.

Объясняют

  • Мягкий
    знак обозначает на письме мягкость согласного.
  • Мягкий
    знак является разделительным знаком
  • Мягкий
    знак указывает на неопределённую форму глагола – выполняет
    грамматическую функцию.

Читают
слова

Предполагают

Читают

Жимолость
кустарниковое
или вьющееся растение с душистыми цветками.

Отвечают Трудность
возникла со словами помощь, врач. Мы не знаем следует ли писать «ь» на
конце слов или нет. Мы не знаем, какую функцию выполняет «ь» в этих словах.

Записывают
в тетрадях.

Выполняют.

Существительные,
в единственном числе.

Звук [щ’]
(На конце шипящий)

— В
конце слов. Мы не знаем нужно ли  писать «ь» после шипящих или нет

— Познакомиться
с правилом написания «ь» после шипящих на конце имён сущ.

— Узнать
роль мягкого знака на конце им.сущ после шипящих

3.     
 Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

-Вернёмся
к записанным словам. Чем они отличаются?

-Продолжим
сравнение.

На
доске появляются слова:

ДОЧЬ
ЁРШ

ВЕЩЬ
ТКАЧ

-Чем
похожи все эти слова?


Что общего у слов 1 столбика? (слова на доске распределены по столбикам в
ходе демонстрации).

-Проанализируйте
слова 2 столбика.


Что показывает нам Ь в существительных?


Ребята,  кто попробует сформулировать правило о написании «ь» в
существительных после шипящих и о его роли в именах существительных?


Давайте проверим, правы ли мы. Откройте учебники на стр. 31. Прочитайте
правило.


Расскажите правило  по очереди соему соседу по парте.


Вернёмся к столбикам слов и к словам ПОМОЩЬ и ВРАЧ. В какой столбик следовало
записать эти слова?


Выполнили мы задачу, поставленную нами в начале урока?


Запишите слова с доски, которые мы разбирали уроке, в тетрадях. (ПОМОЩЬ,
ВРАЧ, ДОЧЬ, ЁРШ, ВЕЩЬ ,ТКАЧ)


Распределите их в 2 столбика, над каждым словом надпишите части речи, число,
род. Подчеркните шипящие и мягкий знак или его отсутствие. Добавьте в каждый
столбик 2 слова, которые пишутся в соответствии с новым правилом.

— ж.р. и
м.р.,


в слове помощь в конце стоит мягкий знак, а в слове врач его
нет.

Существительные,
в ед.ч., оканчиваются на шипящий.

Сущ.,
ж.род, оканчиваются на шипящий звук, мягкий знак после шипящих пишется.

Сущ.,
м.род, оканчиваются на шипящий звук, мягкий знак после шипящих не пишется.

Указывает
на род имени существительного.

У
существительных ж.р. после шипящей на конце пишется Ь.

А
у существительных м.р. после шипящих Ь не пишется

Читают
правило


В 4-ый (отдельный столбик). Потому что «ь» в этих словах выполняет другую
функцию. Указывает на род имени существительного.


Да! Мы узнали роль «ь» после шипящих на конце имён сущ.

Записывают

На чтение 21 мин. Просмотров 1 Опубликовано

image

Буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например, СЕЛ (без твёрдого знака) и СЪЕЛ (с разделительным твёрдым знаком).

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование Ъ в текстах (4% от всего объёма) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. Как подсчитал Л. Успенский, ежегодно на него требовалось до 8,5 млн. дополнительных страниц. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твёрдого знака. После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. апостроф был исключён из русского языка, а его разделительную функцию взял на себя твёрдый знак, которую он выполняет и по сей день.

Разделительный Ъ пишется после согласных перед буквами Я, Ю, Ё, Е,передающими сочетания [ j ] с гласными:

  1. После приставок, оканчивающихся на согласный

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий

Буква ъпо традиции пишется также в слове изъян, хотя из не является в нём приставкой.

б) в терминах, пришедших из других языков, с различными префиксами: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский,абъюрация, адъективный, панъевропейский, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, коадъютор, конъектура, конъюгация, конъюнктив, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция. К этой группе можно добавить и сложное по происхождению слово «фельдъегерь».

2. В сложных словах после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный.

После начальных частей сложносокращённых слов разделительный ъпо традиции не пишется, например: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст госязык.

3. Ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имён и производных от них слов: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии). В этом случае разделительный ъвозможен также и перед буквой и: Дзюнъитиро (японское имя).

ВНИМАНИЕ!

Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы: межатомный, контрудар, трансокеанский, трёхэтажный

Мягкий знак в слове может выполнять 3 функции:

— разделительную

— информировать о мягкости предшествующего звука

— для обозначения некоторых грамматических форм.

Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и, передающими сочетания [ j ] с гласными.

Например:

ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян;

-ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють(междометие);

ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём;

-ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье;

-ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи.

1) Разделительный Ь пишется в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; например: вВьёт [в’jот], вьюн [в’jун], дьяк [д’jак]).

2) Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

Например: бульон [бул’jон], синьор [син’jор], миньон [мин’jон].

В случае, когда Ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

1) Между мягкой и твёрдой согласной в середине слова:

кутерьма, горько, возьму, серьга, судьба

2) Ь пишется между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остается мягким:

о борьбе — борьба, возьми — возьму, во тьме — тьма, о свадьбе — свадьба

3) Для обозначения мягкости л: бальзам, только, мельница, вскользь, польза, льстец, больной, сельдь.

