Отличительная черта литературных авторских сказок

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. в этой статье мы изучим специфику народной

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.

Что такое народная культура?

Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.

Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.

Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

  • Культура базируется на народных традициях, обычаях, ценностях (сжигание чучела на «масленицу);
  • Для нее характерны коллективность процессов творчества, анонимность создателей (например, пословицы и поговорки — мало кому известны их действительные авторы);
  • Сохранение созданных культурных продуктов, их передача происходит из поколения в поколение (например, народные костюмы);
  • Ее передача осуществляется в основном устно (анекдоты, сказки);
  • Демонстрирует национальный характер (национальные костюми и национальные блюда);
  • Базируется на идее самобытности развития конкретного государства, народа (былины и легенды, которые раскрывают историю становления народа, его прошлое);
  • Традиционность и пассивность (народные танцы передаются из поколения в поколение в неизменном виде);

Как появляется народная культура?

Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.

Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.

Значение народной культуры

Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.

Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.

Отличия народной от национальной культуры

Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.

Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.

Заключение

Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.

Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».

Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках
литературного чтения

Программы начальной школы по литера( турному
чтению построены на основе двух принципов: художественно(эстети( ческого и
литературоведческого. В содер( жание включены такие произведения сло( весного
искусства, которые формируют у ребенка чувство прекрасного, воспитыва( ют
духовные качества. Решение этих задач возможно при вдумчивом прочтении —
изучении того или иного художественного произведения. В связи с этим учителям
начальных классов необходимо привить детям первоначальные навыки анализа
произведения.

Наиболее доступен и понятен младшим школьникам
сюжетно(образный анализ. Он позволяет учителю совместно с учащимися наблюдать
за особенностями композиции, сюжета, авторской позиции, языка. Рас( смотрим это
на примере сказки. Сначала мы определяем с детьми, к какому из трех

типов относится сказка (волшебная, быто( вая
или о животных). Далее наблюдаем композицию сказки. В большинстве сказок есть
присказка. Ее роль сходна с ролью бы( линного запева и в редких случаях
является завязкой сюжета. Цель присказки: подгото( вить аудиторию к слушанию
сказки. (Нап( ример, присказка в одной из сказок звучит так: «В то давнее
время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русал( ками, когда реки
текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали куро( патки, в то
время жил(был царь по имени Горох…») Обращаем внимание детей на то, что
волшебные сказки восходят к глубокой древности. В них сохранились древние ве(
рования, представления о водяном царе, ле( ших и русалках (это признаки
язычества). Ту же цель преследуют и сказочные зачи( ны: «В тридевятом царстве,
в тридесятом государстве» и т.д.

Усложненность сюжета — характерная черта
волшебной сказки. В ней нет развива( ющихся характеров; действия героев лишь
воспроизводятся, и только через них раск( рываются характеры. Поэтому при
анализе целесообразно задать вопрос: «По каким поступкам героя мы можем судить
о его ха( рактере?»

Отличительная черта сюжета волшеб( ной сказки
— многособытийность. Герой должен пройти через ряд испытаний, кото( рые по мере
развития сюжета усложняются. Например, сказка «Царевна(лягушка». Уже в самом
начале сказки главной героине приходится пройти три испытания, из кото( рых она
выходит победительницей. Выпол( нить задание помогает ее лягушечья кожа.
Выдержать все испытания герою способ( ствуют друзья(помощники (конь, старичок,
старуха) и чудесные предметы (волшебная палочка, сапоги(скороходы, скатерть(са(
мобранка и др.). Предметы и вещи помога( ют людям в критические моменты их жиз(
ни. Например, в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая», чтобы не быть уз(
нанными, Василиса оборотила коней ко( лодцем, себя ковыльком, а царевича стари(
ком. Прием превращений усиливает зани( мательность волшебной сказки. Во многих
сказках есть волшебные животные («Ко( нек(горбунок», «Змей Горыныч» и др.).

Большинству сказок присуща такая осо(
бенность, как троекратность (троекратное повторение действий, три задания
должен выполнить герой, три брата и др.). Видимо, здесь отразилось верование
людей в маги( ческое число 3.

Часто характеристика времени и места действия
может быть передана при помощи выражения: «Близко ли, далеко ли, скоро ли,
коротко ли…», которое в повествование вво( дят сказочники для того, чтобы
сохранить

«временное пространство» сказки и не заг(
ромождать сюжет (т.е. указывается конкрет( ное время и место, где происходят
события). По мере развития сюжета учитель дол( жен обратить внимание учащихся
на язы(

ковые особенности сказки.

Во многих волшебных сказках есть присловья —
прозвища героев. Например:

«Свинка — золотая щетинка», «Кочеток — золотой
гребешок, маслена головка».

