Отмокать в растворе как пишется

13 января, 2021 советы по ремонту татьяна к русский язык удивителен и загадочен, и далеко не каждому удается сходу определить,

3315570 thumb

  • 13 Января, 2021
  • Советы по ремонту
  • Татьяна К

Русский язык удивителен и загадочен, и далеко не каждому удается сходу определить, как пишется то или иное слово. Чтобы понять, правильно ли написана та или иная часть речи, прибегают к изучению своеобразных правил и заглядывают в истоки слова. Не стало исключением и слово «шпатлевать». Или все-таки «шпаклевать»? И как правильно — шпатлевка или шпаклевка? Попробуем с этим разобраться.

как правильно шпатлевание или шпаклевание

Что за зверь эта шпак(т)левка и откуда она взялась?

Шпаклевка (или шпатлевка) — это материал, необходимый для осуществления ремонтных работ, в частности для выравнивания поверхностей замазыванием неровностей.

Как говорить правильно — шпатлевка или шпаклевка? Слово «шпатлевка» появилось от глагола «шпатлевать», который также означал работу шпателем (выравнивающим инструментом различных сфер применения). «Шпатель» как часть речи имеет немецкое происхождение и подразумевает банальную лопатку.

шпатель для шпаклевки

Spatel в немецком языке

В немецком языке слово spatel имеет два значения:

  1. В первом случае это лопатка для выравнивания густых смесей, перемешивания краски, ее растирания по поверхности, нанесения полученного раствора на нее.
  2. Второй вариант значения слова — инструмент медицинского назначения для придавливания языка в ходе осмотра пациента или отодвигания краев поврежденного участка тела, а также иных медицинских целей.

В иных языках оно звучит как spatha (лат.), spatola (итал.), szpadel (пол.). Кто знает, возможно, мы обязаны появлению этого слова в своем лексиконе Петру I…

На данный момент официальной версией для функционирования слова «шпатлевка» является выполнение строительных работ. Однако вполне объясним тот факт, что строители отдают предпочтение определениям «шпатлевка» и «шпатлевание». Это связано с тем самым «немецким» инструментом для работы.

как правильно шпатлевка или шпаклевка

«Шпадлевать». А это еще что такое?

Разбираясь в вопросе, как говорить и писать правильно — шпатлевать или шпаклевать, стоит остановиться еще на одном довольно странном слове — «шпадлевать». Многие скажут, что его не существует. Однако оно существовало и ушло из языка всего 200–300 лет назад (ранее в словаре Даля это слово было аналогом современного «шпатлевать»). Возможно, это слово появилось именно благодаря польскому szpadel.

как правильно шпаклевка стен или шпатлевка стен

Это слово использовалось вплоть до середины девятнадцатого века, и также было заимствовано из немецкого языка. Но на немецком «шпатель» тоже пишется через «т». В чем смысл? Дело в том, что немецкий язык предусматривал два варианта написания, и оба были правильными: один через привычную букву «т», другой – через «д» (spadel).

В связи с этим многие рабочие строительной сферы с немецким происхождением именовали процесс выравнивания «шпадлевкой». Этот термин был популярен, поэтому и очутился в словаре Даля.

С чем был связан «уход» термина? К середине ХІХ в. данная форма слова ушла из речи сама собой, никаких существенных причин этому нет. Поэтому слово «шпадлевка» не рассматривается при определении правильности написания термина, и даже является диким для большинства обывателей.

как пишется правильно шпаклевка

Откуда тогда взялась «шпаКлевка»?

Чтобы понимать, почему и как говорить правильно — шпатлевать или шпаклевать, рассмотрим происхождение этого слова. Шпаклевкой раньше именовалось грубое необработанное волокно, не подходящее для пряжи. Оно служило для забивания щелей домов. То есть это, по сути, банальная пакля. Процедура же заделывания щелей, таким образом, получила название «паклевание». Что подразумевала собственно пакля? Сейчас разберемся. По сути, это отход обработки льна или же – конопли, который обрабатывался смолой.

Поэтому, скорее всего, с развитием технологий «шпатлевка» была заменена народом на привычное «паклевать».

Названия терминов имели место и не пересекались друг с другом, а затем, скорее всего, очутились в словаре Даля ввиду его неосведомленности о различии определений. Поэтому «шпаКлевка» год за годом стала вытеснять «шпаТлевку».

Но как все же правильно: шпатлевать или шпаклевать? Далем объединены определения «шпадлевать», «шпатлевать» и «шпаклевать», и каждое из них означает замазывание поврежденных участков на ремонтируемых площадях специальным раствором. Чтобы понять все-таки, как правильно: шпатлевать или шпаклевать, узнаем, каким бывает этот отделочный материал.

правописание шпаклевка или шпатлевка

Какая «шпаклевка» (или «шпатлевка») бывает?

Шпаклевание – это непростой процесс. Он заключает в себе множество нюансов, в которых необходимо разобраться. Для начала следует понять, какие виды шпаклевки существуют. (Или все-таки шпатлевки?)

Пользователи также давно спорят о том, как правильно — шпаклевка стен или шпатлевка стен? Произношение и написание данного слова и их рассуждения об этом существенно расходятся.

шпатлевка для дерева

Некоторые говорят о том, что исправление дефектов на поверхностях – это шпатлевание, а материал, само собой, – шпатлевка. По их мнению, данные слова идут, как говорилось ранее, от названия строительного инструмента, которым и производится процедура выравнивания.

Их противники придерживаются мнения, что это совершенно разные вещи, означающие абсолютно разные явления. Они интерпретируют шпаклевку как сухой порошок для изготовления смеси, продающейся в строительных магазинах.

Сама же шпатлевка для них – это уже приготовленный раствор, который и способствует сглаживанию рельефных участков поверхностей.

Также есть и те, кто считает, что оба варианта имеют право быть, а различие между словами (точнее, буквами) полностью отсутствует.

Что такое шпаклевка?

Шпаклевка, как было определено ранее, – это рассыпчатый порошок или же вяжущая смесь, используемая при строительстве как специалистами, так и обывателями. В частности назначение материала – создание абсолютно ровных поверхностей в ходе отделочных работ. Отмечается, что материал для смесей применяется различный: олифы, гипс, мел и прочие составляющие. Значит ли это, что правильно пишется «шпаклевка»?

И все же: как правильно?

Итак, как правильно: шпатлевка или шпаклевка? Определив, откуда появились разные термины, стоит также понять, как правильно изъясняться и употреблять данные слова. Ответом на вопрос, как писать — шпаклевание или шпатлевание стен, служит название смеси для работы. И, как ни странно, она называется «шпаклевка». Хотя производители пишут, как хотят, все равно смысл написанного понятен каждому.

шпаклевание или шпатлевание стен как писать

Оба слова, как было установлено в ходе исследования этимологии, означают выравнивание поверхностей непосредственно перед началом осуществления отделочных работ с помощью специального одноименного раствора.

Множество словарей (Ефремовой, Кузнецова, Лопатина и т. д.) идентифицируют понятия с позиции равнозначных. Словарь Ожегова, Большой энциклопедический политехнический словарь, Словарь синонимов солидарны с ними и приравнивают данные понятия.

Подведем итог, как правильно: шпатлевка или шпаклевка

Таким образом, глаголы «шпатлевать» и «шпаклевать», а также производные от них слова «шпатлевка» и «шпаклевка» равнозначны и пригодны к использованию в речи без нарушений лексических норм. Из вариаций правописания «шпаклевка»/«шпатлевка» можно использовать любую понравившуюся и не ошибиться в своем выборе, однако оригинальный, исходный корень -шпатл- все же обладает профессиональным оттенком, говорит о специальности употребившего данное слово человека, иными словами, чаще применяется строителями, непосредственно работающими с указанным материалом и произносящими слово, исходя из названия инструмента для работы, то есть – шпателя.

Более того, даже такими выдающимися лингвистами, как И. Л. Резниченко в Орфоэпическом словаре русского языка и А. П. Евгеньевой в Словаре русского языка отмечено, что слова «шпатлевать» и «шпатлевка» имеют узкое, специализированное — техническое значение.

