Отношение данко к толпе в рассказе старуха изергиль

Богатый жизненный опыт дал м. горькому обильный материал для его первых произведений. в эти же ранние годы вырабатываются главные идеи

Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о противоречиях в
    характере главного советского писателя Максима Горького.
  • · Узнаем, что повлияло на
    развитие его литературного таланта.
  • · Разберёмся, почему Горький
    считал, рассказ «Старуха Изергиль» одним из самых красивых своих произведений.
  • Максим Горький – одна из самых противоречивых фигур в
    русской литературе.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Его называли основоположником соцреализма и символом
романтизма начала XX
века. Горький дважды становился политическим эмигрантом. Первый раз при царской
власти, второй – при советской. Оценивали жизнь и творчество писателя в разные
периоды истории нашей страны тоже по-разному. Горького возносили на вершину
славы и свергали с неё.

Алексей Максимович Пешков, известный нам под
псевдонимом Максим Горький, был единственным сыном Максима Савватиевича Пешкова
и его жены Варвары Васильевны. Писатель появился на свет 16 марта 1868 года.
Когда мальчику исполнилось 3 года, он тяжело заболел холерой. Его удалось
спасти, но болезнь оборвала жизнь его отца, который выхаживал своего больного
ребёнка.

Варвара Васильевна скоро вышла замуж второй раз, оставив сына
на попечение родителям. Детские впечатления о годах в доме бабушки и
дедушки позже нашли отражение в повести «Детство».

Конечно,
автобиографическую трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты» нельзя
рассматривать как абсолютно достоверный источник. Всё-таки это художественное
переосмысление своего жизненного опыта.

Но именно в этих книгах можно
проследить формирование личности писателя, его мировоззрения.

Огромное влияние на писателя оказала его бабушка, Акулина.
Горький вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется,
я и думал в формах её стихов».

После того, как дед Горького разорился, вся семья переехала в
самый нищий район. В 11 лет писатель узнал, что такое голод, унижения и тяжкий
труд.

Мальчику приходилось искать на улице старые вещи, чтобы продать их и
заработать на хлеб. Вот что писал Горький о школе: «…

ученики высмеивали
меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю,
что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной».

Училище главный советский писатель не смог закончить из-за
бедности. А к экзаменам в Казанский университет его не допустили из-за
отсутствия аттестата. Поэтому своим образованием Горький занялся сам. Чтение он
полюбил ещё с детства. В юности его любимыми писателями стали Флобер, Бальзак
и Стендаль.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Кроме того, Горький изучал философию, особенно работы Ницше
и Шопенгауэра.

Постоянная нищета, голод и неудачи заставляли Горького
браться за любую работу. Он был помощником
пекаря, грузчиком и сторожем. Работал в столярной и красильной мастерских и
даже тянул лямку бурлаком. Горькому приходилось жить в ночлежках. А иногда он и
вовсе оставался без крыши над головой.

Эти тяготы довели его до попытки самоубийства. А чувство
чудовищной социальной несправедливости нашло отклик в кружке марксистов.
Горький начал заниматься революционной пропагандой, попал под надзор полиции и
был арестован.

Первым литературным опытом Максима Горького стала поэма
«Песнь старого дуба»
, которую он показал своему новому знакомому – писателю
Владимиру Короленко. Короленко раскритиковал поэму. И Горький поклялся никогда
больше не заниматься литературой. К счастью для всей мировой культуры, клятву
он не сдержал.

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» был
опубликован рассказ «Макар Чудра». Именно тогда писатель впервые
подписался как Максим Горький. Вскоре в газетах появились и другие рассказы.

Ранний период творчества Максима Горького называют
романтическим. К романтическому периоду относится дебютный рассказ писателя
«Макар Чудра», рассказы «Емельян Пиляй», «Челкаш», «Старуха Изергиль» и многие
другие произведения. Главными темами этого периода для писателя стали тема
предназначения человека, тема борьбы низкого и высокого в его душе, тема
отношений человека и общества.

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» возник у писателя, когда
весной 1891 года Горький путешествовал по южной Бессарабии. Но работа над этим
произведением была закончена только осенью 1894 года. В печать рассказ вышел
следующей весной в апрельских номерах «Самарской газеты».

