Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Карсунская средняя школа им. Д.Н.Гусева
Сказ Н.С. Лескова «Левша»
Проект-тренинг для учителей, работающих в условиях реализации ФГОС
Тема проекта:
«География сказа Н.С.Лескова «Левша»».
Выполнила:
Фомиченко Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Карсунская средняя школа
им. Д.Н.Гусева.
Научный руководитель:
Янушевский Владимир Николаевич,
к.п.н., заведующий НИЛ стандартизации образования
Ульяновского ИПКПРО
Карсун, 2020
Цель работы: исследовать сказ Н.С.Лескова «Левша», выявить географический маршрут героев в произведении.
Задачи:
1.Изучить текст произведения.
2.Найти в тексте и проанализировать географические объекты в сказе «Левша».
3.Исследовать путь (маршрут) героев произведения Николая Семёновича Лескова.
Мотивация выбора темы: более пристальное внимание к географическим рамкам произведения посредством углубленного изучения текста способствует более полному пониманию замысла автора и расширению метапредметных связей (например, литература и география).
Основная часть.
Прежде, чем перейти к рассмотрению географических рамок, необходимо перечислить основных героев, к которым и относится данный маршрут. Это государь Александр I, старый казак Платов, государь Николай I и три тульских мастера, один из которых левша.
Николай Семёнович Лесков начинает своё произведение словами: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Необходимо сказать, что Венский конгресс (совет) проходил после завершения войн с Наполеоном в 1814-1815 гг. Местом собрания европейских государств была выбрана столица на тот момент существовавшей Австрийской империи – Вена. И как было сказано автором, из Вены и отправился государь в своё путешествие по Европе. Поэтому мы можем сказать о том, что «географический маршрут» произведения начинается в Вене. Далее следует ряд европейских государств, которые автор не перечисляет, но отмечает, что император Александр I «объездил все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели…».
Далее, как следует из сказа, государь прибывает в Англию, где происходит знакомство с пистолью русского оружейника из Тулы Ивана Москвина, а также здесь появляется та самая блоха, созданная англичанами, но подкованная русскими мастерами. Однако государя в его заграничном путешествии сопровождал донской казак Платов, который «этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил». Не прельщали Платова произведения и «аглицких» мастеров, которыми так восхищался государь. И Платову было очень обидно за русских умельцев.
Блоха была подарена русскому царю, который по возвращении в Россию решил отправиться на исповедь к своему духовнику Федоту в Таганрог, где государь Александр I и скончался: «Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге, отдав ее попу Федоту, чтобы тот сдал после государыне, когда она успокоится. Императрица Елисавета Алексеевна посмотрела блохины верояции и усмехнулась, но заниматься ею не стала…, а вернувшись в Петербург, передала эту диковину со всеми иными драгоценностями в наследство новому государю». Таким образом, проделав немалый путь из Англии в Таганрог, блоха очутилась в столице России – Петербурге.
Новый государь не любил уступать иностранцу и был уверен в русских людях, поэтому он поручает Платову по дороге на тихий Дон проехать через Тулу и показать тульским мастерам эту «нимфозорию»: «И пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».
Приехав в Тулу, Платов находит трёх оружейников, которым передаёт слова государя. На что они ему ответили, что пока не имеют представления, что делать с английским чудом, но сказали: «А ты, если твоя милость, как и государь наш, имеешь к нам доверие, поезжай к себе на тихий Дон, а нам эту блошку оставь, как она есть, в футляре и в золотой царской табакерочке. Гуляй себе по Дону и заживляй раны, которые приял за отечество, а когда назад будешь через Тулу ехать, — остановись и спосылай за нами: мы к той поре, бог даст, что-нибудь придумаем»
Оружейники, не имея представления о том, что же делать с блохой, направляются в уездный город Орловской губернии – Мценск, чтобы поклониться «камнесеченной» святого Николая.Как говорил сам автор: «Туляк полон церковного благочестия и великий практик этого дела».Совершив паломничество и помолившись святыне, тульские мастера вернулись в родной город и «ничего никому не сказав, принялись за дело в ужасном секрете.
Сошлись они все трое в один домик к левше, двери заперли, ставни в окнах закрыли, перед Николиным образом лампадку затеплили и начали работать». Мастера, как и было им велено, закончили работу в аккурат к приезду Платова с Дона вновь в Тулу. Казак Платов, не заметивший тонкой работы мастеров, был разъярён, поэтому решил привезти в столицу одного из оружейников левшу, чтобы тот и держал ответ перед государем. Вместе с ними диковинная блоха вновь возвратилась в Петербург.
Несмотря на то, что Платов доложил государю, что «ничего удивительного» с блохой тульские оружейники сделать не смогли, государь Николай Павлович был уверен в русских людях и велел левше самому всё объяснить: «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». Царь, сам Платов и все придворные были в восторге от проделанной туляками работы: «Ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!». А на каждой подкове, к тому же, было высечено имя мастера, который каждую подкову сделал. Однако имени самого левши там высечено не было, так как он делал более мелкую работы – ковал гвоздики для подков.
После этого было решено везти диковинную блоху и самого левшу в Лондон, чтобы доказать англичанам, каковы в России умельцы. Так нимфазория вновь оказывается в Англии, откуда и была привезена.
Сам же левша, после посещения Английской столицы, был возвращен в Россию на корабле, который прошёл через Твердиземное (Средиземное) море. Также к нашему выстроенному маршруту мы можем добавить Балтийское море и Финский залив, который являлся на тот момент единственным морским путём до столицы Российской империи – Санкт-Петербурга.
Вывод.
После изучения текста стало ясно, что в сказе Николая Семёновича Лескова «Левша» упоминается немало географических объектов, которые составили целый маршрут в истории о блохе, которая была создана англичанами, но подкована русскими мастерами.
Там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ».
Н.С. Лесков
Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения – «Левша» и «Соборяне».
Название: «Левша»
Жанр произведения: Повесть (сказ)
Тема произведения: Талант простого русского мужика
Число страниц: 224
Годы написания повести «Левша» — 1881. Публикация – также 1881г. 1881 год в истории России – год цареубийства. 1 марта 1881 года от рук «народовольцев» погиб Александр II.11 мая 1881 года взошедший на престол всероссийский император Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. В повести фигурируют уже ушедшие на тот момент Александр I и Николай I.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
- Левша – тульский мастер. Самородок, талантливый оружейник, выходец из народа. Необразованный крестьянин, злоупотребляет алкоголем. Предан своей стране, православию, не пожелал оставаться на чужбине. «…я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может»
- Александр I – русский император. Умен, любознателен, ценитель всего иностранного. Слабохарактерен, щедр до неразумности. Слабый политик и управленец, «от военных дел с ним сделалась меланхолия». «Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»
- Платов – донской казак. Путешествует вместе с Александром I. Мужественный, с множеством ранений, участвовал в боях. Патриот, противник иностранного, сторонник всего, что приносит пользу России. С императором уважителен, знает свое место. «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо, так как я пью-ем что хочу и всем доволен,»
- Николай I – русский император. Брат Александра I. Искренне верит в превосходство русского народа, амбициозный. Разумный, выдержанный, справедливый. Самоуверен, самолюбив, обладает отличной памятью. «…Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Положительные герои повести «Левша»:
- Левша
- Николай I
- Платов
Отрицательные герои повести «Левша»:
- Александр I
- Чернышев
Время и место действия повести «Левша» — Россия (Санкт-Петербург и Тула) и Англия, XIX век, вскоре после войны с Наполеоном.
Краткое содержание повести «Левша»
- В поездке по Европе император Александр I хочет посмотреть заморские чудеса. Его сопровождает верный слуга Платов.
- В Англии Александра I поражает крошечная механическая блоха, способная танцевать. Он приобретает ее и привозит на родину. Вскоре император умирает, его место занимает брат Николай I..
- Николай I, увидев блоху, хочет доказать, что русские мастера не хуже европейских. По его приказу Платов находит в Туле мастера Левшу. Левша соглашается выполнить необычный заказ вместе с тремя подмастерьями.
- Левша предлагает императору рассмотреть лапки блохи в микроскоп. Выясняется, что на лапках блохи – подковы, на которых вырезаны имена мастеров. Сам Левша выполнил самую сложную работу – выковал гвозди и подковал ими блоху.
- Левшу наградили орденом и отправили в Англию, чтобы показать мастерство русских умельцев. Потрясенные англичане предлагают Левше остаться, но он выбирает возвращение на родину. По пути сильно пьянствует и умирает в захудалой больнице.
Главная мысль повести «Левша».
