От чего лица ведется повествование в рассказе бедная лиза

Сочинения по литературе другие анализ произведения марфа-посадница карамзина история создания марфа посадница - вторая историческая повесть н.м. карамзина была
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Марфа-Посадница Карамзина

История создания

«Марфа – посадница» — вторая историческая повесть Н.М. Карамзина была впервые напечатана в журнале «Вестник Европы» в 1803 году. В последующем, образ и характер Марфы – Посадницы, а так же изображение покорения Новгорода, заняли важное место в труде автора «История государства Российского».

Жанр

Произведение является исторической повестью.

Сюжет и тема

В повести описываются события, происходящие в те времена, когда Иоанн III желал освободить Русь от власти Золотой Орды. Но на пути его возникает помеха – город Новгород, провозгласивший о своей независимости и желающий отстаивать древние права и уставы.

В город отправляется посол Холмский, и обращаясь к народу с речью, в которой упрекает их в принятии иностранцев на своей земле и взывает к миру, объединению с другими русскими землями для свержения захватчиков. Сообщая при этом, что Иоанн пойдет даже против своего народа ради достижения цели.

Выслушав посла, народ приглашает Марфу – Посадницу, свою заступницу, ответившей на речи после тем, что Новгород будет отстаивать свою независимость и не прогнется ни перед кем. Говорит о причине желания подчинить князем города только с целью захвата богатых новгородских земель.

На такой ответ князь обнажает меч и сообщает о войне с новгородцами.

Марфа отправляется к своему деду – отшельнику, тот, предвещая горе все же благословляет народ новгородский на бой.

У Марфы было двое сыновей и дочь, покойный муж завещал женщине отстаивать независимость родной земли. Дочь она выдала замуж за Мирослава, которого выбрали на вече военным вождем, он и возглавил народное войско.

Начались сражения, в первом из них погибли Мирослав и оба сына Марфы, но народ не сдавался и принял еще несколько сражений. Потом началась осада Новгорода, люди начали голодать, потеряли всех своих ярых защитников и наконец признали поражение и сдались князю. Марфа была казнена.

Тема стремления к свободе и независимости раскрывает храбрость и силу духа человека, служащего верой и правдой своей цели.

Главные герои

Марфа – посадница – статная русская женщина, мудрая и храбрая, сильная духом, способная направить народ к цели, поддерживая в нем стремление к свободе. До смерти супруга вела спокойную жизнь, наслаждаясь домашним. Позже исполнила клятву, данную ему перед последним походом – заняла место в народном совете и стала защитницей великого Новгорода.

Князь Холмский – посол, прибывший по поручению Иоанна III, для объявления ультиматума Новгороду.

Великий Московский князь Иоанн – видел своей целью объединение всех отдельных княжеств в одно государство, путем подчинения.

Мирослав – сирота, соратник Исаака Борецского, мужа Марфы. Мудрый и бесстрашный, по предложению Марфы возглавил войско в битве за свободу, а так же стал мужем единственной дочери Борецких.

Композиция

Повествование ведется от лица участника событий, одного из знатных новгородских граждан.

Повесть наполнена историческими примерами, такими как, упоминания из легенд и великих русских князьях.

2 вариант

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.

Сюжетная линия произведения разворачивается в период угнетения русским царем вольного города, проявляющего непокорство и свободолюбие.

Главным персонажем повести является сильная и властная русская женщина в лице Марфы Борецкой, отличающаяся мудростью, величественностью, великодушием, смелостью, стремлением к свободе. Внешность героини представляется автором как статная красавица, имеющая бледное лицо, покрытое румянцем.

Композиционная структура повести представляется повествованием, осуществляемым знатным новгородским гражданином, являющимся участником происходящего бесправия, основанного на желании русского царя Ивана Третьего завладеть богатым городом в период его расцвета и могущества.

Отличительной особенностью повести является изображение писателем простой женщины, обладающей чрезвычайным редким характером, сумевшей руководить горожанами, отстаивая их интересы, уверенная, что потеряв свободу народ лишиться собственного благополучия, попав под гнет жестокой власти царского правителя.

На всем протяжении сюжетного действия ощущается авторская симпатия к главной героине и жителям города, подчеркнутая в изображении великолепного и в то же время противоречивого образа Марфы Посадницы.

Своеобразие повести заключается в представлении яркого и героического образа женщины, являющейся защитницей свободы, которое проявляется впервые в русской литературе.

Средствами художественной выразительности в произведении являются речевые характеристики главной героини, выражающиеся в ее ораторских приемах, контраргументах, антитезисах, в которых негласно слышатся личностные мотивы, подчеркивающие душевный эмоциональный порыв повествовательного действия. При этом повесть насыщена историческими примерами в виде упоминания из легенд и предзнаменований о великих древних князьях в лице Олега, Ярослава, Владимира, которые принимают решение о статусе города как вольного поселения, являющегося независимой Новгородской республикой.

Смысловая нагрузка повести заключается в изображении автором различных государственных принципов в виде республики и монархии.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Марфа-Посадница Карамзина

Анализ произведения Марфа-Посадница Карамзина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание

    Итак, Родион Раскольников – бедный студен, любящий свою сестру и мать, убивший старушку процентщицу ради счастья бедных людей, к котором относился он сам

  • Герои сказки Чиполлино (характеристика)

    Произведения Джанни Родари знают дети всей земли. В своих сказках он изображал проблемы общества, в том числе и социальные. Сказка о Чиполлино вышла в 1951 году. В этой сказке герои

  • Характеристика и образ Платона Каратаева в романе Толстого Война и мир

    Платон Каратаев – жизнерадостный, мудрый покровитель. Он является завершенным персонажем, олицетворяющим широкую натуру.

  • Сочинение на тему Праздники в моей семье

    В нашей семье интересно проходят праздники, поэтому мы с нетерпением ждем не только их наступления, но и время подготовки к ним. Заранее обговариваем, где и как будем отмечать тот или иной праздник

  • Поэзия серебряного века — сочинение

    Конец XIX и начало XX века русская литература, мощно и стремительно взлетела на творческий пьедестал. Были подхвачены традиции пушкинского «золотого века», последующий период был назван «серебряным веком»

Конспект урока по литературе в 9 классе.

