Отношение к богатству и чинам чацкого и фамусова сочинение

Конспект урока век нынешний и век минувший в комедии а.с.грибоедова горе от ума. смысл названия. проблема ума в комедии. цели

Конспект урока

«Век нынешний» и
«век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Смысл названия. Проблема
ума в комедии.

Цели урока:

Ø
подвести
учащихся к пониманию идейно-художественной  основы пьесы;

Ø
способствовать
развитию мыслительных, аналитических навыков учащихся.

Задачи:

а)  образовательные:

Ø  расширение
литературного кругозора учащихся;

Ø  систематизация
знаний о проблематике произведения А.С.Грибоедова;

б) развивающие:

Ø  совершенствование
навыков анализа и толкования поэтического текста;

Ø  развитие
художественного вкуса и эстетических представлений учеников;

в) воспитательные:

Ø  формирование
потребности в развитии нравственных качеств личности: честности, порядочности,
искренности;

Ø  воспитание
уважения к непреходящм человеческим ценностям.

В качестве
домашнего задания ребятам было предложено перечитать пьесу А.С. Грибоедова.

1.
Задания по группам:

Ø 
1
группа — как развивается общественный конфликт в комедии?

Ø 
2
группа — сопоставить взгляды Чацкого и представителей фамусовского общества по
основным проблемам, поднятым в комедии.

Ø 
3
группа — дать характеристику Фамусова.

Ø 
4
группа — найти в тексте и выписать высказывания персонажей комедии об уме,
безумии и глупости, распределив их в два столбика:

Ø 
ум
в понимании Фамусова и ум в понимании Чацкого.

2.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение по теме «Реализм общественного
конфликта в комедии Грибоедова»

Ход урока

Первый этап урокавступительная
беседа

Задача
активизировать знания о содержании пьесы:

Ø  Что вы можете
сказать о содержании произведения? О чем оно?

Ø  Кто из героев
вызвал у вас интерес? Чем?

Ø  Что необычного вы
можете отметить в пьесе?

Второй этап урокасловарная
работа

Ø  Были ли у вас
затруднения в понимании текста? Чем это объясняется?

Да,
значения некоторых слов непонятны, поскольку речь идет о другой исторической
эпохе (примеры непонятных слов.).

                                 
Слайд с трудными для понимания словами

Третий этап урока

обозначение
проблематики пьесы (проверка домашнего задания).

I.
Слово учителя.

В основе сюжета
«Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, но
в пьесе Грибоедова появляется еще один конфликт — столкновение между «веком
нынешним» и «веком минувшим».

Уже в 30-е гг. ХIХ
в. современники оценивали «Горе от ума» как комедию «политическую» и
«общественную» (последний термин придумал Гоголь; так он назвал комедию,
которая держится прежде всего на общественном, а не на любовном конфликте). И
действительно, бщественный конфликт в пьесе Грибоедова оказывается шире любовного
сюжета, однако оба конфликта (общественный и любовный) органично переплетаются.

Противопоставление
героя и общества… Этот конфликт становится отражением реальной
действительности России начала ХIХ в.

II.
Выступление ученика с индивидуальным заданием — сообщение на тему «Реализм
общественного конфликта в комедии «Горе от ума».

Отечественная
война 1812 г. пробудила политическое и национальное сознание многих русских
людей, захваченных большими историческими событиями, открыла великие силы,
таившиеся в русском народе. Постепенно в русском дворянском обществе того
времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и
определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий ХIХ в.
свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками
феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках так говорит об этом
времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было томительно. В
продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решавшие судьбы
народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть
на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих все
старое и порицающих всякое движение вперед. Мы ушли от них на 100 лет вперед».
Жить по-старому передовая и мыслящая молодежь не могла и не хотела. И дело
заключалось не только в ее политических взглядах; сменилось все: жизненные
идеалы, представления о смысле жизни, о чести и достоинстве человека, понятия о
прекрасном, о дружбе, о славе, о любви…

В русской
общественной мысли и в русской литературе после 1812 г. сливались в
нерасторжимом единстве и просветительские идеи, и романтическое воодушевление.
Передовая дворянская молодежь во время Отечественной войны глубоко прониклась
патриотическими чувствами, уважением и сочувствием к закрепощенному народу.
Естественно, что вместе с этим она ополчилась против взглядов и нравов старого
крепостнического общества, видя в нем неразумие, невежество, эгоистические
интересы, вражду к свободе личности. Можно было бы привести немало свидетельств
о новых мыслях и чувствах, владевших и воспитанниками лицея, и студентами
Московского университета, и многими  офицерами, участниками войн с Наполеоном.

III.
Слово учителя.

Итак, мы
убедились, что конфликт комедии отражает расстановку общественных сил в России

10- 20-х гг. ХIХ
в.: Чацкий — представитель прогрессивно настроенной молодежи, человек передовых
взглядов, Фамусов и его окружение реакционные защитники старых порядков. Вот
какой отзыв получила комедия Грибоедова  на страницах литературного журнала
«Московский телеграф» в 1825 г. (№ 2): «Еще ни в одной русской комедии не
находили мы таких острых, новых мыслей и таких живых картин общества, какие
находим в комедии «Горе от ума».

IV.
Беседа по вопросам:

1.                            
Какое событие стало историческим
рубежом между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

(Война 1812
г. Именно после войны 1812 г. в дворянском обществе сложились два лагеря:
передовой молодежи и консервативный феодальво-крепостнический. Их противостояние
и нашло отражение в общественном конфликте комедии.)

2.                            
Как Грибоедов «сталкивает» Чацкого с
дворянским обществом? Ведь в момент своего первого появления в доме Фамусова у
героя не было цели выступить против барской Москвы. Чем вызваны его выпады против
Фамусова? На эти вопросы мы можем ответить, проследив этапы развития конфликта.

3.                            
Давайте посмотрим, как развивается
общественный конфликт в комедии?

(Проверка
домашнего задания группы 1.)

