Отличие сказки жуковского спящая царевна от народных сказок 5 класс

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Урок в 5-м классе «Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сходные и различные черты литературной и народной сказки»

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

I. Оргмомент.

Сообщение темы. Целевая установка на урок.

II. Проверка д/з (фронтальный опрос).

Учитель

– Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)

III. Объяснение нового материала.

Учитель

Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу. Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

Учащиеся

Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

Учитель

Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)

Учащиеся

Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5)

Учитель

К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6)

Учащиеся

Волшебной

Учитель

Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)

Учащиеся

· Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы

Определение уровня читательского восприятия сказки

Учитель

Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. ( по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)

Учитель

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся

А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7)

Учитель говорит о главных и второстепенных героях.

Учитель

– Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)
(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

Учитель

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Учащиеся

Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Учитель

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы

1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр

Выразительное чтение сказки

Учитель

Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)

IV. Подведение итогов.

Учитель

Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?

Учащиеся

(Звучат ответы)

Учитель

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную сказку, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок.

VI. Задание на дом.

Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Бинарный урок литературы в 5 классе «Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета

0 6Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.

Ход урока

      I. В. А. Жуковский: детство и начало творчества
      Чтение и составление плана статьи
      По статье учебника может быть составлен простой план в соответствии с абзацами. Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
      Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра. Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
      Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая русских землепашцев от крепостной зависимости.
      II. Жуковский-сказочник
      Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» дополнит рассказ учителя. Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.
      III. «Спящая царевна»
      Выразительное чтение
      Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников). На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
      — Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
      Словарная работа
      — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
      Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
      Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
      Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
      Дотоле — до сих пор, до этого времени.
      Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
      Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
      Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
      Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
      Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
      Ланиты — щеки.
      Домашнее задание
      Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника.

УРОК 2

Цель: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, познакомить с произведением «Спящая царевна»; рассказать об отличии литературной и народной сказок; развивать навыки беглого литературного чтения.

Ход урока

      I. Артикуляционная разминка

      II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
      Практикум
      Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
      — Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
      — Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
      — Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
      — Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
      — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
      — Расскажите о героях сказки.
      Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
      — Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке. Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
      — Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
      Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»
      В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
      Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
      Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
      С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков — это ускорит работу и сделает ее более качественной.
      1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…».
      2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
      В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»
      Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
      Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло…») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.
      III. Выразительное чтение сказки
      — Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
      Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
      Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.
      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца.

Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой сказки, но, на мой взгляд, из этой сказки можно извлечь и другие уроки. В первую очередь, когда король решает не посылать приглашение двенадцатой чародейке, «хромоногой, старой, злой», из-за потери блюда. Не стоит пренебрегать человеком из-за его внешности. Необходимо высказывать уважение старшим, несмотря ни на что.

Второй урок я вижу в неизбежности предначертанного. Что было уготовано судьбой человеку, то и произойдет. Король, стараясь уберечь дочь от проклятья, изгоняет ткачих, запрещает выращивать и ткать лен и держать дома веретено. Однако, он не смог уберечь дочь в собственном доме. Дочери захотелось осмотреть дворец, и, поднявшись по винтовой лестнице, она встречает «старушоночку», которая дала ей веретено. Из этого следует третий урок о том, что встречи с незнакомыми людьми могут быть опасными.

Все сказки нужно читать внимательно, ведь они содержат скрытый смысл, который может быть не сразу понятен. На примерах из книг дети узнают и запоминают, как надо себя вести.

Другие сочинения: ← Ромео и Джульетта↑ ДругиеНаучная фантастика →

Слушаем актерское чтение.

Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Сравнение сказки Жуковского «Спящая царевна» с народной

Манера сказывания народной сказки более плавная, напевная, спокойная. Она в этом похожа на народную песню: все уже знают, о чем там поется, но все равно доставляет удовольствие петь и слушать. Так и с народной сказкой. Тон сказительницы не всегда шутливый. Иногда он становится серьезным — то загадочным, то поучительным. В народной сказке меняется и настроение сказывания : голос то веселый, то задумчивый, то назидательный.

