Отношение автора к илюше из рассказа бежин луг

Тургенев это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми е вытекающими, пытаясь показать

Тургенев – это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми  её вытекающими, пытаясь показать всё то, что для людей живущих там является рутиной, и что для них есть веселье и отдых. Множество произведений было написано на эту тему, но выделить можно одно. “Бежин луг” произведение дающие полный образ деревенской жизни, пропущенной через призму детской наивности и беззаботности. В произведении Тургенев показывает нам как дети борются с ежедневной рутиной, и также как они пытаются сопротивляться всей этой взрослой жизни, окружающей их, и давящей на них.
В произведении мы знакомимся с множеством сельских детей, каждый из которых является самостоятельной личностью, с которой необходимо ознакомиться для полноты восприятия сюжета и ознакомления с деревенской атмосферой и всем прочим, что царило в то время на посёлках и в деревнях. Познакомившись со всеми характерами персонажей так же можно узнать, о чём на тот момент думали дети, о чём мечтали, и о чём задумывались.
Мы знакомимся с персонажем по имени Федя. Федя это самый старший из всей компании детей, сын зажиточного крестьянина, который приехал на поле не из-за нужды, а попросту из-за скуки. Он был мальчиком слегка надменным,  который всегда важничал, разгуливая в отцовском жилете. Также, боясь сказать что-то не то и потерять уважение он старался говорить по меньше, и по делу.
Хотя, несмотря на всё это, Федя является человеком, который ценит своих друзей, и близких ему людей, стараясь помочь им всем, чем может. В его стремление казаться важным явно проглядывается желание оправдать ожидания своих родных и друзей. Он явно старается соответствовать положению своего отца, из-за чего он и ведёт себя так осторожно, и, возможно, высокомерно.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Федя прекрасный молодой человек, старающийся помогать окружающим, хоть это и не так очевидно, но он является человеком, несомненно, добрым и с хорошим чувством дружбы и привязанности. Пытаясь скрыть свою доброту за маской безразличия он отвергает от себя людей, не позволяя подойди им ближе, но так или иначе, в процессе произведения он меняется в лучшую сторону.
Однако следует упомянуть, что данное сочинение написано исключительно на субъективном  мнении, из-за чего не может оцениваться объективно.

Сочинение 4

Большинство произведений Ивана Сергеевича Тургенева наполнены живыми красками природы, близких каждому человеку историй из жизни простых людей, важных моральных и нравственных тем, и, конечно же, открытых ярких образов главных героев. Именно благодаря своим неповторимым простым, и в то же время грамотным стилем речи, смог завоевать сердца читателей.
Произведение «Бежин луг» яркое тому доказательство. Рассказ вошел в сборник очерков и рассказов писателя «Записки охотника». Взаимоотношение богатых и бедных, помещиков и крепостных всегда волновало живой разум писателя. Он видел несправедливость, искал способы его решения. При этом он сам родился в семье барина. В каждом своём новом произведении он всё ближе подбирается к решению назревшего вопроса через уникальные психологические портреты главных героев.
В рассказе «Бежин луг» таким характером автор наделил Федю. Федя – мальчик из богатой семьи дворянина. Несмотря на своё происхождение, он не брезгует общением с детьми крестьянских детей. Ходит вместе с ними пасти стадо ради развлечения, в то время как остальные дети – помогают этим зарабатывать деньги родителям.
Парню 14 лет, но выглядит старше своих лет на фоне неучей – крестьян. Характер нельзя назвать плохим, он никогда не задирал носа, но в то же время всегда держится важно, постоянно подчеркивая свой статус, он любопытен и с удовольствием слушает рассказы детей, не забывая при этом вставлять свои комментарии и вопросы, он любит показывать своё превосходство в умственных состязаниях, при этом делает это с честью, не обижая и не задевая соперника, имеет ярко выраженные лидерские качества. Одежда была на нем богато убрана: синий поясок, новая рубашка с каемкой, новый армячок. К тому же, он носил с собой гребень и часто расчесывался. Лицо было милое, красивое и ровное, с весёлой улыбкой.
Исходя из описаний внешности, мыслей и поведения Феди, читатель может сделать вывод, что мальчик имеет живой ум, серьезный характер. Его основными характеристиками являются самодостаточность, любопытность и не по годам понятие своего и чужого положения.
В один из очередных вечеров, к ним подошёл охотник. Не трудно догадаться, что этим охотником является сам Иван Сергеевич Тургенев, который часто любил бродить по лесу с ружьем. Охотник долго слушал и разговаривал с ребятней, а затем притворился спящим. Он лежал и тихо слушал рассказы детей, их мысли и планы.

Образец 5

И.С.Тургенев – это русский писатель, который в своих произведениях помимо описания красоты русской природы, знакомил читателя с жизнью обычных русских крестьян в деревне, Он, будучи сам «пропитан» такой жизнью, так как вырос в деревне, знал её до мельчайших подробностей. Писатель не понаслышке, а из собственных наблюдений знал все плюсы и минусы жизни крестьян. И.С.Тургенева можно также назвать психологом по отношению к этим крестьянским жителям, ведь он понимал их с одного взгляда и полуслова. Автор чувствовал их эмоциональное состояние, по поведению и поступкам мог дать характеристику героям.
Наблюдая за крестьянскими мальчишками в рассказе «Бежин луг», писатель, знакомя читателя с каждым из них, формирует определённый их образ. Самым старшим, из содержания рассказа, был мальчик по имени Федя. Ему было около четырнадцати лет, это уже не ребёнок, а подросток-юноша. По внешнему виду было видно, что мальчик не из самой бедной семьи. Родители Феди были зажиточными крестьянами, и это предавало ему некоторую уверенность и превосходство над остальными мальчишками. Паренек старался соответствовать своему статусу во всех своих проявлениях. Но делал он это без всякого ущемления и унижения своих друзей.
Благодаря большему достатку своих родителей, Федя был одет лучше своих друзей. Все вещи у него были более новые и полностью соответствовали размеру. Это значит, что отцовских сапог он мальчик не носил, что так часто встречалось среди крестьянских ребятишек. Особенно, если дети шли на работу, то они надевали старые вещи других членов семьи. Федя был одет в ситцевую рубаху яркой расцветки, новый армячок с голубым поясом. Внешние черты тоже отличались от остальных детей: он был стройный, достаточно красивый мальчик с немного мелкими чертами лица, волосы были кудрявые и белокурые, а глаза – светло-голубые, на лице постоянно присутствовала немного рассеянная улыбка. На луг, пасти ночью лошадей, Федя пришёл не из-за нужды, как это делали остальные мальчики, а так, для забавы с друзьями.
В разговоре с друзьями сам Федя говорил, конечно, не очень много, он больше слушал остальных. Иногда задавал вопросы или немного поддерживал разговор. Возможно, мальчик боялся сказать что-то не так из-за своей малограмотности и, как следствие, чтобы не потерять свой авторитет в глазах друзей. Так как Федя был самым старшим, он старался казаться смелым и храбрым, хотя на самом деле боялся темноты, особенно во время рассказов про леших и русалок. Однако, анализируя все его поступки, мы можем сделать вывод, что Федя был не таким уж и смелым. Когда послышался в темноте непонятный шум и встревожились лошади, то в разведку бросился не Федя, а мальчик Павлуша. Но это не говорит о том, что он был плохим или трусливым человеком. Скорее всего, он просто был не таким решительным, как многие деревенские дети. Потому что, как известно, тяжёлая, крестьянская жизнь и нужда заставляла многих ребят рано взрослеть морально и становиться более решительными и целеустремлёнными.
По своему характеру Федя был добрым мальчиком и другом. Он искренне интересовался проблемами деревенских жителей, о которых рассказывали ребята у костра. Без всякого злорадства он переживал и сочувствовал им.
Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на все материальные блага, важно всегда оставаться человеком с чистой и доброй душой.

