Отношение автора к павлуше из рассказа бежин луг

Многомудрый литрекон представляет краткий пересказ рассказа ивана тургенева бежин луг для читательского дневника. он поможет узнать сюжет и основные события

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

Духовный мир крестьянских детей

Рассказ И.С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй,­ в нем­ то, что­ Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки.­ До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые­ дети с их суеверием,­ пытливостью, храбростью и трусостью. Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться одни в этом­ мире, без всякой помощи и знаний, которые накоплены человечеством.

Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди­ предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и­ к другим.

Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения «Бежин луг», отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра,­ подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство. Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети — всегда были и остаются будущим целого народа.­ ­

Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение «Бежин луг» очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети. Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.

Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, “как бы боясь уронить свое достоинство”.

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, “казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов”.

Горбоносое лицо Ильюши выражало “какую-то ту­пую, болезненную заботливость”. И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков – Павлуша. Внешне

это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы – крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Глоссарий:

– сочинение на тему крестьянские дети

– сочинение на тему бежин луг описание мальчиков

– от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи

– сочинение на тему Тургенев Бежин луг

– сочинение по теме бежин луг

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В рассказе “Бежин луг” русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочи­танном. Сразу…
  2. В рассказе “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев описывает “ночное”. Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ….
  3. В рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” один из центральных образов – образ Павлуши. Павлуша-деревенский мальчик, который вместе с другими ребятишками стережет табун. У него…
  4. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “За­писки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостни­ческой направленностью. В…

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».

В
сборнике рассказов «Записки охотника» повествование ведется от имени охотника,
который в своих походах встречается с разными людьми. В один из прекрасных июль­ских
дней он заблудился во время охоты и неожиданно для себя вышел к Бежину лугу.
Здесь он увидел ребятишек, которые стерегли табун лошадей. «Выгонять перед вечером
и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских
мальчиков». Охотник остался ночевать возле ребят и невольно наблюдал за ними.

Всех
мальчиков было пять. Из их разговоров автор узнал имена детей. Старшего звали
Федей, ему было лет четырнадцать. Это был красивый мальчик. По всем приметам,
он принадлежал к богатой семье и «вышел в поле не по нужде, а так, для забавы».
Одет он был в добротную одежду. Павлуша «был неказистый», но внимание
рассказчика привлек именно этот мальчик: «глядел он очень умно и прямо, да и в
голосе у него звучала сила». Третьего мальчика звали Ильюша. Автор отмечает в
его незначительном лице «какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя
возбуждал любопытство рассказчика «своим задумчивым и печальным взором», его
черные глаза, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке не было
слов. Ваня лежал на земле под рогожей, так что его трудно было сразу заметить.
Он лишь изредка выставлял из-под рогожи свою русую кудрявую голову. Павлуше и
Ильюше на вид было не более двенадцати лет, Косте — лет десять, а Ване — всего
семь. Все дети, за исключением Феди, были бедно одеты.

Мальчики
сидели вокруг костра, на котором в котелке варились «картошки», и неспешно
разговаривали. Над ними стояло темное, звездное небо «со всем своим
таинственным великолепием». Ночь была наполнена едва уловимыми шорохами и
неясными звуками. Ребята говорили о домовых, русалках, привидениях. Истории,
рас­сказанные ими, были такими же таинственными и поэтичными, как и сама
июльская ночь, обступавшая их. Больше всех говорили Ильюша, Павлуша, Костя.
Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он только
подталкивал других мальчи­ков к рассказу. Ваня же за всю ночь не проронил ни
слова. Между мальчиками были товарищеские отношения, видно, что они уже не
первый раз ездят вместе в ночное. Их рассказы свидетельствуют о сказочном
восприятии окружающего мира, но в то же время говорят и о необразованности
детей. Вряд ли они учились в школе.

Тургенев
с большой теплотой рассказал о крестьянских детях. Для каждого мальчика у
автора нашлись особые слова, с помощью которых он создал неповторимые образы.

Рассказ
«Бежин луг» заканчивается символическим описанием пробуждающегося дня, когда в
потоках лучей восходящего солнца рассеялись ночные химеры и по степи,
«погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун». Так писатель
выразил свою веру в то, что русский народ придет к светлой жизни.

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные

: раскрыть образы
крестьянских мальчиков
;

показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие:

развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные

: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи:

закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока

: презентация к уроку
Microsoft

Power

Point

, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры
Corners

, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы

: групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока

: комбинированный

Ежели Пушкин имел полное


основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение
И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер.


За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1

.

