Отмашку дашь как пишется

Глагол дашь правильно пишется с мягким знаком дашь взаймы?; дашь маленькому творожку?. писать, опуская его даш грубейшая орфографическая ошибка,

Глагол «дашь» правильно пишется с мягким знаком (Дашь взаймы?; Дашь маленькому творожку?). Писать, опуская его («даш») – грубейшая орфографическая ошибка, непонятно выходит, что тут имеется в виду. (Разве что “много Даш”, т.е. женщин по имени Дарья, тогда действительно без мягкого знака, но с большой буквы. Либо как обращение к той же уже единственной Дарье – Даше – “Даш, а не дашь ли мне ручку?” )

Пояснение

Человеческая речь носит в целом импульсный характер, и недаром: импульсные способы передачи сигналов выигрышнее прочих во всех отношениях. Вспомните, современные информационные потоки почти исключительно цифровые, т.е. импульсные.

Однако человеческий голосовой аппарат не электронный коммуникационный порт: нет у нас необходимого для этого эволюционного задела. Общаться одними лишь щелчками мы не способны, поэтому звуки членораздельной речи представляют собой акустические импульсы с частотным заполнением (речевые посылки).

Труднее всего формируются посылки, соответствующие шипящим звукам «ж», «ч», «ш» и «щ»: они заполнены шумоподобным сигналом, по определению континуальным, т.е. непрерывным. Чтобы выдать «набитый шумом» резкий импульс, с крутыми передним и. особенно, задним фронтами, голосовые связки должны сработать с перегрузкой. Зависит это не только от собственно конечных звуков, но и от того, какие буквы выговариваются перед ними; говоря техническим языком – от характера модуляции речевой посылки.

Самые тяжелые в данном отношении «ж» и «ш», их шумовое заполнение практически белый шум. Поэтому оканчивающиеся на них короткие отрывистые слова пишутся большей частью с мягким знаком в конце: «мажь», наше «дашь», «ешь», «тушь» и многие другие.

Мягкий знак отпадает, если нужно подчеркнуть смысловую твёрдость и/или особую значимость слова («душ» (ведь могут иметься в виду и людские души), «муж», «туш» – бравурная оркестровая композиция), или если слово достаточно длинное, ритмичное и голосовые связки за время его произношения успевают подготовиться к тому, чтобы промодулировать посылку, «затянув» её задний фронт (спад), т.е. смягчив конец («подкидыш», «ералаш», «шалаш»). Последнее слово по части шумовой модуляции вообще идеально, поскольку представляет собой палиндром, одинаково читается как спереди назад, так и залом наперёд.

«Ч» заполнено шумом, напоминающим «розовый», с преобладанием низкочастотных составляющих; задний фронт соответствующей посылки сам по себе довольно-таки затянут, так что слов, оканчивающихся на «натуральное» «-ч» в живой речи больше. В «щ» уже как бы встроен «ь», задний фронт её посылки пологий, и потому слов с концом на «-щь» совсем немного («вещь», «помощь», и др.). Зато «ча» и «ща» нужно, как известно, писать через «а», а «чу» и «щу» с буквой «у», которые вследствие той же затяжки спада посылки в таких слогах выговариваются очень близко к «я» и «ю». Если же попытаться выговорить, ну, скажем, «чящя» или «щюка» так, как здесь написано, то голосовые связки испытают запредельную нагрузку. По той же причине «бич» пишется без мягкого знака.

Систематическое перенапряжение голосовых связок вредит не только им. От резкого «обрубания» шумовых импульсов по носоглотке распространяется акустический микроудар, что может с течением времени нанести ущерб общему состоянию здоровья, вплоть до нарушений работы органов дыхания и расстройства умственных способностей. Профессиональное слабоумие болезнь не только боксёров из-за ударов по голове, но нередко встречается и у певцов, часто и сильно форсирующих голос. Возможно, именно оттого «рубка мягкости речи» так распространена в протестных субкультурах, наделённых «психологией камикадзе»: хоть как-то навредить кому угодно, даже если себе же будет хуже. Так что учтите: правильная орфография это не только и не столько нудные уроки с висящей над душой училкой-занозой. Это – жизненная необходимость, раз уж мы обладающие даром речи разумные существа; по крайней мере, те, кто пока что остаётся таковыми.

