Отличие басни от сказки рассказа и стихотворения

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.в проекте активный гражданин продолжает пополняться новый

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

1. Какие произведения вы прочитали?

Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.

2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.

Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.

Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.

Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.

Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.

Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.

3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?

Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.

Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.

А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.

4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?

Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.

Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.

5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.

Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.

Разделим главу на смысловые части.

  1. Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
  2. Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
  3. Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
  4. Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.

Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса

Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.

А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.

Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.

Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.

Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.

Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.

Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.

А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.

6. Обсудите с другом смысл высказываний.

Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.

Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.

Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.

7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.

Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса

Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.

Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.

Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.

На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.

AVvXsEjOP9Sx2RrejsueexrdKFuHys2c2 zNZiQMvBnNYpKjSJCUBpvF3phYoN1faNBe9A61Og8dBL4Sg6UxWXiQeqO6CFZoqx7BoS5tapt8yebQN7qLEXWH6gCBtsiyU59YdnSSmjK5wqcK dtKwwKLX kA3l7lrGfBAAsseRr Ha9VH5FXcAM1YWxFDu3bA=w400 h258

Библиографическое описание:

Петрухина, Т. К. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе / Т. К. Петрухина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 10 (47). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/208/6716/ (дата обращения: 29.12.2021).




Образовательная область:

речевое развитие


Тема занятия:

Знакомство с басней И. А. Крылова


Возрастная группа:

подготовительная группа.


Цель занятия:

Знакомство с жанровыми особенностями басни, на примере басни «Стрекоза и Муравей»


Задачи занятия:



Образовательные:

  1. Познакомить с поэтом, баснописцем И. А. Крыловым
  2. Формировать представление о новом жанре литературы — басне.
  3. Развивать умение детей отличать басни от других произведений.



Развивающие:

  1. Развивать мышление при анализе произведения.
  2. Закрепить навык отвечать на вопрос полным предложением.
  3. Расширить активный словарь новыми выражениями: «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава».



Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к труду.
  2. Воспитывать качества отзывчивость, взаимопомощь.



Дополнительные задачи:


закрепить полученные знания на занятии при помощи дидактической игры с использованием ИКТ



Словарная работа:


мораль, басня, баснописец, «Вешние дни», «Зима катит в глаза», «Тоской удручена», «Мягкая мурава».



Планируемые результаты занятия:


дети знают, что такое басня, умеют отличать ее от других произведений.



Подготовительная работа


: разработка дидактической игры с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», подготовка оборудования к занятию.



Материалы и








оборудование:


дидактическая игра с использованием ИКТ «Стрекоза и Муравей», книга с баснями И. А. Крылова, портрет И. А. Крылова, ноутбук, проектор.



  1. Организационно- мотивационный этап.



Воспитатель:


Ребята смотрите, какую книгу я нашла пока убиралась в нашей маленькой библиотеке.



Дети задают вопросы, что это за книга.



Воспитатель:


Это книга басен поэта и баснописца Ивана Андреевич Крылова.



Дети спрашивают, что такое басня.



  1. Основной этап.



Воспитатель:


Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль, басни короткие, их легко читать.



Дети спрашивают


, что такое мораль?



Воспитатель:


Мораль — это поучение, какой-то совет, это, когда нам объясняется, как не надо поступать



2.1 Этап постановки проблемы



Воспитатель:


Теперь вы знаете, что такое басня, как вы думаете какое самое главное отличие басни от сказки или стиха?



Дети отвечают:


что в басне присутствует мораль и нравоучение героев.



2.2 Этап восприятия материала




.



Воспитатель:


Давайте, я Вам сейчас прочитаю одну из моих любимых басен. Называется она «Стрекоза и муравей»,

(Читается с выражением и с голосами героев)

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

(Значит зима скоро наступит)

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

(Ей плохо, она тоскует, она умирает с голода.)

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

(Это значит весенние дни)

Прокорми и обогрей!» —

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

(Это такая мягкая, зеленая трава)

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило». —

«А, так ты.».. — «Я без души

Лето целое все пела». —

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»



Дети слушают басню и








задают вопросы,

«Что значит зима катит в глаза»?

«А как понять тоской удручена»

«А что такое вешние дни?»

«А что такое мурава?»



