Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза тема: гласные

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма и чтения,
обусловленные с неформированностью навыка анализа и синтеза

Тема:

Гласные буквы I и II ряда.

Цель:

уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

Задачи:

1)
познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;
2)
развивать фонематическое восприятие;
3)
развивать навыки языкового анализа и синтеза;
4)
учить делать выводы, слушать и понимать других;
5)
развивать память, внимание и мышление.

Ход занятия.

1.
Оргмомент.
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Звуков. На чем можно отправиться в
путешествие? (примерные ответы детей: на машине, автобусе, на самолете и т.д.)
А мы будем путешествовать га воздушном шаре. Чтобы на шар поднялся в воздух,
мы должны выполнить упражнения (выполнение мозговой гимнастики):
— «Ленивая восьмерка» (чертим в воздухе лежачую восьмерку левой рукой, затем –
правой, затем –вместе обеими).

«Перекрестные
движения»
(касание
кистью
или
локтем
противоположенное
колено или ступню)
— «Колечко» (пальцами правой руки, затем – левой, вместе).
2. Повторение.
— Итак, мы полетели в страну звуков. Чтобы приземлиться, нам нужно ответить на
вопросы:
— На какие две группы делятся все звуки в русском языке? (гласные и согласные)
— Какие звуки произносятся без преграды? (обозначаем красным цветом).
— Какие с преградой? (обозначаем синим или зеленым).
— Чем отличается звук от буквы?
Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
3. Объяснение новой темы. Логопед рассказывает сказку. Параллельно ведется
запись в тетрадях и используется).
— Итак, в Стране звуков объявлен бал. Собрались звуки в разных залах. В одном
веселятся согласные звуки, а в другом – гласные. Вспомните, какие гласные звуки
бывают. Слева в столбик записываем гласные звуки
[а], [о], [у] [э] [ы].

Только
[и]

решил постоять в стороне (в правый столбик на уровне
[ы]

).

Гласным звукам немного было скучно, потому что их было мало. Это заметил
звук
[й]

и решил их развеселить (дать характеристику звука
[й]

– согласный,
звонкий, мягкий).

[Й]

пригласил на танец звук
[а]

(запись
[йа]

ЯЯЯЯЯ

. Получилась буква
Я

(запись в правом
столбике
[йа]= я).

[Й]

пригласил на танец звук
[о]

(запись
[йо]

). Стали они кружится все быстрее
и быстрее, и все гости услышали
ЁЁЁЁЁ

. Получилась буква
Ё

(запись в правом
столбике
[йо]= ё).

[Й]

пригласил на танец звук
[у]

(запись
[йу]

). Стали они кружится все быстрее и
быстрее,
и
все
гости
услышали
ЮЮЮЮЮ

.
Получилась
буква
Ю

(запись в
правом столбике
[йу]= ю).

[Й]

пригласил на танец звук
[э]

(запись
[йэ]

). Стали они кружится все быстрее и
быстрее, и все гости услышали
ЕЕЕЕЕ

. Получилась буква
Е

(запись в правом
столбике
[йэ]= е).

А вот танец со звуком
[и]

не получился, и он остался один (
[и] = и).

Звуки
[йа]

обозначают буквой
Я

. Когда читаем букву
Я,

слышим два звука.
Звуки
[йо]

обозначают буквой
Ё

. Когда читаем букву
Ё,

слышим два звука.
Звуки
[йу]

обозначают буквой
Ю

. Когда читаем букву
Ю,

слышим два звука.
Буквы Я, Ё, Ю, Е, И –гласные2 ряда.
Звуки
[а], [о], [у] [э] [ы]

тоже обозначаются буквами (запись
[а]= а, [о]= о, [у]= у,

[э]= э,

[ы]= ы).

Буквы А, О, У. Э, Ы – гласные 1 ряда.
4. Физкультминутка.
Мы ногами топ-топ, (топаем)
Мы руками хлоп-хлоп, (хлопаем)
Мы глазами миг-миг, (мигаем)
Мы плечами чик–чик! (пожимаем плечами)
Раз присели, два – привстали, (соответствующие движения)
Руки кверху все подняли,

Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.
5. Развитие фонематического восприятия.
Гласные буквы приготовили для нас задания.

1 задание

. Записать первую букву слов. Какой звук обозначает гласная букв?

Аист, огурец, укроп, юла, индюк, якорь, ёж, экскаватор, ежевика.

Запись в тетрадях:
[а] [о] [у] [йу] [и]
йа] [йо] [э] [йэ]
А О У Ю И
Я Ё Э Е

2 задание

. Игра «Скажи наоборот». Логопед бросает мяч и произносит слог МА.
Ребенок должен ответить МЯ и вернуть мяч.
— Запиши слоги парами с гласными I и II ряда (МА-МЯ).
— Прочитайте слоги первого столбика. Как звучит согласный? (твердо). Гласные I
ряда
дают
команду
согласным
быть
твердыми.

Подчеркните
согласные
определенным цветом (синим).
— Прочитайте слоги второго столбика.Как звучит согласный? (мягко). Гласные
II
ряда
дают
команду
согласным
быть
мягкими.

Подчеркните
согласные
определенным цветом (зеленым).
6. Разминка для глаз.
— Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (повторить 5 раз);
— Быстро поморгать;
— Следить за движущемуся к носу указательным пальцем, затем отвести палец.
7. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Гласные хотят с нами поиграть.