Талант и «золотые руки» могут быть даны самому простому и необразованному человеку. К сожалению, порок губителен для таланта, а в России не умеют воздавать таким самородкам по заслугам.
Отзыв о повести «Левша».
Сказовая стилистика повести «Левша» создает ощущение фантастичности, нереальности повествования. На самом же деле, повесть «Левша» — остросоциальное произведение, наполненное болью за таких самородков, безвестно погибающих в глуши от пьянства, покорно терпящих любые издевательства над собой от «сильных мира сего». Это многогранное повествование, в котором соединено восхищение русскими мастерами и боль за их судьбы. Патриотизм героев повести вызывает уважение и гордость, ради прославления своей страны они готовы на подвиги не только в ратном деле, но и в повседневной жизни. Книга наполнена сугубо русской жизненной философией, русскими речевыми оборотами и колоритом, а само слово «Левша» стало обозначением выдающего мастера.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне в повести запомнился эпизод, когда император Николай I видит результат работы Левши. Неграмотному тульскому мужику не верят вельможи, и уже готовы уличить его в обмане. Но он спокойно, с достоинством, предлагает «всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Тогда становится видна ювелирная работа мастеров и самого Левши. Вельможи посрамлены, вынужден просить прощения и сам Платов. А Левша еще уточняет, что у него «мелкоскопа» нет вовсе, просто такое острое зрение. Этот эпизод отлично характеризует отношение вельмож к простому русскому мужику, и становится настоящим триумфом Левши.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)В повести «Левша» много искаженных слов. Это передает народный дух произведения, стилистику речи неграмотного мужика.
- Бюстры – соединение слов «бюсты» и «люстры»
- Валдахин – искажение слова «балдахин»
- Грабоватый – горбатый
- Дванадесять язык — славянское выражение, означающее «двенадцать народов»
- Кислярка – кизлярка, виноградная водка
- Кунсткамера – собрание различных редкостей
- Мортимерово ружье – Г. В. Мортимера, английского оружейника конца XVIII века.
- Мелкоскоп — искаженная форма слова «микроскоп»
- Сахар молво — В 10-20-х годах XIX века в Петербурге существовал сахарный завод купца Я. Н. Мольво
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- – Разве так можно! У него, – говорит, – хоть и шуба овечкина, так душа человечкина (Английский полшкипер)
- Утро ночи мудренее (Платов)
- Аглицкую блоху на подковы подковали (Николай I)
- Не пей мало, не пей много, а пей средственно (Платов)
- Пожалуйста, не порть мне политики (Александр I)
- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши (Левша)
Само слово «Левша» также вошло в обиход русской речи, означает народного умельца-самородка.
Другие читательские дневники вы найдете здесь
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
1-й аргумент: невозможно построить демократическое государство, в котором будут уважать личность, не искоренив эти пороки. Прежде всего, это продуманная государственная политика, воспитание гражданского сознание, активной жизненной позиции. (Пример: указ Президента о борьбе с коррупцией, декларация доходов чиновников).
2-й аргумент: прекрасным оружием в борьбе с этими пороками является русская литература. Сатира не оставляет никого равнодушными. (Пример: Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души», С.-Щедрин сказки, Маяковский).
Проблема милосердия.
Позиция автора: наше общество больно равнодушием. Нужно возрождать милосердие.
1-й аргумент: милосердие нужно воспитывать в человеке с детства. Сегодня многие нуждаются в помощи и поддержке. (Пример: Чулпан Хаматова).
2-й аргумент: уроки милосердия, доброты преподаёт нам русская литература. ( Наташа Ростова, соня Мармеладова).
Проблема роли книг в жизни человека.
Позиция автора: книги – наши надёжные друзья и спутники.
1-й аргумент: сегодня к уровню образования человека предъявляются высокие требования. Необходимо пополнять беспрерывно свои знания. Самообразование невозможно без книг. (Пример: Д. Карнеги «Язык убеждения»).
2-й аргумент: в формировании нравственных качеств личности большую роль играют книги (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Проблема чтения в современном обществе.
Позиция автора: в России стали меньше читать. Это ведёт к деградации общества.
1-й аргумент: люди сегодня живут в очень напряжённом ритме. Книги всё чаще воспринимаются как отдых, развлечение. Однако такое чтение воздействует отрицательно на эмоциональный мир человека. (Пример: фэнтези, книги-однодневки Донцовой).
2-й аргумент: общество утрачивает нравственные ценности. Это ведёт к разобщённости, равнодушию, жестокости. Нужно прививать любовь к чтению русской классики (Пример: Л.Н. Толстой «Война и мир»).
Проблема развития и сохранения русского языка.
Позиция автора: сохранение русского языка – задача каждого из нас.
1-й аргумент: сегодня наблюдается засорение русского языка иностранными словами, жаргонной лексикой. Речь молодёжи очень скудная, однообразная. Нужно воспитывать любовь к слову с детства. (Пример: семья).
2-й аргумент: это задача государственного уровня. Прежде всего, стоит обратить внимание на язык СМИ. (Пример: показ фильмов – экранизация классики)
Проблема культуры речи.
Позиция автора: сегодня очень важно владеть культурой речи.
1-й аргумент: культурная речь – визитная карточка современного человека. Владение ею требуется в любой профессии. А. П. Чехов утверждал: «Цветами красноречия устлан путь к любой карьере». (Пример: личный).
2-й аргумент: произведение русской классики- образцы культуры речи. (А. С. Пушкин и т.д.).
Проблема развития науки.
Позиция автора: современная наука шагнула далеко вперёд, надо развивать её.
1-й аргумент: благодаря открытиям науки сегодня побеждены многие болезни, решается вопрос продления жизни человека до нескольких столетий, совершён прорыв в космос. Для того чтобы выйти на мировую арену Россия должна развивать науки (Пример: создание условий для учёных, развитие молодёжи: олимпиады, конкурсы и т. д.)
2-й аргумент: сегодня важно, какова моральная основа личности учёного, во благо или зло для человечества совершаются открытия (Пример: профессор Преображенский из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», академик Сахаров, «отец водородной бомбы»).
Проблема развития техники.
Позиция автора: сегодня люди не могут представить свою жизнь без технических достижений, однако это не всегда является благом для человека.
1-й аргумент: наш быт немыслим без техники. Она позволяет решить быстро и эффективно ряд проблем. (Пример: Интернет, мобильный телефон, бытовая техника ит. д.).
2-й аргумент: благодаря совершенной технике у человека освободилось время для самоусовершенствования. Но он стал ленив. Активному отдыху, спорту, театру предпочитает лежание на диване. (Пример: Обломов из романа И. А. Гончарова; наше поведение на природе).
Проблема образования в наши дни.
Позиция автора: образование переживает период реформ, который сложно воспринимается в обществе.
1-й аргумент: реформы вызваны изменениями в России. Стремление страны войти в число ведущих европейских держав невозможно без преобразований. Но это болезненный неоднозначный процесс. (Пример: введение ЕГЭ).
2-й аргумент: важно сохранить лучшие достижения русского образования, чтобы не утратить самобытность. Наша страна всегда славилась талантами. (Пример: лауреаты 2-й0 века в области литературы: И. А. Бунин, М.А. Шолохов, Б. Пастернак, А. Солженицын).
Проблема роли дружбы в жизни человека.
Позиция автора: без настоящих друзей наша жизнь неполноценна.
1-й аргумент: друг – это наше второе «я», ему мы доверяем самое сокровенное, с ним советуемся. Счастлив тот, у кого есть настоящий друг (Пример: личный).
2-й аргумент: друзья всегда готовы прийти на помощь, спасти. (Пример: дружба А. С. Пушкина с лицеистами. Поэт в стихотворении «1-й 9 октября» писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен…
Проблема роли любви в жизни человека.
Позиция автора: без любви наша жизнь серая, скучная.
1-й аргумент: любовь многогранное чувство. Любовь к родителям и детям, Родине, искусству, природе и т. п. Я считаю, что главное – это…. (пример личный).
2-й аргумент: любовь – самое возвышенное чувство. Оно стало Музой для искусства. А. С. Пушкин писал:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Проблема исторической памяти.
Позиция автора: невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.
1-й аргумент: воспитание исторической памяти начинается в семье. Семейные архивы хранят много рассказов о наших предках, дела которых связаны с судьбой Родины. (Пример личный).
2-й аргумент: велика роль музеев, памятников, СМИ в формировании исторических взглядов общества. ( экранизация русской классики).
Проблема памяти Великой Отечественной войны.
Позиция автора: эти события священны для всего народа. Мы должны помнить о тех, кто погиб, и с уважением относиться к ветеранам.