Наиболее часто употребляемым прие( мом
является использование постоянных эпитетов. Например: дворец белокаменный,
камни самоцветные, красна девица, добрый молодец и др.

В волшебных сказках часто использует( ся
гипербола. В сказке «О молодильных яб( локах и живой воде» Иван(царевич в
десять лет стал проситься у отца поездить по чу( жой стороне и, получив
согласие, пошел выбирать лошадей в конюшне.

К традиционным средствам волшебной сказки
относится употребление:

синонимов («Не бросай меня, товарищ, друг, не
покинь»);

парных объединений слов, выражаю( щих одно
понятие («встречают хлебом»,

«питенья и яденья»);

разнообразных сравнений («помчался, как
вихрь); «волк побежал стрелой»);

пословиц и поговорок («Щука востра, да не
съешь ерша с хвоста»);

лексических и синтаксических повторов («В
праву дорогу идти — добра не видать, в леву дорогу идти — живому не бывать»).

Завершается волшебная сказка обычно концовкой,
которая, как и присказка, отгра( ничивает сказку от реальной жизни и воз(
вращает слушателей к действительности.

В современной методике существует несколько
подходов к анализу сказок:

1.            Стилистический (языковой) анализ
показывает, как в подборе слов(образов проявляется авторское отношение к изоб(
ражаемому. Толковаться должны не слова, а образы, созданные из этих слов.
Работа должна быть направлена на то, чтобы по( мочь детям уяснить смысл
произведения, мысли и чувства автора. Поэтому для язы( кового анализа
выбираются те слова и вы( ражения, которые помогают лучше понять образы
произведения.

Рассмотрим сказку «Сестрица Аленуш( ка и
братец Иванушка» (учебник «Родная речь», кн. 2, ч. 1).

Прежде всего, нужно найти в тексте, ка( кими
словами, выражениями описаны герои сказки: «Аленушка — дочка, сестрица, крас(
на девица; ожила и стала краше, чем была».

«Иванушка — сынок, братец, козленочек».

Мы видим, что большинство слов имеют
уменьшительно(ласкательный суффикс, да

и назвал автор своих героев ласково: Але-
нушка и Иванушка. Относится он к своим героям с любовью, жалостью. Следователь(
но, мы можем сделать вывод, что герои эти положительные, только вот несчастье
слу( чилось с Иванушкой, так как он ослушался сестру.

В последнее время при стилистическом анализе
стали чаще использовать прием сти( листического эксперимента, где происходит
замена названий, строк, определений и т.д.

Например, заменим название сказки:

«Сестра Алена и брат Иван». Звучит? Нет!
Сравним с настоящим названием: «Сестри( ца Аленушка и братец Иванушка».

Какое из названий точнее и выразитель( нее?
Почему?

Или: «— Не пей, брат, козленочком ста( нешь!»

Можем ли мы сказать, что Аленушка с любовью
относится к Иванушке, заменив слово братец на слово брат? Нет, так как те(
ряется уменьшительно(ласкательный смысл. Можно сравнивать произведения раз( ных
авторов на одну тему или одного жанра («Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкина
и

сказка «Конек(горбунок» П.П. Ершова):

в сказке есть признаки русских народ( ных
сказок, так как авторы создали свои сказки на основе народных сюжетов;

произведения схожи по стилю (недаром П.П.
Ершова называют продолжателем тра( диций А.С. Пушкина).

2.            Проблемный анализ — это анализ
проблемных вопросов и ситуаций.

Постановка проблемных вопросов целе( сообразна
при чтении тех произведений, в которых встречаются ситуации, предпола( гающие
различное понимание героев, их действий и поступков, эпических проблем,
затронутых автором. Например, сказка

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Можно
задать вопрос: «Иванушка положи( тельный или отрицательный герой?»

Положительный, так как он любит свою сестру
(называет ее сестрица). Но у него есть и отрицательные качества, потому что не
послушал свою сестру — выпил из ко( пытца и стал козленочком и т.д.

Высказав свои мнения, дети должны сделать
вывод и доказать его примерами из текста (Иванушка — положительный герой,

так как специально не совершал отрица( тельных
поступков, он просто очень хотел пить, и это его состояние передается при
помощи повторов: «Солнце высоко, коло( дец далеко, жар донимает, пот
выступает». Иванушка остро переживает то, что случи( лось и с Аленушкой).

3.            Анализ развития действия
предпола( гает работу над сюжетом произведения. При этом задача учителя — найти
вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения.

Анализ событий в их последовательнос( ти
близок младшим школьникам и не пред( ставляет для них трудности, тем более что
большинство сказок в учебниках начальной школы невелики по объему и просты по
композиции.