Сочинение 6

Федя являлся одним из самых взрослых и мудрых в компании 5 ребят. Федя выглядел старше своих сверстников и выглядел не по своему возрасту. Федя в свои 10 лет выглядел на все 14, как по характеру, так и по внешности. У Феди была богатая семья с хорошим состоянием. Он был всегда опрятно и аккуратно одет, выглядел очень хорошо. Он часто носил рубашку, синий пояс и сапоги. Его повседневная одежда всегда балы небывалой красоты.
Все 5 мальчишек из рассказа Тургенева были подвижными, и так сказать любознательными, они всегда старались познать что-то новое и не когда не сидели на месте. Все мальчики выглядели не на свои годы, как по уму, так и по внешности. Но выделялся из всей толпы Федя. Они вместе всегда преодолевали любые трудности, которые стояли на их пути. Всегда справлялись с любой данной для них работой. Автор, хотел нам показать, какие были идеальные мальчишки в то время. Он характеризует можно так сказать тот самый русский народ.
Внешне Федя выглядит слегка худым. С узкими плечами и с добрым лицом. У него были светлые волосы, которые ярко подчёркивали его образ. На его лице всегда находится улыбка. Во всех ситуациях, во всём, смотря на него можно сказать, что это как лучик солнца среди чёрного неба. Он всегда был радостным и радовался жизни.
Автор нам показывает Федю в эпизоде, когда 5 мальчишек ночью охраняют лошадей. Они развели костёр, сидели во круг него грелись. Так же костёр помогал им освещать местность, чтобы не упустить лошадей. Их там встретил заблудившийся охотник, точнее встретил он Федю. Глядя на Федю автор не передаёт и не включает в его образ высокомерие. Он общается со всеми в ровню. Не возвышает себя. Он общается с крестьянскими ребятами из бедных семей так же как со всеми, не возвышая себя. Он ведёт себя со всеми достойно и подаёт ярки пример лидера.
Ребята разговаривают с Федей как с другом, хотя он выглядел старше их, и он был статуснее и всё равно, с ним общались просто как с лучшим другом. Хотя в голосе Феди и в его манере поведения встречались те нотки взрослого человека. Пастухи так же разговаривают с Федей как с другом, ведь он душа компании. Они любят рассказывать друг другу страшные истории, один раз Федя начал разговор про домового. Тем самым ребята все хотят сразу разобраться кто это да, что. Федя – это душа компании, он мог поддержать у костра любой разговор которые начинали ребята!
Федя очень добрый и любознательный. Общается со всеми на ровных, себя не возвышает, общается с самым младшим он общается понимающе и ласково.

7 вариант

В один из июльских дней, когда обычно стоит хорошая погода, рассказчик охотился на тетеревов в Тульской губернии. Ходил он долго, заблудился, и уже поздней ночью вышел к костру. Там было пятеро крестьянских мальчиков, стерегших табун в ночном, и две большие собаки. Познакомившись с ребятами, он решил составить им компанию, прилег под кустом и стал тихо наблюдать за ними. Сначала мальчики стеснялись гостя, но потом привыкли и перестали обращать на него внимание, занявшись своими разговорами.
Среди мальчиков, стерегших табун, Федя был старшим. Он выглядел примерно на четырнадцать лет, имел светлые глаза и волосы, по лицу бродила рассеянно – веселая улыбка. Судя по одежде, Федя жил в зажиточной семье, в которой всех приучили к аккуратности. Новый армячок и пестрая рубашка из ситца были чистыми, а на поясе висел гребешок. Да и сапоги были по размеру, не отцовские. У костра Федя расположился вольготно, к остальным мальчикам относился покровительственно. Но при этом вел себя не очень заносчиво, остальные мальчики звали его по имени и держались на равных. Было видно, что он поехал в ночное для развлечения, а не по обязанности. Скорее всего, Федя слабо знал местные легенды, но интересовался ими – он постоянно подталкивал мальчиков к рассказам о невероятных случаях, а сам не рассказал ни одного. «Ему, как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой. Сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство». К нечистой силе Федя относится скептически – он, конечно, тоже в нее верит, но не столько боится, сколько не все случаи относит к достоверным. «А ты его видел, лешего-то? – насмешливо перебил его Федя».
Федя взрослее всех мальчиков, и у него уже появился интерес к девочкам. Вот он ласково расспрашивает у Вани о здоровье его сестры и просит передать приглашение в гости. И обещает ей подарки подарить…И не только ей, а еще и Ване. Но тот отказался в пользу девочки: «Дай уж лучше ей, она такая у нас добренькая.».
Как видно из описания Феди, рассказчику нравится этот мальчик, которого не испортила принадлежность к богатой семье – он остался таким же простым и любознательным мальчиком, как и его друзья.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Образ и характеристика Илюши из рассказа Бежин луг

Одним из ребят у костра был Ильюша, которому было около двенадцати лет. Мальчик с неяркой внешностью и вытянутым лицом. Он имел горбатый нос, плохо видел: сидя у костра, он постоянно щурился. Он все время о чем-то напряженно думал, отчего его брови были сдвинуты, а губы – плотно сжаты. Как и у большинства деревенских мальчишек, у него были светлые волосы. Они торчали из-под шапки из войлока. Мальчик часто и нервно ее поправлял, натягивая на уши. Одет он был скромно, но опрятно. Черная свитка была подвязана веревкой вместо ремня, а лапти и онучи на Ильюше были новые.