1-й аргумент: память об этой войне живёт в каждой семье. С детства мы учимся уважению и любви к тем, кто сражался за нашу свободу. (Пример личный).
2-й аргумент: сохранить память о Великой Отечественной войне – дело государственной важности. Нельзя забывать о роли нашей страны в победе над фашизмом. (Попытки переосмыслить эти события, Эстония, Украина. Книги о войне).
Проблема взаимоотношений поколений.
Позиция автора: проблема «отцов» и «детей» существовала всегда. В наши дни она основана на противоречиях во взглядах на жизнь.
1-й аргумент: сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры).
2-й аргумент: есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Проблема патриотизма.
Позиция автора: любовь к Родине – часть нашего мировоззрения. Нам не прожить без Отчизны.
1-й аргумент: патриотизм следует воспитывать с детства. Это любовь к природе, родному краю, изучение истории. Знакомство с памятниками. (Пример личный).
2-й аргумент: в воспитании любви к Родине большая роль принадлежит культуре. Постигая произведения литературы, музыки, живописи, человек начинает понимать, как талантлив народ, гордится этими достижениями. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир»)
Проблема русского национального характера.
Позиция автора: русский национальный характер противоречив, имеет два полюса.
1-й аргумент: я считаю, что лучшие качества русского национального характера всегда спасали страну. Это талантливость, мужество, находчивость, ум, смекалка.( Н. Лесков « Левша»)
2-й аргумент: сегодня условия жизни таковы, что развивают положительное начало. Трудно представить Обломова в наши дни (Пример личный).
Проблема роли телевидения в нашем обществе.
Позиция автора: телевидение вошло в каждый дом, овладело нашим сознанием. Его влияние противоречиво.
1-й аргумент: телевидение расширяет границы мира, даёт возможность быть в курсе последних событий, позволяет совершать заочные путешествия. (Пример личный).
2-й аргумент: телевидение развлекает нас и заменяет настоящие эмоции и чувства суррогатом. Всевозможные сериалы приучают людей жить в виртуальном мире. Это ослабляет человеческие связи. (Пример: больше экранизации классики).
Проблема Интернета.
Позиция автора: Интернет – наш незаменимый помощник и одновременно наш враг.
1-й аргумент: нашу жизнь невозможно представить без Интернета. Мы ищем там разнообразную информацию, знакомимся, переписываемся (Пример личный).
2-й аргумент: Интернет уводит в мир виртуальности, искажает личность, порождает зависимость. Может привести к деградации (Пример друга).
Проблема роль рекламы в нашем обществе.
Позиция автора: реклама во многом формирует наши потребности, вкусы. Её роль в обществе двояка.
1-й аргумент: реклама – незаменимый помощник в выборе товаров, услуг. Она позволяет ориентироваться в огромном количестве рыночных продуктов. (Пример: газеты «Блокнот», «оо7», «Работа»).
2-й аргумент: реклама формирует общество потребления, вовлекает человека в общество потребления, диктует моду. Это лишает человека индивидуальности. ( Пример: модный цвет сезона – сиреневый).
Проблема роль веры в жизни человека.
Позиция автора: без веры человек не может жить.
1-й аргумент: вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. (Пример личный).
2-й аргумент: веру в добро, красоту, истину человеческих отношений несёт нам русская классическая литература. (Пример: Л. Н. Толстой «Война и мир»)
Проблема роли совести в нашей жизни.
Позиция автора: в наши дни люди, к сожалению, всё реже поступают по совести.
1-й аргумент: сегодня люди всё чаще руководствуются эгоистическими мотивами, ради карьеры идут на всё. Это приводит к потери нравственных качеств, к ожесточению. (Лужин, Свидригайлов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» или пример из жизни).
2-й аргумент: если люди забудут о совести, то общество деградирует. Совесть лежит в основе нравственности. (Пример: Чулпан Хаматова, Гринёв из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Проблема нравственного выбора.
Позиция автора: каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор.
1-й аргумент: в основе нравственного выбора – борьба между эгоистическими желаниями и стремлением помочь людям. Каждому из нас приходится это испытывать. (Пример из личной жизни или Наташа Ростова).
2-й аргумент: в наши дни очень важно, какой нравственный выбор совершают политики. От этого зависят судьбы не только отдельных стран, но и всего мира. (Пример: США, Грузия).
Проблема соотношения цели и средств её осуществления.
Позиция автора: нельзя идти к цели любыми средствами.
1-й аргумент: если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу. (Раскольников. «Преступление и наказание»Достоевского).
2-й аргумент: в современном мире неразборчивость в средствах может стать причиной смерти и несчастия многих людей. (Саакашвили, события в Южной Осетии).
Проблема выбора жизненного пути.
Позиция автора: от того, какой путь мы выберем в юности, зависит наша дальнейшая жизнь.
1-й аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём, в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный).
2-й аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).
Проблема роль информационных технологий в нашей жизни.
Позиция автора: сегодня информационные технологии являются ведущими.
1-й аргумент: информационные технологии определяют все сферы жизни. Они соединяют мир в одно огромное пространство, влияют на наше сознание, образование. (Пример Интернет).
2-й аргумент: развитие информационных технологий делает нашу жизнь более совершенной, но в то же время это может стать причиной деградации нравственности, ослабления общественных связей (Пример: перенос виртуальных игр в реальный мир).
Проблема совершенства мира
Позиция автора: природа вечна и совершенна в отличие от человека
1-й аргумент: сегодня мы утратили связь с природой. Это привело к дисгармонии в человеческих отношениях. Нужно учиться видеть и понимать совершенство мира, тогда будет гармония и в наших душах и отношениях (Пример личный).
2-й аргумент: в 2-й1-й веке стоит задуматься над тем, что созданное общество потребления – это тупик для человечества. Духовные ценности важнее. (Русская классическая литература).
Проблема человек и Вселенная
Позиция автора: пришло время покорения Вселенной.
1-й аргумент: сегодня наука достигла таких высот, когда уже готовятся экспедиции на другие планеты. Человечество наконец-то найдёт ответ на вопрос, одиноки ли мы во Вселенной. ( Фантастика Беляева, Стругацких).
2-й аргумент: исследование космоса необходимо, так как ресурсы Земли истощаются. Мы должны думать о судьбе потомков. (Марс, Венера и т. д.).
«Ìåñòî äåéñòâèÿ — Îð¸ë…»
Çàî÷íàÿ ýêñêóðñèÿ ïî ñëåäàì ëåñêîâñêèõ ãåðîåâ
Àëëà Íîâèêîâà-Ñòðîãàíîâà
×àñòü 1
Ïðèãëàøåíèå ê ïóòåøåñòâèþ
Òâîð÷åñêàÿ áèîãðàôèÿ Íèêîëàÿ Ñåì¸íîâè÷à Ëåñêîâà (1831 — 1895) — âûäàþùåãîñÿ êëàññèêà îòå÷åñòâåííîé ëèòåðàòóðû — íåðàçðûâíî ñâÿçàíà ñ åãî «ìàëîé ðîäèíîé». Îð¸ë — ãîðîä äåòñòâà è þíîñòè ïèñàòåëÿ — ñòàë ìåñòîì äåéñòâèÿ ìíîæåñòâà åãî ïðîèçâåäåíèé è òàêèì îáðàçîì ïðîñëàâèëñÿ áëàãîäàðÿ Ëåñêîâó âî âñ¸ì öèâèëèçîâàííîì ÷èòàþùåì ìèðå. Íå áåç ãîðäîñòè àâòîð «Ñîáîðÿí», «Î÷àðîâàííîãî ñòðàííèêà», «Ëåâøè» è äðóãèõ øåäåâðîâ ðóññêîé ñëîâåñíîñòè ãîâîðèë î ñåáå: «Â ëèòåðàòóðå ìåíÿ ñ÷èòàþò îðëîâöåì».
Íà âñ¸ì ïðîòÿæåíèè 35-ëåòíåãî ëèòåðàòóðíîãî ïóòè îðëîâñêèå âïå÷àòëåíèÿ ïèòàëè òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå ïèñàòåëÿ, áûëè æèâûì èñòî÷íèêîì åãî ñþæåòîâ è õóäîæåñòâåííûõ îáðàçîâ. Ìíîæåñòâî ñâîèõ ãåðîåâ Ëåñêîâ, «ïðîíçèâøèé», ïî ñëîâó Ì. Ãîðüêîãî, «âñþ Ðóñü», «ðàññåëèë» èìåííî íà îðëîâñêîé çåìëå, ñ÷èòàÿ ñâîþ ìàëóþ ðîäèíó «ìèêðîêîñìîì âñåé çåìñêîé Ðîññèè».