Мягкого знака нет: 1) между согласными чк, чн, нч, нщ, щн, рч, рщ, нн: речка, ручной, нянчить, банщик, мощный, корчма, наборщик, ранний. 2) в словах с лл: иллюстрация, иллюминация, идиллия.

Употребление ь для обозначения грамматических форм

После шипящих ь пишется:

1) в именах существительных женского рода единственного числа: речь, тишь, рожь (не смешивать с туч, рощ, тысяч, так как это формы родительного падежа множественного числа);

2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;

3) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;

4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени:несёшь, возишь, бросишь, несешься, бросишься, возишься;

5) в наречиях: невмочь, сплошь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж;

6) в частицах: вишь, бишь, лишь, ишь.

2. Употребление Ь в некоторых других формах:

1) в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя, а также и в других падежах числительного восемь: восьми, восемью и восьмью;

2) в неопределённой форме глаголов: возить — возиться, брить — бриться;

3) на конце числительных от 5 до 10 и всех числе, заканчивающихся на -дцать, а также в середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900: семь, тридцать, пятьсот;

4) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, приготовьтесь. Исключения: ляг, лягте.

Мягкий знак не пишется после шипящих в существительных II склонения: (палач, муляж, рвач) и в кратких формах прилагательных (свеж, жгуч, могуч).

мягкий знактвердый знакрусский языкМягкий знак является одной из двух особенных букв в русском языке, не имеющих и не обозначающих звука. Зачем же тогда нужна такая буква? Роль мягкого знака в языке, правила его написания и интересные задания для закрепления — в нашей статье. 15 апреля 2019

Роль мягкого знака в русском языке

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

image

Игры с буквами и словами Купить

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Что ещё почитать? Подготовка к ВПР-2019 по русскому языку. Словообразование Работа с текстом при подготовке к ВПР Системная подготовка к ВПР по русскому языку в 4 классе Особенности подготовки к ВПР по русскому языку в 4 классе

Задания для закрепления темы

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ь — мягкость

Разделительный Ь

лось

друзья

боль

заячья

букварь

крестьянин

польза

деревья

лень

семья

лягушачьи

серьёзный

вьюга

клочья

«Добавь слово»

Задание:дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

  1. Мама, папа, я — счастливая …
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были …
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
  4. Ястреб расправил …
  5. Охотник зарядил своё …
  6. Вчера наша кошка поймала …
  7. Женя и Вова — закадычные …
  8. Сова охотится …
  9. Катя пошла в магазин, а … забыла дома
  10. На улице громко чирикали …
  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны
Ответы:
  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

Наглядные материалы к уроку Употребление мягкого знака Роль мягкого знака Разделительный мягкий знак Правописание Ь и Ъ в словах

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Ответы:

#ADVERTISING_INSERT#

Эти буквы отличаются от остальных. Они вроде есть, но никак не выделяются в звуковом плане. Тёмные лошадки, которым отведена определённая роль. Отобрал 10 фактов, позволяющих лучше познакомиться с этими героями. Всем желаю приятного чтения и понимания.

1. Происхождение Ъ и Ь

По происхождению буквы Ъ и и Ь — это бывшие «ер» сверхкраткий и «ерь» сверхкраткий соответственно, которые существовали в древнерусском и старославянском языках. Это были полноценные звуки, а не только буквы, как сейчас.

Их точное произношение по понятным причинам установить невозможно. Есть лишь версия, что Ъ — это что-то вроде первого звука в слове м[ъ]локо, ещё его можно сопоставить с болгарским «ер голям». К слову, если бы наша орфография была приближена к фонетическому принципу, то мы вполне могли бы бы писать не освободился или молоко, а что-то вроде *ъсвъбадился, мълоко (как один из вариантов!). В итоге наше письмо могло бы напоминать болгарское (вспомните их ъгъл или пъдпъдък).

В свою очередь, сверхкраткий Ъ восходит к праславянскому ŭ («у» краткий), а сверхкраткий Ь — к праславянскому ĭ («и» краткий).

В старо- и церковнославянской азбуках эти буквы до сих пор называются «ѥръ» и «еръ». В древнерусском языке действовал закон открытого слога вместе с законом слогового сингармонизма. Согласных звуков на конце быть не могло, зато гласные здесь свободно себя чувствовали, в том числе и сверхкраткие.

Это очень любопытное явление, унаследованное ещё из праславянского языка. В нём наиболее приемлемыми стали считаться так называемые «идеальные», т.е. открытые слоги наподобие *ta  и *sta.

2. Падение редуцированных

Громкое название фонетического процесса «падение редуцированных» — это не что иное, как ослабление звучания сверхкратких гласных. В языкознании считается одним из самых масштабных процессов подобного рода, поскольку он повлиял на звуковую и грамматическую систему славянских языков (происходил не только в русском).

После падения редуцированных (XI — XII вв.) «ерь» исчез, перестал обозначаться и на письме. В сильной позиции (под ударением и перед слогом со слабым редуцированным) совпал с гласной «е». Его наследие — это чередования вроде лев — льва, замочек — замочка, конец — конца (чередование «Е» с нулём звука). Ещё он оставил после себя смягчение предыдущей согласной.

