воспитатель
ГБДОУ №48 Калининский район
Санкт-Петербург
Использование разнообразных компонентов и приемов для развития учебной деятельности детей дошкольного возраста
Качество образования — это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование – это, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса. На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательной деятельности, роли педагога.
В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения. Выбор методов обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его способностей, ответственности.
В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Главными методами обучения дошкольников являются:
— практические
— наглядные
— словесные
— игровые
Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
1. Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
2. Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
3. Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изобразительной деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
4. Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО — в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Практические методы обучения — это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение — многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их проведения педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
К словесным методам относятся:
• рассказ педагога;
• беседа;
• чтение художественной литературы.
Рассказ педагога — важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Беседа — диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Чтение художественной литературы. Художественная литература — источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.
В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям,
указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
• требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто? что? какой? где? когда?);
• побуждать детей к мыслительной деятельности, формулировать умозаключения, выводы. Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.
Игровые методы – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и т.д. этот метод вызывать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается из вне, а обладает желанной личной целью.
Методы:
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Для достижения эффективности образовательной и воспитательной деятельности необходимо:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания.
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей методы и приемы.
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия, начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме.
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Опыт показывает, что в процессе обучения и воспитания огромную роль играет личность педагога, его профессиональная подготовка. Воспитатель должен в первую очередь сам владеть различными методами и приемами, уметь правильно работать с потоками информации, знать психологические и физиологические особенности детей, применять на практике современные образовательные технологии и, конечно, быть творческой личностью.
Классификация методов обучения
Педагогической наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения. Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа классификации.
Одна из первых классификаций методов обучения была предложена Е.В.Перовским и Е.Я.Голант. Строилась она по основанию источника знаний, ориентируясь на «золотое правило» дидактики. В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов:
- словесные (лекция, рассказ учителя, беседа, работа с книгой, учебным текстом);
- наглядные (демонстрация картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.);
- практические (выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т.д.).
Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. Однако такая классификация методов не раскрывает деятельность учащихся, а также психические процессы, связанные с этой деятельностью. Поэтому ряд ученых делают попытку разработать такую классификацию методов обучения, в основе которой лежал бы характер деятельности учителя и учащихся.
Так, М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы.
- Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод относится к наиболее экономным способом передачи накопленного человечеством обобщенного и систематизированного опыта подрастающему поколению. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т.д.). Этот метод включает рассказ, лекцию, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств, дидактических машин и т.п. Он тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.
- Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Данный метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. С целью повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т.е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.
- Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т.д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.
- Частично-поисковый, или эвристический, метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т.д.
- Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.
Предложенная авторами классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Безусловно, данная классификация методов обучения наиболее совершенна, однако в ней не раскрываются способы овладения знаниями, сообщениями и практическим материалом, не характеризуется работа с отдельными источниками знаний, поскольку и учитель и учащиеся не вооружаются конкретными приемами работы.
Польский дидакт В.Оконь выделяет четыре группы методов обучения, предполагая в каждой из них дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учащихся, хотя в каждой группе методов имеется перевес определенного типа деятельности над другими типами.
1. Методы усвоения знания, или подающие методы, являются наиболее распространенными. К ним относятся беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, программированное обучение.
Беседа — разговор учителя с учащимися — с точки зрения дидактической роли бывает трех видов: вступительная; представляющая новую информацию и закрепляющая.
Дискуссия как метод обучения основана на обмене мнениями между учителем и учащимися или только между учащимися. Автор выделяет несколько разновидностей дискуссии: дискуссия, развивающаяся в ходе общего решения проблемы классом или группой учащихся; дискуссия, направленная на формирование убеждений молодежи; дискуссия, целью которой является восполнение учащимися пробелов в собственных знаниях.
Лекция основана на косвенной или непосредственной передаче информации учащимся и применяется, как правило, в старших классах. Лекции разделяются на традиционные, проблемные и разговорные.
В школьной практике также довольно часто используются описание и рассказ.
Работа с книгой дает возможность не только получать новую информацию, но и закреплять, расширять и углублять приобретенные на уроках знания.
Наиболее распространенным среди учителей является способ обучения по учебнику с целью приобретения или закрепления определенной учебной информации. Здесь подразумевается после прочтения текста мысленный анализ его, выделение главного, составление плана.
