От чего проснулась царевна в сказке жуковского спящая царевна

На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. молодая девушка увидела в покоях
  • На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.
    Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.
    Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары колдуньи оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.
    Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.

  • Сюжет произведения не сложный, все его элементы расположены в прямом порядке, но есть в сказке и композиционные особенности. В. Жуковский очень много внимания уделяет несюжетному элементу – пейзажу. Более десяти строчек занимает описание того, как засыпал и зарастал кустарниками дворец. А потом также долго описывается, как все оживало ото сна. Чтение таких описаний не докучает, ведь автор подает их интересно и оригинально.
    Интересно также описывается внешность царевны, которую спящей увидел принц. Портрет ее прорисован очень детально: черные кудрявые волосы, тонкий стан, алые губки и белые руки. Фигуру девушки подчеркивают легкий сарафан и сапожки. Картинка, которую читатель видит в итоге, полностью соответствует народным представлениям о красоте.
    Главным персонажем сказки В. Жуковского можно назвать только царевну, ведь именно вокруг нее оборачиваются все события. Остальные герои второстепенные, но иногда выступают на первый план, когда это нужно для развития сюжета. Особенность системы образов в том, что по имени назван только царь Матвей. Для остальных персонажей автор использует только нарицательные имена.
    В художественном оформлении произведения есть как индивидуально-авторские, так и народные особенности. Очень бросаются в глаза традиционные «формулы», характерные для устного народного творчества: «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «…начал жить да поживать». Также в тексте используются традиционные эпитеты, например «темный бор», «дремучий лес». В речах персонажей автор использует повторы, что также характерно для народных сказок.
    Сказка В. Жуковского – не просто переписанный сюжет из западного фольклора, это самобытное произведение, отображающее русское мировоззрение и культуру.

  • Глазами царевича читатель видит чарующую красоту пятнадцатилетней царевны. До этого В. Жуковский ограничивался лаконичным описанием девушки «расцвела, как майский цвет». Второе описание героини детальное, соответствует народным представлениям о девичьей красоте. Автор сравнивает ее с дитем, намекая на чистоту и невинность. Несмотря на то, что девушка спит уже три столетия, вид у нее свеж: «распылалася от сна; молод цвет ее ланит», «грудь как свежий снег бела». Даже во сне ее глаза блестят, сверкают пламенем между ресниц. Также бросаются в глаза традиционные для русского фольклора элементы портрета: «губки алые» и «руки белые».
    Отдельно писатель обращает внимание на одежду героини. На ней традиционное русское убранство – сарафан и легкие сапожки. Одежда делает ее фигуру еще прекраснее. Красота и молодость девушки притягивают царевича, и тот осмеливается поцеловать ее. Пробуждение царевны описано очень лаконично: «вмиг проснулась она». В. Жуковский не описывает, как она реагирует на царевича, которого не было, когда прогуливалась в замке. Писатель сразу начинает рассказывать, как оживает царский двор и говорит о свадьбе.
    Образ царевны в сказке В. Жуковского раскрыт детальнее, чем остальные, но все же ее характеристики приходится «собирать» по всему тексту. Чтобы передать ее необычную красоту и рассказать о благонравии автор использует разные приемы: дает краткую характеристику от имени рассказчика, вкладывает ее в уста фей и делится впечатлениями царевича от встречи со спящей красавицей. Эти приемы помогают читателю создать целостное представление о героине.

  • В. Жуковский не создает портрет царевича. Во-первых, читателю и без этого понятно, что избранник прекрасной царевны и сам должен быть хорош собой. Во-вторых, лаконичная характеристика жениха царевны была дана в речи одной из фей: «Дам красавца жениха я тебе, мое дитя».
    В зачарованном лесе смельчак видит совсем не то, что ожидал. Вместо темного бора его встречают цветы, птицы, ручейки и прекрасный аромат. Природа, кажется, сама проводит царевича к дворцу. В царском дворе и палатах герой видит людей, которые замерли в необычных позах. Увиденное изумляет его, поражает, но не пугает.
    По пути во дворец молодец замечает недвижимых царя и царицу, он понимает, что без разрешенья переступает порог их дома, поэтому сомневается, что делать дальше. Это характеризует царевича как честного, благочестивого человека. Он все же решается идти далее, но перед этим молится. Герой не ушел из дворца, пока не нашел царевну, обойдя для этого множество покоев.
    Вид прекрасной царевны поразил молодца: «Вся душа его кипит, перед ним царевна спит». Он внимательно рассматривает девушку. Именно его глазами читатель впервые может разглядеть красоту царевны. Царевич не знает, как развеять чары, но «чтобы душу насладить», целует красавицу. Поцелуй пробуждает весь дворец. Царевичу не пришлось долго искать способ, чтобы разбудить царство. Но мне кажется, что «удалая детина» не остановился даже если бы пришлось преодолевать опасные препятствия.
    Образ царевича из сказки В. Жуковского «Спящая царевна» типичный для русской культуры. На примере этого героя В. Жуковский показывает, что смелость и упорность способны развеять чары. Когда же человеку суждено свершить какой-то подвиг судьба сама укажет ему дорогу.

