Отношение автора к герде из сказки снежная королева

Волшебное путешествие в сказочный мир по сказке х.к.андерсена снежная королева цель урока:1.познакомить учащихся с датским сказочником х.к.андерсеном. 2. раскрыть великую

Волшебное путешествие в сказочный мир (по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева»)

Цель урока:1.Познакомить учащихся с датским сказочником   Х.К.Андерсеном.

             2. Раскрыть великую силу любви и дружбы в сказке «Снежная королева», показать силу воли и мужество, проявленное Гердой во время поисков Кая.

             3. Воспитывать у учащихся любовь к чтению сказок, к умению ценить и беречь дружбу, быть смелым и мужественным, воспитывать в себе красоту и доброту сердца души.

Оборудование: Портрет Х.К.Андерсена. Карта путешествия «Герда в поисках Кая» (на ней изображена река, ворон,  замок, домик, царица), рисунки учащихся,  мультимедийный  проектор, презентация к уроку.

Эпиграф к уроку: Добро, истина, красота побеждают.

                    Ход урока:

I.  Постановка    целей и задач урока.

II. Работа над темой урока.

 (портрет  Х.К.Андерсена)

  1.Слово учителя.

Во всём мире трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя великого датского сказочника. Был он хорошо известен и при жизни. Это был человек с высоко    развитым воображением. И когда бывало   он что-то сочинял, то настолько входил в роль, что забывал обо всём его окружающем. А теперь из подготовленных вами сообщений мы ещё больше узнаем о жизни датского сказочника Х.К. Андерсена.

1. Ученик. Однажды, это было более сто лет тому назад, в одной шотландской гостинице путешественник забыл в номере трость. Хозяин гостиницы привязал к трости записку: «Датскому писателю Х.К. Андерсену» и отнёс её на почту. Почта приняла посылку с таким адресом и доставила её забывчивому путешественнику.

Учитель. Потому что уже тогда весь мир знал этого необыкновенного человека. Конечно же, многим из вас тоже знакомо имя Х.К. Андерсена.

2. ученик. Родился будущий писатель в бедной семье. Первыми впечатлениями его детства были чёрные руки сапожника -отца и красные от нескончаемой стирки руки матери. Отец страдал от сознания того, что не может дать мальчику образование, и, чтобы хоть как-то упрочить  материальное положение семьи, отправился в наполеоновскую армию. Спустя короткое время он вернулся больной, почти нищий, и вскоре умер, оставив жену и сына без средств.

3. ученик. С трудом Андерсену удалось поступить в гимназию. Учение ему давалось нелегко,  потому что он голодал, но Андерсен мужественно боролся с голодом, холодом и нищетой. Особенно трудно приходилось мальчику в долгие северные зимы, которыми, казалось, не будет конца. Спустя много лет он вспомнит суровую северную зиму и опишет её в «Снежной королеве».

4. ученик. Кончив гимназию, Андерсен в 23 года поступил в университет. Окончив  его он целиком  посвятил себя творчеству. Писателю пришлось много трудиться, чтобы завоевать привязанность и любовь читателей. А читатель у него особенный – ребёнок.

Учитель. Да, встреча каждого человека, и ребенка, и взрослого, со сказками Андерсена всегда большой праздник. Вот как рассказывает о своем первом знакомстве с ним известный русский писатель Константин Георгиевич Твардовский:    

5. ученик. – Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Андерсена. Я сел под елкой и раскрыл книгу. Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором отражались розовые облака и оловянные солдатики стояли на часах, снимая  длинные ружья. Я начал читать и удивительно, я потерял счет времени и забыл об окружающей меня действительности, не обратил внимания даже на наряженную елку. Человеческая доброта и нежная любовь исходила от страниц этой книги.

Учитель. 50 лет писал Андерсен сказки для детей. Любимым временем года для Андерсена была зима, поэтому очень  много сказок он написал зимой, в разгар детских елочных праздников. Одной из самых поэтичных и красивых явилась «Снежная королева». А теперь предоставим слово нашему гиду, который выступит в роли экскурсовода.

Выходит мальчик – ГИД (с учебником)

 Снежная королева – сказка в семи рассказах.   Рассказ I, где речь идет о зеркале и его осколке.

– Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь. Так, вот

1. ученик. Жил-был тролль, злющий -презлющий, попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось до нельзя, всё же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже.

… Однажды это зеркало полетело на землю и разбилось в дребезги. Осколки наделали еще больше бед, чем само зеркало. Они попадали, случалось людям в глаза, и так там и оставались. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда. А по свету летало еще много осколков зеркала.

