Отличие былины от сказки таблица

Моу средняя общеобразовательная школа 1 г.порхова конспект уроков по литературе в 7 классе былина как жанр устного народного творчества подготовила

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Порхова»

$Конспект уроков по литературе в 7 классе

«Былина как жанр

устного народного творчества»

Подготовила учитель русского языка

и литературы

Тарасова Юлия Александровна

$

При проведении уроков используется педагогическая технология МЕТОД ПРОЕКТОВ.

$

Тема проекта: «Былина как жанр устного народного творчества»

Творческое название проекта: Историческая хроника «По былинам того времени»

Возраст участников проекта: учащиеся 7 класса

Основополагающий вопрос: Можно ли рассматривать былину как историческую хронику?

Дидактические цели и методические задачи:

  1. знакомство с жанром былин, их художественными особенностями

  2. отработка умений и навыков работы с текстом

  3. работа с литературными терминами

Темы индивидуальных исследований учащихся:

  1. «Особенности былинного стиха и поэтических интонаций»

    $

  2. «Быт и нравы Древней Руси» (нравственные идеалы русского народа)

  3. «Язык Древней Руси» (создание словаря древнерусских слов)

  4. Создание собственной былины

Промежуточный результат: выступление на уроке

Защита полученных результатов: творческий отчет

Оценка результатов проекта: проект оценивается Ученым Советом.

УРОК 1 «БЫЛИНА КАК ЖАНР УСТНОГО

НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Цели урока:

  1. Познакомить с жанром былин и их художественными особенностями.

  2. Объяснить алгоритм$ работы над проектом.

ХОД УРОКА

1.Слово учителя.

Что такое фольклор, устное народное творчество? Какие жанры УНТ вы знаете? Вспомните полюбившиеся вам сказки, пословицы, поговорки, загадки.

А сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром УНТ – былина.

Былина – героическая песня- сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Былинам не свойственна точная п$ередача исторических фактов. Содержание былин помогает понять исторический смысл событий, происходивших на Руси и отношение народа к этим событиям.

Звучит запись актерского чтения былин

Читать и расска$зывать былины сложнее, чем стихотворения, сказки. Былина – песня, но песня особая. Она искусно построена, язык ее своеобразен.

2.Беседа

Былина похожа на сказку. Оба жанра существовали в устной форме. А в чем же их различие?

— Вспомните, что является содержанием сказки?

— Присутствуют ли в былинах фантастические, сказочные элементы?

— Как исполнялись сказки?

В ходе работы над вопросами заполняется таблица

СКАЗКА

$

БЫЛИНА

1. устное повествование с фантастическим вымыслом о животных, волшебные и бытовые

1. описание подвигов богатырей

2.главная черта- вымысел

$

2.не свойственна точная передача исторических фактов, но реальные образы и картины неотделимы от фантастического вымысла

3. сказки создаются в прозаической форм е

3. былины обладают песенно -стихотворной формой

4. сказки рассказывали

4. былины сказывали (пели в сопровождении гуслей)

3.Работа над творческим прое$ктом.

Итак, мы дали определение былин, выделили отличие былин от сказок. Но ваша дальнейшая работа будет самостоятельной. Вы будете выполнять практические задания – проекты. Для этого вы разделитесь на 4 группы, каждая группа получит свое задание, которое нужно будет выполнить за определенное время( до конца изучения темы).

Работа в группах

  • определение формы проекта

  • распределение поручений

  • про$думывание путей сбора материала

  • оформление результатов работы на бланке протокола

$

группа №

Форма проекта

Источник сбора материала

Фамилия , имя ученика

Распределение поручений

$

Домашнее задание: читать былину «Вольга и Микула Селянинович», записи в тетради; работа над проектом

УРОК 2 «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ». ВОПЛОЩЕНИЕ В БЫЛИНЕ НРАВСТВЕННЫХ КРИТЕРИЕВ РУССКОГО НАРОДА, ПРОСЛАВЛЕНИЕ МИРНОГО ТРУДА.

Цели урока:

  1. Научиться давать характеристику героя

2. Работа с художественными средствами былин

3. Раскрыть понятие «эпический герой»

ХОД УРОКА

1.Повторение (фронтальный опрос)

  • Дайте определение былины?

