От кого маленький саша узнал русские народные сказки

Конспект по развитию речи в подготовительной группев мире сказок а. с. пушкина воспитатель: иванова татьяна александровнацель: расширять знания детей о

Конспект  по развитию речи в подготовительной группе

«В мире сказок А. С. Пушкина»

  Воспитатель: Иванова Татьяна Александровна

Цель:

• Расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина, его сказках;

• Показать детям красоту поэзии А. С. Пушкина и объяснить, почему Пушкина называют народным поэтом;

• Учить детей подбирать рифмы к словам;

• Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;

• Объяснить детям этимологию устаревших слов

Словарь:

    Землянка — жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли;

Ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления;

Невод – сеть для ловли рыбы;

Рать – войско, армия;

Гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием;

Темница – тюрьма;

Светлица – светлая парадная комната

Затейница — выдумщица

Материалы и оборудование: портрет А. С Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина разны художников, фонограмма отрывков из опер Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…» («Полет шмеля» или «Океан – море синее».)

Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, домашнее чтение и разговоры с родителями о поэте.

Часть 1

Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие в чудесную страну сказок Александра Сергеевича Пушкина. Я расскажу вам сейчас, почему Пушкин так любил русские сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на русские народные. Когда Пушкин был совсем маленьким и все знали его просто Сашей, у него была нянюшка – простая русская крестьянка, которую звали Арина Родионовна. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня, и ему очень нравились напевные, выразительные, настоящие простые слова, которыми говорила его няня. В то время в дворянских семьях, какой и была семья Пушкина, считалось модным говорить по-французски, а не по-русски. Русский язык считался грубым, непоэтичным. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что это не так, что нет на свете языка более поэтичного и красивого, чем русский язык.

Когда Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту и выразительность русского языка и поэтому писал свои стихи простым языком, который был понятен всем русским людям, любящим свою Родину, — и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому Пушкина и называют народным поэтом.

А сказки доброй няни Арины Родионовны Пушкин любил слушать и тогда, когда стал взрослым. Послушайте слова из стихотворения «Зимний вечер»

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла

Сказки и песни старой нянюшки словно успокаивали и утешали поэта в его жизненных невзгодах. Они прошли рядом с ними всю его жизнь и оставили яркий след в его творчестве.

Часть 2

Отгадывание сказок А. С. Пушкина по отрывкам

Воспитатель. Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в чудесную страну сказок А. С. Пушкина. Я прочитаю вам отрывок, а вы определите, из какой сказки взяты эти строчки.

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда.

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:

«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти мне такого

Служителя не очень дорогого?»

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

2. Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал, было, рыбку:

Золотую рыбку, не простую,

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценой откупалась,

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп,

Так пустил с нее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял с нее корыто.

Наше-то совсем раскололось».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

3. Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним одним она шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

4. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком,

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир»

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица. —

Я б для батюшки царя

Родила богатыря».

(«Сказка о царе Салтане…»)

Воспитатель. Правильно, вы просто молодцы, вы хорошо знаете сказки Пушкина. А теперь в нашем путешествии по сказкам А. С. Пушкина музыкальная остановка. Я хочу чтобы вы послушали музыку, отрывок из оперы Николая Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…».

Звучит фрагмент «Полет шмеля» или «Океан-море синее»

Воспитатель предлагает детям подвигаться под музыку, изображая летящего шмеля, который кружится над цветком, или море в разную погоду – грозное, штормовое или спокойное, ласковое.

Часть 3

Игра в рифмы

Воспитатель. Мы немного отдохнули, а теперь продолжим. Все сказки Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы.

Воспитатель называет слова, а дети предлагают свои варианты рифм к ним.

ЛОЖКА – кошка, плошка, мошка, картошка,

СОВЕТ – ответ, привет,

МАЙКА — гайка, зайка, зазнайка,

ПАЛКА — галка, скалка, скакалка,

КОТ – бегемот, кашалот,

КРУЖКА – подружка, клюшка,

КРЫЛЬЦО – кольцо,

БЕРЕЗЫ — розы, мимозы, занозы,

ОСИНА — кручина, перина, пучина,

ГРАД – виноград, шоколад, мармелад.

Часть 4

Значение устаревших слов

Воспитатель. Молодцы, я думаю, что если вы поупражняетесь в подборе рифм, то вскоре и сами сможете сочинять стихи.

