От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

Урок литературного чтения в 4 классе на тему: с.т.аксаков аленький цветочек учебник: литературное чтение 4 класс. учебн. для общеобразоват. организаций.

Урок
литературного чтения в

4
классе на тему:

«С.Т.Аксаков
«Аленький цветочек»

Учебник: Литературное чтение 4 класс.
Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова и др.]. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2018. – 223 с.: ил.- (Школа
России). –
ISBN 978-5-09-054887-8.

Цель урока: создать условие для обучения учащихся начальным навыкам
поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с
текстом и обогащать словарный запас детей

Задачи:

Образовательные:

— сформировать у учащихся
начальные навыки поиска и исследования информации: учить анализировать сказку,
работать с текстом;

— обогащать словарный запас
детей.

Развивающие:

— развить
внимание, память, воображение, интерес к русской словесности;

— развить навыки
выразительного чтения;


сформировать
умение быстро ориентироваться в потоке информации и находить
нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

— развить
самостоятельную деятельность;

— сформировать
исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на
дополнительную информацию;

-сформировать
умение анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль.

Воспитательные:

формировать устойчивое произвольное внимание;

— воспитывать
любовь и уважение к родителям;

воспитывать
культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

— формирование
умения работать в группах;

— воспитывать уважительное
отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку
зрения и аргументировать её

Планируемые
результаты
:

Предметные
УУД:

—  у учащихся сформированы
начальные навыки поиска и исследования информации: учащиеся умеют анализировать
сказку, работать с текстом;

— у учащихся
обогащен словарный запас детей.

Личностные
УУД:
 

— у учащихся
развиты внимание, память, воображение, интерес к русской словесности;

— развиты навыки
выразительного чтения;

— у учащихся
сформировано умение быстро ориентироваться в потоке информации, находить
нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

— развита
самостоятельную деятельность;

— сформированы
исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на
дополнительную информацию;

-сформировано
умение анализировать художественный текст, выделять в нём основную мысль.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформулировано
умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность
действий;

 учащиеся
умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать
и применять полученную информацию

Коммуникативные УУД:

— сформировано
умение работать в группах;

— учащиеся
уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать
свою точку зрения и аргументировать её;

— сформировано
умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить
объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано
умение ставить проблему, структурировать тексты, давать определение понятиям

Оборудование
урока:
проектор,
компьютер, экран, конверты с заданиями, электронное приложение к учебнику, презентация к уроку.

Ход урока

I.
Организационный момент (2 мин)

II.
Актуализация знаний (2 мин)

Сегодня
мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок С.Т.Аксакова.

II.
Речевая разминка (3 мин)


На доске пословица:


“Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.” слайд
1

image001

-Найдите
в этой пословице все существительные.


Определите склонение существительных.


Объясните смысл этой пословицы.


Вспомните пословицу с таким же смыслом. (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок)


Кому принадлежат эти слова? (А.С.Пушкину)

-На
какие две группы делятся все сказки? слайд 2

Овал: СКАЗКИ 

Ссказка

Сс

 

III.
Работа по теме урока (5 мин)


К какой группе относится сказка Аксакова, почему?

А
помните ли вы, что: слайд 3

image005

Сергей
Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку
“Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький
Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. Поссовету
тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать
сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький.
Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных
сказок.

С.Т.Аксаков
вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука”
вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и
записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и
с тех пор стала у детей любимой сказкой.


Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве?

IV.
Словарная работа (7 мин)


сказке “Аленький цветочек” много устаревших слов, почему? (автор писал её в 19
веке, Аксаков старался передать народность сказки)


Дома вы должны были найти эти слова и узнать их лексическое значение.


Наша словарная работа пройдет необычно. Сегодня я буду называть устаревшие
слова и выражения, а вы будете их объяснять.

·                    
Заморский — находящийся за морем. За границей.

·                    
Не ведаю — не знаю.

·                    
Самоцветный — драгоценные или полудрагоценные камни.

·                    
Сажень — старая русская мера длины. 2м.13см.

·                    
Торная — о дороге, гладкая ровная.

·                    
Чертог- пышное великолепное здание или дворец.

·                    
Паче зеницы ока — сохранять, беречь больше чем глаза.

·                    
Гвалт- крик, шум.

·                    
Пригорок мураватый- поросший мягкой травой.

·                    
Яства сахарные – вкусная еда.

·                    
Опочивать легла – легла спать.

·                    
Челядь дворовая – слуги.

V.Работа
с текстом (5 мин)


А сейчас мы дочитаем сказку до конца.

VI.
Физкультминутка (2 мин)

По
дорожке, по дорожке

Скачем
мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И
по этой же дорожке

Скачем
мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По
тропинке побежим,

До
лужайки добежим. (Бег на месте.)

На
лужайке, на лужайке

Мы
попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп.
Немного отдохнем.

И
домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

VII.
Работа в группах (10 мин)


Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд 4

image006

1.
Распределите роли в группе.

2.
Внимательно прочитайте задание.

3.
При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.

4.
Не перебивай говорящего.


У вас на столе конверты, (в конверте деформированный план сказки) Нужно
восстановить правильный порядок событий и наклеить на лист А4   не
забывайте пословицу “Семь раз отмерь, один раз отрежь”

Проверка
по эталону слайд 5

image007

1.
Жил-был купец, и было у него три дочери.

2.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки

3.
Нашел купец подарки для старших дочерей.

4.
Встреча купца с чудищем лесным.

5.
Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.

6.
Младшая дочь у чудища лесного.

7.
Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

8.
Превращение чудища в принца.

VIII.
Подведение итога урока (3 мин)


В чём заключается главная мысль сказки? (Нужно уметь держать своё слово.
Удачливы добрые, справедливые, мужественные люди.)


Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?

IX.
Рефлексия (3 мин)


Оцените свою работу на уроке.


Что понравилось, запомнилось?


Что бы ещё хотелось узнать?

X.Домашнее
задание (2 мин)


Найдите сказку с похожим сюжетом и расскажите о ней.

1.
Автор.

2.
Название.

3.
Страна происхождения.

4.
Сюжет сказки.

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

Литературная игра по сказке С.Т. Аксакова (для
учащихся 1-5 классов).

Цели и задачи:

•          Воспитывать милосердие, сострадание

•          Познакомить с творчеством русского
писателя С.Т.Аксакова.

