Инфоурок
›
Литературное чтение
›Презентации›Презентация по литературному чтение на тему»Р Н Сказки Виды, отличительные черты,Выразительные средства языка .»(2 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Русские народные сказки.
-
2 слайд
Описание слайда:
Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы. -
3 слайд
Описание слайда:
Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор коллективен -
4 слайд
Описание слайда:
Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки
далее -
5 слайд
Описание слайда:
Волшебные сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
назад -
6 слайд
Описание слайда:
Общие особенности
Волшебных сказок
Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Описание
назад -
7 слайд
Описание слайда:
Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательных
Борьба с волшебной силой
Вымышленные персонажи
Обычные люди
назад -
8 слайд
Описание слайда:
Что можно прочитать
«Василиса Прекрасная»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Белая уточка»
«По щучьему веленью»
назад -
9 слайд
Описание слайда:
Сказки о животных
Общие особенности
Герои
Примеры названий
назад -
10 слайд
Описание слайда:
Общие особенности
Сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция
назад -
11 слайд
Описание слайда:
Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитрая
Волк – глупый
Заяц — трусливый
Олицетворены
назад -
12 слайд
Описание слайда:
Что можно прочитать
«Лиса и журавель»
«Ворона и рак»
«Кошкин дом»
«Семеро козлят»
«Волк и лиса»
назад -
13 слайд
Описание слайда:
Социально-бытовые сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Разновидности
назад -
14 слайд
Описание слайда:
Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдот
Докучные сказки
Сказка-загадка
Сказки-насмешки
назад -
15 слайд
Описание слайда:
Общие особенности
Бытовых сказок
Отсутствие фантастики
Реальные конфликты
Сказочное разрешение
Смысловой акцент-развязка
Жестокий юмор
назад -
16 слайд
Описание слайда:
Герои бытовых сказок
Герой хитёр
Герой удачлив
Дурак в глазах других
Герой благороден
назад -
17 слайд
Описание слайда:
Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»
«Солдатская сказка»
«Каша из топора»
«Репка»
«Как мужик гуся делил»
назад -
18 слайд
Описание слайда:
Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты
далее -
19 слайд
Описание слайда:
Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса – мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса — заяц
назад -
20 слайд
Описание слайда:
Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
назад -
21 слайд
Описание слайда:
Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
назад -
22 слайд
Описание слайда:
Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»
назад -
23 слайд
Описание слайда:
Вопросы и задания
По теме «Русские народные сказки»
1.Перечислите виды сказок.
2.Каковы особенности волшебной сказки?
3.В чём особенность героев бытовой сказки?
4.Приведите примеры сказок о животных.
5.Придумайте сказку.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Р Н Сказки Виды, отличительные черты,Выразительные средства языкаСказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.Отличительные черты сказки•Сказочные события •Сказочные герои •Сказочные существа •Необычность обстановки •Особая манера повествования •Вариативность текста •Автор коллективен
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Сказки.
Похожие материалы
-
Презентация по литературному чтение на тему «В гостях у народной сказке «(2 класс)
-
Согласный твердый звук и буква Ш
-
Презентация по литературному чтение на тему » Шуточные стихи. Кулинаки пулинаки «(1 класс)
-
Презентация по литературному чтение на тему » Тест И в шутку, и всерёз «(1 класс)
-
Презентация по литературному чтению на родном языке на тему «Повторение раздела «Мир детства» «Я взрослею»».
-
Конспект урока по литературному чтению Е.Чарушин «Страшный рассказ»
-
Презентация по литературному чтение на тему «Творчество, биография И Пивоварова «(1 класс)
-
Конспект урока по литературному чтению на тему «В.Осеева «Почему»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435635 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица».
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Сравнительный анализ сказок
В.А. Жуковского «Спящая царевна» и
Ш. Перро «Спящая красавица»Шацкая Анна, ученица 5 «А» класса
МБОУ СОШ №10 г. АпатитыШацкая В.И., учитель
-
2 слайд
-
3 слайд
Описание слайда:
Введение
В детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а недавно на литературе мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Обсуждая произведение на уроке, я отметила, что эти сказки с похожим сюжетом. И было решено найти общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт. -
4 слайд
Описание слайда:
Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия.
