- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Как пишется: «по честному» или «по-честному»?
как правильно пишется слово: «по честному» или «по-честному»?
как правильно писать слово: «по честному» или «по-честному»?
Возможно как написание «по-честному«, так и написание «по честному«. Все зависит от того, какая это часть речи.
Если «по*честному» — это прилагательное, отвечающее на вопрос «какой?», то «по» останется предлогом и будет раздельное написание.
Например: я делаю вывод по честному поступку. В данном случае слово «честный» отвечает на вопрос «какому?» и является прилагательным.
Если же «по*честному» — это наречие, образованное от прилагательного, отвечающее на вопрос «как?», то будет писаться через дефис и -по- будет приставкой.
Например: веди себя по-честному! В данном случае веди себя как? — По-честному, пишем через дефис.
В СРЯ существуют оба варианта написания, которое зависит от того, какой частью речи эти слова являются:
- «по честному» напишем раздельно, если перед нами прилагательное с предлогом; прилагательное само по себе предлогов не имеет, следовательно, должно быть существительное, от которого прилагательное зависит, например: Пойдём по честному пути — по пути (какому?) честному,
- «по-честному» пишем через дефис, если это наречие образа действия, например: Поступить (как?) по-честному.
По-честному.
Наречие уподобления «по-честному» всегда пишется с дефисом после приставки «по-«. Подобно пишутся такие наречия как «по-доброму», «по-хорошему» или «по-быстрому.
Если вы обнаружили в предложении наречие «по-честному», но хотите проверить свои предположения, проделайте такие шаги:
- Задайте к «по-честному» вопрос «как?». Если он звучит семантически логично, то это, скорее всего, наречие.
- Попробуйте заменить «по-честному» на синонимы «честно» или «без обмана». Если они подойдут, то это наречие.
Например:
- «Хорошо, мы с тобой сыграем, Артём, только давай по-честному».
По честному.
Если перед нами находится сочетание прилагательного «честный» с предлогом «по», нужно писать его без дефиса.
После прилагательного не всегда ждите существительного. Во многих случаях это ложный маяк. Но существительное должно подразумеваться. А вопрос к «по честному» подойдёт не «как?», а «какой?».
Например.
- «По честному счёту и заплатить приятно».
- «По какому поступку можно судить, что человек хороший? — По честному или по героическому».
Добрый день. Вы можете встретить в русском языке оба варианта: «по честному» и «по-честному». и они будут правильными. Так как прилагательное пишем раздельно с предлогом: «по честному».
Мы решили действовать по честному варианту.
Если это наречие, то требуется постановки дефиса.
Давай сделаем это по-честному.
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Сегодня, 1 декабря, выпускники этого года по всей стране пишут итоговое сочинение. Оно является обязательным условием для допуска к ГИА. Этому событию педагог Римма Раппопорт посвятила публикацию , где разобрала распространенные ошибки из школьных сочинений, которые ничего кроме раздражения не вызывают. А ещё — дала советы, как же писать эту работу так, чтобы радовать учителя. Сохраните в закладки и покажите своим детям — пригодится!
Фото: из архива Риммы Раппопорт
Римма Раппопорт — учительница русского языка и литературы из Санкт-Петербурга, методист, автор книги «Читай не хочу. Что мешает ребёнку полюбить книги». Ведет популярный блог на «Яндекс. Дзен».
В детских сочинениях попадаются разнообразные, порой забавные ошибки. За возможность посмеяться я ученикам всегда благодарна, но регулярно встречаются в сочинениях ошибки и ходы, которые чудовищно раздражают. О них и расскажу.
5 самых противных ошибок в сочинениях
1. В таком-то году такой-то писатель написал великий роман такой-то…
Вы только что прочитали типичное начало сочинения. Прелесть такого вступления в том, что его можно использовать примерно всегда. Достоевский, Толстой, Тургенев… какая разница? Главное, чтобы роман был великим, а этого добра у нас в школьной программе навалом.
Вообще, вступительная фраза, не имеющая отношения непосредственно к теме сочинения и позволяющая начать издалека, сильно переоценена.