Твёрдый знак тоже оставил после себя наследство. Это беглый гласный «о». Сейчас мы пишем сон  — сна, но по-древнерусски нужно было бы написать сънъ — съна. В сильной позиции, как мы уже поняли, совпал с гласной «о».

3. Великая сила традиции

Конец слова после согласных — это позиция слабого редуцированного, и здесь «ер» (Ъ) должен был выпасть. Однако его продолжили писать на конце слов после согласных, причём исключительно по традиции и под влиянием церковнославянской орфографии.

Наиболее важное предназначение: Ъ указывал на границу слова при древнерусском слитном написании. Напомню, тогда пробелы в текстах отсутствовали. Говоря современным языком, «ерЪ» выполнял типографическую функцию.

Конечно, такое положение дел нравилось давно не всем, и как минимум с XVIII против «ера» начались гонения, если можно так выразиться. Я. Грот в книге «Спорные вопросы русского правописания» (1876) утверждал, что «Мысль объ изъятіи изъ нашего письма буквы Ъ, вполнѣ или только въ концѣ словъ, не только повторялась многими, но и осуществлялась по временамъ въ печати, какъ въ прошломъ, такъ и въ нынѣшнемъ столѣтіи».

Под прошлым веком имеется в виду XVIII, под нынешним — XIX.

4. Названия букв «твёрдый и мягкий знак» — более поздние

Как пишется в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1894), название «твёрдый знак» возникло в связи с введением звукового метода при обучении грамоте. Твёрдый знак — отсутствие мягкого (нёбного, палатального) произношения согласного. Соответственно, мягкий знак — это отсутствие твёрдого произношения.

5. Разделительный твёрдый знак тоже существовал

Сейчас мы знаем только о разделительном мягком знаке, но когда-то и твёрдый знак тоже выполнял такую роль. Опять-таки, до той самой реформы орфографии 1918 года. Твёрдый знак ставился не только перед буквами йотированных гласных, но и в некоторых других случаях, вроде съэкономить, разъикаться, двухъаршинный и т. п. (позволял различать на письме слова подарочный и подъарочный, то есть под аркой).

6. Твёрдый знак — бездельник и лодырь

Твёрдому знаку посвятил Лев Успенский свою знаменитую главу в книге «Слово о словах». По подсчётам известного словесника, до реформы правописания на печать твёрдого знака ежегодно уходило около 8,5 млн лишних страниц.

Он приводит в пример четырёхтомный роман «Война и мир» издания 1897 года, в котором аж 2080 страниц (во всех четырёх томах), 3 370 000 букв, из них «115 тысяч безоружных и никчемных бездельников, которые ровно ничему не помогают». Подразумевались, конечно же, твёрдые знаки.

7. Твёрдый знак изгоняли насильно и заменяли апостро́фом

Некоторое время (в 20-х — 30-х годах XX в.) роль разделителя выполнял не твёрдый знак, а апостроф. К этой букве-бездельнице было настолько негативное отношение, что её изъяли из всех типографий.

Достаточно открыть один из справочников для корректоров 1932, чтобы понять, насколько орфографические изменения были пронизаны официозом и канцеляризмом:

При проведении реформы орфографии после Октября буржуазная печать, до того ратовавшая за нее, осознала уничтожение ъ как классово враждебное действие и саботировала декрет, печатая газеты по старой орфографии. Советская власть вынуждена была в течение 1918 года изъять ‘гонимые большевиками буквы’ прямо из типографских касс. При этом оставлять известное количество литер ъ в качестве знаков разделения было затруднительно. Твердый знак, ять, фита, ижица и ‘и с точкой’ были реквизированы ‘вчистую’; отобраны были и матрицы машинного набора. Поэтому сейчас, несмотря на несомненную целесообразность сохранить ъ внутри слова, приходится по экономическим соображениям допустить апостроф в качестве ‘временно выполняющей обязанности буквы’.

8. Мягкому знаку после шипящих тоже доставалось. Его хотели отменить несколько раз

К примеру, в ходе реформы орфографии 1917 — 1918 гг. Считалось, что писать мышь с мягким знаком так же неразумно, как и писать котъ с твёрдым. Далее его предлагали убрать и в 60-х годах, когда велись дискуссии об упрощении правил правописания (помните те самые проекты с огурци, заец, парашут?). Особенно уязвимой считалась позиция «Ь» во 2-м лице единственного числа настоящего времени у глаголов (пишешь, знаешь).

А кто-то и вовсе предлагал исключить мягкий знак наряду с твёрдым и заменить их надстрочными знаками.

9. Ъ и Ь в названиях — признак солидности

До сих пор буквы «ер» и «ерь» употребляют в сферах торговли (как розничной, так и оптовой), чуть реже — в названиях строительных и юридических компаний. Такое искусственное состаривание — попытка привить компании историю и традиции, придать ей солидность. Самый запоминающийся пример — название издательского дома «КоммерсантЪ».

10. Почему «подьячий» пишется с мягким знаком

Может возникнуть вопрос, почему слово подьячий пишется через мягкий знак, а не твёрдый? Ведь после приставок пишется как раз таки бывший «ер»? Всё потому, что приставка здесь по-, а -дьяч- — это корень (от слова дьяк). В итоге мягкий знак занимает своё законное место перед йотированной [ja] (я).