Несмотря на такой малый возраст, он уже работал с братом Авдеем на бумажной фабрике. Скудный заработок давал возможность одеваться, но не отдыхать: смены на заводе чередовались с ночными выпасами коней. Нередко мальчику приходилось ночевать с другими работниками прямо на фабрике, поскольку работы было много, а ходить домой – только время тратить. Раз его взяли на фабрику, значит Ильюша – ответственный, трудолюбивый и физически сильный, выносливый парень. Он не боится тяжелой работы, но пугается нечистой силы.

Он говорит слабым, немного осипшим голосом, ведь работать ему приходится в довольно шумном месте. Ильюша первым повествует историю о домовом. А затем еще одну страшную историю о Ермиле и злобном барашке. Он очень хорошо знает все поверья местных жителей, лучше остальных ребят, и ничуть не сомневается в них. Также хорошо помнит, где какое «гиблое место», разбирается в повадках лешего, умело рассказывает о страшных происшествиях.

Сначала спокойный, затем он с жаром вовлекается в историю о Тришке. Ильюша из верующей семьи, осведомлен о Христе, хоть и в приукрашенной манере. Он вспоминает о защищающей его «крестной силе», когда из тьмы доносятся жуткие, пугающие звуки.

Он называет Павлушу «малым», хотя они одного возраста. Опыт общения со старшими на фабрике приучает мальчика быть ответственным, присматривать за другими ребятами.

Когда Павлуша отправляется за водой, то Ильюша, предчувствуя беду, просит его быть осторожным. А когда тот возвращается, проговаривает, что слышать голос утопленника – это плохая примета. Ильюша знал, что говорил. Серьезный и взрослый не по годам, он предчувствовал несчастье.

Вариант 2

Илюша, это один из героев произведения «Бежин Луг», автор изобразил этого мальчика трудолюбивым, внимательным и очень ответственным человеком. Основная работа этого мальчика заключалась в том, что он ночью с другими ребятами пас лошадей, они ночью выгоняли их в поле и до утра следили за тем, чтобы лошади не разбежались и не напали на них волки.

Кроме этой работы Илюша работает на бумажной фабрике, там он вместе со своим братом гладят и чистят бумагу. Эту работу он тоже выполняет очень ответственно, мастер рад тому, как работают дети и просит их остаться до утра, чтобы доделать всю работу.

Но больше всего Илюша любит ночную работу, пасти лошадей, ведь там вовремя ночного дежурства мальчики друг другу рассказывают интересные, а порой и очень страшные истории. Самым лучшим рассказчиком является Илюша, он рассказывает очень страшные истории о нечистой силе, лешем, гаданиях, антихристе, о том, как мужик в лесу лешего встретил.

Все эти истории мальчик рассказывает очень интересно, ребята с удовольствием слушают его рассказы. Сам Илюша выглядит как большинство ребят его возраста, ему меньше 12 лет, он одет очень бедно, но в то же время вся одежда чистая, а лапти новые, верхняя одежда подпоясана специальным поясом.

Мальчик имеет строгое выражение лица, потому что брови постоянно сведены, нос имеет горбинку. Из-за болезненного ощущения на лице, получается постоянно выраженная сосредоточенность, строгость и мужество.

В свои неполные 12 лет мальчик уже работает на фабрике, пасет табун лошадей, и все свободное время помогает родителям или выполняет разную работу. Илюша постоянно был серьезным, ответственным и отзывчивым парнем. Все ребята, которые его знали, были уверены в отзывчивости и помощи, которую всегда окажет Илюша.

Он был не только серьезным, но и ответственным молодым человеком, которого можно охарактеризовать как маленького мужичка. Характер у Илюши полностью соответствует мужскому, его трудолюбие и серьезность, еще больше придают ему непогодам ответственности и взрослых рассуждений.

Илюша очень кратко описан в рассказе Тургенева, но при внимательном прочтении можно определить главные черты характера этого мальчика. Его жизненные приоритеты, и в то же время его любовь к рассказам о страшных событиях показывает, что перед нами простой мальчишка.

Ведь если внимательно читать описание Илюши, то сразу можно подумать, что перед читателями появиться вскоре взрослый мужчина, но нет, это мальчик с твердым и ответственным характером как у мужчины.

Илюша очень нравиться автору, ведь он пишет о нем с таким восторженным выражением, значит, он одобряет то, что мальчик в 12 лет, готов стать истинным мужчиной ответственным, серьезным и трудолюбивым.

Образец 3

Оказавшись в роли заблудившегося охотника Тульской губернии, рассказчик нашел ночлег у костра, который разожгли несколько крестьянских ребят. Их привычное ночное занятие — сопровождение табуна лошадей — не вызывало к него удивления. Из-за недостатка средств многие дети бедных семей находили себе подобный вид заработка.

Однако, наблюдая за ними со стороны, автор увлекся их рассказами, подмечая между тем каждую особенность характеров мальчуганов. Самые красочные и пугающие рассказы поведал Илюша. Он обладал хорошей памятью, благодаря чему мог рассказать о любом поверье и истории, связанной с ним.

Двенадцатилетний Илюша имел вид хмурого, напряженного человека, который постоянно щурился, будто решал важный вопрос. Неуверенность, оставившая отпечаток на его лице, сопровождала и голос, для которого был характерен сипловатый тон. С таким видом он рассказывал истории, нагоняющие страх на присутствующих возле ночного костра.

Однако образ тихого, пугливого, неуверенного мальчика меняется, когда речь заходит о неизвестных никому ранее страшных историях, связанных с мертвецами. Благодаря своим небылицам, он становился центром всеобщего внимания. Главными персонажами его рассказов были утопленники, лешие.

С наступлением сумерек Илюша становился душой компании. Далеко не все верили в услышанное, но каждый из ребят внимательно вслушивался в каждое слово, чтобы не остаться в стороне.

Из повествования Илюши о своей жизни становится понятным, что мальчик очень трудолюбивый. Он ежедневно работает на бумажной фабрике, о чем с гордостью рассказывает товарищам. В отличие от остальных пастушков он отличается большой эмоциональностью, которая связана со склонностью верить в поверья.