Подготовка:

Портрет С.Т. Аксакова, (если возможно, то
портреты ключницы Пелагеи, французских писательниц Жанны-Мари Ле Принс де Бомон
(1711-1780) и Стефани-Фелиситеи де Жанлис (1746-1830), обложка к сказке
«Красавица и чудовище», иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» (дочки купца),
заготовки алых лепестков и сердцевины цветка, клей, ручки.

Аудитория делится на группы (3-4 человека). За
правильный ответ группа получает лепесток.

 Беседа.         

Библиотекарь: Сегодня у нас с вами не простой
урок, а – волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят
всякие чудеса.

Сегодня мы поведём разговор о сказке Сергея
Тимофеевича Аксакова (1791-1859) «Аленький цветочек». Большинство читателей не
знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль,
усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» – одна
из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в
подзаголовке.

—           Как же появилась на свет сказка
«Аленький цветочек»? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала
Аксакову сказку?

Как-то к маленькому мальчику Серёже Аксакову
пришла перед сном, ключница Пелагея, «помолилась Богу, вздохнула несколько раз,
по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села
у печки, и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве
жил-был богатый купец, именитый человек…

—           Кто же была эта Пелагея?

Крепостная крестьянка… Ключница Пелагея –
прислуга в поместье Аксаковых – следила за хозяйством в доме. У неё были все
ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того, чтобы рассказала
сказки перед сном для маленького Серёжи. Она была великая мастерица
рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал
её в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему
нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками.

Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где
Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и
привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич
в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька
по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а
где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей
про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой
Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную
ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и
собирал… Но сказки – не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже
дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал

«Аленький цветочек».

Портрет Аксакова С. Т.

Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
о волшебной силе любви и добра. И в связи с этим в жизни происходят очень
интересные случаи. Так было и с автором «Аленького цветочка».

Спустя несколько лет после опубликования
сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков поразился, когда прочитал сказку
французской писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь» на такой же сюжет. А
спустя ещё некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского
композитора  Гретри  «Земфира  и  Азор»,  сюжет  её  был  такой  же,  как  в

«Аленьком цветочке». Но это ещё не всё. В 18
веке читателям была известна сказка  французской писательницы Жанлис 
«Красавица и  чудовище»:  Обложка

«Красавица и чудовище»

—           Как же так, не могла же Пелагея
этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?

Оказывается, всё наоборот. Все сказки на этот
сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из
французского фольклора.

—           Как же простая русская крестьянка,
не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?

(Ответы детей).

—           Эта сказка о цветочке или аленький
цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери?

—           Какой же смысл вложил писатель в
образ волшебного аленького цветочка?

Аленький цветочек – символ настоящей
преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю,
скрытую от глаз, красоту. Под её воздействием любимый человек преображается –
становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые
главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого
мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

 Викторина 1.

Итак, начинаем нашу игру.

1.         Кто рассказал Аксакову сказку об
аленьком цветочке? (Ключница Пелагея).

2.         На какой палец надо было надеть
волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? (На
правый мизинец. Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый
мизинец, тот очутится там, где пожелает).

3.         Какую из дочерей купец любил больше
и за что? (Младшую, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее).

4.         Какое чувство руководило сестрами,
когда они переводили стрелки на час назад? (Зависть).

5.         Через какое время обещала вернуться
к чудищу купеческая дочь? (За час до истечения 3 дней и 3 ночей).

6.         Какой по счёту пленницей была во
дворце у чудовища купеческая дочь? (Двенадцатой – ни одна не полюбила меня за
мои ласки и угождения, за мою душу добрую).

7.         Сколько лет провёл принц в образе
зверя лесного, чуда морского? (И жил я таким страшилищем и пугалом ровно 30
лет).

8.         Как вы думаете, что помогло дочери
купеческой справиться со злыми чарами? (Верность данному слову; преданность;
бескорыстная, искренняя любовь).

9.         Как называлась сказка французской
писательницы Жанлис, которая повторяет сюжет сказки «Аленький цветочек».
(«Красавица и Чудовище»).

10.       Что заказала отцу себе в подарок
старшая дочь? (Венец)

11.       Что пожелала получить в подарок
средняя дочь? (Зеркало)

12.       О каком подарке мечтала младшая,
самая любимая дочь? (Аленький цветочек)

13.       Что особенного было в венце, который
привез старшей дочери отец? (Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от
которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него
в тёмную ночь, как среди бела дня).

14.       Каким свойством обладало зеркало,
которое привез отец средней дочери? (Это, из хрусталя восточного зеркало, имело
такое свойство, что в нём была видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в
него, девушка только прибавляет себе красоты)

15.       А что особенного было в цветочке,
который достал отец младшей дочери? (Аленький цветочек был такой, краше
которого не было больше цветка на свете)

16.       Как узнала младшая дочь о
существовании аленького цветочка? (Она увидела его во сне, и была поражена его
красотой)

17.       Кем по роду занятий был отец трёх
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек)

18.       С помощью чего обычно приобретал
подарки и товары отец? (С помощью денег, которым все двери открыты)

19.       Каким видом транспорта пользовался
отец-купец для своих торговых дел? (Торговыми кораблями, потому что вёл
торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)

20.       Какими, чисто российскими товарами
он торговал? (Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое
другое)

21.       В какие страны плавал по торговым
делам отец-купец? (В далёкие заморские страны)

22.       Уезжая по своим купеческим делам,
что наказывал отец дочерям?

(Наказываю я вам жить без меня честно и
смирно).

23.       И коли без меня вы будете жить
честно и смирно, то…, что пообещал купец дочерям? (Привезу вам такие гостинцы,
какие сами захотите).

24.       Налетели на него разбойники,
бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, что делает купец?
(Бросает свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в тёмные
леса).

25.       Как купец вышел ко дворцу зверя
лесного, чуда морского? (Увидел впереди будто зарево, не хотел в ту сторону
идти, думал, что лес горит, но другого пути не было).

26.       Назовите полное имя хозяина
аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)

27.       Опишите внешний вид чудища, которое
повстречал купец, затем и его дочь. (Страшен был зверь лесной, чудо морское:
руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы
великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки,
нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).

28.       Какими положительными качествами
обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? (Доброе сердце,
гостеприимство, речи ласковые и толковые)

29.       Кто из дочерей купца добровольно
согласился отправиться к чудищу? (Младшая дочь – для меня ты достал аленький цветочек,
и мне надо выручать тебя).

30.       Чем прогневал купец чудище, когда
находился у него в гостях? (Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)

31.       Где рос аленький цветочек, и каким
он был? (В саду, на зеленом пригорке – цветок цвету алого, красоты невиданной и
неслыханной).