Сейчас из этих двух знаков более уязвимым можно считать твёрдый (Ъ). Хотя бы потому, что на клавиатурах смартфонов он спрятан под «Ь». Естественно, это ни в какое сравнение не идёт с буквой «Ё», которую изгоняют как только можно. Однако у меня есть ощущение, что, если у нас задумают какой-нибудь проект по изменению орфографии, то твёрдый и мягкий знак снова попадут под раздачу.

А что вы думаете по поводу этих двух букв в нашем алфавите?

Копия статьи на нашем Дзен-канале | Наш телеграм-канал

Объявления

3. ЗВУКИ И БУКВЫ

СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЕРДЫМ ЗНАКОМ (ъ)

77

Как называются знаки ь и ъ? Что общего в их названиях и чем они отличаются? Для чего служит ь?

Разделительный твердый знак (ъ) пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я. Например: отъезд, подъем.

78

1. Прочитай слова соединяя их части.

2. Спиши получившиеся слова. Обозначь орфограммы.

3. Придумай с одним из слов вопросительное предложение. Запиши его.

Кто быстрее и правильнее развесит игрушки: с ъ – на маленькую елку, с ь – на большую. Какие игрушки попали на большую елку, а какие – на маленькую?

В..юнок обез..яна вороб..и лист..я друз..я

79

1. Прослушай отрывок из рассказа “Пичугин мост”, который прочитает учитель.

По пути в школу р..бята любили разговаривать о подвигах.

– Хорошо бы, – об..ясняет один, – на пожаре р..бенка спасти!

– Даже самую большую щ..ку поймать – и то х..р..шо, – мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.

– Лучше на Луну полететь, – говорит третий мальчик. – Во всех странах будут тебя знать.

По Е. Пермяку

2. Выпишите выделенные слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.

3. Обсудите, что такое подвиг. Кто из ребят мечтал о подвиге? Кто его совершил? Запишите диалог, правильно его оформив.

1. Расскажи, что ты знаешь о звуке [й], разделительных мягком и твердом знаках, используя слова-помощники. В рассказе употреби как примеры слова: стой, йод, поел, якорь, воробьи, объявлю.

Слова-помощники: звук [й]; буквы e, е, ю, я, и; разделительный мягкий знак; разделительный твердый знак.

2. Придумай с двумя-тремя словами связанные между собой предложения.

80

1. Восстанови схему. Что в ней пропущено?

2. Подбери пару.

[б] – [?], [в] – [?], [г] – [?], [д] – [?], [ж] – [?], [з] – [?]

1. Найди правило “Разделительный твердый знак” в конце учебника. Сравни его с правилом “Разделительный мягкий знак”. Чем они отличаются?

2. Спиши примеры с орфограммой “Разделительный твердый знак”, обозначь ее. Выучи правило наизусть.

3. Придумай и запиши предложения с этими словами.

Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.

1. Гласные буквы е, е, ю, я могут обозначать один или два звука?

2. Мягкий и твердый знаки могут обозначать какой – либо звук?

3. Мягкость согласных звуков на письме можно обозначить буквой ь?

4. Разделительный твердый знак пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я?

1. Прочитай стихотворение В. Лунина. Найди в толковом словаре значение слова объегорить.

Волк ужасно раз..ярен –

С..есть ежа не может он.

Еж, хотя он и с..едобен,

Для с..еден..я неудобен:

С..ежась, выставил иголки –

Объегорил злого волка.

2. Придумай заглавие. Спиши стихотворение, вставляя пропущенный твердый или мягкий знак.

3. Сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.

СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВЕРДЫМ ЗНАКОМ (ъ) – Російська мова

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Орфограмма Разделительный твердый знак является одной из самых значимых в начальной школе. Разберем правила применения этой буквы в русском языке.

Содержание

Общие правила

Употребление твердого знака. Разделительный твердый знак Ъ пишется в следующих случаях:

☑ Перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную, например: въезд, подъём, предъюбилейный, межъядерный, объект, субъект;

☑ Перед буквами е, ё, ю, я в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух‑, трёх‑, четырёх-, например: двухъярусный, четырёхъязычный.

☑ В следующих словах и во всех их производных: изъять (изъятый, изъян); объять (объятие, объятый, необъятный); отъять (отъятый); отъём (отъемлемый, неотъемлемый); объём (объёмистый, объёмный)

Примечания к правилам:

(1) В этих словах русского и иноязычного происхождения сочетания из, об, от, суб — не приставки, а часть корня:

  • изъя/ть (изъя/т/ый, изъян);
  • объём (объём/ист/ый, объём/н/ый);
  • объект (объект/н/ый);
  • субъект (субъект/ив/изм, субъект/ивность).

(2) Запомните также написание следующих слов:

  • фельдъегерь («фельд» приставкой не является);
  • интерьер («интер» тоже не приставка);
  • подьячий (от существительного дьяк) с мягким знаком в корне, но фамилию писателя Семёна Подъячева пишите с твёрдым знаком.

Правила и исключения

Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.

Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.

Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

Это интересно: Что такое союз и какие виды бывают.

