Отношение народа к добру и злу проявляется в придуманных им сказках

Гайдарова асият арсланбиевнаучитель начальных классовгбоу школа 635санкт-петербургвлияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школесказка является важным способом формирования воспитанности

Гайдарова Асият Арсланбиевна

Учитель начальных классов

ГБОУ школа №635

Санкт-Петербург

Влияние сказок на нравственное воспитание детей в начальной школе
Сказка является важным способом формирования воспитанности в детях. Со времен Сухомлинского сказка являлась тем средством, которое могло как выучить, так и развлечь ребенка. Формирование личности и личностных качеств, все в совокупности дает сказки. Сказка является наставником, помощником и учителем, особенно в возрасте подготовительного и младшего школьника. Она дает совет, выражает эмоции.

Ключевые слова: сказка, авторская сказка, детская литература, виды сказок.

Современный мир наполнен творениями человеческой мысли. Инновационные технологии и информационные потоки стали основой нового постиндустриального этапа развития человечества, что оказывает влияние на изменение социальной структуры общества. Многие социальные нормы постепенно замещаются новыми, а элементы народных культур уходят из повседневной жизни.

Изменения начинают носить всепроникающий характер и затрагивать многие сферы культурно-общественной жизни. В педагогике, например, появляются новые воспитательные методы и педагогические технологии. Однако нельзя исключать роль тех разработок и методов, что использовались в воспитательных целях ранее. Большим воспитательным потенциалом обладает народная культура. Ценный опыт нравственного воспитания сохранили и пронесли через века народные сказки.

Ценность сказок в воспитательном процессе детей, учащихся в начальной школе, невозможно переоценить. В частности, очень важен нравственный аспект воспитания.

Важность сказок отмечали во все времена существования человеческой культуры. Во второй половине двадцатого века, когда начались научно-технические революции, важность сказок отмечал советский писатель Чингиз Айтматов. Он приравнивал сказки к памятникам архитектуры, построенным предками. Сказки способствуют формированию воспитанности в детях.

Воспитанностью является личностная особенность, отражающаяся в совокупности интегрированных индивидуальных особенностях, в которых заключается основа социальных взаимоотношений.

Культура как совокупность форм духовно-нравственного состояния общества является определяющим фактором воспитания личности растущего человека. Основное содержание воспитания, предполагающее освоение и присвоение общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей, реализуется посредством формирования базовых компонентов культуры личности.

Личностная культура базируется на примерах сказочных героев. Персонажи сказочных произведений становятся примером для передачи определённого опыта потомкам. Воспитательная ценность сказок проверена и испытана вплоть да нашего времени. Отечественный педагог Геннадий Никандрович Волков говорил о необходимости включить ознакомление с народными сказками в каждую национальную образовательную программу [2].

Сохранность сказочной культуры обеспечивает её тесная связь с народом. Фиксированного авторства в сказке нет. Она является продуктом и формой устного творчества, берущего за основу реальные ситуации, происходившие в жизни простых людей. Сказочная культура отдельно взятого народа заключает в себе такие национальные черты и ценностные установки, как патриотизм, храбрость, усердность в труде и отзывчивость души. Волков видит в сказках отражение самых ярких и положительных особенностей национальной культуры, которые важно передать будущему поколению.

Нравственные ценности и моральные нормы общественных отношений передаются от взрослых детям именно через сказки. Сказочная реальность становится переходной на пути к действительности. В пределах этой реальности ребёнок учится поступать в соответствии с социально-приемлемой моральной основой, являющейся фундаментальной для данного народа. Опыт, полученный ребёнком в сказочной реальности, затем переносится в окружающую социальную среду. Отечественный педагог Сухомлинский Василий Александрович отмечал, что через сказки дети формируют собственное отношение к добру и злу, заключённому в сказочных образах и героях.

Воспитательная ценность сказочных произведений тесно связана с жанровой спецификой народного творчества. Типология сказок представляется нам следующим образом:

− о животных. Данный тип сказочных произведений особо популярен у младшего школьного возраста. Персонажи — антропоморфные животные, ведущие человеческий образ жизни и одевающиеся как простые люди. Фундамент морально-нравственного воспитания и знаний народной культуры закладывается в знакомстве именно с такими сказочными произведениями.

− об отношениях между людьми и животными. Через общение и взаимную заботу ребёнок постепенно приходит к пониманию, что животные нам как младшие братья. Возраст привлекательности сюжета

–старший дошкольный и младший школьный.

− притчи. Основными персонажами помимо людей и говорящих животных могут быть ожившие объекты неживой природы. Конец такой сказки сопровождается выводом о моральности или отсутствии такой в действиях главных героев.

− о быте. Воспринимать такие сказки могут дети любого дошкольного возраста при условии понятности бытового опыта, описываемого в сказке.

− страшилки. Обычно они придумываются уже самими детьми в развлекательных целях. Интереснее всего эти сказки в среднем дошкольном возрасте. Однако опыт мировой народной культуры богат примерами страшных сказок, призванных рассказать детям о том, что считается в обществе неприемлемым.

− волшебные. Наиболее популярный тип сказочных произведений. В сказках нет ограничений и пределов, любые чудеса в них представляются возможными.

Оптимистичная атмосфера сказочных произведений обуславливает популярность жанра для детей. Герои не унывают, а если кто-то и погружается в печаль, всегда находится решение проблемы. Исход событий в сказках зачастую заключается в победе добра над злом. В ребенке, таким образом, формируется уверенность в силе правды и добрых побуждений.

Главные сказочные герои, которые руководствуются моральными принципами в своей жизни и в своих действиях, всегда приходят к желаемому. Они удачливы, в самый нужный момент им приходит помощь, а если они серьёзно ошибаются, то всегда сначала их исправляют. Сказочные сюжеты о таких персонажах содержат основную мысль о справедливости в человеческих взаимоотношениях. Если человек честен, отзывчив и добр, то никакие преграды ему не будут страшны [3].

