Отношение данко к людям из рассказа старуха изергиль

Горький м. сочинение по произведению на тему: анализ легенды о данко из рассказа м. горького старуха изергиль. время, в которое

Горький М.

Сочинение по произведению на тему: Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.
gorkiy/starukhaizergil3
История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Характеристика и образ Данко в рассказе Горького Старуха Изергиль сочинение

Данко – это один из главных персонажей рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Его характерные черты: он физически крепок и здоров, отличается большим человеколюбием и способностью жертвовать собой во имя добродетели.

Данко обладает храбрым, мужественным характером. Ему глубоко безразлична возможная собственная смерть, если речь идет об угрозе жизни другим людям, им любимых. Также герою свойственны милосердие и сострадание. Данко способен понести тяжкую ответственность и поэтому он может выступать в роли лидера. Излучая от своей сущности харизму и уверенность, Данко симпатизирует людям, и они соглашаются пойти за ним следом, уверенные, что он их выведет из леса и спасет. Уроженец древних племен, он уважал родовые традиции и был готов сделать все что угодно для улучшения благосостояния сородичей.

У Данко была мечта – прожить жизнь не для себя, а для окружения. И когда его племя заблудилось в лесу, он понял, что его миссия на земле может быть выполнена – он вынул свое горящее сердце и, освятив людям дорогу, спас их, при этом умерев. Данный подвиг причисляет Данко к героям, потому что не каждый может быть счастлив, исполняя чужие мечты. У Данко это получалось.

Однако, несмотря на все положительные стороны Данко, описанные выше, он жил в одиночестве и всегда конфликтовал с толпой. И все равно он отдает собственную жизнь, во имя спасения ближнего своего. Омрачает поступок Данко тот факт, что народ, который он спас, отнесся к его поступку не как к геройству, а как к обязанности. Данко, утративший все силы, падает на землю и последние секунды своей жизни смотрит, как люди, которых он спас, ликуют и радуются, не замечая, как он окровавленный умирает. И тут характер Данко показал себя с хорошей стороны – погибая, у него не было и грамма сожаления о содеянном. Данко прожил всю жизнь, строго придерживаясь своего принципа: жить во имя самопожертвования.

В образе этого героя олицетворено революционное начало, которое было характерно для того исторического периода, на просторах которого писал Максим Горький. Люди, которых загнали в места, не пригодные для жизни, — это воплощение рабочего класса, крестьяне, а Данко – солнечный луч в этом мракобесном подземелье, который готов умереть ради светлого будущего.

Сочинение Образ Данко

Горький пишет историю Данко как историю сверхчеловека, человека нового времени. В этом образе есть много сходного с великими личностями, которые действительно выводили (или хотя бы старались вывести) людей из «смрадного леса».

Возможно, отыскать нечто похожее на Христа или образ революционера, который отдает себя ради идеи. К примеру, есть возможность увидеть нечто похожее с подвигами героев «Так закалялась сталь». Да и в целом подобных примеров во времена Горького было немало.

Тем не менее, образ Данко является собирательным и символическим, он указывает на какую-то архитепическую историю. Такой сюжет наблюдается в мире практически всегда, возможно даже весь мир существует в таком цикле, когда человечество вводится в болотистый лес, условно говоря, загоняется туда «другим племенем», но появляется герой способный вести за собой.

Фигура Данко является именно героической, перед нами личность, которая обладает внутренней уверенностью и глубоким бескорыстным состраданием. Наверное, такие люди и движут миром, периодически «вытаскивая сердце из груди», дабы осветить другим путь. Они не ожидают ничего и движимы только глубоким состраданием к людям и намерением принести настоящую пользу другим.

Только вот сердца таких людей как Данко вспыхивают только на мгновение, а потом снова наступает темнота. Конечно, Данко вывел своих людей на спокойные и свободные луга, подарил свет.

Однако, темнота может не быть снаружи, но может оставаться в душах простых людей. Ведь именно движимый каким-то страхом один из людей, которых Данко спас, раздавливает его сердце. Этот жест Горький описывает невероятно точно и фактурно, указывая на стыдливо-трусливую натуру простого человека.

Поэтому такие люди снова в итоге окажутся в смардном лесу загнанные другим племенем или сделают такой лес из степи. Так или иначе, снова появится тот, кто имеет сострадание к несчастным, и снова выведет из леса, но они снова пройдутся по нему, забыв о великом подвиге.