Практические упражнения

1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  раз..емный, без..ядерный, изголов..е

2)  в..езжающий, из..ятый, меж..этажный

3)  с..емный, об..ектив, двух..ярусный

4)  необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит

2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  ад..ютант, под..ездной, под..ячий

2)  об..ект, об..езженный, интер..ер

3)  об..явленный, компан..он, прод..юсер

4)  из..ян, неот..емлемый, ин..екция

3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1)  пан..европейский, ин..екция, протод..якон

2)  сверх..естественный, кон..юнктура, транс..европейский

3)  пред..юбилейный, интерв..ю, звен..евой

4)  трех..язычный, кан..он, п..едестал

Узнать ответ

Урок
обучения грамоте в 1-м классе на тему

«Буква
Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
на письме»

Цель:

1.         
Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть
значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме; 

2.         
Совершенствовать технику чтения учащихся; 

3.         
Развивать словарный запас учащихся Тип
урока
: урок изучения нового материала.

Вид
урока
: комбинированный.

Методы
преподавания
:
информационносообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы
учения
: репродуктивный, частичнопоисковый.

Методы воспитания:
выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных
ситуаций, игра.

Оборудование: 

             
рисунок с изображением мягкого знака, 

             
буквосочетания с мягким знаком; 

             
рисунки с изображением  коня, лося; 

             
мяч;

Ход урока.

1.
Орг. момент.

                    
У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости посмотреть,
чему вы научились. Повернулись к ним, поздоровались. Сели правильно, начинаем
урок чтения. 

2.
Актуализация новых знаний.

     
   
 

1).
Повторение о гласных буквах.

                    
Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте
разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место? 

                    
Прочитайте пары слов:         б…л – б…л (бал, бил)        р…д
– р…д (рад, ряд)

                    
Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)

                    
Сравните, чем слова отличаются ?

                    
Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука,
а какие мягкость согласных звуков?

                    
Какие буквы имеют 2 звука ?

3.
Изучение нового.

1).
Прочитаем буквосочетания на доске:   Ль, бь, зь, мь, вь, сь, пь, дь, нь, ть

                    
Как  произносится звук в этих буквосочетаниях ?(мягко) 

Что
за буква ? Кто узнает? 

Звука
не обозначает, может только показать 

Как
согласный прочитать 

Мягкий
голос,

Мягкий
шаг 

Это
буква … (мягкий знак). (картина с буквой)

                    
Эта  буква  мягкий знак обозначает  мягкость согласного звука
4 . Сообщение темы и цели урока. 

Тема
нашего урока посвящена очень интересной и хитрой букве, которая называется
мягкий знак

 Цель
нашего урока  познакомиться с буквой ь; узнаем какую работу он выполняет; будем
учиться читать слова с новой буквой
 – Чтобы узнать
все про ь, давайте понаблюдаем за ним.

Прочитайте
слова . Что они обозначают ? 1) Звуковой анализ слов мел – мель

                    
Сколько слогов в словах?

                    
Сколько букв и сколько звуков в словах? (мел — 3б,3зв., 

А
в слове мель — 4б, 3 зв.)

                    
Почему звуков меньше , чем букв? Может кто знает?

Ь
— буква-помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует  не
читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются.
Вместе с ней согласные читаются мягко.

Составим
схемы . Кто мне хочет помочь? 

      
Мел  —    мель

image001

                    
Чем отличаются эти схемы? ( последними звуками: один
мягкий, другой твердый)

Как
произносится последний звук? 

                    
Какой вывод можно сделать? (ь звука не образует).

                    
Зачем нужна такая буква, которая не обозначает никакого звука

Учебник
с135 слово  гуси – гусь (разбор)

5.
физкультминутка
  « Буратино»

4.
Отгадайте загадки:   

Он
стройный и красивый,

У
него густая грива. (конь)

Трав
копытами касаясь,                            

Ходит
по лесу красавец,                                   

Ходит
смело и легко,  Рога раскинув широко (лось) 

2).
Чтение в Азбуке с.135 рассказ про лося. 

                    
Откройте Азбуку с.  Давайте прочитаем рассказ.

                    
О ком этот рассказ?

                    
Давайте придумаем название( озаглавим ) текст. « Лесной
житель»

                    
Сколько предложений в этом рассказе? (4)

                    
Как вы понимаете предложение «Для лося нет преград»

                    
С чем его сравнивают? (ветром) 

                    
Чем питается лось? (зеленью, солью)

                    
Задание найдите и прочитайте слова с мягким знаком на конце?

7.
Самостоятельная работа

НА
ДОСКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ: ЛОСЯ,

КОНЯ

1).Составить
схемы слов ( в тетради)  , сделать звуко – буквенный анализ слов 

б)
Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ”

                     
Сколько слогов в слове ЛОСЬ? Конь 

                     
Сколько букв? — Сколько звуков?  — Почему звуков меньше, чем
букв?

(Буква
Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Придумать
предложение со словом
 лось, конь

8.
Закрепление изученного.

На
доске ( одной половины) :   жар, ел, кон,  мыл


Добавьте к данному слову ь,  прочитаем слова которые получатся,   жарь, ель,
конь,  мыль

Чем
    отличаются слова? В первых словах согласный на конце слова твёрдый, а в
словах других – мягкий. Мягкость согласного на письме обозначается Ь. Чем ещё
отличаются слова? Они отличаются значением.

Изменилось
значение слова? Важно ли на конце писать ь?

Письмо
слов с печатного образца по заданию.


Сейчас мы будем учиться писать слова с мягким знаком, но по заданию.


Прочитайте слова в прописях вполголоса.


