Отражение типа языковой личности в жанре сочинения

Программа элективного курсасочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на егэ по русскому языкупрограмма включает:пояснительную записку;содержание программытехнологию организации учебного

Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа включает:

пояснительную записку;

содержание программы

технологию организации учебного процесса

формы промежуточного и итогового контроля по освоению и критерии их оценки

требования к результатам освоения элективного курса;

список литературы

электронные приложения (тематическое планирование, критерии оценки сочинения-рассуждения, методические разработки уроков, дидактический материал, итоговые образцы сочинений

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С — небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Цели элективного курса:

гуманитарное развитие учащихся

развитие творческих способностей личности

овладение учащимися свободной письменной речью

подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому язык

Задачи элективного курса:

помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ

овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения

формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей

совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений

формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)

самостоятельная работа;

работа в группах, парах

индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях

Содержание программы

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения

Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлени

Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста

Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици

Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции

Заключительная часть сочинения

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил

Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил

Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил

Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

понимать и интерпретировать содержание исходного текста

формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

определять позицию автора

высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт)

уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связн

анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)

промежуточный (проводится в форме творческих работ)

итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивани

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения — 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) — «зачёт», менее 50 % (менее 7) — «незачёт»)

Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. — Челябинск, «Взгляд», 2004

Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. — М.: Просвещение, 2004

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). — М.: «Экзамен», 2006.

Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007

Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200

Дополнительная литература

Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. — М.:Астрель, 2002

Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997

Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. — М.: Просвещение , 2002.

Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. — М.: Просвещение, 1977

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987

Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

Приложения

Приложение 1. Тематическое планирование элективного курса:

Темы уроков

Вид урок

1

Композиция сочинения — рассуждени

Лекци

2

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност

3-5

Тема и проблема текста. Как определить проблему

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност

6

Как прокомментировать проблему. Виды комментари

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност

7

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност

8

Как выразить собственное мнение по выявленной проблем

Практику

9

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументо

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност

10

Финал сочинени

Практику

11-12.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стил

Комплексное применение знани

13-14

Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил

Комплексное применение знани

15-16.

Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил

Комплексное применение знани

17-18

Итоговые занятия. Защита творческих работ

Презентация, рецензирование, экспертная оценка

Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2007-2008

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет

2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым  проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована

К 4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт

1

Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе

II

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:
— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

III

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

К 9

Соблюдение языковых норм

грамматических ошибок нет

2

допущены 1 – 2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

К 10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2 – 3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

К 10

Соблюдение этических норм

этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

К 11

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)

20

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

(664 слова) Романтизм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 — начале 19 столетия. Именно это направление проявило себя после классицизма и сентиментализма. Типичные представители направления «романтизм» всячески старались отобразить в своих произведениях не только национальное или социальное, но и индивидуальное своеобразие человека. Чтобы лучше разобраться в нем, рассмотрим все основные черты романтизма в литературе подробнее.

Основной признак данного литературного направления заключается в изображении исключительных персонажей в исключительных обстоятельствах. В романтизме, главным образом, используются яркие образы, которые раскрываются в не менее ярких обстоятельствах. С помощью них авторы пытались отразить высокое назначение человека и его великие возможности. Недаром возникновение романтизма называют эстетической революцией. Ведь в эпоху Просвещения идеалами считались наука и разум, долг и верная служба. Однако с наступлением эпохи романтизма идеалами стали творческие и эстетические начала. Главной ценностью человека стала эмоциональность, сопряженная с одаренностью и высокими интеллектуальными возможностями. Можно сказать, что романтизм является мироощущением, основанным на идеализации действительности и мечтательной созерцательности. Смыслом жизни человека в рамках этой философии стало стремление к идеалу, что породило романтическое двоемирие — противопоставление убогой реальности и мира мечты, ставшее главным конфликтов в романтических произведениях. Примеры основных черт романтизма можно найти в работах о своеобразии романтизма в поэме «Мцыри«, рассказе «Старуха Изергиль«, романе «Герой нашего времени«.

Направление романтизма появилось в Германии в восемнадцатом столетии. Затем оно начало постепенно распространяться в Западной Европе. К возникновению романтизма привёл кризис рационалистической системы Просвещения. Кроме того, в его возникновении большую роль сыграли немецкая классическая философия, а также события Великой французской революции. 

Главная черта романтизма заключается в необходимости выдвинуть на первый план культ индивидуальности, творчества, свободы, поклонения природе. Именно эти ценности являются основными. Представители романтизма в своих творениях воспевали чувство, природу и естественное начало в человеке. Личность противопоставлялась толпе и цивилизации.  Также существенной особенностью данного направления является стремление человека к свободе. В основе романтического мировосприятия лежит независимость личности от общества и государства. Внутренний мир человека становится важнее внешнего. Индивидуализм — вот философская основа романтизма.

Часто героями романтических произведений становились таинственные и сильные личности с непростой судьбой. Происходящие события находили отражение во внутреннем мире персонажа. Душу романтического героя зачастую мучали противоречия. Обычно представители романтизма создавали своих героев, используя приём антитезы. Так, персонаж выступал не только в качестве исключительной личности на фоне серой массы, но и в качестве беспомощного существа в руках судьбы. Из-за своей исключительности персонаж романтического произведения был одиноким. Ему не нравилась сложившаяся реальность, и он хотел убежать от неё. Именно свобода являлась его главной жизненной ценностью. Ради нее герой может пойти на все. О сущности романтического героя есть отдельное эссе.

Однажды немецкий философ Иммануил Кант определил основную категорию данного направления, которая заключается в возвышенном. При этом, по мнению известного философа, наслаждение возвышенным бывает двух типов: позитивное и негативное. Спокойное созерцание представляет собой позитивное наслаждение, а осмысление составляет негативное. 

Произведениям русского романтизма присущи мотивы одиночества и страдания. Яркими представителями данного литературного направления являются такие известные поэты, как Батюшков, Жуковский, Баратынский, Языков и так далее. Свою раннюю поэзию Александр Сергеевич Пушкин создавал в духе романтизма. Известное стихотворение поэта «К морю» ознаменовало переход от романтизма к реализму. Впоследствии автор подтрунивал над романтическими шаблонами и высмеивал их несостоятельность.