Примечание: явление, аналогичное описанному выше, чрезвычайно широко распространено в англоязычных странах, только происходит в иных формах. К примеру, из американского городского сленга фактически исчезло несколько протяжное и должным образом промодулированное «you», а его место заняло рыкающее рубленое «U», которое к тому же произносится почти как русское «й».

Значение

Слово «дать» глагол, означающий в общем передачу кому-то чего-то. В русском языке, в соответственных личных формах, употребляется в таких значениях:

    1. Наделить, передать (синоним) в распоряжение, собственность, из рук в руки: «Дашь велосипед покататься?»; «Я на работу, а ты дашь Вовке позавтракать».
    2. Принести (синоним) результат, выдать (частичный синоним) итог: «Я уверен, что мой труд даст небесполезные плоды»; «Ну и что это тебе даёт, кроме забот и хлопот?»; «А ты уверена, что дашь ему всё, что следует?». Синоним «посодействовать»; частичные «подсобить», «пособить» (не в юриспруденции и других сильно формализованных сферах деятельности), «отдать» (более касательно личной жизни).
    3. Поделиться сведениями, предоставить (синоним) информацию: «Дашь мне Галкин ватсап? Срочно посоветоваться надо». Частичные синонимы (просторечные) «кинуть», «сдать».
  1. Позволить, разрешить (синонимы), не запрещать, не препятствовать: «Дашь поиграть с твоей кошечкой? – Ты что, она и гладить себя посторонним не даёт».
  2. Организовать, устроить (синонимы), провести мероприятие: «Уважаемый <имярек>! Рада вас известить, что <такого-то числа> даю званый вечер в честь Дня рождения дочери. Празднество начнётся в <такое-то время> по <адрес>»; «А давай-ка дадим тому скоту урок, чтобы над малышнёй не измывался». Частичные синонимы «выдать», «задать», «преподать».
  3. Подвергнуть физическому воздействию: «Дайте нагрузку в 150% от расчётной, должна выдержать»; «Дать бы тебе по первое число, да руки пачкать неохота. – А пенделя не дашь? Слабо? – А что, это идея. Получай!» Синоним «задать»; частичные «выдать», «наложить», «приложить» (преим. технический), «врезать», «двинуть», «накласть» (просторечный), «ударить».
  4. Выявиться, проявиться, обнаружиться (частичные синонимы) в результате того же воздействия: «Нет, не держит. Вон, тянучку дала, вот-вот лопнет»; «Вот так-то! И кровянки не дал, чисто сделано». Ещё частичные синонимы «выдать», «(вы)пустить».
  5. Оценить численно приблизительно, прикидочно, на глаз: «Сколько бы ты дал за эту шкурку?; «Извёстке в это мешке полсотни кило на прикидку никак не дать»; «Дедуле тому запросто дашь полторы сотни годков в деревянном тулупе <гробу>, а в кои жизненные веки его зарыли, не берусь и гадать». Частичные синонимы «положить», «сказать».

В просторечии и на жаргоне (сленге):

  • В торговле – как непрофессиональный синоним к «продать», «отвесить», «отпустить», «реализовать»: «Дайте-ка мне пачку пельменей, пакетик лаврушки, стаканчик сметаны и полкило сахару».
  • В житейском обиходе – синонимом к «выдать» в значении поразить, удивить поступком, высказыванием, какой-нибудь выходкой: «Во деревня! Во даёт! Да кто ж его посадит! Он же памятник!» (из кинофильма «Джентльмены удачи» Л. И. Гайдая); «Ну, Михалыч, ты и даёшь! Где наловчился так-то зверя бить?»; «Юрка на сабантуе у Аллы как наклюкался, так ты бы видела, что он выдавал! – Да, он поддатый как даст, так хоть стой, хоть падай».
  • Отдаться сексуально, позволить овладеть собой сексуальным образом (допустимо употребление в литературных текстах): «Коль ты мне не дашь, так и я тебе не дам (Дж. Бокаччо, «Декамерон»).

Примечание: в данном примере служанка требовала у повара ногу зажаренного для сеньора журавля в обмен на половой акт.

В специальной терминологии:

  • В издательском деле и полиграфии – предоставить материал для публикации (большей частью в периодических изданиях): «Так что, дашь статью о Дне города? – Дам, если Порфирьев даст к ней хорошие фотографии».