Опрятный вид мальчика выделял его среди остальных, хотя каждая деталь одежды говорила также о недостатке в семье. Было очевидно, что он имеет много родственников. Он знал не понаслышке о нужде и голоде. Подобные условия существования, с одной стороны, закалили его характер, благодаря чему мальчика можно было сравнить со взрослым мужчиной, с другой — вызвали хроническую усталость в столь раннем возрасте, о чем свидетельствовал его внешний вид.

Добрый, простой с виду мальчик, на самом деле имел необычайно твердый характер, решительность и силу духа. Благодаря портретным зарисовкам («нос с горбинкой, слегка вытянутое подслеповатое лицо»), содержанию его историй, трудовой деятельности был создан полный, удивительный образ этого мальчика.

Сочинение Характеристика и образ Илюши

Множество писателей пытаются передать в своих произведениях все, что они видят, настолько реалистично и детально, насколько это возможно. Таких писателей всегда очень ценили, так как они являются как бы исключениями из общего числа литературных деятелей.

Одним из таких исключений был Тургенев. Данный человек являлся ярким примером возможностей писателя с помощью ловкости в орудовании словами, передать то, что его окружало. Он всегда мог наиболее лаконично передать то, что он хотел. Одним из его сильных сторон было описание характеров и образов в своих произведениях. Все его читатели всегда замечали его педантичность к деталям в образах и формах их проявления.

Почти все его произведения являются таковыми. Но можно выделить одно, которое можно назвать самым явным представителем этой направленности в произведениях автора. Это произведение “Бежин луг”. В нём автор рассказывает нам историю небольшой группы деревенских детей, которые день изо дня проводят своё время, стараясь провести его как можно лучше и продуктивнее. Через их образы он старается передать их чувства, и то, как они мыслят и чем руководствуются в жизни.

Одним из таких персонажей, является Илюша. Илюша – крестьянский ребёнок, один из общей компании детей. Внешне это мальчик с приятными чертами лица, с небольшим лицом, и в целом, общими чертами лица.

По характеру, как описывают его друзья, он мальчик смелый, который всегда стремился к чему-то большему, чем он имеет сейчас. В свои юные годы он уже очень целеустремлённый парень, истинно верящий в своё светлое будущее. Он старается как можно скорее добраться до этого светлого будущего, из-за чего трудиться не покладая рук.

Также следует отметить, что данное сочинение написано основываясь исключительно на  субъективном мнении, из-за чего не может восприниматься объективно как истинно верное мнение по данному вопросу.

Вариант 5

И.С.Тургенев, описывая в своих произведениях необыкновенную красоту русской природы, немало внимания уделяет и изображению людей из разных слоев общества. Не исключение составляют и крестьяне, чьи тяготы жизни он описывает во многих своих рассказах.

Одним из таких произведений является рассказ «Бежин луг» из цикла «Записки охотника».

Повествование ведется от имени заблудившегося охотника, встретившегося ночью с группой крестьянских мальчишек, пасших табун лошадей. Автор описывает образы каждого из пятерых ребят, одним из которых является двенадцатилетний Илюша.

Внешность Илюши ничем особенным не выделяется: светлые волосы, нос горбинкой, сощуренные глаза. Нахмуренные брови создавали впечатление озабоченной сосредоточенности на чем-то. По одежде мальчика можно было определить, что его семья очень бедная. Но, несмотря на бедность, мальчик одет опрятно и аккуратно.

Несмотря на столь юный возраст, Илья трудится на бумажной фабрике вместе с братом.  Тяжелый физический труд не пугает мальчика, он понимает всю ответственность, возложенную на него за помощь семье. 

По описанию автора видно, что Илюша обладает лидерскими качествами, умея привлечь внимание окружающих. Знание множества историй о нечистой силе, приведениях, а также умение красочно пересказывать их, позволяют ему завладеть вниманием ребят.

Мальчишки с интересом слушают рассказы Ильи о домовом на фабрике, о говорящем барашке, неуловимом антихристе Тришке. Мальчик не просто пересказывает истории, но и со знанием дела отвечает на любопытные вопросы друзей.

Помимо прочего, Илюша разбирается в различных приметах и поверьях. Услышав пугающие звуки, доносящиеся из темноты, Илья упоминает о защите «крестной силы», видно, что он из верующей семьи. Судя по тому, что мальчик помнит все происшествия, которые произошли в деревне, и все «гиблые» места, он обладает прекрасной памятью.

Если бы у мальчика была возможность получить нормальное образование, он мог бы в будущем стать писателем, собирая и обрабатывая народные сказания.

Описывая простого с виду деревенского мальчишку, автор сумел показать его решительный, стойкий характер и невероятную силу духа.

В своем рассказе Тургенев показал жизнь крестьянских детей, работающих на полях, на фабриках, пасущих ночью лошадей и в то же время, умеющих найти время для развлечений. Приученные с детства к труду и знакомые со всеми тяготами тяжелой крестьянской жизни, мальчишки не очень верили в страшилки, которыми пугали друг друга, зная, чего следует бояться по-настоящему.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Илюши из рассказа Бежин луг

Образ и характеристика Илюши из рассказа Бежин луг

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Нестерова Осенний пейзаж описание

    Известнейший советский художник – живописец Нестеров Михаил Васильевич очень любил осеннюю пору. Именно в этот период времени, творец получал особое вдохновение.

  • Сочинение Как ухаживать за цветами

    У нас дома растут разные цветы: фиалки, декабрист, лечебный цветок алое, традесканция. Мне нравиться за ними ухаживать: поливать, рыхлить вокруг землю.

  • Анализ пьесы Школа злословия Шеридана

    «Школа злословия» — это замечательная комедия, написанная Р.Б. Шериданом. Первые действия происходят в салоне одной женщины по имени Снируэл. Это место является основой «школы злословия»

  • Сочинение Кого можно назвать жестоким человеком? (итоговое декабрьское)

    На протяжении всего существования человечества всегда имел место быть такой фактор, как жестокость. Эта тема была раскрыта во многих произведениях как русской, так и зарубежной литературы. Один из ярких примеров

  • Характеристика и образ Собакевича в поэме Гоголя Мертвые души сочинение

    В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Ключевые слова:

И.С.Тургенев
,
И.С.Тургенев «Бежин луг»
,
В.М.Песков «Бежин луг»
,
очерк

Цели:

Обучающая:

  • Дать представление об очерке.
  • Сравнить художественное произведение (рассказ) с
    публицистическим произведением (очерком).
  • Совершенствовать навыки анализа текста.