Åñòü è åù¸ îäíà íåìàëîâàæíàÿ ïðè÷èíà ëåñêîâñêîé ïðèâåðæåííîñòè ê «îðëîâñêèì ñþæåòàì». Ñàì àâòîð ïðèîòêðûë ÷èòàòåëÿì äâåðè â ñâîþ «òâîð÷åñêóþ ëàáîðàòîðèþ»: «ß âûäóìûâàþ òÿæåëî è òðóäíî, è ïîýòîìó ÿ âñåãäà íóæäàëñÿ â æèâûõ ëèöàõ, êîòîðûå ìîãëè ìåíÿ çàèíòåðåñîâàòü ñâîèì äóõîâíûì ñîäåðæàíèåì. Îíè ìíîþ îâëàäåâàëè, è ÿ ñòàðàëñÿ âîïëîòèòü èõ â ðàññêàçàõ, â îñíîâó êîòîðûõ òîæå âåñüìà ÷àñòî êëàë äåéñòâèòåëüíîå ñîáûòèå. Òàê ïî÷òè íàïèñàíî âñ¸…»
 òî æå âðåìÿ îäíî èç ãëàâíûõ êà÷åñòâ ñàìîáûòíîé ìàíåðû ïèñàòåëÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âíåøíÿÿ äîñòîâåðíîñòü íàïîëíÿåòñÿ ãëóáîêèì âíóòðåííèì ñîäåðæàíèåì: ÷åì «äîêóìåíòàëüíåå» âûãëÿäèò ðàññêàç, òåì ñèëüíåå åãî äóõîâíî-íðàâñòâåííîå, èäåéíî-ýñòåòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå. «Ñàìîáûòíåéøèé ïèñàòåëü ðóññêèé», ñóìåâøèé ïîñòè÷ü òî, ÷òî çîâåòñÿ «äóøîþ íàðîäà», ïðåæäå âñåãî äîðîã íàì òåì, ÷òî â öåíòðå âíèìàíèÿ åãî òâîð÷åñòâà âñåãäà ÷åëîâåê — ñî ñâîèìè ðàäîñòÿìè è ãîðåñòÿìè, îòêðûòèÿìè è îøèáêàìè, âå÷íûì ïîèñêîì èñòèíû.
Ïî íàçâàíèÿì óëèö, ïëîùàäåé, öåðêâåé, ðåê, äîðîã Îðëà, èìåíàì ãåðîåâ, ñâÿçàííûõ ñ ñîáûòèÿìè ïðîøëîãî, ñ èñòîðèåé ãîðîäà, ìîæíî ñîñòàâèòü íàñòîÿùóþ êàðòó ìàðøðóòà ïî ìåñòàì ïðîèçâåäåíèé Ëåñêîâà è ñîâåðøèòü âîîáðàæàåìîå ïóòåøåñòâèå: ïîñåòèòü äîìà, â êîòîðûõ æèë è áûâàë ïèñàòåëü; ïîáðîäèòü ïî óëèöàì è äîðîãàì, ãäå îí õîäèë; ïîëþáîâàòüñÿ æèâîïèñíûìè âèäàìè, ïðèâëåêøèìè åãî âíèìàíèå, ïðèêîñíóòüñÿ ê æèâûì èñòî÷íèêàì åãî ñþæåòîâ è îáðàçîâ.
Èòàê, ïóòåøåñòâèå íà÷èíàåòñÿ. Ìû â ðîäíîì ãîðîäå Ëåñêîâà. Îð¸ë áûë îñíîâàí ó ñëèÿíèÿ ðåê Îêè è Îðëèê åù¸ â XVI ñòîëåòèè Èâàíîì Ãðîçíûì â ñàìîì ñåðäöå Ðîññèè êàê êðåïîñòü, êîòîðàÿ äîëæíà áûëà çàùèùàòü ïîäñòóïû ê Ìîñêâå. Áåçñïîðíî, èíòåðåñíà èñòîðèÿ ýòîãî ãîðîäà, íî ïðåäìåò íàøåãî îñîáîãî âíèìàíèÿ — ëèòåðàòóðíîå ïðîøëîå Îðëà.
Ñòðàñòíûé ïàòðèîò ðîäíûõ ìåñò, Ëåñêîâ íèñêîëüêî íå ïðåóâåëè÷èâàë, êîãäà ãîâîðèë, ÷òî Îð¸ë «âñïîèë íà ñâîèõ ìåëêèõ âîäàõ ñòîëüêî ðóññêèõ ëèòåðàòîðîâ, ñêîëüêî íå ïîñòàâèë èõ íà ïîëüçó ðîäèíû íèêàêîé äðóãîé ðóññêèé ãîðîä». È â ñàìîì äåëå — èìåííî ñ Îðëîì ñâÿçàíû áèîãðàôèè è òâîð÷åñêèå ñóäüáû ìíîãèõ ðóññêèõ ïèñàòåëåé, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ïîëíóþ êàðòèíó ðàçâèòèÿ âñåé îòå÷åñòâåííîé è ìèðîâîé êóëüòóðû. Ýòî ñàì Í.Ñ. Ëåñêîâ, î êîòîðîì ìû âåä¸ì ñåãîäíÿ ðàññêàç; È.Ñ. Òóðãåíåâ, Ô.È. Òþò÷åâ, À.À. Ôåò, áðàòüÿ Æåì÷óæíèêîâû, ïðèäóìàâøèå âìåñòå ñ À.Ê. Òîëñòûì îáðàç Êîçüìû Ïðóòêîâà; ñîáèðàòåëü ôîëüêëîðà Ï.È. ßêóøêèí, èñòîðèê Ò.Í. Ãðàíîâñêèé, Ìàðêî Âîâ÷îê (Ì.À. Âèëèíñêàÿ), ñòàâøàÿ êëàññèêîì óêðàèíñêîé ëèòåðàòóðû; êðèòèê Ä.È. Ïèñàðåâ, ïîýò À.Í. Àïóõòèí, È.À. Áóíèí — ïåðâûé èç ðóññêèõ ïèñàòåëåé, óäîñòîåííûõ Íîáåëåâñêîé ïðåìèè, — çà ðîìàí «Æèçíü Àðñåíüåâà», ñîçäàííûé ïî «îðëîâñêèì» âîñïîìèíàíèÿì; Ë.Í. Àíäðååâ, Á.Ê. Çàéöåâ, Ì.Ì. Ïðèøâèí, È.À. Íîâèêîâ…
Ìû ó ïàìÿòíèêà Í.Ñ. Ëåñêîâó. Óñòàíîâëåííûé â 1981 ãîäó íà ðîäèíå ïèñàòåëÿ, êîãäà îòìå÷àëîñü 150-ëåòèå ñî äíÿ åãî ðîæäåíèÿ, ïàìÿòíèê âîò óæå áîëåå 30 ëåò íå ïåðåñòà¸ò âîñõèùàòü îðëîâöåâ è ãîñòåé ãîðîäà. Àâòîðû — ìîñêîâñêèå ñêóëüïòîðû Þ.Ã. Îðåõîâ è Þ.Þ. Îðåõîâ, àðõèòåêòîðû Â.À. Ïåòåðáóðæöåâ è À.Â. Ñòåïàíîâ — ñîçäàëè öåëûé àíñàìáëü.
 öåíòðå — ÷åòûð¸õìåòðîâàÿ ôèãóðà ïèñàòåëÿ, îòëèòàÿ â áðîíçå, — óñòàíîâëåíà íà ïîñòàìåíòå èç ïîëèðîâàííîãî ñåðîãî ãðàíèòà. «Óìíûé, òåìïåðàìåíòíûé, ñ êîëþ÷èìè ÷¸ðíûìè ãëàçàìè, ñ äóøîþ ñëîæíîé è ïðè÷óäëèâîé, ïîëíîé áóíòóþùèõ ñòðàñòåé», — òàêèì âèäåëñÿ Ëåñêîâ ñîâðåìåííèêàì, òàêèì èçîáðàçèëè åãî è ñîçäàòåëè ïàìÿòíèêà. Ïèñàòåëü âñìàòðèâàåòñÿ âäàëü è êàê áû ìûñëåííî ïðîèçíîñèò: «ß ñìåëî, ìîæåò áûòü, äàæå äåðçêî äóìàþ, ÷òî çíàþ ðóññêîãî ÷åëîâåêà â ñàìóþ åãî ãëóáü è íå ñòàâëþ ñåáå ýòîãî íè â êàêóþ çàñëóãó».
