Отличие рассказа от стихотворения 2 класс

Урок кубановедения в 4 классе.учитель: горецкая евгения александровна.темавещественные исторические источники. вещи рассказывают о прошлом. тип урокакомбинированный урок. педагогическая цельпродолжить знакомство

Урок кубановедения в 4 классе.

Учитель: Горецкая Евгения Александровна.

Тема

Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом.

Тип урока

Комбинированный урок.

Педагогическая цель

Продолжить знакомство с историей родного края; познакомить с предметами быта различных народов, с вещественными историческими источниками, сформировать понятия «археология», «прогресс»; развивать логическое мышление, воображение.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с предметами быта различных народов родного края, с вещественными историческими источниками. Научатся сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Представлять современные вещи, в качестве данного вида источников для будущих исследователей.

Личностные результаты

Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Универсальные учебные действия (метапедметные)

Познавательные:

•  Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;

•  Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

•  Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Коммуникативные:

•  Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

•  Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

•  Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Регулятивные:

•  Научить принимать и сохранять учебную задачу;

•  Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•  Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий. 

Основные понятия и термины

Музей, археология, казаки, меоты, амфора, арфа, кратер, Евгений Дмитриевич Фелицын, Тамань, Анапа, Горгиппия.

Глечик, рубель, рушник, кукла, утюг

Образовательный ресурс

М/м презентация, учебник кубановедения 4 класс, рабочая тетрадь по кубановедению, карточки с заданием.

Формы и методы организации познавательной деятельность

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Этапы урока

Методы и приёмы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: создание атмосферы психологической комфортности.

1. Приветствие;

2. Эмоциональный настрой;

3. Проверка готовности.

-Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, шёпотом пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам удачи на этом уроке, потому что «с малой удачи начинается большой успех».

-Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Приветствует учащихся. Настраивает на дальнейшую работу на уроке.

Приветствуют учителя. Желают удачи друг другу, хорошего рабочего настроения.

II. Актуализация знаний.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.  

Беседа о различие и сходстве жилища казаков и меотов.

Сл.1

— Ребята, изучая прошлую тему, вы столкнулись с изучением архитектуры на Кубани. Давайте откроем страницу 42 и 44 и сравним жилище меотов и жилище казаков. 

Сходства: в обеих постройках глиняные побеленные стены с соломенной крышей.

Различия: у меотов более скудное хозяйство, чем у казаков; у казаков была печь и два жилых помещения, у меотов же маленький огонь посреди жилища, из-за которого коптятся стены, а у тех же казаков стены внутри дома так же побелены, как снаружи; в хате казака уютнее, больше бытовых приборов.

-Почему хата меота и казака сделаны из одного материала – глины? (глина была доступным материалом для постройки)

Задаёт вопросы, актуализирует знания детей о жилище казаков и меотов.

Развёрнуть отвечают на вопросы, которые задаёт учитель.

III. Целеполагание.

Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.

Введение в тему урока при помощи литературного слова (стихотворения).

-Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, что будем изучать на уроке.

Сл.2

Когда к истории хотим мы прикоснуться

Иль в мир прекрасного охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

Душой с тенями предков говорим.

Застыло время здесь для нас,

Чтоб для потомков сохранить

Дарованный щедро духовный запас,

Который в музее умеют ценить.

Ольга Держанова

-О чём стихотворение? (о музее, истории, прошлом)

-Сегодня на уроке мы будем изучать вещи, которые рассказывают нам о прошлом. 

Подводит учащихся к формулированию темы и задачи урока с помощью стихотворения

Слушают учителя, формулируют тему и задачи урока с помощью стихотворения, под руководством учителя, планируют учебную деятельность.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие и первичное освоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

Работа с текстом учебника.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

Рассказ о музеях Краснодарского края.

Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.

Работа в рабочей тетради.

Просмотр видеоролика в сопровождении рассказа учителя.

-Откройте учебник на странице 46 и давайте прочитаем. (читают текст учебника по цепочке)

-Теперь обратите внимание, на странице 46 показаны 3 предмета: античная амфора, меотский сосуд и казачий кувшин.

-Давайте рассмотрим их и обсудим, какие они: из чего сделаны, как окрашены, чем покрыты, какие по форме.

-Античная амфора красноватого цвета и расписана чёрной краской.

-До сих пор не разгадан состав краски, которой расписаны античные амфоры.

-Меотский сосуд серого цвета, ничем не покрыт.