Для достижения цели определила задачи:
узнать историю создания сказок
провести сравнительный анализ текстов
Объект исследования: сказки о спящих девушках.
Предмет исследования: анализ сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица». -
5 слайд
Описание слайда:
Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить тексты разных авторов по некоторым пунктам:
год написания,
герои и сюжет,
а также обратиться к истории написания сказки. -
6 слайд
-
7 слайд
-
8 слайд
-
9 слайд
Описание слайда:
Знакомясь с историей создания сказок, я отметила, что источником вдохновения при создании текстов служили поверья.
Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира. Веретено, прялка— символы жизни и времени.
Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии.
«Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни.
На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.
-
10 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД:
Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разными авторами.
Сказка «Спящая красавица» более подробная, чем сказка «Спящая царевна».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Открытый урок по литературе «Васюткино озеро»
-
Презентация по литературе на тему «Легенды и мифы удмуртского народа»
-
Проверочная работа по теме «А.С.Грин. Феерия «Алые паруса», 6 класс
-
Презентация Мадригал как жанр
-
Внеклассное чтение на тему: «Золотой арбуз»(5 класс)
-
Урок русской литературы. Тематический контроль по произведению А. С. Пушкина «Дубровский» 6 класс
-
«Тебе, мой край, я посвящаю»
-
Презентация по эвенской литературе «Мне снилось — я был снег»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435635 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
Содержание:
- Регулярный стиль
- Пейзажный стиль
- Русский стиль
- Японский стиль
- Английский стиль
- Скандинавский стиль
- Средиземноморский стиль
Ландшафтный дизайн – изысканной название отдельной разновидности искусства, которое сочетает в себе три составляющих. Во-первых, это инженерная составляющая. При планировании ландшафтного дизайна учитываются нюансы проектирования и строительства, а также архитектура строений и сооружений на выбранном участке. Во-вторых, это биологическая составляющая. Здесь ландшафтные дизайнеры делают выбор растительного дизайна территории с учетом особенностей рельефа, климата и определенного стиля. В-третьих, это культурная, историческая, философская составляющая. Это означает, что ландшафтный стиль очень тесно взаимосвязан со стилями и направлениями в культуре и истории, и даже несет определенный философский смысл.
Регулярный стиль
Этот стиль также называют «французским парком», «садом в регулярном стиле». Центром ландшафтного дизайна в данном стиле является архитектурное сооружение, от фонтана до королевского дворца. Вокруг такого сооружения разбивается сад, который строго и обязательно подчинен законам геометрии и симметрии.
Судя по одному из названий, родина этого ландшафтного стиля – Франция. Однако, историки считают, что родина «сада в регулярном стиле» – это Италия эпохи Возрождения. Ровные, ухоженные садовые дорожки прекрасно сочетаются в данном стиле с разного рода водными объектами. Основные черты регулярного стиля в дизайне ландшафтов: четкость, аккуратность, рациональность.
Пейзажный стиль
В противовес регулярным садам в Франции в 18 веке англичане создают пейзажный стиль. На первый взгляд, этот стиль очень прост и максимально повторяет природные пейзажи. Но на самом деле, ситуация не так проста. Действительно во многом данный стиль берет идеи и решения из самой природы, но при этом строго подчинен многим требованиям и правилам. Растительность растет свободно, естественно, но при этом регулярно и своевременно прореживается, подстригается. Цвета выбирают спокойные, пастельные, естественные, не насыщают цветами и растениями яркой палитры.
Обязательно учитывают климатические условия и выбирают местные растения, а не экзотические. Для декора используют природные материалы: камень, дерево, изделия из глины. Основные черты пейзажного стиля: натуральность, отсутствие геометрических решений, только плавные, естественные очертания.
Русский стиль
Основные черты русского стиля: простота, мягкость в очертаниях, ощущения уюта и комфорта. В русском стиле нет очень строгих решений. Однако, участок в русском стиле предполагает зонирование: уголок для отдыха с местом для костра, дубовой лавочкой или качелями, уголок для плодовых деревьев и кустарников, огород, зона, используемая для бытовых нужд (дом и хозяйственные постройки), и обязательно палисадник или клумба с элементами декора.