Писатель очень ценил это произведение. «Видно, ничего не
напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал»,
– годы
спустя признавался он в письме Антону Павловичу Чехову.

В рассказе «Старуха Изергиль» очень яркий романтический
колорит. Это и экзотическая атмосфера южных молдавских земель, и
противопоставленные обществу исключительные герои, и мотив борьбы.

Кроме того,
в рассказе проявляются особенности, характерные для жанра притчи. Притчей
называют короткую поучительную историю с ярко выраженной моралью.

Назидательный
тон и нравственный пафос присущи практически всем горьковским произведениям
романтического периода.

Ключевую роль в рассказе играет сложная многослойная
композиция. В «Старухе Изергиль» есть легенды о Данко и Ларре. Есть
герой-рассказчик, старуха Изергиль, которая рассказывает эти две легенды и
историю собственной жизни. И есть автор-рассказчик, который даёт оценку всем
героям и их поступкам.

Как соотносятся истории старухи Изергиль, Данко и Ларры?
Прежде всего, это три разных жизненных позиции. Ларра живёт вне людей и для
себя. Данко живёт с людьми и для людей. А старуха Изергиль прожила жизнь с
людьми, но для себя. Она словно объединяет в себе этих двух героев,
противопоставленных друг другу.

Данко – идеальный романтический герой, который
пожертвовал собой ради блага людей. Ларра – абсолютный эгоист, образ
сверхчеловека, который уверен, что ему можно всё.

Сила и красота Ларры – ничто
без уважения к людям и их законам, без доброты и без цели в жизни. Цивилизация
отторгает его.

Это своеобразное предупреждение писателя современникам,
увлечённым теориями Фридриха Ницше о сверхчеловеке.

Старуха Изергиль – образ более сложный. Она горда,
отважна, свободолюбива и сильна. Изергиль способна рисковать жизнью ради
любимого человека.

Именно из её уст звучат слова о подвиге: «В жизни, знаешь
ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для себя, – те
просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали
жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не
пожирала бы людей бесследно…»

Но жизнь самой Изергиль прошла бесследно. Она относилась к
людям равнодушно и потратила жизнь на удовольствия и любовные приключения. Не
зря описание внешности красивой в прошлом старухи так напоминает о тени Ларры.
Призраке иссохшего красавца-орла.

Как это и бывает в притчах, мораль рассказа «Старуха
Изергиль» предельно ясна. Эгоизм и потакание своим порокам – это путь к
забвению, зря растраченное время и силы. Смысл человеческой жизни писатель
видит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу.

Вместе с тем, в рассказе «Старуха Изергиль» писатель
рассуждает и на многие другие важные темы. Например, в легенде о Данко
раскрываются проблемы самопожертвования. Общество не ценит жертв, а зачастую
даже пытается противодействовать герою.

Так люди на середине пути бунтуют
против Данко, а выйдя к свету, тут же забывают о нём. Горящее сердце осторожный
человек давит ногой. В историях старухи Изергиль и Ларры раскрывается проблема
свободы и вседозволенности, в которую превращается свобода, если человек
эгоистичен.

Тогда как свобода Данко неотделима от чувства осознанной
ответственности за тех, кого он повёл за собой.

Очень интересно раскрывается в рассказе тема любви. Ларра
любит только себя. Изергиль заменяет любовь страстью. При этом объекты её
страсти стремительно меняются.

По сути, это просто другая форма любви к себе и
удовольствиям. По мнению писателя, истинная любовь именно та, что живёт в
сердце Данко. Это бескорыстная, всеобъемлющая любовь ко всем людям и ко всему
миру.

Именно поэтому образ Данко часто сравнивают с образом Христа.

Как мы знаем, в конце XIX – начале XX
века романтизм переживал своё второе рождение. Многие романтические традиции
унаследовал символизм. Но романтизм Горького никогда не был оторван от жизни.

Концепция чистого искусства была чужда этому писателю. Образ Данко для Горького
– образ идеального революционера.

А после выхода «Песни о Буревестнике» за
писателем закрепилось прозвище «буревестник революции».

В 1901 году в творчестве Горького начинается новый этап. Он
знакомится с Толстым и Чеховым, пишет роман «Трое» и пробует свои силы в
драматургии.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Создаёт знаменитые пьесы «Мещане» и «На дне». Популярность
Горького растёт. Его пьесы ставят и в русских, и в европейских театрах.
Нижегородская квартира писателя становится местом встреч русской интеллигенции.