-Казачий кувшин имеет красновато – оранжевый цвет, расписан узорами.

-У какого народа лучше развито гончарное искусство? (у греков, античная амфора)

-Ребята, а где мы сейчас можем увидеть исторические источники? (в музее)

-Все старинные вещи должны где-то храниться, для этого люди придумали музеи. На территории нашего края их достаточно много. Вот некоторые из них:

Сл.3 – 5

  • Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.
  • Анапский археологический музей «Горгиппия».
  • Таманский археологический музей.

(видеоряд экспонатов музея в сопровождении рассказа учителя)

-Первый музей, с которым мы познакомимся — Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Евгения Дмитриевича Фелицына.

-Слушайте внимательно и ответьте на вопросы: Кто основатель музея? Какие экспонаты есть в музее?

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической.
Его основатель — историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 — 1903).
Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына был основан в 1879 г. С 1991 г. музей-заповедник носит имя своего основателя Евгения Дмитриевича Фелицына. Музей имени Е.Д. Фелицына – богатейшее хранилище памятников материальной и духовной культуры. Первыми экспонатами музея стали подарки, пожертвования населения и личные собрания Е.Д. Фелицына, на их приобретение Фелицын тратил своё небольшое жалование, часто влезая в долги. 

На сегодняшний день в музее насчитывается более 428 тысяч экспонатов. Среди них коллекции предметов, которые казаки делали своими руками. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник занимает значимое местно в Краснодарском крае.

-Ребята, чьё имя носит Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник? (имя Евгения Дмитриевича Фелицына)

-Кем он был? (он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена)

-Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполним первое задание.

Самый большой краеведческий музей Кубани находится в городе Краснодаре на улице Гимназической.
Его основатель — историк, краевед Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 — 1903).
Он был офицером Кубанского казачьего войска, изучал историю и географию края, участвовал в археологических раскопках, собирал предметы быта народов, живших на Кубани в разные времена.

-Продолжаем наше путешествие и отправляемся в Археологический музей города Анапы, который носит название «Горгиппия».

-Слушайте внимательно и ответьте на вопрос: Какие экспонаты есть в музее?

Археологический музей в Анапе открыт в 1977 году. В раскопе вы увидите мощеные дороги, древние жилые кварталы, остатки крепостных стен, предметы и орудия, связанные с виноделием. Ну, а экспонаты в самом здании музея и вовсе приведут вас в восторг и изумление — целая коллекция античной скульптуры (бронза, мрамор), скульптурные группы, посуда, монеты, украшения и многое другое, извлеченное из земли и наглядно повествующие  о тех далеких временах, нравах, обычаях, культурных  пристрастиях, возможно, предков теперешних местных жителей.

-О каких экспонатах музея было рассказано? (посуда, монеты, украшения)

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий; обеспечивает правильность и осознанность усвоения учебного материла; корректирует неправильные ответы.

Задаёт наводящие вопросы; проводит работу по учебнику.

Проводит виртуальную экскурсию в историко – краеведческие музеи Краснодарского края.

Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания; осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и ошибочные представления.

Отвечают вопросы по притче, читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя.

Физ.минутка.

-Встаём из-за парт.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

-Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Наклоны головой.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
-Тихонечко садимся.

Показывает упражнения, снимающие мышечное напряжение.

Выполняют упражнения.

Виртуальная экскурсия в Таманский археологический музей в казачью хату.

Работа в рабочей тетради.

Игра «Волшебный сундучок».

Сл.6

-Следующее место, в который мы отправимся – Таманский музейный комплекс, в состав которого входят: 

  • Таманский археологический музей, 
  • Археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань»,
  • Дом-музей великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Таманский археологический музей объединяет вокруг себя научно-исследовательские экспедиции, работающие на территории Таманского полуострова. Имеется оборудованная реставрационная лаборатория. В фонды музея поступают коллекции из раскопок Фанагории, Тмутаракани, Приазовского, Вышестеблиевская и т.д. Коллекции содержат чернолаковую керамику, монеты, печати, амфорный материал и прочее.

-Для того, чтобы лучше узнать быт казаков, мы отправляемся в виртуальную экскурсию в одну из казачьих хат.

Сл.7 – 16

Казачья комната начинается с печки, на ней – чугуны, в них варили в старину еду.

На столе стоит столетний самовар. Его топили мелкой щепой, огонь раздували сапогом.