При проведении этого вида анализа нуж( но
стремиться к тому, чтобы в воображении детей как можно полнее, ярче была
воспро( изведена картина, «нарисованная» автором (для этого можно использовать
фрагменты других видов анализа), например:

Какое несчастье случилось с Ивануш( кой и
почему?

Какими словами (повторами) автор по( казывает
состояние Иванушки (то, что он очень хотел пить)?

Как сложилась судьба Аленушки? Какой бедой для
брата и сестры оберну(

лось непослушание Иванушки?

Благодаря чему Иванушка остался жив? Как
завершается история героев сказки?

4.            Анализ художественных образов.

В литературоведении различают образ( персонаж,
образ(пейзаж, образ(вещь. Рас( смотрим, в чем же заключается анализ ху(
дожественных образов при работе над сказкой.

Анализ художественных образов — это работа не
столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе
разбора учащиеся должны понять и харак( теристику образа (героя, пейзажа и
т.д.), и его смысл, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
Анализ ху( дожественных образов имеет следующую последовательность:

•             проводится работа над характером
ге(

роя с опорой на сюжет, так как харак( тер
проявляется только в действии;

•             рассматриваются взаимоотношения
героев. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины по( ведения
персонажей, которые кроют( ся либо в личных качествах характера, либо в
сложившихся обстоятельствах.

•             если в произведении имеются
описа(

ния пейзажа или интерьера, рассмат( ривается
их роль в тексте;

•             на основе взаимодействия образов
вы(

является идея произведения. Понима( ние идеи
вплотную приближает к осознанию позиции создателя, потому что идея — это то,
что именно хотел сказать автор своим произведением;

•             выявляется личное отношение
читате(

ля к описанному.

Анализ образа героя учит разбираться в том,
как автор изображает действующих лиц: мысли и чувства персонажей, черты их
характера. Нужно научить детей судить об основных качествах персонажей,
оценивать героя не только по поступкам, но и по моти( вам, их вызвавшим.

В процессе работы дети приходят к вы( воду,
что Аленушка добрая, строгая, спо( собна к самопожертвованию ради брата.

Как и чем это доказывается? (Пережи( вала за
брата, так как не разрешила ему пить из копытца; вышла замуж за купца, хо( тя в
сказке не говорится, что она полюбила

его, следовательно, сделала Аленушка это для
того, чтобы хорошо жилось Иванушке (козленочку).)

Дети наблюдают поступки и сопостав( ляют
героев сказки.

Таким образом, анализ содержания про(
изведения направлен на выяснение его те( мы и идеи, сюжета и композиции,
образов и художественных средств изображения.

Выяснение идеи — конечная цель ана( лиза
произведения. Раскрытие идеи объе( диняет все компоненты анализа (работу над
образом, композицией, художественно(изо( бразительными средствами). Так, идея
рус( ской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» заключается в
следую( щем: объединяются духовно брат и сестра, их взаимоподдержка,
способность к само( пожертвованию, верность, а также постав( лена проблема непослушания
и неумения разбираться в людях. Иванушка ослушива( ется свою сестру. Ошибку
совершила Але( нушка, когда пришла ведьма. Ошибку со( вершил купец, когда не
распознал в «Але( нушке» ведьму и послушал ее совета заре( зать козленочка.

Итак, учителю начальных классов необ( ходимо
владеть всеми видами анализа ска( зок, чтобы полнее и достовернее донести идею
произведения до детей, воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

Помните Карлоса Тевеса? Аргентинский нападающий построил шикарную карьеру в Европе, а потом уехал и пропал с радаров. Он из тех игроков, которые не оставляют равнодушным. Яркие и неоднозначные эпизоды — его отличительная черта. Вспоминаем главные шаги Тевеса и рассказываем, как у него дела.

kak teves promenjal mju na siti 1588078887261767486
Главный предатель Манчестера. Как Тевес променял «МЮ» на «Сити»

Тевес очень рано лишился родителей. Мать ушла из семьи, когда Карлосу не было и года, а в шесть лет будущий футболист остался и без отца — тот получил 23 пули и не выжил. Так Тевес попал под опеку тёти. Вдобавок Карлос жил в одном из самых криминальных районов Буэнос-Айреса. Он рассказывал, что старался не выходить на улицу один.

«По ночам наш район напоминал Бейрут в самый разгар гражданской войны — крики, стрельба, вой полицейских сирен. Когда шальные пули залетали в наши окна, мы падали на пол и молились. А на следующий день я как ни в чём не бывало шёл в школу или на тренировку, нередко обходя по пути тела убитых ночью людей. По нашему району вечно бродили пьяные и обкуренные типы. Многие промышляли воровством. Эти люди просыпались утром без денег и вновь шли воровать», — рассказ Тевеса.

