От чего предостерегает сказка о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс

Сказку о мртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт александр сергеевич пушкин. он на основе всей

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Предыдущая

СочиненияГерои повести Прощание с Матерой Распутина сочинение

Следующая

СочиненияЗачем Чичиков скупал мертвые души?

2

Актуализация знаний.

Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина

— Ребята, скажите кто автор этих строк?

«…Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна

Села ждать его одна…»

Дети вы познакомились с новой сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте проверим насколько внимательно вы её читали. Перед вами на столах лежат кроссворды.

Сосредоточьтесь и ответьте на вопросы работая в парах.

Вопросы к тесту:(Слайд 3-4)

1.Кому царица велела избавиться от царевны?

2.Где Чернавка оставила царевну?

3. Кто помог королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха царевны?

5. В какой гроб уложили царевну богатыри?

6. Сколько было богатырей в сказке?

7. К кому обращалась за советом царица?

8. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?

Внимательно слушают учителя.

Решают кроссворды в парах.

с

в

е

т

5

л

х

и

7

з

е

р

к

а

л

ь

ц

е

у

е

6

с

е

м

ь

т

а

2

л

л

ь

3

1

ч

е

р

н

а

в

к

а

с

о

е

у

м

т

4

е

л

и

с

е

й

р

Личностные УУД:

-проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

-понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД:

формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

3

Постановка целей и задач

-Ребята, прежде чем преступать к работе с текстом давайте разберёмся к какому литературному жанру относится наше произведение? (сказка).

— Вспомните, какие бывают сказки? К какой группе мы можем отнести нашу сказку?

— В чём разница между этими двумя видами сказок? Разделимся на группы. Первая группа расскажет о авторских сказках, а вторая о народных.(Слайд 5)

-А на какие группы мы можем поделить сказки по содержанию? К какой группе относится наша сказка?

(Слайд 6)

-Какие признаки таких сказок вызнаете?

-Какие волшебные предметы или необычные помощники нам встречались в сказке?(Слайд 8-10)

-Совершенно верно? Я уверена, что мы сможем вспомнить ещё несколько признаков.

— Недавно мы читали сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Сможете ли вы найти в ней троекратные повторы?

—  Всё верно:

«…Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краёв водой студёной,
А второй —
Водой варёной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом…»

-Найдите пожалуйста троекратный повтор в сказке Александра Сергеевича.

-Ну и конечно ни одна сказка не может обойтись без борьбы добра со злом. Есть такая фраза «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Вопросы к тесту:(Слайд 3-4)

1.Кому царица велела избавиться от царевны?

2.Где Чернавка оставила царевну?

3. Кто помог королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха царевны?

5. Сколько было богатырей в сказке?

6. Как называлось место в котором жила царевна в тереме?

-Сказка

-Авторские и народные. Наша сказка авторская.

1 группа:

Всегда известно кто их написал. Они существуют только в одном варианте. Нельзя определить когда была написана

2 группа:

Автор неизвестен. Есть несколько вариантов, так как передавалась из уст в уста. Можно узнать когда была написана сказка.

— Бытовые, о животных. Наша сказка волшебная.

1. Зачин (Начало)(Слайд 7)

2. Наличие волшебных предметов, помощников.

Зеркальце царицы, отравленное яблоко, королевичу помогали Солнце, Ветер и Месяц

3. Троекратный повтор.

— У старика было три сына: Данило, Гаврило, Иван. Три раза они выходили на караул. Кобылица обещает родить Ивану трёх коней, через три дня. Для омоложения нужно было искупаться в трёх котлах.

— Царица расспрашивает зеркальце три раза, у королевича Елисея три помощника: Солнце, Месяц и Ветер.

4. Развязка. Обычно всё заканчивается свадьбой или пиром.

5. Добро побеждает зло.

— Разбираться, что такое добро, что такое зло.

Определить положительных и отрицательных героев.

Познавательные:

 -анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Познавательные: Обучающийся научится:

— строить  сообщения в устной форме;

— проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

Обучающийся получит возможность научиться:

— устанавливать аналогии, формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

 -делать обобщения, выводы.

5

Изучение нового материала.  Работа с текстом.

-А кто скажет, что такое добро, а что такое зло?

— Вспомните, что такое антонимы?

-Можно ли сказать, что «добро» и «зло» являются антонимами?

— Определите, добрых и злых героев сказки.

— Наша с вами задача, сейчас определить, у кого из персонажей очень ярко видны положительные и отрицательные черты.

— Да они можно сказать что они главные герои сказки. Ведь без них не получилось бы описать основные события в сказке.

Начнём читать по цепочке начиная с первой колонки и отмечать карандашиком описание наших главных героинь. Ребята на чётном ряду отмечают описание Царицы, а на нечётном ряду описание Царевны.(Слайд 11-12)

— Что значит ломлива?

— Своенравна?

Откройте свои тетрадки, разделите страничку на две части и запишите с одной стороны то какой была Царица.

-Что значит кроткий нрав?

Запишите в тетрадях с другой стороны какой была Царевна.

-Какие средства выразительности использует авто, чтобы описать героинь?

— Какие отношения были между ними?

— Почему она не любила Царевну?

— В каких строчках мы это можем увидеть?

— Что значит «Чёрная» зависть? Завидовать по-чёрному?

-А можно завидовать по- доброму?

-Правильно, это мотивирует вас к тому, чтобы сделать первые шаги, к тому чего вы желаете.

— Найдите в тексте к чему привела «чёрная» зависть Царицы?

— Завершился ли план Царицы?

— Почему Чернавка решила отпустить её? Что спасло Царевну?

-Какая пословица подошла бы в данном случае? 

 -Обе наши героини были очень красивы внешне. Можно ли сказать тоже самое о их внутренней красоте?

-Давайте сделаем выводы. Как можно определить добрый человек или злой?

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

— Добро — что-то хорошее, положительное, добрые поступки, когда приносишь кому-нибудь счастье, радость, поддерживаешь близких.

Зло – что-то нехорошее, отрицательные поступки, когда кого-нибудь обижаешь, делаешь больно, приносишь беды и страдания.

Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения.

— Да, это противоположные по значению слова.

— Добрые: Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер.

Злые: Царица, Чернавка.

-Царевна и Царица. Царевна очень добрая, а Царица постоянно злится и обижает царевну.