32.       Как ты посмел сорвать в моём саду
мой заповедный, любимый цветок? Для чего нужен был цветок чудищу? (Я хранил его
паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня
всей утехи моей жизни).

33.       Как принял купца хозяин дворца и
сада? (Я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать
уложил).

34.       Как оказалась девушка во дворце чуда
морского, зверя лесного? (Вынимает отец перстень из ларца кованого, надевает
перстень на правый мизинец меньшой дочери – и не стало её).

35.       Чем занималась дочь купеческая во
дворце чуда лесного? (Рукодельями занималась, вышивала серебром и золотом).

36.       Где остался стоять аленький
цветочек? (Он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего).

37.       Как живётся девушке во дворце чуда
морского? (Я живу во дворце как королевишна, пишет она родителю).

38.       Когда наказал девушке вернуться во
дворец чудо лесное? ( Ровно за час до трёх дней и трёх ночей).

39.       Какую подлость совершили сестры, в
отношении младшей сестры, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец? (Они
перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил,
закрыли ставни).

40.       Что произошло во дворце чудища,
когда девушка не вернулась к назначенному сроку? (Все погибло там, замерло,
затихло, свет небесный погас)

41.       Где нашла девушка своего друга
милого, господина любимого? (На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек)

42.       Как вы думаете, почему умер зверь
лесной, чудо морское? (От тоски, от любви к девушке, потому что подумал, что
она больше не вернется).

43.       В чём был секрет чуда лесного, зверя
морского, что с ним случилось в малолетнем возрасте? (Он был заколдован злой
волшебницей до тех пор, пока не полюбит его девушка)

44.       Полюбила ли дочь купеческая чудище
безобразное за его доброту к ней?

(Я люблю тебя как жениха желанного).

45.       Скажите, кем на самом деле был зверь
лесной, чудо морское?

(Королевичем).

46.       Для кого Аксаков написал сказку? (В
семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке
Оленьке он и посвятил эту сказку).

47.       А могли ли быть на месте младшей
дочери её сёстры? (Нет, они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному).

48.       Справилась ли со страхом своим дочь
купеческая, когда услышала голос зверя лесного? (Со страхом своим совладала и
виду, что испугалася, не показала).

49.       И страшен был зверь лесной, чудо
морское и, увидев его, стала ли девушка с ним общаться? (И стало ей жалко и
совестно, что испугалась – тут пошли у них беседы пуще прежнего).

50.       Кто автор сказки «Аленький
цветочек?». (Сергей Тимофеевич Аксаков).

 Викторина 2.

Характеристика героев.

Что мы узнали о сёстрах из сказки?

Портреты трёх сестёр помогут вам рассказать о
них.

1.         Старшая? (Горделивая, она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской).

Д. Недобрая, завистливая. Она неблагодарная.
Не пошла выручить отца.

2.         А средняя?

Д. Средняя – самолюбивая. Ей нужны только
богатства, да чтоб ее красота не старилась. Неблагодарная тоже.

3.         А младшая дочь? Какая она?

Д. Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.

4.         Зачем младшей нужен был аленький
цветочек?

Д. Для радости, утешения.

5.         Что же помогло снять заклятие со
зверя лесного, чуда морского?

Д. Любовь девушки.

6.         За что же полюбила девушка чудище?

Д. (зачитывают текст)

7.         О чем рассказал Аксаков в этой
сказке?

Д. Он рассказал о самоотверженной любви,
верности и преданности.

8.         Какой урок он преподает своей
внучке и нам, читателям?

Д. Что добрые чувства могут победить зло. Любовь
все побеждает.

9.         К какой группе литературных сказок
относится сказка «Аленький цветочек»?

Д. Это волшебная сказка.

10.       Почему?

Д. В ней чудеса. Сказочные превращения,
троекратность событий.

 Викторина 3

1.         Какими словами начинается эта
сказка?

а) «В некиим царстве, в некиим государстве…»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями…» в) «Три девицы под окном…»

2.         Какая из дочерей попросила купца
привезти из дальних стран аленький цветочек? а) старшая б) средняя в) младшая

3.         Что случилось с купцом в дороге? а)
весь товар утонул

б) весь товар сгорел

в) на его караваны напали разбойники

4.         С каким условием чудище мохнатое
отпустило купца? а) если он отдаст аленький цветочек

б) если заплатит за цветочек золотом

в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей

5.         Какой волшебный предмет дал зверь
лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

а) золотой перстень

б) медный браслет

в) изумрудное ожерелье

6.         Что стало с сорванным аленьким
цветочком?

а) остался в купеческом доме на радость
сестрам б) прирос к прежнему стеблю

в) завял

7.         Как жилось девушке во дворце у
зверя лесного, чуда морского? а) исполнялись все ее желания

б) ей приходилось работать с утра до ночи

в) она пребывала в постоянной тоске и печали

8.         На сколько дней отпустил зверь
лесной, чудо морское купеческую дочь домой?

а) на один день и одну ночь б) на три дня и
три ночи в) на пять дней и пять ночей

9.         Дочь купца вернулась во дворец с
опозданием, потому что, а) долго прощалась с отцом

б) долго не могла решить, возвращаться или нет

в) сестры перевели часы назад

10.       Кем оказался зверь лесной, чудо
морское?

а) заколдованным принцем

б) злым колдуном в) карликом

Вот и подошли мы к конечному пункту нашего
путешествия, и сейчас посмотрим, насколько, кто продвинулся к заветному
аленькому цветочку.

Подведение результатов.

И последнее испытание, которое предстоит
пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два
вопроса.

 Вопросы победителю:       

1)         С помощью чего можно попасть в
волшебный дворец? (Волшебного кольца)

2)         Покажите, как пользоваться этим
кольцом? (На правый мизинец).

Библиотекарь: Сказка эта живет уже около 150
лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь.
Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.

Подведем итог нашего урока. На каждом из алых
лепестков, полученных за правильные ответы, напишите по 1-му слову, которое
скажет, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек:
алые лепестки приклейте к сердцевине. (Готовые цветы прикрепляются на доске)

В душе у каждого человека должен быть Аленький
цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они
расцветут и в душе каждого из нас.

Вот мы и завершили наше путешествие, и как
говорится в сказке: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».

Предмет:
Литературное чтение

Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (первый урок)

Тип:
изучение нового материала.

Цель: 

Образовательная:

·        
ознакомить детей с жизнью и
творчеством С.Т. Аксакова;

·        
познакомить со сказкой  «Аленький
цветочек»;

·        
обогащать словарный запас
учащихся;

Развивающая:

·        
развивать внимание, память,
речь, мышление, выразительное чтение;

Воспитывающая:

·        
воспитывать любовь и уважение к
родителям.