Футболу, как и многие южноамериканцы, Карлос обучался на улице. Вместе с друзьями он играл на краю свалки и бегал по битому стеклу и грязным шприцам. Подходящей обуви у Тевеса не было — бутсы были не по размеру, из-за чего у него в какой-то момент перестали расти пальцы.

Перечисленные ужасы производят мощное впечатление, но и это не всё. Когда Тевесу было 10 месяцев, он уронил на себя чайник с кипятком и получил страшные ожоги. С тех пор у него на шее шрамы, которые просто невозможно не заметить. Интересно, что Карлос решил сделать это своей фишкой и отказывается избавляться от следов, хотя может позволить себе любую операцию.

Позднее Тевес рассказывал, что после прихода денег первым делом потратился на то, чтобы увезти родственников из опасных мест: «Первую большую зарплату я получил в «Коринтиансе». Я купил 10 домов и перевёз туда родственников. Мы собрались дома на барбекю, и я подарил каждому по ключу. Это был сюрприз, никто ничего не знал».

1640250638421501575

Тевес начинал в родной «Боке Хуниорс» — там он дебютировал в 16 лет ещё в 2001-м. После четырёх лет в Аргентине Карлос решил сменить обстановку, но вместо Европы уехал в Бразилию. В «Коринтиансе» форвард задержался всего на полтора года. За Тевесом охотились «Манчестер Юнайтед» и «Челси», а он отправился в «Вест Хэм» вместе с другой будущей звездой – Хавьером Маскерано. Получилось очень странно: Карлос объявил о переходе сам в последний день трансферного окна.

В Англии быстро поняли, что Тевес — непростой футболист. В середине сезона-2006/2007 СМИ опубликовали цитаты Карлоса, в которых аргентинец мочил главного тренера команды Алана Пардью и недоумевал, что того уволили так поздно. В конце чемпионата Тевес спас «Вест Хэм» от вылета, забив единственный гол в выездном матче с «Манчестер Юнайтед». Было очевидно, что лондонскую команду он перерос.

karlos teves 1522268781976799429
Пишут, что Тевес получил травму в тюрьме. Это правда?

Летом 2007-го Тевес перешёл в «Манчестер Юнайтед». Сделка была необычной и очень сложной — дошло даже до суда. Дело в том, что права на Карлоса принадлежали не только «Вест Хэму», но и компании Media Sports Investments. Лондонский клуб пытался удержать аргентинца, но в итоге уступил, причём получил за игрока всего £ 2 млн.

В «МЮ» Тевес перешёл в двухгодичную аренду (права остались у Media Sports Investments) и сразу заблистал. Вместе с Уэйном Руни и Криштиану Роналду он образовал убойную связку, которая привела команду к победе в АПЛ и Лиге чемпионов.

В сезоне-2008/2009 было уже не так здорово. Тевес стал меньше играть из-за нового конкурента — Димитара Бербатова. Вдобавок аренда Карлоса подходила к концу, а «МЮ» предлагал не ту зарплату, на которую рассчитывал аргентинец. Летом 2009-го Тевес ненадолго стал свободным агентом и зажёг. Он перешёл к врагам «Юнайтед» — «Манчестер Сити». Новый клуб Карлоса как раз разбогател и активно закупался звёздами. По слухам, Тевес получил в «Сити» контракт на £ 10,5 млн в год. «МЮ» предлагал в два с половиной раза меньше.

В новой команде Тевес сразу стал разрывать. Под горячую руку попал и «Юнайтед» — Карлос под свист трибун «Олд Траффорда» сделал два ассиста. Правда, от поражения «Сити» это не спасло.

16402506991949216122

Казалось, что Тевес обрёл свою команду и спокойствие, но скандалы продолжились. «Сити» купил Серхио Агуэро, и Карлос (как и в случае с Бербатовым) стал меньше играть. Последствия: обида на главного тренера Роберто Манчини и отъезд на родину. Хотя весной 2012-го форвард всё же вернулся в клуб и помог эпично завоевать первый титул за 44 года.

Спокойно отпраздновать чемпионство Тевес, конечно, не мог. Аргентинец решил припомнить Алексу Фергюсону слова о том, что «Ман Сити» не возьмёт титул, пока он жив. Плакат с надписью «R.I.P. Fergie» — замечательная идея, не правда ли? Пришлось извиняться.