 (Герда и Кай)

       ГИД. Рассказ второй

       «Мальчик и девочка»

В большом городе жили двое бедных детей, в коморке под самым чердаком, но у них был садик, чуть  побольше цветочного горшка. Вот они – эти дети. Кто же они?

             (инсценирование «Герда и Кай»)

Девочка. Я- Герда.

Мальчик. Я- Кай.

Девочка. Хотя мы и не родные, но любим друг друга, как брат и сестра.

Мальчик. Наши родители жили в Мансардах смежных домов. Летом нам позволяли ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами.

Девочка. А  зимой нам надо спускаться на           много-много ступенек  вниз, а затем подниматься на столько же вверх. А зимой, как вы знаете, на дворе порхают снежинки.

Мальчик. Это роятся белые пчелки — так говорила нам бабушка. А мы спрашивали, есть ли у них Королева? Есть — отвечала нам бабушка — её зовут Снежная королева.

Девочка. А Снежная королева не может войти сюда?

Мальчик. Пусть -ка только попробует! Я посажу её на горячую печку, вот она и растает.

Учитель. А Снежная  королева всё же зашла к ним и унесла с собой Кая, отобрав самое дорогое: память о родных и близких. Как же это сучилось?

                    Ответ учащихся.

Кай и Герда сидели и рассматривали книжку с картинками. На больших башенных часах пробило пять. Кай вдруг вскрикнул. Ему в глаз и в сердце   что-то попало. Это были осколки дьявольского зеркала. Хотя ученики тролля утверждали, что только с помощью такого зеркала можно видеть людей и весь мир такими, каковы они на самом деле, но это было не так. Когда людям в глаза попадали осколки, они становились злыми,  великое и доброе казалось ничтожным и гадким. И у Кая же сердце превратилось в кусок льда. Боль прошла, а осколки в них остались. Герда плакала. Ей было жалко Кая. Ему даже Герда и розы казались кривыми и безобразными.  Однажды, когда они весело гуляли на площадке с детьми, появились белые сани. Кай хотел прокатиться на них. Начался вихрь, Кай весь дрожал от холода. Снежная королева посадила его к себе в сани, завернула его в свою шубу. «Ты все еще мерзнешь?» — спросила она и поцеловала его в лоб. Поцелуй её был холоднее льда. Холод этот дошел до самого сердца. Ему казалось, что он вот-вот умрет. Он перестал мерзнуть, напротив, стало легче. Кай взглянул на неё, она была так хороша! Глаза её сияли, но в них не было ни тепла, ни мира. Он теперь совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все 4 действия арифметики, да ещё и с дробями. Знает сколько в каждой стране жителей. Так они полетели во дворец Снежной королевы.

Учитель. А что же было с Гердой, когда не вернулся ее верный друг?

Ученик. Она страдала и плакала о нем. Куда же делся мой друг? Что с ним?

                    Учитель.

Дружба —  великое и могучее чувство. Друг всегда придет на помощь другу, выручит в трудную минуту. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть надежный верный друг.

– Ребята, кого вы считаете настоящим другом?

– Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?             (Герда).

А теперь, ребята, пришло время отправиться нам в небольшое путешествие по карте.

В пути у нас будут 6 остановок. Каждая остановка  носит свое название, которое вы видите на карте. Итак, в путь!

    Путешествие по карте «Герда в поисках Кая.»

(просмотр отрывков из фильма «Снежная королева»)

          1) На реке

        2) В доме волшебницы

        3) Встреча с вороном

        4) В замке

        5) Встреча с принцессой

        6) У разбойников

   Вопросы к учащимся по ходу пересказа.

        1.Что убедило вас, что Герда настоящий друг?

        2.Захотели бы вы жить в доме волшебницы?

        3.Злой или доброй она была? Если добрая то почему не отпускала Герду? Что помогло Герде вспомнить Кая?

       4.Почему девочка не осталась в замке принца и

 принцессы?

Слайд-8

     Инсценирование встречи Кая и Герды.

Герда- Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла    тебя!

Автор-(Кай взглянул на Герду, а она запела:)

        Розы цветут… Красота, Красота!

        Скоро узрим мы младенца Христа.

Кай- Герда! Милая моя Герда!… Где же это ты была так долго? Где был я сам?. Он оглянулся вокруг- Как здесь холодно, пустынно!

Автор- Кай разрыдался и рыдал так бурно, что осколок выпал у него из глаза, его смыли слёзы. Он Герду. К нему вернулась память, а с нею- и желание вернуться домой. (учитель показывает иллюстрацию коробки на котором они вернулись домой).

Учитель. В литературной сказке как и в народной есть описание природы, которая сочувствует добрым героям и помогает им. А в сказке снежная королева природа сочувствует помогает Герде? Можно ли назвать природу действующим лицом в сказке?

                  Исследовательская работа.

     Приведите примеры, подтверждающие, что природа не безразлична героине, что она сочувствует и страдает.

     «Природа-действующее лицо в сказке»(работа с текстом сказки).

1) Природа сочувствует и страдает во время похищения Кая? (буря плакала и страдала, дули холодные ветры, выли волки, пролетали с криком чёрные вороны)

2)Помогает Герде во время похищения Кая

«…река не захотела взять у девочки её сокровище»

розы увяли, что Кай не умер, помогают голуби, олень.

3) Радуется, когда Герда с Каем возвращаются домой:

«поют птицы», «деревья покрылись зелёнными почками», «расцветали цветы», «зеленела трава»

                  Обобщающая беседа.

1.Зачем снежной королеве понадобился Кай?

(наверное, даже, те у кого «ледяное сердце» страдают от одиночества, им тоже нужен друг.)

2.Можно  ли сказать, что эта сказка о горячем и ледяном сердце?)

3. Можно ли сравнить силы Герды и снежной королевы?

4. Что сближает Герду с королевичем Елисеем из сказки А.С.Пушкина?

5.Чем сходны Герда и царевна?

6.Чем же близка снежная королева и царица из сказки А.С.Пушкина?

7.Чем похожи сказки Андерсена и Пушкина, что их объединяет?

(их объединяет общая тематика природы и зеркала?)

8.Как сам автор относится к Герде?

        Прочитайте эпиграф к этому уроку.

   Объясните его связь со сказкой «Снежная королева»

      «Добро, истина и красота побеждают» 

Учитель. Мы с вами сегодня познакомились с героями сказки «Снежная королева». Назовите тех, кто вам больше всего запомнился. Как вы думаете, что нам помогает запомнить  литературных героев, не путать их с другими персонажами! (внешность, поступки)

Сейчас мы проведём небольшую викторину по сказке «Снежная королева», чтобы проверить хорошо ли вы запомнили её героев.

        Викторина «Узнай героя»

1. У кого из героев сказки была большая расписанная цветами шляпка и клюка?

2. Его жена не поехала провожать Герду, потому что страдала головной болью.

3.Она была ростом с Герду, но сильнее и шире в плечах.

4. У кого была длинная, жёсткая борода и косматые брови?

5. Бедная девочка осталась одна, без башмаков, без рукавиц.

6. Из льдинок он складывал слова.

                        ГИД

Ну, вот и сказке конец!

Приятно, что большинство из вас оказались настоящими знатоками сказок Х.К. Андерсена.

Обещаю навестить ещё, если когда-нибудь заеду в ваш город. Желаю вам хорошо отдохнуть, а чтобы вы знали ещё больше я советую вам прочитать ещё больше сказок.

              Задание на дом.

Написать рассказ от имени Кая «Что я почувствовал, когда растаяло моё сердце?»

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1
города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Литературный
урок — квест в 5а классе

по
теме:

"Добро и зло в сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева"

                                                                                          Подготовила
и провела  учитель

                                                  
                  русского языка и литературы         

                                                                             
Ишбулатова А.Е.

Бирск
– 2020

Тип урока:
анализ художественного произведения

Тема урока: 
«Добро и зло  в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Дата: 14 ноября  2020 года

Цели:

— систематизировать и обобщить знания по
сказке  Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»;

— Формировать систему читательских
умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении,
выявлять роль деталей в произведении;

— Способствовать полноценному
восприятию художественного произведения.

— продолжать работу по формированию умения
анализировать систему образов, работая над отрывком  художественного
произведения;

— развивать критическое мышление,
пополнять активный словарный запас, тренировать память;

— прививать интерес к чтению, воспитывать
доброе отношение к людям;

Оборудование:

1.     Портрет 
Г.Х.Андерсена;

2.     Презентация
«Добро и зло в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»;

3.     Карточки
с именами персонажей;

4.      Осколки
зеркала тролля;

5.     Рисунки
детей (выставка работ)

6.     Скотч

7.     Магниты

image002

Четырнадцатое ноября

Классная работа

Добро и зло в сказке Г.Х.Андерсена
«Снежная королева»

План:

1.     Организационный
момент

2.     Тема
урока, цели урока

3.     Слово
учителя

4.     Беседа
об Андерсене

5.     Беседа
по содержанию сказки + испытания

6.     Итоги
урока

7.     Выставка
картин

8.     Д/з

9.     Оценки

Ход урока:

1.     Здравствуйте,
ребята. Садитесь.

