Отличие повести рассказа и романа

Здесь даны основные сведения о повести н. м. карамзина бедная лиза, представлено е краткое содержание для читательского дневника и пересказ.

Здесь даны основные сведения о повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Сентиментальная повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» была написана и опубликована в 1792 году. В ней рассказывается о трагической любви бедной девушки и молодого дворянина.

Главные герои повести

  • Лиза — бедная крестьянская девушка, добрая, с чистой душой, которая пошла на поводу у своих чувств и столкнулась с трагичностью жизни. В начале повествования ей 15 лет, в конце — 17.
  • Эраст — молодой дворянин, добрый, умный, но безвольный, слабохарактерный.

Другие персонажи

  • Рассказчик — чувствительный, добрый человек, любит природу, сочувствует людям.
  • Мать Лизы — добрая заботливая пожилая женщина.
  • Анюта — 15-летняя соседка Лизы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Лиза после смерти отца трудилась, чтобы прокормить свою мать и себя. Весной, продавая в Москве ландыши, она познакомилась с Эрастом, молодым дворянином. Он влюбился в девушку и хотел ради неё оставить светское общество. Но, потеряв невинность, Лиза потеряла и любовь Эраста. Он сообщил, что уезжает на войну.

Через несколько месяцев девушка случайно увидела в карете Эраста и узнала, что он хочет жениться на богатой вдове, так как проиграл своё имение в карты. От горя Лиза бросилась в пруд, около которого происходили их свидания.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Гуляя в окрестностях Москвы, рассказчик часто приходил к монастырю и вспоминал о печальной судьбе Лизы.

Недалеко от монастыря он видел пустую полуразрушенную хижину, где когда-то жила семья поселянина. После смерти главы семьи его жена и 15-летняя дочь Лиза обеднели. Девушка без устали трудилась, чтобы помочь ослабевшей от горя матери: ткала холсты, вязала носки, собирала ягоды, рвала цветы — и всё это продавала в Москве.

Однажды, через 2 года после смерти отца, Лиза пришла в Москву продавать ландыши. Встретив молодого человека приятной наружности, она предложила ему купить цветы за 5 копеек. Молодой человек хотел дать ей за них рубль, но девушка сказала, что ей не нужно лишнего. Тогда он дал ей 5 копеек, сказал, что хотел бы всё время покупать у неё цветы и спросил, где она живёт. Лиза ответила и ушла.

Девушка рассказала матери об этой встрече, и та похвалила её за то, что не взяла лишних денег за цветы.

На другой день Лиза снова принесла ландыши в Москву и ждала молодого человека, который обещал их покупать. Многие хотели купить цветы, но девушка отвечала, что они не продаются. Молодой человек не пришёл, и Лиза бросила цветы в реку.

На другой вечер она пряла у окна и вдруг увидела молодого незнакомца, стоящего под окном. Он сказал её матери, что устал и попросил молока. Лиза подала ему стакан молока, а старушка стала рассказывать о смерти мужа и трудолюбии дочери.

Молодой человек сказал старушке, что хочет, чтобы её дочь продавала свои изделия только ему. Лизина мать согласилась на это. Прощаясь, молодой человек сказал, что его зовут Эрастом.

Эраст устал от развлечений светской жизни, ему они стали скучны. Встретив Лизу, молодой дворянин решил, что нашёл любовь.

Душа Лизы была встревожена, девушка всё время думала об Эрасте и жалела, что он не крестьянин. Сидя у реки, она увидела в лодке Эраста. Молодой человек признался ей в любви и узнал, что тоже любим.

С тех пор молодые люди стали видеться каждый вечер, а Лизина мать об этом не ведала, так как рано ложилась спать.

Эраст хотел быть девушке вместо брата, он часто посещал её мать, и та всегда радовалась, увидев его.

Однажды Лиза сказала Эрасту, что за неё сватается сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она вышла за него. Девушка не хочет этого, но ей жаль матушку, которая беспокоится, как дочка будет жить одна после её смерти. Эраст пообещал, если мать девушки умрёт, жить с Лизой в деревне, в лесах, как в раю. Девушка поверила и отдалась ему, потеряв невинность.

Свидания их продолжались, но для Эраста Лиза не была уже ангелом непорочности, и он охладел к ней. Она же любила его всей душой.

Однажды Эраст сообщил, что его полк идёт в военный поход. Он обещал девушке, что когда вернётся, с ней не расстанется, что всегда будет её любить.