Воспитатель:


А сейчас давайте мы с Вами немного разомнемся, а то устали наверно уже.

Мы с Вами разделимся девочки будут — стрекозами, а мальчики- муравьями.


Физ. минутка «Муравьи и


стрекозы»

«Стрекоза летала, летала, пела, танцевала, устала, присела и опять полетела. Муравей копал, копал, крошки хлеба собирал, строил дом, двор убирал, в ковшик ягод набирал. Муравей устал, присел, и трудиться поспешил».



2.3 Этап практического решения проблемы.



Воспитатель:


С




какой просьбой пришла стрекоза к муравью?

Чем занималась стрекоза все лето?

Почему муравей отказал ей в помощи?



Дети:


Она хотела его попросить, чтоб он ее приютил и покормил.

Она ничего не делала, летела только, пела и кружилась.

Потому что муравей все лето работал, уставал, а она из-за лени теперь умирает с голоду. Он хотел ее проучить?



Воспитатель:


Ребята, сейчас я вам буду читать пословицы, Вы хорошо подумайте и скажите какие больше подходят под нашу басню.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Труд кормит, а лень портит.

Делу время, а потехе час.



Дети отвечают;

«Труд кормит, а лень портит.

Делу время, а потехе час».



  1. Заключительный этап.



Воспитатель:


А сейчас давайте мы с Вами поиграем, давайте посмотрим на экран.

1-й слайд. Найдите на картинке героев нашей басни.

Отличие басни от сказки рассказа и стихотворения

2-й слайд. Назовите веселое, беззаботное время года для стрекозы.

Отличие басни от сказки рассказа и стихотворения

3-й слайд. К какому герою можно отнести следующую поговорку:

Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда,

Дело не волк, в лес не убежит.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Отличие басни от сказки рассказа и стихотворения



Воспитатель:


Молодцы, ребята мы сегодня с Вам хорошо позанимались.

Давайте с Вами подведем итоги. Что такое басня?

А что такое мораль?



Дети отвечают:

Басня — это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями, в баснях всегда есть мораль.

Мораль — это нравоучение или объяснение, что так делать нельзя.



Воспитатель:


Молодцы, а теперь можете идти играть.

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак — в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты — строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив — один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

Разница между стихотворением и рассказом

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

Выводы TheDifference.ru

  1. Рассказ — одна из прозаических форм эпического жанра. Стихотворение относится к лиро-эпическим литературным жанрам.
  2. Ритмическая организация в рассказе проявляется на уровне авторского стиля. В стихотворении ритм является основой упорядоченного чередования ударных и безударных слогов, то есть, стихотворного размера.
  3. В рассказе не используется рифма. В большинстве стихотворных текстов рифма считается обязательным формообразующим элементом.
  4. Рассказ строится на сюжетной основе. В стихотворении чаще всего сюжетная линия отсутствует.
  5. Повествование в рассказе связано с необычным эпизодом из жизни главного героя. Стихотворение передает эмоциональное состояние лирического героя, вызванное какими-либо важными для него событиями.
  6. Содержание рассказа можно передать в краткой форме без искажения авторской идеи. Пересказать стихотворение своими словами невозможно.

«ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ». консультация (старшая группа) на тему

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ»

Программное содержание: формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, обучать звуковому анализу слов; протягивая гласные звуки; уточнять, систематизировать представления о жанровых особенностях сказки; развивать эмоциональный мир детей, чувство сопереживания героям; формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Ход:

— Ребята, я знаю, что вы любите сказки, рассказы и стихи. Герои этих произведений приглашают нас в гости.

Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза и повторяйте за мной:

Наш ковер лети-лети

В сказку двери отвори.

— Посмотрите на картинку, вы знаете эту сказку?

Перед детьми иллюстрация к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».

— Что случилось в сказке? Расскажите. (Ответы детей).

— Пора лететь дальше.

Наш ковер лети-лети

Сказку помоги найти

— Эта сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Как вы думаете волку было больно, когда его хвост замерз в проруби? Какие звуки он издавал? (у-у-у)

— В каком домике живет этот звук? (в красном) Почему? (ответы детей)

— Какие еще бывают звуки? (согласные) Чем они отличаются?