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Цель урока: ознакомиться с текстом произведения и на
основании этого обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию,
тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора
повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

— формировать
умения видеть отличительные черты сентиментализма в литературе;

развивающие:

— способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма,
развивать интерес к истокам русской литературы;

— способствовать
развитию умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал
повести, на личный опыт;

—  способствовать
развитию навыка построения связных  высказываний в устной и письменной форме.

воспитательные:

— способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;


воспитывать  внимательное  отношение к чувствам людей;


воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип
урока:
 Урок изучения нового
материала.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести
«Бедная Лиза», художественный текст повести «Бедная Лиза»,
учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной,
раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся,
иллюстрация  О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Эпиграф:

Только
влюблённый имеет

право на
звание человека.

Александр 
Блок.

                                                                                       
Ход урока:

1.                 
Организационный
этап (3 мин.)

2.                 
Повторение
ранее изученного материала (7 мин.)

На
прошлом занятии мы с вами говорили о биографии замечательного русского писателя
Н.М. Карамзина. Попытаемся вспомнить, каким он был человеком при жизни, чем
увлекался?

Помимо
этого мы работали с таким понятием, как сентиментализм. Что же мы знаем
о нём, в чём его отличие от классицизма, например, произведений М.В.Ломоносова
и Г.Р.Державина? Также мы начали знакомиться с повестью Н.М.Карамзина «Бедная
Лиза». Давайте попытаемся вспомнить, чему же посвящено данное произведение?

3.                 
Слово
учителя

Мы
снова обращаемся к проблеме, которая  всегда волновала и будет волновать
человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ
чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам
предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику
повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов в произведении.

4.                 
Комментированное
чтение текста произведения по учебнику В.Я Коровиной (25 мин).

5.                 
Работа
с иллюстрацией  О. А. Кипренского «Бедная Лиза» (7 мин.)

Какой предстаёт
Лиза в данной картине? Какие чувства у вас вызывает данная картина? Мы видим
девушку, которая тоскует и печалится. Она юна и миловидна. В глазах ее мольба.
Она смотрит на того человека, расставание с которым ей предстоит. В руках она
держит цветок красного цвета, символизирующий любовь. Кипренский просто не мог
по-другому изобразить крестьянку. Ее чувства ни для кого не имеют значения. Ее
любовь просто не имеет будущего. Виной всему стало неравенство социального
характера.

6.                 
Обсуждение
проблем повести «Бедная Лиза» (15 мин)


Современный ученый Владимир
Браниславович Муравьев убежден, что по­
весть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни
утра­
ты читательской
любви». А это значит, что и сейчас повесть чи­
тается с интересом. Выскажите
свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на
ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет?
Попытайтесь понять свои чувства и переживания,
испытанные
при чтении, и объяснить их.


Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждая из которых постарается
ответить на ряд вопросов, касающихся данной повести.

Группа №1

1. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в
произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно
 такая? Ваша версия смысла названия произведения?

2. Проблема воспитания в повести. Как представлен в
произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности
поведения.

Группа №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь,
которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает
Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Исследуйте композицию произведения. Определите характер
пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с
монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

Группа №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении?
Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает
происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении?
Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает?

2. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее
поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу
повести.

— Вопросы для обсуждения:


От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)


Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту
присутствие рассказчика
. (Рассказчик душевно вовлечен в отноше­ния
героев. Мы видим в нем благородного, гуманного человека, ра­нимого, остро
ощущающего чужую беду. Повествователь  бывает  печален,   радостен, гневен).


Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её
отец с матерью?  Как называла Лизу мать?


Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)


Проследим, какой характер носят чувства героев, как они раз­виваются, к чему
приводят.  Прежде всего, чувства главной героини повести — Лизы. Чем было
вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно 
выявить  внутренние пережива­ния, говорящие о любви Лизы: смущение, во­лнение,
грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение.
Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. Она прекрасно
понимает, что ей не суждено быть женой Эра­ста, и даже дважды говорит об этом в
повес­ти: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между
крестьянами…», «Однако ж те­бе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка…» Но
любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы
«чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет
скрыть. Ге­роиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).


Как автор передает то или иное состо­яние Лизы? (
Лиза «еще
более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала…», «тихим голосом пела
жалобные песни», «провожала его гла­зами», «все жилки в ней забились», «встала,
хотела идти, но не могла» и т.д.  Делаем вывод о том, что точно найденные
писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в
душе ге­роини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить
умеют!»)

—           Как
вы думаете, почему Лиза выража­ется таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин
в по­вести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть
красоту и благород­ство чувств своей героини, потому такой язык.)


Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?


А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже
успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному
характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но из­балованного
барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлек­ла
его прежде всего своей внешностью. На­мерение обольстить доверчивую девушку не
входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно
искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу —
постоянный мо­тив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых
радостях», наме­ревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется
авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не веро­ломным
обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворя­нин» с
«добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь,
думал только о своем удовольст­вии…». Предательство его ненамеренное, но тем
более коварное).


Значит, любовь стала испытанием для героя?

(Он
плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сенти­ментальные
идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии;
имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена
(бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно
гуляли по лугам <…> и в счастливой праздности все дни свои провождали».
Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <…> одними
чистыми объ­ятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресы­щение и желание освободиться от наскучив­шей связи. В его
чувстве нет глубины, оно эгоистично).

           В
«Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с
деньгами, освещает человеческие отношения’?

(Лейтмотив
денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет
никаких своеко­рыстных помыслов. Во время одного из сви­даний Лиза сообщает
Эрасту, что к ней сва­тается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что
ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — насторажи­вается
Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив
сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он
положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и
пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)


Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он?

—           А
как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от
матери?

(В 
сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к
себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в
непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость
участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в
Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и
слеза катится по лицу моему») .


Как проявляется здесь отношение автора к герою?


Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста
?  (Человек
в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства,
подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни.
Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя
руки).


Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?


Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да,
он понял свои ошибки, «не мог уте­шиться», жестоко корит себя, ходит на моги­лу
Лизы. Карамзин говорит о встрече и при­мирении их душ в ином мире) .


Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль
играет чувство любви в формировании чело­веческой личности, но и предупреждает
о не­обходимости рассудка в любви.


В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (
Матери
Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают,
что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума…)


Как понимать финальную фразу повести?