  • В чем отличие былины от сказки?

  • Докажите, что «Вольга и Микула Селянинович» — былина.

  • $

Выступление 1 группы «Особенности былинного стиха и поэтических интонаций»

Выступление 2 группы «Быт и нравы Древней Руси»

2.Работа с текстом былины.

  • Кто герои былины? Где происходит дейст$вие? (Структура былины)

  • Найдите в тексте описание внешнего вида Микулы (портрет, одежда героя).

  • При помощи каких художественных приемов мы можем увидеть отношение автора к богатырю – пахарю?

  • Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу?

  • Что такое эпический герой? (запись определения в тетрадь)

(русский богатырь- человек не только недюжинной силы, но и идеал нра$вственности, истинный патриот Родины, живущий ее интересами)

Домашнее задание: прочитать былину «Илья Муромец и Соловей- разбойник»; работа над проектом.

УРОК 3 «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»

Цели урока:

1. Отработка навыков работы с текстом.

2. Продолжить работу с определением «эпический герой».

ХОД УРОКА

1.Проверка домашнего задания

Сравните образы Микулы Селяниновича и Ильи Муромца как эпических героев.

2.Работа $с текстом былины

  • Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа.

  • Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

  • Найдите в тексте способы выражения авторского отношения к герою былины.

  • Какие художественные средства вы встретили в былине?

3.Творческое задание

Попытаемся составить небольшой словарик на тему «Незаслуженно забытые слова»

Выступление 3 группы «Язык Древней Руси»

$

Домашнее задание: подготовиться к презентации проектов.

УРОК 4 УРОК- ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цели урока:

Защита творческих проектов.

ХОД УРОКА

1.Выбор Ученого Совета.

Представители Ученого Совета выбираются из присутствующих учащихся, учителей, родителей.

2. Презентация проектов.

3. Подведение итогов.

Использованные материалы:

$

1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс: Универсальное издание – М.,2006 г.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы — летописями, былинами, житиями.

Особенно мне понравилась летопись «И вспомнил Олег коня своего» потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.

2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?

И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.

Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.

Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.

3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа — Алёша Попович.

Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.

Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.

4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.

Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком. 

Это личность, которую я уважаю.

5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Летопись — это историческая память народа. Это рукописные документы, в которые собирали все важные сведения из жизни государства, чтобы донести их до потомков.

Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.

От этого слова «лето» и появилось название «летопись».

6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.

7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

План рассказа о рукописных книгах

  1. Чем и на чём писали древние книги.
  2. Переплёт книги.
  3. Рисунки и буквы.
  4. Монахи-переписчики.
  5. Содержание летописей.
  6. Самая известная летопись.
  7. Первая печатная книга.

Я назову свой рассказ «Рукописные шедевры», потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.

Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.

Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.

Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.

Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.

Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.

9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.

Сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса

Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.

Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.

Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.

Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.

У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.

У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. «Илиада» Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.

В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.

Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.

1

Урок словесности

Тема: Мир былины. Богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение Родине, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства).

Цель: сформировать понятие «былины», познакомить с видами былин, миром, героями, былинным стихом; показать близость былины другим жанрам фольклора, её художественное своеобразие, отличие былины от сказки; развивать творческие способности учащихся.

Презентация «Былины».

$ Ход урока.

1. Рассмотрим иллюстрации «Три богатыря», «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей Тугарин», «Вольга и Микула», «Алеша Попович» и др.

— Что знаете о героях иллюстраций?

— Какие читали произведения? Какие видели фильмы (мультфильмы?)

— Кто главные герои? Что можете рассказать о богатырях?

— В каком жанре ведется рассказ об их подвигах?

— Сформулируйте тему и цель урока.

2. Понятие «былины». Слово учителя. Еще один жанр русского ф$ольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.

Записать в тетради. «Былина – от слова «быль», рассказ о том, что когда-то было, во что верили». Слайд 1.

3. Былины – жанр устного народного $творчества, т.е. былины передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.