Планируемые
результаты:

Предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на
чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном
чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из
анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её,
планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание
своей работы на уроке;

Познавательные: анализ художественного текста, выделение в
нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного
текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной
и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного
текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе
(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение
договариваться о совместных действиях);

Личностные: формирование системы нравственных ценностей
(любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений,
уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению
творчества С.Т.Аксакова.

Оборудование: презентация, учебники.

Методы: работа с книгой, наглядный, беседа.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Проверка
готовности к уроку.


Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Тихо сели девочки, тихо сели
мальчики.

2.Проверка
домашнего задания.

-Над
каким произведением работали на прошлом уроке?

-Назовите
главных героев сказки.

-Какова
главная мысль сказа?

-Что
было задано на дом?

3.
Актуализация знаний.

— Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, а
написал ее замечательный русский писатель и общественный деятель, литературный
и театральный критик Сергей Тимофеевич Аксаков. 

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ. 1-9 слайд

10-11 слайд. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации,
что изображено? Как вы думаете, о чем будет сказка?

4.
Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами начнем знакомиться с отрывком из
сказки «Аленький цветочек». Откройте учебники на с. 193.

5. Изучение нового материала.

Давайте прочитаем
фразу под названием сказки. «Сказка ключницы Пелагеи». Что это значит?

(Что
сказку С.Т.Аксаков услышал от ключницы Пелагеи, а потом записал ее
.)

— Что
такое ключница? Понятно ли вам это слово?

Ключница
(ключник)
 (устар.) – слуга
(обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные
запасы и ключи от мест их хранения.

-А вы знаете,
как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?

-Тогда
послушайте.

Маленький
Сережа заболел, и скорому выздоровлению мешала бессонница. Тогда к маленькому
Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у
печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором
государстве жил — был богатый купец, именитый человек. Много у него было
всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери,
все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»

Пелагея
— крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила
за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала
сказки перед сном маленькому Серёже. Она была великая мастерица рассказывать
сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал её на
протяжении нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему
нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками.

5.
Изучение нового материала.

Словарная работа.

— Для начала определим
значение слов и выражений:

ПАРЧА –
шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 

ТУВАЛЕТ –
стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Пригорок мураватый –
пригорок поросший мягкой и сочной травой.

Яства сахарные – яства
– еда, кушанье.

Вся посуда золота
червонного – червонный – красный, алый. Червонное золото – золото высокой
пробы, имеющий красноватый оттенок.

Опочивать – спать.

Середович – средних
лет.

ЧЕЛЯДЬ
ДВОРОВАЯ   –  слуги, дворовые

Зычный
голос – звонкий, громкий.


Послушайте сказку. (Читает учитель)

6.
Закрепление.

Основная
мысль сказки.

-Какова
тема сказки? (Сострадание, верность слову, любовь)

-Какова
главная мысль сказки? (Без чудес нет сказки, в сказке нет непоправимых бед и
несчастий; удачливы добрые, справедливые, мужественные люди; колдовство
кончается – чудище вновь стал королевичем)

— Так
чему учит сказка? (Не мириться со злом, а бороться с ним; учит быть твердым в
бедах; осуждает мир, где царят жадность, корысть, равнодушие; любить родных и
не делать им зла.)

ВЫВОД: сказки народные и литературные кончаются
счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в
чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют.
Любовь способна творить чудеса.

7.Рефлексия.

-Что
на вас произвело наибольшее впечатление?

-Что
вы не знали, а сегодня на уроке узнали и это новое для вас?

-Какие
задания показались вам интересными?

— Как
вы думаете, пригодятся знания, приобретенные на этом уроке?

-Для
чего мы проделали такую большую работу со сказкой?

-Как
бы вы оценили свою работу на уроке?

8.
Выставление оценок

9.
Домашнее задание
 с.193-203
(выразительно читать)

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 11. С.Т. Аксаков Аленький цветочек.ppt

От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

  • 2 слайд

    Пересказ

    Описание слайда:

    Пересказ

  • 3 слайд

    За тёмными лесами, под ходячими облаками, под частыми звёздами, под красным с

    Описание слайда:

    За тёмными лесами,
    под ходячими облаками,
    под частыми звёздами,
    под красным солнышком.
    Облачается небесами,
    подпоясывается зорями,
    застёгивается звёздами.
    Прочитайте присказку медленно.
    Назовите имена существительные.
    Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
    Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом существительные.
    Прочитайте скороговоркой.
    Прочитайте выразительно.
    Речевая разминка

  • 4 слайд

    Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в п

    Описание слайда:

    Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцательного Аксакова. После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». Это общество издавало журнал «Чтение в беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы.

  • 5 слайд

    2 июня 1816 г. писатель обвенчался со своей женой и уехал в своё заволжское

    Описание слайда:

    2 июня 1816 г. писатель обвенчался со своей женой и уехал в своё заволжское имение – деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец – Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребёнку, что заменил ему няню. В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1835 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастили Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в его произведениях.
    Умер Аксаков 12 мая 1859 г. в Москве.

  • 6 слайд

    стр. 193 – 214

    Описание слайда:

    стр. 193 – 214

Выбранный для просмотра документ Викторина по сказке Аксакова_Аленький цветочек.ppt

ВИКТОРИНА по сказке Аксакова “Аленький цветочек” Выпускная работа Ильиной...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ВИКТОРИНА по сказке Аксакова “Аленький цветочек” Выпускная работа Ильиной

    Описание слайда:

    ВИКТОРИНА

    по сказке Аксакова

    “Аленький цветочек”

    Выпускная работа
    Ильиной Марины Григорьевны
    зав.библиотекой коррекционной
    школы № 17 Невского района
    * Санкт-Петербургский ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ технологий и телекоммуникаций

  • 2 слайд

    СОДЕРЖАНИЕ: Вступление Викторина

    Описание слайда:

    СОДЕРЖАНИЕ:
    Вступление
    Викторина

  • 3 слайд

    Сегодня мы проводим викторину по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова “Аленький

    Описание слайда:

    Сегодня мы проводим викторину по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова “Аленький цветочек”. Сказка написана давно, почти 150 лет назад. Все наверное заметили, что под названием “Аленький цветочек” есть подзаголовок “Сказка ключницы Пелагеи”. Кто же она? Ключница Пелагея — простая русская женщина, которая работала в доме родителей будущего писателя. Была она великой мастерицей сказывать сказки. От Пелагеи маленький Сережа и услышал сказку о волшебном цветочке, об отважном купце, о его трех дочерях и о чудище невиданном.
    Став писателем, Сергей Тимофеевич Аксаков просто вспомнил услышанную в детстве сказку и назвал ее “Аленький цветочек”.