  • На чтение 22 мин. Просмотров 1 Опубликовано

    Сказка Жуковского В. А. «Спящая царевна»

    Сказка созданная Жуковским похожа на народную сказку, как названием, так и сюжетом. Она написана таким образом, что когда ее читаешь, складывается ощущение, что ее рассказывает сказочник (повествование сказки идет от третьего лица). Рифма самой сказки простая, текст легкий для читателя и для восприятия. В сказки автор рисует нам в полнее реальные картины, но в ней присущи и сказочные вещи, которые привлекают нас сильнее. В этой сказе происходят следующие чудеса: злая чародейка накладывает заклятие на принцессу и в день, когда она уколола палец веретеном, заснуло все королевство. Отважный принц пробирается в замок, целует принцессу чем разрушает чары.<o>Сказка Жуковского литературная, но написана как народная (есть присказка, концовка). Относится к волшебным сказкам, написана сама в стихотворной форме. Положительные герои: принцесса, принц, царь Матвей, царица, и одиннадцать волшебниц. Отрицательные герои: старая колдунья, которую показали нам как злую и старую старуху.<o>Сам сюжет произведения взят из немецкой народной сказки, которую записали братья Грим. Но Жуковский внес в свое произведение русские мотивы. В сказки он использовал похожие сюжеты, такие как волшебны рак, царь с царицей и конечно беспробудный сон. В основном сказки похожи только в основных чертах, а так Жуковский создал свою русскую сказку.<o>

    Краткое содержание:

    Сказка начинается с того, что одна из волшебниц королевства была старая и злая, и царь не пригласил ее на пир, по поводу рождения дочери. Это волшебница обиделась на царя за то, что он не позвал ее, и заколдовала маленькую принцессу. Суть колдовства заключалась в том, что по достижению совершеннолетия молодая принцесса уколовшись веретеном, должна была умереть. Но добрая волшебница наколдовала ей сон. Когда проклятье сбылось, и принцесса уколола палец, то все царство уснуло. Через триста лет пришел принц, который преодолел заколдованный лес и поцеловал спящую принцессу, и все проснулись и зажили счастливо.<o> (7)

    Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

    Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

    Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

    Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

    Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

    Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

    Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

    Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

    Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

    С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

    Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

    После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

    Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

    Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

    Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

    Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

    Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

    Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

    Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

    Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

    Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

    Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

    А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

    Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

    Почему же он не позвал старую колдунью?

    Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

    Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

    Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

    К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

    Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

    Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

    Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

    Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

    Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

    Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

    Следующий урок начинаем вопросом:

    Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

    Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

    Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

    Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

    Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

    Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

    Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

    И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

    Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

    Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

    А вот о дочери его народ помнит.

    Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

    Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

    Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

    Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

    Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

    Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

    Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

    Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

    Почему бор стал лесом?

    Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

    Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

    Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

    Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

    Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

    Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

    Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

    Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

    Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

    Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

    Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

    Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

    Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

    Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

    С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

    Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

    Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

    А благодаря чему это произошло?

    Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

    За 14 лет (1831–1845) Жуковским написано 6 сказок. Они навеяны разными источниками – сказками Ш. Перро (В«Спящая царевнаВ», В«Кот в сапогахВ»), братьев Гримм (В«Тюльпановое деревоВ»), древнегреческим эпосом (В«Война мышей и лягушекВ»), русским фольклором (В«Сказка о царе БерендееВ», В«Иван царевич и серый волкВ»).

