Отношение к героям сказки ашик кериб 4 класс

Михаил юрьевич лермонтов создавал не только русские сказки. писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. он нередко писал произведения, основанные на

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Основа задумки

Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

Это произведение имеет 2 основных мысли:

  • Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
  • Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
  • В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

    Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Литературное чтение / Бойкина / Оглавление

• Запиши фамилии авторов и названия их произведений, которые ты поместил бы на выставку по теме раздела.

Писатель / Произведение
А.С. Пушкин / «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.П. Чехов / «Мальчики», «Каштанка»
П.П. Ершов / «Конёк-горбунок»
М.Ю. Лермонтов / «Ашик-Кериб»
Л.Н. Толстой / «Детство. Отрочество»
С.Т. Аксаков / «Аленький цветочек»

П. П. Ершов. Конёк-горбунок

• Найди в сказке и выпиши: присказку, зачин, сказочных героев, троекратные повторы.
Присказка: Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего каурка. Зачин: За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе. Сказочные герои: Иван-дурак, конек-горбунок, царь, жар-птица. Троекратные повторы: братья три раза ходят в дозор, выполнение трех заданий царя, Иван трижды обращается за помощью Конька-горбунка, Иван нырял в три котла.

• Определи и запиши, где ты будешь искать определения устаревших слов.
Определения устаревших слов можно найти в толковом словаре, интернете, в энциклопедии «Википедия».

• Чем схожи характеры старших братьев? Чем отличается от них Иван? Опиши его характер, используя слова: справедливый, добрый, ленивый, честный, отважный, веселый.
Характеры старших братьев схожи следующими чертами: они ленивы, глупы, жадны, способны на обман. Иван отличается от них такими чертами характера: честность, простота, наивность, искренность, простодушие, доброта, отвага, щедрость, ответственность, сообразительность.

• Перескажи сказку от лица Ивана. Сначала составь план.
План пересказа: 1. Как я заполучил коней и конька-горбунка; 2. Братья решили продать моих коней; 3. Я подобрал перо жар-птицы; 4. Меня приняли на службу во дворец; 5. Мой поход за жар-птицей; 6. Мой поход за Царь-девицей; 7. Мой поход за перстнем; 8. Мое купание в трех котлах.

• Прочитай фрагмент сказки «Конёк-горбунок», в котором рассказывается о рыбе-кит. Придумай свою сказку про рыбу-кит. Сначала запиши все моменты, на которых ты хотел бы подробнее остановиться и составь план. Заказать ответ.

А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..

• Какие чувства вызывает у тебя стихотворение Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..»?
Стихотворение Пушкина вызывает чувство восхищения красотой осенней природы, а также чувство тоски по этой увядающей красоте в преддверии зимы.

• Какие средства художественной выразительности отбирает Пушкин для создания картины осени? Запиши.
Средства художественной выразительности: эпитеты (унылая пора, прощальная, пышное увяданье, в золото одетые леса, свежее дыханье, волнистая мгла, редкий луч солнца, первые морозы, седая зима), метафоры (пышное природы увяданье, прощальная краса, очей очарованье, в багрец и золото одетые леса, отдаленные седой зимы угрозы).

• Рассмотри репродукции картин В. Поленова «Золотая осень» и И. Левитана «Вечерний звон». Какие выразительные средства (цвет, свет и др.) используют художники, изображая осень? Запиши.
В. Поленов использует яркие золотистые, желтые цвета. И. Левитан использует темно-зеленые, светло-зеленые, коричневые цвета. Обе картины полны света.

• Какая из картин больше соответствует стихотворению Пушкина?
Картина В. Поленова «Золотая осень» больше соответствует стихотворению Пушкина, т.к. в ней есть и золото, и багрец лесов, и мгла волнистая небес, и редкий луч солнца — очей очарованье, пышное увядание природы.

• Составь план рассказа по этой картине.
План описания картины В. Поленова: 1) Автор и название картины (В. Поленов); 2) Общая композиция (на ней изображено …); 3) Передний план картины (на первом плане изображен лес); 4) Задний план картины (на заднем плане — река и берег); 5) Общее впечатление (красота осеннего леса, увядание природы); 6) Вывод (мастерство художника в изображении русской природы).

Сказки А. С. Пушкина

• Угадай, какая сказка изображена на рисунках.
На рисунке изображена «Сказка о попе и о работнике его Балде».

• Напиши аннотацию к этой сказке. Укажи имя автора, название произведения, главных героев, основные события.
Сказка А.С. Пушкина «О попе и о работнике его Балде» рассказывает о том, как жадный Поп взял на работу Балду. В итоге Поп не захотел платить работнику и решил избавиться от него. Он дал Балде невыполнимое задание — собрать оброк с чертей. Но Балда оказался находчивым и хитрым, он выполнил задание и взял с Попа свою плату.

