Откуда можно брать аргументы для итогового сочинения по литературе

Как и когда проходит?в новом учебном году сроки сдачи итогового сочинения определены так:2 декабря 2021 года основная дата3 февраля 2021

Как и когда проходит?

В новом учебном году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 2 декабря 2021 года (основная дата)
  • 3 февраля 2021 года (дополнительные сроки)
  • 5 мая 2021 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кто был удалён с экзамена за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе.

Начало экзамена — в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток.

Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, которое пишут на 1,5 часа дольше. При продолжительности экзамена четыре и более часа организуется питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Порядок проведения экзамена строго регламентированный:

  • Рассадка участников экзамена в произвольном порядке;
  • Проведение инструктажа о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Заполнение бланка регистрации, его проверка организатором и ассистентом;
  • Ознакомление с темами сочинений или текстом изложения;
  • Организатор фиксирует время начала экзамена, его продолжительность, время окончания и записывает это на доске. Если по какой-то причине вы опоздали к началу экзамена — не волнуйтесь, вас допустят к написанию сочинения, но время написания увеличено не будет и повторно инструктаж для вас никто не проведёт;
  • Вы приступаете к работе над сочинением. По мере необходимости вам выдают дополнительные черновики и бланки;
  • За полчаса и за 5 минут до окончания работы организаторы напоминают о том, что время написания подходит к концу и надо успеть перенести записи из черновика в бланк ответа;
  • Когда вы закончите работу, внимательно проверьте её ещё раз и сдайте;
  • Организатор или ассистент при вас должен поставить знак Z на той части бланка, где нет записей (чтобы никто из посторонних не дополнил вашу работу своими записями, и что вы сами больше не вернётесь к “дописыванию”);
  • Организатор или ассистент указывает в своей отчётной форме то количество бланков, которые вы сдали. Вы ставите автограф, если всё подсчитано правильно;
  • С чувством выполненного долга покидаете аудиторию и ждёте результат в течение 7 календарных дней.
  • На столе во время экзамена могут находиться лишь ручки, паспорт, инструкции для участников итогового сочинения, экзаменационные бланки, черновики, лекарства и питание (при необходимости) и орфографические словари, которые будут предоставлены вам на время экзамена.

Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе.

Можно ли пересдать итоговое сочинение?

Дата проведения итогового сочинения ежегодно остается неизменной – первая среда декабря. Это лишь середина учебного года. Почему же проводить испытание начинают в столь ранние сроки? Во-первых, это поможет сконцентрироваться именно на сочинении, во-вторых, после получения положительного результата по итогам сочинения можно спокойно готовиться к итоговой аттестации. Но что делать, если придет неудовлетворительный результат?

Выпускник, получивший незачет или по уважительной причине не явившийся на испытание, имеет право пересдать итоговое сочинение в резервные дни. Эти дни также фиксированы: первая среда февраля и первая среда мая. В любом случае, итог будет известен до конца учебного года перед проведением ЕГЭ.

Новые направления 2020-2021 года

Будущих абитуриентов уже со школьной скамьи готовят к традициям обучения в высшем учебном заведении: сначала допуск к экзамену, а затем непосредственно само экзаменационное испытание. Так для того чтобы получить допуск к ЕГЭ по русскому языку, одиннадцатиклассник должен написать в декабре итоговое сочинение по литературе. Это морально приблизит ученика к сдаче Единого государственного и окажется определенной репетицией будущего экзамена.

На сайте ФиПи утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:

  1. Забвению не подлежит;
  2. Я и другие;
  3. Время перемен;
  4. Разговор с собой;
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Также к каждому направлению предоставлены комментарии: о чем писать?

В направлении «Забвению не подлежит» ученику предлагается поразмышлять о таком событии или человеке, которого невозможно забыть. О ком же следует помнить? Это могут быть важные исторические события, великие люди, чей вклад в науку, культуру или другие сферы поднял цивилизацию еще на одну ступень развития. Если определиться, к какому событию или деятелю привязать это направление, то останется выбрать художественные произведения, публицистику, мемуарную литературу, критику или книги философской направленности, из которых уместно будет привести пример.

Направление «Я и другие» предполагает размышление по вопросам самоопределения и взаимоотношения с другими людьми. Как человек видит себя в этом мире, в обществе? Какие конфликты могут возникать в социуме и как их разрешать? Множество произведений художественной литературы имеют в своей основе именно конфликт, проанализировав который можно сделать выводы о том, как человек взаимодействует с другими людьми. Помимо этого, самопознание и углубление в собственное «Я» поможет найти точки соприкосновения с другими и описать свой опыт по данному направлению.

«Время перемен» — то направление, где ученику необходимо подумать об изменчивости мира. Изменения происходят буквально на наших глазах, поэтому следует поразмышлять о причинах, которые приводят к переменам, какие последствия возникают, когда меняется мировоззрение человека, культура, социальная жизнь? Примером может послужить произведение художественной литературы, публицистика, мемуары, в которых описаны изменения, происходящие вокруг, взлеты и падения, если это автобиография, смена государственного строя, перемены в жизни общества.