В 2013-м Тевес покинул «Манчестер Сити» и стал игроком «Ювентуса». Получилось здорово: 39 голов в 66 матчах, два чемпионства, Кубок, Суперкубок Италии и финал Лиги чемпионов. Карлос был в полном порядке, но в 2015-м неожиданно решил, что пенсия близко. Он уехал в родную «Боку Хуниорс», где его тепло встретили 40 тысяч болельщиков и сам Диего Марадона.

karlos teves i bolelschik 1542985852296329914
Тевес — красавчик. Отбил фаната у полиции, ещё и подарил ему футболку

Через полтора года после возвращения Тевес резко поменял планы. Ему упало неприличное предложение от богатых китайцев, и он уехал в «Шанхай Шэньхуа», став самым высокооплачиваемым футболистом в мире. € 40 млн в год — столько не получали ни Криштиану Роналду, ни Лионель Месси. Правда, вместо суперзвезды китайцы получили «пассажира». Тевес сыграл всего 16 матчей, забил 4 гола и растолстел. Поведение Карлоса выбесило владельцев клуба, и в начале 2018-го с ним разорвали контракт. Тевеса это вряд ли расстроило — он заработал лёгкие деньги и вернулся в «Боку».

На родине Тевес сразу взял себя в руки и продолжил зажигать как в старые добрые. 21 гол в 64 матчах — статистика явно не китайского уровня.

Минувшим летом Тевес всё же расстался с «Бокой». Карлос не сдержал слёз на прощальной пресс-конференции. Трогательные слова: «Думал, что этот момент никогда не наступит. Я здесь, чтобы сказать, что ухожу из клуба. Это не прощание, потому что я всегда буду рядом с людьми «Боки». Я буду там не как футболист, но всегда как человек из народа. Как игрок я отдал всё, поэтому счастлив. Для меня «Бока» — лучший клуб в мире, отец поддерживал её, как и мать, жена и сын. Я не могу лгать им или болельщикам. Это решение исключительно моё. В «Боке» вы должны выкладываться на полную, а я мысленно не в состоянии делать это».

С тех пор Тевес остаётся без клуба, хотя официально карьеру пока не завершил. Сейчас 37-летнему аргентинцу не до футбола. Недавно он судился с государством из-за налогов и проиграл. Карлос считает, что его обворовывают — требуемая сумма в два раза превысила общий доход игрока за 2020 год.

1640250744368573226

А ещё недавно Тевеса позвали сыграть в традиционном матче эквадорской «Барселоны» (между прочим, это рекордсмен страны по чемпионским титулам). В начале каждого года команда проводит товарищескую игру и приглашает в свой состав мировую звезду. Там уже засветились такие футболисты, как Роналдиньо, Диего Форлан, Кака, Андреа Пирло, Алессандро Дель Пьеро и старый знакомый Тевеса Хавьер Маскерано. Карлос пока не дал окончательного согласия. Но сложно представить, что ему не хочется на поле.

«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Содержание.

Введение ……………………………………….……………………………… 3

1.Цели и задачи работы ……………………………………………………..… 4

2.« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»…..………………………………………………………………………. 5

3.1.Пути формирования культуры восприятия книги.…….. ……………….. 7

3.2. Особенности освоения сказок………………………………………..…… 8

Заключение. ………….………….……………………………………………… 11

Список литературы. …………………….……………………………………… 13

Приложения. …………………………………………………………………… 14

Введение

Сказки – это своего рода «воспитательная система»,

которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое,

патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.

(Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева)

Проблема приобщения детей школьного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок. Детям школьного возраста читают и рассказывают сказки о животных. В сказках разных народов и разных времен встречаются образы простовато-глуповатого волка, трусливого хвастуна зайца, медведя-увальня, лукавой кокетливой лисы, воинственного петуха и т. д.

Волшебные сказки любимы школьниками начальных классов. Они ненавязчиво учат ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо. На основе народных сказок возникли литературные авторские сказки. В них часто переплетаются элементы сказок о животных, бытовых и волшебных сказок.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

Актуальность: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

1. Цели и задачи работы

Цель: развивать устойчивый интерес к художественной литературе.

Задачи:

  • познакомить с историей создания сказок;

  • развивать у детей умение слушать;

умение познавать

умение сравнивать, сопоставлять

умение мыслить словами

связную речь

мышление

внимание

память

воображение

отзывчивость и сопереживание;

  • учить составлять сказки по картам Проппа;

  • воспитывать любовь к сказкам;

  • бережное отношение к книгам.

Методы:

— изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;

— наблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

— анкетирование родителей и детей;

— анализ продуктов творческой деятельности.

Направленность развития деятельности: комплексная, речевая, познавательная, изобразительная, театрализованная, музыкальная.

2. «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Трудно представить себе школьное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства.

Восприятие детьми литературных произведений в школьном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора.

В 1 классе знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Также детей привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении). При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

Во 2 классе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Учитель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения.

В 3-4 при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

Перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении.

Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.