À âîêðóã, ïîäíÿòûå íà êîëîííàõ íà âûñîòó ÷åëîâå÷åñêîãî ðîñòà, îæèâàþò ãåðîè ëåñêîâñêèõ ïðîèçâåäåíèé.
Âîò ïîêàçûâàåò ñâîå ìàñòåðñòâî «òóïåéíûé õóäîæíèê» (ãåðîé îäíîèìåííîãî ðàññêàçà) — ãîâîðÿ ñîâðåìåííûì ÿçûêîì: ãðèì¸ð, ïàðèêìàõåð. Àðêàäèé ïðè÷¸ñûâàåò ïåðåä ñïåêòàêëåì Ëþáó — àêòðèñó îðëîâñêîãî êðåïîñòíîãî òåàòðà ãðàôà Êàìåíñêîãî. Ëþáîâü «òóïåéíîãî õóäîæíèêà» ê êðåïîñòíîé àêòðèñå çàêàí÷èâàåòñÿ òðàãè÷åñêè: íå èçáåæàë Àðêàäèé ïûòîê â ãðàôñêîì çàñòåíêå, à Ëþáà — íàñèëèÿ ãðàôà.
Íå ïðèíåñëà ëþáîâü ñ÷àñòüÿ è äðóãîé èçâåñòíîé ëåñêîâñêîé ãåðîèíå. Ðÿäîì ñ ôèãóðêàìè êðåïîñòíûõ ñòðàäàëüöåâ Àðêàäèÿ è Ëþáû âèäèì Êàòåðèíó Èçìàéëîâó — «Ëåäè Ìàêáåò Ìöåíñêîãî óåçäà».  íåé ïèñàòåëü óãàäàë õàðàêòåð øåêñïèðîâñêîãî ìàñøòàáà. Îïóñòèâ ãëàçà è ïðèêóñèâ ãóáû, îêàìåíåâ, ñòîèò ìöåíñêàÿ «ëåäè Ìàêáåò» â àðåñòàíòñêîì õàëàòå ó ïîçîðíîãî ñòîëáà ïåðåä îòïðàâêîé íà êàòîðãó. ×åòûðå óáèéñòâà ñîâåðøèëà êóïå÷åñêàÿ æåíà ðàäè ñâîåé áåçîãëÿäíîé, áåçáîæíîé ñòðàñòè ê ìîëîäîìó ïðèêàç÷èêó. Ñàìîóáèéñòâî ïîäâîäèò èòîã íåâèäàííîé òðàãåäèè, ðàçûãðàâøåéñÿ â æèçíè ìöåíñêîé êóï÷èõè «ëåäè Ìàêáåò».
À âîò âü¸òñÿ â îãíåííîì òàíöå öûãàíêà Ãðóøåíüêà — ãåðîèíÿ ïîâåñòè «Î÷àðîâàííûé ñòðàííèê». Ïàìÿòíèê âûïîëíåí èç áðîíçû, íî òàê èçÿùíî è òîíêî, ÷òî êàæåòñÿ, åñëè äóíåò ïîñèëüíåå âåòåð, ñêëàäêè è êðóæåâà Ãðóøåíüêèíîãî ïëàòüÿ âîò-âîò ðàçëåòÿòñÿ. Îïåðøèñü íà ãèòàðó, âîñòîðæåííî ñìîòðèò íà òàíöóþùóþ öûãàíêó «òèïè÷åñêèé ðóññêèé áîãàòûðü» Èâàí Ñåâåðüÿíîâè÷ Ôëÿãèí — âîïëîùåíèå áîãàòûðñêèõ äóõîâíî-íðàâñòâåííûõ è ôèçè÷åñêèõ ñèë íàøåãî íàðîäà. Îäíî èç «î÷àðîâàíèé» ýòîãî ñòðàííèêà çåìëè ðóññêîé — ñïîñîáíîñòü âîñõèòèòüñÿ êðàñîòîé è òàëàíòîì: «×òî Ãðóøà ðàç íè ñïîåò, òî ÿ åé çà òî ëåáåäÿ, è óæ íå ñ÷èòàþ, ñêîëüêî èõ âûïóñòèë… È ìíîãîå îíà ïåëà, ïåñíÿ îò ïåñíè ìîãó÷åå… Îõ, òîæå ïëÿñóíüÿ áûëà! ß âèäàë, êàê ïëÿøóò àêò¸ðêè â òåàòðàõ, äà ÷òî âñ¸ ýòî, òüôó… Ýòà æå êðàëÿ êàê ïîøëà, òàê, êàê ôàðàîí ïëûâ¸ò — íå êîëûõí¸òñÿ <…> à ñòàíåò, ïîâûãíåòñÿ, ïëå÷îì âåä¸ò è áðîâü ñ íîñêîì íîæêè íà îäíó ëèíèþ ñòðîèò… Êàðòèíà! Ïðîñòî îò ýòîãî âèäåíèÿ íà å¸ òàíåö âñå ñëîâíî ñâîé óì ïîòåðÿëè: ðâóòñÿ ê íåé áåç óìà, áåç ïàìÿòè…»
Ðÿäîì «êîëäóåò» íàä íàêîâàëüíåé ñ ìîëîòî÷êîì â ëåâîé ðóêå áåçûìÿííûé òóëüñêèé îðóæåéíèê «êîñîé ëåâøà, íà ùåêå ïÿòíî ðîäèìîå, à íà âèñêàõ âîëîñüÿ ïðè ó÷åíüè âûäðàíû». Ìû çàìå÷àåì ìèíèàòþðíûå òèñî÷êè — ðàáî÷èé èíñòðóìåíò ëåâøè, ñàìîâàð — ñèìâîë ãîðîäà Òóëû. À ñàì ãåðîé ïîêàçàí êàê ðàç â òîò ìîìåíò, êîãäà ñóìåë ïîäêîâàòü óäèâèòåëüíóþ çàâîäíóþ áëîõó èç «àãëèöêîé âîðîí¸íîé ñòàëè, ñðàáîòàííîé â Ëîíäîíå». Êîëîííà, íà êîòîðóþ ïîäíÿò ëåâøà, åäèíñòâåííàÿ â àíñàìáëåâîé êîìïîçèöèè ïàìÿòíèêà èìååò êðàñèâóþ êðóæåâíóþ ðåçüáó. Ýòî è ïîíÿòíî: ëåñêîâñêèé ëåâøà — îëèöåòâîðåíèå òàëàíòëèâîñòè ðóññêîãî íàðîäà, íà í¸ì «ïî÷èâàëà íàäåæäà íàöèè».
 ëåñêîâñêîì «Ñêàçå î òóëüñêîì êîñîì ëåâøå è î ñòàëüíîé áëîõå» òóëüñêèå óìåëüöû ïðåæäå, ÷åì ñîâåðøèòü ÷óäî ñâîåé «áåçîòäûøíîé ðàáîòû», äîëæíû áûëè çàðó÷èòüñÿ Áîæüèì áëàãîñëîâåíèåì, è èì ïîêðîâèòåëüñòâîâàëà ñâÿòûíÿ îðëîâñêîé çåìëè: «Îíè øëè âîâñå íå â Êèåâ, à ê Ìöåíñêó, ê óåçäíîìó ãîðîäó Îðëîâñêîé ãóáåðíèè, â êîòîðîì ñòîèò äðåâíÿÿ «êàìíåñå÷åííàÿ» èêîíà ñâ. Íèêîëàÿ, ïðèïëûâøàÿ ñþäà â ñàìûå äðåâíèå âðåìåíà íà áîëüøîì êàìåííîì æå êðåñòå ïî ðåêå Çóøå. Èêîíà ýòà âèäà «ãðîçíîãî è ïðåñòðàøíîãî» — ñâÿòèòåëü Ìèð-Ëèêèéñêèõ èçîáðàæ¸í íà íåé «â ðîñò», âåñü îäåÿí ñðåáðîïîçëàùåííîé îäåæäîé, à ëèöîì ò¸ìåí, è íà îäíîé ðóêå äåðæèò õðàì, à â äðóãîé ìå÷ — «âîåííîå îäîëåíèå». Âîò â ýòîì «îäîëåíèè» è çàêëþ÷àëñÿ è ñìûñë âåùèé: ñâ. Íèêîëàé âîîáùå ïîêðîâèòåëü òîðãîâîãî è âîåííîãî äåëà, à «ìöåíñêèé Íèêîëà» â îñîáåííîñòè, è åìó-òî òóëÿêè è ïîøëè ïîêëîíèòüñÿ. Îòñëóæèëè îíè ìîëåáåí ó ñàìîé èêîíû, ïîòîì ó êàìåííîãî êðåñòà è, íàêîíåö, âîçâðàòèëèñü äîìîé «íîùèþ» è, íè÷åãî íèêîìó íå ðàññêàçûâàÿ, ïðèíÿëèñü çà äåëî â óæàñíîì ñåêðåòå. Ñîøëèñü îíè âñå òðîå â îäèí äîìèê ê ëåâøå, äâåðè çàïåðëè, ñòàâíè â îêíàõ çàêðûëè, ïåðåä Íèêîëèíûì îáðàçîì ëàìïàäêó çàòåïëèëè è íà÷àëè ðàáîòàòü».