Найдите слово, которое обозначает крупную дикую или домашнюю водоплавающую
птицу с длинной шеей. (Гусь.) Запишите. Проверьте на экране.

Приложение
1
,слайд 7


Найдите слово и запишите, которое обозначает крупное парнокопытное животное с
ветвистыми рогами. (Олень). Проверьте на экране.


Крупное парнокопытное животное с широкими уплощёнными рогами. (Лось).
Проверьте на экране.

Приложение
1
,слайд 8.


Найдите слово и запишите, обозначающее мельчайшие сухие частицы, носящиеся в
воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-нибудь. (Пыль).

Приложение
1
,слайд 9.


Дикое или домашнее непарнокопытное животное. (Конь). Проверьте на
экране.

Приложение
1
,слайд 10.


Ископаемое твёрдое, горючее вещество растительного происхождения. (Уголь).
Проверьте на экране.

Приложение
1
,слайд 11.

— ТО,
что было в действительности, действительное происшествие. (Быль).

Проверьте
на экране.

Приложение
1
,слайд 12.


Слово, обозначающее отсутствие желание трудиться, склонность к безделью. (Лень).
Проверьте на экране.

Приложение
1
,слайд 13.


Подчеркните во всех словах, которые вы написали мягкий знак.

— Где
находится он? (В конце слова).

Работа
с предложением.

— А
сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и
на конце слова. (звук читается мягко)

(На
доске.)

Игор_
поймал на реч_ке пят_ окун_ков.

9.
Итог урока.

Возвращаемся
к задачам, которые ставили в начале урока.

                    
С какой новой буквой познакомились?

                    
Звук она обозначает?

                    
Какова роль ь?

-Догадайтесь, 
какое слово я задумала? В этом слове 1 слог,  4букв,  3 звуков ( это большое
животное — лось)

                    
Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует) — Для
чего нужен мягкий знак? 

                    
Какие слова с мягким знаком вы запомнили? 

                    
Что на уроке было особенно интересным?

                    
В чём испытали трудность?

Восемьдесят: откуда мягкий знак?

Слово, обозначающее число 80, правильно пишется «восемьдесят». Мягкий знак сохраняется и в производных от этого числительного: «восемьдесят один», «восемьдесят два»«восемьдесят девять», и др. Написание без разделения корней мягким знаком («восемдесят») – неправильное . Источник ошибок, помимо беграмотности, может быть, как вариант, в так называемом суржике: бездумном «впихивании» в язык слов того же значения из близкородственных языков. К примеру, по-белорусски то же число называется восемдзесят; по-болгарски осемдесет; подобно и в др. славянских языках. Если носитель того или другого языка, разговаривая по-русски, машинально выскажется по-своему, это не будет ошибкой. Но на родном языке нужно говорить и тем более писать согласно его строю, лексике и фонетике.

Грамматика

«Восемьдесят» – составное количественное числительное. Состоит из корней «Восемь-» и «-десят». Постановка ударения и разделение переносами восе́мь-де-сят. Родов, лиц и множественного числа не имеет; спрягается по падежам:

  1. Именительный – «во́семьдесят».
  2. Родительный – «восьми́десяти».
  3. Дательный – «восьми́десяти».
  4. Винительный – «во́семьдесят».
  5. Творительный – «восемью́десятью»; «восьмью́десятью» (сокр.).
  6. Предложный – «восьми́десяти».

Соответствующее порядковое к нему «восьмидесятый»; оно имеет три рода (мужской, женский, средний) в единственном и множественном числе. С простыми числительными «восемьдесят» может образовывать числительные более высокого порядка (производные: «восемьдесят четыре», «восемьдесят миллионов», и т.п. Пишется всегда слитно, так, как показано в списке падежей.

Значение

«Восемьдесят» означает «восемь десятков». Это выражение является единственным синонимом к данному слову и пишется раздельно. Гипонимов (синонимов расширенного значения) к тому и другому два: «число» и «числительное» (как часть речи).

Употребление

Современная грамматика не выделяет особых частей предложения, поскольку связная речь состоит из предложений (фраз, выражений, высказываний). К примеру, союзы и предлоги вне предложения вообще теряют смысл; наречие как часть речи в предложении всегда обстоятельство, и т.п. Что касается числительного «восемьдесят» и ему подобных, то в предложении они, по традиционной школьной грамматике, могут выступать подлежащими, дополнениями, определениями и обстоятельствами:

  • «Беру пятьдесят».«Восемьдесят пойдут со скидкой»«К сожалению, наличности маловато» – подлежащее.
  • «Французский академик Бернар Ле Бовье де Фонтенель месяца не дожил до ста лет, до последних своих мгновений сохранял бодрость духа и ясность ума, а будучи уже за восемьдесят, женился на восемнадцатилетней девушке» – обстоятельство времени.
  • «Выплата по данному страховому случаю согласно вашего договора страхования составит восемьдесят тысяч рублей» – определение (сколько?) и дополнение (в какой валюте?) к подлежащему «выплата».
  • «Судя по проискам жёлтой прессы, Мик Джаггер и в восемьдесят лет ещё не дойдёт до дряхлости» – определение (сколько именно лет?) и оно же обстоятельство степени (вместо «восемьдесят лет» можно вставить «на склоне лет» и т.п.).