Для достижения максимального прав­доподобия Карамзин связал сюжет своей по­вести
с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на бе­регу
Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы проис­ходили
возле Симонова пруда, который пос­ле повести Карамзина получил название
Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с
изображени­ем мыслей и настроений человека.


Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята
анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша,
тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жа­лобный
голос свой с ее стенаниями» и про­чие примеры) и отсутствие такой связи с
Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет
природу разу­мом.


В чем смысл заглавия?


Какие, на ваш взгляд, «чувства доб­рые» воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина?
Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки? Ес­ли да,
то какие?

(Карамзин
учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство,
проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки).

7.     
Самостоятельная
работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»(20 мин)

8.       

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев,
заполните таблицу.

Лиза

Эраст

9.       

2.Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в
каждом из миров героев.

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее
родители?

2.Какими
эпитетами наделяет автор свою героиню?

3.Каковы
взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем
Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Что
можете сказать о матери Лизы?

6.Как,
по-вашему, она воспитывала дочь?

7.С
какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

10.   

4.Образ Эраста.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? 

На ваш взгляд,
Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы
узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При
каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как
Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

5.Чем
было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав
Эраста?

7.Чувства
героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы
«готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы
думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.О чем
предупреждает автор Эраста?

3.Когда
и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

4.Каково
отношение автора к Лизе?

5.В
каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем
закончились отношения героев?

9.Какова
судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

11.   

8.
Подведение итогов урока.

В повести Карамзина повествуется о любви главных героев «Бедной Лизы». Молодая девушка, крестьянка, влюбилась в богатого дворянина. Описание несчастной любви разных по социальному статусу людей, по жанру является новеллой. В сюжет произведения легла сентиментальная история, и уже первая публикация этого нового произведения, принесла неслыханную популярность молодому писателю, которому едва исполнилось 25 лет. Основные мотивы для создания рассказа о любви пробудили у писателя стены Симонова монастыря, рядом с которым он гостил у приятеля на даче.

Вариант 2

Замечательный писатель Карамзин написал историю, в которой рассказывается о большой любви между главными героями произведения. Будучи крестьянкой, молодая девушка полюбила достаточно зажиточного и уважаемого человека, являющегося дворянином. Будучи новеллой, данное произведение рассказывает историю того, как из-за разницы в социальных классах, герои не смогли быть вместе, а также о том, что несчастная любовь может привести только к трагическим и грустным последствиям. В своем двадцатипятилетнем возрасте писатель получил несказанную популярность, так как данное произведение получилось очень ярким, искренним и интересным. Придумал данный рассказ писатель в тот момент, когда он находился у своего друга на дачном участке, который граничил с монастырем.

Образ Лизы

Данная девушка показана привлекательной и молодой девушкой, которая в довольно раннем возрасте потеряла родного папу. Она очень трудолюбива, и старалась работать на славу, ведь она понимала, что является опорой и поддержкой для своей матери. Изготавливая различные холсты, и вяжа носки, она продает все это в одном из Московских мест для продажи. Как-то раз она очень сильно влюбилась в одного из офицеров. Она показана очень ранимой, искренней и скромной девушкой, которая была крайне доверчивой и наивной особой. Когда она узнала о решении Эраста о женитьбе, то не смогла пережить данного факта, и совершила самоубийство.

Эраст

Автор хотел привести не только примеры искренности испытываемых чувств, но и такие примеры, которые бы говорили о том, что человек является легкомысленным и поверхностным персонажем. Эраст обещал Лизе множество приятных и добрых вещей, которые он тем не менее не сделал, и это говорит о том, что его слова были ложными и неискренними. Он показан молодым, богатым и умным молодым человеком, который не смог проявить волю и характер в тот момент, когда это нужно было сделать. Несмотря на то, что он любил Лизу за ее чистую душу, наивность и доброту, он не смог жениться на ней, так как проиграв все свои деньги, решил жениться на богатой женщине.

Мама Лизы

Женщина показана больной и переживающей тот факт, что совершенно недавно ее муж скончался. Она показана очень доброй и чувствительной женщиной, которая всяческим образом поддерживает свою дочь, и хочет, чтобы она стала женой хорошего и доброго человека, с которым смогла бы обрести счастье. Понимая тот факт, что Эраст не является ровней для ее дочери, и что это может привести к трагическим последствиям, она старалась отговорить Лизу от решения стать его женой. Когда она узнала, что Лизы не стало, старушка также умирает от горя.

Сочинение: Образ Бедной Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

(451 слово) Главной героиней своей повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин сделал крестьянку — девушку совсем не из высшего сословия. Писатель сразу нарушает традицию, называя ее Лизой: в европейской литературе его времени так обычно именовались служанки и горничные, кокетливые девушки с ветреным характером, однако само имя «Елизавета» переводится как «почитающая Бога», и это становится одной из ключевых характеристик новой героини.

С первых строк читатель замечает, что автор симпатизирует Лизе, любуется ею и жалеет, называя «любезной», «прекрасной» и «бедной». Мы узнаем, что в 15 лет Лиза потеряла отца, мать из-за слабого здоровья работать не может, и девушка рано начинает усердно трудиться, чтобы прокормить себя и мать. Она ткет холсты, вяжет чулки, собирает для продажи в городе цветы и ягоды. При этом героиня не только трудолюбива и самоотверженна, она очень восприимчива и мягка сердцем. Чтобы не расстраивать мать, Лиза «старалась казаться покойною и веселою», хотя переживала из-за смерти отца. В таких мелочах раскрывается глубокая и прекрасная душа героини.

Лиза честна и открыта, по-детски наивна. Она отказывается брать лишнее за проданные цветы, краснеет и смущается от обращенных к ней добрых слов красивого незнакомца.

Полюбив Эраста, Лиза проявляет всю пылкость и силу своей натуры. Тайные вечерние свидания с ним становятся ее главной отрадой и смыслом. Лиза понимает, что богатый дворянин не может связать свою судьбу с простой крестьянской девушкой, но Эраст так страстно клянется ей в любви, так добр и щедр к ее матери, что Лиза доверяется ему.

Узнав, что Эраст отправляется на войну, Лиза тотчас готова следовать за ним:

«Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».

