Отовсюду как пишется правильно

Часть !, техническая что может быть проще, чем писать диалоги?.. нет, не так. что может быть проще, чем писать

Часть !, техническая

Что может быть проще, чем писать диалоги?.. Нет, не так.

— Что может быть проще, чем писать диалоги? — спросил Достоевский. — Взял себе мысль, развернул, вложил в уста герою…
— Не знаю, — задумчиво отозвался Чехов. — Мыслей не хватает? Правдоподобия?
— Практики, — вмешался Лермонтов.
— Уходи, ты нам диалог портишь. Полилог получается! — возмутился…

Кто? Если сейчас назвать любую фамилию из уже озвученных, мы получим стилистический повтор. Собственно, это первая проблема, с которой часто сталкиваются авторы при попытке описать общение нескольких собеседников. Повторы сами по себе не плохи, но здесь важно не переборщить. Конструкция типа «сказал Ваня/ответил Ваня/Петя» выглядит довольно логичной, но для беседы из более чем двух реплик нужно придумывать что-то ещё.

Возникают проблемы и с местоимениями: когда повествование идёт от первого лица, избежать повторов совсем — очень сложно. И авторы вырезают эти «я» отовсюду, опуская их даже там, где от этого страдает интонация.

Сравните:

— Ну и что же делать? — спросила я.

— Ну и что же делать? — спросила.

Во втором варианте так и хочется обозначить действующее лицо, да? Рассказываю.

Первое. Чем больше разных узнаваемых обозначений у вас для участников беседы, тем проще. Эти обозначения можно аккуратно чередовать. Там даже возможен частичный повтор, который будет смотреться нормально. Где взять обозначения:

а) по внешности (девушка с рыжими волосами /девушка /рыжая /молодая женщина в розовом платье);

б) по роду занятий / поведению /социальной роли (студентка / писательница /мечтательница / кокетка / мама/ сестра);

в) по имени/прозвищу (Анна/ Аня/ Рыжик /Аюшка);

г) по отношению к другим участникам беседы (собеседница /визави);

д) по местоимению (она), — если в беседе не более одного человека такого пола либо местоимение идёт с пояснением.

Если текст от первого лица, нас также спасёт чередование. Только уже не я/(обозначения меня), а я/мне (безличные предложения).

Та же песня с глаголами. Чехарда «сказал — ответил» нередко скучна. Смотрите, сколько вариантов (откуда? kartaslov, но есть и другие ресурсы).

Синонимы к слову сказать

Синонимы к слову ответить

Кроме того, повторы можно обыгрывать за счёт порядка слов. Во фразе существуют интонационные акценты.

— Поехали! — махнул Гагарин. /Фамилия выделена интонацией/

— Поехали! — Гагарин махнул рукой. /Акцент на действии/

Ещё пример.

— Разве уже двенадцать? — удивился Степан Семёнович.
— Спать надо меньше, — проворчала Арина.
— Ну я ж только прилёг, — продолжал недоумевать Степан Семёнович.

Тут выделяется Степан Семенович зачем-то. Воспользуемся перестановкой:

— Разве уже двенадцать? — удивился Степан Семёнович.
— Спать надо меньше, — проворчала Арина.
— Ну я ж только прилёг, — Степан Семёнович продолжал недоумевать.

Словили? Мы просто сдвинули действующее лицо в другую часть предложения, и повтор смотрится легче. Это сработает не во всех случаях (замените «продолжал недоумевать» на «посетовал» и посмотрите на эффект), но приём интересный.

Ещё один интересный нюанс: чередовать можно с нулём. Да, да, автор не обязан прописывать реакцию и действия говорящих для всех-всех реплик. Когда уже понятно, кому чья реплика принадлежит, можно и так:

— Посмотри на эту луну, разве она не прекрасна? — молодой поэт был полон романтики.
— Опять начитался своих книжек? Пойдём уже в кафе, — его подруга была не столь романтично настроена.
— Пойдём… {— вздохнул юноша.}

Финальную ремарку в примере можно оставить, если нам важно показать реакцию, но у нас есть многоточие, которое отчасти подсказывает настроение героя. Или же можно опустить комментарий к реплике девушки, если по тексту и так всё ясно. Здесь на своё усмотрение!

Теперь пунктуация. Тут всё относительно просто, чёткие правила, можно оформлять диалог через тире, как в моих примерах, можно через прямую речь с кавычками. Кто-то путается со вставками: что делать, если у нас посреди реплики героя комментарий от автора?

— Если комментарий вы заканчиваете точкой, то дальше тире, — я придумала, как это показать наглядно. — И продолжение идёт с большой буквы.
— А как быть с другими знаками препинания? — спросил воображаемый автор в моей голове. — Там ведь есть нюансы?
— За нюансами идите читать Орфограммку, там подробно описано. Параграф «Авторские слова внутри прямой речи».
— А я сам, что ли, должен этот параграф искать?
— Придётся самому. Но это довольно легко!

Часть II, смысловая

Теперь поговорим о содержании диалога и значении для текста. Если вы понимаете, что герои должны передать друг другу определённую информацию, но не знаете, как выстроить их речь естественно, для вас есть парочка секретов.

Секрет первый. Если кроме обмена данными диалог не несёт никакой нагрузки, то нужен ли он вообще? Серьёзно? Не проще ли обойтись повествовательной фразой? «На берегу Феде сказали, что ближайшая деревня в трёх километрах». И всё! Расписывать общение Феди с рыбаками (например), сооружать из этого конструкции… Диалог может выполнять несколько функций, проверьте, какие вам правда нужны:
1) он даёт представление о стиле речи персонажей, а стиль речи — о характере, жизни и даже настроении;
2) он показывает, как собеседники относятся друг к другу и к предмету обсуждения;
3) он позволяет вовлечь читателя во взаимодействие между героями (читатель как бы становится невидимым участником событий);
4) и только затем — идёт обмен информацией между героями.

Возможно, вы слышали выражение «речевая характеристика персонажа». Деревенский житель может растягивать слова, а иностранец — неправильно их произносить. Малыш будет использовать более короткие и эмоциональные реплики, академик — длинные и витиеватые. Общее правило — реалистичность, и это второй секрет. Да, каждый человек уникален, но возраст, образование, состояние предсказуемо влияют на то, как он говорит. А порой — и о чём.

Простое упражнение: возьмём сцену — девочка просит у папы конфетку, и посмотрим, как меняется речь в зависимости от возраста.

— Папа! Папа! Дай! Кафетку! — кроха, едва научилась говорить.
— Папочка, можно мне конфетку? Я уже сделала уроки, — школьница, но сладкое ещё любит.
— Пап, дай, пожалуйста, конфету, — персонаж уже явно постарше. По крайней мере, постарше первого.

Драматургам это отлично известно. Кроме того, по словам автора — комментариям к репликам — тоже много бывает видно. Можно показать, что чувствует герой, намекнуть на его ожидания, надежды и планы. Между делом.

— Пап, дай, пожалуйста, конфетку, — огромные глаза умоляюще смотрят на строгого родителя.
— Пап, дай, пожалуйста, конфетку, — она вздохнула: конфетка опять завалилась под стол. Если так и оставить, кто-нибудь наступит, отмывай ещё…
— Пап, дай, пожалуйста, конфетку, — ну что такое! Отец снова нарушает свою диету! Да ещё и не делится.

Частая ошибка начинающих авторов — когда речь и действия различных персонажей описаны одинаково. Например, они все ворчат, хмурятся или закатывают глаза. Это повтор, и он будет заметен даже на расстоянии в десять страниц. Понятно, что все мы порой хмуримся или закатываем глаза, но всё же… Иногда повтор можно обыграть — «И тут наступила моя очередь закатывать глаза», но лучше, когда у каждого героя будут свои уникальные реакции и действия.

Самое простое, что можно отразить в диалоге — нейтральная речь. Без особых эмоций, удлинений и укорачиваний, но фишка в том, что в хорошем тексте и для нейтрального тона должна быть причина…

(Возможно, будет дополнено).

Маркетинг для косметолога шаг за шагом

Предложение, от которого невозможно отказаться – что это? Какая-то волшебная формула, заставляющая клиентов покупать ваш продукт? Все гораздо проще, чем кажется. Речь пойдет о стержне любого рекламного текста – оффере. Волшебства в нем нет, а вот кропотливый маркетинговый труд имеется. Но не пугайтесь, под чутким руководством даже новичок с этим справится. Поэтому запасайтесь попкорном, я научу вас делать предложение, которое западет вашим покупателям прямо в сердечко.

Безотказное предложение

Что такое “безотказное предложение”?

Начнем с того, как делать не надо. Даже не думайте пренебрегать качеством своих рекламных текстов. Я заранее предупреждаю об этом, ведь на личном опыте вижу, как часто предприниматели не воспринимают их, как отдельную маркетинговую единицу. Они считают, что продукт продвигают их менеджеры, а любой текст – это лишь дополнение. Не надо так. Просто примите как факт, даже в условиях жуткого информационного шума грамотно подобранные слова продвигают продукт не хуже любого менеджера по продажам.

Итак, техника, о которой мы с вами будем говорить, по-другому называется irresistible offer. Хотя я предпочитаю русскую адаптацию “предложение, от которого невозможно отказаться”. Перевод пусть и вольный, зато сразу же дает понять, что все серьезно. Мы здесь не просто придумываем стандартный оффер, а даем целевой аудитории наживку, мимо которой она точно не пройдет. Свои истоки данная техника берет у директ-маркетинга и некогда популярных продаж по каталогам. А значит в ней заложен многолетний маркетинговый опыт.