В направлении «Разговор с собой» речь пойдет о человеке как личности. Здесь можно говорить о словах с приставкой само-, то есть о самоопределении, самопознании, саморазвитии, самоидентификации. Это поиск глубинных, подсознательных и осознанных связей, размышлений. В качестве примера можно смело брать нехудожественную литературу (нонфикшн), которая специализируется на саморазвитии, психологии личности. Не менее подходящей будет и художественная литература, если взять конкретного героя, о жизни которого можно рассказать с позиции понимания его как личности: его порывов, устремлений, установок. Здесь подойдут и мемуары, и дневниковые записи.

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» — направление, в котором предстоит задуматься о современном мире и людях, что живут здесь и сейчас. Каков уровень его культуры, что он знает, что любит читать, с какими проблемами сталкивается? Здесь разговор пойдет о нравственных ценностях и духовных ориентирах молодого поколения. Можно сравнить существование современного общества и жизнь человека с предыдущим поколением, можно поразмышлять о том, чем наши потомки будут разительно отличаться от нас. В помощь придут примеры из современной художественной литературы, публицистики. Возможно, трудно говорить о себе в разрезе реального времени, даже среди ученых и журналистов эта тема носит дискуссионный характер, а для ученика написание сочинение по данному направлению – отличный способ сформулировать свое мнение по этому вопросу и попытаться выразить его, подкрепляя собственными аргументами.

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ.

Образ Чичикова в «Мертвых душах»

Чичиков – один из многих персонажей Н. В. Гоголя, образы которых являются собирательными. Гоголь сознательно нечетко определяет внешние черты своего героя, так как хотел показать, что он похож на многих подобных ему подлых людишек.

К тому же его второй натурой стало приспособленчество, для достижения своих мошеннических целей он готов вести себя как угодно и подстраиваться к любому собеседнику.

Н. В. Гоголь коротко показывает читателю, как сформировался характер Чичикова. Уже в детстве он был предприимчив и беспринципен. Его целью была только нажива, нажива любой ценой. Только деньги его интересовали, до людей ему не было никакого дела.

Возможно, он стал таким, поскольку был из достаточно бедной семьи, не имел тогда доступа в высшее общество, а ему этого очень хотелось.

Подрастая, Чичиков сообразил, где можно более успешно заниматься всякими махинациями, и стал чиновником. Это занятие дало ему возможность проворачивать «не очень чистые дела». Чистота дела никогда не интересовала Павла Ивановича, никакими сомнениями он не страдал.

Именно это отсутствие сомнений в своем праве творить все, что хочешь, и делает лицо Чичикова таким гладким и безмятежным. Павел Иванович ведет себя на публике крайне прилично. Гоголь сообщает:

«Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, который когда-либо существовал в свете».

Эта благопристойность – маска, скрывающая истинную натуру Чичикова: натуру хищника, холодного, расчетливого, равнодушного.

Благопристойность Чичикова со стороны читателю кажется какой-то ненастоящей. Он так ведет себя потому, что очень хотел освоить светские манеры, а когда освоил, стал их применять неумеренно.

Манеры уже есть, не хватает только денег. А их Павел Иванович готов добывать любой ценой. Это делает его ещё более опасным. Сам Гоголь считал Чичикова подлецом. И я с ним согласен.

Темы 2020-2021 года

Разумеется, список самих тем вы для сочинения получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не всё, что у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка найдёте то, что может встретиться на экзамене.

Забвению не подлежит

  1. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  2. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  3. Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  4. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  5. Как произведения искусства становятся бессмертными?
  6. Как вы понимаете слова «титаны мысли и духа»?
  7. Нужна ли современному читателю классическая литература 19 века?
  8. «Никто не забыт, ничто не забыто» — как вы понимаете эти слова?
  9. Как можно понимать выражение «нестареющая классика»?
  10. Что скрывается за фразой «Умирает любовь от усталости, а хоронит ее забвение»?
  11. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  12. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  13. Какие личности остаются в истории?
  14. Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
  15. «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  16. Согласны ли вы со словами, что «есть память, которой не будет забвенья»?
  17. Какая мудрость скрывается в поговорке «Иван, не помнящий своего родства»?
  18. Как вы понимаете слова Максима Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
  19. Что скрывается за фразой философа Василия Розанова «Забвение есть высшая сила истории»?
  20. В чем, на ваш взгляд, проявляется неуважение к предкам?

Я и другие

  1. Почему общество не принимает некоторых людей?
  2. Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  3. Согласны ли вы с утверждением «Один в поле не воин»?
  4. Что есть лидерство?
  5. Что такое «зона комфорта» и нужно ли ее покидать?
  6. Что скрывается за высказыванием Антуана де Сента-Экзюпери «Все дороги ведут к людям?
  7. Почему необходимо развивать в себе толерантность?
  8. Что значит быть альтруистом?
  9. Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  10. Может ли человек выжить без общения?
  11. Почему люди не понимают друг друга?
  12. Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  13. Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других? Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
  14. Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  15. Что нужно для того, чтобы жить в согласии с другими людьми?
  16. Как вы понимаете слова Оскара Уайльда «Жить так, как вы хотите – это не эгоизм. Эгоизм – это когда другие должны думать и жить так, как вы хотите»?
  17. Может ли один человек повлиять на общество и изменить его?
  18. Как ведут себя высокомерные люди по отношению к другим?
  19. Как научиться ценить близких и родных людей?
  20. Почему важно признавать свои ошибки и просить прощения?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

