От чьего лица ведется повествование в рассказе и с тургенева бежин луг

Вопросы по рассказу и. с. тургенева бирюк 1. от чьего имени ведется повествование в рассказе бирюк? - повествование в рассказе

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева
«Бирюк»

1. От чьего имени ведется повествование в
рассказе «Бирюк»?

— Повествование в рассказе «Бирюк» ведется от имени
рассказчика – героя повествования, барина-охотника.

2. Кого рассказчик встретил во время дождя,
возвращаясь домой с охоты?

— Возвращаясь домой с охоты, рассказчик встретил
местного лесника.

3. Что лесник предложил рассказчику?

— Лесник предложил рассказчику переждать дождь с
грозой у него дома.

4. С кем жил лесник?

— Лесник жил вместе с двумя детьми – дочерью и
сыном-младенцем.

5. Опишите избу лесника.

Стр. 216: «Изба лесника состояла из одной
комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный
тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась
груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. Лучина горела на столе,
печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная
к концу длинного шеста».

6. Как звали лесника? Опишите его внешность.

— Лесника звали Фома Кузьмич, у него было прозвище –
Бирюк. «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый», —
примечание И. С. Тургенева.

Стр. 217: «Он [лесник] был высокого росту,
плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись
его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и
мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие
глаза».

7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру?

Стр. 217: «По их словам, не бывало еще на
свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в
какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты
не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок, как бес… И ничем его взять
нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет. Уж не раз добрые
люди его сжить со свету собирались, да нет – не дается»».

8. Почему лесник живет один? Где его жена?

— Лесник живет один, потому что его жена сбежала с
прохожим мещанином.

9. Как звали дочь лесника?

— Дочь лесника звали Улитой.

10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик?

— Пока рассказчик был в гостях у Бирюка, один из
местных крестьян в господском лесу срубил дерево. Лесник хотел его за это
жестоко наказать: привел к себе домой и собирался отобрать лошадь.

11. Почему лесник отпустил провинившегося
мужика и виновен ли мужик?

— Бирюк сжалился над мужиком: тот срубил дерево из-за
крайней нужды – дети голодные, семья вконец разорена. Кроме того, если бы
лесник забрал у мужика лошадь, его семья совсем бы пропала. Конечно, мужик
виновен, но виновны и те, кто довел его до такого нищенского состояния.

12. Какой эпизод в этом рассказе можно
считать самым главным? Почему?

— В рассказе главным можно считать эпизод, когда
лесник отпускает вора: именно здесь чувство человечности заслонило в нем
чувство служебного долга.

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали лесника?
Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные мужики?
Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его жена?
9.
Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и виновен
ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым главным?
Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали лесника?
Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные мужики?
Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его жена?
9.
Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и виновен
ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым главным?
Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется
повествование в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время
дождя, возвращаясь домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику?
4.
С кем жил лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали
лесника? Опишите его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные
мужики? Каков он был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его
жена? 9. Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия
стал рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и
виновен ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым
главным? Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Вопросы по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»

1. От чьего имени ведется повествование
в рассказе «Бирюк»? 2. Кого рассказчик встретил во время дождя, возвращаясь
домой с охоты? 3. Что лесник предложил рассказчику? 4. С кем жил
лесник? 5. Опишите избу лесника. 6. Как звали лесника? Опишите
его внешность. 7. Что рассказывали о леснике местные мужики? Каков он
был по характеру? 8. Почему лесник живет один? Где его жена? 9.
Как звали дочь лесника? 10. Свидетелем какого происшествия стал
рассказчик? 11. Почему лесник отпустил провинившегося мужика и виновен
ли мужик? 12. Какой эпизод в этом рассказе можно считать самым главным?
Почему?

—————————————————————————————————————————————————————————

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, приветствие, вступление, актуализация
опорных знаний, эпиграф, работа по теме, изучение нового, биография Тургенева, физкультминутка,
закрепление, работа со средствами художественной выразительности, итог,
домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: И. С. Тургенев

Цель
урока:
знакомство учеников с   фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение  идейно-художественных и жанровых особенностей
очерка «Бежин луг».