Сочинение 3

В произведении «Старуха Изергиль» Максим Горький повествует две истории, в которых изображаются сильные люди. Но они противопоставлены друг другу, потому что один совершает действия ради своего благополучия, а второй ради благополучия окружающих. Второй персонаж — это Данко, история которого повергнет в шок многих читателей от малого до большого возраста.

Однажды жил один народ на своей земле, все у них было хорошо, но пришли захватчики. Они прогнали людей в лес, а этот лес был очень большим и страшным. Народ даже хотел сдаться в плен завоевателям, чтобы не умереть. Но пришел один парень по имени Данко и пообещал народу вывести их из дремучего леса. Народ поверил ему и пошел за ним. Они шли по сложной и труднопроходимой дороге, и люди даже пожелали убить парня, потому что думали, что он не сможет их вывести, а они останутся навсегда в этом страшном лесу. Но Данко был самоотверженным, поэтому хотел довести народ до выхода любыми силами, он сделал все возможное и невозможное для этого. Когда силы у людей были на пределе, Данко встал и вырвал из своей груди сердце. Оно осветило дорогу, которая вела к выходу. Этот путь оказался совсем маленьким и легкопроходимым. Но Данко уже упал на землю, он был мертв. Никто из людей не заметил потерь, потому что они были счастливы от того, что вышли из леса. Никто не вспомнил о своем спасителе, о человеке, без которого народ бы не вышел из дремучего леса.

Характеристика Данко

Данко — самоотверженный человек, который отдал свою жизнь ради спасения людей, они получили свободу и счастье только благодаря главному герою. Максим Горький пишет о Данко, что он был бескорыстным, храбрым, самоотверженным, сильным, смелым и мужественным парнем. Как вы можете понять из сюжета произведения, главный герой умер, но он погиб ради людей, которые нуждались в помощи. У него был стойкий, волевой, сильный характер, он обладал невероятной силой духа, внутренним богатством, отвагой, огромной любовью к людям. А сам Максим Горький характеризует главного героя как лучшего из людей.

Таким образом, делая вывод из всего вышесказанного, хочется добавить, что Данко – человек, который обладает лучшими качествами. Каждый из нас должен стремиться быть таким как он хотя бы на половину, тогда весь мир станет преображаться только в лучшую сторону.

5 вариант

Прожив интересную и насыщенную жизнь, Максим Горький всегда был связан с народом. Он был очень талантливым писателем и, к тому же, революционным борцом. Коллеги-писатели выражали ему уважение. В своих произведениях он ярко и точно описывал жизнь простого русского народа, умело используя литературные приемы.

Одним из главных образов романтических работ Горького в раннем периоде творчества является образ героя, который готов к смелым поступкам и подвигам. Все это герой делает для народа и его благополучия. «Старуха Изергиль» как раз относится к таким произведениям. Этот рассказ заставляет людей задуматься о своей жизни. Произведение строится на рассказах старухи Изергиль о событиях из своей жизни. Она повествует о Ларре и Данко. Рассказы звучат как легенда. Данко – молодой, смелый, счастливый парень, которые живет рядом с народом, потому что любит людей больше, чем себя.

Данко – бесстрашный юноша. К подвигу его ведет желание помочь народу, сделать жизнь людей лучше. Данко появился перед обессиленным, замученным страхом племенем, когда они хотели сдаться врагу. Люди были окутаны страхом и готовы были на все, лишь бы их жизнь стала немного проще. Им хотелось остановиться и не быть в постоянной дороге.

Энергия Данко и желание жить повело племя вслед за ним. Но, увы, его энергии хватило ненадолго. Люди утомились долгой дорогой, потеряли веру в хорошее, потеряли веру в Данко, они потеряли веру в то, чтобы найти пристанище. Они хотели убить его, окружая и подбираясь все ближе. В самый опасный момент Данко вырвал из груди свое сердце, оно горело, завораживая людей. Горящее сердце поразило племя до глубины души.

Данко позвал людей за собой, они не могли сопротивляться, зачарованные его пылающим сердцем. Итогом веры в юношу стал выход из темного леса на новую плодородную солнечную землю, где племя смогло обрести покой. Несмотря на долгий и утомительный путь люди получили счастье.