Предполагаемый
ответ

ЭКСПОЗИЦИЯ

I
действие, явл. 7.
Первый монолог Чацкого  «Ну что ваш
батюшка?..» (в нем раскрывается отношение героя к фамусовскому обществу,
читателю становится понятно, что конфликт неизбежен).

ЗАВЯЗКА

II
действие, явл. 2.
Второй монолог Чацкого:

И
точно, начал свет глупеть,

Сказать
вы можете вздохнувши;

Как
посравнить да посмотреть

Век
нынешний и век минувший.

РАЗВИТИЕ
ДЕЙСТВИЯ

II
действие, явл. 5.
Третий монолог Чацкого «А судьи
кто?..»

III
действие.
«Колкости» Чацкого на балу — разговор с
графиней- внучкой, смех в присутствии Хлестовой.

Рождение и
распространение сплетни.

КУЛЬМИНАЦИЯ

III
действие, явл. 22.
Монолог Чацкого «В той комнате
незначащая встреча…».

Развязки в полном
смысле в комедии нет. Финал открытый.

Итак,
мы проследили за этапами развития общественного конфликта в комедии «Горе от
ума». В чем сложность конфликта и своеобразие его развития (сравните его этапы
с элементами любовного конфликта)?

(Общественный
конфликт тесно переплетается с личным, ведь Чацкий приезжает в Москву не
сражаться с фамусовским обществом, а на свидание с любимой девушкой. Чацкий и
фамусовское общество столкнулись случайно, но неизбежно.)

 Сопоставление
взглядов Чацкого и представителей фамусовского общества по основным проблемам,
поднятым в комедии.

Проверка домашнего задания 2 группы

Предполагаемый
ответ

Чацкий

Фамусовское общество    

1.
Отношение к чинам, богатству, карьере (взгляды противопоставлены)

·        
Чины
людьми даются,

А люди
могут обмануться.

Фамусов:

·        
Вот,
например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь…

 При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки…

·        
Как
станешь представлять

К крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

·        
Будь
плохенький, да если

наберется

Душ тысячки две родовых, —

тот и жених.

·        
Молчалин:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, — притом

Чиновные и должностные —

Все ей друзья в все родные…

·        
Ведь
надобно ж зависеть от других.

…В чинах мы небольших.

2. Отношение к службе (взгляды противопоставлены).

·        
Служить
бы рад, прислуживаться тошно…

·        
Когда
в делах — я от веселий

прячусь,

Когда дуачиться
дурачусь,

А
смешивать два эти ремесла

Есть
тьма искусников, я не из их числа,

Фамусов:

…А
у меня, что дело, что не дело,

Обычай
мой такой:

Подписано,
так с плеч долой.

Молчалин:

Ну,
право, что бы вам в Москве у нас служить?

И
награжденья брать, и весело пожить?

3. Отношение к образованию, просвещению (взгляды
противопоставлены).

·        
А
тот чахоточный, родня вам,

книгам враг,

В ученый комитет который

поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал

и не учился?

Фамусов:

·        
И
в чтеньи прок-от не велик…

·        
Ученье
— вот чума, ученость — вот причина…

·        
Собрать
все книги, да и сжечь…

4. Отношение к крепостному праву (взгляды
противопоставлены).

Чацкий
противник злоупотреблений крепостным правом: фрагмент

монолога
«Тот Нестор негодяев знатных…»

Фамусов:

В
работу вас, на поселенье вас!

Хлестова:

От
скуки я взяла с собой

Арапку—девку
да собачку;

Вели
их накормить, ужо,

дружочек
мой,

От
ужина пошли подачку.

5. Отношение к иностранному (взгляды схожи)

·        
Как
с ранних пор привыкли

верить
мы,

Что нам
без немцев нег спасенья!

·        
…Я
одаль воссылал желанья,

Смиренные,
однако вслух,

Чтоб
истребил Господь нечистый этот дух

Пустого,
рабского, слепого

подражанья…

·        
Воскреснем
ли когда от чужевластья мод?

Чтоб
умный, бодрый наш народ

Хотя б
по языку нас не считал за немцев.

Фамусов:

·        
Кто
хочет к нам пожаловать,


изволь;

Дверь
отперта для званых и незваных,

Особенно
из иностранных…

·        
…А
все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды
к нам, и авторы, и музы:

Губители
карманов и сердец!

Когда
избавит нас творец

От
шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И
книжных и бисквитных лавок!

6. Отношение к московским нравам, укладу жизни
(взгляды противопоставлены)

·        
Что
нового покажет мне Москва?

Вчера
был бал, а завтра будет два.

·        
Тот
сватался — успел, а тот дал промах.

·        
Все
тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

·        
Да
и кому в Москве не зажимали рты

Обеды,
ужины и танцы?

·        
Прямой
был век покорности и

страха.

·        
А
судьи кто? — За древностию лет

К
свободной жизни их вражда

непримирима,

Сужденья
черпают из забытых газет

Времен
Очаковских и покоренья Крыма…

·        
Дома
новы, но предрассудки стары.

·        
Порадуйтесь,
не истребят

Ни годы
их, ни моды, ни пожары.

Фамусов:

Извольте
посмотреть на нашу молодежь,

На
юношей — сынков и внучат,

Журим
мы их, а если разберешь —

В
пятнадцать лет учителей научат!

А
наши старички?? — Как их возьмет задор,

Засудят
об делах, что слово — приговор…

И
об правительстве иной раз так толкуют,

Что
если б кто подслушал их… беда!

Не
то чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси
нас Боже!.. Нет. А придерутся

К
тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят,
пошумят и… разойдутся.

А
дамы? сунься кто, попробуй овладей;

Судьи
всему, везде, над ними нег судей…

Вывод:
взгляды Чацкого и фамусовского общества на многие вопросы противопоставлены,
поэтому их конфликт неизбежен. В пьесе происходит столкновение несовместимых
взглядов, идей, сконцентрированных в характерах Чацкого и Фамусова. Однако
все-таки существуют вопросы, по которым позиции Чацкого и Фамусова в целом
близки: это отношение к иностранному, к «офранцуживанию» уклада русской жизни,
чувство патриотизма.