    Со сказок начинается эпический цикл произведений В. Жуковского. Летом 1831 г. он, Пушкин и Гоголь жили в Царском Селе – Пушкин работал над своими В«СказкамиВ», Гоголь писал В«Вечера на хуторе близ ДиканькиВ». Как бы состязаясь с Пушкиным, Жуковский пишет свою сказку В«Спящая царевнаВ». Используя французский источник, он переделывает сказку на русский лад. И В«хлебосольныйВ» царь Матвей, и описание дворцового уклада очень напоминают русские народные сказки:

    Царь, издав такой закон,

    Начал пить, и есть, и спать,

    Начал жить да поживать,

    Как дотоле без забот.

    Портрет царевны также восходит к русским народным сказкам:В 

    Кудри черной полосой

    Обвились кругом чела…

    На воздушный, тонкий стан

    Брошен легкий сарафан;

    Губки алые горят…

    Сжаты в легких сапожках

    Ножки – чудо красотой.

    На протяжении всего повествования сохраняется легкая ирония, лукавая насмешка:

    И, беду чтоб отвести,

    Он дает такой указ:

    В«Запрещается от нас

    В нашем царстве сеять лен,

    Прясть, сучить, чтоб веретен

    Духу не было в домах;

    Чтоб скорей как можно прях

    Всех из царства выслать вонВ».

    Жуковский отходит от французской сказки. Там забыли пригласить последнюю 8 фею (у Жуковского волшебниц 12), а здесь не смогли иль не захотели:

    У царя двенадцать блюд

    Драгоценных, золотых

    Было в царских кладовых;

    Приготовили обед;

    А двенадцатого нет

    (Кем украдено оно,

    Знать об этом не дано).

    В«Что ж тут делать? – царь сказал. –

    Так и быть!В» И не послал

    Он на пир старухи звать.

    Принято поистине простое, но В«мудроеВ» решение – нет блюда, нет гостьи. Да и волшебный сон царевны Жуковский продлил до 300 лет (вместо ста). Прошли 300 лет – но ничего не изменилось в образе жизни царя Матвея, так юмористически описанного поэтом:

    Царь на лестницу идет;

    Нагулявшися, ведет

    Он царицу в их покой;

    Сзади свита вся толпой;

    Стражи ружьями стучат;

    Мухи стаями летят;

    Приворотный лает пес;

    На конюшне свой овес

    Доедает добрый конь…

    …

    Все бывалое…

    В своей сказке В«Спящая царевнаВ» (как и в других сказках) Жуковский сознательно отказывается от романтической мечтательности. В свою сказку, написанную четырехстопным хореем с одними мужскими рифмами (встречается и внутренняя рифма: В«пляшут, блещут мотылькиВ»; В«вьются, пенятся, журчатВ») Жуковский вводит фольклорные мотивы (В«начал жить да поживатьВ», В«старинушка честнойВ», В«давным-давноВ», В«детина удалой царский сынВ»); разговорную речь (В«и не дали без пути ругаться ейВ», В«чтоб веретен духу не было в домахВ», В«за царевной ни ногойВ»); народно-сказочные формулы (В«что ни в сказке рассказать, ни пером не описатьВ», В«по устам вино бежало, в рот ни капли не попалоВ»), но общий колорит сказки нельзя назвать В«простонароднымВ», русским.

    В 

    в–єВ Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

    в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

    Жуковский В. сказка «Спящая царевна» Жанр: литературная волшебная сказка в стихах Смотри также краткое содержание сказок: Перро Ш. «Спящая красавица» Жуковский В. «Мальчик с пальчик»Главные герои сказки «Спящая царевна» и их характеристика

    1. Царь Макар. Веселый и добродушный, легкомысленный, привык жить не думая о будущем, беззаботно.
    2. Царица-мать. Добрая и любящая.
    3. Чародейки молодые. Волшебницы, предсказатели.
    4. Чародейка старая. Старуха, злая, недовольная, что ее не пригласили на пир.
    5. Царевна. Молодая красавица, любопытная, неосторожная.
    6. Царевич. Молодой принц, любопытный, настойчивый, самовольный., решительный и безрассудный.

    План пересказа сказки «Спящая царевна»

    1. Царь Макар и царица
    2. Встреча с раком
    3. Предсказание
    4. Рождение дочери
    5. Пир и молодые чародейки
    6. Одиннадцать блюд
    7. Зловещее пророчество
    8. Исправленное пророчество
    9. Указ о высылке прях
    10. Любопытная царевна
    11. Старуха с веретеном
    12. Сон в замке
    13. Страшный бор
    14. Любопытный царевич
    15. Разбуженная принцесса
    16. Свадьба.