— Посмотрите, какую рыбу поймал волк. Помогите ему поселить звуки в домики.

Звуковой анализ слова «рыба»

— Какие же вы умники… и умницы!

— Пора лететь дальше.

Наш ковер лети-лети

И в стихи нас принеси

— А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала его Агния Барто.

Я люблю свою лошадку.

Шерстку ей гладко причешу.

Хвостик приглажу гребешком

И поеду верхом в гости.

Воспитатель выжидает реакцию детей. Если ее нет, спрашивает, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо, просит прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спрашивает, одинаково ли оно прочитано, в чем разница. Выслушивает ответы детей, дополняет их. Делает вывод: есть стихи, а есть рассказы (проза — для старших детей). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такого не бывает. Так получается потому, что в стихотворениях есть ритм и рифма — похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Воспитатель предлагает детям походить под чтение вслух стихотворений и под чтение рассказов. Отмечает, что под стихотворения все ходят одинаково — в стихах есть ритм, а в рассказах ритма нет, и под них все ходят по-разному.

— Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковер, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому, если вы слышите стихотворение, начинайте ходить, а если я читаю рассказ (прозу), стойте на месте.

Воспитатель читает несколько стихотворений А. Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», термины «рифма», «проза», «поэзия».

— А как вы думаете, поэт пишет стихотворения или рассказы? Почему вы так думаете? А рассказы кто пишет? (Писатели.)

— А кто пишет сказки? Чем сказки отличаются от стихотворения? И чем сказки отличаются от рассказов?

Пора возвращаться.

Наш ковер лети-лети,

С песней нам легко в пути.

Пение песни Э. Чуриловой «В сказках — чудеса».

— Ну вот мы и дома. В каких сказках мы побывали? Чем сказка отличается от рассказа, стихотворения? (Ответы детей) Все верно. Прекрасное путешествие у нас получилось. И все потому, что вы дружные, отзывчивые, добрые. Спасибо вам.

Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.

Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.

Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.

Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.

При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления — он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.

Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса — хитростью и корыстолюбием, сова — мудростью, медведь — грубостью, лев — благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.

Басня — сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка — традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.

Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов

Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.

Выводы сайт

  1. Басня — короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
  2. В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
  3. В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне — аллегория.
  4. Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже — звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.

У каждого из нас детство ассоциируется с волшебством. И, конечно же, все мы помним такие любимые сказки, которые нам рассказывали перед сном. В школе мы смогли познакомиться с очень похожим на них литературным жанром — басней. Выясним, чем басня отличается от сказки, и в чем их схожесть.

Что такое басня

Как известно, басня является малым в котором зачастую главные роли играют животные, но иногда это могут быть люди или даже предметы. Авторы басен известны нам со школьной скамьи: Крылов, Дмитриев, Лафонтен. Зародил этот жанр писатель Древней Греции Эзоп, который использовал колкие высказывания в адрес правительства, назвав их баснями.

Многие любят басни за их живость, актуальность во все времена. Но некоторые считают этот не задумываясь о различиях. И все-таки, чем отличается басня от сказки?

Такие разные жанры

Басня и сказка действительно во многом схожи, но если углубиться, можно найти и немало различий.

Вспомните: лисичка в баснях изображает хитрого человека, медведь — сильного, осел — недалекого, глупого. Но действительно ли в баснях говорится о жизни животных? Нет, здесь идет речь о людях. При помощи сатиры автор высмеивает людские недостатки, животные здесь лишь средство их изображения.

Наличие морали — это следующее, чем басня отличается от сказки. Мораль — своеобразный итог басни. Зачастую она выносится за черточку после самого текста, но также может быть скрыта в нем. Из морали читатели получают совет или нравоучительное высказывание автора. В сказках же этого вывода нет, мы плавно подходим к логическому концу. Мораль заставляет нас задуматься над поступками людей, взглянуть на ситуацию под другим углом.

Стихотворная форма басен — это третье, чем басня отличается от сказки. Мы, конечно, знаем и сказки, к примеру, Пушкина, написанные в форме стихотворений. Но все же русские народные сказки передавались из уст в уста в прозе. Басня же авторский жанр. Использование стихотворной формы придает ей особый колорит.