Слайд 3

3. Отличие сказки от былины. Вспоминаем художественные особенности сказки. Работаем с Диаграммой Венна. $

Сказка

Общее

Былина

— не верят в реальность

Вымысел

— верят в реальность

— композиция единообразная

-индивидуальная композиция

— герои – люди, царевичи, животные

$

— герои — богатыри

4. Виды былин. Прочитайте материал статьи учебника, стр.55, составьте самостоятельно кластер по теме вопроса.

$ Виды былин

↓ ↓

героические социально-бытовые

— перечислите отличительные признаки былин.

(Героические: в основе бой, столкновение, схватка богатыря с врагом.

Социально-бытовые: нет схватки, есть ссора, спор, соперничество).

Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский цикл – действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской земли от кочевников, герои – три богатыря-воина; Новгородский цикл – город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты социальные темы; Вол$ьга и Микула – герои социально-бытовых былин).

5. Мир былины. Общеклассная работа. Читаем словарную статью, выписываем ключевые слова и словосочетания (умение выбирать главное).

— пространство и время условные, необычные

— герои одни и те же, борются с фантастическими существами

— место действия былин – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…

– откуда сказители знали о далеких землях? ( Киев – столица русской земли)

— время действия – правление князя Владимира. (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями).

Проверяем правильность выполнения задания с содержанием слайда 7.

6. Герои былин — богатыри. $Работа в группах. Прочитать характеристики богатырей. Заполнить недостающие графы таблицы (учащиеся получают таблицы, в которых отдельные графы пустые).

1 группа: Илья Муромец

2 группа: Добрыня Никитич

3 группа: Алеша Попович

Результаты работы:

1 группа.

Имена

Общее

Отличия

Илья Муромец

$

— обладает необыкновенной физической силой

— прямота

— добрый

— чувство собственного достоинства

$

— защитник русской земли

— стремление к сплоченности

— мужественный

— большой жизненный опыт

$— нет семейной жизни

2 группа.

Имена

$

Общее

Отличия

Добрыня Никитич

— обладает необыкновенной физической силой

— одаренный

— культурный

— добрый

— великолепно воспитан

— защитник русской земли

$

— умен, играет в шахматы

— мужественный

— стреляет из лука

— поет, играет на $гуслях

3 группа.

Имена

Общее

Отличия

Алеша Попович

— обладает необыкновенной физической силой

$- самый молодой

— «напуском смел»

— добрый

— лихая смелость

— защитник русской земли

— хитрость

— мужественный

— жизнерадостный$

— самый веселый

— Обмен мнениями – рассказом о своем герое.

— Напишите одним-двумя предложениями вывод о героях былин, их задачах (подчеркнуть мысль о том, что былинные герои привлекают целостностью своих характеров; это защитники покоя и благополучия русской земли).

). В этом помогут слайды 11-15.

7. Композиция былин.

1) Запев (для привлечения внимания)

2) Завязка действия (поручение)

3) Развитие действия

$ 4) Кульминация

5) Развязка действия (расправа с врагом)

6) Исход

8. Особенности былинного стиха. Читаем отрывок былины в статье учебника, наблюдаем, находим повторы слов, делаем выводы:

1) Речитатив (полупение).

2) 12 – 14 слогов, три ударения в строке, интервалы безударные от 1-го до 3-х слогов

3) Последнее ударение на третьем слоге от конца

4) Повторение предлогов, междометий

5) Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.

6) Повторы слов и выражений

$9. Рефлексия.

Напишите свободное письмо по ключевым словам и словосочетаниям.

поэтические сказания

гусляры

защитники русской земли

богатыри

мир былины

история народа

Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека,$ они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.

10. Домашнее задание. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник», составить план былины.

Среди жанров мировой литературы особо выделяются баллады, обращаться к которым любили поэты-романтики. Изначально жанр зародился в поэзии Средних веков, но позднее был переосмыслен и приобрел новое звучание и значение. Предлагаем познакомиться с ключевыми признаками баллады, которые помогут отличить ее от иных стихотворных произведений.

Создателем литературной баллады принято считать Роберта Бернса, который активно обращался к народным сюжетам, но облекал их в более правильную стихотворную форму. В его произведениях гармонично сплетены черты собственно песни и увлекательного рассказа с сюжетом. Какие же основные признаки баллады выделяют литературоведы?

Не менее важно отметить, что отличительный признак баллады как литературного жанра — это объединение в едином тексте, нередко небольшом по объему, эпического и лирического начал.

Рассмотрим, чем баллада отличается от схожих жанров, былины и сказки. Для удобства материал представлен в форме таблицы.

Пользуясь таблицей, можно понять признаки баллады и быстро отличить произведения этого жанра от любых других.

Этот поэт-романтик настолько любил рассматриваемый жанр, что его в шутку прозвали «балладником». Его перу принадлежит огромное количество и переводов, и собственных текстов, которые до сих пор интересны читателю благодаря незамысловатому слогу и увлекательному сюжету. Какие же основные признаки баллад Жуковского можно выделить?

Признак баллад любовной тематики — глубокая проникновенность и выражение в поэтическом тексте тончайших оттенков чувств.

В тексте переданы все переживания Светланы, ее тоска, сомнения и надежда на то, что любимый к ней все-таки вернется.

Рассмотрим признаки баллады в «Лесном царе» Жуковского, небольшом по объему произведении, построенном в форме диалога. Какие же черты позволяют отнести текст к балладам?

Наконец, несмотря на то что произведение по смыслу завершено, оно сохраняет в себе элемент таинственности. Такие признаки баллады можно найти в «Лесном царе» Жуковского.

Баллада — удивительный жанр, который сейчас незаслуженно утратил свою популярность. Эти поэтические тексты позволяют и рассказать о необычном событии, и выразить свое отношение к героям повествования.

Урок №6 Тема: баллада как жанр фольклора и Литерату ри. Характерные признаки баллады. «Король Лир и его дочери». Аналитическое исследование текста

Урок №6

Тема: баллада как жанр фольклора и Литерату ри. Характерные признаки баллады. «Король Лир и его дочери». Аналитическое исследование текста

Цель: познакомить учеников с балладой как жанром

фольклора и литературы; обратить внимание на характер ные признаки баллады; начать аналитическое иссле дования староанглийской баллады «Король Лир и его

дочери»; акцентировать внимание ученической аудитории на

поведении персонажей в начале трагедии и ее роль в

смысловом поле текста; формировать навыки анализа

баллад; развивать образное и критическое мышление;

способствовать воспитанию внимательного читателя

Оборудование: схема-опора » баллада как жанр

фольклора и литературы», опорно-смысловая схема

«Сущность ответов дочерей короля Лира ».

Ход урока

И. Организационный момент

ИИ. Актуализация опорных знаний

Что такое Былина? Назовите самых известных былин них героев.

Какая форма свойственна былинам? На какие художественные

средства богатая Былина?

О каких циклах былин вы узнали?

Чем Былина отличается от сказки?

Кого прославляет былина?

В чем секрет популярности образа Ильи Муромца?

Как былина об Илье Муромце освещает трагические

и героические страницы истории Киевской Руси?

III. Объявление темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы отправляемся к неповторимому и

загадочного мира народных баллад, узнаем много интересного о балладе как жанре фольклора и литера туры, ознакомимся с жанровой спецификой

баллад. Также мы начнем разговор о несчастном Короле Лире, который собственноручно уничтожил личное

счастье. Почему так произошло в жизни главного героя, у

почему трагичность и бессмертие образа короля

Лира и почему эта баллада так популярна, что передается от поколения к поколению, нам принадлежит

выяснить в течение двух уроков, посвященных

изучению народной баллады.

IV. Изучение теоретического материала

Формы работы: объяснение учителя, работа с

учебником, отчеты динамических групп по выборочному заданию.

Учитель. Европейская баллада, зародившись

как литературный жанр еще на исходе первого века нашей эры, прошла сложный путь развития. Так, средневековые провансальские, итальянские и

старофранцузские баллады тесно связаны с весенними хороводными песнями любовного содержания.

Провансальское слово balada означает «танца вальная песня «(от balar — » танцевать»), итальянское

ballata — лирическая танцевальная песня (от ballare —

«танцевать»), французское ballade или ballette (бук вально — «танцевальная песня») — все эти значения

происходят из позднелатинского ballаre — » танца ты «(развившееся из греческого — »танец»).