  1. Кто является «героем нашего времени?»
  2. Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  3. Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  4. Нужно ли читать книги в XXI веке?
  5. Можно ли назвать поколение Z потерянным?
  6. Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
  7. Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
  8. Важно ли сохранять связь между поколениями?
  9. Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  10. Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
  11. Можно ли говорить о деградации современного поколения?
  12. Как современные технологии влияют на жизнь общества?
  13. Почему у современного человека ни на что не хватает времени?
  14. Какие нравственные ориентиры ведут современного человека?
  15. Какую роль в жизни современного человека играет эмоциональный интеллект?
  16. Как современному человеку научиться жить осознанно?
  17. Как вы понимаете слова Ричарда Гира о современности: «Изобилие информации не гарантирует ее достоверности»?
  18. Нужны ли современному читателю большие библиотеки с бумажными книгами?
  19. Правы ли те, то утверждает, что в современном мире духовность уступила место материальному?
  20. Как вы понимаете слова А.Зиновьева «Начался XXI век, но вместо обещанного футурологами необычайного прогресса во всех сферах человеческого бытия мы наблюдаем глобальное помутнение умов и поворот к дремучему мракобесию»?

Время перемен

  1. Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
  2. Как вы понимаете выражение «Хочешь изменить мир – начни с себя»?
  3. Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  4. Как современные технологии влияют на жизнь общества?
  5. Как человеку измениться в лучшую сторону?
  6. Как вы понимаете слова «Любые перемены несут новые возможности»?
  7. К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  8. Что скрывается за фразой Конфуция «Не стоит бояться перемен. Чаще всего они случаются именно в тот момент, когда они необходимы»?
  9. Сложно ли жить в эпоху перемен?
  10. Как вы понимаете слова «Большие перемены приходят в нашу жизнь только маленькими шажками»?
  11. Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
  12. Важно ли человеку осознавать, какие именно перемены должны произойти в его жизни?
  13. Почему многие люди боятся перемен?
  14. Как вы понимаете слова Тома Питерса «Перемены – это дверь, которая открывается изнутри»?
  15. Что значат слова «революционные изменения»?
  16. Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  17. Как человек понимает, что для него настало время перемен?
  18. Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
  19. Как война меняет человека?
  20. Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Разговор с собой

  1. Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  2. Что значит быть совестливым человеком?
  3. Что такое мотивация и целеустремленность?
  4. Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
  5. Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
  6. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
  7. Согласны ли вы с утверждением Бертрана Рассела «Хорошо живет тот, кто вдохновляется любовью и руководствуется знанием»?
  8. Зачем человеку заниматься самопознанием?
  9. Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  10. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  11. Что скрывается за фразой Цицерона «Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть»?
  12. Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  13. Что для вас означает выражение «найти себя»?
  14. В чём смысл жизни?
  15. Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  16. «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?
  17. Что такое самореализация?
  18. Что отличает гармоничную личность?
  19. Что такое осознанность?
  20. Что такое нравственный выбор?

Реальные

Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК!

Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

Проблемы в поэме «Мёртвые души»

Поэма «Мёртвые души» — занимает центральное место в творчестве Гоголя. В этом произведении автор рассказал о России своей эпохи: состояние помещичьих хозяйств, нравственные качества чиновников и помещиков, их взаимоотношения с народом, а также судьбу людей и Родины. Без внимания не остались современные Гоголю проблемы, такие, как взяточничество, чинопочитательство, казнокрадство.

Далеко за доказательствами ходить не надо, подтверждением этого могут послужить наставления отца Чичикова: «Угождай учителям и начальникам», «С товарищами не водись, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными». Это свидетельствует о том, что в то время подобное поведение было вполне нормальным и распространённым. Разумеется, всё это является низменными чертами человека, и, к сожалению, этом есть место и в современном мире.

Но главной проблемой в поэме, безусловно, является омертвение души человека, героев поэмы, которые стремились обогатиться материально, забывая о внутреннем богатстве, их души стали мёртвыми, равнодушными к происходящему. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

“Духовная смерть” – вот главная проблема, поднятая в произведении, остающаяся актуальной и по сей день. Именно ей посвящено название поэмы, а не скупке Чичиковым умерших крестьян. Причину омертвения души Гоголь показал на примере Чичикова. Детство без любви и ласки родителей наставления отца, пример других чиновников-взяточников – эти факторы сформировали человека. Однако он превзошёл других помещиков поэмы в средствах обогащения. Но, отличаясь от них предприимчивостью, он тоже не имеет человеческих чувств, которые вытеснили расчёт. Идеал Чичикова – деньги. Женитьба кажется ему лишь выгодной сделкой. Его мысли и вкусы чисто материальные. Гоголь смог в современном ему обществе разглядеть черты нового типа людей и собрал их в единое целое в образе Чичикова.

Сразу возникает вопрос о том, что же приводит к такому омертвению души? Одна из главных причин этого состоит в том, что люди забыли своё предназначение. Похожая ситуация наблюдается и в «Ревизоре»: чиновники бездельничают вместо выполнения своих обязанностей – разговор вместо государственных дел идёт о борзых собаках, а в «Мёртвых душах» губернатор вышивает по тюлю. Люди теряют своё место в жизни.

В заключение хочется отметить, что все вышеперечисленные проблемы гоголевской эпохи являются действительно важными и в современном обществе. И с ними нужно бороться с помощью самосовершенствования, самопознания и поиска истинных ценностей.