Развивающая:

  • Развивать коммуникативную компетентность обучающихся.
  • Формировать информационную культуру обучающихся через
    работу с текстами художественного и публицистического стилей.

Воспитательная:

  • Воспитывать духовные ценности на основе личностного
    осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация

Эпиграф

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться:

Н.Рыленков

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

Приветствие. Обращение внимания ребят на оформление класса
(портреты И.С.Тургенева, В.М.Пескова, тексты очерка В.М.Пескова
«Бежин луг»/распечатанный материал на партах
обучающихся/,эпиграф, запись на доске «Очерк»). Определение
учениками цели, задач урока.

Работа с ключевым понятием «очерк».

2. Работа со словарной статьей (в парах)

Выбор главной информации. Записи в тетради (тезисно).

Знакомство с жанром публицистики —
очерком. (слайд).

Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы
— рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием
единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей
развитостью описательного изображения. Это полухудожественный,
полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события
и реальные люди.

Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором
сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы
отражения действительности.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления
характера личности в её, а проблемы гражданского и
нравственного состояния «среды» — проблемы «нравоописательные.
Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной
литературы и публицистики.

В художественной литературе очерком называется одна из
разновидностей рассказа, отличается большей описательностью,
затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и
анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как
правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Основной признак очерка — писание с натуры. Очеркист
художественно воплощает в слове реальные исторические лица и
события, составляя о них мнение на основании системного
исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а
заключение и вывод являются логическим его завершением.

Из описательного по преимуществу характера очерка вытекает и
композиционное его построение. В очерке может совсем
отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор
очерка часто переходит от одного характеризуемого явления или
его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их
зависимость. Автор очерка чаще, чем авторы других жанров,
вмешивается в ход описываемых событий от первого лица.

Это возможность более свободной группировки материала,
возможность многообразных сопоставлений, аналогий и прочего.

В очерке гораздо большее значение, чем, например, в рассказе,
имеют место публицистические рассуждения, научные обобщения.

Словом, очерк — одновременно и документально-научное осмысление
действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же
очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с
живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то
очерк — графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на
грани между документом и обобщенным художественным образом.

Путевой очерк.

Путевой очерк — один из самых старых видов. Его особенности
заключаются в том, что объект изучения развертывается для
автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист
всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события,
отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче
личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм
жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается
специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы
портретного и проблемного очерков.

Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая
иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист
становится глазами своей аудитории, используя для этого
репортажные приемы.

Стилистическая языковая структура очерка полностью
соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка,
избранному им для художественно-публицистического осмысления
действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме
сказать о многом, создать многогранную картину — один из
основных признаков высокого профессионального мастерства
очеркиста.

Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает
раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и
эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого
очеркиста.

Яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные
речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы
способствуют большей выразительности и
художественно-публицистическому отображению действительности.

Одним из эффективных методов построения очерка является
ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого
служат авторские размышления.

Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации
представляли единое целое, подчинялись единой цели — разработке
темы, избранной очеркистом. Поэтому, работая над очерком,
пишущий фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие
сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные
эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы
потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее.
Ведь композиция жанра требует непременного соединения,
столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.

— Что же такое очерк?

— Выделите из определения признаки очерка.

— Путевой очерк — каковы его особенности?

— Примером художественного очерка служит рассказ И.С.Тургенева
«Бежин луг».

Примером публицистического жанра — путевого очерка — служит
очерк В. М. Пескова «Бежин луг».

3. Слово о В.М.Пескове

— Имя И.С.Тургенева вам известно, рассказ писателя «Бежин луг»
прочитан (слайд «Портрет И.С.Тургенева»), а вот имя журналиста
В.М.Пескова вам, наверное, неизвестно, как неизвестен и его
очерк «Бежин луг».

(Сообщение о В.М.Пескове заранее подготовлено одним
учеником) — слайды (портрет писателя, фото Бежина луга).

— Василий Песков (1930-2013) — известный писатель, публицист,
спецкор газеты «Комсомольская правда». Он долгое время был
телеведущим в популярной телепередаче «В мире животных».
Необычные рассказы фотоохотника опубликованы в книгах: «Птицы
на проводах», «Странствия», «Просёлки», «Окно в природу».
Василий Михайлович за долгие годы репортёрской работы стал
мастерским фотоснайпером. Щёлк-щёлк — и на плёнке навсегда
остаётся какой-нибудь редкий зверь или пичуга. Его фотографии
являются не иллюстрациями к текстам, а их составной частью.
Каждый из очерков Василия Пескова ценен и интересен.

Для писателя всякое путешествие было радостью. Впечатления о
памятных местах, любопытных географических точках и природных
уголках, встречах с животными накапливались по крупицам. Много
пришлось поездить и походить, чтобы собрать полновесный багаж
литературных материалов. Старое, вечное, новое — всё
переплетено на этих дорогах, самых поэтичных и самых древних,
по мнению Пескова. Из всех путешествий хождение по деревенской
России было, пожалуй, самым интересным для Василия Михайловича.
Писатель обращает своё внимание главным образом на то, что
исчезает, уходит, оставляя щемящее чувство грусти. Читая очерки
и миниатюры, узнаёшь, чем жив старинный городок Плёс, как
выглядит Куликово поле, Бежин луг, как работают люди. Всё
интересное заметишь, если отправишься в путь с Василием
Михайловичем Песковым, читая его очерки, такие живые и
запоминающиеся.

Первая книга писателя вышла в 1960 году. За книгу «Шаги по
росе» (1963) он получил Ленинскую премию (1964). Очерк «Бежин
луг» написан В.М.Песковым в 1968 году, напечатан впервые в
журнале «Пионер». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV
степени В.М.Песков получил за большой вклад в развитие
отечественной журналистики 5 мая 2003.

4. Выразительное чтение очерка В.М.Пескова «Бежин
луг»

Тут не случилось великой битвы, нет на этом месте ни
деревянных, ни каменных древностей. Луг этот похож на тысячу
других российских лугов. И все-таки луг не­обычный…

Пятеро ребятишек сто пятьдесят лет назад ночевали на этом лугу
у костра. Фыркали в темноте лошади, плескалась рыба, тревожно
кричала ночная птица. На огонек вышел заблудившийся в
перелесках охотник. От него мы знаем, какая ночь стояла над
лугом, о чем говорили мальчишки. Мы помним по именам этих
мальчишек: Федя, Павел, Илюша, Костя и Ваня. Вот несколько слов
давнего разговора.