Грамматика

Слово «дать» – переходный невозвратный глагол совершенного вида изолированного спряжения (спрягается особым образом). Состоит из одного лишь корня. «давать». Пояснения к грамматической характеристике:

  • «Переходный» – действие совершается самим действующим субъектом (он сам что-то даёт), а не перепоручает передачу кому-то.
  • «Совершенный вид» говорит о том, что действие уже совершено или к его совершению нет видимых препятствий. Сравните: «накрывать»«накрыть»; «давать»<ещё только> – «дать»<уже отдать>.
  • «Невозвратный» – действие не обращено на себя. Самому себе можно помочь, нечто подарить, передать (переложить) из кармана в карман, но не дать: для этого нужен некто посторонний дающий. Для сравнения: «возвратиться» (самому) – «возвратить» (вернуть кому-то что-то).

Личные формы глагола «дать» таковы:

Первое лицо:

  • (Я) дам (будущ.)/ дал (прошедш. муж.)/ дала́ (прош. жен.)/ <бы> дал (дала́́) или дал (дала́́) <бы> (сослагательн.)/ <должно? (до́лжно? надо? необходимо?)> дать (повелительн.).
  • (Мы) дади́м (будущ.)/ да́ли (прошедш.)/ <бы> да́ли или да́ли <бы> (сослагательн.)/ <должно? (до́лжно? надо? необходимо?)> дать/<давайте-ка?> дади́м/дади́мте <-ка> (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) дашь (будущ.)/ дал (дала́) (прошедш.)/ <бы> дал (дала́) или дал (дала́) <бы> (сослагательн.)/ дай́/<должно? (до́лжно? надо? необходимо?)> дать (повелительн.).
  • (Вы) дади́те (будущ.)/ да́ли (прошедш.)/ <бы> да́ли или да́ли <бы> (сослагательн.)/ да́йте/<должно? (до́лжно? надо? необходимо?)> дать (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) даст (будущ.)/ дал (прошедш.)/ <бы> дал или дал <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> даст (повелительн.).
  • (Она) даст (будущ.)/ дала́ (прошедш.)/ <бы> дала́ или дала́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> даст (повелительн.).
  • (Оно) даст (будущ.)/ дало́ (прошедш.)/ <бы> дало́ или дало́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> даст (повелительн.). В зависимости от ритмики фразы возможен вариант «да́ло», если получившееся предложение так легче выговаривается и запоминается.
  • (Они) даду́т (будущ.)/ да́ли (прошедш.)/ <бы> да́ли или да́ли <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> помо́гут (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени да́вший; страдательное да́нный. Деепричастия прошедшего времени да́в, да́вши.

В зависимости от ритмического строя предложения (желательной для гладкости речи расстановки в нём ударений) в формах с частицей «не» прошедшего времени 3-го лица мужского и среднего рода, а также во множественном числе того же лица, ударение может перемещаться на частицу: «не́ дал», «не́ дало», «не́ дали», но в единственном числе женского рода всегда остаётся на месте не дала́»).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Правильный вариант написания слова: дашь (от слова дать), но Даш (от женского имени Даша), даш (название криптовалюты, от английского DASH), даш-диета (от английского DASH-диета)

Правило

Имя существительное собственное

Если речь идет о женском имени Даша, то здесь все просто — «Даш» при обращении к девушке, в данном случае это разговорная форма, которую официально не принято использовать. Но если Даша не одна, а у нас две Даши, то в родительном падеже множественного числа будет уже общепринятая форма — «Даш«. Например: у Даш было общее мнение по всем вопросам, как будто, это были не две девочки, а одна.

Имя существительное нарицательное

Если мы говорим о транслитерации английского слова «Dash«, написание также будет без мягкого знака в конце — «даш«. Поэтому даш-диета, дашборд, даш криптовалюта и т.д.

Глагол 2-го лица единственного числа

Здесь разберем правописание глагола «Дашь» (дать)

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова дашь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: дать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Вот почему я сегодня к коленям твоим припадаю: Может быть, сжалишься ты над моим краткожизненным сыном, Шлем ему дашь густогривый, и щит, и поножи, и панцырь. Свой потерял он, отдав его другу, который врагами Был…

Илиада (Гомер)

Ты мне не дашь ни состояния, ни имени… Женитьба должна, мой друг, быть половиной карьеры, а ты… Плакать нечего…

Который из трех? (Чехов)

Толкачов. Пусть и соседи слышат, для меня все равно! Не дашь ты револьвера, так другой даст, а уж мне не быть в живых!