Там бывали писатели Чехов, Бунин и Толстой. Частыми гостями стали знаменитый
оперный бас Фёдор Шаляпин, художник Илья Репин и актёр Константин Сергеевич
Станиславский.

Квартиру Горького за это называли «Горьковской академией».

В тысяча девятьсот втором году Горького избрали почётным
академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но по
личному распоряжению императора Николая II это избрание аннулировали.

В знак протеста Чехов и Короленко
отказались от членства Императорской
Академии наук. У Горького даже появились подражатели, которых в литературных
кругах называли «подмаксимовками».

К «подмаксимовкам» причисляли даже
Бунина и Куприна.

Популярность Максима Горького была настолько велика, что,
когда его арестовали за создание прокламации с призывом к «немедленной,
упорной и дружной борьбе с самодержавием»,
на защитуписателя встал
весь мир.

Писатели Том Харди и Анатоль Франс, скульптор Огюст Роден, композитор
Джакомо Пуччини и многие титаны мировой культуры требовали освободить Максима
Горького.

В некоторых европейских странах даже организовывались студенческие
демонстрации.

Такого напора общественности власти не выдержали. Писатель
вскоре вышел на свободу и уехал в Соединённые Штаты Америки.

Там он встречался
с читателями и журналистами, общался с писателями, успев подружиться с Марком
Твеном. И попутно собирал деньги для большевиков. Горький поддерживал революцию
не только агитацией.

Часть гонораров он перечислял на нужды большевиков, а на
его даче даже собирали бомбы.

В Америке писатель провёл полгода, а после уехал на Капри,
чтобы лечить обострившийся туберкулёз. В эмиграции Горький продолжал активно
заниматься и литературой, и политической деятельностью. На родину он смог вернуться
только в 1913 году, когда объявили частичную амнистию политзаключённым честь
трёхсотлетия дома Романовых.

Будучи под постоянным надзором полиции, Горький издавал
политический журнал «Летопись»
, в котором печатались стихи Маяковского,
Есенина и Блока. Во время Первой Мировой войны Горький писал антивоенные
статьи. Кроме того, буревестник революции открыл издательство «Парус», в котором издавались
книги многих его знакомых коллег по писательскому цеху.

Издателем Горький был очень успешным.

Открытое им уже в 1919
году издательство «Всемирная литература» буквально спасало жизни русским
писателям, поэтам, переводчикам и литературоведам, обеспечивая их работой в
голодные годы Гражданской войны.

Горький создал организацию «Дом искусств»,
ставшую прообразом Союза Писателей. Поддерживал молодых литераторов. К Горькому
обращались с просьбами о помощи. Он пытался спасти Николая Гумилёва,
арестованного по обвинению в заговоре.

В 1921 году Горький покинул Советский Союз. Официальной
причиной было лечение обострившегося туберкулёза. Неофициальной – разногласия с
большевиками. Романтик и гуманист Горький не хотел принимать жестокость новой
власти и открыто критиковал её.

На родину писатель приехал только через 7 лет, в 1928 году.
По личному приглашению Сталина он объехал почти половину страны, чтобы увидеть,
как она изменилась при советской власти. Горький был восхищён успехами в
строительстве социализма, но окончательное возвращение на родину состоялось
только в 1931 году.

Первому лицу советской литературы власти выделили знаменитый
особняк Рябушинского в центре Москвы, дачи в Крыму и подмосковных Горках. В
Горки к нему приезжали зарубежные поэты и писатели, в том числе и знаменитый
английский фантаст Герберт Уэллс.

В июне 1936 года писатель умер от пневмонии. Похоронили его в
Кремлёвской стене.

Пожалуй, в советской литературе не было фигуры значительней,
чем Горький. Не только потому, что его ценила власть.

Вряд ли был кто-то, кто
сделал больше для развития и сохранения русской литературы, чем Горький:
издательская деятельность, помощь литераторам, организация Союза Писателей. О
литературном таланте Горького говорили его современники.

На Нобелевскую премию
писателя выдвигали пять раз. А когда в итоге она досталась не Горькому, а
Бунину, Марина Цветаева возмущённо написала:

«Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно
больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький.
Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи».