Первая игра «Посели в домик».

Каждый предмет должен поселиться в свой
домик. Например: слова, где пишется буква
А

, вселяются в избушку с буквой
А

и
т.д.

Запись в тетрадях: А — бант, шар. У – гусь, жук. О – волк, слон. Ы – сыр, мышь.

Вторая

игра

«Загони

ворота».

Поставь между буквой М и Л данные
гласные буквы.
— Какие слова получились? (мал, мял, мел, мёл, мул).
Прочитайте
стихотворение,
вставляя
пропущенные
слова.
Сравните
слова
по
значению, по произношению. Запишите звуковой анализ слов (мал — [м,ал]).
— Придумайте предложения с данными словами. Одно из них запишите (Мой брат
слишком мал.)
8. Итог занятия.
— Назовите гласные I ряда, гласные II ряда.
— Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько букв?
— Помогите закончить предложения:
Если согласный звучит твердо, то пишем …

Если согласный звучит мягко, то пишем …
Молодцы! Теперь гласные буквы всегда будут с нами дружить. И на этом наше
путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся в класс.
9. Релаксация.
— Если занятие вам понравилось и все было понятно, рисуем смайлик с улыбкой.
— Если осталось что-то непонятным, то рисуем серьёзного смайлика, а если не
понравилось многое не поняли, то грустного смайлика.

Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Графическая схема предложения. Проверка слов с безударными гласными в корне. Звуко-слоговая схема слова и другие важные темы, в которых учащиеся допускают много специфических ошибок на письме и в устной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

Анализ звукового состава слова. Условные графические обозначения.

Звуки и буквы.

  1. Условные графические обозначения звуков:

— (красный кружок) – гласный звук;

— (синий кружок) – согласный твёрдый звук;

— (зелёный кружок) – согласный мягкий звук.

  1. Знать:

а) Чем отличается звук от буквы? –

звук
мы слышим и произносим, он не всегда совпадает с написанием буквы в слове;

букву
мы пишем и видим (читаем глазами), её можно потрогать, обвести, срисовать.

б) В русском языке
10 гласных букв
(гласные первого ряда – А, О, У, Э, Ы

Гласные второго ряда – Я, Ё, Ю, Е, И),

Буквы А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И являются
парными.

21 согласная буква
(Б, В, Г, Д, З, Ж, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и ещё две особенные буквы – это Ь и Ъ.

Все
звуки
русского языка
делятся на две группы
:

ГЛАСНЫЕ

(их шесть: а о э у ы и)

произносятся свободно, без преграды во рту, можно петь, тянуть.

Гласные образуют слоги
.

Гласные Я, Е, Ё, Ю могут обозначать

один звук:
(я — [а], е — [э],

ё — [о], ю – [у])

После мягких согласных (белка — [б элка])

И
два звука:
(я – [йа],

е — [йэ], ё – [йо], ю — [йу]) в начале слова (ёлка — [йолка]),

после гласной (баян — [байан]),

а также после Ъ и Ь (вьюнок — [в йунок], съел — ).

СОГЛАСНЫЕ

(их очень много) –

произносятся с преградой во рту (в виде губ, зубов, языка)

Могут быть
твёрдые
или
мягкие:

твёрдые

перед
гласными первого ряда

(А, О, У, Э, Ы), и ещё запомни —

Ш, Ж, Ц –
всегда
твёрдые. (Например:
л
ук – звук
л
звучит твёрдо, потому что он стоит перед
У
– гласным первого ряда,
ш
ина – звук
ш
всегда звучит твёрдо)

мягкие

перед
гласными второго ряда

(Я, Ё, Ю, Е, И и Ь), и ещё запомни –

Й, Ч, Щ —
всегда
мягкие. (Например:
л
юк – звук
л
звучит мягко, потому что стоит перед
Ю
– гласным второго ряда;
ч
а
щ
а — звуки
ч
и
щ
будут всегда звучать мягко).

Все остальные согласные, кроме Ш, Ж, Ц, Й, Ч, Щ — могут быть как твёрдыми, так и мягкими.

Согласные могут быть
звонкими
или
глухими
(отличаются работой голосовых связок — при произнесении звонкого согласного голосовые связки работают (вибрируют), а при произнесении глухих – голосовые связки сомкнуты и не вибрируют. Звонкость или глухость — это постоянный (неизменный) признак, т.е. один и тот же звук не может быть и глухим и звонким

Шесть пар звуков различаются по звонкости – глухости и называются
парные согласные – Б — П, В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш.

очка –
п
очка,
в
он –
ф
он,
г
ость –
к
ость,
д
ом –
т
ом,
з
уб –
с
уп,
ж
ар –
ш
ар)

Слово. Предложение.

Графическая схема предложения.

Знать:

1) Графические обозначения: ______________________
.
— предложение (длинная полоска)

Слова (короткие полоски)

Слоги (коротенькие полоски)

Звуки.