Эраст дал Лизиной матери деньги, чтобы дочь её не продавала в его отсутствии своих изделий, которые, по уговору, принадлежат ему.

Бедная Лиза была в отчаянии и хотела ехать за ним на войну, но вспомнила, что у неё есть слабая мать.

С того дня она тосковала и горевала. Иногда надежда посещала её, и девушка думала, как она будет счастлива, когда возвратится любимый.

Через 2 месяца пошла Лиза в Москву за лекарством для матери, и там ей встретилась карета, в которой увидела она любимого. Карета повернула во двор, Эраст вышел из неё и очутился в Лизиных объятьях.

Он побледнел, провёл её в свой кабинет и сказал девушке, что она должна его забыть, так как он помолвлен и скоро женится. Эраст сказал, что любит её, желает добра, положил ей в карман 100 рублей, поцеловал в последний раз, сказал идти домой, а затем велел слуге вывести её со двора.

Эраст в армии проиграл в карты почти всё, что имел. Когда закончилась война, он решил жениться на богатой вдове, чтобы поправить свои денежные дела.

Бедная Лиза чувствовала, что погибла. Ничего не видя от горя, очутилась она вдруг на берегу пруда, около которого встречалась с любимым.

Увидела Лиза дочку соседа, 15-летнюю Анюту, отдала ей деньги, сказала отнести Лизиной матушке и передать, что они не краденые. Ещё попросила сказать, что виновата перед ней, потому что от неё таила любовь к одному человеку. И тут бросилась бедная девушка в пруд. Анюта не смогла её спасти и побежала в деревню. Люди вытащили утопленницу. Погребли её близ пруда.

Мать девушки умерла, не пережив горя.

Эраст, узнав о Лизиной судьбе, считал себя убийцей и до конца жизни был несчастлив. Он за 1 год до своей смерти поведал рассказчику о судьбе девушки. Рассказчик надеется, что в другом мире Эраст и Лиза помирились.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрыты темы:

  • любовь;
  • нравственное отличие людей разных сословий;
  • предательство;
  • социальное неравенство;
  • «маленький человек».

Основная мысль (идея) повести для людей 18 века была новаторской и заключалась в том, что люди низшего сословия могут любить всей душой и что сильные чувства могут повлиять на их судьбу.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Школьник, не сдавший итоговое сочинение, не может быть допущен к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?». В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о различных достижениях, которые представляют собой не только прогресс и надежду на лучшее будущее, но и предполагают большой риск для цивилизации. Рассуждая на данную тему, автор вправе изложить свой личный опыт в осмыслении технологических преобразований и новшеств, а также экологических проблем. Одиннадцатиклассник может проанализировать воздействие научно-технического прогресса на человека, общество, окружающую среду, государство в целом. Данная проблема стала особенно актуальной на фоне нынешней эпидемиологической обстановки. Предложенное направление позволяет выпускнику поразмышлять над всеми плюсами и недостатками технологического процесса. Придется задуматься над возможными путями достижения баланса между духовными ценностями личности и материальными новшествами. Это все, конечно, интересно, но очень часто случается, что школьнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее (список таких произведений по всем направлениям тоже есть). Короткие рассказы являются настоящей «палочкой-выручалочкой» в данной ситуации. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы раскроют направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. «Звездная сыпь», М.А. Булгаков. Настоящее достижение прогресса — победа над сифилисом, который не поддавался излечению до 20 века. Главный герой достигает победы именно благодаря новым знаниям и научным инструментам.
  2. «Человек, который не спит», А.Р. Беляев. Изощрение доктора Вагнера его похитители применяют во вред всей стране. Они захватывают власть в Германии и становятся диктаторами. В этом и состоит опасность научного прогресса.
  3. «Над бездной», А.Р. Беляев. Профессор Вагнер изобрел уникальный метод обучения людей с помощью гипноза. Вот в чем польза прогресса — в повышении интеллектуального уровня людей.
  4. «Кукла», Е.И. Носов. Из-за применения новых технологий в сельском хозяйстве река обмелела и заросла тиной, а рыба выродилась.
  5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Именно жадность человеческая, а не прогресс наносят вред окружающей среде. Это доказывает пример Игнатьича.
  6. «Прощание с Матерой», В.Г. Распутин. Научный прогресс выселяет жителей деревни, уничтожает локальную экосистему, но он же дает молодым людям развитие, рабочие места и лучшие условия жизни.
  7. «Лошадиная фамилия», А.П. Чехов. Благодаря прогрессу врач за час избавляет больного от мучений без всякой магии отставного чиновника.
  8. «Крыжовник», А.П. Чехов. От ближайших заводов вода в реке стала цвета кофе. Таково влияние технического прогресса на экологию.
  9. «Злоумышленник», А.П. Чехов. За опасности технического прогресса в ответе сами люди, которые их создают. Так, крестьяне воруют гайки на железной дороге и провоцируют возникновение чудовищных аварий.
  10. «И грянул гром», Рэй Брэдбери. Главным героем произведения является Энгельс. Для этого человека охота представляет собой увлечение. Он вынужден потратить немало средств для того, чтобы отправиться на охоту на динозавров в сафари. Однако она предполагает слишком жёсткие условия. Можно убить лишь тех динозавров, которые скоро сами должны умереть. Когда герой надумает отправиться домой, он должен спрятать все улики. Такие условия поставлены для того, чтобы будущее не изменилось.
    Брэдбери в своем произведении поднял очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему последствий НТР, цены ошибки, ответственности каждого человека за его поступки. 
  11. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Здесь рассказывается о том, что мир без прогресса деградировал, и человечество нем обречено на вымирание.
  12. «Микроскоп», В.М. Шукшин. В данном произведении рассказывается о том, как научная деятельность может изменить характер человека. Основная тема рассказа – значение цели в жизни. Андрей Ерин трудится в столярной мастерской. Однажды к персонажу пришла прекрасная идея, которая впоследствии стала его жизненной целью. Андрей, будучи по своей натуре нерешительным и слабохарактерным, был вынужден терпеть оскорбления со стороны жены. Характер героя кардинально изменился после того, как он купил микроскоп. Он стал смелым. Герой начал отвечать на критику своей супруги. Когда персонаж заметил микробы в своей крови, он был поражён. Микроскоп стал поводом и стимулом для личностного роста главного героя.
  13. «Спонтанный рефлекс», братья Стругацкие. Технический прогресс опасен непредсказуемыми последствиями. Так, машина Урм пробуждается и действует по своим личным мотивам, разрушая лабораторию и пугая людей.
  14. «Шесть спичек», братья Стругацкие. Смелый ученый экспериментирует над собой, желая проверить свое изобретение, и попадает в больницу с тяжелыми травмами. Зато он добивается цели.
  15. «Испытание СКИБР», братья Стругацкие. Акимов вынужден отставить свою невесту на 12 лет, чтобы завершить свою миссию на другой планете. Именно таким должен быть первооткрыватель — решительным, смелым, самоотверженным.
  16. «Свеча горела», Майк Гелприн. Главным героем рассказа является преподаватель гуманитарных наук Андрей Петрович, который размышляет о будущем времени. В данном произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить значение литературы и учителя в жизни каждого человека. В своем рассказе автор поразмышлял над вопросом технического прогресса. Писатель заставил читателя задуматься на вопросом, смогут ли технические новшества заменить все?
  17. «Любовь к жизни», Джек Лондон. Технологии спасают главного героя, ведь только современное судно смогло прорваться к Северу и дать ему шанс уехать оттуда живым. 
  18. «Фотография, на которой меня нет», В.П. Астафьев. Главный герой благодаря современному достижению техники — фотографии — сохранил на память воспоминания о своем классе и детских годах.
  19. «Чудесный доктор», А.И. Куприн. Научные знания и достижения в фармакологии спасают ребенка, который едва не умер.
  20. «Песчаная учительница», А. Платонов. Мария Нарышкина благодаря научным открытиям спасает от голода и нищеты целую деревню.
  21. «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов. Новые технологии дают людям рабочие места и возможности развиваться на более высоком уровне.
  22. «Телеграмма», К.Г. Паустовский. Прогресс в виде телефонной связи и телеграфа помогает людям быть ближе, но они сами отвергают эти возможности, так что в этом смысле технические достижения никак не влияют на человека.
  23. «Срезал», В.М. Шукшин. Знания и новые технические возможности дают людям преимущества, но каждый из них располагает ими по-своему. Константин Иванович служит обществу, работает, а Глеб Капустин только кичится своей эрудицией и веселит деревенских зевак.
  24. «Все лето в один день», Рэй Брэдбери. В своем произведении автор поднял важные проблемы: отношение человека к природе, совесть, детская жестокость. Автор рассуждает над последствиями вмешательства человека в окружающий мир. Повествование разворачивается в одной школе, расположенной на Венере. Солнце здесь можно увидеть только один раз в семь лет. Марго уже видела солнце, так как она прилетела на планету намного раньше остальных девочек. Чувство зависти пробудило ненависть к Марго.
  25. «Оно», Умберто Эко. В своем произведении писатель рассказывает читателю об одном изобретении человека. Оно, безусловно, могло представлять собой орудие прогресса и мирного труда. Однако изобретение стало инструментом убийства и насилия. Автор размышляет над предназначением науки. 
  26. «Чёртова мельница», А.Р. Беляев. Изобретатель создал вечный двигатель с помощью своих познаний в области химии и физики. Эта вещь облегчала жизнь бедной вдове мельника. Вот пример положительного влияния прогресса.
  27. «Амба», А.Р. Беляев. Профессор нашел способ наладить контакт с мозгом умершего человека, и это помогло группе спасти еще живого ученого.
  28. «Чрезвычайное происшествие», братья Стругацкие. Экипаж космического корабля случайно недоглядел за появившимися на судне инопланетными мухами. Насекомые стали неистово быстро размножаться и угрожали заполонить всю Землю, если не удастся от них избавиться. Лишь отвага, находчивость и знание физики помогли людям победить насекомых. Но этот пример говорит о том, что прогресс сулит новые вызовы и опасности, к которым нужно быть готовыми.
  29. «Стальное горло», М.А. Булгаков. Благодаря новейшим техническим возможностям в медицине герой спас девочку от неминуемой смерти.
  30. Р. Шекли «Лавка миров». Автор повествует о существовании некоторого магазина, где за деньги можно оказаться в параллельном мире. В произведении подняты очень важные проблемы. Среди них можно отметить проблему истинных и ложных ценностей, влияния военных событий на человеческую жизнь, смысла жизни и предназначения.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?», которые помогут школьнику в написании итогового сочинения.

Автор: Виктория Комарова

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

«Давным-давно…». Эта хорошо известная конструкция находит отклик в нашем сознании как та, с которой начинается большая часть историй, которые мы слышали в детстве.Рассказ, как и другие виды

Содержание:

  • Определение понятий: рассказ и роман
  • Основные отличия
  • 1. Продление
  • 2. Уровень специфики и сложности
  • 3. Тематическая вариация
  • 4. Структура
  • 5. Персонажи
  • 6. Сценарий
  • 7. Цель
  • 8. Форма передачи

«Давным-давно…». Эта хорошо известная конструкция находит отклик в нашем сознании как та, с которой начинается большая часть историй, которые мы слышали в детстве.

Рассказ, как и другие виды литературного жанра, форма повествования, которая рассказывает нам историю в форме прозы. Другой жанр, повествующий из прозы, — это роман. Оба типа повествования имеют общие характеристики, из-за которых иногда их можно запутать, но, тем не менее, у них есть несколько различий, которые делают их узнаваемыми и разными.

В этой статье мы собираемся выявить основные различия между рассказом и романом.

  • Рекомендуемая статья: «13 типов текста и их характеристики».

Определение понятий: рассказ и роман

Роман и рассказ — это, как мы уже сказали, литературные жанры, написанные в прозе, которые рассказывают и передают историю в форме повествования. Несмотря на то, что они в чем-то похожи, они имеют множество отличий, благодаря которым их легко узнать.

Роман — это относительно длинное повествование, в котором рассказывается вымышленная история. (либо полностью вымышленный, либо частично основанный на реальных событиях), созданный в развлекательных целях. Представлена ​​серия событий, в которых будет задействован ряд персонажей, которые также будут развиваться на протяжении всей истории. Действие контекстуализируется в определенной точке пространства-времени, даже если оно относится к несуществующим средам или мирам. Темы этого могут быть разнообразными, иметь разные структуры и способы выполнения.

Что касается истории, то это короткая и лаконичная форма повествования, которая касается конкретной вымышленной ситуации. в котором задействовано несколько персонажей и основная функция которых состоит в том, чтобы развлекать и передавать определенные ценности или учения. Его структура проста, и хотя бывают исключения, они, как правило, не относятся к определенному времени или особому моменту.

Основные отличия

Хотя в предыдущем разделе уже можно вывести некоторые различия между рассказом и романом, затем мы переходим к их выделению и объяснению.

1. Продление

Одно из самых простых различий между рассказом и романом — это разница в их длине.. Хотя рассказ обычно короткий и обычно не превышает нескольких страниц, роман обычно довольно длинный. Несмотря на это, необходимо учитывать, что длина — параметр, сбивающий с толку при установлении предела между обоими типами повествования, поскольку есть очень длинные рассказы и короткие романы, которые могут быть похожи по этому фактору.

2. Уровень специфики и сложности

Как правило, роман отличается высокой степенью сложности., представляя различные ситуации, которые поначалу могут быть трудными для понимания, и которые будут развиваться и меняться на протяжении всего повествования. Тем не менее, история обычно проста и лаконична, предлагает очень ограниченную и легкую для понимания ситуацию и обычно без кажущихся осложнений, помимо тех, что были изначально предложены.

3. Тематическая вариация

Хотя рассказы обычно связаны с одной темой, над которой нужно работать на протяжении всей истории, в романах могут возникать разные темы, сюжеты и повороты сценария которые обогащают чтение, но делают его более сложным и трудным для понимания.

4. Структура

В обоих повествовательных жанрах мы находим структуру в виде подхода, середины и результата. Однако, хотя история твердо придерживается этой структуры и легко определить, на каком этапе истории мы находимся, повороты сценария могут появиться в романе * *, новые начинания или даже серия параллельных историй * *, которые усложняют его структуру.

5. Персонажи

Акцент на персонажей также различается в романе и рассказе.. В то время как история имеет тенденцию сосредотачиваться на том, что происходит с несколькими персонажами, большинство из которых разграничены с самого начала, в романе может появиться большое количество персонажей, чьи роли могут различаться и которые будут развиваться с разными уровнями углубления.

6. Сценарий

Еще один момент, в котором рассказ и роман отличаются друг от друга, — это использование пространства и времени.. События, о которых рассказывает история, как правило, происходят в одном месте или в одном месте или связаны с одним путешествием, в то время как в романе сюжет может переносить персонажей в разные среды, которые сильно отличаются друг от друга. Что касается времени, хотя в обоих типах повествования события могут происходить за короткий или длинный промежуток времени, более часто в рассказе события происходят в короткие периоды времени, в то время как в романах события продолжаются.

Точно так же часто ни момент, ни место сами по себе не являются объектом анализа в рассказе, и они только предполагаются, в то время как в романах эти аспекты обычно разграничены с большей точностью, рассказ гораздо более контекстуализирован (даже если он о местах и ​​временах, которых никогда не было).

7. Цель

Цель обоих полов также имеет различия. Хотя это правда, что оба элемента являются игривыми, единственная цель романа — развлечь и в некоторых случаях заставить людей задуматься, в то время как история фокусируется на передаче учения (обычно в виде морали).

8. Форма передачи

Последнее отличие состоит в том, что роман представляет собой литературную разработку, передаваемую в письменной форме.. Напротив, хотя история может появиться в письменной форме, она традиционно передавалась устно.

Корона гордыни: о рассказе Романа Сенчина «Гаврилов»

На популярном просветительском форуме недавно выступал психиатр, занимающийся лечением алкоголизма. Поразительно, что он говорил об алкоголиках с большим сочувствием, как обычно сочувствуют, к примеру, онкобольным. Для него это были не слабохарактерные маргиналы, которые только и делают, что портят близким жизнь, околачиваются у пивных и бьют друг другу морды, а пациенты, нуждающиеся в помощи. Лекция этого психиатра неожиданно оказалась проповедью человеколюбия, что позволило слушателям по-другому взглянуть на привычные вещи.

Так называемые люди

Часто у нас в силу тех или иных причин не остается сочувствия к людям, оказавшимся ниже по социальной лестнице. В сети даже появился хештег: «фу, люди». Прозаик Роман Сенчин с большой точностью описывает этот феномен в рассказе «Гаврилов». Герой рассказа Станислав Олегович Гаврилов – интеллигент. Но не тот вежливый мягкий интеллигент с книжкой подмышкой и чувством вины в сердце, а тот, что на всех смотрит свысока. Гаврилова отличают живой ум и психическая нестабильность при низком эмоциональном интеллекте. С детства у главного героя рассказа вызывают отторжение простые люди: «На самом солнцепеке, на примятой траве, лежали двое. Мужчина и женщина. Совершенно голые, серокожие, какие-то рыхлые и измятые. Испятнанные, будто прыщами – раздувшимся от их крови лесным комарьём… <…> Ни одно животное (а он видел в заезжем зоопарке этой весной и тигра, и волков, и обезьян) не вызывало у него такого острого отвращения, как лежащие сейчас на полянке <…> так называемые люди».

Простые люди – источник всех бед Гаврилова. Он ощущает исходящую от них опасность, они портят пейзаж, не умеют внятно и вежливо изъясняться, да и просто путаются под ногами. Осиянный короной гордыни Гаврилов всю жизнь пишет уничтожающие статьи про «скотьё», ведет обширную полемику в Интернете, которая начинается со слов: «А теперь слушай сюда, ублюдки», в образе мученика претерпевает страдания от засилья «так называемых людей», а молится словами «Господи, благодарю тебя, что я не такой, как все». Удивительно даже, что столь выраженные признаки психопатии не помешали Гаврилову обрести семью с женой Аленой, которую герой сразу же переименовывает в Елену, потому что «простые имена» вызывают у него оскомину.

Гаврилов продолжает антинароднический дискурс, заявленный Гершензоном в «Вехах»: «…нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной». Мысль дореволюционного публициста герой рассказа делает жизненным кредо. И он действительно боится народа, хотя и утверждает, что заломил руку задиристому деревенскому «ухарю».

Не такой, как все

Как поясняют психиатры, у людей с психопатией изменены отделы мозга, связанные с эмпатией. Отсутствие сочувствия означает, что жестокость и агрессия у таких людей не встречают никаких внутренних тормозов. Выказывая откровенную неприязнь по отношению к пролетариям, «мелкой сволочи», Гаврилов упивается чувством собственного превосходства. Он считает себя заметным ученым с невиданным творческим потенциалом, но почему-то так и остается доцентом («не хочет получать пошловатое звание «профессор»»), пристрастие к алкоголю называет не алкоголизмом, а «экспериментом». И в армию он попал не потому, что его выгнали из института, а потому что захотел получить «опыт этого испытания».

После алкогольных галлюцинаций Гаврилова кажется, что академические успехи, красавицу жену, выдающиеся труды он просто выдумал. Оказывается, что сам Гаврилов – самый затрапезный алкоголик, ведь ему пришлось лежать в клинике, чтобы очнуться от недуга, что он обычный преподаватель со странностями, которого сторонятся студенты и коллеги, заурядный интернет-тролль, пишущий агрессивные комментарии на пять страниц, обыкновенный плохой муж, приходящий в раздражение от бытовых проблем и взваливающий этот груз на плечи супруги. Особенно пугает тихий, молчаливый сын Гаврилова, так похожий на своего отца. Всплывают в памяти отрывки из интервью соседей маньяка: «Он всегда был такой тихий, вежливый…».

Портрет главного героя этого рассказа точно описан Эрихом Фроммом в книге «Бегство от свободы»: «Современный человек изображает удовлетворение и оптимизм, но в глубине души он несчастен, почти на грани отчаяния. Он судорожно цепляется за все индивидуальное, он хочет быть «не таким, как все», ведь нет лучшей рекомендации для чего бы то ни было, чем слова «это что-то особенное». <…> Современный человек изголодался по жизни, но поскольку он робот, жизнь не может означать для него спонтанную деятельность, поэтому он довольствуется любыми суррогатами возбуждения: пьянством».

Деструктивная мизантропия

Ненависть Гаврилова, его нездоровое поведение, испускаемые потоки желчи кажется приносят куда больше вреда миру, чем алкоголик, лежащий в канаве. Деятельность Гаврилова сплошь деструктивна. Здесь можно вспомнить «Бойцовский клуб» Чака Паланика, персонажи которого приставляли дуло к виску «обычным людям» и предлагали тем немедленно решить, действительно ли они хотят работать на нелюбимой работе и существовать подобно комку протоплазмы. Выбор был простой: заниматься тем, чем на самом деле хочешь, или получить пулю в голову. В отличие от героев Паланика, пытающихся перевоспитать человечество таким своеобразным способом, Гаврилов всю энергию направляет на одну лишь ненависть, не собираясь никого воспитывать, образовывать или улучшать.

В конце рассказа автор вынуждает героя просить бытовую помощь у народа. С чувством омерзения Гаврилов открывает дверь соседу-электрику, который «держал отвертку, как нож». Эта деталь позволила Сенчину закончить рассказ ярким, фотографическим образом. Но что же такое Гаврилов и понесет ли он наказание за свою гордыню? А, может, и к нему тоже следует проявить сочувствие? Если мы ненавидим Гаврилова или испытываем к нему презрение после прочтения рассказа, то чем же мы лучше этого героя-мизантропа? Неразрешимый нравственный конфликт удался.

  • Отличие от народной сказки дикий помещик
  • Отличие народной сказки от пьесы островского
  • Отличие желания от мечты сочинение
  • Отличие народной сказки от литературной 5 класс презентация
  • Отличие между сказом и сказкой