Отцы и дети это рассказ или повесть

Конспект урока по оуд.01.01 литературе тема: история создания романа и. с. тургенева отцы и дети. цель урока: - выявить особенности

КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ОУД.01.01 ЛИТЕРАТУРЕ

Тема:
«История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Цель урока:


выявить особенности жанра романа и
причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в
творчестве Тургенева; познакомиться с историей создания романа «Отцы и дети».

Тип урока: изучение новой темы.

Вид урока: урок – лекция, беседа.

Методы обучения: наглядный, поисковый, исследовательский.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент:

— приветствие;

— проверка присутствующих обучающихся на уроке;

— проверка обучающихся к уроку.

2.Целевая ориентация:

— доведение до обучающихся темы и обучающей цели
урока.

3.Актуализация опорных знаний путем фронтального
опроса:

— Дайте определение литературному жанру «роман»!

(Рома́н — литературный жанр, чаще
прозаический, зародившийся в средние века у романских народов как рассказ на
народном языке и ныне превратившийся в самый распространенный вид
эпической литературы, изображающий жизнь человека с её волнующими
страстями, борьбой, социальными противоречиями и стремлениями к идеалу).

— Как звали родителей Ивана Сергеевича Тургенева?

— Какое любимое занятие было у семилетнего
мальчика (И.С.Тургенева)?

— О какой случайной и мимолетной встрече
юноша написал так: «Я успел только разглядеть его белые зубы и живые
быстрые глаза»? (А.С.Пушкине)

Как
был наказан Тургенев за отклик (некролог) на смерть Гоголя? (
Арестован и просидел месяц в полицейской
части, а затем сослан в своё имение).

— Какую повесть, ставшую хрестоматийной, написал
он, сидя под арестом в полицейской части?(
«Муму»)

— О ком из тургеневских героев говорят:
«Ведь у него просто Минина и Пожарского рука»? Что это значит?
(О Герасиме. У него громадные руки, как у памятника).

4.Формирование новых понятий и способов действия:

(рассказ учителя об истории создания романа И. С.
Тургенева «Отцы и дети»):

Творческая история
романа:

Работа была начата И. С. Тургеневым в 1860 году
на острове Уайт в Англии, а дописана в России в 1862. Произведение создавалось
в Париже. Было написано в 1861 году, а затем несколько раз дописывалось из-за
критики. Автор писал Достоевскому до публикации романа, что его будут ругать,
но это пройдет, как летний дождик.

В первый год сочинения романа Тургенев
дописывает первую половину, но потом понимает, что в Париже не может больше
создавать произведение, и уезжает на родину. Ему нравится образ главного героя
Евгения Базарова. В одном из писем автор пишет, что образцом этого персонажа
является провинциальный доктор, с которым ехал в поезде. Молодой человек
понравился писателю из-за своих взглядов, также были видны задатки нигилизма,
только рождавшегося в то время.

Дописывает произведение в своем имении, затем возвращается
в Париж и читает рукопись друзьям и знакомым, вносит исправления.

Впервые роман появился на страницах издания
«Русский вестник». Рукопись попала к литературному торговцу Каткову. Ему не
понравилось, как изображен образ главного героя, личности, не принадлежавшей ни
к одному сословию. Он думал, что Тургенев разрушит мнения
нигилистов-разночинцев. Поэтому работа продолжалась.

После правок и публикации непонятный образ
Базарова вызвал множество разногласий. Критики писали статьи для обсуждения,
какой смысл произведения и главного героя. Возникновение свежего образа,
отвергающего все обыкновенное и великолепное, стало оригинальным гимном
молодому скептическому направлению.

Когда писатель избавляется от напора Каткова,
то подготавливает третье издание. Стремится восстановить первый текст,
увеличивает критику отцов, вычеркивает подробности, очерняющие Базарова. Осенью
1862 года печатается исправленная версия. Роман посвящен близкому другу
Белинскому.

Этапы создания:

До написания произведения Тургенев сотрудничает
с журналом «Современник». После конфликта с Добролюбовым прекращает работу.
Чтобы понимать лучше последовательность событий, написан конспект для урока.
Кратко об истории создания произведения «Отцы и дети»:

1.Появляется умысел нового творения в 1860 году
на острове Уайт, автор составляет план сочинения.

2.В этом же году работа начинается в Париже.

3.К весне 1861 г. создана первая половина
романа.

4.В Спасском Иван Сергеевич заканчивает писать
в июле 1861 года.

5.В Париже Тургенев переделывает рукописи и
вносит поправки, в течение осени и зимы 1861 г. 6.Впервые произведение
публикуют в журнале «Русский вестник» (1862).

7.Отдельное издание печатают осенью в 1862
году.

Демократическое направление романа усиливает
то, что произведение посвящено В. Г. Белинскому. В роли главного героя видны
черты Виссариона Григорьевича и качества народа его типа.

Замысел автора:

В произведении изображен рост влияния
интеллигентных разночинцев-революционеров в обществе, и, напротив, потеря
дворянами собственных социальных позиций. Автор художественно изобразил
изменение народного сознания в России, где дворянский либерализм заменялся
революционно-демократической идеей. Базаров является сторонником такой мысли и
противопоставлен братьям Кирсановым, лучшим образцам либерального дворянства.

В романе представляется сильный общественный
конфликт, какова идеологическая война миропонимания Базарова с позицией
Кирсановых. Развитие капиталистических отношений, потребность в решении
крестьянского вопроса создали в стране предволюционное положение. Новым героем
эпохи в переходный момент для России становится разночинец-демократ, описанный
автором как сильная личность, убежденная в своем понимании мира, человек дела.
Тургенев не дает оценок персонажу, хороший он или плохой, не принимает его
точку зрения, а только показывает «нового человека» своего времени.

Спор «отцов» и «детей» показан через фигуры
Кирсановых и Базарова, а психологический раздор — через общение младшего
Аркадия Кирсанова с отцом Николаем Петровичем и дядей Павлом Петровичем. Автор
переживает за будущее поколение образованного народа, который будет жить в
другой эре, в новом русском обществе.

5.Домашнее задание.

Список используемой
литературы:

1.      https://nauka.club/literatura/sochineniya/istoriya-sozdaniya-ottsy-i-deti.html

2.      https://obrazovaka.ru/sochinenie/otcy-i-deti/istoriya-sozdaniya.html

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Повести временных лет»( 6 класс)

«Повесть временных лет»Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Повесть временных лет»Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и

    Описание слайда:

    «Повесть временных лет»
    Глухова Марина Владимировна – учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ «Сертоловский центр образования № 2», Ленинградская область

  • 2 слайд

    Русь Сверкающий клинок реки В оправе зелени дубрав - Здесь, на излучине Днеп

    Описание слайда:

    Русь

    Сверкающий клинок реки
    В оправе зелени дубрав —
    Здесь, на излучине Днепра
    Остановил дружину Кий…

    Шли дни… Русь веру обрела,
    Взметнулись в небо купола,
    Град расцветал… Святой престол
    Обвил цветной рушник – Подол.