А вот как говорил о значении Горького знаменитый немецкий
писатель Генрих Манн:

«Горький расширил область литературного творчества, открыл
новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового
читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её,
представителей того класса, который до того в литературе представлен не был.
Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги»
.

Сочинение по литературе в декабре. Направление «Я и другие». Тема дисгармонии в отношениях людей в русской литературе. Аргумент. Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль»

 Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Тема отношения человека и общества, причин дисгармонии в них, является центральной в легенде о Ларре. Почему общество не принимает героя, изгоняет его, что является одним из самых страшных наказаний? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, каков герой, как он ведёт себя с окружающими.

Ларра – сын орла и земной женщины. Вся его жизнь проходила вдали от людей, он не имел возможности общаться с ними, в нём не привили правил поведения с другими.

Гордость, самовлюблённость, в высшей степени эгоизм, стремление к достижению цели любой ценой  – вот его основные черты характера, ведь он – сын орла, этой сильной птицы, не знающей поражения.

«Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» – в этой фразе заключена вся сущность Ларры. «…он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».

Оказавшись среди людей, Ларра пренебрёг их традициями, порядками, правилами, главные из которых – это уважение старших, учёт желаний других, порядочность по отношению к женщине. Ларра сразу же поставил себя над людьми.

Особенно негодование людей вызывало отношение героя со старейшинами . “И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…

По мнению Ларры, любое его желание должно сразу исполняться. Ему понравилась девушка – значит она должна идти с ним. А если в ответ он видит с её стороны нежелание выполнить его приказ, то он просто жестоко убивает её, объяснив циничто причину своего поступка: ««Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула…»

Трагична судьба и самого героя. Отвергнутый обществом, он получил вечную жизнь, которая человеку просто  не нужна, если вокруг нет никого: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно!» Даже имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». «И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!”»

Легенда имеет огромное воспитательное значение. Каждый должен понимать, что «за всё, что человек берёт, он платит собой», за любые слова и поступки обязательно приходит расплата. Поэтому нужно стремиться жить в гармонии с людьми, только так можно стать счастливым.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Максим Горький «Старуха Изергиль» – анализ произведения

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы.

Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений.

Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года.

Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность.

Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот.

Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем.

Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Свобода от всего – наказание» (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна11ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А. Свобода от всего – наказание» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86637 (дата обращения: 21.10.2021).

Человек во все времена стремился к свободе. Сложно существовать, находясь в каких-то рамках. Для многих быть свободным – значит жить полной жизнью, не зависеть от людей, от их мнения.

Отсюда образ счастливого и светлого будущего. Каждый из нас мечтает о независимости действий, слова, мысли. Но не всяка свобода бывает подарком судьбы.

Для некоторых она становится крестом, который приходится нести на себе всю жизнь.

Так, в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» поднимается эта актуальная и по сей день проблема – проблема свободы. Ларра – сын простой женщины и орла. Попав в общество людей, герой выставляла напоказ свою гордыню, доставшуюся от отца. Ларра ставил себя выше всех, презирал людей и жестоко обращался с ними.

Он жаждал свободы, жил по своим правилам, не задумываясь, что вседозволенность может привести к ужасным последствиям. Герой убил девушку, оттолкнувшую его. Племя пыталось придумать казнь, достойную его преступления.

Как бы это парадоксально не звучало, но люди наказали Ларру свободой, тем, к чему так усердно стремятся многие из нас. Юноша был обречен на одиночество до конца своих дней. Он стал вольный, как птица. Но такая свобода – мучение. Устав от жизни, Ларра предпочёл быть убитым людьми, но земля не приняла его.

Герою не улыбалась ни жизнь, ни смерть. Свобода превратила его в едва заметную тень. Вот что сотворила с человеком высокомериеcх [1].

Образ Данко – полная антитеза образу Ларры. Как рассказывает легенда, люди были обречены на страшную смерть в дремучем лесу. В образе Данко Горький воплощает свой идеал сильной личности, готовой пожертвовать собой во имя высокой цели.

Устав идти, люди стали судить Данко, сулили ему смерть и даже были готовы сдаться врагу. Но герой был свободен от мнения народа. Он вырвал своё сердце, чтобы осветить путь. Воля Данко противопоставляется безволию толпы. Жертвенность спасла людей, но убила его самого.

