Отчего люди не летают как птицы сочинение

отчего люди не летают так, как птицы? отчего люди не летают так, как птицы? в январе тысяча восемьсот шестидесятого года

«Отчего люди не летают так, как птицы?»

«Отчего
люди не летают так, как птицы?»

В январе тысяча
восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А.
Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и
трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится
Катерина — «русский сильный характер», для которого правда и глубокое
чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной
героини, о которых мы узнаем из ее монологов.

Как мы видим, в
это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она
«жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей
природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц,
потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не
знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди
жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и
отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в
деревне.

Детство
Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не
принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась
родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за
какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их
доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как
сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней
девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу,
села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла
счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и
страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь,
свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.

Но самое
главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира.
Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре,
остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка
ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом,
где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и
доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем
пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую
натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее
душу. Так было и в случае с лодкой.

После
замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного,
возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка
попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том,
что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей
было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю
жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга
от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные,
тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть,
пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что
жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и
страдание.

Катерина
пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша,
голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой
любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с
любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и
долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя,
наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться
вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина
полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже
и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то
чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым,
не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на
свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость,
элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия.
Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить
по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и
Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и,
наверное, думала: «Сейчас или никогда».

Она хотела
насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании
Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина
опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее
сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее
наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о
Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех.
Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть
частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и
Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то
я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил
жену, но простила ли она сама себя?

Будучи очень
религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку
мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу,
которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным
выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в
могилу — все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо…
нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы
спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный,
цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг,
на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что
в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу,
потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто,
как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с
виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным,
не рабом.

Хотя и
изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее
по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей
хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты,
послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем
той, которую она имеет. Катерина рвется на «свободу», но не на
свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором
нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от
действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса,
пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на
образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в
реальный мир, полный эгоистов и самодуров.

И среди них она
пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет
того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она
есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти.
Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму
приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который
поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина
встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так
долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать
Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может
чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость
этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса:
он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам».

Страшны эти
«волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины.
А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только
общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что
каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть
на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И
именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша
героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему
мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего
не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала»
его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная,
невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи —
Катерина покончила жизнь самоубийством.

Девушке
все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу,
«расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина
оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее
«лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила
весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех,
кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет
и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже
зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин — и тот упрекнул Кабаниху в
отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон,
публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины.

Уже сейчас
назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная
разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший —
пусть на один миг — сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в
материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить
конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и
ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да,
может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве
она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного
внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки».
Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного
человека.

Ее жизнь была
разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина
смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда
она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир,
возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и
свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь
идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для
подражания, достойным похвалы.

Список литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  01.11.2020

Сочинение на тему: Отчего люди не летают образ Катерины в пьесе "Гроза"

Сочинение на тему: Отчего люди не летают образ Катерины в пьесе "Гроза"

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Отчего люди не летают образ Катерины в пьесе "Гроза"Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Отчего люди не летают образ Катерины в пьесе "Гроза"

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Отчего люди не летают образ Катерины в пьесе "Гроза"

Катерина — сильный русский персонаж, для которого истина и глубокое чувство долга превыше всего. У нее чрезвычайно сильное стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого лежат в ее детстве. Как видим, в это беззаботное время Катерина была окружена в основном красотой и гармонией, она жила «как птица в дикой природе», окруженная материнской любовью и душистой природой. Мать не любила ее и не заставляла работать по дому. Кейт жила свободно: рано встала, умылась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом села на работу и слушала чужую женщину и богомолку, которых в ее доме было много.

У Катерины были волшебные сны, в которых она летала среди облаков. И как глубоко противоречил такой спокойной, счастливой жизни поступок шестилетней девочки, когда Кейт, обиженная чем-то, вечером убежала из дома на Волгу, села в лодку и бросилась на берег. Это акт человека с сильным характером, который не терпит ограничений.