2. Методы самостоятельного приобретения знаний основаны на использовании проблемных методов обучения. Они стимулируют интерес учащихся, заставляют их анализировать ситуацию, выделяя известные и неизвестные данные.
В настоящее время широко входят в практику обучения проблемные методы обучения. Наряду с классическим проблемным методом выделяются такие его разновидности, как метод случайностей, ситуативный метод, мозговой штурм, микропреподавание и дидактические игры. Сущность проблемных методов заключается в том, что они вызывают интерес при рассмотрении какой-либо ситуации, заставляют учащихся анализировать ее, выделяя в ней известные и неизвестные факты, выдвигать предположения по решению проблемы и проверке правильности этих предположений.
3. Оценочные (экспонирующие) методы характеризуются богатством разновидностей, среди которых выделяются импрессивные и экспрессивные методы.
Импрессивные методы сводятся к организации участия детей или взрослых в соответственно экспонированных ценностях: социальных, моральных, эстетических, научных.
Этот метод предполагает активизацию такой деятельности, как:
- — получение информации о произведении и его создателе, полное сосредоточение на восприятии произведения и участие в его экспонировании;
- — выбор соответствующей формы такого участия, выражающего главную идею произведения;
- — сопоставление этой идеи с особенностями поведения участников, их практические выводы о собственном поведении и поступках.
Экспрессивные методы основаны на создании ситуаций, в которых участники сами создают или воссоздают конкретные ценности, как бы выражая себя и одновременно переживая их.
4. Методы реализации творческих задач могут основываться на управлении занятиями, во время которых учащиеся выполняют работы по дереву, стеклу, металлу или работают с пластическими массами, изготавливают ткани, переплетают книги, выращивают растения, животных, оборудуют школьные спортплощадки или работают в сельском хозяйстве.
Существует также достаточно аргументированная и научно обоснованная классификация методов обучения, предложенная известным ученым М.И.Махмутовым, который исходит из того, что в дидактике различаются понятия «преподавание» и «учение» и соответственно понятия «метод преподавания» и «метод учения», которые в совокупности составляют «бинарные методы обучения».
На основе анализа передового опыта и теоретических исследований автор формулирует 5 методов преподавания и пять соответствующих им методов учения.
Методы преподавания | Методы учения |
1. Информационно-сообщающий метод (сообщение без достаточного объяснения, обобщения, систематизации). | 1. Исполнительский метод учения (заучивание без критического анализа и осмысления). |
2. Объяснительный метод преподавания (раскрытие сущности нового понятия с помощью слова, практических действий). | 2. Репродуктивный метод учения (понимание объяснений учителя учеником и осознанное усвоение им знаний). |
3. Инструктивно-практический метод преподавания (характеризуется указанием учителя учащимся, какого вида практическую работу они должны выполнять). | 3. Продуктивно-практический метод (отработка навыков практических действий; деятельность по изобретению; выполнение поручений организационно-практического характера). |
4. Объяснительно-побуждающий метод преподавания (учебный материал частично объясняется учителем, а частично дается ученикам в виде проблемно-познавательных задач). | 4. Частично-поисковый метод учения (сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его поисковой деятельностью). |
5. Побуждающий метод преподавания (постановка учителем проблемных вопросов и задач перед учащимися), т. е. организация их самостоятельной деятельности исследовательского характера. | 5. Поисковый метод учения (ученик самостоятельно открывает для себя и усваивает новые знания путем постановки учебных проблем и их решения или ищет пути решения практической проблемы). |
На основе методологии целостного подхода к деятельности, известный дидакт Ю. К. Бабанский выделяет 3 большие группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечивается процесс опосредования личностью учебной информации;
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, благодаря которым обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, волевой и эмоциональной активизации;
- методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности, благодаря которым педагоги и ученики осуществляют функции контроля и самоконтроля в ходе обучения.
Приведем подробную классификацию названных групп методов, поскольку она учитывает все основные структурные элементы деятельности (организацию, стимулирование, контроль) и поэтому является относительно целостной (табл. 6).