5.
Как изображается в комедии «век минувший»? Какова позиция автора и как она
воплощается?
(«Век
минувший» изображается сатирически.)

Слово
учителя

Сатирически
изображены характеры персонажей представителей «века минувшего».

К примеру,
обыгрывается тема женского диктата (диктат — требование, навязываемое для
немедленного выполнения), связанная с темой обреченности, исчерпанности «века
минувшего»: деградация воли, энергии, силы (мужчины сатирически рисуются как
«прямые канцлеры в отставке — по уму»).

Сатирическая
направленность изображения «века минувшего» реализуется и в языке комедии.
Смешение иностранных и просторечных слов, некстати употребляемая военная
терминология, неправильно построенные фразы, характерное «-с» (сударь), штампы,
канцеляризмы, употребление слов, значение которых не известно говорящему
критику, — все это усиливает критику «века нынешнего»

Проверка домашнего задания 3-й группы — характеристика Фамусова.

В произведении
Грибоедова слово «ум» встречается достаточно часто, причем оно звучит и в речи
Чацкого, и в речи представителей фамусовского общества.

Понятие «ума» в
комедии неоднозначно. Существует два типа ума: ум в понимании Фамусова и ум в
понимании Чацкого, или, говоря словами Фамусова, «ум по-нашему» и «ум
по-вашему». Какое содержание вкладывают герои Грибоедова в эти понятия?

Проверка домашнего задания 4-й группы: найти в тексте и выписать
высказывания персонажей комедии об уме, безумии и глупости, распределив их в
два столбика:

Предполагаемый
ответ

Ум в понимании Фамусова

Ум в понимании Чацкого

1.
Фамусов считает себя и свое окружение очень умными людьми:

А? как
по-вашему?

По-нашему
— смышлен.   

Упал он
больно, встал здорово.    

2.
Фамусов о мадам Розье:

Умна
была: нрав тихий, редких правил.

Одно
не к чести служит ей:

За
лишних в год пятьсот рублей

Сманить
себя другими допустила.

З.
Фамусов о Чацком:

·        
Жаль,
очень жаль, он малый с головой,

И славно
пишет, переводит.

Нельзя
не пожалеть, что с эдаким умом…

·        
Ученье
— вот чума, ученость — вот причина,

Что
нынче пуще, чем когда,

Безумных
развелись людей, и дел,

и
мнений.

Вывод: ум для
фамусовского общества — это

 умение
сделать карьеру, добиться чина, жить

 по
правилу: «и награжденья брать, и весело

 пожить».
Ум фамусовского общества — ум

 практический,
житейский, изворотливый.

1.      Чацкий
про ум Молчалина говорит с иронией:

                     
Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?..

Ума
в нем только мало;

Но
чтоб иметь детей,

Кому
ума недоставало?

2.Чацкмй
об уме:

Теперь
пускай из нас один,

Из
молодых людей, найдется — враг исканий,

Не
требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В
науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или
в душе его сам Бог возбудит жар

К
искусствам творческим, высоким и

прекрасным,

Они
тотчас: — разбой! пожар!

 И
прослывет у них мечтателем! опасным!

Вывод: ум
Чацкого — это ум, связанный с

передовыми
взглядами, с просвещением,

со
стремлениями искать блага не для себя,

а
для отчизны. Для Фамусова это ум бунтовщика,

 «карбонария»,
причем Фамусов оценивает так

 не
действия Чацкого, даже не сами его

 высказывания,
а именно склад ума. Вот почему

в
его восприятии ум Чацкого — это безумие.

5.      Какова
же главная причина общественного конфликта комедии?

 (Противоположные взгляды, идеи героев, разный склад ума.)

6.      В
заглавии комедии заявлено отношение Грибоедова к своему герою. Ведь не случайно
драматург изменил первоначальное название произведения — «Горе уму». В чем
разница?

 (Изменение
грамматической формы слова влечет за собой кардинальное изменение смысла: горе
(кому?) уму — горе умному человеку, носителю ума. В первоначальном варианте
само название звучало как приговор всякому уму на все времена. Совсем на другое
нацеливает нас окончательный вариант: горе (от чего?) — каковы причины горя?
Так, уже в названии сконцентрирована философская направленность комедии.)

7.      Как
вы понимаете смысл названия комедии Горе от ума?»

(Ум Чацкого (ум, связанный с передовыми взглядами, с
просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для отчизны, —
положительное качество личности!) приносит ему самому горе, заставляет
страдать.)

Слово
учителя

Мы уже говорили,
что жанр «Горя от ума» — комедия. Предлог «от» привносит в ее название оттенок
иронии, углубляющий идею произведения. Подспудно возникает вопрос: «Если Чацкий
такой умный, почему он такой несчастливый?»

Горе Чацкого не
только в том, что он чужой в том обществе, в котором живет. Плохо главному герою
прежде всего с самим собой, потому что он не может не видеть, что происходит с
ним и вокруг него, и не думать об этом. Именно ум Чацкого заставляет его
страдать: герой страдает, потому что… мыслит. Об этом писал не только
Грибоедов, но и Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Через несколько
десятков лет Достоевский скажет: «Страдание и боль — признак великого сердца». 
Эту мысль автора совершенно ясно и отчетливо понял И.А. Гончаров, когда в
статье «Мильон терзаний» написал, что роль Чацкого — «страдательная».

9.
Почему Грибоедов отказался от первоначального замысла создать пьесу в пяти
действиях? Почему в его комедии только четыре действия и нет традиционной
развязки?

(Грибоедов
не мог знать, какие конкретно черты приобретет в будущем борьба между «веком
нынешним» и «веком минувшим»  (время создания комедии — 1824 г.), он лишь верил
в грядущую победу разума, добра, просвещения.