Кровать была деревянной. Раньше такие были только у богачей, бедняки же обычно спали на лавках. Кровати утром заправляли. Днём могли на них лечь только больные. Покрывала были лоскутными, их наши предки делали из старых юбок и рубах. У кровати стоит люлька для младенцев.

Святой или красный угол с иконами. Справа от входа в казачью хату был святой угол с иконами. За порядком там следили особенно.

Иконы украшались рушниками – предмет домашнего обихода, обычно украшался вышивкой, мережкой, кружевом ручной вязки.

В нескольких метрах от святого угла – старинная швейная машинка «Зингер». Впервые её стали выпускать в Америке сто лет назад. В советском союзе машинки появились после Великой Отечественной войны.

Неотъемлемыми были макитры, кувшины из глины. Предмет посуды, глиняный горшок для хранения молочных продуктов назывался глечик.

Цеп, которым в ручную молотили хлеб. Старинная прялка, гребни, которыми чесали волокно на пряжу.

На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением — скалку, и рифлёную доску, имевшую множество названий, одно из них – рубель. Отжатое вручную бельё женщины наматывали его на скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как-будто из него все «соки». Позже появились чугунные утюги. Разогревались они на открытом огне или в горячей печи. Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать пáрными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся. Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей. Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, кружев — пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони.

В доме каждого казака обязательно была тряпичная кукла — знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед и болезни, были его первыми друзьями и утешителями. Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая, проводы зимы или пасха.

-Откройте рабочие тетради на двадцатой странице. Выполните самостоятельно второе задание.

(фронтальная проверка)

Предметы быта древних греков: амфора, арфа, кратер.

Предметы быта казаков: рушник, кадка, прялка.

-Откройте в рабочей тетради двадцать первую страницу. Выполните задание, где нарисован знак вопроса.

Сформулируй и запиши ответ на вопрос: где можно увидеть прошлое?

Прошлое можно увидеть в историко – краеведческих и археологических музеях.

-Предлагаю вам сыграть в игру «Волшебный сундучок». Я буду доставать и показывать вам вещь из него, а вы говорить её название и для чего она принадлежит. Каждая вещь из сундучка уже встречалась нам на экскурсии в казачьей хате.

  • Рубель;
  • Чугунный утюг;
  • Тряпичная кукла;
  • Глечик;
  • Рушник.

Проводит виртуальную экскурсию по казацкой хате в Таманском археологическом музее.

Задаёт вопросы учащимся, помогает записать ответы в рабочую тетрадь.

Слушаю рассказ учителя. Выполняют задания в рабочей тетради совместно с учителем.

V. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

1. Обобщающая беседа;

2. Рефлексия;

3. Домашнее задание.

-Как вы думаете, а дойдут ли наши с вами вещи до будущих поколений?

-Какие бы из своих вещей вы бы хотели «донести» до следующих времен? Почему именно их?

-Какие вещи, существующие в настоящее время, смогу поведать нашим потомкам о том, как мы жили?

-Домашнее задание: составить и записать в альбом «Моя родословная» рассказ об одном из предметов быта, который хранится в вашей семье как память о прошлом.

-Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Надеюсь и вам. Желаю Вам всего хорошего.

Задает вопросы, подводит итог урока.

Проводит рефлексию деятельности.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.

После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.

1. Настройки доступа (правый верхний угол)

2.  Расширенные. Изменить.

3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ «Читатель».

4. Сохранить.

5. Готово.

28
октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
 

 
       По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту
пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).

 
            В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в
романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный
вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).

 
          В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи,
общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840
по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.  В
январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

           В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.
Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу, сближение с
его окружением  изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе
1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

          1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо ,
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае
1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за
границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции
1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П.
В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.. Санд, П. Мериме, А.;
пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),
комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

 
          Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл
лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец
Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное
многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о
бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой
личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой
природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки
охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего
человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника
с душащей его обыденностью («Певцы»).

 
           В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в
Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению
посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в
Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом,
повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

 
         До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским.

 
         «Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов,
компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом
неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на
счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»);
«железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником
героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от
вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а
захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и
«революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с
второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср.
программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

 
         Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы  он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, осень и
зиму проводит в Италии. 

 
         После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
«Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом
«Отцы и дети» .

           В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем  в Париже. 

 
          Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870;
«Пунин и Бабурин», 1874) в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все
основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга). 

В чем разница между прозой и стихотворением?

В отличие от прозы стихотворение можно пропеть. Благодаря ритму и рифме оно легче запоминается. Стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, а прозаическая – в строчку. Проза возникла позже, чем стих Стих — это с одной стороны организованные равные отрезки в определенной ритмической тональности.

Чем отличается повесть и рассказ?

Рассказ — произведение, в котором затрагивается, как правило, одно событие. Повесть — произведение, где событий обычно много, но все они связываются в одну сюжетную линию. Роман — произведение со множеством действующих лиц, вокруг которых строится своя сюжетная линия, следовательно событий в романе великое множество.

Чем отличается стихотворение от стихотворения?

Стихотворением считается небольшое, чаще всего лирическое произведение, написанное стихами. Стих, в отличие от стихотворения, может обозначать способ стихосложения: белый стих, акцентный стих. В общеупотребительном значении стих и стихотворение являются словами-синонимами.

Чем отличается рассказ и стихотворение?

Стихотворение – ритмичное произведение, здесь упорядоченно чередуются ударения, создавая особый ритм. В рассказе главное – четко построенный сюжет. Текст рассказа обладает динамичностью, которая достигается поворотами сюжета. Все это создает единство рассказа, которое и отличает его от стихотворения.

Что такое стихи?

Стихотворение — это… Стихотворение – это небольшое литературное произведение, написанное по законам стихосложения, жанр поэтической речи. Его главные отличительные особенности – ритм и рифма, но существуют и нерифмованные стихи (такой стих называют белым).

Чем отличаются стихи?

Стих — это с одной стороны организованные равные отрезки в определенной ритмической тональности. А с другой — строка стихотворного текста по определенному образцу. Если рассмотреть школьные определения, то у обычного стиха должна быть рифма, но не обязательно, ведь есть упомянутые выше хокку и танка.

В чем отличие стихотворения от прозаического произведения 2 класс?

В стихотворении наблюдается ритм, такт, рифмовка и стихотворные стиль и форма. А прозаическое произведение пишется сплошным текстом. У стихотворения есть лирический герой, чьи переживания и описаны в произведении, а в прозе героев может быть бесконечно много (роман-эпопея. например).

Что такое стихотворение 2 класс?

Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками. Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.

Как выучить стих 2 класс?

Как выучить стих быстро наизусть

  1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест.
  2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.
  3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени.

Что такое слова рифмы 2 класс?

Слово “рифма” происходит от греческого слова, которое в переводе означает “соразмерность”. Иными словами, рифма – это созвучие в конце строк, звуковой повтор в конце двух или более строк.

Что такое рифма для детей?

Определение для детей! Рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие. Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).

Что такое рифма в стихотворении?

Ри́фма (др. -греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее часто употребляется в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.

Что такое рифма 4 класс?

Рифма ‒ это совпадение окончаний строк стихотворения. Рифма может объединять соседние строки, или строки, которые находятся далеко друг от друга. Рифма и ритм придают стихотворению мелодичность, законченность.

Что такое стихотворение 4 класс?

стих -это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.

Что такое рифма допишите предложение?

Рифма-это созвучие в окончаниях двух или нескольких слов.

Что такое рифма и ритм своими словами?

Рифма – это созвучные окончания строк в стихотворном произведении . Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, размеренность и слаженность в звучании.

Что такое рифма и что такое ритм?

Рифма и ритм делают текст стихотворным, отличным от прозы. Рифма – это созвучие концовок стихотворных строк. Рифмоваться могут соседние строки или через строку. Ритм это заложенное в основу стихотворения чередование ударного и безударного (безударных) слогов, которое прослеживается на протяжении всего стихотворения.

Что такое ритм в поэзии?

Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. Ритм – равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. Ударный слог с сопутствующими ему безударными слогами называется стопой.

Что такое ритм в литературе 3 класс?

Ритм в стихотворении по литературе ученик 3 класса может определить своими словами так: “Ритм – это гармоничное чередование через одинаковые промежутки ударных и безударных слогов. Рифма – похожее звучание одного или двух слов в конце строк стихотворения, это обязательное свойство поэтической речи”.

Что такое ритм в литературе кратко?

В поэзии под термином «ритм» понимают одно из следующего: реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией») метра и стихотворного размера.

Что такое рифма 3 класс?