Басня и рассказ

Чем отличается басня от сказки, мы уже выяснили. Теперь стоит задаться другим вопросом: есть ли сходство и различие басен и рассказов?

Рассказ — небольшого объема. Он имеет конкретно построенный сюжет, композицию, систему образов. Обычно в нем повествуются реальные события, которые происходили или вполне могли бы произойти в настоящей жизни.

В басне же обычно происходят фантастические действия. Животные, изображающие людей — первое тому доказательство.

В рассказе вступление идет к основной части, плавно переходя к финалу. Басня имеет короткое предварение, но большую основную часть. В ней — вся суть произведения.

Рассказ не всегда ставит перед собой нравоучительную задачу, в басне же это обязательно. Дидактичность — вот чем отличается басня от сказки и рассказа. Прочитав любую из басен, читатель обязательно вынесет что-то для себя.

Комичность — очередной отличительный признак басни от рассказа. Далеко не всегда рассказы написаны с юмором. Очень часто их задачей является вызывать эмоции у читателя, научиться сопереживать главным героям. А в баснях всегда есть сатира. Мы удивляемся нелепым поступкам героев, их жадности или глупости.

Каждый из героев басен наделен актуальными и по сей день недостатками. Поэтому этот жанр до сих пор изучается в школе, хотя его пик в нашей стране пришелся на 18-й — 19-й век. Но сегодня басни пишут мало. Гораздо проще написать рассказ, чем басню. Для этого надо обладать мастерством и быть знатоком человеческого поведения.

Итог

Малые очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров — это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.

Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них — немецкая, а вторая — американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни — это основа, а вот сам текст басни для детей — это дополнение, которого могло бы и не существовать.

Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.

Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит — потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.

Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.

чем басня отличается от сказки о животных

  • В басне на примере животных высмеиваются пороки людей, а в конце обязательно будет мораль.

    А сказка, это просто придуманная история.

    Хотя, стоит заметить, что в основе басни, лежит все же именно сказка =)

  • Ба’сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

    Ска’зка — жанр литературного творчества:

    1) Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка) .

    2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

  • кароче и то и то сказки

    сказка — байка для детей (всмысле понимания урока/ смысла)

    басня — байка для более взрослых детей

    :)

  • Если вкратце, без «умных трактовок и определений»,то басня (Основоположник Эзоп, пожалуй, «Эзоповский язык») так вот басня, — в ней 1) написана в стихах, а главное за персонажами басни (животные или даже растения) легко угадываются люди. Людские нравы, чаще всего го людские пороки или недостатки (моральные) 2) Сам сюжет басни- это какая-то очень распространённая жизненная ситуация. проблема. Тот же Эзоп, -он применял вот такие иносказания так, что НИКОГО конкретно не поучал, не обвинял и не обижал. Просто обрисовывал ситуацию, знакомую всем, какую-то общечеловеческую ситуацию, Это как бы возможность взглянуть на какую-то проблему.. или недостатки со стороны. Мораль, нравоучительный вывод, — вовсе не обязателен. Нравоучение некоторое содержится уже в самой басне. Выводы напрашиваются сам. Например Крылов- «Однажды Лебедь, Рак, да Щука

    Везти с поклажей воз взялись,

    И вместе трое все в него впряглись;

    Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

    Поклажа бы для них казалась и легка:

    Да Лебедь рвется в облака,

    Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

    Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

    Да только воз и ныне там. »

    Ну и где здесь МОРАЛЬ в конце басни? Напротив, автор предлагает сделать вводы читателю. Сказка же… может ничего общего с жизнью не иметь. Сказка-это просто чудесная история. Животные в сказки имеют черты, присущие людям, точнее их наделят такими чертами, Но совсем не с целью кого-то усовестить… или показать людские пороки. Там ВОЛК-это волк. И ОН злой. Лиса-это ЛИСА… и она хитрая. За ними не угадываются какие-то люди, речь о людях и не идёт. Мораль же, намёк, — конечно присутствуют, но… САТИРЫ, пародии на людей нет в сказке.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В конце или в начале басни обязательна мораль.

  1. В какое время жил Иван Андреевич Крылов, наш великий баснописец?

  • Крылов родился в 18 веке (1769 год), а умер в 19 веке (1844 год).

