Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.
Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.
Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.
Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.
При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления — он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.
Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса — хитростью и корыстолюбием, сова — мудростью, медведь — грубостью, лев — благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.
Басня — сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка — традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.
Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов
Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.
Выводы сайт
- Басня — короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
- В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
- В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне — аллегория.
- Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже — звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.
У каждого из нас детство ассоциируется с волшебством. И, конечно же, все мы помним такие любимые сказки, которые нам рассказывали перед сном. В школе мы смогли познакомиться с очень похожим на них литературным жанром — басней. Выясним, чем басня отличается от сказки, и в чем их схожесть.
Что такое басня
Как известно, басня является малым в котором зачастую главные роли играют животные, но иногда это могут быть люди или даже предметы. Авторы басен известны нам со школьной скамьи: Крылов, Дмитриев, Лафонтен. Зародил этот жанр писатель Древней Греции Эзоп, который использовал колкие высказывания в адрес правительства, назвав их баснями.
Многие любят басни за их живость, актуальность во все времена. Но некоторые считают этот не задумываясь о различиях. И все-таки, чем отличается басня от сказки?
Такие разные жанры
Басня и сказка действительно во многом схожи, но если углубиться, можно найти и немало различий.
Вспомните: лисичка в баснях изображает хитрого человека, медведь — сильного, осел — недалекого, глупого. Но действительно ли в баснях говорится о жизни животных? Нет, здесь идет речь о людях. При помощи сатиры автор высмеивает людские недостатки, животные здесь лишь средство их изображения.
Наличие морали — это следующее, чем басня отличается от сказки. Мораль — своеобразный итог басни. Зачастую она выносится за черточку после самого текста, но также может быть скрыта в нем. Из морали читатели получают совет или нравоучительное высказывание автора. В сказках же этого вывода нет, мы плавно подходим к логическому концу. Мораль заставляет нас задуматься над поступками людей, взглянуть на ситуацию под другим углом.
Стихотворная форма басен — это третье, чем басня отличается от сказки. Мы, конечно, знаем и сказки, к примеру, Пушкина, написанные в форме стихотворений. Но все же русские народные сказки передавались из уст в уста в прозе. Басня же авторский жанр. Использование стихотворной формы придает ей особый колорит.
Басня и рассказ
Чем отличается басня от сказки, мы уже выяснили. Теперь стоит задаться другим вопросом: есть ли сходство и различие басен и рассказов?
Рассказ — небольшого объема. Он имеет конкретно построенный сюжет, композицию, систему образов. Обычно в нем повествуются реальные события, которые происходили или вполне могли бы произойти в настоящей жизни.
В басне же обычно происходят фантастические действия. Животные, изображающие людей — первое тому доказательство.
В рассказе вступление идет к основной части, плавно переходя к финалу. Басня имеет короткое предварение, но большую основную часть. В ней — вся суть произведения.
Рассказ не всегда ставит перед собой нравоучительную задачу, в басне же это обязательно. Дидактичность — вот чем отличается басня от сказки и рассказа. Прочитав любую из басен, читатель обязательно вынесет что-то для себя.
Комичность — очередной отличительный признак басни от рассказа. Далеко не всегда рассказы написаны с юмором. Очень часто их задачей является вызывать эмоции у читателя, научиться сопереживать главным героям. А в баснях всегда есть сатира. Мы удивляемся нелепым поступкам героев, их жадности или глупости.
Каждый из героев басен наделен актуальными и по сей день недостатками. Поэтому этот жанр до сих пор изучается в школе, хотя его пик в нашей стране пришелся на 18-й — 19-й век. Но сегодня басни пишут мало. Гораздо проще написать рассказ, чем басню. Для этого надо обладать мастерством и быть знатоком человеческого поведения.
Итог
Малые очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.
Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.
Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров — это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.
Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них — немецкая, а вторая — американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни — это основа, а вот сам текст басни для детей — это дополнение, которого могло бы и не существовать.
Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.
Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит — потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.
Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.
чем басня отличается от сказки о животных
- В басне на примере животных высмеиваются пороки людей, а в конце обязательно будет мораль.
А сказка, это просто придуманная история.
Хотя, стоит заметить, что в основе басни, лежит все же именно сказка =)
- Ба’сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Ска’зка — жанр литературного творчества:
1) Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка) .
2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
- кароче и то и то сказки
сказка — байка для детей (всмысле понимания урока/ смысла)
басня — байка для более взрослых детей
- Если вкратце, без «умных трактовок и определений»,то басня (Основоположник Эзоп, пожалуй, «Эзоповский язык») так вот басня, — в ней 1) написана в стихах, а главное за персонажами басни (животные или даже растения) легко угадываются люди. Людские нравы, чаще всего го людские пороки или недостатки (моральные) 2) Сам сюжет басни- это какая-то очень распространённая жизненная ситуация. проблема. Тот же Эзоп, -он применял вот такие иносказания так, что НИКОГО конкретно не поучал, не обвинял и не обижал. Просто обрисовывал ситуацию, знакомую всем, какую-то общечеловеческую ситуацию, Это как бы возможность взглянуть на какую-то проблему.. или недостатки со стороны. Мораль, нравоучительный вывод, — вовсе не обязателен. Нравоучение некоторое содержится уже в самой басне. Выводы напрашиваются сам. Например Крылов- «Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там. »
Ну и где здесь МОРАЛЬ в конце басни? Напротив, автор предлагает сделать вводы читателю. Сказка же… может ничего общего с жизнью не иметь. Сказка-это просто чудесная история. Животные в сказки имеют черты, присущие людям, точнее их наделят такими чертами, Но совсем не с целью кого-то усовестить… или показать людские пороки. Там ВОЛК-это волк. И ОН злой. Лиса-это ЛИСА… и она хитрая. За ними не угадываются какие-то люди, речь о людях и не идёт. Мораль же, намёк, — конечно присутствуют, но… САТИРЫ, пародии на людей нет в сказке.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
-
Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В конце или в начале басни обязательна мораль.