  • 4 слайд

    В некиим царстве, в некиим государстве жил богатый человек и было у него три

    Описание слайда:

    В некиим царстве, в некиим государстве жил богатый человек и было у него три дочери
    Кем работал мой отец?
    Назывался он …

    Я у батюшки просила мне подарок привезти,
    Выбрала я, наконец, золотой …
    Я желаю быть красивой
    Красота чтоб не померкла
    Привези мне батюшка волшебное…
    Мне не нужно ,батюшка,
    Ни платьев, ни сорочек
    Привези, пожалуйста, …

    купец
    венец
    Аленький цветочек
    зеркало
    Вот собирается купец по своим торговым делам и спрашивает у дочерей каких подарков им хочется.

  • 5 слайд

    Долго странствовал купец. Куда попал он?... во Чуден тот дворец, беск

    Описание слайда:

    Долго странствовал купец.
    Куда попал он?… во
    Чуден тот дворец, бескраен,
    Но не виден кто?…
    Наш купец поел, поспал,
    В саду цветочек увидал,
    Бросился, сорвал сокровище.
    Кого увидел вдруг?…  
    дворец
    хозяин
    чудовище
    Поехал честной купец по странам заморским, по королевствам невиданным, покупает и продает товары, да подарки для дочерей ищет. Отыскал и венец золотой, и зеркало волшебное, да только нет подарка для любимой младшей дочери: нигде не видел он аленького цветочка, краше которого не было бы на белом свете.

  • 6 слайд

    Блеснула молния, ударил гром, земля зашаталась под ногами, чудище страшное и

    Описание слайда:

    Блеснула молния, ударил гром, земля зашаталась под ногами, чудище страшное и мохнатое ужасно рассердилось, за то, что купец посмел сорвать его любимый цветок, купца ждала смерть. Упал купец на колени и рассказал зверю лесному, чуду морскому, что цветочек сорвал он для своей любимой младшей дочери и просил отпустить его домой. Чудище согласилось, но при одном условии:
      Отпущу домой, убирайся прочь,
    Но пришли сюда ты любую …

    А домой попасть мог купец легко.
    Что на палец надев? Золотое …
    дочь
    кольцо

  • 7 слайд

    Цветочек аленький возьму, Ведь в доме ему тесно, В саду волшебном посажу.

    Описание слайда:

    Цветочек аленький возьму,
    Ведь в доме ему тесно,
    В саду волшебном посажу.
    Куда? На прежнее …
    место
    Только честной купец успел надеть кольцо, как очутился дома. Старшие дочери обрадовались, получив подарки, а младшая заплакала — почувствовала, что у отца на сердце печаль. На следующий день стал спрашивать купец у дочерей: кто из них хочет поехать к зверю лесному, чуду морскому, чтобы отца выручить.
    младшая
    Какая же из трех сестер решилась дом оставить,
    И батюшку любимого от смерти избавить?…
    Сказала она отцу, что зверя лесного не боится, знает, что он ее не обидит и просила о ней не беспокоиться.

  • 8 слайд

    Надела колечко младшая сестра и очутилась во дворце Осмотрелась. Удивляется

    Описание слайда:

    Надела колечко младшая сестра и очутилась во дворце Осмотрелась. Удивляется девица красоте дворца невиданной, музыке неслыханной , еде небывалой. Все ее желания тотчас исполняются, только нигде не видно хозяина.
    Как общался со мной
    Чудо-юдо зверь морской?
    На мраморной стене писал он не пером,
    А буквы выводил …
    Захотелось красавице голос чудища услышать, да своими глазами увидеть зверя лесного.

    Я чудовище просила
    Облик свой мне показать.
    Почему не соглашался?
    Чего же он боялся?
    Меня …
    огнем
    испугать

  • 9 слайд

    Стала уговаривать зверя лесного девушка, обещала, что никакого страшилища не

    Описание слайда:

    Стала уговаривать зверя лесного девушка, обещала, что никакого страшилища не испугается. И, наконец, уговорила.
    Когда явился зверь пред нею,
    Что с бедною девицей стало ?
    Увидев издали его, она без чувств …
    А когда дочь купеческая очнулась, ей стало стыдно за свой испуг. Она решила не показывать вида, что ей страшно видеть зверя лесного. Вскоре и страх ее совсем прошел. Через некоторое время приснился ей тревожный сон, и просит она чудище:
    Отпусти меня домой, видела я сон плохой:
    Мой отец скучал, не ел и от горя …
    Зверь лесной отпустил красавицу, но очень просил ее вернуться и предупредил:
    Если через три денька не вернешься ты сюда,
    Не перенесу беду, без тебя тотчас …
    умру
    упала
    заболел

  • 10 слайд

    Опять надела колечко молодая купеческая дочь и оказалась на своем дворе, все

    Описание слайда:

    Опять надела колечко молодая купеческая дочь и оказалась на своем дворе, все родные обрадовались ей, все дивились ее царским нарядам, ее девичьей красоте, а отец от счастья сразу выздоровел. Рассказала она о жизни своей у зверя лесного, чуда морского.
    Житьем — бытьем в чудесном замке
    Дружно сестры восторгались,
    А на сердце черной тучей что ложилось:
     Задумали старшие сестры дело хитрое и недоброе:
    Сестры старшие решили чудо — зверя извести.
    Что задумали они? Часы назад …
    зависть
    перевести

  • 11 слайд

    Но когда пришел настоящий час возвращения, младшая сестра почувствовала бесп

    Описание слайда:

    Но когда пришел настоящий час возвращения, младшая сестра почувствовала беспокойство.
    Мне сердечко подсказало: поспеши.
    Повернула я колечко, только в замке — ни души.
    Что же с чудищем случилось, где оно?
    На пригорке у цветочка. Что же с ним? Оно…
     У красавицы помутились очи ясные, подкосились ноги резвые, обняла она безобразную голову зверя лесного, друга доброго и закричала:
    “Встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного!”
    мертво

  • 12 слайд

      А сейчас последний и главный вопрос викторины: Что зверя в принца превр

    Описание слайда:

      А сейчас последний и главный вопрос викторины:
    Что зверя в принца превратило?
    Что жизнь в него вдохнуло вновь?
    Все люди знают это чувство, Скажите, что это? …
    любовь
    Загремел гром, засверкала молния и вместо чудовища безобразного появился молодой красавец — принц, который прежде был заколдован злой волшебницей

  • 13 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

  • 14 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

  • 15 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

  • 16 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

  • 17 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

Выбранный для просмотра документ С.Т. Аксаков_Аленький цветочек.ppt

Сергей Тимофеевич АксаковСказка«Аленький цветочек»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Сергей Тимофеевич АксаковСказка«Аленький цветочек»

    Описание слайда:

    Сергей Тимофеевич Аксаков
    Сказка
    «Аленький цветочек»

  • 2 слайд

    Биография Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой, но обедневшей дв

    Описание слайда:

    Биография
    Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой, но обедневшей дворянской семье 20 сентября 1791 года в городе Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, служил прокурором верхнеземского суда в Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. С детства Аксаков любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества. Маленький Аксаков любил слушать рассказы крепостной няни Пелагеи, один из которых впоследствии обработал в известную сказку «Аленький цветочек».

  • 3 слайд

    История создания сказки Сказку "Аленький цветочек" Сергей Тимофеевич

    Описание слайда:

    История создания сказки
    Сказку «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве во время своей болезни. Произошло это так: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

  • 4 слайд

    Сюжет сказки  Есть за горами, за лесами Маленькая страна. Там звери с добрыми

    Описание слайда:

    Сюжет сказки
      Есть за горами, за лесами
    Маленькая страна.
    Там звери с добрыми глазами,
    Там жизнь любви полна. 

  • 5 слайд

    Словарь В сказке много старинных слов, она записана так, как ее рассказала кл

    Описание слайда:

    Словарь
    В сказке много старинных слов, она записана так, как ее рассказала ключница Пелагея.
    Казна -деньги
    Парча — шелковая материя,затканная золотыми нитями.
    Жемчуг бурмицкий — жемчуг особенно крупный и круглый.
    Тувалет -туалет, зеркало.
    Яства — еда ,кушанья.
    Почали — начали.
    Пытали-здесь:посмотрели,примерили.
    Скатерть бранная – скатерть, вытканная узорами.
    Камка — шелковая цветная ткань с узорами.
    Девушка сенная — служанка.
     

  • 6 слайд

    Герои сказки

    Описание слайда:

    Герои сказки

  • 7 слайд

    Иллюстрации к сказке

    Описание слайда:

    Иллюстрации к сказке

  • 8 слайд

    Викторина1. Какие подарки просили привезти дочери купца? 2. Куда отправился к

    Описание слайда:

    Викторина
    1. Какие подарки просили привезти дочери купца?
    2. Куда отправился купец..?
    3. Что наказывал купец своим дочерям перед отъездом?
    4. Что случилось с купцом в дороге?
    5. Как младшей дочери попасть во дворец?
    6. Как общался зверь лесной с дочерью купца в первые дни?
    7. Как жилось девушке во дворце?
    8. Почему опоздала дочь купца во дворец?
    9. Что стало со зверем лесным?
    10. Кем обернулся зверь лесной?
    11. Кто заколдовал принца?
    12. Кто спас принца от страшного заклятия?

  • 9 слайд

    Какой фрагмент сказки изображен?

    Описание слайда:

    Какой фрагмент сказки изображен?

  • 10 слайд

    Реши кроссвордПо горизонтали: 1. Царство, в которое собирался по делам купец.

    Описание слайда:

    Реши кроссворд
    По горизонтали: 1. Царство, в которое собирался по делам купец. 6. Шелковая цветная ткань с узорами. 7. Подарок, который попросила средняя дочь. 
    По вертикали: 2. Какой цветочек просила привезти младшая дочь? 3. Сколько лет жил молодой королевич в образе чудища безобразного? 4. Какой предмет мгновенно перемещает героев сказки? 5. Еда, кушанья. 8. Что такое казна? 

  • 11 слайд

    От кого маленький сережа аксаков услышал сказку аленький цветочек

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Аленький цветочек

Похожие материалы

  • Гаршин Сказка о жабе и розе 4 класс

  • В.Ф.Одоевский. Городок в Табакерке презентация 4 класс

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».» (2 класс)

  • Бунин И.А. Листопад 4 класс

  • И.С. Никитин. Стихи 4 класс

  • Плещеев А.Н. Дети и птичка 4 класс презентация

  • П.П. Бажов Серебряное копытце 4 класс презентация

  • Баратынский Евгений Абрамович 4 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435635 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Обновлено: 28.12.2021

Дядя Максим — брат мамы Петруся Эвелины. Вояка, потерявший ногу. Он лучше других понимает своего племянника и » растит » в нем личность. Именно он зовет в гости Ставрученко и его сыновей, которые хорошо знают фольклор и с уважением относятся к простому народу. Молодые люди слушают, как играет Петр и предсказывают ему славное будущее. Кроме того, Максим отправляет своего племянника вместе со слепцами в путешествие. Их рассказы о прошлом обогащают внутренний мир юноши. Он сравнивает себя и свою жизнь с теми, кто имеет такой же физический недостаток. Кроме того, Петрусь сам, руками » читает» надпись на одной из могил, где похоронен молодой слепой бандурист Юрко, который вдохновлял зрячих в военных походах. Благодаря Максиму , Петро знакомится со слепым звонарем , которого все прихожане уважают.

Итак, благодаря деятельности Максима Благодаря Максиму расширяется не только круг знакомств для Петра, но и его кругозор. Этот персонаж, вне всякого сомнения, талантливый педагог. Он от души помогает родному человеку и делает его жизнь полноценной.

Короленко В. Г. » Слепой музыкант «.

1 год назад
Мы знаем о пассажирах то, что они видели лишь то, что на рельсах лежит человек, а рядом стоит мужчина и машет «флагом», который весь в крови. Пассажиры не имеют никакого отношения к этому конфликту. Пассажиры не смогли бы себя уберечь без помощи Семёна.
Все ученики 6 б и в класса если вы это смотрите и используете это, то перефразируйте пожалуйста! А то Ирина Михайловна поймёт!
Лиза! Перефразируй! А то у нас будут одинаковые ответы! Поставь лайк и выбери этот ответ лучшим!
1 год назад

Повествование ведется от 1 лица, множественного числа

Вот таким с собою унесли мы (цитата)

Образ нам родной, неповторимый (цитата)

Злоба нам сжимала кулаки (цитата)

Пробил час наш. Мы пришли с боями. (цитата)

Следующая пословица

Делу время а потехе час. Эта поговорка очень часто встречается в сказках, баснях. Басня «Стрекоза и муравей» учит нас тому, что всему своё время. В басне стрекоза протанцевала и пропела всё красное лето и не подготовилась к зиме, в то время когда муравей всё лето напролёт готовился к зиме и встретил зиму уже подготовленным.

