От ивана петина ушла жена название рассказа

Можно, вероятно, говорить об истоках, такого отношения к вопросам жизни и смерти, да уже и сказано очень много. шукшин этой

Можно, вероятно, говорить об истоках, такого отношения к вопросам жизни и смерти, да уже и сказано очень много. Шукшин этой задачи перед собой не ставит. Он просто рисует картину, удивительную но своей проникновенности и значительности, и ясно, что старик с ого отношением к «вечным» проблемам — это воплощение одной из тех нравственных безусловностей, из которых исходит писатель в исследовании жизненных явлений.

Однако жизнь есть жизнь. И Шукшин вполне отдает себе отчет в том, что нравственные образцы, им в качество «единицы измерения», возможны лишь и системе тех отношений, которые отвечают их природе. «Светлые души» могут проявиться по-настоящему лишь тогда, когда это только от них не зависит.

Но жизнь развивается по своим законам, и в ходе этого развития нередко создаются такие условия, на которые шукшинские герои, так сказать, «не рассчитаны». И тогда оказывается, что лишь немногие из них способны не растеряться в этих новых условиях, что для большинства столкновение с суровыми явлениями действительности кончается если не гибелью, то, во всяком случае, изрядными синяками и шишками.

От шофера Ивана Петина ушла жена («Раскас»). Ушла, оставив на столе записку: «Иван, извини, но больше с таким пеньком я жить не могу. Не ищи меня. Людмила».

Иван — типично шукшинский герой. Он — человек безбрежного нравственного здоровья, доверчивый и наивно-простодушный. Такой же, как Павел Попов из рассказа «Страдания молодого Ваганова», как Серега Безменов («Беспалый»). Непоколебимо убежденный, а точнее сказать, просто родившийся с уверенностью, -что главное в жизни-— труд и человеческая порядочность, он искренне не понимает своей вины перед женой и по-настоящему потрясен тем, что люди, оказывается, могут поступить с ним так несправедливо. «…Никогда не мог он помыслить, что мужика падо судить по этим качествам — всегда ли он весел и умеет ли складно говорить». И вот в «раскасе», который он пишет в районную газету, он потрясенно спрашивает: «Как же так можно?»

В чем же суть «тяжбы» Ивана с его обидчиками? Что представляет собой эта коллизия — истинпую ли драму, приключившуюся с хорошим человеком, или же, как считает, например, В. Чалмаев, начало неких нравственных сдвигов в душах, «пребывавших до этого в состоянии косного покоя»? И как вообще понимать этот «раскас» — как искреннюю и достойную сочувствия исповедь человека, несправедливо обнаженного, или же, как говорит, в развитие своей мысли, тот же В. Чалмаев, это означает, что «треснула сонная слепая сила, и из „трещины” хлынул поток полуграмотных слов, сумбурных эмоций, темных самовозвеличиваний» ?

«Это внезапное несчастье, — разъясняет В. Чалмаев, — великая школа для Ивана, начало сдвигов, начало серьезного, а не полусонного осознания жизни и себя как личности. Вовсе пе мелочь, оказывается, всякие там штучки вроде умения складно говорить, веселья, душевной тонкости…»

Слов нет, конечно же, «всякие там штучки вроде умения складно говорить» и т. п. имеют в жизни определенное значение — кто же тут станет спорить? Одпако вот в чем вопрос: а судьи кто? От чьего имени предъявляются Ивану эти упреки? И, главное, что стоит за ними у людей, их предъявляющих?

Если присмотреться ко всей этой истории поближе, то нельзя не увидеть, что Людмилииа жажда «тонкого обращения» — это всего лишь притязания обывательницы, глубоко ЭГОИСТИЧНОЙ и самовлюбленной. «Ей все говорили, — пишет Иван в своем „раскасв”, — что она похожая на какую-то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: пу и что? Мало ли па кого я похожий, я и давай теперь скакать, как блоха па зеркале. А ей когда говорили, что она похожая, она прямо щастливая становилась. Она и в культпрасвет-школу из-за этого пошла, она сама говорила. А еслив сказать кому, — совершенно резонно спрашивает Иван, — што он на Гитлера похожий, то што ему тада остается делать: хватать ружье и стрелять всех подряд? »Вот в этом-то единственно и оказался Иван «виноватым» — в том, что Людмиле были нужны не его «абсолютные» человеческие качества, а лишь возможность сделать его частью той «красивой» обстановки, которую она хотела вокруг себя создать. Этой своей «вины» Иван не понимает и никогда не поймет. И если уж в нем и произойдет какой-либо «сдвиг», то, надо полагать, совсем не тот, что имеет в виду В. Чалмаев. Получив столь жестокий жизненный урок, Иван, скорее всего, и сам ожесточится, а еще скорее — выработает себе трогателыю-пелепую философию, подобную той, в которой, например, укрепился в конце концов Павел Попов, герой рассказа «Страдания молодого Ваганова». У того тоже вышла история с женой вроде петинской, и оп тоже написал свой «раскас»: «Пришел я, бритый, она лежит, как удав на перипе. Ну, говорю, рассказывай, как ты тут без меня опять скурвилась?» и т. д. В разговоре со следователем, которому он направил свой «раскас», он излагает эту свою философию:

* «— Я так скажу, товарищ Ваганов, — понял наконец Попов. — С той стороны, с женской, оттуда ждать нечего. Это обман сплошной. Я тоже думал об этом же… Почему же, мол, люди жить-то не умеют? Ведь ты погляди: что ни семья, то разлад. Что ни семья, то какой-нибудь да раскосяк. Почему же так? А потому, . что нечего ждать от бабы… Баба, она и есть баба.
* — На кой же черт мы тогда женимся? — спросил Ваганов, удивленный этой закоренелой философией.
* — Это другой вопрос. — Попов говорил свободно, убежденно — правда, наверно, думал об этом. — Семья человеку нужна; это уж как ни крутись. Без семьи ты , пустой нуль. Чего же тогда мы детей так лтобнм? А потому и любим, чтоб была сила — терпеть все женские выходки…
* — Но есть же… нормальные семьи!
* — Да где?! Притворяются. Сор из избы не выносют. А сами втихаря… бушуют. •
* — Ну, елки зеленые! — все больше изумлялся Ваганов. — Это уж совсем… мрак какой-то. Как же , жить-то?

Василий Шукшин любит этих своих героев, относится к ним с теплым и печальным сочувствием, л даже сама беззащитность их дорога ему как признак высокого душевного благородства и нравственной развитости.

На чтение 22 мин. Просмотров 67 Опубликовано

Сборник «Тёмные аллеи» – визитная карточка позднего бунинского периода. Одноимённый рассказ венчает творческие итоги Ивана Андреевича в непростой, противоречивый период эмиграции писателя.

Содержание

Смысл названия книги Темные аллеи

Чужая душа, как говорится, потемки, в которых разбираться зачастую просто невозможно. В 1938 году во Франции Бунин пишет очень личную, проникновенную вещь о тех самых потаенных закоулках человеческой души. «Тёмные аллеи» – это те надежды и переживания, которые старательно люди прячут не только от чужих глаз, но даже от самих себя.

Предлагается и другая трактовка названия новеллы (как и всего цикла, состоящего из 40 рассказов). Бунин определяет любовь, как наиважнейшую ценность в жизни каждого человека, однако он не пытается сгладить углы и приукрасить. Любовь у Бунина – трагична, невыносима, порой она ломает судьбы. Автор названием книги намекает на тёмную сторону светлого чувства, на тяжесть, на взлёт, так часто сменяющийся неминуемым падением.