Трагик поневоле (Чехов)

Даш, мы сегодня вечером встретимся?

Курс криптовалюты даш к рублю сегодня.

Ты пробовала раньше даш-диету? Как результаты?

Похожие слова

докатываешь, мигаешь, сколько дашь

Всего найдено: 134

Нет, подожди. — Женщина прервала его и, протянув руку, улыбнулась: — Мне нужен всего один. Слова автора будут образовывать отдельное предложение с таким порядком слов (не «прервала женщина», а «женщина прервала»)?

Ответ справочной службы русского языка

Давайте начнем с двоеточия после слов автора. Правило звучит так: если в словах автора, находящихся внутри прямой речи, имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой — ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы.

В Вашем примере в словах автора только один глагол со значением высказывания (прервала), который относится к первой части прямой речи. А значит, предложение оформляется по обычным правилам: Нет, подожди, — женщина прервала его и, протянув руку, улыбнулась. — Мне нужен всего один.

В данном случае, на наш взгляд, рассматривать улыбнулась как глагол со значением высказывания можно с большой натяжкой. Но в этом случае оформление будет следующим: Нет, подожди, — женщина прервала его и, протянув руку, улыбнулась: — Мне нужен всего один.

Что касается отдельного предложения, то обычно оно располагается после прямой речи и, главное, не содержит глагола со значением высказывания, относящегося к прямой речи.

Здравствуйте, попробую ещё раз задать вопрос. «Давайте есть пчёл» и «дай я почитаю тебе книжку» — это вроде правильные гортативные конструкции. А можно ли в русском языке сказать «Давай ты вымоешь посуду»?

Ответ справочной службы русского языка

Да, можно. Предложение построено верно.

Нужна ли запятая: ешь, давай

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, корректно ли употреблять в фразе «передавай привет» глагол несовершенного вида, учитывая, что в этой фразе нет ни периодически повторяющегося действия, ни длительности, ни прочего, чему обычно служит использование глаголов несовершенного вида? Ведь человек хочет, чтобы привет был передан. Однократно и как законченное действие Если корректно, то почему?

Ответ справочной службы русского языка

Такое употребление корректно (форма НСВ содержит указание на совершение действия «когда представится возможность»).

Грамота, подскажите, пожалуйста! Как пишется «быстро обновляемый? Слитно, раздельно или с дефисом? Даю контекст. «Давайте расшифруем название: Quickly Updatable Information Kit – Быстро обновляемый информационный комплект». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно слитное написание: быстрообновляемый.

Здравствуйте! Как правильно расставить знаки пунктуации в следующем предложении: «Давай, будем думать, что все, что не делается, — к лучшему». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Давай будем думать, что все, что ни делается, к лучшему.

«давайте говорить как петербуржцы» Нужна ли запятая перед «как»?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка запятой не требуется (оборот с союзом «как» тесно связан по смыслу со сказуемым).

Здравствуйте! Позвольте спросить, правильно ли расставлены знаки препинания в следующих двух предложениях. Потому что давайте начистоту: Вы знаете, какой у Вас тип кожи? Извините, но ответ «хмм, да, что-то вроде сухой» не принимается. Спасибо!!

Ответ справочной службы русского языка

Приведенный Вами вариант пунктуационного оформления корректен.

в чем отличие глаголов слушать и слышать

Ответ справочной службы русского языка

СЛУШАТЬ, -аю, -аешь; нсв. 1. (кого-что и с придат. дополнит.).Обращать, направлять слух на какие-л. звуки, чтобы услышать; воспринимать слухом. С. лекцию. С. музыку. С. радио. С. сказки. С. пластинку. Все, затаив дыхание, слушали рассказчика. Люблю с. шум моря. С. Баха (музыку Баха). Слушаю вас (речевая формула, которую употребляют, снимая трубку, в ответ на вызов по телефону). 2. (св. выслушать). кого-что. Исследовать путём выслушивания состояние и работу какого-л. внутреннего органа; прослушивать. С. сердце. С. лёгкие. Врач внимательно слушал больного. 3. что. Публично разбирать (какое-л. судебное дело). С. дело в суде. // Знакомиться на слух с чем-л. публично оглашаемым. С. отчёт о конференции. 4. что. Изучать что-л., посещая лекции. С. курс высшей математики. С. лекции академика Шахматова. Начал с. курс русской истории в университете. 5. кого-что. (нсв. послушать). =Слушаться (1 зн.). С. родителей. С. врача. С. чьи-л. советы, наставления. Ребёнок никого не слушает. Совсем перестал с. старших. Обещай, что будешь с. бабушку. Не слушай его! Ничего не хочет с. (не реагирует на чьи-л. слова, советы, просьбы). <Слушай; слушайте, в зн. межд. Разг. Употр. при обращении к кому-л. в начале разговора для привлечения внимания. Слушай, давай уйдём отсюда. Слушайте, вы когда уезжаете? Слушание, -я; ср. (1-4 зн.). С. лекций. С. дела. Слушаться,-ается; страд. (1-4 зн.). 