Определяют на каком ряду сидят. Читают по цепочке со страницы 71.

1.«…Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»

-Капризна, упрямая

 Взбалмошный, поступающий по своему

Работают в тетрадях.

Царица — гордая, злая, хитрая, своенравная, ломливая, ревнивая, капризная, завистливая.

2. «… Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…»

— Тихий, скромный, не вспыльчивый характер.

Царевна — добрая, трудолюбивая, кроткая, милая, скромная.

-Эпитеты.

— Царица не любила Царевну.

— Она ревновала. Царевна была молода, красива, её все любили. Царица ей завидовала. Она тоже была красивой, но злой. Любила только себя.

— Так можно сказать только про Царевну, она положительный персонаж. А Царица – отрицательный персонаж, она «чёрной зависти полна».

-По тому как он поступает.

Познавательные:

 — проводить аналогию и на ее основе строить выводы; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;

Коммуникативные:

— принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

— использовать в общении правила вежливости;

— контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные:

— принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

— выполнять действия в устной форме.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.

Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.

Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.

Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.

В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.

Анализ 2

Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.

Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.

В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.

В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.

Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.

Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.

3 вариант

В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.

Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.

Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.

Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.

Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.

В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.

Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.

Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.

Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.

5 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Популярные сегодня темы

  • Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой

    Главными героями Романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» являются два персонажа — Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

  • Главное герои повести Собачье сердце Булгакова (характеристика)

    Повесть «Собачье сердце», написанная в жанре научной фантастики, в 1925 году, русским писателем Михаилом Булгаковым, не принимавшим революцию, и не понимавшим понятия «разруха».

  • Сперва подумай, а потом скажи — сочинение 4 класс

    Как часто люди говорят, а потом думают. С такой проблемой встречался каждый человек. Мало того, каждый из нас, хоть раз в жизни, что-то сказал, а потом пожалел об этом. Перед тем, как что-то говорить другому человеку

  • Сочинение по роману Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Мастер и Маргарита о судьбе художника, его ответственности перед творчеством, включает евангельский, земной и демонический миры.

  • Сочинение Моя любимая игрушка 4, 5 класс. Описание игрушки (4 варианта)

    У меня, как и у каждого маленького ребенка, в детстве была любимая игрушка. Сказать честно, этот плюшевый мишка значит и сейчас для меня очень многое.

                Àâòîðû — Í.Â.Ñóçäàëüöåâà, À.Âàñëÿåâà
 ýòîé ñòàòüå ïîïðîáóåì äîêàçàòü, ÷òî «Ñêàçêà î ìåðòâîé öàðåâíå» À.Ñ.Ïóøêèíà ÿâëÿåòñÿ ïî æàíðó ïðàâîñëàâíîé ñêàçêîé, ñî÷åòàþùåé â ñåáå ÷åðòû ðîæäåñòâåíñêîé è ïàñõàëüíîé ñêàçêè îäíîâðåìåííî.
                ÑÈÌÂÎËÈ×ÅÑÊÎÅ ÍÀ×ÀËÎ
Ïóøêèíñêàÿ ñêàçêà íà÷èíàåòñÿ ñ òðàãåäèè ðàçðóøåíèÿ ñåìüè: ñ ïðîùàíèÿ öàðÿ ñ öàðèöåé, äîëãèì (9 ìåñÿöåâ!) îòñóòñòâèåì öàðÿ, ñòðàäàíèåì è ñòðàõîì îñòàâøåéñÿ â îäèíî÷åñòâå è æäóùåé ðîæäåíèÿ ïåðâîãî ðåáåíêà ìîëîäîé öàðèöû:

Öàðü ñ öàðèöåþ ïðîñòèëñÿ,

 ïóòü-äîðîãó ñíàðÿäèëñÿ,

È öàðèöà ó îêíà

Ñåëà æäàòü åãî îäíà.

Æäåò ïîæäåò ñ óòðà äî íî÷è,

Ñìîòðèò â ïîëå, èíäà î÷è

Ðàçáîëåëèñü ãëÿäþ÷è

Ñ áåëîé çîðè äî íî÷è;

Íå âèäàòü ìèëîãî äðóãà!

Òîëüêî âèäèò: âüåòñÿ âüþãà,

Ñíåã âàëèòñÿ íà ïîëÿ,

Âñÿ áåëåøåíüêà çåìëÿ.
Äåâÿòü ìåñÿöåâ âêëþ÷àþò â ñåáÿ è âåñíó, è ëåòî, è çèìó, íî äëÿ öàðèöû â îòñóòñòâèè ëþáèìîãî âðåìÿ îñòàíîâèëîñü.  åå ñåðäöå îäíî âðåìÿ — çèìà, âüþãà, õîëîä. Ïóøêèí èñïîëüçóåò îáðàç âüþãè íå êàê îáîçíà÷åíèÿ âðåìåíè ãîäà, à êàê ñèìâîë äóøåâíîãî õîëîäà è ïîñòåïåííîãî äóõîâíîãî óìèðàíèÿ.
Îáðàç âüþãè ñèìâîëè÷åí åùå è òåì, ÷òî ó Ïóøêèíà îí âñåãäà âûñòóïàåò êàê ñèìâîë áåñîâñòâà, èñêóøåíèÿ. Ïðèìåð òîìó ñòèõîòâîðåíèå «Áåñû», ïîâåñòü «Ìåòåëü» èëè ðîìàí «Êàïèòàíñêàÿ äî÷êà» (âñòðå÷à ãëàâíîãî ãåðîÿ ñ ðàçáîéíèêîì Ïóãà÷åâûì â ìåòåëü). À âîò öèòàòà èç «Áåñîâ»:

 Âüþãà çëèòñÿ, âüþãà ïëà÷åò;

 Êîíè ÷óòêèå õðàïÿò;

 Âîò óæ îí äàëå÷å ñêà÷åò;

 Ëèøü ãëàçà âî ìãëå ãîðÿò;

 Êîíè ñíîâà ïîíåñëèñÿ;

 Êîëîêîëü÷èê äèí-äèí-äèí…

 Âèæó: äóõè ñîáðàëèñÿ

 Ñðåäü áåëåþùèõ ðàâíèí.