Суть техники состоит в создании такого коммерческого предложения, чтобы у потенциального клиента сложилось мнение, что если он не воспользуется им, то многое потеряет. Согласитесь, вы бы не отказались съездить на побережье Греции в пятизвездочный отель просто за то, что оставите отзыв об этом курорте? Именно так и работает оффер, от которого невозможно отказаться. Конечно, мы не будем зазывать клиентов на бесплатный люксовый отдых, но при любом раскладе оффер обязан выглядеть для целевой аудитории, как лакомый кусочек.

Оффер, от которого невозможно отказаться

Коммерческое предложение может иметь любой вид. Сюда относится и многостраничный файл, оформленный в фирменном стиле, и презентация в Power Point, и письмо в общей цепочке email-рассылки, и броский слоган, и посты в Инстаграме.

У предложения, от которого невозможно отказаться, есть три составляющие: высокое вознаграждение, простота и доверие. Когда мы оцениваем достаточность “награды”, мы опираемся на мнение нашей целевой аудитории. Вы должны изучить, что именно они посчитают классным преимуществом при сотрудничестве с вами. Требование простоты в принципе касается любых ваших взаимодействий с клиентами. Все ваши рекламные сообщения и маркетинговые активности должны быть простыми и понятными. Последний элемент – доверие – помогает конструировать грамотные предложения. Именно оно дает возможность победить струящийся отовсюду маркетинг, построенный на хайпе и пиаре.

Классикой “безотказного предложения” являются гарантии. Та самая пресловутая фраза “Получите результат или мы вернем вам деньги”. Такой подход работает, потому что клиенты получают защиту своих вложений. Действует тот самый элемент доверия, о котором я говорил выше, а еще достаточная награда и простота идеи.

Маркетинг для косметолога шаг за шагом

Как правильно составить предложение, от которого невозможно отказаться

Как правильно составить предложение, от которого невозможно отказаться?

Поверхностный подход к созданию коммерческого предложения не даст никаких результатов. В итоге вы получите не работающий оффер, а какой-то ненужный брелок для бизнеса – ни красоты, ни пользы. Хотите создать интересное коммерческое предложение? Тогда садитесь поудобнее: у нас здесь намечается 7 обязательных к выполнению правил:

  1. Изучите получателей предложения. Прежде чем составить оффер, определитесь, кто именно его прочитает. О чем этот человек мечтает? Что он ценит? Не представляйте своих клиентов в качестве общей массы. Выделите из нее конкретный образ своего типичного покупателя или аватар клиента. Как это сделать, я подробно описал в статье “Как составить портрет идеального клиента: пошаговая инструкция, шаблоны, инструменты”. Советую к обязательному прочтению. Умение создавать аватары решает массу вопросов в маркетинге.
  2. Привлеките внимание. Важно использовать не просто кликбейтный заголовок, а действительно заинтересовать потенциального клиента. Что самое страшное – для этого у вас есть не более 3 секунд. Именно столько времени люди тратят, чтобы оценить свою заинтересованность в рекламном сообщении. Не успеете зацепить внимание, и вас просто беспощадно перелистнут. Но пока обойдемся без паники. В вашем распоряжении есть несколько способов заинтересовать потенциальных клиентов. Один из них – попасть в боли клиента. Да, звучит жестоко, но как ни странно негативные эмоции в рекламе работают сильнее всего. Вам нужно расковырять проблему потенциального покупателя и усилить ее в его глазах. Покажите, что клиент многое потеряет, если не решит воспользоваться вашими услугами. Другой способ – создать картину идеального будущего. Замечали, что в рекламе некоторых казалось бы простых продуктов присутствует слишком много пафоса и эстетики? Все потому, что бренды продают не просто вещи и услуги, а сказку, успех и исполнение желаний, которые получит клиент после сотрудничества с ними.
  3. Используйте доказательства. Люди любят отзывы, факты и цифры. Не пишите долго и муторно о своей высокой квалификации, а просто покажите сертификаты. Не составляйте хвалебные оды о своей работе, а просто прикрепите кейсы. Опираться лишь на свои громкие имена могут только крупные и известные бренды. Нам же придется добывать клиентское доверие и любовь лично своими ручками.
  4. Закройте возражения. Мы все привыкли, что работать с возражениями необходимо при личном разговоре с клиентами. То есть уже на одном из последних этапов продажи. Однако возражения проще убирать еще до их появления. После нашего предложения у клиента в голове не должна возникать фраза “Да, звучит неплохо, но…” Поэтому здесь очень важно знать, что из себя представляют ваши клиенты. Они обеспокоены проблемой экологии? Покажите им, что поддерживаете “зеленые” идеи. Они боятся непредвиденных реакций своего организма на введенные препараты? Уберите их сомнения с помощью медицинского образования своих косметологов.

Закрываем возражения

5. Отстройтесь от конкурентов. Конкуренты сплошь и рядом предлагают стандартные карты лояльности за приверженность их клинике и скидки за то, что клиент приведет с собой подружку? А вы создайте закрытый клуб покупателей. Берите плату за членство и периодически отсыпайте его участникам уникальные предложения и скидки. Если будете предлагать то же самое, что и ваши конкуренты, то банально потонете в этой однотипной куче предложений. Причем вы можете отличиться, даже если предлагаете самый что ни на есть стандартный набор услуг. Есть такая фишка, как уникальное торговое предложение. Я не раз писал о нем и упомяну снова. В своей статье “Как косметологу составить УТП, даже если все идеи заняты?” я описал, как создать бомбическое уникальное торговое предложение всего за 5 шагов. Обязательно прочитайте эту статью, особенно если считаете, что в современных условиях сложно придумать что-то новенькое. Там есть куча примеров в косметологической сфере, которые я мельком придумал по ходу написания статьи. Представьте, сколько идей еще можно составить, если поработать тщательнее.

6. Сделайте предложение понятным. Не грех упомянуть еще раз, что предложение должно быть максимально простым и понятным. После прочтения оффера у клиента в голове должен сформироваться пошаговый план решения своей проблемы с вашей помощью. И, конечно же, опишите полную картину. Потенциальный клиент должен четко понимать, какие усилия ему нужно приложить для получения желаемого результата. Никаких неприятных сюрпризов! Особенно в разгар сотрудничества.

7. Оставьте призыв к действию. Невероятно, но факт: вы можете составить самое лучшее предложение в мире, но в нем не будет никакого толка, если вы банально в конце не напишите, что клиент должен сделать дальше. Да-да, простые фразы “Позвоните нам прямо сейчас”, “Подпишитесь на нашу рассылку” дорогого стоят. Без них любой оффер выглядит незавершенным. И скажу по секрету: если клиенту не указать, какие от него требуются действия, он может банально и не понять, как ему дальше быть.

Как правильно составить предложение, от которого невозможно отказаться_2

Учитывайте мои советы и клиенты скажут вам “Да”. А еще прочитайте мою статью “Продающий рекламный текст: пошаговый план”. В ней я подробно описал, как составить рекламный пост, который обязательно продаст ваш продукт. В статье рассказано о готовых формулах и решениях. Идеально зайдет и новичкам и тем, кто уже работал с рекламой. Все описанные формулы будут полезны и в составлении коммерческого предложения.

Как вы заметили, даже в создании оффера нужно учитывать множество деталей. Здесь и изучение целевой аудитории, и поиск уникального торгового предложения, и умение выискивать проблемы и мечты потенциальных клиентов. Все это нужно не только изучить, но и проработать, расписать и в конце концов реализовать. Нет ничего странного, что даже у опытных предпринимателей случаются сомнения при реализации маркетинговых стратегий. В голове куча вопросов. А как на это отреагируют мои клиенты? Такой подход сейчас вообще работает? Я точно делаю все правильно? Если продажи не растут, то на каком именно этапе я допустил ошибку? Если подобные сомнения знакомы и вам, не переживайте. Вы не одиноки. Другой вопрос: хотите ли вы работать над своим бизнесом или оставить все на прежнем уровне? Если вы стремитесь к новым высотам и достижению успеха, то я готов вам помочь. Я люблю таких смельчаков, поэтому начало сотрудничества со мной вам не будет стоить ни копейки. Быстрее записывайтесь ко мне на бесплатную консультацию. На ней я разберу конкретно ваш бизнес и дам вам план первых действий для увеличения продаж. Хватит думать, пора действовать! Переходите в мой чат-бот в Телеграм. Там вы найдете ссылку на мою  консультацию.

Маркетинг для косметолога шаг за шагом

Виталий Дымарский Добрый день, добрый вечер, это программа «Дилетанты», и я ее ведущий Виталий Дымарский, эта программа связана с журналом «Дилетант», и в ней вы сможете услышать, о чем пишет журнал «Дилетант», говорим мы о номере декабрьском, последнем номере, кстати говоря, 2021 года. Ну и переходим к главному, первый в нашей сегодняшней программе, это Юрий Пивоваров, историк, академик, Юрий Сергеевич, добрый день, здравствуйте. В журнале опубликована под рубрикой «Особое мнение» статья Юрия Сергеевича, и называется она «Опрично-земские порядки в российской истории». Вы пишете, что собственно говоря, вас подвигло написать эту статью, как вы пишете, очередное поражение русской демократии. И это очередное поражение, как и победа, наверное, они всегда побуждают обратиться к истории. Найти какие-то аналоги. И вот, вы нашли. Расскажите, что вы нашли?