  1. Слова делятся на части (слоги);
  2. Слоги делятся на звуки. В слоге обязательно есть
    гласный звук
    и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука;
  3. слово отличается от слога, звука тем, что имеет значение;
  4. уметь определить, назвать: слово (папа), слог (па), звуки (п, а);
  5. мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
  6. уметь сосчитать количество и порядок слов в предложении (включая предлоги и союзы). Например: Таня купила яблоко. 1-е слово – Таня, 2-е – купила, 3-е – яблоко. Заяц бежал по лесу. 1-е слово – Заяц, 2-е – бежал, 3-е – по, 4-е – лесу.
  7. Есть короткие слова (предлоги), которые нужно писать раздельно с другими словами –

На, — под, — к, — из, — над, — из-за, — из-под (некоторые состоят из двух частей) и др. Пред логи соединяют слова в предложении и говорят о расположении предметов в простран стве.

9) При анализе предложения считаем и длинные и короткие слова (предлоги, союзы)

Коля пьёт сок. (3) Коля пьёт сок из стакана. (5).

10) Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка (или другие знаки пре пинания, в зависимости от цели высказывания). Предложение, в отличие от слова или словосочетания, несёт в себе законченную мысль.

Программа списывания готового предложения.

  1. Читаем предложение для того, чтобы запомнить, как оно написано. Цель: списать его без ошибок.
  2. Читаем слова так, как они написаны (орфоэпическое чтение), чтение целого предложения с выявлением его графического оформления в виде большой буквы, знака в конце, наличия знаков препинания: запятых, тире, двоеточия и т. п.
  3. Делим предложения на части для списывания (на слова или сочетания «предлог + слово с ним связанное»). Например:
    «На полу/ валялась/ шляпа.»

Или делим на словосочетания из двух слов:
«Мама налила / в кастрюлю/ горячую во — ду.»
Когда усвоили способ деления на слова или словосочетания из двух слов, учимся делить предложения на словосочетания из трёх слов (или четырёх – с предлогом) –
«На лесной полянке / стояли четыре волчонка.»

  1. Разделите предложения на удобные вам части (в зависимости от того, сколько слов вы сможете запомнить, чтобы не допустить в них ошибок).
  2. Читаем по слогам ту часть, которую будем списывать, с просматриванием каждой буквы и орфографическим проговариванием (как слово написано по правилам) каждого звука.
  3. Повторяем прочитанную часть «для себя», с концентрированием внимания на чётком проговаривании.
  4. Записываем часть предложения с орфографическим проговариванием, не глядя на образец (можно закрыть его листком), а пользоваться только памятью.
  5. Проверяем написанное предложение по частям, сопровождая орфографическим чтением каждой части в образце и в своей записи. При необходимости дополнительно проверяем знаки препинания.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ

1. Ищем случайные ошибки

«Проверь свою работу»

(Первая проверка)

  1. Не пропустил ли ты букву?
  2. Не добавил ли лишнюю букву?
  3. Не написал ли вместо одной буквы другую?
  4. Правильно ли ты изобразил каждую букву?
  1. Ищем орфографические ошибки

«Проверь свою работу»

(Вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

  1. Не словарное ли это слово?
  2. Есть ли в слове орфограммы? Какие?
  3. Обозначь опасные места.
  4. Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. Проверка предложений

«Проверь свою работу»

(Третья проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с первого:

  1. Не пропустил ли ты слово?
  2. Не написал ли лишнее слово?
  3. Как написаны предлоги и союзы?
  4. Правильно ли слова связаны друг с другом? (проверь окончания)
  5. Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
  6. Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты – молодец!

  1. ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ТЫ ПОСТАРАЛСЯ НАЙТИ ВСЕ ОШИБКИ САМ!

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

ЗАПОМНИ, ВЫУЧИ:

Перед А О У Э Ы – все согласные ТВЕРДЫ,

Перед Я Ё Ю Е И – все согласные МЯГКИ.

СМОТРИ

В КОРЕНЬ
грибок — гриб

ОТКУДА СЛОВО
В слове
морской

Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ
Для проверки слова
гора

СЛОВА
Измени форму слова:
гора – горы
.

Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ
Для проверки слова
удаль

РОДСТВЕННИКОВ
удаленький
.

Проверка завершена.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

СМОТРИ
выделить корень, и проверка завершена:

В КОРЕНЬ
грибок — гриб

ОТКУДА СЛОВО
В слове
морской
корень не является понятным словом, но произош-

ПРОИЗОШЛО?
ло оно от слова
море
.

Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ
Для проверки слова
гора
первые два способа не помогают.

СЛОВА
Измени форму слова:
гора – горы
.

Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ
Для проверки слова
удаль
предыдущие способы не подходят.

РОДСТВЕННИКОВ
Подбираем родственное слово –
удаленький
.

Проверка завершена.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, не обязательно перебирать в уме все родственные слова. Иногда достаточно просто

СМОТРИ
выделить корень, и проверка завершена:

В КОРЕНЬ
грибок — гриб

ОТКУДА СЛОВО
В слове
морской
корень не является понятным словом, но произош-

ПРОИЗОШЛО?
ло оно от слова
море
. Проверка завершена.

ИЗМЕНИ ФОРМУ
Для проверки слова
гора
первые два способа не помогают.

СЛОВА
Измени форму слова:
гора – горы
. Проверка завершена.

ИЩИ ДРУГИХ
Для проверки слова
удаль
предыдущие способы не подходят.

РОДСТВЕННИКОВ
Подбираем родственное слово –
удаленький
.

Проверка завершена

Памятка – рассуждение «Звуко-слоговая схема слова»

Звуко-слоговой анализ слова – это когда в слове определяется последовательность и наличие слогов и звуков в устном плане. В ходе рассуждений рисуется схема слова, где используются графические обозначения: прямоугольник – слово, разделён вертикальными полосками по количеству слогов, где расположены кружки разного цвета – звуки.

Как правильно обозначить звуки и какие звуки бывают?

Звуки бывают 2 видов – согласные и гласные.

Характеристика гласных – ударные и безударные, гласные 1 ряда (А О У Э Ы, гласные 2 ряда (йотированные – Я Ё Ю Е и звук И).
Ошибка детей говорить на гласные 2 ряда, что они мягкие – твёрдые и мягкие бывают только согласные!

Характеристики согласных – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Обозначаем звуки:

О – красный кружок —
гласные
(А О У Э Ы, Я Ё Ю Е И)

А О У Э Ы – указывают на твёрдость
впереди стоящего
согласного,

Я Ё Ю Е И, Ь – указывают на мягкость
впереди стоящего
согласного.

О – синий кружок —
согласные твёрдые
(стоят перед гласными А О У Э Ы или перед другими согласными звуками, всегда твёрдые – Ш Ж Ц)

О – зелёный кружок —
согласные мягкие
(стоят перед гласными Я Ё Ю Е И и буквой Ь, иногда перед согласными звучат мягко (гво
з
дь, го
с
ть), всегда мягкие – Ч Щ Й)

Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков, поэтому кружками не обозначаются.

Правило слогового деления
– в каждом слоге есть свой гласный – поэтому –
Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Приступаем к рассуждению над словом и схеме:

Это слово СНЕЖИНКА. (в ходе рассуждения рисуем схему)

1) Чтобы определить количество слогов, мы его отхлопаем – СНЕ – ЖИН – КА – 3 слога. Прямоугольник делим на 3 части.

2) первый слог – СНЕ. Он состоит из звуков:

С
– согласный, глухой, звучит твёрдо – обозначу синим кружком.

Н
– согласный, звонкий, звучит мягко, так как после него звук Е (или он стоит перед Е) – обозначу зелёным кружком.

Е
– слышится И, пишем Е (проверить СНЕГ) – гласный (безударный) – обозначу красным кружком.

3) второй слог – ЖИН, состоит из звуков:

Ж
– согласный, звонкий, всегда твёрдый – синий кружок.

И
– слышится Ы, пишем И после Ш, гласный (ударный) – красный кружок.

Н
– согласный, звучит твёрдо – синий кружок.

4) третий слог – КА, состоит из звуков:

К
– согласный, глухой, твёрдый, обозначу синим кружком.

А
– гласный – обозначу красным кружком.

Теперь звуки обозначим буквами и проверим слово

С
Н Е Ж И Н К А

Разделы:


Начальная школа

  • Активизация внимания детей, подготовка к
    предстоящему занятию, ориентировка на тему
    занятия и актуализация соответствующей лексики.
  • Упражнять в обозначении мягкости согласных при
    письме посредством гласных второго ряда.
  • Коррекция процессов памяти, внимания.
  • Воспитание навыка общения, ответа на вопрос,
    контроля над собственном поведением.

Оборудование:

Таблица с гласными
первого и второго ряда; таблица слогов; карточки
для самостоятельной работы; цветные карандаши;
мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития
мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию.

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Ребята перед вами доска с липкой лентой и
коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на
доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно
справились заданием.

  1. Повторение раннего пройденного материала.

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные
первого и второго ряда. (Обращаем внимание
детей на таблицу гласных)
.Скажите, пожалуйста,
как образуются гласные второго ряда?(йотированный
согласный + гласный звук).

Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е;
Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции
и различие по написанию). Ребята, эти гласные
называются парными гласными и чтобы не путать их
на письме, мы с вами будем учиться их различать.

  1. Сообщение нового материала.

На нашем занятии мы научимся различать парные
гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго
ряда — волшебные, они делают мягким согласный.
Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте
прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и
т.д.), попарно с гласными первого, затем второго
ряда.





М А О Э У Ы Н А О Э У Ы
Я E Е Ю И Я E Е Ю И

(При повторном чтении обращаем внимание на
изменении звучания согласного от соседства
гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда
после него идет гласный второго ряда?(Согласный
становится мягким).

Я предлагаю вам немного поиграть.

  1. Игра «Волшебный мяч».

(Упражнение в слухопроизносительной
дифференциации твердых и мягких и мягких
согласных).

Ребята, я буду называть вам твердый вариант и
при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант
и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по
очереди).

  • изолированно.

Б-Б»; В-В»; Г-Г»; Т-Т»; Д-Д» и т.д..

А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а
я твердый.

  • Б-Б»; В-В»; Г-Г»; Т-Т»; Д-Д»; и т.д.
  • в слогах (перекидывая мяч).
  1. Работа в тетради

Диктант слогов.

Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в
один столбик слоги содержащий мягкий согласный,
а в другой твердый.

СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ,
ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).

Посмотрите на доску, перед вами написаны пары
слов. Прочитаем их в слух.

МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.

Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите,
одинаково ли они по написанию, по произношению, и
по значению? Обратите внимание на первые
согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а
где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с
помощью цветных карандашей отметим мягкий и
твердый согласный.(Синим – твердый, красным-
мягкий).

МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.

Молодцы, а теперь немного отдохнем.

  1. Физминутка.

Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх
делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5
раз). Хорошо. А теперь под подвижную музыку
немного потанцуем.

Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги- вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.(Тоже
самое только с левой рукой).

Вот мы с вами не много отдохнули, а теперь
продолжим работу.

  1. Работа по карточкам.

Ребята перед вами лежат карточки с
предложениями, где в словах пропущены гласные.Вставьте их и цветными карандашами обведите
твердые и мягкие согласные.(мягкий- зеленым,
твердый- синим и красным гласный второго ряда).

Цветы у В…ли зав…ли. Л…ся л…бит л…к. Юр… был
р…д, что попал в первый р…д. У П…т… ут…т… , а у
В…т… кот…т…. Н…жно полить вишн….

Проверяем работу.

(Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад,
что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити
котята. Нужно полить вишню).

  1. Самостоятельная работа.

(Эта работа дается, если дети активно работали
на занятии, и осталось время, если нет, то задание
дается на дом).

Придумайте по три слова начинающийся на мягкий
согласный. Запишите их в тетрадь. Цветным
карандашом подчеркните мягкий согласный. (На
доске пишутся согласные буквы с которых
начинаются слова).

  • М- (пример: мяч, Миша, медведь).
  • Л- (пример: лев, лень, люди).
  • Д- (день, дело, дятел).
  • Т- (тень, тело, Тимофей).

С любым из слов составьте одно
предложение.(Пример: Миша играл в мяч).

  1. Итог занятия.

Давайте вспомним наши гласные первого и
второго ряда и еще раз их произнесем. Если
гласная второго ряда стоит после согласного, то
каким у нас будет согласный.?

Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно
поработали, были внимательными, активными, вы
меня очень порадовали. Большое вам спасибо!
Занятие окончилось. До свидание.

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

и звуки в русском языке

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Итак, в русском языке имеется десять гласных букв, а именно: о, и, а, ы, ю, я, э, ё, у, е. Во время их непосредственного произношения можно ощутить, как воздух беспрепятственно проходит через ротовую полость. При этом мы довольно отчетливо слышим свой собственный голос. Следует также отметить, что гласные звуки можно тянуть (а-а-а-а, э-э-э-э-э, и-и-и-и-и, у-у-у-у-у и так далее).

Особенности и букв

Гласные буквы являются основой слога, то есть именно они его организуют. Как правило, в русских словах столько же слогов, сколько и самих гласных. Приведем наглядный пример: у-че-ни-ки — 5 слогов, ре-бя-та — 3 слога, он — 1 слог, о-но — 2 слога и так далее. Бывают даже такие слова, которые состоят лишь из одного гласного звука. Обычно это междометия (А!, О!, У-у-у!) и союзы (и, а и проч.).

469880

Окончаниях, суффиксах и приставках — это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

469882

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] — [н’], [т] — [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые — [ж], [ш] и [ц] и мягкие — [й»], [ч»] и [ш»].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные — это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:

469879

Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки — [й»], [ч»] и [ш»].

* Семафор»

1) Ребенок проговаривает гласные с движениями рук:

«а» — руки вверх

«о» — руки вперед

«у» — руки в стороны

«э» — руки вдоль тела

«ы» — руки сложить в замок за спиной

«и» — руки сложить в замок на голове

2) Ребенок должен угадать гласные по движениям рук и записать
их красным цветом в таблице:

a. руки вверх, руки вдоль тела

b. руки вперед, руки в замок на голове

c. руки сложить в замок за спиной, руки в стороны

d. руки вперед, руки вдоль тела, руки сложить в замок за спи­
ной

e. руки в стороны, руки сложить в замок на голове, руки впе­
ред

f. руки вдоль тела, руки вверх, руки в замок на голове

1) Ребенок самостоятельно заполняет таблицы с пропущенными
гласными буквами красным цветом. Кружок (О) перед гласными пер­
вого ряда (а о у э ы) следует закрасить в синий цвет, они пишутся
после твердых согласных; кружок (О) перед гласными второго ряда
(я ё ю е и) надо закрасить в зеленый цвет, они пишутся после мягких
согласных (смягчают согласные). Задание можно выполнять с опорой
на схему и по памяти.

Слова с гласными второго ряда: я ё ю е и

3) В представленных выше словах ребенок закрашивает гласные
буквы красным цветом; согласную букву, стоящую перед гласными а
о у э ы, — синим цветом (обозначает твердый согласный звук); со­
гласную букву, стоящую перед гласными я ё ю е и, — зеленым цве­
том (обозначает мягкий согласный звук).

428 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 3. Гласные А-Я

1) Взрослый произносит слово (список слов приведен ниже) и
кидает мяч ребенку. Ребенок называет гласные звуки из этого слова и
кидает мяч обратно. Например, Ася — а-я.

2) Ребенок красным цветом вписывает гласные буквы «а-я» в
слова.

image156

Занятие 4. Гласные О-Ё «Игра в мяч»

1) См. занятие 3, задание 1.

2) См. занятие 3, задание 2.

Ищешь, что значит слово спутник? Пытаешься разобраться, что такое спутник? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «спутник» в словарях русского языка

Спутник это:

Спутник

Спу́тник — попутчик, товарищ в пути.

Соответственно женщина — Спу́тница.

Википедия

Спутник

I м.

1.Тот, кто вместе с кем-либо находится в пути, в дороге. отт. разг. Тот, кто постоянно находится рядом с кем-либо. отт. перен. То, что постоянно необходимо кому-либо, неразлучно с кем-либо.