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).


2.Что значит «выйти в ночное»?
(

Пастьба лошадей ночью



)

3.Ч

то значит для мальчиков ночное?
(свобода, самостоятельность)


4.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем
?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)



4.Слово учителя (слайд 4).

По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».
Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» — встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

(
Слайд 5)

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6)

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем — охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа — природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14)


Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун…

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним…

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа

. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока
(Приложение 1

).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите?

(текст)

Что это за текст?
(Описание, портрет)


А что такое портрет?
(изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)


Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание:

(Приложение2)

заполните таблицы
и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1)

Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2)

Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете
?(Федя. По одёжде)



3)

Сколько лет было детям
?

(

Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики?
(Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра?

(Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят?

(О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?

(Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока.

    В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев
    словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

— Дети интересны охотнику?

(

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

(

Слайд 20)

С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.

Всем этим детям свойственно

:


т

р

удолюбие

,

смелость,


любознательность

,

любовь к природе,сила, выносливость

,

нет подражания иностранному. Труд для них — большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун»

)

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание.

1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2.

Напишите

сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя»

.(
Приложение 3

)

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой

.

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки

.

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация «Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Проект «Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Вып...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Проект «Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Вып

    Описание слайда:

    Проект
    «Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
    Выполнила:
    ученица 6 класса
    Тихонова Марина
    МКОУ Первомайская ООШ
    х. Суд – Николаевка
    2020г.

  • 2 слайд

    И. С. Тургенев

    Описание слайда:

    И. С. Тургенев

  • 3 слайд

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, п

    Описание слайда:

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
    Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянам.

  • 4 слайд

    «Бежин луг»Бежин луг, Тульская областьОдно из самых популярных произведений И

    Описание слайда:

    «Бежин луг»
    Бежин луг, Тульская область
    Одно из самых популярных произведений И.С.Тургенева- «Бежин луг». Написано оно в 1851 году.

  • 5 слайд

    ФЕДЯ«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был с

    Описание слайда:

    ФЕДЯ
    «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».

  • 6 слайд

    ПАВЛУША«У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза с

    Описание слайда:

    ПАВЛУША
    «У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». «И ему [Ильюше] и Павлуше на вид было не более двенадцати лет».

  • 7 слайд

    ИЛЮША «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытяну

    Описание слайда:

    ИЛЮША
    «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет».

  • 8 слайд

    ВАНЯ«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнех

    Описание слайда:

    ВАНЯ
    «Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь».«— Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся! Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза»

  • 9 слайд

    КОСТЯ«Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим з

    Описание слайда:

    КОСТЯ
    «Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки: губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно»

  • 10 слайд

    Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя

    Описание слайда:

    Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто.
    Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.
    Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа.
    «Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев.

  • 11 слайд

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Творческая работа ученицы. Проект был выполнен согласно теме «Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
«Бежин луг» вчера и сегодня

Похожие материалы

  • Сценарий спектакля «Гоголевские ночи на хуторе близ Диканьки»

  • Урок литературы в школьном музее «Крестьянская изба в Выхино»

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовый уровень)

  • Приемы формирования смыслового чтения на уроках литературы

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (базовый уровень)

  • Презентация для подготовки к итоговому сочинению по направлению «Преступление и наказание»

  • Тест по творчеству Мандельштама

  • «Конфликт поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435518 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Технологическая
карта урока литературы в 6 классе по теме: «Портреты и рассказы мальчиков, их
духовный мир в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг».

3.
Автор учебника
: В.Я. Коровина

4.
Тема урока:
 «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир в
произведении И.С.Тургенева «Бежин луг».

5.
Тип урока:
 урок решения учебной задачи.

6.
Цель урока:
 показать мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов;
указать на психологическую и социальную сторону портретов; новое слово
Тургенева в литературе.

Обучающая: про­ана­ли­зи­ро­вать
порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков, по­вто­рить по­ня­тие порт­ре­та;
показать портрет как составную часть характеристики героя; выяснить, как ав­тор
от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; узнать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми,
понять, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков.

Развивающая: раз­ви­вать
вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды.

Воспитательная: вос­пи­ты­вать
вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру, лю­бовь и тя­гу к не­по­знан­но­му.

способствовать
формированию представлений об И.С.Тургеневе как великом русском писателе, о
жизненном и творческом пути Тургенева; помочь проникнуть в художественный мир
писателя; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях,
рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
развивать умение анализировать, делать выводы.

8.
Методы и приёмы
: работа в парах, фронтальная (беседа),
индивидуальная, анализ художественного текста, упражнения на развитие
логического мышления.