Любимые материалы в дизайне – натуральные, а также кованые изделия, украшения из глины или керамики. Основные черты русского стиля: натуральность, уют, отсутствие строгих и четких ограничений.
Японский стиль
Японский стиль ландшафтного дизайна становится все более и более популярным, ведь это не просто оформление территории по каким-либо принципам и законам, это действительно, целая философия и восточная мудрость. В каждом японском саду должен быть обязательный символ, несущий особый смысл. Растения, кустарники и деревья не должны повторяться и не должны быть симметричными.
Японский дизайн уникален с одной стороны, и прост, с другой стороны. Цветовые решения выбирают спокойные, естественные. Создание ландшафтного дизайна в этом стиле кропотливое и длительное занятие для терпеливых людей. Основные черты японского стиля: уникальность, простота, гармоничность.
Английский стиль
Этот стиль под стать представителям истинной английской культуры – вычурный, величественный, аристократичный и достаточно консервативный. Основа современного английского стиля – это пейзажный стиль, но без сокрытия участия в процессе создания человеческих рук и идей. Обязательными элементами должны быть: газон, беседка, зона цветов, водоемы, дорожки, изгородь из живых кустарников или растений. Основные черты английского стиля в ландшафтном дизайне: свобода, умиротворение, естественность и натуральность.
Скандинавский стиль
Этот стиль особенный, потому что скандинавские страны большую часть года проводят в холодных и суровых условиях. Поэтому скандинавский сад – это, прежде всего, вечнозеленые деревья и кустарники. Все сады в этом стиле ухоженные и красивые, а элементов садового декора множество, обязательно с эльфами, гоблинами и троллями – героями скандинавских сказок. Основные черты: сдержанность, функциональность, естественность, компактность.
Средиземноморский стиль
Родина у этого стиля не одна, это квинтэссенция сельских стилей юга Франции, Греции и Италии. Этот стиль утончен как француженка и изящен как греческая амфора.
Непременные садовые атрибуты этого стиля: террасы или площадки обязательно в тени растений, цветы в глиняных горшках, мощенные или каменные дорожки и площадки, фонтаны, ароматные растения, создающие особую средиземноморскую атмосферу, стриженый кипарис и самшит, элегантные разно уровневые клумбы, композиции из камня и обязательно белоснежная мебель для сада. Основные черты: изысканность, рельефность, неповторимый и незабываемый аромат.
Перечень популярных, красивых и атмосферных дизайнов ландшафтов сегодня достаточно велик. Каждый человек в соответствии со своим вкусом и предпочтениями, настроением и философией, возможностями и желаниями, может подобрать подходящий ландшафтный дизайн. Индивидуальное, прочувствованное и грамотно подобранное решение для приусадебного или дачного участка создаст отдельный неиссякаемый источник удовольствия, настроения и вдохновения, сделает неповторимым ваш труд и отдых. А еще обязательно станет Вашей визитной карточкой, которая лучше любых слов расскажет о Вас и Вашей семье.
Управление образования Администрации Северодвинска
Городской конкурс учебно-исследовательских работ
школьников «Ученые будущего»
Народная песня в сказках Степана Писахова
Худякова Валерия Денисовна,
ученица 6А класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 23»
Руководитель:
Карпова Ирина Александровна,
учитель музыки и искусства
высшей квалификационной категории
Северодвинск
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………..…………………….3
Глава 1. Северный чародей – С. Г. Писахов……………………………………….………….4-5
Глава 2. Жанровое разнообразие русских народных песен……………………….……………6
Глава 3. Народная песня в сказках С. Г. Писахова……………………………………………7-8
Заключение…………………………………………………………………………………………9
Литература……………………………………………………………………..…………………10
Приложения……………………………………………………………………………………11-14
ВВЕДЕНИЕ
Имя С. Г. Писахова с детства знакомо каждому жителю Поморья. Вот и меня заинтересовало творчество самобытного северного писателя, художника, Творца. В прошлом году я работала над исследованием по теме «Особенности женских образов в творчестве С. Г. Писахова». Решила продолжить изучение разносторонней талантливой личности нашего земляка, и в этом учебном году меня привлекла новая тема, связанная с творчеством писателя – использование народной песни в сказках С. Писахова.