СЛЫШАТЬ, -шу, -шишь; слышимый; -шим, -а, -о; нсв. (св.услышать). 1. (кого-что, также с придат. дополнит.). Различать, воспринимать слухом издаваемое, производимое кем-, чем-л. С. смех. С. стук. С. крик. С. гром. Я вас не слышу, говорите громче. Не слышал, как звенел будильник. Своими собственными ушами слышал что-л. С. похвалы. С. возражения. Вы слышали вопрос? И с. об этом не хочу (категорически отказываюсь принимать участие в чём-л., делать что-л. и даже обсуждать предлагаемое). 2.Обладать слухом (1 зн.). Левое ухо совсем не слышит. Плохо слышу этим ухом. Старик не слышит (глухой). 3. что, о ком-чём, про кого-что или с придат. дополнит. Иметь какие-л. сведения, знать по разговорам, слухам и т.п. Слышали анекдот? Это имя я где-то уже слышал. Слышал, что вы побывали в Италии. Не раз слышал о повадках этого зверя от местных жителей. Ты что-нибудь слышал про Петрова? Что я слышу! (возглас удивления услышанным). 4. что и с придат. дополнит. Разг. Распознавать путём ощущения; ощущать, чувствовать, замечать. С. запах, аромат. С. сердцем, душой. В покорности ягуара дрессировщик слышал угрозу. Не слышал, что его толкают. Сердце слышит беду. Земли под собой не слышать (испытывать сильную радость, быть в восторге). Не слышать ног под собой (испытывать чрезмерно сильную усталость от бега, ходьбы или восторга). Себя не слышать от чего(забывая всё, горячо, полностью отдаваться чему-л., какому-л. чувству). 5. кого-что. Разг. Распознавать чутьём; чуять (о животных). Пёс слышит дичь. Старая кошка не слышит мышей. <Слышишь; слышите, в зн. межд. Разг. Употр. для подчёркивания сказанного, настоятельного указания на что-л. Вечером я вас жду, слышите. Тебе нужно отдохнуть, слышишь. 

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, найти ответ на вопрос. Нужна ли занятая в словосочетании: «Давай бери»? К примеру, в предложении: «Давай бери-стул и садись к нам»?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не ставится: Давай бери стул и садись к нам.

Добрый день. У меня вопрос о сочетании вопросительного и восклицательного знаков и отточия. В ответе к вопросу № 270133 (задавала не я), вы пишете: «Интересный вопрос. В справочниках такого, действительно, нет. Или почти нет. Давайте рассуждать. Есть правило: после вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две. Правило основано на том, что первая точка стоит под одним из названных знаков. Значит, при сочетании трех знаков надо оставить только одну точку: ?!. Первая и вторая точки стоят под вопросительным и восклицательным знаками.» На мой взгляд, наоборот, нелогично. Максимум отточие должно сокращаться до двух точек, иначе это просто точка. К тому же, к «?!» частенько добавляются дополнительные «!» для эмфазы. По вашей логике, точек в «?!!» вообще не должно остаться. Как тогда указать наличие отточия? Я предлагаю считать грамотным такое сочетание знаков: «?!..».

Ответ справочной службы русского языка

Мы передадим Ваше предложение в Орфографическую комиссию РАН. Спасибо!

Добрый день!Как объяснить ин.студентам значение глагола,,давай,, в предложение,,Давай поженимся!,, , ,,давай разберёмся….и т.д.

Ответ справочной службы русского языка

Слово давай используется здесь в значении частицы. Оно сочетается с инфинитивом глагола несовершенного вида (давай мириться) или с формой 1-го лица множественного числа будущего времени (давай помиримся) и выражает приглашение к совместному действию или побуждение к действию.