Áåçûìÿííîãî ëåâøó ñìåëî ìîæíî ïðè÷èñëèòü ê «èêîíîñòàñó ñâÿòûõ è ïðàâåäíûõ» çåìëè ðóññêîé. Äàæå óìèðàÿ, áåçâåñòíûé ãåðîé, çàáûòûé è îòâåðãíóòûé ðîäèíîé, íå ïåðåñòà¸ò áåñïîêîèòüñÿ î å¸ ñóäüáå è ñëàâå: «- Ñêàæèòå ãîñóäàðþ, ÷òî ó àíãëè÷àí ðóæüÿ êèðïè÷îì íå ÷èñòÿò: ïóñòü ÷òîáû è ó íàñ íå ÷èñòèëè, à òî, õðàíè Áîã âîéíû, îíè ñòðåëÿòü íå ãîäÿòñÿ».
Ëåñêîâ áûë ãëóáîêî óáåæä¸í â òîì, ÷òî «áåç òð¸õ ïðàâåäíûõ íåñòü ãðàäó ñòîÿíèÿ», òî åñòü íè îäèí ðóññêèé ãîðîä íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü, íå âûñòîèò, åñëè â í¸ì íå áóäåò õîòÿ áû òð¸õ ïðàâåäíèêîâ. «È ïîø¸ë ÿ èñêàòü ïðàâåäíûõ…» — òàêîâà áûëà òâîð÷åñêàÿ óñòàíîâêà ïèñàòåëÿ. Ýòè ïîèñêè óâåí÷àëèñü óñïåõîì: ïðàâåäíèêîâ îòûñêàë Ëåñêîâ â ñàìûõ ðàçíûõ ñîöèàëüíûõ êðóãàõ è ñîñëîâèÿõ ðóññêîé íàöèè, â òîì ÷èñëå è â ñðåäå äóõîâåíñòâà.
Òðè ïðàâåäíèêà, òðè ãåðîÿ ðîìàíà-õðîíèêè «Ñîáîðÿíå», òðè áðîíçîâûå ôèãóðû, â îñíîâàíèè êîòîðûõ óæå íå îäíà (êàê ó äðóãèõ ñêóëüïòóðíûõ ãðóïï âîêðóã ôèãóðû Ëåñêîâà), à òðè êîëîííû — òðè ñòîëáà, âåðíåå — «òðè ñòîëïà», áåç êîòîðûõ «íåñòü ãðàäó ñòîÿíèÿ».
 ïèñüìå ê È.Ñ. Àêñàêîâó ïèñàòåëü ìå÷òàë: «åñëè áû, â íåäðàõ ñàìîé öåðêâè íàøåé… ïîÿâèëñÿ ïðîïîâåäíèê ñ æèâûì ñëîâîì óêîðà è îáëè÷åíèÿ, êîòîðûé áû îáúåõàë ñåëà è äåðåâíè; íåò ñîìíåíèÿ, äåéñòâèå åãî ñëîâà áûëî áû ãðîìàäíî… ê èñïðàâëåíèþ îáùåñòâåííûõ íðàâîâ. Ðàçóìååòñÿ, òàêîìó ïðîïîâåäíèêó íåëüçÿ ÿâèòüñÿ, — åãî áû çàáðàëè â ïîëèöèþ…»
Èìåííî òàêèõ âäîõíîâåííûõ ïðîðîêîâ-ïðîïîâåäíèêîâ èçîáðàçèë Ëåñêîâ â «Ñîáîðÿíàõ». Ïåðåä íàìè îáðàçû «ìíîãîñòðàäàëüíûõ äóõîâåííûõ»: ïðîòîïîï Ñàâåëèé Òóáåðîçîâ «âûñîê ðîñòîì è òó÷åí <…> îí ñîõðàíèë âåñü ïûë ñåðäöà è âñþ ýíåðãèþ ìîëîäîñòè. Ãîëîâà åãî îòëè÷íî êðàñèâà: å¸ äàæå ïîçâîëèòåëüíî ñ÷èòàòü îáðàçöîì ìóæåñòâåííîé êðàñîòû. Âîëîñû Òóáåðîçîâà ãóñòû, êàê ãðèâà ìàò¸ðîãî ëüâà, è áåëû, êàê êóäðè Ôèäèåâà Çåâñà. <…> Ãëàçà ó íåãî êîðè÷íåâûå, áîëüøèå, ñìåëûå è ÿñíûå. <…>  ýòè ãëàçà ãëÿäåëà ïðÿìàÿ è ÷åñòíàÿ äóøà ïðîòîïîïà Ñàâåëèÿ, êîòîðóþ îí, â ñâî¸ì õðèñòèàíñêîì óïîâàíèè, âåðèë áûòè áåññìåðòíîþ». Çàõàðèÿ Áåíåôàêòîâ — «âòîðîé èåðåé Ñòàðãîðîäñêîãî ñîáîðà» — «âîïëîù¸ííàÿ êðîòîñòü è ñìèðåíèå. <…> ñàì îí âåñü òî÷íî ñïëåò¸í èç ñîëîìêè. <…> íî è îí <…> ïðèâûê äåðæàòüñÿ áîäðî è ïðè âñåõ ïîñåùàþùèõ åãî íåäóãàõ è íåìîùàõ ñîõðàíèë è æèâóþ äóøó, è òåëåñíóþ ïîäâèæíîñòü». Íàêîíåö, «òðåòèé è ïîñëåäíèé ïðåäñòàâèòåëü ñòàðãîðîäñêîãî ñîáîðíîãî äóõîâåíñòâà» äüÿêîí Àõèëëà Äåñíèöûí: «Ðîñòà Àõèëëà îãðîìíîãî, ñèëû ñòðàøíîé, â ìàíåðàõ óãëîâàò è ðåçîê, íî ïðè âñåì ýòîì âåñüìà ïðèÿòåí». Ýòè ãåðîè èñïîëíåíû âíóòðåííåé äóõîâíîé ñèëû è ïðàâîòû. Ïðîðî÷åñêè âîçâûøàþòñÿ èõ ôèãóðû íà ôîíå õðàìà Ìèõàèëà Àðõàíãåëà, âåí÷àþò êîìïîçèöèþ óíèêàëüíîãî ïàìÿòíèêà Ëåñêîâó.
Äîìå-ìóçåé Í.Ñ. Ëåñêîâà â ÎðëåÌåñòî, ãäå âîçâåä¸í ïàìÿòíèê, âûáðàíî íå ñëó÷àéíî. Ýòà ÷àñòü ãîðîäà íåïîñðåäñòâåííî ñâÿçàíà ñ æèçíüþ è òâîð÷åñòâîì Ëåñêîâà. Áóäóùèé ïèñàòåëü æèë íåïîäàë¸êó — â äîìå ìåùàí Õëåáíèêîâûõ.
Áóäó÷è â þíîñòè ñëóæàùèì Îðëîâñêîé óãîëîâíîé ïàëàòû (çäåñü-òî è îòûñêàë îí èñòî÷íèê äëÿ ñâîåé çíàìåíèòîé ïîâåñòè «Ëåäè Ìàêáåò Ìöåíñêîãî óåçäà», êîòîðóþ îïóáëèêîâàë Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé â èçäàâàåìîì âìåñòå ñ åãî áðàòîì Ìèõàèëîì æóðíàëå «Ýïîõà»), õîäèë Ëåñêîâ åæåäíåâíî íà ñëóæáó â ïðèñóòñòâåííûå ìåñòà ïî ýòèì óëèöàì — Êàðà÷åâñêîé è Áîëõîâñêîé, ïî ìîñòó ÷åðåç ðå÷êó Îðëèê ìèìî öåðêâè Ìèõàèëà Àðõàíãåëà. Âîçâåä¸ííûé â ñàìîì íà÷àëå XIX ñòîëåòèÿ, â 1801 ãîäó, ýòîò õðàì óïîìèíàåòñÿ â ëåñêîâñêèõ ïîâåñòÿõ «Íåñìåðòåëüíûé Ãîëîâàí», «Þäîëü», î÷åðêå «Äâîðÿíñêèé áóíò â Äîáðûíñêîì ïðèõîäå».