Также романтические произведения создавал и Михаил Юрьевич Лермонтов. Знаменитую поэму писателя «Мцыри» по праву считают образцом отечественного романтизма. В данном произведении автор обращает особое внимание на переживания и мысли главного героя. Лермонтов показал читателю необычного человека, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Автор демонстрирует бунт романтического героя против окружающей действительности и своей неугодной судьбы. В образе Мцыри изображён довольно таинственный персонаж, что свойственно романтизму. Лермонтов почти ничего не говорит о внешности героя, но зато он подробно раскрывает его внутренний мир. Мцыри выступает в роли бунтаря, желающего добиться долгожданной свободы. Кроме этого, для романтизма характерно строгое разделение мира на две половины — белую и чёрную. По мнению Мцыри, жить можно только на воле. Он остаётся верным собственным убеждениям до конца. Главный герой погибает, когда возвращается в монастырь.

Таким образом, направление романтизма предполагает наличие двоемирия, состоящего из реальности и желанной иллюзии. Романтические герои создавали свой воображаемый мир, где они мысленно пребывали. Они рвались на свободу и теряли связи с окружающими, что делало их одинокими, гордыми и сильными. Благодаря романтизму произошло раскрепощение человеческого духа. Авторы обратили внимание на внутренний мир личности. Этим богатым инструментарием воспользовались впоследствии реалисты, которые еще более углубились в изучение природы человеческого духа.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 31 мин. Просмотров 28 Опубликовано

Год написания и публикации – Лермонтов написал пьесу в 1835 году, а впервые опубликована она была в 1842 году.История создания – есть мнение, что сюжет взят Лермонтовым из реальной жизни.Жанр – пьеса.Направление – реализм.Основная идея – человеку важно следовать истинным ценностям, а в светском обществе ценности сильно искажены. Светские люди эгоистичны и злы, и взаимодействие с ними может привести к трагическому финалу.Тема – извращенные нормы и правила светского общества.Проблема – отсутствие искренних отношений между людьми приводит к пустой бессмысленной жизни, а иногда – к трагическому финалу.Композиция – прямая. Пьеса описывает небольшой временной период из жизни группы людей.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Произведение является одним из ранних в творчестве писателя, оно было создано в то время, когда автор начал знакомиться более плотно с жизнью светского общества, в котором были различные развлечения. Но опубликована драма лишь после смерти поэта, так как цензура ее не пропускала. Кратко описанный анализ пьесы Лермонтова «Маскарад» пригодится для подготовки к уроку литературы ученикам в 9 классе.

mihail_yurevich_lermontov.jpg

История создания

История написания произведения «Маскарад» настолько же печальная, как и содержание, поскольку созданная еще в 1835 г. драма была издана лишь в 1842 г., уже после смерти Лермонтова.

Причин для этого было несколько, но главной являлась цензура, не пропускавшая эту пьесу в стихотворениях.

Объяснить такую строгость можно, если ознакомится с некоторыми интересными фактами:

istoriya_sozdaniya.jpg

  1. Ко времени создания драмы писатель уже познакомился со светской жизнью общества и постоянными интригами. Получение такого опыта и было вдохновением для Лермонтова на написание «Маскарада».
  2. Некоторые критики и литературоведы считают, что в основе драмы находится настоящая история. Одно из доказательств обусловлено тем, что несколько раз жену главного персонажа Нину автор называл Настасьей Павловной, явно отсылая к описанию человека из реальной жизни.
  3. Главный символический смысл драмы — образ маскарада, этого светского развлечения, которое было популярно в то время. Такие мероприятия проводили в основном в Петербурге в знатном доме Василия Энгельгардта, потому выраженная демонизация этих праздников и размышления Лермонтова на эту тему априори не встретили понимания цензуры и общества.
  4. Всего было три редакции произведения, в том числе и после драматической цензуры, которую автор специально создал, поскольку мечтал увидеть театральную постановку своего творения. Каждый раз сочинения возвращались Лермонтову на доработку. К примеру, первую редакцию, заканчивающуюся смертью Нины, цензоры восприняли как чрезмерно страстную, хотя, наверное, причина скрывалась в осуждении маскарадов. После чего писатель исправил финальный эпизод, добавив неизвестного героя, однако и эта попытка была провальной. В результате автор полностью переработал произведение, даже поменял всю систему образов и название на «Арбенин», но и это не увенчалось успехом.

Интересно, что сохранилась лишь вторая редакция драмы, которую изучают сегодня.


Характеристика персонажей

Если проанализировать главных героев в произведении, то можно отметить, что все они являются сложными личностями и создают противоречивое рассуждение у читателей во время прочтения пьесы «Маскарад». Среди них нужно выделить следующих персонажей:

  1. Евгений Арбенин. Богатый и авторитетный человек, он не догадывается, какие у него пороки. В прошлом главный герой познал все радости распутной жизни, часто проводил время в женском обществе, при этом девушки были как свободные, так и замужние. Став уже взрослым, циничный Евгений решил завести семью, впервые влюбляясь в избранницу.
  2. Нина. Молодая дворянка, имеющая кроткий характер. Эта девушка становится женой Евгения, по-настоящему любит своего супруга и мечтает о взаимности. Однако это нетерпеливое стремленье все время разбивается о зрелость и невозмутимость мужа, который в действительности души не чает в супруге, но думает, что чрезмерная демонстрация чувств является неуместной. Героиня добродушная и покладистая, вероятно, это и сыграло с ней злую шутку.
  3. Баронесса Штраль. Интриганка, которая спровоцировала конфликтную ситуацию, завершившуюся трагедией. Личность неоднозначная, то проявляет сострадание, то месть и подлость. Она специально выставляет неповинную Нину в непригодном свете, чтобы не запятнать своего имени и не предстать в обществе непристойной дамой. В результате Штраль раскаялась в клевете на супругу Евгения, но почему-то не нашла нужных слов, чтобы донести правду до ее ревнивого мужа. Вместо этого, баронесса тайком проникает в дом своего любимого Звездича, чтобы сказать о вероятной расправе с ним.
  4. Князь Звездич. Это азартный человек, он с удовольствием играет как в карты, так и с судьбами людей, но даже не думает о дальнейших последствиях. Теряется, когда эти неприятности происходят, невзирая на то, что любимая баронесса предупредила его об опасности.
  5. Шприх. Светский лицемер, ради собственной выгоды готов на все. Не зря писатель сделал упор на такие его качества, как злобная ухмылка и стеклянные глаза.

В произведении описано еще несколько второстепенных ролей. Это князь Казарин, который является связующим звеном для остальных героев драмы, и странный неизвестный персонаж, возникающий в финале пьесы.