Поэтому вывод по поводу того, как правильно — шпатлевание или шпаклевание, напрашивается сам собой: правильно употреблять термин так, как вы сочтете нужным, существенной разницы при произношении «шпаКлевки» или же «шпаТлевки» не будет, каждый сможет понять вас. Более того, орфографическая ошибка не будет допущена при употреблении каждого из выбранных слов. Однако стоит воздержаться от употребления слова «шпадлевка» — все же этот термин уже давно превратился в архаизм.

Мечта любой хозяйки — чистая кухня с белоснежными полотенцами, отстиранными до хруста. На протяжении длительного времени хозяйки искали различные способы, позволяющие содержать домашний текстиль в чистоте и опрятности. Иногда жирные пятна портят впечатление от отдраенной до блеска кухни. Загрязнения появляются постоянно, так как приготовление пищи связано с использованием жиров и продуктов с красящими элементами.

Хозяйки, для которых небезразлична чистота на кухне, нашли способ отбеливания кухонных полотенец растительным маслом. Причем рецептов не так мало. В составе средства присутствуют доступные продукты, такие, как марганцовка, пищевая сода, уксус, горчица. Все они абсолютно безвредны и способны конкурировать с химическими отбеливателями.

Особенности  отбеливания растительным маслом

«Клин клином вышибают» — эта народная поговорка отлично подходит к способу отбеливания белья с участием растительного масла. Казалось бы, этот продукт способен сам оставить пятно, от которого нелегко избавиться. Но оно, действительно, является хорошим средством для получения белоснежного эффекта и избавления от пятен.

особенности

Особенности применения:

  • Масло — последний компонент, который добавляется в раствор.
  • Нельзя сочетать уксус и соду в одном рецепте.
  • Вещи должны быть сухими, когда укладываете их в раствор.
  • После основной стирки полотенца нужно замочить, используя теплую воду.
  • При замачивании в горячей воде постарайтесь, как можно дольше сохранить раствор горячим. Сделать это можно при помощи обертывания посуды, в которой замочены вещи, теплым пледом или старым одеялом.

Такой способ, в отличие от агрессивных отбеливателей, помогает сохранять сочность цветов на изделии.

Для достижения большего эффекта добавляют соду, уксус, марганцовку и другие ингредиенты. В зависимости от того, какие пятна нужно отстирать, применяется свой рецепт.

Популярные рецепты

При помощи правильно подобранных компонентов можно добиться хорошего результата в отношении свежих и застарелых пятен. Нужно строго следовать подбору ингредиентов для состава, так как некоторые совмещать в одном рецепте нельзя. Помимо этого, нужно следовать последовательности закладки составляющих. Если вы зальете масло перед тем, как добавите порошок, оно образует пленку, а порошок не полностью растворится.

Традиционный рецепт

Для получения хорошего эффекта нужно нагреть воду до высокой температуры, можно довести до кипения. Первым этапом идет замачивание, а затем стирка в машинке на быстрых оборотах. Не забывайте о последовательности действий и количестве ингредиентов. Они точно должны соответствовать указанным в рецепте.

традиционный рецепт

Лучше всего отстирываются пятна от кофе или чая. Но и с остальными можно побороться.

Потребуется:

  • стиральный порошок (любой) — 150 г;
  • отбеливатель порошковый — 2 ст. л.;
  • кипяток — 7 л;
  • растительное масло — 2 ст. л.

Последовательность действий:

  1. Добавьте в кипяток указанное количество порошка и отбеливателя. Перемешайте.
  2. Поместите вещи, которые вы решили постирать. Помните, они должны быть сухими.
  3. Оставьте содержимое на 3 часа.
  4. После отмачивания постирайте в машинке.

Если у вас нет отбеливателя, его можно заменить пищевой содой. Такой способ подойдет для цветных вещей.

С уксусом и подсолнечным маслом

Добавление уксуса поможет не только избавиться от пятен, но и выведет заплесневелый запах, образовавшийся на текстиле.

с уксусом

Понадобится:

  • стиральный порошок — 60 г;
  • отбеливатель — 1,5 ст. л.;
  • уксусная эссенция — 1,5 ст. л.;
  • кипяток — 7,5 литров;
  • масло подсолнечное — 1,5 ст. л.

Последовательность действий:

  1. Засыпьте порошок и отбеливатель в кипяток. Тщательно перемешайте. 
  2. Добавьте уксус. Снова перемешайте.
  3. Сложите в получившийся состав полотенца и салфетки.
  4. Оставьте отмокать на 10-12 часов.
  5. Постирайте вещи в машинке.

С солью

Еще один рецепт, который справляется с пятнами не хуже отбеливателя. При этом не истончаются волокна ткани, вещь надолго остается, как новая. Таким методом можно стирать не только белые, но и цветные вещи.

 с солью

Понадобится:

  • соль поваренная — 5 ст. л.;
  • кипяток — 5 л;
  • подсолнечное масло — 3 ст. л.

Сделайте солевой раствор с кипятком и добавьте масло. Положите вещи отмачиваться. Для свежих пятен достаточно будет времени, пока вода полностью остынет. Это примерно 1 час. Для выведения серьезных загрязнений оставьте полотенца в растворе на ночь, затем постирайте их обычным способом.

С хозяйственным мылом

Если на полотенцах появились желтые пятна, то в борьбе с ними поможет смесь хозяйственного мыла с растительным маслом.

с мылом

Понадобится:

  • хозяйственное мыло — 1 пачка;
  • масло растительное — 2 ст. л.;
  • кипяток — 5 л.

Последовательность действий:

  1. Натрите мыло на терке и добавьте в кипяток.
  2. Мешайте массу, пока мыло не растворится.
  3. Налейте масло и еще раз перемешайте.
  4. Опустите вещи в полученное средство.
  5. Оставьте на 4-8 часов в зависимости от степени загрязнения.
  6. Постирайте в машинке.

С нашатырем и чайной содой

Этот способ помогает сделать кухонные полотенца и салфетки белоснежными.

 с содой

Потребуется:

  • пищевая сода — 5 ст. л.;
  • нашатырный спирт — 2 ст. л.;
  • кипяток — 5 л;
  • растительное масло — 3 ст. л.

Порядок действий:

  1. Соду насыпьте в горячую воду и размешайте, добавьте нашатырь.
  2. В последнюю очередь добавьте масло и снова перемешайте. 
  3. Опустите в состав кухонный текстиль и оставьте на 4 часа.
  4. После замачивания вещи прополощите несколько раз.

Если вещи сделаны из тонких тканей, то достаточно всего 2 часов.

Нашатырь имеет резкий запах, особенно при попадании в горячую воду. Поэтому наденьте на лицо маску и откройте форточку. В летнее время процедуру можно провести на балконе или на улице.

С марганцовкой

Этот метод идеально подойдет, если изделие потеряло яркость расцветки. Для белых такое средство не подходит.

с марганцовкой

Потребуется:

  • стиральный порошок — 0,5 стакана;
  • марганцовка — несколько крупинок, чтобы вода стала умеренно-розового цвета;
  • кипяток — 5 л;
  • масло подсолнечное — 1,5 ст. л.

Последовательность действий:

  1. Разведите марганцовку в воде. Добавляйте ее по несколько крупинок, при этом помешивайте, пока вода не станет розовой.
  2. Добавьте стиральный порошок, размешайте.
  3. Добавьте масло.
  4. Опустите вещи в раствор и оставьте до полного остывания воды.

Полотенца прополощите и постирайте обычным способом.

Как постирать вещи с растительным маслом в стиральной машинке?

Если вы не хотите тратить время на замачивание, то можно попробовать отстирать кухонный текстиль прямо в стиральной машинке. Для этого приготовьте домашнее средство:

в стиральной машинке

Ингредиенты:

  • стиральный порошок — 50 г;
  • нашатырный спирт — 4 капли;
  • масло растительное — 1 ст. л.

Как использовать:

  1. Налейте получившееся средство в отсек для стирального порошка.
  2. Вещи сложите в барабан.
  3. Выставьте температуру 70 °С, отжим — не более 700 оборотов.

Если вы уже постирали полотенца, но они не радуют белизной, можно сделать их белоснежными уже после стирки.

Как отбелить кухонные полотенца после стирки при помощи растительного масла?

Иногда растительное масло опережает по эффективности магазинный отбеливатель. Поэтому попробуйте отбелить кухонный текстиль после того, как не помогла привычная бытовая химия.

после стирки

Понадобится:

  • хозяйственное мыло — 1 брусок;
  • перекись водорода — 6 таблеток;
  • нашатырный спирт — 10 капель;
  • подсолнечное масло — 1 столовая ложка.

Последовательность действий:

  1. Натрите кусок мыла на терке и залейте горячей водой.
  2. Помешивайте раствор. Когда мыло растворится, добавьте остальные компоненты.
  3. Замочите полотенца на 6 часов.
  4. Прополощите несколько раз.

Древний японский рецепт

Считается, что данным способом пользовались в Японии. Он подходит для стирки кухонных полотенец, также рекомендуется для стирки детского белья из-за натурального состава.

с маслом и горчицей

Потребуется:

  • вода — 10 л;
  • сухая горчица — 1 ст. л.;
  • столовый уксус — 1 ст. л.;
  • растительное масло — 2 ст. л.

Как приготовить раствор?

  1. Нагрейте воду до 60 °С.
  2. Поместите в емкость все компоненты по очереди, перемешивая. Последним добавьте масло.
  3. Замочите загрязненные вещи на 10-12 часов.
  4. Прополощите полотенца несколько раз: сначала в теплой, затем — в холодной воде.

Если пятна застарелые, подержите подольше. По прошествии времени постирайте повторно.

Преимущества стирки с растительным маслом

Те, кто решил стирать вещи натуральными средствами, по достоинству оценили метод с использованием растительного масла. У него есть ряд неоспоримых преимуществ:

преимущества стирки

  • Эффективно удаляет застарелый жир, состав проникает глубоко в волокна и выталкивает его.
  • При стирке таким способом сохраняется цвет, в отличие от промышленных отбеливателей.
  • Возможность избавиться от застарелых пятен без кипячения.
  • Высокая эффективность для белых и цветных вещей.
  • В зависимости от добавок можно удалить пятна различного происхождения: от ягод, травы, жира, крови.
  • Безопасность при носке и стирке из-за натурального состава.
  • Не вызывает аллергических реакций.
  • Устраняет запахи, в том числе от плесени и прогорклого масла.

В последнее время появилась тенденция использования натуральных продуктов для поддержания чистоты. Отбелить кухонные полотенца с помощью растительного масла, значит, следовать этому тренду. Помимо этого, организм не подвергается воздействию химических веществ во время стирки и использования текстиля, а также метод позволяет сэкономить на приобретении дорогостоящей бытовой химии.

Если вы — представитель моего поколения и еще помните, что такое «ждать неделю, пока будет этот фильм по РТР» — то, вероятно, вас в детстве тоже интересовал вопрос «Как уничтожить Т-1000». Еще в школе друг сказал мне: «Тебе показали первого Терминатора, чтобы ты понял второго». Сейчас уже не могу сказать с уверенностью, но, наверное, именно терминатор Т-1000 впервые подтолкнул меня к мысли о том, что химия – это надстройка над физикой, а серебристые ковкие и плавкие металлы на самом деле очень разные. Но Т-1000, конечно, не просто жидкий металл. Он воплощает, как минимум, три технологических вектора, о которых мы и поговорим ниже: 1) создание миметических полисплавов («mimetic polyalloy»), 2) химические, электропроводные и теплопроводные свойства жидкого металла, 3) роевая робототехника в экстремально миниатюрном представлении. В этой статье (и, надеюсь, в комментариях тоже) мы постараемся не вдаваться в натяжки и сюжетные ходы франшизы, которая, все-таки, является художественным произведением, а не техническим заданием – и обсудим, какие технологии из проекта Т-1000 по капельке перетекают в реальность.

Остается лишь догадываться, из чего именно состоял Т-1000, так как Т-800 в сцене у телефонной будки и по пути в психиатрическую клинику Пескадеро описывает эту машину Джону Коннору лишь в самых общих чертах. Т-1000 состоит из сплава с адаптивными свойствами, который может не только принимать разнообразную форму, но и имитировать живые ткани и синтетические вещества, а также регулировать собственную плотность и вязкость. Скорее всего, минимальная фундаментальная единица (капелька) Т-1000 очень невелика. Возможно, каждая молекула Т-1000 сохраняет способность к самоорганизации и свойства всей машины. Сам сплав Т-1000, вероятно, состоит из неблагородных (переходных?) металлов, не легирован вольфрамом, молибденом или рением, так как теряет мобильность и становится хрупким при температуре около −196 °C (жидкий азот):

Кроме того, в пятой серии франшизы «Терминатор: Генезис» показано, что Т-1000 хорошо горит не только в расплаве, как в «Терминатор: Судный день», но и в кислоте (кстати, Т-800 выставляет Т-1000 под кислотный дождь, при этом Т-1000 сгорает начисто, а рука Т-800 лишь немного дымится):

Образ Т-1000 помогает задуматься о двух технологических изысках: во-первых, об удивительной функциональной универсальности жидкого металла (или сплава) и, во-вторых, о пределах миниатюризации роботов, которые могли бы координировать свои действия по принципу роя, сближаясь при этом по свойствам с клеточной культурой. Кстати, небиологическая живая система, представляющая собой рой роботов, была описана еще в романе Лема «Непобедимый», но там она не клеточная, а состоит из макроскопических металлических «букашек», то есть ближе именно к рою, но не к сплаву. Молекулы Т-1000 явно проявляют своеобразное «чувство кворума», к которому я здесь еще вернусь. Но хватит пока фантастики; рассмотрим, какие результаты в производстве жидкометаллических сплавов достигнуты на настоящий момент.    

Физические свойства и инженерный потенциал жидкого металла

Металлы, остающиеся в жидком состоянии при комнатной температуре, обладают некоторыми уникальными преимуществами. В частности, они могут менять морфологию и двигаться, если воздействовать на них различными энергетическими полями, например, электрическими, магнитными или менять градиент концентрации. При динамическом движении (которое кажется автономным) иногда даже легко поверить, что металл ведет себя как живой. Но кроме жидких металлических сплавов сейчас разрабатываются и другие функциональные жидкости, роль которых в различных дисциплинах становится все важнее. Функциональная жидкость – это среда с совсем иными свойствами, нежели молекулярный раствор (скажем, водный или органический), что позволит запустить новые механизмы синтеза функциональных материалов. Функциональные жидкости можно воспроизводить с высоким разрешением, если непосредственно «писать» ими или использовать в микроинъекциях, благодаря их замечательной текучести. Такие материалы могли бы легко самозалечиваться, чем очень пригодились бы при создании гибких роботов, и, в то же время, могли бы легко разбрызгиваться и снова собираться. Такая возможность была бы очень важна в биомедицинских контекстах, например, при доставке лекарств. Многие жидкометаллические вещества сосуществуют в твердом и жидком агрегатном состоянии, поэтому могли бы запасать энергию при таком фазовом переходе, что совершенно невозможно при работе с неизменно жесткими материалами. Основные классы веществ такого рода – это жидкие металлы, ионные жидкости и жидкие кристаллы.

Жидкие металлы (сплавы) – это новый класс материалов, состоящих из постпереходных металлов. Их сплавы имеют исключительно низкие точки плавления. Например, температура плавления галлия (Ga) составляет 29,8°C – то есть, он тает в руках. Первая научно-популярная книга Сэма Кина по химии называется «Исчезающая ложка» и отсылает именно к салонному химическому приколу XIX века. Галлий внешне похож на алюминий, поэтому, если изготовить из него чайную ложку, то в горячем чае она растворится. Но галлий остается в жидком состоянии при температуре до -80°C, если заливать его в специальные трубочки. Соответственно, галлий может использоваться в качестве наполнителя для точных термометров в очень широком диапазоне. На основе галлия можно получать сплавы, демонстрирующие уникальное фазоразделение, объясняемое разницей в температурах плавления компонентов этих сплавов. Если искусственно варьировать давление и насыщенность среды электронами, жидкие сплавы можно превращать в отличные растворы для реакций. Например, существует жидкий сплав галинстан или ингас (GaInSn), состоящий примерно из 68,5% галлия, 21,5% индия и 10% олова. При добавлении в него небольшого количества гадолиния (Gd) данная смесь спонтанно намагничивается и проявляет термомагнитные свойства. Подобные сплавы на основе галлия сочетают электромагнитные и теплопроводные свойства металла с текучестью, поэтому в будущем хорошо подошли бы для создания гибкой электроники, в частности, носимой — так как сплавы галлия биосовместимы и нетоксичны. Из явных недостатков галлиевых сплавов на Хабре отмечена несовместимость галлия с алюминием и плохая совместимость с медью, которые повсеместно применяются в приборостроении и электронике.

Галлиевые микромашины

Микро/наномоторы (MNMT) разрабатываются для выполнения тонких операций в микро- и наномасштабе, в частности, внутри человеческого тела. Кроме упомянутой выше доставки лекарств и другой полезной нагрузки, такие машины могут применяться при лечении опухолей, обеззараживании, точной хирургии. Применение подобных машин основано на преобразовании химической или физической энергии в кинетическую. Производительность MNMT в наибольшей степени зависит от собственных свойств того материала, из которых они изготовлены. Изначально большинство таких машин изготавливалось из золота, платины и металлических оксидов (ZnO, Cu2O), поскольку в пероксиде водорода им можно придать ускорение при помощи химического градиента. Но в биомедицине такое химическое топливо оказалось токсичным для человека, а сами машины – слишком жесткими и негибкими. Они легко повреждают и рвут тонкие канальцы, которые в организме повсюду. Для снижения токсичности и улучшения биосовместимости таких машин проектируются модели на основе полимеров и биогибридные машины. В целом такие модели нестабильны и быстро распадаются. Именно поэтому наилучшим компромиссным решением кажутся машины из жидкого металла.

При температуре, близкой к комнатной, в жидком состоянии находятся несколько металлов: цезий, точка плавления = 28.5 °C, франций = 27 °C, рубидий = 39.3 °C, ртуть = −38.8 °C и галлий 29.8 °C. При этом ртуть очень токсична, цезий и рубидий – слишком химически активные, а франций, к тому же, радиоактивен и встречается в следовых количествах. По сравнению со всеми этими веществами токсичность галлия минимальна, кроме того, его сплавы с индием и оловом стабильны с химической точки зрения. Особыми свойствами галлиевых сплавов, наряду с упомянутыми выше, являются фототермические и фотодинамические характеристики, а также реагирование на внешние стимулы и каталитические свойства. Поэтому из галлиевого сплава потенциально можно изготовить аппаратный аналог нейрона. Также такие машины могут применяться в микрогидродинамике, томографии, обнаружении раковых клеток, устранении сосудистой эмболии.

Но вернемся к тому, что управляемость галлия (а также его сплавов) повышается в узких трубочках. В таких ограниченных пространствах сплав остается в жидком состоянии, а также реагирует на магнитные и электрические воздействия, и даже на свет. Именно поэтому галлиевые сплавы перспективны для производства микромашин. В настоящее время одна из основных сложностей при проектировании таких устройств – добиться, чтобы они автономно двигались в узких каналах к месту назначения и по прибытии выполняли относительно сложные задачи, хотя бы доставку активного вещества. В таких каналах галинстановые микромашины двигались бы гораздо быстрее твердых аналогов и даже могли бы ускоряться и менять направление движения под действием магнитного поля. Чем уже канал, тем быстрее может двигаться в нем галинстановая машина; установлено, что такое явление обусловлено электроосмосом. В качестве сил, обеспечивающих движение жидкой микромашины в узком канале, известны, например, ускорение при помощи водородных пузырьков, давления, ионного градиента, ультразвука, ионного и магнитного поля. Доказано, что в щелочном растворе (NaOH) жидкометаллические галлиевые машины под действием электрического поля движутся к катоду. Их можно ускорить, если расширять каналы, по которым они движутся, и направлять, деформируя эти каналы нужным образом.

Тем не менее, такое движение не вполне полноценно, поскольку требует постоянного внешнего воздействия и осуществимо только в лабораторных условиях. Ситуация осложняется тем, что наноразмерные машины вынуждены преодолевать поверхностное натяжение жидкости, которое при их масштабах существенно ограничивает движение. Поэтому следующее поколение жидких наномашин должно не только самостоятельно извлекать энергию для движения, но и обрастать защитным слоем, который позволит им дольше функционировать в растворах с меняющимся кислотно-щелочным балансом.

Самодвижущиеся микромашины

Синтетические самопитаемые моторы, способные спонтанно преобразовывать химическую энергию в механическую активность, тем самым обеспечивая автономную локомоцию, отлично подошли бы для создания миниатюрных роботов с функциями сенсоров или детекторов. На основе галинстана сконструированы микродвигатели миллиметровых и сантиметровых размеров. Такие машины плавают в круглой чашке Петри либо в узких каналах с разной структурой, развивая скорость до нескольких сантиметров в секунду, причем сохраняют работоспособность до 1 часа без внешнего источника энергии.  Металл легко деформируется и восстанавливает форму, но, кроме того, двигатель проявляет «биомиметические» свойства, сближающие его с моллюском. Подобно тому, как моллюск поглощает кремний, обрастая раковиной, галлий амальгамируется алюминием. Активность этого процесса зависит от нескольких факторов, в том числе, объема двигателя и содержания алюминия в растворе (для такого обрастания применяются растворы хлорида натрия или карбоната натрия). В щелочном растворе (например, гидроксида натрия) алюминиевый слой разъедается, выделяются пузырьки водорода, которые также обеспечивают движение микромашины. Тем не менее, в имеющихся на данный момент галлиевых микромашинах такое движение остается подобным броуновскому, то есть, неуправляемым. Чтобы придать нужный вектор такому движению, микромашины все-таки нужно направлять извне – например, при помощи лазера. Естественно, чтобы машина реагировала на лазер, в ней должны быть светочувствительные элементы. Комбинация галлиевых сплавов со светочувствительными соединениями, например, с диоксидом титана, подводит нас к следующему интересному аспекту: оказывается, жидкометаллическая поверхность может проявлять черты «аппаратного нейрона».

Тактильные жидкометаллические компоненты и мышцы для роботов

На основе жидкого металла робота можно оснастить светочувствительными и тактильными функциями. Так, показана возможность встроить в растяжимый силиконовый носитель сеть канальцев, наполненных жидким сплавом – и добиться, чтобы при нагревании этот материал менял цвет. Аналогичное изменение цвета происходит в ответ на механическое давление. Эта примитивная логика подобна той, по которой осьминог меняет цвет, реагируя на внешние раздражители. Кожа осьминога пронизана большим количеством нервов, и для него изменение окраски – это камуфляж; мягкий робот, в свою очередь, может менять цвет в зависимости от совершаемого действия. Доказано, что изменение цвета кожи у осьминога не регулируется мозгом; это именно реакция нейронов на входящий сигнал. Материалы, из которых изготавливаются мягкие роботы, электропроводимостью не обладают, а вот жидкометаллические капли – напротив, проводят как электричество, так и тепло. Галийсодержащая начинка может реагировать и на силу схвата, и на форму объекта, захваченного роботом. Можно уже на этапе изготовления детали для робота подмешать в полимер галлий-индиевый сплав. Исходно он концентрируется в виде капелек, но в ответ на механическое воздействие капли выстраиваются в сетку, подобно нейронам. Если в полимерном материале возникают трещины или дыры, то «нейронная сеть» спонтанно перегруппируется, и материал сохраняет электропроводимость. Более того, из жидкометаллического эластомера можно изготавливать мускулоподобные структуры, которые не только меняют и удерживают форму, необходимую для работы, но и при нагревании возвращаются в исходное состояние. Если воздействовать на галлиевую составляющую такого материала электричеством, то он меняет форму так, как того требует оператор.

Чувство кворума

Наконец, возвращаемся к замечанию о том, что жидкометаллические машины – это почти рой; они могут действовать слаженно, если обладают датчиками для этой цели. Многоагентные системы такого рода могут коллективно выполнять сложные задачи, в частности, что-нибудь строить или искать. Прямые и косвенные методы координации позволяют роботам обмениваться информацией, динамически подстраиваясь под меняющиеся ситуации. У такого поведения есть хорошо известный (микро)биологический аналог, так называемое «чувство кворума» в бактериальных пленках. Оказываясь в питательной среде или окружив конкретную клетку, бактерии обмениваются химическими сигналами, благодаря которым вся колония или биопленка решает общую задачу. Такой механизм межклеточной коммуникации позволяет каждой бактерии оценивать размер популяции (сколько нас тут) и действовать в соответствии с этой информацией.   

Наноразмерные роботы, обладающие подобным роевым интеллектом, могли бы воспроизводить подобное поведение в точном производстве или медицине. Кстати, бактерии, объединенные чувством кворума, зачастую представляют дополнительную опасность, поэтому микробиология внимательно изучает как раз подавление этого механизма (quorum quenching). Рассмотрим, как перенести этот механизм на рой роботов, в частности, как аппаратно реализовать аналог сигнальных молекул (автоиндукторов).

По всей видимости, химическая коммуникация бактерий, действующая лишь на коротких расстояниях, в рое роботов могла бы быть реализована при помощи коммуникации ближнего поля (NFC), то есть, при помощи радиосигналов. Но уже в 2006 году было предположено, что нанороботы, действующие в жидкой среде, могли бы опираться и на (электро)химические взаимодействия, если бы каждый агент нес сигнальную молекулу, служащую его маячком. При диффузии в окружающей среде такие роботы могли бы как концентрироваться, так и рассредоточиваться, динамически меняя плотность роя и просачиваясь через препятствия. Если бы при этом рой обучался на предыдущем опыте на основе эволюционного алгоритма, то роботы могли бы «голосовать» за то или иное решение, а также «голосованием» решать, достигнута ли нужная концентрация для выполнения той или иной операции, либо нужно подтянуть дополнительные силы. Также чувство кворума позволяет учитывать частоту поступающих сообщений, а с другой стороны — наращивать или ослаблять активность сообщений. Наконец, роботы в рое могли бы на уровне чувства кворума оценивать энергетическое состояние всего роя и обмениваться зарядом, если некоторые агенты начинают испытывать дефицит энергии. С другой стороны, те же алгоритмы могли бы реализовывать и совместное подавление чувства кворума, чтобы не блокировать друг друга, либо предотвращать отсечение части роботов от основной части роя.

Заключение

Здесь я не решусь фантазировать о том, какого размера могла бы быть минимальная капля Т-1000, обладающая всеми свойствами его полисплава и, соответственно, являющаяся полноценным роботом. Вероятно, это может быть связано с минимальными возможными размерами транзистора (об этом рассказано в статье, перевод которой может появиться в блоге @Sivchenko_translate). В любом случае, этот небольшой экскурс в физику жидкого металла хорошо сужает круг гипотез, объясняющих многие свойства Т-1000, в частности, его термическую и химическую слабость. Было бы интересно предположить, что эта модель могла бы быть легирована скандием или молибденом для приобретения достаточной тугоплавкости и остроты режущих кромок. Основное отличие большинства описанных образцов от Т-1000 – в том, что для их функционирования нужна среда-носитель, а энергетический запас жидкометаллического робота пока также оставляет желать лучшего (робот требует регулярной или постоянной подпитки). Сейчас я полагаю, что на примере Т-1000 мы видим аппаратную реализацию сложной нейронной сети и наноразмерного роя роботов одновременно, что лишний раз заставляет задуматься, куда способны завести нас наши технологии.

Родительские чаты вновь бушуют. На сей раз предметом острой полемики послужила недавняя история. Мальчик написал донос на свою маму — медсестру, которая зарабатывала на жизнь продажей фальшивых сертификатов о прививках от коронавируса, за что получил от мэрии Москвы материальное поощрение в виде дорогого смартфона.

3564694
ФОТО: АЛЕКСЕЙ МЕРИНОВ

Мнения комментаторов разделились примерно поровну. Половина выступила с гневными инвективами в адрес чиновников, возрождающих практику доносительства на родителей в годы «большого террора». Зловещая тень пионера-героя Павлика Морозова, предавшего отца, встала перед ними в полный рост. В их глазах нищая медсестра, добывающая средства для прокормления собственного отпрыска таким пусть и незаконным способом, достойна сочувствия, а ее сынок — осуждения и презрения.

Другая часть не менее истово обличает мать, совершившую уголовно наказуемое преступление, угрожающее здоровью граждан. Кто прав в этом споре? Вопрос не такой простой, каким на первый взгляд кажется.

В который раз убеждаюсь, что ответы на так называемые жгучие вопросы современности следует искать в отечественной истории и культуре. Для начала о мифе Павлика Морозова. Еще в годы застоя писатель Юрий Дружников не поленился и провел доскональное исследование этого канонизированного персонажа, чьи портреты висели во всех школах СССР среди пионеров-героев. В результате в 2006 году вышла книга этого писателя «Доносчик 001, или вознесение Павлика Морозова». Из нее следует, что никаким пионером Павлик Морозов не был в принципе, но был ребенком с серьезным ментальным заболеванием. Кроме того, страдал энурезом, за что был презираем ровесниками и терпел от них оскорбления и побои. К советским святцам он был причислен по понятным политическим причинам в период форсированной коллективизации. Его именем был назван парк в центре Москвы, на Красной Пресне, по которому мы с удовольствием гуляли в детстве. Но дело не только в этом по-своему несчастном мальчике. Проблема гораздо глубже.

Сохранилась запись редактора газеты «Новое время» А.С.Суворина:

«В день покушения на Лорис-Меликова, часа в 2–3, я сидел у Достоевского. Припадок падучей только что прошел у него. В маленькой гостиной с белой столовой мебелью и бедной он сидел на диване и набивал себе папиросы. Лицо его было странное. Он сам сказал мне, что у него был припадок. Мы разговорились о разных разностях политических. Тогда только и разговоров было, что о покушении и т.д. Зимний дворец только что был взорван. Достоевский говорил о том, что мы все ужасно неискренни и лицемерны, что в сущности мы сочувствуем всем этим покушениям и только притворяемся.

— Ну, например, представьте себе, вы или я, мы стоим у магазина Дациаро и слышим, что нигилист говорит другому, что через десять минут Зимний дворец будет взорван. Пошли ли бы их предупредить? Едва ли. Я сомневаюсь. А уж схватить этих нигилистов или указать на них полиции, да это и в голову не пришло бы. А ведь мы с вами вот как негодуем против этих преступлений и говорим против них. Что же другие? Другим и подавно до этого дела нет».

Так-то вот: доносить аморально, а если в результате теракта пострадают невинные люди — молчать нравственно? Сегодня, когда опасность терроризма многократно возросла, мы, надеюсь, более четко определяем свою этическую позицию. А если в подготовке злодеяния участвуют близкие тебе люди? Тогда как? И в том, и в другом случае человек, а тем более ребенок, получает морально-психологическую травму на всю оставшуюся жизнь. И еще неизвестно, как он с этой травмой справится. Словом, идеального выхода из такой ситуации нет.

Откровенно говоря, драма заключается в том, что мы, поколение, которое можно по совести отнести к категории «промотавшихся отцов» (метафора М.Лермонтова), обрушиваем свои взрослые проблемы на неокрепшие детские головы и души.

Могут возразить, что терроризм это одно, а продажа фальшивых сартификатов о вакцинации — совсем другое. Но это как посмотреть. Массовые жертвы неизбежны в обоих видах преступления.