Полезный материал по теме:

  1. Души «мертвые» в поэме «Мёртвые души» (краткая характеристика некоторых героев и мнение Белинского о поэме).
  2. Живые души в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
  3. Город NN в поэме «Мертвые души»
  4. Портрет С.Плюшкина в поэме «Мёртвые души»
  5. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души»

Подготовка к итоговому сочинению

У вас есть возможность сделать подготовку к экзамену более успешной и результативной, если вступите в наш паблик в ВК, где можете обсуждать темы, аргументы, вступления и заключения. Будет здорово, если предложите свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы поделимся своими соображениями на их счет, напишем работу или отредактируем ваш труд.

Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы готовимся вместе?

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, которые можно использовать для раскрытия разных тем. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе.

Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

  1. Война и мир;
  2. Преступление и наказание;
  3. Тарас Бульба;
  4. Капитанская дочка;
  5. Отцы и дети;
  6. Гроза;
  7. Горе от ума;
  8. Евгений Онегин;
  9. Герой нашего времени;
  10. Обломов.

Также рекомендуем вам читать подборки аргументов и готовые сочинения, которые мы выпускаем ежедневно. Если вы еще не подписаны на наш паблик, не теряйте времени даром и подписывайтесь!

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того, чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать текст объёмом более 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Ниже представлены примеры сочинений по каждому направлению:

  1. Забвению не подлежит;
  2. Я и другие;
  3. Время перемен;
  4. Разговор с собой;
  5. Между прошлым и будущим.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например: «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет:«Когда верность может разочаровать человека?»;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микровыводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, — по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план и пример для итогового сочинения:

Как правильно раскрыть тему?

Для начала следует обратить внимание на композицию и логику своего сочинения, структура которого должна соответствовать следующему плану: вступление, основная часть и заключение.

Во вступлении необходимо расписать главную идею, помогающую раскрыть тему. Она будет представлена в виде основных тезисов, доказательство которых предстоит выполнить в основной части сочинения. Работу необходимо выстроить по порядку. Раскрыть основную мысль можно с помощью объяснения ключевых понятий этой темы либо цитаты. Рассказать об актуальности темы: почему она имеет значимость, что заставляет поразмышлять о ней. И непосредственно ответ на вопрос, заявленный в теме, — тезис.

Основная часть включает несколько абзацев, в каждом из которых выстраиваются аргументы в пользу тезисов. Каждый тезис подкрепляем примерами, приходим к мини-выводу по данному тезису и переходим к новой мысли, которая находит отражение во втором тезисе. Он также опирается на доказательства с примерами, имеет мини-вывод и подталкивает к следующей мысли. Объем основной части должен быть больше, чем количество слов во введении и заключении в целом.

В заключении следует написать выводы по теме, которую мы раскрываем. Это могут быть те же мини-выводы, но выглядеть они должны по-другому, то есть записать вывод в заключении следует другими словами. В заключении можно также воспользоваться призывом с помощью слов «важно», «необходимо», если такой призыв не звучит слишком пафосно или клишировано, например, «Берегите природу!» В последнем абзаце также можно выразить надежду на что-то положительное и оптимистичное. Можно обойтись цитированием, если есть точная уверенность, что высказывание подходит и послужит украшением сочинения, а не испортит его неуместностью или неправильной пунктуацией.

По ссылкам приведены конкретные инструменты, с помощью которых можно раскрыть темы основных направлений.

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие
  3. Время перемен
  4. Разговор с собой
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Список литературы, рекомендованный для написания сочинений

Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».

Забвению не подлежит:

  • Н.С. Лесков, «Левша»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • М.Ю. Лермонтов, «Бородино»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»;
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • М.А. Шолохов, «Судьба человека»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»;
  • А.А. Ахматова, «Реквием»;
  • А.А. Блок, «Двенадцать»;
  • Д. Лондон, «Мартин Иден»;
  • Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»;
  • Э.М. Ремарк, «Возвращение»;
  • В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»;
  • Ч. Диккенс, «Лавка древностей».

Я и другие:

  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»;
  • Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго»;
  • В.К. Железников, «Чучело»;
  • Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок»;
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
  • В. Гюго, «Отверженные»;
  • Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»;
  • Д. Киз, «Цветы для Элджернона»;
  • Р. Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливигстон»;
  • Дэниел Гоулман«Эмоциональный интеллект»;
  • М.Е. Литвак, «Психологическое айкидо»;
  • Гэри Чепмен, «Пять языков любви».

Время перемен:

  • А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;
  • А.П. Чехов, «Вишневый сад»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • А.П. Платонов, «Юшка»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.А. Булгаков, «Собачье сердце»;
  • Г.Ш. Яхина, «Зулейха открывает глаза»;
  • Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
  • Д. Роулинг, «Гарри Поттер»;
  • Д. Дефо, «Робинзон Крузо»;
  • Д. Лондон, «Мартин Иден».

Разговор с собой:

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»;
  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»;
  • А.П. Платонов, «Юшка»;
  • Д. Киз, «Цветы для Элджернона»;
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
  • Л. Оливер, «Прежде чем я упаду»;
  • Д. Фаулз, «Коллекционер»;
  • Д. Кэмерон, «Путь художника»;
  • Э. Гилберт, «Большое волшебство»;
  • Л. Парфентьева, «100 способов изменить жизнь»;
  • А. Пиз, «Ответ»;
  • М. Уильямс и Д. Пенман, «Осознанность».

