Отметь отличительные черты волшебной сказки 2 класс

Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного

Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный художественный мир, в котором раскрываются все возможности данного жанра в полном объеме. Когда мы говорим «сказка», то зачастую подразумеваем именно волшебную историю, которая завораживает детей с самых юных лет. Чем же она очаровывает своих слушателей/читателей? Попытаемся понять это и таким образом выделить основные признаки волшебной сказки.

признаки сказки

Вымысел – вот главная особенность

Самым главным признаком сказки является то, что ее мир и все события основаны исключительно на вымысле. Перечисляя признаки сказки, следует начать с возможности оторвать читателя от обыденности и перенести в вымышленный мир, который не имеет сходства с реальным. Потому как в сказочном мире стираются грани пространства и времени, и тому есть немало примеров: тридесятое государство, которое находится за тридевять земель, или отсчет времени, который исчисляется в волшебной системе такими понятиями, как много и мало.

Сказочное время представляет собой круг, который замыкается сам на себе. Сказка начинается в волшебном мире, пространстве, где не действуют привычные нам законы физики и время исчисляется совершенно по другим правилам. Взять, к примеру, самый распространенный и самый любимый прием, который используется в сказках, — троекратное повторение (которое по значимости занимает ведущее место в классификации «признаки волшебной сказки»). Обычно он используется в самом начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Финал же, наоборот, ускоряется, он, кстати, всегда счастливый и зачастую завершается свадьбой.

признаки волшебной сказки

Увлекательный сюжет

Какие признаки сказки можно выделить еще? Сюжет волшебной сказки увлекательный и очень сложный. Он состоит из эпизодов, которые непосредственно связаны с главным героем и его заданием. Герой получает задание большого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, отдать в жены принцессу или выполнить какое-либо желание. Задания могут варьироваться от поиска и добычи экзотического предмета до устранения какого-нибудь сверхсильного и могучего существа. И тут в сказке начинается самое интересное – путешествие, которое тоже традиционно входит в перечень «признаки сказки».

Пора в путь-дорожку

Главный герой отправляется в дальние и неизведанные края и по пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он завоевывает хорошими поступками сердца товарищей, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают недоброжелателей, которых немало встречается по дороге к главной цели.

Кстати, персонажи в волшебных сказках делятся на две группы. В одну из них входит главный герой вместе со своими помощниками, а в другую — помощники главного врага и он сам. Изначально враг намного сильнее, чем главный герой, а по ходу разворачивающихся событий его преимущество может еще и увеличиться. Но главный герой всегда узнает о слабом месте противника и о способе его победить.

признаки народной сказки

Эффект неожиданности

А вот с возможностями главного героя дела обстоят иначе: вначале они существенно преуменьшаются. Признаки сказки включают в себя обязательное наличие центрального и второстепенных персонажей, их характеристики. О слабых умственных способностях могут говорить прозвища главного героя, его социальный статус иногда также оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.

Когда всем побочным персонажам – сильным, умным и умелым — не удается выполнить сложное задание, за которое полагается вознаграждение, то тут появляется главный герой, которому, как кажется, и подавно не справиться. Но все же ему дают шанс, чтоб не дискриминировать. Такой поворот событий можно отнести к категории «признаки народной сказки».

Благодаря своей отваге и добрым поступкам во время путешествия главный персонаж получает различные уникальные волшебные предметы или завоевывает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Ими зачастую становятся говорящие животные, которые впоследствии помогают при выполнении заданий своими идеями или же участвуют в действиях сами.

Чудеса в сказках просто необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существ, моментальные перемещения на любые расстояния и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все перечисленное выше можно обозначить как признаки народной сказки.

какие признаки сказки

Моральный подтекст

Сказка дает уроки и развивает правильные морально-этические ценности. Поступки главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вовсе не ожидает за них какую-либо награду. Таким образом сказка наставляет на правильный жизненный путь и дает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно победить зло, справедливость должна восторжествовать – главная идея волшебных сказок.

Все это описывается в сказке весьма простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.

какие признаки волшебной сказки

Поэтика волшебства

Подведем итоги: какие признаки волшебной сказки мы обнаружили? Она имеет особую композицию; в ней присутствует такой прием, как троекратное повторение; сказка имеет необычные, волшебные сюжеты, в которых нередко случаются чудесные превращения; также она имеет отрицательных и положительных героев, а добро обязательно побеждает зло.