2. перен.То, что сопутствует чему-либо, неразрывно связано с чем-либо. отт. То, что находится, произрастает, встречается вблизи чего-либо, вместе с чем-либо. II м.Небесное тело, движущееся вокруг какой-либо планеты, звезды.

Большой современный толковый словарь русского языка

Спутник

1. м.
1) а) Тот, кто вместе с кем-л. находится в пути, в дороге. б) разг. Тот, кто постоянно находится рядом с кем-л. в) перен. То, что постоянно необходимо кому-л., неразлучно с кем-л.
2) а) перен. То, что сопутствует чему-л., неразрывно связано с чем-л. б) То, что находится, произрастает, встречается вблизи чего-л., вместе с чем-л.

2. м. Небесное тело, движущееся вокруг какой-л. планеты, звезды.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Спутник

см. сопутье.

Словарь Даля

Спутник

космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцен трическую орбиту с помощью ракетных устройств Искусственный с. Земли (Луны, Венеры, Марса). Искусственный с. Солнца. спутник то, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь Улыбка — с. хорошего настроения. спутник тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь Веселый с. С. жизни (перен. : о муже). спутник небесное тело, обращающееся вокруг планеты Луна — с. Земли.

Словарь русского языка Ожегова

Спутник

космического объекта , тело (обычно меньшей массы), связанное с объектом силами тяготения и движущееся вместе с ним в космическом пространстве. Напр., спутники планет движутся вместе с планетами вокруг Солнца, планеты — спутники Солнца в его движении вокруг центра Галактики. — название искусственного спутника Земли, получившее распространение после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли (
1957).

Современный толковый словарь, БСЭ

Спутник

спутник

1. м.
1) а) Тот, кто вместе с кем-л. находится в пути, в дороге. б) разг. Тот, кто постоянно находится рядом с кем-л. в) перен. То, что постоянно необходимо кому-л., неразлучно с кем-л.
2) а) перен. То, что сопутствует чему-л., неразрывно связано с чем-л. б) То, что находится, произрастает, встречается вблизи чего-л., вместе с чем-л.

2. м. Небесное тело, движущееся вокруг какой-л. планеты, звезды.

Толковый словарь Ефремовой

Спутник

спутника, м.

1. человек, к-рый вместе с кем-н. совершает путь, путешествует. Мои спутники в вагоне оказались очень приятными собеседниками. || Тот, кто сопровождает кого-н. в жизни, совершает вместе с кем-н. жизненный. путь. О милых спутниках, которые наш свет своим присутствием для нас животворили, не говори с тоской: их нет, а с благодарностию: были. Жуковский.

2. перен. То, что сопутствует чему-н., находится или появляется вместе с чем-н. Тиф постоянный спутник голода. Ленин указывал, что войны – неизбежный спутник капитализма. История ВКП(б).

3. Небесное тело, обращающееся вокруг планеты (астр.). Луна – спутник земли. Спутники Юпитера.

4. Название нек-рых справочных книг, руководящих журналов и т. п. Журнал «Спутник агитатора». Справочная книга «Спутник электротехника».

Толковый словарь русского языка Ушакова

Спутник

– марка автомобиля, Россия (ВАЗ-
2109).

Словарь автомобильного жаргона

Спутник

Бюро международного молодёжного туризма, советская молодёжная туристская организация. Создана в

1958. Организует групповые туристские поездки зарубежной молодёжи в СССР и сов. молодёжи за границу и по Сов. Союзу. ‘С.’ — член Международного бюро по туризму и обменам молодёжи (БИТЕЖ) при Всемирной федерации демократической молодёжи и Международной конференции по студенческому туризму. ‘С.’ сотрудничает (
1975) с более чем 400 молодёжными, студенческими, туристскими, просветительными, культурными организациями 70 стран. В 1958-1974 в СССР по линии ‘С.’ принято 950 тыс. зарубежных туристов; около 3 млн. сов. девушек и юношей совершили туристские поездки по СССР и свыше 700 тыс. — в др. страны; свыше 550 тыс. чел. отдохнули в международных молодёжных лагерях ‘С.’ (крупнейшие на Черноморском побережье, на Кавказе, на Волге). Путешествия, организуемые ‘С.’, дают возможность ознакомиться с историей, традициями, культурой, экономическим развитием, природой СССР и др. стран. ‘С.’ осуществляет общеознакомительные, учебные и специализированные (для представителей различных профессий) поездки, направляет и принимает группы туристов для участия в фестивалях искусств и др. крупных национальных и международных культурных и спортивных мероприятиях, организует в СССР курсы рус. языка для зарубежной молодёжи. Б. Н. Рогатин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Спутник

спутник, -а

Полный орфографический словарь русского языка

Спутник

человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь, путешествует; попутчик; тот, кто сопровождает кого-нибудь в жизни, совершает вместе с кем-нибудь жизненный путь то, что сопутствует чему-нибудь, находится или появляется вместе с чем-нибудь небесное тело, обращающееся вокруг планеты по замкнутой орбите

Викисловарь

Где и как употребляется слово «спутник»?

Кроме значения слова «спутник» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «спутник».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «спутник» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «спутник»

Стресс стал постоянным спутником жизни не только жителя мегаполиса, но даже и обитателей, казалось бы, спокойных и тихих небольших городков и деревень.