3.1. Пути формирования культуры восприятия книги.

Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из важнейших задач педагога.

Реализация методической разработки началась с моделирования ситуации, позволяющей выявить проблему, и предполагала проведение анкетирования детей и родителей.

Анкета для родителей (см. приложение).

Анкета для детей (см. приложение)

В результате анкетирования родителей и детей, я поняла, как ребенок и родители понимают литературное произведение.

Главная отличительная черта восприятия художественного произведения ребенком – это преобладание «практического» над «условным». Преобладание «практического» над «условным» — причина специфических особенностей художественного восприятия ребенка.

В ответах на вопросы родители называют различный возраст появления интереса детей к книге.

Исходя из полученных данных, был составлены списки литературных произведений для детей 5 – 7 лет (см. приложение).

3.2. Особенности освоения сказок.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т.С. Комаровой, Н.М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Ш.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.); игровой (Т.А. Антонова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно — речевой деятельности.

Почти все опрошенные родители отмечают, что в детстве отдавали предпочтение сказкам.

В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:

  • совместная и индивидуальная работа;

  • занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;

  • традиционные фольклорные праздники и развлечения

В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:

– Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.

– Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.

– Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.

– Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи школьников.

– Рассказывание сказки детям. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.

– Пересказ сказки с использованием плоскостного театра – это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.

– Творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.

– Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.

– Драматизация сказок. Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями

Все эти методы и приемы я использую в следующих формах работы:

– Совместная и индивидуальная работа. В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.

– Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой разработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.

– Традиционные фольклорные праздники и развлечения как итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа. для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям.

Результатом работы со сказкой является:

  • Умение детей разрешать конфликтные ситуации;

  • использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;

  • пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;

  • активное участие детей в фольклорных мероприятиях;

  • формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру;

  • привитие любви к своей истории, Родине;

  • овладение навыками взаимоотношения с миром;

  • усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;

  • формирование активной жизненной позиции. Некоторые дети небрежно относятся к книгам, они привыкли к их изобилию. Книга даже перестала быть желанным подарком, поэтому работу по воспитанию интереса к книге нужно начинать уже в младшей группе.

На занятиях учу детей правильно воспринимать и понимать художественное слово. В книжном уголке помещаются знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?». (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)
При работе с детьми обращается особое внимание на содержание книжного уголка, в котором помещаются: книги, рекомендованные программой; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов; игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки»; портреты писателей и поэтов; рисунки детей по мотивам любимых произведений.
Периодически оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие и дети. Герои книг оживают в рисунках и лепке школьников. Из лучших рисунков составляю альбомы, готовим выставки поделок для книжного уголка.
Заключение.

Школьники проявляют большой интерес к сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.

Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре дает ощутимые результаты: дети знают и выполняют правила обращения с книгами. Я надеюсь, что этот интерес будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается, как чуткий показатель состояния общества.

Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.

Вот почему я объясняю родителям и учу детей любить книгу, проявлять интерес к чтению.

В нашей стране проблема детского чтения не осознавалась, последние годы как важная задача и до сих пор не уделяется должного внимания проблеме «Ребенок — книга». Опираясь на опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что на детское чтение нужно обращать особое внимание и активно привлекать к этому родителей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003. — с.27-43.

  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 255 с.

  5. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.

  6. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.

  7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

  8. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. — М, 2004. – 107 с.

  9. От рождения до школы. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. Н.Е. Вераксы,

М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12.

2012.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение. 1984.

  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005. — 159 с.

  3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. —М., 1983.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для родителей

«Организация домашнего чтения в семьях»

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Ваше мнение для нас очень важно.

  1. Есть ли у вас дома библиотека, что она собой представляет?

а) несколько книжных полок; б) книжный шкаф;

в) стеллажи с книгами; г) другое ____________________________

  1. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

а) да; б) нет.

  1. Посещаете ли вы с ребенком детскую библиотеку?

а) часто; б) нет, не записаны и даже не знаем, где она находится;

в) нет, не посещаем по другой причине: __________________________

  1. Часто ли вы читаете ребенку книги?

а) каждый день; б) каждый день перед сном;

в) когда попросит; г) иногда.

  1. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка:______________________________________________________

  2. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:_________________________________________________

  3. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

а) да; б) нет; в) иногда.

  1. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Имена, каких поэтов и писателей знает ваш ребенок? _____________________________________________________________

  2. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой книги?

а) да; б) нет; в) не знаю.

  1. Выписываете ли вы детские журналы? Какие? _____________________________________________________________

  2. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать? ________________

  3. Умеет ли читать (и понимать прочитанное им) ваш ребенок?

а) да; б) нет.

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для детей.

  1. Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?.