Раздается стук в дверь, и группу входит мальчик в костюме петушка.

Петушок. Здравствуйте, ребята! Я узнал, что сегодня на занятии вы разговариваете о сказках Пушкина, и решил прийти к вам в гости. Кроме того, я принес вам письмо из другого детского сада, где дети просили ответить на несколько вопросов. Я не смог им помочь, может быть, вы сможете.

Воспитатель. (открывает и читает письмо). Да, действительно, дети из соседнего сада просят вас объяснить значение некоторых слов, которые встречаются в сказках Пушкина. Все вы, наверное, помните строки из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Ребята просят вас объяснить смысл слов «землянка», «ветхая», «невод».

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вы все согласны? Может, кто-то считает по-другому?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы! Мне очень нравится, как вы рассуждаете. Землянка – это жилище, вырытое в земле, немного выступающее над поверхностью земли.

Петушок. Ой, а я-то не знал, как объяснить это ребятам. Но теперь с вашей помощью я уже знаю, как им помочь. А вот что означает слова «рать», «гонец» из «Сказки о царе Салтане…»?

Ответы детей.

Петушок. Вот еще непонятное слово «затейница» — это о моей подруге белочке из «Сказки о царе Салтане…».

Ответы детей.

Воспитатель. Молоды! А вот еще два слова с противоположным значением «темница» и «светлица».

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, молодцы ребята! Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Пушкина. Мы узнали много нового и интересного. И хотя наше занятие закончено, с героями сказок А. С. Пушкина вам предстоит встретиться еще не раз.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему » Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина.»(2 класс)

Урок чтения2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок чтения2 класс

    Описание слайда:

    Урок чтения
    2 класс

  • 2 слайд

    Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина

    Описание слайда:

    Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина

  • 3 слайд

    1. Где родился А.С.Пушкин?(В Москве)2. Когда он родился?(6 июня 1799г.)3. От

    Описание слайда:

    1. Где родился А.С.Пушкин?
    (В Москве)
    2. Когда он родился?
    (6 июня 1799г.)
    3. От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
    (От няни Арины Родионовны)
    4. Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин?
    (5)
    5. Какие?
    («Сказка о царе Салтане, и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

  • 4 слайд

    1. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица,− Говорит

    Описание слайда:

    1. Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица,−
    Говорит одна девица,−
    То на весь крещёный мир
    Приготовила б я пир».

  • 5 слайд

    «Кабы я была царица, − Говорит её сестрица, −То на весь бы мир одна Наткала

    Описание слайда:

    «Кабы я была царица, −
    Говорит её сестрица, −
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна».

  • 6 слайд

    «Кабы я была царица, − Третья молвила сестрица, −Я б для батюшки-царя Родил

    Описание слайда:

    «Кабы я была царица, −
    Третья молвила сестрица, −
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря».

  • 7 слайд

    2. Жил старик со своей старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой земл

    Описание слайда:

    2. Жил старик со своей старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно
    тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.

  • 8 слайд

    3. «Свет мой, зеркальце! СкажиДа всю правду доложи: Я ль на свете всех миле

    Описание слайда:

    3. «Свет мой, зеркальце! Скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»

  • 9 слайд

    Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся?

    Описание слайда:

    Навстречу ему Балда
    Идёт, сам не зная куда.
    «Что, батька, так рано поднялся?
    Чего ты взыскался?»
    Поп ему в ответ:
    «Нужен мне работник:
    Повар, конюх и плотник.
    А где найти мне такого
    Служителя не слишком дорогого?»

  • 10 слайд

    1. Как звали сына царя Салтана?(Князь Гвидон)2. В кого и в какой последовател

    Описание слайда:

    1. Как звали сына царя Салтана?
    (Князь Гвидон)
    2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон ?
    (Комар – муха – шмель.)
    3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
    (3 раза)
    4. Что поймал старик в первый и во второй раз?
    (1-й раз – тину, 2-й раз – морскую траву)
    5. Помогла ли рыбка старику и как?
    6. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?
    (Солнце, месяц, ветер.)
    7. За какую плату согласился работать Балда?
    (За 3 щелчка)

  • 11 слайд

    Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.«Сказка о мёртв

    Описание слайда:

    Путь – дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
    «Сказка о мёртвой царевне»
    Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Корыто.
    «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Яблоко.
    «Сказка о мёртвой царевне»
    Зайчонок.
    «Сказка о попе и работнике его Балде»
    Месяц.
    «Сказка о мёртвой царевне»
    Лебедь.
    «Сказка о царе Салтане»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина. Где родился А.С.Пушкин?Когда он родился?От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? Какие?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Александр Сергеевич Пушкин.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению на тему » Сказки А С Пушкина.»(1 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему «Мои любимые писатели .»(1 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему » Повторение П. Пушкин А. С. и его сказки.»(1 класс)

  • Презентация по литературному чтение на тему» Что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине»(2 класс)

  • Чтение слов, предложений с буквами Ё, ё. Буква ё – показатель мягкости согласного звука.

  • Сборник примерных кейсов с заданиями по предмету литературное чтение 1 класс дистант

  • Презентация по литературному чтению » Кирилл и Мефодий – первоучители славянские.»(1 класс)

  • Презентация по литературному чтению » В Осеева Рассказы .»(1 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435378 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

10 сказок

Сказка о царе Салтане

От кого маленький саша узнал русские народные сказкиСказка о царе Салтане начинается с беседы трех сестер, которые представляют, что бы они сделали, став царицами. Царь Салтан подслушивает разговор и женится на сестре, которая обещала родить ему богатыря. Другие девушки становятся ткачихой и поварихой. Когда царь уехал на войну, жена родила ему сына – Гвидона. Из-за козней сестер и сватьи царицу с…

волшебная про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 20 мин.)

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке читать ПушкинаСказка о золотом петушке рассказывает о царе Дадоне. Соседи начали разорять его земли. Дадон попросил помощи у мудреца-звездочета, который посоветовал ему завести золотого в петушка, предупреждающего об опасности. В обмен Дадон поклялся исполнить любое желание мудреца. Два года длилось мирное время, но вдруг пришло войско с востока. Дадон потерял…

про людей про царя

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Сказка о рыбаке и рыбке

От кого маленький саша узнал русские народные сказкиВ Сказке о рыбаке и рыбке старик и старуха живут на берегу синего моря. Однажды старик отправился на рыбалку и поймал золотую рыбку. Рыбка попросила старика отпустить ее в обмен на желание. Рыбак сжалился и отпустил ее просто так. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей жене. Старуха обозвала его простофилей и отправила обратно, чтобы он…

волшебная про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 6 мин.)

У лукоморья дуб зеленый

От кого маленький саша узнал русские народные сказкиУ лукоморья дуб зеленый – вступительный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Он знакомит читателя с волшебным краем Лукоморьем. В тексте упоминаются различные сказочные существа, в том числе ученый кот, который якобы рассказал автору историю о Руслане и Людмиле. Отрывок не является самостоятельным произведением, он только погружает читателей в…

в стихах волшебная

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 1 мин.)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

От кого маленький саша узнал русские народные сказкиСказка о мертвой царевне и о семи богатырях написана на основе популярного народного сюжета, похожего на прототип «Белоснежки» братьев Гримм. В начале истории царица родила красавицу-дочь, но вскоре умерла. Царь женился снова, но его новой супругой оказалась жестокая и завистливая женщина. С помощью волшебного зеркала она узнала, что молодая…

богатыри волшебная мачеха про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 12 мин.)

Сказка о попе и о работнике его Балде

От кого маленький саша узнал русские народные сказкиСказка о попе и о работнике его Балде была напечатана уже после смерти А. С. Пушкина. В ней поп встречает на базаре Балду, который соглашает работать за «три щелчка тебе по лбу». Жадный поп соглашается. Когда приходит время оплаты, он начинает беспокоиться и дает Балде невыполнимое задание: отправляет его к чертям за оброком. В конце Балда сумел…

про людей

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 5 мин.)

Руслан и Людмила (поэма)

поэма Пушкина Руслан и ЛюдмилаПервую поэму Руслан и Людмила А. С. Пушкин поэт сочинил на основе русских былин. Царевна Людмила должна была выйти за богатыря Руслана, однако в день свадьбы девушку похитил злой волшебник Черномор. Царь объявил, что спаситель девушки станет ее мужем. Три других претендента на ее сердце не справились с заданием, а Руслан сумел узнать секрет…

богатыри сказки с картинками

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 57 мин.)