«- А ведь вот и здесь должны быть русалки…

— Нет… здесь место чистое, вольное. Одно — река близко…»

Уже много лет мы знаем эту ночь и этих мальчишек… Оказалось,
без большого труда можно отыскать этот луг. Мы немного
поколесили по перелескам на краю Тульской области, и наконец
встречный сказал: «А вот сразу за ржаным полем…»

Почти по Тургеневу «был прекрасный день… один из тех дней,
которые случаются только тогда, когда погода установилась
надолго». Мы оставили на бугре машину и почти скатились вниз с
крутого, заросшего травой обрыва. Стадо телят паслось возле
кустов. Мы разыскали пастуха, чтобы спросить: тот ли луг?

— Да. Бежин луг, — сказал пастух, потянувшись после дремоты. —
Деревня тоже называется Бежин Луг…

Мы огляделись и увидели: стоим на краю большой зеленой равнины.
Земля с прудами, садами, оврагами, полосами ржи и пшеницы
лежала теперь вверху и со всех сторон опускалась в низину
зелеными, довольно крутыми обрывами. Прохладная, сырая равнина
была похожа на плоское дно большого котла. Дикие груши, дубы и
вязы группами и в одиночку росли на пологих склонах.

А внизу были лозняк и трава. Темно-зеленый вблизи лозняк,
разбегаясь по лугу, синел. По краям же, где равнина упиралась в
бугры, все было синим: и дубы на холмах, и барашки кустов, и
даже лошадь с маленьким жеребенком. К синеве добавлялся
солнечный, золотистый туман, и горизонт уже только-только
угадывался.

Большое облако, проплывая с запада на восток, кинуло на равнину
прохладную тень. И луга вполне хватило, чтобы вместить и
обозначить на лоснящихся травах все полотно и все узорные
завитки облака. Мы догнали край тени и пошли вместе с ней по
лугу к месту, где полоса лозняков и ракит прятала речку.

Желтые брызги лютиков, малиновые головки луговых васильков,
пушистые стебельки лисохвоста, зонтики сладкого купыря, плети
луговой кашки и тонкие ниточки душистого колоска — все
перепутано, перемешано, и все вместе образует плотное душистое
разнотравье — идешь, и за тобой остается сыроватый и темный
брод.

Бежин луг… Гудят шмели. Луговые чеканы и желтые трясогузки со
стеблей конского щавеля настороженным глазом провожают идущего.
Кричит потревоженный чибис. Два коростеля — один близко, в
кустах, другой где-то у самых бугров — то ли зовут, то ли
пугают друг друга: крэкс, крэкс…

Безлюдно. Ходит вдалеке лошадь. Так или не так выглядел луг сто
лет назад? Пожалуй, так же. Холмы не могли измениться, кусты и
ветлы растут, наверное, на старых местах, и речка течет по
прежнему руслу. Вон с того обрыва увидел Тургенев ночной
костер. А ребятишки сидели где-нибудь тут, за кустами. Под
крики чибиса бредем по траве… Я делал на лугу снимки на память
и чувствовал: не хватает самого главного — нынешних ребятишек.
И вдруг (везенье фотографа!) к реке сбежали мальчишки.
Вприпрыжку, перегоняя друг друга, они катили большую
автомобильную шину…

Десятью минутами позже мы уже знали: речка называется Снежедь;
деревня Бежин Луг стоит в километре от луга; поздний мороз в
этом году тронул на огородах картошку и помидоры; в домах «по
телевизору» видят Москву: четверо из ребят умеют ездить на
лошади, а у двоих — отцы шоферы и дают сыновьям иногда посидеть
за рулем…

— Мы слыхали, у вас тут русалки и ведьмы водятся…

Мальчишки переглянулись и прыснули.

Записывая в блокнот имена ребятишек, я спросил, а знают ли они
местных ребят: Федю, Павла, Костю, Илюшу…

— Это кто же? — насторожился старший. И тут же сообразил: —
А-а, знаю! «Бежин луг», да?

И все остальные догадались, в чем дело.

Мальчишки попросили автомобильный насос: получше накачать шину.
Они деловито по очереди сопели, пинали шину босыми пятками. И
потом мы с бугра наблюдали, как мелькали в кустах белые головы
и слышались звонкие шлепки ладоней по шине.

Я подумал: тургеневские мальчишки стали ведь взрослыми, у них
были дети и внуки. Этим нынешним ребятишкам они приходятся
прадедами… А луг все тот же. Большой предвечерний луг дымился в
долине. По-прежнему кричали два коростеля, лениво наклонялись к
траве телята. Вечно молодой луг…

5. Беседа по вопросам

-О чем этот очерк?

-Что заставило журналиста побывать на этом знаменитом лугу?

-Что увидел автор очерка?

-О каких чувствах пишет автор рассказа?

-Как создается настроение?

-Над какими вопросами заставляет задуматься автор очерка?

-Какие признаки очерка присутствуют в тексте?

-Докажите, что это путевой очерк?

6. Сравнительный анализ художественного очерка и
публицистического очерка

-Что общего между двумя произведениями?

-Чем они отличаются?

Два очерка — один публицистический, другой художественный.

Работа с таблицей.

Рассказ Бежин луг»

Очерк «Бежин луг»

тема

Бежин луг

цель

передать скромную красоту средней полосы России

стиль

художественный

публицистический

герои,

обстановка

реальная действительность,

художественный вымысел

реальные люди,

реальная действительность

время

19 век

20 век

задача текста

образная картина мира

задуматься над вечными

вопросами

тип речи

смешение типов речи,

большая часть-описание

смешение типов речи,

большая часть-описание

композиция

соответствует рассказу

свободная

позиция

автора

герой-повествователь-охотник

(повествование от 1 лица)

открытая

(повествование от 1 лица)

языковые

средства

эмоциональность, тропы,

худ. приемы, диалог детей

эмоциональность, тропы,

худ. приемы, диалог

крестьянские

дети

Разное отношение к жизни.