-
В какое время жил Иван Андреевич Крылов, наш великий баснописец?
-
Крылов родился в 18 веке (1769 год), а умер в 19 веке (1844 год).
-
А известны ли в мировой литературе баснописцы до Крылова?
-
В 6 веке до Р.Х. в Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Басни свои писал в прозе. Их у него было более 400.
-
А сколько басен написал Крылов?
-
Примерно 200. Причем 80 из них — переводы басен Эзопа.
-
Теперь вспомним некоторые факты из биографии Крылова.
Кем был его отец?
-
Отец Крылова — армейский офицер; служил помощником коменданта Яицкой крепости. Во время пугачевского восстания едва не погиб: Пугачев грозился схватить его и повесить.
-
А как же матери удалось спасти малолетнего Ивана Андреевича?
-
Чтобы спрятать мальчика, мать посадила его в корчагу (большой глиняный кувшин); так он и ехал до ближайшего города — Оренбурга.
-
Скажите, а какие произведения писал Крылов в самом начале своей литературной деятельности?
-
В начале своей литературной деятельности Крылов писал драматически произведения.
-
Какой гонорар получил тридцатилетний автор за свою первую пьесу?
-
За свою первую комическую оперу «Кофейница» Крылова получил стопку книг на 60 руб.
-
В течение многих лет Крылов писал пьесы и издавал сатирические журналы.
Что было главной особенностью всех его произведений?
-
Отличительная черта литературной деятельности Крылова — изображение недостатков современного русского общества.
-
Конечно, злословие Ивана Андреевича вызвало неудовольствие властей, и императрица строго наказала дерзкого писателя. В чем заключалось это наказание?
-
Императрица предложила Крылову на пять лет за счет правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался.
-
Только в 1809 году Крылов выпускает первое отдельное издание своих басен, и этой книжечкой завоевывает себе видное и почетное место в русской литературе.
Сколько басен было в этой книжечке?
-
В издании 1809 г. было 23 басни Крылова, а всего им создано более 200 басен.
-
Крылов не очень верил, что при помощи его басен можно исправить недостатки людей. А если это так, то зачем же он их писал? Какую задачу ставил перед собой?
-
Задача Крылова при создании басен —
КАЗНИТЬ ЗЛО БЕЗЖАЛОСТНЫМ СМЕХОМ.
2 раунд.
Вспомните название басен (4 слайда) и героев.
Раз гадайте кроссворд .
-
По горизонтали
-
Вещуньина с похвал вскружилась …
-
На ту беду лиса … бежала.
-
… , мне странно это:
Да работала ль ты лето?
-
Однажды Лебедь, Рак да …
Везти с поклажей воз взялись.
-
Ай, … ! знать она сильна,
Что лает на слона!
-
Хоть видит … ,
Да зуб неймёт.
-
По вертикали
-
Ягнёнок в жаркий день зашёл к … напиться.
-
Да только … и ныне там.
-
Да того ль, … , было.
-
Оглянуться не успела,
Как … катит в глаза.
-
И сели на … под липки, —
Пленять своим искусством свет.
-
Все про … лишь мне налгали,
А проку на волос нет в них.
-
Тут … являть своё искусство стал:
Защёлкал, засвистал.
Следующий конкурс поможет нам определить,
кто же лучший знаток басен Крылова.
Прошу вас продолжить отрывки из басен.
«Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши» | Волк и ягнёнок |
«Ай Моська! знать, она сильна Что лает на слона!» | Стрекоза и муравей |
У сильного всегда бессильный виноват | Лиса и виноград |
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь. | Лебедь, рак и щука |
Хоть видит око, Да зуб неймёт | Слон и моська |
Да только воз и ныне там | Кот и повар |
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? | Квартет |
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку. | Ларчик |
А Васька слушает да ест. | Кукушка и петух |
А ларчик просто открывался | Зеркало и обезьяна |
4 раунд
Синквейн
1 строчка
Одно существительное
(Кто? Что?)
2 строчка
Два прилагательных
(Какой? Какая? Какое?)