Цель данной исследовательской работы – выявить жанровое разнообразие народной песни в сказках Степана Григорьевича Писахова.
Задачи работы:
-
Проанализировать сказки С. Г. Писахова, изучить их особенности;
-
Выявить в сказках жанры русской народной песни и выяснить их роль в живой фольклорной традиции Русского Севера.
Исследование актуально как с теоретической, так и с практической точек зрения, потому что на наших глазах в связи с уходом в небытие старшего поколения, знатоков и хранителей народной песенной культуры исчезают целые пласты традиционного песенного фольклора, имеющего архаичные корни (календарные, семейно-бытовые, исторические, протяжные лирические песни). Значимость данного исследования состоит в том, что результаты его могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по изучению русского фольклора, творчества С. Г. Писахова, а также могут найти применение в процессе преподавания различных школьных дисциплин гуманитарного цикла – литературы, музыки, искусства, МХК, на занятиях краеведческих кружков.
Сведения о русской народной песне, о музыкальном фольклоре, народном песенном и литературном творчестве содержатся в широком круге различного рода изданий; начиная с 18-19 века о них писали в своих работах этнографы, литераторы, фольклористы. Кроме того, существует ряд учёных, в разное время исследующих творчество С.Г. Писахова – литературное и художественное. Новизна данной работы состоит в том, что исследований, направленных конкретно на изучение данной темы, не было выявлено ни в печатных изданиях, ни в сети Интернет.
В процессе работы мне приходилось неоднократно обращаться к текстам сказок С.Г. Писахова, посещать библиотеку, знакомиться с критической литературой, повествующей о своеобразии творчества северного сказочника. Методика исследования представляла собой чтение и анализ сказок; изучение источников; сбор и обработку информации; сравнение; обобщение.
Глава 1
Северный чародей – С. Г. Писахов
«Степан Григорьевич Писахов был поистине душой Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад поморов – все, сто составляет самую глубинную природу северного края». Эти слова писателя Владимира Лидина как нельзя более точно определяют личность этого необыкновенного человека, который родился и прожил всю жизнь в Архангельске. [8, 15] (Приложение 1).
Сказки Писахова, уходя своими истоками в поморский фольклор, в живую народную речь, являются миниатюрами с характерным сочетанием мягкого юмора, тонкого лиризма и сатирической гиперболизации.
Мать, Ирина Ивановна, и бабушка, Хиония Васильевна, родом из пинежских поморов (деревни Труфанова гора Пинежского района), ревнители чистых бытовых традиций и этических норм, воспитывали мальчика в духе строгой морали. С ранних лет увлекался он сказками. Как только заводились 2-3 копейки, сразу же покупал на них лубочную книжечку и читал, не отрываясь. Бабушка знала и сказывала северные были. В ее доме (а жила она в Соломбале) останавливались приезжавшие в Архангельск земляки и землячки, от которых будущий писатель наслушался фантастических народных историй, старин, скоморошин. Брат Хионии Васильевны, дед Леонтий, был сказителем-профессионалом, и его были и небылицы запечатлевались в душе мальчика. [5, 11]
Писахов часто общался с северными сказителями, в том числе и с М.Д. Кривополеновой. И в результате сам начал рассказывать свои сказки. «Часто импровизировал и очень редко записывал. Первая сказка «Ночь в библиотеке» мною была написана, когда мне было 14 лет». Первая его опубликованная сказка «Не любо – не слушай…» появилась в 1924 году. Рождались сказки Писахова в гуще народного словотворчества. Поэтому в них звучит живая и чистая северная речь, очень выразительная и яркая. «Сказки Писахова – гимн жизненным силам и бесконечности человеческих возможностей», — пишет И.Б. Пономарева в предисловии к книге сказок. [4, 16]
В сказках Писахов живописует не только быт и нравы северного поморского крестьянства. В них автор отразил сознание народа, его внутреннюю жизнь, его стремления. В нем воспето сердце народное. А ведь душа человека и земля, породившая его, навсегда останутся важнейшей проблемой искусства.