Песнь о Вещем Олеге

От кого маленький саша узнал русские народные сказкиПеснь о Вещем Олеге – баллада, основанная на летописи Н. Карамзина. В поэме князь Олег отправился на войну и встретил по пути волхва, поклоняющегося Перуну. Кудесник предсказал, что князь одолеет врагов, но примет смерть от своего коня. Олег поверил ему, оставил животное и поехал дальше. Годы спустя князь вспомнил о верном «товарище» и решил…

богатыри героическая

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 3 мин.)

Сказка о медведихе

сказка о медведихеСказка о медведихе не получила авторского называния, не была опубликована при жизни А. С. Пушкина и считается незаконченным черновиком. По сюжету медведица вышла с медвежатами на прогулку. Зверей увидел охотник. Медведица пыталась защитить детенышей, но не смогла. Медведь узнал о гибели своей семьи и стал горевать. Посочувствовать ему пришли…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 2 мин.)

Жених

сказка Пушкина ЖенихСказка «Жених» написана в стиле русской баллады. Главная героиня – дочь купца Наташа. Она пропадает из дома на 3 дня и случайно находит в лесу избушку, где двенадцать молодых мужчин жестоко убивают девушку. Главным среди убийц оказывает жених Наташи. Во время свадьбы Наташа всем рассказывает о преступлении. Сначала ей не верят, но она…

Автор: Пушкин А. С.

(Время чтения: 4 мин.)

Раскрасить мир яркими красками, поднять настроение и полностью развить воображение ребенка можно с помощью сказок Александра Сергеевича Пушкина. Самая полная коллекция историй от всемирно известного поэта к вашим услугам на нашем сайте. Есть лучшие аудио версии с картинками и виртуальные книги, которые будет интересно читать взрослым и слушать малышам.

Читайте лучшие сказки Пушкина на ночь

Уникальный стихотворный стиль, легкость восприятия, народные и всем знакомые сюжеты в сочетании с красочными иллюстрациями сделают каждый сеанс чтения увлекательным и запоминающимся. Выбирайте и читайте те тексты, которые по душе сыну или дочке, и сами получайте радость от погружения в детство.

Все сказки бесплатны онлайн

Разнообразие историй открывает безграничные возможности для фантазирования, при этом каждое повествование развивает важные душевные качества: честность, доброту, сопереживание, ответственность. Авторские сказки Пушкина отлично подойдут для посиделок перед сном, развивающих занятий, и веселого времяпровождения. Здесь они доступны бесплатно 24/7!

Популярные сказки Пушкина

  • О царе Салтане
  • О золотом петушке
  • О рыбаке и рыбке
  • О мертвой царевне и о семи богатырях
  • О попе и о работнике его Балде

Тема
внеклассного мероприятия:  «Творчество Александра Сергеевича Пушкина»
Цель: Закрепление  знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина и произведениях
русского поэта.
Задачи:
1) Образовательные: 

Повторить
с учащимися биографию А.С.Пушкина;
Познакомиться со сказкой Пушкина «Иван Царевич и Серый волк»;

2)Воспитательные:  

Воспитывать
умение работать в коллективе;
Воспитывать любовь к русской литературе;
3)Развивающие:

Развивать
образное  мышление учащихся, кругозор, речь;
Развивать воображение детей;
Развивать умения решать задачи.

Личностные
результаты:1) Формировать
 умение чувствовать красоту и
выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи
2)Оценивать свой вклад в общем решении задач.
3)
Потребность в самовыражении через слово.

Метапредметные результаты:
1)Познавательные УУД:
Уметь «Читать» и объяснять информацию, задания с помощью рисунков и кратких
запись.
Уметь добывать информацию из разных источников.
2)Регулятивные УУД:
Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания.
Принимать активное участие в составлении плана действий и обсуждении
результата.
3)Коммуникативные УУД:
Умение работать в команде разного наполнения.
Не бояться своих ошибок, участвовать в их обсуждении .

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, иллюстрации на доске,

CD-аппаратура, раздаточный
материал(карточки-баллы).
Литература: учебник Л.Ф. Климанова

Этапы урока:

Ход урока:

Примечания:

1.Организационный момент
1 минута

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна
Валентиновна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
Садитесь!

Дети входят в класс под музыку (CD-дополнение)
здороваются с учителем и садятся.