Смысл произведения Темные аллеи

На постоялом дворе заезжий гость генерал Николай Алексеевич узнает в хозяйке свою давнюю любовь. Пожилой, но все ещё статный, интересный пожилой мужчиной любуется Надеждой, бывшей когда-то его крепостной. Социальное различие (он – дворянин, она – из простых) сделало невозможным их отношения, уготовив при этом каждому свою судьбу. Генерал выглядит человеком безвольным и нерешительным: 30 лет назад он, смирившись с системой, не стал бороться за свою любовь, а женился на девушке-дворянке. Надежда – наоборот – сильная, откровенная, «крутого нрава» (как её определил кучер Клим). Семьёй не обзавелась, замужем не была, так как все это время была мысленно предана «Николеньке». Она заслуживает уважения тем, что не боится обнажить свою душу и чувства. Николай Алексеевич на протяжении всей новеллы как-будто оправдывается, повторяя время от времени соломоново изречение о том, что «все проходит». На что получает хлестко и правдиво: возможно, многое проходит, но не все забывается. На этих противоречиях и строится повествование: два мировоззрения, два противоположных видения жизни.

Смысл «Тёмных аллей» – любовь, которая никогда не перестаёт. Генерал начинал блистательно: красавица-жена, карьера, достаток. А заканчивает обмякшим, болезненным от собственных переживаний и страхов стариком. Жена обманула, сын не оправдал надежд. Достаток пресытился, карьера в прошлом, – теперь все в прошлом. Он ждет поддержки и прощения от бывшей возлюбленной, но та без лукавства выносит свой «приговор». Надежда не простила за трусость, за предательство любви. Символизм её имени делает бывшую крепостную стойкой, верной своим принципам. В отличие от теплохладного, пресного и откровенно-бесцветного Николая, главная героиня рассказа цветущая, полна жизненных сил. Сам находясь в тяжелых жизненных обстоятельствах (в те предвоенные годы все во Франции буквально «дышало» грядущей катастрофой), Иван Андреевич Бунин делает «вывод» человеческой жизни: любовь представляет единственную ценность. Поэтому и любящая Надежда так ослепительно-величественна, так несокрушима в своем чувстве.

Смысл финала Темные аллеи

Долгое вступление, многозначителные диалоги рассказа сменяются кратким, практически мгновенным финалом. Генерал уезжает, Надежда взглядом и молчанием провожает его у окна. Краткая характеристика хозяйки постоялого двора, которую даёт ей в самом конце произведения кучер, лишний раз подчеркивает разность главных героев. Хозяйственная, волевая Надежда в противовес слабому духом Николаю Алексеевичу. Генералу грезится иной поворот событий, где они с Надеждой – семья, у них есть дети. Пожилой мужчина осознает, что крепостная была его единственной и верной любовью. Вся жизнь – суета и блеф. Умная и сердечная Надежда, видя своего Николая усталым, несчастливым, все-таки надеется на его шаг вперёд, на решимость все изменить, пока не поздно. Увы, генерал остаётся «верен себе»: уезжая от Надежды, он убегает от самого себя, заглушая муки совести бессмысленными оправданиями. Мрачным, по-ощущениям слякотным финалом выводится безрадостное существование главного героя – пустота жизни без настоящей любви.

Автор: · Опубликовано 15.05.2017 · Обновлено 08.10.2017

И. А. Бунин – первый из русских писателей, получивших Нобелевскую премию, достигший популярности и известности на мировом уровне, имеющий поклонников и соратников, но… глубоко несчастный, ведь с 1920 года он был оторван от Родины и тосковал о ней. Все рассказы периода эмиграции проникнуты чувством тоски и ностальгии.

Смысл названия рассказа «Темные аллеи»

Вдохновившись строками стихотворения «Обыкновенная повесть» Н. Огарева: «Кругом шиповник алый цвел /Стояла тёмных лип аллея», Иван Бунин выносил в себе замысел написать цикл рассказов о любви о тонких человеческих чувствах. Любовь разная, но всегда это сильное чувство, меняющее жизнь героев.

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка  получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Бунин, «Темные аллеи» — аудиокнига

Слушать рассказ «Темные аллеи» необыкновенно приятно, ведь поэтичность языка автора проявляется и в прозе.

Образ и характеристика главного героя (Николая)

Образ Николая Алексеевича вызывает антипатию: этот человек не умеет любить, видит только себя и общественное мнение. Он боится себя, Надежду, как бы чего не вышло. Зато если будет все внешне пристойно, можно поступать как угодно, например, разбивать сердце девушке, за которую никто не заступится. Жизнь наказала героя, но не изменила его, не прибавила твердости духа. Его образ олицетворяет привычку, обыденность жизни.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем  честным путем. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла. Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Автор: Мария Блинова

Автор: · Опубликовано 25.11.2019 · Обновлено 25.11.2019

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

История создания

История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

  • Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
  • К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
  • Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
  • Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию.
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства.
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:

Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.
Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

Темы

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

  1. Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
  2. Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
  3. Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
  4. Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

  1. Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
  2. Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
  3. Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
  4. Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.

Основная идея

Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.

Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

Чему учит?

Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?”

Автор: Михаил Щепин

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин работал над циклом повествований «Темные аллеи» долгие 7 лет. Он потратил это время, чтобы понять и раскрыть тайну любви мужчины и женщины, которая сокрыта во мгле. Он сравнивает это чувство с неукротимой стихией, неподдающееся управлению рассудком. Очень часто любовь завершается трагически.

Цикл рассказов носит одноименное название с первым повествованием «Темные аллеи». Свое произведение Иван Алексеевич пишет в 1938 году, проживая во Франции. Он пытается проникнуть мыслью в самые потаенные уголки человеческой души. Он сравнивает их с темными аллеями, которые полны неожиданностей и скрытых опасностей. Также в темных аллеях таятся переживания и страдания людей, которые стараются их спрятать от посторонних глаз. Но самое удивительное в том, что свои истинные мысли и надежды человек иногда пытается скрыть в темных аллеях души даже от самого себя.

Автор воспринимает чувство любви как важнейшее для каждого человека, но не стремится его идеализировать или приукрашивать. Трагичная любовь часто ломает судьбы, иногда уносит жизни людей. Своим названием автор хотел акцентировать именно темную сторону этого чувства, которые принято считать светлым.

Смысл произведений

Смысл цикла рассказов «Темные аллеи» — это любовь, которая вечна и никогда не кончается. Заезжий генерал узнает в хозяйке постоялого двора свою прежнюю любовь. Он не стал бороться за чувства и ломать сложившуюся веками общественную мораль, а женился на девушке из своего круга — дворянке. Героиня замуж не вышла, так как была предана в своих мыслях возлюбленному.

Бунин показывает конфликт двух мировоззрений, двух противоположностей. Генерал выглядит неуверенно и как будто постоянно оправдывается. Он хватается за соломоново изречение «Всё проходит», как за соломинку. Но если что-то и проходит в жизни, то не забывается, — утверждает женщина.

Жизнь генерала начиналась блестяще, казалось, что судьба уготовила ему счастье только по одной причине — родился дворянином. Но в итоге вышло совсем иначе: жена изменила, родной сын не оправдал надежды, служба завершилась. В итоге перед читателем предстает опустошенный человек без смысла в жизни. Он морально и физически разбит. Сейчас он ожидает милости и прощения от своей бывшей возлюбленной, но она непреклонна в своей оценке предательства.

