Отношение к феде из рассказа бежин луг мое

Урок 31, класс 6-б тема. и.с.тургенев бежин луг.портретная характеристика героев рассказа цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев
«Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать
богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании
портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление
изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные
характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям;
рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение
анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к
непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование
у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель
применять метод информационного поискаустанавливать рабочие
отношения;

 научиться
составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с
текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как
связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева
 мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное).
 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)
 Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он
случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое
отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание,
портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности
героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних
качествах человека?

1.    Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с
красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми
волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной
 улыбкой
. (Федя).

2.    У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые,
скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова
огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.
 
(Павлуша).

3.    Лицо у него было довольно незначительно:
горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые
брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами
из-под низенькой войлочной шапочки
 (Илюша)

4.    Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико,
худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить;
но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском
блестевшие глаза. 
 (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете
воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет
Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом
столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных
героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у
портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на
Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли
табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это
знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и
Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они
 говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках,
о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике
Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что
можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может
быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут,
людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без
хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые
истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об
утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные
истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними:
мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и
суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание,
социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и
внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с
нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил
чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19
в.? Чем он наполнен? Как они жили? 
 (С одной стороны,
самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья,
приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности
учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних
качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о
богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе
с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети
находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира
детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

 
   
В каждом портрете есть
загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и
вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и
 показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией
относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети.
Каждый из них отличается своим, особым характером.

 
  
Федя исполнен чувства
собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше
слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

 
   
Павлуша деловит и
заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из
мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все
остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

 
   
Илюша пытлив,
любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на
страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь
враждебными человеку духами.

 
   
Костя от природы
жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых
духов.

 
   
Ваня, о котором в
рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему
нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской
 непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к
прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Урок развития речи

Описание внешности человека

Учитель: Бушуева Т.Б.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга

7 класс

Цели:

1. Образовательная: дать понятие «Литературный портрет», обогатить речь учащихся «портретной» лексикой.

2. Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; воспитать художественный и эстетический вкус.

3. Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.

Планируемые результаты: учиться умению наблюдать зав внешностью человека, умение составить описание внешности, человека, создавать устный и письменный текст-описание.

1. Организационный момент.

2. «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».

 Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Ребята, как вы думаете, про кого говорится в этом отрывке, который я вам только что прочитала?

Правильно, речь идет о Снежной королеве из сказки известно Ханса Кристиана Андерсена. А что именно помогло узнать вам героиню?

Ответ: описание ее внешности.

Давайте вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. «Описание внешности человека».

Нажимаем на презентацию.

Какие цели перед собой нам необходимо поставить?

Нам необходимо научить описывать внешность человека, узнать, из чего состоит это описание, что в него входит, познакомиться понятием «Литературный портрет».

Записываем тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Скажите, что ранее мы с вами описывали на таких уроках? Правильно. В пятом и шестом классах на таких уроках вы учились писаться сочинения-описания: описывали окружающую нас природу, интерьер, животных, но самым сложным и ответственным является описание внешности человека. Почему? Потому что каждый человек – это неповторимая личность.

Изучая произведения на уроках литературы, вы уже знакомились с понятием «Литературный портрет».

Литературный портрет – в художественном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. 

Что входит в данное понятие? Лицо, глаза, волосы, фигура, жесты, походка.

А для чего литературный портрет вводится в художественное произведение?

Ответ: данное понятие вводится для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние.

Обратитесь к вашему рабочему листу и запишите определение понятия «Литературный портрет»

3. — Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице?

— Глаза. Правильно. Ребята, а какие определения вы можете подобрать к глазам? Какие из них могут быть эпитетами?

Не случайно существует выражение: «Глаза – это зеркало души человека». Но не только цвет и форма глаз обычно интересуют нас, а наполненность глаза, их глубина, их выражение.

На партах у вас лежит рабочий лист. Посмотрите текст под номером 1 с отрывком из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Текст № 1:

«Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза,

словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

М.А. Шолохов «Судьба человека».

В своем произведении автор писал: «Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Что мы можем понять о человеке, прочитав только это описание?

Еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни. Андрей Соколов (уточнить, что это герой рассказа) в войну потерял всю семью, был в плену у немцев.

Задание 1. Выпишите в тетрадь словосочетания, которые характеризуют глаза героя.

Ответ: «присыпанные пеплом», «неизбывной тоской», «смертной тоской».

Задание 2. Подберите синонимы к словосочетанию «присыпанные пеплом». Какими прилагательными можно охарактеризовать глаза персонажа? 

Ответ: печальные, грустные, потухшие, неживые, тоскливые и др.

Какова роль описания глаз, взгляда в литературном портрете?

Если внимательно посмотреть в глаза человека, то можно понять его состояние, почувствовать его настроение, узнать, из-за чего он переживает или чему он радуется.

Давайте вспомним с вами, какие фразеологизмы, связанные с глазами, зрением, взглядом вы знаете?

  1. Смотреть правде в глаза (трезво оценивать обстановку, признавать действительное положение вещей).
  2. Не верить своим глазам (сильно удивляться, поражаться увиденному).
  3. Пускать пыль в глаза (какими либо поступками создавать ложное (обычно лучшее) впечатление о себе).
  4. Для отвода глаз (чтобы ввести в заблуждение кого-либо, отвлекая внимание от чего-либо).
  5. С глазу на глаз (наедине, без посторонних).
  6. Навострить глаз (внимательно, насторожённо смотреть на кого-либо или на что-либо; наблюдать за кем-либо или за чем-либо).
  7. Глаз да глаз нужен (о необходимости постоянного присмотра за кем-либо).
  8. Смотреть в оба (быть внимательным, осторожным).
  9. Глаза разбегаются (кто-либо не может сосредоточить взгляд на чём-либо от разнообразия впечатлений).
  10. Беречь как зеницу ока (очень сильно). 
  11. В мгновение ока (моментально, очень быстро, вмиг).
  12. Глазом моргнуть не успел (так быстро произошло что-либо, что не успел осознать, отреагировать и т. п.).
  13. Глаз-алмаз (очень хорошее, острое зрение: умение увидеть главное, основное).
  14. Глаз намётан / набит (кто-либо обладает опытом, способностью быстро воспринимать зрением ситуацию, состояние дел).

Задание 3. Запишите три фразеологизма, связанные с глазами, зрением, которые вам понравились больше всего:

4.Ребята, обратитесь к тексту под номером 2 с двумя отрывками из рассказа И.С. Тургенева. Прочитайте. Кто узнал название рассказа? Правильно, это рассказ «Бежин луг», мы изучали с вами это произведение в прошлом году.

Задание: вставьте подходящие по смыслу определения в пропуски. Для выполнения задания воспользуйтесь опорными словами.

Текст № 2

1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был __________ мальчик, с __________ и ___________, немного ___________ чертами лица, __________   _____________  волосами, _______________ глазами и постоянной ______________, ______________ улыбкой.

И.С. Тургенев

Белокурый, полурассеянный, тонкий, кудрявый, стройный, мелкий, светлый, полувеселый, красивый.

2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были ____________, ___________, глаза __________, скулы __________, лицо _________, ____________, рот ______________, но правильный, вся голова ______________, как говорится, с пивной котёл, тело _____________, __________________. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.  

И.С. Тургенев

Всклоченный, большой, приземистый, серый, широкий, бледный, рябой, огромный, неуклюжий, чёрный.

У вас получилось описание внешности мальчиков. Давайте, прочитаем, отрывки, которые получились у вас. Читает несколько человек.

А теперь давайте сравним с тем, какое описание нам дает Тургенев.

1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.  

2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.  

Как вы считаете, получилось ли у вас правильно осуществить подбор определений?

Задание. Ребята, встретились ли вам причастия в данном отрывке?

Ответ: всклоченные.

Данное причастие образовано от глагола «всколочить» (свалять в клочья, взлохматить, взъерошить).

5.А теперь перейдем к отрывку из повести Максима Горького «Детство». Пожалуйста, обратитесь к тексту под номером 3. Прочитаем, как писатель описывает бабушку.