Выделить признаки сказки вовсе не сложно – это обязательное включение в содержание некой установки на вымысел, который будет определять поэтику сказки. В ней параллельно существуют два мира – реальный и волшебный, в который герой попадает из реального. В волшебной сказке прослеживается мотив путешествия, во время которого главному герою предстоит пройти немало испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою зачастую помогает какой-либо волшебный помощник или сопровождает его до заветной цели. Нередко главному герою за совершение благого дела отдают в дар различные волшебные предметы.


Учебно-исследовательская проектная работа СРАВНЕНИЕ СКАЗОК «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» И «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

Учебно-исследовательская проектная работа

СРАВНЕНИЕ СКАЗОК «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» И «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»


АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к сказкам, как к жанру художественной литературы, который в доступной форме раскрывает понятия «добро» и «зло». ГИПОТЕЗА Мы предполагаем, что в сказках «О мёртвой царевне» и «Царевна-лягушка» больше различий чем сходства.

  • АКТУАЛЬНОСТЬ

Интерес к сказкам, как к жанру художественной литературы, который в доступной форме раскрывает понятия «добро» и «зло».

  • ГИПОТЕЗА

Мы предполагаем, что в сказках «О мёртвой царевне» и «Царевна-лягушка» больше различий чем сходства.


ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Сказка «Царевна-лягушка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Сюжеты, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.

  • ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сказка «Царевна-лягушка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

  • ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Сюжеты, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.


Цель исследования Сравнить русскую народную и авторскую сказки. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Наблюдение Сравнение

  • Цель исследования

Сравнить русскую народную и авторскую сказки.

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Наблюдение
  • Сравнение


ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Проанализировать особенности народной и авторской сказок; Установить общие и отличительные черты сказок «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Царевна-лягушка».

  • ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Проанализировать особенности народной и авторской сказок;
  • Установить общие и отличительные черты сказок «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Царевна-лягушка».


 Сказка «Царевна-лягушка» - это волшебная русская народная сказка. Её автор – народ. Сказка существует в устной форме, в нескольких вариантах, так как рассказчик может вносить свои изменения. Время создания данного произведения определить не возможно.

Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная русская народная сказка. Её автор – народ. Сказка существует в устной форме, в нескольких вариантах, так как рассказчик может вносить свои изменения. Время создания данного произведения определить не возможно.


«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - это литературное произведение. Ее автор – А. С. Пушкин. Сказка написана в 1833 г., внесение изменений в текст недопустимо. Данное произведение включает в себя черты как волшебной сказки, так и бытовой.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — это литературное произведение. Ее автор – А. С. Пушкин. Сказка написана в 1833 г., внесение изменений в текст недопустимо. Данное произведение включает в себя черты как волшебной сказки, так и бытовой.


ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В названии обоих сказок ( «Царевна-лягушка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ) есть общее слово – царевна . Она – главная героиня. Совпадения в сюжете сказок: 1. Беда с царевнами происходит по чьей-то воле; 2. Обе царевны – красавицы; 3. Царевен спасают царские сыновья: царевич Елисей и Иван-царевич; 4. С царевен снимается проклятье; 5. Зло наказано: у А. С. Пушкина мачеха умерла, в русской народной сказке Кащей бессмертный тоже умер; 6. Спасители женятся на царевнах.

  • ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  • В названии обоих сказок ( «Царевна-лягушка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» ) есть общее слово – царевна . Она – главная героиня.
  • Совпадения в сюжете сказок:

1. Беда с царевнами происходит по чьей-то воле;

2. Обе царевны – красавицы;

3. Царевен спасают царские сыновья: царевич Елисей и Иван-царевич;

4. С царевен снимается проклятье;

5. Зло наказано: у А. С. Пушкина мачеха умерла, в русской народной сказке Кащей бессмертный тоже умер;

6. Спасители женятся на царевнах.


 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Отличия в сюжете сказок: 1. Разная причина печальных событий с царевнами: у Пушкина А.С. – желание отомстить, зависть, обида: «Делать нечего. Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.»; в русской народной сказке – желание быть вместе с любимой женой: «- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушачью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай...»

  • ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  • Отличия в сюжете сказок:

1. Разная причина печальных событий с царевнами: у Пушкина А.С. – желание отомстить, зависть, обида:

«Делать нечего. Она,

Чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.»;

в русской народной сказке – желание быть вместе с любимой женой:

«- Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушачью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай…»


 2. В сказке «Царевна-лягушка» Ивану-царевичу помогали животные (медведь, заяц, селезень, щука) и волшебные герои (старичок, который дал волшебный клубочек и Баба-Яга), а царевичу Елисею из сказки «О мертвой царевне» помогала только стихия (Солнце, Месяц и Ветер). 3. В сказках разные действующие лица: в русской народной сказке больше волшебных героев – Василиса Премудрая, Кащей Бессмертный, Баба- Яга, старичок с волшебным клубочком, разговаривающие животные (медведь, заяц, селезень, щука); в авторской сказке герои обычные люди - царевна, мачеха, королевич Елисей, Чернавка, семь богатырей. 4. У А. С. Пушкина зло совершает женщина (мачеха): «Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.», а в русской народной сказке – мужчина (муж): «Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью кожу и спалил ее на огне.»

2. В сказке «Царевна-лягушка» Ивану-царевичу помогали животные (медведь, заяц, селезень, щука) и волшебные герои (старичок, который дал волшебный клубочек и Баба-Яга), а царевичу Елисею из сказки «О мертвой царевне» помогала только стихия (Солнце, Месяц и Ветер).

3. В сказках разные действующие лица:

в русской народной сказке больше волшебных героев – Василиса Премудрая, Кащей Бессмертный, Баба-

Яга, старичок с волшебным клубочком, разговаривающие животные (медведь, заяц, селезень, щука);

в авторской сказке герои обычные люди — царевна, мачеха, королевич Елисей, Чернавка, семь богатырей.

4. У А. С. Пушкина зло совершает женщина (мачеха):

«Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.»,

а в русской народной сказке – мужчина (муж):

«Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушачью

кожу и спалил ее на огне.»


5. У А. С. Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), в народной сказке она заколдована (волшебство). 6. В русской народной сказке с царевны снимаются колдовские чары, а в авторской сказке царевна оживает и пробуждается. 7. Орудие зла в сказке А. С. Пушкина – яблоко: «В руки яблочко взяла, Белы руки опустила, К алым губкам поднесла, Плод румяный уронила, Потихоньку прокусила Закатилися глаза, И кусочек проглотила... И она под образа Вдруг она, моя душа, Головой на лавку пала Пошатнулась не дыша, И тиха, недвижна стала...», в русской народной сказке – лягушачья шкура.

5. У А. С. Пушкина царевна умерла (правдивая, реалистическая ситуация), в народной сказке она заколдована (волшебство).

6. В русской народной сказке с царевны снимаются колдовские чары, а в авторской сказке царевна оживает и пробуждается.

7. Орудие зла в сказке А. С. Пушкина – яблоко:

«В руки яблочко взяла, Белы руки опустила,

К алым губкам поднесла, Плод румяный уронила,

Потихоньку прокусила Закатилися глаза,

И кусочек проглотила… И она под образа

Вдруг она, моя душа, Головой на лавку пала

Пошатнулась не дыша, И тиха, недвижна стала…»,

в русской народной сказке – лягушачья шкура.


 - Отличия в композиции сказок: В русской народной сказке есть зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.» У А. С. Пушкина сразу идет экспозиция: «Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.» - Отличия в форме повествования: сказка «Царевна-лягушка» написана в прозе, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - в стихах.

— Отличия в композиции сказок:

В русской народной сказке есть зачин:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына.»

У А. С. Пушкина сразу идет экспозиция:

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.»

— Отличия в форме повествования: сказка «Царевна-лягушка» написана в прозе, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — в стихах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как мы и предполагали, в исследуемых сказках больше различий, чем сходства. Несмотря на многочисленные общие черты рассмотренных сказок, а именно: в обоих произведениях прослеживается сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы – говорящее зеркальце, волшебный клубок, волшебная игла (смерть Кащея); в основе сказок «Царевна-лягушка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы; герои делятся на положительных и отрицательных; сохранен мотив верности, поиска возлюбленной, тема преданности, следует отметить, что, все эти сходства характерны практически для всех сказок, как народных, так и авторских.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы и предполагали, в исследуемых сказках больше различий, чем сходства.

Несмотря на многочисленные общие черты рассмотренных сказок, а именно:

  • в обоих произведениях прослеживается сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы – говорящее зеркальце, волшебный клубок, волшебная игла (смерть Кащея);
  • в основе сказок «Царевна-лягушка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» борьба добра и зла — добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы;
  • герои делятся на положительных и отрицательных;
  • сохранен мотив верности, поиска возлюбленной, тема преданности,

следует отметить, что, все эти сходства характерны практически для всех сказок, как народных, так и авторских.