познавательная
сфера: 
показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство
Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение
и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; владеть навыками
составления устной и письменной характеристики героя, работы со словарем
литературоведческих терминов; составлять словесный портрет на основе полученных
знаний и представлений;

ценностно-ориентационная
сфера:
 давать оценку выразительного чтения одноклассников;
формировать собственное отношение к произведениям И.С.Тургенева; приобщаться к
духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная
сфера: 
владеть навыками пересказа с сохранением стиля художественного
произведения, с изменением лица рассказчика, выразительного чтения; уметь строить
устный ответ с использованием цитирования.

Личностные: осознавать
личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

познавательные: ориентироваться
в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать
выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочнике, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать
способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на
уроке;

коммуникативные: владеть
умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в паре;
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение;
проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

                 
                     
мальчишками- каждый из них – характер, в каждом  

                 
                     
          И. Смольников « Середина столетия»

Деятельность

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

Цель: повторение изученного
материала.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работу по
рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». Послушайте, пожалуйста,
отрывок из стихотворения И.З.Сурикова «В ночном».

Создание настроя учащихся на творческую работу с текстом
рассказа «Бежин луг». Совместно с учителем трое учащихся разыгрывают
стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «В ночном»

Учитель: Летний
вечер.

Ученик 1: За
лесами ( Айша)

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 ВладУченик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

МишаУченик 3По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

Учитель: И на
ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Курбан1Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Мохамед2Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

Матвей3А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И
какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Учитель: Детям
боязно – и дети

Огонёк разводят.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком?

— Что значит, «выйти в ночное»?

— Что значит для мальчиков «ночное»?

И в рассказе «Бежин луг», и в стихотворении «В ночном» авторы
рассказывают об обычной по тем временам заботе деревенских мальчишек: пасти
лошадей на лугу по ночам, потому что днем животным мешали щипать траву
многочисленные насекомые. Это было серьезным делом подростков: лошади в
крестьянской семье были ценной рабочей силой, и важно было, чтобы они были
сыты.

Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую
ночь, и каждого из ребят, слышим их рассказы у костра.

И. 3. Суриков в своем стихотворении рисует, как несется табун
лошадей по пути в ночное, и немного говорит нам о том, какие мысли и чувства
возникают в сознании ребятишек, когда становится темно и разыгрывается их
фантазия. «Вот с метлой несется ведьма», вот — «мчится леший», «змей летит
крылатый»… «Детям боязно». Спасаясь от своих страхов, они разводят костер.

Тургенев рисует панораму событий и характеров. Суриков дает
общую поэтическую картину события.

Активизация мыслеречевой деятельности учащихся. Фронтальный
опрос.

В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками,
которые вышли в ночное.

Пасти лошадей ночью.

Свобода, самостоятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: включе-ние учащихся в
деятельность.

Посмотрите на слайд. Что это перед вами?

Что такое портрет?

Для чего нужен портрет, что он нам дает?

Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали
внешность человека. (слайд). Это портрет Екатерины 2 художника
Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?» Что можно сказать
об этом портрете? Как вы думаете, что будет являться главным в подобном
портрете?

Далее – портрет кон 18 — нач 19 вв..Боровиковский, портрет князя
Куракина. Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику?
Обратите внимание на детали — на кисти и краски.

— Кто были героями портретов? Люди какого сословия?

— Изображала ли кто-то народ? Посмотрите на портрет первой
половины 19 века. Венецианов, «Жница», «Жнецы» . Кто изображен? Какой он её
изобразил? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне?

— Как вы думаете, передается ли характер в портретах?

— Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом?

— Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается
портрет. Передается ли там характер героя через портрет?

Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты
Тургенева?

Просмотр материалов презентациипроблемный диалог:

(портреты). (описание
внешности)
. (как выглядит человек, т.е. представление о
человеке).

(показать место человека в государстве, возвеличивание его).

(показать принадлежность к профессии, государственной
деятельности).

(дворяне, монархи)

(крестьяне)

(облагораживает, приукрашивает)

Нет, и в литературе.

(«Муму» — Герасим, «Бежин луг» — мальчики).

(ближе к Венецианову).

III. Постановка учебной задачи. Цель:  прого-варивание цели урока в виде темы урока.

Итак, мы не зря начали урок с обращения к портретам. Как вы
думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? А что нам может дать
описание внешности? Итак, сформулируйте тему нашего урока.

 «Портреты и рассказы мальчиков, их
духовный мир в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг».

Какие цели поставим?

Мастерство И.С.Тургенева в изображении портретов мальчиков; и
тема нашего урока

( о портретах мальчиков).

(достаток, характер).

Формулируют тему урока

Запись темы урока (слайд).

IV. Первичное осмысление текста и его анализ. Самостоятельная
работа.

Задание 1

Задание 2

И. С. Тургенев рассказал о реально происходившем событии: пятеро
мальчиков пасли лошадей на Бежином лугу, в Орловском крае.

— Где находится Бежин луг и почему носит такое название?


1.Индивидуальное задание. Географическая справка. Отвечает по карте Тульской
области). Слайд

— А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

-Как относится герой-рассказчик к ребятам. которых он случайно
встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (своё отношение к мальчикам
герой-рассказчик передаёт с помощью описания).

II. Изучение нового материала

1. Работа в парах. У вас на столах тексты и листы самооценки,
где вы будете оценивать этапы своей работы

— У вас на столах лежит конверты в текст.  Что это за текст?

— А что такое портрет?

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах
человека?

Тексты на листах А4

  1. Это
    был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного
    мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
    постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой
    . (Федя).
  2. У
    него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо
    бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как
    говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. 
    (Павлуша).
  3. Лицо
    у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое,
    подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не
    расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами
    из-под низенькой войлочной шапочки
    . (Илюша)
  4. Это
    мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу
    заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное
    впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие
    глаза. 
    (Костя).

— Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на
мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет
Павлуши на  экране) и определитесь с героем.

— Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте
портреты мальчиков друг другу. Согласны, что правильно определили героя?  Выступление.
Оцените свою работу.

— Описания какого мальчика не хватает? Как вы думаете, почему?

— Теперь давайте посмотрим, как Тургенев изображает детей? Как
он строит описание внешности, на что старается обратить внимание?

— Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем
понять по нему?

3. Работа в группах.  Составление плана-характеристики героя (на
примере одного из мальчиков)Используя данные рассказа Страницы
171-173.Представить характеристики мальчиков.

— Вам дана таблица (приложение №2), которую вы должны заполнить
и подготовить связный рассказ о том герое, которого вы нашли в предыдущем
задании. На работу 5 минут, выступление – 2-3 минуты.

мальчик

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Чем занимался

История

Отношение автора

— Спасибо за ответы.

Вывод: (Слайд №3)Портрет в
литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том,
что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое
идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица,
одежды, движений, жестов, манер.

— Ребята, что общего у этих детей? (мальчики дружны, не
избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все
они бедны
)

— В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

Оцените себя.

Колодезная Олеся

Место, которое описывает писатель, действительно существовало,
есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской
области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком
Тургеневу с детства.

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных,
которые в 18 веке проживали неподалёку… Есть и такое предположение: Бежиным
луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от
притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

Своё отношение к мальчикам герой-рассказчик передаёт с помощью
описания.

Описание, портрет.

Изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды).

Представление о герое, характер.

Ваня-самый маленький герой рассказа. Он глубоко любит природу.
Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это Ваня в искреннем порыве своей
детской непосредственности отвлёк внимание мальчиков от разговора о страшном
к прекрасным звёздам.

Портрет раскрывает характер героев. выражает отношение
рассказчика и писателя к героям через изображение внешности героев: их
фигуры. лица. внутренние качества человека (например. добрые глаза). одежды,
движений, жестов, манер.

VI. Реализация построенного проекта. Первичное
закрепление.

Цель: проговаривание нового
знания, запись в тетрадях.

А теперь вернемся к разговору мальчиков у костра. Мальчики в
рассказе тоже рассказывают разные истории.

— Как вы думаете, можно ли по речи узнать и раскрыть образ
героя? Что же вы узнали?

— Какие истории они рассказывают?

— Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев
рассказы мальчиков? 

 2.Работа со словарём.

— Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

И.С.Тургенев назвал сначала их « россказнями», затем
«преданиями», потом «поверьями».

Задание № 3. Работа в  группах Соотнеси слово и его значение

(Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ,
который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об
исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание,
убеждение, основанное на таком предании или приметах).

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные
произведения суеверного характера, повествующие о встречах со
сверхъестественными силами.

— Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов
мальчиков? (Былички)

Самостоятельная работа ( индивидуальная)


Сколько быличек рассказано мальчиками и кто основной рассказчик?(9 , в
основном рассказывал Илюша и Костя)  Проверка.