Горький уверен, что свобода человека – это способность отдать свою жизнь ради благого дела.

Старуха Изергиль поведала слушателю и о своей жизни. Особое место в рассказе занимает история её судьбы – олицетворение нравственных ценностей, красоты и свободы.

В жизни Изергиль было много мужчин, и ради них она была готова на самопожертвование. Это сближает её с Данко. Но Бог наказал женщину, сделав её, как Ларру, одинокой до самой смерти. Она также оставалась свободной, но была никому не нужна.

Её черные глаза были пусты и серы, совсем как то, что осталось от Ларры [2].

Я глубоко убеждена, что человек сам творец своей судьбы. Свобода – это довольно противоречивое и многогранное понятие. Тем, кто достойно живёт, она будет ниспослана с небес, словно подарок от Бога. А тот, кто проявляет высокомерие и чувствует вседозволенность, будет наказан свободой.

Библиографический список

  1. Ямадзи А. Структурообразующие элементы в рассказе “Старуха Изергиль //          Горький – художник и мыслитель. Горьковские чтения. – 2016. С. 142-151
  2. Сопина Е.С. Сложный и многогранный внутренний мир героев Максима Горького в рассказе “Старуха Изергиль” // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. – 2017. С. 210-214

Количество просмотров публикации: Please wait

Характеристика и образ Данко в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

Данко обладает храбрым, мужественным характером. Ему глубоко безразлична возможная собственная смерть, если речь идет об угрозе жизни другим людям, им любимых. Также герою свойственны милосердие и сострадание. Данко способен понести тяжкую ответственность и поэтому он может выступать в роли лидера. Излучая от своей сущности харизму и уверенность, Данко симпатизирует людям, и они соглашаются пойти за ним следом, уверенные, что он их выведет из леса и спасет. Уроженец древних племен, он уважал родовые традиции и был готов сделать все что угодно для улучшения благосостояния сородичей.

У Данко была мечта – прожить жизнь не для себя, а для окружения. И когда его племя заблудилось в лесу, он понял, что его миссия на земле может быть выполнена – он вынул свое горящее сердце и, освятив людям дорогу, спас их, при этом умерев. Данный подвиг причисляет Данко к героям, потому что не каждый может быть счастлив, исполняя чужие мечты. У Данко это получалось.

Однако, несмотря на все положительные стороны Данко, описанные выше, он жил в одиночестве и всегда конфликтовал с толпой. И все равно он отдает собственную жизнь, во имя спасения ближнего своего. Омрачает поступок Данко тот факт, что народ, который он спас, отнесся к его поступку не как к геройству, а как к обязанности. Данко, утративший все силы, падает на землю и последние секунды своей жизни смотрит, как люди, которых он спас, ликуют и радуются, не замечая, как он окровавленный умирает. И тут характер Данко показал себя с хорошей стороны – погибая, у него не было и грамма сожаления о содеянном. Данко прожил всю жизнь, строго придерживаясь своего принципа: жить во имя самопожертвования.

В образе этого героя олицетворено революционное начало, которое было характерно для того исторического периода, на просторах которого писал Максим Горький. Люди, которых загнали в места, не пригодные для жизни, — это воплощение рабочего класса, крестьяне, а Данко – солнечный луч в этом мракобесном подземелье, который готов умереть ради светлого будущего.

Сочинение Образ Данко

Горький пишет историю Данко как историю сверхчеловека, человека нового времени. В этом образе есть много сходного с великими личностями, которые действительно выводили (или хотя бы старались вывести) людей из «смрадного леса».

Возможно, отыскать нечто похожее на Христа или образ революционера, который отдает себя ради идеи. К примеру, есть возможность увидеть нечто похожее с подвигами героев «Так закалялась сталь». Да и в целом подобных примеров во времена Горького было немало.

Тем не менее, образ Данко является собирательным и символическим, он указывает на какую-то архитепическую историю. Такой сюжет наблюдается в мире практически всегда, возможно даже весь мир существует в таком цикле, когда человечество вводится в болотистый лес, условно говоря, загоняется туда «другим племенем», но появляется герой способный вести за собой.