Юрий Пивоваров С одной стороны, я все последние годы настаиваю устно и письменно, что нет никакой предопределенности в историческом процессе России или какой-то другой страны. Нет ничего такого, что раз и навсегда определило ее путь, ее движение. Я не могу отрицать того, что в российской истории, как и в истории любой другой страны, можем найти некие вещи, которые повторяются. Не один к одному, не с фотографической точностью, но повторяются. И люди, которые типа меня утверждают что нет какой-то предопределенности исторического процесса, нет никакой, как сейчас модно говорить, самодержавной колеи, что ни делается оно все равно собьется на какое-то самодержавное правление, вот такие люди отрицают и одновременно замечают скорость, повторяемость каких-то моделей, политических конфигураций. Мне хочется сказать, с одной стороны, вы против предопределенности, а с другой стороны, вы признаете что что-то повторяется. Посмотреть на режим Ивана Грозного можно сказать, что режим Петра Великого не очень отличается, и гораздо больше характеристик схожи и т.д. Это очень сложная задача не только для меня, но и для любого другого исследователя, для любого другого человека, который думает о том, что происходит в стране. А обращение к истории естественно, потому что без истории непонятно, что происходит.

Виталий Дымарский Юрий Сергеевич, понятно, что происходит нечто, поражение победа, неважно некое событие, которое нужно проанализировать. Понятно, что мы не можем проанализировать, исходя из будущего, потому что мы его не знаем. Исходя из сегодняшнего дня можно, но хотелось бы обратиться куда-то искать какие-то истоки в истории. Это естественное обращение к истории, и естественно при этом, что раз вы обращаетесь к истории в поисках каких-то черт, характеристик сегодняшнего дня, это значит, что что-то повторяется все-таки в истории. Важно только понять, с какой последовательностью и с какой регулярностью. Если это часто повторяется, то наверное можно из этого вывести некий тип развития. А если это повторяется раз в столетие, то наверное это закономерность, но не колея, как вы пишете в этой статье.

Юрий Пивоваров Хотя этот сам термин не мне принадлежит. Есть еще один момент важный, в свое время современный русский поэт Юрий Колмановский написал стихотворение своему другу, Иосифу Бродскому, великому русскому поэту: Друг, я спрошу тебя самое главное: ежели прежнее все неисправное, что же нас ждет впереди? Вот этот вот момент тоже очень важный, когда интеллигентные люди опускают крылья, руки, и говорят: А, здесь всегда так было и всегда так будет, и ничего иного не будет! Другие с радостью говорят: так было и так будет. Но большинство нас говорит с печалью, как же это так? Так вот, это вопрошание Колмановского, оно очень важно с идеологической точки зрения. Сейчас хотят представить Российскую историю, как такое военно-историческое ВДНХ, гром победы раздавайся, веселись нрзб. от победы к победе неслась Россия. Хотя мотивом этого является нрзб. взгляд на тупиковость русского исторического развития, все эти самодержавные нрзб. невозможность демократического и правового что ли устройства, которое хотя бы минимум прав человеку гарантирует. И вот, между этими полярными точками зрения, между этими радикальными точками зрения, и следует и пройти, ответьте на этот вопрос. Если история не имеет расписания на будущее, как движение поездов или самолетов, а история как-то исторически открытой и зависит от воли субьекта, т.е. человека, то это одно. Но тогда как же, почему же она повторяется? А я не могу ответить, потому что режим Грозного, Петра Первого, и Сталина существенно отличается, эпохи разные и все разное, тем не менее повторяют друг друга и совпадают. И на это надо ответить, почему? И есть ли какой-то выход из этой исторической ловушки? Потому что то, что они предлагали реализовывать, эти три джентльмена, их больше, но это самые крупные нрзб. стоит немножко почитать, я сегодня утром думая о нашей передаче читал такие бытовые подробности, можно так сказать, из времен Ивана 4, это просто ужас. А с другой стороны, почитайте «Колымские рассказы» Шаламова? Того самого Шаламова, который обвинялся нрзб. сидел в каких-то лагерях, больше на санаторий похожих, у нас бы кот и шага не сделал, его бы уже съели. Это говорит о невероятном ужасе. Да и необязательно речь идет о лагерях. Также недавно я читал воспоминания записки о ленинградской блокаде, которые делала двоюродная сестра Бориса Пастернака, человек духовно ему близкий, где она описывает свой быт научного сотрудника Лениградского отделения Академии наук. Это не война, это голод, холод, смерть, унижения, это страшный ужас, который есть результат не какого-то там стихийного бедствия, а результат деятельности людей. Значит, и это должно быть проверено – почему. И сегодняшний день побуждает людей думающих думать. А вот почему и на этот раз России не удалось перейти от тоталитарно-авторитарных, античеловеческих условий, не идеальных, идеальных не бывает, но каких-то более-менее нормальных. Когда жизнь человека не страшна, и человеку не страшно жить. Вот об этом бы хотелось думать и говорить. Но не только на таком, эмоционально-доверительном уровне, а вот ежели ты, я принадлежу к научному сословию, то должны смотреть научно на то, что происходит. Хотя труднее всего говорить о сегодняшнем дне. Это я говорю не потому, что это общепринятая норма, я знаю по себе, потому что я очень много не понимал в советской жизни, и большее понимание пришло, когда она закончилась. Когда инструмент отыграл до конца то, что он должен был отыграть.

Виталий Дымарский А не получается в таких случаях опоздание?

Юрий Пивоваров Конечно, получается. Но даже самые великие люди, я имею ввиду, историков, ошибаются. 22 апреля 1908(?) года Василий Осипович Ключевский написал о планах Михаила Сперанского, что это студийная полицейщина, которая провоцировала молодых благородных людей 14 декабря выйти на площадь и с оружием в руках претендовать на более свободный путь России. А 23 апреля вышли Основные государственные законы Российской империи, которые стали первой российской Конституцией (нрзб.), и после этого уже Ключевский не мог говорить о сперанщине, о полицейщине. Поэтому всегда будут переписывать историю, ее нельзя не переписывать. Потому что будут возникать новые моменты, которые будут объяснять прошлое. Как например, Конституция 93 года, которая сейчас с большими поправками действует в России, это тоже ремейк планов Сперанского и первой Конституции России. И не зная этого, трудно будет понять, почему так, а не иначе.

Виталий Дымарский Я хочу здесь к нашей аудитории обратиться, уже вы наверное поняли, что в статье речь идет о трех правителях и трех этапах истории России, это Иван Грозный, Петр Великий и Иосиф Сталин. И что их объединяет, по мнению Юрия Сергеевича Пивоварова, это так называемая социальная конфигурация, которую Пивоваров сформулировал следующим образом: опричнина – земщина. Это всегда единство и борьба противоположностей.

Юрий Пивоваров Опричнина – Земщина. Нельзя говорить просто об опричнине или просто о земщине, надо говорить об их связях…

Виталий Дымарский Да, потому что опричнина это все равно часть общества.

Юрий Пивоваров Это другая часть общества, и это пример расколотого общества.

Виталий Дымарский Расколотого общества. На опричнину и земщину.

Юрий Пивоваров Но объединяет эти три модели, опричнина, земщина и еще мы знаем нрзб. еще ярко террористический характер власти, которая с повышенной интенсивностью нападает на народонаселение этой властью врученное. Что в другие периоды российской истории тоже происходит, но не с такой интенсивностью, а гораздо мягче.

Виталий Дымарский А сама эта формула, сама конфигурация опричнина-земщина, поскольку у вас первый слой, первый пример, это Иван Грозный – это его изобретение социальное? Социальная инженерия, как у нас говорят?

Юрий Пивоваров Надо признать, что изобретать социальные модели и воплощать их в жизнь, невозможно. Изобретать можно, но получается все равно что-то другое. Поэтому я бы не стал говорить, что Грозный это изобрел. При Грозном это произошло. Но произошло не на пустом месте. Потому что, несколько столетий до того Русь жила уже в условиях раскола на опричнину и земщину, только опричнина была иноверческая, инородческая, опричнина – это орда, это ордынцы, которые захватили северо-восточную Русь, и которая стала нрзб. части большой империи. А земщина была православной, хлебопашной деревенская, лесная Русь. И вот эта вот модель опричнина-земщина, она уже впечаталась в сознание гены, какой-то такой нрзб.строй русского человека того времени. Нельзя говорить о российском человеке в том времени – такого слова тогда еще не было, оно появится в 19 веке на нрзб. Петра Великого, так вот, она возникла не случайно, и элементы земщины и опричнины, они проглядывают и раньше. Другое дело, что именно при Иване Грозном, и именно в середине 60-х годов 18 столетия это стало очевидностью, это стало данностью, это стало превалирующим фактором русской истории. Потому что первые почти 20 лет этого не было. Было совсем другое. 50-е годы 16 века, первое десятилетие правления Ивана Грозного, это попытки демократизировать процесс управления, децентрализовать его. Попытки найти какие-то нрзб. с Европой, потому что в первые десятилетия его царствования отношения с Европой были вполне нрзб. было направлено на восточных соседей, тогда нрзб.народов, проживающих на Волге, и оборона от крымских татар, которые были совершенно бич московской Руси даже в 16 веке, хотя формально уже никакого рабства не было.