  2. Любишь ли ты книжки ? (да, нет)

  3. Что тебе больше нравится – то, что тебе читают (текст), или картинки (иллюстрации)? (текст, иллюстрации, и то и другое)

  4. Как слушаешь чтение взрослых? (люблю слушать разные интересные книжки, даже если в них мало картинок; люблю слушать только тогда, когда в книге много картинок).

  5. Как рассматриваешь картинки? (перед чтением, просишь показать во время чтения, можешь просто слушать, а картинки посмотреть после, не обращаешь внимания на иллюстрации)

  6. Есть ли у тебя дома книжки с черно – белыми рисунками ? (да, нет)

  7. Какие картинки больше нравятся ? (цветные, черно – белые, и те и другие)

  8. Хочется ли раскрашивать черно – белые иллюстрации в книжке ? (да, нет)

  9. Кто пишет книжки ?

  10. Назови каких – нибудь писателей или поэтов.

  11. Кто рисует картинки в книжках.

Как ты думаешь, иллюстрации в разных книжках рисует один и тот же человек или

разные? (один и тот же, разные, не знаю)

Как ты думаешь, что возникает раньше – текст или картинки? (текст, картинки, не

знаю)

  1. Назови каких – нибудь художников.

  2. Любишь ли рисовать ? (да, нет)

  3. Рисуешь ли рисунки к прочитанным книжкам ? (часто, нет, иногда)

Вспомни, к каким книжкам ты рисовал рисунки. Если редко рисуешь или не рисуешь

по книжкам, хотя вообще – то рисовать любишь, то почему так происходит? Хочется

ли рисовать в книжке без картинок ? (да, нет)

  1. Чем рисуешь? (цветными карандашами, фломастерами, красками, простым карандашом, ручкой)

Во время пандемии одним из самых распространенных киберпреступлений стал фишинг. Мошенники даже использовали дипфейк Олега Тинькова, чтобы заполучить данные жертв. Рассказываем, как распознать фальшивку и не попасться

Олег Тиньков

Олег Тиньков

(Фото: Юрий Чичков для РБК)

Злоумышленники впервые создали дипфейк с основателем банка Тинькофф Олегом Тиньковым. В поддельном видео, размещенном на фальшивой странице банка Tinkoff Bonus, он обещает добавить 50% к сумме при открытии инвестиционного счета. К ролику была прикреплена фальшивая ссылка для регистрации. Подделку выдают также следы монтажа и другой голос.

Это далеко не первый случай, когда мошенники используют видеомонтаж для рекламы фишинговых сайтов — ресурсов, которые выдают себя за официальные сайты компаний и организаций. С их помощью злоумышленники пытаются получить конфиденциальные данные пользователей. Например, летом 2019-го в соцсетях крутилось видео с Дмитрием Нагиевым, смонтированное так, чтобы убедить пользователей перейти на страницу мошеннического сайта. А с началом пандемии в связи с массовым переходом на удаленку число фишинговых сайтов сильно выросло.

В ежегодном отчете Центра жалоб на интернет-преступления ФБР говорится, что в 2020 году фишинг стал одним из самых распространенных киберпреступлений. По данным ООН, уже в первом квартале прошлого года число фишинговых сайтов увеличилось на 350%. За 2020 год Google обнаружил более 2 млн таких ресурсов — в среднем он выявлял по 46 тыс. в неделю.

В России из-за массового перехода людей на удаленку тоже активизировались мошенники, и эта тенденция продолжается. Количество фейковых сайтов, маскирующихся под кредитные организации, уже исчисляется тысячами. Также мошенники подделывают страницы крупных интернет-магазинов, сайтов по продаже авиабилетов или даже госорганов.

Во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов российских граждан более ₽3 млрд, из них только ₽222 млн было возвращено их жертвам. В основном для хищения использовались телефонные звонки и фишинговые сайты.

Фишинг — самый легкий способ получить деньги с граждан, поэтому и число фишинговых сайтов растет, отметил директор блока экспертных сервисов BI.ZONE Евгений Волошин. Мы спросили у банков, как распознать подобные ресурсы и что делать, если все же попался.

Текст был впервые опубликован 24 апреля 2021 года

Фото:piqsels.com

Меры предосторожности

В пресс-службе ВТБ отметили, что в большинстве случаев распознать фишинговый сайт очень трудно, а иногда и невозможно. Поэтому лучше «создать условия, в которых его появление будет невозможным».

Если речь идет о дистанционном банковском обслуживании, то пользуйтесь им только через официальный сайт банка. «Никаких ссылок от друзей, коллег, контрагентов, никаких «новых адресов», бета-тестирований и подобного», — предупредили в пресс-службе.