Рифма – особенность стихотворных произведений в литературе. Рифмой называют созвучие слов на концах строк в стихотворении. Данный приём помогает стихотворению звучать приятнее и ритмичнее. Авторы с помощью неё подчеркивают музыкальность и ритм произведения.

Что такое ритм рифма строфа?

Рифма. Строфа Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. Придавая каждой строке целостность и завершенность, рифма и ритм подчеркивают «одинаковость» строк.


Викторина по литературному чтению УМК «Перспектива», учебник 1 часть Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Викторина по литературному чтению УМК «Перспектива», учебник 1 часть

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


1. Кто стал первопечатником на Руси? Иван Фёдоров Монах Нестор Иван Васильевич Пётр Тимофеев Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

1. Кто стал первопечатником на Руси?

Иван Фёдоров

Монах Нестор

Иван Васильевич

Пётр Тимофеев

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


2. Из какого раздела произведение М. Зощенко «Через тридцать лет»? Жизнь дана на добрые дела Книги – мои друзья Волшебная сказка Люби все живое Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

2. Из какого раздела произведение М. Зощенко «Через тридцать лет»?

Жизнь дана на добрые дела

Книги – мои друзья

Волшебная сказка

Люби все живое

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


3.Какое из произведений Н.Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»? «Фантазёры» «Живая шляпа» «Трудная задача» «Летучий корабль» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

3.Какое из произведений Н.Носова включено в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

«Фантазёры»

«Живая шляпа»

«Трудная задача»

«Летучий корабль»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


4.Кто автор рассказа «Сочинение»? М. Зощенко Н. Носов Л. Каминский К. Паустовский Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

4.Кто автор рассказа «Сочинение»?

М. Зощенко

Н. Носов

Л. Каминский

К. Паустовский

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


5.Кто автор рассказа «Где это видано, где это слыхано…»? М. Зощенко Н. Носов В. Драгунский К. Паустовский Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

5.Кто автор рассказа

«Где это видано, где это слыхано…»?

М. Зощенко

Н. Носов

В. Драгунский

К. Паустовский

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


6.Почему Лёля из произведения М.Зощенко «Через тридцать лет» сказала, что проглотила бильярдный шарик? Хотела, чтобы её любили Хотела пошутить Хотела получить подарки Хотела напугать родителей Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

6.Почему Лёля из произведения М.Зощенко «Через тридцать лет» сказала, что проглотила бильярдный шарик?

Хотела, чтобы её любили

Хотела пошутить

Хотела получить подарки

Хотела напугать родителей

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


7. Почему Н.Носов назвал свой рассказ «Трудная задача»? Хотел посмеяться над Федей Хотел намекнуть, почему задача оказалась трудной Задача действительно была трудная Хотел подсказать, что трудности нужно делить с друзьями Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

7. Почему Н.Носов назвал свой рассказ «Трудная задача»?

Хотел посмеяться над Федей

Хотел намекнуть, почему задача оказалась трудной

Задача действительно была трудная

Хотел подсказать, что трудности нужно делить с друзьями

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


8.Что не является чудом в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Жар-птица Яблоня с золотыми яблоками Елена Прекрасная Живая и мертвая вода Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

8.Что не является чудом в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

Жар-птица

Яблоня с золотыми яблоками

Елена Прекрасная

Живая и мертвая вода

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


9.Какое качество высмеивают русские народные сказки? Жадность Доброту Трудолюбие Смелость Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

9.Какое качество высмеивают русские народные сказки?

Жадность

Доброту

Трудолюбие

Смелость

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


10.В какой сказке говорится о ведьме, которая при помощи колдовства заняла место княгини? «Белая уточка» «Иван-царевич и серый волк» «Летучий корабль» «По щучьему велению» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

10.В какой сказке говорится о ведьме, которая при помощи колдовства заняла место княгини?

«Белая уточка»

«Иван-царевич и серый волк»

«Летучий корабль»

«По щучьему велению»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


11.В какой сказке говорится о девушке, которую наградили за доброту и приветливость? «Морозко» «Белая уточка» «Летучий корабль» «По щучьему велению» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

11.В какой сказке говорится о девушке, которую наградили за доброту и приветливость?

«Морозко»

«Белая уточка»

«Летучий корабль»

«По щучьему велению»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


12.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Морозко»? Падчерица Морозко Старик Мачеха Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

12.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Морозко»?

Падчерица

Морозко

Старик

Мачеха

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


13.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Летучий корабль»? Царь Дурень Холодило Старичок Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

13.Кто является отрицательным персонажем в сказке «Летучий корабль»?