Виталий Дымарский Все-таки, когда мы обращаемся к истории, в попытках найти там какие-то и примеры, и параллели, и в то же время причины сегодняшних событий, мы же очень часто об этом говорим, об этом говорят и профессиональные историки, и дилетанты, и журналисты от истории. Смотрите, почему же так получается в российской истории, что, как вы пишете, поражений русской демократии намного больше, чем побед, и периодов относительной демократии и таких, реформаторских периодов, тоже намного меньше, чем контрреформ. Можно ли это типизировать, из этого вывести какую-то типизацию русской истории.

Юрий Пивоваров Обязательно, другое дело, какие привлекать факты и как приводить осмысление. Вот, мы говорим опричнина, террористическая власть, наследие орды, многие смеются, что виноваты не мы. Это действительно так. Московская Русь наследница золотой орды. И как сказал Юрий Владимирович Федотов, один из самых умных и блестящих людей 20 столетия, историк русской церкви, русской святости и прочее, он сказал: что значит, окончание нрзб. мира? Ставка хана была перенесена в Кремль. Ставка хана была перенесена в Кремль. А основатель евразийства, князь Николай Сергеевич Трубецкой, говорил такую поговорку, что «Я не сторонник, но не могу не признать много важного и убедительного, что сказали евразийцы, и князь Трубецкой. И вот князь Трубецкой говорил, что если бы в Сарае, столице Орды, приняли православие, то наверное Сарай был стал столицей, городом – центром объединения русских земель, а не Москва. То есть косвенно, и наши предшественники признавали это. Надо сказать, что московские князья были талантливыми учениками, и поэтому не удивительно, что они стали нрзб. Руси, талантливыми учениками золотоордынских властителей. И природа власти понималась здесь, т.е. в московской Руси очень по-ордынски, очень не так как в других восточных славянских землях, здесь Москва была рекордсменом, и это русская московская которая стала гениальным мейнстримом (?) русской истории, оно в общем, утопила сегодняшним языком, тогда этого языка не было – демократические прорывы, но они были. Например, через 20 лет после смерти Грозного, этого страшного тирана, автократа и т.д. русская аристократия изберет себе боярского царя, а во всей Европе ограничение самодержавия начиналось с того, что какие-то права представительской власти получала аристократия, а потом нрзб. вплоть до простолюдинов. Но в 1606 году князь Василий Шуйский, тогда князь московский, избранный боярами ограничил самодержавие. То есть превратил самодержавие в абсолютную монархию, но ограниченную тем, что было допущено к процессу принятия решения и ответственности представителей аристократии. Вот, пожалуйста, 1606 год, за сто лет до петровских реформ. Через несколько лет после смерти Петра был заговор верховников, т.е. русских аристократов, которые хотели уничтожить пропетровское наследие, эту страшную, самодержавную махину, которая нрзб. не только простых людей, крестьян, аристократов, и тоже ограничить самодержавие. Это не получилось. Великий русский исторический мыслитель Петр Струве, это первая половина 20 века, сказал, если бы в 1730 году, это после Петра, победили верховники, вот эти представители русской аристократии, то в 17 году Ленин бы не победил. Такая формула. Если бы победили в 30 году аристократы и ограничили бы самодержавную власть, монархия бы оставалась, но была бы такая монархия ограниченная, с допущением…

Виталий Дымарский Европейского типа

Юрий Пивоваров Более европейского типа нрзб. сначала аристократия ограничивает права самодержца, потом новые слои подходят, потом случается революция, когда уже масса общества начинает участвовать в управлении и ответственности за то, что происходит, в русской истории были такие события, и выступления декабристов, они были разные, но там была такая либерально-демократическая часть, которая хотела конституционно-правового управления, там были не только лихие ребята, которые хотели по-большевистски нрзб. режим навести. И все 19-е столетие Россия интеллектуально и практически стремилась к сокращению самодержавной власти. Еще до великих реформ Александра Второго, введения земства, судов присяжных, и многого другого, это вообще был мощнейший прорыв в современную эпоху, современную европейскую жизнь. И к 17 году был накоплен огромный опыт.

Виталий Дымарский Еще раз, добрый вечер, или добрый день, это программа «Дилетанты», у микрофона Виталий Дымарский и мой сегодняшний собеседник не только у микрофона, но и у камеры, я забыл, надо было предупредить еще в первой части программы, что эта передача записана и в Ютюбе, можно ее посмотреть, она записана в видеоформате, поэтому, милости просим, смотрите, слушайте, ну и читайте журнал «Дилетант», говорим мы сегодня о статье Юрия Пивоварова, академик Юрий Пивоваров наш сегодняшний гость эфира и собеседник, говорим мы о статье в декабрьском номере опрично-земские порядки в российской истории. Я зачитаю одну фразу из вашей статьи: «После ее разложения (после разложения Золотой Орды, имеется ввиду) этот самый восток во главе и лице Москвы начал возрождение монгольской империи. То есть, Москва, как ренессанс, как здесь пишется, как русский ренессанс монгольской империи. Монгольская империя, и с другой стороны, Европа, к которой мы все время себя приписываем. Хотите ли вы сказать, что Москва подменила собой то, что было Золотой Ордой, встала на место Золотой Орды, но тогда если такой Москве место в Европе?

Юрий Пивоваров Сейчас к идее Москвы вернемся. Я пишу о том, что Русь разделилась как бы на 3 части. Одна часть ушла в Великое княжество Литовское, это продолжение Киевской Руси, и в центре не лобное место, где рубили головы, а памятник мальдебуржскому праву, памятник праву восточно-европейскому праву городов, часть Руси была частью нрзб. союза, такой северо-европейской интеграции нрзб. и их идентичность была и русская, и русско-европейская, не как Новгород нрзб. что касается московской Руси, той Руси, которая потом стала главным представителем русского в истории, она действительно во многих отношениях являлась наследницей Золотой Орды. Конечно, она была все-равно другая, Орда была кочевническим, Москва была земледельческим государством, это другой тип, Москва была христианской, а Орда с 14 века стала мусульманской, это разные типы культуры. Потом, ключевой вопрос российской интеллигенции: А что, Россия это Европа или нет? А что Россия это Европа или нет. Конечно, Россия не Европа в том смысле что, я по-настоящему прочувствовал Европу не в Париже и в Лондоне, которые я очень люблю, как и все нормальные люди, а в городе Генуе. Там плотность Европы на квадратный сантиметр площади, которую занимает этот город, я думаю, самая-самая высокая. Отовсюду прет эта тысячелетняя мощная Европа в камнях, в архитектурных стилях, и наличие воды, как обязательный элемент городской жизни. Поэтому я должен сказать, что конечно Москва, Россия это не Генуя. Но как смотреть. Когда я в Москве, я говорю: нет, она не похожа на Европу. А вот я помню свои ощущения в городе Пекин, я там был много раз, вот один из этих разов, когда там открыли новый аэропорт, сегодняшний. Я еще прилетел в старый, а там новый, и он был такой навороченный технологически, что куда там нрзб. и тем не менее я понял, что все эти наши допотопные Шереметьево – это больше европа, чем этот технологический шедевр 21 века. Это смотря как смотреть. А сегодня же спор о том, Россия Европа или нет, это уже не спор историков, если мы говорим что мы Европа, значит мы примеряем на себя требования, которые европейцы на себя нрзб. это господство права, это конституционное государство, это разделение властей, это выборы, это политический плюрализм. Если мы говорим, что нет, тогда мы стоим за диктатуру, за отсутствие всего этого, поэтому это такой выбор если угодно нравственный, а не только научный.

Виталий Дымарский И даже, я бы сказал, политический. Потому что, конечно, отправляя нас, самих себя в Азию, мы конечно, соглашаемся с тем, что давайте мы признаем и такие порядки, азиатские.

Юрий Пивоваров Причем, от быта, до бытия. От того, по каким улицам мы ходим и в каких домах мы живем, в каких машинах мы ездим, до нашего политического, социального бытия.

Виталий Дымарский И еще за одну фразу я зацепился: таким образом, пишете вы, и Россия, и Европа находятся в своих геоисторических нишах. Не буду дальше читать, просто у меня вопрос: насколько география предопределяет историю?

Юрий Пивоваров Вот, евразийцы, Петр Савицкий, один из крупнейших экономгеографов своего времени, он ввел понятие, которое называется «место развития», одно слово месторазвитие. И он говорит, что то место, где нечто развивается, оно определяется природой этого места. Ландшафт Киева другой, чем ландшафт Москвы. И город другой, атмосфера города другая. А скажем, ландшафт Петербурга другой, чем в Москве, и тоже другая культура возникает, в т.ч. политическая культура, и бытовая культура. Да, во многом определяет место. Ведь проблема Европы заключается еще в том, что климатически, природно-климатически он находится в выгодном положении в сравнении с татарами или кем-то еще, климат мягче, более приспособлен к деятельности человека. Россия в этом смысле – это первая попытка человечества построить цивилизацию в северных широтах. У нас почти северная страна. Потому что, когда мне мои студенты говорят: Профессор, а Швеция? Я говорю, вы знаете, я однажды приехал в Стокгольм нрзб. это был декабрь +14 и розы цвели. А в Москве было -21 и розы не цвели. Нью-Йорк находится на одной широте с Баку. А для российского человека Баку – это юг.

Виталий Дымарский Причем, жаркий юг, я бы сказал.