Вот
почему и в самой сюжетно-композиционной структуре пьесы все это было невольно
отражено — ведь ее сюжет развивается не под влиянием начала или конца этой
борьбы. Конца не было еще в самой действительности. Не могло быть его,
следовательно, и в пьесе, которая реалистически отражала конкретные формы этой
борьбы. Пьеса в этом смысле заканчивалась как бы на полуслове. Острый,
конфликтный диалог между Чацким и Фамусовым оборван. Но он продолжается, он
спроецирован в будущее это диалог, всегда возникающий на рубеже эпох, при смене
мировоззрений…)

V.
Домашнее задание по группам
— подготовиться к
семинарскому занятию по вопросам: В чем трагедия Софьи? Смешон или страшен
Молчалин?

Сочинение: Что сближает и что разделяет Онегина в Чацкого?

Как мы видим, в этих строчках А. С.Пушкин сравнивает свое­го героя с Чацким. Но почему именно с Чацким, на первый взгляд, совершенно на него не похожим? Но в том-то и дело, что на пер­вый взгляд…

Сын богатого барина, «наследник всех своих родных», Евге­ний Онегин предстает перед нами пустым светским франтом, ко­торому «наука страсти нежной» заменила все истинные чувства. Это эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удоволь­ствиях, не обращающий внимания на чувства, интересы и страда­ния других людей:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

[sms]

Совсем не таким видится нам Чацкий. Хотя он также выходец из дворянской семьи и воспитан в доме Фамусова — типичного представителя «серого» общества, однако он умен и безукоризнен­но честен, искренен и остроумен. Характеристика Чацкого, как типичного представителя молодого поколения 1810—1820 годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельно­сти, наиболее ярко отражена в словах Софьи:

Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него:

Он любит Россию, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной ра­ботой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит онг«Служить бы рад — прислужи­ваться тошно». Он — мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрыва­ющий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их жизнь и нравы.

Онегин другой, он совершенно равнодушен ко всему: к при­роде, к судьбе русского народа. Он скучает и в городе, и в дерев­не. Хотя можем ли мы полностью винить его в этом? Вряд ли. Положительные качества Евгения не могли получить развития по вине скверного воспитания и жизненной обстановки. В то время в богатые дома было принято приглашать для обучения детей иностранцев. Зачастую, однако, это оказывались довольно безграмотные люди, искавшие в России легких заработков, и, соответственно, не способные дать должного воспитания. Следу­ет сказать, что Онегин, получив самое поверхностное образова­ние, все же стремился пополнить и расширить его. Он легко всту­пает в спор с Ленским по серьезным политическим, историчес­ким и философским вопросам, разговаривает как равный с рав­ным. Это свидетельство tojo, что, как и Чацкий, он уровнем выше окружения.

Существенная разница между героями состоит в их личных чув­ствах, отношении к любви, браку. Чацкий серьезно любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как при всех своих положительных качествах, она все же пол­ностью принадлежит «Фамусовекому» миру. И здесь его ждет силь­ный удар. Борьба с обществом отягощается личной драмой героя.

В отличие от Чацкого, Онегин отрицает счастье в браке, не верит в любовь. Хотя способность испытывать глубокие чувства не совсем чужда ему; мы узнаем, что когда-то и он мог верить в любовь, но свет убил эту веру. Новая встреча с Татьяной пробуждает в сердце Евгения любовь небывалой силы. Он даже заболевает и чуть не умирает от любви. И здесь Евгения ждет окончательный крах его надежд на личное счастье. Таким образом, трагичность их судеб уже объединяет наших героев.

Но это не единственное их сходство. Подтверждением тому служат изменения, которые происходят с Онегиным после убий­ства Ленского. В нем нарастает чувство собственной неполноцен­ности и бесполезности. Мы больше не видим холодного и расчет­ливого эгоиста, каким он казался в начале романа. Евгений уже не может, как прежде, думать только о себе, не замечать чувств и пе­реживаний людей, быть равнодушным к страданиям русского на­рода под гнетом крепостников. Как отличается этот Онегин от Онегина из первых глав романа! И как теперь явно его сходство с героем комедии Грибоедова.

Но основное, что объединяет Онегина и Чацкого, это неприя­тие их обществом. Евгений, как и Чацкий, умнее и честнее тех людей, которые их окружают. Поэтому он враждебен своим сосе­дям; они злословят о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да, да нет; не скажет да-с

Иль нет-с».
Таков был общий глас.

Точно так же рассуждают о Чацком гости Фамусова: «Шампан­ское стаканами тянул. — Бутылками-с, и пребольшими. — Нет-с, бочками сороковыми». Старуха графиня находит те же слова, что и соседи Онегина: «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в пасур-маны?» Общество «немыслящих» отвергает Чацкого, его «никто простить не хочет», потому что умный (деятельный) молодой чело-векявляется помехой их спокойному процветанию. Именно поэто­му Фамусов и заявляет, что «умнику» не место в московском свете.

Вот главное; что объединяет этих, казалосьбы, разныхлюдей — Евгения Онегина и Александра Чацкого; вот в чем их общая траге­дия. Общество не прощает им того, что они много выше среднего человека своего круга. Посредственность, самолюбивая ничтож­ность — вот кто счастлив в этом обществе. «Молчалины блаж**л* ствуют на свете!»[/sms]

Сочинение: Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 го­ду. Она дает общую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, ко­торая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передо­выми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего».

Все образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Ска­лозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий — все они явля­ются отображением действительности. Это люди глупые и ко­рыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их уст­ремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попираю­щей все живое.

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное — быть богатым. Идеалы этого общества представле­ны в монологах Фамусова: 

                                    …вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! —

Что за тузы в Москве живут и умирают!..
[sms]

Фамусов, старый московский дворянин, заслужил общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро­умен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор же раскрыва­ет образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозя­ин, но и убежденный крепостник, яростный противник просве­щения. «Забрать все книги бы да сжечь», — говорит он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в на­уку впереть ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе, так как оно расценивает человека по его происхождению и числу крепостных душ. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее добавляет: «Вот, например, у нас уж ис­стари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых — тот и жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый — прах и суета».