Мой совет: все необязательные предложения, которые можно заполнить чем угодно, лучше нещадно выбрасывать.
2. Автор рассуждает о проблеме.
Спасибо ЕГЭ: теперь у нас авторы только о проблемах и рассуждают, в крайнем случае тему затрагивают. А больше ничего не успевают: проблем-то выше крыши. Такой подход чудовищно упрощает художественный текст.
На уровне темы-проблемы ещё кое-как можно говорить о публицистике, но не идти глубже при разборе литературного произведения — значит ничего в нём не понять. Всё живое и прекрасное, что делает с человеком литература, она делает средствами куда менее заметными и куда более изящными, чем прямое рассуждение о проблемах.
В противном случае можно было бы некоторые романы дальше названия не читать: и так понятно, какие проблемы занимают Толстого в «Войне и мире» или Тургенева в «Отцах и детях».
3. Автор хотел показать нам.
Чего только не показывает нам (именно нам, для нас же писалось) автор! Создаётся впечатление, что писателей занимают не их герои, не попытка, высказываясь, найти ответы на экзистенциальные вопросы, а суровая необходимость пронести сквозь века мораль, адресованную персонально Васе Пупкину из 10-го «Б».
Вот бы вместо бессмысленной игры «Угадай, что хотел сказать автор» видеть в сочинениях анализ текста и стремление отыскать ответы на те самые экзистенциальные вопросы вместе с писателем.
Фото: olia danilevich, Pexels
4. Одни люди думают так, а другие так.
«Что такое счастье? Все люди понимают это по-разному». Мысль глубокая — не хуже утверждения, что кто-то любит кофе с сахаром, а кто-то — без. Одно дело — сравнить точки зрения противопоставленных друг другу героев. И совсем другое — поведать учителю, что мир делится приблизительно пополам и у всех в нём всё по-своему.
Так что этот ход надежнее пропустить и сразу перейти к более содержательным размышлениям.
5. Мне очень понравился роман такой-то, он заставил меня о многом задуматься.
В большинстве случаев такое мощное эмоциональное заключение свидетельствует о двух вещах: ребёнок понял, что сочинение пора завершать, ребёнок думает, что учитель ждёт именно такой «позитивной» реакции на прочитанное (скорее всего, не такое уж прочитанное) произведение.
Я, к слову, не жду. Мне вообще непонятно, зачем отвлекаться от основного текста и перескакивать на искусственные оценочные суждения. Учитель же по самому сочинению и по его качеству увидит, понравилась ли ученику книга. Если она ученику никак, это точно бросится в глаза. Один из верных признаков «никака» — громкие фразы о сильном впечатлении, произведённом книгой.
А что не так со штампом «заставляет задуматься»? Разве не заставляет? Беда в том, что задуматься заставляет любой текст, даже этикетка на освежителе воздуха. Тут как с «понравилось/не понравилось» в конце сочинения. Жанр сочинения вообще предполагает, что ученик задумается и распишет свои мысли на несколько страниц.
Поверьте, если ребёнок задумался, учитель не пройдёт мимо. Сообщать об этом дополнительно не нужно.
Как научиться писать сочинение?
Как же тогда не раздражать и даже радовать учителя литературы своим сочинением?
- Быть ближе к тексту, но не перебарщивать с пересказом.
- Уместно цитировать не ради самого факта цитирования.
- Уходить от громкости и пафоса в сторону вдумчивости и конкретики.
- Относиться к сочинению как к поиску, движению, а не конструктору.
Ну или хотя бы не списывать.
Источник: блог Риммы Раппопорт.
В четверг в российских кинотеатрах начинается показ драмы Рената Давлетьярова «Лётчик» с Петром Фёдоровым в главной роли. Артист исполнил роль Николая Комлева — собирательный образ нескольких военных лётчиков. По сюжету герой на своём Ил-2 попадает под обстрел. Комлев спасается, но ему предстоят серьёзные испытания — скрыться от нацистов, убежать от волков, пережить болезнь, лишиться ног. Однако лётчик не сдаётся: он продолжает бороться, чтобы вернуться к любимой женщине и вновь начать летать.