Âáëèçè ïàìÿòíèêà Ëåñêîâó — çäàíèå áûâøåé ìóæñêîé ãèìíàçèè. «Ìåíÿ îòâåçëè â îðëîâñêóþ ãèìíàçèþ, — âñïîìèíàë ïèñàòåëü â «Àâòîáèîãðàôè÷åñêîé çàìåòêå». — ß áûë ïîìåù¸í íà êâàðòèðå ó íåêîé Àêñèíüè Ìàòâååâíû, êîòîðîé çà âåñü ìîé ïàíñèîí ïëàòèëè 15 ðóá. àññèãíàöèÿìè (4 ðóá. 30 êîï.) â ìåñÿö. Çà ÷òî ÿ èìåë êîìíàòó ñ äâóìÿ îêíàìè íà Îêó, îáåä, óæèí, ÷àé è ïðèñëóãó <…> Êòî íàñ ó÷èë è êàê íàñ ó÷èëè — îá ýòîì ñìåøíî è âñïîìíèòü…»
Áóäóùåãî ïèñàòåëÿ îòòàëêèâàëè êàç¸ííàÿ ñèñòåìà ïðåïîäàâàíèÿ, ãðóáîñòü è áåçäóøèå ó÷èòåëåé. Æóòêèå íðàâû è áûò îðëîâñêîé ìóæñêîé ãèìíàçèè, êîòîðàÿ â ãîäû ó÷¸áû â íåé Ëåñêîâà (1841 — 1846) «âåëàñü èç ðóê âîí ïëîõî», ìîæíî ïðåäñòàâèòü èç åãî ðàññêàçîâ, ïîâåñòåé è î÷åðêîâ: «Àâòîáèîãðàôè÷åñêàÿ çàìåòêà», «Êàê ÿ ó÷èëñÿ ïðàçäíîâàòü», «Çàìåòêà î çäàíèÿõ», «Î òðóñîñòè», «Ñìåõ è ãîðå», «Óìåðøåå ñîñëîâèå», «Òîâàðèùåñêèå âîñïîìèíàíèÿ î Ï.È. ßêóøêèíå».
«Â îðëîâñêîé ãèìíàçèè, ãäå ÿ ó÷èëñÿ, — âñïîìèíàë Ëåñêîâ, — êëàññíûå êîìíàòû áûëè äî òîãî òåñíû <…>, äóõîòà áûëà ñòðàøíàÿ, è ìû ñèäåëè ðåøèòåëüíî îäèí íà äðóãîì». Âîò îäíà òîëüêî ïîêàçàòåëüíàÿ èëëþñòðàöèÿ «ìåòîäîâ îáó÷åíèÿ» è ëè÷íîñòè «ïåäàãîãà», «îáó÷àâøåãî» Ëåñêîâà-ãèìíàçèñòà: «Â ÷èñëå íàøèõ ó÷èòåëåé áûë Âàñ<èëèé> Àë<åêñàíäðîâè÷> Ôóíêåíäîðô, êîòîðûé ÷àñòî ïðèõîäèë â ïüÿíîì áåøåíñòâå è òî çàñûïàë, ñêëîíÿ ãîëîâó íà ñòîë, òî âñêàêèâàë ñ ëèíåéêîé â ðóêàõ è áåãàë ïî êëàññó, êîëîòÿ íàñ êîãî ïîïàëî è ïî êàêîìó ïîïàëî ìåñòó. Îäíîìó ó÷åíèêó, êàæåòñÿ, ßêîâëåâó, îí ðåáðîì ëèíåéêè îòñ¸ê óõî, êàê ðàáó íåêîåìó Ìàëõó, è ýòî íèêîãî íå óäèâëÿëî è íå âîçìóùàëî».
Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî Ëåñêîâ îñòàâèë ãèìíàçèþ, òàê è íå çàêîí÷èâ êóðñà.
Ïàíîðàìà ïðàâîáåðåæíîé Îêñêîé ÷àñòè Îðëà, äî ñèõ ïîð ñîõðàí¸ííàÿ, ñ òîïîãðàôè÷åñêîé òî÷íîñòüþ âîñïðîèçâîäèëàñü ïèñàòåëåì âî ìíîãèõ åãî òâîðåíèÿõ. Íàïðèìåð, æåíñêèé ìîíàñòûðü, îïèñàííûé â ðîìàíå «Íåêóäà»: «òàðàíòàñ <…> ÷åðåç ïîëâåðñòû îò Êóðñêîé çàñòàâû îñòàíîâèëñÿ ó äåâè÷üåãî ìîíàñòûðÿ. Ìîíàñòûðü ñòîÿë çà ãîðîäîì íà ñîâåðøåííî ðîâíîì, êàê ñêàòåðòü, çåë¸íîì âûãîíå. Îí áûë îáíåñ¸í ñî âñåõ ñòîðîí êðàñíîþ êèðïè÷íîþ ñòåíîþ, íà êîòîðîé ïî óãëàì áûëè âûñòðîåíû ÷åòûðå òàêèå æå êðàñíûå êèðïè÷íûå áàøåíêè». Ïðèâëåêàòåëüíûé îáðàç èãóìåíüè è íàñòîÿòåëüíèöû ìîíàñòûðÿ ìàòóøêè Àãíèè ñîçäàë Ëåñêîâ â «Íåêóäà»: «ñìåëàÿ äóøà, ãîðäàÿ ñâîåþ ñèëîþ è ñâîèì ïðîøëûì ñòðàäàíèåì <…> Ìàòü Àãíèþ âñå óâàæàþò çà å¸ óì è çà å¸ áåçóïðå÷íîå ïîâåäåíèå ïî ìîíàñòûðñêîé ïðîãðàììå. Ó íå¸ áûâàåò ïî÷òè âåñü ãîðîä, è îíà êàæäîãî âñòðå÷àåò áåç âñÿêîãî ëèöåçðåíèÿ, ñ òåì æå ñïîêîéíûì äîñòîèíñòâîì».
À âîò Íèêèòñêàÿ (Àõòûðñêàÿ) öåðêîâü ÕVIII âåêà — êàôåäðàëüíûé ñîáîð -îòìå÷åíà ñëóæåíèåì çäåñü «ñóðîâûõ âëàäûê, ìåæäó êîèìè, ïî îñîáåííîìó ñâîåìó æåñòîêîñåðäèþ, èçâåñòíû Íèêîäèì è îïÿòü-òàêè òîò æå Ñìàðàãä Êðèæàíîâñêèé <àðõèåðåé Îðëîâñêîé åïàðõèè â 1845 — 1852 ãîäàõ. — À.Í.-Ñ.>». Ëåñêîâ âñïîìèíàë: «Êîãäà â Îðëå â äíè ìîåãî äåòñòâà ðàñïèñûâàëè öåðêîâü Íèêèòèÿ, ÿ õîäèë òóäà ëþáîâàòüñÿ èñêóññòâîì ìåñòíûõ õóäîæíèêîâ, òî îäèí èç òàêîâûõ, âûñîêî ðàçóìåÿ î ñâîåì äàðîâàíèè, êîòîðîå áóäòî áû ïîçâîëÿëî åìó «îäíèì ïî÷åðêîì íàïèñàòü äâåíàäöàòü àïîñòîëîâ», ãîâîðèë, ÷òî áóäòî åìó ðàç îäèí öåðêîâíûé ñòàðîñòà äàë äåñÿòü öåëêîâûõ íà øàáàøêó, ÷òîáû îí ïîñòàâèë â àäó íà öåïü ê Èóäå Ñìàðàãäà, è ÷òî îí áóäòî áû ýòî îòëè÷íî èñïîëíèë. «Ñõîäñòâà, — ãîâîðèò, — ëèøíåãî íå âûøëî, à ïðèòîì âñå, îäíàêî, ïîíèìàëè, ÷òî ýòî íàø Òèãð Åôðàòîâè÷».
Àëëà Àíàòîëüåâíà Íîâèêîâà-Ñòðîãàíîâà,
äîêòîð ôèëîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð
ãîðîä Îð¸ë
(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).
Количество часов: всего 102 ч, в неделю 3 ч
Плановых контрольных работ 4
Административных контрольных работ 2
Развития речи 12 ч
Учебник:
6 класс Литература. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.
Коровин и др.
№
Дата
Тема
План.
Факт.
1
3.09
Введение.
Художественное произведение и его автор. Изображение характера героев.
Диагностика уровня
литературного развития учащихся.
2
4.09
Устное народное
творчество Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
3.