Задачи: показать
взаимосвязь человека и природы в рассказе; помочь учащимся осмыслить глубину
нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе
«Бежин луг»;продолжать развитие навыков анализа художественного текста и
выразительного чтения ; помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка
И.С. Тургенев; воспитывать  трепетное отношение к природе.
 

  • Ход урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

                Их 
с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже
звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

II.
Актуализация знаний учащихся.

  Вся
моя биография в моих  сочинениях…

   
                                                                                      
                     И.
С. Тургенев. 

Слово
учителя. 
Сегодня  наш  урок посвящён
творчеству И.С.Тургенева.  Сегодня мы продолжим изучение
творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не
только в России, но и во всем мире. Мы увидим его как человека,
тонко чувствующего и понимающего красоту природы, ищущего прекрасное,
гармоничное в каждой частице природы, пытающегося разгадать вещий ее язык.
Давайте послушаем, как прошло его детство.

III.
Изучение нового материала

Иван
Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду — имена
его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана
Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на
Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в
кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика.
Мать — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской
губернии. ( имение слайд 5) Все управление усадьбой Спасское
было в руках матери Варвары Петровны.  Мальчик рано стал замечать, что все
вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого
омрачало любовь к Спасскому и его природе. Детские и юношеские воспоминания о
жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его
рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В
домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но
большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями
постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего
писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало
его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых  её
проявлениях.

      Но вот пришла пора
расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву,
чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.

 Тургеневу не
исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский
университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано
пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов,
Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители
переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского
факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать
драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На
первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился
с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и
восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение. ( портреты
слайд 6)

        Впоследствии
впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых
«Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал  яркую
картину  средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех,
кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от
начального периода творчества И. С. Тургенева,  к новому этапу творчества,
к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения
к рассказам-очеркам.( сост. из 25 рассказов слайд7  )

           
             Доклад 4

 «Записки охотника» состоят из
двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные
произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В
основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика
(охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает
непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения
к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда
вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая
читателю уже известные сведения об этом лице. И ещё несколько слов об этом
сборнике.

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки
привстали,

Ручки кверху мы
подняли,

Мы вздохнули,
потянулись

И друг другу
улыбнулись.

Выдохнули, руки
вниз,

Повторим теперь на
«бис»!

— А теперь все
тихо встали,

Дружно руки вверх
подняли,

В стороны, вперёд,
назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели, вновь
за дело.

IV. Закрепление

Беседа.
(
Выявление читательского восприятия учеников.)

  С
каким произведением в вашей памяти  связано имя  И. С. Тургенева?
 (рассказ
«Муму»)


Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?
(принести
сборник «Зап.охотника»)


Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов  этой книги «Бежин
луг».

— Дома
вы прочитали этот рассказ.
 Чем он вам запомнился?


С чего начинается рассказ? (
с описания природы).
Посмотрите на картины природы. ( пейзажи -4 шт. слайды 11,12,13,14) 
Всё
это окрестности Бежина луга.


Может быть
вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и
живописи в том   числе)?
 (Пейзаж)


Запишем определение в тетради:
   
     Пейзаж – картина природы  в 
художественном произведении.  
Описание природы
помогает лучше  понять героев и их поступки, представить место действия.
 – А
теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?


Жанровая
 необычность произведения была отмечена первыми 
читателями:
  «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое – повесть
не повесть, путешествие не путешествие…».  Очень трудно было определить
жанр произведений этого сборника.
*** В этом
направлении у нас работал Ямушев Федя.

 –
Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое
очерк?

 
  Очерк – разновидность малой формы эпической литературы,
чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям.
Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом
очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк?  Потому, что автор
описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.

Запись
определения в тетради.
       
               

 
   Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь,
неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кониТихо, уютно. У
костра несколько ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети
позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая
разные  интересные истории. Они – другие. О чём же они говорят
?

 (Активизация 
читательского восприятия)
 

 Инсценировка Стр180-184. 
(Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника») – Что
придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).

Всё
совсем по-другому выглядит утром.