В четверг, 2 декабря, в российский прокат выходит историческая драма Рената Давлетьярова «Лётчик». Давлетьяров выступил в качестве режиссёра, а также одного из сценаристов и продюсеров проекта. Ранее постановщик работал над такими картинами, как «А зори здесь тихие…», «Донбасс. Окраина» и «Стальная бабочка». Центральные роли в новом фильме исполнили Пётр Фёдоров и Анна Пескова, ранее уже сотрудничавшие с режиссёром.
Действие ленты разворачивается в декабре 1941 года. Военный лётчик Николай Комлев на своём штурмовике Ил-2 попадает под обстрел. Герою удаётся посадить самолёт на поляне и спастись, однако испытания на этом не закачиваются. Комлев скрывается от нацистов, спасается от волков, борется с болезнью, мучается от голода и обморожений и в результате лишается ног. Несмотря ни на что, Комлев продолжает бороться за жизнь, чтобы вернуться к своей возлюбленной и вновь подняться в небо.
Кому-то сюжет этой картины может напомнить «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, однако, как отмечает Ренат Давлетьяров, фильм не имеет практически ничего общего с реальной биографией Алексея Маресьева, чья история легла в основу повести.
Сценарий ленты выдуман, а Николай Комлев представляет собой собирательный образ военных лётчиков. Их истории упомянуты в титрах. Некоторые эпизоды, описанные в воспоминаниях этих лётчиков, вошли в сценарий и были экранизированы, однако не попали в финальный монтаж.
Как подчеркнул Ренат Давлетьяров, хотя кинематографисты не ставили перед собой цели повторять на экране путь Алексея Маресьева, в некотором смысле фильм оказался близок к его истории. Так, часть съёмок «Лётчика» прошла в деревне Рабежа, в нескольких километрах от которой в апреле 1942-го Маресьев пытался посадить свой самолёт.
Для съёмок фильма команда искала здание, которое могло бы «сыграть» госпиталь. Найти подходящую локацию оказалось непросто.
«Госпитали существовали, обосновывались в каких-то усадьбах, но дело в том, что, к счастью для всех и к несчастью для кинематографистов, все усадьбы просто блестят, просто начищены до блеска, они все отреставрированы», — объясняет Давлетьяров.
В конечном счёте выбор пал на усадьбу Суханово, «которая такая, с патиной времени». По словам Давлетьярова, одна из хранительниц усадьбы рассказала, что именно там находился реабилитационный госпиталь, где Алексей Маресьев восстанавливался после операции.
- Кадр из фильма «Лётчик»
- © kinopoisk.ru
Основная часть картины посвящена борьбе за жизнь Николая Комлева, что наводит на мысли о фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Однако прежде всего ленту Давлетьярова выделяет разбавляющая мрачное повествование любовная линия. Истории любви Николая и Ольги уделено всего несколько минут экранного времени, однако все связанные с этой темой сцены крайне эмоциональны.
Кроме того, у романтических эпизодов есть конкретная цель, с которой они полностью справляются: аргументировать мотивацию героя, которая помогает ему пройти через все испытания, выжить и достичь цели.
«Природа всегда была против человека, и в ней есть только смерть, в ней нет больше ничего. Каким образом выжил этот человек, каким образом выжили все, кто собран в этом образе, в том числе Алексей Петрович Маресьев, — это большой вопрос», — считает Пётр Фёдоров.
Он отметил, что разные кинематографисты неоднократно пытались писать сценарии и снимать кино о Маресьеве, но останавливались.
«Если в жизни мы попадаем в такие условия, то нам очень понятно, почему мы хотим выжить, — просто ради жизни. И в этом такая очень большая гуманистическая русская идея. В американских фильмах эти ребята выживают ради смерти: у них убили всех родственников, они не хотят жить… В нашей истории всё-таки центр рассказа — это жизнь, это любовь. Он не куда-то ползёт, а к кому-то и ради кого-то. И это драматургически, безусловно, гораздо сложнее, но мне кажется, что в этом гораздо больше русского», — утверждает Фёдоров.