• Составь с другом диалог на тему «Что для меня значат сказки А. С. Пушкина». Запиши его.
— Моя любимая сказка Пушкина — «О царе Салтане». А твоя?
— Моей самой любимой сказкой всегда была «Сказка о рыбаке и рыбке».
— Что для тебя значат сказки Пушкина?
— Для меня сказки Пушкина значат очень много. Они показывают нам, что такое добро, а что — зло. И учат нас, как быть хорошим человеком. Кроме того они написаны красивым стихотворным слогом. А что значат сказки Пушкина для тебя?
— Для меня они тоже много значат. Они учат нас быть честными, не жить за чужой счет, быть трудолюбивыми и щедрым. Кроме того, они написаны легким и понятным языком. Их интересно читать.
— Да. Пушкин — великий поэт.

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

• Восстанови последовательность событий в сказке.
Правильная последовательность событий в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях»: 1. Ожидание царицы и возвращение царя; 2. Свадьба царя; 3. Волшебное зеркальце царицы; 4. Чернавка выполнила наказ царицы; 5. Чернавка и царевна в лесу; 6. В доме у богатырей; 7. Смерть царевны; 8. Поиски царевны королевичем Елисеем; 9. Свадьба королевича Елисея и царевны.

• Дополни план, запиши его. Перескажи одну часть.
Дополненный план сказки: 1) Рождение царевны; 2) Ожидание царицы и возвращение царя; 3) Смерть царицы; 4) Свадьба царя; 5) Волшебное зеркальце царицы; 6) Зависть царицы к падчерице; 7) Чернавка выполнила наказ царицы; 8) Чернавка и царевна в лесу; 9) Исчезновение царевны; 10) В доме у богатырей; 11) Царица узнает правду; 12) Царица решает навестить царевну; 13) Смерть царевны; 14) Поиски царевны королевичем Елисеем; 15) Воскрешение царевны; 16) Свадьба королевича Елисея и царевны.
Пересказать можно часть о поисках царевны королевичем Елисеем. Жених царевны ищет ее по всему свету, но нигде не находит пропавшую невесту. Наконец он спрашивает о ней у тех, кто видит все — у солнца, месяца и ветра. Солнце и месяц ничего не знают о судьбе царевны; и лишь ветер, вечный странник, рассказывает королевичу Елисею о горной пещере, в которой на шести цепях висит хрустальный гроб, где лежит невеста. Опечаленный королевич идет к горе, чтобы еще раз взглянуть на свою невесту.

• Рассмотри обложки книг. Знакомы ли тебе эти сказки? Что в них общего? Запиши.
Мне знакомы все эти сказки. В сказках «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» много общего: в них присутствует прекрасная царевна, которая в результате отравления погружается в глубокий сон, от которого ее спасает прекрасный принц. Кроме того у Белоснежки и царевны из сказки Пушкина есть злая мачеха, мечтающая избавиться от падчерицы, и друзья в образе гномов и семи богатырей.

• Составь и запиши аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов».
Сказка о Белоснежке, жившей в замке со злой мачехой-королевой, которая очень гордилась своей красотой. Узнав от волшебного зеркальца, что Белоснежка стала самой прекрасной девушкой на свете, завистница решила погубить падчерицу. Но девушка не погибла в лесу, а наоборот, встретила там настоящих друзей — семерых гномов.

• Сравни «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказку «Белоснежка и семь гномов». Данные сравнения занеси в таблицу:

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Автор: А. С. Пушкин.
Главные герои: царевна, царица-мачеха, королевич Елисей, семь богатырей.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло; любовь преодолевает все трудности.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь в доме семи богатырей, смерть от отравленного яблока, воскрешение царевны, смерть мачехи, свадьба царевны и Елисея.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба царевны и принца; торжество добра над злом.

«Белоснежка и семь гномов»

Автор: Шарль Перро.
Главные герои: царевна-Белоснежка, мачеха, семь гномов.
Главная мысль: чистое и доброе сердце всегда будет выше несправедливости и лжи; внутренняя красота важнее красоты внешней; добро всегда побеждает зло.
Основные события: смерть матери, зависть и козни злой мачехи, жизнь у семи гномов, смерть от отравленного яблока, воскрешение, смерть злой мачехи, свадьба с принцем.
Волшебные помощники: зеркало.
Окончание сказки: смерть злой мачехи, свадьба Белоснежки и принца; торжество добра над злом.