Работа
с текстом.    
-Давайте
попробуем определить, какими  художественными приемами пользуется
Тургенев при описании  картин природы? Приведите
примеры.   

 Эпитеты: 
«Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное»,
 «играющие лучи»,  «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…(слайд
20)

Сравнение: 
«блеск подобен блеску кованого серебра»,  «сами они…  лазурны, как
небо»,  «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как
бережно несомая свечка»…

Метафоры: «»утренняя
заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно
всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения:
«ветер разгоняет, раздвигает  накопившийся зной», «вихри… гуляют по
дорогам…»,  «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»

 
    — Как вы считаете, как человек связан с природой в
рассказе Тургенева? Кто или что выше – природа или человек? (проблемный
вопрос) 
           —   Почему
повествователь заблудился?
  
Стр
172
Кто он? 

 
        — Почему герой не поддается панике, и кто
ему в этом помогает?
 

(слайд
24)

 (Недоумение»,
«жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось»,  пошёл «по звездам –
наудалую».   Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать
– и вышел к людям, с ним его верный друг – собака Дианка «умнейшая из
всех четвероногих тварей»)

 
      —Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (слайд
25) 
Стр 175

 
     — Кто  же эти люди, которых встретил охотник?
(Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун) ( 3 кадра слайд 26)

 
     — Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для
рассказа крестьянских ребятишек?
    (Хотел раскрыть мир
крестьянского детства).

 
    —  Как относится к своим героям автор? (Он
добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет
много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).

 
    —  Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша,
Костя, Ваня)
  (слайд27)(
Стр
177)

5.
Закрепление.


Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе
Тургенева?

 (В
начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью.
Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков),
восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа
пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно   его
водит какая-то нечистая сила)

 
— Что такое природа для писателя? (природа —  высшая сила)

Итоги
урока:  


Понравился ли вам  рассказ Тургенева? 


Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?

2.
Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать
его.

Перед
вами карточки. Выставите оценки друг другу. Будьте честны и
принципиальны. Вспомните работу ваших одноклассников на протяжении всего урока,
не забудьте индивидуальную подготовку
 дома.

ФИ ученика

Оценка

1

2

3

4

5

6

Домашнее
задание:

Рисунок
с изображением выбранного героя (мальчика);

Описание
его внешнего вида (цитаты из текста);

История,
которую рассказал герой;

Ваше
отношение к герою.

«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками.

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)

Анализ рассказа Бежин луг

Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.

Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь – сочинение.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

Анализ рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

Время на чтение: 11 минут

История написания

Сборник «Записки охотника» объединил несколько очерков, в том числе рассказ «Бежин луг». История создания сборника «Записки охотника» началась со знакомства Тургенева со знаменитым критиком Виссарионом Белинским В 1843 г.

Именно он вдохновил писателя на написание этих произведений. В 1845 году Иван понял, что теперь хочет заниматься исключительно литературной деятельностью. Лето того года он провел в селе, где в свободное время общался с крестьянами и их детьми, а также охотился.

Вернувшись домой, он с головой окунулся в творческую работу.

Первые идеи о написании произведения стали появляться у Ивана Сергеевича в конце лета 1850 года. Тогда появились первые рукописные заметки в черновике с планом повествования. Уже в начале 1851 года работа над рассказом была закончена и в феврале Тургенев опубликовал его в журнале «Современник».

Автор недолго думал над названием рассказа и не вкладывал в него глубокого смысла. Он лишь подыскал нечто особое, за счет чего произведение, в котором описывались чудесные русские пейзажи, будет мелодично называться и запомниться публике.

Литературоведы, исследовавшие творчество писателя, выяснили, что подобного названия не существует. По всей видимости, Тургенев выбрал выдуманное название вместо существовавшего в действительности рядом с его деревней луга Рудинское болото — это звучало не слишком красиво.

Жанр произведения

«Бежин луг» по жанру относится к рассказу. Произведению присущи все характерные для него черты:

  • маленький объем;
  • повествовательное содержание;
  • одна сюжетная линия.