Одним из разработчиков критериев нравственной воспитанности является А. В. Зосимовский. Ученый считает недостаточным выделение двух типов направленности личности, традиционно принятых в педагогике: положительную, собственно нравственную и негативную, аморальную. Он сделал вывод о том, что для регуляции воспитательного процесса необходимо учитывать устойчивость и прочность мотивации поведения человека.

Общепринято считать интегральным показателем общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности.

Направленность школьников проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, через интерес к определенным видам социальной активности, через отношение к окружающему миру.

Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, чести, достоинства, справедливости, ответственности за отчий дом, семью, за лад в семье. Происходит формирование таких нравственных чувств как долг, вера, совесть, терпение, милосердие, кротость, любовь, понимание добра и зла [1].

При помощи сказок ребенок как будто заводит себе копилку, в которую он складывает разные советы, поступки, ситуации. Таким образом, у него всегда будут примеры того, как можно сделать и как нельзя. Сказкой мы показываем, что всегда есть выбор и за этот выбор ты сам будешь нести ответственность. Важно показать, что даже если ты видишь всего два пути, и они тебе не подходят, обязательно будет и третий.

Нравственное воспитание является важным элементом развития современного общества и интеграции детей в социальную структуру. Способствует усвоению общепринятых национальных моральных норм ознакомление с произведениями сказочного содержания.

Сказки играют важную роль в воспитательном процессе. Они являются полем для восприятия национальных ценностей и формирования уверенности в справедливости, передавая накопленный веками народный опыт. Модели социально-приемлемого поведения и примеры добродетельных и честных поступков содержат в себе сказочные истории, к которым ребёнок будет иметь постоянный доступ.

Литература:

Федеральная программа развития образования.

Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — М., 2000. — 169 с.

Хаитова Н. И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста/Н. И. Хаитова//Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. — № 1. — 2015. — 17–23 с

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450851-statja-na-temu-vlijanie-skazok-na-nravstvenno

Содержание:

Общее понятие

Иногда нравственные нормы считаются приоритетными по отношению к иным канонам в отдельные периоды развития общества, они характеризуются универсальностью, категоричностью, неизменностью. В других случаях абсолютизация моральных принципов рассматривается как фанатизм. В результате моральные нормы отражают потребности общества. Некоторые авторы трудов разделяют каноны нравственности на категории:

  • основные, которые формируют законы этики;
  • второстепенные, вытекающие из структуры приоритетных положений.

Закономерности, изложенные в авторских трудах Фомы Аквинского, относятся к высокодуховным примерам норм морали. Итальянский теолог и философ, признанный церковью святым учителем, призывал стремиться к добру и максимальной выгоде для большого числа людей.

Это понятие раскрывается также в философии И. Канта о нравственности (книга «Категорический императив») и отображает категории высокоморальных ценностей. Позднее автор выпускает два труда, которые посвящаются исследованию духовной этики:

  1. 1785 г. — «Основы метафизики нравственности».
  2. 1788 г. — «Критика практического разума».

Основные каноны общественной морали остаются непоколебимыми и содержат положения о стремлении к добру, противостоянии злу. Общие этические признаки заключаются в том, чтобы не причинять вреда другим личностям независимо от социального статуса, религиозных убеждений и национальности.

Классификация канонов

Нормы могут касаться существования человека как биологического вида, ценностью является жизнь индивидуума. В поступки и поведение вкладывается такой смысл, чтобы они защищали бытие в целом. Другие каноны имеют значение для чести и достоинства человека, они выполняют функции охраны личных свобод и независимости индивидуума.

Ключевые особенности моральных норм состоят в том, что в их правилах предусматриваются отличительные показатели верности и правдивости. Также в них дается определение справедливости и этических добродетелей. Выделяются следующие виды моральных норм:

  1. Табу является нерушимым запретом на действия. Нарушение правил вредит обществу и определяет выбор поведения в социальном и житейском плане. Такой устой в виде правового канона практиковался еще на заре развития человечества и сохранился в некоторых культурах до нашего времени.
  2. Обычай является определенным сочетанием действий и представляет собой повторение событий в некоторых обстоятельствах. Значение таких поступков особенно велико в традиционном восприятии общества.
  3. Традиции повторяют обычаи в виде устойчивых форм поведения и передаются наследникам. Для них характерны регулярное воспроизведение и длительный период существования.
  4. Моральные правила представляют структуру поведенческих норм, которые требуют от индивидуума осознанного выбора при совершении поступка. Облик человека формируется на основе морального самоопределения.

Между этими понятиями есть отличия и сходства, поскольку все правила касаются существования человека.

Идеалы поведения предполагают полное подчинение требованиям нравственности, действенность достигается за счет общих норм для всего общества. Если каноны не исполняются, это вызывает неодобрение других людей, мораль формируется на чувстве стыда, вины и угрызений совести.

Право и нравственность

Области права и нравственности во многом связаны в жизни. Регулирование отношений рассматривается наукой обществознанием. В обеих сферах прописаны правила поведения, которые направлены на сохранение порядка и справедливости. Мораль и право имеют особенности:

  • моральные каноны имеют общественное происхождение, а в юрисдикции правит государство;
  • нравственные устои человек выполняет осознанно и добровольно под действием общественного уклада, а правовые нормы относятся к принудительным понятиям;
  • для духовного совершенствования нет сводов и кодексов, тогда как законы формулируются в правовых актах;
  • нравственности присуща гибкость, абстрактность, разные толкования, а содержание законов подчиняется строгим формулировкам;
  • мораль определяет ценность поведения в разрядах зла и добра, предвзятости и беспристрастия, а юрисдикция регулирует поступки в категориях законного и необоснованного.

Моральные правила не являются обязательными к выполнению, за их нарушением следует общественное неодобрение, но человек остается на свободе, его имуществу ничто не грозит.

При игнорировании норм права индивидууму назначается обязательное наказание, связанное с лишением свободы или изъятием материальных ценностей.