  Áåñêîíå÷íû, áåçîáðàçíû,

 Â ìóòíîé ìåñÿöà èãðå

 Çàêðóæèëèñü áåñû ðàçíû,

 Áóäòî ëèñòüÿ â íîÿáðå…

Òàêèì îáðàçîì, â íà÷àëå ñêàçêè ìû âèäèì íå òîëüêî íà÷àëî ðàçðóøåíèÿ ñåìüè, íî è ðàçðóøåíèÿ âñåãî ìèðà, ïîòîìó ÷òî, âî-ïåðâûõ, ñåìüÿ – ýòî îñíîâà ðóññêîãî ïðàâîñëàâíîãî êîñìîñà, à âî-âòîðûõ, ïîòîìó ÷òî ãëàâíûå ãåðîè íå ïðîñòûå ëþäè, à öàðü ñ öàðèöåé. Ðàçðóøåíèå öàðñêîé ñåìüè ãðîçèò ðàçðóøåíèåì íðàâñòâåííûõ îñíîâ âñåãî ãîñóäàðñòâà. Òåì áîëåå, ÷òî ìû íå çíàåì ïî êàêèì ãîñóäàðñòâåííûì äåëàì îñòàâëÿåò öàðü ñâîþ æäóùóþ ðåáåíêà ñóïðóãó – âîéíà ëè ýòî êàê çàùèòà ãîñóäàðñòâà, êàê çàâîåâàòåëüíûé ïîõîä èëè ïðîñòî äîëãîå çàãðàíè÷íîå ïóòåøåñòâèå.  ëþáîì ñëó÷àå ðàññòàâàíèå ñóïðóãîâ â íà÷àëå ñêàçêè ïðèâîäèò íå ê ðàäîñòè âñòðå÷è, à ê åùå áîëüøåé òðàãåäèè – ñìåðòè öàðèöû. Ìèð íà ãðàíè êàòàñòðîôû. È âîò òóò-òî â ïîñëåäíèå äíè æèçíè öàðèöû Áîã ïîñûëàåò ðàçðóøàþùåìóñÿ ìèðó êðîõîòíûé ëó÷èê íàäåæäû – ðîæäåíèå äî÷åðè.

Âîò â ñî÷åëüíèê â ñàìûé, â íî÷ü

Áîã äàåò öàðèöå äî÷ü.

 Öàðåâíà ðîæäàåòñÿ â ñèìâîëè÷íîå âðåìÿ – â Ðîæäåñòâî, â òî æå âðåìÿ, ÷òî ñàì Õðèñòîñ! Ýòî íå ìîæåò áûòü ñëó÷àéíûì ñîâïàäåíèåì, Ïóøêèí ñàì âûáèðàåò òàêîå âðåìÿ äëÿ ðîæäåíèÿ ñâîåé ãåðîèíè. Êàê Õðèñòîñ ïðèõîäèò äëÿ ñïàñåíèÿ ýòîãî ìèðà, òàê è öàðåâíà, ðîæäåííàÿ â Ðîæäåñòâî, ñèìâîë íàäåæäû ýòîãî ìèðà íà ñïàñåíèå. Íî ïîêà öàðåâíà åùå ìàëà, îíà åùå ðàñòåò, à ìèð òîëüêî ìíîæèòñÿ ãðåõàìè – ÷åðåç ãîä ïîñëå ñìåðòè æåíû öàðü æåíèòñÿ íà ìîëîäîé öàðèöå.

Äîëãî öàðü áûë íåóòåøåí,

Íî êàê áûòü? è îí áûë ãðåøåí.

                ÂѨ – Ñ ÁÎÃÎÌ!

1. Ñàìûì ãëàâíûì äîêàçàòåëüñòâîì òîãî, ÷òî «Ñêàçêà î ìåðòâîé öàðåâíå è ñåìè áîãàòûðÿõ» íàñòîÿùàÿ ïðàâîñëàâíàÿ ñêàçêà (òî åñòü êîñìîñ åå ïðàâîñëàâíûé è ãåðîè åå æèâóò è ñóäÿòñÿ àâòîðîì ïî õðèñòèàíñêèì çàïîâåäÿì), ÿâëÿåòñÿ óïîìèíàíèå Ïóøêèíûì Áîãà â ñàìûõ êëþ÷åâûõ ìîìåíòàõ ñêàçêè. Âñå â ñêàçî÷íîì ìèðå Ïóøêèíà ïðîèñõîäèò ïî âîëå Áîæüåé, âñå ãåðîè âñïîìèíàþò Áîãà â êðèòè÷åñêèå è îòâåòñòâåííûå ìîìåíòû. Ñàìî ðîæäåíèå öàðåâíû ïðîèñõîäèò ïî âîëå Áîãà:

Âîò â ñî÷åëüíèê â ñàìûé, â íî÷ü

Áîã äà¸ò öàðèöå äî÷ü

2. Ñëåäóþùèé ðàç Áîã óïîìèíàåòñÿ â îäèí èç ñàìûõ ñòðàøíûõ ìîìåíòîâ ñêàçêè – êîãäà çëàÿ öàðèöà ïðèêàçûâàåò ñåííîé äåâóøêå ×åðíàâêå ñâåñòè öàðåâíó â ëåñ è «ñâÿçàâ åå, æèâóþ ïîä ñîñíîé îñòàâèòü òàì íà ñúåäåíèå âîëêàì». ×åðíàâêà çàâîäèò öàðåâíó â ëåñíóþ ãëóøü, íî îòïóñêàåò ñî ñëîâàìè:

«Íå êðó÷èíüñÿ, Áîã ñ òîáîé».

Ñëîâà, ñêàçàííûå ×åðíàâêîé, èìåþò äâîéíîå çíà÷åíèå: è ïåðåíîñíîå, ôðàçåîëîãè÷åñêîå, çàôèêñèðîâàííîå â ñëîâàðÿõ, è ïðÿìîå.

Ó÷åáíûé ôðàçåîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü. — Ì.: ÀÑÒ. Å. À. Áûñòðîâà, À. Ï. Îêóíåâà, Í. Ì. Øàíñêèé. 1997:

«Áîã ñ òîáîé <ñ íèì, ñ íåé, ñ íèìè, ñ âàìè. Ðàçã. Íåèçì.1. Ïóñòü áóäåò òàê (âûðàæåíèå ñîãëàñèÿ, ïðèìèðåíèÿ, ïðîùåíèÿ, óñòóïêè).

Áîã ñ òîáîé, åçæàé îäíà.

Áîã ñ òîáîé, çîëîòàÿ ðûáêà! Òâîåãî ìíå îòêóïà íå íàäî. (À. Ïóøêèí.)

2. Êàê ìîæíî, çà÷åì (âûðàæåíèå íåñîãëàñèÿ, óïðåêà, óäèâëåíèÿ, íåäîâîëüñòâà è ò. ï.).

«Âîò ñîáèðàþñü çà ãðàíèöó: äëÿ ýòîãî… èìåíèå çàëîæó èëè ïðîäà셻 – «Áîã ñ òîáîé, ÷òî òû, Áîðþøêà!» (È. Ãîí÷àðîâ.)

Íî ñëîâà ×åðíàâêè, âçÿòûå â ïðÿìîì çíà÷åíèè, âîñïðèíèìàþòñÿ è êàê óòåøåíèå öàðåâíû, ÷òî Áîã åå íå îñòàâèò, è îäíîâðåìåííî êîíñòàòàöèÿ ôàêòà – Áîã ñ öàðåâíîé âñåãäà, îíà åãî èçáðàííèöà. È îòêàçûâàåòñÿ îò çëîäåÿíèÿ ×åðíàâêà, ìîæåò áûòü, èìåííî ïîòîìó, ÷òî âñïîìíèëà î Áîãå è îñîçíàëà âñþ ãðåõîâíîñòü ñâîåãî ïîðó÷åíèÿ.

3. Òðåòèé ðàç Ïóøêèí óïîìèíàåò Áîãà òàêæå â î÷åíü îòâåòñòâåííûé ìîìåíò, êîãäà æåíèõ öàðåâíû – êîðîëåâè÷ Åëèñåé îòïðàâëÿåòñÿ åå èñêàòü:

Êîðîëåâè÷ Åëèñåé,

Ïîìîëÿñü óñåðäíî Áîãó,

Îòïðàâëÿåòñÿ â äîðîãó

Çà êðàñàâèöåé-äóøîé,

Çà íåâåñòîé ìîëîäîé.

Êîðîëåâè÷ Åëèñåé íå íàäååòñÿ òîëüêî íà ñâîè ñèëû, îí ïðîñèò ïîìîùè ó Áîãà, ïîòîìó ÷òî íå çíàåò, ãäå èñêàòü åìó íåâåñòó.

4. Ñëåäóþùåå óïîìèíàíèå Áîãà òîæå íå ñëó÷àéíîå. Öàðåâíà, îòïóùåííàÿ ×åðíàâêîé, íàáðåäàåò â ëåñó íà òåðåì ñåìè áîãàòûðåé è, çàéäÿ â äîì, íà íàø âçãëÿä, ïî îäíîé òîëüêî äåòàëè îïðåäåëèëà, ÷òî íèêàêîé áåäû çäåñü ñ íåé íå ñëó÷èòñÿ:

È öàðåâíà î÷óòèëàñü

 ñâåòëîé ãîðíèöå; êðóãîì

Ëàâêè, êðûòûå êîâðîì,

Ïîä ñâÿòûìè ñòîë äóáîâûé,

Ïå÷ü ñ ëåæàíêîé èçðàçöîâîé.

Âèäèò äåâèöà, ÷òî òóò

Ëþäè äîáðûå æèâóò.
 
«Ïîä ñâÿòûìè» — çíà÷èò ïîä èêîíàìè, ïî îäíîé ýòîé äåòàëè öàðåâíà îïðåäåëÿåò, ÷òî çäåñü æèâóò ëþäè ïðàâîñëàâíûå, à çíà÷èò äîáðûå, ñîáëþäàþùèå çàïîâåäè áîæèè. Áîëåå òîãî, ðåøèâ îñòàòüñÿ â òåðåìå, öàðåâíà íàâîäèò ïîðÿäîê â äîìå, êîòîðûé äëÿ íåå íå âîçìîæåí áåç ìîëèòâû:

Äîì öàðåâíà îáîøëà,

Âñå ïîðÿäêîì óáðàëà,

Çàñâåòèëà Áîãó ñâå÷êó,

Çàòîïèëà æàðêî ïå÷êó,

Íà ïîëàòè âçîáðàëàñü

È òèõîíüêî óëåãëàñü

«Çàñâåòèëà Áîãó ñâå÷êó» — íàâåðíÿêà Ïóøêèí èìåë â âèäó â ýòèõ ñòðî÷êàõ, ÷òî öàðåâíà ïîáëàãîäàðèëà Áîãà çà ñïàñåíèå, ïîìîëèëàñü çà òåõ ëþäåé, â äîì êîòîðûõ åå Áîã ïðèâåë. È ñàìîå ãëàâíîå – âîññòàíîâëåíèå ïîðÿäêà, ãàðìîíèè â ñêàçêå, äî ýòîãî ïîâåñòâîâàâøåé òîëüêî î áåäàõ è ãðåõàõ, íà÷àëîñü ñ çàææ¸ííîé Áîãó ñâå÷êè.

5. Åùå ðàç Áîãà Ïóøêèí óïîìÿíåò òîæå â âàæíîì ýïèçîäå – â ñöåíå ñâàòîâñòâà áîãàòûðåé ê öàðåâíå. Ýòî ìîìåíò èñêóøåíèÿ è äëÿ áîãàòûðåé, èõ áðàòñêîé ëþáâè, âåäü îíè ãîòîâû ïîññîðèòüñÿ èç-çà ãîñòüè, è äëÿ ñàìîé öàðåâíû, âåäü ó íåå åñòü æåíèõ — îñòàíåòñÿ ëè îíà åìó âåðíà?

Ñòàðøèé ìîëâèë åé: «Äåâèöà,

Çíàåøü: âñåì òû íàì ñåñòðèöà,

Âñåõ íàñ ñåìåðî, òåáÿ

Âñå ìû ëþáèì, çà ñåáÿ

Âçÿòü òåáÿ ìû âñå áû ðàäû,

Äà íåëüçÿ, òàê Áîãà ðàäè

Ïîìèðè íàñ êàê-íèáóäü…

Âñå ãåðîè ïðèçûâàþ Áîãà ïîìî÷ü èì â èõ èñêóøåíèè, èìåííî ïîýòîìó ñ ÷åñòüþ âûõîäÿò èç äóõîâíîé áðàíè, íå ñîâåðøèâ ãðåõà. «Ñïðîñ  — íå ãðåõ», — ãîâîðèò Ïóøêèí ñëîâàìè ñòàðøåãî áðàòà ïîñëå ïðàâèëüíîãî âûáîðà öàðåâíû:

Âñåõ ÿ âàñ ëþáëþ ñåðäå÷íî;

Íî äðóãîìó ÿ íàâå÷íî

Îòäàíà. Ìíå âñåõ ìèëåé

Êîðîëåâè÷ Åëèñåé».

6. Áîãà óïîìèíàþò íå òîëüêî ïîëîæèòåëüíûå ãåðîè ñêàçêè, íî è çëîäåè. Òàê ïðèøåäøàÿ ïîãóáèòü öàðåâíó ÷åðíèöà, áðîñàÿ åé îòðàâëåííîå ÿáëîêî, ãîâîðèò ïðè ýòîì:

Áîã òåáÿ áëàãîñëîâèò,

Âîò çà òî òåáå, ëîâè!

×åðíèöà – ýòî ìîíàõèíÿ, èìåííî ïîýòîìó îíà âíóøàåò äîâåðèå öàðåâíå è òà åå íå áîèòñÿ, íåñìîòðÿ íà ïðåäóïðåæäåíèå ÷óòêîãî ïñà. Ýòî åùå ðàç ãîâîðèò î íàáîæíîñòè öàðåâíû, îíà âåðèò, ÷òî òîò, êòî âåðèò â Áîãà, ÷åëîâåê äîáðûé, îò íåãî çëà æäàòü íåëüçÿ. Èìåííî ïîýòîìó çëàÿ öàðèöà ïîäñûëàåò ê íåé óáèéöó, ïåðåîäåòóþ â ìîíàõèíþ. Íî ÷åðíèöà, ïîäàâàÿ ÿä è ïðîèçíîñÿ ïðè ýòîì «Áîã òåáÿ áëàãîñëîâèò», êàê áû äàåò îäíîâðåìåííî ïðîòèâîÿäèå. Ìîæåò, ïîýòîìó öàðåâíà íå óìèðàåò, à ëèøü âïàäàåò â çà÷àðîâàííûé ñîí.

7. Êòî-òî ìîæåò íå ñîãëàñèòüñÿ ñ òåì, ÷òî ïóøêèíñêàÿ ñêàçêà ïðàâîñëàâíàÿ, ïðèâåäÿ â äîâîä, ÷òî â íåé äåéñòâóþò ÿçû÷åñêèå ãåðîè: ñîëíöå, âåòåð, ìåñÿö. Ýòî òàê, âåäü ýòî ñêàçêà, à êàêàÿ æå ðóññêàÿ ñêàçêà áåç ÿçû÷åñêèõ ãåðîå⠖ Êîùåÿ èëè Áàáû ßãè, ëåøåãî è ïðî÷èõ. Íî äàæå ÿçû÷åñêèå ãåðîè ó Ïóøêèíà ïîä÷èíÿþòñÿ Áîãó! Âñïîìíèì âñòðå÷ó Åëèñåÿ ñ âåòðîì:

«Âåòåð, âåòåð! Òû ìîãó÷,

Òû ãîíÿåøü ñòàè òó÷,

Òû âîëíóåøü ñèíå ìîðå,

Âñþäó âååøü íà ïðîñòîðå.

Íå áîèøüñÿ íèêîãî,

Êðîìå Áîãà îäíîãî».

È âåäü èìåííî ýòîò, èìåþùèé ñòðàõ Áîæèé, ÿçû÷åñêèé ãåðîé ïîìîãàåò Åëèñåþ!

                ÃËÀÂÍÛÅ ÃÅÐÎÈ

Îáðàç öàðåâíû.

 Â ñâî¸ì ïðîèçâåäåíèå À.Ñ.Ïóøêèí ñîçäà¸ò îáðàç öàðåâíû êàê èäåàë ïðàâîñëàâíîé äåâóøêè. Öàðåâíà ïðåêðàñíà è ñíàðóæè («áåëîëèöà, ÷åðíîáðîâà»), è âíóòðè («êðàñàâèöà äóøîé»). À òàêæå öàðåâíó ìîæíî ñðàâíèòü ñî ñâåòëûìè, íåïîðî÷íûìè äåâàìè êàê Áîãîðîäèöà, Âåðà,  Íàäåæäà,  Ëþáîâü è äð. Âðåìÿ ðîæäåíèÿ (íî÷ü â ñî÷åëüíèê – êàíóí Ðîæäåñòâà) îïðåäåëÿåò ñóäüáó öàðåâíû, à ïîñêîëüêó îíà ãëàâíàÿ ãåðîèíÿ ñêàçêè, òî äàòà îïðåäåëÿåò è ñþæåò ñêàçêè: ðàííåå ñèðîòñòâî, â äåòñòâå îíà «íðàâó êðîòêîãî», äàëåå – èñïûòàíèÿ, ñòðàíñòâèÿ, äîáðûå äåëà (çàáîòà î áîãàòûðÿõ, ïîìîùü ÷åðíèöå), èñêóøåíèå (áðà÷íîå ïðåäëîæåíèå áîãàòûðåé), âåðíîñòü æåíèõó, ñìåðòü (âðåìåííîå òîðæåñòâî çëà) è ÷óäåñíîå âîñêðåñåíèå. Ïî ñóòè äåëà ïåðåä íàìè æèòèéíûé ñþæåò ñî âñåìè åãî îñíîâíûìè ýëåìåíòàìè, íî â åãî ñêàçî÷íîé ìîäèôèêàöèè.

 Îáðàç Öàðåâíû âïîëíå ñîîòâåòñòâóåò ïóøêèíñêîìó «ìèëîìó èäåàëó» ðóññêîé æåíùèíû: íå ñëó÷àéíî â ñêàçêå ïî÷òè öèòèðóåòñÿ ïîñëåäíÿÿ âñòðå÷à Òàòüÿíû è Îíåãèíà èç ðîìàíà «Åâãåíèé Îíåãèí». Ñðàâíèì.  ðîìàíå: «ß âàñ ëþáëþ, Ê ÷åìó ëóêàâèòü, Íî ÿ äðóãîìó îòäàíà. ß áóäó âåê åìó âåðíà»; è â ñêàçêå: «Âñåõ ÿ âàñ ëþáëþ ñåðäå÷íî; Íî äðóãîìó ÿ íàâå÷íî// Îòäàíà…». À âåäü Òàòüÿíà Ëàðèíà – ýòî ïóøêèíñêèé èäåàë ðóññêîé æåíùèíû.

Îáðàç êîðîëåâè÷à Åëèñåÿ

Æåíèõ öàðåâíû íîñèò èìÿ Åëèñåé íå ñëó÷àéíî, è îí åäèíñòâåííûé ãåðîé, êîòîðûé èìååò èìÿ ñîáñòâåííîå. Ýòî èìÿ ñâÿçûâàåò âñþ ñêàçêó ñ Áèáëèåé.  4-îé Êíèãå Öàðñòâ Âåòõîãî Çàâåòà îïèñàíû æèçíü è äåÿíèÿ ïðîðîêà Åëèñåÿ, æèâøåãî â IÕ âåêå äî Ðîæäåñòâà Õðèñòîâà è ÿâëÿâøåãîñÿ ó÷åíèêîì è ïðååìíèêîì äðóãîãî âåòõîçàâåòíîãî ïðîðîêà — Èëèè. Äëÿ íàñ çäåñü âàæåí è òîò ôàêò, ÷òî ñâÿòîé Åëèñåé ìîã îæèâëÿòü ìåðòâûõ.  Êíèãå Öàðñòâ òàê îïèñûâàåòñÿ âîñêðåñåíèå èì ðåáåíêà ñàìàðèòÿíêè: «È âîøåë Åëèñåé â äîì, è âîò, ðåáåíîê óìåðøèé ëåæèò íà ïîñòåëè åãî. È âîøåë, è çàïåð äâåðü çà ñîáîþ, è ïîìîëèëñÿ Ãîñïîäó. È ïîäíÿëñÿ è ëåã íàä ðåáåíêîì, è ïðèëîæèë ñâîè óñòà ê åãî óñòàì, è ñâîè ãëàçà ê åãî ãëàçàì, è ñâîè ëàäîíè ê åãî ëàäîíÿì, è ïðîñòåðñÿ íà íåì, è ñîãðåëîñü òåëî ðåáåíêà <…> è îòêðûë ðåáåíîê ãëàçà ñâîè». Ñðàâíèì: â ïóøêèíñêîé ñêàçêå Åëèñåé îòïðàâëÿåòñÿ íà ïîèñêè íåâåñòû òàêæå «ïîìîëÿñü óñåðäíî Áîãó», à, íàéäÿ å¸ â ïåùåðå, ñâåðøàåò ÷óäî: «È î ãðîá íåâåñòû ìèëîé Îí óäàðèëñÿ âñåé ñèëîé. Ãðîá ðàçáèëñÿ. Äåâà âäðóã Îæèëà. Ãëÿäèò âîêðóã Èçóìëåííûìè ãëàçàì腻. Íåñîìíåííî, Ïóøêèí êàê õðèñòèàíèí ïðåêðàñíî çíàë Ñâÿùåííîå ïèñàíèå, òåì áîëåå ÷òî ïðàâîñëàâíàÿ öåðêîâü ïîìèíàåò ïðîðîêà Åëèñåÿ. È õðèñòèàíñêèé ìèô î ïðîðîêå Åëèñåå è çíà÷åíèå åãî èìåíè (â ïåðåâîäå ñ åâðåéñêîãî îçíà÷àåò êîåãî ñïàñåíèå Áîã) òî÷íî âïèñûâàþòñÿ â ñþæåò ñêàçêè î òîðæåñòâå äîáðîäåòåëüíîé ëþáâè íàä íåíàâèñòüþ, æèçíè íàä ñìåðòüþ, ñâåòà íàä òüìîé: «Â ðóêè îí å¸ áåðåò È íà ñâåò èç òüìû íåñåò». Íåâîëüíî âîçíèêàþò àññîöèàöèè ñ æèòèéíûì ñþæåòîì î Ïåòðå è Ôåâðîíèè.

Íî ôóíêöèè îáðàçà êîðîëåâè÷à Åëèñåÿ íå èñ÷åðïûâàþòñÿ ëþáîâíûì ñþæåòîì. Åëèñåé – ñïàñèòåëü öàðñòâà îò ðàçðóøåíèÿ, îò ãèáåëè, îò âëàñòè áåñîâ. Ïîýòîìó ñðàçó ïîñëå ïîõîðîí öàðèöû – ñâàäüáà: çëàÿ ìà÷åõà íàõîäèòñÿ çà ïðåäåëàìè ïðàâîñëàâíîãî ïðîñòðàíñòâà. À Åëèñåé è öàðåâíà – ïî ñóòè äåëà âåí÷àþòñÿ è íà öàðñòâî.  ôèíàëå íåò è íàìåêà íà êîíåö ñâåòà. Íàîáîðîò – âîçðîæäàåòñÿ âëàñòü, îñíîâàííàÿ íà õðèñòèàíñêèõ èäåàëàõ. Ïîýòîìó è ïèð, êàêîãî íå âèäàë «íèêòî ñ íà÷àëà ìèðà». Òàêèì îáðàçîì, ñêàçêà çàâåðøàåòñÿ íàïîìèíàíèåì î ñîáûòèè, ñ êîòîðîãî è íà÷àëàñü – ñ Ðîæäåñòâà Õðèñòîâà.

Îáðàç çëîé öàðèöû

Íà ïðèìåðå çëîé ìà÷åõè Ïóøêèí íàì ðàññêàçûâàåò èñòîðèþ ïîñòåïåííîãî äóõîâíîãî ïàäåíèÿ ÷åëîâåêà. Ýòî îñîáåííî ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíûì, åñëè ñðàâíèòü ãåðîèíþ Ïóøêèíà ñ çëîé öàðèöåé èç ñêàçêè áðàòüåâ Ãðèìì.  ñêàçêå À.Ñ.Ïóøêèíà  öàðèöà – ýòî ñàìûé îáûêíîâåííûé ÷åëîâåê, ïðàâäà, î÷åíü ýãîèñòè÷íûé è çàâèñòëèâûé. À êîðîëåâà áðàòüåâ Ãðèìì — ýòî íå ïðîñòî ãðåøíûé ÷åëîâåê, à íàñòîÿùàÿ âåäüìà.  Ðóññêàÿ öàðèöà ïûòàëàñü ïîãóáèòü öàðåâíó íå ñàìà, à ÷åðåç äðóãèõ ëþäåé (÷åðíàâêà, ÷åðíèöà). À ó áðàòüåâ Ãðèìì êîðîëåâà âñå äåëàëà ñàìà. È êîãäà îíà âåëåëà åãåðþ óáèòü Áåëîñíåæêó, òî ïðèêàçàëà ïðèíåñòè åù¸ è å¸ âíóòðåííèå îðãàíû è ñúåëà ïîòîì èõ! Öàðèöà æå ïðîñòî âåëåëà ÷åðíàâêå îòâåñòè öàðåâíó â ëåñ è íå óáèâàòü, à ïðîñòî ïðèâÿçàòü ê  äåðåâó.  ïóøêèíñêîé ñêàçêå, â îòëè÷èå îò åâðîïåéñêîé, íåò íèêàêèõ ìèñòè÷åñêèõ ñèë, êîëäîâñòâà.  «Áåëîñíåæêå» ñåìü ãíîìî⠖ ýòî ÿâíî ôàíòàñòè÷åñêèå ñóùåñòâ, êîòîðûå íåïîíÿòíî òî ëè äîáðûå, òî ëè çëûå. À â «Ìåðòâîé öàðåâíå» âèäíî, ÷òî áîãàòûðè — ýòî ëþäè, äà ê òîìó æå «äîáðûå», òî åñòü ÷åñòíûå, ïðàâîñëàâíûå.

Ïóøêèíà èíòåðåñóåò íå ôàíòàñòèêà, âîëøåáñòâî è ìèñòèêà, à ÷åëîâå÷åñêèå îòíîøåíèÿ è èñòîðèÿ ÷åëîâå÷åñêîé äóøè.  íà÷àëå ñêàçêè çëàÿ öàðèöà åùå âîâñå íå çëàÿ, à òîëüêî ëèøü ñâîåíðàâíàÿ:

Ïðàâäó ìîëâèòü, ìîëîäèöà

Óæ è âïðÿìü áûëà öàðèöà:

Âûñîêà, ñòðîéíà, áåëà,

È óìîì è âñåì âçÿëà;

Íî çàòî ãîðäà, ëîìëèâà,

Ñâîåíðàâíà è ðåâíèâà.

Íî îíà óìååò áûòü è äðóãîé – ïî÷òè äîáðîé è âåñåëîé, ïðàâäà, íå ñî âñåìè, à ëèøü ñ çåðêàëüöåì:

Åé â ïðèäàíîå äàíî

Áûëî çåðêàëüöå îäíî:

Ñâîéñòâî çåðêàëüöå èìåëî:

Ãîâîðèòü îíî óìåëî.

Ñ íèì îäíèì îíà áûëà

Äîáðîäóøíà, âåñåëà,

Ñ. íèì ïðèâåòëèâî øóòèëà…

Ïðè÷åì, ýòî çåðêàëüöå åé äàíî áûëî â ïðèäàííîå, òî åñòü äîñòàëîñü îò ðîäèòåëåé. È êòî çíàåò èñòîðèþ öàðèöû äî çàìóæåñòâà! Ìîæåò, åå ñâîåíðàâíîñòü – ýòî ñëåäñòâèå íåïðàâèëüíîãî âîñïèòàíèÿ.

Íî âîò îäèí ãðåõ – ãîðäîñòü — âëå÷åò çà ñîáîé äðóãîé – çàâèñòü. Öàðèöà ïîçàâèäîâàëà êðàñîòå öàðåâíû («×åðíîé çàâèñòè ïîëíà»). È âîò çàâèñòü óæå âïóñêàåò íîâûé ãðåõ – ãíåâ («×åðò ëè ñëàäèò ñ áàáîé ãíåâíîé?») è òîëêàåò íà íàñòîÿùåå ïðåñòóïëåíèå – îòâåñòè öàðåâíó â ëåñ íà ñúåäåíèå âîëêàì. È âîò òîëüêî ïîñëå ýòîãî çëîäåÿíèÿ Ïóøêèí è íàäåëÿåò ñâîþ ãåðîèíþ ýïèòåòîì – «öàðèöà çëàÿ». Îäíî çëîäåéñòâî âëå÷åò çà ñîáîé äðóãîå, åùå áîëåå óæàñíîå: çàâåñòè öàðåâíó â ãëóøü è áðîñèòü åå íà ñúåäåíèå çâåðÿì – ýòî îäíî, çäåñü êàê áû èíñöåíèðóåòñÿ íåñ÷àñòíûé ñëó÷àé, à äàòü ÿäó ðóêàìè ìîíàõèíè – ýòî óæå è ïðÿìîå óáèéñòâî, äà åùå è êëåâåòà íà ïðàâîñëàâíûõ ëþäåé, òî åñòü íà Áîãà! À êîãäà öàðåâíà âîçâðàùàåòñÿ äîìîé, öàðèöà îò çëîñòè óìèðàåò, äàæå, ìîæåò, è íå îò çëîñòè, à îò ñàìîãî ñòðàøíîãî ãðåõà – óíûíèÿ, îò êîòîðîãî âåøàåòñÿ íåðàñêàÿâøèéñÿ Èóäà:

Òóò åå òîñêà âçÿëà,

È öàðèöà óìåðëà.

Òàêèì îáðàçîì, Ïóøêèí ïîêàçûâàåò íàì äóõîâíîå ïàäåíèå ÷åëîâåêà èìåííî ñ õðèñòèàíñêîé òî÷êè çðåíèÿ.

                ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ïî æàíðó ïóøêèíñêóþ ñêàçêó íóæíî ðàññìàòðèâàòü êàê îäèí èç ïåðâûõ (åñëè íå ïåðâûé) îáðàçåö ðóññêîé ïàñõàëüíîé è îäíîâðåìåííî ðîæäåñòâåíñêîé ñêàçêè.  ëèòåðàòóðîâåä÷åñêîì ñëîâàðå ÷èòàåì: «Òðàäèöèîííûé ðîæäåñòâåíñêèé ðàññêàç èìååò ñâåòëûé è ðàäîñòíûé ôèíàë, â êîòîðîì äîáðî íåèçìåííî òîðæåñòâóåò. Ãåðîè ïðîèçâåäåíèÿ îêàçûâàþòñÿ â ñîñòîÿíèè äóõîâíîãî èëè ìàòåðèàëüíîãî êðèçèñà, äëÿ ðàçðåøåíèÿ êîòîðîãî òðåáóåòñÿ ÷óäî. ×óäî ðåàëèçóåòñÿ çäåñü íå òîëüêî êàê âìåøàòåëüñòâî âûñøèõ ñèë, íî è ñ÷àñòëèâàÿ ñëó÷àéíîñòü, óäà÷íîå ñîâïàäåíèå, êîòîðûå òîæå â ïàðàäèãìå çíà÷åíèé êàëåíäàðíîé ïðîçû âèäÿòñÿ êàê çíàê ñâûøå. ×àñòî â ñòðóêòóðó êàëåíäàðíîãî ðàññêàçà âõîäèò ýëåìåíò ôàíòàñòèêè, íî â áîëåå ïîçäíåé òðàäèöèè, îðèåíòèðîâàííîé íà ðåàëèñòè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó, âàæíîå ìåñòî çàíèìàåò ñîöèàëüíàÿ òåìàòèêà». Ýòèì êðèòåðèÿì ðîæäåñòâåíñêîãî ðàññêàçà ñîîòâåòñòâóåò è ñêàçêà Ïóøêèíà: öàðåâíà ðîæäàåòñÿ â êàíóí Ðîæäåñòâà â ìîìåíò äóõîâíîãî êðèçèñà ìèðà è ñåìüè êàê íàäåæäà íà áóäóùåå èñêóïëåíèå, ïðîéäÿ ÷åðåç ðÿä èñêóøåíèé, ãåðîè äîáèðàþòñÿ äî ðàäîñòíîãî ôèíàëà, ãäå «äîáðî íåèçìåííî òîðæåñòâóåò».

Îäíàêî ïóøêèíñêàÿ ñêàçêà – ýòî åùå è ïàñõàëüíàÿ ñêàçêà, ïîòîìó ÷òî ãëàâíàÿ ãåðîèíÿ – ìåðòâàÿ öàðåâíà. Îíà ñõîæà ñ Õðèñòîì íå òîëüêî äíåì ðîæäåíèÿ, íî è ñóäüáîé: åé ñóæäåíî óìåðåòü è âîñêðåñíóòü. È âìåñòå ñ íåé âîñêðåñàåò âåñü ïðàâîñëàâíûé ìèð ñêàçêè.

Îñíîâàòåëåì æàíðà ðîæäåñòâåíñêîãî ðàññêàçà ïðèíÿòî ñ÷èòàòü ×àðëüçà Äèêêåíñà, êîòîðûé â 1843 ãîäó íàïèñàë «Ðîæäåñòâåíñêóþ ïåñíü â ïðîçå» Ðîæäåñòâåíñêèå ðàññêàçû è ïîâåñòè çàäóìûâàëèñü Äèêêåíñîì êàê ñâîåîáðàçíûå ïðîïîâåäè ÷åëîâå÷íîñòè, ëþáâè, äîáðà, ïðèçûâ èçìåíèòü æåñòîêèé ìèð ÷åðåç ñîáñòâåííîå ïðåîáðàæåíèå. Çàòåì Äèêêåíñ ðåøàåò ïèñàòü ïî ðàññêàçó ê êàæäîìó Ðîæäåñòâó.  1844 âûõîäÿò «Êîëîêîëà», â 1845 — ðîæäåñòâåíñêàÿ ïîâåñòü «Ñâåð÷îê çà î÷àãîì», â 1847 — «Îäåðæèìûé, èëè Ñäåëêà ñ ïðèçðàêîì». Îäíàêî Äèêêåíñ íàïèñàë ñâîþ èñòîðèþ â 1843 ãîäó, à Ïóøêèí ñîçäàë ñâîþ ñêàçêó íà öåëûõ äåñÿòü ëåò ðàíüøå – â 1833 â Áîëäèíî! Òî åñòü ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ýòî èìåííî Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ Ïóøêèí – îñíîâàòåëü æàíðà ðîæäåñòâåíñêîé è ïàñõàëüíîé ñêàçêè! È íå òîëüêî â ðóññêîé ëèòåðàòóðå, à è â ìèðîâîé!

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.

Автор: Гаврилюк Дария Васильевна

Урок-исследование

Цели урока

Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.

Деятельностная:  помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи

Образовательные:

учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его  замечательные произведения.  Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.

Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Я расскажу вам притчу.

– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли  два сосуда. Один  сосуд был  невзрачный  и наполнен Добром, другой очень красивый, где было  Зло. Заинтересовало Человека содержимое  этих сосудов, и решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и  чего в ней больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.

Учитель: правильно, молодцы. 

А какую цель вы для себя ставите?

Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

А легко ли распознать добро и зло?

Легко ли и всегда ли побеждает добро?

Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Да, ребята, Пушкин велик.  Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у  нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

3-ий этап. Актуализация знаний.

Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята,  а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Изучение нового материала.  Работа с текстом.

Учитель:

– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа с лексикой.   – Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»

Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна, бела

Белолица, черноброва, красавица

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Нрава кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый, красный

Другие качества

И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение автора

Баба гневная, царица злая, злая мачеха

моя душа, царевна молодая, милая девица

Учитель

 Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая  красота?  (нет). Мы видим, что за красивой внешностью  прячется ревность, своенравие, зависть..

Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.

Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)

Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.  Записываем в тетрадь

Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Обратите внимание  здесь опять  союз но…

Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то,  говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:   подчёркивает, что красота души важнее всего

А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива

Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

Физкультминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: Как можно определить добрый человек или злой?  По поступкам и по отношению к другим людям.

Работа в группах по заданному плану.

1 группа:  рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла  их предложение?

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.

В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).

2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)

—  А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.

3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.

Любовь героев,  их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

За что она наказана?

Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

– Каковы главные нравственные идеи сказки?

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.

Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее, если…

Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…

Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. На уроке я работал

в группе,

отвечал на вопросы.

Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.

Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра

Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина,  музыка Марка Минкова) 

Домашнее задание:

  1. Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
  2. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

  • От чего лица ведется повествование в рассказе морские сигналы
  • От чего лица ведется повествование в рассказе конь с розовой гривой
  • От чего лица ведется повествование в рассказе в прекрасном и яростном мире
  • От чего лица ведется повествование в рассказе бедная лиза
  • От чего имени ведется рассказ в этом стихотворении какой вы представляете себе его героиню