По направлению оно относится к литературе реализма, хотя и рассказу и присущи черты романтизма — легенды, переплетающиеся с реальной жизнью героев и поэтичные описания пейзажей.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь. Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых.

Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают.

И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти.

Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей.

А вера в приметы делает их рабами своих страхов.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Характеристика главных героев

Рассказ Тургенева примечателен тем, что его события разворачиваются вокруг простых людей. Писатель в основном повествует о крестьянских детях — описывает их внешний облик, жизнь и мысли. Каждый герой по-своему примечателен и индивидуален.

  1. У Павлуши не совсем привлекательная внешность, но его умные серые глаза и властный, сильный голос компенсируют внешние недостатки мальчика. Парню 14 лет и друзья уважают его. Павлуша родился в бедной крестьянской семье и ходил в одежде с латками. При этом он довольно умен и рассказывает товарищам о разных явлениях природы. Он реалист и не верит во всяческие сказания и приметы, а также парень очень храбрый и решительный. В развязке произведения автор рассказал, что мальчишка разбился насмерть, когда упал с лошади.
  2. Федор был самым старшим среди мальчишек. Его семья была обеспеченной, а потому он сразу выделялся на фоне других хорошей, красивой одеждой. Ночная поездка была для него способом развлечь себя, а не заработать денег. У него светлые волосы и красивая внешность. Он мало говорит и по большей части слушает других мальчишек. Федя ощущает свое классовое превосходство, а потому ведет себя покровительственно. У Феди добрая душа, он спрашивает о том, как здоровье младшей сестры мальчика Вани и приглашает ее к себе. Он знает, что их семья бедная, а потому обещает вкусные угощения.
  3. Илье, кажется, лет двенадцать. Парень одет в чистую, аккуратную одежду и внешне он ничем не примечателен. Мальчишка работает вместе со старшим братом на предприятии по производству бумаги и знает, откуда берутся деньги. Он горд тем, что относится к рабочему классу, но не хвастается этим. Илюша слишком суеверный, а потому боится того, о чем предупреждают народные верования.
  4. Косте с виду лет десять, он добр и ласков. Этот мальчишка выглядит болезненно, совсем маленький и хиленький. Его семья очень бедная, и ребенок плохо одет. Его острое лицо напоминает белку, а большие, черные глаза выглядят грустными и вдумчивыми не по годам. Он немного трусливый, но Косте все равно нравится ходить в ночное и слушать рассказы друзей.
  5. Ванечка был самым неприметным и маленьким, с виду ему было лет семь. На его нежное детское лицо спускались кудрявые русые волосы. Он всю ночь лежал под рогожкой и промолвил всего пару слов. Но и из них было понятно, что у него отзывчивая и великодушная натура, а также он слегка картавит. Было заметно, что мальчик очень любит свою младшую сестру, почему и отказывается от обещанных Федей гостинцев в ее пользу. У Вани добрые глаза.

Характеристика самого охотника в рассказе практически не раскрывается. Но по совпадениям с Тютчевым становится понятно, что образ автобиографичен.

Композиция изложения

У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:

  • экспозиция — описание красоты природы днем;
  • завязка — образ охотника, рассказ про его скитания по лесу.
  • кульминация — встреча у костра с крестьянскими детьми.
  • эпилог — повествование о судьбе мальчишки по имени Павлуша.

Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.

Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек.

Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.

Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания.

Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня.

Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.

Роль пейзажа в рассказе

Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью.

В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа.

Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.

В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым».

Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета.

Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.

«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
  • Год написания – 1851 год.
  • История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи.

Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое – «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблематику жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем.

Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни.

Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в состав композиции произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

ПредыдущаяСледующая

«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».

Описание книги для читательского дневника

  • Автор: Тургенев Иван Сергеевич
  • Название произведения: Бежин луг
  • Число страниц: 15.
  • Издательство: «Литера».
  • Год издания: 2017 год
  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1851 год

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде.

Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

  1. Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
  2. Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
  3. Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
  4. Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
  5. Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
  6. Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами.

Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность.

Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом.

Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов.

Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой.

Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю.

Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.

