Отношение автора к левше из рассказа лескова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение карсунская средняя школа им. д.н.гусева сказ н.с. лескова левша проект-тренинг для учителей, работающих в условиях реализации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Карсунская средняя школа им. Д.Н.Гусева

Сказ Н.С. Лескова «Левша»

Проект-тренинг для учителей, работающих в условиях реализации ФГОС

Тема проекта:

«География сказа Н.С.Лескова «Левша»».

Выполнила:

Фомиченко Лариса Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ Карсунская средняя школа

им. Д.Н.Гусева.

Научный руководитель:

Янушевский Владимир Николаевич,

к.п.н., заведующий НИЛ стандартизации образования

Ульяновского ИПКПРО

Карсун, 2020

Цель работы: исследовать сказ Н.С.Лескова «Левша», выявить географический маршрут героев в произведении.

Задачи:

1.Изучить текст произведения.

2.Найти в тексте и проанализировать географические объекты в сказе «Левша».

3.Исследовать путь (маршрут) героев произведения Николая Семёновича Лескова.

Мотивация выбора темы: более пристальное внимание к географическим рамкам произведения посредством углубленного изучения текста способствует более полному пониманию замысла автора и расширению метапредметных связей (например, литература и география).

Основная часть.

Прежде, чем перейти к рассмотрению географических рамок, необходимо перечислить основных героев, к которым и относится данный маршрут. Это государь Александр I, старый казак Платов, государь Николай I и три тульских мастера, один из которых левша.

Николай Семёнович Лесков начинает своё произведение словами: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Необходимо сказать, что Венский конгресс (совет) проходил после завершения войн с Наполеоном в 1814-1815 гг. Местом собрания европейских государств была выбрана столица на тот момент существовавшей Австрийской империи – Вена. И как было сказано автором, из Вены и отправился государь в своё путешествие по Европе. Поэтому мы можем сказать о том, что «географический маршрут» произведения начинается в Вене. Далее следует ряд европейских государств, которые автор не перечисляет, но отмечает, что император Александр I «объездил все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели…».

Далее, как следует из сказа, государь прибывает в Англию, где происходит знакомство с пистолью русского оружейника из Тулы Ивана Москвина, а также здесь появляется та самая блоха, созданная англичанами, но подкованная русскими мастерами. Однако государя в его заграничном путешествии сопровождал донской казак Платов, который «этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил». Не прельщали Платова произведения и «аглицких» мастеров, которыми так восхищался государь. И Платову было очень обидно за русских умельцев.

Блоха была подарена русскому царю, который по возвращении в Россию решил отправиться на исповедь к своему духовнику Федоту в Таганрог, где государь Александр I и скончался: «Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы тот сдал после государыне, когда она успокоится. Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала…, а вернувшись в Петербург, передала эту диковину со всеми иными драгоценностями в наследство новому государю». Таким образом, проделав немалый путь из Англии в Таганрог, блоха очутилась в столице России – Петербурге.

Новый государь не любил уступать иностранцу и был уверен в русских людях, поэтому он поручает Платову по дороге на тихий Дон проехать через Тулу и показать тульским мастерам эту «нимфозорию»: «И пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

Приехав в Тулу, Платов находит трёх оружейников, которым передаёт слова государя. На что они ему ответили, что пока не имеют представления, что делать с английским чудом, но сказали: «А ты, если твоя милость, как и государь наш, имеешь к нам доверие, поезжай к себе на тихий Дон, а нам эту блошку оставь, как она есть, в футляре и в золотой царской табакерочке. Гуляй себе по Дону и заживляй раны, которые приял за отечество, а когда назад будешь через Тулу ехать, — остановись и спосылай за нами: мы к той поре, бог даст, что-нибудь придумаем»

Оружейники, не имея представления о том, что же делать с блохой, направляются в уездный город Орловской губернии – Мценск, чтобы поклониться «камнесеченной» святого Николая.Как говорил сам автор: «Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела».Совершив паломничество и помолившись святыне, тульские мастера вернулись в родной город и «ничего никому не сказав, принялись за дело в ужасном секрете.

Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать». Мастера, как и было им велено, закончили работу в аккурат к приезду Платова с Дона вновь в Тулу. Казак Платов, не заметивший тонкой работы мастеров, был разъярён, поэтому решил привезти в столицу одного из оружейников левшу, чтобы тот и держал ответ перед государем. Вместе с ними диковинная блоха вновь возвратилась в Петербург.

Несмотря на то, что Платов доложил государю, что «ничего удивительного» с блохой тульские оружейники сделать не смогли, государь Николай Павлович был уверен в русских людях и велел левше самому всё объяснить: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». Царь, сам Платов и все придворные были в восторге от проделанной туляками работы: «Ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!». А на каждой подкове, к тому же, было высечено имя мастера, который каждую подкову сделал. Однако имени самого левши там высечено не было, так как он делал более мелкую работы – ковал гвоздики для подков.

После этого было решено везти диковинную блоху и самого левшу в Лондон, чтобы доказать англичанам, каковы в России умельцы. Так нимфазория вновь оказывается в Англии, откуда и была привезена.

Сам же левша, после посещения Английской столицы, был возвращен в Россию на корабле, который прошёл через Твердиземное (Средиземное) море. Также к нашему выстроенному маршруту мы можем добавить Балтийское море и Финский залив, который являлся на тот момент единственным морским путём до столицы Российской империи – Санкт-Петербурга.

Вывод.

После изучения текста стало ясно, что в сказе Николая Семёновича Лескова «Левша» упоминается немало географических объектов, которые составили целый маршрут в истории о блохе, которая была создана англичанами, но подкована русскими мастерами.

Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ».

Н.С. Лесков

Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения – «Левша» и «Соборяне».

Название: «Левша»

Жанр произведения: Повесть (сказ)

Тема произведения: Талант простого русского мужика

Число страниц: 224

Годы написания повести «Левша» — 1881. Публикация – также 1881г.  1881 год в истории России – год цареубийства. 1 марта 1881 года от рук «народовольцев» погиб Александр II.11 мая 1881 года взошедший на престол всероссийский император Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. В повести фигурируют уже ушедшие на тот момент Александр I и Николай I.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Левша – тульский мастер. Самородок, талантливый оружейник, выходец из народа. Необразованный крестьянин, злоупотребляет алкоголем. Предан своей стране, православию, не пожелал оставаться на чужбине. «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может»
  2. Александр Iрусский император. Умен, любознателен, ценитель всего иностранного. Слабохарактерен, щедр до неразумности.  Слабый политик и управленец, «от военных дел с ним сделалась меланхолия». «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»
  3. Платов – донской казак. Путешествует вместе с Александром I. Мужественный, с множеством ранений, участвовал в боях. Патриот, противник иностранного, сторонник всего, что приносит пользу России. С императором уважителен, знает свое место. «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо, так как я пью-ем что хочу и всем доволен,»
  4. Николай Iрусский император. Брат Александра I. Искренне верит в превосходство русского народа, амбициозный. Разумный, выдержанный, справедливый. Самоуверен, самолюбив, обладает отличной памятью. «…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Положительные герои повести «Левша»:

  • Левша
  • Николай I
  • Платов

Отрицательные герои повести «Левша»:

  • Александр I
  • Чернышев

Время и место действия повести «Левша» — Россия (Санкт-Петербург и Тула) и Англия, XIX век, вскоре после войны с Наполеоном. 

Краткое содержание повести «Левша»

  1. В поездке по Европе император Александр I хочет посмотреть заморские чудеса. Его сопровождает верный слуга Платов.
  2. В Англии Александра I поражает крошечная механическая блоха, способная танцевать. Он приобретает ее и привозит на родину. Вскоре император умирает, его место занимает брат Николай I..
  3. Николай I, увидев блоху, хочет доказать, что русские мастера не хуже европейских. По его приказу Платов находит в Туле мастера Левшу.  Левша соглашается выполнить необычный заказ вместе с тремя подмастерьями.
  4. Левша предлагает императору рассмотреть лапки блохи в микроскоп. Выясняется, что на лапках блохи – подковы, на которых вырезаны имена мастеров. Сам Левша выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.
  5. Левшу наградили орденом и отправили в Англию, чтобы показать мастерство русских умельцев. Потрясенные англичане предлагают Левше остаться, но он выбирает возвращение на родину. По пути сильно пьянствует и умирает в захудалой больнице.