 Основные различия исследуемых произведений в том, что: - они абсолютно разные по форме повествования (проза и стихи); - разные по способу происхождения (русская народная и литературная, имеющая конкретного автора и дату создания произведения); имеют различия в построении композиции (в сказке «Царевна-лягушка» есть зачин, а в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» он отсутствует; разный сюжет: сказка «Царевна-лягушка» наполнена волшебством и тайной, а в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» - грустная правда жизни с вкраплением сказочных элементов. Следует отметить, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», как и сказка «Царевна-лягушка» пронизана русским духом. Она прямая наследница народной сказки. Произведение А. С. Пушкина легко запоминается, поэтому его хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Обе сказки – это прекрасные произведения, которые всегда останутся востребованными, и народ будет передавать их из поколения в поколение.

Основные различия исследуемых произведений в том, что:

  • — они абсолютно разные по форме повествования (проза и стихи);
  • — разные по способу происхождения (русская народная и литературная, имеющая

конкретного автора и дату создания произведения);

  • имеют различия в построении композиции (в сказке «Царевна-лягушка» есть зачин, а в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» он отсутствует;
  • разный сюжет: сказка «Царевна-лягушка» наполнена волшебством и тайной, а в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» — грустная правда жизни с вкраплением сказочных элементов.

Следует отметить, что «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», как и сказка «Царевна-лягушка» пронизана русским духом. Она прямая наследница народной сказки. Произведение

А. С. Пушкина легко запоминается, поэтому его хорошо знают и любят как дети, так и взрослые.

Обе сказки – это прекрасные произведения, которые всегда останутся востребованными, и народ будет передавать их из поколения в поколение.

Цели: cтимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• находить признаки и особенности волшебной
сказки и оформлять результаты в рабочем листе;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога при работе в группах;

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Наименование оборудования и
материалов
Количество
Компьютер 1
Проектор 1
Интерактивная доска или
аудиторная магнитная
1
Мультимедийная презентация 1
Рабочие листы 5
Ватман 1

Ход занятия

1 этап. Организационный момент

Приветствие гостей, мотивация детей на
активное участие в уроке.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг
другу и пожелайте хорошего дня!

— С какими произведениями устного народного
творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка,
пословица…..)

В руках учителя “сундучок знаний”, из которого
достаются названия-карточки. (…….)

На доске вывешиваются таблица “произведений
устного народного творчества” и заполняется по
мере их названия. (Приложение 1. Приложения)

— Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к
нашему уроку.

— “Повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о вымышленных
лицах и событиях, преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил”.

— Определите, о каком произведении устного
народного творчества пойдет речь на уроке? (О
сказке)

— Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация

— Какие виды сказок вы знаете? На доску
вывешивается таблица “Виды сказок”.
Заполняется по мере их названия.

(Приложение 2)

— Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”).
(Приложение 3)

— Как называется эта сказка?

— Определите, к какому виду сказок можно отнести
сказку теремок? (О животных)

— Докажите свой ответ. (Животные – действующие
лица, цепевидность — повторение эпизода,
стихотворные песенки, воспроизведение одного и
того же действия).

— Послушайте еще один отрывок. (“Каша из
топора”). (Приложение 4)

— Как называется эта сказка?

— К какому виду сказок она относится? (Бытовые).

— Докажите. (Реальный мир людей, необычайная
находчивость, диалог, два мира-богатый и
бедный,,работник и барин, солдат и генерал).

— Послушайте еще один отрывок.

— Как называется эта сказка?
(“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)

— А эту сказку к какому виду сказок можно
отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые
записываются на листы-тучки и вывешиваются на
доску).

— Почему получились разные гипотезы? (Не хватает
фактов)

— Что мы не знаем? (Признаки и особенности
волшебной сказки).

— На какой вопрос урока будем искать ответ?
(Учащиеся опираются на “ключи-помощники”,
формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)

— Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка? Вопрос записывается учителем
на листе бумаги и вешается на доску.

— Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос
урока?

— Я предлагаю вам поработать в группах с
известной русской народной сказкой
“Царевна-лягушка”.

2 этап. Основная часть

— Предлагаю поработать в группах и найти ответ
на поставленный вопрос урока. Каждая группа
получает задание.

(Приложение 7)

— Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся
читают отрывок из сказки и заполняют рабочие
листы, записывают вывод своей работы.