    Кратчайшее содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Бездетной царице рак предсказывает рождение ребенка и царица действительно рожает
    2. Царь Макар устраивает пир, на который зовет одиннадцать молодых чародеек и не зовет двенадцатую старую
    3. Двенадцатая все равно является и обещает, что царевна умрет, уколовшись веретеном
    4. Последняя чародейка подправляет пророчество и царевна просто засыпает, уколовшись веретеном
    5. Царский сын видит страшный лес и решается в него зайти, а лес вдруг расступается перед ним
    6. Царевич находит царевну, целует ее, все просыпаются и играют свадьбу.

    Главная мысль сказки «Спящая царевна» Не следует пренебрегать кем-либо из-за его старости или некрасивости. Всем нужно оказывать равное уважение и гостеприимство.Чему учит сказка «Спящая царевна» Сказка учит не терять надежду, всегда верить в лучшее, жить легко и сегодняшним днем. Учит уважать старость и не пренебрегать чародейками, даже если они старые и страшные. Учит почтительности и уважению. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Спящая царевна» Меня очень сильно насмешила и потому мне очень понравилась эта сказка. Необычен в ней образ легкомысленного и добродушного царя Макара, необычен предсказатель рак, очень красочно выполнено описание сна в замке, включая сонных мух и спящий огонь. Это несомненно авторские находки. Сказка написана прекрасным слогом, с большим чувством юмора и читать ее одно удовольствие.Пословицы к сказке «Спящая царевна» Слово не воробей, вылетит — не поймаешь Всему свое время. Чему быть, того не миновать. Берегись бед, пока их нет. Чего не воротишь, про то лучше забыть.Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Спящая царевна» Некий царь Макар много лет жил со своей царицей, но детей у него все не было. И вот однажды, царица встретила на берегу рака, который предсказал ей рождение ребенка. И действительно скоро царица рожает дочь, а окрыленный царь Макар устраивает грандиозный пир, на который приглашает и одиннадцать молодых чародеек. Жила неподалеку еще двенадцатая, страшная и злая, но ее Макар звать не стал, потому что одного блюда золотого тогда бы не хватило. И вот гости пируют, веселятся и начинают дарить подарки новорожденной. Чародейки обещают ей счастье, жениха, красоту и все самое лучшее. Только десять чародеек произнесли свои предсказания, появилась незваная старуха. И сердито сказала царевне, что на 16 году та оцарапает руку веретеном и умрет. Но последняя чародейка изменила пророчество, сказав, что погрузится царевна в сон на триста лет, а потом проснется и будет счастлива. Царь Макар загрустил и издал указ, запрещающий сеять лен и прясть пряжу. А прях всех велел выслать за границу. А после это повеселел и успокоился. И вот молодая царевна растет и хорошеет. Ей исполняется 15 лет. Однажды она отправляется осматривать дворец и поднимается по витой лестнице на самый верх башни. Там она находит маленькую каморку в которой сидит старушонка и прядет. Царевне стало интересно, она берет протянутое старухой веретено и колет палец. Старуха исчезает, а царевна погружается в сон. Вместе с ней засыпают все вокруг — царь, царица, свита, стража, собаки, кони, мухи, даже огонь. А замок окружает дикий бор, через который не проберется зверь и птица не пролетит. Сперва многие пытались пройти бор и разбудить царевну, но назад никто не возвращался. И понемногу все забыли про замок и царевну. Но прошло 300 лет. Царский сын забавлялся охотой и увидел бор. Он спросил старика рассказать про странный лес. Старик покачал головой и сказал, что в том лесу стоит дворец, в котором спит прекрасная царевна, но всяк, кто входил в этот лес, погибал. Царевич полез в лес и вдруг лес расступился перед ним. Царевич едет по удобной тропинке окруженный цветами. Находит старинный замок, в котором все спят. Царевич идет дальше и доходит до крыльца, на котором спят царь и царица. Царевич сотворяет молитву и решительно перешагивает через царя. Он находит спящую царевну и пораженный ее красотой, целует ее. Царевна сразу просыпается, а вместе с ней и весь дворец. Играется веселая свадьба.Рисунки и иллюстрации к сказке «Спящая царевна»

    В. А. Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца.

    Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой сказки, но, на мой взгляд, из этой сказки можно извлечь и другие уроки. В первую очередь, когда король решает не посылать приглашение двенадцатой чародейке, “хромоногой, старой, злой”, из-за потери блюда. Не стоит пренебрегать человеком из-за его внешности.

    Необходимо высказывать уважение старшим, несмотря ни на что.

    Второй урок я вижу в неизбежности предначертанного. Что было уготовано судьбой человеку, то и произойдет. Король, стараясь уберечь дочь от проклятья, изгоняет ткачих, запрещает выращивать и ткать лен и держать дома веретено.

    Однако, он не смог уберечь дочь в собственном доме. Дочери захотелось осмотреть дворец, и, поднявшись по винтовой лестнице, она встречает “старушоночку”, которая дала ей веретено. Из этого следует третий урок о том, что встречи с незнакомыми людьми могут быть опасными.

    Все сказки нужно читать внимательно, ведь они содержат скрытый смысл, который может быть не сразу понятен. На примерах из книг дети узнают и запоминают, как надо себя вести.

    Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского« Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Скрипка и немножко нервно”Анализ стихотворения Пушкина Арион »Используемые источники:

    • https://www.lang-lit.ru/2014/10/spyashchaya-carevna.html
    • https://info-shkola.ru/analiz-skazki-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/
    • https://licey.net/free/14-razbor_poeticheskih_proizvedenii_russkie_i_zarubezhnye_poety/71-russkaya_poeziya_xix_veka/stages/4241-analiz_skazki__spyaschaya_carevna_.html
    • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/08/blog-post_2.html
    • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-chemu-uchit-skazka-spyashhaya-carevna-zhukovskogo/

    Класс

    5

    Предмет

    Литература  

    УМК

    Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с.

    Тема урока

    В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

    Тип урока

    Урок чтения и изучения произведения

    Цели урока

    1. Воспитывающие:
    • способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
    • воспитывать любовь к русской литературе;
    • воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
    1. Обучающие:
    • организовать деятельность обучающихся по активизации знаний по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;
    • познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна».
    1. Развивающие:
    • формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать;
    • развивать творческое мышление обучающихся;
    • расширять словарный запас обучающихся за счёт разнообразия слов;
    • побуждать обучающихся к овладению приёмами выразительного чтения;
    • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

    Планируемые образовательные результаты

    1. Личностные:
    • знание культуры своего народа;
    • готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать   взаимопонимания;
    • развитие морального сознания;
    • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Народов России и мира.
    1. Предметные:
    • способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
    • воспитывать любовь к русской литературе;
    • воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
    1. Метапредметные:
    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
    • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • владение основами самооценки;
    • умение создавать обобщения, классифицировать;
    • умение организовывать учебное сотрудничество.

    Методы и формы обучения

    Информационная технология; технология проблемного обучения; анализ языкового материала, словесный метод, наглядный метод, вопросно-ответная форма работы, самоконтроль.

    Оборудование

    — Мультимедиа;

    — Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. — 383 с.

    Основные понятия

    Сказка

    I. Организационный этап

    III. Усвоение новых знаний.

    IV. Аналитическая работа со сказкой.

    V. Рефлексия учебной деятельности.

    VI. Задавание домашнего задания.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I. Организационный этап

    Цель этапа: 

    Проверить готовность  обучающихся, их настроя на работу.

    Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

    Обучающиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

    Регулятивные:                         самоконтроль;

    Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

    II. Мотивация учебной деятельности.

    1. Проблемный вопрос.

    2. Постановка темы и целей урока.

    Цель этапа:

    заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию сказки В.А. Жуковского, сформулировать тему урока, определить цели.

    -Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. (Слайд 1) Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

    -Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки (Слайд 2):

    Мы внимательные!

    Мы умные!

    Мы добрые!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится.

    -Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

    Наш урок я хочу начать словами одного текста (Слайд 3):.

    Жил-был добрый царь Матвей;

    Жил с царицею своей

    Он с согласье много лет;

    А детей всё нет как нет.

    — Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения (Слайд 4).

    Отвечают на вопросы.

    Выполняют разминку.

    — Сказка «Спящая царевна»                           В.А. Жуковского.

    Познавательные:

    – самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

    – постановка и решение проблем;

    – построение речевого высказывания в устной форме.