Таблица 6. Классификация методов обучения (по Ю.К.Бабанскому)
I группа методов | |||
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | |||
Доминирующие функции Организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмысливанию учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний | |||
Смежные функции Стимулирующе-мотивационная, контрольно-регулировочная | |||
I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа | IV подгруппа |
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) | По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) | По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями | По степени управления учебной работой (методы управления учением) |
II группа методов | III группа методов | |||
Методы стимулирования и мотивации учения | Методы контроля и самоконтроля в обучении | |||
Доминирующие функции Стимулирующе-мотивационная, регулировочная, коммуникативная (создание благоприятного общения, влияние положительного примера) | Доминирующие функции Контрольно-оценочная (создание контроля и самоконтроля в процессе обучения) | |||
Смежные функции Организационно-познавательная, контрольно-регулировочная | Смежные функции Организационно-познавательная, стимулирующе — мотивационная, регулировочная | |||
I подгруппа | II-подгруппа | I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа |
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования долга и ответственности в учении | Методы устного контроля | Методы письменного контроля | Методы лабораторно-практического контроля |
— рассказ. — беседа. — лекция Наглядные: — иллюстрации, — демонстрации, практич. опыты Практические: — опыты, — упражнения, — учебно-производственный труд | Индуктивные. Репродуктивные, дуктивные, поисковые аналитические, частично-поисковые, синтетические исследовательские | Учебная работа под руководством учителя, включая работу с обучающими машинами и самостоятельную работу учеников: — работа с книгой, — письменная работа, — лабораторная работа, — выполнение трудовых заданий | Познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание ситуаций занимательности, создание ситуаций апперцепции (опоры на жизненный опыт), создание ситуаций познавательной новизны |
Словесные: |
Убеждения в значимости учения, предъявление требований, упражнения по выполнению требований, поощрение успеха в учении, порицание недостатков в учении | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены, программированный опрос | Контрольные и письменные работы, письменные зачеты, экзамены, программированные письменные работы | Контрольные лабораторно-практические работы, машинный контроль |
В.А. Сластенин и его ученики раскрыли сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. В соответствии с этой концепцией предлагается следующая система общих методов осуществления целостного педагогического процесса:
- методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспут, работа с книгой, метод примера);
- методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);
- методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка).
Авторы данного подхода считают, что в реальных условиях методы осуществления целостного педагогического процесса выступают в сложном и противоречивом единстве. Каждый из них на каком-то этапе педагогического процесса может применяться в изолированном виде, однако без взаимодействия с другими он утрачивает свое назначение, понижая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Проведенный анализ дидактического понятия «метод обучения» показывает важность данной категории для педагогической науки, и, несмотря на многочисленные подходы, дискуссии, она остается еще недостаточно исследованной. Также не существует единой универсальной классификации методов обучения, которая в принципе невозможна, так как ее наличие означало бы богатую, многостороннюю учебно-педагогическую деятельность поставить в рамки жестких логических схем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Страницы: 1 2 3 4
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №26 «Почемучка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Консультация на тему:
«Методы и приемы ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»
Подготовила:
воспитатель
высшей кв. категории
Маликова Л.И.
Согласовано:
старший воспитатель
Петрова Г.Г. _______
Дата проведения: 12.11.2020
2020 г.
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.
Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.
Во время наблюдения ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Наблюдения в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.
Организация наблюдений.
Наблюдение как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе. Сельскохозяйственные наблюдения проводят для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдение значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережное отношение к ним.
Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяются игры детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и.т.д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель, беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например: «Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрый песок, у нее вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение в воздухе и др.).
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.
В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.
В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручает детям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».
Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет в него овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко, грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет, ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный для отгадывания, с листьями, имеющимися у растений.
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявления некоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделать обобщение.
Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.
Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять или закреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должны рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки).
У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать, чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобы дети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен. Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум и другие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.
Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иных операций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряет воспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитатель должен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей средней группы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только после этого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применение одних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечивает успешное выращивание растений и уход за животными.
К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятся ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой.
Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.
Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складывают их в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдают поливку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборе выращенного урожая.
Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.
Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопке земли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению, прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.
Вывод
В педагогическом процессе используются различные формы организации детей при ознакомлении их с природой. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально. Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.
Воспитатель, МБДОУ Д/С №1, г. Октябрьский РБ
Дунюшкина И.И. Педагогический проект «Почемучки-исследователи» // Совушка. 2018. N3(13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 29.12.2021).
Заказ № 112779
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; — развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Матрица проекта
Название проекта: «Почемучки — исследователи»
Тематическое поле: Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2017гг
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные формы реализации проекта:
1. Формы образовательной работы с детьми:
- опыты, эксперименты
- экспериментирование на прогулке
- индивидуальная работа с детьми
- самостоятельная экспериментальная деятельность
- дидактические игры
- подвижные игры
- труд в природе и в уголке природы
- чтение художественной литературы
- беседы
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2. Формы работы с родителями:
- Мастер класс
- Консультация
- Буклеты, памятки
- Беседы
- Ручной труд
- Развивающая среда.
3. Формы работы с педагогами:
- Консультации
- Буклеты
- Мастер класс.
Предполагаемый результат:
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
- Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
- Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
- Пополнять предметно – развивающую среду;
- Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
Новизна:
- Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
Этапы проведения проекта
Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
Организационно – диагностический | Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды | Сентябрь 2015 г. |
Практический | Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей. | Октябрь-февраль 2015-2017 гг. |
Заключительный | Педагогическая диагностика на конец проекта. Презентация проекта на педагогическом совете. | Февраль 2017 г. |
Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2015 – 2017 гг.
Месяц | Вид деятельности | Тема | Цель |
Октябрь | Беседа — рассказ | Экскурсия в детскую лабораторию | Повышение интереса к исследовательской деятельности. |
Познавательное видео. | Волшебные стеклышки | Познакомить детей с приборами для наблюдения. | |
ООД | Свойства веществ | Формирование представлений о свойствах веществ. | |
Опыт | Строение веществ | Расширение представлений о строении знакомых веществ | |
Опыт | Растворяются, не растворяются | Познакомить детей с таким свойством, как растворимость. | |
Ноябрь | ООД | «Воздух невидимка» | Расширять знания о воздухе. |
Опыт | «Где теплее» | Выявить что теплый воздух легче холодного. | |
Подвижная игра | «Поймай воздух» | Закреплять знания о воздухе в процессе игры. | |
Беседа | «Органы дыхания» | Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека. | |
Декабрь | Презентация | «Воды земного шара» | Познакомить детей , что большую часть земного шара занимает вода. |
Опыт | «Куда делась вода» | Выявить процесс испарения воды. | |
Опыт | «Помощница вода» | Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | |
Экспериментирование на прогулке | «Свойства воды» | Расширить представления о свойствах воды. | |
Январь | Познавательный мультфильм | «Фиксики» (магнит) | Познакомить с происхождением магнита. |
Опыт | «Магнитные силы» | Выявить свойства магнита. | |
Беседа -эксперимент | «Сила тяготения» | Дать детям представления о силе тяготения. | |
Опыт | «Два магнита» | Выявить особенность взаимодействия двух магнитов. | |
Д/игра | «Поймай рыбку» | Закреплять знания о магните в процессе игры. | |
Февраль | Беседа | «В мире электричества» | Расширить представление детей о электричестве. |
Эксперимент | «Волшебный шарик» | Установить причину статического электричества. | |
Игра — эксперимент | «Чудо прическа» | Познакомить с проявлением статического электричества. | |
Презентация | «Что такое молния» | Выявить что гроза это проявление электричества в природе. | |
Март | ООД | «В мире цветов» | |
Труд в уголке природы | «Пересадка цветов» | Овладение навыками пересадки комнатных растений. | |
Опыт | «Вершки корешки» | Выяснить что раньше появляется из семени. | |
Опыт | «Фильтрование воды» | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | |
Чтение х/л | «Цветок огонек» | Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л. | |
Апрель | презентация | «Планеты Солнечной системы» | Обогатить и систематизировать представление детей о космосе. |
ООД | «Космос» | ||
Беседа | «Далеко-близко» | Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха. | |
Чтение х/л | Ирис Ревю «Звездочка Алида | Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л. | |
Май | Наблюдение | «Вода испаряется с помощью ветра» | Доказать что ветер быстрее испаряет влагу. |
Беседа | «Растения и удобрения» | Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы. | |
Труд на огороде | «Животворное свойство воды» | Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | |
Д/игра | «Что где растет» | Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг» | |
Сентябрь | Экскурсия | «Парковый лес» | Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес. |
Опыт | «Куда тянуться корни» | Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды. | |
Опыт | «Запасливые стебли» | Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | |
презентация | «Лес защитник и лекарь» | Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. | |
Пигра | «Крылатые семена» | Закрепить знания о семенах в процессе игры. | |
Октябрь | Опыт | «Крепкий спичечный коробок» | Определить упругость воздуха. |
Опыт | «Сухой из воды» | Продемонстрировать существование атмосферного давления. | |
Презентация | «Мир металлов» | Познакомить детей с разновидностями металлов. | |
Беседа | «Роль металлов в жизни человека» | Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека. | |
Ноябрь | Презентация | «Жемчужина Урала» | Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ. |
Опыт | «Качества природных ископаемых» | Познакомить с качествами природных ископаемых. | |
Опыт | «Свойства песка и глины» | Формировать знания детей о свойствах песка и глины. | |
ООД | «Рисование на камне» | Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление. | |
Д/игра | «Гора и камешки» | В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых. | |
Чтение х/л | «Сказка про лежач-камень, под который вода не течет» | Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л. | |
Декабрь | Эксперименты на прогулке | «Взаимодействие воды и снега» | Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды. |
Опыт | «Воздух под водой» | Выявить что воздух легче воды, имеет силу. | |
Опыт | «Изменение объёма жидкости» | Выявить изменение объема жидкости при замерзании. | |
Д/игра | «Водоем» | Расширять знания об экосистеме водоемов. | |
П/игра | «Мы водные капельки» | ||
Январь | Опыт | «Как быстрее» | Выявить особенности передачи звука на расстоянии. |
Опыт на прогулке | «Звуки в воде» | Выявить особенности передачи звука на расстоянии. | |
Ручной труд | «Спичечный телефон» | Изготовить простейшее устройство для передачи звука. |
Перспективный план работы с родителями
Форма работы | Тема |
Беседа дома с детьми: | «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент?» |
Консультация: | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» |
Ручной труд: Беседа: | — Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов. — «Как организовать игры с водой». |
Памятка: | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» |
Консультация: | «Играя, познаем». |
Привлекать родителей к пополнению коллекции: | «Разные ткани» «Бумажная страна» |
Мастер – класс: | «Интересные опыты с детьми» |
Результаты диагностики на начало проекта (сентябрь 2015)
Таким образом, результаты диагностики на начало проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития – 26% (5) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Со средним – 53% (10)— в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.
Результаты диагностики на конец проекта (февраль 2017 г.)
Таким образом, результаты диагностики на конец проекта показали следующее:
С высоким уровнем развития — 58% (11)— дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.
Со средним уровнем развития – 32% (6) —в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.
С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)— включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Диагностикаисследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).
- Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
- Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми;
- Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
- Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде;
- Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
- Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.
Критерии, уровни усвоения программы:
Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Ниже среднего (1 балл) — ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.
Выводы.
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратится к тому, что он узнал».
Сухомлинский В.А
Используемая литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
- Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.
I. Пояснительная записка по предмету «Основы предпринимательства»
Рабочая программа предмета «Основы предпринимательства» составлена в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Программа и методические рекомендации по учебному курсу «Предпринимательство для начинающих» автор Е.Савицкая, 2021 год.
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3 им.Л.П.Данилиной»
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3 им. Л.П.Данилиной» от 30.08.2018.
Программа предназначена для обучающихся 10 классов гимназии профильного уровня.
Цель обучения: освоение учащимися системы понятий из сферы предпринимательства и инструментов ведения бизнеса на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, а также формирование их готовности к попытке создания собственного бизнеса.
Задачи обучения:
- формирование системного знания о предпринимательстве;
- формирование умения принимать рациональные решения и оценивать их возможные последствия для себя и совей семьи
- формирование навыков самостоятельной и коллективной учебной деятельности;
- овладение навыками поиска актуальной информации в различных источниках и ее правильно оценки;
- овладение навыками использования теоретических знаний для решения практических задач;
- овладение навыками проектной деятельности на основе базовых экономических знаний;
- формирование умения применять полученные знания для исполнения социально-экономической роли предпринимателя;
- формирование способности к самоопределению в экономической деятельности;
- формирование уважительного отношения к своей и чужой собственности.
II. Общая характеристика учебного предмета «Основы предпринимательства»
В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается важность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.
Формы обучения:
- индивидуальная
- парная
- групповая
- коллективная
- фронтальная
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод, исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с ИНТЕРНЕТ, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).
III. Описание места учебного предмета «Основы предпринимательства» в учебном плане
Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
IV. Планируемые результаты освоения учебного курса
4.1. Личностные результаты.