Фигура Данко является именно героической, перед нами личность, которая обладает внутренней уверенностью и глубоким бескорыстным состраданием. Наверное, такие люди и движут миром, периодически «вытаскивая сердце из груди», дабы осветить другим путь. Они не ожидают ничего и движимы только глубоким состраданием к людям и намерением принести настоящую пользу другим.

Только вот сердца таких людей как Данко вспыхивают только на мгновение, а потом снова наступает темнота. Конечно, Данко вывел своих людей на спокойные и свободные луга, подарил свет.

Однако, темнота может не быть снаружи, но может оставаться в душах простых людей. Ведь именно движимый каким-то страхом один из людей, которых Данко спас, раздавливает его сердце. Этот жест Горький описывает невероятно точно и фактурно, указывая на стыдливо-трусливую натуру простого человека.

Поэтому такие люди снова в итоге окажутся в смардном лесу загнанные другим племенем или сделают такой лес из степи. Так или иначе, снова появится тот, кто имеет сострадание к несчастным, и снова выведет из леса, но они снова пройдутся по нему, забыв о великом подвиге.

Сочинение 3

В произведении «Старуха Изергиль» Максим Горький повествует две истории, в которых изображаются сильные люди. Но они противопоставлены друг другу, потому что один совершает действия ради своего благополучия, а второй ради благополучия окружающих. Второй персонаж — это Данко, история которого повергнет в шок многих читателей от малого до большого возраста.

Однажды жил один народ на своей земле, все у них было хорошо, но пришли захватчики. Они прогнали людей в лес, а этот лес был очень большим и страшным. Народ даже хотел сдаться в плен завоевателям, чтобы не умереть. Но пришел один парень по имени Данко и пообещал народу вывести их из дремучего леса. Народ поверил ему и пошел за ним. Они шли по сложной и труднопроходимой дороге, и люди даже пожелали убить парня, потому что думали, что он не сможет их вывести, а они останутся навсегда в этом страшном лесу. Но Данко был самоотверженным, поэтому хотел довести народ до выхода любыми силами, он сделал все возможное и невозможное для этого. Когда силы у людей были на пределе, Данко встал и вырвал из своей груди сердце. Оно осветило дорогу, которая вела к выходу. Этот путь оказался совсем маленьким и легкопроходимым. Но Данко уже упал на землю, он был мертв. Никто из людей не заметил потерь, потому что они были счастливы от того, что вышли из леса. Никто не вспомнил о своем спасителе, о человеке, без которого народ бы не вышел из дремучего леса.

Характеристика Данко

Данко — самоотверженный человек, который отдал свою жизнь ради спасения людей, они получили свободу и счастье только благодаря главному герою. Максим Горький пишет о Данко, что он был бескорыстным, храбрым, самоотверженным, сильным, смелым и мужественным парнем. Как вы можете понять из сюжета произведения, главный герой умер, но он погиб ради людей, которые нуждались в помощи. У него был стойкий, волевой, сильный характер, он обладал невероятной силой духа, внутренним богатством, отвагой, огромной любовью к людям. А сам Максим Горький характеризует главного героя как лучшего из людей.

Таким образом, делая вывод из всего вышесказанного, хочется добавить, что Данко – человек, который обладает лучшими качествами. Каждый из нас должен стремиться быть таким как он хотя бы на половину, тогда весь мир станет преображаться только в лучшую сторону.

5 вариант

Прожив интересную и насыщенную жизнь, Максим Горький всегда был связан с народом. Он был очень талантливым писателем и, к тому же, революционным борцом. Коллеги-писатели выражали ему уважение. В своих произведениях он ярко и точно описывал жизнь простого русского народа, умело используя литературные приемы.

Одним из главных образов романтических работ Горького в раннем периоде творчества является образ героя, который готов к смелым поступкам и подвигам. Все это герой делает для народа и его благополучия. «Старуха Изергиль» как раз относится к таким произведениям. Этот рассказ заставляет людей задуматься о своей жизни. Произведение строится на рассказах старухи Изергиль о событиях из своей жизни. Она повествует о Ларре и Данко. Рассказы звучат как легенда. Данко – молодой, смелый, счастливый парень, которые живет рядом с народом, потому что любит людей больше, чем себя.