Композиция произведения

Естественно, для лучшего усвоения материала стоит прочитать произведение в оригинале, оценив по-настоящему авторский слог, но в крайнем случае можно использовать краткий анализ драмы Лермонтова «Маскарад» с адаптированным содержанием.

Композиция пьесы имеет три части:

  1. Завязка. Звездич, Штрих и Арбенин играют в карты. Первый с позором проигрывается, выдавая этим свою неопытность, но Евгений из жалости за него отыгрался и спас от долговой тюрьмы. Чтобы еще больше смягчить ситуацию, Арбенин предложил поехать на маскарад, который проводился в одном богатом доме, не зная о том, что здесь же будет находиться его супруга Нина. На торжестве некая девушка в маске в знак симпатии подарила Звездичу дорогостоящий браслет, который до этого случайно уронила Нина. Через время в доме у баронессы, закрутившей эту интригу, собираются Звездич и главная героиня. Первый убежден в том, что Нина преподнесла ему браслет, хоть девушка дала ему отпор. Звездич похвастался Евгению украшением, последний узнал его, потерял рассудок от ревности и устроил огромный скандал.
  2. Кульминация. Баронесса не стала себя раскрывать, спасая собственную честь с помощью оговоренной Нины. Она пустила слух об измене главной героини со Звездичем, говоря это Шприху. Сплетни постепенно распространяются в обществе и доходят до Евгения, который до этого бездействовал и ужасно страдал, сомневаясь в добродетели жены. В ярости он ворвался в дом Звездича и попытался убить его, но не сделал этого, поскольку струсил в ответственный момент. Евгений решает отомстить князю иначе, он садится с ним за один картежный стол, обвиняет в шулерстве и не принимает от него дуэль. Имя Звездича было опорочено. После Евгений решил отомстить жене, подсыпав яд в десерт. Нина умирает.
  3. Развязка. Возникает неизвестный герой, обличающий убийство героини, и приводит Евгению все доводы о том, что девушка невиновна. Арбенин осознает, что он сделал и бросается к гробу супруги, впадая в безумство.


Главная мысль

Познакомившись с кратким содержанием, можно сделать анализ «Маскарада» Лермонтова в качестве вывода о прочитанном. Естественно, в первую очередь автор хотел показать порочность общества, считавшего себя высшим, поскольку оно было полностью лишено таких основных человеческих качеств, как взаимовыручка, благородство и сочувствие.

В пьесе четко прослеживается, что, независимо от собственного положения, каждый человек готов утопить другого, чтобы не порочить своего имени. Что относительно Евгения, являющегося главным героем этой драмы, то его основной порок состоит в том, что он требовал добродетели от остальных, будучи грешником по своей ужасной натуре. Его любовь к жене — это только самолюбие, которое было уязвлено в результате появления слухов о неверности Нины.

Общественное давление заставило пойти бывшего азартного игрока на самое ужасное — убийство жены, которое неожиданно показалось Арбенину наилучшим выходом из сложившегося положения.

Наверное, единственным счастливцем в этом случае был Звездич, поскольку он не очень далек, чтобы понять трагизм всего случившегося. Он пытался оправдать свою честь, у него это получилось сделать с помощью обличения неизвестного, а все другое для князя было неважно. Именно так выглядело высшее общество тех времен.


Конфликт и проблематика

Конфликт в драматургии имеет немаловажное значение, поскольку это главная действующая сила, пружина, которая двигает и развивает действие, и основной способ раскрытия образов героев. Во время выбора конфликта, его понимания и разрешения воплощается концепция писателя, художественный смысл пьесы.

В конфликтной ситуации Евгения с высшим обществом звучит «железный стих, облитый горечью и злостью», который направлен против людей, превративших собственную жизнь в шумный, яркий, но пустой бал. Лишь закрыв лица масками, они становятся такими, какие есть в действительности. Так в произведении отображается авторская позиция.

В пьесе можно отметить социальный жанр конфликта. Это борьба Арбенина с дворянством. И внутреннее психологическое противоборство, которое происходит в сознании Евгения.

Идейный смысл произведения был подсказан карточной игрой. В светском высшем обществе это являлось заметным и постоянным явлением. Лермонтов не мог не описать это.

В идее пьесы находится проблема «высокого зла», порожденного активным стремлением к добру и счастью.

Тот ураган, который производит главный герой, показывая мистификацию добродушия и благородства, может вырасти до размеров бунта против этого общественного порядка, когда основную роль в жизни начинает играть зло, маскирующееся под «добро». Непосредственно в названии произведения скрыт этот смысл.

Сила Евгения состоит в том, что он ходит без маски, и при этом срывает их с остальных людей. Именно поэтому его фраза: «Преграда разрушена между добром и злом», — прозвучала так торжествующее. Это была победа над общественной философской мыслью, которая определяла в целом поведение главного героя и его отличие от остальных персонажей. В этом состоит идейный центр произведения.

Рубрики Это интересно

История создания

Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек». Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта. Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.

Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.

С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.

Характеристика персонажей

Перед проведением анализа драмы «Маскарад» Лермонтова следует кратко ознакомиться с главными героями, проблемой и содержанием произведения. Ее действие разворачивается в Петербурге в середине 30-х годов XIX века. Наиболее драматичные события приходятся на время торжественных приемов, балов и маскарадов. Ключевые персонажи обладают сложными характерами. Наибольшего внимания заслуживают следующие фигуры:

Читайте также:  Сны Чанга Бунин Иван Алексеевич читать, Сны Чанга Бунин Иван Алексеевич читать бесплатно, Сны Чанга Бунин Иван Алексеевич читать онлайн

  1. Евгений Арбенин. Богатый и влиятельный светский лев. Желанный гость на приемах и любимец общества, которое не догадывается, что своим состоянием Евгений обязан карточным играм. В прошлом персонаж познал все прелести разгульной жизни. Он во всю крутил романы, но в зрелом возрасте влюбился и решился на брак.
  2. Нина (Настасья Павловна). Супруга Арбенина, покорившая мужа прелестным характером, юностью и красотой. Он обожает жену, но не проявляет своих чувств ни наедине, ни на людях. По описанию автора молодая женщина покладиста и скромна в обществе, и эти качества сыграли с ней роковую шутку.
  3. Князь Звездич. Противоречивый персонаж, способный как на благородные, так и на необдуманные поступки. Азартен, плохо разбирается в людях. Легко распоряжается картами и человеческими судьбами. Не анализирует последствий своих действий, при возникновении которых теряется.
  4. Баронесса Штраль. Светская дама, которая преуспела в искусстве интриг. Неоднозначный персонаж, способный проявить и жесткость по отношению к окружающим, и испытывать муки совести. Использовала благородное имя Нины для спасения своей репутации, что привело к трагическому финалу.
  5. Шприх Адам Петрович. Светский персонаж. Лицемер, описываемый автором как человек со «стеклярусными глазами» и «злобной улыбкой». В отдельных случаях он предстает очень общительным, но не вызывает доверия зрителей и читателей произведения.

Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.

При косвенном участии Казарина свет узнает ложную новость о связи Нины и Звездича. Неизвестный — мстительный и жестокий человек, ранее ставший жертвой Арбенина. Он вершит возмездие.

Сочинение на тему: проблемный вопрос »Маскарад» Лермонтов

Драма Лермонтова «Маскарад» (1835 г.) — отражение пороков и лицемерия светского общества. Само название говорит о трагизме превращения. Темные стороны души выдают как отдельный персонаж, так и определенные лица, при этом скрывая свою сущность за маской благородства, приличия и нравственности (» жизнь как бал»).

Во всем произведении прослеживается главная мысль автора, которая говорит, что невозможно быть достойным, честным гражданином, жить в гармонии с собой, греша и поддаваясь страстям — за все приходится платить.

Главный герой Арбенин в глазах светского общества был «странным человеком». Отрицая и ненавидя светское окружение, он крепко с ним связан. Арбенин в юности исповедовал высокие идеалы, но противореча сам себе, становится порочным шулером. Деньги для него не цель, а средство для независимости. Счастья они ему так и не принесли, наоборот он отришается от света («они все чужды мне, и я им всем чужой»). Его душа устала от бесконечного лицемерия и требует добра. На его пути встречается идеальная, светлая и чистая Нина, не тронутая пагубным двуличием. Ее естественная натура, способная чувствовать и сопереживать, исцеляет Арбенина («и я воскрес для жизни и добра»). Но отравленный обманом, неверием, сомнениями, герой разрушает свое счастье. Всю драму прослеживается символичность героев и их поступков. Неестественные светские манеры и правила выходят на первый план. Высший свет не живет, а разыгрывает роли. В центре драмы проблема личности и общества, одинокое противостояние как советскому порядку, так и самому себе. Арбенин — противоречивый герой, преступник и жертва. Он заслуживает сострадания и осуждения. Крах идеалов, познание порока заставляет героя восстать и искать чистое добро, но ненавистное общество не прощает этого и мстит, также сама позиция героя приводит к трагическому концу.

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему «Жизнь скучна без нравственной цели…» по роману Лермонтова «Герой нашего времени» Сочинение на тему «Жизнь скучна без нравственной цели…» по роману Лермонтова «Герой нашего времени» Всякий человек должен проявлять заботу не только о себе, но и о других людях, которые нужд…
  • Сочинение на тему «Лермонтов» Михаил Юрьевич Лермонтов, русский поэт, родился в непростое для страны время. Это было временем испытаний. Едва отгремела Отечественная война, страна переживала большой подъём народного духа. В…
  • Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Самый интересный герой в романе. Гений писателя способен создать такой образ или произведение в целом, которое западает в душу и не покидает пределы читательской памяти на протяжении долгого времени. Именно таким творением и я…
  • Сочинение на тему: молодое поколение Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего, , создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и п…

Сюжетная линия

При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения. В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием. Условно поэму можно разделить на 3 главные части:

  1. Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
  2. Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
  3. Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.

В итоге жизнь и репутация Арбенина погублены, его ждет безумное существование в наказание за убийство жены. Зрители и читатели подсознательно чувствуют, что каждый герой преследует свои интересы, и никто не думает о трагической судьбе прекрасной юной Нины. Причиной ее гибели стали самолюбие и страх перед общественным порицанием.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Смысл названия

Заголовок пьесы подчеркивает, что ее действия разворачиваются на фоне увеселительных мероприятий. Однако замысел автора глубже. В жизни многим приходится надевать маски и скрывать качества, которые могут невыгодно сказаться на репутации в обществе. Большинство героев пьесы заняты только этим. Они словно каждый день смотрятся в волшебное зеркало, способное сгладить негативные черты.

В зазеркалье каждый из них видит собственный идеальный облик и пытается убедить в своем совершенстве окружающих людей. Изредка скрывать правду не удается. Как ни странно, маски оказываются сорванными именно в тот момент, когда лица героев скрыты — во время маскарада.

Костюмированный бал — обитель вечной праздности, торжества и лицемерия. Здесь разворачивается основной конфликт пьесы, которая изображает блеск и мишуру общества в сочетании с его пороками.

Главная идея и анализ

«Маскарад» в четырех действиях — зрелое драматическое произведение в многогранном творчестве Лермонтова. Хорошо прослеживается мастерство, которого достиг автор. Богатый язык, фактурные диалоги, глубина символических образов заслуженно ставят пьесу в одно из лучших произведений русской драматургии.

Тема карточных игр является ключевой. Она развивает сюжет и дает возможность поразмышлять, что судьба порой тасует свои карты, вмешиваясь в жизненные планы. Многие люди полностью погружаются в события и следуют воле случая. Редкие личности противятся системе. Будучи настоящими игроками, они не хотят следовать общим правилам и вступают в спор с судьбой.

Читайте также:  Статья «Путь к состраданию» (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Центральный герой пьесы Арбенин наделен подобными качествами, из-за чего заметно выделяется среди окружающих персонажей. Некоторые отмечают его демоническую силу, которая помогает идти наперекор судьбе. Автор ставит вопрос — сможет ли его персонаж сохранить истинное обличье или же он такой, как все — без рассуждений невольно примет участие в маскараде.

Обличая пороки других людей, Арбенин не сразу замечает, что сам становится объектом общественных насмешек. Судьба послала ему прекрасную любящую жену, которая смогла бы помочь преодолеть его внутреннее состояние. Однако он не способен проанализировать свое положение и в полной мере оценить этот дар. Настигнутый прошлым, герой проявляет слабость характера. Кроме того, над ним довлеет ослепляющая ревность, что и обуславливает прыжок в бездну.