Степан Григорьевич очень любил серьезную (по всей видимости, классическую) музыку. Слушал ее во время работы над живописными произведениями. В одном из его писем Я. З. Шведову читаем: «…Трудно сказать: люблю музыку – музыка мне нужна для работы, для внутреннего восстановления. Могу работать, когда, вспоминая, слышу музыку. Если заставлю себя работать без слышания музыки (вспоминая) – испорчены краски. Люблю серьезную музыку. Я больше вижу, чем слышу». [4, 330]
С.Г. Писахов мечтал о том, чтобы музыку можно было не только слышать, но и видеть. В письме Л.В. Колю он писал: «Стал «вспоминать (придумывать), как мы встречали 2000-й года! Наши ученые, мастера музыкальных инструментов, сделали музыку видимой (для советской науки достижимо). Помню, я первый раз услышал и увидел музыку Чайковского! В восторге я подскочил на тысячи километров!» [4, 336]
О сочинении, исполнении народной песни Писахов говорит иначе: «Фантастика – мир другой. Все крутится узором. На песне могу ехать, плыть, лететь! «Песня старинная, длинная, с выносом!» Вскочил на песню, и понесло меня все выше, выше! Девки петь перестали, по делам пошли, а песня звенит и несет меня…» [4, 330] Кстати, фраза эта неоднократно встречается у Писахова (в сказке «Морожены песни» [4, 29] и в очерке «Хваленки» [4, 252]).
Устный фольклор Писахов связывал с жизнью и бытом простых людей. Например, в письме Петру Васильевичу читаем:
«Середка сыта – концы играют.
Руки машут, ноги пляшут,
Язык песенки поет!
Если сердце согрето – весь песней живешь.
Много поговорок сказывали старики допрежь и по сю пору говорят. А поговорки норовисты: приходят, под руку подвертываются ко поры ко времени, зря не встрянут… К слову, к месту бегут, выстраиваются… На поклон легки, на слово скоры, хороводы ведут, словами узор плетут.» [4, 345-346]
Высоко ценил дарование Степана Григорьевича наш земляк Ф.А. Абрамов: «Многое питало талант Писахова — сказочника: и фольклор, и вечно живые образы отечественной и мировой литературы, и поморский уклад жизни…и вся атмосфера бурного ХХ века…» [3, 86]
Можно сделать вывод, что под влиянием своих земляков, поморов — творцов фольклора — складывался характер сказочника, появлялись сюжеты, герои будущих произведений. Значит, окружение во многом сформировало представление писателя о жизни.
Глава 2
Жанровое разнообразие русских народных песен
Справедливо писал А.М. Горький, что «народ — не только сила, создающая все материальные ценности, он – единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю всемирной культуры». [2, 48] О тесной связи русской песни с трудом и бытом народа писал и Н.В. Гоголь. «Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». [1, 114]
«Жанр – определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. Жанры отличаются друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого из них». [7, 98]
В русской деревне песня сопутствовала человеку буквально всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке, дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы. Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. Без песен не бывало свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. (Приложение 3).
К числу древнейших жанров принадлежали обрядовые и трудовые песни. Музыка помогала человеку в труде. Так родились песни, связанные с земледельческими работами – покосные, жатвенные, молотильные, прядильные. Важнейшие события истории, подвиги богатырей и народных героев легли в основу эпических жанров. Умением петь эпические песни, «сказывать» былины владели немногие певцы-знатоки. Это было искусство высокое, сложное, поэтому мастера эпоса всегда были окружены в народе почетом и уважением. На Руси их звали сказителями или старинщиками (от слова «старина», как называли былину). В бытовых жанрах намечалась и линия развлекательной музыки: она была представлена искусством скоморохов – профессиональных музыкантов, которые пели, плясали, играли на музыкальных инструментах, устраивали представления.
Итак, на протяжении многих столетий в нашей стране возникали, развивались и достигали высокого расцвета разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества.