Некоторые принципы морали и права совпадают, например, закон о воровстве. Человек не желает красть чужое имущество в результате страха перед общественным порицанием или из-за боязни получить тюремный срок. В любом случае индивидуум не совершает плохого поступка. Иногда понятия в корне противоречат друг другу, например, кража лекарства или еды происходит для спасения жизни близкого человека. В этом случае правовые законы конфликтуют с моральными обязательствами.

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.

Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.

Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы

Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.

В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы

Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

  • гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
  • коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
  • альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
  • милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
  • отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
  • ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.

Каждый человек должен настраиваться на конструктивные и позитивные способы решения спорных ситуаций, при этом не желать зла, если люди причиняют ему вред по незнанию.

Не в почете старый принцип «око за око», который не считается высокоморальным. Правило нравственности, которое изложил Аристотель в своих трудах (тезис золотой середины) не изменяется на протяжении веков. Оно гласит, что человеку нужно придерживаться такого поведения с людьми, какое он хочет получить от них взамен.

Назначение морали

Нравственность выступает в роли регулятора поступков человека, которые впоследствии определяют его принципы, личные взгляды и убеждения. Люди не нуждаются в законных документах для принятия моральных устоев, такое решение принимается добровольно и самостоятельно.

Оценочная функция морали состоит в качественном восприятии собственных и чужих поступков, определении смысла действий. Человек использует приобретенный гуманистический запас для взвешивания на весах моральных ценностей своих шагов и дел других индивидуумов. Более точное определение дается в случае достижения высокого уровня соответствия моральным нормам.

Воспитательное значение состоит в том, что постоянное следование нравственным принципам ведет к формированию у человека социальных идеалов. Развивается оптимальное сочетание общественных и персональных интересов. Индивидуум достигает собственных целей таким способом, чтобы это было не во вред окружающему пространству и людям.

Другие наблюдатели осуществляют негласный контроль над поведением человека, осуждают его за плохие поступки и выражают позитивные эмоции при благожелательных действиях. Общество следит за условиями существования людей. Мораль иногда зависит от обстоятельств, поэтому среда должна быть достойной человека. Нравственность играет интегрирующую роль для личности, осознание правильности собственных поступков ведет к внутренней гармонизации.

Еще тесты

Читайте также

Основные виды деятельности человека — классификация с определениямиСоциальные нормы — понятие, виды и характеристка, функции, примерыГражданское общество — понятие и сущность, функции, структура, признакиХозяйственная деятельность человека — понятие, обшая характеристика основных видов

Мора́ль (от лат. moralis — нравственный) — система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.Моральные нормы появились одновременно с возникновением человеческого общества и развивались вместе с ним. Система моральных ценностей (правил и образцов должного поведения) сложилась на основе обычаев и традиций, но в отличие от них нравственные нормы определяются категориями добра, истины, справедливости, долга.Мораль связана со всеми сферами общественной жизни и согласовывает личные интересы с общественными. В ходе социализации человек усваивает морально-нравственные нормы: сначала в процессе воспитания, подражая окружающим; потом, по мере взросления, осмысляя и применяя к своей жизни общепринятые суждения о должном, нужном, правильном поведении. Система моральных норм не является чем-то застывшим и неизменным: принимая решения, определяя жизненные ориентиры, люди участвуют в нормотворчестве, воздействуя на традиционные представления о правилах нравственного поведения и приспосабливая их к уровню развития и нуждам общества.Общие понятия, отражающие наиболее важные стороны и элементы нравственной сферы, называются категориями морали. Главные среди них — добро и зло. Прочие категории морали: честь, совесть, долг, справедливость, истина, правда, добродетель, ответственность, достоинство, милосердие и др.Мораль не имеет определенных институтов, но ее требования закреплены в системе права, обычаях, религиозных заповедях.Редактировать

Характерные черты морали

Мораль как форма общественного сознания и способ регулирования социальной жизни характеризуется следующими основными признаками.1. Всеобщность нравственных норм: требования морали едины для всех членов общества.2. Добровольность в следовании нравственным требованиям: общество не принуждает людей выполнять нормы морали (в отличие от правовых норм, выполнение которых носит обязательный характер); основа соблюдения нравственных принципов — совесть, личные убеждения людей и авторитет общественного мнения.3. Всеохватность морали: правила нравственного поведения регулируют все виды деятельности человека (в том числе в тех сферах, которые не подлежат правовому регулированию) — в межличностном и межгрупповом общении, в производственной деятельности, в политике, творчестве, науке и т. п.Редактировать

Мораль и нравственность

Понятия «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы, однако в обществознании эти термины имеют различные оттенки смысла.Под моралью понимают специфическую сферу духовной культуры, основное содержание которой составляют идеалы и нормы социального взаимодействия с точки зрения его соответствия этим идеалам: ценностные установки и ориентации, представления о добре и зле, образцы должного поведения. При этом подразумевается наличие субъекта, который оценивает поступки человека (общество, авторитетные люди).Нравственность обозначает личные принципы поведения человека, практикуемые в реальной жизни нормы. Строгость моральных требований смягчается с учетом разнообразных житейских обстоятельств и индивидуальных особенностей личности. Таким образом, нравственность можно рассматривать как сферу практического применения морали.Редактировать

Этика

Моральные нормы и теорию морали (нравственности) изучает особая отрасль философского знания — этика.Этика исследует происхождение и историческое развитие морали, ее сущность и место в духовной жизни общества.Основные проблемы этики:— выявление критериев добра и зла и проблема их относительности, зависимости от исторической эпохи и социальной среды;— проблема смысла жизни, предназначения человека и человечества;— определение справедливости (соотношение прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания, проблема социального равенства); реализация принципов справедливости в реальном мире;— представления о должном (понятия морального долга, нравственных обязательств). Этикой также называют совокупность моральных норм, принятых в обществе либо в определенной социальной группе. Так, например, существует понятие профессиональной этики (в рамках которой выделяют медицинскую этику, юридическую этику и т. п.), включающей в себя особые формы ответственности, специфическое понимание долга.Редактировать