Данко – бесстрашный юноша. К подвигу его ведет желание помочь народу, сделать жизнь людей лучше. Данко появился перед обессиленным, замученным страхом племенем, когда они хотели сдаться врагу. Люди были окутаны страхом и готовы были на все, лишь бы их жизнь стала немного проще. Им хотелось остановиться и не быть в постоянной дороге.

Энергия Данко и желание жить повело племя вслед за ним. Но, увы, его энергии хватило ненадолго. Люди утомились долгой дорогой, потеряли веру в хорошее, потеряли веру в Данко, они потеряли веру в то, чтобы найти пристанище. Они хотели убить его, окружая и подбираясь все ближе. В самый опасный момент Данко вырвал из груди свое сердце, оно горело, завораживая людей. Горящее сердце поразило племя до глубины души.

Данко позвал людей за собой, они не могли сопротивляться, зачарованные его пылающим сердцем. Итогом веры в юношу стал выход из темного леса на новую плодородную солнечную землю, где племя смогло обрести покой. Несмотря на долгий и утомительный путь люди получили счастье.

В Данко заключены лучшие качества человечества. Он готов к самопожертвованию, искренен, умеет сочувствовать и целеустремлён. Его образ включает в себя не только внутреннюю, но и внешнюю красоту. Писатель хочет донести читателю, что все прекрасное и героическое близко и есть в каждом человеке. Если начать с себя, каждый может сделать мир лучше и прекраснее. Хотя иногда, чтобы достать наружу героическое начало человека, нужно пройти через многие испытания.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Данко в рассказе Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.

Однажды Вовка заглянул в гости к Вадику. Ребята были в комнате. Они сидели за столом и раскрашивали красками картинки. В комнате стоял высокий шкаф, а на нем лежала шляпа. Около шкафа сидел кот Васька

В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации — прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

Нелегкая жизнь Есенина, наполненная переездами и переменами образа жизни, сформировали разнообразие мотивов и тем лирики поэта. Есенин много времени в творчестве посвящает описанию природы родных мест

Сочинение: Подвиг Данко в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

(438 слов) Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» печален, мелодичен и красив. Легенды о Ларре и Данко поражают воображение читателя. История о подвиге Данко печальна и светла. Данко принес в жертву себя, чтобы спасти остальных, не требуя ничего взамен. Горячее сердце юноши спасло целое племя. Его подвиг — это романтический идеал писателя, который проливает свет на истинное предназначение человека в мире.

Данко — это юный и самоотверженный романтический герой, который был не понят обществом, но не пошел против него, а напротив, помог ему. Он переживал не только за себя, но и за окружавших его людей. Захватчики вытеснили его племя в непроходимую чащу. Данко захотел вывести своих соплеменников из темного леса на простор. Он стал предводителем племени, ведь стремился выбрать пригодное для жизни людей место. Сначала попутчики уважали его и ценили. Кроме Данко, никто не хотел взять ответственность за их будущее. Однако блуждая в потемках, люди устали и озлобились. Никто не знал, куда дальше идти. Свет не проникал в чащу леса. Герои стали злиться и обвинять Данко в своих бедах. Они называли своего лидера «ничтожным и вредным» человеком. Против него восстало все окружение. Общество заурядных и напуганных людей хотело смерти того, кто был не таким как все, а значит, идеальной мишенью для ропота и упреков.

Данко не понимал, почему все люди ополчились против него, ведь он был единственным, у кого оказались смелость и мужество, чтобы повести соплеменников сквозь темный лес. Вместо ответного гнева и ярости, герой совершил самоотверженный подвиг. Данко разорвал себе грудь и вынул из нее свое сердце. Сердце загорелось и осветило непроглядную чащу леса. Данко нес высоко над головой горящее сердце и показывал путь другим. Этот поступок стал стимулом для окружающих, подал им надежду на избавление от невзгод. Двигаясь вслед за Данко, люди вышли из сумрака и увидели пригодное для жизни место. Но силы Данко иссякли. Он упал и не проронил ни слова упрека. Но никто не пришел ему на помощь. Наоборот, один из его спутников затоптал догорающее сердце.

Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» затронул много важных тем, в том числе и тему настоящего подвига. По его мнению, он заключается в самопожертвовании во имя общей идеи и общего блага. Рассказывая о подвиге Данко, Горький хотел показать, что если у человека горящее сердце, то он вправе повести за собой людей. Жаль только, что окружающие не чествовали и не берегли своего героя.