Однако возлюбленный Лизы оказывается слишком слаб и мягок, чтобы идти за своей любовью наперекор общественным устоям, на войне он проигрывается в карты и для поправления дел выбирает самый простой и распространенный в то время путь – женитьбу на богатой вдове.

Предательство Эраста и разрушение всех связанных с ним надежд толкает девушку на самый отчаянный поступок – самоубийство. Рассказчик не оправдывает этого шага, но прощает Лизу, ведь горе лишает ее сил. Более того, он выражает надежду, что чистая душа Лизы попадет в Рай и там обретет новую жизнь.

Сделав главной героиней своей повести крестьянку, Карамзин впервые поднимает проблему равенства всех людей и сословий перед настоящими чувствами, ибо «и крестьянки любить умеют». Еще одним новшеством становится сама трактовка автором женского образа. В России XVIII века женщина не являлась фигурой вполне свободной, ее жизнь и вступление в брак диктовались семьей и внешними обстоятельствами. Карамзин же позволяет своей героине любить и в этой любви раскрыть всю силу и полноту своего характера. Именно женщина выступает в повести Карамзина представителем высшего нравственного идеала. Тему эту подхватят впоследствии Пушкин, Тургенев, Гончаров и другие писатели, которые создадут целую галерею сильных и прекрасных женских образов.

Автор: Юлия Филипская

Образ повествователя

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, – одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя – это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.

Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

  • Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Критики о поэме «Мертвые души» и творчестве Н.В. Гоголя

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ОБРАЗ АВТОРА

Расстановка ударений: О`БРАЗ ПОВЕСТВОВА`ТЕЛЯ, О`БРАЗ А`ВТОРА

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ОБРАЗ АВТОРА — носитель авторской (т. е. не связанной с речью к.-л. персонажа) речи в прозаическом произведении.

В драматургическом произведении речь каждого персонажа мотивирована свойствами его характера и сюжетными ситуациями, авторская речь сведена к минимуму: ремарки, описание обстановки, как правило, но звучат на сцене и не имеют самостоятельного значения. В лирике речь мотивирована чаще всего переживанием лирического героя, реже — связана с чертами сжато обозначенных персонажем и в таких случаях переходит уже в план лиро-эпического повествования. В прозе на первом плане перед нами речь персонажей, опять-таки мотивированная их свойствами и сюжетными ситуациями, но с ней связана не вся речевая структура произведения, многое в ней относится к тому, что обычно обозначается понятием авторской речи. Весьма часто речь, не связанная с образами действующих лиц, в прозе персонифицируется, т. е. передается определенному лицу-рассказчику (см. Рассказчик), повествующему о тех или иных событиях, и в этом случае она мотивирована только чертами его индивидуальности, так как в сюжет он обычно не включен. Но, если в произведении и нет персонифицированного рассказчика, мы по самому строю авторской речи улавливаем определенную оценку происходящего в произведении. Так, в «Преступлении и наказании» Достоевского повествователь не выделен сколько-нибудь резкими чертами, но в конце романа дана оценка, идущая именно от повествователя, говорящего, что Раскольников «предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь». В «Мертвых душах» Гоголя представление о России было бы явно односторонним, если бы повествователь не обнаруживал себя как в сатирических интонациях, так и в лирических отступлениях в качестве совсем иного характера русского человека, противостоящего действующим лицам романа.

Анализ прозаического произведения будет неполон, если мы по своеобразию языка повествователя не определим вложенного в него художественного смысла, зачастую существенно дополняющего те выводы, на к-рые нас наталкивает анализ непосредственно действующих лиц произведения. Это, в частности, объясняет частые неудачи экранизации или драматизации прозаических произведений, в к-рых выпадает О. п. (поскольку он не дан в сюжете), что и обедняет произведение. Вместе с тем О. п. не совпадает непосредственно с позицией автора, к-рый обычно ведет повествование, избрав определенный художественный угол зрения на события («Предположить надо автора существом всеведущим и непогрешимым», — записал Достоевский в работе над «Преступлением и наказанием»), поэтому термины «авторская речь» и «образ автора» представляются менее точными.

Лит.: Виноградов В. В., О языке художественной лит-ры, М., 1959; Тимофеев Л., Основы теории лит-ры, М., 1971.

Л. Тимофеев.

Источники:

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., ‘Просвещение’, 1974. 509 с.

https://ra86.ru изготовление и продажа информационных стендов.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

В русской литературе, как и в литературе других стран, есть разнообразные жанры написания произведений в прозе. Это может быть рассказ, повесть, роман, новелла. Каждый автор выбирает для себя тот или иной жанр написания, а кто-то даже работает в нескольких сразу. У каждого жанра есть свои отличительные особенности. Из данной статьи вы узнаете, чем отличается повесть от рассказа.

Что такое рассказ

Прежде чем говорить об отличиях вышеупомянутых жанров, нужно разобраться что собой представляет каждый из них по отдельности. Начнем, пожалуй, с рассказа.

Рассказом считается такой жанр эпической поэзии, которому присущи следующие особенности написания:

  1. Во-первых, рассказ сам по себе небольшой по объему. Зачастую он может быть написан на паре-тройке страниц, ну, или листов.
  2. Рассказ – это произведение, в котором освещается определенное событие. Именно ему отведено основное место в тексте. Произведение чаще всего реалистическое.
  3. В данном жанре не должно быть каких-то лирических отступлений, длинных описаний, предыстории. Тут все развивается стремительно, происходящее событие не растягивается на долгие годы.
  4. Написан может быть как от первого, так и от третьего лица.
  5. Любой рассказ имеет определенную структуру написания. Начинается он введением, где вкратце автор нас знакомит с главными лицами, рассказывает о месте и времени действия. Далее следует начало сюжета. Потом мы наблюдаем, как развивается сюжет. И, наконец, мы видим кульминацию, а затем и развязку сюжета.
  6. Примечательным также является тот факт, что в рассказе ограничено число персонажей. Это позволяет нам, как читателям, быстрее представить себе картину произведения, потому что не нужно “распыляться” на изучение и анализ множества действующих лиц при прочтении.

Мы перечислили основные особенности написания рассказа. Их в принципе достаточно для проведения сравнительной характеристики. Для того чтобы прочувствовать все нюанса данного жанра, можете прочесть, к примеру, рассказ “Старуха Изергиль” М.Горького, “Человек в футляре” А.Чехова.