Юрий Пивоваров Это первая попытка человека построить цивилизацию в необжитых условиях. Европейские народы пришли на обжитую территорию, возделанную греками, а потом римлянами, в еще большей степени нрзб. восточно-славянские племена, которых германские племена оттеснили, в Берлине были славяне, и там сохранились постройки древних славян, германские племена более мощные нрзб. оттеснили восточных славян в те земли, в которых они сейчас находятся, где как раз природно-климатические условия гораздо сложнее, чем даже в холодном Берлине.

Виталий Дымарский Юрий Алексеевич, еще один вопрос: опричнина – это типично русское явление?

Юрий Пивоваров Вы знаете, я боюсь соврать, потому что я не проводил нрзб.анализа в данном случае. А он всегда необходим. Но из того, что я знаю, вот так ярко, почему я говорю: опричнина и земщина? Я хочу понять, что происходит с моей страной. Вот, что происходит? У меня есть несколько моделей, это одна из них. Это такой инструментарий. Вот так вот сходу я не вижу схожего в европейской истории, хотя не исключаю, что это было. Я этим еще не занимаюсь. Как писал Пушкин в 10 главе Евгения Онегина: Одну Россию в мире видя, Преследуя свой идеал, Хромой Тургенев им внимал. Так вот и я оказался в русской центричной позиции. Это неправильно для исследователя. Надо шире кругозор иметь.

Виталий Дымарский Мы не закончили такой обзор позитивных периодов нашей истории, таких, относительно либеральных, демократических

Юрий Пивоваров Период горбачевско-ельцинский…

Виталий Дымарский Хрущевской оттепели

Юрий Пивоваров Громадное значение

Виталий Дымарский Я кстати, воспользуюсь случаем, что эту тему мы затронули и скажу нашим слушателям и зрителям, кто заинтересуется, 7 декабря в отеле Гельвецио в Санкт-Петербурге будут дилетанские чтения с внучкой Хрущева, Ниной Хрущевой, я проведу и будем говорить на тему: Хрущев против Сталина. Генезис вот этого антисталинизма хрущевского. Каким образом, от верного соратника он перешел на позиции, знаем на какие, 20 съезда.

Юрий ДЫМАРСКИЙ: Я уверен, что несмотря на политические основания всего этого, главное было нравственное отношение. Он назвал Сталина преступником прямо, конкретно и прямо. Он сказал о том, что Сталин совершил такие преступления, которые были возможны только в фашистском государстве Гитлера и Муссолини. Любых нормальных за это наказывали. Это не Горбачев говорил в середине 80-х годов, а Никита Сергеевич в конце 60-х говорил.

Виталий Дымарский Когда он говорил это, получается, что он тоже себя считает преступником

Юрий Пивоваров Конечно, разумеется. Помимо президиума ЦК, когда боялись старые сталинские нрзб. разоблачений, они говорили что Никита у тебя же тоже руки в крови, он говорил, что у каждого своя ноша вины. Конечно, и Хрущев участвовал в этих страшных, особенно, когда он управлял компартией Украины, в этих самых событиях. Хрущев это прежде всего 20 съезд партии. Недаром такой далекий от Хрущева и партии человек как Анна Андреевна Ахматова сказала, я хрущевка. Я хрущевка. Это сторонница Хрущева.

Виталий Дымарский Понятно. А мы можем на себя по истечении такого-то времени брать на себя роль судей и говорить, кто преступник, кто не преступник. Тогда с этих позиций, это я спрашиваю, чтобы вашу позицию понять, а можем ли мы сказать, что преступник Иван Грозный? Если опять же, обращаться к вашей статье, а можем мы сказать, что преступник Петр Великий?

Юрий Пивоваров Безусловно, можем.

Виталий Дымарский И тот, и другой.

Юрий Пивоваров И тот, и другой, по-разному.

Виталий Дымарский Но они не нарушали законов своего времени?

Юрий Пивоваров Что значит, законов своего времени? Каких законов? При Иване Грозном был судебный закон 1550 года, но он описывал совсем другое: имущественные отношения и прочее, и прочее. Разве нельзя назвать преступником человека, не в юридическом, а в моральном смысле слова, который сам, активно участвовал в убийствах, убивал. Он любил убивать, ножом резать. Который придумывал самые страшные и болезненные казни. Человека, который залил кровью Новгород. Его поход на Новгород совершенно напоминает вот такие вот золотоордынские набеги на русские города, когда несколько тысяч населения было убито, при населении в 30 тысяч человек, это по минимальным подсчетам. Конечно, это преступники, разумеется. И когда говорят, что Сталин никого лично не расстреливал, это не освобождает его… Сталин никого лично не расстреливал, а Грозный убивал. Но это не имеет значения. И правильно Сталин в «Раковом корпусе» назван людоед. Самый натуральный людоед. Не какой-то мифологический людоед, а натуральный.

Виталий Дымарский Юрий Сергеевич, еще такой вопрос, если мы говорим об опричнине и земщине, а в какой мере земщина несет ответственность за все то, что творила опричнина? Или она всегда только жертва?

Юрий Пивоваров Я вам скажу не так. Вспомним, такие слова Пушкина: народ безмолвствует. В общем, народ безмолвствовал, он соглашался. Ведь когда Иван Грозный устроил, это все искусные политики, и Грозный, и Сталин. Когда Грозный ввел режим опричнины, он уехал вместе со своим двором из Москвы, он исчез. Вместе с казной, с иконами и т.д. он исчез. И началась паника, там где река Неглинка течет, под Александровским садом и старым зданием Московского Университета, это была зима, декабрь 1564 года, народ стоял, и как писали современники-иностранцы, которые тогда находились в Москве, и рвал на себе волосы. Это очень больно, когда ты рвешь или тебе рвут волосы. И это был ужас народа от того, что они потеряли отца, они потеряли смысл жизни, они потеряли наместника Бога на земле. Потому что народ относился к царской власти как к такой ходячей иконе, как к вместилищу энергии божественной. И без него была невозможно. И поэтому народ и пошел на то что да, делай с нами что хочешь, царь-батюшка, только будь с нами. Я родился в 50-м году нрзб. я помню, как рыдала вся наша коммунальная квартира, хотя практически в каждой комнате коммунальной квартиры были люди посаженные и не вернувшиеся. Включая мою квартиру, рыдала моя мать, хотя у них всех он сломал им жизнь, как миллионам других людей. Потому что нет смысла жизни, нет центра жизни, который в этих людях.

Виталий Дымарский Это да, и раз за разом, мы опять же возвращаемся в тот же режим существования.

Юрий Пивоваров Конечно, с разной интенсивностью, но тем не менее, мы возвращаемся к этому. Это говорит о том, что мы еще не вполне совершеннолетняя нация. Это Имануил Кант, немецкий философ, ввел термин «несовершеннолетний человек, общество. Совершеннолетний человек – это человек, который сам создает законы и живет по этим законам. Сам создает государство. Как человек, который ведет автономную жизнь. Это не ребенок, которому родители разрешают конфеты или не разрешают. Он сам знает, брать ему конфету или делать что-то другое. Мы еще не стали до конца совершеннолетними, иначе бы мы не допустили того, что называется Октябрьской революцией, на самом деле, это нрзб. мы бы не допускали того, что сейчас происходит. Мы еще не дошли до тех степеней, до которых дошли наши бабушки и дедушки. Наши с вами, нашего поколения. Мы на верном пути к этому. Это конечно вызывает пессимизм, но с другой стороны, я вижу прекрасные образцы не просто борьбы за демократию, правовое государство, социаль нрзб. начало 20 века, 6 год принятия Конституции, политическая система, выборы, никем не подделанные, и 12 ноября 17 года выборы в Учредительное собрание, всеобщие, равные, тайные, которые прошли в России. Я думаю, в свободной России день 12 ноября будет назван днем российской демократии. Поскольку российский народ, и в городе, и в деревне, на фронте и в тылу, тогда война шла Первая мировая, он показал себя зрелым гражданином, и проголосовал за умеренно-социалистическую партию социал-демократического толка, с русской спецификой, конечно. Большевики получили только четверть голосов. А в городах кадеты интеллигенция и партия горожан набрала тоже только четверть голосов.

Виталий Дымарский Ну что, будем надеяться, что просвящение, образование, история, мы какой-то свой вклад, надеюсь, вносим, журналом нашим, беседами, с такими профессионалами как Юрий Пивоваров, какой-то вклад в то, что все-таки с некоторыми традициями надо рвать, потому что страна идет вперед, и общество тоже должно идти вперед, оглядываясь назад, как историки, но не ища там будущего. Спасибо. Это была программа «Дилетанты», Юрий Сергеевич Пивоваров был гостем и собеседником моим сегодня, читайте журнал, приходите на дилетантские чтения, мы по-прежнему с вами. Всего доброго. Спасибо.

Всем привет! Сейчас модным становится домашнее обучение. Есть много аргументов за и против этой формы. Но основным у хоумскулеров является развитие навыка учиться самостоятельно. Мы не будем сейчас обсуждать, правы эти люди или нет, поговорим именно об этом навыке. В статье я дам мощную технологию и советы, как научиться учиться, чтобы стать эффективным человеком.

ПОЛНЫЙ СПИСОК НАВЫКОВ ЧЕЛОВЕКА

Зачем нужно уметь учиться

Обратимся немного к истории. Сам термин “умение учиться” впервые использовали ученые деятельностного подхода в психологии: Выготский, Эльконин, Леонтьев, Давыдов. И их постулаты мне очень нравятся. Они определили теорию, которая хорошо работает на практике: человек должен работать над собой, чтобы уметь многое. Это простыми словами.