Иван Бунин хочет подвести читателя к одному-единственному правильному выводу: только любовь заслуживает в этой жизни внимания. Только она представляет единственную ценность в этой жизни. Ничто не может заменить это бесценное чувство: ни роскошь, ни богатство, ни высокое положение в обществе. Нельзя предавать любовь, иначе жизнь ответит предательством.

Генерал покидает постоялый двор, пытаясь заглушить муки совести набором оправданий. Он вновь пытается убежать от самого себя, как сделал это в молодости. Несмотря на то, что его жизнь утратила всякий смысл, он продолжает быть верным системе. Темные аллеи души — губительное место, которое может завести в непроходимые дебри страданий. Но они все равно манят человека, привлекают какой-то мистической тайной. Человек пытается спрятаться в этих темных аллеях от самого себя, не желает видеть свою темную сущность. Эта мысль пронизывает всё произведение Бунина, который на тот момент сам пережил предательство и невосполнимую утрату родного человека. Но темные аллеи напоминают и о прохладе чувств: женщина так и не смогла простить предательство своего возлюбленного.

Почему Бунин назвал свой рассказ «Темные аллеи»?

  • Если не ошибаюсь, что у него цикл рассказов quot;Темные аллеиquot; и один из них носит такое же название. Там история о том, как когда-то господин в молодости любил служанку, они встречались, а он бросил ее. Прошло много лет и они встретились, вспомнили. Он и так наказан жизнью в личном плане, но и она не простила. Однако они понимают, что тогда это было лучшее врем для них обоих. А название просто выдержка из стиха, даже из одной строчки quot;Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеиquot;. Люблю Бунина, запомнилось на всю жизнь!

  • quot;Темные аллеиquot; -это метафора любви, которая запутывает человека, лишает его рассудка, полностью поглощает его, пусть даже она и неразделенная, без будущего, но она манит в свою темноту, она великое счастье, хотя и заканчивается трагедией (расставанием, разлукой, смертью любимого человека).

  • Бунин писал цикл рассказов quot;Темные аллеиquot; в зрелом возрасте, когда за спиной были эмиграция, смерть сына, тяжелый развод с первой женой, измены второй жене. Умудренный жизненным опытом Бунин понимал любовь как Божий дар, несмотря на подчас причудливые ее очертания. Бунин считал, что у любви бывают темные аллеи, в которых можно заплутать. Эта мысль пронизывает заглавный рассказ цикла и все остальные. В рассказе есть замечательные слова: quot;Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделенаquot;. Темные аллеи любви могут погубить человека, завести в мрачные дебри, обесчестить, но все равно они манят.

  • quot;Темные аллеиquot; -цикл рассказов Бунина, написанный им после получения Нобелевской премии.Название цикла идет по названию первого рассказа quot;Темные аллеиquot;, где пожилой генерал случайно встречается со своей возлюбленной юности, из крепостных, женщина даже по прошествии стольких лет первая узнает его и называет по имени-отчеству.Интересен их диалог о жизни и любви. Фактически героиня, которой уже 46 лет не скрывает, что так и не могла выйти замуж, потому что всю жизнь любила его одного. В этой дуэли характеров генерал проигрывает, ибо всю свою жизнь он с пренебрежением относился к связям с простыми женщинами, и хотя собственная его жена изменила ему, а сын оказался подлецом, он вс равно никак не может даже представить, что он может эту простую женщину взять с собой в Петербург.Все рассказы этого цикла полны любовных встреч, смертей, разочарований, где автор то говорит от первого лица, то помещает разные истории любви. Цикл назван так, потому что является строчкой из стихотворения quot;стояли темных лип аллеиquot;, Но название имеет аллегорический смысл — это темные аллеи любви, где может происходить всякое — и не разделенная любовь, и самоубийство,и внезапная смерть (quot;В Парижеquot;), и убийство quot;Генрихquot;, но весь цикл напоен великой любовной страстью…

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-rasskaza-temnye-allei-bunina/
  • https://literaguru.ru/ivan-bunin-temnye-allei-analiz/
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/tyomnye-allei-bunin/
  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-name/smysl-nazvaniya-rasskaza-bunina-temnye-allei/
  • https://info-4all.ru/dosug-i-razvlecheniya/iskusstvo-i-kultura/pochemu-bunin-nazval-svoj-rasskaz-temnie-allei/

«Папа до самой смерти не знал, что умирает»

Ольга учит меня делать красивые селфи. «Подбородок повыше… Главное — ракурс! Я люблю поесть, а после перелома ноги у меня вообще плюс 15 кг. Так что надо отвлекать от них внимание, — говорит она. — Наверное, это неправильно и нужно принимать себя такой, какая ты есть… Но мне-то комфортнее, когда я себе нравлюсь! Хотя я не против, когда выкладывают фото, где я на черепаху похожа».

В благотворительном фонде помощи хосписам «Вера» шутят, что Олины уроки селфи надо продавать на аукционе в пользу фонда. А может, и не шутят. Ольга занимается фандрайзингом, привлекать деньги самыми разными способами — ее работа. Она даже выглядит как ходячая реклама. Символ фонда «Вера» — одуванчик. У Оли на шее — подвеска с этим цветком, на груди — огромная белая брошь в виде него, а пока мы говорили, ей доставили посылку — серьги-одуванчики. «Это я себе подарок сделала на день рождения, почти год ждала. Ручная работа, стоят, как чугунный звездолет, — говорит она. — Но это моя суперсила. Надеваешь одуванчики — и у тебя все получается, ты фея. У нас в фонде нет более брендированного человека, чем я!»

Когда-то Оля занималась академической греблей — родители отдали ее заодно с сестрой, потому что «в 90-е у нас район был не очень, надо было чем-то занять». Так она четыре раза стала чемпионкой России. Потом выучилась на учителя физкультуры: «У нас был классный преподаватель анатомии, мы строение мышц изучали в морге. Было ли страшно? Моя маменька всегда говорила, что живых бояться надо. А эти-то что сделают?»

Отец Оли умер от рака в начале нулевых. «Он до самой смерти не знал, что умирает, — вспоминает она. — Мама решила не раскрывать ему диагноз. Думала, что тогда он поникнет». В то время Первый московский хоспис уже работал, но Оля о нем не знала. Паллиативная помощь даже в столице была еще плохо развита, и «мы обезболивающее выбивали с трудом, потому что нам говорили, что «он может стать наркоманом». Несколько лет спустя ушла мама — она лежала в больнице, «любила обследоваться раз в год — УЗИ, кровь сдать, массажики». И в тот раз у нее случился инсульт. «Это было восемь или девять лет назад… Я рада, что у меня даты из головы выпадают, я их не помню. Зато помню, какая погода была…»

Был первый день июня, светило пронзительное-пронзительное солнце. Утро, прохладно. И мир жил, а мама моя умерла. И ты видишь, как искрятся дороги, умытые поливальными машинами, как люди бегут на работу. А ты сидишь у больницы и думаешь, что вчера она звонила, а ты не успела взять трубку. И подумала: «Завтра приеду, привезу ей вкусненького». Мне мимо того места до сих пор очень больно проезжать…

А в 2014 году раком заболел Олин друг. И знакомые врачи посоветовали ей пойти волонтерить в Первый московский хоспис — поучиться ухаживать. Так Оля познакомилась с фондом «Вера» — в волонтеры попадают через него.

