Отношения человека и общества в профессиональной сфере сочинение

Тема 2. свобода статья 3. всеобщая декларация прав человека: каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность.

Тема 2. Свобода

Статья 3. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».

Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.

Свобода
естественное право человека высшая ценность человеческой жизни идеал (основная идея) либералов одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств.
Объект свободы является критерием социального прогресса.

Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Условия существования свободы:

  • Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
  • Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
Относительная свобода во внешних условиях жизни Абсолютная свобода во внутренней жизни
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Тема 3. Равенство

Статья 1. Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.

Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.

Убеждение
Убеждение — вера Убеждение — знание
Пример: убеждение Джордано Бруно Пример: убеждения Галилео Галилея
Вера — особый вид убеждения.
Верить можно не только в Бога.
Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой.
Окончательно заменить веру знанием невозможно.
Знание – это объективная истина для субъекта познания.
Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации.
Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению. Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.

Убеждения:
— Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний;
— Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен;
— Выступает регулятором сознания и поведения личности;
— Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности.
— Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.

Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.

Мораль

Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.

Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.

Задачи морали
Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей. Регулирование общественных отношений Воспитание подрастающего поколения
Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения.

Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Нравственность – это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.
Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Различия морали и права
Нормы морали Нормы права
Появилась задолго до возникновения государства Сформировались и развивались вместе с государством
Регулируют все стороны человеческой жизни Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений
Формируется людьми и выражают мнение общества Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства
Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д.
Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства
Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Поддерживаются силой общественного мнения Обеспечиваются силой государственного принуждения

Общие признаки морали и права

  • Регулируют общественные отношения (поведение людей);
  • Способствуют стабильности общества;
  • Являются элементами культуры народа.

Образование

Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.

Функции образования
Название функции Содержание функции
Профессионально-экономическая
  • формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
  • переподготовка и повышение квалификации кадров;
  • повышение производительности труда, создании новых технологий
Социальная
  • социализация и воспитание личности;
  • социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
Культурно-гуманистическая
  • обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
  • участие в производстве новых знаний;
  • формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
Политико-идеологическая
  • выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
  • формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.

Принципы развития современного образования

  1. гуманизация образования — большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  2. гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
  3. интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
  4. профилизация образования – ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
  5. информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
  6. непрерывность образования – образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.

Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:

Дошкольное образование — ясли, детский сад;

Общее образование включает в себя три ступени:

  • Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
  • Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;

Профессиональное образование имеет следующие ступени:

  • Начальное (Профессиональные училища, лицеи), среднее (техникумы, колледжи), высшее (институты, университеты, академии), послевузовское профессиональное образование.
  • Цель профессионального образования — формирование специалистов в определенной области профессиональной деятельности;

Дополнительное образование

  • Служит для развития творческого, спортивного потенциала личности, способствует повышению квалификации кадров. (Музыкальные школы, спортивные школы, дома детского творчества и т. д.)

Религия

Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Религия – древнейшая форма культуры.

Элементы религии
Мировоззрение, основанное на вере в Бога Культ – вид религиозной деятельности, религиозное поклонение сверхъестественным силам; обрядность. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж. Религиозная организация, в основе которой лежит вероучение, определяющее религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.

Причины возникновения религии:

  1. Бессилие и страх человека перед силами природы.
  2. Отсутствие знаний для объяснения явлений природы.
  3. Попытка человека повлиять на природу, других людей.

Ранние формы религиозных верований:
Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определённой разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм – вера в наличие сверхъестественных свойств у неодушевлённых предметов (амулеты, талисманы, знаки Зодиака).
Тотемизм – вера в существование родства между животным или растением и человеческим родом. Тотемному животному не поклонялись, но на него запрещалось охотиться, его мясо не употребляли в пищу, его считали прародителем, помогающим своим потомкам.
Анимизм – вера в духов и души, существующие в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озёр или камня, дерева и т.д.)
В период формирования наций появились национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм у евреев, синтаизм у японцев, индуизм у индийцев.
Возникновение многонациональных империй в результате завоеваний способствовало появлению мировых религий: буддизма, христианства (католицизм, православие, протестантизм); ислама.

Мировые религии

БУДДИЗМ
Время и место возникновения и распространение Бенарес, п-в Индостан, 6-5 вв. до н. э. Распространение: Бирма, Китай, Вьетнам, Корея, Япония. Религиозная община — сангха
Имя пророка, название священной книги Будда (просветлённый) Типитака
Основные идеи религии 1. Жизнь – это страдания, причиной их являются страсти и желания людей. Чтобы избавиться от страданий, нужно отказаться от желаний.
2. Идея переселения душ.
3. Нужно стремиться к нирване.

ХРИСТИАНСТВО
Время и место возникновения и распространение Палестина, 1 в. н. э. Распространение по всему миру. Религиозная организация – церковь: православие, католицизм, протестантизм
Имя пророка, название священной книги Иисус Христос (мессия, помазанник) Библия
Основные идеи религии 1. Идея монотеизма – Бог един, выступает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух.
2. Идея мессианства: Христос послан Богом для спасения людей.
3. Идея конца света – гибель мира в результате божественного вмешательства.