Важные личностные характеристики и установки выпускника:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения, выработке собственной позиции;
- гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
- готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, правовая грамотность;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие традиционных ценностей семьи, формирование ответственного отношения к своей семье;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
- осознанный выбор предпринимательства как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- потребность трудиться, уважение к труду, добросовестное, ответственное и творческое отношение к трудовой деятельности.
4.2. Метапредметные результаты.
4.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно определять цели и оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной целью.
4.2.2. Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- различать возможные варианты организации продаж;
- объяснять, что такое дифференциация продукта;
- отличать бренд от обычного наименования продукта;
- определять необходимые ресурсы для создания бизнеса;
- различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса;
- различать организационно-правовые формы предприятия с
- точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса;
- рассчитывать выручку от продаж и издержки производства;
- различать постоянные и переменные издержки;
- рассчитывать прибыль и налог на прибыль:
- различать варианты использования прибыли;
- оценивать предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения бизнеса;
- рассчитывать точку безубыточности предприятия;
- анализировать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы;
- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- понимать необходимость соблюдения обязанности по уплате налогов;
- анализировать информацию о бизнесе из адаптированных источников различного типа.
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
4.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию со сверстниками (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, исполнитель, выступающий ит. д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
4.3. Предметные результаты.
4.3.1. Выпускник на базовом уровне научится:
- отличать предпринимательскую деятельность от работы по
- найму;
- развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;
- выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
- находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;
- находить идеи для собственного дела;
4.3.2. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- проводить анализ преимуществ и недостатков предпринимательской деятельности;
- формулировать бизнес-идею;
- оценивать спрос на новый продукт (размер рынка);
- анализировать конкурентную среду;
- использовать в повседневной жизни приобретённые ключевые компетенции при выполнении учебно-групповых проектов;
- отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои денежные средства;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных действий в качестве предпринимателя, члена семьи и гражданина;
- объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
- использовать приобретённые знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с ведением бизнеса:
- использовать знания о маркетинговых коммуникациях в реальной жизни;
- выявлять профиль потенциального клиента;
- применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования социально-экономической роли предпринимателя.
V. Содержание учебного предмета «Основы предпринимательства»
Модуль 1. Введение в курс «Основы предпринимательства», 1 час.
Модуль 2. Создание нового бизнеса: а вы к этому готовы? 3 часа.
Предпринимательство. Преимущества и недостатки предпринимательской деятельности. Качества, которыми должен обладать предприниматель. Проблемы, с которыми сталкивается предприниматель. Задачи, которые должен решать предприниматель.
Модуль 3. Если идти в бизнес, то с какой идеей? 4 часа.
Причины неудач новых бизнес-проектов. Факторы успешности нового продукта. Ценностная лестница. Совокупная ценность продукта для потребителя. Совокупные издержки потребителя. Основа для бизнес-идеи: сам продукт, услуги, сопровождающие продукт, нематериальные атрибуты фирмы и продукта. Дифференциация продукта.
Модуль 4. Идея есть. А можно ли из нее сделать бизнес? 4 часа.
Бизнес-план: зачем он нужен. Структура бизнес-плана. Оценка размера рынка: определение количества потенциальных клиентов, учёт конкурентов, оценка потенциальной выручки. План маркетинга: ответы на семь вопросов. Расходы на маркетинг.
Модуль 5. Как организовать первые продажи и добиться их роста. 4 часа.
Особенности продаж для нового предприятия. Модель продаж. Профиль будущего клиента. Позиционирование. Генерация лидов. Ценообразование. Варианты организации продаж. Прямые продажи. Непрямые продажи. Розничная торговля. Оптовая торговля. Интернет-магазины. Техники продаж. Мониторинг информации о продажах.
Модуль 6. Реклама и бренд- как с этим справиться стартапу? 4 часа.
Бренд как средство увеличения продаж. Отличие бренда от наименования продукта. Модель эффективного построения бренда. Техники рекламы продукта для стартапа. «Маркетинг из уст в уста» и интернет-блогеры. Инструменты «маркетинга из уст в уста». Вирусный маркетинг Клановый маркетинг. Дневники бренда.
Модуль 7. Деньги для нового бизнеса: сколько их нужно? 4 часа.