Добровольцы в хосписе всегда начинают с бытовой помощи — моют полы, вытирают пыль. Это важно — в процессе они знакомятся с пациентами, и те привыкают к новому человеку. Оля вспоминает, что в первый раз заходить в палату было страшно: «Я молодая, здоровая, а там мужчины с неизлечимыми болезнями. Что я им скажу? И вот я с тряпочкой, с ведерочком, и улыбаюсь, потому что нервничаю. Они мне: «Что улыбаешься?» Я думаю: «Господи, я, наверное, что-то не то делаю!» А они вдруг: «Ну наконец-то, а то надоели эти кислые рожи родственников, мы и так знаем, что все хреново!»

Друг Оли ушел в августе 2015 года — спокойно, без боли, успев попрощаться со всеми друзьями. И Оля поняла, что хочет работать в фонде «Вера» — не просто волонтерить с пациентами, а помогать развивать паллиативную помощь системно. «Потому что я до сих пор себя поедом ем, что не была рядом ни с папой, ни с мамой, — говорит она. — Что недолюбила, недообняла. Я хочу, чтобы таких историй было меньше. Я верю, что изменения возможны, просто надо охренеть в достаточной степени, чтобы сломать систему».

«Неси коньяку, хочу понять, от чего я всю жизнь отказывалась!»

— К одному пациенту утром приходила жена, а вечером — любовница, — рассказывает Оля. — У него от них обеих были дети, они друг о друге знали. Удивительно, конечно, но люди договариваются…

— И у тебя не бывало мыслей, — говорю я, — что вот ты ухаживаешь за кем-то, а он изменял трем своим женам?..

— Да даже если б он мне изменял!.. Меня спрашивали — а если человек кого-то убил, ты что, ему будешь так же подгузник менять? Да. Ну да! В конце жизни это неважно — важно, как ему сейчас.  

От ивана петина ушла жена название рассказа

Оля стала координатором фонда «Вера» в хосписе. А параллельно училась в медколледже — ей хотелось разговаривать с медсестрами на одном языке. Менять подгузники — это, в общем, тоже работа медсестры. У Оли длинные яркие ногти и роскошные кудри, и, когда на нее смотришь, не очень верится, что она и этим занималась. Она смеется: «Мама при жизни периодически всплескивала руками: «Вот буду я тяжело болеть, кто станет за мной ухаживать?» И сестра отвечала, что она будет это делать сама, а я найму сиделку. То есть я своей семье казалась человеком, который не сможет поменять подгузник даже самому близкому. На меня ставок никто не делал».

Когда я еще волонтерила, мне помогала «хирургичка». Она была как панцирь. Ты приходишь в хоспис, думаешь: я ничего не знаю, ничего не умею, в голове белый шум. Надеваешь ее — и ты почти медсестра. Виртуозно кормишь, моешь полы, протираешь пыль… Но был пациент, который никогда не позволял мне менять ему подгузник. Говорил: «Оля, я лучше буду лежать мокрый!» Я это принимаю — потому что его достоинство важнее, чем мои амбиции

Но основная работа координатора — не медицинская. Ее суть — сделать из хосписа не больницу, а дом. Иногда для этого надо повесить в палате шторы или картину, не забывая улыбаться («сорвешь все внимание!»). Иногда — принести пациентке торт «Наполеон», такой, как готовила ее бабушка. И почти всегда — просто поговорить с человеком и подержать его за руку.

Спецпроект на тему

"Девушка, да вы пожарный"

…Одна женщина приехала в хоспис зимой, прогноз был «не очень». «Но вот весна, молодая травка. Она попросила вывезти ее на улицу, снять носки и поставить ее босые ноги на траву, — рассказывает Оля. — Я ставлю, а там палочки, веточки… Спрашиваю — не колются, нормально? «Оль, да я и не мечтала о том, что смогу еще раз босыми ступнями траву почувствовать. Я не думала, что у меня весна случится…»

…60-летняя женщина как-то сказала: «Оль, я всю жизнь прилично себя вела. Не курила, мясо не ела, мужу ни разу не изменила. А теперь у меня рак. Где справедливость? Неси коньяку, хочу понять, от чего я всю жизнь отказывалась!» В хосписе пациентам позволяют и алкоголь, и сигареты, и любую еду — если разрешает врач. «Коньяк я ей не принесла — для человека, который никогда не пил, это тяжеловато, — вспоминает Оля. — Но ликер она заценила».

…А одного мужчину всегда ревновала жена. Он работал личным охранником, был спортсменом и красавцем, вокруг него то и дело крутились модели. Так было до рака. В хоспис он приехал уже совсем другим — похудевшим и измученным.  

Мы сидим, он мне рассказывает, как его жена оттаскала кого-то за волосы, и тут она приходит. И кричит: «Ах вот как! Я там с ребенком, а он с девчонками!» Я подскакиваю, выбегаю, и за дверью она мне шепчет: «Вы не обиделись?» — «Нет, конечно». И снова крик: «Пошла вон от моего мужа!» Так она при нем гоняла меня, а без него мы очень тепло общались. Мы разыгрывали эту историю, потому что ему важно было оставаться для нее тем самым парнем

 «За Моргенштерна меня назвали пособницей Люцифера»

«Как-то пациентка под 80 мне говорит: «Мы собирались с девочками ходить в консерваторию, а я заболела. Будут ходить без меня». А я сказала «девочкам», что у нас в хосписе по субботам программа не хуже, да еще и разнообразнее. И они стали приходить на концерты — наряжались, красились, приносили баночку икры… Говорили: «Тут, в отличие от консерватории, можно есть прямо под музыку!»

Сергей Галанин Фонд "Вера"

Сергей Галанин

© Фонд «Вера»

Оля говорит, что в какой-то момент ее хоспис «превратился в Карнеги-холл». Она звала туда разных музыкантов — своих знакомых и знакомых своих знакомых. Приезжал Сергей Галанин: «Если он в Москве, ему можно позвонить хоть накануне, и он выступит, всех порадует». Как-то, пока он настраивался, одному пациенту позвонил друг.

Он полушепотом отвечает: «Не могу говорить, к нам Галанин приехал, сейчас концерт будет». Потом громче: «В смысле — придумываю? В смысле — под наркотой? Оля, сфотографируй меня с Галаниным, мне не верят, что он к нам приехал!»

А Петра Налича Оля как-то привезла на концерт прямо из больницы, где он лежал с загипсованной ногой. Потом отвезла обратно. «Он только сказал: «Мне будет неудобно нажимать на педаль рояля, а так я готов».

И стало ясно, что это надо расширять на весь фонд «Вера», а не оставлять в одном хосписе. «Нюта Федермессер (учредитель фонда «Вера» — прим. ТАСС) сказала, что я буду приносить больше пользы в фандрайзинге, что меня могут услышать. А мне главное — приносить пользу». Оля, правда, уверена, что из нее «отвратительный фандрайзер — еще хуже, чем красивая женщина». Она говорит, что не умеет просить. Но умеет рассказывать о фонде — о том, зачем он нужен.

А еще оказалось, что она умеет «сбывать мечты». Не только те, что про условный торт «Наполеон», — этого, наверное, чаще хотят люди постарше. Но среди подопечных фонда есть и молодежь, и дети. И их иногда может порадовать встреча с кумиром. Так Оля стала «доставать» звезд.