Общее: любовь к своей земле

Работа с текстом. Заполнение таблицы

В.М.Песков использует разные изобразительные средства,
чтобы передать свое восхищение увиденным.
Он использует
прием цветописи — синий цвет упоминается во фрагменте 5 раз,
желтый — 2 раза, золотой — 2 раза, черный, белый-2 раза,
темно-зеленый …, например: в 1 абзаце фрагмента «лозняк синий»;
«все было синим»; «к синему добавлялся солнечный». Возникает
ощущение чистоты, легкости. Автор использует и звукопись —
«гудят шмели, кричит чибис, два коростеля то ли зовут, то ли
пугают друг — друга: крэкс, крэкс…», «тревожно кричала птица».
В.М.Песков хотел показать, что луг полон жизни, как и
раньше, много лет назад.
Читая описание луга, мы чувствуем
и запахи — «душистый колосок», «плотное душистое разнотравье В
описании Бежина луга встречается множество эпитетов. Все
это создает образную картину летнего дня
(«солнечный
золотистый туман»; «лоснящиеся травы»; «узорные
завитки облаков»), но преобладают метафоры и олицетворения
(«облако кинуло на равнину тень»; «завитки облаков»; «дубы и
вязы в одиночку бежали»; «деревья не решились опуститься»;
«царство лозняка»; «трава упиралась в бугры».

Цель — показать полнокровную жизнь Бежина луга, его
незабываемую красоту, самобытность. Нет ничего экзотического,
все просто, но в этой-то простоте, скромности заключается
Вечное — красота земли.

Мы пришли к выводу, что оба произведения посвящены одному месту
— Бежину лугу. И.С.Тургенев, и В.М.Песков восхищаются красотой
русского пейзажа, любят эту землю, но у каждого свое
незабываемое видение Бежина луга. Два произведения написаны в
разное время (19 и 20 вв.), но тема одна. У каждого писателя
свой отбор языковых средств в изображении природы Тульского
края, разная стилевая манера, но цель одна — передать скромную
красоту средней полосы России через художественное слово. В
двух произведениях появляются крестьянские дети, но у детей
разное отношение к этому месту. Если дети из

«Бежина луга» И.С. Тургенева верят в легенды о домовых,
русалках…, то у детей, живущих в конце 20 века, уже нет этих
суеверий. У них другое отношение к миру, другие заботы, иной
образ жизни. И все же они, как и те их сверстники, тоже любят
свою землю, они тоже не прочь посидеть у костра в ночи и
почувствовать свободу.

Оба произведения посвящены Вечному — красоте природы. Так было
всегда. Этот мир, эта речка…, «и так же, как 100 лет назад,
плескалась рыба в ночной воде, тревожно кричала птица и фыркали
в темноте лошади». «Я подумал: тургеневские мальчишки ведь
стали взрослыми, у них были дети и внуки. Этим, нынешним
ребятишкам, они приходятся прадедами. А луг все тот же…». «
По-прежнему кричали два коростеля… Вечно молодой луг…» Автор
В.М.Песков не случайно употребляет наречие по-прежнему
несколько раз; подчеркивает «вечно молодой луг». Вечна не
только природа, но и вечна любовь человека к родной земле, к
своей стране.

Подведение итогов

Учитель: Итак, в ходе проведенного
исследования мы пришли к следующему выводу:

— благодаря силе и выразительности художественного слова, и
И.С.Тургеневу, и В.М.Пескову удалось показать, как прекрасна
природа. Читая эти произведения, мы задумались о вечном,
ощутили величие тишины и шума окружающего нам мира. И,
наверное, каждый из нас вспомнил свой любимый уголок природы,
куда хочется возвращаться вновь и вновь. Об этом, дорогом
сердцу месте вы напишете сочинение в жанре путевого очерка по
одной из предложенных тем: «Признание в любви к малой родине»,
«Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться…» (Н.Рыленков),
«Прогулки по родному краю»…

7. Рефлексия

А сейчас, прежде чем уйти с урока, возьмите понравившийся вам
цветной магнитик и разукрасьте им тот луг, что представлен на
слайде.

Я вижу ваши улыбки, настроение у всех замечательное.

Посмотрите, как прекрасен этот летний луг в своем многоцветье!
А ведь это мы создали такую красоту. Дома вы можете по желанию
нарисовать или Бежин луг, о котором писали Мастера слова, или
любимый вами уголок природы.

Спасибо за урок, за плодотворную работу .

8. Домашнее задание

Написать путевой очерк по одной из предложенных тем: «Признание
в любви к малой родине», «Здесь мало увидеть, Здесь нужно
всмотреться…» (Н.Рыленков), «Прогулки по родному краю»…

«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».

Описание книги для читательского дневника

Автор: Тургенев Иван Сергеевич

Название произведения: Бежин луг

Число страниц: 15.

Издательство: «Литера».

Год издания: 2017 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1851 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде. Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

Главные герои и их краткая характеристика

Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.

Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.

Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.

Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.

Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.

Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Краткое содержание и сюжет

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами. Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность. Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом. Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов. Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой. Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю. Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.

План пересказа

  • 1) Описание великолепия природы Тульской губернии в июльский день.
  • 2) Рассказчик заблудился в лесу после вечерней охоты.
  • 3) Поиск дороги домой, появление автора на Бежином лугу.
  • 4) Встреча с деревенскими мальчишками: Федей, Павлом, Илюшей, Костей и Ваней.
  • 5) Описание внешности ребят.
  • 6) Рассказ Ильи о домовом.
  • 7) История Кости о слободском плотнике Гавриле.
  • 8) Рассказ Ильи о местном утопленнике.
  • 9) Рассвет.
  • 10) Дорога барина домой.

Вывод и свое мнение

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений. Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми. Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Основная мысль

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

Цитаты из текста

«…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»

«…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»

«…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

«…Вишь ты — фабричные. »

Толкование непонятных слов

Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.

Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.

Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.

Гуртовщик – погонщик стада, пастух.

Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.

Тятя – отец.

Новые слова

Осинник – осиновый лес или перелесок.

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.

Бежин луг читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.

Иван Сергеевич Тургенев – классик русской литературы, писатель-реалист, пропагандист русской литературы на Западе. Рассказ «Бежин луг» написан в 1851 году, входит в цикл под названием «Записки охотника» (читайте по теме: Краткая биография Тургенева: самое главное).

Краткое содержание для читательского дневника

1) Пятеро детей отправляются в «ночное» на Бежин луг: они должны стеречь табун пасущихся лошадей.

2) На этот же луг вышел рассказчик, заблудившийся после удачной охоты, и остался ждать рассвета вместе с ребятами.

3) Вскоре охотник прилег и притворился спящим, а у костра возобновились прерванные разговоры: мальчики по очереди рассказывали разные истории.

4) Автор узнал о домовом, который водится на фабрике, о невеселом плотнике Гавриле, повстречавшемся с русалкой, и испорченной водяным безумной Акулине.

5) Павел поведал о плохой примете – он слышал у реки голос утонувшего Васи.