Что такое повесть

С рассказом разобрались, теперь ознакомимся с тем, что собой представляет повесть.

Повесть – это один из жанров эпической поэзии, который характеризуется следующими особенностями:

  • достаточно велика по объему, если сравнивать с рассказом и романом, то она по величине имеет среднее значение между ними;
  • в повести описывается достаточно большое количество фактов и событий, однако они все объединены одним сюжетом;
  • повесть является жанром только русской литературы, в литературе других стран такого термина не существует;
  • в повести мы можем встретить и различные описания пейзажей, и лирические отступления, и предысторию;
  • сюжет в повести может разветвляться и иметь несколько линий, зачастую главный персонаж принимает участие в судьбах других персонажей;
  • повесть имеет повествовательный характер, это могут быть летописные, хроникальные и др. произведения, также произведения;
  • в данном жанре произведений события протекают плавно, в основном, в хронологическом порядке, без каких-либо резких неожиданностей;
  • чаще всего, это выдуманная история, а не реалистическая.

Чтобы конкретно прочувствовать данный эпический жанр, можете почитать такие повести, если вы их еще не читали: “Бедная Лиза” Н.М.Карамзина, “Капитанская дочка” А.С.Пушкина, “Шинель” Н.В.Гоголя и т.д.

9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5
9dd6dc4969f72ff600747f8b82b58ed5

Какие отличия между повестью и рассказом

Зная полностью характеристики и того, и другого вида жанра, мы смело можем сказать, чем же они все-таки отличаются. Итак, отличия между повестью и рассказом следующие:

  1. В первую очередь, они различны по объему: рассказ – меньше, повесть – больше
  2. Если в повести автор может описывать множество событий, которые объединены одним сюжетом, то в рассказе все внимание сконцентрировано только на одном событии.
  3. В рассказе малое количество персонажей, в повести же, наоборот, судьба главного героя может переплетаться с судьбами многих персонажей на протяжении всего произведения из-за разветвления сюжетной линии.
  4. Повесть, как жанр эпической поэзии, уникальна в своем роде, она присутствует только в русской литературе, в зарубежной же такого жанра нет. А рассказ существует как в русской литературе, так и в разных формах, в литературе других стран.
  5. В повести сюжет развивается плавно, неторопливо. В рассказе же все происходит стремительно.
  6. В повести могут присутствовать и авторские отступления, и описания, и предыстория. В рассказе же такого нет.

Разобраться в отличиях между повестью и рассказом порой достаточно непросто, и многие литературоведы не всегда это могут. Однако прочитав нашу статью, вы сможете с легкостью определить грань между рассказом и повестью, так как теперь вы знаете все нюансы написания произведений и в том, и в другом жанре.

РАССКАЗ
– повествовательный эпический жанр с
установкой на малый объем и на единство
художественного события.

Жанр
имеет две исторически сложившиеся
разновидности: рассказ (в более узком
значении) и новелла. С конца 1940-х в русской
литературе рассказ осознается как
особый жанр и по отношению к краткой
повести, и в сравнении с «физиологическим
очерком». В очерке преобладает прямое
описание, исследование, он всегда
публицистичен. Рассказ же, как правило,
посвящен конкретной судьбе, говорит об
отдельном событии в жизни человека,
сгруппирован вокруг определенного
эпизода. В этом его отличие от повести,
как более развернутой формы, где
описывается обычно несколько эпизодов,
отрезок жизни героя. Предельная краткость
повествования требует особого внимания
к деталям. Порой одна-две мастерски
найденных детали заменяют пространную
характеристику героя.

Рассказ,
по своей жанровой природе, должен
усваиваться сразу и целиком, как бы «в
один глоток»; тоже и весь «частный»
образный материал рассказа. Это
предъявляет к деталям в рассказе особые
требования. Они должны быть расставлены
так, чтобы мгновенно, «с быстротой
чтения», слагаться в образ, рождать у
читателя живое, картинное представление…».
Малый объем рассказа определяет и его
стилистическое единство. Повествование
обычно ведется от одного лица. Это может
быть и автор, и рассказчик, и герой. Но
в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных»
жанрах, перо как бы передается герою,
который сам рассказывает свою историю.
Зачастую перед нами – сказ: рассказ
некоего выдуманного лица, обладающего
собственной, ярко выраженной речевой
манерой

Рассказ
остается продуктивным жанром и в
настоящее время. Успешно развиваются
все его разновидности: рассказ бытовой,
психологический, философский, сатирический,
фантастический (научная фантастика и
фэнтези), близкий к новелле и практически
бессюжетный.

ПОВЕСТЬ.
Слово «повесть» происходит от глагола
«поведать». Старинное значение термина
– «весть о каком-то событии» указывает
на то, что этот жанр вбирает в себя устные
рассказы, события, виденные или слышанные
рассказчиком. Важным источником таких
«повестей» являются летописи (Повесть
временных лет и др.). В древнерусской
литературе «повестью» называли всякое
повествование о каких-либо событиях
(Повесть о нашествии Батыя на Рязань,
Повесть о Калкской битве, Повесть о
Петре и Февронии и др.».

Современное
литературоведение определяет «повесть»
как эпический прозаический жанр,
занимающий промежуточное место между
романом, с одной стороны, и рассказом и
новеллой – с другой. Однако объем сам
по себе еще не может указывать на жанр.
Романы Тургенева Дворянское гнездо и
Накануне меньше некоторых повестей,
например, Поединка Куприна. Капитанская
дочка Пушкина не велика по объему, но
все, что происходит с главными героями,
тесно связано с крупнейшим историческим
событием 18 в. – Пугачевским бунтом.
Очевидно, именно поэтому сам Пушкин
называл Капитанскую дочку не повестью,
а романом. (Авторское определение жанра
очень важно). Дело не столько в объеме,
сколько в содержании произведения:
охват событий, временные рамки, сюжет,
композиция, система образов и т.д. Так,
утверждается, что рассказ обычно
изображает одно событие из жизни героя,
роман – целую жизнь, а повесть – ряд
событий. Но и это правило не абсолютное,
границы между романом и повестью, а
также между повестью и рассказом –
зыбки. Иногда одно и то же произведение
называется то повестью, то романом. Так,
Тургенев сначала называл Рудина повестью,
а потом романом.