Былички в рассказе И.С. Тургенева “Бежин луг”

  1. Илюша
    (про домового).
  2. Костя
    (встреча плотника Гаврилы с русалкой).
  3. Илюша
    (псарь Ермил и барашек).
  4. Илюша
    (покойный барин и разрыв – трава).
  5. Илюша
    (гадание бабы Ульяны).
  6. Костя
    (звуки из бучила).
  7. Илюша
    (про лешего).
  8. Илюша
    (про водяного и Акулину).
  9. Костя
    (Феклиста и сын).    

Оцените себя

Работа в группах

Чтение по ролям одной из истории

1.     
Каждый из мальчиков рассказывал страшную историю рассказанную
героем. Постарайтесь точно воспроизвести речь героев.


3.Сопоставление портретов и рассказов мальчиков.

 ( РЕЗЕРВ) ПРОСЛУШАТЬ

-Сопоставим рассказы Павлуши (Стр.181 учебник) и Илюши (Стр.182
учебник) о светопреставлении (солнечном затмении).

Что вы можете сказать об объеме высказывания?

А
что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как
относится Павлуша к своему рассказу?

А
как Илюша?

Вопросы для сравнения фрагментов.

Что
вы можете сказать об объеме высказывания?

А
что о знаках препинания в каждом рассказе?

Как
относится Павлуша к своему рассказу?

А
как Илюша?

Чем
насыщена речь Илюши и чего нет у Павлуши
?


Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?

(Отличия:

1) Объем высказывания: Павлуша
кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши
идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить
слушателей. Применяет ораторский прием.

        2)Знаки препинания:

У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного
восклицания, ни одного многоточия.

Но все это есть в речи у Илюши: знаки, которые передают
эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий — они предполагают,
что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.

Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в
прошлом.

Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих
слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное
воспоминание.

   -Павлуша был
умным мальчиком и поэтому он не поддался общему страху, когда началось
солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара
Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

   — Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории,
потому что он суеверный человек. Он не может объяснить этого природного
явления


— Как вы считаете, дети интересны охотнику?

— Как вы думаете, а кто больше нравится автору?

— Почему?

Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из
нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ
самого героя). В третьих, (слово автора о нем).

— Кто из мальчиков вам больше понравился?

— Что же происходит с Павлушей в конце рассказа?

— Ожидали ли вы такую судьбу Павла?

— Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?

— И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к
образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? Если
дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее?


Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо
рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны
)


В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры).


Кто же из ребят претендует на главную роль?

-.Павлуша

— Почему?

Он
в критических ситуациях смелее себя ведет.

 Когда
все испугались и собаки залаяли, Павлуша бросился посмотреть. Думал, это
волк. Не испугался.

Когда
Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав
смешную историю со жбаном.

И
не побоялся после страшных историй пойти за водой.

— Связано ли это как-то с тем, что они крепостные?

Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их
воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей
степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в
плену самых диких суеверий.

(страшные, о нечисти, потусторонних силах)

« россказнями», затем «преданиями», потом «поверьями».

«россказнями»-«преданиями»-«поверьями» (современные учёные
«предания» и «поверья» называют «быличками»)

внимательно слушает все истории. Охотник не уснул у костра, а с
любопытством наблюдал за ребятами.

Дети – это будущее, будущее крестьян.

Их характеры, их духовный мир.

В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение
к жизни)
 Павлушу в рассказе «Бежин луг» мы видим решительным,
смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Ильюша, рассказывая
свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра.

VII. Обобщение.

Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев
изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков?

В каждом портрете есть загадка. Тургенев словно зовёт читателя
вглядываться, вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Хотя оно
и показывает недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к
детям. В изображении Тургеневым это способные дети. Каждый из них отличается
своим особым характером.

— Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека
изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева.

— Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще
раз – какова тема и идея?

— Верно. И это уже социальная сторона.

Их внутренний мир

психология;

психологический.

Изображение простого народа; протест против крепостного права.

Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и
социальную стороны.

VIII. Рефлексия.

Подведем итоги.

 4. Составление кластеров: «Черты характера»

Работа у доски с табличками.

Павлуша- смелый, уверенный, умный.

Костя-задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Ваня – тихий.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

IX. Домашнее задание.

  1. Творческое
    задание: Поразмышлять: как вы представляете себе в дальнейшем судьбу
    мальчиков?
  2. Кого
    бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?

Записывают ДЗ в дневники

  • Отношение автора к обломову сочинение
  • Отношение автора к мальчикам из рассказа бежин луг
  • Отношение автора к ашик кериб из сказки ашик кериб
  • Отношение автора к герою гвидону из сказки о царе салтане
  • Отношение автора к герде из сказки снежная королева