Один за всех и все за одного. Одна из первых сказок которую слышат самые маленькие детишки. Вся семья дружно взявшись друг за друга сумели вытащить репку.

В тесноте, да не в обиде. Эта поговорка подойдёт ко многим русским народным сказкам, например к сказке «Теремок», где собрались несколько зверей и всем нашёлся тёплый уголок.

Как аукнется, так и откликнется. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль», где лиса однажды обманув журавля вскоре сама осталась голодной.

Мир не без добрых людей. Эта поговорка подходит к сказке «Заюшкина избушка».

Доверяй, но проверяй. Эта поговорка отлично подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

RIOLIt [157K] 1 год назад

Самые известные,- сказка- ложь да в ней намек.. Или,- скоро сказка сказывается

да не скоро дело делается, а еще,- это только присказка, сказка впереди. И неявный намек на сказку,- я там был, мед- пиво пил. —

Мурочка полосатая [244K] 1 год назад

Сказку «Теремок» хорошо характеризует поговорка «В тесноте да не в обиде». Как мы знаем в теремок набилось много зверушек, им было тесно, но все они жили дружно, пока медведь не развалил теремок.

К сказке «Лиса и Журавль» хорошо подходит пословица «Как аукнется, так и откликнется». Лиса плохо приняла в гости Журавля, он ушел от нее голодным. Но сама рассчитывала сытно пообедать, но Журавль поступил так точно как и она, Лиса тоже ушла с гостей голодная.

К сказке «Петушок и бобовое зернышко» хорошо подходит пословица «Поспешишь — людей насмешишь». Петушок уж слишком быстро глотал зернышки, в результате одно зернышко у него застряло в горле, хорошо, хоть курочка его не оставила в беде.

Алиса в Стране [252K] 1 год назад

Мне вспомнились вот такие сказки, к которым я подобрала следующие поговорки:

Сказка «Каша из топора», про то, как солдат взялся сварить в доме жадных хозяев кашу из одного топора, а в итоге потратил очень даже много продуктов, каша получилась на самом деле, конечно же не из топора, который выполнял скорее декоративную роль, пословицы:

Сказка «Заюшкина избушка», где лиса позарилась на чужой дом, но была изгнана из него с позором:

Ну и всем известная сказка «Волк и семеро козлят», как злой волк пытался съесть козляток, которые остались одни дома, она учит детей быть осторожными и не открывать дверь кому попало, когда находишься дома без старших:

Чёрная Луна [203K] 1 год назад

Таких поговорок множество, многие из них отлично подойдут к популярным русским сказкам. Вот некоторые примеры:

Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех. Именно эта поговорка подойдет к сказке «Репка». Только когда вместе, всей семьей, стали тянули огромную репу, ее получилось вытянуть.

Смелым счастье помогает. Пример сказки — «Маша и медведь».

В тесноте, да не в обиде. Хороший пример сказка «Теремок».

Чем зазнаешься, на то и сломаешься. Здесь как никакая другая хорошо подойдет сказка «Колобок», в которой одноименный герой был съеден лисой.

Жадность – всякому горю начало. Хорошая пословица, которая сразу напоминает про сказку «о Золотой рыбке».

Друзья познаются в беде. Примеров много, один из них «Петушок и бобовое зернышко».

Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Эта пословица про труд, которая тоже подходит к сказке «Стрекоза и муравей».

Есть такие примеры сказки и пословицы:

Марина Вологда [165K] 1 год назад

Поговорки годами слагал народ. Именно в поговорках метко и четко подмечена мудрость. Сказка же рассказывает нам сюжет, но в итоге все равно чему-то учит. В связи с чем, к любой сказке можно подобрать пословицы.

«Не всякому верь, закрывай крепче дверь» — эта пословица говорит о том, что не всем стоит верить, есть обманщики. Эта пословица подходит к сказке «Волк и семеро козлят».

«Как аукнется, так и откликнется» — пословица говорит о том, что если вы задумали кому-то плохое, это плохое может вернуться к вам. Эта пословица хорошо подходит к сказке «Лиса и журавль».

А вот пословица «Мал золотник, да дорог», говорит о том, что рост для хороших дел не важен. Такая пословица подойдет к сказке «Мальчик с пальчик».

Viridi [131K] 1 год назад

Русский фольклор богат как на сказки, так и на пословицы и поговорки. Практически к каждому народному произведению можно найти соответствующую поговорку. Очень часто именно она как нельзя лучше помогает передать смысл сказки. Самыми популярными можно назвать следующие.

Именно она ка нельзя лучше подходит к любимой многими сказке «Морозко».

Как многие уже догадались отсылает на с к сказке «Репка». Именно благодаря совместному труду, героям произведения удалось вытащить большой корнеплод.

Сказка про наивного зайку и хитрую захватчицу его жилплощади лису — » Заюшкина избушка».

Эта поговорка как нельзя лучше подходит к сказке про волка и семерых козлят.

РУДЬКО [179K] 1 год назад

Например, поговорка про то, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, очень подходит под скаку о репке.Только вся семья , приложив усилия, смогла вытащить репку.

Поговорка о том, что не родись красивым, а родись счастливым очень подходит для сказки про Емелю и щуку.Емеле просто однажды очень повезло, то есть счастье ему улыбнулось и при помощи волшебных слов он смог решить многие свои житейские проблемы.

Sveta S [56.1K] 1 год назад

Народные казки, пословицы и поговорки — часть народного фольклора, поэтому имеюи много обшего. Очень часто смысл сказки можно охарактеризовать одной пословицей.

Всем известна русская народная сказка «Колобок», где герой-колобок убегает от деда и бабки, и уходит гулять по лесу. Всем встречным он рад, поет песенки, пока хитрая Лиса его не съела. К этой сказке подходит пословица: Кто всем верит, того часто обманывают.

Сказка «Репка», где вся семья тянула репку, даже мышка помогала. Подходит пословица: Что одному трудно дается, всем вместе легко берется.

Бекки Шарп [64K] 1 год назад

Все сказки содержат в себе народную мудрость, житейские выводы, поэтому к любой сказке можно подобрать поговорку или пословицу.

Например в сказке «Колобок» колобок убежал от дедушки с бабушкой, но послушал ласковые слова лисицы, которая его обманула и съела. Сюда подойдет поговорка — На языке медок, да на сердце холодок.