Главная мысль повести «Левша».

Талант и «золотые руки» могут быть даны самому простому и необразованному человеку. К сожалению, порок губителен для таланта, а в России не умеют воздавать таким самородкам по заслугам.

Отзыв о повести «Левша».

Сказовая стилистика повести «Левша» создает ощущение фантастичности, нереальности повествования. На самом же деле, повесть «Левша» — остросоциальное произведение, наполненное болью за таких самородков, безвестно погибающих в глуши от пьянства, покорно терпящих любые издевательства над собой от «сильных мира сего». Это многогранное повествование, в котором соединено восхищение русскими мастерами и боль за их судьбы. Патриотизм героев повести вызывает уважение и гордость, ради прославления своей страны они готовы на подвиги не только в ратном деле, но и в повседневной жизни. Книга наполнена сугубо русской жизненной философией, русскими речевыми оборотами и колоритом, а само слово «Левша» стало обозначением выдающего мастера.

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне в повести запомнился эпизод, когда император Николай I  видит результат работы Левши. Неграмотному тульскому мужику не верят вельможи, и уже готовы уличить его в обмане. Но он спокойно, с достоинством, предлагает «всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Тогда становится видна ювелирная работа мастеров и самого Левши. Вельможи посрамлены, вынужден просить прощения и сам Платов. А Левша еще уточняет, что у него «мелкоскопа» нет вовсе, просто такое острое зрение. Этот эпизод отлично характеризует отношение вельмож к простому русскому мужику, и становится настоящим триумфом Левши.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)В повести «Левша» много искаженных слов. Это передает народный дух произведения, стилистику речи неграмотного мужика.

  • Бюстры – соединение слов «бюсты» и «люстры»
  • Валдахин – искажение слова «балдахин»   
  • Грабоватый – горбатый
  • Дванадесять язык — славянское выражение, означающее «двенадцать народов»
  • Кислярка – кизлярка, виноградная водка
  • Кунсткамера – собрание различных редкостей
  • Мортимерово ружье – Г. В. Мортимера, английского оружейника конца XVIII века.
  • Мелкоскоп — искаженная форма слова «микроскоп»
  • Сахар молво — В 10-20-х годах XIX века в Петербурге существовал сахарный завод купца Я. Н. Мольво

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • – Разве так можно! У него, – говорит, – хоть и шуба овечкина, так душа человечкина (Английский полшкипер)
  • Утро ночи мудренее (Платов)
  • Аглицкую блоху на подковы подковали (Николай I)
  • Не пей мало, не пей много, а пей средственно (Платов)
  • Пожалуйста, не порть мне политики (Александр I)
  • Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши (Левша)

Само слово «Левша» также вошло в обиход русской речи, означает народного умельца-самородка.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

1-й аргумент: невозможно построить демократическое государство, в котором будут уважать личность, не искоренив эти пороки. Прежде всего, это продуманная государственная политика, воспитание гражданского сознание, активной жизненной позиции. (Пример: указ Президента о борьбе с коррупцией, декларация доходов чиновников).
2-й аргумент: прекрасным оружием в борьбе с этими пороками является русская литература. Сатира не оставляет никого равнодушными. (Пример: Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души», С.-Щедрин сказки, Маяковский).

Проблема милосердия.

Позиция автора: наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие.
1-й аргумент: милосердие нужно воспитывать в человеке с детства. Сегодня многие нуждаются в помощи и поддержке. (Пример: Чулпан Хаматова).
2-й аргумент: уроки милосердия, доброты преподаёт нам русская литература. ( Наташа Ростова, соня Мармеладова).

Проблема роли книг в жизни человека.

Позиция автора: книги – наши надёжные друзья и спутники.
1-й аргумент: сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования. Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без книг. (Пример: Д. Карнеги «Язык убеждения»).
2-й аргумент: в формировании нравственных качеств личности большую роль играют книги (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Проблема чтения в современном обществе.

Позиция автора: в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества.
1-й аргумент: люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой).
2-й аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости, равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Проблема развития и сохранения русского языка.

Позиция автора: сохранение русского языка – задача каждого из нас.
1-й аргумент: сегодня наблюдается засорение русского языка иностранными словами, жаргонной лексикой. Речь молодёжи очень скудная, однообразная. Нужно воспитывать любовь к слову с детства. (Пример: семья).
2-й аргумент: это задача государственного уровня. Прежде всего, стоит обратить внимание на язык СМИ. (Пример: показ фильмов – экранизация классики)

Проблема культуры речи.

Позиция автора: сегодня очень важно владеть культурой речи.
1-й аргумент: культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии. А. П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере». (Пример: личный).
2-й аргумент: произведение русской классики- образцы культуры речи. (А. С. Пушкин и т.д.).

Проблема развития науки.

Позиция автора: современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её.
1-й аргумент: благодаря открытиям науки сегодня побеждены многие болезни, решается вопрос продления жизни человека до нескольких столетий, совершён прорыв в космос. Для того чтобы выйти на мировую арену Россия должна развивать науки (Пример: создание условий для учёных, развитие молодёжи: олимпиады, конкурсы и т. д.)
2-й аргумент: сегодня важно, какова моральная основа личности учёного, во благо или зло для человечества совершаются открытия (Пример: профессор Преображенский из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», академик Сахаров, «отец водородной бомбы»).

Проблема развития техники.

Позиция автора: сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека.
1-й аргумент: наш быт немыслим без техники. Она позволяет решить быстро и эффективно ряд проблем. (Пример: Интернет, мобильный телефон, бытовая техника ит. д.).
2-й аргумент: благодаря совершенной технике у человека освободилось время для самоусовершенствования. Но он стал ленив. Активному отдыху, спорту, театру предпочитает лежание на диване. (Пример: Обломов из романа И. А. Гончарова; наше поведение на природе).

Проблема образования в наши дни.

Позиция автора: образование переживает период реформ, который сложно воспринимается в обществе.
1-й аргумент: реформы вызваны изменениями в России. Стремление страны войти в число ведущих европейских держав невозможно без преобразований. Но это болезненный неоднозначный процесс. (Пример: введение ЕГЭ).
2-й аргумент: важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. (Пример: лауреаты 2-й0 века в области литературы: И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын).

Проблема роли дружбы в жизни человека.

Позиция автора: без настоящих друзей наша жизнь неполноценна.
1-й аргумент: друг – это наше второе «я», ему мы доверяем самое сокровенное, с ним советуемся. Счастлив тот, у кого есть настоящий друг (Пример: личный).
2-й аргумент: друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С. Пушкина с лицеистами. Поэт в стихотворении «1-й 9 октября» писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…

Проблема роли любви в жизни человека.

Позиция автора: без любви наша жизнь серая, скучная.
1-й аргумент: любовь многогранное чувство. Любовь к родителям и детям, Родине, искусству, природе и т. п. Я считаю, что главное – это…. (пример личный).
2-й аргумент: любовь – самое возвышенное чувство. Оно стало Музой для искусства. А. С. Пушкин писал:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.

Проблема исторической памяти.

Позиция автора: невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.
1-й аргумент: воспитание исторической памяти начинается в семье. Семейные архивы хранят много рассказов о наших предках, дела которых связаны с судьбой Родины. (Пример личный).
2-й аргумент: велика роль музеев, памятников, СМИ в формировании исторических взглядов общества. ( экранизация русской классики).

Проблема памяти Великой Отечественной войны.

Позиция автора: эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
1-й аргумент: память об этой войне живёт в каждой семье. С детства мы учимся уважению и любви к тем, кто сражался за нашу свободу. (Пример личный).
2-й аргумент: сохранить память о Великой Отечественной войне – дело государственной важности. Нельзя забывать о роли нашей страны в победе над фашизмом. (Попытки переосмыслить эти события, Эстония, Украина. Книги о войне).

Проблема взаимоотношений поколений.

Позиция автора: проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь.
1-й аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры).
2-й аргумент: есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).

Проблема патриотизма.

Позиция автора: любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без Отчизны.
1-й аргумент: патриотизм следует воспитывать с детства. Это любовь к природе, родному краю, изучение истории. Знакомство с памятниками. (Пример личный).
2-й аргумент: в воспитании любви к Родине большая роль принадлежит культуре. Постигая произведения литературы, музыки, живописи, человек начинает понимать, как талантлив народ, гордится этими достижениями. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир»)

Проблема русского национального характера.

Позиция автора: русский национальный характер противоречив, имеет два полюса.
1-й аргумент: я считаю, что лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Это талантливость, мужество, находчивость, ум, смекалка.( Н. Лесков « Левша»)
2-й аргумент: сегодня условия жизни таковы, что развивают положительное начало. Трудно представить Обломова в наши дни (Пример личный).

Проблема роли телевидения в нашем обществе.

Позиция автора: телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Его влияние противоречиво.
1-й аргумент: телевидение расширяет границы мира, даёт возможность быть в курсе последних событий, позволяет совершать заочные путешествия. (Пример личный).
2-й аргумент: телевидение развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства суррогатом. Всевозможные сериалы приучают людей жить в виртуальном мире. Это ослабляет человеческие связи. (Пример: больше экранизации классики).

Проблема Интернета.

Позиция автора: Интернет – наш незаменимый помощник и одновременно наш враг.
1-й аргумент: нашу жизнь невозможно представить без Интернета. Мы ищем там разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся (Пример личный).
2-й аргумент: Интернет уводит в мир виртуальности, искажает личность, порождает зависимость. Может привести к деградации (Пример друга).

Проблема роль рекламы в нашем обществе.

Позиция автора: реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка.
1-й аргумент: реклама – незаменимый помощник в выборе товаров, услуг. Она позволяет ориентироваться в огромном количестве рыночных продуктов. (Пример: газеты «Блокнот», «оо7», «Работа»).
2-й аргумент: реклама формирует общество потребления, вовлекает человека в общество потребления, диктует моду. Это лишает человека индивидуальности. ( Пример: модный цвет сезона – сиреневый).

Проблема роль веры в жизни человека.

Позиция автора: без веры человек не может жить.
1-й аргумент: вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. (Пример личный).
2-й аргумент: веру в добро, красоту, истину человеческих отношений несёт нам русская классическая литература. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир»)

Проблема роли совести в нашей жизни.

Позиция автора: в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести.
1-й аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению. (Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или пример из жизни).
2-й аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. (Пример: Чулпан Хаматова, Гринёв из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Проблема нравственного выбора.

Позиция автора: каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор.
1-й аргумент: в основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. (Пример из личной жизни или Наташа Ростова).
2-й аргумент: в наши дни очень важно, какой нравственный выбор совершают политики. От этого зависят судьбы не только отдельных стран, но и всего мира. (Пример: США, Грузия).

Проблема соотношения цели и средств её осуществления.

Позиция автора: нельзя идти к цели любыми средствами.
1-й аргумент: если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу. (Раскольников. «Преступление и наказание»Достоевского).
2-й аргумент: в современном мире неразборчивость в средствах может стать причиной смерти и несчастия многих людей. (Саакашвили, события в Южной Осетии).

Проблема выбора жизненного пути.

Позиция автора: от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая жизнь.
1-й аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный).
2-й аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).

Проблема роль информационных технологий в нашей жизни.

Позиция автора: сегодня информационные технологии являются ведущими.
1-й аргумент: информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование. (Пример Интернет).
2-й аргумент: развитие информационных технологий делает нашу жизнь более совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности, ослабления общественных связей (Пример: перенос виртуальных игр в реальный мир).

Проблема совершенства мира

Позиция автора: природа вечна и совершенна в отличие от человека
1-й аргумент: сегодня мы утратили связь с природой. Это привело к дисгармонии в человеческих отношениях. Нужно учиться видеть и понимать совершенство мира, тогда будет гармония и в наших душах и отношениях (Пример личный).
2-й аргумент: в 2-й1-й веке стоит задуматься над тем, что созданное общество потребления – это тупик для человечества. Духовные ценности важнее. (Русская классическая литература).

Проблема человек и Вселенная

Позиция автора: пришло время покорения Вселенной.
1-й аргумент: сегодня наука достигла таких высот, когда уже готовятся экспедиции на другие планеты. Человечество наконец-то найдёт ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной. ( Фантастика Беляева, Стругацких).
2-й аргумент: исследование космоса необходимо, так как ресурсы Земли истощаются. Мы должны думать о судьбе потомков. (Марс, Венера и т. д.).

«Ìåñòî äåéñòâèÿ — Îð¸ë…»
Çàî÷íàÿ ýêñêóðñèÿ ïî ñëåäàì ëåñêîâñêèõ ãåðîåâ

    Àëëà Íîâèêîâà-Ñòðîãàíîâà
×àñòü 1
Ïðèãëàøåíèå ê ïóòåøåñòâèþ

Òâîð÷åñêàÿ áèîãðàôèÿ Íèêîëàÿ Ñåì¸íîâè÷à Ëåñêîâà (1831 — 1895) — âûäàþùåãîñÿ êëàññèêà îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðû — íåðàçðûâíî ñâÿçàíà ñ åãî «ìàëîé ðîäèíîé». Îð¸ë — ãîðîä äåòñòâà è þíîñòè ïèñàòåëÿ — ñòàë ìåñòîì äåéñòâèÿ ìíîæåñòâà åãî ïðîèçâåäåíèé è òàêèì îáðàçîì ïðîñëàâèëñÿ áëàãîäàðÿ Ëåñêîâó âî âñ¸ì öèâèëèçîâàííîì ÷èòàþùåì ìèðå. Íå áåç ãîðäîñòè àâòîð «Ñîáîðÿí», «Î÷àðîâàííîãî ñòðàííèêà», «Ëåâøè» è äðóãèõ øåäåâðîâ ðóññêîé ñëîâåñíîñòè ãîâîðèë î ñåáå: «Â ëèòåðàòóðå ìåíÿ ñ÷èòàþò îðëîâöåì».

Íà âñ¸ì ïðîòÿæåíèè 35-ëåòíåãî ëèòåðàòóðíîãî ïóòè îðëîâñêèå âïå÷àòëåíèÿ ïèòàëè òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå ïèñàòåëÿ, áûëè æèâûì èñòî÷íèêîì åãî ñþæåòîâ è õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ. Ìíîæåñòâî ñâîèõ ãåðîåâ Ëåñêîâ, «ïðîíçèâøèé», ïî ñëîâó Ì. Ãîðüêîãî, «âñþ Ðóñü», «ðàññåëèë» èìåííî íà îðëîâñêîé çåìëå, ñ÷èòàÿ ñâîþ ìàëóþ ðîäèíó «ìèêðîêîñìîì âñåé çåìñêîé Ðîññèè».

Åñòü è åù¸ îäíà íåìàëîâàæíàÿ ïðè÷èíà ëåñêîâñêîé ïðèâåðæåííîñòè ê «îðëîâñêèì ñþæåòàì». Ñàì àâòîð ïðèîòêðûë ÷èòàòåëÿì äâåðè â ñâîþ «òâîð÷åñêóþ ëàáîðàòîðèþ»: «ß âûäóìûâàþ òÿæåëî è òðóäíî, è ïîýòîìó ÿ âñåãäà íóæäàëñÿ â æèâûõ ëèöàõ, êîòîðûå ìîãëè ìåíÿ çàèíòåðåñîâàòü ñâîèì äóõîâíûì ñîäåðæàíèåì. Îíè ìíîþ îâëàäåâàëè, è ÿ ñòàðàëñÿ âîïëîòèòü èõ â ðàññêàçàõ, â îñíîâó êîòîðûõ òîæå âåñüìà ÷àñòî êëàë äåéñòâèòåëüíîå ñîáûòèå. Òàê ïî÷òè íàïèñàíî âñ¸…»

 òî æå âðåìÿ îäíî èç ãëàâíûõ êà÷åñòâ ñàìîáûòíîé ìàíåðû ïèñàòåëÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âíåøíÿÿ äîñòîâåðíîñòü íàïîëíÿåòñÿ ãëóáîêèì âíóòðåííèì ñîäåðæàíèåì: ÷åì «äîêóìåíòàëüíåå» âûãëÿäèò ðàññêàç, òåì ñèëüíåå åãî äóõîâíî-íðàâñòâåííîå, èäåéíî-ýñòåòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå. «Ñàìîáûòíåéøèé ïèñàòåëü ðóññêèé», ñóìåâøèé ïîñòè÷ü òî, ÷òî çîâåòñÿ «äóøîþ íàðîäà», ïðåæäå âñåãî äîðîã íàì òåì, ÷òî â öåíòðå âíèìàíèÿ åãî òâîð÷åñòâà âñåãäà ÷åëîâåê — ñî ñâîèìè ðàäîñòÿìè è ãîðåñòÿìè, îòêðûòèÿìè è îøèáêàìè, âå÷íûì ïîèñêîì èñòèíû.