Мы видим, что Катерина выросла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстной в любви. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странниками, бедных, которым помогала. Но самое главное в Кате — это то, что она жила в своих мечтах, изолированная от остального мира. Из всего, что существовало, она выбирала только то, что не противоречило ее природе, остальное она не хотела обращать внимания и не воспринимала. Именно поэтому девушка увидела ангелов на небе, и была для нее церковью не гнетущей и деспотичной силой, а местом, где все светло, где можно мечтать. Катерина была наивной и добродушной, воспитывалась в довольно религиозном духе. Но когда она наткнулась на что-то, что противоречит ее идеалам, она превратилась в мятежную и упрямую природу, защищаясь от незнакомца, который осмелился нарушить ее душу. Так это было с этой лодкой.

После свадьбы жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, где она почувствовала свою связь с природой, девушка впала в жизнь обмана и насилия. Катерина вышла замуж за Тихона не по своей воле: она никого не любила и не заботилась о том, за кого выходит замуж. Дело в том, что девушка была лишена старой жизни, которую она создала для себя. Катерина больше не чувствует волнения от посещения церкви, она больше не может делать то, что раньше делала.

Грустные и тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Екатерине осталось продержаться и мечтать как можно дольше, но она больше не может жить своими мыслями, так как суровая реальность возвращает ее на землю, к месту унижений и страданий. Катерина пытается найти счастье в любви к Тихону: «Я буду любить мужа». Тиша, моя дорогая голубка, я не обменяю тебя ни на кого другого. Но ее искренние признания в любви отрезает кабаниха: «Почему ты вешаешься за шею, бесстыжая женщина? Ты не прощаешься со своей возлюбленной. У Катерины есть сильное чувство внешней подчиненности и долга, поэтому она заставляет себя любить своего нелюбимого мужа. Сам Тихон не может любить жену из-за надменности матери, хотя, наверное, хочет этого. И когда он оставляет Катю на некоторое время, чтобы встречаться с ней, женщине становится очень одиноко.

Ее любовь к Борису — это чувство, которое, как мне кажется, проистекает из глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине не хватало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была той чистотой, которая спасала Катерину от увядания навсегда, как-то поддерживала ее. Она встречалась с Борисом, потому что чувствовала себя человеком с гордостью и элементарными правами. Это было восстание против подчинения судьбе, против импотенции. Катерина знала, что она совершает грех, но она также знала, что не может продолжать жить. Она пожертвовала чистотой своей совести ради свободы и Бориса. На мой взгляд, Катя уже почувствовала приближение конца, когда сделала этот шаг, и, наверное, подумала: «Сейчас или никогда». Она хотела быть насыщенной любовью, потому что знала, что другой возможности не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня испортила». Грех тяжело весит на ее сердце. Гроза становится символом неизбежного небесного наказания героини. Катерина не может продолжать жить со своим грехом, и покаяние — естественный выход для нее.

Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и трогательная Катерина оказалась бесправной жертвой жестоких порядков купеческой среды. Недаром Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Катерина не смирилась с деспотизмом и самодурством; доведенная до отчаяния, она бросает вызов «темному царству» и гибнет. Только так она может сохранить от грубого давления свой внутренний мир. По мнению критики, для Катерины «не смерть желанна, а жизнь невыносима. Жить для нее – значит быть самой собой. Не быть самой собой – значит для нее не жить».

Образ Катерины построен на народно-поэтической основе. Ее чистая душа слита с природой. Себя она представляет как птицу, образ которой в фольклоре тесно связан с понятием воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Катерине, попавшей в дом Кабановой, как в страшную тюрьму, часто вспоминается родительский дом, где к ней относились с любовью и пониманием. Разговаривая с Варварой, героиня спрашивает: «…Отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Катерина рвется на волю из клетки, где вынуждена оставаться до конца дней.

Высокие чувства, прилив радости и благоговения вызывала в ней религия. Красота и полнота души героини выражались в молитвах к Богу. «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу».

Свои мысли и чувства Катерина выражает поэтичным народным языком. Напевная речь героини окрашена любовью к миру, употребление множества уменьшительно-ласкательных форм характеризует ее душу. Она говорит «солнышко», «водица», «могилушка», часто прибегает к повторам, как в песнях: «на тройке на хорошей», «и люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны». Пытаясь выплеснуть кипящие в ней чувства, Катерина восклицает: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Трагедия Катерины в том, что она не умеет и не хочет лгать. А в «темном царстве» ложь – основа жизни и взаимоотношений. Борис говорит ей: «Никто не узнает про нашу любовь…», на что Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» В этих словах проявляется мужественная, цельная натура этой женщины, рискующей бросить вызов обывательской морали, в одиночку противостоять обществу.