…Мише было 18, он любил музыканта Басту и мечтал прокатиться на Gelandewagen. Его покатал актер Евгений Стычкин — взял машину на тест-драйв и возил парня целый день. А Баста привел его на концерт и усадил прямо на сцене. «Я стою за кулисами, подходит какой-то симпатичный парень, я ему про фонд рассказываю, — говорит Оля. — Смотрю — Мишаня с сестрой на меня как-то странно косятся. Возвращаюсь, спрашивают: «А ты и Матранга знаешь?» Я: «Кого?» Оказалось, это Matrang — известный музыкант.

Я вернулась к нему, говорю: «Здравствуйте, я, естественно, не знала, кто вы…» А он: «Я так и понял. Вы сегодня со всем цветом нашей рэп-индустрии пообщались, не поняв, кто это!» Сфотографировался с ребятами и теперь всегда откликается, если я прошу записать видео для подопечных

…Насте было 27, «такая красотка, ей бы жить!» У нее дома стояла деревянная фигура актера Джареда Лето в полный рост. «У нас было мероприятие фонда, и я сорвалась с поводка — подходила к каждому столику и всех спрашивала: «А вы случайно не знаете Джареда Лето?» И пока люди отходили от шока, объясняла, зачем это». Оказалось, что с актером приятельствует телеведущий Иван Ургант, с которым дружит Нюта Федермессер. «Спасибо ей, что она меня не заблокировала, потому что я ей писала каждые три-четыре часа!»

Чтобы организовать разговор по видео между голливудской звездой и пациенткой московского хосписа, хватило трех дней. «Настя хорошо знала английский, они говорили минут 15, причем он не с первого раза ей дозвонился, — смеется Оля. — Я тогда думала: что ты чувствуешь, когда тебе не может дозвониться Джаред Лето?» Вскоре после этого разговора Настя ушла.

…А маленький Ваня залипал на клип Моргенштерна. «Эта песня — кадиллак, кадиллак! Я говорю: «Моргенштерн? Ну, Моргенштерн!» Послушала его — волосы на голове зашевелились. А потом почитала интервью и поняла, что их содержание сильно отличается от того, что он несет в своих текстАх, как говорят рэперы. И решила, что шанс есть». Оля стала писать знакомым и нашла выход на команду музыканта через «приятельницу, которая вообще никак не запятнала себя, чтобы я могла подумать, что она его знает». У Вани был «достаточно короткий прогноз», и Оля не надеялась на живую встречу — просила только о видео. Но музыкант приехал — в «кадиллаке» и с игрушечным радиоуправляемым «кадиллаком».

Они немного опоздали, потому что покупали для него батарейки. То есть ему хотелось не просто отдать игрушку, а побыть с Ваней в процессе. Устроили гонки в коридоре… И в какой-то момент Ваня спотыкается, а Алишер его ловит. Это невозможно ни сыграть, ни спланировать… Я сама тот еще Станиславский. Какой бы добрый поступок человек ни совершил, у него есть на это причины, и они всегда видны. Но искренность и тепло видны так же. Вани не стало через полтора месяца, но я рада, что мы успели устроить ему этот праздник

Когда Ольга рассказала эту историю в своем Facebook, в комментариях ее назвали пособницей Люцифера. «Я даже гордость испытала, — говорит она. — В свое время меня приглашали в Сретенский монастырь говорить о милосердии. Периодически я читаю лекции в Свято-Филаретовском институте. И тут — пособница Люцифера. Думаю: какая я разносторонняя личность!»

Моргенштерн с Ваней Фонд "Вера"

Моргенштерн с Ваней

© Фонд «Вера»

За такие вещи часто «прилетает» хейт — и фонду, и Оле лично. «Неправильными» кажутся и мечты, и способы их исполнения. «Нам говорили: «Ой, написали бы Джареду Лето в личку, он бы ответил». Я думаю — а вы пробовали? В смысле — пробовали, и у вас получилось? — говорит Оля. — Ты ему пишешь, а он отвечает: «Конечно, Оленька!» — это так вообще не работает». А сильнее всех, пожалуй, досталось за писателя Александра Цыпкина. Его пригласили выступить в хосписе, потому что один из пациентов «влюбился в его книги». Ольга сама сделала фото и попросила гостя рассказать об этом в своих социальных сетях. Собственно, обо всех подобных историях рассказывают по инициативе фонда, потому что это привлекает внимание — а значит, и помощь. Но в итоге на Цыпкина обрушились за «пиар на благотворительности».

Одна из заповедей хосписа — «прими от пациента все, вплоть до агрессии». Оля говорит, что, когда она перенесла это правило на внешний мир, ей стало «классно жить». «Наорал на меня кто-то на улице — скорее всего, ему плохо и больно. Ну и хорошо, пусть лучше он проорется на меня, а не на какую-нибудь старушку, у которой потом давление скаканет». К хейту в Сети она старается относиться так же. «Мальчику нравится Моргенштерн, и все. А его семье было важно, чтобы он улыбался, — уверена она. — А я не сто евро, чтобы меня все любили. И, вообще, я сама не без греха. Не пособница Люцифера, но тоже вопросики есть».

«Боженька любит юродивых»

В офисе фонда «Вера» есть стена, на которой можно писать фломастерами. Там написано: «Прежде чем я умру, хочу…» — и ответы сотрудников. От «пристроить кота Семена» до «чтобы не стало злых людей». Там есть диалог: «Влюбиться еще раза три!» — «Оля, это ты?» — «Вы удивитесь, но нет!»

Почему-то совсем не удивляет, что это подумали именно об Оле.

Я безумно люблю любить. Просто — мир, людей, собак. Была на юге — клопов спасала. Они падают на спину, перевернуться не могут, а я их переворачиваю, и они дальше бегут. А влюбиться… Я дважды разведена. Надо уже раз и навсегда. Иначе потом у тебя есть куча красивых свадебных фоточек, а вы развелись — и ты их никуда не выложишь!

Оле 37, и к ней только недавно перестали приставать с вопросами «ну когда же ты родишь?» В первом браке она потеряла ребенка на большом сроке. «С тех пор я боюсь радоваться чему-то заранее, — говорит она. — Я вообще не надеюсь на хорошие варианты для себя». Оля уверена, что она «в жизни много косячила». Когда она, уже будучи взрослой, пришла креститься, сказала батюшке: «Надо же исповедоваться, а мне лет как бы немало. Может, начнем, к субботе как раз закончим?»

Со своей собакой Белкой Максим Григорьев/ТАСС

Со своей собакой Белкой

© Максим Григорьев/ТАСС

Она совсем не похожа на «светлого человечка» из благотворительности (впрочем, в благотворительности вообще мало таких людей) — любит «платьишки, хорошо отдохнуть и тачки». Однажды влезла в кредиты, чтобы купить машину мечты, «с камерами везде, где только можно». «Она чуть ли не яичницу готовила! И через месяц ее угнали, — рассказывает Оля. — У меня оставались деньги, я сказала друзьям: посоветуйте машину, чтоб она вообще никому не была нужна, чтоб даже, если я ее открытой оставила, в нее люди побрезговали садиться». Как-то ей подарил роскошную машину ее мужчина. А когда она ушла, он поднимал на нее руку — требовал вернуть. «Ну и ладно, может, мне опять откуда-нибудь что-нибудь обвалится. Боженька любит юродивых».  