— На работу в группах отводится 10-15 минут. По
мере выполнения работы, группа вывешивает свой
номер на доску, определяя очередность защиты
своей работы.

Физкультминутка. Слайд 3

3 этап. Защита работ

— Каждая группа выходит к доске по очереди и
защищает свою работу. Остальные учащиеся
заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные
сказки”. (Приложение 8)

1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа

4 этап. Обобщение

— Наведем порядок. Факты, полученные детьми
,вывешиваются и озвучиваются под понятием
“Волшебные сказки”.

— Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его.
“Какими признаками и особенностями обладает
волшебная сказка?”.

— Вывешивается лист бумаги, на котором
записывается учителем обобщение,
сформулированное детьми.

“Волшебная сказка — это сказка, в которой
присутствуют следующие особенности и признаки:
зачин, прием троекратного повтора, завязка,
развитие действия, кульминация, концовка,
сказочные герои, волшебные предметы, волшебные
превращения”.

— Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно
предположил признаки и особенности волшебной
сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению.
Какие особенности и признаки волшебной сказки
вам удалось открыть сегодня на уроке?

5 этап. Подведение итогов

— Предлагаю составить синквейн. Объясните
значение этого слова. Тема “Сказка”.

— Синквейн записывается учителем на листе
бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.

(Сказка,

Волшебная, загадочная,

Рассказывает, завораживает, поучает,

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок.)

— Игра завершит сегодняшний урок. “Я рад(а),что я
волшебна сказка ,потому что…”. Учащиеся
перечисляют признаки и особенности волшебной
сказки, подводя итог урока.

6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”

Учитель раздаёт заранее изготовленные из
бумаги волшебные предметы “стрелы” трех цветов:
красные — ничего не усвоил, зеленые — понял, не до
конца, желтые — все понятно, все усвоил. Каждый
школьник выбирает тот предмет, какое настроение
– отношение он получил от урока, вывешивает
“стреляет” на лист кувшинки. Желающие могут
озвучить своё мнение. (Приложение 9).

7 этап. (Домашнее задание)

Учитель предлагает детям найти волшебные
сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист
“Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).

План
– конспект урока

1.    
Предмет-
литературное чтение.

2.    
2
класс.

3.    
Урок
18. Тема: «Жанровые особенности русской народной сказки «Гуси – лебеди».»

4.    
Учебник:
Литературное чтение,2 класс (1ч.)/сост. Л.Ф.Климанова и др. – М: Просвещение,
2012г. УМК «Школа России»

5.    
Цель
урока: Выявление жанровых особенностей русской народной сказки «Гуси – лебеди».

6.    
Задачи:

·       
Обучающие:
выявить жанровые особенности  русской народной сказки «Гуси – лебеди».

·       
Развивающие:
развивать внимание, речь, мышление, интерес к чтению сказок.

·       
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение к окружающим, уважение к старшим, чувство
товарищества, взаимопомощи.

10.Тип
урока – комбинированный.

11.Формы
работы учащихся: парная,групповая, индивидуальная, коллективная.

12.Необходимое
техническое оборудование: компьютер, медиапроектор.

13.
Структура и ход урока:

1.    
Организационный момент.

(Вступительное
слово учителя)

Известны
сказки с давних пор.

Не
верь тому, кто скажет,

Что
это выдумки и вздор,

Его
не слушай даже.

Скорее
сказки почитай,

Запомни
их получше

И
мудрость древнюю узнай-

Они
всему научат.

Мы
сказки знаем назубок,

Ведь
с детства их читаем,

Но
что-то новое, дружок,

Сейчас
о них узнаем.

-Сегодня
мы продолжим работу над русской народной сказкой «Гуси-лебеди».( Слайд №1) А
пока вспомним и другие сказки.

2.    
Вызов.(Актуализация опорных знаний.)

Создание
проблемной ситуации.

(Перед
детьми выставка книг русских народных сказок в следующем порядке: «Лиса и
Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лиса и
Тетерев»)

    
    -Разделите эти книги на группы. («Лиса и Журавль», «Лиса и Тетерев»-  сказки
о животных; «Каша из топора», «У страха глаза велики»-бытовые сказки; сказку
«Гуси-лебеди» могут  отнести к той или иной группе, а могут поместить
отдельно.)

         
-Почему вы так разделили?(Ответы детей, одновременно идет заполнение кластера) (Слайд
№2)

74f2061843d601351c3023c885c599f4db

3.    
Работа по теме урока.

Повторение
содержания сказки.

-Так,
к какой же группе мы отнесем сказку «Гуси-лебеди»? Чтобы это понять, нам нужно
вспомнить сказку. Откройте рабочую тетрадь на с.26, задание 1. (Слайд №3)

-Прочитайте
задание. (Дети читают задание)

-Работать
вы будете в парах. Вспомним правила работы в парах.  ( Нельзя шуметь,
перебивать друг друга,  говорить хором во время работы в парах.  Надо уметь
слушать одноклассника,  высказывать свое мнение.)

(Работа
в парах.)


Проверяем работу. (Дети высказывают свое мнение, доказывают его.)


Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в
сказке. (Слайд №4) (Проверка по эталону).


Молодцы, а теперь давайте немного отдохнем.

(Физминутка)

 Мы
по лугу прогулялись

И
немного отдохнем.

Встанем,
глубоко вздохнем,

Руки
в стороны, вперед.

Чудеса
у нас на свете:

Стали
карликами дети,

А
потом все дружно встали,

Великанами
мы стали.

Дружно
хлопаем,

Ногами
топаем!

Хорошо
мы погуляли

И
нисколько не устали!

Осмысление.
(Выявление жанровых особенностей сказки.)

-Пока
мы с  гуляли по лугу, с нами происходили чудеса: то мы становились карликами,
то-великанами. А в сказке «Гуси-лебеди» есть что- нибудь необычное, волшебное,
что отличает ее от сказок о животных или от бытовых сказок? (Ответы детей:
печка, яблоня и речка оживают, Баба-яга и т.д.)


Верно, ребята, если в сказках происходят какие-то чудеса, волшебство, где добро
побеждает зло, прославляются доброта, сострадание, щедрость, трудолюбие, то
такие сказки называют волшебными. (Слайд №5)

ebc4672f63681ee196f498cc049a5110be


Давайте найдем доказательства, того, что сказка «Гуси-лебеди», действительно
волшебная. Для начала, посмотрим на заголовок. Что интересного заметили? (Слайд
№6)
(Необыкновенные птицы – одновременно и гуси, и лебеди, волшебные
птицы.)


Молодцы, ребята. Уже само название говорит о том, что это волшебная сказка и
она отличается от бытовых сказок и сказок о животных.

(Работа
в группах.)


Сейчас мы разделимся на группы и проведем соревнование. Какая группа найдет
больше отличительных особенностей сказки «Гуси-лебеди» от тех сказок, которые
мы прочитали в этом разделе.  (Из предложенных записей, дети выбирают те,
которые относятся к сказке «Гуси-лебеди», ответы по группам.) (Прил.1.)


Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось? ( Используя ответы детей,
заполняется кластер) (Слайд №7)

 43f8968fa932b7ad9f7f829f8e64b287fd


Кто же волшебные герои сказки ? (Гуси-лебеди, Баба-яга) (Слайд №8)


Кто помогал девочке? (Печка, яблоня, речка) (Слайд №9)


Ребята,
сколько раз девочка обращается за помощью? (Три раза)


Почему сначала печка, яблоня и речка отказывают девочке в помощи? (Грубо
разговаривает)

(Выборочное
чтение.)


Прочитайте эти эпизоды. (Дети читают)


Как изменилась девочка после встречи с Бабой-ягой? (Она изменилась, стала
вежливая, добрая)

-Почему
произошли такие изменения, за что она была наказана? (Не послушала родителей,
заигралась, не смотрела за братцем)


Как изменяется отношение волшебных помощников к девочке? Прочитайте эти
эпизоды. (Дети читают) (Слайд № 10)


Ребята,
в этой сказке добро победило зло? (Победило)


Благодаря чему это произошло? (Девочка изменилась, помощники ей помогли и
гуси-лебеди не догнали детей.) (Слайд №11)


Ну что ж, молодцы, ребята.

4.Закрепление
.

(
Индивидуальная работа. Проверочный тест.)


А сейчас, я вам предлагаю небольшое проверочное задание. Из теста вы можете
выполнить все три задания или два задания, а можете выбрать только одно,
понравившееся вам задание.   (Дети выполняют задание) (Прил.2.)


А теперь проверьте, правильно ли выполнили свое задание.  (Проверка по ключу
ответов заданий №1 и №2.) (Слайд №12.) А третье задание я проверю позже.

5.
Итог урока.


Что вам понравилось на уроке, запомнилось и почему?


Что нового открыли для себя на уроке?


Перечислите признаки волшебной сказки.


Какой урок вы извлекли для себя из сказки?

6.
Рефлексия.

— В нашей сказке встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.  (На доске
изображение яблони.)

— Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.
У каждого из вас есть 3 яблока красное, желтое и зеленое.

— Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя
проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях волшебной сказки –
прикрепите красное яблоко.

— Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не
получается – желтое.

— Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо
немного созреть.

7. Домашнее задание. (По выбору)

Выполнить задание в рабочей тетради (№2 на с.26) или составить
рассказ по пословице « Не дорого начало, а похвален конец» или по любой другой,
которая подходит к сказке «Гуси-лебеди».

Список
литературы

1.    
Бойкина
М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. —  М:
Просвещение,2012г.

2.    
Контрольно
– измерительные материалы . Литературное чтение 2 класс./Сост. Кутявина С.В. –
М.: ВАКО, 2012г.

3.    
Кутявина
С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. – М.: ВАКО, 2012г.

4.    
Литературное
чтение. Учебник для 2 класса ч.1./ Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.:
Просвещение, 2012г.

Приложение
1

13ffe41e6f0d10d50175a1163c57ab3f16

Приложение
2

Тест
по теме «Жанровые особенности русской народной сказки

«Гуси-лебеди».»

1.    
Отметь волшебную сказку:

А)
«Каша из топора»

Б)
«Гуси-лебеди»

В)
«Лиса и Тетерев

2.    
Отметь отличительные черты волшебной сказки:

А)
В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса

Б)
У любой волшебной сказки всегда есть автор

В)
Главные герои сказки-животные

Г)
Троекратный повтор

3.    
Дополни список волшебных сказок:

«Гуси-лебеди»,
«Царевна – лягушка»,…

14. Технологии, используемые на уроке

Этап
урока

Название
технологии

Время (в мин.)

1.

Вызов,

осмысление

Технология развития критического мышления

(прием «кластер»)

5 минут

10 минут

2.

Вызов, повторение,

осмысление, контроль.

ИКТ-

технология

10 минут

3.

Физминутка,

работа в группах

Здоровьесберегающие технологии

7 минут

4.

Закрепление (тест)

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

7 минут

Своеобразие волшебной сказки как особого жанра детской литературы

Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

В сказках дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам.

Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как повествовательность сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива».

Волшебная сказка – самая традиционная и самая популярная разновидность народной сказки, в ней во всей полноте раскрываются возможности этого жанра, создаётся целостный художественный мир. Не удивительно, что говоря «сказка» мы чаще всего имеем в виду именно волшебную сказку, и именно она остаётся с маленьким читателем на протяжении многих лет.

Все мы с детства отлично представляем себе, что такое волшебная сказка. И всё-таки стоит присмотреться к ней ещё раз и попытаться понять, в чём же секрет её вечного очарования, в чём её непреходящая ценность.

Самый главный признак сказок вообще во всей полноте раскрывается именно в этом жанре: сказка основана на вымысле, мы заранее знаем, что перед нами нереальный мир.

Волшебная сказка – это торжество вымысла, она соткана из чудес. Она переносит читателя в вымышленный мир, отрывает от обыденности и уже этим привлекает его внимание: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь» («Царевна-лягушка»). Иван-царевич отправляется за Жар-птицей «сам не зная, куда» или за Василисой Премудрой «за тридевять земель, в тридесятое царство, в подсолнечное государство», а одна из сказок и вовсе называется «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Художественное пространство сказки не имеет никакого отношения к реальному, оно максимально удалено от реальных мест: «близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли…» – излюбленная присказка. Столь же своеобразно и сказочное время: оно течёт не так, как настоящее, и может замедляться и ускоряться в зависимости от развития действия. Отсчёт времени ведётся от одного эпизода к другому, от последнего значительного события: «на другой день после свадьбы» («Царевна-лягушка»), «на первую ночь» – после того, как царь посылает сыновей сторожить яблоки («Иван-царевич и серый волк»), «на третью ночь» – после смерти отца («Сивка-бурка»). А иногда неизвестно даже, сколько времени прошло между событиями: «много ли, мало ли времени прошло – посылают Емелю опять за дровами» («По щучьему веленью»).