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, на служ­бу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он очень серьезно относится к службе. И если Фамусов отно­сится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий пря­чусь, когда дурачиться — дурачусь, а смешивать два эти ремес­ла есть тьма искусников, я не из их числа».

О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».

Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова — подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — го­ворит полковник.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! отрезвился я сполна», — говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это — поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гу­манность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Он защищает свою точку зрения в спорах, разговорах со всеми действующими ли­цами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за прав­ду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, ко­торый является основой их благополучия. Прошедший век, ко­торым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это двоюродный брат Ска­лозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, та­ким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хо­тел намекнуть читателю, что время «века минувшего» прохо­дит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный. [/sms]

Фамусов и Чацкий в комедии А. С. Грибоедова

Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами «В той комнате незначущая встреча. «(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем «незначащая»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.

В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело. подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой. «, когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.

Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»

Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя.

Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:

При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки.

Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».

А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума. »). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.

Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.

Чацкий — это представитель малочисленной группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо более убедительны и содержательны. Однако обличительные речи этого героя гости Фамусова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свои мнения перед теми людьми, кто ни о каких реформах и думать не хотел. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляющие об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права.

Чацкий и Фамусов — сравнительная характеристика героев в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни.

В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.

Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами.

Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.

Суть общественного конфликта

Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий.

Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.

Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.

Поведение

Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.

Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.

Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.

Взгляды

Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.

Понимание слова «ум»

Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».

В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.

Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.

О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.

Отношение к людям

Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.

Для Фамусова существуют чёткие критерии, по которым он судит людей. Среди них нет достоинства, чести. Чем человек богаче и выше по служебной лестнице, тем более он значим в глазах этого персонажа, и наоборот. Для него не существует таких ценностей, как любовь, семейное счастье. Для дочери он планирует брак по расчёту. «Кто беден, тот тебе не пара», — заявляет он ей.

Отношение к богатству, чинам

Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.

Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.

Отношение к службе

Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.

Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.

Отношение к крепостному праву

Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.

Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.

Отношение к иностранному

Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».

Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.

Отношение к образованию

Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.

Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».

Занятия и времяпрепровождение

Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.

Любит праздность, мотовство, пир.

Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.

Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».

Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне.

Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума»: столкновение, конфликт взглядов, Чацкий и фамусовское общество

illjustracija Gore ot uma Famusov Chackij M Bashilov
Фамусов и Чацкий.
Художник М. Башилов

Фамусов и Чацкий являются центральными персонажами комедии «Горе от ума».

Фамусов и Чацкий в комедии «Горе от ума», столкновение, конфликт взглядов Чацкого и фамусовского общества

«. между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.

Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.

Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него. ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии «Горе от ума».

По своему общественному положению Фамусов — богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он — представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п. Также смотрел на службу Фамусов.

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах.

В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными — вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить.

Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты «минувшего века», так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I.

В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а . для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве.

Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.

Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; . он. целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву.

Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. . он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой.

Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова.

Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение. В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива.

Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.

Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.»

(из книги С. Бураковского ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.)

***

«Сопоставление Чацкого и барской Москвы. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает . коллективный образ барского общества.

В «Горе от ума» воссоздана . Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая.

Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы.

В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит».

Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма.

Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим.

В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей.

Драматург-реалист . предвидел ближайшее будущее. : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.»

(Н. К. Пиксанов, статья в книге «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» под ред. Н. К. Пиксанова, серия «Литературные Памятник», изд-во «Наука», М. 1969 г.)

Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума сочинение

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы видим столкновение и конфликт разных сторонников общества, а именно Фамусова и Чацкого. Фамусов и его общество это полное олицетворение взглядов прошлого века, но полной противоположностью таковых является Чацкий.

Фамусов и его семья только внешне пытаются показать, что это люди чести, образованности, но на деле это люди, которые преследуют лишь материальные ценности и не больше. Чацкий же является олицетворением нынешнего века. Он является человеком духа, нравственности, морали. Он старается внести свет, в общество порочных людей. Он вступает в борьбу, которая приносит ему душевные муки и волнения.

Чацкий — сын друга Фамусова. Он влюблен в Софью Павловну, с которой вместе воспитывался. Он романтик в душе, и его порывы можно сравнить с декабристами. Он мечтает служить народу, но не прислуживать, стремиться выступать против чиновников, чинопочитания, лжи, лицемерия. Александр Андреевич мечтает объехать весть свет. Чацкий стремится к честности, верности, дружбе. Он очень сильно любит Родину. Отслужив, он возвращается к своей возлюбленной Софье Павловне. Но, увы, Софья его не ждала.

Фамусов – зажиточный московский чиновник, он любитель веселья, богатых светских ужинов, высоких чинов и слепого подчинения высокопоставленным чинам. Павел Афанасьевич любитель лести, чинопочитания. Унижение перед сильными, высшими чинами. Именно это Павел Афанасьевич советует молодым людям, которые желают служить.

Чацкий был, действительно, человеком образованным. Он объехал много стран, чтобы получить новые знания. Настоящее образование развивает в человеке гуманность, чувство нравственности, а также любовь к родине и к окружающему миру.

Но фамусовское общество не готово к таким изменениям и таким убеждениям. Они считают убеждения Чацкого дикостью. Общество высмеивает Александра Андреевича, ведь он противоречит традициям Москвы.

В комедии — трагедии раскрывается борьба между слоями. Это выглядит как противостояние между Чацким и барской Москвой. В борьбе которой каждая из сторон пытается доказать свою правоту. Но Чацкому не становится легче, ведь в обществе в котором он жил, не было единомышленников. Даже возлюбленная Софья Павловна отвергла его, выбрав вместо него Молчалина. Ценности Чацкого были непризнанны обществом. Чацкий был, попросту, отвергнут обществом.