Функции морали

Выделяют три основные функции морали.1. Оценивающая функция: все человеческие поступки, деятельность в разных сферах жизни оцениваются с точки зрения гуманизма, соответствия идеалам добра, справедливости, равенства, благородства, чести и совести.2. Регулирующая функция: мораль направляет деятельность людей на гуманные цели, регулирует поведение индивидов и социальных групп посредством формирования внутренних убеждений и воздействия общественного мнения. Моральные нормы имеют большое значение для поддержания стабильности общества, сохранения его культурного достояния, определенного образа жизни.3. Воспитательная функция: мораль воздействует на духовную жизнь человека, формирует его мировоззрение, систему ценностей, устремления, способствует развитию личностных качеств, формированию знаний, умений, сознательного отношения к своим действиям и поступкам.Редактировать

Нормы морали

Редактировать

Историческое развитие моральных норм

Основные принципы морали остаются неизменными: это стремление совершать добро и воздерживаться от зла, заботиться о других людях и общественном благе. Существуют общечеловеческие моральные принципы, смысл которых в том, чтобы не причинять зла другим людям, независимо от их социального положения, национальной и религиозной принадлежности.Однако конкретные формы моральных норм и требований эволюционировали на протяжении всей истории человечества.Выделяют следующие виды моральных норм:1) табу — жесткий запрет на совершение каких-либо действий, нарушение которого в сознании людей связано с угрозой обществу и карается сверхъестественными силами; этот феномен был характерен для ранних этапов развития человеческого общества и сохранялся вплоть до нашего времени в традиционных культурах;2) обычай — сложившийся в ходе социальной практики образ действий, повторяющийся в определенных обстоятельствах и поддерживаемый общественным мнением; значение обычая особенно велико в традиционном обществе;3) традиция — устойчивый обычай, форма поведения, которая передается из поколения в поколение и воспроизводится на длительном этапе существования общества;4) моральные правила — сознательно сформулированные нормы и идеалы, регулирующие поведение человека; в отличие от ритуальных запретов, обычаев и традиций, требуют от человека нравственного самоопределения, сознательного выбора.Редактировать

Нравственная культура личности

В результате усвоения общепринятых моральных норм формируется нравственная культура отдельной личности.Этот процесс состоит из нескольких этапов:1) детство человека — этап послушания и подражания, когда поведение ребенка подчинено страху наказания и желанию получить поощрение;2) этап формирования конвенциональной нравственности, основанной на авторитете общественного мнения, общепринятых стереотипах поведения, представлениях о правильном и должном;3) формирование автономной нравственности, основанной на личном моральном выборе принципов поведения, сознательном самоконтроле, чувстве ответственности за свои действия, совести.В современном мире, в условиях интеграции различных обществ и культур, формируется система общечеловеческих моральных норм и ценностей. Однако в основе современной нравственной культуры лежит так называемое «золотое правило нравственности», которое в разных формулировках издревле присутствует во многих религиях и философских учениях: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».Редактировать

Мораль и право

Смотри также

ЭтикаНигилизмАморализмНравственностьМировозрениеСтатья находится в рубрикахТолкованиеПереводМоральные нормы</dt>- правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением; правила поведения, определяющие прежде всего внутренние мотивы и побуждения человека. </dd>

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект. Т. Н. Радько. 2011.

</dl>Другие книги по запросу «Моральные нормы» >>

Признаки морали.

  • Всеобщность. Основные требования морали воспринимаются большинством членов общества, находят свое отражение в иных формах социального регулирования (право, политика, религия и т. д.) Требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  • Всеохватывающий характер. Мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.
  • Нормативность. Мораль – это нормы, правила поведения.
  • Относительная самостоятельность. Мораль не связана с деятельностью специальных учреждений, нравственно-этических ценности передаются от поколения к поколению.
  • Альтернативность. Возможности выбора линии поведения. Данный признак выражает меру свободы в сфере морали и возможность нескольких вариантов поведения.
  • Добровольность. Возможность выбора варианта поведения свидетельствует об исполнении требований морали по личной инициативе, добровольно. Поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. Они зависят от воспитания, личных убеждений, совести, на поведение влияет и общественное мнение.
  • Безличность велений морали. Нормы морали обращены ко всем и каждому.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины[1]. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признаёт моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства, как категоричность, жёсткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма.[2]

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера.[1]

Классификация норм морали

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм[3]:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императивКанта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьёй в собственном деле.

Связь с культурой

Психолог Мишель Гельфанд Указывает на связь моральных норм с культурой того или иного народа (теория «культурной жесткости-свободы»). «Жесткие» культуры по Гельфанд имеют более строгие моральне нормы и строгие меры наказания за нарушения этих норм; свободные культуры имеют более слабые социальные нормы и более высокую терпимость к девиантному поведению[4]. .

Примечания

  1. 123Biesaga, 2000.
  2. Ossowska, 1970, S. 22—24, s. 22—24.
  3. Ossowska, 1970.
  4. Гельфанд, 2019, с. 27.

Литература

  • Biesaga T., Norma moralności, [w:] A. Maryniarczyk (red.), Powszechna Encyklopedia Filozofii, t. N, Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2000 [dostęp 2015-04-25].
  • Ossowska M., Normy moralne. Próba systematyzacji, Warszawa: PWN, 1970.
  • Мишель Гельфанд. Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы = Michele Gelfand. Rule Makers, Rule Breakers: How Tight and Loose Cultures Wire Our World. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — ISBN 978-5-9614-6919-6.