В Данко заключены лучшие качества человечества. Он готов к самопожертвованию, искренен, умеет сочувствовать и целеустремлён. Его образ включает в себя не только внутреннюю, но и внешнюю красоту. Писатель хочет донести читателю, что все прекрасное и героическое близко и есть в каждом человеке. Если начать с себя, каждый может сделать мир лучше и прекраснее. Хотя иногда, чтобы достать наружу героическое начало человека, нужно пройти через многие испытания.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Данко в рассказе Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

Очень нежное, трогательное и грустное произведение «Ася» вышло из-под пера маститого русского писателя И.С. Тургенева в 1857 году.

Однажды Вовка заглянул в гости к Вадику. Ребята были в комнате. Они сидели за столом и раскрашивали красками картинки. В комнате стоял высокий шкаф, а на нем лежала шляпа. Около шкафа сидел кот Васька

В детстве я просто терпеть не могла читать, только уселась – уже в сон клонит, а буквы становятся лишь чередой непонятных закорючек, в которых я ну никак не могла увидеть хоть какой-то смысл

Одна из главных достопримечательностей Российской Федерации — прекрасное озеро Байкал, что расположено на юге Восточной Сибири. Оно возникло многие миллионы лет назад в тектоническом разломе

Нелегкая жизнь Есенина, наполненная переездами и переменами образа жизни, сформировали разнообразие мотивов и тем лирики поэта. Есенин много времени в творчестве посвящает описанию природы родных мест

Сочинение: Подвиг Данко в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

(438 слов) Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» печален, мелодичен и красив. Легенды о Ларре и Данко поражают воображение читателя. История о подвиге Данко печальна и светла. Данко принес в жертву себя, чтобы спасти остальных, не требуя ничего взамен. Горячее сердце юноши спасло целое племя. Его подвиг — это романтический идеал писателя, который проливает свет на истинное предназначение человека в мире.

Данко — это юный и самоотверженный романтический герой, который был не понят обществом, но не пошел против него, а напротив, помог ему. Он переживал не только за себя, но и за окружавших его людей. Захватчики вытеснили его племя в непроходимую чащу. Данко захотел вывести своих соплеменников из темного леса на простор. Он стал предводителем племени, ведь стремился выбрать пригодное для жизни людей место. Сначала попутчики уважали его и ценили. Кроме Данко, никто не хотел взять ответственность за их будущее. Однако блуждая в потемках, люди устали и озлобились. Никто не знал, куда дальше идти. Свет не проникал в чащу леса. Герои стали злиться и обвинять Данко в своих бедах. Они называли своего лидера «ничтожным и вредным» человеком. Против него восстало все окружение. Общество заурядных и напуганных людей хотело смерти того, кто был не таким как все, а значит, идеальной мишенью для ропота и упреков.

Данко не понимал, почему все люди ополчились против него, ведь он был единственным, у кого оказались смелость и мужество, чтобы повести соплеменников сквозь темный лес. Вместо ответного гнева и ярости, герой совершил самоотверженный подвиг. Данко разорвал себе грудь и вынул из нее свое сердце. Сердце загорелось и осветило непроглядную чащу леса. Данко нес высоко над головой горящее сердце и показывал путь другим. Этот поступок стал стимулом для окружающих, подал им надежду на избавление от невзгод. Двигаясь вслед за Данко, люди вышли из сумрака и увидели пригодное для жизни место. Но силы Данко иссякли. Он упал и не проронил ни слова упрека. Но никто не пришел ему на помощь. Наоборот, один из его спутников затоптал догорающее сердце.

Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» затронул много важных тем, в том числе и тему настоящего подвига. По его мнению, он заключается в самопожертвовании во имя общей идеи и общего блага. Рассказывая о подвиге Данко, Горький хотел показать, что если у человека горящее сердце, то он вправе повести за собой людей. Жаль только, что окружающие не чествовали и не берегли своего героя.

Благодаря таким людям, как Данко, человечество не стоит на месте. Читая о жертвенном подвиге Данко, мы ощущаем сострадание и восхищение. Невольно наворачиваются слезы от осознания того, как часто человечество гонит своих спасителей. История про благородного избавителя Данко обостряет лучшие чувства у читателя. Поступок Данко, безусловно, можно назвать подвигом. То, что Данко ценой жизни вывел народ из «смрадного леса», заслуживает уважения.

Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького”

“Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как Данко – редкая в наше время. У героя горячая любовь к окружающим.

В условиях которых жило его племя такие качества как смелость и сила – были необходимы для выживания. Этим сильным людям пришлось сменить свое место обитание, что надломило их, сделало слабее и трусливее. Племя ждало спасения, но его не было. “Там были болота и тьма,

Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим”.
Наступило время для решительного шага, так как на племя опустилась глубокая тоска. Возник вопрос, что же делать? Повернуть назад к злы врагам для уничтожения, или попытаться спастись. Выбор стоял тяжелый, и вольные люди выбрали свободу любой ценой.

Дорога для них назад была закрыта, так как их целью было сберечь свои учения для будущего

Именно любовь к людям, желание спасти их, а не себя помогли ему вселить надежду в спасение. Он шел впереди и вел за собой народ.
Решимость, вспыхнувшая так быстро в сердца, с такой же скоростью погасла. Люди осмелились идти за Данко, но справляться с трудностями на своем пути они не были готовы. И не желая признавать свою трусость и бессилие, они в злобе и гневе обрушились на Данко. Но не смотря ни на что, юноша нашел в себе силы оставаться сильным и смелым до конца.

Именно его безмерная любовь к людям дала Данко свежую силу и энергию. Что показать всю силу и размерность этой любви, автор использовал специальный прием. “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”. Увидев это, люди побежали за ним, не замечая опасностей и трудностей на своем пути.
В своем произведении М. Горький показал, какой может быть сила по-настоящему любящего сердца, способная победить темное и непроходимое на пути человека.

hello html m290e1c4a

1.Проверочная работа по произведениям А.П.Чехова («Студент», «Палата №6», «Человек в
футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой»)

https://literaturuscka.blogspot.com/2021/09/blog-post.html

2.    Жизнь и творчество М.Горького (проверка дз)

-На какие 3 периода можно разделить жизненный путь М. Горького?

Охарактеризуйте каждый:

 — временнЫе рамки;

 — наиболее важные биографические
факты;

 — общественные и политические
взгляды;

 — произведения, созданные в этот
период.

3.   
Романтизм Горького

Ранние рассказы М.
Горького имеют романтический характер.

 — Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

(Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим,
устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с
обществом, с людьми).

В тетрадь!  — Романтизм конца века носит демократический
характер, утверждает романтическую личность в героях низших кругов общества.
Новаторство Горького выразилось в создании нового литературного типа – БОСЯКА,
обладающего гордостью, свободолюбием, содержащем революционный потенциал.

Романтизмом окутано
всё произведение. Романтические герои 
предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это
(работа с текстом).

— В какое время
суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает
легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

— Какие природные
образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие
художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

— Почему именно
таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по
своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но
природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир.
Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его
неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в
таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя
героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

4.  
Композиция рассказа «Старуха
Изергиль»

Из скольких частей состоит
рассказ? Какие это части?

  Как они расположены?

(Две легенды и бытовое повествование; рассказ старухи в центре, а
легенды обрамляют).

! Композиция – ТРИПТИХ

5.    Анализ эпизода «Ларра»

       
Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

       
Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

       
Почему именно орла? (Орёл 
птица, традиционно в романтизме символ свободы)

       
Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам
они живут?

       
В чем суть конфликта людей и Ларры?

       
Как вы понимаете слова «Наказание в нём самом»?

       
В чем трагедия бессмертия Ларры?   

6.    Анализ легенды о Данко.

    
Портретная характеристика, детали и их функции.

    
Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

    
Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном  и том же значении употреблен эпитет или
нет? 

    
Какой библейский сюжет лежит в основе истории Данко?

    
Какие основные
черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к
людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический
идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из
особенностей романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает
подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это
торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. Самостоятельная
работа. Сопоставление Ларры и Данко

В результате должно получиться следующее:

Сопоставление
образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость к людям

Презирает людей, относится высокомерно

2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей жизнью ради
спасения людей

Берет от жизни и людей все, но ничего не
отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма, холод)

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям, добрые поступки

Зло, преступление

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту, смелость,
подвиг ради любви к людям

Антиидеал, осуждает его поступки,
античеловеческую сущность

7.    Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы
думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?