Сегодня у нас с вами
необычный урок. Урок-путешествие. Урок-сказка.

На предыдущем
уроке мы с вами говорили о том, что мир сказок  Ганса Христиана Андерсена похож
на разноцветный зонтик волшебника Оле-Лукойе. Он такой же яркий,  и дарит много
радости детям и взрослым.  

2.     Тема
нашего урока: «Добро и зло в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева
».

(Слайд 1)
image003

Мы с вами
отправимся по страницам сказки о Снежной королеве,  вместе с Гердой  пройдем
все испытания, поможем ей победить врагов,   найти друзей,  спасти  и отогреть
Кая.  И конечно же мы должны будем разобраться каким нужно быть по отношению к
другим людям: любить только себя или дарить частички своего тепла своим родным
и друзьям.  А в конце нашего путешествия  мы с вами должны ответить на вопрос:
«Что помогло Герде спасти Кая»?

3.     Но
прежде , чем отправиться в это далекое и опасное путешествие давайте вспомним 
о человеке, благодаря фантазии которого родилась эта сказка.

Ганс Христиан Андерсен…
Произносишь это имя и вспоминается далекое детство.  Вечер. Маленькая комната.
Неяркий свет настольной лампы. Полумрак по углам. Мама с книгой в руках. Она
начинает читать, и, о, чудо!.. там, в темных уголках комнаты начинают оживать
герои его сказок: веселые и грустные, смелые и трусливые, глупые и умные,
добрые и злые… Сказки Андерсена…

(Слайд 2)_image004

А ведь мы с вами помним,
что его жизнь совсем не походила на сказку.

4.     Опрос.

1)    Где
и когда родился Андерсен? (в Дании, в городе Оденсе, в 1805 году) ;

2)    Что
нам известно о родителях будущего писателя? (Отец – башмачник, мать — прачка)

3)    Кто
познакомил Андерсена с удивительным миром сказок? (отец, старухи из богадельни)

4)     Что
заставило Андерсена в 12 лет пойти работать, а в 14 – уехать из дома?

(Слайд
3)
   image005

5)    Сколько
лет было писателю , когда его удивительные сказки увидели свет? (30 лет)

5.     Андерсен
был человеком необычным, непохожим на других, видевшим жизнь, как он сам
говорил, «через волшебное зеркало».

Снова
осень стужей дышит
,

Воет
ветер за окном…

Тихой
поступью, чуть слышно

Сказка
ночью входит в дом…

Итак,
мы в гостях у сказки.

— Сказка о Снежной
королеве , но в первой части говорится совсем не о ней. О ком и о чем? (О
тролле)

(Слайд 4)  
image006

— Что смастерил
тролль? (зеркало)

— В чем состояла
особенность зеркала?

— Что произошло с
зеркалом?

— Какие
неприятности причинило зеркало?

Иногда мне
кажется, что осколки зеркала до сих пор летают по свету, и, попадая в сердца
людей, заставляют их быть злыми и жестокими, неспособными сострадать и любить.

Порой сами того не
замечая, мы обижаем наших родных и друзей, проходим мимо тех, кто нуждается в
нашей  помощи, кому больно или плохо. Кто знает, может это тоже осколки
зеркала. Как, наверное, радуется тролль. Мы постараемся найти эти осколки и
теплом наших сердец отогреем друг друга , и растопим лед, станем более чуткими
и внимательными к окружающим нас людям.

Итак, в путь!

    — Какие герои сказки, на ваш взгляд,
являются главными? (Герда, Кай, Снежная королева)

— Можем ли мы
сказать, как относится автор к девочке и мальчику? (сказка 2. Уголок, садик,
скамеечка, чудесное окошечко, глазок, пчелки – уменьшительно-ласкательные
суффиксы) (автор говорит о детях с нежностью, он ими любуется)

— Как жили Кай и
Герда? Чем отличается мир Кая и Герды от чертогов Снежной королевы?

— Объясните,
почему Снежная королева в первый раз пришла к Каю, а не к Герде?

— Что больше всего
поразило Кая в Снежной королеве? (прочитать)

— Каким предстает
перед нами Кай в начале сказки? Как меняется Кай после того, как осколок
зеркала попал ему в глаз?(грубит, обижает Герду, передразнивает бабушку и
соседей)

(Слайд 5)__image007

— Какой отрывок
сказки иллюстрирует данная картинка?

— Кто сравнивает
розу и снежинку?

— Похожи ли
ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике
детей?

— Боится ли Кай
Снежную королеву?  

— Что видим и
слышим мы с вами, сидя в санях снежной королевы?(плач, стон бури, холодные
ветры, сверкает снег, крик ворон — СТРАШНО)

— Что было с
Гердой после исчезновения Кая?

—  Кто подсказал
Герде, что Кай жив? (Солнечный свет, ласточки, река, волны). Почему птицы и
силы природы помогают ей?

  Мы отправляемся
в путешествие. Но, чтобы не заблудиться в сказке, наметим маршрут.

 (Слайд
6)____________
image008_____________________________________

Молодцы!

(Слайд 7)___image009_______________________________________________

1-й 
осколок прикрепляется на доску.

— Затем Герда
попадает к колдунье. Скажите, женщина, умевшая колдовать, положительный или
отрицательный персонаж? Объясните.

-А кто еще
является персонажами этой сказки?

(бабушка,
колдунья, ворон и ворона, принц и принцесса, маленькая колдунья, лапландка,
финка, тролль, снежная королева, кай, олень)

Помогают
Герде                   Враждуют с Гердой

2-й
осколок прикрепляется на доску

— Почему же
колдунья хотела оставить Герду у себя? Почему Герда не смогла забыть Кая?
(Сравнить Колдунью и Снежную королеву, Кая и Герда, попавших в похожую
ситуацию).

— Герда могла
остаться и жить. Почему не осталась? (Она не могла спокойно жить, зная, что Кай
попал в беду)

— Какие чувства
испытала Герда, узнав, что Кай жив и собирается жениться на принцессе?
(прочитать стр.181)

— И снова у Герды
есть выбор: идти дальше или остаться? Почему она не осталась во дворце?

— Кого  Герда
встречает в лесу? (маленькую разбойницу)

Рассмотрим этот
персонаж.

— Какой предстает
перед нами Маленькая разбойница в начале 5-й сказки? Нравится ли она вам? Ее
«игрушки» и «любимые» занятия. Почему она так себя ведет? Добрая она или зная?

— Как меняется
Маленькая разбойница? Как вы думаете, почему это происходит? (Девочка привыкла
жить развлечениями, и  у нее стремление Герды спасти Кая вызвало удивление и
восхищение) (любовь Герды творит чудеса)

Мы смогли
растопить лед в сердце маленькой разбойницы.

(3-й
осколок зеркала прикрепляется на доску)

— Каким нам
видится мир Снежной королевы глазами северного оленя? Почему? (Это его родина)
(стр. 187, сказка 5)

— Кто еще помогает
Герде? (лапландка и финка)

— С какой просьбой
обращается олень к финке?

— Почему она
отказывает оленю? О какой силе говорит финка? (прочитать стр.191)

Слайд 8. Фрагмент
мультфильма

Слайд 9. image010

— Кто попытался
остановить Герду? Почему она не повернула назад?  Кто помог ей? Почему?

— Что произошло во
дворце Снежной королевы? Обрадовался ли Кай приходу Герды?

Слайд
10.  Фрагмент мультфильма

И снова нас
встречают те, кто помогал Герде.

— Как вы считаете,
кто из персонажей сказки больше всех помог Герде?

— Как вы
расцениваете слова Маленькой разбойницы «Хотела бы я знать, стоишь ли того,
чтобы за тобой бегали на край света!» («Стоит!»- утверждает своим творчеством 
Андерсен. Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он
совсем пропащий)

6.    
Можем ли мы теперь сказать, какая сила помогла Герде спасти Кая?

(сила любви)

Слайд
11. 
image011

 (4-й осколок
зеркала прикрепляется на доску)

Мы с вами
совершили путешествие по сказке Андерсена «Снежная королева». Скажите можем ли
мы сказать, что эта сказка волшебная? Докажите.  (Да)

Действительно,
сказка удивительная. Героиня сказки поражает нас своим мужеством и нежностью,
добротой и силой любви. Художники всего мира создавали иллюстрации к сказке.
Вот некоторые из них (Слайды 12-18) .
image012 image013

image014    
image015    image016 

   image017        image018

7.     И
мы попробовали себя в роли художников. Представляем всем наши картины.

(ВЫСТАВКА)

Мы собрали 
дьявольское зеркало тролля, смогли растопить лед наших сердец.

— Скажите, о чем
каждого из вас заставил задуматься сегодняшний урок? (5-7 человек)

Лишь сто преград
преодолев,

Поверишь до конца,

Сильнее снежных
королев

Любящие сердца!!!

8.     Д/З.
Написать рассказ от имени Кая «Что я почувствовал, когда растаяло моё сердце?»

9.     Всем
большое спасибо за работу на уроке! Но особенно хочется отметить работу…

На чтение 12 мин. Просмотров 27 Опубликовано

Маленькая разбойница — персонаж сказки Ханса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Личность

Маленькая разбойница жестокая, упрямая импульсивная, грубая, вспыльчивая, немного заносчивая, но по сути, крайне одинокая.

Роль в истории

Она появляется в пятой главе сказки, когда Герда отправляется от принца и принцессы из предыдущей главы на карете.

Во время путешествия на них нападают разбойники и убивают слуг и кучера, забирают себе карету, лошадей и дорогие одежды Герды.

Разбойница «отвоевывает» Герду у своей матери и устраивает ее в своем «зверинце»; девочка рассказывает «хозяйке» свою историю, та проникается и знакомит ее с Северным оленем, гордостью «зверинца». Олень рассказывает Герде о своей далекой родине, где правит Снежная королева; Герда догадывается, что именно Снежная королева держит Кая у себя, и, с разрешения Разбойницы, пускается в путь на Северном олене.

Цитаты

  • Они тебя не убьют, даже если я рассержусь на тебя, — я лучше сама убью тебя!
  • Ах! Телячьи нежности! (реакция на сантименты)

Моисеев Ярослав

Маленькая разбойница в «Снежной королеве» Г.Х. Андерсона описывается автором упрямой и избалованной девочкой с грустными глазами. Она неопрятна как и все разбойники, и своенравна как любой ребенок предоставленный сам себе. Ее манерами и воспитанием некому заниматься. Она жестока со своими «игрушками» — дикими зверями, но это от того, что никто не научил ее быть доброй и ласковой. Однако, душа у маленькой разбойницы не лишена сострадания, ведь в конечном счете она отпускает Герду и дарит свободу своим питомцам.

Пожаловаться

Вот Герда въехала в темный лес, в котором жили разбойники; карета горела как жар, она резала разбойникам глаза, и они просто не могли этого вынести.

— Золото! Золото! — закричали они, схватив лошадей под уздцы, убили маленьких форейторов, кучера и слуг и вытащили из кареты Герду.

— Ишь какая славненькая, жирненькая! Орешками откормлена! — сказала старуха разбойница с длинной жесткой бородой и мохнатыми, нависшими бровями. — Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?

И она вытащила острый сверкающий нож. Какой ужас!

— Ай! — вскрикнула она вдруг: ее укусила за ухо ее собственная дочка, которая сидела у нее за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо. — Ах ты дрянная девчонка! — закричала мать, но убить Герду не успела.

— Она будет играть со мной, — сказала маленькая разбойница. — Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постели.

И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. Разбойники захохотали.

— Ишь как пляшет со своей девчонкой!

— Хочу в карету! — закричала маленькая разбойница и настояла на своем — она была ужасно избалована и упряма.

Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у нее были совсем черные, но какие-то печальные. Она обняла Герду и сказала:

— Они тебя не убьют, пока я не рассержусь на тебя. Ты, верно, принцесса?

— Нет, — отвечала девочка и рассказала, что пришлось ей испытать и как она любит Кая.

Маленькая разбойница серьезно поглядела на нее, слегка кивнула и сказала:

— Они тебя не убьют, даже если я и рассержусь на тебя, — я лучше сама убью тебя!

И она отерла слезы Герде, а потом спрятала обе руки в ее хорошенькую мягкую теплую муфточку.

Вот карета остановилась: они въехали во двор разбойничьего замка.

Он был весь в огромных трещинах; из них вылетали вороны и вороны. Откуда-то выскочили огромные бульдоги, казалось, каждому из них нипочем проглотить человека, но они только высоко подпрыгивали и даже не лаяли — это было запрещено. Посреди огромной залы с полуразвалившимися, покрытыми копотью стенами и каменным полом пылал огонь. Дым подымался к потолку и сам должен был искать себе выход. Над огнем кипел в огромном котле суп, а на вертелах жарились зайцы и кролики.

— Ты будешь спать вместе со мной вот тут, возле моего маленького зверинца, — с.казала Герде маленькая разбойница.

Девочек накормили, напоили, и они ушли в свой угол, где была постлана солома, накрытая коврами. Повыше сидело на жердях больше сотни голубей. Все они, казалось, спали, но когда девочки подошли, слегка зашевелились.

— Все мои! — сказала маленькая разбойница, схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. — На, поцелуй его! — крикнула она и ткнула голубя Герде прямо в лицо. — А вот тут сидят лесные плутишки, — продолжала она, указывая на двух голубей, сидевших в небольшом углублении в стене, за деревянною решеткой. — Эти двое — лесные плутишки. Их надо держать взаперти, не то живо улетят! А вот и мой милый старичина бяшка! — И девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. — Его тоже нужно держать на привязи, иначе удерет! Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти этого боится.

С этими словами маленькая разбойница вытащила из расщелины в стене длинный нож и провела им по шее оленя. Бедное животное забрыкалось, а девочка захохотала и потащила Герду к постели.

— Неужели ты и спишь с ножом? — спросила ее Герда.

— Всегда! — отвечала маленькая разбойница. — Мало ли что может статься! Ну, расскажи мне .еще раз о Кае и о том, как ты пустилась странствовать по белу свету.

Герда рассказала. Лесные голуби в клетке тихо ворковали; другие голуби уже спали. Маленькая разбойница обвила одною рукой шею Герды — в другой у нее был нож — и захрапела, но Герда не могла сомкнуть глаз, не зная, убьют ее или оставят в живых. Вдруг лесные голуби проворковали:

— Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, еще лежали в гнезде. Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих. Курр! Курр!

— Что. вы говорите! — воскликнула Герда. — Куда же полетела Снежная королева? Знаете?

— Наверно, в Лапландию — ведь там вечный снег и лед. Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи.

— Да, там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным сверкающим равнинам. Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги — у Северного полюса, на острове Шпицберген.

— О Кай, мой милый Кай! — вздохнула Герда.

— Лежи смирно, — сказала маленькая разбойница. — Не то пырну тебя ножом!

Утром Герда рассказала ей, что слышала от лесных голубей. Маленькая разбойница серьезно посмотрела на Герду, кивнула головой и сказала:

— Ну, так и быть!.. А ты знаешь, где Лапландия? — спросила она затем у северного оленя.

— Кому же и знать, как не мне! — отвечал олень, и глаза его заблестели. — Там я родился и вырос, там прыгал по снежным равнинам.

— Так слушай, — сказала Герде маленькая разбойница. — Видишь, все наши ушли, дома одна мать;

немного погодя она хлебнет из большой бутылки и вздремнет, тогда я кое-что сделаю для тебя.

И вот старуха хлебнула из своей бутылки и захрапела, а маленькая разбойница подошла к северному оленю и сказала:

— Еще долго можно было бы потешаться над тобой! Уж больно ты уморительный, когда тебя щекочут острым ножом. Ну, да так и быть! Я отвяжу тебя и выпущу на волю. Можешь бежать в свою Лапландию, но за это ты должен отвезти к дворцу Снежной королевы эту девочку — там ее названый брат. Ты ведь, конечно, слышал, что она рассказывала? Она говорила громко, а у тебя вечно ушки на макушке.

Северный олень так и подпрыгнул от радости. А маленькая разбойница посадила на него Герду, крепко привязала ее для верности и даже подсунула под нее мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть.

— Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мерзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей. Сунь в них руки! Ну вот, теперь руки у тебя, как у моей уродины матери.

Герда плакала от радости.

— Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться. Вот тебе еще два хлеба и окорок, чтобы не пришлось голодать.

И то и другое было привязано к оленю. Затем маленькая разбойница отворила дверь, заманила собак в дом, перерезала своим острым ножом веревку, которою был привязан олень, и сказала ему:

— Ну, живо! Да береги смотри девочку. Герда протянула маленькой разбойнице обе руки в огромных рукавицах и попрощалась с нею. Северный олень пустился во всю прыть через пни и кочки по лесу, по болотам и степям. Выли волки, каркали вороны.

Уф! Уф! — послышалось вдруг с неба, и оно словно зачихало огнем.

— Вот мое родное северное сияние! — сказал олень. — Гляди, как горит.

И он побежал дальше, не останавливаясь ни днем, ни ночью. Хлебы были съедены, ветчина тоже, и вот они очутились в Лапландии.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Содержание:

Описание персонажа

Герда — положительный образ, так как позволяет понять, насколько важно для человека иметь такие качества:

  • доброта;
  • внимательность;
  • вежливость;
  • любовь.

Все это позволяет беззащитной маленькой девочке победить сильную и злую Снежную королеву, вернуть радость жизни и свободу Каю и совершить много добрых дел. Благодаря своим качествам она во время странствий смогла найти множество новых друзей, научить их быть терпимее к окружающим и чуточку добрее.