    Родоначальный древний град
    Стремится ввысь с днепровских круч,
    Москвы-княгини старший брат,
    Князь-Киев, светел и могуч!

    История – реестр утрат.
    Храните Русь, сестра и брат!
    Буранов

  • 3 слайд

    Отцы и дети это рассказ или повесть

  • 4 слайд

    Жанры древнерусской литературы Слово Житие Поучение Хождение (хожение)

    Описание слайда:

    Жанры древнерусской литературы
    Слово
    Житие
    Поучение
    Хождение
    (хожение)
    Повесть
    Сказание
    Летопись
    Летописный рассказ

  • 5 слайд

    Летопись – запись событий по годам.

    Описание слайда:

    Летопись – запись событий по годам.

  • 6 слайд

    «Повесть временных лет» создавалась в период, когда Киевская Русь испытывала

    Описание слайда:

    «Повесть временных лет» создавалась в период, когда Киевская Русь испытывала на себе наиболее сильные удары степных кочевников-половцев, когда перед древнерусским обществом встал вопрос о сплочении всех сил для борьбы со степью, с «полем» за землю Русскую, которую «потом и кровью стяжали отцы и деды». Это занятие посвящено одному из преданий летописи «Повести временных лет» – «Сказании о белгородском киселе», которое поможет вам в понимании исторических событий того времени и в котором причудливо, но органично сочетаются исторические события и вымысел, где летописец прославляет ум, находчивость, патриотизм горожан и всего русского народа.
    Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков.

  • 7 слайд

    Дмитрий Сергеевич Лихачев – переводчик произведений древнерусской литературы.

    Описание слайда:

    Дмитрий Сергеевич Лихачев – переводчик произведений древнерусской литературы.
    Он говорил: «Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».

  • 8 слайд

    Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве.

    Описание слайда:

    Эта летопись датируется примерно XII веком. Летопись была составлена в Киеве.
    Произведение названо по первой его фразе «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Считается, что автором «Повести временных лет» является монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор.

  • 9 слайд

    Монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор.

    Описание слайда:

    Монах Киево-Печерской лавры по имени Нестор.

  • 10 слайд

    Редакции «Повести» Лаврентьевская Ипатьевская

    Описание слайда:

    Редакции «Повести»
    Лаврентьевская
    Ипатьевская

  • 11 слайд

    Третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Влад

    Описание слайда:

    Третья редакция была составлена по просьбе новгородского князя Мстислава Владимировича в 1118 году.
    Первая редакция «Повести временных лет» была написана монахом Нестором примерно в 1110-1112 годах
    Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в 1116 году

  • 12 слайд

    Композиционно выделяются вводная часть, которая лишена абсолютных дат, не име

    Описание слайда:

    Композиционно выделяются вводная часть, которая лишена абсолютных дат, не имеет деления на погодные (годовые) статьи, и аналистическая часть, излагающая события в форме погодных статей

  • 13 слайд

    «Повесть о Никите Кожемяке» Повесть о Константине (Кирилле) и Мефодии» Настав

    Описание слайда:

    «Повесть о Никите Кожемяке»
    Повесть о Константине (Кирилле) и Мефодии»
    Наставления Ярослава Мудрого»
    «Поучение Владимира Мономаха»
    «Повесть о Вещем Олеге» Рассказ о смерти Олега от коня
    Рассказ о мести Ольги древлянам летописи.
    Рассказ о юноше и печенеге
    Осада печенегами Белгорода
    Произведения из «Повести временных лет»

  • 14 слайд

    Отцы и дети это рассказ или повесть

  • 15 слайд

    Наша Родина родная, широка и хороша, Вся, то края и до края, нам мила и дорог

    Описание слайда:

    Наша Родина родная, широка и хороша,
    Вся, то края и до края, нам мила и дорога.
    Я люблю свою отчизну, Родину, как мать люблю.
    В сердце пламенном и чистом, ту любовь я сохраню.

    Деды наши и отцы, Родину свою нам сберегли.
    Защитим мы Землю нашу, Родину свою мы сохраним.
    Как отцы и деды наши, мы её не посрамим.
    Сбережём как мать родную, в чистоте и доброте.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
«Сказание о белгородском киселе»

Похожие материалы

  • Презентация по литературе «Н.Лесков «Левша» ( 6 класс)

  • Открытый урок»Горький смех в рассказах А.П. Чехова»

  • Эссе «Каким может быть учитель будущего»

  • Литературное творчество. Расказ из школьной жизни «Сириус»

  • Басни. И.А. Крылов « Квартет»

  • Календарно-тематическое планирование по предмету литература

  • Календарно-тематическое планирование по предмету для 10 класса

  • Рабочая программа по предмету литература для 10-11 классов

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435675 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе

Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы
и дети»

Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя

Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция

Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе

Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»

Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике

УРОК 44
И. С. ТУРГЕНЕВ: ЖИЗНЬ, СУДЬБА, ТВОРЧЕСТВО.

СБОРНИК «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА»

И ЕГО МЕСТО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Цель:


ознакомить учащихся с биографией И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного); показать своеобразие творческого метода писателя; изучить идейно-художественное
своеобразие сборника «Записки охотника» как одного из великих произведений автора и его влияние на русскую
литературу; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока, сборник рассказов «Записки охотника».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве И. С. Тургенева, используя знания, полученные в предыдущих классах; принимают участие в беседе; составляют тезисы лекции
учителя; знают об идейно-художественном своеобразии сборника «Записки охотника» как одного из великих произведений автора и его влиянии на русскую литературу.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ



(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

• Вспомните, что вам известно о жизни и творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

• Прокомментируйте слова писателя: «Моя биография — в моих произведениях».

• Какие из прочитанных произведений И. С. Тургенева вам особенно запомнились? Почему?

• Расскажите о влиянии А. С. Пушкина на творчество И. С. Тургенева. С какими произведениями поэта перекликается повесть И. С. Тургенева «Ася»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В блестящей плеяде художников слова, идейно и творчески воспитанных передовой литературой и критикой 1840-х гг., Иван Сергеевич Тургенев занимает особое место.
Он был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла
важную общественную роль. Он по праву гордился своими «Записками охотника», которые способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические
романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, «быстро угадывал
новые потребности, новые идеи… и в своих произведениях обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».
Когда начинающие литераторы обращались к Тургеневу за советами, он никогда не открывал им секреты своего мастерства, а серьёзно говорил: «Вы должны
себя делать, человека из себя делать».