План пересказа

  • 1) Описание великолепия природы Тульской губернии в июльский день.
  • 2) Рассказчик заблудился в лесу после вечерней охоты.
  • 3) Поиск дороги домой, появление автора на Бежином лугу.
  • 4) Встреча с деревенскими мальчишками: Федей, Павлом, Илюшей, Костей и Ваней.
  • 5) Описание внешности ребят.
  • 6) Рассказ Ильи о домовом.
  • 7) История Кости о слободском плотнике Гавриле.
  • 8) Рассказ Ильи о местном утопленнике.
  • 9) Рассвет.
  • 10) Дорога барина домой.

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений.

Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми.

Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

  • «…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
  • «…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
  • «…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

«…Вишь ты — фабричные!..»

  1. Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
  2. Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
  3. Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
  4. Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
  5. Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
  6. Тятя – отец.
  7. Осинник – осиновый лес или перелесок.
  8. Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
  9. Лощина – низко расположенная долина.
  10. Табун – стадо лошадей.

Пословицы

  • Ночь ночевать — не век коротать.
  • У страха глаза велики.
  • Ночью все лошади вороные.
  • Не страшись, да и не хвались.
  • Бойся — не бойся, а судьбы не миновать.

Краткое содержание рассказа Бирюк из сборника Записки охотника Тургенева

Общая информация

История создания «Бирюка» достаточно простая. Тургенев описывал свои воспоминания о жизни в Орловской губернии. В имении матери Ивана Сергеевича был лесник, которого прозвали Бирюком из-за нелюдимости и угрюмости. Его убили собственные крестьяне, и этот факт надолго запомнился будущему писателю.

Рассказ был написан в 1847 году, но полностью сборник «Записки охотника» был опубликован в 1852 году. До этого он выходил в журнале «Современник». Тургенев, в отличие от других писателей своего времени, не изображал крестьян безликой серой массой. В каждом очерке он выделял одну черту и показывал ее читателям.

История создания роизведения

Жанр произведения стоит на границе между рассказом и очерком. Каждая часть посвящена небольшому эпизоду из жизни главного героя — Петра Петровича, барина. В «Бирюке» повествование ведется в форме монолога.

В каждом рассказе есть свои особенные герои. Так, в тексте «Ермолай и мельничиха» дворянин знакомится с охотником Ермолаем, который отлично ловил рыбу и птиц. Он рассказал о своей непростой жизни новому знакомому, а рассказчик с удовольствием слушал его.

Сборник «Записки охотника» изучают на уроках литературы в школе. Ученики кратко записывают информацию о прочитанных произведениях в читательский дневник. Подобная форма работы позволяет зафиксировать:

  • имя и фамилию автора;
  • название произведения;
  • главных и второстепенных героев;
  • основные действия;
  • личные впечатления и мысли.

Школьникам нужно научиться кратко пересказывать прочитанное и формулировать собственное мнение о каждом произведении. Все это позволяет им проводить анализ текстов. Основная мысль очерка заключается в том, что в жизни может случаться разное, но может ли человек идти на преступление.

Основные герои

Проблематика и основные этапы сюжета

Повествование ведется от лица барина, который часто проводит время на охоте. В начале рассказа он описывает, как возвращается домой. Он едет на беговых дрожках, и его сопровождает усталая собака. Постепенно погода ухудшается, и лиловые огромные тучи закрывают небо. Мужчина не успел доехать до нужного места, началась сильная гроза, и он был вынужден остановиться. Именно в этот момент ему встречается незнакомец.

В рассказе «Бирюк» главный герой — Фома Кузьмич. Он трудится лесником, и у него суровая внешность. Он предлагает барину свою помощь и проводит его до личной избушки. Там их встречает маленькая девочка, дочка лесника, которая качает малыша в люльке. До этого барин немного слышал о бирюке, которого все боялись.

В рассказе присутствуют и второстепенные герои. Жена Фомы убежала с другим мужчиной, оставив дочерей в избе одних. Даже младенец не остановил ее, и она словно забыла о своих детях. Бирюку тяжело говорить на эту тему.

В тексте встречается еще один персонаж — бедняк, который пытается срубить дерево и продать его. Бирюку удается поймать его, вор оказывается жалким и мелким. Он обвиняет в своей бедности всех: барина, лесника и других.