М. Ю. Лермонтов. Ашик-Кериб

• Перечитай фрагмент сказки Лермонтова «Ашик-Кериб». Подчеркни слова, которые помогут составить рассказ о герое этого произведения.
Подчеркните слова: в Тифлизе бедный Ашик-Кериб, ничего, кроме высокого сердца и дара песен, ходил по свадьбам увеселять богатых и счастливых, увидел Магуль-Мегери, они полюбили друг друга, мало надежды у бедного Ашик-Кериба.

• Составь продолжение своего рассказа об Ашик-Керибе, используя вопросы. Кто сделал Ашик-Кериба богатым? Зачем Магуль-Мегери пригласила к себе купца и что ему говорила? Кто и в каком городе назвался хозяином блюда? Кто первым узнал Ашик-Кериба?
Богатым Ашик-Кериба сделало его искусство петь (он много заработал во дворце паши). Магуль-Мегери пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, ее золотое блюдо. В городе Халафе хозяином блюда назвался Ашик-Кериб. Первым узнал Ашик-Кериба купец, которому Магуль-Мегери отдала свое блюдо.

• Почему люди уважали Ашик-Кериба? Какие черты его характера и поступки тебе запомнились? Запиши.
Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он ходил по дворам, веселил и радовал народ, он сам выбирал, где ему показывать свое мастерство для кого петь. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь.

• Восстанови последовательность событий.
Правильная последовательность событий в сказке «Ашик- Кериб»: 1) Первая встреча с Магуль-Мегери; 2) Зарок Ашик-Кериба; 3) Отъезд Ашик-Кериба; 4) Ложь Куршуд-бека; 5) Знакомство с Пашой; 6) Наказ Магуль-Мегери купцу; 7) Чудесный помощник Ашик-Кериба; 8) Ашик-Кериб возвращается домой; 9) Ашик-Кериб в доме Магуль-Мегери.

• Составь отзыв на произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» по плану. Запиши его.
Имя главного героя — Ашик-Кериб. Это был красивый молодой человек. Люди уважали Ашик-Кериба за его талант, честность и доброе сердце. Он жил в городе Тифлисе и зарабатывал на жизнь пением. Однажды Ашик-Кериб влюбился в дочь богатого купца — Магуль-Мегери. Он мог жениться на Магуль-Мегери и жить в достатке на деньги жены, но Ашик-Кериб отказался от денег Магуль-Мегери и решил самостоятельно заработать на свадьбу и на будущую семейную жизнь. Он пообещал Магуль-Мегери, что вернется за ней сразу, как только разбогатеет. В результате обмана Куршуд-Бека Ашика-Кериба сочли погибшим. Он долго скитался, но однажды его пение услышал великий паша, который и забрал его к себе во дворец. Ашик-Кериб неожиданно разбогател и позабыл о своем обещании. Магуль-Мегери, видя, что отпущенный срок подходит к концу, пригласила к себе купца и велела ему показывать в городах, где он торговал, золотое блюдо. В городе Халафе Ашик-Кериб увидел блюдо, вспомнил о своей любимой и засобирался в путь. Но, он понимал, что не успеет к назначенному сроку. В отчаянии он захотел сброситься со скалы, но внезапно появившийся всадник на белом коне помог ему добраться до Тифлиса за одну минуту. Магуль-Мегери уже готовилась выйти замуж за нелюбимого. Ашик-Кериб взял свой сааз и отправился на свадьбу любимой. Там он начал играть и петь, и Магуль-Мегери сразу же узнала любимого. Куршуд-Беку быстро сосватали новую невесту — сестру Ашика. Так, все остались довольными и счастливыми. Все действия, которые предпринял Ашик-Кериб для решения проблемы (быстрое возвращение в Тифлиз, обретение старого сааза, игра на свадьбе своей любимой), помогают ему выполнить обещание и достичь желаемого.

Л. Н. Толстой

• Самостоятельно составь рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Используй тексты учебника, материалы из Интернета и энциклопедии. Запиши его план.
План: 1) Происхождение; 2) Детство; 3) Образование; 4) Начало литературной деятельности; 5) Военная служба; 6) Путешествия по Европе; 7) Педагогическая и общественная деятельность; 8) Расцвет творчества и основные произведения; 9) Отлучение от церкви; 10) Смерть; 11) Мировое признание; 12) Значение и влияние творчества.

Л. Н. Толстой. Как мужик убрал камень

• Как ты думаешь, в чём заключается главная мысль басни Толстого? Запиши.
Главная мысль басни Толстого: самую сложную проблему можно решить простым способом.

• Отметь, какие из пословиц отражают главную мысль басни.
Отметьте пословицы: Чтобы рубить метко, нужна сметка; Нужен не только учёный, но и смышлёный; Истинное знание не бросается в глаза.