Но, полюбив Бориса, Катерина вступает в борьбу с собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей. Ее вера в Бога – это не ханжество Кабанихи, которая прикрывает Богом свою злобу и человеконенавистничество. Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?» Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств. Катерина бьется среди неразрешимых вопросов.

Напряжение в пьесе нарастает, Катерина страшится грозы, слышит страшные пророчества сумасшедшей барыни, видит на стене картину, изображающую страшный суд. В помрачении рассудка она кается в своем грехе. Покаяние от чистого сердца по религиозным законам обязательно требует прощения. Но люди забыли доброго, прощающего и любящего Бога, у них остался Бог карающий и наказывающий. Катерина не получает прощения. Жить и мучиться она не хочет, ей некуда идти, любимый человек оказался таким же слабым и зависимым, как и ее муж. Все предали ее. Самоубийство церковь считает страшным грехом, но для Катерины это акт отчаяния. Лучше оказаться в аду, чем жить в «темном царстве». Героиня не может причинить никому вреда, поэтому она решает сама уйти из жизни. Бросаясь с обрыва в Волгу, Катерина в последний миг думает не о своем грехе, а о любви, которая осветила ее жизнь великим счастьем. Последние слова Катерины обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Можно только надеяться, что Бог окажется милосерднее к Катерине, чем люди.

Катерина — решительный, цельный русский характер (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

В XIX веке русская литература приобрела всемирное значение. В России шли бурные социальные процессы. «Переворотился» старый патриархальный порядок, «укладывался» новый, еще неведомый русским людям строй — капитализм. Перед литературой стояла задача показать русского человека переходной эпохи. Нa этом фоне Островский занимает особое место. Он был единственным русским писателем первого ранга, целиком посвятившим себя драматургии и написавшем около пятидесяти пьес. Своеобразен и тот мир, который Островский принес в литературу: нелепые купцы, старомодные стряпчие, бойкие свахи, кроткие приказчики и строптивые купеческие дочки, актеры провинциальных театров.

Пьеса «Гроза», опубликованная в 1860 году, явилась своеобразным источником творческих достижений Островского. В этой пьесе драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличив естественно слилось в этом произведении с утверждением в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. В героине пьесы Катерине Кабановой писатель нарисовал новый тип самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства».

Действительно, цельность характера Катерины прежде всего отличает эту иронию. Обратим внимание на жизненные истоки этой цельности, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

В мироощущении Катерины гармонически сочетается славянская языческая древность с веяниями христианской культуры, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабочек с цветка па цветок.

Вспомним, как молится героиня, «какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица как будто светится». Что-то иконописное есть в этом лице, от которого исходит светлое сияние. Нo излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ec молитва — светлый праздник духа, пиршество воображения: эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетанием птиц. «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». A ведь «Домострой» учил молиться со страхом и трепетом, со слезами. Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от изживающих себя норм старой патриархальной нравственности.

В мечтах юной Катерины есть отзвук христианской легенды о рае, божественном саде Эдеме, возделывать который завещано было первотворным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был свободным трудом вольных людей. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Очевидно, что легенда о рае обнимает у Катерины и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей — студенцов, светлые образы ангелов и птиц.

В ключе этих мечтаний Катерины и другое нешуточное стремление полететь: «Отчего люди не летают!.. Я говорю: отчего люди не летают, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».

Откуда приходят и Катерине эти фантастические мечты? He плод ли они болезненного воображения? Нет. В сознании Катерины воскресают вошедшие в плоть и кровь русского народного характера языческие мифы. А для народного сознания характерны всевозможные поэтические олицетворения. И Катерина у Островского обращается к буйным ветрам, травам, цветам по-народному как к существам одухотворенным.

He осознав этой первозданной свежести ее внутреннего мира, не поймешь жизненной силы и мощи ее характера, образной красоты ее народного языка. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». И верно, цветущая заодно с природой душа иронии действительно «увядает» в мире Диких и Кабановых.

Нежность и удаль, мечтательность и земная страстность сливающих друг с другом в характер Катерины, и главным в нем оказывается не мистический порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухотворяющая земную жизнь.

Душа героини Островского из числа тех избранных русских душ, которым чужды компромиссы, которые жаждут вселенской правды и на меньшем не помирятся.