Глава 3
Народная песня в сказках С. Г. Писахова
Сказки Писахова – это сказки о нашем родном северном крае. Мы видим в них детали быта, занятий, нравов, привычек жителей поморской деревни. Место действия в большинстве сказок – деревня Уйма, что находится в 18 километрах от областного центра. В сказках встречаются и названия других населенных пунктов Архангельской области: Архангельск, Соломбала, Кузнечиха, Лявля, Маймакса, Жаровиха, Кегостров и др. Герои сказок Писахова живут в основном в конце 19 – начале 20 века.
Главный герой – изумительный рассказчик Сеня Малина, прототипом которого был Семен Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина, живший в деревне Уйма. С ним Степан Григорьевич познакомился в 1928 году. Героями сказок являются односельчане Сени Малины, исторические личности, животные, явления природы, а иногда даже неодушевленные предметы быта и утварь.
Видимо, неслучайно появляется в сказках главный персонаж – Сеня Малина. Он душевно красив, душевно притягателен. Он умеет улавливать красоту жизни и красоту человеческих отношений. В образе Сени Малины раскрыта неумолимая тяга к художеству, постоянно живущая в народе. Весь строй души Сени Малины поэтичен. С.Г. Писахов наделил Сеню чувством красоты, которое присуще ему органически, так же, как органически свойственны ему и другие коренные черты поморов: душевная открытость, искренность, добротность во всех делах и поступках. (Приложение 2).
«Великим умельцем» называет Сеню Малину Ф. Абрамов «Всё он умеет делать… А песни, обыкновенные северные песни можно морозить да еще на продажу за море вывозить…», «Ну, а если непременно докапываться до родословной писаховского героя, то он, конечно же, из веселого племени русских скоморохов, тех бывалошных потешных людей, речевое искусство которых и по сие время дает себя знать в языке северян». [3, 85] О таких талантливых северянах упоминает и Б. Шергин: «Поморянин, поэтически одаренный, вполне укладывался творчеством в традиционные формы устной поэзии – песню, сказку, былину. Но в этом стиле, в этой стихии он чувствовал себя хозяином и являл свое творчество не только артистическим исполнением, но и безудержной импровизацией, отвлечениями в сторону самой злободневной современности». [6, 263]
Определить жанр сказки порой бывает довольно трудно: порой невозможно понять, волшебная это сказка, о животных, или бытовая? Сюжеты сказок тоже отличаются от традиционных и больше напоминают сценки из жизни обычного человека.
Об отношении автора к песне как нельзя лучше говорится в зачине сказки «Своя радуга»: «Ты спрашиваешь, люблю ли я песни?… Без песни, коли хошь знать, внутрях у нас потемки. Песней мы свое нутро проветривам, песней мы себя, как ланпой освещам. Смолоду я был песенным мастером, стихи плел. … Песни люблю, рассказы хороши люблю, вранье не терплю!» А в сказке «Морожены песни» С.Г. Писахов говорит о значении песни в жизни русского человека: «В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня – подмога, на гулянье – для пляса, в гостьбе – для общего веселья». Ну, а зимой морожеными песнями деревню украшали: «А девкам перво дело песни. На улицу выскочат…затянут песню старинну, длину, с переливами, с выносом!… Девки из мороженых песен кружева сплетут да всякие узорности. … На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят. … Нарядней наше деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют!»
В течение жизни С.Г. Писаховым было написано чуть более 100 сказок. И во многих упоминаются песни, хороводы, пляски, а порой песня становится главным «действующим лицом» сказки. В названиях некоторых сказок встречаем слово «песня»: «Морожены песни», «Сила моей песни плясовой» или «пляшет»: «Девки в небе пляшут», «Пляшет самовар, пляшет печка». (Приложение 4).