ИСЛАМ
Время и место возникновения и распространение Хиджаз, Арабский халифат, 7 в. н. э. Распространение: Ближний Восток, Средняя Азия, Северная Африка, Северный Кавказ, Закавказье. Религиозная община – умма.
Имя пророка, название священной книги Мухаммед (Магомет) Коран
Основные идеи религии 1. Строгий монотеизм. Есть один Бог – Аллах – всезнающий и всемогущий. Он сотворил мир и управляет им.
2. Мухаммед – его посланник.
3. Каждому Аллах приготовил свою судьбу, от верующего требуется покорность и смирение воле Аллаха.
4. Перед Аллахом все равны: и бедные, и богатые.
5. Не проводит национальных различий, выделяет три статуса человека: правоверный, покровительствуемый, язычник.
6. Идея конца света и наступления Судного дня.

Функции религии в жизни современного общества:
— мировоззренческая: создает религиозную картину мира;
— компенсаторная: восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей;
— религиозного утешения: страдания, дорога в рай;
— нормативная: регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих;
— способствует развитию культуры общества: письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению;
— объединяет общество или какие-то большие социальные группы;
— является способом освящения и укрепления власти.
Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания. Это значит, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
1. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
2. Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
3. Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.
4. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.
5. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.
В свою очередь религиозные объединения :
1. Не вмешиваются в дела государства;
2. Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
3. Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;
4. Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие – это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

В мировой и русской литературе проблема взаимоотношений человека и социума является одной из важнейших. Человек живет в обществе, и многие из его поступков или действий, так или иначе, предполагают взаимодействие с обществом. Однако эта же сфера оказывается и наиболее проблемной, ведь нередко мотивы отдельно взятой личности не совпадают с мотивами социума.

сочинение человек и общество

Основные правила написания работы

Как получить высокую оценку по сочинению «Человек и общество?». Первым этапом написания должна быть формулировка главной мысли – это и будет тема сочинения. Также любое рассуждение состоит из тезисов и аргументов, которые их обосновывают. Тезисы школьник может выдвигать согласно личным убеждениям, которые у него имеются по вопросам взаимодействия человека и общества. Сочинение также должно содержать введение и заключение. Стоит также помнить, что в основной части работы нужно избегать сведений, не имеющих прямого отношения к главной теме.

сочинение на тему человек и общество

Развитие происходит только в обществе

Можно, к примеру, подчеркнуть, что общество может выжить без отдельно взятого индивида, но не наоборот. Например, по мнению великого русского ученого Л. С. Выготского, человек, в первую очередь, является социальным существом. Без взаимодействия со старшими членами общества он никогда не сможет развить в себе качеств, которые появились вследствие эволюции всего человечества. Подтверждение тому – дети-«маугли», которых вырастили животные. Даже во взрослом возрасте они уже не могут освоить речь, счет, способности к абстрактному мышлению, умение правильно обращаться с разнообразными орудиями и предметами, которые были разработаны вследствие исторического развития общества.

Как усваивает поведение человек

В сочинении «Человек и общество» учащийся может подчеркнуть, что развитие ребенка подчиняется не только биологическим законам, действующим в животном мире, но и воздействию общественно-исторических закономерностей. Биологическое развитие происходит благодаря влиянию наследственных механизмов, а также путем приобретения индивидуального опыта. Человек же, говорит ученый, не имеет врожденных форм поведения. Развитие его происходит путем подражания взрослым.

человек и общество сочинение аргументы

Школа: первый опыт общения

Сочинение «Человек и общество» — это хороший способ для самого ученика поразмышлять на тему того, какую роль в его жизни играет социум. Ведь учебное заведение – это не просто место, куда школьники приходят получать знания. Именно здесь и начинается первое серьезное взаимодействие личности и общества. Игра и общение являются жизненно важными элементами для успешного развития личности. Ведь счастливый человек – это тот, кто умеет взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать комфортные отношения.

Инакомыслие

В сочинении на тему «Человек и общество» можно затронуть и проблемы инакомыслия. Ведь нередко общество не принимает тех, кто осмеливается мыслить иначе, чем большинство. У каждого человека есть свои понятия о том, как нужно жить, свои верования и идеи. И никто не вправе отнимать их у человека. Однако отличия между верованиями отдельно взятого индивида и общества – это лишь мини-модель, по которой функционируют многие законы природы. И поэтому с инакомыслием нельзя не считаться. В действительности в любом обществе всегда имеются как минимум две противоборствующие силы. Например, в политическом устройстве многих стран имеются левые, правые и центристские партии. В Америке борьба традиционно ведется между демократами и республиканцами, а в Англии – между лейбористами и консерваторами. Такое же противостояние наблюдается и в природе – ген живого существа мутирует или же остается в прежнем состоянии.