Повторяю: дети ни при чем! Во всем виноваты безграмотные и потому малокультурные взрослые. Известно, что рынок рождает предложение. Сегодня потребность в фальшивых сертификатах зашкаливает. Среди потенциальных покупателей достаточно людей с высшим образованием. Таким хоть коронавирус на голове теши — они будут упрямо верить в свои домашние «испытанные» способы борьбы с пандемией. Я лично морально и психологически устал за последние два года хоронить своих непривитых друзей, коллег и знакомых. Откуда такая массовая дикость? Увы, она тоже коренится в нашей особой ментальности.

У меня в руках любопытный документ позапрошлого века.

«Предохранительныя меры противъ холеры, предполагаемыя скрипинскимъ коноваломъ Тертiемъ Захаровымъ.

Прежде всего купи ведро водки, настой стручковымъ перцемъ и оной растирайся и пей.

Пить оную перцовку нужно трижды въ день по стаканчику.

Аще кто въсилахъ, можетъ потреблять и больше.

Буде ты отрокъ — пей вполовину.

Младенцамъ, отроковицамъ и девушкамъ давать по хлебательной ложке.

Мужнiя жены да вкушаютъ аки отроки.

Вдовамъ да будетъ попущенiе пить аки и мужамъ, но не до срамоты.

Потребляя перцовку, пей и ешь все на потребу, но съ молитвой.

Ученыхъ докторовъ не слушай.

Буде, паче чаянiя, холера на тебя насядетъ, иди въ баню и прей.

Въ больницу не ложись — уморятъ.

12) А еще начнетъ мутить и мыть, сотвори сицевое: натолки сушенаго хлеба, вскипяти воду каленымъ шкворнемъ, оный хлебъ обдай кипяткомъ и, остудивъ, пей.

Пользительно къ сему присовукупить свежаго дегтя толику малую. Дегтя холера боится.

13) Очень пользительно взять три головки чесноку, продеть ихъ на заре сквозь спицы колеса трижды и, зашивъ въ ладанку, носить на груди. Чеснокъ отженитъ холеру.

14) Аще знобъ будетъ — возьми мешокъ навозу мелкаго и накинь на брюхо.

15) Аще крючить тебя начнетъ — возьми лошадиную дугу и трись ею неустанно, до ндеже взопреешь.

Съ подлиннымъ верно: Алекторъ».

Наконец-то современники этого коновала получили ответственные рекомендации по борьбе с эпидемией. Мало что изменилось с тех пор.

Мой знакомый, доктор физико-математических наук, лечил свою супругу, у которой серьезное онкологическое заболевание (опухоль мозга), с помощью волшебных отваров. Он был убежден, что врачи уморят женщину, применяя химиотерапию и операцию щадящим методом лапароскопии. Я залез в Интернет. Рекомендации по изготовлению целительного раствора давал ветеринар! Привет от коновала из позапрошлого века. Тем временем опухоль вырастала; еще немного — и лапароскопия бы не помогла, пришлось бы делать трепанацию черепа. Четыре часа изматывающих переговоров с доктором физико-математических наук — и чаша весов в этом беспощадном споре склонилась на мою сторону. Женщина была спасена буквально в последний момент!

Подвожу краткий итог. Господа взрослые, изживайте собственную дикость! Тогда не придется ставить детей в безвыходное нравственное положение.

Оригинал

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Задание №1

Определите, каким элементам для завершения внешнего энергетического уровня не хватает одного электрона. 

1) Al          2) Na          3) F          4) H          5) O

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Задание №2

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, находящихся в одном периоде Периодической системы Д.И. Менделеева.

Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения валентности, проявляемой ими в летучих водородных соединениях.

1) Br          2) Cl          3) Ge          4) Si          5) S

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Задание №3

Из числа указанных в ряду элементов выберите два таких, которые не способны проявлять отрицательную степень окисления в соединениях.

1) Cr          2) Sr          3) H          4) Si          5) P

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Задание №4

Из предложенного перечня выберите два соединения, для которых прочность связи в молекуле наименьшая.

1) HF
2) HCl
3) HI
4) HBr
5) N2

Запишите номера выбранных ответов.

Задание №5

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) гипохлорита; Б) основной соли; В) хлората.

1) NH4Cl 2) NOCl 3) Ba(ClO3)2
4) POCl3 5) NaClO2 6) HOCH2CH2NH3Cl
7) NaOCl 8) Al(OH)Cl2 9) Fe(ClO4)3

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Задание №6

Раствор кислоты X вступил в реакцию с сильным электролитом Y. Известно, что вещество X существует в растворе преимущественно в виде молекул. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые удовлетворяют условию задания.

1) Ca(OH)2
2) CaO
3) HClO4
4) CH3COOH
5) HNO3

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Задание №7

Установите соответствие между формулой вещества и набором реагентов, с каждым из которых оно может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО РЕАГЕНТЫ

А) FeO

Б) KOH

В) CO2

Г) Al

1) N2, Zn, S

2) HNO3, H2, CO

3) C, Sr(OH)2, Mg

4) Ba(OH)2(р-р), CuO, HCl

5) S, CO, Cr2O3

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №8

Установите соответствие между исходными веществами и продуктами их возможного взаимодействия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ

А) N2 + KOH(р-р) →

Б) S + KOH(р-р) →

В) P + KOH(р-р) →

Г) C + KOH(р-р) →

1) K2HPO2 + PH3

2) KNO3 + NH3

3) K2SO3 + K2S + H2O

4) KH2PO2 + PH3

5) K2CO3 + CH4

6) K3PO4 + PH3

7) KNO2 + NH3

8) исходные вещества не взаимодействуют

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №9

Задана следующая схема превращений веществ:Na2CO3 X Y H2O Na[Al(OH)4]

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) оксид алюминия
2) хлорид алюминия
3) фторид алюминия
4) алюминат натрия
5) карбонат алюминия

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Задание №10

Установите соответствие между общей формулой веществ и классом/группой органических соединений, для которых эта общая формула подходит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ОБЩАЯ ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА СОЕДИНЕНИЙ

А) CnH2n+1NO2

Б) CnH2n+3N

В) CnH2nO2

1) карбоновые кислоты

2) нитроалкены

3) аминокислоты

4) предельные амины

5) непредельные амины

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №11

Из предложенного перечня формул выберите две таких, которые не могут соответствовать веществам с кратными связями в молекуле. 

1) C3H8O3

2) C5H10O

3) C4H10O

4) C4H9N

5) C2H4O

Запишите номера выбранных ответов.

Задание 12

Из предложенного перечня выберите все вещества, которые могут быть использованы для синтеза ацетона в одну стадию. 

1) ацетат кальция

2) кумол

3) пропионат кальция

4) пропионовая кислота

5) 2,3-диметилбутен-2

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №13

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые не могут взаимодействовать с глюкозой. 

1) фруктоза

2) гидроксид меди (II)

3) водород

4) перманганат калия

5) бромид калия

6) азот

Запишите номера выбранных ответов.

Задание №14

Установите соответствие между названием углеводорода и продуктом его окисления сернокислым водным раствором перманганата калия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

УГЛЕВОДОРОД ПРОДУКТЫ

А) стирол

Б) циклогексен

В) изопропилбензол

Г) циклопентан

1) бензойная кислота и муравьиная кислота

2) циклогексанон

3) циклогесандиол-1,2

4) бензойная кислота и углекислый газ

5) гександиовая кислота

6) циклопентанон

7) исходный углеводород не окисляется в данных условиях

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №15

Установите соответствие между исходным веществом и органическим продуктом, который образуется в результате его сплавления с гидроксидом натрия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВО ПРОДУКТ 

А) CH3COONa

Б) NaOOC-CH2-CH2-COONa

В) C6H5COONa

Г) CH3-C6H4-COONa

1) бензол

2) этан

3) пропан

4) бутан

5) толуол

6) метан

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №16

Задана следующая схема превращений веществ:метиламин X метанол Y хлорметан

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Cl2

2) HCl

3) KOH

4) NH3

5) HNO2

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Задание №17

Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести термическое разложение хлората калия до хлорида калия и кислорода. 