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 12 мая 2020 в 12:47. Используемые источники:

  • https://nauka.club/obshchestvoznanie/moralnyе-normу.html
  • https://megabook.ru/article/мораль
  • https://state_law.academic.ru/249/моральные_нормы
  • http://obschestvoznanie-ege.ru/мораль-признаки/
  • https://wiki2.org/ru/нормы_морали

Отношение народа к добру и злу проявляется в придуманных им сказках«Десятью речениями был создан мир. Что из этого следует? Разве нельзя было создать его одним речением? Скорее всего, это было сделано для того, чтобы взыскать с нечестивых, разрушающих мир, созданный десятью речениями, и щедро вознаградить праведников, поддерживающих мир, созданный десятью речениями». — Поучения отцов, 5:1

Это поучение можно объяснить так: Б-г предпочел «развернуть» наш мир десятью речениями, чтобы наша жизнь и миссия, с которой мы приходим в мир, были исполнены более глубокого смысла.

Однако мы интуитивно чувствуем, что этого объяснения недостаточно. Если бы Б-гу для сотворения мира было достаточно одного речения, тогда единичность была бы мерой ценности явленного бытия, а всякое дополнительное «развертывание» изначального высказывания вело бы к его умалению. Как сказано в комментарии «Мидраш Шмуэл», если А заплатил десять монет  за  вещь,  цена  которой – одна монета,  а  Б  эту  вещь  украл,  обязан  ли Б  выплатить  владельцу  компенсацию большую,  чем  реальная  стоимость  вещи?

Возможность и деяние

Хасиды подчеркивают, что интересующее нас поучение указывает на существование двух измерений нашего бытия. Говоря о том, что мир мог быть сотворен одним речением, подразумевается не теоретическая возможность, а определенный аспект реальности. Существование этого аспекта связано с присутствием в творческой силе Б-га элемента «возможности».

Итак, есть два аспекта творения.

Первый – сам факт существования твари: прежде ее не было, теперь она есть. Б-г вызвал все сущее из абсолютного небытия. «Вещная бытийность» – это свойство всех объектов, сущих в мироздании. Бытие – как качество – присуще всякой единичной вещи. По отношению к этому качеству все прочие вторичны. В этом проявляется самое сущностное в творящей силе Б-га: Его «могу» – величественная способность наделять бытием.

Второй аспект: индивидуальная природа многообразных элементов, из которых создан мир. Б-г не только вызвал их к бытию, Он наделил каждую сущность индивидуальными чертами, сделав мироздание столь многообразным.

Конечно, Б-г мог сотворить мир во всей бесконечности его подробностей, одним-единственным речением, выражающим Его желание дать миру бытие. Но, сделай Он так, единственным значимым аспектом нашего существования был бы факт бытия. Ведь мерой ценности любой сущности является значение, которое дано ей от Б-га. А в мире, сотворенном одним речением, все различия носили бы вторичный характер, даже если вещи обладали бы индивидуальными отличиями и особенностями.

Обратимся к «десяти речениям». Они олицетворяют Б-жественную творящую силу, которая формирует специфику природы и функции каждой вещи. Поскольку Б-г вовлечен в творение и на этом уровне, то деяния человека, направленные к добру или ко злу, приобретают двойное значение. Не только творение в целом служит осуществлению Б-жественного замысла, но и каждый его элемент имеет индивидуальное назначение, обусловленное Б-жественным речением, которое наделяет бытием этот элемент. Б-жественные речения являются не разовым актом, но постоянно возобновляющимся процессом творения: Б-г все время «проговаривает» наш мир, наделяя его бытием.

Когда человек использует данные ему от Б-га талант или материальные ресурсы, он реализует (или, упаси Б-г, уклоняется от реализации) предназначение соответствующей сущности на двух уровнях: на бытийном, поскольку эта сущность как часть мироздания служит исполнению воли Творца; и на индивидуальном, поскольку для Создателя важны индивидуальные черты и проявления всякой вещи.

Четыре поля применения

Эти два аспекта бытия явлены и в «микрокосме» человека, который можно назвать «вселенной в миниатюре» (Мидраш Танхума, Пкудей, 3).

Каждый человек – это «сообщество» идей, черт характера, побуждений и склонностей. Но он еще и личность, которая переживает идеи, побуждения. Эта двойственность проявляется во всех наших поступках. То, как мы размышляем над тайной и величием Творца, как преображаем мир вокруг нас, как обращаемся к Всемогущему в молитве и постигаем Его мудрость, Тору, – все это сочетает в себе и «тотальный», всеобъемлющий подход, и индивидуализированный, отмеченный какой-либо спецификой.

Проанализируем, как это происходит.

Восприятие человеком мира и Творца

Размышляя о природе Б-жественного творения, человек осознает величие Б­га и испытывает любовь к Нему и трепет перед Ним (см. Рамбам, Законы оснований Торы, 2:1,2). Эти размышления могут иметь форму «тотального» или «индивидуализированного» восприятия Б­га, причем два подхода приводят к разным результатам.

Можно мыслить о Б-ге как Творце бытия. Итогом таких размышлений станет смиренное осознание Его величия и удаленности от нашей реальности. Ибо творение из ничего (ex nihilo) может осуществить лишь Тот, кто превосходит всякие определения, пребывая вне категорий «ничто» и «нечто»: а это за пределами нашего разума.

Можно размышлять о непостижимом многообразии природы, об удивительных свойствах каждой вещи, наделенной бытием. Это порождает «личное» отношение, персонализированное чувство любви к Б-гу и трепета перед Ним, – и такое восприятие Творца ближе уму и сердцу человека.

Использование ресурсов этого мира

В Мидраше сказано, что Б-г хочет, чтобы мир стал Ему обителью (Мидраш Танхума, Носой, 16; см. Тания, гл. 36). Используя ресурсы этого мира для служения Всемогущему, мы служим исполнению этого желания: преображаем окружающий мир в среду, где ощущается присутствие Б-га.