  1. А известны ли в мировой литературе баснописцы до Крылова?

  • В 6 веке до Р.Х. в Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Басни свои писал в прозе. Их у него было более 400.

  1. А сколько басен написал Крылов?

  • Примерно 200. Причем 80 из них — переводы басен Эзопа.

  1. Теперь вспомним некоторые факты из биографии Крылова.

Кем был его отец?

  • Отец Крылова — армейский офицер; служил помощником коменданта Яицкой крепости. Во время пугачевского восстания едва не погиб: Пугачев грозился схватить его и повесить.

  1. А как же матери удалось спасти малолетнего Ивана Андреевича?

  • Чтобы спрятать мальчика, мать посадила его в корчагу (большой глиняный кувшин); так он и ехал до ближайшего города — Оренбурга.

  1. Скажите, а какие произведения писал Крылов в самом начале своей литературной деятельности?

  • В начале своей литературной деятельности Крылов писал драматически произведения.

  1. Какой гонорар получил тридцатилетний автор за свою первую пьесу?

  • За свою первую комическую оперу «Кофейница» Крылова получил стопку книг на 60 руб.

  1. В течение многих лет Крылов писал пьесы и издавал сатирические журналы.

Что было главной особенностью всех его произведений?

  • Отличительная черта литературной деятельности Крылова — изображение недостатков современного русского общества.

  1. Конечно, злословие Ивана Андреевича вызвало неудовольствие властей, и императрица строго наказала дерзкого писателя. В чем заключалось это наказание?

  • Императрица предложила Крылову на пять лет за счет правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался.

  1. Только в 1809 году Крылов выпускает первое отдельное издание своих басен, и этой книжечкой завоевывает себе видное и почетное место в русской литературе.

Сколько басен было в этой книжечке?

  • В издании 1809 г. было 23 басни Крылова, а всего им создано более 200 басен.

  1. Крылов не очень верил, что при помощи его басен можно исправить недостатки людей. А если это так, то зачем же он их писал? Какую задачу ставил перед собой?

  • Задача Крылова при создании басен —

КАЗНИТЬ ЗЛО БЕЗЖАЛОСТНЫМ СМЕХОМ.

2 раунд.

Вспомните название басен (4 слайда) и героев.

Раз гадайте кроссворд .

  • По горизонтали

  1. Вещуньина с похвал вскружилась …

  2. На ту беду лиса … бежала.

  3. … , мне странно это:

Да работала ль ты лето?

  1. Однажды Лебедь, Рак да …

Везти с поклажей воз взялись.

  1. Ай, … ! знать она сильна,

Что лает на слона!

  1. Хоть видит … ,

Да зуб неймёт.

  • По вертикали

  1. Ягнёнок в жаркий день зашёл к … напиться.

  2. Да только … и ныне там.

  3. Да того ль, … , было.

  4. Оглянуться не успела,

Как … катит в глаза.

  1. И сели на … под липки, —

Пленять своим искусством свет.

  1. Все про … лишь мне налгали,

А проку на волос нет в них.

  1. Тут … являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал.

Следующий конкурс поможет нам определить,

кто же лучший знаток басен Крылова.

Прошу вас продолжить отрывки из басен.

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши»

Волк и ягнёнок

«Ай Моська! знать, она сильна

Что лает на слона!»

Стрекоза и муравей

У сильного всегда бессильный виноват

Лиса и виноград

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Лебедь, рак и щука

Хоть видит око,

Да зуб неймёт

Слон и моська

Да только воз и ныне там

Кот и повар

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Квартет

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку.

Ларчик

А Васька слушает да ест.

Кукушка и петух

А ларчик просто открывался

Зеркало и обезьяна

4 раунд

Синквейн

1 строчка

Одно существительное

(Кто? Что?)

2 строчка

Два прилагательных

(Какой? Какая? Какое?)

3 строчка

Три глагола

  • Отличие авторской сказки от фольклорной
  • Откуда человек получает информацию 2 класс рассказ
  • Откуда у бурундука полоски на спине сказка
  • Откуда этот отрывок рассказ о том что нельзя брать чужое без спроса и врать
  • Откуда я родом сочинение по русскому языку 8 класс