— Было ли в её
жизни что-нибудь значительное, из чего мы можем извлечь для себя вывод?

 — В чём неоднозначность авторского отношения к
Изергиль?

8.ИС!  -К какому
из направлений итогового сочинения можно использовать данный рассказ?

9. Задание 4,5 на
стр.43-47

10. Домашнее
задание: биография И.Бунина, рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из
Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

(975 слов) Выдающийся отечественный писатель Максим Горький — основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. Одним из его значимых и ключевых творений стало произведение «Старуха Изергиль». Оно имеет огромный поучительный смысл. В небольшом по объему рассказе автор мастерски и психологически тонко раскрыл такие внутренние качества человеческой личности как гордость и гордыня, смелость и трусость, героизм, самоотверженность и мечты людей о сокровенном и прекрасном. И в этой статье мы рассмотрим, как на примере жизни и конкретных поступков персонажей историй, рассказанных пожилой цыганкой, раскрываются их мечты о прекрасном.

Рассмотрим эпизод из «Старухи Изергиль» М. Горького — легенду о Ларре.

Эта легенда рассказывает о сыне орла, который был горделив и считал, что он выше всех остальных. Орел был сильной и своевольной птицей, он украл девушку и спрятал так, что ее никто не нашел. Потом девушка родила Орлу сына, которого нарекли Ларрой. Он пошел в отца, жил, беря пример с Орла. Ларра тоже возомнил, что он выше всех и ему все можно, нет ничего недозволенного. Сын неоднократно проявлял свою вседозволенность, например, убил отказавшую ему девушку. Но, тем не менее, он смог добиться своей мечты — ему стало все дозволено. А за этим ему оставалось добиться другого — всевластия, и всего он добивался силой, и власти он себе желал такой же. Он считал, что в жизни главное — сила, и без нее жизнь — не жизнь.

В жизни все устроено так, что все повторяется на новом витке истории. И Ларра стал тому очередным примером — он окончил свою жизнь так же, как и его отец — он захотел умереть, когда утратил свою силу.

Другие люди при этом не видели в нем ничего героического — впрочем, Ларра и не был героем, не такой была его натура. Он вообще внешне особо ничем не отличался от других, кроме как глазами, которые всегда выражали надменность и холодность по отношению к остальным окружающим его людям. Ларра был рабом своих иллюзий — он родился человеком, но жил по образу и подобию своего отца Орла, который был птицей. Из-за этого Ларра ошибался в собственном мировоззрении и отношении к жизни. Итог был предсказуем — Ларра был настолько тщеславен и самолюбив, что стал обречен на вечные скитания и был лишен возможности уйти из этого мира.

Автор подвергает своего героя критике из-за его эгоизма. Это качество порой губит в человеке все его положительные стороны. А в следующей истории-легенде от старухи Изергиль Максим Горький приводит нам пример человека, который является полной противоположностью Ларры. но, тем не менее, конец его еще более трагичен, чем у Ларры. Это юноша Данко.

Мечты в легенде о Данко
Герой этой легенды является эталоном красивого и отважного героя, которому не чуждо самопожертвование. Тем более, как считал сам автор, настоящий герой самовыражается как раз при самопожертвовании — когда он идет на риск и, возможно, погибнет, чтобы процветало всеобщее благополучие. Счастьем для такого героя станет как раз то, что его жертва не прошла впустую, что она привела к задуманному результату. Это убеждение выражается концовкой легенды, когда главный герой умирает с улыбкой на лице. Он мечтал о том, что сможет помочь людям — и воплотил свою мечту посмертно. Жизнь, посвященная такому деянию, вполне себя окупает и не сравнится с жизнью, в которой придется веками существовать впустую и ничего не предпринимать.

Данко совершил подвиг — он привел заблудших, обреченных на гибель людей к выходу из лесной тьмы. Тот процесс был затруднен тем, что люди были не только ослаблены жизнью во тьме и вредными испарениями, но и тем, что они не доверяли герою. А он спас их ценой собственной жизни. За это деяние юноша был награжден спасенными им членами племени по-особому: его имя было почти сразу предано забвению, а неизвестный, названный автором «осторожным человеком», растоптал его горящее сердце, которое Данко вырвал из своей груди и которым он освещал путь перед собой, ведя людей к свету.