Царь

Дурень

Холодило

Старичок

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


14.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение К.Паустовского «Барсучий нос»? Рассказы о природе Стихи о природе Авторские сказки Русские народные сказки Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

14.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение К.Паустовского «Барсучий нос»?

Рассказы о природе

Стихи о природе

Авторские сказки

Русские народные сказки

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


15.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение В.Бианки «Приключения Муравьишки»? Стихи о природе Авторские сказки Рассказы о природе Русские народные сказки Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

15.Как ты думаешь, в какую книгу можно поместить произведение В.Бианки «Приключения Муравьишки»?

Стихи о природе

Авторские сказки

Рассказы о природе

Русские народные сказки

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


16. Зверя не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Щенок Кузнечик Муравей Барсук Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

16. Зверя не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Щенок

Кузнечик

Муравей

Барсук

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


17. В каком произведении раздел «Люби всё живое» можно встретить этих героев: Хрущ, Землемер, Жужелица? Б.Заходер. «Вредный кот» «Барсук» «Морозко» В.Бианки. «Приключения Муравьишки» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

17. В каком произведении раздел «Люби всё живое» можно встретить этих героев: Хрущ, Землемер, Жужелица?

Б.Заходер. «Вредный кот»

«Барсук»

«Морозко»

В.Бианки. «Приключения Муравьишки»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


18. Из какого произведения эти герои: Виталик, Серёжа, Мурзик, мама? «Карасик» «Барсук» «Морозко» «Приключения Муравьишки» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

18. Из какого произведения эти герои: Виталик, Серёжа, Мурзик, мама?

«Карасик»

«Барсук»

«Морозко»

«Приключения Муравьишки»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


19. Из какого произведения эти герои: Пудик, мама, папа, кошка? «Карасик» «Барсук» «Серая Шейка» «Воробьишко» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

19. Из какого произведения эти герои: Пудик, мама, папа, кошка?

«Карасик»

«Барсук»

«Серая Шейка»

«Воробьишко»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


20. В каком произведении говорится о том, как уточка осталась зимовать на реке? «Карасик» «Барсук» «Серая Шейка» «Воробьишко» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

20. В каком произведении говорится о том, как уточка осталась зимовать на реке?

«Карасик»

«Барсук»

«Серая Шейка»

«Воробьишко»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


21. Угадай произведение по ключевым словам: ЖЕЛТОРОТЫЙ, ВЫСОВЫВАЛСЯ, ВЫВАЛИЛСЯ, ХРАБРАЯ «Карасик» «Барсук» «Воробьишко» «Серая Шейка» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

21. Угадай произведение по ключевым словам: ЖЕЛТОРОТЫЙ, ВЫСОВЫВАЛСЯ, ВЫВАЛИЛСЯ, ХРАБРАЯ

«Карасик»

«Барсук»

«Воробьишко»

«Серая Шейка»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


22. Кто автор произведения «Серая Шейка» А. Пушкин Б. Заходер Д. Мамин-Сибиряк К. Бальмонт Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

22. Кто автор произведения

«Серая Шейка»

А. Пушкин

Б. Заходер

Д. Мамин-Сибиряк

К. Бальмонт

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


23. В каком произведении главная мысль может быть выражена пословицей: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» «Воробьишко» «Карасик» «Летучий корабль» «Барсучий нос» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

23. В каком произведении главная мысль может быть выражена пословицей:

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Воробьишко»

«Карасик»

«Летучий корабль»

«Барсучий нос»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


24. В какой раздел входит стихотворение Н. Некрасова «Славная осень»? Люби все живое Волшебная сказка Картины русской природы Картины осени Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

24. В какой раздел входит стихотворение Н. Некрасова «Славная осень»?

Люби все живое

Волшебная сказка

Картины русской природы

Картины осени

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


25. Какое стихотворение написал А. Фет? «Листья» «Осень» «Первый снег» «Снежинка» Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

25. Какое стихотворение написал А. Фет?

«Листья»

«Осень»

«Первый снег»

«Снежинка»

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов


Спасибо за игру! Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

Спасибо за игру!

Подготовила Калинина М.А., учитель начальных классов

  • Отличие рассказа от народной сказки
  • Отличие очерка от рассказа
  • Отличие повести рассказа и романа
  • Отличие от народной сказки дикий помещик
  • Отличие народной сказки от пьесы островского