Баллада-небольшой по объему лиро-эпический

произведение фольклорного происхождения на легендарную

или историческую тему. (Лиро-эпический-то есть такой,

что сочетает в себе повествование и описание чувств,

раскрывает внутренний мир человека (лирическое) в

сочетании с глобальными проблемами (эпич ним). В балладе, как правило, рассказывается о

что-то необычное, исключительное, героическое; реальное

часто сочетается с фантастическим.

По тематике литературные баллады бывают фан тастическими, историко-героическими, социально бытовыми. В основе сюжета баллад необычайный

случай, противостояние между людьми или между люди ною и природой, человеком и фантастическими исто тами, наличие мистики. Зло нередко побеждает.

Жанровые особенности баллад:

* повествовательный характер;

* напряженный сюжет;

* наличие героя;

* элементы фантастики;

* драматическая, острая, неожиданная развязка.

Народная баллада вдохновила художников разных времен

и народов на создание собственных произведений-буква турних баллад. Среди них такие славные имена, как

Франсуа Вийон (Франция), Роберт Бернс (Англия),

Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гете

(Германия), Адам Мицкевич (Польша), Василий

Жуковский, Александр Пушкин (Россия), Петр

Гулак-Артемовский, Тарас Шевченко (Украина).

Среди названных поэтов есть те, которых вы хорошо знаете и

любите, потому что их творчество изучали в предыдущих классах. Назовите их.

Создание опорно-смысловой схемы «Баллада

как жанр фольклора и литературы»

Методический совет. Данная схема может создаваться на протяжении изучения теоретического материала.

Работу можно проводить со всем классом или объединятся ти учеников в динамические группы и предложить каждой

группе составить собственную схему, записывая туда основ не. Каждая группа демонстрирует и защищает собственную

схему. Результат-коррекция схем и создание унифицированного варианта.

V. Аналитическое исследование текста баллады

«Король Лир» (с начала текста до испытания

дочерей королем Лиром, перевод Ивана Франко)

1. Беседа на выяснение первичного уровня

восприятие текста

— Все прочитали балладу?

— Какие чувства она вызывала у вас? Почему?

— Что в произведении оказалось для вас непонятным или

неприемлемым? Объясните.

— Кто из героев вызвал сочувствие, восхищение, а

кто, наоборот, отвращение и осуждение?

2. Беседа на основе вопросов герменвтичних

— Где и когда происходят события? Каким образом

читатель узнает, что события в балладе происходят в

давние времена? (Когда-то.) В каком еще жанре фольклора

используются обобщенные характеристики

художественного времени?

— Посудите, почему время в Балладе четко не очерчивается? (Речь идет о вечных моральных проблемах.)

— Назовите главных героев баллады? (Король Лир

и три его дочери.)

— Докажите текстом баллады, что король Лир был

мудрым правителем и заботился о своем государстве.

(«И господствовал себе в честь и славу,

Имел уважение он, и у соседей мир,

И обеспеченное государство.»)

— Что в Балладе сказано о дочерях Короля? (Дочери

короля хороши, как розы.)

Вопрос поставил король своим дочерям?

Как характеризует героя устроенный им экзамен?

(Короля интересовал вопрос, кто из дочерей больше всего

любит своего отца. Постепенно начинают раскрываться черты короля как человека, он демонстрирует

авторитарность, эгоизм и недоверие к собственным

детей.)

— Как ответила каждая из дочерей? Попробуем про анализировать их ответы.

Создание схемы » сущность ответов дочерей

короля Лира»

Методический совет. Схема корректируется и

дополняется на протяжении аналитического исследования

текста баллады.

Первоначальный вариант

— Почему король Лир разозлился на младшую

Корделию? (Она держалась достойно и не ползала

перед всесильным отцом.)

VI. Итоговая беседа в пространстве означенной

темы

— Опираясь на знания, полученные в течение

урока, докажите, что «Король Лир и его дочери» является

фольклорной балладой?

— Каким предстает перед нами король Лир в начале сочинения?

— Чем Корделия отличается от своих сестер?

— Можем ли мы уже в начале произведения определить, кто из сестер любил отца по-настоящему?

— Как вы считаете, почему древних авторов заинтересовала

семейная тема?

— Чем литературная баллада отличается от

народной?

— Какие разновидности баллад вы можете назвать? Почему

ученые их объединили в такие группы?

— Назовите имена художников, которых вдохновила народная

баллада на создание собственных произведений.

VII. Аргументация и объявление оценок

VІІІ. Домашнее задание

Всем: 1. Изучить определенное

Рассказываем, что будет дальше.

Ваноли одобрили, хотя Виторию ещё не уволили

Федун не проявил даже формального уважения к Витории в день казни. Леонид Арнольдович боится за здоровье, поэтому с Ваноли не обедал ни в какой Италии, в клубе уже отреагировали на свежие сплетни. Но Руй де-факто уволен, а новый тренер одобрен высшим руководством. Можно упрекнуть португальца, что не ушел сам? Витория и не скрывал, что к шейхам и к Федуну приехал за деньгами.

Хотя бы миллионы получит, раз на гладиаторской арене не сложилось. Но подход «Спартака» крайне спорный. Ваноли должен понимать, куда попадает – у него не будет никакой поддержки. Бывший помощник Конте может узнать у Карреры и Тедеско, как в «Спартаке» обращаются с наставниками, независимо от результатов. И дело не в одной наемной позиции. Ко многим несправедливое отношение, совсем не обязательно в негативном значении словосочетания.

Были ведь и те, кого жестко переоценивали, как Измайлова, Рианчо, Родионова, Кононова, Асхабадзе и Попова. Все не отвечали уровню. Впрочем, как и молодой Карпин. Хотя Георгиевич, в отличие от многих, затащил кризисный коллектив с 8-го места после первого круга на четвертое в 2010-м году. Прошли годы, а «Спартак» не поменялся. Предлагают просто поверить, что салат из Каттани, Камоцци, Кузьмичева, Мижигурскиса и Ваноли не отравит организм клуба.

Руководство «Спартака» много раз изменяло одним специалистам с другими, ошибаясь в выборе. Теперь нашли тренера за спиной действующего. Повторяют сказку, что Витория «легитимный». Еще один пример изменчивости, и вряд ли последний. У Салиховой, если проводить параллели с криминальными сюжетами, вкус мужчины – убила в Витории тренера «Спартака» без личного знакомства, невзлюбила сразу и на расстоянии. Сделала все, чтобы ее слово стало последним.

— «Спартак» переживет десятую отставку наставника за десять лет. Напоминает старый подход «Ахмата», но даже эмоциональные грозненцы сменили тактику. А московский клуб никак не научится ставить на тех, кому сами же потом готовы доверять.

— Решение оставить Виторию до конца года может стоить клубу миллионы евро, если не попадут в плей-офф Лиги Конференций, а в РПЛ потеряют шансы на европейскую путевку. А потенциальным инвесторам не нравится, что «Спартак» мало зарабатывает.

Вожака чемпионского состава судят за покушение

Промес никогда не был ближе к тюремному заключению, чем сейчас. В Нидерландах, где уровень преступности крайне низкий, любую пьяную драку с поножовщиной будут рассматривать как покушение. По закону подход верный, поэтому футболисту прокуроры выдвинули два серьезных обвинения – попытка непредумышленного убийства и нападение при отягчающих обстоятельствах (с оружием).

Если Промесу хватило ума при свидетелях размахивать ножом, а дополнительно выкрикнуть жертве нечто в стиле «я тебя убью», то точно сядет. Ненадолго, где-то на год, выйдет досрочно. Учтите, что прокуроры в любой стране мира с реальной судебной системой тащат на рассмотрение только верные дела. Без доказательств никто бы Квинси в суд не приглашал. В пьяной потасовке кузен Промеса, якобы оскорбивший его мать, получил ножом по ноге.

Рана около колена, рядом артерия – отсюда покушение на жизнь. А дальше включаются адвокаты потерпевшего. Братец грозится подать иск на богатого родственника, ведь у кузена начинаются «невероятные проблемы со здоровьем» (вот вам эксперты, все подтвердят). Когда обвиняемый не хочет мировой (читай, отказывается платить), то пишут жалобу в полицию спустя месяцы после нападения. А суду теперь разбираться.