Тогда все люди жаждали выйти к свету, но средь них не находилось того смельчака, который догадается и решится пойти на крайние меры. А Данко смог, напрягая силу своей воли, добиться желаемого. Он был рожден для этого, в отличие от большинства его соплеменников, живших у токсичного болота в полутьме годами и не решившихся выбраться из гиблого места, потому что никто из них не смог бы пожертвовать собственной жизнью.

Данко — это человек, который любит мир, людей и идет, исходя из этой любви, на решительные рискованные действия до последнего, совершенно не думая о себе, ради жизни других жертвуя своей. Он совершает подвиг, совсем не ожидая благодарности и признания от соплеменников, которые оказались черствыми, эгоистичными, безразличными людьми. Они не оценили его благих намерений и самопожертвования. Оказавшись на воле, люди быстро предали Данко и его подвиг забвению.

Мечты в рассказе об Изергиль
Через образ старухи Изергиль писатель показал нам мечты о прекрасном — эта женщина всю свою жизнь искала большую любовь, у нее был свой идеал, однако добиться его ей было не суждено, так как любовь, источаемая ею, была слишком мелкой и эгоистичной для такого. Она хотела стать счастливой, обретя любовь всей жизни, но не получила желаемого. лишь доказала себе, что жизнь проходит скоротечно, а время не идет — а пролетает.

У красивой цыганки было много мужчин, но основная их роль сводилась к тому, чтобы тешить ее самолюбие, поскольку никакие их страсти и деяния не могли заменить собой мир.

Вообще же, жизнь Изергиль прошла впустую: любви и счастья не обрела, человечеству пользы не принесла, своего места и предназначения в жизни не нашла.

Теперь для Изергиль ее прошлые приключения стали ностальгией — она воспринимает их как попытки постичь прекрасное, как поиск любовного идеала, длиною в жизнь, который окончился безуспешно.

Исходя из этих историй, можно утверждать, что М. Горький вложил в мечты персонажей своего произведения поиски предназначения в жизни, ее смысла. А в том, как они подходят к достижению своих целей и идеалов автор показывает нам как положительные черты людей, так и отрицательные. Кроме того, писатель сравнивает моральные ценности — как истинные, так и ложные.

Помимо этого, через «Старуху Изергиль» автор показал читателям то, что он крепко связан с российским народом — он продемонстрировал народный образ, образ героя, который освобождает и спасает. И этот образ находит свой отклик в сердцах людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ «Легенда о Данко» Горький

«Легенда о Данко», на первый взгляд, – просто красивая история, пересказанная М. Горькому. На самом деле, это призыв к благородным поступкам, к действиям во имя жизни ближних. Писатель учит ценить таких людей, как Данко, идти за ними к «свету», стремиться быть похожими на них. Произведение изучают в 7 классе. Предлагаем анализ рассказа, который поможет качественно подготовиться к уроку.

analiz legenda o danko gorkiy 51864

Краткий анализ

Год написания – 1894

История создания – «Легенда о Данко» – часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В 1891 г. М. Горький побывал в Бессарабии. Местные легенды вдохновили его на написание произведения. Замысел поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – Главные темы произведения – поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов.

Композиция – Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр – Легенда

Направление – Романтизм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Побывав в 1891 г. в Бессарабии, М. Горький захотел запечатлеть колорит южного края в литературе. Так в 1894 г. появился рассказ «Старуха Изергиль». О годе написания свидетельствуют письма М. Горького, адресованные В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Признаки данного направления видим и в «Легенде о Данко».

Впервые произведение было напечатано в «Самарской газете» весной 1895 г. как часть рассказа «Старуха Изергиль».

В произведении М. Горький раскрыл вечные темы: поколение слабых людей, неспособных сделать шаг навстречу новой жизни; благородство людей-гуманистов. Они тесно переплетаются между собой и определяют проблемы произведения: человек и общество, гуманизм, жизнь «во тьме».