В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Томление героини но земной любви духовно возвышенно, чисто: Каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке нa хорошей, обнявшись». Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь, от нее героиня ждет слитком многого. Любовь к Борису, конечно, ее тоску не утолит. Ни потому ли Островский усиливает контраст между высоким любовным полетом Катерины и бескрылым увлечением Бориса.

Душевная культура Бориса совершенно лишена национального нравственного приданого. Он единственный герой в «Грозе», одетый не по-русски. Калинов для него трущоба, здесь он чужой человек. Судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис живет настоящим днем и едва ли способен всерьез задуматься о нравственных последствиях своих поступков. Ему сейчас весело и этого достаточно: «Надолго ль муж — то уехал? О, так мы погуляем! Время-то довольно… Никто и не узнает про нашу любовь… Сравним его реплики со словами Катерины: «Пусть все знают, пусть все видят что я делаю!.. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Какой контраст! Какая полнота свободной и открытой всему миру любви в противоположность робкому, сластолюбивому Борису!

Народные истоки характера Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Коллекция сочинений: Народные истоки характера Катерины (по пьесе А. Н. Островского» Гроза»)

«Общественный сад на высоком берегу Волги; за Вол­гой — сельский вид», — такой ремаркой Островский от­крывает» Грозу». Действие русской трагедии возносит­ся над волжской ширью, распахивается на всероссийс­кий простор, ему сразу же придается поэтическая окрыленность:» Не может укрыться град, в верху горы стоя».

В устах Кулигина звучит песня» Среди долины ров­ная» — эпиграф и поэтическое зерно» Грозы». Это пес­ня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и нравственнее человек, тем меньше у него опор, тем драматичнее его существование. В этой песне уже пред­восхищается судьба героини с ее человеческой непри­каянностью, с невозможностью найти опору и поддержку, с ее неумением приспосабливаться к обстоятель­ствам.

И вот перед нами Катерина, которой одной дано в» Грозе» удержать всю полноту жизнеспособных начал народной культуры. Откуда же берутся у Катерины жизненные истоки этой цельности? Для того чтобы это по­нять, надо обратиться к культурной почве, которая ее питает. Без нее характер Катерины увядает, как скошен­ная трава.

В мироощущении Катерины гармонически сочетает­ся славянская языческая древность с христианской куль­турой, одухотворяющей и нравственно просветляющей старые языческие верования. Религиозность Катерины немыслима без солнечных восходов и закатов, росистых трав на цветущих лугах, полетов птиц, порханий бабо­чек с цветка на цветок. В монологах героини оживают знакомые мотивы русских народных песен. В мироощу­щении Катерины бьется родник исконно русской песен­ной культуры и обретают новую жизнь христианские верования.

Давайте посмотрим, как молится Катерина,» какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится». Что-то иконописное есть в этом лице, от ко­торого исходит светлое сияние. Но излучающая духов­ный свет земная героиня А. Н. Островского далека от аскетизма официальной христианской морали. Ее мо­литва — светлый праздник духа, пиршество воображе­ния:» Точно, бывало, я в Рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Далеко ушла жизнелюбивая религиозность Катерины от норм старой патриархальной морали.

Радость жизни переживает она в храме, солнцу кла­дет земные поклоны в саду, среди деревьев, трав, цве­тов, утренней свежести, просыпающейся природы:» Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко вос­ходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

В мечтах юной Катерины звучат отзвуки христианс­ких легенд о рае, божественном саде Эдеме. Очевидно, что легенда о рае включает у нее и всю красоту жизни земной: молитвы восходящему солнцу, утренние посе­щения ключей-студенцов, светлые образы ангелов и птиц. В ключе этих мечтаний и другое нешуточное стремление — полететь:» Отчего люди не летают!.. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утонченной натуры? Нет. В сознании Кате­рины пробуждаются вошедшие в плоть и кровь русско­го народного характера древние языческие мифы, вскрываются глубокие пласты славянской культуры».

Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях тоже не стихийны. В них также ощущается влияние на­родной культуры.» Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я вы­бежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от бере­га. На другое утро уж нашли, верст за десять!» Ведь этот поступок согласуется с народной сказкой о правде-ис­тине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти ее, и речка укрывает девочку в своих берегах. Так что порыв маленькой Катерины искать за­щиты у Волги — вполне сказочный и вполне социальный: здесь уход от неправды и зла в страну правды и добра, здесь неприятие напраслины с самого детства и реши­тельная готовность оставить этот мир, если все в нем ей опостылеет.