Добрый день! Подскажите, как правильно? Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания (или самообладание), незначительные очаги можно потушить огнетушителем?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: не теряйте самообладания.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, правильно «получится» или «получиться» в предложении ниже: «Давайте встречаться и посмотрим, что из этого может получиться» Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: может получиться.

Подскажите, здесь фразу в скобках нужно начинать с заглавной («А давайте всё начинать с заглавной!») или со строчной («а давайте всё начинать со строчной!») буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Предложения в скобках следует писать с большой буквы.

Как правильно писать глагол — «дашь» или «даш»

Глаголы второго лица

Часто возникают сомнения, как правильно писать глагол — «дашь» или «даш». Чтобы не запутаться в орфограммах, необходимо определить, какая часть речи имеет место в конкретной фразе. В случае со словами «дашь» и «даш» это может быть глагол или имя существительное.

Мягкий знак на конце глагола пишется в следующих случаях:

Инфинитив

Учебники

  1. В глаголах неопределённой формы (инфинитивах). Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Инфинитивы не склоняются по числам и лицам. Примеры предложений: Если смазать ранку йодом, будет сильно жечь. Давайте вместе беречь природу. Надо стричь усы и гриву в год примерно раза два. Во всех предложениях сказуемые отвечают на вопрос «что делать?».
  2. В глаголах второго лица единственного числа. Эти глаголы по форме сопоставляются с местоимением второго лица (ты). Они отвечают на вопрос «что (ты) делаешь?». Могут иметь совершенную или несовершенную форму (делаешь и сделаешь, поёшь или споёшь песню, создаёшь и создашь рецепт). Примеры предложений: Если хочешь быть здоров, делай зарядку. Ты мечтаешь повидать мир. Что сейчас делаешь? В эту группу входит и глагол «дашь»: Если ты дашь мне второй шанс, я всё исправлю. Ты ничего не хочешь знать. Когда ты сможешь отдать мне деньги?
  3. В глаголах, стоящих в повелительном наклонении. Эта форма применяется, когда просят, заставляют или приказывают кому-то сделать что-либо. Примеры: Обязательно помоешь посуду. Съешь яблоко. Увеличь количество тренировок.
  4. Во вводном слове «подумаешь»: Подумаешь, забыл почитать книгу.

Глаголы второго лица, а также стоящие в неопределённой форме могут иметь на конце возвратную частицу -ся. В этих случаях после шипящих тоже ставится знак «ь». Примеры: стричься, беречься, обжечься, наешься, поведёшься, наберёшься.

Ответ на вопрос «сколько дашь или даш» зависит от того, какой частью речи является слово, вызывающее сомнение. Если слово «дашь» обозначает действие и является формой второго лица глагола «давать», в конце после шипящих правильно будет ставить мягкий знак.

Примеры предложений:

  • Ты дашь мне номер своего телефона?
  • Если дашь домашнему питомцу заботу, он ответит тебе любовью и преданностью.
  • Не дашь ли ты мне совет, как поступить лучше?
  • Ты же не выдашь нашу тайну?

Существительные с окончанием на шипящие

В русском языке есть несколько групп существительных, которые заканчиваются на шипящие. Некоторые из них нужно писать с буквой «ь», другие — без неё.

Мягкий знак не ставится в следующих группах существительных:

Мягкий знак

  1. Слова женского рода, стоящие во множественном числе в форме родительного падежа. Они обозначают наименования предметов. В именительном падеже единственного числа после шипящих стоит окончание «а»: задача, неудача, встреча, ноша, калоша, чаща, роща, пища. В родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание: решить много задач; полоса неудач; после таких встреч; тяжесть нош; подставка для калош; в глубине зелёных рощ.
  2. В существительных мужского рода второго склонения. Эти слова имеют нулевое окончание. Примеры: наш малыш растёт не по дням, а по часам; принять горячий душ; самый лучший муж; лечащий врач; песчаный пляж; остро заточенный карандаш и пр.
  3. В именах существительных среднего рода, стоящих во множественном числе и родительном падеже. Начальная форма таких слов имеет после шипящего звука окончание -о или -е: плечо, убежище, голенище, пожарище. В родительном падеже имеют нулевое окончание: снимут голову с плеч; повсюду остались следы пожарищ; вылезли из своих убежищ.

Существует также особая разговорная форма существительных. Их применяют только в неформальной речи, обращаясь к собеседнику устно или в неофициальном послании (СМС-сообщения, переписка в социальных сетях). В некоторых источниках такую форму обращения называют звательным падежом.