• Самостоятельно составь рассказ, используя одну из пословиц. Скачать ответ.

А. П. Чехов. Мальчики

• Выпиши из текста произведения устаревшие слова. Объясни их значения.
Устаревшие слова: розвальни (сани), сени (коридор деревенской избы), башлык (шерстяная накидка в виде капюшона с длинными концами), передняя (первая комната при входе в дом, прихожая), пожалуйте (вежливое приглашение зайти), кучер (тот, кто правит запряженными в сани лошадьми), верста (старая русская мера длины, равная 1,067 км), сочельник (канун церковного праздника рождества), людская (помещение для прислуги), флигель (пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания), приказчик (служащий в имении, управлявший помещичьим хозяйством), урядник (чин в полиции в дореволюционной России).

• Расскажи о семье Королёвых. Как родители и дети относятся друг к другу? Выпиши примеры из текста.
В семье Королевых все очень внимательно, с большой любовью относились друг к другу. «Семья Королевых, с часу на час поджидавшая Володю, бросилась к окнам. Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю…»

• Изменилось ли отношение Володи к семье после побега? Запиши своё мнение.
После побега отношение Володи к семье изменилось, он вдруг понял, как сильно привязан к матери, отцу, сестрам, и как они его любят, с каким вниманием и нежностью заботятся о нем.

• Почему герои решились на побег? Ответь на вопрос в учебнике (с. 134 № 5) и запиши своё мнение.
Герои решились на побег, потому что хотели приключений. Они мечтали стать богатыми и знаменитыми путешественниками. Они были глупыми и самонадеянными, мало знали и плохо представляли трудности пути. Мальчики хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми.

• Как автор относится к поступку мальчиков? Запиши своё мнение.
Автор смеется над мальчиками, их самоуверенностью и наивностью. Он также осуждает их за то, что они доставили своим близким много неприятностей и огорчения, заставили их поволноваться.

• Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Придумай свой рассказ на эту тему, запиши его план. Дай ему название.
Со мной такого не случалось. План рассказа «Побег из дома»: 1. Обида на родителей; 2. Побег; 3. Чужой район; 4. Ночь на улице; 5. Раскаяние; 6. Возвращение домой; 7. Примирение с родителями.

Проверим себя и оценим свои достижения

• Ты прочитал произведения раздела «Чудесный мир классики». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
(вариант выполнения) + восстановить последовательность событий по опорным словам и предложениям, иллюстрациям; + составить план произведения; — сравнить начало и конец сказки; + кратко рассказать о событиях произведения на основе иллюстрации или репродукции картины; + назвать постоянно используемые слова и выражения; — рассказать о герое произведения, сравнить его с другими героями.

• Прочитай описания героев. Угадай, о ком идёт речь. Запиши.
…Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит. Рыба-кит.
…Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор. 33 богатыря.
…Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!.. Какие пёрышки! какой носок!.. Ведь ты б у нас была царь-птица! Ворона.
…Худ, смугл, покрыт веснушками… глаза узенькие, губы толстые, вообще был очень некрасив. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Чечевицын.

• Рассмотри иллюстрации. О какой сказке идёт речь? Напиши её название, составь на неё отзыв.
Это иллюстрации к произведению А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». В сказке рассказывается про царя Додона, на чьи земли часто делали набеги враги. Мудрец-звездочет делает ему подарок — золотого петушка, который будет оповещать царя о нападении врагов. Взамен царь обещает ему выполнить любое желание. Когда царь решил жениться, появился мудрец и напомнил про долг. Тогда царь, чтобы не платить долг, убил мудреца. Возмездие приходит в виде золотого петушка. В сказке содержится намек для добрых молодцев: не гонись за призрачной красотой, держи данное слово, чего тебе это ни стоило.

• Рассмотри иллюстрации. О каком рассказе идёт речь? Запиши его название и восстанови последовательность событий.
Это рисунки к рассказу А. П. Чехова «Мальчики». Правильная последовательность событий: 1) Приезд (Володю встречает семья, он знакомит их с Чечевициным); 2) Мальчики изучают карту; 3) Чечевицин, уговаривая Володю отправиться в путь, хвалил Америку и рычал как тигр; 4) Мальчики вернулись обратно.

• Выбери любую часть рассказа. Составь её план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План к части рассказа Чехова — приезд мальчиков: 1) Ожидание; 2) Встреча; 3) Знакомство с товарищем Володи; 4) Теплый прием гостя.
Вариант 2. План к части рассказа Чехова — побег мальчиков: 1) Подготовка; 2) Грандиозные планы; 3) Сомнения Володи; 4) Чечевицин уговаривает Володю; 5) Мальчики пропали.