Сказочное время замкнуто само в себе, сказка начинается с нуля, а в финале время останавливается, перед нами замкнутый мир, где даже время течёт по иным законам. Например, излюбленный стилистический приём сказки – троекратное повторение – замедляет развитие действия, а в финале время, напротив, ускоряется: «Разговоры тут были коротки: весёлым пирком да за свадебку» («Сивка-бурка»). Кстати, свадьбой заканчивается большинство волшебных сказок, а их сюжеты – это истории поиска или завоевания возлюбленной. Эти сюжеты сложны и увлекательны, они состоят из нескольких эпизодов, связанных с задачей главного героя. Как правило, он получает очень трудное задание: победить могущественного врага, найти «то – не знаю что» и вернуться обратно живым. Самый устойчивый сюжетный мотив – это путешествие: герой непременно отправляется в неведомые края и преодолевает серьёзные препятствия. Все персонажи волшебной сказки разделяются на две группы: герои и их помощники, с одной стороны, и враги, и их помощники – с другой. При этом враг изначально гораздо сильнее главного героя, а по ходу действия его сила может и возрастать: у Змея Горыныча вместо трёх отрубленных голов вырастает шесть и девять. Возможности же главного героя, напротив, вначале преуменьшаются: «Жили-были старик да старуха. У них было три сына – два старших умниками слыли, а младшего все дурачком звали. Старших старуха любила – одевала чисто, кормила вкусно. А младший в дырявой рубашке ходил, черную корку жевал» («Летучий корабль»). Так создаётся эффект неожиданности: младший нелюбимый сын, «Иванушка-дурачок» побеждает любое «чудо-юдо», выполняет самые сложные задания царя, а в финале и вовсе превращается в красавца, женится на царевне и сам становится царём. Вот здесь на помощь герою и приходят чудесные животные или волшебные предметы: говорящая щука, сивка-бурка, серый волк, шапка-невидимка, волшебный клубочек, скатерть-самобранка.

Исследователи полагают, что чудеса необходимы в сказке как раз для того, чтобы объяснить необъяснимое: мгновенные перемещения, превращения, победа слабого над сильным. При этом заслуги самого героя ничуть не умаляются: ведь помощь он чаще всего получает за свою доброту, энергичность, трудолюбие, отвагу. Емеля пожалел щуку, Иванушка не побоялся трижды ночевать на могиле отца, Иван-царевич отпустил медведя, зайца и селезня. На протяжении сказки решается вопрос о ценности героя, он совершает ошибки и исправляет их, проходит множество испытаний, прежде чем получает заслуженную награду. Для того чтобы добро восторжествовало, герою приходится приложить немало усилий, а подчас и измениться самому. Сказка не просто констатирует победу добра над злом, не просто утверждает веру в торжество справедливости. Она показывает нелёгкий путь к этому справедливому положению вещей и тем самым формирует представление о том, каким должен быть и как должен поступать человек, иначе говоря – всю систему этических ценностей. Несмотря на всю свою фантастичность, сказка не совсем оторвана от действительности, в ней нашли отражение древние народные верования и обычаи, а также представления наших предков о мироустройстве. И хотя главная мысль сказки не нова, она ничуть не тускнеет от многократных повторений: человеческие возможности неограниченны, а добро обязательно восторжествует над злом.

Об этих сложных вещах волшебная сказка рассказывает простым и поэтичным языком. Её стилистика устойчива, ряд приёмов повторяется из сказки в сказку. Традиционны присказки и концовки: «жили-были старик со старухой» (муж и жена, дед и баба…), «в некотором царстве, в некотором государстве…», «и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал – молодец». Для перехода от одного сюжетного эпизода к другому или характеристики героев тоже используются устойчивые формулы: «долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать». Мы уже упоминали о сказочных повторах, чаще всего троекратных: царевна-лягушка выполняет три задания царя, Иван – крестьянский сын трижды сражается с чудом-юдом, Андрей-стрелок трижды отправляется в путешествие: на тот свет, в тридесятое царство за котом-Баюном, а потом и вовсе «туда – не знаю куда». Используются в сказке и постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «верный конь», «мать сыра земля». Когда-то все эти приёмы облегчали задачу сказочникам, помогали удерживать сказку в памяти и привлекать внимание слушателей. Сегодня они помогают маленькому читателю, делают замысловатые сюжеты лёгкими для восприятия, развивают языковой вкус.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребёнка, даёт образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребёнка.

Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя её главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – понимание их смысла, проникновение в их содержание.

  • Отметь героев сказки которые помогали ивану царевичу марья моревна
  • Отметина на теле как пишется
  • Отметь жанр фольклора рассказ басня былина повесть стихотворение
  • Отменить поход ввиду грозы как пишется
  • Отменить как правильно пишется