Ïî íàçâàíèÿì óëèö, ïëîùàäåé, öåðêâåé, ðåê, äîðîã Îðëà, èìåíàì ãåðîåâ, ñâÿçàííûõ ñ ñîáûòèÿìè ïðîøëîãî, ñ èñòîðèåé ãîðîäà, ìîæíî ñîñòàâèòü íàñòîÿùóþ êàðòó ìàðøðóòà ïî ìåñòàì ïðîèçâåäåíèé Ëåñêîâà è ñîâåðøèòü âîîáðàæàåìîå ïóòåøåñòâèå: ïîñåòèòü äîìà, â êîòîðûõ æèë è áûâàë ïèñàòåëü; ïîáðîäèòü ïî óëèöàì è äîðîãàì, ãäå îí õîäèë; ïîëþáîâàòüñÿ æèâîïèñíûìè âèäàìè, ïðèâëåêøèìè åãî âíèìàíèå, ïðèêîñíóòüñÿ ê æèâûì èñòî÷íèêàì åãî ñþæåòîâ è îáðàçîâ.

Èòàê, ïóòåøåñòâèå íà÷èíàåòñÿ. Ìû â ðîäíîì ãîðîäå Ëåñêîâà. Îð¸ë áûë îñíîâàí ó ñëèÿíèÿ ðåê Îêè è Îðëèê åù¸ â XVI ñòîëåòèè Èâàíîì Ãðîçíûì â ñàìîì ñåðäöå Ðîññèè êàê êðåïîñòü, êîòîðàÿ äîëæíà áûëà çàùèùàòü ïîäñòóïû ê Ìîñêâå. Áåçñïîðíî, èíòåðåñíà èñòîðèÿ ýòîãî ãîðîäà, íî ïðåäìåò íàøåãî îñîáîãî âíèìàíèÿ — ëèòåðàòóðíîå ïðîøëîå Îðëà.

Ñòðàñòíûé ïàòðèîò ðîäíûõ ìåñò, Ëåñêîâ íèñêîëüêî íå ïðåóâåëè÷èâàë, êîãäà ãîâîðèë, ÷òî Îð¸ë «âñïîèë íà ñâîèõ ìåëêèõ âîäàõ ñòîëüêî ðóññêèõ ëèòåðàòîðîâ, ñêîëüêî íå ïîñòàâèë èõ íà ïîëüçó ðîäèíû íèêàêîé äðóãîé ðóññêèé ãîðîä». È â ñàìîì äåëå — èìåííî ñ Îðëîì ñâÿçàíû áèîãðàôèè è òâîð÷åñêèå ñóäüáû ìíîãèõ ðóññêèõ ïèñàòåëåé, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ïîëíóþ êàðòèíó ðàçâèòèÿ âñåé îòå÷åñòâåííîé è ìèðîâîé êóëüòóðû. Ýòî ñàì Í.Ñ. Ëåñêîâ, î êîòîðîì ìû âåä¸ì ñåãîäíÿ ðàññêàç; È.Ñ. Òóðãåíåâ, Ô.È. Òþò÷åâ, À.À. Ôåò, áðàòüÿ Æåì÷óæíèêîâû, ïðèäóìàâøèå âìåñòå ñ À.Ê. Òîëñòûì îáðàç Êîçüìû Ïðóòêîâà; ñîáèðàòåëü ôîëüêëîðà Ï.È. ßêóøêèí, èñòîðèê Ò.Í. Ãðàíîâñêèé, Ìàðêî Âîâ÷îê (Ì.À. Âèëèíñêàÿ), ñòàâøàÿ êëàññèêîì óêðàèíñêîé ëèòåðàòóðû; êðèòèê Ä.È. Ïèñàðåâ, ïîýò À.Í. Àïóõòèí, È.À. Áóíèí — ïåðâûé èç ðóññêèõ ïèñàòåëåé, óäîñòîåííûõ Íîáåëåâñêîé ïðåìèè, — çà ðîìàí «Æèçíü Àðñåíüåâà», ñîçäàííûé ïî «îðëîâñêèì» âîñïîìèíàíèÿì; Ë.Í. Àíäðååâ, Á.Ê. Çàéöåâ, Ì.Ì. Ïðèøâèí, È.À. Íîâèêîâ…

Ìû ó ïàìÿòíèêà Í.Ñ. Ëåñêîâó. Óñòàíîâëåííûé â 1981 ãîäó íà ðîäèíå ïèñàòåëÿ, êîãäà îòìå÷àëîñü 150-ëåòèå ñî äíÿ åãî ðîæäåíèÿ, ïàìÿòíèê âîò óæå áîëåå 30 ëåò íå ïåðåñòà¸ò âîñõèùàòü îðëîâöåâ è ãîñòåé ãîðîäà. Àâòîðû — ìîñêîâñêèå ñêóëüïòîðû Þ.Ã. Îðåõîâ è Þ.Þ. Îðåõîâ, àðõèòåêòîðû Â.À. Ïåòåðáóðæöåâ è À.Â. Ñòåïàíîâ — ñîçäàëè öåëûé àíñàìáëü.

 öåíòðå — ÷åòûð¸õìåòðîâàÿ ôèãóðà ïèñàòåëÿ, îòëèòàÿ â áðîíçå, — óñòàíîâëåíà íà ïîñòàìåíòå èç ïîëèðîâàííîãî ñåðîãî ãðàíèòà. «Óìíûé, òåìïåðàìåíòíûé, ñ êîëþ÷èìè ÷¸ðíûìè ãëàçàìè, ñ äóøîþ ñëîæíîé è ïðè÷óäëèâîé, ïîëíîé áóíòóþùèõ ñòðàñòåé», — òàêèì âèäåëñÿ Ëåñêîâ ñîâðåìåííèêàì, òàêèì èçîáðàçèëè åãî è ñîçäàòåëè ïàìÿòíèêà. Ïèñàòåëü âñìàòðèâàåòñÿ âäàëü è êàê áû ìûñëåííî ïðîèçíîñèò: «ß ñìåëî, ìîæåò áûòü, äàæå äåðçêî äóìàþ, ÷òî çíàþ ðóññêîãî ÷åëîâåêà â ñàìóþ åãî ãëóáü è íå ñòàâëþ ñåáå ýòîãî íè â êàêóþ çàñëóãó».

À âîêðóã, ïîäíÿòûå íà êîëîííàõ íà âûñîòó ÷åëîâå÷åñêîãî ðîñòà, îæèâàþò ãåðîè ëåñêîâñêèõ ïðîèçâåäåíèé.

Âîò ïîêàçûâàåò ñâîå ìàñòåðñòâî «òóïåéíûé õóäîæíèê» (ãåðîé îäíîèìåííîãî ðàññêàçà) — ãîâîðÿ ñîâðåìåííûì ÿçûêîì: ãðèì¸ð, ïàðèêìàõåð. Àðêàäèé ïðè÷¸ñûâàåò ïåðåä ñïåêòàêëåì Ëþáó — àêòðèñó îðëîâñêîãî êðåïîñòíîãî òåàòðà ãðàôà Êàìåíñêîãî. Ëþáîâü «òóïåéíîãî õóäîæíèêà» ê êðåïîñòíîé àêòðèñå çàêàí÷èâàåòñÿ òðàãè÷åñêè: íå èçáåæàë Àðêàäèé ïûòîê â ãðàôñêîì çàñòåíêå, à Ëþáà — íàñèëèÿ ãðàôà.