• Вспомни русскую народную волшебную сказку, которая тебе нравится. Запиши её название и составь план.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. План сказки «Царевна-лягушка»: 1) Три сына; 2) Поиск невест; 3) Лягушка; 4) Испытания невесток; 5) Подлый поступок Ивана; 6) Поиски; 7) Встреча се Бабой-Ягой; 8) Сражение со Змеем Горынычём; 9) Возвращение домой; 10. Свадьба.
Вариант 2. План сказки «Морозко»: 1) Мачеха, ее дочка и падчерица; 2) Мачеха отсылает падчерицу в лес; 3) Одна в лесу; 4) Встреча с Морозом; 5) Мороз одаривает девушку; 6) Возвращение падчерицы домой; 7) Зависть мачехи; 8. Мачеха отправляет родную дочь в лес; 9) Мороз замораживает невоспитанную девушку; 10) Горе мачехи.

• Прочитай план сказки «Ашик-Кериб» на с. 32. Выдели и запиши, что в сюжетах русской народной волшебной сказки и сказки Лермонтова является общим и различным.
Общим: наличие волшебных предметов и персонажей, троекратное повторение действий и заклинаний, существование двух миров (фантастического и реального).
Различным: все персонажи придуманы автором, их нет в народных творениях, сюжет сложен, много сюжетных линий, излагается история красивым стилизованным под восточные сказания языком.

Не нашли ответ? Отправьте любое домашнее задание и получите готовый ответ на e-mail в сжатые сроки!

Сделать заказ

по производственной практике ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования

студентки 46 группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Отметка: Подпись:_______________________

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.

Цель урока: формирование познавательных УУД (умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя)

· Личностные: обучающиеся демонстрируют:( становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению;

регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; осуществляют волевую саморегуляцию, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; формулируют учебную задачу урока коллективно, в паре; определяют границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов).

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимают знаки, символы); умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;); умеют анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника).

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

· Предметные: Знают часть содержание сказки «Ашик-Кериб»; знают биографию М.Ю Лермонтова, совершенствуют технику чтения вслух и про себя; развивают речь, память; способствуют расширению словарного запаса учащихся; проявляют интерес к чтению.

· Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся внутренней позиции школьника о положительные отношения к школе, положительном отношении к урокам литературного чтения; способствовать формированию у обучающихся интереса к чтению; способствовать принятию обучающимися следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «семья», «справедливость», и т.д.; научить обучающихся оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

· Коррекционно-развивающие: развивать у обучающихся регулятивные УУД принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини группе или паре; определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов); ; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; познавательные УУД (целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать знаки, символы); уметь работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;); уметь анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её ориентироваться в учебнике; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её. коммуникативные УУД (уметь слушать собеседника и понимать речь других; принимать участие в диалоге; уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы других: уметь оформлять свою мысль в устной речи; планировать и согласовывать совместные действия, обосновывать высказанное суждение; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи. Образовательные: Познакомить со сказкой «Ашик-Кериб»; совершенствовать технику чтения вслух и про себя; развивать речь, память; способствовать расширению словарного запаса учащихся; воспитывать интерес к чтению

Продуктивная обработка учебной информации: Коррекция и развитие высших психических процессов (ВПФ); дозированная поэтапная помощь учителя, Мотивация учения: ситуация успеха.

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация, демонстрация.

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха.

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6 декабря 2009г. №373

2.Литературное чтение . 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л.Ф .климанова , В.Г. Горецкий.

Этап и задача

Методы

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемый результат

1.Организационно-

мотивационный

этап.

Задача:

организовать

положительную

мотивацию на

предстоящую

деятельность,

собрать внимание

обучающихся,

создать

психологический

комфорт, снять

эмоциональное

напряжение.

Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

-Здравствуйте ребята, рада вас всех видеть, меня зовут Алина Вячеславовна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

— Начать урок я предлагаю с ассоциаций.

Сейчас мы узнаем, какими внимательными вы можете быть.

Я буду называть вам слова, а вам нужно будет понять, что их объединяет. — Первый ряд сядет, если ответит мне, что общего у слов: Вертолёт птица, облака (может лететь по небу).

Присаживайтесь.

— Второй ряд сядет тогда, когда скажет, что объединяет слова: стихотворение, рассказ, книга, чтение, (всё это мы используем на уроках чтения)

— И последний ряд сядет, если ответит, что объединяет слова таять, пробуждаться, расцветать (Весна).

-Верно, ребята, это весна.

Присаживайтесь все.

— Давайте проверим готовность к уроку.

На ваших партах обязательно должно лежать: Книга, пенал, дневник. Всё лишнее давайте с вами уберём.

Молодцы!