    Коммуникативные:

    – планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

    Регулятивные:

    – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

    III. Усвоение новых знаний.

    1. Работа с портретом.

    2. Работа над биографией поэта.

    Цель этапа: восприятие и осмысление биографии В.А. Жуковского. 

    Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал (Слайд 5):

    Его стихов пленительная сладость

    Пройдет веков завистливую даль.

            — Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?

                — Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский — автор сказки «Спящая царевна».

    — Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

    — А что вы знаете об этом писателе?

    -Откройте учебник на странице 70. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями).

    1 абзац. — В каком году родился В.А. Жуковский?

    — Кто были его родители?

    -Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

    2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский?  (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

    3 абзац. —  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

    4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

    Физкультурная минутка

    — (Слайд 6)А теперь все тихо встали,
    Дружно руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево
    Тихо сели, вновь за дело.

    Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

    — Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый.

    Формулируют вместе с учителем вопросы. В процессе работы над биографией автора они находят ответы на эти вопросы.

    Возможные вопросы:

    -В каком году Вы родились?

    -Кто были Ваши родители?

    -Где вы учились? Учились ли хорошо?

    — Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

    — Когда вы научились читать?

    — Какие книги вы читали?

    — А в детстве вы сочиняли сказки?

    —  Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

    Читают статью учебника по абзацам. Совместно с учителем отвечают на поставленные вопросы.

    Выполняют физкультминутку.

    Познавательные:

    – построение логической цепи рассуждения;

    – построение речевого высказывания в устной форме;

    – извлечение необходимой информации из текстов, произведений живописи.

    Личностные:

    – уважительное отношение к родному языку;

    – формулировать и аргументировать собственное мнение;

    – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

    Коммуникативные:

    – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    IV. Аналитическая работа со сказкой.

    Цель этапа: организовать работу с текстом, определить жанровое своеобразие, историю создания сказки «Спящая царевна».

    -Ребята, а что такое состязание?

    — (Слайд 7)А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    — (Слайд 8)Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

    -Прежде чем приступить к прочтению, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

    -Что такое сказка? (Слайд 9)

    -Какие виды сказок вы знаете?

    -Каковы художественные особенности народных сказок?

    — Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

    — (Слайд 10)Приступим к чтению сказки.

    Чтение начинает учитель, позже продолжают ученики.

    Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

    — Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и самые интересные, пожалуй, – волшебные сказки.

    — Назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь.

    — Сказка это основной жанр литературы интересный не только детям, но и взрослым и популярный во все времена.

    Читают сказку.

    Познавательные:

    выявлять сущность, особенности объектов;

    — на основе анализа объектов делать выводы;

      находить ответы на вопросы в цитатах и высказываниях.

    Коммуникативные:

     умение слушать и понимать других;

     строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

      оформлять свои мысли в устной форме.

    Личностные:

      выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

     формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

    деятельности;

     оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    V. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.

    На партах у детей лежат листы, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.

    — А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке (Слайд 11).

    Мы внимательные!

    Мы умные!

    Мы добрые!

    Мы отлично учимся!

    Всё у нас получится.

    Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, оценивают деятельность на уроке.

    Познавательные:

    –построение логической цепи рассуждения;

    – постановка и решение проблем;

    Коммуникативные:

    – сотрудничество с учителем и сверстниками;

    – уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    VI. Задавание домашнего задания.

    -(Слайд 12)Дочитать сказку «Спящая царевна».

    — Выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово.

    Записывают домашнее задание.

    Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

    Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).

    Цель медиаобразования —  формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.

    Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.

    Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.

    Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.

    Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».

    Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «……………..».

    Цели медиаобразовательного проекта:

    1. формирование навыков работы с информацией, умения находить её в различных источниках
    2. обучение восприятию и переработке информации, систематизации ее по заданным признакам
    3. развитие аналитического мышления, умения анализировать структуру медиатекста
    4. развитие навыков перевода визуальной информации в вербальную знаковую систему и наоборот
    5. формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка
    6. формирование навыка продуцирования собственного текста с использованием жанровой формы литературной сказки
    7. использование средств коммуникации для творческого самовыражения

    Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:

    • знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования 
    • формирование представлений о понятиях «мотив», «сюжет» (А.Н. Веселовский «Историческая поэтика»); «функция героя» (В.Я.Пропп «Морфология сказки»)
    • развитие компетентностей, связанных с выявлением и постановкой проблемы, планированием последовательности действий по ее решению
    • формирование информационных компетентностей, направленных на совершенствование навыков вдумчивого чтения, творческого осмысления прочитанного
    • повышение уровня развития коммуникативных навыков (соблюдение норм речи, норм художественного пересказа, продуктивное взаимодействие с членами группы)
    • стимулирование и развитие творческого потенциала личности на основе использования алгоритма, описывающего последовательность действий при исследовании построения жанровой структуры сказки и создание собственного медиатекста в жанре литературной сказки

    Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:

    1. Подготовительный этап

    Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала

    На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.

    Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).

    Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)

    2. Этап «приёма» новой информации

    Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования

    Акцентируется внимание на том, что этот сюжет восходит к древнему мифу, объясняющему представления наших предков о смене времен года. Богиня весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть.

    Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)

    Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?

    (необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).

    Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.

    Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.

    Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»

    Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.

    Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.

    Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.

    Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.

    Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро): 

    • выделение смысловых фрагментов текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя (вычленение отдельных мотивов)
    • обсуждение действий героев
    • формулирование мотивов, образующих сюжет сказки о спящей красавице

    Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.

    При выделении мотива выполняются следующие операции:

    • определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки
    • на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описывается содержания мотива

    Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.

    3. Этап «переработки» новой информации

    Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)

    М1 = у царя и царицы нет детей →

    М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →

    М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→

    М4 = дары чародеек →

    М5 = злая колдунья невзлюбила молодую красавицу и наколдовала ей смерть от укола веретена →

    М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →

    М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →

    М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →

    М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →

    М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→

    М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →

    М12 = пробуждение царского двора →

    М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.

    Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.

    Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»

    Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»

    «Известное»:

    жили король с королевой/царь с царицей, детей у них не было;
    чудесное рождение дочери;
    праздник крещения, на который забыли пригласить старую фею; чудесные дары добрых фей; злая колдунья наколдовала смерть от укола веретена;
    юная фея изменяет колдовство (смерть → сон) ………

    «Противоречит известному»:

    предсказание лягушки — предсказание рака;
    13 ведуний королевства — 12 чародеек;
    золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
    сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
    неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено………

    «Новое»: 

    Словно не жил царь Матвей —
    Так из памяти людей
    Он изгладился давно…

    Забор, Ограждавший темный бор,
    Не терновник уж густой,
    Но кустарник молодой;
    Блещут розы по кустам;
    Перед витязем он сам
    Расступился, как живой….

    Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»

    Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.

    В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.

    4. Этап «передачи» информации

    Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице

    Пути решения:

    • сохраняя основные мотивы сюжетосложения и функции героев, переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее/прошлое, другую эпоху/галактику, подводный/подземный мир……
    • ввести нового волшебного помощника и новые волшебные предметы
    • разработать характеры персонажей в соответствии с выбранной эпохой и местом действия, наделить героев именами, используя литературный приём говорящих фамилий
    • продумать языковые особенности сказки, отражающие общий замысел произведения
    • особое внимание уделить редактированию создаваемых текстов
    • иллюстрировать один из эпизодов волшебной сказки
    • контроль и анализ созданных художественных текстов с последующей корректировкой/редактированием
    • творческий конкурс обложки сборника и вступительной статьи-рецензии
    • вёртка сборника сказок

    Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
     

    Автор: Любовь Леонтьева

    Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

    А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

    Часть 1.

    Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

    Размышляем о прочитанном

    1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

    По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

    2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

    Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

    Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

    3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

    Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

    Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

    4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

    Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

    5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

    Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

    6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

    Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

    7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

    Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

    Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

    8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

    Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

    Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

    Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

    9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

    Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

    Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

    10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

    Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

    Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

    Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

    11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

    Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

    Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

    12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

    «И молва трезвонить стала:

    Дочка царская пропала!»

    «И трубит уже молва:

    Дочка царская жива!»

    Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

    Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

    Будьте внимательны к слову

    Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

    Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

    Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

    AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

  • От чего лица ведется повествование в рассказе морские сигналы
  • От чего лица ведется повествование в рассказе конь с розовой гривой
  • От чего лица ведется повествование в рассказе в прекрасном и яростном мире
  • От чего лица ведется повествование в рассказе бедная лиза
  • От чего имени ведется рассказ в этом стихотворении какой вы представляете себе его героиню