И вот в доме Кабановых Катерина попадает в» тем­ное царство» духовной несвободы.» Здесь все как будто из-под неволи», здесь поселился суровый религиозный дух, здесь выветрился демократизм, исчезла жизнелю­бивая щедрость народного мироощущения.

По ходу действия Катерина не слышит Феклуши, но принято считать, что именно таких странниц немало перевидела и переслышала она на недолгом своем веку. Монолог героини, играющий ключевую роль в траге­дии, опровергает подобный взгляд. Даже странницы в доме Кабанихи другие, из числа тех ханжей, которые» по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали». И рассуждают они о» последних временах», о грядущей кончине мира. Эти странницы чужды чи­стому миру Катерины, они на службе у Кабанихи, и значит, ничего общего у них с Катериной быть не мо­жет.

В монологах героини пьесы воплощаются заветные народные чаяния и надежды. Нежность и удаль, мечта­тельность и земная страстность сочетаются в характе­ре Катерины; главным в нем оказывается не мистичес­кий порыв прочь от земли, а нравственная сила, одухот­воряющая земное бытие.

В Катерине торжествует жизнелюбие русского наро­да, который искал в религии не отрицание жизни, а ут­верждение ее. Душа героини Островского — из числа тех избранных русский душ, которым чужды компромиссы, которые жаждут вселенской правды и на меньшее не согласны.

В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского «Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина — «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. Сначала давайте обратимся к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов.

Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и благоухающей природы. Молодая девушка ходила умываться на ключ, слушала рассказы странниц, потом садилась за какую-нибудь работу, и так проходил весь день. Она еще не знала горькой жизни в «заточеньи», но все у нее впереди, впереди жизнь в «темном царстве». Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне.

Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.

Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй,, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что. противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда».

Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку — грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» — такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя?

Будучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог — ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно…В могиле лучше…Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Хотя и изменилась жизнь Катерины, она не утратила своей поэтической натуры: ее по-прежнему очаровывает природа, она видит блаженство в гармонии с ней. Ей хочется взлететь высоко-высоко, коснуться небесной синевы и оттуда, с высоты, послать всем большой привет. Поэтическая натура героини требует иной жизни, чем той, которую она имеет. Катерина рвется на «свободу», но не на свободу ее плоти, а свободу души. Поэтому она строит иной мир, свой в котором нет лжи, бесправия, несправедливости, жестокости. В этом мире, в отличие от действительности, все идеально: здесь живут ангелы, «поют невинные голоса, пахнет кипарисом, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». Но несмотря на это, ей все же приходится возвращаться в реальный мир, полный эгоистов и самодуров.

И среди них она пытается найти родственную душу. Катерина в толпе «пустых» лиц ищет того, кто смог бы ее понять, заглянуть в ее душу и принять такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят сделать. Героиня ищет и никого не может найти. Ее глаза «режет» темнота и убогость этого «царства», разуму приходится смириться, но сердце ее верит и ждет того единственного, который поможет ей выжить и бороться за правду в этом мире лжи и лукавства. Катерина встречает Бориса, и ее затуманенное сердце говорит, что это тот, кого она так долго искала. Но так ли это? Нет, Борис далеко не идеал, он не может дать Катерине того, что она просит, а именно: понимания и защиты. Она не может чувствовать себя с Борисом «как за каменной стеной». И справедливость этого подтверждает подлый, полный трусости и нерешительности поступок Бориса: он оставляет Катерину одну, бросает «на съеденье волкам».

Страшны эти «волки», но не могут они устрашить «русской души» Катерины. А душа у нее истинно русская. И объединяет Катерину с народом не только общение, но и приобщенность к христианству. Катерина так верит в Бога, что каждый вечер молится в своей комнатке. Ей нравится ходить в церковь, смотреть на иконы, слушать звон колокола. Она, как и русские люди, любит свободу. И именно это свободолюбие не дает ей смириться со сложившейся ситуацией. Наша героиня не привыкла врать, и поэтому она рассказывает о любви к Борису своему мужу. Но вместо понимания Катерина встречает лишь прямой укор. Теперь ее ничего не держит на этом свете: Борис оказался не таким, каким «рисовала» его себе Катерина, а жизнь в доме Кабанихи стала еще невыносимей. Бедная, невинная «птичка, заточенная в клетку», не смогла выдержать неволи — Катерина покончила жизнь самоубийством.