В финале истории герой теряет все самое дорогое и осознает свое положение. Не вынося этой ситуации, он сходит с ума. Это наказание не лишает его жизни, но делает невозможным обретение в дальнейшем покоя и счастья. Потеряв рассудок, он не имеет второго шанса исправить поступки. В смерти Нины виноват не только ее супруг. Тяжкое бремя с ним невольно разделили Казарин, Шприх, хитрая баронесса и другие знакомые. Все они шли к своей цели, не считаясь с репутацией и чувствами людей из окружения.

Пьеса Лермонтова — образец социальной трагедии. Это история не о любви, а драма сильных людей, у которых мало выбора — бездействие или противозаконные поступки.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

Автор: · Опубликовано 08.08.2017 · Обновлено 08.10.2017

Все мы знаем Лермонтова-поэта с его «Пророком», «Мцыри» и «Демоном», однако Лермонтов-драматург знаком не каждому из нас. И очень зря. Его коронный психологизм наиболее полно раскрылся именно в жанре пьесы, которая до сих пор входит в золотую коллекцию театральных репертуаров.

История создания

Работа над «Маскарадом» шла в течение 1835-1836 годов. К этому времени молодой и недавно (в 1834 году) закончивший школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров Лермонтов уже успел близко познакомиться со светской жизнью и в частности с развлечениями в доме Энгельгардта. Тамошние маскарады и послужили основой для развития конфликта в пьесе. Цензоры были поражены резкостью критики, направленной в адрес столь популярного в то время развлечения и места его проведения. Это, а также своеобразие главного героя и неоднозначная и, очевидно, несчастливая развязка сослужили дурную службу произведению. Михаил Юрьевич несколько раз переписывал пьесу, порой внося в нее значительные изменения (в концовку, в систему персонажей; не были постоянными ни количество актов, ни название), но ни одна редакция ни была одобрена. Читатель познакомился с «Маскарадом» только после смерти автора; он был опубликован в 1842 году.

Не была счастливее и сценическая судьба драмы. «Маскарад» несколько раз ставили в разных петербуржских театрах, но нигде он не вошел в постоянный репертуар.

Смысл названия драмы

Маскарад – это обитель вечной праздности и торжества лицемерия, место, где разворачивается основной конфликт пьесы, и происходят все самые значимые события. Блеск и мишура залов, беззаботность и горячность гостей позволяют собравшимся пуститься в свободное плавание по морю безудержного веселья, разгула и кутежа и скрывают бесконечно совершаемые и повторяемые ими пороки. Что важнее, «маскарад» – это положение дел в обществе, состояние души каждого уважаемого члена общины. «И если маскою черты утаены, / То маску с чувств снимают смело» — так говорит о гостях дома Энгельгардта главный герой пьесы. Действительно, собравшиеся настолько привыкли носить на себе определенный образ в повседневной жизни, представать перед знакомыми такими, какими их желают видеть, что единственная возможность для них раскрыть свой истинный облик, дать волю чувствам, рассказать о своих желаниях, мечтах, волнениях – это скрыть себя под маской. Неузнанные они обладают большей смелостью и готовы поведать окружающим то, о чем и подумать не решились бы, не будь они на маскараде.

Тема судьбы и случая

«Мир для меня – колода карт, / Жизнь – банк; рок мечет, я играю / И правила игры я к людям применяю». Такова вся «премудрость земная», по словам Казарина. Карточная игра в свое время прочно закрепилась в русской литературе. Этот мотив не только выполняет роль двигателя сюжета или средства раскрытия характера персонажа, но также воссоздает романтическую модель мироздания. Беспристрастный рок мечет карты испытаний, проверяя ими всех идущих по жизненному пути. Кто-то с головой бросается в эту игру, кто-то умеет вовремя, заняв свою нишу, остановиться и тихо доживает свои дни без приключений. Есть люди, которые плывут по течению и смиряются с любым поворотом судьбы, радуются мелким подношениям с ее стороны или безропотно принимают поражения. Но есть и совсем другой тип человека – герой-игрок. Это тот, кто принимает правила, но отнюдь не собирается подчиняться условиям. С одной стороны, он – борец, с другой, сумасшедший, которого внутренняя страстность заставляет никогда и ни в чем не соглашаться с предначертанной судьбой, он до последнего вздоха будет идти наперекор, даже если заранее обречен. Таким героем в «Маскараде» является Арбенин. Многие персонажи пьесы отмечают, что в нем есть какая-то сила, возможно, демоническая, которая помогает ему в неравной борьбе с неумолимым роком.

Судьба преследует героя. Трудно сказать, мог бы он избежать трагического завершения пути. Безусловно, шанс был дан ему, но обмануть рок практически невозможно. Арбенин стремительно двигался к предначертанному концу.

Случай сыграл со всеми злую шутку. Незначительное происшествие – потеря браслета – повлекло за собой множество роковых последствий. Все замешанные в этой истории люди оказались несчастны, а значит, случайности неслучайны. Они — орудие в руках судьбы, которая с их помощью проверяет героев и карает их за ошибки.

«Зеркальность» системы образов

В реальной жизни людям часто приходится примерять на себя маски, играть роли, выдавать себя за тех, кем они не являются, или просто скрывать некоторые свои качества, которые могут невыгодно сказаться на их положении в определенном обществе. Герои пьесы занимаются этим денно и нощно. Они как будто смотрятся в зеркало, которое сглаживает неровности и угловатости, и пытаются убедить окружающих в том, что тот, кого видят в отражении, и есть настоящая личность. В зазеркалье каждый из них становится тем, кем хотел бы быть, сообразуясь с собственной выгодой. Персонажи в этом мире создают себе нужную маску, срастаются с ней и уже сами верят в то, что это их настоящее лицо. Лишь изредка можно разглядеть их истинный облик. Как ни удивительно, но происходит это, когда лица героев буквально скрыты – на маскараде.

Есть в этом искаженном мире один человек, нежелающий притворяться и лицемерить. Он и не нуждается в этом. Его мало заботит общественное мнение. Природные эгоизм и холодность позволяют ему замкнуться полностью на себе, смотреть свысока на окружающих, но при этом быть и самым честным среди них. Евгений Арбенин не считает себя частью общества, с которым он вынужден сосуществовать. Некогда у него были здесь товарищи, друзья, но их связывал лишь игральный стол. Теперь никто, кроме жены, не вхож в его маленький обособленный мир.

Романтический конфликт

На протяжении произведения Арбенин меняется буквально на глазах. Он предстает перед нами спокойным, остепенившимся человеком. По всему видно, что он несколько притомился забавами света, но пока еще не чужд им. Евгений, кажется, вполне рад встрече со старыми знакомыми и не прочь вспомнить прежние времена, когда он был молодым страстным игроком, искал свое счастье в картах, «не завидовал» товарищам по интересам, «но и не знал участья» к их судьбе. Он охотно отправляется с князем Звездичем на маскарад. В то же время, именно там проявляется отстраненность героя: «Они все чужды мне, и я всем им чужой!» — говорит он о том обществе, в которое попал. Юные годы его прошли, шумные балы больше не прельщают его. Теперь, мирно стоя в стороне, он читает фальшь во всех собравшихся и больше не хочет быть причастным к их образу жизни.

Из душевного равновесия героя выводит весьма прозаичное происшествие: у него появляются подозрения, что жена ему изменяет. Мгновенно из тихого семьянина он превращается в пылкого любовника. Ревность клокочет в нем, толкая героя на необдуманные поступки. Теперь он уже не самоустраняется. Отчасти в произошедшем Евгений винит и общество, которое без труда может «заглотнуть» чистое, безгрешное создание (такое как Нина) и опошлить его, уничтожить в нем все самое хорошее, сделать его подобным себе. От немого осуждения Арбенин переходит к громким нападкам. Сейчас он один против всех. Зная все пороки общества изнутри, он один может сорвать с окружающих маски.

Образ Евгения Арбенина

Именно вышеназванное качество выделяет героя Лермонтова из толпы. Арбенин – обличитель, благодаря определенным событиям это становится его главной функцией. Такому герою суждено пройти через разочарование в обществе или пресыщение светской жизнью. Это влечет за собой проявление таких качеств, как неудовлетворенность действительностью, самовозвышение над окружающими, замкнутость, нелюдимость. Гордец на время застывает в таком состоянии, а затем, как правило, происходит столкновение его с реальностью или обществом. Зарождающийся и развивающийся конфликт сильно действует на персонажа, тот теряет способность держать эмоции и мысли под контролем и начинает бросать направо и налево хотя и обоснованные, но все же  жесткие обвинения. Битва эта обречена, ибо не стоит ни малейшего труда социуму сплотиться против инородного элемента, этого разрушителя порядка и спокойствия. Оно уничтожает обличителя или попросту изолирует его от себя.

Многие исследователи отмечают преемственность персонажа Лермонтова по отношению к Чацкому. Подобно герою «Горя от ума» Арбенин, будучи оскорблен жестокостью общества, врывается в привычный ход его жизни, стремясь вывернуть его миропонимание наизнанку – той стороной, в которой он видит истину. Занятый изобличением пороков окружающих, он не замечает, что остается непонятым, осмеянным, отвергнутым. Никто не желает поддержать его правду.

Что же касается пути, по которому герой пришел к финалу своей истории, то тот напоминает жизнь Онегина (неспроста они тезки). Пушкинский Евгений до поры, до времени блистал в обществе, любил светские развлечения, как никто, и вдруг в одночасье все бросил, удалился в деревню, скрылся ото всех. Разница в том, что Арбенин смог найти свое счастье в этом мире, хотя длилось оно не долго. Онегин же так был занят осуждением нравов, поступков, убеждений, что упустил свой шанс и больше уже не смог примириться с действительностью, достичь с ней гармонии.

Образ Нины

Нина. Молодая девушка, милое, чистое, цветущее создание, только вступающее в жизнь. Как такой холодный, скупой на чувства человек, как Арбенин, одержимый лишь одной страстью, мог заполучить ее сердце? Сам он назвал ее ангелом, посланный ему Богом, чтобы построить его счастье. Нина единственная, кто может спасти душу Евгения, но чтобы искупить все его прошлые поступки, совершить этот подвиг, недостаточно только ее чувств, главное, — это его желание измениться. Он любит жену, ему хорошо в семейном уюте, он забывает об игре, буйный нрав его утихает. И все же отказаться от прошлого — еще не значит начать новую жизнь. Герой застывает в новом образе до первого потрясения. Малейшее сомнение рушит новообретенную гармонию, и супруг оказывается не в силах устоять перед натиском былых порывов. Нина – это испытание, которое он силится преодолеть, но не может. Ему не хватает веры.

Прошлое настигает Евгения, он поддается слабости, и дикая страсть застилает ему глаза, не дает увидеть и услышать даже очевидное. Арбенин не может совладать с гневом, ревностью, жаждой снова включится в игру. На этот раз ставки непомерно высоки – судьбы людей на кону. Игрок готовится к финальному раунду, ничто и никто не может удержать его на краю пропасти. Он забывает, что любые деньги можно вернуть, отыграть, заработать, а жизнь человеку возвратить нельзя. Он шагает в бездну, еще не осознавая, что вместо победы над обстоятельствами или ничьей в его схватке с обществом, которое он желает проучить, он стремительно приближается к полному поражению и саморазрушению.

Смысл финала

Не только потеря того, чем он мог дорожить, ждет Арбенина. Судьба уготовила ему страшную кару. Она не пожелала оставить его в неведении о содеянном. В завершающих актах пьесы появляется таинственный Неизвестный, посланный раскрыть все секреты и сорвать пелену, скрывающую правду от преступника. До этого момента разум услужливо мутил сознание главного героя в те минуты, когда должно было происходить разоблачение действующих лиц конфликта или обстоятельств, приведших к его появлению. Евгений не верил словам или не понимал их смысл, а порой даже не слышал того, что ему говорили. Ослепленный ревностью, но стал одержим мыслью о мести и уже был неспособен свернуть с этого пути. Неизвестный разрушил стену обмана и домыслов, возведенную самим ревнивцем, и тот наконец-то увидел полностью всю картину, осознал, что натворил ужасное и непоправимое. Жить с этим дальше было невозможно, разум героя окончательно погрузился во тьму, откуда несчастному уже не было возврата.

Можно ли считать сумасшествие наказанием для героя? Мог ли он спустя годы снова обрести покой и счастье в этом мире? Пожалуй, это было его единственное спасение. Ведь он не остался совершенно глух к голосу совести, он испытал ужасную боль и муку из-за свершенного им. Помутнение рассудка освободило его от груза знания.

Судьба сломила его, но победив, она не лишила его жизни, не дала второй шанс. Арбенин застрял где-то между земным существованием и небесным судом. Было ли это дополнительной карой или возможностью искупить вину и заработать прощение, сказать невозможно.