Мне очень хочется, чтобы, когда мама с папой смотрели на меня сверху, им не было за меня стыдно… Иногда я думаю — годы летят, а ничего не добилась. Так, принеси-подай. А с другой стороны — я счастлива. Кому какая разница, добилась я чего-то или нет? Иногда хочется попросить прибавку к зарплате, но думаю: неудобно, я же такой кайф от работы получаю!

…Только от этой работы еще все время больно — потому что можно исполнить самую безумную мечту пациента хосписа, но он все равно уйдет.

— Когда я перестану переживать и плакать, я, наверное, уйду из фонда, — говорит она. — Но к этому привыкаешь. Просто моя боль — ничто.

— Почему ничто? — спрашиваю я. — Ты же живая.

— В том-то и дело, я — живая. А они в итоге — нет.

Бэлла Волкова

28 ноября благотворительному фонду помощи хосписам «Вера» исполняется 15 лет. Все это время фонд работает для того, чтобы каждому неизлечимо больному человеку в России была доступна профессиональная и милосердная паллиативная помощь в конце жизни. Узнать больше о работе фонда «Вера» и поздравить с днем рождения можно здесь.

От Ивана Петина ушла жена. Да как ушла!.. Прямо как в старых добрых романах – сбежала с офицером.

Иван приехал из дальнего рейса, загнал машину в ограду, отомкнул избу… И нашел на столе записку:

«Иван, извини, но больше с таким пеньком я жить не могу. Не ищи меня. Людмила».

Огромный Иван, не оглянувшись, грузно сел на табуретку – как от удара в лоб. Он почему-то сразу понял, что никакая это не шутка, это правда.

Даже с его способностью все в жизни переносить терпеливо показалось ему, что этого не перенести: так нехорошо, больно сделалось под сердцем. Такая тоска и грусть взяла… Чуть не заплакал. Хотел как-нибудь думать и не мог – не думалось, а только больно ныло и ныло под сердцем.

Мелькнула короткая ясная мысль: «Вот она какая, большая-то беда». И все.

Сорокалетний Иван был не по-деревенски изрядно лыс, выглядел значительно старше своих лет. Его угрюмость и молчаливость не тяготили его, досадно только, что на это всегда обращали внимание. Но никогда не мог он помыслить, что мужика надо судить по этим качествам – всегда ли он весел и умеет ли складно говорить. «Ну а как же?!» – говорила ему та же Людмила. Он любил ее за эти слова еще больше… и молчал. «Не в этом же дело, – думал, – что я тебе, политрук!» И вот – на тебе, она, оказывается, правда горевала, что он такой молчаливый и неласковый.

Потом узнал Иван, как все случилось.

Приехало в село небольшое воинское подразделение с офицером – помочь смонтировать в совхозе электроподстанцию. Побыли-то всего с неделю!.. Смонтировали и уехали. А офицер еще и семью тут себе «смонтировал».

Два дня Иван не находил себе места. Пробовал напиться, но еще хуже стало – противно. Бросил. На третий день сел писать рассказ в районную газету. Он частенько читал в газетах рассказы людей, которых обидели ни за что. Ему тоже захотелось спросить всех: как же так можно?!

Раскас

Значит, было так: я приезжаю – на столе записка. Я ее не буду пирисказывать: она там обзываться начала. Главно я же знаю, почему она сделала такой финт ушами. Ей все говорили, что она похожа на какую-то артистку. Я забыл на какую. Но она дурочка не понимает: ну и что? Мало ли на кого я похожий, я и давай теперь скакать как блоха на зеркале. А ей когда говорили, что она похожая она прямо щастливая становилась. Она и в культ прасветшколу из-за этого пошла, она сама говорила. А еслив сказать кому што он на Гитлера похожий, то што ему тада остается делать: хватать ружье и стрелять всех подряд? У нас на фронте был один такой – вылитый Гитлер. Его потом куда-то в тыл отправили потому што нельзя так. Нет, этой все в город надо было. Там говорит меня все узнавать будут. Ну не дура! Она вобчем то не дура, но малость чокнутая нащет своей физианомии. Да мало ли красивых – все бы и бегали из дому! Я же знаю он ей сказал: «Как вы здорово похожи на одну артистку!» Она конешно вся засветилась… Эх, учили вас учили гусударство деньги на вас тратила, а вы теперь сяли на шею обществу и радешеньки! А гусударство в убытке».

Иван остановил раскаленное перо, встал, походил по избе. Ему нравилось, как он пишет, только насчет государства, кажется, зря. Он подсел опять к столу, зачеркнул «гусударство». И продолжал:

«Эх вы!.. Вы думаете еслив я шофер, дак я ничего не понимаю? Да я вас наскрозь вижу! Мы гусударству пользу приносим вот этими самыми руками, которыми я счас пишу, а при стрече могу этими же самыми руками так засветить промеж глаз, што кое кто с неделю хворать будет. Я не угрожаю и нечего мне после этого пришивать, што я кому-то угрожал но при стрече могу разок угостить. А потому што это тоже неправильно: увидал бабенку боле или мене ничего на мордочку и сразу подсыпаться к ней. Увиряю вас хоть я и лысый, но кое кого тоже мог ба поприжать, потому што в рейсах всякие стречаются. Но однако я этого не делаю. А вдруг она чья нибудь жена? А они есть такие што может и промолчать про это. Кто же я буду перед мужиком, которому я рога надстроил! Я не лиходей людям.

Теперь смотрите што получается: вот она вильнула хвостом, уехала куда глаза глидят. Так? Тут семья нарушена. А у ей есть полная уверенность, што они там наладят новую? Нету. Она всего навсего неделю человека знала, а мы с ей четыре года прожили. Не дура она после этого? А гусударство деньги на ее тратила – учила. Ну, и где ж та учеба? Ее же плохому-то не учили. И родителей я ее знаю, они в соседнем селе живут хорошие люди. У ей между прочим брат тоже офицер старший лейтенант, но об ем слышно только одно хорошее. Он отличник боевой и политической подготовки. Откуда же у ей это пустозвонство в голове? Я сам удивляюсь. Я все для ей делал. У меня сердце к ей приросло. Кажный рас еду из рейса и у меня душа радуется: скоро увижу. И пожалуста: мне надстраивают такие рога! Да черт с ей не вытерпела там такой ловкач попался, што на десять минут голову потиряла… Я бы как нибуть пережил это. Но зачем совсем то уезжать? Этого я тоже не понимаю. Как то у меня ни укладываится в голове. В жизни всяко бываит, бываит иной рас слабость допустил человек, но так вот одним разом всю жизнь рушить – зачем же так? Порушить-то ее лехко но снова складать трудно. А уж ей самой тридцать лет. Очень мне счас обидно, поэтому я пишу свой раскас. Еслив уж на то пошло у меня у самого три ордена и четыре медали. И я давно бы уж был ударником коммунистического труда, но у меня есть одна слабость: как выпью так начинаю материть всех. Это у меня тоже ни укладываится в голове, тверезый я совсем другой человек. А за рулем меня никто ни разу выпимши не видал и никогда не увидит. И при жене Людмиле я за все четыре года ни разу не матернулся, она это может подтвердить. Я ей грубога слова никогда не сказал. И вот пожалуста она же мне надстраивает такие прямые рога! Тут кого хошь обида возьмет. Я тоже – не каменый.

С приветом, Иван Петин. Шофер 1 класса».