Девушке все-таки удалось, «взлететь», она шагнула с высокого берега в Волгу, «расправила крылья» и смело пошла ко дну. Своим поступком Катерина оказывает сопротивление «темному царству». Но Добролюбов называет ее «лучом» в нем, не потому только, что ее трагическая гибель выявила весь ужас «темного царства» и показала неизбежность гибели для тех, кто не может примириться с гнетом, но и потому, что смерть Катерины не пройдет и не может пройти бесследно для «жестоких нравов». Ведь уже зарождается гнев на этих самодуров. Кулигин — и тот упрекнул Кабаниху в отсутствии милосердия, даже безропотный исполнитель желаний матери, Тихон, публично осмелился бросить в лицо ей обвинение в смерти Катерины.

Уже сейчас назревает над всем этим «царством» зловещая гроза, способная разрушить, его «в пух и прах». И этот светлый луч, пробудивший — пусть на один миг — сознание обездоленных, безответных людей, находящихся в материальной зависимости от богатеев, убедительно показал, что должен наступить конец безудержному грабежу и самодовольству Диких и гнетущему властолюбию и ханжеству Кабаних. Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его «маменьки». Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека.

Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков «построить» новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший. И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы.

Анализ монолога с ключом — ключ к пониманию Человека не только в драме «Гроза»

Монолог Катерины (Действие 2, явление 10) – одна из ключевых сцен драмы А.Н. Островского «Гроза». Правда, очень часто эта сцена остаётся за рамками школьного изучения. Чаще анализируют сцену признания Катерины, сцену её смерти и т.д. И всё-таки, думается, что именно такие моменты, как монолог с ключом, должны привлекать внимание при анализе произведений классики, поскольку именно сцены, приподнимающие завесу тайны над поступками и психологией человека могут воздействовать на наших юных читателей, возбуждая их интерес не столько к историческому контексту произведений, сколько к тому вечному, личностному, что заложено в каждом серьёзном художественном творении.

Преподавание литературы в школе не должно сводиться к выработке готовых рецептов решения проблем, к формулированию набора готовых «правильных» ответов – это аксиома. Именно поэтому в каждом произведении, как мне кажется, учитель, прежде всего, должен увидеть воспитательные возможности, и вслед за этим постараться предложить учащимся такой вариант работы, при котором воспитательный момент будет реализован с наибольшим эффектом.

Многим кажется, что изучение драмы А.Н.Островского «Гроза» – анахронизм: давно ушёл в прошлое купеческий быт, нет и в помине ориентации на домостроевские порядки, можно в соответствии со своими представлениями трактовать понятие свободы. И всё-таки всмотримся пристальнее в один из лучших с точки зрения психологии монологов Женщины, заглянем в её мир, постараемся понять мотивы её поступков, ибо человеческая сущность не зависит ни от сословной принадлежности, ни от времени пребывания в мире.

Как часто в жизни мы сталкиваемся с досужими суждениями о том, что отношения в какой-то семье разрушены, а виной всему – новое увлечение жены или мужа. Ситуация в драме «Гроза» кажется узнаваемой, но одновременно и интригующей, ибо разрушить узы брака в сложившейся ситуации невозможно, во-первых, потому что брак Катерины и Тихона освящён церковью, во-вторых, потому что и по законам светским Катерина не может думать об освобождении от брачных уз. («Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена», – говорит Варвара, напоминая Катерине о законе). В то же время именно Варвара понимает, что Катерина не вольна в своих чувствах, что любовь, неожиданно нагрянувшая, страшащая саму Катерину, может оказаться разрушительной силой, потому что это первое в жизни Катерины чувство. Именно Варвара, жалея Катерину, пытается объяснить ей причины её страданий и дать совет, как лучше всего устроить жизнь: «Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

Постараемся предложить пятнадцати–шестнадцатилетним подросткам вдуматься в ситуацию, рассмотреть её с точки зрения житейской: Катерина не по своей воле вышла замуж, не она выбирала себе суженого; выбирали её, да и Тихон женился не по любви. Задумаемся вместе с нашими учениками, насколько серьёзным шагом должен быть выбор спутника жизни в условиях сегодняшней нашей свободы, какой трагедией для самого человека может обернуться поспешное решение создать семью. Поразмышляем и о том, что человек, принимающий решения, берёт на себя ответственность не только за самого себя, но и за тех, кто будет рядом.