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения:

  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • П.В. Санаев, «Похороните меня за плинтусом»;
  • В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»;
  • Д.А. Глуховский, «Текст»;
  • Лорен Оливер, «Прежде чем я упаду»;
  • Кэтрин Бу, «В тени вечной красоты»;
  • Ф. Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения».

Банк аргументов 2020-2021

Мы подготовили для вас множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями.

А если вы напишете нам о том, чего не хватает, то в течение дня мы подготовим необходимый литературный материал.

Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям текущего года:

  1. Забвению не подлежит;
  2. Я и другие;
  3. Время перемен;
  4. Разговор с собой;
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Темы прошлых лет:

  1. Доброта и жестокость;
  2. Мечта и реальность;
  3. Искусство и ремесло;
  4. Отцы и дети;
  5. Месть и великодушие.

Цитаты и афоризмы для направлений 2020-2021 года

Цитаты или афоризмы, используемые в сочинении, станут украшением текста в том случае, если будут написаны грамотно (приведены в прямой или косвенной речи) и к месту – то есть подтверждать вашу мысль, а не противоречить ей.

  • Забвению не подлежит;
  • Я и другие;
  • Время перемен;
  • Разговор с собой;
  • Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.

Почему в сочинении по русскому стоит (и можно) использовать аргументы из сериалов

По школам ходит легенда, что аргументировать свою позицию можно только примерами из художественной литературы. Это неправда. Основатели курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ LUDI разобрались, как и когда на экзамене можно использовать свою любовь к сериалам.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Учителя любят запугивать выпускников неадекватностью экспертов и говорят, что за аргументы не из литературных произведений баллов не дают. Некоторые заходят ещё дальше: якобы засчитываются только классические русские тексты: Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Ну, вы поняли — никаких тебе Пелевиных, Кингов и уж тем более сериалов.

Обесценивается и личный опыт ученика: события из его жизни, просмотренные фильмы, знания о мире. По мнению учителей, у выпускников не хватает жизненного опыта, чтобы приводить такие примеры. Поэтому в школе заставляют писать сочинения, где оба аргумента опираются на художественную литературу.

Наверное, так мотивируют читать произведения из школьной программы. А ещё ограждают учеников от придумывания нелепых историй в попытке хоть чем-то аргументировать свою точку зрения — такое часто встречается на экзамене. Типичный случай: в сочинении про отношение человека к природе ученик иллюстрирует свою позицию словами «в детстве я часто гулял в парках, мне это нравилось, поэтому природу надо беречь». Звучит неубедительно и наивно — аргумент не засчитывают.

Не верьте, если вам говорят, что в качестве аргументов можно использовать только классическую художественную литературу. Это миф

К чему приводит этот миф

Если вы любите читать книги, анализируете их и хорошо запоминаете сюжет и имена персонажей, то легко найдёте два аргумента из литературных произведений. Но такое встречается нечасто. Обычно из головы вылетают детали, школьники начинают путаться. Так появляются ляпы, которые быстро распространяются в сети.

Допустим, вы ошиблись в имени автора или жанре произведения — при этом аргументы соответствуют проблеме и больше в них ошибок нет. Аргументы засчитают, но могут снизить максимальный балл (поставить не три, а два балла по этому критерию). Ещё один балл вы потеряете за фактическую ошибку.

Если не помните имя автора и напишете только фамилию, сохраните баллы за аргументы и фактическую точность (при отсутствии других ошибок, конечно), но можете потерять балл за этику.

Другой вариант — вы только примерно помните сюжет произведения. Или вовсе его не читали: обратились к кратким содержаниям, банкам аргументов или сочинениям в интернете. В этом случае аргумент обычно сильно искажает смысл произошедшего в произведении. За такое вы можете получить 0 баллов вместо четырёх (три за аргументы, один за фактическую точность).

Будьте осторожны: не пишите о том, чего не читали сами и знаете плохо. Банки литературных аргументов — это обман, чтобы набрать классы! Баллы это вам набрать не поможет

Какие аргументы можно использовать

В задании к сочинению на ЕГЭ говорится, что вы должны опираться в первую очередь на свой читательский опыт. Нет ни слова о том, что использовать можно только русские классические произведения. Не сказано и о художественной литературе. Это значит, что если один из двух аргументов будет из текстов (художественных, публицистических или даже научных), то вы получите максимальный балл — три. Это подтверждают критерии оценивания.

Сериалы редко опираются на текст, а потому примеры из них — это аргументы из жизненных наблюдений. За два аргумента из сериалов вы получите два балла из возможных трёх, зато не потеряете балла за фактические ошибки. Сравните:

Верьте угрозам школьных учителей, только если сильно любите рисковать

В качестве аргументов из жизненных наблюдений подойдут также просмотренные фильмы и истории из жизни (необязательно вашей).

Эксперты оценивают сочинение по специальным критериям, и в них нет ни слова о том, что вы должны использовать в качестве аргументов только литературный материал. Впрочем, один аргумент из прочитанного ценится выше примеров из жизненного опыта (если в нём нет ошибок, конечно).

Как быть с итоговым сочинением

В требованиях к итоговому сочинению указано, что вы должны привести как минимум один аргумент из литературного материала. Этот критерий является одним из основных: если нет примера из литературы, вы получите незачёт.