Творчеству Тургенева свойственны глубокий психологизм, изящество и музыкальность языка и стиля, его женские образы очаровательны и подкупают
своим обаянием. Его лиризм, вера в личность, человеческий разум обусловлены
тем, что он был особенно тесно связан с наследием русского и западного романтизма и сложился как писатель в эпоху позднего романтизма 1840-х гг.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературной визитки» о жизни и творчестве И. С. Тургенева



(Учащиеся составляют тезисы.)

— В творческом развитии Тургенева обычно выделяют три крупных периода.

Первый период (1836–1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности
«натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника».

В нём также можно выделить два этапа:

• 1836–1842 гг.— годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля;

• 1843–1847 гг.— время напряжённых творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних
философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития И. С. Тургенева было влияние В. Г. Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842–1844 гг. Вернувшись в Россию, он попытался
найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале
1843 г. состоялось знакомство с В. Г. Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского
Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и ещё одно событие, во многом определившее
судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо[2], гастролировавшей в Петербурге.

Любовь к этой женщине — не только факт из биографии писателя, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских
произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П. Виардо, жизнь писателя была связана с её
семьёй, Францией, кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г. Флобер, Э. Золя, братья Гонкуры, позднее Ги де Мопассан).

Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера
выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»). Но, пожалуй, самыми
примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретёр»
и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

Второй период (1848–1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла,
а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения
в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие
за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия
(имя Ф. М. Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л. Н. Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы»)
свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель
охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первом выпуске журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию
публикаций тургеневских «Записок охотника», растянувшуюся на пять лет.

Третий период (1862–1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник» и с «молодым поколением» (вызвана публикацией романа «Отцы
и дети»). Хлёсткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М. А. Антонович. Тургенев очень болезненно воспринимал полемику, не
утихавшую вокруг романа. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман — «Дым» — был
опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860–1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь
обратился к сборнику «Записки охотника» и дополнил его новыми рассказами.

Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях
И. С. Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести
их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.
Основная тема всего творчества писателя — жизнь русской деревни, помещичьих усадеб, крестьянских общин. К этой теме писатель обращался и в своих
знаменитых романах — «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо». Тургенев — прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую
природу, своё Спасское-Лутовиново.

2. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— «Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашёл новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный
«материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились
документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России.

Проникнутые духом антикрепостнического протеста и демократической гуманности, «Записки охотника» сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как
и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они «положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и
его нужды» и, вместе с другими произведениями И. С. Тургенева, значительно повысили нравственный и умственный уровень русской интеллигенции.

Основные художественные особенности
сборника рассказов
«Записки охотника»

• В книге нет единого сюжета; каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и
впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы
Калужской и Рязанской губерний;

• беллетристические элементы сведены к минимуму; каждое событие имеет
ряд событий-прототипов; образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

• весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного к природе и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного,
заинтересованного исследователя;

• большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей,
в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив
давнее открытие сентименталиста Н. М. Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это
хорошо видно в сопоставлении героев «Записок…» с гоголевскими образами
помещиков в «Мёртвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков,
но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — слагаемые русской
жизни, как бы застигнутой врасплох писателем-охотником.

3. Комментированное чтение фрагментов рассказов

(«Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», «Лес и степь», «Бежин луг» и др.)

4. Аналитическая беседа

• Какие иллюстрации к рассказу «Бирюк» вам известны? Так ли вы представляли себе героев? Какой вы дали бы отзыв на одну из иллюстраций?

• В чём суть рассказа «Бежин луг»? Что хочет сказать писатель?

• Как помогают понять это пейзажные картины — описание ночи, наступающего утра, характеры и рассказы мальчиков?

• Приведите примеры тяжёлого положения народа, жестоких притеснений со стороны помещиков в рассказах «Бурмистр», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» и др.

• Как вы понимаете утверждение В. Г. Белинского, что И. С. Тургенев «зашёл к народу с такой стороны, с какой к нему до него никто ещё не заходил»?

• Почему «Записки охотника» не просто обвинительный акт крепостничеству, а по словам А. И. Герцена, «поэтически написанный»?

• Почему «Записки охотника» можно рассматривать как выполнение «аннибаловой клятвы» (Твёрдая решимость быть непримиримым в отношении чего-то. Здесь имеется в виду
отношение И. С. Тургенева к крепостному праву) писателя?

5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов

(работа в парах)

• Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает И. С. Тургенев красоту и силу народных характеров,
их единство с природой; подтвердите правоту В. Г. Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы.

• Какую роль в «Записках охотника» играет природа? Зачем нужны огромные, дивной красоты пейзажи в антикрепостнических рассказах?

(Тургенев добивается эффекта, построенного на контрасте. Природа совершенна, прекрасна, гармонична. А человеческое общество — уродливо, дико, мерзко.)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Острота художественной зоркости И. С. Тургенева исключительна. Но чем полнее он схватывает красоту преходящих мгновений, тем тревожнее чувствует их
кратковременность. «Наше время,— говорит он,— требует уловить современность в её преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он
не запаздывает. Шесть его романов не только попадают в «настоящий момент» общественной жизни России, но и по-своему его опережают, предвосхищают.

Это значит, что он видит дальше и зорче своих современников. Забегая вперёд, Тургенев определяет пути, перспективы развития литературы второй половины XIX в.
В «Записках охотника», в «Дворянском гнезде» уже предчувствуется эпос Л. Н. Толстого, «мысль народную», духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова.
В романе «Отцы и дети» художник предвосхищает мысли Ф. М. Достоевского, характеры будущих его героев.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Опережающее задание (2 учащихся)

Подготовить сообщение об истории создания романа «Отцы и дети».

Следующий урок: И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное
своеобразие романа «Отцы и дети» >>>

Русская литература является одной из лучших в мире. Толстой, Достоевский, Чехов — этих великих писателей знают во многих странах. Их цитируют, изучают, по их произведениям снимают фильмы.
Насколько вы хорошо разбираетесь в русской литературе? 20 вопросов, связанных с романами и повестями русских писателей, включая и современных, помогут вам проверить свои знания, а, может быть, и узнать что-то новое для себя. Давайте начнём?