Íå ïðèíåñëà ëþáîâü ñ÷àñòüÿ è äðóãîé èçâåñòíîé ëåñêîâñêîé ãåðîèíå. Ðÿäîì ñ ôèãóðêàìè êðåïîñòíûõ ñòðàäàëüöåâ Àðêàäèÿ è Ëþáû âèäèì Êàòåðèíó Èçìàéëîâó — «Ëåäè Ìàêáåò Ìöåíñêîãî óåçäà».  íåé ïèñàòåëü óãàäàë õàðàêòåð øåêñïèðîâñêîãî ìàñøòàáà. Îïóñòèâ ãëàçà è ïðèêóñèâ ãóáû, îêàìåíåâ, ñòîèò ìöåíñêàÿ «ëåäè Ìàêáåò» â àðåñòàíòñêîì õàëàòå ó ïîçîðíîãî ñòîëáà ïåðåä îòïðàâêîé íà êàòîðãó. ×åòûðå óáèéñòâà ñîâåðøèëà êóïå÷åñêàÿ æåíà ðàäè ñâîåé áåçîãëÿäíîé, áåçáîæíîé ñòðàñòè ê ìîëîäîìó ïðèêàç÷èêó. Ñàìîóáèéñòâî ïîäâîäèò èòîã íåâèäàííîé òðàãåäèè, ðàçûãðàâøåéñÿ â æèçíè ìöåíñêîé êóï÷èõè «ëåäè Ìàêáåò».

À âîò âü¸òñÿ â îãíåííîì òàíöå öûãàíêà Ãðóøåíüêà — ãåðîèíÿ ïîâåñòè «Î÷àðîâàííûé ñòðàííèê». Ïàìÿòíèê âûïîëíåí èç áðîíçû, íî òàê èçÿùíî è òîíêî, ÷òî êàæåòñÿ, åñëè äóíåò ïîñèëüíåå âåòåð, ñêëàäêè è êðóæåâà Ãðóøåíüêèíîãî ïëàòüÿ âîò-âîò ðàçëåòÿòñÿ. Îïåðøèñü íà ãèòàðó, âîñòîðæåííî ñìîòðèò íà òàíöóþùóþ öûãàíêó «òèïè÷åñêèé ðóññêèé áîãàòûðü» Èâàí Ñåâåðüÿíîâè÷ Ôëÿãèí — âîïëîùåíèå áîãàòûðñêèõ äóõîâíî-íðàâñòâåííûõ è ôèçè÷åñêèõ ñèë íàøåãî íàðîäà. Îäíî èç «î÷àðîâàíèé» ýòîãî ñòðàííèêà çåìëè ðóññêîé — ñïîñîáíîñòü âîñõèòèòüñÿ êðàñîòîé è òàëàíòîì: «×òî Ãðóøà ðàç íè ñïîåò, òî ÿ åé çà òî ëåáåäÿ, è óæ íå ñ÷èòàþ, ñêîëüêî èõ âûïóñòèë… È ìíîãîå îíà ïåëà, ïåñíÿ îò ïåñíè ìîãó÷åå… Îõ, òîæå ïëÿñóíüÿ áûëà! ß âèäàë, êàê ïëÿøóò àêò¸ðêè â òåàòðàõ, äà ÷òî âñ¸ ýòî, òüôó… Ýòà æå êðàëÿ êàê ïîøëà, òàê, êàê ôàðàîí ïëûâ¸ò — íå êîëûõí¸òñÿ <…> à ñòàíåò, ïîâûãíåòñÿ, ïëå÷îì âåä¸ò è áðîâü ñ íîñêîì íîæêè íà îäíó ëèíèþ ñòðîèò… Êàðòèíà! Ïðîñòî îò ýòîãî âèäåíèÿ íà å¸ òàíåö âñå ñëîâíî ñâîé óì ïîòåðÿëè: ðâóòñÿ ê íåé áåç óìà, áåç ïàìÿòè…»

Ðÿäîì «êîëäóåò» íàä íàêîâàëüíåé ñ ìîëîòî÷êîì â ëåâîé ðóêå áåçûìÿííûé òóëüñêèé îðóæåéíèê «êîñîé ëåâøà, íà ùåêå ïÿòíî ðîäèìîå, à íà âèñêàõ âîëîñüÿ ïðè ó÷åíüè âûäðàíû». Ìû çàìå÷àåì ìèíèàòþðíûå òèñî÷êè — ðàáî÷èé èíñòðóìåíò ëåâøè, ñàìîâàð — ñèìâîë ãîðîäà Òóëû. À ñàì ãåðîé ïîêàçàí êàê ðàç â òîò ìîìåíò, êîãäà ñóìåë ïîäêîâàòü óäèâèòåëüíóþ çàâîäíóþ áëîõó èç «àãëèöêîé âîðîí¸íîé ñòàëè, ñðàáîòàííîé â Ëîíäîíå». Êîëîííà, íà êîòîðóþ ïîäíÿò ëåâøà, åäèíñòâåííàÿ â àíñàìáëåâîé êîìïîçèöèè ïàìÿòíèêà èìååò êðàñèâóþ êðóæåâíóþ ðåçüáó. Ýòî è ïîíÿòíî: ëåñêîâñêèé ëåâøà — îëèöåòâîðåíèå òàëàíòëèâîñòè ðóññêîãî íàðîäà, íà í¸ì «ïî÷èâàëà íàäåæäà íàöèè».

 ëåñêîâñêîì «Ñêàçå î òóëüñêîì êîñîì ëåâøå è î ñòàëüíîé áëîõå» òóëüñêèå óìåëüöû ïðåæäå, ÷åì ñîâåðøèòü ÷óäî ñâîåé «áåçîòäûøíîé ðàáîòû», äîëæíû áûëè çàðó÷èòüñÿ Áîæüèì áëàãîñëîâåíèåì, è èì ïîêðîâèòåëüñòâîâàëà ñâÿòûíÿ îðëîâñêîé çåìëè: «Îíè øëè âîâñå íå â Êèåâ, à ê Ìöåíñêó, ê óåçäíîìó ãîðîäó Îðëîâñêîé ãóáåðíèè, â êîòîðîì ñòîèò äðåâíÿÿ «êàìíåñå÷åííàÿ» èêîíà ñâ. Íèêîëàÿ, ïðèïëûâøàÿ ñþäà â ñàìûå äðåâíèå âðåìåíà íà áîëüøîì êàìåííîì æå êðåñòå ïî ðåêå Çóøå. Èêîíà ýòà âèäà «ãðîçíîãî è ïðåñòðàøíîãî» — ñâÿòèòåëü Ìèð-Ëèêèéñêèõ èçîáðàæ¸í íà íåé «â ðîñò», âåñü îäåÿí ñðåáðîïîçëàùåííîé îäåæäîé, à ëèöîì ò¸ìåí, è íà îäíîé ðóêå äåðæèò õðàì, à â äðóãîé ìå÷ — «âîåííîå îäîëåíèå». Âîò â ýòîì «îäîëåíèè» è çàêëþ÷àëñÿ è ñìûñë âåùèé: ñâ. Íèêîëàé âîîáùå ïîêðîâèòåëü òîðãîâîãî è âîåííîãî äåëà, à «ìöåíñêèé Íèêîëà» â îñîáåííîñòè, è åìó-òî òóëÿêè è ïîøëè ïîêëîíèòüñÿ. Îòñëóæèëè îíè ìîëåáåí ó ñàìîé èêîíû, ïîòîì ó êàìåííîãî êðåñòà è, íàêîíåö, âîçâðàòèëèñü äîìîé «íîùèþ» è, íè÷åãî íèêîìó íå ðàññêàçûâàÿ, ïðèíÿëèñü çà äåëî â óæàñíîì ñåêðåòå. Ñîøëèñü îíè âñå òðîå â îäèí äîìèê ê ëåâøå, äâåðè çàïåðëè, ñòàâíè â îêíàõ çàêðûëè, ïåðåä Íèêîëèíûì îáðàçîì ëàìïàäêó çàòåïëèëè è íà÷àëè ðàáîòàòü».

Áåçûìÿííîãî ëåâøó ñìåëî ìîæíî ïðè÷èñëèòü ê «èêîíîñòàñó ñâÿòûõ è ïðàâåäíûõ» çåìëè ðóññêîé. Äàæå óìèðàÿ, áåçâåñòíûé ãåðîé, çàáûòûé è îòâåðãíóòûé ðîäèíîé, íå ïåðåñòà¸ò áåñïîêîèòüñÿ î å¸ ñóäüáå è ñëàâå: «- Ñêàæèòå ãîñóäàðþ, ÷òî ó àíãëè÷àí ðóæüÿ êèðïè÷îì íå ÷èñòÿò: ïóñòü ÷òîáû è ó íàñ íå ÷èñòèëè, à òî, õðàíè Áîã âîéíû, îíè ñòðåëÿòü íå ãîäÿòñÿ».

Ëåñêîâ áûë ãëóáîêî óáåæä¸í â òîì, ÷òî «áåç òð¸õ ïðàâåäíûõ íåñòü ãðàäó ñòîÿíèÿ», òî åñòü íè îäèí ðóññêèé ãîðîä íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü, íå âûñòîèò, åñëè â í¸ì íå áóäåò õîòÿ áû òð¸õ ïðàâåäíèêîâ. «È ïîø¸ë ÿ èñêàòü ïðàâåäíûõ…» — òàêîâà áûëà òâîð÷åñêàÿ óñòàíîâêà ïèñàòåëÿ. Ýòè ïîèñêè óâåí÷àëèñü óñïåõîì: ïðàâåäíèêîâ îòûñêàë Ëåñêîâ â ñàìûõ ðàçíûõ ñîöèàëüíûõ êðóãàõ è ñîñëîâèÿõ ðóññêîé íàöèè, â òîì ÷èñëå è â ñðåäå äóõîâåíñòâà.

Òðè ïðàâåäíèêà, òðè ãåðîÿ ðîìàíà-õðîíèêè «Ñîáîðÿíå», òðè áðîíçîâûå ôèãóðû, â îñíîâàíèè êîòîðûõ óæå íå îäíà (êàê ó äðóãèõ ñêóëüïòóðíûõ ãðóïï âîêðóã ôèãóðû Ëåñêîâà), à òðè êîëîííû — òðè ñòîëáà, âåðíåå — «òðè ñòîëïà», áåç êîòîðûõ «íåñòü ãðàäó ñòîÿíèÿ».

 ïèñüìå ê È.Ñ. Àêñàêîâó ïèñàòåëü ìå÷òàë: «åñëè áû, â íåäðàõ ñàìîé öåðêâè íàøåé… ïîÿâèëñÿ ïðîïîâåäíèê ñ æèâûì ñëîâîì óêîðà è îáëè÷åíèÿ, êîòîðûé áû îáúåõàë ñåëà è äåðåâíè; íåò ñîìíåíèÿ, äåéñòâèå åãî ñëîâà áûëî áû ãðîìàäíî… ê èñïðàâëåíèþ îáùåñòâåííûõ íðàâîâ. Ðàçóìååòñÿ, òàêîìó ïðîïîâåäíèêó íåëüçÿ ÿâèòüñÿ, — åãî áû çàáðàëè â ïîëèöèþ…»

Èìåííî òàêèõ âäîõíîâåííûõ ïðîðîêîâ-ïðîïîâåäíèêîâ èçîáðàçèë Ëåñêîâ â «Ñîáîðÿíàõ». Ïåðåä íàìè îáðàçû «ìíîãîñòðàäàëüíûõ äóõîâåííûõ»: ïðîòîïîï Ñàâåëèé Òóáåðîçîâ «âûñîê ðîñòîì è òó÷åí <…> îí ñîõðàíèë âåñü ïûë ñåðäöà è âñþ ýíåðãèþ ìîëîäîñòè. Ãîëîâà åãî îòëè÷íî êðàñèâà: å¸ äàæå ïîçâîëèòåëüíî ñ÷èòàòü îáðàçöîì ìóæåñòâåííîé êðàñîòû. Âîëîñû Òóáåðîçîâà ãóñòû, êàê ãðèâà ìàò¸ðîãî ëüâà, è áåëû, êàê êóäðè Ôèäèåâà Çåâñà. <…> Ãëàçà ó íåãî êîðè÷íåâûå, áîëüøèå, ñìåëûå è ÿñíûå. <…>  ýòè ãëàçà ãëÿäåëà ïðÿìàÿ è ÷åñòíàÿ äóøà ïðîòîïîïà Ñàâåëèÿ, êîòîðóþ îí, â ñâî¸ì õðèñòèàíñêîì óïîâàíèè, âåðèë áûòè áåññìåðòíîþ». Çàõàðèÿ Áåíåôàêòîâ — «âòîðîé èåðåé Ñòàðãîðîäñêîãî ñîáîðà» — «âîïëîù¸ííàÿ êðîòîñòü è ñìèðåíèå. <…> ñàì îí âåñü òî÷íî ñïëåò¸í èç ñîëîìêè. <…> íî è îí <…> ïðèâûê äåðæàòüñÿ áîäðî è ïðè âñåõ ïîñåùàþùèõ åãî íåäóãàõ è íåìîùàõ ñîõðàíèë è æèâóþ äóøó, è òåëåñíóþ ïîäâèæíîñòü». Íàêîíåö, «òðåòèé è ïîñëåäíèé ïðåäñòàâèòåëü ñòàðãîðîäñêîãî ñîáîðíîãî äóõîâåíñòâà» äüÿêîí Àõèëëà Äåñíèöûí: «Ðîñòà Àõèëëà îãðîìíîãî, ñèëû ñòðàøíîé, â ìàíåðàõ óãëîâàò è ðåçîê, íî ïðè âñåì ýòîì âåñüìà ïðèÿòåí». Ýòè ãåðîè èñïîëíåíû âíóòðåííåé äóõîâíîé ñèëû è ïðàâîòû. Ïðîðî÷åñêè âîçâûøàþòñÿ èõ ôèãóðû íà ôîíå õðàìà Ìèõàèëà Àðõàíãåëà, âåí÷àþò êîìïîçèöèþ óíèêàëüíîãî ïàìÿòíèêà Ëåñêîâó.

 Äîìå-ìóçåé Í.Ñ. Ëåñêîâà â ÎðëåÌåñòî, ãäå âîçâåä¸í ïàìÿòíèê, âûáðàíî íå ñëó÷àéíî. Ýòà ÷àñòü ãîðîäà íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíà ñ æèçíüþ è òâîð÷åñòâîì Ëåñêîâà. Áóäóùèé ïèñàòåëü æèë íåïîäàë¸êó — â äîìå ìåùàí Õëåáíèêîâûõ.

Áóäó÷è â þíîñòè ñëóæàùèì Îðëîâñêîé óãîëîâíîé ïàëàòû (çäåñü-òî è îòûñêàë îí èñòî÷íèê äëÿ ñâîåé çíàìåíèòîé ïîâåñòè «Ëåäè Ìàêáåò Ìöåíñêîãî óåçäà», êîòîðóþ îïóáëèêîâàë Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé â èçäàâàåìîì âìåñòå ñ åãî áðàòîì Ìèõàèëîì æóðíàëå «Ýïîõà»), õîäèë Ëåñêîâ åæåäíåâíî íà ñëóæáó â ïðèñóòñòâåííûå ìåñòà ïî ýòèì óëèöàì — Êàðà÷åâñêîé è Áîëõîâñêîé, ïî ìîñòó ÷åðåç ðå÷êó Îðëèê ìèìî öåðêâè Ìèõàèëà Àðõàíãåëà. Âîçâåä¸ííûé â ñàìîì íà÷àëå XIX ñòîëåòèÿ, â 1801 ãîäó, ýòîò õðàì óïîìèíàåòñÿ â ëåñêîâñêèõ ïîâåñòÿõ «Íåñìåðòåëüíûé Ãîëîâàí», «Þäîëü», î÷åðêå «Äâîðÿíñêèé áóíò â Äîáðûíñêîì ïðèõîäå».