Столкновение и конфликт взглядов Фамусова и Чацкого

Чацкий и Фамусов олицетворяют два поколения российского дворянства в начале девятнадцатого века. Их ценности и взгляды на жизнь противоположны, в столкновении мнений этих героев автор показал борьбу идей своего времени, вызванную сменой столетий и войной 1812 года.

Чацкий – представитель «новых людей». Он образован, хорошо пишет, облоадает остроумием. Просвещение для него является несомненным благом, также как и прогресс. Чацкий желает разрушать отжившее и строить новое общество, которое должно быть в согласии с «духом времени».

Представитель консервативных кругов дворянства Фамусов, как и Чацкий неглуп. Однако он в излишнем распространении образования видит опасность. Это типично для консерватора, который соглашается допустить в жизнь что-либо новое только в случае острой необходимости.

Коренным образом отличаются и взгляды этих персонажей на службу. Чацкий признает необходимым приносить пользу обществу и родной стране, однако, ему претит унижение. Он не хочет жертвовать свое достоинство ради карьеры.

Фамусов просто не понимает Чацкого. Для представителя старшего поколения угодничество и низкопоклонство – это часть естественного порядка вещей, ему сложно даже представить, как все может быть устроено иначе. Он приводит в пример своего дядю, который насмешил императрицу, когда повел себя, по сути, как шут.

Отношение к семье также отличается кардинальным образом. Если Чацкий ставит во главу угла любовь, то его старший оппонент видит в браке скорее сделку. По мнению Фамусова, главное в браке – это положение супругов и материальный достаток, а чувства не играют особой роли. Главное при выдаче дочери замуж – это обеспечить ее. Здесь он озвучивает позицию, которой придерживалось большинство населения страны, представители и знати и простого народа.

Столкновение старого и нового в лице Фамусова и Чацкого оканчивается поражением представителя прогрессивных взглядов, которому симпатизирует автор. Он оказывается в меньшинстве и покидает сцену, время подобных людей еще не пришло. Идеи приоритета личности перед устоявшимися порядками еще должны были пробивать себе дорогу.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Сегодня я расскажу о том, как мне посчастливилось один раз побывать в театре, где показывают балет и оперу. Этот день запомнился мне навсегда. Помню, как мама предложила мне посетить вместе с ней этот театр

Для меня Печорин, действительно, абсолютно странный человек. Я его совсем не понимаю. Конечно, я слышала о том, что люди, когда достигают цели, теряют к ней интерес…

Каждому человеку доводилось слышать такую фразу, как братья наши меньшие. Но кто они? Догадаться, конечно, не сложно – это любимые всеми животные. Видимо это выражение стало популярным в те годы

В сказке «Волшебный барабан» повествуется рассказ о нищем солдате, который держит путь с войны домой. Повстречалась на пути солдату старушка, которая попросила у него немножко денег. Найдя в кармане

В басне «Девочка Снегурочка» говорится о двух стариках, у которых не было ребенка. Смотрели они, как радостно играют в снежки соседские ребята, и однажды старик принес комочек снега к себе домой.

«Почему Чацкий обречен на одиночество?» — сочинение-рассуждение

Чацкий – это герой, наделенный щедростью души, свободолюбием и независимостью. У него есть собственный взгляд на все происходящее, он стремится бороться с несправедливостью. Чацкий полон любви к народу и желанием свергнуть жестокую крепостническую систему. Чувства этого героя непосредственные и искренние.

Он служит примером того, как сложно доносить до общества новые идеи, особенно если оно такое закостеневшее в своих взглядах, как фамусовское. Тот, кто рискует это делать, становится изгоем и обречен на одиночество. Ведь в произведении прогрессивные идеи преобразований в обществе, морали и стремления к духовности продвигает только Чацкий. Герой требует «службы делу, а не лицам», что противоречит взглядам Фамусова. Его жизненным девизом является: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В «Горе от ума» создан новый человек эпохи, не такой как все, из-за этого обреченный на одиночество и неприятие. Чацкий проповедует новые идеи и взгляды, осуждает нравы, составляющие основу барского общества. Это, безусловно, очень мужественный человек, достойный уважения.

Он сталкивается с тем, что его передовые взгляды чужды здешнему обществу и даже вредны. Эти идеи будоражат устоявшийся привычный строй, который для многих удобен. Чацкий старается добиться перемен, но это оказывается не так-то просто. Окружающее болото стремится поглотить его, превратить в одного из них, но стать частью серой массы для героя все равно, что нравственная смерть.

Приняв решение бороться с системой, герой остается в полном одиночестве. К тому же аристократия не прощает ему таких вольностей: его свободолюбия и независимости. Они распространяют нелепый слух о сумасшествии Чацкого, отвергая его и изгоняя из своего привычного мира.

Одиночество героя легко объяснить его несовместимостью с барским обществом. У них совершенно противоположные ценности, цели и идеалы. Представители аристократии не в силах принять взгляды «бунтаря», ведь тогда им придется отказаться от удобного и уютного мира, к которому они привыкли. А это, конечно, невозможно. Так Чацкий становится изгоем, одиночкой.

Заказать сочинение
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Сочинение Почему Чацкий обречен на одиночество по комедии Горе от ума

Комедийное произведение горе от ума является одним из наиболее показательных примеров в вопросе смены поколений. В произведении хоть и через призму комедии, но ясно и отчётливо проглядывается поднятие вопроса несовместимости двух поколений, говоря, что на замену старому обязательно должно прийти новое. Поднимая вопрос поколений в произведении, мы знакомимся с поколением Чацкого и поколение Фамусова. Поколение Чацкого это люди с оптимизмом к прогрессу и инновациям в своей жизни, а поколение Фамусов это люди живущие затворничеством и консерватизмом.