Текст № 3

 «(1) Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. (2) Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. (3) Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. (4) Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. (5) Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Максим Горький «Детство»

Задание 1. Найдите основные словосочетания, которые создают портрет бабушки в отрывке из повести М.Горького «Детство»

Ответ: темные зрачки; приятным светом; белые зубы;  крепкие зубы; темной коже щек; рыхлый нос; с раздутыми ноздрями; светилась изнутри; веселым светом; теплым светом.

Задание 2. Какое основное средство выразительно использует автор в данном отрывке? Приведите примеры.

Ответ: сравнение.

1) темные, как вишни, зрачки

2) точно большая кошка

3) как этот ласковый зверь

Задание 3. Сейчас мы проведем лингвистическое наблюдение. Необходимо найти причастие в данном отрывке. От какого глагола оно образовано?

Ответ: раздутыми, от глагола «раздуть» (увеличить, наполнить чем-то).

Задание 4. Сделайте вывод, как описание внешности помогает понять внутренний мир героини?

Ответ. Благодаря описанию мы не только представляем, как выглядит бабушка, но и можем сделать уже некоторые предположения о ее внутреннем мире, ее характере: она добрая, ласковая (светится изнутри).

6. Ребята, портрет существует не только в литературе, но и в живописи. Если в художественном произведении под понятием «Портрет» мы понимаем изображение внешности литературного героя, а именно, его лицо, фигуру, одежду, манеры держаться, то в живописи портретом является произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен облик конкретного человека или группы людей.

Посмотрите на портрет Александры Петровны Струйской, который в 1772 нарисовал художник Федор Рокотов.

Посмотрите, пожалуйста, как художник показывает свое отношение к этой женщине через выражение ее глаз. А вот как об этом говорит красиво в своем стихотворении поэт Николай Заболоцкий. В загадочных глазах этой женщины поэт увидел улыбку и слезы, испуг и восторг и написал эти красивые строки.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

7. Ребята, удалось ли нам достичь целей, которые мы с вами поставили в начале урока? Я думаю, что да. Мы познакомились с понятием «Литературный портрет», обогатили нашу речь «портретной» лексикой. Мы поняли, что через описание внешности мы можем понять внутренний мир человека.

На что мы особенно обращали внимание в описании внешности человека?

Ответ: особенно в описании внешности сегодня мы обращали внимание на глаза человека, на его взгляд.

Чьи глаза для вас являются самыми родными? Правильно, мамины. Итогом нашей работы будет являться домашнее задание: составьте опорные словосочетания для описания внешности вашей мамы.

А чтобы вам было удобнее и легче выполнить это задание я хочу предложить вам памятку «Как правильно составить описание внешности человека» и план описания внешности человека.

Памятка «Как правильно составить описание внешности человека»

1. Стараться передать внутренний мир человека, его характер.

2. Выделить главное (неповторимое) в облике конкретной личности.

3. Правильно использовать лексику при создании портрета.

План описания внешности человека

1. Вступление (представить человека).

2.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос, черты лица.

3.Описание одежды и причёски.

4.Описание человека в движении: походка, жесты, мимика.

5.Отметить особенности человека (что отличает его от остальных).

портрет

Феде, вы бы
дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими,
немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами
и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем
приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы.
На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок,
надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком
поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги —
не отцовски

У второго
мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие,
лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как
говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый
— что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и
прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог:
вся она состояла из простой замашной рубахи да из

Лицо
третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое,
подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые
губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё
щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами
из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело
надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три
раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.
И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

Четвертый,
Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и
печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу
заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное
впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза:
они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по
крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и
одет довольно бедно.

Последнего,
Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув
под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую
кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

истории

А какие ты
нам, Илюшка, страхи рассказывал, — заговорил Федя, которому, как сыну
богатого крестьянина, приходилось быть запевалой (сам же он говорил мало, как
бы боясь уронить свое достоинство). — Да и собак тут нелегкая дернула
залаять… А точно, я слышал, это место у вас нечистое.

 Что,
ребята, — начал он, помолчав, — неладно дело.— А что? — торопливо спросил
Костя.— Я Васин голос слышал.Все так и вздрогнули.— Что ты, что ты? —
пролепетал Костя.— Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг
зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, а Павлуша!»
Я слушаю; а тот опять зовет: «Павлуша, подь сюда». Я отошел. Однако воды
зачерпнул.— Ах ты, господи! ах ты, господи! — проговорили мальчики,
крестясь.— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя… — А мы
только что о нем, о Васе-то, говорили.— Ах, это примета дурная, — с
расстановкой проговорил Ильюша.— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно
и сел опять, — своей судьбы не минуешь.