Иван взял свой «раскас» и пошел в редакцию, которая была неподалеку.

Стояла весна, и от этого еще хуже было на душе: холодно и горько. Вспомнилось, как совсем недавно они с женой ходили этой самой улицей в клуб – Иван встречал ее с репетиций. А иногда провожал на репетицию.

Он люто ненавидел это слово – «репетиция», но ни разу не выказал своей ненависти: жена боготворила репетиции, он боготворил жену. Ему нравилось идти с ней по улице, он гордился красивой женой. Еще он любил весну; когда она только-только подступала, но уже вовсю чувствовалась даже утрами, сердце сладко подвывало – чего-то ждалось. Весны и ждалось. И вот она наступила, та самая – нагая, раздрызганная и ласковая, обещающая земле скорое тепло, солнце… Наступила… А тут – глаза бы ни на что не глядели.

Иван тщательно вытер сапоги о замусоленный половичок на крыльце редакции и вошел. В редакции он никогда не был, но редактора знал: встречались на рыбалке.

– Агеев здесь? – спросил он у женщины, которую часто видел у себя дома и которая тоже бегала в клуб на репетиции. Во всяком случае, когда ему доводилось слушать их разговор с Людмилой, это были все те же «репетиция», «декорация». Увидев ее сейчас, Иван счел нужным не поздороваться; больно дернуло за сердце.

Женщина с любопытством и почему-то весело посмотрела на него.

– Здесь. Вы к нему?

– К нему… Мне надо тут по одному делу. – Иван прямо смотрел на женщину и думал: «Тоже небось кому-нибудь рога надстроила – веселая».

Женщина вошла в кабинет редактора, вышла и сказала:

– Пройдите, пожалуйста.

Редактор – тоже веселый, низенький… Несколько больше, чем нужно бы при его росте, полненький, кругленький, тоже лысый. Встал навстречу из-за стола.

– А?! – воскликнул он и показал на окно. – На нас, на нас времечко-то работает! Не пробовали еще переметами?..

– Нет. – Иван всем видом своим хотел показать, что ему не до переметов сейчас.

– Я в субботу хочу попробовать. – Редактора все не покидало веселое настроение. – Или не советуете? Просто терпения нет…

– Я раскас принес, – сказал Иван.

– Рассказ? – удивился редактор. – Ваш рассказ? О чем?

– Я тут все описал. – Иван подал тетрадку.

Редактор полистал ее… Посмотрел на Ивана. Тот серьезно и мрачновато смотрел на него.

– Хотите, чтоб я сейчас прочитал?

– Лучше бы сейчас…

Редактор сел в кресло и стал читать. Иван остался стоять и все смотрел на веселого редактора и думал: «Наверно, у него тоже жена на репетиции ходит. А ему хоть бы что – пусть ходит! Он сам сумеет про эти всякие «декорации» поговорить. Он про все сумеет».

Редактор захохотал.

Иван стиснул зубы.

– Ах, славно! – воскликнул редактор. И опять захохотал, так что заколыхался его упругий животик.

– Чего славно? – спросил Иван.

Редактор перестал смеяться… Несколько даже смутился.

– Простите… Это вы – о себе? Это ваша история?

– Моя.

– Кхм… Извините, я не понял.

– Ничего. Читайте дальше.

Редактор опять уткнулся в тетрадку. Он больше не смеялся, но видно было, что он изумлен и ему все-таки смешно. И чтоб скрыть это, он хмурил брови и понимающе делал губы «трубочкой». Он дочитал.

– Вы хотите, чтоб мы это напечатали?

– Ну да.

– Но это нельзя печатать. Это не рассказ…

– Почему? Я читал, так пишут.

– А зачем вам нужно это печатать? – Редактор действительно смотрел на Ивана сочувственно и серьезно. – Что это даст? Облегчит ваше… горе?

Иван ответил не сразу.

– Пускай они прочитают… там.

– А где они?

– Пока не знаю.

– Так она просто не дойдет до них, газетка-то наша!

– Я найду их… И пошлю.

– Да нет, даже не в этом дело! – Редактор встал и прошелся по кабинету. – Не в этом дело. Что это даст? Что, она опомнится и вернется к вам?

– Им совестно станет.

– Да нет! – воскликнул редактор. – Господи… Не знаю, как вам… Я вам сочувствую, но ведь это глупость, что мы сделаем! Даже если я отредактирую это.

– Может, она вернется.

– Нет! – громко сказал редактор. – Ах ты, господи!.. – Он явно волновался. – Лучше напишите письмо. Давайте вместе напишем?

Иван взял тетрадку и пошел из редакции.

– Подождите! – воскликнул редактор. – Ну давайте вместе – от третьего лица…

Иван прошел приемную редакции, даже не глянув на женщину, которая много знала о «декорациях» и «репетициях»…

Он направился прямиком в чайную. Там взял «полкило» водки, выпил сразу, не закусывая, и пошел домой – в мрак и пустоту. Шел, засунув руки в карманы, не глядел по сторонам. Все как-то не наступало желанное равновесие в душе его. Он шел и молча плакал. Встречные люди удивленно смотрели на него… А он шел и плакал. И ему было не стыдно. Он устал.

 scale 12001200215804

Стремление упорядочить и контролировать все, даже личную жизнь нацистов было одним из приоритетных направлений политики фашистской Германии. Ведь только так можно добиться так называемой «расовой гигиены» и демографического прироста истинных арийцев. Если с мужчинами было проще и их чистокровность проверялась для принятия в немецкую рабочую партию или в «СС», то для женщин была организована специальная «Школа невест», только окончившие ее могли стать женами немецкой элиты.

Несмотря на то, что подобная школа и являлась весьма своеобразным местом, желающих попасть туда было много, ведь сертификат об окончании гарантировал успешного и обеспеченного мужа и безбедную жизнь в роли жены и матери. Однако помимо чистокровности к девушкам, желающим получить такой сертификат, предъявлялись и внешние требования, учитывая, что ни о каком образовании речь в таких школах не шла, то это напоминает конвейер инкубаторов будущих арийцев. Делалось все, для того чтобы в жизни женщины присутствовала единственно верная цель — муж, семья и дети.

Кто мог учиться в школе невест?

scale 12001200215848

Строй почти как армейский, но со своими особенностями.

Указ, в котором говорилось о создании специального обучающего курса для девушек, желающих стать женами нацистов, был подписан еще 1936 году, через год уже была открыта первая. Рейхсфюрером СС была одобрена и программа, по которой занимались невесты. Количество школ увеличивалось день за днем, к концу войны их уже было 32.

Все «Школы невест» являлись подведомственными Национал-социалистической организации немецких женщин и лично возглавлявшей ее Гертруде Шольц-Клинк. Организация, которой руководила импозантная дама, была весьма популярна, в 1943 году в ней состояло более 7 млн. немок. Примерно в это же время длительность обучения в школе невест достигла 2-х месяцев.

169499790jpg16002151039

Арийская женщина должна быть здоровой.

Обучение, кстати, было не бесплатным, за полтора-два месяца обучения родители девушки должны были заплатить 135 рейхсмарок. Конечно, главным требованием было арийское происхождение.

Чистота крови должна была выражаться и во внешних качествах. Арийская невеста должна была быть высокой (около 180 см), светловолосой (максимум каштановые волосы), с голубыми или зелеными глазами и белокожей. При этом, обладать отличных физическим и психическим здоровьем. Последнему уделялась огромная роль, так, если кто-то из родителей болел психическими заболеваниями, то обучаться в такой школе она не имела права.