Данко – парень, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. Герой готов был вести народ к свету, к новой жизни. Он не обращал внимания на то, что люди его не понимают, перестают ему доверять. Таким образом, в произведении проявляется романтический конфликт между человеком и обществом. Данко не чувствует себя «своим» среди «темных» людей, но его душа наполнена благородными порывами. Чтобы осветить народу путь парень вырывает из груди пылающее сердце. О своей жизни в этот момент он совсем не думает. Данко Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика, указывая на смысл легенды.

Прислушиваться к благородным порывам своего сердца, учиться видеть такие стремления в окружающих людях – вот чему учит «Легенда о Данко».

Композиция

В «Легенде о Данко» анализ стоит продолжить характеристикой формальной и смысловой организации. Легенда – третья часть «Старухи Изергиль». Композиция произведения несложная, что связано с тем, что рассказывает легенду старуха Изергиль. Сюжет легенды линейный: события развиваются последовательно от экспозиции к развязке. Несюжетные элементы играют второстепенную роль.

Жанр произведения – легенда, так как в его основе вымышленные события и персонажи. Некоторые исследователи считают произведение М. Горького «Легенда о Данко» притчей, так как в ней четко выражена поучительная составляющая. Направление «Легенды о Данко» – романтизм, о чем свидетельствуют такие признаки: в центре произведения проблема человека и общества, герой отчужден от других людей, его душа устремлена к благородным поступкам.

В помощь ученикам

Для сочинений, докладов, рефератов

MironovaOA

  • Jump to:
  • Content
  • Navigation

Тема подвига и проблема нравственного выбора в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»

  • mgorky

Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, мощные и жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный»… Романтические образы М. Горького чаруют читателя своей красотой и силой. «Рожденный ползать летать не может!» Однако не хочется в отчаянии складывать крылья, читая эти слова. Ведь каждому человеку хотя бы раз в жизни хочется ощутить себя крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым и сильным, как Данко.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам»,- этой мыслью, вложенной в уста старухи Изергиль, определяются герои романтических произведений Горького. Одни воплощают этот девиз в жизнь, другие отвергают

Сильный и смелый Данко совершает подвиг самопожертвования и любви во имя своего племени, выводя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах. Писатель с волнением и восторгом описывает кульминационный момент подвига: вырванное из груди сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим великим факелом любви к людям, а тьма разлетелась от света его…». Данко – это образ человека, который может осветить дорогу из душного болота дикости, совершить подвиг, «не прося… ничего в награду». Бескорыстие людей подвига воспевает Горький в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые погибли бы от своей неспособности к действию. Вот удивительно только, что люди этого подвига и не заметили. И даже нашелся осторожный человек, который «наступил на гордое сердце ногой». Несмотря на это, Горький заставляет восхититься своим героем, поднимает его на недосягаемую высоту. Не случайно сюжет легенды о Данко соотносится и библейским.

Высоко предначертание человека – творить подвиги! И даже сила характера сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смел, дерзок и горд человек-птица. Однако смелость его направлена лишь на то, чтобы противопоставить себя племени. Происхождение этой смелости в желании быть «первым на земле», в желании власти над людьми. А неуемная гордость его – это скорее гордыня индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество. И если однажды в порыве отчаяния он выхватит из груди свое сердце, то отпугнет оно людей ледяным холодом.

Каков будет выбор человека – жертвовать собой ради людей или противопоставлять себя людям – это решать человеку самому. А Горький прославляет в своих произведениях характеры смелые, сильные, способные к самопожертвованию.

Сочинение на тему: Подвиг Данко в рассказе Старуха Изергиль, Горький

Подвиг Данко

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был закончен автором осенью 1894 года. Это известное раннее произведение писателя имеет интересную композицию. Рассказ состоит из трех частей, и, в соответствии с ними, разделен на главы. В каждой части излагается отдельная история. В первой главе — это легенда о Ларре, во второй — исповедь Изергиль, а в третьей — легенда о великом подвиге Данко.

Данко — это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко — это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль — женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко — это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/legenda-o-danko/analiz-rasskaza-gorkogo.html
http://omironova.ru/index.php/4-essays-reports-abstracts/t04q2
http://www.sdamna5.ru/podvig_danko

  • Отношение автора к царевне из сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Отношение автора к царице в сказке о царе салтане
  • Отношение детей к своим родителям сочинение
  • Отношение автора к феде из рассказа бежин луг
  • Отношение автора к косте из рассказа бежин луг