Художественное чтение литературной сказки выполнено актёром в шутливом тоне от начала и до конца, потому что сама сказка Жуковского написана в такой шутливой манере. В этом произведении нет особой морали (поучения, назидания), нет страшных моментов тяжелого испытания героя, в отличие от народной сказки. Мы чувствуем, что чтение актера носит лишь легкий, развлекательный характер.

Как актер передает характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Слова злой чародейки прочитаны более быстрым темпом, в низком тембре и зловещим тоном. Так актер изобразил бурчание под нос старой злодейки. Быстро и тихо проговорив ее фразу, актёр словно подчеркнул, что ее ворчание не столь важно и сбудется не полностью.

Напротив, ответ доброй чародейки прозвучал в более медленном, спокойном темпе и более звонким (громким) голосом. Так актер выразил тот факт, что эта фраза более важна и сбудется именно она, добро победит зло. Слова доброй чародейки произнесены торжественным тоном, более уверенно, слегка повышенным тембром. Это придает фразе жизнеутверждающую эмоциональную окраску.

Как меняется интонация актера, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передает чтец?

Интонация актера становится более веселой, радостной, что предвещает скорое избавление спящей царевны. Актер передает бесстрашие, удаль молодого царевича.

Прослушайте описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в русских народных сказках? Нет, таких подробных описаний не было в русских народных сказках.

Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора.

Первую часть нужно читать спокойным голосом, удивленным тоном, в медленном темпе. Описание ожившего двора читаем в быстром, оживленном темпе, более звонким голосом.

Популярные сегодня темы

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева «Бежин луг» без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека

Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев

Где-то там, на Урале, было озеро Светлое. Озеро находилось в горах, а главной его особенностью была прозрачная вода. Вода в нем была настолько прозрачной, что даже на самой максимальной глубине отчетливо виднелось

Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят

Отзывы 12

она мне очень понравилось в ней рассказывается о том как царевну заколдовала ведьма и она уснула глубоким сном из палаток три века но потом пришёл принц поцеловал её и всё было хорошо.

она мне очень понравилось в ней рассказывается о том как царевну заколдовала ведьма и она уснула глубоким сном из палаток три века но потом пришёл принц поцеловал её и всё было хорошо.

Хороша книга эта. Хорошо читать её и в ней прекрасно всё. Как царевну описали. Как спас добрый молодец её. И пир на весь мир. Читал бы 100 её.

Хороша книга эта. Хорошо читать её и в ней прекрасно всё. Как царевну описали. Как спас добрый молодец её. И пир на весь мир. Читал бы 100 её.

Очень удобно читать эту книгу глаза не напрягаются можно фигурировать шрифт очень классная книга мне на очень понравилось

Очень удобно читать эту книгу глаза не напрягаются можно фигурировать шрифт очень классная книга мне на очень понравилось

Прекрасная и интересная книга.Мне очень понравилась книга Жуковского Спящая царевна.Сказочная книга.

Прекрасная и интересная книга.Мне очень понравилась книга Жуковского Спящая царевна.Сказочная книга.

Ходила как-то на балет по одноименной пьессе. Вопросов было столько, что насладиться театральной постановкой никак не получалось. Однако, шли года, и я, наконец, смогла проникнуться истинным смыслом сказки.

Ходила как-то на балет по одноименной пьессе. Вопросов было столько, что насладиться театральной постановкой никак не получалось. Однако, шли года, и я, наконец, смогла проникнуться истинным смыслом сказки.

У Пушкина интереснее, но эта точнее. Все особенности сказки выдержаны в порядке. Ничего лишнего, так сказать от себя. Читается легко. Я пока читала увидела в своей голове мультфильм озвученный приятным мужским голосом. Что-то среднее между диснеевскими мультиками и нашим по Пушкину про Спящую царевну и богатырей. Было бы здорово увидеть такой мультфильм по этой сказке. Я вообще люблю сказки, но в поэтическом варианте ещё больше.