Вот мы
остались и лежим все вместе, и зачал Авдюшка говорить, что́, мол, ребята, ну,
как домовой придет?.. И не успел он, Авдей-от, проговорить, как вдруг кто-то
над головами у нас и заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху,
у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот
прошел он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит;
застучит, застучит колесо, завертится; но а за́ставки у дворца-то
 *** спущены.
Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось,
повертелось да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице
спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится; ступеньки под ним так
даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь
вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего… Вдруг,
глядь, у одного чана форма
 **** зашевелилась, поднялась,
окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и
опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь;
потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает,
словно овца какая, да зычно так… Мы все так ворохом и свалились, друг под
дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!

ы, может
быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен; а утопился он
давным-давно, как пруд еще был глубок; только могилка его еще видна, да и та
чуть видна: так — бугорочек… Вот на днях зовет приказчик псаря Ермила;
говорит: «Ступай, мол, Ермил, на пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит;
собак-то он всех своих поморил: не живут они у него отчего-то, так-таки
никогда и не жили, а псарь он хороший, всем взял. Вот поехал Ермил за поштой,
да и замешкался в городе, но а едет назад уж он хмелён. А ночь, и светлая
ночь: месяц светит… Вот и едет Ермил через плотину: такая уж его дорога
вышла. Едет он этак, псарь Ермил, и видит: у утопленника на могиле барашек,
белый такой, кудрявый, хорошенький, похаживает. Вот и думает Ермил: «Сем
возьму его, — что ему так пропадать», да и слез, и взял его на руки… Но а
барашек — ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит,
головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять:
барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза
так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы
этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти
гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже:
«Бяша, бяша…»

Варнавицы?..
Еще бы! еще какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали —
покойного барина. Ходит, говорят, в кафтане долгополом и всё это этак охает,
чего-то на земле ищет. Его раз дедушка Трофимыч повстречал: «Что, мол,
батюшка, Иван Иваныч, изволишь искать на земле?»— Он его спросил? — перебил
изумленный Федя.— Да, спросил.— Ну, молодец же после этого Трофимыч… Ну, и
что ж тот?— Разрыв-травы, говорит, ищу. Да так глухо говорит, глухо: —
разрыв-травы. — А на что тебе, батюшка Иван Иваныч, разрыв-травы? — Давит,
говорит, могила давит, Трофимыч: вон хочется, вон…

Покойников
во всяк час видеть можно, — с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько
я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья… — Но а в
родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году
очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на
дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том
году. Вот у нас в прошлом году баба Ульяна на паперть ходила.— Ну, и видела
она кого-нибудь? — с любопытством спросил Костя.— Как же. Перво-на́перво она
сидела долго, долго, никого не видала и не слыхала… только всё как будто
собачка этак залает, залает где-то… Вдруг, смотрит: идет по дорожке мальчик
в одной рубашонке. Она приглянулась — Ивашка Федосеев идет…— Тот, что умер
весной? — перебил Федя.— Тот самый. Идет и головушки не подымает… А узнала
его Ульяна… Но а потом смотрит: баба идет. Она вглядываться, вглядываться —
ах ты, господи! — сама идет по дороге, сама Ульяна.— Неужто сама? — спросил
Федя.— Ей-богу, сама.— Ну что ж, ведь она еще не умерла?— Да году-то еще не
прошло. А ты посмотри на нее: в чем душа держится.