Происхождение

Названия и написание числительных складывались во времена, когда математики ещё не додумались до буквенной символики и формул. Длилось это тысячелетиями; Европе до XV-XVI вв. До того все математические действия описывались словами. Это был сущий кошмар: на решение теперешней задачки для пятиклашек требовались многие страницы убористого текста. И не детектива, не любовного романа: чтобы понять суть трактата, его нужно было держать в голове целиком.

В долгом процессе происхождения числительных исходные слова испытывали многообразные влияния. Интересно было бы, к примеру, разобраться, откуда и как взялись «сорок» и «девяносто», но это уж совсем другие темы.

Что касается словесных обозначений чисел более 40, то ими оперировали немногие грамотеи, владевшие основами тогдашней математики. Ее неудобоваримую терминологию старались всё же хоть как-то упорядочить. Выражения типа <слово, обозначающее простое число> + «-десят» или «-дцать» означали умножение: «двадцать» = 2х10 = 20; «пятьдесят» = 5х10 = 50, и т.п. Просторечное сокращение «-дцать» пришло из низших слоёв общества, представители которых с большими числами и суммами сталкивались крайне редко.

Второй десяток

Позвольте, может спросить читатель, а как же «одиннадцать»«девятнадцать»? Раз в них есть «на», так это и должно быть умножение!

Для нас, но не для наших отдалённых предков. Отвлечённое мышление возникло у людей не «всё вдруг», а развивалось постепенно. Его эволюция вряд ли уже окончена.

В Средние Века нужно было быть поистине гением тех времён, чтобы уразуметь, что значит y = Ax + B. Тогдашним крестьянам и горожанам, даже грамотным, таблица умножения представлялась чем-то вроде нынешних теории множеств или квантовой хромодинамики. Обиходный же счёт велся в раскладе на деньги (в привязке к денежным единицам) – чего уж конкретнее! Например, выражение «три денежки с рубля» значило 3%. Счётный десяток, чтобы отличать его от вещевого (предметного), зачастую именовался дешицей. Тогдашний торг мог выглядеть примерно так: «Три дешицы даю!»«Мало. Накинь по две деньги на дцать, столкуемся!». То есть, продавец требовал надбавки в 20% (напомним, «дцать» – разговорное сокращение для счётного десятка). Итого, покупатель предлагал 30 (алтын, талеров, флоринов, и т.п.). Продавец просил дополнить каждый десяток монет до дюжины, и, соответственно, соглашался на конечную цену в 36 денежных единиц.

Не правда ли, после этого и школьные формулы выглядят не столь занудными? Будем надеяться, что и правильное написание русских числительных теперь не покажется таким уж сложным.

Как правильно пишется слово «восемьдесят»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: отжиматься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «восемьдесят&raquo

Предложения со словом «восемьдесят&raquo

  • Что бы там ни произошло сто восемьдесят лет назад, какие-то накопители информации должны были уцелеть!

Цитаты из русской классики со словом «восемьдесят»

  • — Trente et un! [Тридцать одно! (фр.)] — прокричал крупёр. Опять выигрыш! всего уж, стало быть, у меня восемьдесят фридрихсдоров! Я двинул все восемьдесят на двенадцать средних цифр (тройной выигрыш, но два шанса против себя) — колесо завертелось, и вышло двадцать четыре. Мне выложили три свертка по пятидесяти фридрихсдоров и десять золотых монет; всего, с прежним, очутилось у меня двести фридрихсдоров.

Значение слова «восемьдесят&raquo

ВО́СЕМЬДЕСЯТ , восьми́десяти, твор. восемью́десятью, числ. колич. Число 80. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «восемьдесят&raquo

ВО́СЕМЬДЕСЯТ , восьми́десяти, твор. восемью́десятью, числ. колич. Число 80.

Предложения со словом «восемьдесят&raquo

Что бы там ни произошло сто восемьдесят лет назад, какие-то накопители информации должны были уцелеть!

Сколько это получается, – в уме защёлкал калькулятор, – сто пятьдесят, может сто восемьдесят лет.

Ворот рубахи расстёгнут, пиджак с разворотом плеч под сто восемьдесят градусов распахнут, голос не по росту зычный, правая рука либо поднята в трибунном жесте, либо рубит воздух короткими сильными движениями.

Синонимы к слову «восемьдесят&raquo

  • семьдесят
  • шестьдесят
  • девяносто
  • пятьдесят
  • тридцать

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

восемьдесят

ВОСЕМЬДЕСЯТ — ВОСЕМЬДЕСЯТ, восьмидесяти, числ. колич. Название числа 80; цифра 80. Разделить восемьдесят на четыре. Написать на доске восемьдесят. || Количество 80. Восемьдесят рабочих. Восьмидесяти рабочим. По восьмидесяти рублей. Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова

ВОСЕМЬДЕСЯТ — ВОСЕМЬДЕСЯТ, восьмидесяти, восьмьюдесятью и восемьюдесятью, колич. Число и количество 80. За в. кому н. (больше восьмидесяти лет). Под в. кому н. (скоро будет восемьдесят лет). | поряд. восьмидесятый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