Автор: Полина Матвеюк

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/lermontov-maskarad/
  • https://101student.ru/literatura/sochineniya/lermontov/kratkoe-soderzhanie-i-analiz-pesy-maskarad.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/rol-neizvestnogo-v-drame-maskarad.html
  • https://literaguru.ru/analiz-pesy-lermontova-maskarad/

Жанр миниатюры в обучении младших школьников
написанию сочинения

Одной из приоритетных задач речевой работы
является обучение младших школь- ников созданию высказываний.

Сопоставительный анализ современ- ных программ
и учебников русского языка обнаруживает следующее: в начальной школе ведется
работа в основном с текста- ми повест-вовательного типа, текстам опи-
сательного типа внимание уделяется не-

достаточно, написание же миниатюр вовсе не
предусмотрено. Между тем этот жанр представляет собой значительный интерес для
решения вопросов развития речи уча- щихся, так как имеет малый объем, харак-
теризуется образностью языка. Миниатю- ры    создают,    по    мнению    М.Р.
Львова,

«…непрерывность системы самостоятель- ного
письма учащихся, служат фоном для

1 Львов М.Р. Методика преподавания русского
языка в начальных классах. М., 2000.

                НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА.  2005. № 2          

крупных сочинений и других творческих
работ»1.  Сочинение-миниатюра  органично может быть «вписано» в ткань урока
рус- ского языка, посвященного любой грамма- тико-орфографической теме.

Когда можно начинать писать сочине-
ния-миниатюры? Как строить работу по обучению младших школьников написа- нию
сочинения-миниатюры? О некотором опыте формирования у третьеклассников умения писать
сочинение в жанре миниа- тюры пойдет речь в этой статье.

Мы предположили, что формирование у младших
школьников умения создавать текст описательного типа в жанре миниатю- ры будет
идти успешно, если будут соблю- дены следующие условия: предусмотрено
повторение и систематизация представле- ний детей о тексте, его признаках и
построе- нии; имеет место практическое знакомство с типами текста, причем
особое внимание уделяется тексту-описанию; проводится повторение известных
жанров текста, в том числе миниатюры; значительная часть рабо- ты посвящена
развитию словаря и эмоцио- нальной сферы младших школьников (практическое
знакомство со сравнениями, словами с переносным значением, олицет- ворением); и
лишь в конце опытного обуче- ния — написание текста описательного типа в жанре
миниатюры (этюда).

Нами было проведено пять уроков, на которых
преобладала аналитическая работа с текстами-образцами, отобранными из по- собий
Л.Д. Мали1   и В.И. Мещерякова2. Ви- ды работ с текстами-образцами таковы: вос-
становление деформированного текста, озаглавливание текстов, составление плана
к тексту, определение типа текста с опорой на существенные признаки,
составление опорной таблицы-схемы строения текста- описания, наблюдение за
языковыми сред- ствами в готовом тексте, определение жан- ра текста-образца.
При анализе текстов-об- разцов акцент делался на эмоциональность и образность
языка, выразительность текс- та. Лишь в конце обучения детям предлага-

лось самим написать текст-описание в жан- ре
лирической миниатюры.

Приведем примеры фрагментов уроков, в которых
использованы названные виды работ.

Фрагмент 1. Работа над понятием «текст».

—           Прочитайте записи на доске.

1.            Роса выпадает обычно в вечерние,
ноч- ные и ранние утренние часы. 2. Капля росы называется росинкой. 3. Они
осаждаются из влажного воздуха на охлажденные поверх- ности растений, почвы,
предметов. 4. Ро- са — это водяные капли.

—           Что вы прочитали? (Предложения.)

Можно ли то, что вы прочитали, назвать
текстом? (Нет, это не текст.)

Почему эти предложения нельзя наз- вать
текстом? (Порядок предложений на- рушен.)

Какие признаки текста можно обнару- жить в
этой записи? (Эти несколько пред- ложений объединены общей темой.)

Что надо сделать, чтобы получился связный
текст? (Изменить последователь- ность предложений.)

Измените последовательность предло- жений так,
чтобы получился текст. Для это- го еще раз внимательно прочитайте все
предложения.

Фрагмент 2. Работа над текстом-описа- нием.

—           Прочитайте текст, записанный на
доске:

Сорока — красивая птица. У неё есть прозвище —
белобока. И правда, по бокам пё- рышки у неё совсем белые. А вот голова, кры-
лья и хвост чёрные как уголь. Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой,
будто стре- ла. И перья на нём не просто чёрные, а с зеле- новатым отливом.
Нарядная птица — сорока!

—           Это текст-описание,
текст-повествова- ние или текст-рассуждение? (Это описание.) Почему вы так
считаете? (В тексте опи-

сан внешний вид сороки.)

Из заголовков, записанных на доске, вы- берите
подходящий: «Что натворила соро- ка?», «Нарядная птица».

1 См.: Мали Л.Д. и др. Речевое развитие
младших школьников: Рекомендации к работе по прог- рамме «Речь». Пенза, 1995.

2 См.: Мещеряков В.И. Жанры школьных
сочинений: Теория и практика написания: Учеб.-метод. пос. для студентов и
учителей-словесников. М., 2000.

                МГПУ: ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ      

Какой заголовок вы выбрали? («Наряд- ная
птица».)

Почему вы выбрали именно этот заголо- вок? (В
тексте описана красивая внешность сороки. Значит, заголовок «Нарядная пти- ца»
подходит.)

Почему не подходит другой заголовок? (В тексте
не идет речь о проказах сороки.) Найдите и прочитайте главные призна-

ки описания сороки. (Белые перышки, длинный
хвост, черная как уголь.)

Прочитаем подробности в описании. Найдите и
прочитайте слова, которые гово- рят о том, какие у сороки перышки. (С зеле-
новатым отливом.)

Какие у сороки голова и крылья? (Чер- ные как
уголь.)

Какой хвост? (Длинный, как стрела.)

Что называют эти слова? (Признаки описываемого
предмета.)

Как автор относится к птице? (С восхи-
щением.)

Объясните, почему вы так думаете? (В тексте
есть восклицательное предложение, значит, у автора возникло сильное чувство при
разглядывании сороки.)

Фрагмент 3. Работа над жанром «мини- атюра».

—           Прочитайте текст.

День сегодня удивительный! Небо низ- кое.
Земля как белое покрывало. Её укрыл снег. Он на дорогах, на полях, на шапках
лю- дей. Это белое чудо укрыло весь мир! День сказочный, настроение радостное,
празд- ничное, хотя и нет солнышка.