Цель деятельностного подхода – не дать ученику все на блюдце с голубой каемкой, а стимулировать его самостоятельно добывать знания.

Этот подход беспроигрышный – в изменяющемся мире человек сам может подстраиваться, адаптироваться, а не ждать манны небесной. Это ориентирует человека на ответственность перед самим собой, на успех.

Этот навык как никогда нужен в 21-м веке. Мы получаем массу информации отовсюду. Но спроси современного ребенка, кто такой Рафаэль или на каком континенте находится Джомолунгма, как пишется то или иное слово – и он растеряется. Почему так происходит? У многих просто нет навыка обучаемости. Ему привили зубрежку, работу на оценку, а нужно, чтобы он хотел учиться. Это проблема современных детей.

Правильная технология любого обучения

Многие люди не умеют правильно учиться. И это беда нашего общества. Есть классная структура, которая помогает воспитать в себе этот навык. По секрету поделюсь ею с вами.

  1. Принимаем факт, что мы чего-то не знаем. Именно не знаем глубоко, как положено. Сначала это нужно осознать: “Оу, я не знаю этого”. Потом принять: “Да, все-таки я не знаю!” Потом понять, что нужно учиться: “Мне нужны эти знания!”
  2. Принимаем, что нам нужен наставник. Мы, конечно, можем сами разобраться в какой-то теме. Но пока будем это делать, куча времени пройдет. Поэтому ищем наставника, который в конкретном деле достиг результатов. Если хотим разбогатеть, то ищем богатого человека, хотим стать менеджером – ищем успешного менеджера, хотим стать музыкантом – ищем хорошего музыканта.
  3. Ищем ПРАВИЛЬНОГО наставника и не скупимся на оплату его услуг. Почему платить? Во-первых, это будет стимулировать нас к усердию. Во-вторых, наставник будет выкладываться и передавать свои ценные знания.
  4. Проходим через многократные повторения, боль, которые неизбежны во время обучения. Когда ребенок учится ходить, он падает. Когда хозяин делает ремонт, он ошибается. Когда хозяйка варит борщ в первый раз, не факт, что он получится вкусным. Не бойтесь ошибаться, не бойтесь падать и вставать – только так вы сможете выучиться! На 100-й раз точно получится!
  5. Доводим приобретенный навык до автоматизма. Именно автоматизированное действие сделает вас хорошим водителем, музыкантом, спортсменом, оператором и т. д. Богатые и успешные люди тратят средства и время на автоматизацию одного навыка, а затем переходят к развитию следующего. Автоматизированное действие освобождает кучу времени, которое ценнее денег.

Польза образовательных учреждений

Итак, чтобы хорошо что-то делать, нужно довести это дело до автоматизма. Мы автоматизируем навык письма, счета, правильной речи в образовательных учреждениях. Садики, школы, университеты помогают нам именно в этом. За что им спасибо.

Университетам отдельный респект. Ведь программу садика и начальной школы можно отработать в домашних условиях, если уж прижмет: читать, писать и считать можно научиться просто со старшим человеком. И заметьте, кстати: кто успешнее в школе? Тот, кто довел эти 3 навыка до автоматизма!

А вот программа университетов, академий, колледжей помогает пройти через боль ошибок, многократные повторения, чтобы добиться профессиональных навыков. Например, медсестре, чтобы научиться правильно делать уколы, нужно тренироваться на манекенах и людях. Только после нескольких гематом (дай Бог, чтобы все-таки без них) она станет опытнее.

Я считаю что от всех образовательных учреждений есть огромный плюс – они обучают нас умению учиться.

Как научиться учиться: 20 советов

Принципы успешного обучения мы разобрали: наставник, плата, боль ошибок, автоматизация. А теперь немного приземленнее – как на практике учиться конкретным навыкам.

1. Заставляем мозг работать

Многим известна фраза “Смена рода деятельности и есть отдых”. Такой отдых для продуктивной работы в дальнейшем нужен нашему мозгу. Призываю вас к чередованию сфокусированного режима (автоматизированные навыки) и рассеянного (поиск новых решений, умений, направлять мозг на что-то до сих пор неизвестное).

Вы даже представить не можете, насколько наш мозг творческий. И если хотите достигать успехов, придумывайте ему занятия. Например, автоматизировали вы навык вождения авто, переходите к другому – придумайте, чем вам заниматься.

2. Режим труда и отдыха

Это тесно связано с предыдущим пунктом. Отдых для мозга – это рассеянный режим. Когда вы что-то учите, то не факт, что получится идеально сразу же воспроизвести. Но через время то же стихотворение уже легче повторяется. Почему так? Потому что мозг отдохнул от учебы (сфокусированное состояние) и восстановил свои силы.

Понятно, то хочется быстро чему-то научиться. Но не попадайтесь на эту ловушку. Быстро не значит качественно. А вам что главнее: скорость или качество? Надеюсь, качество.

3. Кривая забывания

Человеку свойственно все забывать. И как тут научиться чему-то? Есть исследования, которые подтверждают, что через час запоминания ты вспомнишь 44% информации, через неделю – менее 20%. В итоге по кривой вниз знания сходят на нет.

Кривая забывания

Но вы обратили внимание на одно слово – “бессмысленного”? За это мы и зацепимся. Если вы хотите что-то выучить, значит, в этом есть смысл? Теперь пробуем обмануть кривую забывания: будем повторять информацию, несущую для нас смысл. При многократных повторениях материал запоминается лучше.

Нужно сделать минимум 4 повторения: сразу после изучения материала, через день после изучения, через 2-3 недели, через 3 месяца. К этому моменту уже должна произойти автоматизация и знания должны внедриться в ваш привычный темп жизни. Так проходит осознанное усвоение заданий.

4. Выделение главного в памяти

Можно не тратить время на разные стикеры, подписи, подчеркивания. Это, конечно, работает, но гораздо эффективнее будет повторение из памяти.

5. Индивидуальный стиль обучения

Стиль обучения – процесс получения информации, который тебе подходит. Если ты визуал, то лучше изучать материал через зрительные образы, схемы. Если аудиал – воспринимать на слух.

Но это в целом. А есть еще особенности материала. Именно тут и требуется индивидуальный подход. Например, иностранные языки лучше воспринимать на слух с носителем. А вот программирование или маркетинг изучаются лучше через тексты, зрительные образы. Поэтому ориентируйтесь не только на каналы восприятия информации, но и ее особенности.

6. Физическая активность

Опять-таки ведущими университетами мира доказано, что физическая активность способствует лучшему обучению и запоминанию материала. Активные упражнения влияют и на активность нервных клеток, которые “с удовольствием” выстраивают новые нейронные связи.

Поэтому прогулки должны быть, зарядка должна быть, кататься на велосипеде нужно, бегать обязательно! И если вы решили почитать книги по саморазвитию и личностному росту, обязательно пройдитесь перед этим.

7. Пополнение запасов воды

Если со спортивными упражнениями не сложилось, то именно в этот день сделайте упор на воду. Обязательно пейте до, во время и после учебы, занятий. Это поможет стать усидчивее и запомнить большие объемы информации.

8. Особое внимание мотивации

Чтобы добиться успеха в жизни, важно понимать, зачем тебе информация, которую ты хочешь получить, и к чему она тебя приведет.

Вот зачем вам знать английский? Или кататься на сноуборде? Принципы, которые я указала выше, сработают еще лучше, если вы будете понимать, зачем оно вам надо. Вот этот вопрос “Зачем?” и будет мотивировать на новые свершения. Поэтому еще до боли ошибок и автоматизации определите для себя ответ на этот вопрос.

9. Подотчетность или партнерство

Еще раз подчеркну пользу профессионального образования – здесь у вас есть партнеры по обучению и есть кому отчитываться о полученных знаниях. А это, дорогие мои, уже большая часть успеха в обучении!

В Стэнфордском университете было проведено исследование на тему, какие студенты больше мотивированы. Оказалось, на 53% больше мотивации к выполнению заданий у тех, кто работает в паре. И это классно! Найдите себе партнера или того, кому сможете отчитываться – и, вуаля, навыки уже “в кармане”!

10. Основы тайм-менеджмента

Планирование времени – залог успеха и правильного общения людей в современном обществе. Тайм-менеджмент помогает правильно распределить собственные ресурсы для занятий с наставником, “набивания шишек”, автоматизации навыка. Ведь эти процессы тоже требуют немало времени.

Старайтесь начинать с легких и быстрых задач, а потом переходить к сложным. Например, вам нужно утром выполнить процедуры, покормить кошку, загрузить стирку и сделать проект в университет. Если вы начнете сразу с проекта, вероятность, что вы успеете его сделать, высокая, но при этом как охламон выскочите из дома, кошка вас расцарапает от голода и ничего хорошего это не принесет.

Проще работать от легкого к сложному и желательно с перерывами. Хотя мне, если честно, иногда лучше сделать сложное, а потом уже легкие дела. Но тут учет дел и времени должен быть не только по легкости и сложности, а еще по важности и срочности.

11. Нет зубрежке

При получении нового навыка или новых знаний ни в коем случае не зубрите. Это пустая трата времени. Лучше развивать память и внимание, использовать разные мнемотехники для лучшего запоминания, рисовать картинки, но не зазубривать. Старайтесь понимать, о чем идет речь, логику действий, принцип механизма, а не воспринимать как данность и зубрить.