Для незамужней девушки – выгодное замужество и верный спутник жизни.

Преступления, связанные с насилием, стали ужасными и постоянными спутниками жизни людей.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «спутник»

Синонимы к слову «спутник»:

  • попутчик
  • сопровождающий
  • луна

Антонимы к слову «спутник»:

  • звездолёт

Гиперонимы к слову «спутник»:

  • небесное тело
  • космический аппарат

Гипонимы к слову «спутник»:

  • гид
  • проводник
  • конвоир
  • луна
  • фобос
  • деймос
  • метида
  • титан
  • титания
  • харон
  • квазиспутник
  • искусственный спутник земли

Разбор слова «спутник»

Правильный вариант написания слова: отдыхаешь
 

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова отдыхаешь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: отдыхать (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Ты отдыхаешь под светлыми кущами. Сердце безгневно и взор твой лилеен В час, когда дебри покрыты бегущими, Поле — телами убитых ахеян.

Дни Турбиных (Булгаков)

Как устаешь там жить и как отдыхаешь душой здесь, в этой простой, несложной, немудреной жизни! Сердце обновляется, грудь дышит свободнее, а ум не терзается мучительными думами и нескончаемым разбором тяжебных дел с…

Ахилл и Одиссей. Гумилев. Читать стихотворение онлайн.

— Поверьте, господа, что душой отдыхаешь среди молодежи от всех этих житейских дрязг, — говорил он, придавая своему жесткому и порочному лицу по-актерски преувеличенное и неправдоподобное выражение растроганности.

Обыкновенная история (Гончаров)

Похожие слова

тянешься, ополаскиваешь, разгоняешь

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



6



0

По старым правилам существовал корень с чередующейся гласной «о», «ы» —

дох / дых / дыш.

Слова считались однокоренные: отдых, отдохнуть, отдохновение, вдохновение, вдохнуть, вдох, передохнУть, дохнУть (не путать со словом — дОхнуть), отдышаться, дышать.

Значение этих слов было такое: перевести дух, вздохнуть и набраться сил, восстановиться, восполнить энергию (после тяжёлой работы, усталости).

Со временем русский язык меняется, изменяются правила, значение слов становится другим.

Слова «отдых», «отдохнуть» — теперь имеют конкретное значение: «Проводить время вне работы».

Например: отдохнул (выспался в выходной, был в отпуске), культурный отдых (экскурсия), заслуженный отдых (пенсия), Дом отдыха и др.

Теперь надо чётко запомнить, что не проверяемые, безударные гласные «о», «ы» чередуются — дох / дых / дыш.

Правильно писать глаголы: отдОхну, отдОхнула, отдОхнуть.

В корне «отдОх» всегда пишется буква «О».

Разбор глагола «отдохнуть» в актуальных правилах русского языка выглядит так:

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Для примера, морфемный разбор существительного «отдых»:

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



6



0

Я сегодня ещё один вариант увидела во ВКонтакте, как пишут: «отдыхнуть».

Наверное, логично для того, кто написал это: отдых — отдыхнуть.

Но не все так просто в русском языке.

«Отдохнуть» — в этом глаголе корень «дох».

Родственные слова есть и с корнем «дох», и с корнем «дых», в корне гласные чередуются.

Примеры: отдыхаем, отдохнули.

Корня «дах» нет.

Нашла такое правило написания гласных в подобных корнях.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Таким образом, верно «отдохнуть», потому что в корне нет ударения и суффикс «н».

Он отдохнул. Она отдохнула. Они/мы отдохнули.

Он/она отдыхает. Они отдыхают. Мы отдыхаем.

Он/она отдохнёт. Они отдохнут. Мы отдохнём.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



3



0

Многие пишут не по правилам русского языка, а как слышится им. Например как в данном варианте ставят букву «а», что неверно. Слово «отдохнуть» будет у нас глаголом с корнем «дох». Увы, но в слове «отдохнуть» вторая гласная безударная и надо просто запомнить, что нужно писать букву «о», а не «а». Да и корень есть «дох», а не «дах». Соответственно правильно будет через «о», то есть отдОхнула, и отдОхну.

Примеры предложений с этими словами «отдохну» и «отдохнула»:

  • Я сейчас отдохну несколько часиков.
  • Она отдохнула перед вечерней сменой.
  • Я отдохну, а потом мы с тобой поедем на рынок.
  • Я отдохнула и мне стало полегче.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



3



0

Слова «отдохну», «отдохнула», «отдохнул» являются глаголом в будущем «отдохну» и прошедшем «отдохнула» времени.

Чтобы понять, какая буква пишется, «а» или «о», разберем по составу, посмотрим, к какой морфеме относится.

«Отдохну»: «ну» — суффикс, «отдох-» — корень.

«отдохнула»: «а» — окончание, «ну» — суффикс», «л», — суффикс, «отдох» — корень.

А в слове «отдых» корень — «отдых». В данном случае видим чередование гласных «о»/»ы» в корне слов «отдых»/»отдох».

Следует запомнить, что с буквой «а» неверно писать корень в словах «отдохнул», «отдохнула», «отдохнуть», «отдохнувший» и т. д. Верно писать корень «отдох». Поэтому с буквой «а» писать неверно. Следует запомнить написание: «отдохну», «отдохнул(а)».