Чаще всего в сказках Писахова встречается плясовая и хороводная песня – поют герои сказок веселые плясовые («Морожены песни», «Оглобля расцвела», «Месяц с небесного чердака», «Невеста»), пускается в пляс сам Сеня Малина («В одно время в двух гостях гощу») и его односельчане («Яблоней цвел»), водят хороводы и пляшут девушки с парнями («Девки в небе пляшут»), животные («Не любо – не слушай», «Мамай», «Сила моей песни плясовой») и даже домашняя утварь («Пляшет самовар, пляшет печка»). Любили в деревне Уйма и задорную частушку – («Морожены песни», «Яблоней цвел», «Кабатчик лопнул»). Помогала в труде артельная песня «Дубинушка» («Река уже стала»). Любили «затянуть», «завести» лирические протяжные песни («Морожены песни», «Мамай», «Своя радуга»), застольную («Как соль попала за границу»), причитания («Оглушительно ружье», «Гуси», «Лунны бабы»), колыбельную («Ветер про запас»).
Таким образом, Писахов словно помогает нам своими сказками сделать выводы об особенностях бытования песни у поморов: преобладали плясовые и хороводные песни, игровые и частушки, популярны были протяжные лирические песни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народные песни – наше культурное наследие, ценный памятник прошлого. Они запечатлели черты русского национального характера: задушевность, грусть и мягкий юмор, хлесткую насмешливость, любовь к труду и уважение к труженику, способность стойко переносить невзгоды и смелый протест против несправедливости. Русский человек предстает в наших песнях как человек богатой, щедрой души.
Народные песни и сейчас остаются образцом поэтического искусства для наших поэтов, многие из которых развивают традиции русской песенной культуры в своем творчестве. Для того чтобы произведение стало истинно народным, чтобы оно было принято средой, в которой живет ее автор-исполнитель, нужно, чтобы люди, окружающие его, запомнили песню и стали ее петь как свою, выражающую чувства, настроения, мысли всех членов данного коллектива, а в дальнейшем, быть может, и всего народа. Но чтобы сложить такую песню, нужно глубоко ощущать стиль, манеру, способ художественного выражения, распространенный в этой местности или в данной среде людей.
В среде поморов всегда ценили и поощряли талантливых людей. Это способствовало тому, что носитель таланта не порывал со своим бытом и укладом. Особым признанием пользовались на зверобойном, рыбном, лесном промыслах сказочники, певцы, сказители былин, а также женщины – слагательницы причетов, плачей, песен.
Песенному творчеству русского народа присуще большое жанровое разнообразие. В зависимости от особенностей содержания и формы различают трудовые (артельные и земледельческие), игровые, обрядовые, величальные, свадебные, семейно-бытовые, хороводные, плясовые, шуточные, удалые, исторические, протяжные лирические песни. Особыми видами музыкально-поэтического творчества являются плачи, причитания, колыбельные, детские припевы, эпические сказы, былины, духовные стихи, частушки, а также разнохарактерные наигрыши (по большей части песенные напевы с вариациями), исполняемые на народных инструментах. В зависимости от бытования в той или иной среде и условий исполнения среди старинных песен различают бурлацкие, ямщицкие, батрацкие, фабричные, рекрутские, солдатские, матросские, крестьянские и городские.
Жизнь фольклора продолжается. Я занимаюсь в ансамбле «Северная отрада», исполняю народные песни разных жанров и считаю, что являюсь достойной продолжательницей народных песенных традиций родного края, России. Только соприкасаясь с народным искусством можно сохранить живой самобытный фольклор Русского Севера…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах, т.6. — Москва, 1953.
-
Горький А.М. О литературе. Литературно-критические статьи. — Москва, 1953.
-
Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1995.
-
Писахов С.Г. Сказки; Очерки; Письма: [Сборник / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И.Б. Пономарева]. – Архангельск: Северо — Западное книжное издательство, 1985.
-
Сахарный Н. Степан Григорьевич Писахов. Биографическиий очерк. – Архангельское книжное издательство, 1959.
-
Шергин Б.В. Изящные мастера. – М., Молодая гвардия, 1989.
-
Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. — Москва, издательство «Педагогика», 1985.
-
Кононов А.Н. Поэтическая душа Русского Севера. [Электронный ресурс] / А.Н. Кононов // Русское искусство [сайт] – Режим доступа: http://www/rusiskusstvo.ru/themes/artist/a1336/ -Загл. с экрана.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Портреты С. Г. Писахова
Приложение № 2
Иллюстрации к сказкам С.Г. Писахова
(Сеня Малина)