Слова Варвары о науке обмана не устраивают Катерину. Искренний и чистый человек, она реагирует однозначно: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!»

И все-таки план, мгновенно созревший в голове Варвары, реализуется. Почему же вопреки собственным представлениям о жизни, собственным установкам Катерина идёт на встречу с Борисом?

Ответ на этот вопрос мы и находим в сцене с ключом.

По форме эта работа, как подсказывает практика, должна быть максимально наглядной: можно дать текст на экране, на интерактивной доске и предложить проследить, как изменяются чувства и переживания Катерины. Если нет возможности работать с техникой, можно поработать карандашом на полях книги, а затем упорядочить записи в тетради, выписав только ключевые фразы и коротенькие комментарии к ним.

В сильном классе можно дать предварительное домашнее задание: проанализировать монолог Катерины, а затем систематизировать данные анализа; в классе с недостаточным уровнем аналитических умений лучше провести эту работу как коллективный поиск.

ТЕКСТ

ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ КАТЕРИНЫ

ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ

Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.)Вот так-то и гибнет наша сестра-то.

1. Страх, стыд перед самой собой.

В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется.

2. Стремление освободиться от оков, ощущение тяжести неволи, ощущение «своего страдальческого состояния» (Н.Добролюбов).

А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже.

3. Рассудительность, жалость по отношению к себе и к другим женщинам.

А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.)

4. Сомнение в правильности собственных мыслей.

Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.)

5. Ощущение безысходности; первая попытка найти «виновного».

Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет.

6. Диктат рассудка над чувствами.

Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.)

Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть!

7. Бессознательное движениеговорит о том, что человек живёт и действует согласно внутренним законам, внутренним побуждениям.

Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда!

8. Попытка самооправдания.

А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться.

9. Подсознательный поиск «виновного».

Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!..

10. Осознание собственного «Я», собственных желаний, стремление до конца быть честной перед самой собой; искренность, сила воли; умение быть ответственной за свои решения.

(?)

Ах, кабы ночь поскорее!..

11. Уверенность в собственной правоте.

Выделив ключевые фразы и осознав, какие чувства и переживания за ними скрываются, постараемся понять подтекст этого, на первый взгляд, «понятного» монолога героини. Катерина представлена здесь и как человек мыслящий, и как человек глубоко чувствующий.

Анализируемое явление можно считать кульминационным в развитии линии внутреннего конфликта Катерины: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувства.

Действительно, до монолога с ключом мы знали героиню как человека свободолюбивых устремлений (воспоминания о детстве и о жизни в родительском доме), как человека решительного (Катерина

. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Д. 2, явл. 2), как человека волевого (
Катерина
. Уж я лучше буду терпеть, пока терпится. Д. 2, явл. 2).

Монолог с ключом открывает перед читателем (зрителем) и другие стороны личности героини. Прежде всего, обращаем внимание на то, что драматург передаёт действия Катерины: от полного отрицания предложенного Варварой способа жизни до безоговорочного утверждения правильности собственного выбора. В монологе Катерины представлена целая гамма переживаний: от стыда и беспокойства, от сомнений в собственной правоте, через отказ от мысли о том, что любовь – это грех, через попытки найти виновного в том, что человеческие желания и чувства приходят в несоответствие с общественными установками – к пониманию того, что главное для человека – быть честным с самим собой и уметь слушать собственное сердце.

Остановим свой взгляд на авторских ремарках – на этом универсальном инструменте «помощи» читателю. В первой части монолога (до логического вывода: «Разумеется, надо бросить.») множество ремарок сходного содержания:

  1. Подумав
  2. Молчание
  3. Задумывается.
  4. Задумчиво смотрит на ключ.

Ремарки постоянно напоминают читателю о том, что перед нами человек мыслящий, человек, стремящийся жить в соответствии с теми установками, которые идут от разума, от сознания, от понимания человеческих законов существования.

Всё изменяется в тот момент, когда Катерина «Прислушивается». Резонно задать себе вопрос: к чему или к кому прислушивается она? По сюжету – «Ах, кто-то идёт! Так сердце и упало», фактически ремарка «Прислушивается»может означать и другое: героиня впервые прислушивается не к голосу разума, а голосу собственного сердца, к зову так неожиданно зазвучавшего чувства. Кажется, и драматург, не против такого толкования, ведь именно здесь впервые появляется слово «сердце» (адо этого момента многократно звучало другое слово: «Мало ли что в голову-то придёт», другая и рада: так очертя голову и кинется», «А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть!»)