Эти обращения используются только с хорошо знакомыми людьми или близкими родственниками. Они делают речь более живой, но при этом не накладывают отпечатка вульгарности или пошлости. В таких словах опускается окончание: мам, пап, доч. Часто используются имена: Наташ, Маш, Саш. Если эти обращения заканчиваются на шипящий звук, после них не ставится «ь».

Таким образом, если слово «даш» подразумевает изменённую форму имени Даша, то оно пишется с большой буквы и без мягкого знака на конце. Это касается как множественного числа родительного падежа, так и неформального обращения.

Мягкий знак в русском языке

Примеры написания в разных предложениях:

  • В нашем классе учится несколько Даш и Серёж.
  • Значит, Даш, ты сегодня придёшь?
  • Даш, ты дашь мне списать задачу по алгебре?
  • Не продашь ли ты мне свою корову, Маш?
  • Саш, передашь от меня привет своим родителям и скажешь им спасибо.

Женский род третье склонение

Имена существительные женского рода третьего склонения тоже могут иметь основу, которая заканчивается на шипящий звук. В этом случае на конце слова всегда должен писаться мягкий знак.

Примеры:

Женский род третье склонение

  • Их дочь пошла в первый класс в прошлом году.
  • Речь должна быть грамотной и внятной.
  • К утру печь совсем остыла и пришлось растапливать заново.
  • На стол подали жареную дичь.
  • В уголке за печкой скреблась мышь.
  • Это была добротная вещь.

Имена прилагательные и местоимения

На шипящую могут заканчиваться имена прилагательные мужского рода в краткой форме. Они отвечают на вопросы «каков?», «каковы?». Их отличительная черта — нулевое окончание. В предложении такие слова чаще всего играют роль сказуемых:

«дашь» или «даш»

  • Он был чудо как хорош!
  • Этот народ велик и могуч.
  • Кактус очень колюч, поэтому прикасаться к нему нужно аккуратно.
  • Воздух перед грозой был необыкновенно свеж и чист.
  • Я всегда был похож на своего отца как внешне, так и по характеру.

На конце таких прилагательных мягкий знак никогда не ставится.

Это же правило касается притяжательных местоимений. В речи они обозначают принадлежность кому- или чему-либо. На шипящую заканчиваются местоимения первого или второго лица, стоящие во множественном числе — «наш» или «ваш»:

  • Осенью наш старый сад выглядел совсем опустевшим и унылым.
  • Наш долг — помочь слабым и позаботиться об их благе.
  • Ваш ответ меня не вполне устраивает, придётся написать более подробно.
  • На ваш адрес отправлено письмо с уведомлением.
  • Через наш город в старину проходил крупный торговый путь.
  • За ваш поступок вы будете наказаны.

Правописание наречий

Правильное написание наречий с шипящими в конце зависит от того, какая именно буква заканчивает слово. Если основа слова закачивается на буквы «ш» или «ч», в конце обязательно нужно ставить мягкий знак:

Буквы

  • Уйдите прочь, я не хочу вас больше видеть.
  • Кони неслись вскачь по степи и скоро всадники прибыли на место.
  • Мне дали рубашку, которая была точь-в-точь как раньше, только пуговицы поменьше.
  • Он упал навзничь и замер на снегу.
  • Если будет совсем невмочь, попробуй использовать этот амулет.
  • У неё напрочь отсутствует инстинкт самосохранения.
  • Он ударил дочь наотмашь по лицу.
  • Кожа ребёнка была сплошь покрыта сыпью.

Слова «невмочь» и «напрочь» имеют простонародное происхождение. Они применяются в разговорной речи или в литературных произведениях.

Словарь

Если основа наречия заканчивается на букву «ж», в данном случае буква «ь» в конце не требуется:

  • Она так давно мечтает выйти за его замуж.
  • Уж давно не слышно птичьего пения в саду (слово уж имеет значение уже).
  • Девочке было невтерпёж развернуть подарки.

Исключение составляет наречие «настежь»: Дверь была распахнута настежь. Откройте окна настежь и хорошо проветрите комнату. Хотя оно и заканчивается на букву «ж», но в конце нужно писать «ь».

  • Отложение солей как пишется
  • Отличный табель как пишется
  • Отлучусь как пишется правильно
  • Отложено или отложенно как правильно пишется
  • Отлично выглядишь как пишется