1) некаталитическая

2) нейтрализации

3) необратимая

4) замещения

5) каталитическая

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №18

Из предложенного перечня внешних воздействий выберите все такие, которые приведут к изменению скорости реакции

Cr + H2SO4 = CrSO4 + H2.

1) нагревание раствора

2) увеличение концентрации ионов хрома

3) измельчение хрома

4) увеличение концентрации катионов водорода

5) повышение давления

Запишите номера выбранных ответов.

Ответ:___________________

Задание №19

Установите соответствие между выделенным символом химического элемента в формуле вещества и свойством, которое этот элемент может проявлять в реакциях с другими веществами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА СВОЙСТВО ВЫДЕЛЕННОГО ЭЛЕМЕНТА

1) CH4

2) CuO

3) HI

1) может быть только окислителем

2) может быть только восстановителем

3) не проявляет окислительно-восстановительных свойств

4) может быть как окислителем, так и восстановителем

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №20

Установите соответствие между формулой соли и процессом, протекающим на аноде при электролизе ее водного раствора: к соответствующей позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

СОЛЬ АНОДНЫЙ ПРОЦЕСС

А) CrCl3

Б) CuCl2

В) K2CO3

1) 2H2O + 4e → O2 + 4H+

2) K+  + e → K0

3) Cu2++ 2e → Cu0

4) 2Cl − 2e → Cl20

5) 2H2O – 4e → O2 + 4H+

6) Cr3+ + 3e → Cr0

7) 2CO32- − 4e → 2CO2 + O20

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.Отмокать в растворе как пишется

Задание №21

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов.

1) ацетон (0,01 моль/л) 
2) этандиовая кислота (0,02 моль/л)
3) оксалат калия (0,02 моль/л)
4) нитрат диметиламмония (0,01 моль/л)

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

Задание №22

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

BaO(тв.) + CO2(г) BaCO3(тв.) + Q

ВОЗДЕЙСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СМЕЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

А) охлаждение системы

Б) уменьшение давления

В) добавление оксида бария

Г) добавление карбоната бария

1) в сторону прямой реакции

2) в сторону обратной реакции

3) практически не смещается

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №23

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь сернистого газа, оксида серы (VI) и кислорода, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

2SO2(г) + O2(г) ⇆ 2SO3(г)

в системе установилось равновесие.

Используя данные, приведенные в таблице, определите исходную концентрацию сернистого газа (X) и равновесную концентрацию оксида серы (VI) (Y).

ВЕЩЕСТВО SO2 O2 SO3
ИСХОДНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л   0,6 0,3
РАВНОВЕСНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ, МОЛЬ/Л  0,7 0,7  

Выберите из списка номера правильных ответов:
1) 0,9 моль/л
2) 0,2 моль/л
3) 0,1 моль/л
4) 0,45 моль/л
5) 0,5 моль/л
6) 0,75 моль/л
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №24

Установите соответствие между исходными веществами и признаком протекающей между ними реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАК РЕАКЦИИ

А) фенол + FeCl3(р-р)

Б) KMnO4 + СH3CHO + H2SO4

В) KMnO4 + СH3CHO + KOH

Г) KMnO4 + СH3CHO(р-р)

1) обесцвечивание раствора

2) изменение окраски раствора на зеленую

3) обесцвечивание раствора и образование осадка

4) изменение окраски раствора на фиолетовую

5) изменение окраски раствора на желтую

6) нет признаков реакции

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание №25

Установите соответствие между областью применения и веществом, которое используется в этой области: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЕЩЕСТВО

А) производство отбеливателей

Б) получение удобрений

В) сварка и резка металлов

1) CH2=CH-CH=CH2

2) CO

3) C2H2

4) Cl2

5) NH3

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Задание №26

При охлаждении 200 г 30%-ного раствора соли из раствора выпало 20 г растворенного вещества. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе (в %).  (Запишите число с точностью до десятых.)

Ответ:___________________ %.

Задание №27

Рассчитайте объем оксида углерода(IV) (в л, н.у.), образовавшегося при разложении карбоната кальция, если было затрачено 17,8 кДж энергии. Известно, что на образование по той же реакции 28 г оксида кальция необходимо 89 кДж энергии. (Запишите число с точностью до сотых.)

Ответ:___________________ л.

Задание №28

Рассчитайте массовую долю инертного газа в образце углекислого газа, если известно, что при пропускании 25 г такой смеси в избыток раствора гидроксида натрия объем газовой смеси уменьшился на 11,2 л (н.у.). (Запишите число с точностью до целых.)

Ответ:___________________ %.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

сероводород, дихромат калия, серная кислота, нитрат цинка, нитрат серебра, хлорид аммония.  Допустимо использование водных растворов веществ.

Задание №29

Из предложенного перечня веществ выберите такие, окислительно-восстановительная реакция между которыми приводит к потере одной молекулой восстановителя шести электронов. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Задание №30

Из предложенного перечня веществ выберите такие, которые вступают в реакцию ионного обмена и эта реакция сопровождается образованием осадка черного цвета. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Задание №31

Раствор гидрокарбоната бария смешали с раствором сульфата алюминия. Выделившийся при этом газ пропустили через раствор силиката натрия, при этом газ поглотился не полностью, а в результате реакции выпал студенистый осадок. Полученный осадок отфильтровали, высушили и прокалили. Твердый остаток смешали с фосфатом кальция, коксом и подвергли сплавлению.

Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Задание №32

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:C6H6 X1 X2 винилбензол X3 этилбензоатПри написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Задание №33

Смесь массой 12 г, состоящую из карбоната калия и оксида алюминия подвергли сплавлению, в результате чего был получен твёрдый остаток, представляющий собой одно вещество. Полученный твёрдый остаток был полностью растворен в 215,6 г 25%-ного раствора серной кислоты, после чего к полученному раствору было добавлено 165,6 г 10%-ного карбоната калия. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в конечном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин.)

Задание №34

При сгорании 2,45 г неизвестного органического вещества А образовались 3,52 г углекислого газа, 1,08 г воды и 0,73 г хлороводорода. Известно, что это вещество реагирует с водным раствором гидрокарбоната калия с выделением бесцветного газа, может быть получено присоединением хлороводорода к непредельному соединению Б, а также то, что молекула вещества А содержит один третичный атом углерода.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества А;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение получения вещества А взаимодействием непредельного вещества Б с хлороводородом (используйте структурные формулы органических веществ).

Ответы к первой части варианта №15

№ задания, ответ № задания, ответ

1) 34

2) 452

3) 12

4) 34

5) 783

6) 41

7) 2534

8) 8348

9) 14

10) 341

11) 13

12) 125

13) 56

14) 4547

15) 6215

16) 52

17) 35

18) 134

19) 212

20) 445

21) 2413

22) 1233

23) 53

24) 4123

25) 453

26) 22,2

27) 2,24

28) 12

Ответы ко второй части варианта №15

Задание 29

H2S + 3H2SO4 = 4SO2 + 4H2O

1∙ | S-2 − 6ē → S+4

3∙ | S+6 + 2ē → S+4

сера в степени окисления -2 (или сероводород) является восстановителем;

сера в степени окисления +6 (или серная кислота) – окислителем.

Задание 30

2AgNO3 + H2S = Ag2S + 2HNO3

2Ag+ + 2NO3 + H2S = Ag2S + 2H+ + 2NO3

2Ag+ + H2S = Ag2S + 2H+

Задание 31

1) 3Ba(HCO3)2 + Al2(SO4)3 = 3BaSO4 + 2Al(OH)3 + 6CO2

2) Na2SiO3 + 2CO2 + 2H2O= 2NaHCO3 + H2SiO3

3) H2SiO3 = SiO2 + H2

4) 3SiO2 + Ca3(PO4)2 + 5C = 3CaSiO3 + 5CO + 2P

Задание 32

Отмокать в растворе как пишетсяэтилбензол + хлор на светуОтмокать в растворе как пишетсявариант 15 Широкопояс C6H5COOH + C2H5OH

Задание 33

Смесь массой 12 г, состоящую из карбоната калия и оксида алюминия подвергли сплавлению, в результате чего был получен твёрдый остаток, представляющий собой одно вещество. Полученный твёрдый остаток был полностью растворен в 215,6 г 25%-ного раствора серной кислоты, после чего к полученному раствору было добавлено 165,6 г 10%-ного карбоната калия. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в конечном растворе.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин.)