В
силу своей многогранности жанр повести
с трудом поддается однозначному
определению. Ее форма может вместить в
себя все, что хотите, – и легкий очерк
нравов, и колкую саркастическую насмешку
над человеком и обществом, и глубокое
таинство души, и жестокую игру страстей.
Краткая и быстрая, легкая и глубокая
вместе, она перелетает с предмета на
предмет, дробит жизнь по мелочи и вырывает
листки из великой книги этой жизни».

В
большинстве европейских литератур
повесть не выделяется в отдельный жанр.
Иное дело – литература русская. В каждую
литературную эпоху создавались повести,
оставшиеся в истории литературы. В
начале 20 в. создаются такие повести, как
Жизнь Василия Фивейского и Уездное
Е.Замятина, напоминающие о древнем жанре
жития святых, – подтверждая тем самым
тезис М.Бахтина: жанр – «память
литературы».

В
современной литературе повесть, наряду
с рассказом, существует во всех своих
разновидностях: от социально-психологической
до фантастической и детективной.

Повесть
– вид эпического произведения средней
формы, построенного в виде повествования
о событиях в их естественной
последовательности. Граница между
повестью и романом не в объеме, а в
композиции. В повести материал излагается
хроникально. В древнерусской лит-ре
повесть – всякое повествование о
каких-либо событиях («Повесть временных
лет», «Повесть о Горе-Злосчастии»).
Постепенно значение термина сузилось
до настоящего. Единого сюжета с
причинно-следственной связью в повести
не существует. Есть отдельные эпизоды,
которые соединены друг другом по принципу
хроники.

Рассказ
– малая эпическая прозаическая форма.
Это небольшое произведение с ограниченным
числом персонажей (1-2). В рассказе обычно
сужены время и место действия. Рассказ
характеризуется однопроблемностью и
однособытийностью. Среди рассказов
различают произведения очеркового
(описательно-повествовательного) и
новеллистического (конфликтно-повествовательного)
типов. Рассказ с остро развивающимся
сюжетом и неожиданной концовкой называют
новеллой. Новелла – это правдоподобный
рассказ о неслыханном и занимательном
событии. Новелла в отличие от рассказа
не несет в себе глубокой психологической
разработки образа, герой раскрывается
в моральной сущности. Очерк – разновидность
малой формы, отличающаяся от рассказа
отсутствием единого и остро развивающегося
конфликта. Условно очерки можно разделить
на художественны и худ-документальные.
В первых изобр-ся вымышленные лица и
события, а во вторых – подлинные лица
и факты жизни с точным обозначением
мест, дат, имен.

Малые
жанры тяготеют к циклизации.

Вопрос о жанровых отличиях рассказа и повести не имеет однозначного ответа. Это связано с тем, что до середины XIX века повестью назвали все прозаические произведения, в которых описывались исторические события или отдельные эпизоды из жизни реальных или вымышленных героев. Примером могут служить «Повесть временных лет», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
В современной литературе жанр рассказа
определяется по критериям, отражающим объем повествования, его фактичность, подчеркнуто напряженную кульминацию, отсутствие дополнительных сюжетных линий и выразительность художественных деталей. Это значит, что рассказ представляет собой сравнительно небольшое, отличающееся композиционной строгостью прозаическое произведение, в котором вымышленное событие раскрывает характер героя или служит своеобразным фокусом, проявляющим мотивы его поступков. Эффект достоверности достигается благодаря ограниченному по времени, но подчеркнуто важному развитию действия и весомости каждого фрагмента повествования. В рассказе не бывает большого количества действующих лиц: в центре внимания находится только один, главный персонаж, остальным отводится эпизодическая роль.
Повесть
относится к средним эпическим жанрам, в которых отображается не одно, а несколько важных эпизодов из жизни героя, свидетельствующих о его причастности к жизни общества, судьбам других людей, значимым историческим событиям. В отличие от рассказа, повесть может иметь разветвленный сюжет с развитием действия в разных временных срезах. В композицию повести часто входят авторские отступления, пейзажные зарисовки, портретные характеристики персонажей: их использование в тексте произведения помогает достичь глубины содержания и в полной мере отразить идею произведения.
Содержание повести может быть основано на фактическом материале или необычной истории из жизни людей, научной гипотезе, фантастическом вымысле. Отсюда – разнообразие жанра: историческая и военная повесть, социально-бытовая, приключенческая, фантастическая повесть и даже повесть-сказка.
Жанру рассказа такое разнообразие не свойственно. По стилю он бывает близок к новелле или очерку – в зависимости от динамики повествования: описательного или построенного на остром конфликте.

TheDifference.ru определил, что отличие рассказа от повести заключается в следующем:

Рассказ отражает один важный эпизод или событие из жизни героя, в то время в повести прослеживается несколько значимых для развития действия событий.
Сюжетная линия рассказа, как правило, не имеет композиционных параллелей. В повести сюжет может иметь основную и дополнительные линии.
В рассказе повествование стремится к сжатости формы и динамичности развития сюжета. В повести используются приемы, замедляющие действие и переключающие внимание читателя с событийной стороны на содержательную: например, авторские отступления и пейзажные зарисовки.
В отличие от повести, которая чаще всего претендует на историческую или фактическую достоверность, содержание рассказа является лишь правдоподобным вымыслом.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

poov6115

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

nas516

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.

Чем отличается рассказ от повести?

    Объемом. Рассказ это обычно какой-то отрезок из жизни, он занимает мало страниц, самое краткое повествование. Повесть по объему занимает место между романом и рассказом. Здесь обычно мало действующих лиц, идет повествование о некоторых событиях. Граница между ними может быть размыта.

    Повесть, в каком-то смысле — это более серьезное произведение, более глубокое, чем рассказ. Хотя четких отличий все же нет. Но есть характеристики все же, по которым в целом можно отличить повесть от рассказа
    . Повесть обычно больше по объему, чем рассказ (обычно, но не обязательно), более глубоко раскрывает характер героев, настроение, природу, чем в рассказе. Кстати и героев в повести тоже обычно больше. В основе повести лежать реальные события, рассказ же может быть как правдой, так и выдумкой. То есть сказка — это тоже своего рода рассказ, но сказка не является повестью.

    Повесть
    от рассказа
    отличается
    большим объмом, большим количеством персонажей, большим количеством сюжетных линий. Повесть может разбиваться автором на отдельные части — главы, для рассказа такое явление — редкость. Понятия quot;повестьquot; нет в западной литературе, этот жанр характерен для русской литературы.

    Повесть и рассказ похожи содержанием, различаются объемом страниц.

    Рассказ повествует об одном событии одного главного героя.

    В повести события из жизни главных героев переплетаются, читатель узнает факты, произошедших в разное время с разными людьми. Рассказы пишут для маленьких читателей, повесть более серьезное художественное произведение.

    Рассказ и повесть — это разные жанры, но это проза.

    В рассказе идет речь об одном событии. В повести — о нескольких событиях,происходящих в жизни нескольких персонажей.

    Зачастую в литературе очень сложно отличить рассказ от повести, поскольку каких-либо четких параметров, по которым можно отличить эти литературные формы просто не существует.

    Рассказ более короткое повествовательное произведение, чем повесть, но насколько он должен быть меньше повести, чтобы считаться рассказом?

    Можно считать, что с ростом объема произведения рассказ становится повестью, усложняется, обрастает деталями повествования, иногда увеличивается число героев, но не обязательно. Но определить, повесть это или рассказ обычно доверяют самому автору. Мне встречались рассказы объемом под 100 страниц и больше, и повести, в которых было 70-80 страниц.

    Считается, что рассказ — это повествование про отдельное событие, а повесть охватывает более широкий период времени, но и это не всегда верно. Мне встречались повести, которые описывают один день жизни и рассказы, действие которых проходит в течении долгого срока и в разных местах.

    Рассказ обычно рассказывает о конкретном явлении, персонаже т.е. о чем то конкретном. Повесть охватывает более обширную картину действий — в повести речь идет о многих персонажей связанный главным действующим лицом.

    Основное отличие рассказа от повести -это конечно объем текста. Рассказ-это небольшое повествовательное произведение в прозе. Повесть-это эпический жанр в прозе, гораздо большего объема,чем рассказ. Ближе к роману.

    Повесть отличается от рассказа конечно же объемом произведения. Рассказ более короткий, чем повесть. В повести происходит больше событий, сюжетных поворотов и больше персонажей. Как правило. повесть основана на реальных событиях, а вот в рассказе чаще вымышленный сюжет.

    Рассказ и повесть имеют разные жанровые и формальные литературные признаки. Этим и отличаются друг от друга.

    Рассказ
    .

    Это небольшое по объму (относительно повести) прозаическое литературное произведение, которое повествует, как правило, об одном событии одного или двух из персонажей. Остальные герои автоматически становятся второстепенными фигурами. Сюжет рассказа, в большинстве случаев, одноплановый. События не переплетены.

    Рассказ прочитывается приблизительно за час или меньше.

    Однако, некоторые рассказы повествуют о всей жизни героя. Но вс равно в очень сжатой форме.

    Повесть
    .

    Это средняя по объму форма эпоса. Она тоже повествует. Но, соответственно размерам, в ней может быть побольше персонажей, событий, хитросплетений. Для знакомства с повестью требуется больше часа.

    Различия между рассказом и повестью вс же относительны. Есть и quot;междужанровыеquot;, промежуточные произведения. Которые в разных источниках могут именоваться то повестью, то рассказом.

  • Чем отличается повесть от рассказа?

    В литературе очень часто встречается и то, и другое.

    Итак, отличия:

    1. Объем. У рассказа объем намного меньше, чем у повести.
    2. В рассказе отражается какой-то определенный момент, эпизод из жизни. В повести могут быть события разных времен и разных людей.
    3. Рассказ более сжатый, чем повесть.
    4. Повесть, как правило, основана на каких-то реальных моментах и событиях. Есть и историческая повесть, и военная. А рассказу можно верить, а можно и не верить.
    5. Повесть насыщенна эмоционально, могут быть отступления от основного сюжета, описание местности, зарисовки пейзажей. В рассказе другая цель — донести до читателя основную мысль.

Конспект
урока по русской литературе в 9 классе
.

1.    
Тема
урока: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют»

2.    
Тип
урока: комбинированный.

1)   
раскрыть
идейно — художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

2)   
формировать
умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать
устную речь.

3)   
воспитывать
чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное
отношение к окружающему миру.

1)
способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;

2)   
способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

3)    развивать
навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;

1)   
закрепить
знания о биографии Н.М. Карамзина;

2)   
представить
повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;

3)   
обобщить
и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике
героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза».

4.    
Оборудование:
презентация, «Литература. 9 класс. Учебник — хрестоматия для 9 кл. татар.
сред.  общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов,
Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. –
Казань: Магариф, 2008. – 367 с.

2. Изучение новой
темы (20 мин.)

3. Выполнение
тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)

4. Итоги урока (7
мин.)

5. Запись
домашнего задания (1 мин.).

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Примечания

I.

Организационный
момент


Здравствуйте, ребята! Садитесь!


Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича
Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная
Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

Сейчас
вы просмотрите фильм.

 —
Как вы думаете, почему я взяла этот ролик для просмотра?


Да, действительно, любовь удивительна. Она умеет прощать предательство,
измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств –
равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Николая
Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».

̶ 
Здравствуйте!

Ученики
внимательно слушают учителя.


Хотели показать, что любовь бывает разной, но каждый человек мечтает именно о
той, которая представлена в ролике. И Лиза мечтала быть счастливой, родить
детей, вместе с Эрастом встретить старость. Но, к сожалению, ее мечтам не
суждено было сбыться.

II.

Изучение
новой темы

– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой
известной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она
занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц
потрясли литературный мир.

    Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е. Осетрова: «Бедная
Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а
«чувствительной» душе».

 –Как вы понимаете слова Е. Осетрова?

Работа над названием произведения.

 –Подумайте, почему повесть названа именем Лизы?

–Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой
смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? Он хочет показать, что она не
имеющая достаточных средств к существованию?

 –Что Лизу сделало бедной, несчастной?

 Риторический вопрос учителя: Любовь… А почему? Почему
любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование?
В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.

– Прежде чем перейти к анализу повести, расскажите её сюжет
(восстановите цепь событий).

Ученики
внимательно слушают учителя.

–Так
как произведение относится к сентиментализму, оно прежде всего стремится
представить человеческую душу, а не внешние события (действия героев).