Личностные: обучающиеся демонстрируют:( становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: актуализировать знания по прошлой теме.

Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация Методы

эмоционального стимулирования: создание ситуации успех Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

-Ребята, прежде чем узнать тему урока, я предлагаю вам прочитать скороговорку, про себя.

-Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

— Ребята , а кто мне скажет про кого говорится в скороговорке ?

— Кто кричал?

— И что случилось с Архипом? ( Он охрип )

Что не нужно было делать Архипу? (Кричать до хрипу).

А теперь, давайте прочитаем скороговорку медленно хором.

Прочитайте с ускорением.

Прочитайте наоборот текст, замедляя темп.

Прочитайте шепотом.

Прочитайте громко.

Прочитайте весело.

Прочитайте грустно.

Прочитайте выразительно.

Прочитайте скороговоркой.

-Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить с каким же поэтом вы познакомились на прошлом уроке? (появление портрета на доске)

— Правильно, это М.Ю. Лермонтов.

-С каким произведением М.Ю.Лермонтова, вы познакомились на прошлом уроке? (Со стихотворением «Дары Терека»)

-Какое задание выполняли дома по чтению? (Читали выразительно стихотворение «Дары Терека»)

-Кто его написал?

О чём это стихотворение? (О реке Терек.)

-Какая это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

-Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию читают стихотворение)

Ребята, сейчас мы выразительно прочитали стихотворение.

-Кто скажет ещё раз как оно называется?

-А кто написал это произведение?

-Верно.

-Ребята, для того, чтобы ещё раз вспомнить про биографию этого замечательного писателя, я предлагаю вам поучаствовать в викторине

За каждый правильный ответ вас будет ждать жетон, в конце урока, мы посчитаем, сколько у вас жетонов, и кто был самый активный, того ждёт награда.

В каком году родился Лермонтов?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1799

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1805

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1814

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 1815

Где прошло детство М. Ю. Лермонтова?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Ясной поляне

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Абрамцево

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Тарханах

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 В Пенатах

Кто воспитывал Михаила Юрьевича?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Мама

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Отец

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Тётя

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Бабушка

Какое учебное заведение поступил М. Ю. Лермонтов в 1830 году?

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в художественную школу

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в Московский университет

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в Царскосельский лицей

  • phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 в Петербургскую академию

Горный массив, столь любимый Лермонтовым и сыгравший в его жизни немаловажную роль, – это:

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Кавказ

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Уральские горы

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Карпаты

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 254d1e9c1838be63 Альпы

-Молодцы, ребята, вы все были активные и в конце урока, мы посчитаем ваши жетоны, но вы жетоны, можете заработать и в течении всего урока.

-Итак, ребята для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам выполнить задание, на вашей парте лежит конверт, а внутри буквы достаньте их.

На каждой букве цифры, ваша задача разместить их в порядке возрастания.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 45f49a0187ff9972

Т1 у2 р3 е4 ц5 к6 а7 я8 с9 к10 а11 з12 к13 а14

-Кто скажет какая будет тема урока?

-Верно, Ашик Кериб .( Турецкая сказка )

-А, для того, чтобы узнать задачи нашего урока, вам необходимо посмотреть на слайд и попробовать из этих слов сформулировать задачи сегодняшнего урока

Повторить биографию ЛЕРМОНТОВА

ЛЕРМОНТОВА биографию Повторить.

Познакомиться с произведением Ашик Кериб

Ашик Кериб произведением Познакомиться с

-Ребята, а кто скажет, какую задачу мы уже выполнили? ( 1 )

-Верно.

-А какую задачу нам сейчас необходимо выполнить? 2

-Верно ребята.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД

(принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

формулируют учебную задачу урока в парах

— фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов);  

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимают знаки, символы);

понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других;

принимают участие в диалоге;

умеют оформлять свою мысль в устной речи;

Предметные

знают биографию М.Ю Лермонтова,

3. Открытиен новых знаний

Задача:

создать

проблемную

ситуацию,

сформулировать тему и задачи урока в совместной

деятельности с обучающимися.

Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, иллюстрация Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы

развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением. Лермонтова, написанное под впечатлением о Кавказе.

— Но сначала я предлагаю провести гимнастику для глаз .

«Крылья бабочки

Представьте, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть вы должны очень быстро моргать, теперь закройте глазки ( 2 раза ) .

Откройте учебник на странице 97.

-Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».)

— Что можете сказать о сказке по её названию, о чём она? (. Дети высказывают разные предположения.)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию

phpt2aHZn L A 17 10 21 html e2c4642efe003cb7

— А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить, о чём эта сказка?

Мы можем предположить похож ли он на главного героя ?