1 вопрос

Этот роман был запрещён к изданию из-за отношения автора к революционным событиям 1917 года

Этот роман был запрещён к изданию из-за отношения автора к революционным событиям 1917 года

Варианты ответов:

  • «Хождение по мукам»
  • «Доктор Живаго»
  • «Тихий Дон»

2 вопрос

К какому сословию относится семья, быт и традиции которой описываются в произведении Ивана Шмелёва «Лето Господне»?

К какому сословию относится семья, быт и традиции которой описываются в произведении Ивана Шмелёва «Лето Господне»?

Варианты ответов:

  • Крестьянское
  • Дворянское
  • Купеческое

3 вопрос

Какая фамилия была у Степана и Петра, героев романа Фёдора Достоевского «Бесы»?

Какая фамилия была у Степана и Петра, героев романа Фёдора Достоевского «Бесы»?

Варианты ответов:

  • Ставрогины
  • Верховенские
  • Свидригайловы

4 вопрос

Какой писатель и в каком произведении сравнивал Россию с тройкой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься»?

Какой писатель и в каком произведении сравнивал Россию с тройкой: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься»?

Варианты ответов:

  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.П. Чехов «Степь»

5 вопрос

Как называется произведение Александра Куприна, в основе которого лежит конфликт подпоручика Ромашова со старшим офицером?

Как называется произведение Александра Куприна, в основе которого лежит конфликт подпоручика Ромашова со старшим офицером?

Варианты ответов:

  • «Гранатовый браслет»
  • «Поединок»
  • «Молох»

6 вопрос

Какая из героинь Пушкина описывается так: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»?

Какая из героинь Пушкина описывается так: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне»?

Варианты ответов:

  • Наталья
  • Татьяна
  • Ольга

7 вопрос

В чём схожесть повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» и пьесы Александра Островского «Гроза» ?

В чём схожесть повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» и пьесы Александра Островского «Гроза» ?

Варианты ответов:

  • Обеих героинь зовут Лиза
  • Героини страдают от безответной любви
  • Героини кончают жизнь самоубийством

8 вопрос

Как зовут героя рассказа Михаила Шолохова, сюжет которого основан на реальных событиях и рассказывает о тяжестях военных лет?

Как зовут героя рассказа Михаила Шолохова, сюжет которого основан на реальных событиях и рассказывает о тяжестях военных лет?

Варианты ответов:

  • Григорий Иванов
  • Дмитрий Петров
  • Андрей Соколов

9 вопрос

Какая из этих повестей не входит в цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений Александра Пушкина?

Какая из этих повестей не входит в цикл «Повести Белкина», состоящий из пяти произведений Александра Пушкина?

Варианты ответов:

  • Дубровский
  • Метель
  • Гробовщик

10 вопрос

Кто является автором романа-антиутопии «Мы», описывающего общество тоталитарного контроля над личностью?

Кто является автором романа-антиутопии «Мы», описывающего общество тоталитарного контроля над личностью?

Варианты ответов:

  • Владимир Набоков
  • Евгений Замятин
  • Андрей Платонов

11 вопрос

 В каком литературном жанре написано произведение Николая Лескова «Левша»?

В каком литературном жанре написано произведение Николая Лескова «Левша»?

Варианты ответов:

  • Рассказ
  • Сказка
  • Сказ

12 вопрос

Откуда эта цитата: «Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел»?

Откуда эта цитата: «Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он всё-таки выздоровел»?

Варианты ответов:

  • «Обрыв»
  • «Игрок»
  • «Война и мир»

13 вопрос

 Какая настоящая фамилия у Евгения Петрова, одного из авторов «Двенадцати стульев», «Золотого телёнка»?

Какая настоящая фамилия у Евгения Петрова, одного из авторов «Двенадцати стульев», «Золотого телёнка»?

Варианты ответов:

  • Катаев
  • Конкин
  • Буланов

14 вопрос

 Какой русский писатель был настоящим мастером фотоискусства и даже сам проиллюстрировал свою книгу «В краю непуганых птиц»?

Какой русский писатель был настоящим мастером фотоискусства и даже сам проиллюстрировал свою книгу «В краю непуганых птиц»?

Варианты ответов:

  • Сергей Георгиев
  • Константин Паустовский
  • Михаил Пришвин

15 вопрос

Как называется последняя часть романа «Герой нашего времени», не совпадающая по хронологическому порядку?

Как называется последняя часть романа «Герой нашего времени», не совпадающая по хронологическому порядку?

Варианты ответов:

  • Княжна Мэри
  • Фаталист
  • Тамань

16 вопрос

В каких годах Иван Тургенев написал роман «Отцы и дети», ставший сенсацией в это время великих перемен?

В каких годах Иван Тургенев написал роман «Отцы и дети», ставший сенсацией в это время великих перемен?

Варианты ответов:

  • 1860-1861
  • 1855-1856
  • 1863-1865

17 вопрос

 Где прятал деньги Дмитрий Карамазов, полученные им от Катерины Ивановны и впоследствии сыгравшие с ним злую шутку?

Где прятал деньги Дмитрий Карамазов, полученные им от Катерины Ивановны и впоследствии сыгравшие с ним злую шутку?

Варианты ответов:

  • В газете
  • Под камнем
  • В ладанке

18 вопрос

 Какая знаменитая комедия Леонида Гайдая снята по произведению Михаила Зощенко?

Какая знаменитая комедия Леонида Гайдая снята по произведению Михаила Зощенко?

Варианты ответов:

  • «Операция «Ы»
  • «Не может быть!»
  • «Деловые люди»

19 вопрос

В основе какого рассказа Антона Чехова лежит история бедной девушки, выданной замуж за состоятельного чиновника?

В основе какого рассказа Антона Чехова лежит история бедной девушки, выданной замуж за состоятельного чиновника?

Варианты ответов:

  • «Душечка»
  • «Анна на шее»
  • «Попрыгунья»

20 вопрос

Какой русский современный писатель является автором таких произведений как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» «Generation «П»?

Какой русский современный писатель является автором таких произведений как «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» «Generation «П»?

Варианты ответов:

  • Виктор Пелевин
  • Эдуард Лимонов
  • Захар Прилепин

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Популярные сочинения

  • Улица моего детства — сочинение (русский язык 7 класс)
    Мы живём в новом, красивом, девятиэтажном доме. Вокруг много похожих домов. Двор наш тоже ничем не отличается от других. Посередине двора стоит детский садик, рядом горка и качели
  • Сочинение Дети войны — рассуждение
    Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.
  • Характеристика Солохи из Вечеров на хуторе близ Диканьки
    Гоголевская повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» показывает, насколько реальное может вступать в сочетание с потусторонним. Все действующие лица наделены ярким характером.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело. Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Личные впечатления о романе отцы и дети. Мое первое впечатление от прочтения романа «Отцы и дети

Сочинение ученицы 10 класса НП ДВОК «Пенаты» Макиевской Кьяры (руководитель Берёзкина Юлия Владимировна)

«Над какими вопросами заставляет задуматься читателя роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», впервые опубликованный в 1862 году, стал знаковым для своего времени. Произведение произвело на читателей сильное и неоднозначное впечатление, однако образ главного героя Евгения Базарова был воспринят большей частью молодежи как пример для подражания, ведь идеалы молодежи тех времен были отлично отражены в мировоззрении главного героя. В своем романе И.С. Тургенев сумел отразить основные социально-политические проблемы России 1853-1861 года. И все же роман «Отцы и дети» привлекает меня не только точно переданной атмосферой России, стоящей на пороге реформ, но и рядом поднятых автором нравственно-философских проблем.

Одна из главных проблем произведения заключена в его названии. Это проблема взаимоотношения родителей и детей, пропасть между поколениями, различия взглядов. Проблема «отцов и детей» — извечная проблема, возникающая перед людьми из поколения в поколение. В романе «Отцы и дети» эта проблема особенно ярко раскрывается на примере вечных споров и разногласий Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Павел Петрович является самым настоящим антиподом Базарова. Павел Петрович – типичный представитель аристократии тех времен, дворянин по происхождению. Евгений Базаров же с гордостью рассказывает о своем простом происхождении: “Мой дед землю пахал…” Базаров ценит практичность, предпочитает мыслить рационально, отрицая искусство, творчество, духовность: «Рафаэль гроша медного не стоит». Практичность Базарова проявляется даже в его внешнем виде: «Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал. Одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями. Но это его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала». Павел Петрович, романтик и консерватор, не мог понять Базарова. Даже жизнь в деревне не повлияла на его трепетное отношение к внешнему виду. Павел Петрович всегда считался красивым мужчиной: «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». Павел Петрович был не в состоянии понять и принять нигилизм, являющийся неким принципом жизни Базарова, науке предпочитал художественную литературу. Под нигилистом понимал человека, не уважающего ничего и никого. И Павел Петрович, и Базаров были довольно радикальны в своих взглядах, они абсолютно не желали принимать во внимание аргументы друг друга, каждый оставался при своем мнении. В 24 главе романа конфликт поколений, а именно конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем, достигает своей кульминации.

Николай Петрович и Аркадий не настолько категоричны в своих убеждениях, но в данном споре также поддерживают разные стороны.

Несмотря на очевидные различия Павла Петровича и Базарова, общего у них очень много, можно даже утверждать, что они довольно похожи. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.

Конфликт «отцов и детей» не является единственным конфликтом в романе. Композиция романа зеркальная: Базаров дважды объезжает одни и те же места. Это даёт возможность Тургеневу показать и второй конфликт в романе. Этот конфликт связан с главным героем, его душевным состоянием. История любви Базарова – важнейшая тема романа. В первой части произведения мы также сталкиваемся с несколькими историями любви, но их можно считать предысториями героев по отношению к их дальнейшим судьбам. Даже с позиции любовного конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым намного больше общего, чем кажется с первого взгляда. Любовь полностью меняет жизнь каждого. Из-за любви к княгине Р. Павел Петрович отказывается от своей прежней жизни и карьеры. Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой выше и сильнее всех теорий — Базаров начинает понимать несостоятельность своих идеалов.

Первая половина произведения по большей мере заставляет задуматься об устоях дореформенной России, о целесообразности тех или иных политических взглядов, принципов и взглядов на жизнь. Вторая половина произведения больше поднимает различные нравственно-философские вопросы и заставляет задуматься о настоящих ценностях жизни. Недаром сюжет произведения был задуман именно таким. Из произведения мы узнаем, что самым ярким персонажам, ставящим свои принципы превыше всего на свете, не была уготована счастливая судьба: Базаров погибает, Павел Петрович переезжает в Дрезден, где продолжает придерживаться своих прежних взглядов, живя в одиночестве. В свою очередь Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка живут счастливо, оберегая всеми силами друг друга, живя большой и счастливой семьей. Жизнь продолжается, идет своим чередом. Недаром в конце романа в центре внимания остаются только две счастливых семьи, а Базаров, борющийся за иное будущее, и Павел Петрович, «архаическое явление», пропадают. Семья, дружба, любовь – это ценности, остающиеся в жизни навсегда. Это нечто вечное, неподвластное времени, а такие яркие явления, как Павел Петрович или Базаров, – это эпоха, которая рано или поздно заканчивается, которая существует лишь в определенный отрезок времени.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев поднимает множество актуальных для общества вопросов. Примечательно, что произведение не теряет своей актуальности и в настоящее время, а также вряд ли потеряет в будущем, так как проблемы, поднятые автором, являются вечными, сквозными в русской литературе. Читатель не может после прочтения не задуматься об истинных жизненных ценностях, о роли семьи в жизни каждого человека. После прочтения романа «Отцы и дети» задумываешься о важности дружеских отношений между родителями и детьми, таких отношений, какие были между Аркадием и Николаем Петровичем. Нельзя жить, руководствуясь только разумом, грамотное равновесие между разумом и душой – то, чего не хватало Базарову. Стоит отметить, что роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» — произведение, запоминающееся своей глубиной, произведение, поднимающее множество вопросов, ответы на которые читателю предстоит искать внутри себя, неосознанно сравнивая себя с главными героями произведения.

В русской литературе существует немало книг, достойных того, чтобы их читали и изучали, чтобы ими восхищались и о них говорили. Одним из таких произведений является, на мой взгляд, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Это произведение можно назвать романом-дискуссией, романом-спором. В нем писатель выражает свое отношение к «модному» в 60-е годы 19 века философскому течению – нигилизму.

Напомню, что основу этой концепции составляло полное отрицание всего накопленного опыта человечества. Нигилисты утверждали, что их жизненная задача – уничтожить наследие предков и, тем самым, освободить людей от «ненужного хлама», то есть всего богатства мировой культурной мысли.

Главным героем «Отцов и детей» является именно такой нигилист – Евгений Базаров. Это молодой разночинец, студент медицинского факультета. Важно происхождение героя – с детства он не был приобщен к традиционной культуре, к тому, что русская аристократия впитала с молоком матери. Может, именно поэтому герой так презрительно относится к поэзии, музыке, природе, любви, наконец?

Все, что составляет «жизнь души», Базаров презирает, все это подвергается его безжалостным насмешкам. Герой считает, что важно лишь то, что материально, то, что касается насущных, физиологических потребностей. А все остальное – это «бредни», выдумки неприспособленных к жизни, слабых людей.

Такая точка зрения – это один идейный полюс в романе. Кардинально противоположна ему другая – мнение Павла Петровича Кирсанова, аристократа, русского дворянина. Для этого человека все то, что Базаров призывает уничтожить, составляет суть жизни, ее основу. Поэтому он так возмущен идеями главного героя, принимает их в «штыки», считает опасными и разрушительными. Именно поэтому он, при первом удобном случае, отчаянно спорит с нигилистом, хотя и чувствует, что Базаров сильнее.

Итак, Евгений Васильевич презрительно относится к поэзии и музыке. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вспомним, как герой насмехается над отцом Аркадия, когда уличает Николая Петровича в этих «грехах»: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит…», «Помилуй! в сорок четыре года человек, pater familias, в…м уезде — играет на виолончели!» и так далее.

Кроме того, Базаров не верит и в природу как нечто живое, имеющее свои законы, более мудрые и вечные, чем законы человеческого общества. Герой говорит Аркадию: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

К человеческим отношениям Евгений Базаров подходит также с сугубо прагматической, материалистической точки зрения. Так, например, он считает, что любовь между мужчиной и женщиной объясняется всего лишь физиологией, инстинктами, и здесь нет места высоким чувствам.

Свой спор с героем, развенчание его взглядов Тургенев начинает именно с опровержения его взглядов на любовь. Совершенно неожиданно Базаров влюбляется, влюбляется именно так, как пишут об этом в презираемых им романах, – до остервенения, до самозабвения, до потери чувства собственного достоинства. Сцена объяснения героя в любви – одна из самых эмоциональных сцен романа: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. … это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей».

Базаров сознает, что влюбился. Этот факт для героя сродни катастрофе, стихийному бедствию – он понимает, что вся его теория разрушилась, что он обычный человек, такой же «слабак», как Кирсановы и им подобные. Что же делать дальше? Как жить? У Базарова не осталось опоры, стержня, на который бы можно было опереться. Он не в состоянии в корне поменять свое мировоззрение, принять то, что он понял, – вечные ценности существуют и всегда будут существовать, являясь основой человеческого бытия.

С этого момента начинается духовная гибель героя, его угасание, которое заканчивается физической смертью Базарова в финале произведения. Важно, что последний человек, которого Евгений Васильевич захотел увидеть в своей жизни, была именно Анна Сергеевна Одинцова.

Таким образом, Тургенев развенчивает позицию своего героя, а вместе с ней и нигилистическую теорию вообще. Но мы понимаем, что писатель не одобряет и позиции Павла Петровича Кирсанова, который закостенел в своих «принсипах» и не хочет развиваться, двигаться вперед.

Тургенев понимает всю значимость технического прогресса, его важность и необходимость. Но, в то же время, первостепенными, как утверждает писатель в своем романе, являются вечные ценности, опыт, переданный предками. Отказываясь от всего этого, человек разрушает себя, обрекает свое потомство на исчезновение.

«Отцы и дети» — книга, которая произвела на меня сильное впечатление и заставила задуматься над многими вопросами. Но, несмотря на всю серьезность этого произведения, многие его страницы насыщены тонким юмором, иронией, прекрасными описаниями русской природы. Я провел немало чудесных минут, общаясь с автором и героями этого романа, и поэтому решил рассказать вам именно о нем.

Этот роман из школьной программы. Никогда не отличавшаяся прилежностью, почему-то этот роман прочла и признаюсь, он оставил неизгладимый след на сердце… Когда читала последние строки не могла удержаться: слезы так и наворчивались. Помню, села и поплакала от души)) жалко было молодого Базарова и бедных родителей…

Нравится стиль, которым написан роман. Тургенев очень доступно, доходчиво и интересно описывает все события, происходящие в романе, при этом, читая, роман, невольно перед глазами возникают картины бытия, вырисовывается модель отношений в обществе того времени… «Отцы и дети» -это отдельно взятая более чем реалистичная история одной семьи. Ничего сверхнового. Просто люди разного поколения вдруг «сеъзжаются» и сталкиваются с извечными проблемами. Появление Базарова в доме Кирсановых-это как катализатор, для того, чтобы заострить взгляд на проблему взглядов разных поколений.

Про нарицательное уже название проблемы «отцы и дети» много говорить не хочу. каждому она известна, каждый хоть разок сталкивался с ней. «Дети» бегут вперед батьки за прогрессом, забывая традиции, а «отцы» упорно не хотят пользоваться новинками этого прогресса и менять свои сложившиеся годами взгляды. Вообще, эта тем актуальна всегда. То что сейчас все нововведение, особенного научного характера, гаджеты, мы принимаем как прогресс, то в 18-19 века даже новые взгляды, отличные от традиционных были сродни этому самому прогрессу.

Автор показывает, как меняется Россия, как такие вот «Базаровы», способны хоть и частично, видоизменять взгляды своего окружения. Пусть, Аркакий, его товарищ, все же отошел от нигилистических мыслей, потому что был слишком «Мякеньким и либеральным барчиной», но отойти отошел, а мысли все же обновились (стал замечательным управляющим своего поместья и хозяйства)… так и Старший брат Николая Петровича, сначала в штыки воспринявший нового гостя, после показательной дуэли, вдруг проникся к нему уважением и посчитал, что Базаров не такой уж и плохой человек…Так и хочется сказать: » Правильными темпами идет обновление «мозгов»…». если будет резче-то будет революция, а так народ зреет и по-тихонько приходит к новому, более осмысленно, повзрослев, так сказать. В нужных пропорциях сохраняя в голове традиции и новое мышление.

Базаров-словно яркая вспышка, как гром среди ясного неба, появился ярко, «промыл мозги» как мог и исчез… Все думают, что он действительно ярый нигилист, отрицающий всякую власть и традиции, но сам-то в душе, оказывается, вполне себе романтичный юноша. Эти новые мысли, душевные терзания не дают ему покоя: то что он отрицал, то чему всех учил, вдруг оказывается есть в нем (нежнеы чувства. романтика. сентиментальность) и он ничего не может поделать с этим… Как же болезненно Базаров воспринимает отказ Одинцовой, которая, подобно ему, с легкостью отказывает ему и отрицает его чувства…

На примере главного героя, он оказывается по обе стороны баррикады. Противоречивые мысли, осознание безвыходности, когда он не может контролировать себя и свои мысли и чувства опустошают этого человека, и по невнимательности и рассеянности, он очень глупо погибает… И только старые дряхлые родители помнят его и приходят к нему каждый раз… а для других он так и остался яркой вспышкой, пятном….

На примере этой маленькой и вполне себе обычной семьи, отражается настроения общества. У людей меняется мировоззрение: более активные и дерзкие, движимые своими идеями прорываются вперед, подгибая под себе более слабых. Но даже самый сильный и дерзкий всегда имеет слабое место, потому что неуязвимых не бывает. Как бы Базаров он не насмехался над традициями, каким бы себя ярым нигилистом не считал, встреча с женщиной, которая пробудила в нем настоящие чувства, изменила не только его взгляды, но и жизнь, которую пришлось переосмысливать.

А конфликт между поколениями всегда были и будут. Дети-двигатели прогресса, а родители-хранители традиций. Так гармонично устроен мир. Это просто закон социального развития, без которого нет прогресса, нет эволюции…

У меня появилось желание извиниться (не знаю — перед Базаровым? перед Тургеневым?) за бестолковое первое чтение и те первые впечатления, о которых я писала. Там, где я видела одну путаницу во взглядах, я разглядела удивительную силу и последовательность человека, который ошибается, «хватает через край», но ищет. Вчера, листая учебник, я наткнулась на слова, которые сказал о себе Толстой, но они, по-моему, очень подходят и к таким, как Базаров: «Надо биться, ошибаться, падать и опять вставать, а спокойствие — душевная подлость. Мне казалось, что Базаров равнодушен ко всему прекрасному. Он полюбил, и полюбил по-настоящему. Это чувство породило в нем другого человека, которого не замечал в себе, и сам Базаров. Как он хотел вырвать из себя эту любовь! И не смог, потому что очень сильный был человек, значит, и полюбил очень сильно и навсегда. «…Свобода, о которой хлопочет правительство…» — нет ли в этих словах надежды на реформу как на реальное освобождение? И нет ли пренебрежения к народу в словах о мужицком пьянстве? Нет ни того, ни другого, во всяком случае, для читателя, непредвзято читающего текст. Слово «свобода» применительно к готовящейся реформе (не забудем — действие романа происходит в 1859 году) было обычным и среди крестьян, и среди передовой интеллигенции, как бы при этом ни расценивалась сама возможность свободы. Вот свидетельство из стихотворения Н. А. Некрасова «Деревенские новости» (1860): Сходится в хате моей. Больше да больше народу: — Ну, говори поскорей, Что ты слыхал про свободу? И о реформе, уже свершившейся, страшно разочаровавшей поэта, он все-таки счел возможным написать стихотворение «Свобода» (1861): Знаю: на место сетей крепостных Люди придумали много иных, Так, но распутать их легче народу. Муза! с надеждой приветствуй свободу! В словах Базарова так же трудно услышать одобрение реформы, как и в стихах Некрасова. К тому же и вся реплика героя носит гневно-иронический характер. И в своем отношении к мужицкому пьянству Базаров — очевидный единомышленник Добролюбова (статья «Народное дело», 1859) и Некрасова, которые видели в кабаке и водке заклятых врагов народной свободы. Вскоре после тургеневских уроков девятиклассники будут изучать поэму «Кому на Руси жить хорошо», будут читать главу из нее «Пьяная ночь»… Итак, выходит, что автора «Отцов и детей» упрекают за отступление от исторической правды там, где он строго следует ей. Подобные упреки по поводу других мест романа ничуть не более основательны. Они порождены известным периодом развития науки о литературе и являются результатом невнимания к специфической, ничем не заменимой общественной роли словесного искусства, способного — в лучших творениях — через любые препятствия пробиваться к жизненной правде. По мнению Писарева, Базарову свойственны печоринский темперамент, печоринские душевные силы. И вообще он появляется в ряду целой галереи «умных людей»- Онегиных, Печориных, Бельтовых, Рудиных. Это люди, не желающие жить жизнью тех сотен тысяч «неделимых», (атомов), что никогда «не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления» и потому «жили себе припеваючи». «Умные люди» всегда скучали, грустили, даже, тосковали от неудовлетворенного стремления действовать, приносить пользу. Но теперь новый тип таких людей. Теперь «умным людям» стало ясно, что тосковать — мало? что счастье выпросить нельзя, его надо завоевать. К сожалению, они пока не видят пути к этому. «В практическом отношений они так же бессильны, как и Рудин, но они сознали снос бессилие и перестали махать руками. «Я не могу действовать теперь,- думает про себя каждый из этих новых людей,- не стану и пробовать; я презираю все, что меня окружает, и не стану скрывать этого презрения. В борьбу со злом я пойду тогда, когда почувствую себя сильным». Базаровы, по мысли критика, вовсе не бездельники. Наоборот, в отличие от своих предшественников они пролетарии-труженики, они вынуждены зарабатывать на кусок хлеба. Но главное их достоинство в ином. «У Печориных есть, воля без знания, у Рудиных — знание без воли; у Базарова есть и знания, и воля. Мысль и дело сливаются в одно твердое целое». Дело Базаровых — это именно критическая работа мысли, осуществляемая высокоразвитой, полностью самостоятельной личностью, свободной от всяких суеверий, авторитетов, принятых норм. Критик, несомненно, прав, когда говорит о независимости Базарова. Но в самом ли деле у герои никаких нравственных законов, принципов и целой? Верно, он не выставляет их напоказ, молчит на прямой вопрос Павла Петровича, говорит Аркадию, что действует так или иначе «в силу ощущения», что у пего «мозг так устроен». По вспомним схватку Евгения Базарова с Павлом Кирсановым. Неужто за отрицанием там не видно никаких идеалов, никаких убеждений? «Мой дед землю пахал»,- говорит Базаров «с надменною гордостью». Для него важно не только как аргумент в споре, что его скорее, чем Павла Петровича, признают «своим соотечественником». Базаров презирает «аристократишек», т. е. людей, которые кичатся правами, полученными не личными заслугами, а по наследству. Правда, Базаров сам готов идти против своего народа — против его невежества, пьянства, суеверия, патриархальной покорности. Не ясно ли, что за всем этим истинно демократические идеалы героя?

В очередной раз прохаживаясь между стеллажами городской библиотеки, я поняла, что не хочу тратить время на детективы, любовные романчики или современные бестселлеры. Захотелось чего-то русского, глубокомысленного, и я подошла к классике. Блуждая взглядом по книгам, я остановилась на Тургеневе и поняла, что совершенно не помню, о чем произведение «Отцы и дети», которое мы когда-то проходили по школьной программе. Помню лишь, что толком его не поняла и мне оно тогда показалось жуть каким скучным.