Если вы планируете покупать товары или приобретать услуги в интернете, то заходить в интернет-магазины, кассы и площадки объявлений нужно только по точно известным адресам. Их можно найти в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), договоре с организацией, которая вам нужна, либо в бланке документа, рассказали в ВТБ.

«Чаще всего попасть на фальшивые интернет-ресурсы можно из фишинговой рассылки — письма или сообщения. Само сообщение обычно призывает получить приз, поменять пароли, оплатить задолженности или получить внезапно возникшие переплаты. Если ввести данные карты на таком сайте, они автоматически попадут к злоумышленникам», — сообщили в Промсвязьбанке.

Илья Сулоев, вице-президент, директор департамента информационной безопасности банка «Открытие», посоветовал:

  • убедиться в том, что используете безопасное соединение (название сайта начинается на https, в адресной строке значок закрытого замка);
  • не переходить по ссылкам, полученным из неизвестных источников;
  • опасаться перенаправления c исходного сайта на другие ресурсы;
  • использовать антивирус и браузер со встроенной защитой от подозрительных сайтов;
  • кроме того, можно проверять сведения о сайте и размещенной на нем информации с помощью специальных сервисов, которые укажут сведения о сайте (Whois IP) — тип владельца домена (физическое лицо или организация), сведения о расположении, дату регистрации домена. Последнее поможет понять, сколько прошло времени с момента регистрации домена.

Фото:Eviart / Shutterstock


Фото: Eviart / Shutterstock

Отличить фишинговый сайт от оригинала

Тем не менее стоит обращать внимание на некоторые внешние особенности сайтов — они могут быть признаками подделки.

«Как правило, отличить сайт-двойник можно, внимательно посмотрев на его название в адресной строке — оно имеет незначительные отличия от оригинала в буквах или цифрах», — рассказали в пресс-службе Промсвязьбанка.

При этом некоторые «особо агрессивные ресурсы» покупают рекламу и могут появляться на первых позициях в поисковой выдаче, отметил Павел Нагин, руководитель группы мониторинга и предотвращения кибератак Райффайзенбанка. По его словам, отличительная черта фишинговых сайтов, которые маскируются под банки, — дополнительные требования для входа в онлайн-банк.

Например, если вас просят установить «специальный плагин», ввести код из СМС, текст которого соответствует не входу в личный кабинет, а подтверждению транзакции. На поддельных сайтах могут попросить ввести номер карты, срок ее действия и код CVV/CVC.

Все официальные сайты банков и кредитных организаций помечаются значком ЦБ РФ в поисковой выдаче Yandex — у фишингового ресурса такой пометки не будет.

Павел Нагин

руководитель группы мониторинга и предотвращения кибератак Райффайзенбанка

Фото:Gorodenkoff / Shutterstock


Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Что делать, если ввел данные карты на фишинговом сайте?

Если вы все же не заметили, что зашли на поддельную страницу, ввели свои данные, а также получили коды подтверждения операций, которых не совершали, то нужно сделать следующее:

шаг 1: незамедлительно позвонить в банк и заблокировать карту. Номер телефона кредитной организации указан на обратной стороне карты;

шаг 2: рассказать представителю банка о случившемся, в том числе о ресурсе, на котором вы ввели данные. Информацию можно узнать из истории браузера;

шаг 3: проверить совершенные операции;

шаг 4: сменить логин и пароль для личного кабинета и перевыпустить карту — обязательно с новым номером;

шаг 5: если мошенники успели снять деньги, необходимо оформить заявление о несогласии с транзакциями;

шаг 6: обратиться в правоохранительные органы.

Фото:BravissimoS / Shutterstock

Есть ли шанс вернуть деньги, если их списали с карты?

Илья Сулоев отметил, что каждый случай рассматривается индивидуально. Клиент имеет право оспаривать операции, и банк изучит заявление. Это же право можно реализовать, обратившись в правоохранительные органы.

Однако наличие прав не означает, что вам удастся получить деньги обратно. Средства вернуть весьма проблематично, так как они, как правило, поступают на карты мошенников и сразу обналичиваются, предупредили в Промсвязьбанке.

«Когда деньги списаны с расчетного счета клиента или авторизована расходная карточная операция, по данной операции наступает момент безотзывности, это является основой всей системы безналичного обращения. Иначе каждый покупатель мог бы вернуть свои деньги за любой оплаченный товар», — объяснили в ВТБ.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

  • Отличительные черты литературной сказки первой половины xx века
  • Отличительные черты сказки как жанра
  • Отличительные категориальные признаки сказка цикл сказок сказочная повесть
  • Отличие сказок салтыкова щедрина от русских народных сказок авторский комментарий острый сюжет
  • Отличие стихов от рассказов