– Она
главный герой, с ней связана основная мысль повести.

 – Нет,
слово бедная использована в другом смысле. Автор хочет подчеркнуть несчастную
судьбу главной героини повести.

– Любовь.

– Умирает
Лизин отец, мать тяжело переносит утрату мужа. Семья обнищала. Лиза работает
день и ночь: собирает ягоды и цветы и продает их в городе. Там она знакомится
с молодым человеком – Эрастом. Поражённый её невинной красотой, он приходит к
ней в гости, где очаровывает её мать своими манерами, обхождением и добротой.
С этого дня начинаются свидания Лизы и Эраста.

Сначала
свидания носили характер «любовь-дружба», они проводили счастливые невинные
вечера, ночи… Но когда мать Лизы начала настаивать, чтобы дочь вышла замуж за
богатого крестьянина, их отношения переменились. Лиза полностью отдалась
любовному чувству, а Эраст воспользовался её доверчивостью и неопытностью.

Постепенно
чувства Эраста начинают угасать, и он говорит Лизе, что должен идти на войну.
А на самом деле он, отягчённый долгами, решает жениться на богатой пожилой
вдове. Когда Лиза обнаруживает обман, она решает, что ей нельзя жить и заканчивает
жизнь самоубийством.

III.

Выполнение
тренировочных заданий и упражнений

Работа
на осмысление содержания произведения. В форме игры с сердечком «Я тебя
люблю».

Блиц
— опрос:

1.
В каком году написано произведение?

2.
Каков жанр произведения «Бедная Лиза»?

3.
Где происходят события в повести?

4.
Кто главные герои повести?

5.
Каково социальное положение Лизы и Эраста?

6.
От чьего лица ведется повествование?

7.
Чем занималась Лиза целыми днями?

8.
А почему Лизе пришлось работать?

9.
Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста?

10.
Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы?

11.
Что случилось с главной героиней?

12.
Какие слова из повести стали афоризмом?

13.  Возле
какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения
Карамзина?

14.
Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

15. Стакан
какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной мамы?

16.
Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?

Подведение
итогов.

Вы
увидели, что повесть начинается с описания московских окрестностей. 

Как
вы думаете, какова роль пейзажа в начале повести?

–  Найдите
приметы сентиментализма в повести.


Когда два человека встречаются, какие-то события и детали кажутся им
символичными и судьбоносными. Давайте поищем их – эти знаки, заставившие
встретиться двух влюблённых.


Символичным является слово – ландыш. Напишите к нему 5-7 слов — ассоциаций.

– Какое
слово вы считаете наиболее значимым?

 
Чистота – это знак души. Это слово очень часто повторяется в тексте.

Подтвердите
это примерами  из текста.


Но на последнем свидании слово «чистый» употребляется в последний раз. Дальше
оно исчезает. С чем это связано?

 Эраст
и Лиза… могли ли они остаться вместе в конце повести и жить долго и
счастливо, как это полагается в настоящей идиллии?

III. Сопоставительная
характеристика героев.

Давайте проведём
сопоставительную характеристику героев, чтобы точно выяснить, могли ли они
быть вместе.

1
группа — Лиза, 2 группа — Эраст.

1.    
Характеристика
героев до встречи.

2.    
Отношение
автора к героям.

3.    
Отношение
Лизы к Эрасту, отношение Эраста к Лизе.

— В 1792
году.


повесть.

— в
Москве.

— Лиза и
Эраст.

— Лиза –
крестьянка, Эраст –

богатый
дворянин.


Повествование ведется от первого лица, от лица автора.

— Ткала
холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, собирала ягоды и продавала их.

— отец
Лизы умер, Лиза с матерью обедняли, и чтобы содержать себя и маму, ей
приходилось работать.


Ландыши.

— 100
рублей.

— Она
утопилась в пруду.

— И
крестьянки любить умеют.


Симонов монастырь.

— В Москве.


Молока.

— По
соображениям выгоды.

– Подготавливает
к восприятию повести, показывает, на каком фоне будут происходить события,
настраивает на возвышенный, чувствительный тон.


Культ чувства, в центре частная жизнь простых людей с их богатым внутренним
миром, разнообразными переживаниями; воспевается идиллическая жизнь человека
на лоне природы.

– нежный, хрупкий, белоснежный

красивый, чистый, невинный

ангельский.

–Чистый.

–Чистые
источники; чистые радости; чистый пруд; чисты и непорочны объятия

 Эта
чистота и непорочность относилась не только к реке, пруду, ландышам, но и  по
отношению к Лизе. А вместе с последним свиданием для Эраста Лизины объятия
перестали казаться такими же чистыми, как раньше…

– Скорее
всего, нет, между ними слишком большая разница: он богатый дворянин, она –
бедная крестьянка. Слишком сильны сословные традиции и общественные
предрассудки, которые бы не дали молодым жить счастливо

Ученики
разделяются на группы, составляют по плану характеристику героев.

См.
приложение №1.

IV.

Итоги
урока

– Могут
ли деньги Эраста компенсировать всё то, что отдала ему Лиза?

– Каково
психологическое состояние героини в эти минуты?

– Какова
основная мысль повести?

Нет,
ведь Лиза не хотела брать даже рубля за ландыши. А Эраст даёт ей сто рублей.
Он знал, что она их не возьмёт, поэтому положил их в её карман

–Она
унижена, оскорблена, раздавлена обманом и предательством. Она жила одной
любовью, её любовь разбита, чистота запятнана, надежды умерли, белый свет
померк. Чем ей теперь жить?Чистый ландыш растоптан в грязи

– «И
крестьянки умеют любить» – на весь мир провозгласил Н.М.Карамзин. Это было
принципиально новое утверждение, ведь раньше считалось, что способность к
высоким чувствам – это привилегия людей светского общества. На примере любви
матери Лизы и самой Лизы Н.М.Карамзин убедил всех, что «и крестьянки любить
умеют».

V.Запись
домашнего задания

    Написать сочинение «Мое отношение к Лизе и Эрасту».

Ученики
записывают домашнее задание в дневники.

Приложение
№1.

  • От чего зависит уровень преступности итоговое сочинение
  • От чего зависит уровень преступности аргументы к сочинению
  • От чего зависит счастье сочинение рассуждение
  • От чего зависит способность человека быть другом сочинение рассуждение
  • От чего зависит как пишется