В этот раз книга была прочитана от корки до корки, включая рецензию на данное произведение Писарева под названием «Базаров».

Не знаю почему, но мне всё больше хочется знать, как жили люди раньше, когда не было телевизоров, компьютеров и мультиварок. Более того, конкретно после этого произведения мне захотелось почитать русскую историю, написанную в те времена. Спрошу Карамзина в следующий раз в библиотеке.

Сюжет «Отцы и дети»

Произведение начинается с того, что старик-отец (Николай Кирсанов) встречает на дороге своего сына студента (Аркадия Кирсанова).

Но выясняется, что Аркаша едет не один, а с другом — Евгением Базаровым. Аркаша находится под большим его влиянием, смотрит в рот, считает своим учителем, но Базаров не приходится по вкусу его родственникам, особенно дяде-аристократу Павлу Кирсанову.

На почве разногласия молодежных взглядов и взглядов старшего поколения в конце концов происходит конфликт. Внешний — между Базаровым и Кирсановым, и внутренний — в душе Базарова. Ведь ему, такому беспринципному «нигилисту», угораздило… влюбиться. Да в кого! В дамочку, которая ему форы даст в его беспринципности!

Чем закончится эта история? Не буду спойлерить, лишь скажу, что никакой сладости и ванили не будет.

Главные герои «Отцы и дети» Тургенева

И всё же, я хочу познакомить читателей с главными героями и даже показать их благодаря иллюстрациям из книги.

  • Евгений Базаров

На мой взгляд, этого человека можно уважать только за одно качество — неимоверную работоспособность. Будущий доктор, он уже сейчас ежедневно изучает естественные науки, на практике и в теории. Он уже сейчас может оказать качественную медицинскую помощь. Базаров вырос в скромных условиях, но в детстве у него было всё необходимое. Хочется отметить и тот факт, что Евгений во время обучения не обременял родителей, не просил у них денег.

Базаров не признает авторитетов, плюёт на обычаи и нравы, но это было бы ничего, если бы он не хамил людям. Порой он мне кажется просто невоспитанным человеком, который прикрывает свои культурные пробелы философией нигилизма. Он не понимает в музыке и в искусстве, и потому отрицает их. Он никогда не любил, поэтому отрицает любовь. Светлые чувства вроде дружбы и любви он называет брезгливо «романтикой» или «вздором». Он груб с людьми, друзей в открытую называет глупцами и держит их рядом с собой в качестве свиты воздыхателей. Конфликт в его душе происходит, когда он влюбляется. Ломается его система взглядов и вот он уже ошарашенно замечает за собой, что и он становится романтиком. И в связи с этим он пытается спастись бегством.

Пожалуй, она намного хуже Базарова. Это очень умная и рассчетливая женщина, которая не побрезговала свадьбой со стариком ради наследования его состояния. Теперь же она живет с его богатством: разнеженная, скучающая, не имеющая смысла жизни. Но когда она знакомиться с Базаровым, ей становится интересно: а что же это за птица такая интересная?

В конце произведения мне показалось, что Анна оттает, когда увидит Базарова, но нет. Она приехала лишь убедиться в своей фригидности отсутствии чувств.

Аркадий Кирсанов и Катерина Одинцова

Аркадий Кирсанов — человек очень мягкий, добрый и романтичный. Последние полгода увлечен идеями Базарова, но его внутреннее естество бунтует против этих самых идей. А мы узнаем его в конце концов как человека старой закалки: он любит слушать музыку, мечтать, ревновать, он способен на любовь, нежность, комплименты. При этом он честен и открыт перед людьми.

Катя, младшая сестра Анны, — человек со стержнем. Она мягка, красива, но умеет гнуть свою линию и подчинять. Катя не испорчена жизнью.

  • Павел Кирсанов

Это антагонист Базарова. Мужчина аристократичный, желчный, но по мне — ничего из себя не представляющий. Да, он образован, умен, воспитан, но жизнь его прошла даром. Правда и он совершил поступок, достойный уважения. Он влюбился, но отказался от своей любви во благо близкого человека.

  • Фенечка

Вот эта героиня для меня осталась загадкой. Лично мне показалось, что это волк в овечьей шкуре. Сейчас она такая милая, покорная, добрая, открытая, боязливая и простая. Но это пока она НИКТО. Но впереди брак с дворянином, и как она себя покажет — еще неизвестно. Почему я сомневаюсь на ее счет? Уж слишком она вольно вела себя с Базаровым, я бы сказала, что она сама спровоцировала его. Возможно, в будущем она станет очень похожа на Анну Одинцову, ведь выходит она не за ровесника, а за человека, годящегося ей в отцы.

  • Родители Базарова

Этим персонажам могу только посочувствовать. Вырастили они сволочь, которая плевать хотела на всех и вся. Просто жаль стариков.

А ведь они любили Базарова больше всех на свете.

Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

В книге нам показаны 2 вида любви.

Любовь Базарова — яростная, жесткая, страстная. Когда он проявил свои чувства, даже Одинцовой нехорошо стало, страшно.

Любовь Аркаши — мягкая, уступчивая, духовная. Это тот случай, когда сначала появляется дружба и взаимопонимание, а потом чувство влюбленности.

Именно из второго вида любви образуются крепкие браки. Я считаю, что такие отношения не скучны. Благодаря им идешь домой, как в крепость, а не ждешь — какое же цунами тебя ждет сегодня вечером.

Смысл романа Отцы и дети И.С.Тургенева

На мой взгляд, И.С.Тургенев хотел сказать читателю следующее.

Да, разница во взглядах между поколением отцов и детей будет всегда. И от этого никуда не деться. Мир развивается. Но есть непреложные принципы, которые позволят понять друг друга отцу и ребенку. В первую очередь, это любовь. Любовь — это то чувство, которое помогает любящим идти на компромисс, мириться с недостатками, которое закроет рот, когда надо промолчать, чтобы избежать ссоры и обиды, которое наделит красноречием, когда нужно поддержать друг друга словами.

Именно чувство любви обеспечит больного родителя стаканом воды в старости.

И да, если вы дочитали до этой строки, то сейчас — самое время позвонить родителям и сказать им просто несколько ласковых слов.

  • Отучился как пишется слитно или раздельно
  • Отсебятина как пишется правильно
  • Отстование или отставание как пишется
  • Оттенки как пишется правильно
  • Отстранена как пишется правильно