Финансовые аспекты бизнеса. Обеспечение кредита. Финансовый план. Затраты на запуск бизнеса. Предоплаченные расходы. Расходы на ведение бизнеса. Денежные потоки в бизнесе. Операционная безубыточность.
Модуль 8. Где взять деньги для нового бизнеса? 4 часа.
Источники финансирования запуска бизнеса: их достоинства и недостатки. Банковские кредиты. Государственные и негосударственные центры и программы поддержки малого бизнеса. Внешние инвесторы. «Бизнес-ангелы». Краудфандинг. Собственные сбережения. Бизнес-инкубаторы.
Модуль 9. Анализ «Издержки — объёмы — прибыль». Путь до точки безубыточности. 4 часа.
Точка безубыточности. Постоянные издержки. Переменные издержки. Средние переменные издержки. Маржа. Пример расчёта точки безубыточности. Графическое представление точки безубыточности. Запас финансовой безопасности.
Модуль 10. Обобщение и повторение изученного по предмету. 1 час.
VI. Описание учебно-методического и материально-технического оснащения по учебному предмету «Основы предпринимательства»
- Липсиц И., Савицкая Е. Твой путь в мир бизнеса: пособие’ для учащихся 10-11 классов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
- Савицкая Е. Программа и методические рекомендации к учебному курсу «Предпринимательство для начинающих». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
- Загривная Т. 10 уроков предпринимательства. Из опыта работы учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
- Бахарева М., Маслаков Д. Кейсы. Вызовы предпринимателям. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
- Мещерская О. Стартап. Как создать? — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.
Для проведения уроков могут потребоваться:
- персональные компьютеры или планшеты;
- мультимедийный проектор и экран;
- маркерная или интерактивная доска;
- подключение компьютеров к сети Интернет.
VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы предпринимательства
№ п/п | Название модуля, темы | Кол-во часов | Дата | Дата проведения по факту |
Модуль 1. Введение, 1 часа. | ||||
1 | Принципы, цели и задачи построения предмета «Основы предпринимательства». | 1 | ||
Модуль 2. Создание нового бизнеса: а вы к этому готовы? 3 часа. | ||||
2-3 | Создание нового бизнеса: а вы к этому готовы? | 2 | ||
4 | Презентация учебных групповых проектов. | 1 | ||
Модуль 3. Если идти в бизнес, то с какой идеей? 4 часа. | ||||
5 | Факторы успешности и причины неудач бизнес-проектов. | 1 | ||
6 | Основа для бизнес-идеи. | 1 | ||
7 | Совокупная ценность продукта. Дифференциация продукта. | 1 | ||
8 | Урок-практикум «Бизнес-идея» | 1 | ||
Модуль 4. Идея есть. А можно ли из нее сделать бизнес? 4 часа. | ||||
9-10 | Бизнес-план. | 2 | ||
11-12 | Маркетинг. | 2 | ||
Модуль 5. Как организовать первые продажи и добиться их роста. 4 часа. | ||||
13-14 | Особенности продаж для нового предприятия. Различные модели продаж. | 2 | ||
15-16 | Ценообразование. | 2 | ||
Модуль 6. Реклама и бренд — как с этим справиться стартапу? 4 часа. | ||||
17 | Бренд как средство увеличения продаж. | 1 | ||
18 | Техники рекламы продукта для стратапа. | 1 | ||
19-20 | Творческая работа «Реклама и бренд». | 2 | ||
Модуль 7. Деньги для нового бизнеса: сколько их нужно? 4 часа. | ||||
21 | Финансовые аспекты бизнеса. | 1 | ||
22 | Затраты на запуск нового бизнеса. | 1 | ||
23 | Текущие расходы на ведение уже запущенного бизнеса. | 1 | ||
24 | Презентация ученических групповых проектов. | 1 | ||
Модуль 8. Где взять деньги для нового бизнеса? 4 часа. | ||||
25-27 | Источники финансирования новых бизнес-проектов. | 3 | ||
28 | Выполнение ученических проектов. | 1 | ||
Модуль 9. Анализ «Издержки — объёмы — прибыль». Путь до точки безубыточности. 4 часа. | ||||
29 | Точка безубыточности. | 1 | ||
30-31 | Постоянные и переменные издержки. | 2 | ||
32 | Запас финансовой безопасности. | 1 | ||
33-34 | Модуль 10. Обобщение и повторение изученного по предмету. 1 час. | 2 |