Чему учили будущих жен фашистов

scale 1200800215590

Два урока физкультуры в день. Зато ни одной математики.

Впрочем, эти курсы сложно было назвать школой в общепринятом смысле этого слова, ведь о каком-то фундаментальном обучении не было и речи. Оно и не удивительно, последние разархивированные документы фашистов свидетельствуют еще и о том, что фашизм был пропитан не только антисемитизмом, антикоммунизмом, но еще и антифеминизмом. Школы невест и требования, которые предъявлялись к спутницам жизни, попытка оградить их от знаний и ограничить их кругозор, заставив существовать в исключительно домашнем пространстве и видеть свое предназначении в служении супругу.

283433703

Быть выпускницей такой школы было престижно.

Основой учебной программы таких школ стал принцип трех «К» «Кindеr, Кirchе, Кüchе» — в переводе «Дети. Церковь. Кухня». Причем этот идеологический принцип был введен еще до Гитлера и образ женщины-матери виделся немцами именно в таком формате. В 1917 году в Германии действовала школа матерей, в которой проповедовались схожие принципы преданности, причем не только семье и церкви, но и государству.

Итак, программа включала уроки рукоделия, домоводства, риторики, а также сельское хозяйство, светские манеры и воспитание детей. Каждый день была физическая культура, ведь государству нужны здоровые арийцы. Максимум, на что могли рассчитывать девушки – это небольшой экскурс в историю, принцип образования государства и религии. Куда полезнее для будущих жен нацистов уметь вышивать, тщательно убираться в доме и уметь правильно себя вести в обществе.

283434050

Хореография и музыка для юной леди куда важнее политики.

Именно Гитлер внес в практику выделение семьям земельных участков для садов и огородов, именно поэтому сельскохозяйственные работы считались отличным занятием для добропорядочных женщин-матерей семейства. Этот опыт по предоставлению садов был перенят, в том числе и СССР.

Если девушка, после получения сертификата девушка выходила замуж за истинного арийца, то им предоставлялся беспроцентный займ, с которого списывалась четверть за рождение каждого ребенка.

В приоритете дети

494854jpg700215898

Немецкий плакат тех времен.

Государство всячески поощряло многодетность и способствовало тому, чтобы семьи были с большим количеством детей. Были льготы на медицину, школы будущих матерей, ежемесячное пособие на каждого ребенка. В обществе значительно вырос авторитет женщин-матерей, считалось, что чем больше здоровых детей родила женщина, тем более она состоялась в жизни. Те, кто родили восемь и более детей, награждались золотым крестом и получали очень внушительное ежемесячное пособие.

Стоить заметить, что такой подход давал свои плоды, Германия за пять лет увеличила рождаемость в полтора раза.
 

283436991

Конвейер по подготовке невест работал отлаженно.

Однако чем за это поплатились немецкие женщины? Ведь для того чтобы они безустанно рожали, им запретили учиться в вузах, работать, при увольнении женщинам даже полагалось поощрение. При этом, всячески демонстрируя нелепость попыток женщин участвовать в политической или научной деятельности, поощрялся тяжелый физический труд.

Для молодых девушек была введена обязательная трудовая повинность, если девушка не замужем и не достигла 25 лет, то должна приносить пользу своей стране пусть и неквалифицированным трудом. В так называемых трудовых лагерях работали по 20 часов в неделю, носили специальную униформу и повязку со свастикой. Девушек из этой категории могли направить работать няней или помощницей по хозяйству в многодетные семьи.

283438992

Свадьба и рождение детей — то, к чему следовало стремиться немецкой женщине.

Типично женскими считались должности в сфере услуг, с таких постов увольняться немок не принуждали, даже наоборот, всячески поощряли работу в такой сфере. Любая попытка женщины состояться в карьере воспринималась фашистами как нечто ненормальное, противное естеству, ведь истинное женское счастье может быть только дома рядом с мужем.

Кстати, в Германии уже в 1921 году был подписан указ о том, что женщин нельзя допускать до высоких государственных постов. В 30-е годы увольнение женщин с должностей шло полным ходом. Дело дошло даже до врачей, эта специальность была признана слишком ответственной, чтобы ее доверить женщине. Уволили судей, юристов, педагогов. Если женщина была замужем, то главным аргументом было – может содержать муж. За два года число студенток в вузах сократилось на 30 тысяч, а женщины-депутаты в большинстве своем бежали из страны, находились под домашним арестом, попали в концлагерь и даже покончили жизнь самоубийством.
Положение женщин в стране резко ухудшилось. Даже их заработная плата была на треть ниже, чем у мужчин. Так, женщина-специалист высокой квалификации получала примерно столько же, сколько мужчина рабочей специальности. Однако для большинства немок это не представляло особых проблем они охотно выходили замуж и работали там, где это было возможно.

Женщина и политика

283432932

Женщина и политика несовместимы. Так решили мужчины.

Еще в самом начале своей политической карьеры Гитлер заявил о том, что не представляет женщин в политике ни на каких должностях, поскольку 99% политических вопросов не их ума дело. В обществе, которое построил фюрер, роль женщины заключалась лишь в материнстве и ценность она начинала представлять только после того как стала матерью (причем многократно). Культивировалась не только сама личность фюрера, но и его постулаты: «Рождение ребенка – личный подарок фюреру» — эта идея активно пропагандировалась, превращая брак не в самоцель, а лишь ступень в росте демографии. Отношения между мужчинами и женщинами лишались всякой романтики, уступая место физиологии и высокой цели.

283433852

Никакой индивидуальности, только служение нации.

Ни в одной другой стране общественные организации не оказывали столь сильного влияния на супружеские отношения. Было огромное количество организаций для девочек, женщин, в другие они входили вместе с мужчинами, третьи создавались специально для мужчин.
 

283435592

а войне немки скорее были в качестве исключения.

Если обобщить вышесказанное, то идеальная немецкая женщина в нацистской Германии должна была соответствовать следующим требованиям:
• должна знать свое место, не вмешиваться в мужские дела, не лезть в политику и науку;
• должна быть отличной женой и матерью;
• воспринимать жертвенность как должное во имя своей нации;
• быть скромной и сдержанной в проявлении эмоций;
• одежда фрау должна быть скромной и со вкусом, не вызывающей;
• в обычной жизни должна активно поддерживать традиции и прививать их детям;
• не должна много говорить;
• не злоупотреблять косметикой;
• должна ценить свое имя и честь своей семьи, попросту не «выносить сор из избы»;
• должна стремиться к максимальному количеству детей от мужа, при этом должна способствовать увеличению потомства от супруга, даже если это не ее дети;
• не должна ревновать;
• должна быть расчетлива и бережлива;
• быть внимательной к окружающим и не допускать компрометирующего в адрес своей расы общения;

Неизвестно чем бы для немецких женщин закончилась эта практика, которая к моменту начала войны лишь только стала набирать оборот. Понятно одно, что для Гитлера особой ценности не имели жизни как тех, чьи территории он стремился завоевать, так и своих арийских граждан, в которых он видел лишь механизм для воплощения своих амбициозных планов.

  • От ворот поворот как пишется
  • От ближних дач как пишется слово
  • От березки к березке как пишется
  • Осьминог рассказ для детей
  • Осыпающейся листвы как пишется