—           Что это за текст? (Миниатюра,
зари- совка.)

Почему вы так решили? (Этот текст не- большой.
В нем передано отношение к зим- нему дню. В тексте много прилагательных, есть
сравнения.)

О чем говорится в тексте? (О зимнем дне.)

Найдите и прочитайте прилагательные, которые
помогают описать этот день. (Уди- вительный, сказочный.)

Что сказано о небе? (Небо низкое.)

Как сказано о земле? (Земля как белое
покрывало.)

Что сказано о снеге? (Он  на  дорогах,  на
полях, на шапках людей. Это белое чудо.)

Как в тексте говорится о настроении, ко- торое
возникает в этот зимний день? (Нас- троение праздничное, радостное.)

Чего не хватает в тексте? (Заголовка.) Как
можно озаглавить? («Удивитель-

ный день».)

При написании сочинения-миниатюры очень важен
этап подготовительной рабо- ты. Именно на этом этапе мы учим выби- рать
разнообразные средства языка в соот- ветствии с условиями общения, развиваем
интуицию и «чувство языка».

Фрагмент 4. Этап подготовительной ра-

боты при написании сочинения-миниатю- ры
описательного типа.

—           Сегодня утром по дороге в школу мы
обсуждали, какой сегодня удивительный день. Нам так хотелось запечатлеть карти-
ны природы, но не было фотоаппарата. Ка- кими другими средствами можно передать
картины природы, свое отношение к ней? (Звуками музыки.)

Послушайте музыкальное произведение Петра
Ильича Чайковского «Времена года» и представьте себе картины, которые ком-
позитор нарисовал звуками музыки.

Какое настроение у вас возникло, когда вы
слушали музыку? (Радостное.)

Картины какого времени года рисует композитор
звуками музыки? (Весны.)

Нравится ли вам это время года и чем? (Природа
пробуждается, радуется новой жизни.)

Какие чудесные превращения происхо- дят весной
в природе? (Появляются первые цветы, снег превращается в воду.)

Какими еще средствами можно описать картины
природы? (Словами.)

Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева
и постарайтесь запомнить, ка- кими словами писатель рисует весну:

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной
шумят,

Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут, и
гласят… Они гласят во все концы:

«Весна идет! Весна идет: Мы молодой весны
гонцы, Она нас выслала вперед…»

Что вы чувствовали, когда слушали это
стихотворение?

                НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА.  2005. № 2          

Как названы весенние ручейки в стихот-
ворении? (Гонцы.)

Подберите к слову гонцы слова, близкие по
значению. (Вестники и др.)

Почему автор называет ручейки именно

«гонцами»? (Они несут известие.)

Какими словами описаны действия ру- чейков?
(Бегут, будят, блещут, гласят.)

Как называется этот прием? (Олицетво- рение.)

Этот прием часто используется в сти-
хотворениях о природе. Как вы думаете, для чего автор сравнивает явления нежи-
вой природы с живыми предметами?

Послушайте еще одно стихотворение и обратите
внимание на слова, которыми по- эт О. Высоцкая описывает ручьи.

И с пригорка звонко льется Разговорчивый
ручей.

Он лучистый, серебристый, Он сверкает и
журчит…

Назовите слова, которыми автор описы- вает
внешний вид ручейков. (Лучистый, се- ребристый.)

Какими словами описываются действия весеннего
ручейка? (Сверкает, журчит.)

Почему ручей назван разговорчивым? (Он журчит,
издает звуки, будто говорит.) Кто видел, помнит весенние ручейки?

Какие чувства вызывает весенний ручеек?
(Радостные.)

Почему? (Он веселый, будто живой.)

Какими словами мы можем передать настроение,
чувства при наблюдении за ручейком? (Озорное, удивленное, припод- нятое.)

Какими словами вы сами могли бы опи- сать
весенний ручеек? (Он торопливый.)

Напомним слова, которыми можно опи- сать
ручеек. Запишем их на доске слева: лу- чистый, серебристый, весенний, бежит,
журчит, гонцы молодой весны, вестники, разговорчивый и др. А справа запишем
сло- ва, называющие чувства, которые вызывает ручеек: приятно и радостно
смотреть, ве- сёлый ручеёк.

Приведем примеры работ третьекласс- ников,
выполненных на одном из послед- них уроков, когда в завершение детям было
предложено написать миниатюру на тему

«Рыбка в аквариуме». Приведем сочинение
Святославы Г.

Я хочу рассказать о рыбке. Она называ- ется
сом. У неё тело чёрное. Глаза рыбки сверкают. Они чёрные, как угольки. Она
всплывает редко, когда в аквариум бросают червяков. Сом плавает как стрела.
Живёт в ракушке. Когда я смотрю в аквариум, рыбы как будто разговаривают.
Ракушка ей как дом, иногда она разговаривает с водоросля- ми. Мне эта рыбка
очень нравится. Она очень забавная!

Составленные детьми тексты соответ- ствуют
заданной теме; предложения логи- чески связаны между собой, соответствуют
заданному типу речи, содержат большое ко- личество разнообразных
прилагательных, помогающих сделать описание более точ- ным и выразительным. В
текстах передано отношение к описываемому предмету. При- ведем примеры из работ
учащихся: Я восхи- щаюсь… (Вика В.); Мне нравится эта рыб- ка! (Саша С.);
Удивительной красоты рыб- ка… (Даша В.). Сочинения-миниатюры от- личаются
языковой выразительностью, так как содержат большое количество сравне- ний,
олицетворений. Приведем примеры сравнений, которые были употреблены в текстах:
Как молния. (Маша Н.) Как гроза. (Ваня Т.) Как моль к пуху. (Вика С.) Похож на
пиявку. (Саша С.) Как стрела. (Мари- на В.) Примеры олицетворений: Подруга- ракушка.
(Маша Н.) Водоросли рассказыва- ют. (Максим З.) Ракушка охраняет. (Ники- та В.)
Они движутся, как будто танцуют. (Даша В.) В душе у неё светло. (Настя С.)

Как видно из приведенных примеров,

включение сочинений-миниатюр в процесс
обучения русскому языку оказало положи- тельное влияние на развитие у младших
школьников внимательного отношения к слову, на становление точности и вырази-
тельности речи

  • Отраслевой нии как пишется
  • Оторваться по полной как пишется
  • Отобедать как пишется правильно
  • Отобьют желание как пишется
  • Отомщу как пишется слово правильно