6) В том же году примета сбылась – правда, Павел не утонул, а упал с лошади и разбился.

Читайте по теме:

Главные герои

1) Рассказчик – это сам автор. Предстает в образе барина, вышедшего на охоту и заблудившегося.

2) Федя – самый старший мальчик, на вид 14 лет, красивый, с кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полуулыбкой, происходит из состоятельной семьи.

3) Павлуша – не старше 12 лет, неказистый и неуклюжий, но в его голосе чувствуется сила, смотрит умными глазами.

4) Ильюша – примерно 12 лет, подслеповатый, с желтыми торчащими волосами, в лице читается «тупая болезненная заботливость».

5) Костя – 10 лет, маленький, тщедушный, обладатель больших черных глаз, произведших странное впечатление на охотника.

6) Ваня – самый маленький герой, ему всего 7 лет, из очень бедной семьи, на протяжении всего рассказа спит, произносит только одну реплику.

Главная мысль

Несмотря на трудную жизнь и недетские заботы, крестьянские ребятишки находят удовольствие в общении друг с другом и природой. Для охотника природа полна красок и поэзии, а детям она кажется полной тайн и мистики.

Дополнительно смотрите списки для читательского дневника для 5 класса, 6 класса.

Чему учит

Находить прекрасное в том, что тебя окружает, ощущать себя частью природы. Автор хочет донести до читателя мысль, что надо с уважением относиться к народной мудрости. Ещё рассказ учит любить родной край, быть приветливым к путникам.

Пословицы

1) Рощи да леса – родного края краса.

2) Душой измерь, умом проверь – тогда и верь.

3) Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил.

Отзыв

Описания природы у Тургенева такие поэтичные, что мысленно переносишься в описываемое место. А детей вроде бы жалко, но с другой стороны им можно позавидовать. Позавидовать свободе, самостоятельности, умениям. Жалко потому, что плохо одеты, потому что вынуждены работать. Если бы они могли учиться, вряд ли верили бы в страшные истории про нечистую силу.

Характеристика главных героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»

Рассказ «Бежин Луг» Иван Сергеевич Тургенев

Каждый из главных героев «Бежина луга» индивидуален. Все пятеро мальчиков росли в разных условиях, и потому их характеры различаются, у всех них свой внутренний мир. Перечень основных действующих лиц, помимо рассказчика:

  • Павлуша;
  • Илюша;
  • Костя;
  • Ваня;
  • Федя.

Храбрый Павлуша

Храбрый Павлуша

Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.

Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.

Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.

Илюша и Федя

Илюша — заботливый, воспитанный мальчик

Илюша — заботливый, воспитанный мальчик из семьи с хорошим достатком. Волосы у него желтые, а лицо вытянутое. Немного слеповат. На вид ему 12 лет от роду. Одежду носит новую. Несмотря на обеспеченность семьи (родители — рабочие), с ранних лет работает на бумажной фабрике со своим братом. Также мальчик не раз доказывал, что хорошо знает сельские байки и фольклор. У костра он рассказывал больше всего историй. Суеверен.

Федя — самый старший из всех главных героев рассказа «Бежин луг» — ему 14 лет. Он хорошо сложен, у него стройная фигура и тонкие черты лица. Цвет волос — белокурый. Как и маленький Ваня, он кудрявый. Сам родом из зажиточной семьи — все вещи новые, а сапоги даже подходят по размеру и видно, что не отцовские, как у других ребят. На луг он приехал не столько ради заработка, сколько ради развлечения, ведь семья не нуждается в деньгах.

С остальными ведет себя сдержанно, даже снисходительно, боится пошатнуть свой образ самого взрослого из компании. Переживает о судьбе и здоровье ребят.

Костя и Ваня

Им в произведении отведено меньше всего упоминаний. Косте 10 лет. У него всегда печальное лицо и взгляд, чем он и цепляет автора. Лицо веснушчатое, маленькое, сам весь щупленький, складывается впечатление, что он болен. В отличие от храброго Павлуши, мальчишка славился своей малодушностью: он всего боялся. Родом из бедной семьи, одежда на нем ужасная.

Ваня — самый младший из пятерых мальчишек

Ваня — самый младший из пятерых мальчишек, ему всего 7 лет. У него русые волосы, большие глаза особенно выделяются на фоне кудряшек. Голосок у него еще тоненький, имеет речевой дефект (картавость). Однако в рассказе ему даже не уделяется достаточно внимания: он на протяжении всего повествования лежит и спит под рогожей. Сам мальчуган незаметный и спокойный, добродушный, с особой любовью отзывается о своей младшей сестры.

В заключение хочется отметить, с какой теплотой Тургенев вспоминает и рисует портрет-описание каждого мальчика. В рассказе «Бежин луг», к какому бы классу ни относились мальчики, автор считает их равными, но неповторимыми. Это он и хочет донести читателю.

Произведение проходят в начале средней школы, где школьник уже может критически поразмыслить и придумать рисунок-иллюстрацию для каждого мальчика или к конкретной сцене.

Урок №31, класс 6-Б

Тема. И.С.Тургенев «Бежин луг».Портретная характеристика героев рассказа

Цели урока: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  

 выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;

 развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы;

 воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Планируемые результаты:

 формирование у учащихся навыков взаимодействия в группе по алгоритму;

 выделять и формулировать познавательную цель применять метод информационного поискаустанавливать рабочие отношения;

 научиться составлять характеристику героев.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Летний вечер.                                    a856d747f90eefc4d0adde2af4adc0d5.png

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

 Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

 По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

 И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

 И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Целеполагание.

— Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

— Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

— Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Изучение нового материала.

Каждый из вас получил карточку, раскройте её.

— Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

 А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

 — Что можно узнать по портрету?

 — Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

Работа в парах.

Дома вы готовили описание внешности главных героев. Зачитайте  ваше описание друг другу.

— Согласны, что правильно определили героя?

—  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани.

— Почему же?

img14.jpg

5.Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Закрепление материала.

— Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

«Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

— Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете? (Федя. По одёжке)

— Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

— Что готовили мальчики? (картошку)

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

— Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

— Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?  (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

img5.jpgimg6.jpg

img9.jpgslide_8.jpg

img8.jpg

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

7. Итог урока

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Рефлексия

8.Домашнее задание.

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

  • Отношение автора к ивану царевичу из сказки иван царевич и серый волк
  • Относятся как пишется правильно
  • Относится или относется как пишется
  • Относится как пишется и почему
  • Относиться по доброму как пишется