Но существуют также два мотива, определяющих наши деяния. С одной стороны, мы все делаем во имя одной цели (кроме поступков, совершенных по слабости, когда мы поддались мороку этого мира). Рабби Йоси говорил: «Пусть все твои деяния совершаются <…> ради имени Г-спода» (Поучения отцов, 2:17). Но это не значит, что все действия воспринимаются нами одинаково, без индивидуальных черт, когда средства не важны, а значение имеет только конечная цель. Можно сказать, уникальные характеристики каждого элемента воспринимаются как часть общей картины творения.

Молитва

В молитве мы приближаемся к Б­-гу, осознавая свою зависимость от Него: Он дает нам жизнь и поддерживает ее. Но в молитве также присутствует и «тотальность», и «детализация» восприятия.

Мы начинаем день с выражения благодарности Б-гу, даровавшему жизнь: читаем Мойде ани. Потом в течение дня мы произносим множество благословений и молитв, каждая из которых выражает определенный аспект нашей связи с Б-гом в зависимости от тех или иных нужд.

Следует сказать о специфике Мойде ани: от «я» к «Я». Согласно Закону Торы, слова Торы или молитвы могут произноситься только в чистоте помыслов и чистоте телесной. Начиная день, запрещено молиться или приступать к чтению Торы, не омыв рук и не совершив прочих гигиенических процедур. Однако первое, что делает человек после пробуждения, еще в постели, – произносит слова Мойде ани: «Благодарю Тебя, живой и вечный владыка, за то, что восстановил во мне душу; велика Твоя верность». Оправдание чтения этой молитвы заключается в том, что Мойде ани не содержит священных имен Б-га: мы называем Его «Ты» и «живой и вечный владыка». На глубинном уровне формулировки Мойде ани, в которых выражена святость Б-га, – выше категорий и определений именно потому, что в них не используются «имена» Б-га. Мы обращаемся к «Ты», к самой сущности Б-га, превышающей любые представления о «святости» и «чистоте». То же относится и к уровню «я», как он выражен в этой молитве. В Мойде ани мы признаем, что жизнь – ежедневный дар Б-га. В отличие от всех иных молитв, в которых выражена та или иная потребность, тот или иной аспект нашей связи с Творцом, Мойде ани имеет отношение к самой сущности нашего «я», называя его истоком сущность Б-га – «Ты».

Постижение Торы

Тора – это откровение, в котором явлена мудрость и воля Б-га. Изучающий Тору становится причастен к «уму» Б-га. Если задуматься об этой функции Торы, то наше постижение ее должно быть целостным, не сводимым к частностям. Как сказал один из великих хасидских учителей (Чортковский Ребе, рабби Цви-Гирш а-Леви Гурвиц), «есть семьдесят способов изучения Торы, и первый среди них – молчание».

Б-г облек мудрость Торы в рациональные концепции, постижимые человеческим умом. А царство разума – это область, где властвует специфическое и индивидуализированное: нет двух умов, подобных друг другу, как различные области знания осваиваются разными методами и отсылают к разному опыту.

Тора объемлет все, доступное человеческому разуму. Она включает все рациональные дисциплины, известные человеку, от мистики до аналитики, от юриспруденции до психологии. Каждая мысль, изложенная в Торе, – это целая вселенная: она многослойна, приложима к множеству областей повседневной жизни.

Из книги «За буквой закона».
Учение Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.

Советский опыт требует непредвзятого отношения и осмысления как уникального эксперимента русской цивилизации, из которого можно извлечь пользу для нашего будущего.

Русский социализм был неоднородным явлением, он совмещал наряду с официозными марксистскими догмами живое народное начало.

Недавно заместитель главы Всемирного русского народного собора Александр Щипков заявил о существовании в СССР двух социализмов, официального и народного – и эта смелая мысль очень важна.

Известный социолог Сергей Кара-Мурза также посвятил много своих работ изучению сути общинного социализма как особого и не до конца понятого явления русской цивилизации.

Официальный и народный (общинный) социализмы существовали не параллельно, а были тесно связаны друг с другом, перетекали друг в друга как сообщающиеся сосуды.

По сути, народный социализм начинался сразу же за кабинетами идеологов марксизма, уже даже в кабинетах советских чиновников, которые не до конца понимали марксистско-ленинские формулировки, но были русскими людьми, воспитанными в дореволюционной школе.

Русский человек самим своим естеством волей-неволей трансформировал, преобразовывал марксизм: ему был мало доступен западный модернистский смысл этого учения, даже сам текст был чужд.

Но при этом цели и идеалы, понимаемые сообразно русскому мировоззрению, поддерживались многими людьми искренне и нередко с энтузиазмом.

Россия сделала с учением К.Маркса ровно то же, что и со всеми приходящими с Запада новшествами — творчески преобразовала его и сделала его обрусевшим явлением (до сих пор в мире социализм, изначально проект Запада, ассоциируется с Россией, и это справедливо).

Причём сделали это русские, как это часто с нами бывает, не осознанно и даже не успели изучить свой уникальный опыт.

В народном социализме содержалось много русского и христианского вопреки официальному атеизму. Да и сам атеизм был больше похож на квазирелигию, веру в человекобога вместо богочеловека.

Борьба с православием исходила из официального марксизма, как борьба с конкурентом за сердца людей, и к тому же подогревалась частью большевиков-троцкистов, иноземцев, ненавидящих русское как чуждое им.

Впрочем, в разные периоды СССР атеизм претерпевал изменения и порой совсем сводился к минимуму.

Обнаружилась закономерность — чем опаснее становилась угроза для советской России, тем социализм был менее агрессивен к православию, и это не уловка большевиков, как принято считать, а естественная реакция близких друг к другу начал — народного социализма и русского православия.

На нравственном уровне, в социальных отношениях и в построении хозяйства народный социализм взял многое из этики православия.

Идеалы народного социализма во многом были перенесены из христианства, образно говоря, в новые меха было налито старое вино — пусть это и было сделано не осознанно и не в полном его значении.

Перечислим ключевые из таких идеалов.

Первый и самый главный — социальная справедливость. Вся привлекательность красного проекта, который всё-таки в ходе Гражданской войны получил поддержку большинства народа, исходила из этого главного принципа — каждый человек должен получать столько, сколько принёс пользы другим.