7.09
Пословицы,
поговорки, загадки как малые жанры устного народного творчества.
4.
10.09
Урок текущего
контроля.
Контрольная работа
по произведениям устного народного творчества.
5.
11.09
Русские летописи.
«Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе» Отражение
исторических событий и народных идеалов в летописи.
6-8.
14.09
17.09
Русские басни (из
русской литературы 18-19 веков). И.И. Дмитриев «Муха». И.А. Крылов «Листы и
корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Аллегория и мораль басен, художественные
особенности языка.
9-10.
18.09
20.09
А.С. Пушкин. Слово
о поэте. Лицейская лирика. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Тема
жизненного пути в стихотворении «Зимняя дорога».
11.
24.09
Стихотворение А.С.
Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.
12.
25.09
Тема природы в
лирике А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро». Мотив единства красоты
человека и красоты природы, красоты жизни.
13-14.
28.09
1.10
А.С. Пушкин.
«Дубровский». Картины жизни русской усадьбы. Конфликт Андрея Дубровского и
Кирилла Троекурова.
15-16.
2.10
4.10
Образ Владимира
Дубровского в романе А.С. Пушкина. Протест героя против беззакония и
несправедливости. Неоднозначность характера и поступков героя.
17.
8.10
Романтическая
история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к
героям.
18.
9.10
РР Подготовка к домашнему сочинению – ответы на
проблемный вопрос «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»
19-21.
12.10
15.10
16.10
Внеклассное
чтение
А.С. Пушкин
«Повести покойного И.П. Белкина». История создания. Образ автора рассказчика
и автор-повествователя. Нравственные проблемы повести «Выстрел».
Мир русской усадьбы
и ее обитателей в повести «Барышня-крестьянка». Отношение автора к своим
героям. Юмор повествования.
22-23.
19.10
22.10
М.Ю. Лермонтов.
Слово о поэте.
«Листок», «На
севере диком», «Утес». Тема одиночества и тоски в произведениях М.Ю.
Лермонтова. Стихотворение «Тучи». Любовь поэта-изгнанника к родине.
Стихотворение-притча «Три пальмы» и его аллегорический смысл.
24.
23.10
Рр Конкурс выразительного чтения стихотворений
А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
25-27.
26.10
29.10
30.10
И.С. Тургенев.
Слово о писателе. История создания цикла «Записки охотника». Центральный
рассказ цикла «Бежин луг». Человек и природа в рассказе. Образы детей:
портреты, рассказы, духовный мир мальчиков.
28.
9.11
РР Групповая характеристика героев рассказа
И.С. Тургенева «Бежин луг» (устное сочинение).
29-30.
12.11
13.11
Ф.И. Тютчев.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун
поднялся…». Передача сложных, переходных состояний природы и человеческой
души.
31-32.
16.11
19.11
А.А. Фет.
Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь»,
«Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.
Природа как воплощение прекрасного.
33.
20.11
Рр Конкурс выразительного чтения стихотворений
Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
34.
23.11
Урок текущего
контроля
Контрольная работа
по лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета
35-36.
26.11
27.11
Н.А. Некрасов.
«Железная дорога». Трагические картины русской жизни в стихотворении. Величие
народа-созидателя. Авторское отношение к народу. Художественное своеобразие
произведения.
37-39.
30.11
3.12
4.12
Н.С. Лесков. Слово
о писателе.
Особенности жанра
сказа «Левша». Образ рассказчика. Судьба Левши. Трудолюбие, талант,
патриотизм русского человека из народа. Тема народа и официальной власти.
Противоречия русской жизни в сказе «Левша». Комическое и трагическое в сказе
«Левша». Авторское отношение к героям. Особенности языка произведения Н.С.
Лескова.
40-41.
7.12
10.12
Рр Письменный ответ на проблемный вопрос:
«Какие лучшие качества русского народа изображены в рассказе И.С. Тургенева
«Бежин луг», стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога», сказе Н.С.
Лескова «Левша»?» (по одному или нескольким авторам)
42-43.
11.12
14.12
А.П. Чехов. Слово о
писателе. Ранние юмористические рассказы: темы, образы, характеры. Рассказ
«Толстый и тонкий». Разоблачение низкопоклонства и лицемерия в рассказе. Речь
героев и художественная деталь как источник юмора.
44.
17.12
Внеклассное
чтение.
Юмористические
рассказы А.П. Чехова. Приемы комического в рассказах.
45-46.
18.12
21.12
Родная природа в
стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский «Весна, весна!»,
«Чудный град порой сольется». Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи»,
«Посмотри – какая мгла…», А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…».
47.
24.12
Рр Анализ одного из стихотворений русских
поэтов 19 века (по выбору учителя или учащихся)
48-49.
25.12
28.12
А.И. Куприн. Слово
о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Понятие о рождественском рассказе.
50-52.
11.01
14.01
15.01
А.С. Грин. Слово о
писателе. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Духовный мир
главных героев. Особенности жанра феерии.
53-54.
18.01
21.01
А.П. Платонов.
Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Особенности жанра.
Неповторимый мир добра, любви и красоты в произведении А.П. Платонова.
55-57.
22.01
25.01
28.01
Внеклассное
чтение.
М.М. Пришвин
«Кладовая солнца». Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть
взаимоотношений главных героев. Характеры персонажей. Образ природы в
произведении.
58.
29.01
Рр Анализ эпизода по выбору: «Настя собирает
ягоды на палестинке», «Травка спасает Митрашу».
59-60.
1.02
4.02
Стихотворения
русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов. «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые». Патриотические
чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
61-62.
5.02
8.02
В.П. Астафьев.
Слово о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта
русской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.
Нравственная проблематика произведения В.П. Астафьева.
63-64.
11.02
12.02
В.Г. Распутин.
Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Герой произведения и его
сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. Роль
учительницы в судьбе героя. Нравственные проблемы в произведении В.Г.
Распутина. Смысл названия рассказа.
65.
15.02
Рр Подготовка к написанию сочинения «Уроки
доброты» (по личным впечатлениям и литературному материалу)
66-67.
18.02
19.02
В.М. Шукшин.
Рассказ «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков». Юмор писателя..
68-69.
22.02
25.02
Ф.А. Искандер.
Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на
формирование детского характера. Юмор в рассказе.
70.
26.02
Урок текущего
контроля.
Контрольная работа по произведениям А.П. Платонова, К.М. Симонова,
Д.С. Самойлова, В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, Ф.А. Искандера
71-74.
1.03
4.03
5.03
11.03
Родная природа в
русской поэзии 20 века: лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой,
Н.М. Рубцова.
75-76.
12.03
15.03
Из литературы
народов России: Г. Тукай, К. Кулиев. Любовь к своей малой родине, верность
традициям своего народа.
77-79.
18.03
19.03
1.04
Мифы Древней
Греции. Обзорное знакомство с мифами о богах и героях. Геракл и его подвиги.
80.
2.04
Внеклассное
чтение. Мифы Древней
Греции.
81.
5.04
Легенда об Арионе. Чудесная
сила искусства.
82-84.
8.04
9.04
12.04
Гомер и значение
его поэм для мировой литературы. Основное содержание поэм «Илиада» и
«Одиссея».
Тема войны и мира в
отрывке из песни восемнадцатой «Илиады».
Пафос борьбы,
преодоления препятствий, познание неизвестного в поэме «Одиссея». Образ
хитроумного героя и отношение к нему автора.
85-86.
15.04
16.04
РР Конкурс пересказов сюжетов из
древнегреческой литературы.
87-88.
19.04
22.04
Мигель де Сервантес
Сааведра – автор бессмертного романа «Дон Кихот». Слово о писателе и его
книге. Образ главного героя рыцаря Дон Кихота. Его поступки и деяния. Понятие
о благородстве и бескорыстии, справедливости и чести в романе.
89-90.
23.04
26.04
И.Ф. Шиллер и его
баллада «Перчатка». Перевод баллады М.Ю. Лермонтовым и В.А. Жуковским.
Художественные особенности переводов.
91-93.
29.04
30.04
6.05
П. Мериме. Новелла
«Матео Фальконе». Быт и нравы корсиканцев. Характеры героев. Сила традиции.
94-95.
7.05
13.05
А. Де
Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Нравственно-философский смысл
произведения. Притчевое начало в сказке.
96 – 97.
14.05
17.05
Рр. Отзыв на одно из произведений зарубежной
литературы.
98 — 99.
20.05
21.05
Повторение,
обобщение, итоговый контроль.
Литературный
праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».
100 — 102.
24.05
27.05
28.05
Резервные уроки