Здесь поможет «Игра престолов» (смотрели её, кстати?). Можете приводить в пример события до третьего сезона включительно. Идеально — события первого сезона: они практически идентичны тому, что происходит в книгах. Только помните, что это не одна книга, а цикл романов. И не «Игра престолов», а «Песнь льда и огня».

Аргументы на любой вкус. Спасибо, Джордж!

В итоговом сочинении хотя бы один аргумент должен быть из литературы, но необязательно художественной — статьи, научные публикации, мемуары тоже подойдут. Если же вы совсем не любите читать, выбирайте фильмы и сериалы, которые достоверно передают описанное в книге. Скажем сразу: найти такое не так уж и просто. Легче и быстрее начать читать.

Вот вы мне скажете, что можно, а я за это 0 баллов получу

Бояться, что что-то пойдет не так, совершенно нормально. Результат экзамена влияет на поступление — а значит, и на ваше будущее. Вот какие есть варианты в этом случае.

1.

Вы привели оба аргумента из сериалов, а по этому критерию всё равно получили ноль баллов. Подумайте, насколько корректно использованы примеры. Не ошиблись ли вы в имени персонажей? Соответствуют ли аргументы проблеме текста? Если вы уверены, что всё было в порядке, то смело подавайте на апелляцию.

2.

Вам вообще не хочется связываться с апелляционной комиссией. Тогда начинайте читать тексты уже сейчас. Не доверяйте банкам литературных аргументов и кратким содержаниям: это быстро забудется, и на экзамене вам нечего будет сказать. Если нет времени читать большие произведения, обратитесь к рассказам. Чтобы сделать подготовку эффективной, воспользуйтесь нашим шаблоном для конспектирования прочитанного. Так вы научитесь выделять в текстах то, что потребуется на ЕГЭ, и лучше запомните персонажей.

3.

Ну, вы помните. «Игра престолов».

Какие бы аргументы вы ни приводили, делайте это грамотно. Тогда шанс получить высокий балл будет гораздо выше. В помощь — наша памятка.

Как правильно приводить аргументы

  • Подбирайте сильные примеры.
    Представьте, что вам нужно переубедить человека с противоположной позицией. Если он считает, что природой надо пользоваться, а не беречь её, ваши воспоминания о прогулках по паркам в детстве не помогут ему сменить точку зрения (в другом месте погуляете).
  • Используйте только те аргументы, в которых уверены.
    Если вместо книги прочли краткое содержание, лучше приведите аргумент из сериала, фильма или собственного опыта.
  • Не пересказывайте весь сюжет.
    Описывайте только то, что важно для подтверждения вашей позиции по этой проблеме. Для перепроверки задавайте себе вопрос: «Что именно в этом примере может убедить другого согласиться с моей позицией?».
  • Конспектируйте прочитанное (и просмотренное)
    , чтобы не потерять балл за фактические ошибки и сделать подготовку более эффективной. Не забывайте писать полное имя автора (или хотя бы инициалы) и правильно определять жанр произведения.

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

  1. Объем итогового сочинения. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
  2. Самостоятельность написания итогового сочинения. Никаких шпаргалок и списываний у соседа. Можно использовать цитаты с обязательным указанием источника, но эти цитаты не должны быть больше вашей собственной работы. Если сочинение будет признано несамостоятельным, то вы получите «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом.

Если ваше сочинение самостоятельно и соответствует требуемому объёму — ура, его проверяют дальше. Здесь уже идёт проверка по пяти критериям:

  1. Соответствие теме (0-2 балла). «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы захотите порассуждать без использования литературных источников. Сюда же относится серьёзное искажение содержания книги либо простое её упоминание.
  3. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  4. Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  5. Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет».

Первый и второй критерии — обязательны для зачёта. Плюс к ним нужно получить дополнительный зачёт по одному из критериев — №3 или №4.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько критериев оценивания работы:

  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива: самостоятельные, нешаблонные мысли, неожиданные и убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, оригинальные наблюдения, интересная логика рассуждения. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Можно ли приводить аргументы из зарубежной или современной литературы?

Да, можно. На сайте ФИПИ написано, что подразумевается под «литературным материалом»:

Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.

Очевидно, что совершенно не обязательно брать примеры из романов или рассказов. Можно взять за основу статьи из журналов, которые Вы читаете, если, конечно, Вы помните автора, название СМИ и статьи, номер выпуска. Также можно привести аргумент из современных или зарубежных книг, которые Вам известны. Но не забывайте о том, что все примеры должны соответствовать теме.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны поступления в вуз в течение 4 лет, следующих за годом написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения как допуск к ИГА бессрочны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Где можно использовать результаты сочинения?

Итоговое сочинение не совсем бесполезно, как считают многие школьники. Некоторые вузы учитывают его при поступлении и дают дополнительно до 10 баллов к общей сумме баллов за ЕГЭ. С чем это связано? С введением единого государственного экзамена многие вузы перестали проводить вступительные испытания для абитуриентов, что лишило их возможности оценить общий уровень развития подростков. Такой информации не дает ЕГЭ, предлагающий задания в тестовой форме. При учете результатов итогового сочинения вузы пользуются своей системой оценивания, максимальный балл которой составляет 10. В последнее во многих вузах это испытание учитывается в качестве личных достижений абитуриентов наряду с золотой медалью и результатами ГТО. Так что выпускникам следует заранее уточнить эту информацию в вузе.