Решение:

При сплавлении карбоната калия с оксидом алюминия протекает следующая реакция:

K2CO3 + Al2O3 = 2KAlO2 + CO2     (I)

Исходя из условия того, что в результате сплавления оксида алюминия и карбоната калия образовалось только одно вещество можно сделать вывод о том, что оба реагента полностью вступили в реакцию, а полученный твердый остаток представлял собой алюминат калия.
Пусть количество вещества карбоната калия, вступившего в реакцию, равно х моль. Тогда, количество вещества оксида алюминия, вступившего в реакцию, также будет равно х моль.
В свою очередь карбонат калия в количестве х моль будет иметь массу:
m(K2CO3) = M(K2CO3) · nI(K2CO3) = 138х г,

а х моль оксида алюминия:
m(Al2O3) = M(Al2O3) · n(Al2O3) = 102x г,

Тогда масса исходной смеси карбоната калия и оксида алюминия будет равна:
m(исх. смеси) = mI(K2CO3) + m(Al2O3) = 138х + 102x = 240x г,

Из условия мы знаем, что масса исходной смеси равна также 12 г. Составим уравнение:
240х = 12
x = 0,05 моль

Таким образом,
nI(K2CO3) = n(Al2O3) = 0,05 моль.

Исходя из уравнения реакции (I) количество вещества алюмината калия будет равно:
n(KAlO2) = 2 · nI(K2CO3) = 2 · 0,05 = 0,1 моль,

Тогда, масса алюмината будет равна:
m(KAlO2) = n(KAlO2) · M(KAlO2) = 0,1 · 98 = 9,8 г,

Рассчитаем количество вещества серной кислоты в ее исходном растворе:
mисх.(H2SO4) = wисх.(H2SO4) · mисх. рра(H2SO4)/100% = 0,25 · 215,6 = 53,9 г,
nисх.(H2SO4) = mисх.(H2SO4)/M(H2SO4) = 53,9/98 = 0,55 моль,

Запишем уравнение реакции алюмината калия с раствором серной кислоты:

2KAlO2 + 4H2SO4 = K2SO4 + Al2(SO4)3 + 4H2O     (II)

Из уравнения реакции (II) следует, что количество вещества серной кислоты, вступившей в реакцию с алюминатом в 2 раза больше, чем количество вещества алюмината:
nII(H2SO4) = 2n(KAlO2) = 2 · 0,1 = 0,2 моль.

Таким после прибавления алюмината к раствору серной кислоты, в растворе остается серная кислота в количестве:
nост. после II(H2SO4) = nисх.(H2SO4) − nII(H2SO4) = 0,55 − 0,2 = 0,35 моль.

Рассчитаем количество вещества карбоната калия в добавленном 10%-ном растворе:
mв исх. р-ре(K2CO3) = wисх.(K2CO3) · mисх. р-ра(K2CO3)/100% = 0,1 · 165,6 = 16,56 г,
nв исх. р-ре(K2CO3) = mв исх. р-ре(K2CO3)/M(K2CO3) = 16,56/138 = 0,12 моль,

Карбонат калия, попадая в раствор, содержащий одновременно серную кислоту и сульфат алюминия в первую очередь будет реагировать с серной кислотой. Реакция будет протекать в соответствии с уравнением:

K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2   (III)

Исходя из уравнения реакции (III) следует, что количество вещества серной кислоты, вступившей в реакцию с карбонатом калия будет равно:
nIII(H2SO4) = nв исх. р-ре(K2CO3) = 0,12 моль.

После протекания реакции (III) в растворе остается еще:
nост. после III(H2SO4) =  nост. после II(H2SO4) − nIII(H2SO4) = 0,35 − 0,12 = 0,23 моль.

Таким образом, поскольку серной кислоты избыток, реакция карбоната калия с сульфатом алюминия не успеет начаться.

В свою очередь, масса серной кислоты в конечном растворе будет равна:
mост. после III(H2SO4) = nост. после III(H2SO4) · Mост. после III(H2SO4) = 0,23 · 98 = 22,54 г.

Для того чтобы рассчитать массовую долю серной кислоты в конечном растворе необходимо рассчитать массу конечного раствора:
mконечного р-ра = m(KAlO2) + mисх. р-ра(H2SO4) + mисх. р-ра(K2CO3) – mIII(CO2)

Значение всех необходимых величин известны кроме массы углекислого газа, образовавшегося в реакции (III). Найдем её.
nIII(CO2) = nIII(K2CO3) = 0,12 моль, тогда
mIII(CO2) = nIII(CO2) · M(CO2) = 0,12 · 44 = 5,28 г,

Таким образом,
mконечногорра = m(KAlO2) + mисх. рра(H2SO4) + mисх. рра(K2CO3) – mIII(CO2) = 9,8 + 215,6 + 165,6 − 5,28 = 385,72 г

Тогда:
wв конечном растворе(H2SO4) = 100% · mост. после III(H2SO4)/mконечного р-ра = 100% · 22,54/385,72 = 5,84%.

Задание 34

При сгорании 2,45 г неизвестного органического вещества А образовались 3,52 г углекислого газа, 1,08 г воды и 0,73 г хлороводорода. Известно, что это вещество реагирует с водным раствором гидрокарбоната калия с выделением бесцветного газа, может быть получено присоединением хлороводорода к непредельному соединению Б, а также то, что молекула вещества А содержит один третичный атом углерода.
На основании данных условия задания:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу органического вещества А;
2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение получения вещества А взаимодействием непредельного вещества Б с хлороводородом (используйте структурные формулы органических веществ).

Решение:

n(CO2) = m/M =  3,52/44 = 0,08 моль, тогда, n(C) = n(CO2) = 0,08 моль,

следовательно, m(C) = n(C) · M(C) = 0,08 · 12 = 0,96 г,

n(H2O) = m/M = 1,08/18 = 0,06 моль, тогда, nиз воды(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,06 = 0,12 моль,

n(HCl) = m/M = 0,73/36,5 = 0,02 моль, тогда, nиз HCl(H) = n(HCl) = 0,02 моль,

тогда nобщее(H) = nиз воды(H) + nиз HCl(H) = 0,12 + 0,02 = 0,14 моль,

тогда mобщее(H) =  M · n = 1 · 0,14 = 0,14 г,

n(Cl) = n(HCl) = 0,02 моль,

m(Cl) = M · n = 35,5 · 0,02 = 0,71 г

m(O) = m(в-ва А) − m(C) − m(H) − m(Cl) = 2,45 − 0,96 − 0,14 − 0,71 = 0,64 г

n(O) = m/M = 0,64/16 = 0,04 моль.

n(C) : n(H) : n(O) : n(Cl) = 0,08 : 0,14 : 0,04 : 0,02 = 4 : 7 : 2 : 1.

Таким образом, простейшая формула искомого органического соединения C4H7O2Cl.

Предположим, что данная формула является истинной. В условии сказано что в молекуле этого вещества содержится один третичный атом углерода, а также то, что вещество реагирует с раствором гидрокарбоната натрия с выделением газа.
По всей видимости, вещество представляет собой:Отмокать в растворе как пишется

Также сказано, что вещество, А может быть получено присоединением хлороводорода к непредельному веществу Б.

Веществом Б может являться 2-метилпропеновая кислота. Для данного вещества характерно присоединение галогеноводородов против правила Марковникова, в связи с чем веществом А будет являтьсяОтмокать в растворе как пишется

А уравнение получения вещества А из вещества Б будет иметь вид:вариант 15 Широкопояс

  • Отзыв о рассказе поводырь
  • Отзыв про сказку рикки тикки тави
  • Откровенные рассказы об отношениях
  • Отзыв о рассказе красное яблоко
  • Отзыв ру турфорум рассказы санкт петербург