Благодаря таким людям, как Данко, человечество не стоит на месте. Читая о жертвенном подвиге Данко, мы ощущаем сострадание и восхищение. Невольно наворачиваются слезы от осознания того, как часто человечество гонит своих спасителей. История про благородного избавителя Данко обостряет лучшие чувства у читателя. Поступок Данко, безусловно, можно назвать подвигом. То, что Данко ценой жизни вывел народ из «смрадного леса», заслуживает уважения.

Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького”

“Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как Данко – редкая в наше время. У героя горячая любовь к окружающим.

В условиях которых жило его племя такие качества как смелость и сила – были необходимы для выживания. Этим сильным людям пришлось сменить свое место обитание, что надломило их, сделало слабее и трусливее. Племя ждало спасения, но его не было. “Там были болота и тьма,

Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим”.
Наступило время для решительного шага, так как на племя опустилась глубокая тоска. Возник вопрос, что же делать? Повернуть назад к злы врагам для уничтожения, или попытаться спастись. Выбор стоял тяжелый, и вольные люди выбрали свободу любой ценой.

Дорога для них назад была закрыта, так как их целью было сберечь свои учения для будущего

Именно любовь к людям, желание спасти их, а не себя помогли ему вселить надежду в спасение. Он шел впереди и вел за собой народ.
Решимость, вспыхнувшая так быстро в сердца, с такой же скоростью погасла. Люди осмелились идти за Данко, но справляться с трудностями на своем пути они не были готовы. И не желая признавать свою трусость и бессилие, они в злобе и гневе обрушились на Данко. Но не смотря ни на что, юноша нашел в себе силы оставаться сильным и смелым до конца.

Именно его безмерная любовь к людям дала Данко свежую силу и энергию. Что показать всю силу и размерность этой любви, автор использовал специальный прием. “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”. Увидев это, люди побежали за ним, не замечая опасностей и трудностей на своем пути.
В своем произведении М. Горький показал, какой может быть сила по-настоящему любящего сердца, способная победить темное и непроходимое на пути человека.

Легенды о Ларре и Данко (из рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль»).Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

Эпиграфы к уроку:«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд. 

 Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока. 

Учитель.Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?»В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку,на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизмхудожественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».[5]

-Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток»,«эгоистичен».)

Групповая работа

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,себялюбие)

  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордостьчувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.[3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома.(…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)[3:35]

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода?(Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа — герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние(«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

Альтруизм 

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

4) Отношение к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду? 

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

7) Авторская оценка героев

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 

  • Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

  • А как вы понимаете словаэпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ

После изгнания из рая Адам и Ева по­селились к востоку от Эдема. Здесь нача­лась суровая и безрадостная жизнь пер­вых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем вто­рой — Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их мечтам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.

Каин рос грубым и непослушным мальчиком. Авель, напротив, был кро­ток и добр. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуве­ренно считая, что этим он заслужит Бо­жью милость. Авель же, искренно мо­лясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина отверг. 

Каин затаил обиду на брата, стал ждать подходяще­го случая, чтобы отомстить. Однажды ему удалось за­манить Авеля в поле и убить, совершив невиданное доселе злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю… Содеянное не смутило Каина, не вы­звало в нём раскаяния. Напротив, на вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех, сделав его вечным изгнанником и скитальцем на Земле.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Ларре? 

– Чем сюжет легенды о Ларре отличается от библейской истории?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям?

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

  • Чем отличается гордость от гордыни? Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого? Это наказание или свобода?

  • Найдите ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания (ТЕКСТ)

  • Каково отношение автора к Ларре?

Критерии

Ларра

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? 

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям?

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? (ТЕКСТ)

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Критерии

Данко

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

На чтение 4 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено

Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.

Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.

Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.

Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.

Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.

Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.

Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.

В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.

Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».

А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.

Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).

Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».

Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.

  • Отношение автора к царю салтану в сказке о царе салтане
  • Отношение автора к падчерице в сказке морозко
  • Отношение автора к старухе из сказки о рыбаке и рыбке
  • Относятся ли авторские сказки к фольклору почему
  • Отношение автора к царице в сказке о мертвой царевне и семи богатырях пушкина