Как вы считаете, кто изображен на данной иллюстрации? (Главный герой)

Ребята, а по данной иллюстрации мы можем предположить какие таланты есть у главного героя? (Верно он умеет играть на музыкальном инструменте)

А можем ли мы предположить по иллюстрации бедный главный герой или богатый? (Бедный )

Как вы считаете почему он бедный ?

( халат не очень яркий , простая одежда , нет никаких украшений .)

-А почему?

(Дети высказывают разные предположения.)

Ребята, а кто вспомнит, что такое сказка?

А какие бывают сказки? (народная и литературная)

— Можете ли вы уже сейчас определить вид сказки «Ашик-Кериб»? (Народная или литературная)

Верно, литературная, а почему?

Ребята, как вы считаете, Лермонтов был русским поэтом и писателем. Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…)

— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, однажды он услышал эту сказку и записал её как запомнил. Т.е литературно обработал.

Словарная работа.

— Поэтому в сказке много незнакомых или непонятных нам слов, давайте познакомимся с ними.

Каждая пара получает карточку для словарной работы.

В карточке находятся определения слов в разброс

Я вывешиваю слова на доску, а дети находят эти слова и объясняют значение.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 223524b2944870bf

Пророк – ( религ. ) истолкователь воли божества , богов

Газель – антилопа

Зарок – клятвенное обещание

Сааз – турецкая балалайка

Паша – Высший титул санновников и генералов , а также лицо , носящее этот титул

Намаз – ежедневная пятикратная молитва

Аллах — бог

Ана — мать

Хадерилиаз – Святой Георгий

Рашид — храбрый

phpt2aHZn L A 17 10 21 html cfae5aab56b4c775 Чапра- занавес

Шинды герурсез – скоро узнаете

Маулям — создатель

Ага — господин

Оглан — юноша

Караван — Сарай

Минарет – башня у мечети

Салям алейкюм — здравствуйте

Когда в сказке вы чтонибудь не сможете найти

-Сейчас я предлагаю вам пододвинуть к себе карточку номер 2, подберите синонимы к словам, для этого вам нужно провести стрелочку.

-Но сначала давайте вспомним, а что же такое синонимы?

Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение.

Проведите стрелку

Подбери Синонимы!

Упрекать ( остынь угомонись)

Странствовать ( скитаться странничать )

Воскликнуть ( возгласить вскричать )

Успокойся (укорять шпынять пилить точить)

Подберите антонимы к словам, для этого вам нужно провести стрелочку.

Но сначала давайте вспомним, а что же такое антонимы ?

Антонимы  это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать.

Подбери Антонимы

Блещут ( ослепнуть)

Истина ( ложь )

дрожащая (спокойная)

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 29ed4b45a14d1e32 прозреть (гаснут )

Открываем учебник на стр. 92.

Сейчас я буду читать вам сказку, а ваша задача следить, в любой момент я могу попросить продолжить дальше вас. Т.к по ходу чтения умы будем отвечать на вопросы!

Поставили пальчик на начало страницы.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 97688777a8af8a85

Читаю первые 2 абзаца

-Где происходит действие? (В городе Тифлисе.)

-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.

Продолжим чтение сказки вслух. Я начну, а вы продолжите.

phpt2aHZn L A 17 10 21 html ee45835f32ee9be0

-Кем был Аяк – Ага?

-Для чего Ашиб – Кериб , 7 лет должен странствовать по свету ?

С начала страницы чтение по цепочке

Выскажите, какие чувства вызвал у вас прочитанный отрывок сказки? (Мнения детей)

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 84bacb4de87d3b45

— Кем был Куршуд – Бек ?

-Зачем бек, украл платье у Ашика ?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 445785c287904aa

-Кто такой Паша ?

-За что Ашик Керибу платили золото и серебро ?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 881572d1c827f37f

-Для чего Магуль – Мегери дала золотое блюдце купцу?

-Зачем Ашиб Кериб поскакал на коне в Тефлиз ?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 56b7497ef02fc2f2

-Почему Ашик Кериб хотел умереть?

-Кто пришёл к нему на помощь?

phpt2aHZn L A 17 10 21 html 4d1631d6a4973eca

-Зачем Ашик обманул всадника два раза ?

-Успел ли в срок Ашик в Тифлиз ?

-Итак, ребята , мы прочитали половину сказки ,

-Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

— Назовите главных героев сказки. (Ашик-Кериб и Магуль-Мегери)

— Какие события там происходят?

-Для чего автор описал нам эти события?