восемьдесят — восемьдесят, род. восьмидесяти, твор. восемьюдесятью и восьмьюдесятью. В сочетании с предлогом «по»: по восьмидесяти и допустимо по восемьдесят. Неправильно произношение [восемдесят] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Восемьдесят — 80 восемьдесят 77 · 78 · 79 · 80 · 81 · 82 · 83 50 · 60 · 70 · 80 · 90 · 100 · 110 Факторизация: 2×2×2×2×5 Римская запись: LXXX Двоичное: 101 0000 … Википедия

восемьдесят — в’осемьдесят число лет Моисея в начале его служения (Исх.7:7 ), число лет Верзеллия (2Цар.19:32 ,35), число тысяч носильщиков и каменотесов (3Цар.5:15 ), число лет, до которого уже во времена Моисея доживали, по видимому, немногие, только особо… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Восемьдесят — числ. 1. Название числа, состоящего из 80 единиц. 2. Такое количество единиц чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

восемьдесят — восемьдесят, восьмидесяти, восьмидесяти, восемьюдесятью, восьмьюдесятью, восьмидесяти (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

восемьдесят — Искон. Сращение осмь десятъ «восемь десятков» (с последующим развитием протетического в) … Этимологический словарь русского языка

восемьдесят — См. двадцать, восемнадцать. От исходного осмь десять – восемь десятков … Этимологический словарь русского языка Крылова

восемьдесят — в осемьдесят, восьм идесяти, твор. п. восьмь юдесятью и восемь юдесятью … Русский орфографический словарь

Восемьдесят или восемдесят: как правильно пишется?

В большинстве случаев человек пишет грамотно, почти не пользуясь правилами или делая это иногда, причем зачастую они запоминаются не в виде правил, а как удобные ассоциации.

К примеру, если идет речь о написании глагола, то можно задать вопрос – «что делать?» и таким образом получить подтверждение, что в конце слова нужно писать мягкий знак. Но, несмотря на такое вроде бы простое правило, многие так и продолжают писать слова с мягким знаком неправильно. Не все случаи предполагают возможность правильного написания благодаря поставленному вопросу. В данной статье вы узнаете, как правильно пишется: «восемьдесят» или «восемдесят»?

Правописание слова «восемьдесят»

Очень часто при написании различных текстов необходимо пользоваться числительными. Проще всего, конечно, написать их цифрами, в этом случае трудно ошибиться. Но бывают ситуации, когда этого сделать нельзя, поэтому нужно точно помнить, как правильно писать.

Особенно часто возникают такие ситуации, если в слове есть мягкий знак. Например, как правильно пишется слово «восемьдесят» или «восемдесят»? Нужен ли здесь мягкий знак или правильно без него?

«Восемьдесят» является сложным количественным числительным, применяется для обозначения восьми десятков чего-либо. Поэтому, согласно орфографическим нормам русского языка, пишется с мягким знаком в конце первого корня. Такое написание слова зафиксировано во всех орфографических словарях русского языка.

Сложные числительные – это числительные, которые состоят из нескольких частей и пишутся слитно. К ним относятся все числа от двадцати до девяноста, также от двухсот до девятисот. Состоят они из двух корней, которые всегда пишутся слитно.

Слово «восемьдесят» имеет два корня:

  • восемь;
  • десят.

Таким образом, согласно правилу русского языка о написании мягкого знака в числительных, сложные числительные от пятидесяти до восьмидесяти всегда пишутся с мягким знаком в середине слова. Пример: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. Это касается и написания сложных числительных от пятисот до девятисот.

Особенностью сложных числительных, в том числе и слова «восемьдесят», является то, что при склонении изменения касаются обеих основ:

  • в именительном падеже − восемьдесят;
  • в родительном падеже − восьмидесяти;
  • в дательном падеже − восьмидесяти;
  • в винительном падеже – восемьдесят;
  • в творительном падеже – восьмьюдесятью;
  • в предложном падеже – восьмидесяти.

Именно поэтому их сложно не только выговаривать, но и правильно писать.

Примеры предложений

В предложениях правильное написание числительного выглядит таким образом:

  1. Моей бабушке сегодня восемьдесят лет.
  2. Машина двигалась со скоростью восемьдесят километров в час.
  3. Наша фабрика производит восемьдесят видов хлебобулочных изделий.
  4. Ты сможешь подтянуться восемьдесят раз?
  5. Порядковый номер ртути в периодической системе химических элементов Менделеева – восьмидесятый.

Ошибочное написание

Как писать неправильно:

  1. В стаде было восемдесят коров.
  2. На текущие расходы мне нужно восемдесят тысяч рублей.

Согласно правилам, написание слова «восемьдесят» без мягкого знака будет ошибочным.

Заключение

К сожалению, изучение правил в русском языке не гарантирует грамотности. Если же сомнения в написании возникают, а времени на воспоминания правил написания нет, тогда можно воспользоваться любым текстовым редактором, неправильно написанное слово будет подсвечиваться красным.

Помимо этого, существуют различные сервисы проверки, можно выбрать любой, который придется по душе, и смело проверять тексты через него. Но, к сожалению, этот способ не дает 100% гарантии. Иногда программа не видит все ошибки или видит их там, где на самом деле их нет. И тогда остается только воспользоваться старым и добрым проверенным способом − выучить правила русского языка.

  • Отремонтирована как правильно пишется
  • Отрежьте как пишется правильно и почему
  • Отрезок не измерен как пишется слитно или раздельно
  • Отремонтированный телефон как пишется
  • Отредактируйте отрывки из сочинений учащихся я учусь в школе