12. Организация занятия

У меня есть немного перфекционизма, и если, например, на кухне беспорядок, я не начну готовить еду, пока не будет чисто. Здесь важна организация рабочего места, чтобы все было под рукой и ничего лишнего.

В вопросе обучения тоже важно организовать свои ресурсы. Дело в том, что любое обучение, принятие решений – это сложная работа для мозга. Мы и без того по жизни загружены кучей побочных дел: решения, что одеть, что поесть, куда пойти, с кем общаться, кому сказать “нет”, а с кем посмеяться… Существует статистика: человек в сутки принимает около 35 000 решений. Все эти рутинные дела истощают мозг, и уже не остается времени и сил на обучение.

Поэтому заранее организуйте свои занятия. Если это встреча с правильным наставником, то без разницы, будет ли на вас выглаженная одежда и идеальная чистота в доме. Вы обучаетесь! Запланируйте: во вторник в 18:00 и пятницу в 19:00 у меня занятие. Тогда не придется тратить ресурсы на то, чтобы решать рутинные вопросы быстро и неправильно.

13. Упрощайте

Представьте Катю, которая хочет выучиться на юриста. Она уже знает некоторые моменты в юриспруденции, но никак не может понять и запомнить отдельные ее отрасли. И в процессе учебы к ней приходит озарение – во многих отраслях этой науки есть что-то общее. Катя недолго думая составляет схему, объединяет информацию из разных отраслей в одно. И получает подсказку в схеме сразу по нескольким темам.

Наша с вами задача – не усложнять себе жизнь, а упрощать. Некоторые могут подумать, что Катя только время зря потратила, когда рисовала схему. Но это ошибка – она значительно сэкономила свой ресурс на ближайшие полгода, так как помогла себе запомнить сложные вещи и довести знания до автоматических благодаря схеме. Упрощай!

14. Передавайте знания другим

Когда ты читаешь что-то, вроде бы все понятно. Но как только нужно это сказать, сразу буксуешь. Чтобы такого не было с новыми знаниями и они запомнились надолго, пересказывайте, показывайте их другим людям. Любая информация не запомнится надолго, пока не станет понятной.

Когда рассказываешь кому-то, получаешь обратную связь (фидбэк), и это показывает, где в этой теме еще есть пробелы.

15. Старайтесь решать проблемы самостоятельно

Однажды заметила, что мой старший сын постоянно: “Мам, а где …?”, “Мам, а как …?”, “Мам, помоги одеться” и т. д. Задумалась. Он достаточно взрослый, но почему-то не хочет решать свои проблемы сам. А ведь я сама в этом виновата. Кто его еще научит самостоятельности, даст ему возможность допустить ошибки и исправить их? И сейчас намеренно не бегу по первому зову, а даю время на самостоятельные действия.

Если что-то встречается непонятное, проверьте, узнайте. Если действие неизвестное, попробуйте, прежде чем просить о помощи. Важно использовать полученные от наставника знания и учиться решать проблемы самостоятельно.

16. Помощь сна в обучении

Всем известно, что здоровый сон взрослого человека должен длиться 6–8 часов, никакого недосыпа и пересыпа. Но в вопросе обучения взрослых есть еще один интересный факт: если что-то прочитать или выучить перед сном, мозг за время отдыха организма стабилизирует нейронные связи, закрепит их. И утром “на свежие мозги” вы сможете вспомнить всю информацию, которую получили вчера.

Так что высыпайтесь и немного нагружайте свой мозг перед сном.

17. Тренируем мозг

Здесь в ход пойдут любые упражнения на развитие памяти, мышления. Постоянная тренировка помогает держать себя в тонусе. Доказано, что умеренные упражнения вырабатывают стандартную реакцию на стресс, поэтому в стрессовых обстоятельствах наш мозг может мобилизовать силы на воспроизведение полученных знаний.

18. Повторение с интервалами

Я уже писала про повторения с интервалами в кривой забывания. Но если у вас нет этих 2-3 недель, 3 месяцев? Тогда ускорим процесс запоминания – делаем перерывы для закрепления нейронных связей, но чаще. Например, повторяем тезисы 2 раза сегодня, 3 раза завтра, послезавтра. И через 4-5 дней это будет уже легко вспоминаться.

19. Борьба с прокрастинацией

Признаюсь, иногда страдала прокрастинацией. Но мои старания не прошли даром, да и жизнь вносит свои коррективы. Работаю над собой и стараюсь запланированные дела делать сразу.

Чтобы научиться учиться, нужно искоренить прокрастинацию. Она – злейший враг закреплению материала и автоматизации. Как вы автоматизируйте какой-либо навык, если свои действия постоянно откладываете “на потом”?

Сосредоточьтесь на процессе. Решили следующие 30 минут поработать – вот и работайте. И не отвлекайтесь на разные помехи и дела.

20. Постоянство

Очень хорошо этот навык описан в списке навыков человека (21-й номер) и в Telegram-канале. Он действительно крайне полезен для умения учиться. Я сама не обладаю классическим постоянством – творческим натурам это ох как нелегко. Но отмечу, что именно постоянство прокладывает путь к автоматизации навыка.

Организм должен приучаться ко всему новому. Поэтому выделяйте до 30 минут в день для закрепления новых навыков по очереди. И да, вам придется выходить из зоны комфорта. Но это того стоит!

Книги

Об умении учиться написано немало книг. И это очень ценно. Читайте, дорогие друзья, – это свет в нашей гаджетной темноте.

  1. Ульрих Бозер “Как научиться учиться”.
  2. Вайцкин Джош “Искусство учиться. Как стать лучшим в своем деле”.
  3. Джош Кауфман “Как быстро научиться… чему угодно”.
  4. Фрэнк Сесно “Как узнать все, что нужно, задавая правильные вопросы”.
  5. Рон Фрай “Как учиться на отлично? Уникальная методика Рона Фрая”.
  6. Улаф Шеве “Суперстудент. Как учиться быстро, эффективно и с удовольствием”.
  7. Скотт Янг “Суперобучение”.

Заключение

Процесс обучения непростой. Если вам чему-то учиться легко, задумайтесь: действительно ли вы учитесь? Может быть, просто верхушки хватаете, а глубоких знаний не получаете. Чтобы легче было учиться, получать необходимые знания и умения, есть отличные курсы по развитию мышления, где прокачиваются основные навыки, в том числе и обучаемость.

Предлагаю вам пройти бесплатный мастер-класс.


Секреты эффективного обучения – это материал от Центра образовательных технологий Advance, который теорию этой статьи быстро переведет в вашу жизненную практику.

Узнаете, как:

  • получить новую профессию за 2 недели;
  • качественно и в короткие сроки запомнить нужную информацию;
  • за 2 месяца стать гуру в иностранном языке с нулевого уровня;
  • правильно использовать профессиональную литературу и учебники;
  • сделать обучение своим стилем жизни;
  • избавиться от прокрастинации и увеличить свою эффективность.

Курс будет состоять из таких шагов:

  1. Определение целей, маршрута для достижения поставленных целей.
  2. Выведение алгоритмов для эффективного обучения.
  3. Освоение техник ускоренного обучения на практике.
  4. Выработка привычки учиться.
  5. Приобретение навыка учиться в 2 раза быстрее.

По итогам мастер-класса вы получите сертификат об участии в занятии.

На нашем блоге есть подробный обзор Центра образовательных технологий Advance и его курсов.


Еще рекомендую к просмотру видео, где автор Александр Редькин говорит полезные вещи об обучении и богатстве. Предупреждаю сразу – мы однофамильцы!?

Подписывайтесь на обновления нашего блога, чтобы ничего интересного не пропустить.

Также мы запустили свой Telegram-канал по финансовой грамотности и саморазвитию. Обязательно подпишитесь – там только мощная инфа, которая перевернет вашу жизнь вверх тормашками.

Всего хорошего!

С Уважением, Людмила Редькина

Консалтинговая компания One Philosophy провела второе ежегодное исследование украинских организаций «Жизнестойкие: путь дальше», результаты которого предоставила журналистам 24 канала. Что изменилось в подходе к деятельности компаний и какие уроки украинским организациям удалось извлечь в течение второго года пандемии – далее в материале.

Обратите внимание Big Data, облака, кибербезопасность: зачем это финансовому сектору

Результаты исследования

В исследовании приняли участие владельцы и топ-менеджеры 54 организаций, работающих на украинском рынке. Среди респондентов – представители частных и государственных компаний разных отраслей, в частности IT, культуры, фармацевтики, транспорта и так далее. В рамках исследования провели открытые интервью и онлайн-опросы. Вот ключевые показатели, которые удалось выяснить:

  • 75% респондентов ожидают роста доходов в 2021 году;
  • 96% ввели что-нибудь новое во время пандемии COVID-19;
  • 81% изменил подход к развитию потенциала работников;
  • 76% заявляют об улучшении клиентского опыта в течение пандемии;
  • 74% уверены, что их репутация улучшилась за последние 2 года;
  • 79% планируют инвестировать в усиление жизнестойкости собственной организации.

2021 год, безусловно, не уменьшил количество бессонных ночей, но добавил опыта в достижении бизнес-результатов, несмотря на высокое состояние неопределенности все новых и новых волн пандемии. Мы заметили три больших темы, которые сквозной нитью звучат в ответах наших респондентов – оптимизм, взросление и готовность к вызовам.