· Личностные: обучающиеся демонстрируют:( становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения; проявляют интерес к чтению;

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

регулятивные УУД (принимают и сохраняют цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) ;

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; умеют работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя; понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге; задают вопросы, отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи; планировать и согласовывать совместные действия, обосновывать высказанное суждение;

· Предметные: Знают часть содержание сказки «Ашик-Кериб»; совершенствуют технику чтения вслух и про себя; развивают речь, память; способствуют расширению словарного запаса учащихся; проявляют интерес к чтению.

Физминутка

Задача: Снять

эмоциональное

напряжение,

физическое

напряжение.

Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

-Я предлагаю вам немного отдохнуть,

-Давайте встанем так, чтобы не мешать друг другу

Сейчас я буду показывать движения, а ваша задача повторять за мной.

-Раз — подняться, потянуться

-Два — нагнуть, разогнуться,

-Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка.

-На четыре — руки шире,

-Пять — руками помахать,

-Шесть — на место тихо сесть.

-Отлично присаживайтесь на свои места

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию).

4. Первичное закрепление

Задача:

выявить

пробелы

первичного

осмысления

изученного

материала,

неверные

представления

обучающихся.

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований,

Ребята для того, чтобы понять, а осознали ли мы сказку, предлагаю вам разделиться на 3 команды, каждой команде я задам по три вопроса, и чья команда, ответит на все вопросы, та команда и победит

Какого народа сказка «Ашик –Кериб», пересказанная М.Ю. Лермонтовым?

А. Армянская

Б. Турецкая

В. Грузинская

2. Каким был Ашик –Кериб?

А. Бедным

Б. Богатым

В. Среднего достатка

3.Что пророк дал Ашик –Керибу ?

А Высокий рост и дар песен

Б. Высокое сердце и дар рисования

В. Высокое сердце и дар песен

4. С кем сравнивает автор Магуль –Мегери ?

А. С прекрасным солнцем за облаками

Б. С ангелом, живущим за звездами

В. С птицей красивых лесов

5. В каком городе происходит знакомство Ашик-Кериба и Магуль-Мигери?

А. Тифлизе

Б. Петербурге

В. Арзеруме

6. На каком инструменте играл Ашик -Кериб?

А. Саксафон

Б. Домбра

В. Балалайке

7. Почему Ашик-Кериб побоялся просить у отца руку Магуль- Мегери?

А. Потому что был бедным

Б. Потому что был неграмотным

В. Потому что был богат

8. Какой зарок положил Ашик-Кериб на свою душу ?

А. Семь лет странствовать по свету.

Б. Шесть лет странствовать по свету.

В. Восемь лет странствовать по свету.

9. Как обманул Куршуд-бек мать Ашик –Кериба?

А. Сказал,что Ашик бросил его

Б. Ашик утонул в реке

В. Ашика погрызли волки в лесу

10. Что делал Ашик-Кериб, переходя из деревни в деревню, из города в город?

А. Пел и плясал

Б. Пел и играл на саазе

В. Только играл на сазе

11. Что дала Магуль –Мегери купцу?

А. Медное блюдо

Б. Серебряное блюдо

В. Золотое блюдо

12. Кто помог Ашик-Керибу вернуться в Тифлиз?

А. Св.Сергий

Б. Св.Павел

В. Св.Георгий

·Метапредметные: обучающиеся

фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью «жетонов накопительной системы баллов); ; определяют успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

познавательные УУД (целенаправленно слушают учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

Коммуникативные УУД (умеют слушать собеседника и понимать речь других; принимают участие в диалоге отвечают на вопросы других: умеют оформлять свою мысль в устной речи;

Рефлексия

Задача:

самооценка

результатов

деятельности

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

— Закончите высказывание:

Сегодня на уроке мне понравилось….

Сегодня на уроке я смог….

Сегодня на уроке у меня получилось….

Посмотрите, у вас на партах лежат два пассажира, один грустный, второй весёлый.

Посадите в вагончик грустного пассажира, если урок для вас был скучным, и посадите в вагончик.

-Весёлого пассажира, если урок вам понравился

Сначала к доске выйдут девочки, а затем мальчики

-Ребята, я вижу, что в вагончике больше весёлых пассажиров, это значит, что урок дал вам много новых и интересных знаний. Я очень этому рада. Хочу каждого поблагодарить за активность и доброжелательность. Спасибо вам ребята. Урок окончен, до свидания!

В конце урока дети подходят с жетонами, и я отдаю награды

Личностные: обучающиеся демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

проявляют положительное отношение к урокам литературного чтения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую само регуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу)

  • Отношение к богатству и чинам чацкого и фамусова сочинение
  • Отношение друг к другу сочинение
  • Отношение дубровского к отцу сочинение
  • Отношение или отношение как правильно пишется
  • Отношение к жизни пискарева и пирогова сочинение