Мы постарались очень подробно ответить на волнующие выпускников 11 классов вопросы. Если же у вас после прочтения остались какие-то неясности, напишите в комментариях к статье. Мы обязательно ответим на все вопросы и поможем преодолеть трудности!

Что нужно сделать, чтобы получить зачет? Каков минимум?

Сочинение, претендующие на зачет, должно отвечать четырем самым главным требованиям:

  1. Соответствие теме. Вы должны писать только о том, что обозначено в теме, и дать четкий аргументированный ответ на поставленный вопрос.
  2. Аргументация. Нужно привести два аргумента, которые соответствуют теме и раскрывают ее. Книги могут быть не только из школьной программы.
  3. Объем — более 250 слов.
  4. Работа должна быть самостоятельной, то есть Вы не можете списать ее с интернета. Некоторые работы проверяются на антиплагиате.

Откуда можно брать аргументы для итогового сочинения по литературе

Текст: Ольга Лапенкова

В декабре 2021-го одиннадцатиклассникам предстоит сдать итоговое сочинение, которое служит допуском к другим испытаниям: ЕГЭ — и, соответственно, вступительным в вузы. Получить зачёт за эту работу не так уж сложно — намного легче, чем «выбить» высокий балл на заключительных экзаменах. Но пренебрегать подготовкой всё-таки не следует: как минимум за месяц до «дня икс» стоит изучить тематические направления, предложенные Министерством образования, а также подумать, как могут звучать примерные темы — и что вы будете писать, если они вам попадутся.

Напоминаем, что ваша работа должна состоять из трёх частей:

  • • введения;
  • • основной части;
  • • заключения.

Каждая из них должна быть написана с красной строки, а основную часть лучше «собрать» из трёх-четырёх абзацев. Не обязательно, но крайне желательно приводить примеры-иллюстрации, то есть упоминать книги, спектакли и фильмы, герои которых решают схожие проблемы, — и, не слишком увлекаясь пересказом, объяснять, к какой мысли приводит читателя либо зрителя тот или иной автор.

Многие считают итоговое сочинение не более чем формальностью, однако тем, кто поступает на творческие специальности, оно может добавить пару-тройку баллов — вдобавок к тем, которые ученики получат на ЕГЭ. Остальным же советуем отнестись к подготовке не как к рутинной обязанности, но как к лишнему поводу узнать что-то интересное.

Вот какие направления для итогового сочинения предлагают школьникам в 2021 году:

  • • «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»;
  • • «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»;
  • • «Преступление и наказание — вечная тема»;
  • • «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»;
  • • «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина».

Попробуем представить, каких размышлений ждут от одиннадцатиклассников эксперты.

1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная)»

Поговаривают, что царь Соломон, правивший Израильским царством в Х веке до н. э., не расставался с кольцом, на котором была выгравирована надпись: «И это пройдёт». Всё в жизни меняется — и в этом наше спасение, но также и наказание. С одной стороны, если бы каждый день был как две капли воды похож на предыдущий, жить было бы ужасно скучно. С другой — кто знает, что нас ждёт за новым поворотом? Дорога жизни порой заводит в тупик, откуда можно выйти, только пожертвовав чем-то ценным…

Дожить до седин, ничего не потеряв и не совершив ни одной ошибки, попросту невозможно. Недаром пословица гласит: «Знал бы, где упаду, — соломку бы подстелил». Но одно дело, когда речь идёт о капризах судьбы, другое — если нам предстоит совершить осознанный выбор. Как найти друзей, любимого человека, хобби, профессию по душе? Цена поспешного решения может быть слишком велика — но не правда ли, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает?

Примерно такие вопросы могут поставить перед будущим выпускником труженики из Министерства образования. Впрочем, нельзя исключать и того, что вам попадётся более простая тема — о дороге в прямом смысле этого слова: вас могут расспросить о самом интересном и счастливом путешествии — и о том, где бы вы хотели побывать.

2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Фраза «современные технологии» звучит из каждого утюга. Кто-то радуется, что теперь найти книгу или фильм, созвониться с другом и даже «сходить» на собеседование можно за считанные мгновения; кто-то трепещет перед новыми опасностями — от «банального» мошенничества, когда вам звонят незнакомцы, которые представляются сотрудниками техподдержки, до потенциального восстания роботов. Но, думается, компьютеры — по крайней мере в начале XXI века — не более чем средство, а как его использовать, зависит от человека, в чьих руках оно оказалось.

Времена, когда положение человека в обществе зависело только от того, насколько влиятельны его предки и сколько средств находится в его распоряжении, давно прошли. Ещё в первой половине XIX века один из самых влиятельных людей Англии, банкир Н. Ротшильд, сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сам Ротшильд в 1815 г. при помощи голубиной почты — умные и маневренные пташки тогда стоили целое состояние — первым узнал, что Наполеон Бонапарт проиграл сражение при Ватерлоо. Это позволило ему провернуть хитроумную махинацию на лондонской финансовой бирже и стать обладателем огромного состояния.