А знаете ли,
отчего он такой всё невеселый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой
невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, — пошел он, братцы мои, в лес по
орехи. Вот пошел он в лес по орехи да и заблудился; зашел — бог знает куды
зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, — нет! не может найти дороги; а уж
ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, — присел
и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит — никого.
Он опять задремал — опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на
ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со́ смеху,
смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц —
всё, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая,
беленькая сидят на ветке, словно плотичка какая или пескарь, — а то вот еще
карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила-то плотник так и
обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его всё к себе этак рукой зовет. Уж
Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, господь
его надоумил: положил-таки на себя крест… А уж как ему было трудно крест-то
класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается… Ах ты
этакой, а!.. Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться
перестала, да вдруг как заплачет… Плачет она, братцы мои, глаза волосами
утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на
нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А
русалка-то как взговорит ему: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить
бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты
крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут
она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из
лесу, то есть, выйти…

А
вот что я слышал. Шел я из Каменной Гряды в Шашкино; а шел сперва всё нашим
орешником, а потом лужком пошел — знаешь, там, где он сугибелью
 ******** выходит,
— там ведь есть бучило
 *********; знаешь, оно
еще всё камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг
из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо, жалостливо: y-y…
y-y… у-у! Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос
такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал… Что бы это такое было?
ась?— В этом бучиле в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, — заметил
Павлуша, — так, может быть, его душа жалобится.— А ведь и то, братцы мои, —
возразил Костя, расширив свои и без того огромные глаза… — Я и не знал, что
Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.

А
правда ли, — спросил Костя, — что Акулина-дурочка с тех пор и рехнулась, как
в воде побывала?— С тех пор… Какова теперь! Но а говорят, прежде красавица
была. Водяной ее испортил. Знать, не ожидал что ее скоро вытащут. Вот он ее,
там у себя на дне, и испортил.(Я сам не раз встречал эту Акулину. Покрытая
лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и
вечно оскаленными зубами, топчется она по целым часам на одном месте,
где-нибудь на дороге, крепко прижав костлявые руки к груди и медленно
переваливаясь с ноги на ногу, словно дикий зверь в клетке. Она ничего не
понимает, что бы ей ни говорили, и только изредка судорожно хохочет.)— А
говорят, — продолжал Костя, — Акулина оттого в реку и кинулась, что ее
полюбовник обманул.— От того самого.— А помнишь Васю? — печально прибавил
Костя.— Какого Васю? — спросил Федя.— А вот того, что утонул, — отвечал
Костя, — в этой вот в самой реке. Уж какой же мальчик был! и-их, какой
мальчик был! Мать-то его, Феклиста, уж как же она его любила, Васю-то! И
словно чуяла она, Феклиста-то, что ему от воды погибель произойдет. Бывало,
пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, — она так вся и
встрепещется. Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются,
а Феклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: «Вернись, мол,
вернись, мой светик! ох, вернись, соколик!» И как утонул, господь знает.
Играл на бережку, и мать тут же была, сено сгребала; вдруг слышит, словно кто
пузыри по воде пускает, — глядь, а только уж одна Васина шапонька по воде
плывет. Ведь вот с тех пор и Феклиста не в своем уме: придет да и ляжет на
том месте, где он утоп; ляжет, братцы мои, да и затянет песенку, — помните,
Вася-то всё такую песенку певал, — вот ее-то она и затянет, а сама плачет,
плачет, горько богу жалится…

Гляньте-ка,
гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи
звездочки, — что пчелки роятся!Он выставил свое свежее личико из-под рогожи,
оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза
всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Тест по литературе И.С. Тургенев «Бежин луг» 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 9 заданий.

Вариант 1

Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» и выполните задания 1-9.

Ответом к заданиям 1-7 является слово или словосочетание.

Первый фрагмент

Настало опять молчание.
— Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звёз­дочки, — что пчёлки роятся!
Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков подня­лись к небу и не скоро опустились.
— А что, Ваня, — ласково заговорил Федя, — что, твоя сестра Анютка здорова?
— Здорова, — отвечал Ваня, слегка картавя.
— Ты ей скажи -что она к нам, отчего не ходит?..
— Не знаю.
— Ты ей скажи, чтобы она ходила.
— Скажу.
— Ты ей скажи, что я ей гостинца дам.
— А мне дашь?
— И тебе дам.
Ваня вздохнул.
— Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она та­кая у нас добренькая.
И Ваня опять положил свою голову на землю. Па­вел встал и взял в руку пустой котёльчик.
— Куда ты? — спросил его Федя.
— К реке, водицы зачерпнуть: водицы захотелось испить.
Собаки поднялись и пошли за ним.
— Смотри, не упади в реку! — крикнул ему вслед Ильюша.
— Отчего ему упасть? — сказал Федя, — он осте­режётся.
— Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, де­скать, малый в воду… А какое упал?.. Во-вон, в ка­мыши полез, — прибавил он, прислушиваясь.
Камыши точно, раздвигаясь, «шуршали», как го­ворится у нас.