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



2



0

Вопрос не такой простой, каким кажется на первый взгляд. А ответ однозначный — правильные варианты написания — отдОхнула, отдОхну. В русском языке, это глагол, образованный от слова «отдых» с корнем — отдох.

Для уточнения, можно воспользоваться проверочным словом — вдох.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



2



0

Проверяемая нами буква в этом слове без ударения, такую букву еще называют — безударная. Понятное дело, что можно ошибиться и написать неправильно, ведь устная речь у разных людей видоизменяется. Что тут делать? Первую «о» проверить легко, нужно только подобрать такое слово, в котором она была бы под ударением. Такое слово есть — отдых, в нем все понятно. Но, что делать со второй буквой «о», как ее проверить? Тут гораздо сложнее, поскольку явного слова, которое было бы проверочным, нет. Следует обратиться к этимологии самого слова отдых и узнать, что ранее оно писалось, как — отъдохъ и понималось в значении дыхание восстановить, а вовсе не предаваться праздности. Потому и следует считать слово — вздох, как проверочным и соответственно правильным будет писать отдохнула или отдохну.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



2



0

Слова из вопроса, действительно вызывают затруднения при написании, так как при произношении этих слов, во втором слоге безударная «о» произносится нечетко, ближе к звуку [а]. И в данном случае не получится воспользоваться правилом для проверки написания безударных гласных, так как подобрать для проверки другую форму слова с ударением на второй слог не удастся (нет таких слов в русском языке). Выходит, что эта гласная — непроверяемая. А правильное написание слов с непроверяемыми гласными нужно сверять со словарём или запомнить.

Поэтому запомните правильное написание: отдОхну, отдОхнуть, отдОхнула.

Возможно, что запомнить правильную форму этих слов, Вам поможет знание того, что эти слова раньше употреблялись в значении «вздохнуть» (перевести дух), поэтому можно подобрать проверочное слово «вздох».

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



2



0

В этом слове чаще всего ошибочным является написание не «отдАхнул», а «отдЫхнул», потому что слово прочно ассоциируется со словом «отдЫх».

Чередование происходит в формах «отдохнуть — отдыхать»: -дох(ш)-//-дох-.

Здесь действует такое правило:

n9IsVoaxqsimdpA9wZUB146uKAg3d2.png

Исключения составляют слова: отдых, роздых, продых, дыхнуть.

Примеры:

  • пишем -дых- без Н после корня — вдыхать, дыхание, дыхательный, задыхаться, отдыхать;
  • пишем — дох- с Н после корня — отдохнуть, отдохновение, выдох, вдохновение.

Следовательно, ответом на вопрос будут слова «отдохнула, отдохну».

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



2



0

Действительно, в этом слове часто делают ошибку. Хотя зрительно «отдахнула» режет глаз. В начальной школе глагол «отдохнул» просто считается словарным, и его написание запоминают. Те, кто постарше и знают русский язык немного глубже, должны быть знакомы со следующим правилом:

c76GkjXjBTQ0MbVksVTahdV4p5sDUFe.png

В слове «отдохнул» ударение на «у» и есть суффикс «н», поэтому правильно писать «отдохнул», а не «отдахнул» и не «отдыхнул».

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



1



0

В данном вопросе можно разобраться только при помощи орфографических правил, и норм правописания. В данном случае, нужно писать представленный глагол с двумя «О» — то есть, это значит «отдохнуть».

По современным правилам, мы не можем проверить гласную во втором слоге.

Поэтому — правильно писать отдохну — отдохнуть — отдохнула.

С виду вопрос простой, но на самом деле, многих он ставит в тупик, поэтому многие пишут — отдахну, отдахнуть, отдахнула — запомните, так писать Нельзя.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно



0



0

Добрый день.

Правильно: отдохнуть, отдохнула, отдохну.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

В русском языке есть несколько синонимических словосочетаний, которые имеют различную грамматическую форму. Люди часто путают падежное окончание и не всегда правильно подбирают предлог, с которым нужно употреблять местоимение. Это морфологическая ошибка.

Необходимо запомнить следующее: ему (дательный падеж) свойственно, присуще, а характерно или типично для него (родительный падеж). Ещё можно сказать так: за ним водится, на него похоже, его отличает.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Правильно сказать — уверенность в успехе и можно еще сказать — вера в успех.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Мне больше нравится слово вЕдомый, хотя конечно произнести его именно так можно лишь в том случае, если происходит оно от глагола Ведать, то есть знать что-то. Его антоним нам еще более привычен — Неведомый.

Если слово Ведомый происходит от глагола Вести, то тут ничего не поделаешь и ударение придется ставить на второй слог: ведОмый.

Это был проход, вЕдомый немногим.

ВедОмый шел след в след за ведущим.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса­<wbr />льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».

<hr />

<h2>Правильно: утерянный. </h2>

Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.

Отдахнули или отдохнули как пишется правильно

Правильное написание этого слова — стоишь.

У глаголов в конце шипящих всегда пишется мягкий знак (например: едешь, пишешь.)

В этом слове: 2 гласные буквы, 3 согласные, 1 беззвучная буква.

Всего 6 букв, 2 слога.

  • Отдать сапоги в растяжку как пишется
  • Отдадим как пишется правильно
  • Отгулянный отпуск как пишется
  • Отгрузка невозможна как пишется
  • Отгуленные или отгулянные отпуска как пишется