Официально это называлось «от каждого по способностям, каждому по труду» (потом – по потребностям), но неофициально выглядело как реализация давней народной мечты о земной справедливости.

Да, в первые послереволюционные годы и при Хрущёве в СССР было много крайностей и перекосов в попытке приспособить марксистско-ленинские догмы к русской жизни — отсюда примитивная уравниловка и в то же время классовый подход.

Однако народный социализм исправлял эти перекосы, советские люди искренне пытались найти идеальную формулу для совершенного распределения ресурсов, исходя из главной доминанты — блага трудящегося человека, человека-созидателя, приносящего пользу обществу.

Постепенно в систему распределения встроили все группы населения, все профессии – не только людей физического труда, но и бюрократов, инженеров, мастеров культуры, так называемую творческую интеллигенцию. Не было место только крупному частному капиталу, а также спекулянтам и ростовщикам, то есть тем, кто копил богатства за счёт ближнего.

Привлекателен этот идеал для русского человека и сейчас. Привлекателен он был во все времена, с давних пор.

В православной мысли этот идеал присутствовал всегда и хоть не являлся центральным, но для русского человека был особенно дорог. Так, нужно вспомнить «Слово против ростовщиков» Григория Нисского, суждения Иоанна Златоуста и представителей его школы о нравственном аспекте экономической жизни.

Христианская ортодоксия всегда осуждала рост мирового неравенства и экономику, основанную на ссудном проценте. Жить по совести, по справедливости, по правде — для русского всегда было крайне важно. И православие здесь не только не враждебно советскому социализму, но солидарно и тождественно.

Даже само обращение к трудовому народу — переделка с христианского народа. Трудовой христианский народ — это и есть все русские.

Жертвенность ради ближнего — этот изначально христианский идеал, особенно остро воспринятый русскими, стал неотъемлемой частью советской этики (и здесь официальный социализм максимально сближался с народным).

Воспевание самопожертвования было в центре советской героики. Все советские герои — даже революционных лет, не говоря уже о героях Войны – были людьми, жертвующими собой ради других.

Это не сверхспособные супергерои Запада, спасающие мир легко и с рекламной улыбкой, а простые ребята из народа, которые в неравной схватке шли на верную смерть ради ближнего.

Может показаться, что советский герой не соответствует христианскому идеалу жертвенности, поскольку он активен, напорист, деятелен, он яростно противостоит злу.

Однако и в православном сознании уживались две ипостаси жертвенности, христианского героизма: с одной стороны, это братья Борис и Глеб, смиренно принявшие смерть от злодеев, с другой – это князь Александр Невский, воины-монахи Пересвет и Ослябя, это русские богатыри, русские полководцы.

Сам Христос в Евангелии задаёт эту широту восприятия жертвенности – смиренно взошедший на Голгофу и в то же время пришедший в мир с мечом. Да и христианская смиренность вовсе не подобие толстовскому непротивлению злу.

Страстотерпцы Борис и Глеб тоже в некотором роде оказывают сопротивление злу, так как их жертва призвана, с одной стороны, укорить злодеев, посеять в них раскаяние, а с другой – она воспаляет благородную ярость в добрых людях.

Советский эталон героя был, безусловно, ближе к образу Александра Невского и воинов, но жертвенность его была абсолютно христианской.

Товарищество – этот краеугольный камень народного социализма – на самом деле есть ничто иное, как вариант братства. Принцип «человек человеку – брат» — абсолютно христианский, православный.

Товарищ – это не просто дежурное обращение, а символ единения и взаимопомощи. Такое обращение родилось ещё в царской России применительно к отдельным людям, помощникам, а в советское время превратилось в обращение к трудовому народу, а затем к каждому человеку. Каждый незнакомец в СССР был тебе товарищ, а товарищам следовало помогать.

Что такое товарищество в народном социализме? Это есть соработничество, взаимопомощь, проявление соборности.

В официальном социализме, в коллективизме, где порой брала верх уравниловка – это соработничество носило чрезмерно механический характер, выхолощенный. Но в народном социализме это чувство локтя было естественным, оно коренилось в общинности. Люди массово помогали друг другу, выручали в беде и жили, как одна большая семья. Товарищество помогло сгладить негативные стороны индустриализации, и на заводах советские люди старались жить и работать в единстве, как в большой деревне.

Когда же в начале случилось знаменитое обращение «братья и сёстры», это ещё ближе обратило советских людей к христианскому восприятию друг друга: товарищи стали братьями, коллективизм превратился в народное единство, что помогло одержать Победу.

Жаль только, что власть тогда, во время войны, не догадалась ввести обращение друг к другу «брат» и «сестра» – думаю, этому помешал официальный социализм. Но это вопрос времени, такое обращение между русскими, убеждён, является наиболее близким и понятным нашему мироощущению.

Тем более что сейчас в России как раз не хватает универсального обращения друг к другу.

Идеализм, как доминирование духа над материей – одно из парадоксальных качеств народного социализма, которое полностью противоречило официальным советским догмам. Теоретическое учение марксизма – исключительно материалистичное, пытающееся объяснить мироустройство объективными законами истории, однако в практическом воплощении на русской земле оно удивительным образом породило общество идеалистов и бессребреников, людей, которые верили не столько в материальный коммунизм, сколько в нравственное преображение человека и общества.

Вся советская культура – это гимн высокой нравственности, самых высоких помыслов человека, и одновременно это пламенное осуждение мещанства, всего мелочного в нас.

Отношение к человеку, как к носителю ценностей, а не ценников – само по себе религиозное, а в православии оно доведено до предела. Корысть и материализм презирались православными людьми, богатство и гедонизм считались страшным пороком. Лучше быть нищим, чем толстопузым богачом. Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богачу – это для русского человека звучало как запрет на богатство.

В этом отношении православие и народный социализм полностью совпадают и тождественны друг другу.