Так как в произведении преобладают люди типа Фамускового общества, то людям общества Чацкого, а в частности Чацкому, приходится очень тяжело в общении, да и просто в нахождении рядом друг с другом. Чацкий отчаянно пытается переубедить общество Фамусова в их консервативности, однако, потерпев неудачу, Чацкий пытается еще множество, раз, но так и не добивается своего. Таким образом, автор показывал нам проблему поколения старого и поколение нового, стараясь преподать всё через призму комедийности и сатиры.

Вследствие полного непонимания со стороны окружающих Чацкий прибывает в гордом одиночестве, и скорее всего в нём и останется. Чацкий обречён на одиночество по целому ряду причин объединённых одним словом – недопонимание. Чацкий, являющийся поколением новым, попросту не может взаимодействовать с поколением старым, по причине стереотипности мышления и устаревшей философии жизни. Поколение же старое, коих в произведении большинство, попросту не понимает Чацкого, принимая его за сумасшедшего или очень странного типа. Именно поэтому Чацкий обречён на одиночество до тех пор, пока его поколение не станет преобладать.

С помощью комедии, которая является самым простым литературным способом донести идею массам, доносит до нас идею о столкновении двух веков, тем самым говоря нам мыслить шире и постоянно развиваться, стараясь не быть из поколения Фамусова, то есть консерваторами и не желающими перемен. Я считаю, что автор хорошо раскрыл всех персонажей произведения, что дало понять нам суть его посыла в нём.

Вариант 2

Страшновато, конечно, звучит эта тема. Обречен – это значит, что он всегда будет один, несмотря на своё желание найти кого-то.

Александр Чацкий влюблен в Софью. Он осознал свою любовь, которая выросла из детской влюбленности в сильное чувство. Александр Андреевич так долго был за границей, встречал, конечно, многих интересных женщин, но не нашел среди них той самой. Софья на расстоянии стала казаться ему ещё милей, как я думаю. Когда он вернулся, то увидел, какой Софья стала красавицей. Вот он и влюбился!

«Чуть свет» уже прилетел он к своей возлюбленной, а она-то давно любит другого. Того, между прочим, кто её не достоин – Молчалин. А Чацкий даже не может представить Софью с этим подхалимом. В общем, это сильное чувство Александра Андреевича не найдёт отклика у Софьи, она даже посмеётся над ним, пустив слух, что он сумасшедший. Я думаю, что он её злил своей правдивостью, а ещё тем, что видел «насквозь» этого нехорошего Молчалина, который уже даже Софью обманывает.

Но один провал ещё не беда… Почему же обречен? Можно предположить, что Чацкий останется верен образу Софьи, воспоминаниям хорошим. Может быть, Чацкий однолюб. Возможно, что его сейчас так ранит неудачный роман (первая ведь любовь), что он и не сможет смотреть на других женщин. А брак для «удобства», как у его страдающего друга, которого Чацкий видит с женой на балу, не для Александра Андреевича. Вообще, Чацкому плевать на мнение света. Плевать, если где-нибудь когда-нибудь скажут, мол, ты, батенька, не женат, а это непринято… Он лишь посмеётся. Или жениться для положения в обществе, карьеры, богатства – не для него.

И нельзя забывать, как Чацкий всех, простите, ненавидит и презирает… Смеётся он над жеманными дамами света. Но простая женщина (из народа!) тоже не для него – она не поняла бы этой тонкой души.

Да, и речь не только о семье ведь! Одиночество – это и отсутствие друзей, приятелей, знакомых… Но тут похожая ситуация. Из-за того, что «надо иметь знакомства» Чацкий не стал бы общаться. А найти ему «по плечу» людей не так уж просто. Ему нужно бы стать терпимей. Он видит недостатки окружающих, говорит об этом в открытую, а это обижает людей. И он сам испытывает столько негатива!

Получается, что если не по первой любви, не по расчёту, то и жениться ему не нужно. Думаю, что одиночества Чацкий не боится… И всё-таки хочу верить, что он найдёт мудрую женщину, которая смогла бы его понять и немного успокоить. Вот он уже и не будет одинок!

Почему Чацкий обречен на одиночество сочинение

В комедии Грибоедова «Горе от ума» как в зеркале отразились все социально – нравственные проблемы российского общества того времени. Здесь сталкиваются «век минувший» и «век нынешний». Представителем новых идей, обличающих пороки московского дворянства, является Чацкий. Смело, и яростно критикуя гостей и друзей Фамусова, он становится их врагом. В самом названии произведения частично кроется ответ, почему Чацкий остаётся одинок в своих устремлениях.

Александр Чацкий образованный, думающий, остроумный и смелый молодой дворянин. Он со всей решимостью готов противостоять нравам барского общества. Для него чужд смысл жизни этих людей — богатство, высокие чины, выгодная женитьба, весёлое безделье. «Вчера был бал, а завтра будет два», это всё, что делают в Москве, с негодованием отмечает Чацкий. Он не принимает их взгляды на служение Отечеству. Прислуживание начальству ради карьеры, считает низким и подлым делом. Чацкий считает просвещение благом для человека, а его противники мечтают собрать все книги, «да и сжечь». Фамусов предостерегает, что чтение книг приводит к «вольнодумию» и считает Александра опасным человеком.

В своих монологах Чацкий смело отстаивает свою гражданскую позицию. Он страстно обрушивается с критикой на своих противников, высмеивая их пошлость и нравственное ничтожество. Привыкшие к своему традиционному жизненному укладу, они негодуют и не понимают Александра. Его речи о просвещении, о науке, о свободолюбии принимаются за мысли человека, который «не в своём уме». Фамусовское окружение распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Не такой как все, Чацкий, отвергнут обществом. В финальной сцене он восклицает, что сложно выйти невредимым и не потерять рассудок тому, «кто подышит с вами воздухом одним»! Ему лучше бежать туда, где для рассудка и чувства «есть уголок», подальше от этих порочных людей. Трагедия личности Чацкого была предопределена. Человек, решивший бросить вызов системе, остаётся в одиночестве. Но это не значит, что его борьба была напрасной, Россия стояла на пороге перемен и, возможно, Чацкий примкнёт к движению «декабристов».