К сказке «Теремок» можно подобрать несколько пословиц:

Вот, что вспомнилось навскидку:

Диплом за плечами не носить.

Без муки нет науки.

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Повторение — мать учения.

Учи других и сам научишься.

1 год назад

Будь прям, да не упрям.(говори правду, делай как надо, но если ошибаешься, то отступи)

Злясь — стареют, смеясь — молодеют.(у злых и нервы, и желчь играет, и стресс, а кто смеется, у того орагнизм расслаблен и получает гормоны счастья и радости)

Кто зря сердит, у того голова болит.(опять же, сердиться, да и еще просто так, это портить себе здоровье).

Облака портят восход солнца, а гнев портит человека.(красив восход, когда он виден без облаков, а человек — когда лицо не перекошено гневом).

От мнительности заболевают, от надежды выздоравли­вают.(при­ думав себе болезнь, или проблему, можно заболеть, и получить ее, а уверовав, что вылечишься, и правда вылечишься и без врачей, и без проблем будешь).

У огня не бывает прохлады, а у гнева рассудка.(огонь жарок, и это непреложно(почти), так же и в гневе говорят и делают много лишнего, и это тоже непреложно).

1 год назад

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.

Очень много русских народных сказок в пересказе Алексея Николаевича Толстого. Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Заяц — хваста, Иван Царевич и серый волк, Колобок, Кот и лиса, Кривая уточка, Лиса и журавль, Лиса и заяц, Мальчик-с-пальчик, Петушок — золотой гребешок, По щучьему велению, Репка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Пузырь, соломинка и лапоть, Теремок, Хаврошечка и другие.

Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве сказку Аленький цветочек. В дальнейшем он пересказал и обработал эту замечательную сказку.

Павел Петрович Бажов обработал и записал народное уральское сказание Серебряное копытце.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина тоже написаны по мотивам русских народных сказок. Руслан и Людмила, Сказка о мертвой царевне.

Собирательством сказок занимался В.И.Даль, он собрал и записал более 1000 сказок, А.М.Афанасьев, Богдан Бронницын, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Бианки, Л.Пантелеев, М.Горький, К.Ушинский, Л.Толстой.

Иван Сергеевич Тургенев перевел и обработал замечательные сказки Шарля Перро. Кот в сапогах, Награда волшебницы, Золушка, Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик, Спящая красавица, Хохлик, Ослиная кожа.

1 год назад

Но ведь сказки пишутся для детей. Моего сына, похоже, именно эта сказка научила принимать самостоятельные и независимые решения. Серьёзно! Дело было так. Сыну было тогда между двумя и тремя годами, ближе к трём. Рассказала я сказку до конца, был у нас такой ритуал — сказка на ночь. Сынок помолчал и вдруг выдал: «А зачем дед их звал, взял бы лопату и выкопал».

Может, большинство сказок как раз и рассчитаны на то, что дети, уловив присущим им чутьём тот самый самый сказочный утопизм, научатся мыслить и действовать в реальности вместо слепой веры в легко достающиеся чудеса. Ещё их манной небесной называют.

1 год назад

Сурдинкой называется насадка на духовой музыкальный инструмент, которая служит для приглушения звука. Фразеологизм «под сурдинку» означает: втихомолку, потихоньку, чтобы никто не слышал, украдкой». То есть делать что-то без лишнего шума, не привлекая к себе внимания.

Следующая пословица

1) Русские народные сказки дают такие уроки людям,как : мужество, героизм, добро,справедливость,хитрость (смекалка) ,любовь и многие другие уроки ,которые учат нас на чужих примерах . Но не нужно быть трусливым , жадным , завистливым ,ленивым человеком .
2)Если посудить ,то будут все важные выше перечисленные уроки.
3)Добро побеждает Зло ;любовь не картошка,не выбросишь в окошко; волков бояться — в лес не ходить и т.д
4)А.М.Горький,А.Н.Толстой,С.ТАксаков и т.д.
Как то так .

Мудрая девушка
ответ по моему

10 месяцев назад

Он был кузнецом.

10 месяцев назад

Маугли великодушен и благороден. Он не затаил зла на людей, несмотря на то что они забросали его камнями с криками «Ступай прочь!». Через некоторое время Маугли по законам джунглей вернулся к людям и сумел их простить. Он — сильная личность с добрым и честным сердцем. Злобе и вражде герой противопоставляет любовь и верность.

7 месяцев назад

Второе
тот, кто читал Онєгина весьма восхещался его описаниями: сколько там описаний разных балов, дуелей и душевных пережываний. я думаю что сочинение Эвгений Онэгин и в правду есть енциклопедией того времени потому, что читая ету книгу ми могли представить обстановку и битье епохи Онегина.
как же мне хотелось быть там и прожить тою жизнью которой жил Онэгин.
тот кто хочет хоть чуть-чуть побывать в той епохе просто обязан прочесть етот роман. даже если ето не так, ви пополните ряди литератури, которие есть у вашей голове.

10 месяцев назад

В большом толковом словаре живут вежливые слова: Извините, Пожалуйста, Спасибо, Благодарю, Здравствуйте, До свидания и многие другие. Им очень нравится, когда люди их произносят. И наоборот, когда о них забывают, вежливым словам становится грустно. Ругать невоспитанных людей слова не могут, потому что они очень вежливые. Поэтому давайте радовать вежливые слова — давайте произносить их почаще!

1 год назад

Смотрите также:

Как описывается работа трёх мастеров — оружейников из сказа Левша

Тема и основная мысль произведения » Герой нашего времени » где-то по одному предложению . Помогите пожалуйста, очень срочно над

Привет.Помогите пожалуйста.Срочно.Напишите сочинение «Нравственный выбор моего равестника в рассказе «Уроки француского»».

Привести все примеры малых жанров фольклора все кроме закличка считалка калыбельная песня приговорка приговорка загадка

Следующая пословица

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик — семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни».

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну «выручалочку» — мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Читайте также:

      

  • Пословица к рассказу две лягушки пантелеев
  •   

  • Пословицы про женщин которые достали мужчин
  •   

  • Техника в руках индейца поговорка
  •   

  • Поговорка к слову умница
  •   

  • Гордым быть глупым слыть смысл пословицы

  • От кого пушкин узнал русские народные сказки
  • Островский гроза сочинение в чем сила и слабость катерины
  • Остров сокровищ музыкальная рассказ бена ганна
  • От деяния ведет свое начало право сочинение
  • От гченный как пишется