2.Сообщение темы урока.
3 минуты

Ребята, сегодняшний урок мы
посветим творчеству великого русского писателя –А.С.Пушкина.
Мы поговорим о его творчестве, жизни, познакомимся с одной из его сказок .
-Вспомним, кем был А.С.Пушкин.
Викторина-Беседа:
-В каком городе родился А.с.Пушкин?
-На каком языке говорили в семье Пушкина?
-На каком языке было написано первое стихотворение поэта?
-От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?
Молодцы, вы очень много знаете о творчестве А.С.Пушкина.
Прочитайте слова,
написанные на доске:

«Сказка ложь,
да в ней намек,

Добрым молодцам
урок!»

— Как вы их
понимаете?

— Чему учат сказки?
Правильно, ребята. Каждая сказка нас учит жизнь, учит добру!
И сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой.

Просмотр видео-ролика
На доске висит портрет Пушкина

Ответы детей:
-Москва
-на французском
-на французском
-От няни Арины Родионовны)
-Очень рано, когда был маленький

Ответы и размышления детей.

4.Изучение нового материала
25 минут

Сказка «Иван Царевич и Серый волк»,  как вы
думаете о ком пойдет?
Давайте узнаем

1)Первичное чтение произведения:
-Объясните значение слов и выражений «похитник», «задолит», «глаз не смыкал»,
«пригорюнился», «служить верой и правдой», «волк ему наказывал», «пущу
нехорошую славу», «позарился», «ещё пуще», «мамушки, нянюшки», «пустился
наутёк».


Работа по содержанию:
-Назовите события, которые происходят в начале сказки.

Что вы можете сказать о братьях Ивана?
(Ленивые, безответственные, батюшку обманули…)

Назовите героя сказки, который помогал Ивану-царевичу?

Что
мы можем сказать об Иване? (Он оказывает батюшке послушание, уважение и
почитание. Он один из трёх сыновей, который выполнил наказ батюшки. Иванушка
ночью даже присесть боялся, а как  сон его одолевал,  он  водой с росы
умывался и снова сад караулил).
А теперь,ребята, прочитаем диалоги
героев произведения-  разговор отца с братьями.

Как нужно читать слова отца, братьев?

2)Вторичное
прочтение:
(Самостоятельное прочтение шепотом)

Эмоционально-оценочная беседа:

-Почему Ивану удалось увидеть, кто отцовские яблоки ворует: потому что он не
спал всю ночь или потому что ему всё удаётся?

 Кого
увидел Иван-царевич? Может ли быть такой герой в рассказах?

 Можно
ли, если бы сказка не была прочитана, предположить, какие события произойдут
дальше?

 Можно
ли сказать, что данные события являются завязкой текста (с них начинается
развитие сюжета)?

Приступают к чтению текста. Учитель говорит
одному ученику читать в слух, а остальные  следят за текстом.

Ответы детей.

Чтение по цепочке с выделением главных тем.

Дети читают сказку самостоятельно.
Рассуждения детей и обсуждение с учителем.

5.Закрепление нового материала
10 минут

-Рассмотрим
картину великого русского художника В.Васнецова …
 -Можно ли утверждать, что художнику — иллюстратору удалось передать характер
героев? Обоснуйте своё мнение.

-Какой
момент сказки изображен на этой иллюстрации?

-Как
художник показал то, что волк  старается помочь Ивану-царевичу?

-Как
сказано об этом в тексте?


Каким изображен Иван?


Какова Елена Прекрасная?


Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

«Работа
в группах.»

-Перед
вами пословицы, но вам нужно их сложить, прочитать и выбрать только одну,
которая подходит по теме.

«Друзья
познаются в беде.

Чего
себе не хочешь, того и другому не делай.

Без
беды друга не узнаешь.

Умный
себя винит, глупый — своего товарища.

Худой
мир лучше доброй ссоры.

Царю
правда лучший друг.

Чужому
горю не смейся.»


Ответы детей «
Друзья познаются в беде» и рассуждении
— коллективная работа.

6.Итог урока

-Какую
сказку мы сегодня изучали?
— Как вы думаете, герои сказки обычные или волшебные существа?

-Мы
же с вами определили, что это сказка?

— Какими мыслями хотел поделиться автор с
читателями?

— Чему же воспитывает это произведение?

-Иван Царевич и Серый волк.
Это и обычные герои и волшебные, так как животные говорят, а значит это и
сказка.