1807224 15388636

Наталья Попович

основательница One Philosophy

Как компаниям удалось дать отпор пандемии

Среди ключевых шагов в ответ на пандемию респонденты выделили:

  • инвестиции в здоровье;
  • развитие потенциала работников;
  • взращивание отношений с партнерами;
  • улучшение клиентского опыта;
  • переоценка значения репутации.

Во время пандемии опрошенные ввели следующие основные новации:

  • выпуск нового продукта или услуги;
  • создание или выход в новый для компании сегмент;
  • переход на новую бизнес-модель;
  • выход на новый для компании рынок.

Комментарии участников исследования

Культура

У нас ускорились процессы, которые начались и раньше в сфере цифрового доступа к культурным продуктам. Если год назад мы делали первый 3D-тур выставкой, и это было сверхусилие, то в этом году – это маст-хэв для каждого проекта. Мы работаем в физическом пространстве, но должны иметь и онлайн измерение.

Мы установили другую норму работы эффективного государственного института, ориентированную на общество, которое она слышит, и готовую к отдаче. Мы создаем инклюзивное пространство, где могут взаимодействовать разные жанры, культурные практики, где есть обмен опытом, рефлексиями, визуальным впечатлением.

1807224 15388645

Олеся Островская-Лютая

гендиректор Мистецького арсенала

По словам гендиректора Мистецького арсенала, среди тех, кто принимает решения, цена и престижность культуры начинает существенно расти, и уже не является маргинальным явлением. Происходит переориентация деловой элиты на то, что украинское и «домашнее» может быть первоклассным, мирового уровня.

Что повлияло на жизнестойкость компаний

  • команда и корпоративная культура;
  • цели и принципы;
  • гибкость, способность учиться и быстро адаптироваться к изменениям;
  • инновации и поиск возможностей для развития;
  • репутация и взаимодействие со стейкхолдерами;
  • взаимодействие с клиентами.

Фармацевтика

Мы перешли на новую бизнес-модель – человекократию, плоскую структуру, изменили много подходов по работе с клиническими исследованиями, работаем со многими международными институтами, заходим на новые рынки. Раньше система управления в компаниях была централизованной, каждый отдельный сегмент не имел полной картинки и решения принимались «сверху». Сейчас в гиперсвязанном мире все звенья могут самостоятельно принимать решение и, соответственно, становиться автономными подразделениями.

1807224 15388646

Дмитрий Шимкив

глава правления Darnitsa Group

«Это эволюция, в которую мы сейчас входим. Вся «машина» определяется скоростью самого медленного звена. Организации должны быть плоскими, и для фармацевтической отрасли это и будет самым большим вызовом», – добавил респондент.

По словам Дмитрия Шимкива, сейчас приходится «бежать быстрее, чем до пандемии». В некоторых направлениях рынки сузились, а конкуренция, соответственно, увеличилась. Darnitsa Group, по убеждению главы ее правления, растет не только финансово, но и идейно, идеологически, вместе с людьми.

У нас есть маяк – быть лидером в переменах, чтобы победить диабет и другие хронические заболевания. Мы мечтаем изменить отношение людей к ожирению и предоставить возможности и инструменты для преодоления этой проблемы. Мне кажется, что такое понимание и помогло сотрудникам преодолеть все вызовы. Успешная компания – это та, которая продолжает расти не только несмотря на, но и благодаря кризису.

1807224 15389906

Владислав Мороз

вице-президент и генеральный директор Novo Nordisk Украина и Молдова

Аспекты, влияющие на построение стратегий компаний

  • пандемия продлится еще долго;
  • усиленная конкуренция;
  • все в одинаковых условиях;
  • потребители взрослеют;
  • работа – вместе и отовсюду;
  • выгорание;
  • здоровье – это инвестиция, а не расход;
  • глобальная цифровизация;
  • дефицит квалифицированных кадров;
  • удорожание ресурсов.

Авиатранспорт

У нас появилось много новых услуг – от еды, регистрации, багажа до страхования, перевозки животных и грузов. Внедрили ситибрейки – комбинацию, включающую перелет, гостиницу, экскурсию и трансфер. Так мы становимся ближе к клиенту с точки зрения комфорта. Что касается новых рынков, мы начали летать в Саудовскую Аравию, и это уникальный кейс. Раньше ни одна украинская авиакомпания не летала в эту страну.

1807224 15388644

Дмитрий Сероухов

гендиректор SkyUp Airlines

По словам Дмитрия Сероухова, во время пандемии SkyUp удалось сохранить команду, быть честными и открытыми с каждым партнером, прозрачно описывать возможности и приоритеты. Аэропорты, лизингодатели, подрядные организации – со всеми удалось договориться.

«Наши отношения с партнерами стали ближе и теплее, потому что до пандемии мы были новенькими, еще и из Украины, нужно было заслужить доверие. Сейчас понимаем, что команда – это наша главная ценность, поэтому должны развивать ее профессионально и ментально. У нас появился GROW UP – корпоративный университет, контролирующий и регулирующий программу обучения для всех работников», – делится Дмитрий Сероухов.

IT

Пока у нас в Украине 6 офисов, и нам все равно, откуда работает программист. Этот переход от работы с локациями к работе в любом месте мы совершили во время пандемии. Мы нанимаем программистов и за пределами Украины, начали много инвестировать в развитие бизнеса, появилось больше смелости и понимания, что нужно развиваться активнее. В кризис все сокращают маркетинговые бюджеты, но нужно делать наоборот. Все начали инвестировать в ускоренную цифровизацию, новые бизнес модели, оптимизацию и создание онлайн-процессов. Для нас это звездное время, когда появился большой спрос на инженерные услуги, и мы его подхватываем. Такой бум длится уже почти год.

1807224 15388677

Виталий Седлер

гендиректор Intellias

Виталий Седлер рассказал, что во время пандемии стало ясно – ключевые люди в счастье и в горе вместе. В компании сфокусировались на команде и уверены, что даже в самом сложном кризисе смогут расти дальше.

7 факторов успеха в постпандемическом мире

По результатам исследования, удержаться на плаву компаниям-респондентам помогли следующие факторы:

  • Ответственный капитализм. Осознание ответственности перед командой, клиентами, партнерами и обществом. Генерация не только прибыли, но и социального влияния для страны или мира. Развитие бизнеса по принципам устойчивого развития и борьба с действительно большими проблемами – неравенством, климатическими изменениями, дезинформацией, доступом к качественному образованию и так далее.
  • Этика и принципиальность. Фокусировка на больших целях и ценностях, моральное лидерство, никаких компромиссов с совестью, этичность, формирование системы смыслов вокруг собственной деятельности.
  • Открытость к непредсказуемому. Адаптивность, готовность к неопределенности, новым вызовам и катаклизмам.
  • Поиск возможностей. Умение в любых обстоятельствах находить новые возможности и диверсифицировать деятельность. Расти несмотря на кризис и не бояться экспериментировать.
  • Скорость в действиях и вдумчивость в важных решениях. Нужно действовать быстро, экспериментируя и отыскивая новые решения, однако не забывать о важности предварительно обдумать свои шаги.
  • Ценность отношений. Взращивать отношения с работниками, клиентами и партнерами, выстраивать доверие и всегда быть рядом.
  • Реалистичный идеализм. Быть реалистами, но не переставать мечтать масштабно, иметь волю к победе.

Финтех

Нам всем пришлось выработать внутренние неписаные правила. Мы договорились, что большинство внутренних звонков в компании длится не дольше 30 минут. За это время действительно можно решить все главные вопросы. Перерыв между звонками – 15 минут. Вторую половину пятницы пытаемся оставлять, чтобы поработать без звонков. Если нужно кому-то взять часть этого времени для семьи в какую-нибудь пятницу, то это также возможно. Это внутренние договоренности в команде, помогающие держать баланс, обладать гибкостью. Люди могут работать как из дома, так и в офисе, и такая возможность помогает им эмоционально легче воспринимать ситуацию.

1807224 15388684

Инга Андреева

гендиректор Mastercard в Украине и Молдове

По мнению Инги Андреевой, быть успешным в постпандемическом мире – это не снижать скорость, ориентироваться на клиента и строить команду на основе доверия. «Самый большой вызов – не потерять связь с командой, на уровне корпоративной культуры, на уровне ценностных вещей. Удержать команду в состоянии гармонии во время постоянной непрогнозируемости», – подчеркнула респондент.

10 советов для работы в новых условиях

  1. Проводить события онлайн в целях охвата всех работников.
  2. Ограничивать онлайн-встречи до 30 минут.
  3. Делать 15-минутные перерывы между онлайн-встречами.
  4. Еженедельно оставлять хотя бы полдня для тихой работы без встреч и звонков.
  5. Не писать в рабочих чатах или на почту после 20:00.
  6. Взаимодействовать вживую хотя бы 1 – 2 дня в неделю.
  7. Пересматривать роль работника в компании не менее чем каждые 5 лет.
  8. Отмечать людей за ценности в действии и результаты.
  9. Продумывать и реализовывать учебные программы разных уровней.
  10. Определиться с основными каналами коммуникации.

  • Отнюдь неверное решение как пишется
  • Отнюдь неинтересный как пишется
  • Отнюдь не веселый как пишется
  • Отнюдь не верное решение как пишется
  • Отнюдь не заботливый как пишется и почему