Нанесение ножевых ранений ведет к обвинительному приговору, но лишь по мягкому обвинению. Приплетать две статьи, одна из которых сложнее доказуема и грознее – стандартная практика. А для «Спартака» такой практикой стали необдуманные трансферы. Зато в контракте Промеса есть пункт о разрыве в случае обвинительного приговора. Плюс «Аякс» получает деньги за трансфер траншами раз в полгода.

Будет вердикт – можно не платить, таков уговор. Но в Москве не учли, в каком моральном состоянии будет Квинси, когда ему светит реальный, хотя вряд ли длительный срок. Ваноли должен четко понимать, что если не захватит власть над трансферами, то его ждут сюрпризы. Итальянцу точно нужно обсуждать уход из клуба Кофрие и Хендрикса, чтобы расчистить места для своих легионеров. По Ларссону, Жиго и Промесу дела открыты. Будет ли у них мотивация?

— «Спартак» затягивал, как и многие клубы РПЛ, с прощаниями с футболистами. Пожалуй, только Кокорина вовремя отдали «Фиорентине» за деньги, сэкономив 3 млн в год на зарплате. Умный ход, но с Тилем, Шюррле и далее по списку получалось куда хуже.

— Ваноли сможет подписать иностранца зимой, только если «Спартак» покинут Хендрикс, Кофрие или другие легионеры. Очевидно, что новому тренеру нужны будут игроки, которым сам доверяет. Промеса никто до решения суда не заберет, но его не получится «спрятать» от суда — задержат на любом выезде в пределах ЕС, если приговорят.

«Спартак» ближе к стыковым матчам, чем к еврокубкам

Уже десятые в таблице. А если «Ростов» обыграет «Уфу», то по регламенту за счет гола, забитого Глебовым в Москве, обойдет «Спартак» в таблице при равенстве очков. Но 11-е место после первого круга не станет их худшим в истории РПЛ, ведь бывали 12-ми и 14-ми. Получили четвертый слабейший результат в истории по набранным очкам на экваторе сезона – лишь 19 из 45 возможных, 6 поражений, 4 мировые.

Теперь предположим, что у Ваноли получается. Приходит серия без поражений. Надо отыграть лишь шесть пунктов, чтобы войти в четверку. А дальше что? Пожалуй, путевка в Лигу Конференций мало что даст «Спартаку». Мастерству вылетов в квалификациях давно обучены. «Краснодар» тоже беспорядочный, но даже он обыграл «красно-белых» и будет ближе к еврокубкам, чем столичный клуб.

Не удивительно, что фанаты «Спартака» огорчены. Витория ходит безутешным, вот и команда у него депрессивная. Всплески активности в Лиге Европы скорее были компенсация за будничные страдания в РПЛ. И тоже могут ни к чему предметному не привезти. Воруют счастье фанатов, не зарабатывая на этом. Приезд Ваноли может подарить традиционный всплеск дофамина, но до первых серьезных матчей.

Сложно поверить, что в клубе учли опыт предыдущих девяти тренерских отставок (за все время при новых владельцах их было еще больше). В этот раз решили, что Витории лучше заплатить меньше, но оставить его на игры против «Наполи» и последние матчи в РПЛ. Календарь не такой сложный, как у МЮ – сменщику Сульшера играть против «Челси» и «Арсенала». А «Спартак» повстречает более скромных соперников.

— «Уфа» и «Ахмат» — непростые оппоненты, не говоря о «Сочи». Теоретически «Спартак» может до конца года опуститься в зону стыковых матчей, ведь до команды Кержакова сейчас лишь пять пунктов, а с реализацией моментов и обороной у столичного клуба не все в порядке.

— «Спартак» не вылетит в ФНЛ и вряд ли будет в стыковых матчах. Но опыт предыдущих неудачных первых кругов показывает, что чаще оставались в середине таблицы. Им тяжело выбраться, когда затягивает серия неудач – слабая работа тренера, травмы, дисквалификации и серии без побед.

  • Откуда хлеб пришел для дошкольников рассказ читать
  • Откуда произошли народные сказки
  • Откуда пришла бумага б житков рассказ
  • Откушенный зубами как пишется
  • Откуда взялся хлеб рассказ для детей