- Кадр из фильма «Лётчик»
- © kinopoisk.ru
Фильм интересен своим визуальным рядом. При этом сцены перестрелок в воздухе показаны не столь зрелищно, как случается в лентах такой тематики. Впрочем, подобные эпизоды здесь вторичны. Куда более интересно наблюдать за борьбой человека с природой — начиная с момента, когда Николай Комлев без сознания оказывается на льдине. К слову, именно эта сцена, по словам Давлетьярова, положила начало всему проекту. Режиссёр придумал один эпизод, а затем вместе с командой стал «писать сценарий от этого кадра и влево, и вправо».
Съёмки проходили на натуре, без использования павильонов, а команда работала в том числе зимой, когда температура достигала -27 °C.
Чтобы передать состояние своего героя, Пётр Фёдоров по собственной инициативе начал худеть — он сбросил около 17 кг. На съёмках ему пришлось пережить и другие непростые моменты. Так, в сцене, описанной в воспоминаниях одного лётчика и в итоге не вошедшей в фильм, по актёру бегали десятки мышей.
«Лётчик описывает, что он идёт по лесу. Наконец, вышел на опушку и видит там три стожка, припорошенные снегом. От холода забрался внутрь и забылся тяжёлым сном. Проснулся от того, что из него отовсюду выползают мыши полевые, которые живут в этом стоге. Были заказаны мыши, штук 70. Я помню, единственное, спросил Петю: «Ты не боишься?». Он: «Мне всё равно». Мы боялись, что мыши будут разбегаться, но они, почувствовав тепло его тела… Это был самый мужественный момент в съёмках Фёдорова… Когда мыши заползали ему в волосы, куда-то в подмышки», — вспоминает режиссёр.
«Я парень уютный, мы с мышами друг друга поняли», — шутит Пётр Фёдоров.
По словам Рената Давлетьярова, в том числе благодаря самоотверженности Фёдорова постановщик выбрал его на эту роль.
«Я знаю, что, когда я Пете скомандую: «Петя, ты сейчас должен прыгнуть в ледяную воду со льдины» — он не заставит меня построить баню на реке и будет вести себя мужественно», — говорит Давлетьяров.
- Кадр из фильма «Лётчик»
- © kinopoisk.ru
Анна Пескова также рассказала о перевоплощениях для роли.
«Время войны — это совершенно другие краски, совершенно другая эпоха. Поэтому, зная Рената и то, как он трепетно относится к правдоподобию, правдивости, точности в кадре, для него это, конечно, было важно. И да, безусловно, мне пришлось шесть раз обесцвечивать цвет волос для того, чтобы он стал серый, пыльный такой, достаточно невзрачный. Волосы потом отвалились», — рассказывает Пескова.
Также ей пришлось набрать вес, поскольку в одной из сцен актриса появляется полностью обнажённой.
«Понимая, что нам предстоит такая сцена, я не могла быть прокаченной современной девушкой с прессом, с кубиками, со всем остальным. Нужно было привести себя в определённую физическую форму», — объясняет артистка.
Для максимальной реалистичности кинематографисты также приняли решение работать на площадке с настоящими волками. В результате съёмки проекта оказались под угрозой срыва.
Как отмечает Ренат Давлетьяров, на этапе написания сценария он не знал, что волки не поддаются дрессировке.
«В первый же день, когда мы их выпустили, я понимал, что проект накрывается медным тазом, потому что волки ничего не собираются делать. Вообще ничего не собираются. Они просто весело резвятся на льдине, их прикармливает дрессировщик — всё», — говорит Давлетьяров.
В итоге животных с трудом заставили бегать в нужном направлении, а для того, чтобы показать их злость и агрессию, на площадку привели очень крупного пса породы алабай.
«Это была просто симфония ярости волков. Они пускали пену, они щёлкали губами», — вспоминает постановщик.