-Одна из главных мыслей, это любовь и добро  к ближним.

Открытый
урок по литературному чтению

в  3
классе на тему :

 А.С.Пушкин
«Сказка о царе Салтане
о славном
и могучем
 богатыре князе Гвидоне Салтановиче и
о прекрасной царевне Лебеди
»

УМК «
Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
»

Цель урока:  продолжить работу над произведением А.С.
Пушкина
«Сказка
о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность
действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать
правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной
форме;
 слушать и понимать речь
других.

Тип урока: обобщение

Оборудование
урока:
— портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина; 

                                               
Ход урока
                                                                        

                                                                                           
 
Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти
сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

  1. Мотивация к учебной деятельности

— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность,
старательность…)

2
. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.

— Вспомните, с
творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного
чтения? (Слайд №1)

Вопросы
викторины:

— Где  и
когда родился А.С. Пушкин?

— Как
звали  мать поэта? Отца?( Слайд № 2)

— На
каком языке говорили в семье Пушкина?

 —
Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  (Слайд № 3)

— От
кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня
Арина Родионовна были самыми близ­кими его сердцу людьми. Талантливая
сказительница Арина Ро­дионовна первая познакомила Пушкина с русской народной
поэ­зией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о
своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)

И шепотом рассказывать
мне станет

О мертвецах, о подвигах
Бовы…

От ужаса не шелохнусь,
бывало,

Едва дыша, прижмусь под
одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни
головы.

 — Что узнали из этих
строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

—   Да,
он боялся их слушать, но сам больше всего любил страш­ные сказки.

 —
Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)

3 .
Постановка учебной задачи и темы урока.

— Ребята, из 
какой  сказки  эта  иллюстрация?           (Слайд  № 10)

— Кто написал эту
сказку?  

— Кто знает полное
название сказки ? ( Слайд № 11)

— Сегодня мы
продолжим работу по этой сказке

4. Работа
по теме урока. Работа над сказкой

(Чтение
1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

5. Составление
картинного плана первой части сказки

—  На сколько частей
можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор
невесты.

2) Обман
царя.

3) Чудесное
спасение.

4) Встреча
с лебедью.

5) Корабельщики
на острове.

6. Выборочное
чтение

—  Найдите и прочитайте
часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети
читают до слов «В те поры война была…».)

 —  С чего же
начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)

—  Найдите
вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем
море звезды блещут…».)

—  Найдите
и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле…».)

—  Прочитайте
выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти
строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает
за своих героев.)

—  А
каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок
растет не по дням, а по часам…)

—  Как
вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

—  Как
спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

7.  Физкультминутка

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

— Богатырей, выходящих из моря

8. Закрепление
изученного

Работа над частью
«Встреча с Царевной Лебедью»

—  Найдите и прочитайте
часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь
Гвидон…».)

—  Где оказались мать и
сын? (Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее
кругом…)

—  О
чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

—  Что
значит «добрый ужин»? (Хороший.)

—  Как
делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал
все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

—  А какая сцена
напоминает волшебную сказку? (Сцена спа­сения Царевны Лебеди. Оказывается,
он спас заколдованную царевну.)

( Слайд № 12)

Зыбей — зыбь
— легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую
часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила
Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он
стал князем.)

Град
город.

Колымага
большая старинная телега.

Двор
придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный
головной убор.

—  Какими вы
представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые,
смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

—  Какое желание
появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)


Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили?
Опишите.

10. Работа над жанровыми особенностями
произведения.


Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 — Что у
неё общего с народными сказками?

(
Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший
конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза
превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы
и поговорки
.)


В чём отличие? (Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в
стихотворной форме
)  ( Слайд №13)

11. Рефлексия.Подведение итогов урока (
Слайд № 14)

— Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

— 
Чему учились на уроке?

—  О каких чудесах и
чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Домашнее  задание (
Слайд №15)

Прочитать отрывок (с.
102—118). Разделить на части. Проил­люстрировать прочитанную часть сказки.

  • От кого как пишется отчество в заявлении
  • От кого ведется рассказ капитанская дочка
  • От кого бежал отец трех дочерей в темные леса в сказке аленький цветочек
  • От какого ума бывает горе сочинение
  • От какого угощения отказалась царевна в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях