Отличие классической музыки от современной сочинение

Поделиться примерный список тем итогового декабрьского сочинения 2021 года по литературе для допуска к егэ 2022 года, которые могут быть

ПОДЕЛИТЬСЯ

Примерный список тем итогового декабрьского сочинения 2021 года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022 года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса: 01.12.2021 (1 декабря).

Ссылка для скачивания всех тем итогового сочинения 2021: скачать темы

Реальные темы будем публиковать в ТГ: t.me/good100ballov

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению человек путешествующий: дорога в жизни человека:

1) Что человек ищет в путешествиях?

2)Почему люди хотят путешествовать?

3) Как путешествия развивают личность?

4) Что человек ищет на своем жизненном пути?

5) Куда ведет жизненный путь человека?

6) Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?

7) Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?

8) Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?

9 )Дорога к счастью — какая она? (готовое сочинение)

10) Можно ли идти к цели «по головам»?

11) Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?

12) Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

13) Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?

14) Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?

15) Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?

16) Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?

17) Как не сбиться с жизненного курса?

18) Что означает фраза «сбился с пути»?

19) Что направляет человека на жизненном пути?

20) Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?

21) Какие качества необходимы для первооткрывателя?

22) Какие качества необходимы для путешественника?

23) Чему человек может научиться в путешествии?

24) Как определить свой путь в жизни?

25) Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?

26) Как не потерять свою дорогу в жизни?

27) Для чего люди путешествуют?

28) Как путешествовать, не выходя из дома?

Что мешает человеку двигаться вперед?

29) Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор?

30) Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу?

31) Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

32) Какой может быть «дорога к себе»?

33) Почему важно самому выбрать жизненный путь?

34) Дорога к себе взлеты и падения (сочинение)

35) Что значит идти по жизни своей дорогой? (сочинение)

36) Выбор пути как жизненная проблема.

37) Как путешествия обогащают человека?

38) Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.

39) Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?

40) Какие цели важно преследовать на жизненном пути?

41) Как характер человека влияет на его жизненный путь?

42)Что значит идти дорогой чести? (сочинение)

43)Почему говорят «дорогу осилит идущий» (сочинение)

44)Согласны ли вы, что лучший этап путешествия возвращение домой? (сочинение)

46)Дороги, которые мы выбираем (сочинение)

47)Что значит идти своей дорогой? (сочинение)

48)Дорога в жизни человека (пример сочинения)

49)Книга — это дорога (пример сочинения)

50)О ком из героев литературы можно сказать жизнь пройти не поле перейти?

51)Зачем люди отправляются в путешествия? готовое итоговое сочинение 2021-2022

52)Что может исказить жизненный путь человека?

53)Какую книгу Вы обсудили бы с родителями?

54)Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

55)Как характер человека влияет на его путешествия?

56)Как путешествия влияют на жизнь человека?

57)Как путешествия помогают познавать себя?

58)Чем путешествие обогащает личность?

59)Жизненный выбор человека итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

60)Как путешествия могут изменить человека? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

61)Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Технический прогресс — зло или благо? (пример сочинения)

Как сохранить человечность в условиях технического прогресса?

В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?

Кого можно назвать цивилизованным человеком?

Почему прогресс может быть опасен?

Какова зависимость цивилизации от технологий?

Как технологии влияют на человека?

Цивилизация и природа — вечный конфликт

К чему могут привести научные открытия? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Шаги цивилизации: обретения и потери итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Чем опасен технический прогресс?

Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?

Что такое технический прогресс?

Как развитие технологий влияет на общество?

Как развитие технологий влияет на человека?

Как развитие технологий влияет на экологию?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?

Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?

Почему люди отстают от цивилизации?

Почему старшее поколение не принимает новые технологии?

Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?

Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?

Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?

В чем заключается опасность технократии?

Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?

Для чего необходим прогресс?

В чем заключается личностное развитие?

Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?

Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?

Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?

Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?

Почему обществу необходим прогресс? (сочинение)

Может ли человечество обойтись без научного прогресса?

Какие люди способны стать двигателями прогресса?

Как научные открытия влияют на современное поколение?

Какие опасности таит в себе технический прогресс?

Как повлияло развитие технологий современного человека?

Можно ли жить лишь сегодняшним днем?

Какие возможности появляются у человека с развитием технологий?

С какими вызовами сталкивается человек в современном мире?

Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества?

Каким должен быть технический прогресс?

Что значит «разумное использование технологий?»

Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени?

Почему человечество так стремится развивать технологии?

«Современная цивилизация – обмен ценностей на удобства» (Станислав Ежи Лец).

  • Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению преступление и Наказание – вечная тема

Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?

Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?

Что такое преступление против самого себя? итоговое сочинение ЕГЭ 2022

Можно ли заставить человека раскаяться? итоговое сочинение ЕГЭ 2022 с аргументами

Жестокое отношение к животным это преступление?

Что такое социальная несправедливость?

Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»? (пример готового сочинения)

В чем опасность преступлений? (пример сочинения)

Всегда ли за преступлением следует наказание? (пример сочинения)

Можно ли оправдать преступление? (пример сочинения)

Каковы могут быть причины преступления? (пример сочинения)

Можно ли простить человека совершившего преступление?

Что такое преступление?

Война преступление или подвиг? (сочинение)

Может ли преступление иметь законное основание? (пример сочинения)

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Возможна ли абсолютная справедливость?

Можно ли оправдать преступление?

Какое преступление никак нельзя оправдать?

Достоин ли преступник сочувствия?

Как убедить преступника раскаяться в содеянном?

Месть — это преступление или восстановление справедливости?

Может ли преступление быть справедливым?

«Мы все глядим в Наполеоны…» (от преступления к наказанию)

Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?

Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?

Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?

Почему люди совершают преступления? (сочинение)

Какие преступления нельзя простить?

Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Почему люди становятся преступниками?

Что мешает человеку преступить закон?

Какое наказание для преступника является самым страшным?

Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?

Можно ли оправдать убийство человека?

Жестокость по отношению к животным — это преступление?

Может ли преступник исправиться?

Как бороться с преступностью в обществе?

Какие преступления нельзя прощать?

Может ли справедливость быть жестокой?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Что толкает людей на преступления? (пример сочинения)

Может ли преступление быть оправдано? (сочинение)

В чём разница между ошибкой и преступлением?

Какую роль играет совесть в жизни человека?

Важно ли анализировать свои поступки?

Может ли совесть лгать?

Возможно ли всегда поступать по совести?

К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

Всегда ли можно исправить ошибку?

Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?

Можно ли заслужить прощение?

Можно ли искупить свою вину?

Какие поступки можно считать непоправимыми?

Раскаяние в жизни человека.

Свобода и ответственность в жизни человека.

В чем различие между ошибкой и преступлением

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?

Мои личные открытия в мире культуры

К какому произведению я возвращаюсь снова и снова?

Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

Как искусство влияет на человека? (пример сочинения)

Должно ли искусство отвечать на острые вопросы современности? (пример сочинения)

Как искусство влияет на личность?

Способно ли искусство врачевать душевные раны?

Магия классической музыки — в чем она заключается?

Какой вид искусства Вам ближе и почему?

Что лучше: книга или фильм?

В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?

Как музыка влияет на людей?

Может ли кино заменить литературу? (пример сочинения)

Может ли кино заменить театр?

Как книги влияют на человека?

В чем разница между спектаклем и фильмом?

Может ли творчество помочь человеку найти себя?

Чему учит читателя классическая литература?

Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?

Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?

Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?

Может ли книга помочь разобраться в себе?

Может ли чтение быть опасным?

Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?

Какие качества помогает воспитать в себе литература?

Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?

Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?

Верно ли, что музыка — это язык чувств?

Почему люди в 21 веке не перестают читать?

Могут ли новые технологии заменить искусство?

Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?

Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?

Зачем человек слушает музыку?

Зачем человек читает книги?

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Может ли книга помочь в минуту отчаяния?

Какое произведение искусства Вы можете назвать великим?

Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?

Какое произведение вы бы хотели экранизировать?

Какие произведения искусства делают вас счастливым?

Какую книгу вы бы прочитали своим детям?

Кто из современных писателей Вам особенно близок?

Какое место литература занимает в Вашей жизни?

Чего я жду от новой книги?

Книги моего детства.

Способна ли книга сделать человека лучше?

Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?

Какая тема в литературе кажется Вам вечной?

Встреча с произведением искусства ставшая событием в моей жизни

Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры

  • Аргументы для направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Темы итогового сочинения 2021-2022 к направлению кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?

Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью?

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Что такое гражданский долг?

За что вы любите Россию? итоговое сочинение ЕГЭ с аргументами

В чем проявляется активная жизненная позиция человека и гражданина?

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

Что значит жить по совести?

Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Кто счастлив на Руси?

Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

Кому на Руси жить плохо и почему?

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?

Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?

Что значит «любить Родину»?

Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?

Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?

Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?

Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?

Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?

Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?

Как научиться ценить свою Родину?

Как сделать Россию лучше?

Чего не хватает на Руси для полного счастья?

Кто виноват в бедах русского человека?

Почему люди на Руси страдают?

Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Что мешает нам найти счастье на Руси?

Какого человека можно назвать патриотом?

Что объединяет нас в одну страну?

Как нужно относиться к своей Родине?

В чем польза и опасность патриотизма? 

Что такое патриотизм?

Как связаны между собой патриотизм и гуманизм?

Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

В чем польза и опасность критики России?

Какими качествами обладает русский человек?

Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?

Может ли государство быть справедливым ко всем?

Возможно ли всеобщее счастье?

Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?

Возможно ли абсолютная справедливость?

Почему важно помогать тем, кому трудно?

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»?

«Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника» (Н.А. Некрасов)

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Итоговое сочинение разбор новых направлений:

Смотрите также на нашем сайте:

  • Итоговое сочинение 2021-2022 ЕГЭ официальные направления

  • Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?

Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни и оказывает значительное влияние на все сферы его деятельности, поэтому данная тема поднимается во всех письменных работах по русскому языку, в том числе и ЕГЭ, где для сочинения необходимы аргументы из художественной литературы и жизни.

Музыка не просто меняет настроение, она мотивирует каждого человека и заставляет двигаться вперёд навстречу своей цели. Для полноценного существования нам необходимо слушать музыку в любом её проявлении, которое зависит от личных предпочтений. Музыка – это то, что делает человека лучше.

Отношение автора к проблеме

Наша жизнь полна разнообразных звуков и музыки: пение птиц, шум машин, детские голоса, телевизор, радио, плееры. Уже невозможно представить себе существование без музыки. В наше время большое количество учёных исследует воздействие музыки на конкретные сферы человеческой жизни, их интересует, в первую очередь то, как влияет музыка на организм человека. Существует уже множество обоснованных научных доказательств эффекта музыкальной терапии. Классическая музыка считается самой полезной. Для того чтобы понять какое именно влияние оказывает различная музыка на нас, необходимо просто прислушаться к самому себе.

Классическая музыка

Что такое музыка классическая? Можно привести несколько определений. Во-первых, она прошла испытание временем. Это музыка прошлого, имеющая и сегодня свою аудиторию. Например, в свое время вальсы Штрауса считались развлекательной музыкой. Сегодня мы относим эти композиции к классике. Во-вторых, классической музыкой с исторической точки зрения является западная середины 18 — начала 19 века. В качестве примера можно привести творчество Баха, Вивальди, Гайдна, Моцарта, Бетховена и т.д.

В-третьих, классикой считается также музыка академическая, созданная по особым канонам европейской музыки 17-19 веков. Она наследует жанры указанной эпохи. Примеры: соната, опера, симфония.

Аргументы

  1. Музыка во время войны объединяет людей, укрепляет их веру и надежду.
  2. Музыка пробуждает в человеке чувство радости, счастье, желание творить и совершенствоваться.
  3. Музыка выражает человеческие эмоции сильнее слов.
  4. Первая мелодия, с которой знакомится человек – колыбельная матери.
  5. Музыка выражает чувства человека на протяжении всего его существования.
  6. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку.
  7. С 2003 года в России музыкотерапия признана официальным методом лечения.
  8. Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения.
  9. Музыка способна влиять на настроение.
  10. Воздействие музыки на человека зависит от её стилей и направлений.

Рок-музыка

Рассмотрим теперь, что такое музыка в стиле «рок». Этот стиль — общее название для различных направлений популярной музыки. Можно сказать, что ее особенностями являются драйв, энергия ритмов, усложненная структура и ритм. Популярными инструментами в рок-музыке являются барабаны и электрогитара. Она считается музыкой для молодых. Можно привести следующие примеры рок-стилей: джаз-рок, прогрессивный рок, панк-рок, хард-рок, классический рок, психоделический рок, гаражный рок, фолк-рок, рокабилли, рок-н-ролл и т.д.

Эпитеты к слову «музыка»

Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.

Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.

Примеры из художественных произведений

  1. А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда».

Главный герой рассказа – Яков Матвеевич по прозвищу Бронза. Это был простой крепкий мужик лет семидесяти, который, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком и делал хорошие прочные гробы. Его главная особенность заключалась в том, что он всегда и везде видел одни убытки. Его скупость начинает даже пугать, например, в ситуации со смертью жены. Находясь возле мёртвой супруги, Бронза думает только о качестве гроба, который он подготовил уже давно. Ещё его мысли заняты тем, что похороны обошлись дёшево, но благопристойно. Вся жизнь Якова Матвеевича убыточная, но он осознает это слишком поздно, когда уже нельзя будет ничего изменить.

Бронза занимался не только гробами, он прекрасно играл на скрипке. У него был истинный талант, поэтому когда была необходимость в скрипке, его всегда звали, несмотря на отвратительный нрав исполнителя. Кроме мрачного скрипача в местном оркестре было много других музыкантов, в том числе и флейтист Ротшильд. Именно Ротшильд стал жертвой нападок Якова Матвеевича, который не только угрожал ему, а даже натравливал собак.

Всё начало меняться после смерти его жены. Бронза смотрел на смертельно больную Марфу и понимал, что она счастлива покинуть этот жестокий мир, где не видела ничего хорошего и доброго. То, что он увидел, произвело на него ужасающее впечатление. Наконец, его непомерная скупость отошла на второй план, уступая место чему-то более важному.

В скором времени Яков Матвеевич сам начинает себя плохо чувствовать, а визит к врачу лишь подтвердил то, что ему осталось жить совсем недолго. После этого к нему пришло осознание того, что он ошибался на протяжении многих лет. Бронза понял, что был несправедлив по отношению к окружающим, беспричинно их обижал и унижал. В первую очередь ему стало стыдно перед Ротшильдом, поэтому он научил его играть свою самую красивую мелодию. Перед смертью гробовщик даже завещал Ротшильду свою скрипку.

Главный герой рассказа в финале смог обрести всё, чего хотел, и оставить после себя хорошую память. Ему неважно было, что люди не будут знать настоящего автора его мелодии, главное, что они получат удовольствие и душевное удовлетворение от его творения. Его будут помнить как талантливого музыканта, а не чёрствого гробовщика. Созданная Яковом Матвеевичем музыка была близка каждому, она заставляла слушателей плакать. Эта музыка символизировала его душу, которая раскрывалась людям только при помощи скрипки. Передавая скрипку Ротшильду, Бронза отдал ему часть своей души, которая будет жить вечно в музыке, звучащей от прикосновения смычка.

  1. Х.К. Андерсен «Соловей».

Основная проблема сказки Х.К. Андерсена «Соловей» – отличие настоящего искусства от фальшивого. Император, прочитав о соловье, захотел на него посмотреть и послушать его. Он был очень удивлён, увидев перед собой маленькую серенькую птичку, внешность которой не отличалась ничем выразительным. Император представлял её себе совершенно другой. Но когда соловей запел, все были заворожены чудесным пением, у императора даже покатились слёзы из глаз. После окончания пения правитель хотел наградить певца, но соловей отказался, сказав, что слёзы слушателей и были лучшей наградой для него. Ни сам император, ни его поданные не поняли смысла этих слов, потому что для них единственной ценной наградой были деньги.

Спустя недолго время император получил подарок – большую коробку, в которой лежала маленькая искусственная птичка, очень похожая на живую, но вся обсыпанная драгоценными камнями. Внутри этой птички был механизм, при запуске которого звучала одна мелодия из тех, что пел живой соловей. Оказалось, что вельможам понравилось пение искусственной птички гораздо больше, ведь она так красиво сверкала бриллиантами и сапфирами. Через год птичка сломалась, и теперь её можно было слушать только в исключительных случаях. Раз в год все желающие могли насладиться её пением, а живого соловья изгнали за пределы государства. Простые люди говорили о том, что в искусственном пении чего-то не хватает, но чего именно – понять не могли.

Вдруг, случилась неожиданная беда: император оказался при смерти, и единственное чего ему хотелось – это послушать музыку, но никто не слышал его слабого голоса и не заводил искусственную птичку. В этот момент раздалось чудесное пение, это прилетел настоящий соловей, который услышал о болезни императора и решил утешить его. Истинная музыка не только порадовала правителя, но и смогла вернуть его к жизни. Целительная сила природы и искусства отогнала смерть от императорского ложа.

Мораль этой сказки заключается в том, искусственное может быть очень красивым снаружи, но только настоящая музыка способна вселять радость и надежду в человеческие сердца, делать людей лучше. Именно поэтому искусство вечно.

Примеры из жизни

  1. Л.В. Бетховен – знаменитый на весь мир глухой композитор, создавший более 600 музыкальных произведений, которые признаны шедеврами. Вся жизнь талантливого музыканта состояла из борьбы с трудностями и невзгодами. Бетховен родился в очень бедной семье, поэтому всё его детство было связано с нуждой. Дед и отец мальчика работали в придворной капелле. Бетховен жил в маленькой комнатке на чердаке, где стояла железная кровать и старенький клавесин. Его отец часто был пьян и срывал свою злость на жене и сыне. Мама очень любила Людвига и пыталась сгладить трудное детство мальчика своими песнями. Музыкальный талант Бетховена рано стал заметен, чему несказанно обрадовался его отец, который завидовал славе Моцарта. Несостоявшийся музыкант решил сделать из своего сына гения, и с этого момента жизнь мальчика состояла только из занятий игры на фортепиано, скрипке, клавесине, органе, альте и флейте. Отец хотел таким способом выяснить, к какому инструменту у его сына больший талант. Малейшие ошибки строго наказывались поркой. Мужчина стремился как можно быстрее обучить мальчика в надежде на высокие гонорары. Благодаря поддержке матери, Бетховен начал импровизировать и записывать собственные творения на бумагу. В дальнейшем на него обратил внимание новый директор придворной капеллы и занялся разносторонним образованием мальчика. В 1787 году юный музыкант встретился со своим кумиром Вольфгангом Амадеем Моцартом, который высоко оценил талант мальчика и сказал: «Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нём заговорит мир». Бетховен стал обучаться у великого композитора музыкальному мастерству, но уроки прервала болезнь матери, из-за которой юноша был вынужден вернуться домой. А после её смерти взвалил на свои плечи заботу о младших братьях и отце-пьянице. Будущий композитор верил, что сможет выбраться из нищеты и его вера помогла ему стать модным пианистом Вены. Через три года после обретения популярности у Бетховена начало стремительно развиваться опасное заболевание, поражающее слух. 10 лет удавалось композитору скрывать свою прогрессирующую глухоту, списывая на рассеянность и невнимательность ответы невпопад. Бетховен понимал, что скоро оглохнет окончательно, поэтому с рвением взялся за работу. Этот период принято считать расцветом творчества музыкального гения. В 1815 году музыкант полностью лишился слуха, но не перестал писать музыку. Он держал тонкую деревянную палочку в зубах, а другой её конец прикасался к передней панели фортепиано, благодаря вибрации композитор чувствовал звучание инструмента. Композиции этого периода проникнуты глубоким трагизмом и страданием. Л.В. Бетховен стал величайшим музыкантом всех времён и народов, а его произведения признаны мировой классикой.
  2. Роль музыки в военное время была чрезвычайно высокой. Война отбирала у людей самое дорогое, что было в их жизни: любовь, детство, семью, надежду и уверенность в завтрашнем дне. Оставалось только одно – музыка. Особую популярность имели песни. В них рассказывалось всё, что происходило на фронте, воспевался подвиг и сила русского народа. Музыка всегда поддерживала измученных людей, согревала их души. Только благодаря музыке сердце солдата не черствело, песня была нужна ему как воздух. Каждая песня того времени имеет свой путь, свою историю и свою судьбу. Самой популярной была «Катюша». Первые два куплета были созданы Михаилом Исаковским ещё до начала войны, а в скором времени состоялось знакомство с композитором М.И. Блантером, который настолько был поражён началом песни, что сразу же вызвался написать музыку. Премьера Катюши состоялась в 1938 году, и её автор даже получил Сталинскую премию. Эта песня обрела популярность не только в Советском Союзе, но и во всём мире. А в дальнейшем стала гимном всего доброго и светлого, что пытались отобрать у русского народа фашистские захватчики.
  3. Ещё одним известным музыкальным произведением, ставшим символом непокорности русского народа, стала Симфония № 7 Д.Д. Шостаковича. Её второе название – «Ленинградская». Это название она получила от известной русской поэтессы Анны Ахматовой. Знаменитому советскому композитору неоднократно предлагали эвакуироваться из осаждённого Ленинграда, но он оставался там по собственному желанию. В первый день войны он приступил к работе, и через несколько месяцев после начала Великой Отечественной была готова первая часть симфонии. Сам композитор говорил о том, что хотел запечатлеть образ своей страны, которая отчаянно сражалась с фашистскими захватчиками в нотах. Это музыкальное произведение стало символом борьбы русского народа с немецкими войсками. Впервые симфония была представлена миру 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. В этот день высшим командованием было приказано нанести огневой удар по вражеской артиллерии, чтобы обстрелы не мешали слушать музыку. Дата премьеры была выбрана не случайно, именно в этот день фашисты планировали захватить Ленинград. Став невольными слушателями Ленинградской симфонии немцы осознали всю силу русского народа, который может преодолеть любые испытания. Многие фашистские солдаты говорили после окончания войны, что именно в тот день, когда раздались звуки симфонии, им стало ясно, что Ленинград останется неприступным. Ленинградская симфония была создана в блокадном городе как ответ фашистским захватчикам, которые хотели покорить СССР. Эта композиция ознаменовала веру русского народа в свою победу.

Кстати, о литературе

Многие писатели и философы размышляли о том, какова же роль музыки в жизни человека. Аргументы из литературы, которые они приводили, безоговорочно доказывали важность музыки.

Немало литературных героев сталкивались с положительно силой музыки. К примеру, главный герой повести «Альберт», написанной рукой Льва Толстого, был талантливым скрипачом. Благодаря его музыке люди, казалось, переживали мимолётные и навсегда утраченные моменты эйфории. Одной только силой музыки герой книги согревал души своим слушателям. Примерно то же самое происходит и в «Старом поваре» Паустовского. Главный герой рассказа слеп, но музыка Моцарта воссоздала в его сознании зримый мир и подарила ему самые яркие моменты его жизни.

Литература даёт вполне исчерпывающие ответы на вопрос о том, какова роль музыки в жизни человека. Аргументы, которые приводят в довод своей правды писатели-классики, неопровержимы и применимы к повседневным реалиям. К примеру, главного героя произведения А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» невероятной красоты мелодия заставила задуматься о гуманности. Она заставила его впервые устыдиться за причинённое окружающим его людям зло.

Следующий пример: главный герой книги В. Астафьева «Домский собор», безымянный рассказчик, убеждён, что музыка – прекрасный способ самопознания, спасение от личностного расслоения.

А чего стоит пение одного из центральных персонажей «Войны и мира» — Наташи Ростовой! Эта девушка могла при помощи песни воздействовать на лучшие качества, что есть в человеке, пробуждать в нём прожектор света. Именно так она спасла своего брата от морального упадка. Однозначно, в этом содержится очень объёмная и ёмкая метафора.

Герою книги В. Короленко «Слепой музыкант» пришлось тяжелее всех: он родился слепым. Но музыка сделала своё белое дело и не только не дала ему утонуть в своём горе, а и помогла взлететь и возрадоваться жизни. Шаг за шагом главный герой достигает вершины исполнительского мастерства в игре на пианино.

Разные деятели искусства, подобно литературным персонажам, всячески реагируют на музыку. Бальзак, например, изливает горе в музыке, а художник Роджер Фрай почти начинает верить в Бога, слушая музыку Баха. Аристотель говорил, что музыка облагораживает нравы, а философ Генри Лонгфелло вообще возвёл роль музыки в жизни человека до небывалых высот, сказав, что это единственный всеобщий язык человечества. Каждый писатель – это в первую очередь человек с тонким эстетическим чутьём, он слушает гармоничную музыку и благодаря этому отлично понимает, как огромна роль музыки в жизни человека. Аргументы из литературы наглядно показывают мировоззрение авторов.

Народная мудрость

  1. «Под хорошую музыку и медведи пляшут». В этой пословице говорится о том, что хорошая музыка способна на многое. Даже медведя можно увлечь правильной мелодией.
  2. «Не вся та музыка, что звучит». Смысл данной пословицы заключается в том, что не все музыкальные произведения могут назваться настоящим искусством. Для этого необходим талант, который присутствует далеко не у всех музыкантов.
  3. «Какая жизнь, такие и песни». Наши мудрые предки говорили о том, что музыка тесно связана с человеческой жизнью. Если человек живёт счастливо, то и песни он поёт радостные, а если его жизнь трудна – песни грустные и печальные.
  4. «Мир без музыки, что птица без крыльев». Птица без крыльев не сможет жить, потому что без них она не сможет выполнять своё жизненное предназначение – летать. Так же и мир без музыки – это несовершенный мир, который не сможет существовать.
  5. «Гусли звонки, да струны тонки». Наши предки так сильно ценили музыкальное искусство, что сравнивали с ним судьбу человека. Некоторые люди, словно гусли звонкие – много и громко говорят о себе и своих способностях. Но, когда доходит до дела – их «струны рвутся», не хватает силы духа и решительности.
  6. «Мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец». В этой пословице говорится о способных людях, у которых много талантов. За какое бы дело не взялся такой человек, всё у него получается.
  7. «Музыкант уж умирает, а пальцы всё играют». Истинный музыкант отдаётся целиком и полностью искусству. До самой своей смерти он живёт музыкой.
  8. «Без песен мир тесен». Смысл данной пословицы заключается в том, что с песнями жить веселей. Без музыки наш мир стал бы скучным и серым.
  9. «Замуж идёт – песни поёт, а вышла – слёзы льёт». В этой пословице идёт речь о женской судьбе, которая часто оказывает несчастливой после замужества. В девичестве все девушки весёлые и задорные, живут под опекой отца и матери, горя не знают. А выйдя замуж за нехорошего человека, познают все тяготы семейной жизни.
  10. «Красна сказка складом, а песня – ладом». В этой пословице говорится о том, что в сказке основное значение имеет её содержание, а в песне – гармоничность звучания. Именно по этим критериям и определяется ценность сказок и песен.

Афоризмы

  1. «Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение». Древнегреческий философ Аристотель говорил о том, что музыка способно менять настроение человека. От хорошей музыки становится теплее на душе, а от плохой – тоскливо.
  2. «Музыка – универсальный язык человечества». Американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло считал, что музыка может рассказать о многом без слов. Поэтому любой народ поймёт то, что хотел сказать композитор и для этого нет необходимости в знании определённого языка.
  3. «Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе». Американский философ Ралф Уолдо Эмерсон говорил о том, что музыка способно пробудить нечто великое в душе человека. То, о чём он раньше даже не догадывался.
  4. «Музыка удваивает, утраивает армию. Музыка — самое поэтическое, самое могущественное, самое живое из всех искусств». Французский композитор Гектор Берлиоз говорил о том, что музыка способна вдохновлять человека на подвиги, поднимать его боевой дух. Поэтому правильная музыка способна увеличить армию и патриотичность каждого солдата.
  5. «Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими». Французская писательница Жорж Санд говорила о том, что музыка оказывает наибольшее влияние на душу человека. Из-за неё образуются волнения, ранее отсутствующие.
  6. «Ноты – это лишь искусство записывать идеи, главное – это иметь их». Французский писатель Стендаль говорил о том, что записанное произведение в нотную тетрадь – само по себе не так много значит, главное – это наличие таланта у композитора.
  7. «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Заслуженный норвежский композитор Эдвард Григ высказал своё мнение относительно того, что некоторым писательским творениям необходимо музыкальное сопровождение для раскрытия мысли или передачи эмоционального состояния главных героев. А музыка всегда способна существовать сама по себе, её не нужно никакое дополнение.
  8. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В.М. Бехтерев всю свою жизнь посвятил медицине, поэтому не понаслышке знал о многих методах лечения. Он был уверен в том, что музыка способна исцелять не только душу, но и тело.
  9. «Музыка – высшее в мире искусство». Л.Н. Толстой считал музыку самым высшим видом искусство. Для него не было ничего важнее музыки, которая была способна задеть душу.
  10. «Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чём невозможно молчать». Французский писатель Виктор Мари Гюго говорил о том, что музыка способна донести то, чего нельзя добиться при помощи слов.

Эссе на тему «Влияние музыки на человека»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАРАГИНСКОГО РАЙОНА

«КАРАГИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Эссе

Тема: Каким образом музыка влияет на здоровье человека?

Автор: Самандарова Мавлюда Мохамедовна,

учитель первой квалификационной категории

ОССОРА 2020

«Музыка глушит печаль»

Уильям Шекспир

С древних времен человек слышал разные звуки. Некоторые из них, например, звуки природы, пение птиц, журчание ручья, он принимал с восхищением, с радостью. Другие же, допустим, воинственные звуки там-тамов, гул вулканов, рокот штормового моря пугали и ввергали в ужас. Так, в самом начале зарождения человечества, музыка становилась неотъемлемой частью жизни человека, частью восторженной или пугающей. Быть может уже тогда, пещерная мама вдруг заметила, что ее малыш затихает и успокаивается от тихого звука, имитирующего пение птицы, похожего на песню, и так возникла колыбельная? А быть может, древний охотник заметил, что от его выкриков укрепляется решимость его соплеменников и они смелее нападают на дикое животное, и так зародились обрядовые действа? Сегодня трудно ответить на вопросы как, где и когда возникла музыка в нашем современном её понимании. Гораздо важнее знать какое влияние она оказала на развитие человечества, каково сегодня её воздействие в современном обществе.

Музыка является фактором воздействия как физического, так и психоэмоционального. О воздействии звука мы можем наблюдать из совершенно различных источников. Это библейские Иерихонские трубы, с их разрушающей ультразвуковой силой, это труды древнегреческих философов, это трактаты индийских и восточных мудрецов. Так, великий философ, мыслитель, врачеватель Востока Авиценна оставил после себя научное наследие в виде пяти трактатов о музыке. Последняя в его трудах представлена в пяти аспектах: теоретическом, философском, эстетическом, психологическом и терапевтическом. Он считал, что воспитание и приобщение к музыке должно начинаться с самого раннего детства.

Торжественный настрой вызывается александрийским ладом, гармония и катарсис — достижение индийского лада, поднятие военного духа – заслуга фригийского лада. Ритмы древних индийских племен, имеющих анестезирующий эффект, используются сегодня в некоторых стоматологических клиниках США для обезболивания клиентов. Многочисленные эксперименты, научные труды ученых разных стран, серьезные разработки подтверждают влияние музыки на здоровье и организм человека. Общеизвестно, что занятия музыкой развивают память и умственные способности детей. Научно доказанный факт, что радостная и веселая музыка помогает восстановлению после операций, улучшает циркуляцию крови, снижает кровяное давление, расширяет кровеносные сосуды и замедляет частоту сердечных сокращений. Так же известно, что звучание определенных звуков, с определенной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Музыка предотвращает потерю слуха.

Об «эффекте Моцарта» и напоминать излишне! Хочешь стать гением? Слушай Моцарта! Принимай его, принимай дозированно как пилюли три раза в день и вот ты уже гений! Каких только опытов с классической музыкой не проводят в сельском хозяйстве для повышения надоев у коров, повышения аппетита у милых хрюшек и для плодовитости куриц-несушек! И это не шутка и не фейк. Действительно, в Голландии, Японии и других странах давно используют классическую музыку для повышения продуктивности сельского хозяйства.

Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что часто замечала, при исполнении какого-либо произведения технического, виртуозного характера наблюдалось учащение дыхания и пульса. Видимо, следя за агогикой произведения, невольно дышала в такт фразировке. Чем тебе не дыхательная гимнастика? А с чем можно сравнить игру в симфоническом оркестре, когда более ста человек творят в едином порыве, и ты ощущаешь ни с чем несравнимое вдохновение и порыв? Разве не является это для исполнителя высшей радостью, «эффектом Октавы»?

Очень сложно переоценить значение музыки и положительного влияния ее на современного человека. Говоря о пользе музыки, конечно же, имеется ввиду классическая музыка и классический джаз. Вред от современной музыки (рок, хеви-метал, хард-рок, громкая попса, техно и др.) доказан в научных экспериментах. Она в отличии от классической, вредна не только для человека, но и для окружающей среды. Эти исследования освещены в научных статьях и очень много информации в СМИ и при желании с ней можно ознакомиться.

Я же, как представитель классической школы предпочитаю и воспеваю гениальную музыку композиторов эпохи барокко и классицизма, Венскую школу, композиторов «Могучей кучки», русского и советского классицизма. Люблю и делюсь своей «здоровой» любовью со всеми!

Российский композитор Кирилл Рихтер по приглашению Фонда развития культуры и искусства Узбекистана 15 декабря сыграл второй за год концерт в Ташкенте. Выступление Richter Trio, которое собирает залы в лондонском Royal Albert Hall и немецкой Elbphilharmonie, сопроводил Государственный симфонический оркестр Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева.

iQV8km16396736128443 b

На сцене Дворца международных форумов коллективы исполнили сочинения из альбома «Chronos», пьесы для камерных составов и симфонических оркестров, музыку для балета Сергея Полунина «Распутин», а также вальсы, которые открыли миру сочинительский талант и экспрессию Кирилла Рихтера.

Корреспондент «Газеты.uz» Виктория Абдурахимова поговорила с композитором об академическом образовании, музыкальном воспитании детей и популяризации классической музыки.

— Вы входите в состав жюри Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица». Узнавали себя в ком-то из участников?

— Наверное, нет, потому что большинство детей, которые участвуют в этом конкурсе, абсолютно лишены сценического волнения, а я и сейчас продолжаю волноваться, переживать. Для меня это какое-то важное чувство, ориентир.

Я никогда не участвовал ни в каких конкурсах. Не признаю этот вид. Что вообще значит соревнование в творчестве? С кем соревноваться? Это же не спорт. Всё абсолютно субъективно.

Но не могу сказать, что меня не восхитили эти дети. Они прекрасные, талантливые. Могут гораздо больше, чем мы могли в их возрасте. Кроме исполнительского мастерства, они без какого-то стеснения общаются, воспринимают камеры. Такая уверенность уже многого стоит.

— Что такое талант?

— Это совокупность [факторов]. Труда, в первую очередь. Жизненного пути, потому что даже человек с удачными генами может пройти путь, на котором у него не взыграют какие-то творческие качества. И удачи, конечно. Мне кажется, что удача — это тоже часть таланта.

— Когда вы впервые услышали, что талантливы, и когда вы поняли, что это действительно так?

— Сложный вопрос. Я просто не люблю говорить о себе. Как может человек себя оценивать? Я прекрасно знаю свои способности, лимиты. Знаю, где могу доработать и что у меня получается легче, чем у других.

DJCSyA16396736136589 b

Не могу сказать, что зафиксировал какой-то момент, когда мне сказали: «Вот ты — талантливый». Я всегда занимался творчеством, всегда знал, что у меня это неплохо получается. Я с собой, наверное, соревновался, не с кем-то. Мне хотелось быть лучше себя.

— Мне запомнилась фраза из поста, который написал человек, посетивший один из ваших московских концертов: «Буду копить на рояль. Может, и у меня что-нибудь получится». Вы бы посоветовали этому человеку отложить немного денег и на образование?

— Я не люблю советовать. Поучительное поведение не про меня. Никогда бы в жизни не сказал: «Вам лучше поучиться, а не рояль покупать».

Мне кажется, уже прекрасно, что у человека возник этот импульс, стремление к инструменту. Для меня, например, любовь к музыке пошла именно от вещи, от инструмента. Когда я увидел его в детстве, понял, что он магический: пахнет как ничто другое, выглядит, звучит.

Может быть, этот человек рояль купит, а потом на него будет цветы ставить или книжки складывать. Но мне кажется, что если такой порыв есть, что-то и выйдет.

— В вашей музыкальной семье Richter Trio двое — скрипачка Алёна Зиновьева и виолончелист Август Крепак — с дипломами о высшем музыкальном образовании. Случалось, что эти дипломы становились между вами?

— Никогда. Более того, мне кажется, что и Алёна, и Август очень много в итоге получили и выиграли как раз благодаря своей доброте и отсутствию скепсиса, снобизма по отношению ко мне — человеку, которому до какого-то момента в академическом сообществе кто-то и руку не жал.

eKZjdZ16396736055710 b

Люди продолжают повторять фразу про то, что я человек без образования, несмотря на то, что у меня два высших (Кирилл Рихтер учился на графическом факультете филиала Института ядерной физики МИФИ и на факультете моделирования одежды в Британской высшей школе дизайна — ред.). Никого это не интересует.

Мне кажется, я как раз-таки выступаю за отсутствие этого скепсиса, снобизма. И мне очень повезло с Алёной и Августом, потому что они делятся всем, чему их учили, и мы обогащаем друг друга.

Их мнение критическое, честное даёт мне много пищи для размышлений. С его помощью и в процессе самостоятельной работы я расту.

— Шведский лейбл 1631 Recordings, который записал ваши фортепианные вальсы, тоже не смутило отсутствие у вас академического музыкального образования?

— Нет. Поверьте, в Европе совершенно не важно, сколько у вас дипломов, если вы создаёте искусство, которое людей очаровывает, которое имеет смыслы, нарратив. Если к этому прилагается хорошее исполнительское мастерство, то вы будете замечены.

NnSQKD16397200518393 b

— Считается, что любовь к искусству, музыке должна прививаться в семье. Как быть, если в семье нет музыкантов, а классиков слушают, только когда звонят в техподдержку?

— У меня не было ни одного музыканта в семье. Отец — танкист, мама — педагог. О существовании прадеда-кларнетиста я узнал два года назад. Возможно, это транслировалось каким-то образом, потому что мама всегда хотела играть. У неё не было денег на инструмент — только на аккордеон, и она на нём в детстве играла. Меня никто специально не отправлял [учиться]. Это было чисто по моему желанию.

Я всегда любил музыку. Не знаю, почему, и не помню момент, когда полюбил её. Я как такой балласт, который нельзя было оставить, ездил с классами мамы на балетные постановки в Кремлёвский дворец. Мне очень нравилась музыка Чайковского.

Ещё всё это смешалось с тем, что моему брату купили синтезатор. Брат отказался от него, и я как бы инструмент донашивал. Сидеть с синтезатором мне нравилось гораздо больше, чем всем в семье. Там были записаны упрощённые аранжировки «Щелкунчика», произведений Моцарта, Баха. Так как нот не было, я решил, что подберу их на слух. И подобрал. В принципе, у меня это лучше получается, чем читать с листа, например.

6pHWwr16396736073262 b

Потом я занимался с педагогом на дому. Моя учительница Светлана Владиславовна Фомина давала из своей коллекции виниловые пластинки «Музыкальный телетайп». Там были мои самые любимые пьесы: «Полёт валькирий» Вагнера, «Болеро» Равеля, Токката и фуга ре минор Баха, фортепианный концерт Грига. Все эти вещи сформировали, наверное, мой вкус, и я до сих пор люблю в музыке то, что услышал в тех произведениях.

Для меня, ребёнка ненаслушенного, у которого не было никакой интродукции в этот мир, она была новой. Потом уже узнал, что это музыкальная попса, что эти произведения заслушаны до дыр, и некоторые люди даже не восхищаются ими. Может быть, и хорошо, что у меня не было никакого классического бэкграунда в семье. Я всё это открывал и удивлялся. И это чувство осталось, наверное, во мне.

— По моим наблюдениям, из музыкальных школ выходят дети, которые ненавидят инструменты и сольфеджио. Почему так происходит и что необходимо сделать, чтобы это исправить?

— Это очень просто. Большинство детей не готовы к материалу и репертуару, который подходит им технически, но с точки зрения исторического контекста такой материал не вызывает никакого интереса. Например, в третьем-четвёртом классе ребёнку дают какие-нибудь простые сонаты или сонатины Бетховена.

Они подходят, потому что нужно развивать левую руку, голосоведение, многоголосье, мастерство аккомпанемента. А для ребёнка это просто набор автентических каденций, скучная музыка вне контекста. Он не знает, кто такой Бетховен. Эта музыка для него безликая.

Мне кажется, на первом этапе нужно предлагать ученику материал, который ему самому интересен. Это может быть даже технически несложная музыка. Из кинофильмов, например, или современная: от Ланы Дель Рей, Билли Айлиш до каких-нибудь джазово-блюзовых вещей. Они сложные, но главное условие — вещь должна нравиться.

jiElIF16396736083795 b

Дети ненавидят инструменты, потому что [в школах] любовь у них изначально отнимают. Мне повезло: я занимался на дому, и моя учительница Светлана Владиславовна давала только тот репертуар, который я хотел. Это был мой любимый Григ, Равель, старинная клавирная музыка XIV—XV веков и музыка из кинофильмов.

Помню, как играл музыку из «Титаника». С каким трудом мы доставали ноты, потому что не было интернета, ничего не было. Исполнял «Танец феи Драже» Чайковского. Сейчас не понимаю, как делал все эти арпеджио. Мы выступали в маленьком коллективе — фортепианном трио. Я играл на синтезаторе, а девчонки — Наталья Томашевская и Ира Сладкова — на рояле в четыре руки.

— Ваше участие в этом коллективе повлияло на то, что вы и сегодня выступаете не сольно, а в трио?

— Нет. Мне просто не интересно создавать чисто фортепианную музыку. Я всегда любил струнные, их возможности, звучание. Один из самых приятных моментов для меня — когда понял, что могу сочинять для струнных. Могу, не умея играть, транслировать этот звук и все свои идеи через Алёну и Августа. Они справляются блестяще.

— Среди негативных комментариев обратила внимание на две самые частые формулировки: «стыдно играть такие произведения», «написать такое может каждый». За музыку, творчество вообще может быть стыдно и должно ли, особенно если ты — начинающий композитор, музыкант?

— Такое хейтерство, наверное, первые годы меня огорчало. Стыдно мне не было. Скорее, это была внушённая неловкость. Сейчас я стараюсь такую критику не замечать — она неконструктивная.

Если какой-то человек заявляет, что ты вообще не имеешь права создавать что-то, то он всегда из тех людей, которые могут меньше, чем ты. Зачем мне их слушать? Люди, которые могут больше, чем ты, никогда не будут комментировать твоё творчество. Им это не интересно, они идут своей дорогой.

Забавляет, что таким образом люди хейтят мою музыку. Кинокомпозиторы, часть которых пишет очень лёгкую и наивную музыку, такого хейта не получают. Электронные композиторы, которые используют инструментальные техники, тоже. А я, видимо, каким-то образом раздражаю людей тем, что смею выходить на сцену московского концертного зала «Зарядья» и The Elgar Room Королевского Альберт-Холла (концертный зал в Лондоне — ред.). Что я могу с этим поделать? Остановиться и ничего не делать? Это было бы глупо.

— Какое чувство, на ваш взгляд, опасно для композитора?

— Ощущение себя гением, полубогом, который пишет великую музыку. Это самое ужасное, что может быть. Я встречал таких людей, которые считают, что их музыка — это сокровище, и что они имеют право не позволять определённым музыкантам её исполнять.

KlQNUT16396736109908 b

Мне кажется, если в человеке присутствует некоторая скромность, она даёт ему адекватное, конструктивное мышление. Мы не можем встать на уровень гениев сразу. Не можем сравнивать себя с Моцартом, Бахом — у нас другое время, другой контекст. Никто не знает, что будет дальше. Может быть, мы вообще будем стёрты с лица земли. Может быть, наша музыка ничего не значит, а наши труды бессмысленны. Но это же не повод останавливаться и не делать.

Потеря критического мышления запускает опасный механизм. Появляется ощущение того, что чтобы ты ни сделал — это интересно, это классная музыка. Это неправда. Впереди будет ещё очень много провалов, взлётов, и ты должен это принимать как некий естественный процесс.

— Кто такие коммерческие композиторы и почему о них говорят чаще всего в негативном ключе? Где проходит черта, перешагнув которую композитор из обычного успешного становится коммерческим?

— Меня вообще удивляет: что плохого в коммерции? Как будто это какое-то мерило. Мерило чего? Думаете, Моцарт не был коммерческим композитором? Он со своим отцом прекрасно знал, на каком царском ужине, собрании появиться, где с кем познакомиться. У Прокофьева были свои менеджеры в Америке. Стравинский вначале был абсолютно неудачен с точки зрения позиционирования своей музыки. Когда и Дебюсси, и Равель получали громадные гонорары за свою музыку, он написал «Жар-птицу», «Петрушку» и не получал почти ничего — его музыка исполнялась бесплатно.

Как можно вообще выводить на первый план коммерческий успех, когда это всего лишь обычная сторона процесса и профессии?

Есть, конечно, коллективы, которые финансируют крупные банки, государства. У меня нет такого коллектива. Нет ни одного спонсора, я не являюсь амбассадором. Я всегда зарабатываю деньги своим трудом. Обеспечиваю свой коллектив и горжусь этим. Меня никто не продвигал. Я ни с кем не дружил для того, чтобы у меня случилось то, что случилось. То, что у нас сейчас всё неплохо с точки зрения сборов и продаж концертов — это мой труд и общая заслуга команды.

— Как вы относитесь к идее популяризации классической, инструментальной музыки? Удалось ли, на ваш взгляд её реализовать? У меня сложилось впечатление, что классика до сих пор остаётся стеной между условно образованными людьми и всеми остальными.

— Разделение искусственное, созданное самим академическим сообществом.

К популяризации я никак специально не отношусь. То, что людей вдохновляет моя музыка, и у них появляется желание заниматься на инструментах, никогда не было срежиссировано или придумано.

Вообще когда люди говорят, что моя цель и миссия — «быть мостиком между музыкой сложной и музыкой понятной», мне хочется их ударить. Я считаю, что и моя музыка сложная, в ней есть смыслы. Но какой-то скепсис и страх простоты загоняет этих высоколобых людей в некую ловушку своей высоколобости.

Написать чистую, стройную, запоминающуюся мелодию в XXI веке стоит огромных трудов. Это всегда счастливый случай, когда ты её открываешь. Писать в стиле додекафонии, полифонию может каждый студент, накидывать сколько угодно сценаристических эффектов. Попробуйте написать мелодии, которые есть в моей сюите, например. Я считаю, что это простая, но красивая музыка. Это сложнее всего.

— В некоторых городах пытаются сделать инструментальную музыку популярной с помощью уличных музыкантов. В Москве придумали проект «Музыка в метро», в котором вы принимали участие в качестве члена жюри. Как вы относитесь к уличным музыкантам? Нужны ли они?

— Любое творчество — это абсолютно естественное занятие для человеческого существа. Когда мы видим музыканта на улице — это всего лишь отражение нашей здоровой среды.

99t9gP16396753789883 b

В Европе очень много уличных музыкантов. Люди не проводят границу между сценой и улицей. Самовыражаться там они могут легко, открыто, и это, кстати, огромный показатель свободы.

То, что у нас [в Москве] всё это организовано на ограниченных пятачках в метро, подчинено какой-то экономической структуре (они платят какой-то процент), не совсем, мне кажется, здоровая схема. Хотелось бы какой-то открытой конкуренции. Хотя, возможно, в нашей стране некоторый отбор вкусовой — это и хорошо.

— Ваша композиция «Chronos» — размышление о времени как о живом существе, мифологическом божестве, с которым можно вести диалог. Если бы вы оказались перед ним и попросили время взаймы, на что бы его потратили? Какие воспоминания пережили бы снова, а какие стёрли?

— А вот на самом деле? Я же всегда гипотетически рассуждаю. Мне было бы просто интересно увидеть каким-то безопасным, наверное, способом другие эпохи. Очень хотелось бы посмотреть на динозавров. На Древнюю Персию и Месопотамию, Древнюю Русь. Вообще на какие-то исторические события, которые сейчас мы можем увидеть только в фильмах или прочесть о них в книгах.

Мне кажется, это дало бы мне какое-то понимание о себе самом как о человеке, и о нас обо всех как о человечестве. Такой исследовательский интерес.

Не уверен, что я хотел бы заскочить в будущее. Боюсь, что есть сценарии, которые нам не понравятся.

Что касается отрезка моей жизни, то я бы ничего в нём не стирал и не менял.

Фонд развития культуры и искусства инициирует и реализует проекты, направленные на развитие культуры, искусства и архитектуры в республике. Фонд поддерживает молодые таланты, а также продвигает культурный потенциал Узбекистана на мировой арене.

Ближайшие концерты ансамбля из серии «Открытия» под руководством дирижера Жолта Надя и при участки солистки меццо-сопрано Ноа Френкель пройдут 11 декабря в Тель-Авивском музее искусств и 12 декабря в Иерусалиме в Центре музыки в Мишкенот Шеананим. В программе, посвященной современной еврейской музыке: «Благословения и проклятия» для 14 музыкантов Ицхака Йедида (Kiddushim Ve-Killulim) , «Arras» Кейко Дево и «Estro Poetico: Armonico III» Йотама Хабера. Этот концерт – особенный, так как в нем принимают участие призеры международного конкурса «Фонда Азриэли» – канадского музыкального фонда по развитию еврейской, академической и канадской музыки.

Израильский ансамбль современной музыки — «Ансамбль 21 века» открыл свой 3й-й сезон в свойственной ему манере , предлагая сочинения как классического репертуара, так и новые произведения. На сей раз – новые произведения современной еврейской музыки. «Ансамбль 21 века» считается группой-новатором в израильском музыкальном мире, став первым, кто начал регулярно исполнять современную академическую музыку в концертных залах. «Ансамбль 21 века» внес большой вклад в знакомство израильских меломанов с современной музыкой, исполняя премьеры сочинений израильских композиторов и сотрудничая со многими дирижерами и композиторами из разных стран.

Как и в предыдущие сезоны, «Ансамбль 21-го века» продолжает делать «моментальные снимки» музыкального разнообразия, предлагая слушателям широкую музыкальную панораму в данном случае творчества современных композиторов, работающих в совершенно разных стилях. Миссия, которую «Ансамбль 21-го века» взял на себя с момента своего основания 31 год назад, состоит в том, чтобы продвигать и развивать израильскую и современную еврейскую музыку, показывая произведения и исполнение на самом высоком уровне. Надо отметить, что ансамбль достаточно часто заказывает сочинения у композиторов, которые несправедливо редко появляются на израильской сцене, несмотря на их успехи за рубежом.

Одна из наиболее престижных международных наград, вручаемых современным композиторам — Премия Фонда Азриэли (Канада), основавшего конкурс, фокусирующийся на еврейской художественной академической музыке и обращающийся к композиторам всего мира с целью продвигать музыку, основанную на еврейских корнях, и не обязательно на уровне мгновенного узнавания, но в более глубоких контекстах. Стоимость приза — одна из самых высоких в мире — около 200.000 канадских долларов, что включает в себя не только денежный приз победителю, но и обязательство фонда о том, что сочинение будет исполнено на различных сценах мира, записано и издано. Параллельно с конкурсом еврейской музыки Фонд Азриэли проводится конкурс среди канадских композиторов.

Программа концерта, который прозвучит в декабре в Тель-Авиве и Иерусалиме, была уже исполнена в Монреале ансамблем Nouvel Ensemble Moderne, в Нью-Йорке — ансамблем Talea Ensemble, а в Израиле будет исполнена «Ансамблем 21 века».

Йотам Хабер — http://www.yotamhaber.com/

Йотам Хабер родился в Нидерландах, рос в Израиле, Нигерии и США, получил престижную премию Кусевицкого и почти все важные награды для композиторов в США. Los Angeles Times назвала его одним из самых многообещающих молодых композиторов, да и критики New York Times дали высокую оценку его творчеству.

В его сочинении «Estro Poetico: Armonico III» для меццо-сопрано используются аранжировки барочных мелодий итальянского композитора, поэта и крупной политической фигуры Венецианской республики начала 18 века Бенедетто Марчелло – мелодий, которые тот слышал в синагогах Венеции — но, естественно, в призме современной музыки. Йотам Хабер использует также архивные записи этно-музыковеда Лео Леви, записи библейской музыки («та’амей ха-микра») — систему масоретского музыкального письма, применяемую в литургии примерно с 12 века. Йотам Хабер использовал для своего произведения «Estro Poetico: Armonico III» стихи четырех израильских поэтов: Ури Бернштейна, Эли Элиягу, Исраэля Бар-Кохава и Аарона Шабтая.