3 строчка
Три глагола
что общего между мифом и сказкой кратко
Jean Montibus-Citri [163K]
3 года назад
У мифа и сказки гораздо больше отличий, чем схожих черт. Начнем с того, что мифы появились значительно раньше сказок. В древнейшие времена люди искали ответ на вопросы об окружающем мире, им было интересно, откуда и что появилось. На эти вопросы отвечали жрецы, повествуя о деяниях богов, которые творили то, что могли наблюдать люди. В эти истории верили, это была основа мировоззрения. Сказки появились позже, когда у человеческих детей появилось свободное время, которое они могли проводить в кругу сверстников, а не взрослых. Суть этого жанра — развлечение с пользой (в классической сказке есть смысл и нравоучение). Общее для сказки и мифа то, что это результат творческого поэтического осмысления мира, а разница в моменте возникновения и «способе применения».
система выбрала этот ответ лучшим
Romchica [13.8K]
6 лет назад
Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.
Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок — простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте — например, «за горами, за лесами» или » тридесятом царстве». Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.
Вавилен Татарский [8.8K]
6 лет назад
У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.
Миф, как правило, служит для отображения миропонимания людей. Тематика мифов — сотворение мира, описание мироустройства, определение места человека в жизни. Основными персонажами мифов являются всегда боги и герои.
Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом («Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок»). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство. Правда, это касается только волшебных сказок. А ведь есть еще и сказки, не имеющие элементов волшебства, те же бытовые сказки или аллегорические сказки про животных (в сказках про животных умение зверей разговаривать не относится к чудесам).
Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.
У Корнея Чуковского есть сказка «Храбрый Персей». Эта сказка является упрощенным переложением древнегреческого мифа о Персее. Но в ней отсутствуют боги, а Паллада Афина представлена как добрая волшебница.
Сказка и миф это произведения устного народного творчества, то есть и то, и другое придумал народ, но только сказка это нечто волшебное с бытовым, а миф он больше о богах, или приближенных к ним героях, то есть то, что было до возникновения какой-либо религии четкой. Различия мифа и сказки, что в сказке в основном герои земные, а в мифах больше всяческих божеств. Можно сказать, что сказка вытекает из мифа. Мифами люди пытались объяснить как устроен мир, в то время как в сказке это поучительные истории. Хотя если брать русско-народные сказки, то там тоже частично сохранились элементы язычества. Миф воспринимается реальной историей, в тоже время как сказка как фантастика.
Ленивая птичка [1.7K]
3 года назад
Начну с того, что миф — это отдельный жанр, который относится к фольклору, а вот со сказкой не все однозначно. Сказка может быть как народной, так и авторской. Теперь назову схожие черты сказки и мифа — это очень древний жанр творчества и у всех народов мира есть свои традиционные сказки и мифы. Если сказки по смыслу практически идентичны: прославляют правильные поступки и осуждают нехорошие, то миф привязан к истории народа и описывает ту среду, в которой люди живут. Смысл у мифов разных народов тоже разный. Мифы всегда относили к высокому искусству, а к сказкам в старые времена относились несерьезно и даже считали «грубым простонародным» жанром.
Австрийский весельчак [3.1K]
3 года назад
И сказки, и мифы появились в очень древние времена. Наверное, даже в одно и то же время. В сказках люди преподносили детям моральные уроки, учили их отличать добро от зла, поступать правильно. Мифы же рассказывали истории о богах и героях — объясняли мир взрослым людям, хранили историю народа. Отличия этих двух жанров такое же, как в детской и взрослой литературе. Мифы позже стали основой для создания романов и подарили форму и стиль изложения летописям. К сказочным же сюжетам писатели обратились значительно позже.
Ольга1177 [100K]
3 года назад
Миф и сказка — жанры устного народного творчества, они созданы фантазией народа. Энциклопедический словарь дает разные толкования этих понятий:
В свою очередь, вымысел — то, что создано воображением, фантазией.
И сказки, и мифы имели устную форму бытования, считались наследием предков, в котором были сосредоточены опыт и вековая мудрость всех поколений.
Вместе с тем миф и сказка как жанры народного творчества имеют существенные отличия. В мифах передаются общие представления о месте человека в мире земного и божественного, то сказка — прежде всего занимательная и часто поучительная история. А главное — в миф люди верили, сказка же воспринималась как художественный вымысел. Сказка — прямой преемник мифа, ее содержание — тот же миф, но имеющий уже форму сюжета.
Создание мифов было мотивировано стремлением человека объяснить закономерности окружающего мира. Создавая сказки, народ удовлетворял свою потребность в творчестве, художественном переосмыслении реальности.
Божья коровка [153K]
6 лет назад
Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.
В сказках несколько иначе. Они не говорят нам о происхождении вещей и явлений,мира, как мифы. Сказки повествуют о земных героях, обыкновенных людях, животных и т.п. Чаще всего они учат добру. Очень популярны именно детские сказки, хотя есть и сказки для взрослых.
И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто «сказочное», фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.
Приамбулус [350]
3 года назад
Мифы и сказки относятся к устному народному творчеству. До наших дней они дошли благодаря фольклористам. Существуют эти жанры во всех культурах мира и это все художественная литература. Это если перечислить общие черты двух жанров. Теперь об отличиях: в сказках часто даже есть слова о том, что это всего лишь выдумка автора, а мифы преподносятся как истории о реальных событиях. Мифы повествуют о том, что происходит с богами и героями — «персонажами со сверхспособностями». В сказке герой может быть или таким же как рассказчик — простым человеком, или зверушкой, или волшебником, но не богом.