Вся советская жизнь была буквальной иллюстрацией христианского отношения общества к материальному достатку, народный социализм защитил души русских от общества потребления (которое затем, в перестройку, их совратило). Над советской бедностью принято смеяться, но в этой скромности заключался залог высокой нравственности помыслов людей. Да, в советском обществе тоже были и мещанство, и спекулянты, но они находились вне нравственной нормы, их осуждали, им приходилось скрываться.

Сейчас, когда в России расцветает гедонизм и прагматизм, такой идеализм кажется нереальным для воплощения, но на самом деле, он будет обязательно востребован русскими людьми.

Построение идеального общества в советском прочтении, так называемого коммунизма – это, повторюсь, не столько мечта о справедливом распределении благ и не о бесплатной колбасе, как это пытаются представить злопыхатели, а мечта о построении нравственно совершенного общества, воспитании идеального человека. Даже само словосочетание «светлое будущее» идеалистично, а не материалистично.

Да, официальный социализм действительно считал базисом экономику и делал ставку на развитие средств производства (что, кстати, привело к огромным успехам в промышленности и науке), да, большевики-коммунисты строили социальный Рай на земле без Бога. Однако для народного социализма пресловутая «надстройка» — нравственность, идеалы – была важнее экономики, и под влиянием запроса снизу официальный социализм менялся в сторону идеализма.

Мечта о Рае на земле есть и в христианстве – это вера в тысячелетнее царство Христа до Страшного Суда. Её принято называть хилиазмом, и она воспринимается Церковью как ересь. Но такая вера жила в православном народном сознании давно, и это вряд ли случайно.

Тот же Китеж-град – это же и есть, по сути, идеальный духовный город, но не на том свете, а здесь, на земле. Тысячи православных странников бродили в стремлении найти град Китеж, как обретение идеального мира в этом, грешном мире.

В дореволюционной России русские люди тщетно искали этот мир-город в странствиях, а в советской России, устав от поисков, его решили построить.

Советские люди верили в возможность создания Рая на земле как идеального общества, где восторжествует справедливость, ради чего многие из них жертвовали собой и не считались ни с какими потерями. Это стремление не было привнесённым извне, оно было сугубо русское, шло из хтонических глубин русской души.

Да, благодаря советскому эксперименту, мы хорошо усвоили урок, что светлое будущее построить на земле нельзя. Однако это не отменяет того, что стремление к идеальному обществу и совершенной личности необходимо, так как без него человек деградирует до низменного состояния. Идеал недостижим, но только пытаясь дотянуться до него, можно спастись от бездны. Главное – делать это не революционно, а постепенно.

Наконец, возьмём милосердие, эту исконно христианскую добродетель, которая на Руси ценилась порой даже выше справедливости. Красный проект в первые годы после революции, когда большевизм действовал радикально, резко и зачастую бесчеловечно, выглядит далёким от милосердия. Жестокость большевиков была равномерна их жертвенности.

Но если судить целиком о советском проекте, то милосердие было ему не чуждо.

В зрелом общинном социализме человечность стала одним из краеугольных камней в отношениях. Да, запредельный уровень ответственности человека перед обществом и государством (особенно в сталинской модели) всё равно ставил справедливость выше милосердия, однако милосердие проявлялось повсюду и его становилось всё больше.

Причём милосердие того времени выражалось не в разовой буржуазной благотворительности, а в повседневных поступках – когда помогали ближнему при малейшей возможности, хоть в самом малом. Скажем, считалось нормой поделиться продуктами с соседями или бесплатно сделать товарищу ремонт в квартире.

Милосердие распространялось не только на хороших, но на плохих. В том смысле, что по старой русской привычке к отступившимся относились с состраданием. К примеру, с проступками и пороками старались бороться не наказанием только, а нравственным укором, общественным осуждением. Нравственное воспитание воспринималось более важным, чем уголовный суд. Доски почёта и позора, а также партийные разбирательства появились именно как инструменты такого влияния. Публичное обсуждение проступков, нравственное порицание не были выдуманы советским строем, это пришло в народный социализм из общины, когда на сходках честно и открыто решали жизненные ситуации.

В поздние советские времена такая мягкость порой доводила до абсурда, когда хулиганы понимали, что им ничего кроме общественного порицания не грозит, и они цинично его игнорировали, распоясывались.

Не зря советский режиссёр Леонид Гайдай в своей комедии показал на примере хама Феди, что уговоры недостаточны, а за асоциальное поведение надо всё же пороть. С такой же проблемой всегда сталкиваются христиане, когда их милосердие воспринимают за слабость и пользуются этим.

Итак, даже краткое сопоставление идеалов православия и советского народного социализма показывает, насколько они близки друг к другу, как тесно они уже переплетены в культурном коде современного русского мира.

Осознать этот факт многим мешает исторический антагонизм марксизма-ленинизма и православия, с одной стороны – агрессивный атеизм большевиков и крайне левых, с другой – после многолетних гонений на Церковь резкое неприятие части православных всего советского.

Однако вот что характерно: после крушения СССР немало убеждённых коммунистов, советских граждан совершенно искренне пришли в Церковь. И не случайно, что во время Войны русские церкви бомбили самолёты с крестами, а защищали их – воины с красной звездой.

Жизнь сложнее любых антагонизмов, а пути Господни неисповедимы – и постепенно русский человек придёт к тому, что лучший советский опыт, который до сих пор очень близок и живёт в памяти многих людей, совместим с православной этикой.

Более того, что в этом сочетании народного социализма и заветов Христа и находится выход из идейного и социального тупика, из которого мы должны выбраться, чтобы не погибнуть под обломками неолиберального глобализма.

Публикация: ForPost

  • Отношение к сказке летучий корабль
  • Отношение к работе сочинение
  • Отношение к маше других персонажей произведения капитанская дочка сочинение
  • Отношение к пленным сочинение
  • Отношение к кому нибудь из родственников сочинение 4 класс