Внутреннее освобождение Катерины связано именно с тем, что она учится прислушиваться не только к голосу разума, но и к голосу собственной души. Так на наших глазах рождается личность, рождается Человек в высоком смысле этого слова. Для такого Человека основой жизни является свобода мысли и чувства, ничего общего не имеющая ни с самодурством (неограниченная свобода выражения собственных эмоций) Дикого, ни с ханжеством Кабанихи.

Всё, что мешает свободе, всё, что сковывает её, выступает как сила античеловеческая. Вот почему Катерина не приемлет принципа лжи («Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»). Вот почему с гордостью, с чувством собственного достоинства говорит она: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

Монолог с ключом завершается полной победой человеческого в человеке: гармонией разумного и эмоционального начал.

В пользу этого вывода говорит и удивительная фраза: «Он мой теперь…» К кому или к чему обращены эти слова? Контекст не подскажет нам единственного верного решения: с одной стороны, эта фраза завершает размышления о ключе, с другой – воплощает в слове страстный зов чувства. «Он мой» может быть с одинаковым успехом отнесено и к ключу, и к Борису. Так сам драматург соединяет разумное и эмоциональное начала в неразрывное целое.

Почему бы не поговорить с ребятами о том, что именно в такие моменты самораскрытия героя читатели, не искушённые в житейских проблемах, могут найти для себя ответы на многие волнующие вопросы.

Не секрет, что сегодняшние проблемы в семейных отношениях, в отношениях полов вообще связаны с превратным пониманием места и роли женщины в мире, Кто-то считает, что эта роль ограничена выполнением обязанностей жены и матери, кто-то убеждён в том, что женщина должна находиться в свободном полёте, повинуясь только зову чувства. Истина же, вероятно, может высветиться совершенно неожиданно в выводах , которые диктует нам монолог Катерины: любой человек достигаетпонимания самого себя только тогда, когда он слушает и понимает и голос собственногоразума, и зов сердца. В противном случае неизбежны ошибки в определении своих возможностей, своего пути, самоидентификации, в формулировании Я-концепции. Роль женщины и место её в мире человеческих отношений определено самой природой как роль человека, дающего жизнь не только физически, но и духовно. (Стоит ли удивляться тому, что финал пьесы звучит как гимн освобождению души от оков существования в мире несвободы. Стоит ли удивляться тому, что Кулигин открыто объявляет об освобождении души Катерины, что Тихон «прозревает» и обретает голос).

Для многих подростков такие выводы из «скучной» классики становятся откровением, потому что в учебниках звучат совершенно иные мысли, правильные, справедливые, основанные на мнениях маститых учёных, но оторванные от жизни.

Я не сторонник упрощенческого подхода к произведениям классики, не думаю, что произведения мастеров слова надо низводить до бытового уровня, но, мне кажется, нельзя оставлять незамеченными явные воспитательные возможности тех книг, которые многие наши ученики читают потому что «обязаны». Хотелось бы, чтобы после школьного изучения классика стала добрым спутником в жизни, советчиком, другом. А это возможно только при таком прочтении, которое позволит молодому человеку пропустить художественное творение сквозь призму личностных переживаний, пополнить свой небогатый пока жизненный опыт опытом предшествующих поколений.

Монолог Катерины:

«Отчего люди не летают? … Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?…

И до смерти я любила в церковь ходить! … А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют …

Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу… А какие сны мне снились… какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то …

Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак.

Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается.

Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью… не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне… как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»

Итог: Катерина по своей сути очень тонкая и чувствительная натура, ей сложно отстоять свою независимость, избавится от психологического давления со стороны свекрови, из-за этого девушка страдает. Она чистая и добрая душа, поэтому и все ее мечты обозначены чувством нежности и позитива. Она не видит возможности испытать счастье в реальной жизни, но в своих снах и грезах она может все: и летать по воздуху как птица, и прислушиваться к нежному воркованию.

источник

Текст видео

Монолог Катерины из “Грозы” Островского

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, – у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

  • Отчего люди не летают сочинение 350 слов
  • Отчего люди не летают также как птицы как пишется
  • Отчаянный поступок как пишется
  • Отчаянная домохозяйка яндекс дзен навигация по рассказам
  • Отчаянный боец как пишется