В сочинении «Человек и общество» аргумент по данному вопросу может звучать так: общество должно терпимо относиться к инакомыслию отдельно взятого человека, так как оно заложено в природе. Каждый представитель социума должен относиться с толерантностью ко мнению своего оппонента, к его праву мыслить иначе. Один человек предпочитает есть только овощи, в то время как все окружающие привыкли к наличию мяса в рационе. Это вовсе не повод для того, чтобы каким-то образом общество дискриминировало этого человека.

сочинение по литературе человек и общество

Мнение человека и позиция общества

Как правило, этап обучения, когда школьникам задается на дом написать сочинение «Человек и общество», — 11 класс. В это время школьников уже никак нельзя назвать малышами – они превращаются в молодых людей с собственными мнениями по разным вопросам. В процессе работы над этим сочинением учащиеся имеют возможность описать те проблемы этой области, которые в наибольшей степени близки им. Ведь нередко взаимодействие индивида и общества может носить как позитивный, так и негативный характер. В романе братьев Стругацких «Гадкие лебеди» есть строчки: «Волчица учит своих волчат: «Кусайте, как я»… зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я». Но человек учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Если попытки мыслить самостоятельно не увенчались успехом

Самостоятельное мышление отдельно взятого индивида нередко воспринимается обществом как настоящее предательство. Например, молодой человек может говорить о том, что он не верит в высшие силы, не хочет получать диплом о высшем образовании, или, к примеру, хочет создать собственную политическую партию. Нередко он может натолкнуться на негативную реакцию общества – высмеивание, отрицание, унижение, скандалы, шантаж. Иногда молодым людям приходится настолько яростно воевать за свои идеалы, что они попросту забывают об их содержании. Даже дожив до преклонного возраста, они продолжают попытки себя отстоять, не помня о смысле своих идей.

человек и общество примеры сочинений

Многогранность проблемы

Да, нередко общество подавляет индивида. Однако человек не может жить отдельно от других людей – ему непременно нужны товарищи и друзья, те, кто поддержат в трудную минуту. Пример сочинения «Человек и общество», который описывается в данной статье, содержит несколько разных взглядов на возможные пути взаимодействия индивида и социума. Школьник может выбрать те мысли, которые будут ближе его собственному мировоззрению. Проблема эта многогранна, и нельзя сказать однозначно, может ли человек выжить без общества, а общество – без отдельно взятой личности.

человек и общество сочинение 11 класс

Примеры из литературы

В сочинении по литературе «Человек и общество» учащийся может проиллюстрировать эту тему примерами из различных произведений. Например, в бессмертном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает проблему двойственности высшего общества в начале XIX века. Читатель имеет возможность наблюдать за внешней красотой членов общества, за их нравственными устоями, пришедшими из Европы. Однако здесь же писатель подчеркивает и неестественность – наигранные улыбки, равнодушные лица. С другой стороны, Толстой представляет читателю отдельных членов общества – благородных и чутких. Это Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Не менее остро проблема взаимодействия человека и социума поставлена в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный персонаж романа – это настоящий гений, который смог написать шедевр. Однако после того, как Мастер написал книгу, он не получает признания – наоборот, подвергается гонениям. Полные ярости рецензии он получает от псевдописателей из МАССОЛИТа. В итоге общество заставляет Мастера уничтожить свое произведение. Он перестает быть частью этого скверного общества и находит умиротворение в любви к Маргарите.

В сочинении можно упомянуть и о безрадостном мире, описанном А. И. Солженицыным в его романе «Один день Ивана Денисовича». У людей больше нет имен – есть только порядковый лагерный номер. Жизнь отдельного человека утратила свою ценность, а повадки жителей лагеря становятся все в большей степени похожими на звериные – все, о чем они размышляют, — это удовлетворение насущных потребностей. Но Иван Денисович не желает превращаться из человека в животное, оставаясь способным на проявление сочувствия к ближнему. Его противоположностью являются надзиратели лагеря, которые превратили заключенных в настоящих рабов. Нарушая человеческие законы, они сами себя исключают из общества.

роль человека в обществе сочинение

Роль личности в истории

В истории было немало великих людей, благодаря которым происходил научно-технический прогресс, политические преобразования. Иногда роль одного человека в судьбах миллионов людей трудно переоценить. Например, благодаря действиям по координации усилий разных стран, которые предпринимал Уинстон Черчилль, была завершена Вторая мировая война. Благодаря Александру Флемингу, открывшему пенициллин, человечество теперь не безоружно перед инфекционными заболеваниями. Такой может быть роль человека в обществе. Сочинение школьника может содержать и другие примеры из истории, когда действия одного человека оказывались спасительными для его народа или даже всего мира.

  • Отношения с друзьями сочинение
  • Отношение пушкина к истории и исторической теме в литературе сочинение
  • Отношение к людям царицы из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Отношение к герою сказки черная курица или подземные жители
  • Отношение к князю гвидону в сказке