Âáëèçè ïàìÿòíèêà Ëåñêîâó — çäàíèå áûâøåé ìóæñêîé ãèìíàçèè. «Ìåíÿ îòâåçëè â îðëîâñêóþ ãèìíàçèþ, — âñïîìèíàë ïèñàòåëü â «Àâòîáèîãðàôè÷åñêîé çàìåòêå». — ß áûë ïîìåù¸í íà êâàðòèðå ó íåêîé Àêñèíüè Ìàòâååâíû, êîòîðîé çà âåñü ìîé ïàíñèîí ïëàòèëè 15 ðóá. àññèãíàöèÿìè (4 ðóá. 30 êîï.) â ìåñÿö. Çà ÷òî ÿ èìåë êîìíàòó ñ äâóìÿ îêíàìè íà Îêó, îáåä, óæèí, ÷àé è ïðèñëóãó <…> Êòî íàñ ó÷èë è êàê íàñ ó÷èëè — îá ýòîì ñìåøíî è âñïîìíèòü…»

Áóäóùåãî ïèñàòåëÿ îòòàëêèâàëè êàç¸ííàÿ ñèñòåìà ïðåïîäàâàíèÿ, ãðóáîñòü è áåçäóøèå ó÷èòåëåé. Æóòêèå íðàâû è áûò îðëîâñêîé ìóæñêîé ãèìíàçèè, êîòîðàÿ â ãîäû ó÷¸áû â íåé Ëåñêîâà (1841 — 1846) «âåëàñü èç ðóê âîí ïëîõî», ìîæíî ïðåäñòàâèòü èç åãî ðàññêàçîâ, ïîâåñòåé è î÷åðêîâ: «Àâòîáèîãðàôè÷åñêàÿ çàìåòêà», «Êàê ÿ ó÷èëñÿ ïðàçäíîâàòü», «Çàìåòêà î çäàíèÿõ», «Î òðóñîñòè», «Ñìåõ è ãîðå», «Óìåðøåå ñîñëîâèå», «Òîâàðèùåñêèå âîñïîìèíàíèÿ î Ï.È. ßêóøêèíå».

«Â îðëîâñêîé ãèìíàçèè, ãäå ÿ ó÷èëñÿ, — âñïîìèíàë Ëåñêîâ, — êëàññíûå êîìíàòû áûëè äî òîãî òåñíû <…>, äóõîòà áûëà ñòðàøíàÿ, è ìû ñèäåëè ðåøèòåëüíî îäèí íà äðóãîì». Âîò îäíà òîëüêî ïîêàçàòåëüíàÿ èëëþñòðàöèÿ «ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ» è ëè÷íîñòè «ïåäàãîãà», «îáó÷àâøåãî» Ëåñêîâà-ãèìíàçèñòà: «Â ÷èñëå íàøèõ ó÷èòåëåé áûë Âàñ<èëèé> Àë<åêñàíäðîâè÷> Ôóíêåíäîðô, êîòîðûé ÷àñòî ïðèõîäèë â ïüÿíîì áåøåíñòâå è òî çàñûïàë, ñêëîíÿ ãîëîâó íà ñòîë, òî âñêàêèâàë ñ ëèíåéêîé â ðóêàõ è áåãàë ïî êëàññó, êîëîòÿ íàñ êîãî ïîïàëî è ïî êàêîìó ïîïàëî ìåñòó. Îäíîìó ó÷åíèêó, êàæåòñÿ, ßêîâëåâó, îí ðåáðîì ëèíåéêè îòñ¸ê óõî, êàê ðàáó íåêîåìó Ìàëõó, è ýòî íèêîãî íå óäèâëÿëî è íå âîçìóùàëî».

Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî Ëåñêîâ îñòàâèë ãèìíàçèþ, òàê è íå çàêîí÷èâ êóðñà.

Ïàíîðàìà ïðàâîáåðåæíîé Îêñêîé ÷àñòè Îðëà, äî ñèõ ïîð ñîõðàí¸ííàÿ, ñ òîïîãðàôè÷åñêîé òî÷íîñòüþ âîñïðîèçâîäèëàñü ïèñàòåëåì âî ìíîãèõ åãî òâîðåíèÿõ. Íàïðèìåð, æåíñêèé ìîíàñòûðü, îïèñàííûé â ðîìàíå «Íåêóäà»: «òàðàíòàñ <…> ÷åðåç ïîëâåðñòû îò Êóðñêîé çàñòàâû îñòàíîâèëñÿ ó äåâè÷üåãî ìîíàñòûðÿ. Ìîíàñòûðü ñòîÿë çà ãîðîäîì íà ñîâåðøåííî ðîâíîì, êàê ñêàòåðòü, çåë¸íîì âûãîíå. Îí áûë îáíåñ¸í ñî âñåõ ñòîðîí êðàñíîþ êèðïè÷íîþ ñòåíîþ, íà êîòîðîé ïî óãëàì áûëè âûñòðîåíû ÷åòûðå òàêèå æå êðàñíûå êèðïè÷íûå áàøåíêè». Ïðèâëåêàòåëüíûé îáðàç èãóìåíüè è íàñòîÿòåëüíèöû ìîíàñòûðÿ ìàòóøêè Àãíèè ñîçäàë Ëåñêîâ â «Íåêóäà»: «ñìåëàÿ äóøà, ãîðäàÿ ñâîåþ ñèëîþ è ñâîèì ïðîøëûì ñòðàäàíèåì <…> Ìàòü Àãíèþ âñå óâàæàþò çà å¸ óì è çà å¸ áåçóïðå÷íîå ïîâåäåíèå ïî ìîíàñòûðñêîé ïðîãðàììå. Ó íå¸ áûâàåò ïî÷òè âåñü ãîðîä, è îíà êàæäîãî âñòðå÷àåò áåç âñÿêîãî ëèöåçðåíèÿ, ñ òåì æå ñïîêîéíûì äîñòîèíñòâîì».

À âîò Íèêèòñêàÿ (Àõòûðñêàÿ) öåðêîâü ÕVIII âåêà — êàôåäðàëüíûé ñîáîð -îòìå÷åíà ñëóæåíèåì çäåñü «ñóðîâûõ âëàäûê, ìåæäó êîèìè, ïî îñîáåííîìó ñâîåìó æåñòîêîñåðäèþ, èçâåñòíû Íèêîäèì è îïÿòü-òàêè òîò æå Ñìàðàãä Êðèæàíîâñêèé <àðõèåðåé Îðëîâñêîé åïàðõèè â 1845 — 1852 ãîäàõ. — À.Í.-Ñ.>». Ëåñêîâ âñïîìèíàë: «Êîãäà â Îðëå â äíè ìîåãî äåòñòâà ðàñïèñûâàëè öåðêîâü Íèêèòèÿ, ÿ õîäèë òóäà ëþáîâàòüñÿ èñêóññòâîì ìåñòíûõ õóäîæíèêîâ, òî îäèí èç òàêîâûõ, âûñîêî ðàçóìåÿ î ñâîåì äàðîâàíèè, êîòîðîå áóäòî áû ïîçâîëÿëî åìó «îäíèì ïî÷åðêîì íàïèñàòü äâåíàäöàòü àïîñòîëîâ», ãîâîðèë, ÷òî áóäòî åìó ðàç îäèí öåðêîâíûé ñòàðîñòà äàë äåñÿòü öåëêîâûõ íà øàáàøêó, ÷òîáû îí ïîñòàâèë â àäó íà öåïü ê Èóäå Ñìàðàãäà, è ÷òî îí áóäòî áû ýòî îòëè÷íî èñïîëíèë. «Ñõîäñòâà, — ãîâîðèò, — ëèøíåãî íå âûøëî, à ïðèòîì âñå, îäíàêî, ïîíèìàëè, ÷òî ýòî íàø Òèãð Åôðàòîâè÷».

Àëëà Àíàòîëüåâíà Íîâèêîâà-Ñòðîãàíîâà,
äîêòîð ôèëîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
ãîðîä Îð¸ë

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Количество часов: всего 102 ч, в неделю 3 ч
Плановых контрольных работ 4
Административных контрольных работ 2
Развития речи 12 ч
Учебник:

6 класс Литература. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.
Коровин и др.

Дата

Тема

План.

Факт.

1

3.09

Введение.
Художественное произведение и его автор. Изображение характера героев.

Диагностика уровня
литературного развития учащихся.

2

4.09

Устное народное
творчество Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

3.

7.09

Пословицы,
поговорки, загадки как малые жанры устного народного творчества.

4.

10.09

Урок текущего
контроля
.

Контрольная работа
по произведениям устного народного творчества.

5.

11.09

Русские летописи.
«Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе» Отражение
исторических событий и народных идеалов в летописи.

6-8.

14.09

17.09

Русские басни (из
русской литературы 18-19 веков). И.И. Дмитриев «Муха». И.А. Крылов «Листы и
корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Аллегория и мораль басен, художественные
особенности языка.

9-10.

18.09

20.09

А.С. Пушкин. Слово
о поэте. Лицейская лирика. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Тема
жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога».  

11.

24.09

Стихотворение А.С.
Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

12.

25.09

Тема природы в
лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Мотив единства красоты
человека и красоты природы, красоты жизни.

13-14.

28.09

1.10

А.С. Пушкин.
«Дубровский». Картины жизни русской усадьбы. Конфликт Андрея Дубровского и
Кирилла Троекурова.

15-16.

2.10

4.10

Образ Владимира
Дубровского в романе А.С. Пушкина. Протест героя против беззакония и
несправедливости. Неоднозначность характера и поступков героя.

17.

8.10

Романтическая
история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к
героям. 

18.

9.10

РР  Подготовка к домашнему сочинению – ответы на
проблемный вопрос «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»

19-21.

12.10

15.10

16.10

Внеклассное
чтение

А.С. Пушкин
«Повести покойного И.П. Белкина». История создания. Образ автора рассказчика
и автор-повествователя.  Нравственные проблемы повести «Выстрел».

Мир русской усадьбы
и ее обитателей в повести «Барышня-крестьянка». Отношение автора к своим
героям. Юмор повествования.

22-23.

19.10

22.10

М.Ю. Лермонтов.
Слово о поэте.

«Листок», «На
севере диком», «Утес». Тема одиночества  и тоски в произведениях М.Ю.
Лермонтова. Стихотворение «Тучи». Любовь поэта-изгнанника к родине.
Стихотворение-притча «Три пальмы» и его аллегорический смысл.

24.

23.10

Рр Конкурс выразительного чтения стихотворений
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

25-27.

26.10

29.10

30.10

И.С. Тургенев.
Слово о писателе. История создания цикла «Записки охотника». Центральный
рассказ цикла «Бежин луг». Человек и природа в рассказе. Образы детей:
портреты, рассказы, духовный мир мальчиков.

28.

9.11

РР Групповая характеристика героев рассказа
И.С. Тургенева «Бежин луг» (устное сочинение).

29-30.

12.11

13.11

Ф.И. Тютчев.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны  коршун
поднялся…». Передача сложных, переходных состояний природы и человеческой
души.

31-32.

16.11

19.11

А.А. Фет.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь»,
«Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.
Природа как воплощение прекрасного.

33.

20.11

Рр Конкурс выразительного чтения стихотворений
Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

34.

23.11

Урок текущего
контроля

Контрольная работа
по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

35-36.

26.11

27.11

Н.А. Некрасов.
«Железная дорога». Трагические картины русской жизни в стихотворении. Величие
народа-созидателя. Авторское отношение к народу. Художественное своеобразие
произведения.

37-39.

30.11

3.12

4.12

Н.С. Лесков. Слово
о писателе.

Особенности жанра
сказа «Левша». Образ рассказчика. Судьба Левши. Трудолюбие, талант,
патриотизм русского человека из народа. Тема народа и официальной власти.
Противоречия русской жизни в сказе «Левша». Комическое и трагическое в сказе
«Левша». Авторское отношение к героям. Особенности языка произведения Н.С.
Лескова.

40-41.

7.12

10.12

Рр Письменный ответ на проблемный вопрос:
«Какие лучшие качества русского народа изображены в рассказе И.С. Тургенева
«Бежин луг», стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога», сказе Н.С.
Лескова «Левша»?» (по одному или нескольким авторам)

42-43.

11.12

14.12

А.П. Чехов. Слово о
писателе. Ранние юмористические рассказы: темы, образы, характеры. Рассказ
«Толстый и тонкий». Разоблачение низкопоклонства и лицемерия в рассказе. Речь
героев и художественная деталь  как источник юмора.

44.

17.12

Внеклассное
чтение
.

Юмористические
рассказы А.П. Чехова. Приемы комического в рассказах. 

45-46.

18.12

21.12

Родная природа в
стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский «Весна, весна!»,
«Чудный град порой сольется». Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи»,
«Посмотри – какая мгла…», А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».

47.

24.12

Рр Анализ одного из стихотворений русских
поэтов 19 века (по выбору учителя или учащихся)

48-49.

25.12

28.12

А.И. Куприн. Слово
о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Понятие о рождественском рассказе.

50-52.

11.01

14.01

15.01

А.С. Грин. Слово о
писателе. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Духовный мир
главных героев. Особенности жанра феерии.

53-54.

18.01

21.01

А.П. Платонов.
Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Особенности жанра.
Неповторимый мир добра, любви и красоты в произведении А.П. Платонова.

55-57.

22.01

25.01

28.01

Внеклассное
чтение
.

М.М. Пришвин
«Кладовая солнца». Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть
взаимоотношений главных героев. Характеры персонажей. Образ природы в
произведении.

58.

29.01

Рр Анализ эпизода по выбору: «Настя собирает
ягоды на палестинке», «Травка спасает Митрашу».

59-60.

1.02

4.02

Стихотворения
русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые».  Патриотические
чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

61-62.

5.02

8.02

В.П. Астафьев.
Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта
русской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.
Нравственная проблематика произведения В.П. Астафьева.

63-64.

11.02

12.02

В.Г. Распутин.
Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Герой произведения и его
сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. Роль
учительницы в судьбе героя. Нравственные проблемы в произведении В.Г.
Распутина. Смысл названия рассказа.

65.

15.02

Рр Подготовка к написанию сочинения «Уроки
доброты» (по личным впечатлениям и литературному материалу)

66-67.

18.02

19.02

В.М. Шукшин.
Рассказ «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков». Юмор писателя.. 

68-69.

22.02

25.02

Ф.А. Искандер.
Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на
формирование детского характера. Юмор в рассказе.

70.

26.02

Урок текущего
контроля.

Контрольная работа по произведениям А.П. Платонова, К.М. Симонова,
Д.С. Самойлова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, Ф.А. Искандера

71-74.

1.03

4.03

5.03

11.03

Родная природа в
русской поэзии 20  века: лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой,
Н.М. Рубцова.

75-76.

12.03

15.03

Из литературы
народов России: Г. Тукай, К. Кулиев. Любовь к своей малой родине, верность
традициям своего народа.

77-79.

18.03

19.03

1.04

Мифы Древней
Греции. Обзорное знакомство с мифами о богах и героях. Геракл и его подвиги.

80.

2.04

Внеклассное
чтение
. Мифы Древней
Греции.

81.

5.04

Легенда об Арионе. Чудесная
сила искусства.

82-84.

8.04

9.04

12.04

Гомер и значение
его поэм для мировой литературы. Основное содержание поэм «Илиада» и
«Одиссея».

Тема войны и мира в
отрывке из песни восемнадцатой «Илиады».

Пафос борьбы,
преодоления препятствий, познание неизвестного в поэме «Одиссея». Образ
хитроумного героя и отношение к нему автора.

85-86.

15.04

16.04

РР Конкурс пересказов сюжетов из
древнегреческой литературы.

87-88.

19.04

22.04

Мигель де Сервантес
Сааведра – автор бессмертного  романа «Дон Кихот». Слово о писателе и его
книге. Образ главного героя рыцаря Дон Кихота. Его поступки и деяния. Понятие
о благородстве и бескорыстии, справедливости и чести в романе.

89-90.

23.04

26.04

И.Ф. Шиллер и его
баллада «Перчатка». Перевод баллады М.Ю. Лермонтовым и В.А. Жуковским.
Художественные особенности переводов.

91-93.

29.04

30.04

6.05

П. Мериме. Новелла
«Матео Фальконе». Быт и нравы корсиканцев. Характеры героев. Сила традиции. 

94-95.

7.05

13.05

А. Де
Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Нравственно-философский смысл
произведения. Притчевое начало в сказке.

96 – 97.

14.05

17.05

Рр. Отзыв на одно из произведений зарубежной
литературы.

98 — 99.

20.05

21.05

Повторение,
обобщение, итоговый контроль.

Литературный
праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

100 — 102.

24.05

27.05

28.05

Резервные уроки

  • Отношение автора к обломову сочинение
  • Отношение автора к мальчикам из рассказа бежин луг
  • Отношение автора к ашик кериб из сказки ашик кериб
  • Отношение автора к герою гвидону из сказки о царе салтане
  • Отношение автора к герде из сказки снежная королева