Второй фрагмент

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с краси­выми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голени­щами были точно его сапоги — не отцовские.

Третий фрагмент

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под углова­тую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

1. Укажите название цикла произведений, в который вхо­дит «Бежин луг» И.С. Тургенева.

2. Первый фрагмент текста представляет собой разговор героев между собой. Как называется данный вид речи?

3. Как называется прием создания образа героя, осно­ванный на описании его внешности (второй и третий фрагменты текста)?

4. В характеристике мальчиков — Феди и Вани — подчёркивается, что первый из них принадлежит к бога­той семье, второй — к бедной. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художе­ственном произведении?

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (напри­мер, в описании Феди отмеченные автором нарядная рубаха, новый армячок, гребешок и сапоги)?

6. К какому художественному приёму прибегает автор в начале первого фрагмента: «…звёздочки, — что пчёл­ки…»?

7. Из предложения «Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза» выпишите эпитеты.

Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5-7 предложений каждый.

8. Как в приведённых фрагментах текста выражается авторское отношение к героям?

9. Каким человеком предстаёт в них рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?

Вариант 2

Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» и выполните задания 1-9.

Ответом к заданиям 1-7 является слово или словосочетание.

Первый фрагмент

— Ведь это тебя водяной звал, Павел, — прибавил Федя… — А мы только что о нём, о Васе-то, говори­ли.
— Ах, это примета дурная, — с расстановкой про­говорил Ильюша.
— Ну, ничего, пущай! — произнёс Павел решитель­но и сел опять, — своей судьбы не минуешь.
Мальчики приутихли. Видно было, что слова Пав­ла произвели на них глубокое впечатление. Они стали укладываться перед огнём, как бы собираясь спать.
— Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв го­лову.
Павел прислушался.
— Это кулички летят, посвистывают.
— Куда ж они летят?
— А туда, где, говорят, зимы не бывает.
— А разве есть такая земля?
— Есть.
— Далеко?
— Далеко, далеко, за тёплыми морями.
Костя вздохнул и закрыл глаза.
Уже более трёх часов протекло с тех пор, как я присоседился к мальчикам. Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же велико­лепна, как и прежде… Но уже склонились к тёмно­му краю земли многие звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, — в нём снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо лью­щемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы… Сладкое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту.

Второй фрагмент

У второго мальчика, Павлуши, волосы были вскло­ченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся го­лова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звуча­ла сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатан­ных портов.

1. Укажите название цикла произведений, в который вхо­дит «Бежин луг» И.С. Тургенева.

2. Значительную часть первого фрагмента занимает раз­говор героев между собой. Как называется данный вид речи?

3. В словах Павлуши используется выражение: «… своей судьбы не минуешь». Каким термином называют мет­кие, образные выражения, содержащие в себе закон­ченную обобщённую мысль?

4. Как называется приём создания образа героя, осно­ванный на описании его внешности (второй фрагмент текста)?

5. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов: «волосы чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… голова огромная»?

6. Как называется средство изображения героя, состоя­щее в описании открывшегося ему мира природы: «Ме­сяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил…»?

7. Какое средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних пред­метов и явлений на другие, использует писатель: «Раз­говор мальчиков угасал вместе с огнями…»?

Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5-7 предложений каждый.

8. Как в приведённых фрагментах проявляется авторское отношение к героям?

9. Каким человеком вам представляется рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?

Ответы на тест по литературе И.С. Тургенев «Бежин луг» 6 класс
Вариант 1
1. Записки охотника
2. диалог
3. портрет
4. антитеза, контраст
5. деталь
6. сравнение
7. свежее (личико), тихие (глаза)
Вариант 2
1. Записки охотника
2. диалог
3. афоризм, пословица
4. портрет
5. инверсия
6. пейзаж
7. метафора

Тест по литературе И.С. Тургенев «Бежин луг» 6 класс

  • Отношение к сказке летучий корабль
  • Отношение к работе сочинение
  • Отношение к маше других персонажей произведения капитанская дочка сочинение
  • Отношение к пленным сочинение
  • Отношение к кому нибудь из родственников сочинение 4 класс