У Пушкина интереснее, но эта точнее. Все особенности сказки выдержаны в порядке. Ничего лишнего, так сказать от себя. Читается легко. Я пока читала увидела в своей голове мультфильм озвученный приятным мужским голосом. Что-то среднее между диснеевскими мультиками и нашим по Пушкину про Спящую царевну и богатырей. Было бы здорово увидеть такой мультфильм по этой сказке. Я вообще люблю сказки, но в поэтическом варианте ещё больше.

Очень увлекательная книга она похожа на книгу Пушкина и Шарль Перро, но в ней есть своя изюминка. Советую прочитать Очень классная.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая царевна» и русских народных сказок

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию художественного произведения.

Этап 1. Оргмомент.

Психологический настрой детей на урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

5-минуткачтения

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая разминка.

— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

2.Мотивация к учебной деятельности

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ).

— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

— Чем сказка, которую вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали в начале этого учебного года? (у неё есть автор). Портрет В.А.Жуковского

— Кто же написал эту сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).

— Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний урок. (Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя В.А.Жуковского, будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», будем учиться анализировать, находить черты литературной и народной сказки).

4. Работа с портретом. — Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

— Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).

— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над биографией поэта — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

— Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

— Когда вы научились читать?

— Какие книги вы читали?

— А в детстве вы сочиняли сказки?

— Как вы придумали сказку о спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

1 абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?

— Кто были его родители?

-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. — Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

— Мы ответили на все заданные вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!

6. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда через несколько уроков познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

Этап III. Проверка домашнего задания.

Понравилась ли сказка, которую вы прочитали дома? Почему?

— Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны – кто получит пять и больше – получит 5 за урок):

«Доверяй, но проверяй» (викторина):

— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.

— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес).

— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть нужно отгадать загадки по сказке.

— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

— Где все спали? (Во дворце)

— Кто был на зеленом лугу? (Царица)

— Кто уполз в ручей? (Рак)

— Кто спит перед огнем? (Повар)

— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек? (Из золота)

— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

— Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

— Что должно случиться с царевной на 16-м году? (оцарапает руку веретеном и умрёт)

— Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

— Где были родители, когда царевна решила обследовать дворец? (ушли гулять)

— Кого увидела царевна, когда поднялась в одну комнату? (старушонку)

— Докажите, что женщина была очень старая (гребень под носом торчит)

— Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

Интерактивный тест-раскраска.

— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы справились со всеми вопросами.

Можно немного и передохнуть.

7. Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование — при этом будем работать с текстом сказки. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему.(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы).

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

3 группа работает над героями сказки. – Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

(Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной? (Сказочные зачин и концовка; сюжет волшебной сказки;

чудесные предметы; число «3»; положительные и отрицательные герои; победа добра над злом в финале).

— В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей не характерно для русских народных сказок).

ИТОГ

— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери аргументы для связного ответа и заполните таблицу:

Идея – добро побеждает зло

Более разнообразные приключения.

Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

Стихотворная речь

Построение: зачин, развитие действия, концовка.

Волшебные «заколдованные» предметы

Употребление устойчивых выражений

Автор

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

1. Автор

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Волшебные «заколдованные» предметы

— Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

4. Итог урока:

— Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

— Какие нам удалось выполнить, а над какими еще нужно поработать.

— В таком случае давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы умные? – Да.

Мы добрые? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? — Да.

А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»? (подсчитайте жетоны)

(Выставление оценок)

5. Домашнее задание:

1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся строк из сказки;

Творческие задания:

иллюстрации к сказке;

Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)

6. Рефлексия:

— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)

У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами ответ. Сдайте мне их.

— Спасибо за урок! До свидания!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/300262-urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-vazhukovsk

  • Отличие русских народных сказок от турецкой сказки
  • Отличие небылицы от сказки
  • Отличие рассказа от новеллы в литературе
  • Отличие рассказа от стихотворения 2 класс
  • Отличие рассказа от народной сказки