Рассуждение

В комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума» показано столкновение старого общества с новым, минувшего века с веком прогресса. Главный герой комедии является представителем нового века и современных идей.

Образ Чацкого – собирательный образ новой эпохи, стремящейся к духовности и морали, главная идея которой «служба делу, а не лицам».

Чацкий одинок в произведении, он сталкивается с препятствиями, непониманием, когда высказывает свои представления о жизни. Он честный молодой человек, свободолюбивый, ищет во всем справедливость, умеет любить чистой и преданной любовью. Одним словом он не такой как все общество, отличается от людей крепостнического строя. Чацкий воспитывался в доме Фамусова, хотел связать свою жизнь со службой Родине, но быстро завершил карьеру пояснив: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Далее герой стал путешествовать по миру и вернулся в родное место с новыми идеями.

Также Чацкий был влюблен в Софию, которую вынужден был оставить ради службы в армии, его любовь жива на протяжении всех его путешествий, вот только девушка уже любит другого, обманщика и подхалима, и совсем не видит в новом своем избраннике плохих качеств. Она тоже смеется над Чацким и первая пускает слух о его сумасшествии.

В комедии главный герой начинает осуждать старое «фамусовское общество» и отстаивать свои принципы. В монологе «А судьи кто?» Чацкий говорит о молодых, бескорыстных людях, которые занимаются наукой, жаждут познания, которые негативно относятся к сложившимся нравам. Чацкий высказывался против учителей из-за границы, так как они не могут научить детей главному — любить родную землю. Также он в открытую высказывался против крепостного права. Но его представления и речи никому не нужны. Люди не готовы сразу отказаться от своих привычек и что-то менять в сложившихся устоях. Чацкий не хочет становиться как все и понимает, что останется не понятым, а значит одиноким. Богатое старое общество нарекает Чацкого безумцем, сошедшим с ума, высмеивает его. Чацкий назван сумасшедшим, но его болезнь не страшна для общества, а может быть даже полезна, но он всегда будет одинок в консервативном обществе Фамусова.

Главному герою ничего не остается, как уехать искать «уютный уголок», где его идеи будут поняты и приняты, и где он не будет одинок. Возможно, ему ещё удастся найти верных друзей и преданную любящую женщину, хотя он совсем не боится одиночества. Ему легче быть одному в своих идеях, чем всю жизнь притворяться и существовать в эгоистичном обществе.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему Чацкий обречен на одиночество

Популярные сегодня темы

Цыганок был очень добрым, озорным, и работящим ребёнком, который всегда старался помочь всем окружающим. О его характере можно сказать, что он был альтруистичен

Когда смотришь на картину «Ковёр-самолёт», то обязательно возникают в голове самые радужные мечты о полётах. В современном мире существует множество средств, которые дают возможность человеку подняться в воздух и лететь

Русский язык — это очень красивый язык, который беспрерывно совершенствовался. Такие поэты, как Александр Сергеевич Пушкин или Михаил Лермонтов они влияли на него и украшали красивыми словами

В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

Особенно часто заметно такое расхождение вкусов и мнений среди людей, которые вынуждены находиться вместе или желают этого. Если это дружеская компания или семья, то расхождение не вызывает значительного раздражения.

shkololo2

«Горе от ума» — замечательное произведение, которое назвали комедией, хотя, если разобраться в сути, то комедия больше похожа на трагедию, ведь здесь человек передовых взглядов ведет неравную борьбу с устоявшимися взглядами, осуждая мораль, что легла в основу жизни фамусовского общества. Эта жизнь укоренилась в сознании каждого, но не у Чацкого, которого автор наделил замечательными качествами.

Одиночество Чацкого

Главный герой произведения «Горе от ума» — это собирательный образ, с помощью которого раскрыта тема одиночества. С помощью образа главного героя, автор хотел нам показать, насколько трудно привносить в мир что-то новое, насколько сложно жить там, где тебя не понимают, не принимают, так как закостенелые взгляды нерушимы. Такие люди, с новыми идеями и взглядами, как и Чацкий, обречены на одиночество, так как мало кто найдется из тех, кто станет идти рука об руку. Вот только Чацкий не сдается.

Одиночество Чацкого

Писатель наделил своего героя идеальными чертами человеческой души. Это человек с чувством собственного достоинства, он образован, умен, и главное, не желает жить в несправедливом мире, среди общественного устоя в мире прошедшего века. Он набрался смелости противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. Он противник крепостничества, которое угнетает людей. Герой комедии осуждает нравы, тем самым Чацкий становится одиноким в «фамусовском обществе», ведь его новый взгляд на жизнь никому не нужен, они готовы и дальше продолжать жить в своем болоте, которое всех затянуло с головой. Но это не о Чацком, который обречен на одиночество в этом фамусовском обществе.

Почему Чацкий обречен на одиночество? А все потому, что люди не хотят менять свою жизнь, их все устраивает, а сам же Чацкий для них, что изгой, безумец, которого нужно изгнать из их мира. Он несовместим с существующим обществом ,так как их взгляды другие, совершенно противоположные.

Грибоедов точно передал нам картину того, как тяжело приходится людям, которые решили свергнуть старую систему, это как два мира, которые хотят жить в одно время, но это у них не получается. При этом одиночество Чацкого – это явление современное, ведь до сих пор многие люди боятся перемен, они боятся стать на путь правильный, на ту тропу, которая была бы для них комфортна и существуют по установленным порядкам, даже если они перечат их взглядам, люди молчат и двигаются как стадо баранов», которое направляет «пастух». А так не должно быть, но пока есть. Возможно, в будущем, все изменится, ну а сегодня, «Горе от ума» — это произведение, что актуально и по сей день.

  • Отношение друг к другу сочинение
  • Отношение дубровского к отцу сочинение
  • Отношение или отношение как правильно пишется
  • Отношение к жизни пискарева и пирогова сочинение
  • Отношение к героям рассказа бедная лиза