MMM DANONE [26.6K]
3 года назад
Для ответа на вопрос сначала советую заглянуть в таблицу:
Теперь давайте разбираться: сказка обычно преследует воспитательную цель, а в мифах идет объяснение возникновения мира. В мифах главными персонажами являются боги и герои, а в сказках — существа, животные, люди. Отличие — способ передачи. Передаются оба устным путем.
Далее отличительные черты:
Мифы часто воспринимаются как реальные истории, а сказки только вымышленными воспринимаются и как нечто фантастическое.
Оба жанра непременно нужны для изучения в школах. Любые произведения развивают фантазию и расширяют кругозор.
Знаете ответ?
Презентация по русскому языку на тему «Миф и сказка:чего больше сходств или различий?»
Инфоурок
› Русский язык ›Презентации›Презентация по русскому языку на тему «Миф и сказка:чего больше сходств или различий?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Миф и сказка: чего больше схожестей или различий?» Автор: Хамзина Г.Т. учитель русского языка и литературы I категории Коммунальное государственное учреждение «Комплекс школа-детский сад № 33»
2 слайд
Описание слайда:
Цель проекта заключается в том, чтобы показать сходства и различия волшебных народных сказок и древнегреческих мифов, отражающих особенности материальной и духовной культуры народов. Задачи, поставленные для реализации данной цели: Выявить специфические свойства картины мира волшебной народной сказки и древнегреческого мифа, обусловленные особенностями культурно-исторического развития. Изучить морфологию волшебной сказки и древнегреческого мифа. Проанализировать сходства и различия между сказками и мифами.
3 слайд
Описание слайда:
Миф и сказка: чего больше схожестей или различий?
4 слайд
Описание слайда:
Миф и сказка Сходства Произведения созданы фантазией народа (вымысел) Различия Мифы: Передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях (древние люди верили в правдивость повествования) Сказки: Жанр развлекательного характера (люди понимают, что сказка- ложь)
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
Образы и персонажи Герои сказок и мифов умеют принимать любой образ или могут владеть чудесными способностями; жизнь насыщена подвигами, победами и страданиями
7 слайд
Описание слайда:
Композиция
8 слайд
Описание слайда:
Художественное своеобразие
9 слайд
Описание слайда:
Пространство и время
10 слайд
Описание слайда:
Значение М И Ф ы С К А З К и
11 слайд
Описание слайда:
Вывод: Сходств(5) Различий(14)
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-338962
Вам будут интересны эти курсы:
помогите кто знает сходства и различия между мифом и сказкой (в школе задали таблицу составить)
Айгерим Мыслитель (7151) 10 лет назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Илья Тарасов Профи (523) 5 лет назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
саша новиков Ученик (242) 4 года назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
chvb sgdg Ученик (116) 4 года назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Евгений Коваленко Ученик (119) 3 года назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Уасилий Ученик (207) 6 месяцев назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Айгерим Мыслитель (7151) 10 лет назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Илья Тарасов Профи (523) 5 лет назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
саша новиков Ученик (242) 4 года назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
chvb sgdg Ученик (116) 4 года назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Евгений Коваленко Ученик (119) 3 года назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Уасилий Ученик (207) 6 месяцев назад
Миф — это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. мифы выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Особенные популярные мифы — это мифы Древней Греции и Рима. Ну Геракла И Одиссея вы наверняка знаете.
А сказка это — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Сходство в том, что и сказки и мифы вымышленны. Но в отличие от сказок, мифы имеют под собой почву в виде верования этих древних людей. И если сказки имеют определенного автора, ну кроме народных сказок, которые передаются их уст в уста, то происхождение большинства мифов не известно.
Между фэнтези и сказкой не всегда можно увидеть четкие различия. Ранее мы уже рассказывали о зарождении фэнтези, а сегодня поговорим о том, что отличает жанр от сказки.
Если становление фэнтези пришлось на двадцатый век, то формирование сказок как жанра уходит так далеко в прошлое, что его корни отследить крайне сложно. Один из них — это древние мифы и легенды. Среди исследователей мифологии и фольклора нередко бытует мнение, что во времена древних языческих верований сказки воспринимались не как развлечение, а как важные нравоучения и наставления. Такие истории складывались и накапливались тысячелетиями, выражая насущные проблемы и вопросы — и тем самым укоренялись в массовом сознании.
К эпохе романтизма к сказкам возник повышенный интерес, и у них появились «собиратели»: немецкие лингвисты Якоб и Вильгельм Гриммы, русский этнограф Александр Афанасьев, французский поэт-классицист Шарль Перро. Именно они сформировали и адаптировали те сказочные истории, которые стали известными на многие века вперед.
Фэнтези тоже очень многое роднит с мифами и легендами. Греция, Скандинавия, славянские корни, кельтские сказания, британские артуровские саги, арабские легенды — все это серьезно повлияло на каноны и архетипы фэнтезийной литературы. Однако другая предтеча жанра — это рыцарские и приключенческие романы. Хоть они и обладают вымышленными сюжетами, но рассказывают вполне понятные и логически обоснованные истории, зачастую основанные на каких-либо исторических событиях.
Сказка изначально иррациональна, но то же самое можно сказать и о многих представителях фэнтези. Магия, вымышленные расы, чудовища — в произведениях жанра обычно присутствует нечто, чего в реальном мире быть не может и чему не найти научного обоснования.
Можно было бы допустить, что сказки нацелены на детскую аудиторию, в то время как фэнтези охватывает читателей разных возрастов. Отчасти так и есть, но это работает и в обратную: не все сказки будут понятны детям — а некоторые из них, в том числе ранние славянские, полны страшных и кровавых подробностей. В то же время существует немало детских фэнтезийных книг.
Принципиальное отличие сказки от фэнтези — это проработка мира, в котором разворачивается действие, и его внутренняя логика. Как правило, сказки дают минимальным пониманием мироустройства. В них может случиться любая чертовщина, и не делается различий между сверхъестественным и естественным. И то, и другое сказочными персонажами воспринимается приблизительно в одном спектре эмоций. Уметь натягивать лук или встретить Царевну-лягушку? Мастерски взбираться на коня или дружить с говорящим котом в сапогах? В сказках все это — явления одного порядка, поскольку любой сказочный мир заведомо волшебный, и в нем может произойти все, что угодно.
Но означает ли это, что в фэнтези, например, персонажи не могут быть прямоходящими говорящими животными? Вполне себе могут. Но вся их жизнь будет подчинена логике мира, придуманного автором. То же самое касается любых видов магии: герои фэнтези не могут по щелчку пальцев реализовать любые свои желания. Зачастую волшебству нужно учиться — и, как правило, на этом этапе все находятся в равных условиях. Но даже если герой настоящий Избранный, он все равно не может действовать «по щучьему веленью» — он такой же заложник мира, как и все остальные.
Вполне вероятно, что герой, который всю жизнь прозанимался ковкой мечей, сможет создать выдающееся оружие. Возможно, лучший меч в мире. Но если этот герой никогда не обучался магии в мире, где чары даются нелегко, то он не сможет сходу творить необъяснимое волшебство — либо это будет нонсенс, у которого на самом деле окажется логическая подоплека.
Персонажи фэнтези часто отказываются верить в то, что находится за гранью их понимания — ровно так же, как и мы. Герои выросли в другом мире, но они все еще остаются психологически понятными нам. Даже если выглядят иначе, обладают иным цветом кожи, умеют колдовать. Если в их мире никогда не было драконов, их появление может вызвать такой же шквал эмоций, как если мы сами увидим дракона — впрочем, психологические аспекты уже зависят от мастерства конкретного автора.
В сказке нелогичные и необъяснимые события воспринимаются героями спокойно, и даже базовые эмоции удивления или испуга здесь не в счет. Большинство сказок базируется на какой-либо яркой морали, где, например, добро побеждает зло, и весь сказочный сюжет строится на основе доказываемых постулатов. В фэнтези результат часто неочевиден, а мораль может быть весьма неоднозначной. Даже в тех фэнтезийных произведениях, где герои максимально правильные, мораль на поверхности, а сюжетно добро побеждает зло, книга обладает обстоятельным повествованием, присущее другим жанрам литературы — например, приключениям.
Читайте также:
-
Как и когда появилось фэнтези: истоки жанра
-
Фэнтези с необычными расами и народами
-
Что Тэд Уильямс привнес в жанр фэнтези?
-
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Jean Montibus-Citri [163K]
3 года назад
У мифа и сказки гораздо больше отличий, чем схожих черт. Начнем с того, что мифы появились значительно раньше сказок. В древнейшие времена люди искали ответ на вопросы об окружающем мире, им было интересно, откуда и что появилось. На эти вопросы отвечали жрецы, повествуя о деяниях богов, которые творили то, что могли наблюдать люди. В эти истории верили, это была основа мировоззрения. Сказки появились позже, когда у человеческих детей появилось свободное время, которое они могли проводить в кругу сверстников, а не взрослых. Суть этого жанра — развлечение с пользой (в классической сказке есть смысл и нравоучение). Общее для сказки и мифа то, что это результат творческого поэтического осмысления мира, а разница в моменте возникновения и «способе применения».
система выбрала этот ответ лучшим
Romchica [13.8K]
6 лет назад
Миф и сказка имеют общее в том что были созданы народом и длительное время существовали лишь в устной форме, в них рассказывается о необычных событиях и вымышленных героях.
Отличия между ними в том, что сказку создавали как вымысел, тогда как события мифа считались такими, что действительно происходили и в них пытались объяснить возникновение явлений и вещей, что не присуще сказкам. Также сказки имеют преимущественно счастливый конец, в мифах финал же может быть трагическим. Персонажами мифов являются герои, титаны, боги, разные удивительные существа. Персонажи же сказок — простые люди, животные, растения, вещи, которые могут иметь необычные свойства. Миф почти всегда связан с определенной местностью, действие же сказки происходит не в конкретном месте — например, «за горами, за лесами» или » тридесятом царстве». Кроме того, события мифа имеют значение для всего мира, а события сказки влияют всего лишь на ее героев.
Вавилен Татарский [8.8K]
6 лет назад
У мифа и сказки общее фантастическое начало. Обязательно фантастический сюжет, наличие волшебства и чудес. Но различия между мифом и сказкой, тем не менее существенны.
Миф, как правило, служит для отображения миропонимания людей. Тематика мифов — сотворение мира, описание мироустройства, определение места человека в жизни. Основными персонажами мифов являются всегда боги и герои.
Сказки же, как правило, носят развлекательный и поучительный характер. В отличие от мифов, сказки заведомо являются вымыслом («Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок»). В сказках реальность, как правило, с одной стороны более приземлена, так как нет богов в качестве действующих лиц, а с другой стороны более фантастична, поскольку в ней куда чаще встречается волшебство. Правда, это касается только волшебных сказок. А ведь есть еще и сказки, не имеющие элементов волшебства, те же бытовые сказки или аллегорические сказки про животных (в сказках про животных умение зверей разговаривать не относится к чудесам).
Кроме того, сказки, помимо фольклорных, бывают еще и литературными. В основу литературных сказок могут лежать сюжеты фольклорных сказок, но также литературная сказка может быть и оригинальным авторским вымыслом.
У Корнея Чуковского есть сказка «Храбрый Персей». Эта сказка является упрощенным переложением древнегреческого мифа о Персее. Но в ней отсутствуют боги, а Паллада Афина представлена как добрая волшебница.
Сказка и миф это произведения устного народного творчества, то есть и то, и другое придумал народ, но только сказка это нечто волшебное с бытовым, а миф он больше о богах, или приближенных к ним героях, то есть то, что было до возникновения какой-либо религии четкой. Различия мифа и сказки, что в сказке в основном герои земные, а в мифах больше всяческих божеств. Можно сказать, что сказка вытекает из мифа. Мифами люди пытались объяснить как устроен мир, в то время как в сказке это поучительные истории. Хотя если брать русско-народные сказки, то там тоже частично сохранились элементы язычества. Миф воспринимается реальной историей, в тоже время как сказка как фантастика.
Ленивая птичка [1.7K]
3 года назад
Начну с того, что миф — это отдельный жанр, который относится к фольклору, а вот со сказкой не все однозначно. Сказка может быть как народной, так и авторской. Теперь назову схожие черты сказки и мифа — это очень древний жанр творчества и у всех народов мира есть свои традиционные сказки и мифы. Если сказки по смыслу практически идентичны: прославляют правильные поступки и осуждают нехорошие, то миф привязан к истории народа и описывает ту среду, в которой люди живут. Смысл у мифов разных народов тоже разный. Мифы всегда относили к высокому искусству, а к сказкам в старые времена относились несерьезно и даже считали «грубым простонародным» жанром.
Австрийский весельчак [3.1K]
3 года назад
И сказки, и мифы появились в очень древние времена. Наверное, даже в одно и то же время. В сказках люди преподносили детям моральные уроки, учили их отличать добро от зла, поступать правильно. Мифы же рассказывали истории о богах и героях — объясняли мир взрослым людям, хранили историю народа. Отличия этих двух жанров такое же, как в детской и взрослой литературе. Мифы позже стали основой для создания романов и подарили форму и стиль изложения летописям. К сказочным же сюжетам писатели обратились значительно позже.
Ольга1177 [100K]
3 года назад
Миф и сказка — жанры устного народного творчества, они созданы фантазией народа. Энциклопедический словарь дает разные толкования этих понятий:
В свою очередь, вымысел — то, что создано воображением, фантазией.
И сказки, и мифы имели устную форму бытования, считались наследием предков, в котором были сосредоточены опыт и вековая мудрость всех поколений.
Вместе с тем миф и сказка как жанры народного творчества имеют существенные отличия. В мифах передаются общие представления о месте человека в мире земного и божественного, то сказка — прежде всего занимательная и часто поучительная история. А главное — в миф люди верили, сказка же воспринималась как художественный вымысел. Сказка — прямой преемник мифа, ее содержание — тот же миф, но имеющий уже форму сюжета.
Создание мифов было мотивировано стремлением человека объяснить закономерности окружающего мира. Создавая сказки, народ удовлетворял свою потребность в творчестве, художественном переосмыслении реальности.
Божья коровка [153K]
6 лет назад
Мы знаем мифы Древней Греции и Древнего Рима. О чем они? Они пытаются представить мир, которым правило много богов, каждый из которых отвечал за свою сферу жизни: бог земледелия, бог вина, бог искусств и т.д. Представления о жизни древних людей воплощены в этих мифах.
В сказках несколько иначе. Они не говорят нам о происхождении вещей и явлений,мира, как мифы. Сказки повествуют о земных героях, обыкновенных людях, животных и т.п. Чаще всего они учат добру. Очень популярны именно детские сказки, хотя есть и сказки для взрослых.
И мифы и сказки имеют сходство в том, что в них есть нечто «сказочное», фантастическое, чего не бывает на самом деле, только в сказках это само собой разумеется, а вот герои мифов действительно почитались древними как реально существующие.
Приамбулус [350]
3 года назад
Мифы и сказки относятся к устному народному творчеству. До наших дней они дошли благодаря фольклористам. Существуют эти жанры во всех культурах мира и это все художественная литература. Это если перечислить общие черты двух жанров. Теперь об отличиях: в сказках часто даже есть слова о том, что это всего лишь выдумка автора, а мифы преподносятся как истории о реальных событиях. Мифы повествуют о том, что происходит с богами и героями — «персонажами со сверхспособностями». В сказке герой может быть или таким же как рассказчик — простым человеком, или зверушкой, или волшебником, но не богом.
MMM DANONE [26.6K]
3 года назад
Для ответа на вопрос сначала советую заглянуть в таблицу:
Теперь давайте разбираться: сказка обычно преследует воспитательную цель, а в мифах идет объяснение возникновения мира. В мифах главными персонажами являются боги и герои, а в сказках — существа, животные, люди. Отличие — способ передачи. Передаются оба устным путем.
Далее отличительные черты:
Мифы часто воспринимаются как реальные истории, а сказки только вымышленными воспринимаются и как нечто фантастическое.
Оба жанра непременно нужны для изучения в школах. Любые произведения развивают фантазию и расширяют кругозор.
Знаете ответ?
Конспект урока «Мифы Древней Греции. Отличие от сказки». (6 класс)
Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки.
Цели:
-
познакомить с жанром мифа, его отличительными особенностями в сравнении со сказкой.
Задачи:
-
оценить глубину идей и красоту образов древней мифологии;
-
расширить кругозор обучающихся;
-
обогатить словарный запас;
-
учиться оформлять записи;
-
заинтересовать мифологией.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Формулирование темы и целей урока.
— Послушайте отрывок из стихотворения поэта 20 века О.Э.Мандельштама. О какой стране упоминает автор?
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
(Эллада — Древняя Греция).
— Какими произведениями известна Древняя Греция во всём мире? Определим и запишем тему урока. (Мифы Древней Греции).
— Какую цель поставим перед собой? (Узнать и понять, что такое мифы на примере мифов Древней Греции).
III. Изучение нового материала.
1. Работа со статьёй учебника, с.176-177. (Чтение. Беседа. Запись основных положений).
— Что такое миф?
Миф — это произведение УНТ о происхождении мира, о явлениях природы, об историческом прошлом, о богах и героях.
— Мифы не случайно называют «детством человечества». Сформулируйте вопросы, на которые древний человек пытался ответить.
(Как появился мир? Кто управляет миром? Почему день сменяет ночь? Как добыть огонь?..)
— Что такое мифология? (Совокупность мифов).
— У каждого ли народы есть своя мифология? Почему? (Да. Каждый народ пытался осмыслить мир, природу, себя в мире).
2. Работа с таблицей. Отличие от сказки.
— Миф часто путают с другим жанром УНТ — сказкой, а слова «сказочный» и «мифологический» употребляют как синонимы — «вымышленный». Чтобы лучше понять, что такое миф, поработаем с таблицей.
— Можно ли мифы назвать сказками? (Нет).
— Что общего между мифом и сказкой? (Сказка, так же как и миф, вид УНТ).
— Чем отличается миф от сказки? (Мифы — правдивые рассказы о том, что действительно было, с точки зрения древнего человека. Сказка — вымысел.
У них разные цели: миф — «научное» осмысление мира, сказка — нравственный урок. В мифы верили, в сказку — нет).
— Что появилось раньше: миф ли сказка? Почему так думаете? (Мифы — это первая форма поэтического сознания народа).
3. Лекция учителя. Составление словаря.
— «Представления древних о мире сходны, они прошли общий путь мифологического объяснения мира»:
* рождение мира из стихий, властителями которых были титаны;
* победа богов над титанами и утверждение в мире порядка;
* подвиги героев. (Учебник).
Мы обратимся к греческой мифологии, к самой известной картине сотворения мира. Мифы эллинов обогатили языки народов, стали неиссякаемым источником произведения искусства. В ходе лекции нужно записать знакомые слова и выражения и объяснить их современное значение или употребление.
— Как же всё начиналось? Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги — всё родилось из Хаоса. Хаос породил самое древнее, что было в зачинающейся Вселенной
— Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом — Ураном, нижняя — Матерью Землей — Геей. Это было первое поколение богов. (Всего 3 поколения богов). Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар — пустота, черная дыра, бездна, самое ужасное место во Вселенной, куда боги ссылали отверженных.
После того как появилась Земля — могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего, Хронос породил стихии — Огонь, Воздух, Воду, Любовь. Воздух — это Эфир. Любовь — Эрос.
Греки верили, что в природу человека изначально заложена любовь, то есть никто не остаётся одиноким. Уран и Гея полюбили друг друга, и на земля стала населяться. Сначала стали рождаться злые и уродливые существа: Минотавр (? человек-бык), циклопы (? тысячерукие и одноглазые великаны), кентавры (? человек-конь, самый известный Херон — учитель Геракла). Одновременно Уран и Гея породили титанов (Боги второго поколения: 6 братьев и 6 сестёр). Титаны — великаны, властители стихий: Океан (мировой поток, окружающий мировую твердь), Прометей (? Украл у богов для людей огонь), Крон.
Уран боялся и ненавидел своих могучих детей, и больше всех — Кроноса — титана времени, самого младшего и коварного из них. Ему хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Кронос воцарился над миром, но его проклял Уран — отец: «Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!»
У Кроноса и его жены было шесть детей . Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся гибели от своего сына и поэтому проглатывал своих родившихся детей. Прометей помог спасти последнего — Зевса. Вместо него жена подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс. В мире воцарилось третье поколение богов. Они более очеловечены: люди переносили на них свои свойства.
Главное божество, повелитель земли и неба — Зевс-громовержец (его атрибуты — гром и молния, потому что люди их боялись). Он уводит богов на священную гору Олимп (самая высокая гора в Греции). Зевс разделил сферы влияния между братьями. Подводное царство отдал во власть Посейдона. Подземное царство старшему брату Аиду («угрюмый»). В ад попадали через священную реку Лета. Рая у греков не было. Они верили. Что самое прекрасное — это жизнь на земле (в христианстве — вечный рай. Вечное блаженство). У греков было священное место — Аркадия («счастье»). В нём селились души тех, кто заслужил великую память при жизни.
Женой Зевса — громовержца была богиня Гера. Много детей было у Зевса. Среди них: Гефест — бог огня и кузнечного ремесла (Вулкан),
Деметра — богиня плодородия,
Арес — бог войны (Марс),
Артемида — богиня охоты (Диана),
златокудрый Апполон — бог искусства,
Афродита — богиня любви и красоты (Венера),
одна из самых почитаемых могучая Афина-Паллада — богиня мудрости (Минерва),
Панацея — богиня здоровья,
Мегера — богиня мести,
Гипнос, он же Морфей — бог сна,
Эрос — бог любви (Амур, Купидон),
Ника — богиня победы (Виктория),
Фемида — богиня правосудия (Юстиция).
Веру в богов нужно было поддерживать. Поэтому боги спускались на землю, знакомились со смертными, и от таких союзов рождались необычные дети — герои.
Герой — 1) это сын божества и смертного человека, полубог, наделён сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но смертен.(Записать).
В древней Элладе родился герой,
Путь его труден и сложен порой,
Но в настоящей, нелёгкой борьбе
Он славу добыл и богам, и себе.
— Кто самый известный и любимый герой греческих мифов? (Геракл).
3. Сообщение о рождении Геракла.
В тот день, когда должен был родиться великий сын Зевса и Алкмены, собрались боги на Олимпе. Радуясь, что скоро родится у него сын, Зевс сказал: «Выслушайте, боги и богини, что я скажу вам: велит мне сказать это моё сердце! Сегодня родится великий герой; он будет властвовать над всеми своими родственниками…»
Но жена Зевса, Гера, в гневе, что Зевс взял себе в жёны смертную Алкмену, решила хитростью лишить власти сына Алкмены — она до рождения ненавидела сына Зевса. Она сделала так, что Геракл должен был стать слугой слабого и трусливого царя Эврисфея.
Гера наслала на Геракла ужасную болезнь. Он лишился разума, безумие овладело им. В припадке неистовства Геракл убил своих детей и детей брата Ификла. Когда же припадок прошёл, глубокая скорбь овладела Гераклом. Геракл обратился к Аполлону с вопросом, что же ему теперь делать. Аполлон повелел Гераклу отправиться в Тиринф и 12 лет служить Эврисфею. Геракл поселился в Тиринфе и стал слугой слабого, трусливого Эврисфея. Эврисфей боялся могучего героя и не пускал его в Микены. Все свои приказания передавал через своего вестника Корпея.
Зевс облегчил судьбу своего сына. Он заключил с Герой нерушимый договор, что его сын не всю жизнь будет находиться под властью Эврисфея.
12 великих подвигов совершит он по поручению Эврисфея, а после не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие. Громовержец знал, что много великих опасностей придётся преодолеть его сыну, поэтому он повелел своей любимой дочери Афине-Палладе помогать сыну Алкмены. Часто Зевс печалился, когда видел, как его сын несёт великие труды на службе у Эврисфея, но не мог нарушить данную Гере клятву.
4. Словарная работа
Герой — 2) Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 3) Главное действующее лицо литературного произведения. (Записать).
Надо сказать, что у греков был ещё один любимый герой — Асклепий.
Асклепий — сын Аполлона и смертной женщины. Врачеватель, умел воскрешать из мёртвых. Как и Гераклу, боги подарили ему бессмертие. Гераклу — за силу и подвиги, Асклепию — за высочайшее искусство врачевания. Асклепий — бог медицины и врачевания. Греки делили себя на асклепиадов и гераклидов — умных и сильных. Геракл — Геркулес, Асклепий — Эскулап.
IV. Обобщающие выводы.
— Что такое миф? (Произведения УНТ о богах и героях).
— Что узнаём о народе из мифов? (Как понимали мир, во что верили, о чём мечтали).
— Помогали ли мифы в жизни? Как?
— Какова роль мифов в нашей жизни? (Чудесные сказки о неисчерпаемых человеческих возможностях, источники для обогащения внутреннего мира и лексикона).
V. Рефлексия.
1. Вопрос на выбор.
— Мне интересно…
— Я не понял…
2. Синквейн.
Мифы.
Древние, наивные.
Увлекают, нравятся, восхищают.
Нужны для эрудиции.
Детство человечества!
Д/з. Учить термины, с.184, в. 1 (продолжить словарь)