Но возникает другой вопрос: как в эпоху фейков и пранков отличить достоверную информацию от чьей-то искусной выдумки? Мы должны быть очень осторожными, чтобы наши личные данные не стали добычей недоброжелателей, — или не пользоваться интернетом вообще. Да и вообще, все эти компьютерные штучки… Сериал «Чёрное зеркало» все смотрели?

3. «Преступление и наказание — вечная тема»

Это направление отсылает к программному роману Ф. М. Достоевского — истории о студенте из обедневшего дворянского рода, который мечтал получить уважаемую профессию, чтобы его семья — пожилая мама и сестра, подрабатывающая гувернанткой, — больше ни в чём не нуждалась. К сожалению, Раскольников не смог, как сказали бы в наше время, совмещать учёбу с работой; молодого человека отчислили, и тот, погрузившись в уныние, остался жить в съёмной комнате — и вынашивать планы мести старухе-процентщице, которой он за смешные деньги уступил немногочисленные фамильные сокровища, в том числе часы покойного отца. А тут ещё известие о том, что сестра, самоотверженная Дуня, хочет выйти замуж за богатого человека — и только чтобы иметь возможность помогать маме и ненаглядному братцу Роде…

Чем всё заканчивается — а точнее, только начинается, — мы знаем: Раскольников убивает старуху-процентщицу, а также её ни в чём не повинную сестру Лизавету, которая не вовремя приходит домой. Однако вот что важно: Родион Романович совершает преступление не в тот же день, когда ужасная мысль приходит ему в голову, а спустя полгода. Так где же грань между «нехорошей» мыслью — и поступком, последствия которого нельзя исправить? Раскольников до последнего сомневается, сумеет ли убить Алёну Ивановну, — но не стал ли он преступником в тот самый момент, когда разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»?

Это направление, впрочем, не значит, что вам придётся рассуждать именно о романе Ф. М. Достоевского. Даже наоборот: про несчастного петербургского студента будут писать тысячи школьников, так что лучше запастись более оригинальными аргументами. Какими —с радостью подскажем!

4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня»

На первый взгляд, это самое простое направление: здесь только и требуется, что рассказать о любимом романе или музыкальном альбоме, впечатлившей вас театральной постановке или кинокартине. Но даже в таких случаях нужно понимать, как построить сочинение, чтобы введение просто и понятно обозначало, о чём вы поведёте речь, в основной части предмет был рассмотрен с разных сторон, а заключение содержало краткий пересказ всего написанного выше — и, конечно, небольшую мораль, которую вам важно донести до читателя-эксперта.

Первый порыв школьника, выбирающего это направление, — как можно подробнее пересказать любимый роман или сериал, «рассыпать» кучу любопытных фактов о писателе (либо, если юный автор выбирает постановку или кино, — о режиссёре и актёрах). Но помните: количество не равно качеству! Вы должны не только доказать, что внимательно читали/слушали/смотрели то или иное произведение, но и объяснить, почему именно оно запало вам в душу, в чём заключается его художественная ценность — и чему мы можем научиться у того или иного персонажа.

Конечно, далеко не все модные новинки призваны донести какую-то глубокую мысль; есть и сугубо развлекательные произведения — то, что называется массовой культурой. Например, такова — да простят нас фанаты — фэнтези-сага «Песнь льда и пламени» Дж. Р. Р. Мартина, которая легла в основу недавно отгремевшего сериала «Игра престолов». Ничего плохого в таких произведениях нет: все мы нуждаемся в отдыхе, а когда наступили долгожданные выходные — не плевать же в потолок! Но писать про Старков и Ланнистеров в итоговом сочинении, сами понимаете, нужно с осторожностью.

5. «Кому на Руси жить хорошо — вопрос гражданина»

А вот это по-настоящему сложное направление — но оно же, пожалуй, и самое интересное. Чтобы такого придумать, чтобы россиянам жилось лучше? Понятно, что личные проблемы никто не отменял, — и всё-таки: каких законов и общественных инициатив нам не хватает? Некоторые варианты лежат на поверхности: повысить зарплаты работникам в регионах; открыть побольше детских садов, школ и больниц; отремонтировать дороги, уделить больше внимания охране памятников архитектуры и природных заповедников. Но, может, у вас есть конкретные предложения?

Наверняка вы хотя бы раз проводили лето у дедушек и бабушек, в деревне или на даче. Вспомните: с какими трудностями сталкиваются местные жители? В частности, нет ли у них проблем с электричеством и отоплением? А как они готовят? Наверняка на газовых плитах. Если так, то газ либо «заводят» в загородный дом — а стоит такое удовольствие немало, — либо привозят в баллонах со станции, причём располагаться таковая может за десятки километров от садового товарищества…

А что у нас с экологией? Казалось бы, чем дальше от столицы живут люди, тем ближе они к природе. Однако воздух и грунтовые воды во многих населённых пунктах отравлены выбросами местных предприятий. Согласно данным Роспотребнадзора, в России сейчас как минимум 48 городов, жить в которых опасно для здоровья… Как привлечь внимание властей к этим проблемам? И пусть сила заключается не в словах, а в делах, — предложить свои варианта ответов в итоговом сочинении лишним не будет.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

  • Откуда знаешь как пишется
  • Откуда докуда как пишется
  • Откуда звонил слон в сказке телефон
  • Откуда взят эпиграф к рассказу тоска
  • Откуда взялся мальчик с пальчик в сказке