Маленькая разбойница всегда старалась выглядеть безжалостной по отношению к другим существам. Но после того как увидела, с какой любовью и теплотой относится Герда к окружающим, смогла сделать для себя нужные выводы. Жестокая и избалованная девчонка поняла что, делая добро, можно получить массу удовольствия. Столь приятное занятие ей очень понравилось и есть надежда, что она вырастет хорошим человеком.

Вызывает симпатию и бескорыстность героини. Это важная характеристика Герды из «Снежной королевы». Ничего не прося у окружающих, она сразу бросается на помощь малознакомым людям. Возможно, поэтому каждый новый друг, обретенный ею на трудном пути к цели, старается хоть чем-то помочь мужественной девочке.

Какой бы незначительной ни была помощь, Герда всегда от чистого сердца благодарила людей и принимала подарки, которые позволяли спасти дорогого друга.

Описание Герды для автора — возможность показать все, что ему дорого в человеке. По сути, это собирательный литературный образ идеальной женщины. Ведь Герда — будущая мать и жена, в которой отсутствует неверие и суетливая торопливость.

За время странствий портрет героини изменился. Она стала более взрослой, приобретя жизненный опыт и мудрость. Нежный характер закалился под воздействием трудностей, которые пришлось пережить. И эта новая черта ее только украсила.

Проделав сложный и полный лишений путь, девочка не стала ожесточенной. В ее сердце не нашлось место таким качествам как:

  • жестокость;
  • корыстолюбие;
  • равнодушие.

Чтобы написать хорошее сочинение на тему «В чем сила Герды», следует понимать, что ее образ —собирательная картинка идеальной героини. В действительности человеку свойственно испытывать страх и боль. Но всегда нужно стремиться стать лучше. Даже если ребенок перешел всего лишь в пятый класс, он сможет воспитать в себе качества настоящего героя, как делала это Герда.

Основная тема сказки

Сказка Ганса Христиана Андерсена о Снежной королеве — одна из известнейших и любимых во всем мире. Яркость и самобытность образов в ней оценена по достоинству. Вероятно, поэтому дети с удовольствием читают эту историю.

В основу характера Герды можно положить цитату мудрого оленя: «Сильнее, чем она есть, ее сделать нельзя». Эта мысль прошла через всю мировую литературу.

Среди помощников девочки не только люди, но и животные, а также птицы. Каждый поступок, который совершала Герда, заставлял окружающих помогать ей в поисках дворца Снежной королевы.

Чистота, милосердие и почти детская искренность героини, рассказать о которой Андерсен смог так живо, не оставляла равнодушными никого.

Целеустремленность и безграничная вера в то, что Кай будет освобожден, поражает читателей. Девочка уверена в правильности совершаемого пути, и это передается всем, кто встречается ей в дороге. Сомнений, что столь хрупкое дитя сможет преодолеть все невзгоды и преобразить окружающий мир ради близкого ей человека, нет ни у кого. Она служит примером стойкости, сердечности и любви к человеку. Все это помогло хрупкой девочке противостоять силам зла.

Сказка имеет счастливый конец. Но далеко не все истории великого датского сказочника могут этим похвастаться. Возможно, горючие слезы, растопившие ледяное сердце Кая, тронули и душу писателя.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

18-5a97b804e5d4cf48fe041ce13529cfcb88e35880684b26ce486e863118fba026.png

Доронина Наталия

Образ маленькой разбойницы из сказки «Снежная Королева» это образ маленькой, но волевой девочки со своим жёстким характером разбойницы. Маленькая разбойница и Герда почти одного возраста, поэтому им довольно легко понять друг друга. Но разбойница не привыкла к нежности, к тихой и размеренной жизни. Она привыкла проводить время в разбоях вместе со своими сородичами. В душе нее все же живёт ребенок, который имеет такие качества, как доброта и отзывчивость. Именно поэтому она проявила милосердие к Герде.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://zlodei.fandom.com/ru/wiki/маленькая_разбойница
  • https://vashurok.ru/questions/opishite-vneshnost-i-povedenie-malenkoy-razboynitsi-snezhnaya-koroleva
  • https://s30420069246.mirtesen.ru/blog/43362163141/snezhnaya-koroleva.-(chast-5)—istoriya-pyataya.-malenkaya-razbo
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-gerdy.html
  • https://vashurok.ru/questions/obrazi-malenkoy-razboynitsi-iz-skazki-snezhnaya-koroleva

  • Отношение автора к ивану царевичу из сказки иван царевич и серый волк
  • Относятся как пишется правильно
  • Относится или относется как пишется
  • Относится как пишется и почему
  • Относиться по доброму как пишется