Ицхак Йедид — https://www.yedidmusic.com/

Израило-австралийский композитор и пианист Ицхак Йедид родился в Иерусалиме и живет в Австралии. Лауреат премии премьер-министра и премию Ландау. В своих произведениях он комбинирует арабскую и еврейско-восточную музыку с западной музыкальной традицией и техникой. Ицхак Йедид пишет музыку в основном для камерных групп, стремясь сочетать классические жанры с сефардскими и арабскими мотивами.

Ицхак Йедид был объявлен лауреатом премии Фонда Азриэли в области еврейской музыки 2020 года. Его композиция «Киддушим ве-Киллулим» («Благословения и проклятия») была единогласно признана жюри Фонда Азриэли лучшим новым произведением еврейской музыки. Йедид получил общий призовой пакет на сумму более 200.000 канадских долларов, включая денежное вознаграждение в размере 50.000 канадских долларов; мировая премьера его произведений в исполнении Le Nouvel Ensemble Moderne и два международных выступления. Одно из них – как раз в декабре в Израиле в исполнении «Ансамбля 21 века»; и запись, выпущенная на лейбле Analekta.

Источником вдохновения для создания «Благословений и проклятий» стала Храмовая гора в Иерусалиме — святое место, которое является причиной постоянных конфликтов. В этом сочинении 24 части, написанные под влиянием арабской музыки, псалмов, восточных мелодий и современных принципов композиции.

Ицхак Йедид — выпускник Музыкальной академии Рубина в Иерусалиме, Консерватории Новой Англии в Бостоне и Университета Джона Монаша в Мельбурне. Йедид пишет и исполняет музыку с глубоким эмоциональным смыслом, исследуя и разрабатывая оригинальный музыкальный стиль, сочетающий современные нарративы с древними стилями, импровизацию с элементами классической арабской музыки и пиютим, а также с идеями, берущими начало в современной западной музыке и соответствующими духу нашего времени. Исконно сирийские и иракско-еврейские кантиляции, встречи Востока и Запада в Израиле, европейские и американские авангардные композиционные техники, смешанные с техниками фри-джаза и австралийские влияния, фольклорные влияния и меланхолические специфические темы — все это его стиль, экспериментальный, очень выразительный, проникнутый проницательностью концертного пианиста и импровизатора. Вдохновленные литературой, философией, искусством и пейзажами, композиции Йедида представляют собой повествование из картин, текстур и цветов. Его сочинения — это «разноцветные» рассказы на языке музыки со множеством образов и с увлекательным сочетанием культур и стилей.

Ицхак Йедид выступает в престижных залах, в том числе в Карнеги-холл в Нью-Йорке; его произведения исполнялись многими оркестрами и ансамблями в самых разных странах — от Австралии и Африки до Северной Америки. Его работы представлены на 12 компакт-дисках, выпущенных такими крупными звукозаписывающими компаниями, как Sony, Challenge, BTL и Nexus и получили теплую критику в мировой музыкальной прессе. Один из его альбомов был номинирован на премию «Самый оригинальный австралийский джазовый альбом» на премии Australian Jazz Bell Awards 2013.

С 2007 года Йедид преподает музыку в Австралии, в настоящее время преподает композицию в консерватории Университета Гриффита в Брисбене.

Кейко Дево — https://keikodevaux.com

Кейко Дево — лауреат Фонда Азриэли в области канадской музыки. Она живет в Монреале и в своих произведениях ищет особый электронный и акустический звук. Название ее работы Arras намекает на яркий цветной ковер (Аррас – город во Франции, известный центр производства гобеленов в Средние века)

Кейко Дево регулярно сочиняет музыку для различных ансамблей, а также сотрудничает с хореографами и режиссерами. Ее подход включает интерес к электроакустике, к искажению акустического звука с помощью цифровых методов. Можно сказать, что она «размывает» акустику дигитальным шумом. В ее музыке находят отражение эмоциональные переживания и аффекты, природа , а также «размывание жанров» путем наложения и сопоставления контрастных мелодических элементов.

Кейко Дево получила множество призов и наград, а 2019 году выиграла приз Фонда Азриэли по в области канадской музыки.

«Ансамбль 21 века» был основан в 1991 году Даном Юхасом и Замирой Луцки с целью исполнения лучших камерных произведений 20 и 21 столетия, большинство из которых до этого не звучало в Израиле. В состав ансамбля входят 14 музыкантов. Ансамбль, регулярно выступает и делает записи на Израильском радио, участвует во многих европейских фестивалях. Он также занимается популяризацией современной музыки в общеобразовательных школах Израиля. Ансамбль, считающийся ведущим в Израиле ансамблем современной музыки, поддерживают многие фонды и Министерство культуры Израиля, он сотрудничает с Израильским музыкальным центром. С ансамблем выступают лучшие зарубежные солисты и дирижеры. Сам ансамбль часто приглашают выступить на различных международных фестивалях.

В 2005 году ансамбль открыл в Яффо свой центр современной музыки и искусства – зал «ха-Тейва» («Шкатулка») в «Хацрот Яффо» на бульваре Иерушалаим, 19 (https://www.hateiva.com/). «Ха-Тейва» – место для исполнения современной академической музыки различных стилей и представлений в других жанров – кино, танца, видео, компьютерных технологий и др. «Ха-Тейва» сотрудничает со многими европейскими центрами – такими, как парижский Центр Помпиду, центр электронной экспериментальной музыки во Фрайбурге и другими. В центре «Ха-Тейва» инициировали немало творческих встреч между художниками разных направлений и он стал заметным и важным фокусом художественной жизни Израиля. В последние годы «Ха-Тейва», помимо зала для выступлений, также стал центром электронной и дигитальной музыки».

Жолт Надь — венгерский дирижер и педагог

Окончил Будапештскую академию музыки. По завершении курса на протяжении ряда лет участвовал в мастер-классах Петера Этвёша, затем в 1990-1995 годах работал помощником Этвеша в Институте новой музыки Высшей школы музыки Карлсруэ. В дальнейшем также участвовал в различных международных мастер-классах и других проектах Этвеша.

В 1999 году Надь начинает сотрудничать в Израиле с «Ансамблем 21 века», специализирующемся на исполнении современной академической музыки. В своей работе с другими музыкальными коллективами по всему миру Надь также предпочитает современный репертуар. С 2002 года он стал профессором Парижской консерватории по классу дирижирования.

Ансамбль 21 века. 31-й сезон. Второй концерт серии «Открытия». Современная еврейская музыка.

Специальный концерт победителей Международного конкурса еврейской и канадской музыки, организованного Фондом Азриэли.

Дирижер – Жолт Надь

Солистка – Ноа Френкель, меццо-сопрано

Ицхак Йедид. «Благословения и проклятия»

Кейко Дебо. Arras

Йотам Хабер. Estro Poetico: Armonico III

Тель-Авив — 11 декабря 2021 года, суббота, Тель-Авивский музей искусств, 20:30

Иерусалим — 12 декабря 2021 года, воскресенье, Мишкенот Шаананим, 20:30.

Подробности и билеты: http://ensamble21.tagonet-ltd.com/shows.php

Сайт «Ансамбля 21 века» — https://www.ensemble21.org.il/

Страница в фейсбуке — https://www.facebook.com/ICP21/

Страница мероприятия — https://www.facebook.com/events/1062991194456598/

Фотография предоставлена пресс-службой ансамбля

  • Откуп это в сказке о рыбаке и рыбке
  • Откуда произошел фразеологизм сказка про белого бычка
  • Открытый просмотр оод на тему путешествие по сказкам чуковского в старшей группе
  • Откуда взялась ночь сказка индейцев южной америки 3 класс
  • Откуда появилась баба яга в русских сказках