Во многих изданиях «Записок охотника» Тургенева есть иллюстрации, которые позволяют лучше представить каждого героя.

Начало текста

Главные и второстепенные герои

Рассказ «Бирюк» начинается с того, что дворянин едет домой после охоты. Это происходило вечером, он был один. Петр Петрович спешил вернуться, но в дороге его настигла непогода. Писатель красочно описывает бушующую погоду. Он указывает, как ветер шумел в вышине деревьев, как начали надвигаться темные тучи и полил сильный дождь.

Дворянин был вынужден остановиться, так как в мокрой земле лошадь вязла и не могла идти дальше. Мужчина спрятался под кустом и решил не подниматься до момента окончания стихии. Именно в этот момент состоялась первая встреча с лесником. Между ними произошел короткий разговор. Гром и молнии только подтвердили, что ненастье будет усиливаться. Поэтому Фома предложил Петру Петровичу пройти к нему в избу.

Для этого он посадил дворянина в дрожки, сам взял лошадь за вожжи и повел так. Петр Петрович ничего не видел впереди и полностью полагался на своего спутника, он постоянно подзывал свою собаку и жалел лошадь.

Вместе они дошли до избушки, которая не отличалась особым внешним видом. Их встретила маленькая девочка, дочка Фомы. Она провела дворянина внутрь, а сам лесник пошел отводить дрожки и лошадь под навес.

Внутри Петр Петрович увидел бедную обстановку и люльку с младенцем, который был чем-то болен. Малыш хрипел и кашлял. Когда Форма вернулся в избу, между ним и дворянином произошел разговор. Бирюк немного рассказал о своей жизни, вскоре он заметил, что гроза проходит, и предложил Петру вывести его из леса.

Главное событие

Анализ произведения Бирюк

У лесника был очень хороший слух, он взял ружье, так как до него дошли звуки рубки леса. Дворянину он предложил пройти вместе с ним. Петр Петрович поразился тому, как его новый знакомый хорошо ориентируется среди деревьев. Фоме удалось найти вора, и между ними завязалась небольшая драка.

Преступника вместе с лошадью Бирюк довел до своей избы. Лесник, вор и дворянин сидели вместе в помещении и прятались от дождя. Дочка Фомы спала в своем углу и не обращала внимания на взрослых. Петр Петрович заметил, что преступник выглядит жалко и несчастно. Бедняк начал молить о свободе, но Бирюк был непреклонен. Постепенно воришка начал злиться, угрожать и оскорблять лесника.

В один момент дворянин испугался того, что Фома убьет преступника, но тот только развязал ему руки и выгнал за дверь. Этот поступок серьезно поразил Петра, и он даже не знал, что такое может произойти. Рассказ заканчивается тем, что Бирюк проводит дворянина до опушки леса и прощается с ним.

Проблематика рассказа

Сюжет из произведения Бирюк

В центре сюжета история лесника Фомы, которого за угрюмость и нелюдимость прозвали Бирюком. Автор описывает его как настоящего богатыря: высокого, сильного, мускулистого с шапкой темных волос. Все это делает его образ еще более грозным.

Крестьяне ненавидят лесника, так как считают его суровым и злым. Фома не позволяет им воровать и не понимает, что люди идут на преступление из-за нужды и голода. Они наделяют Бирюка некой властью и грозятся убить его, отобрать у него возможность следить за лесом.

Петр Петрович иначе воспринимает своего нового знакомого, так как он хорошо понимает лесника. Тот тоже является крепостным и обязан работать на барина. Фома — честный исполнитель и просто отрабатывает свой хлеб. Жить ему приходится с двумя детьми, их изба очень бедная.

Все что есть в помещении — это куча тряпок, лучины и полное отсутствие еды, кроме хлеба. Все наполнено запустением и унынием.

Основные характеристики Бирюка:

  • правильность;
  • честность;
  • одинокость;
  • принципиальность.

Произведение Бирюк Тургенева

У Фомы нет соратников и друзей. Он одинок в своих убеждениях, службе и даже в лесу ему не с кем поговорить. Подобное отчуждение способно вызывать уважение и сочувствие. Пойманный воришка — полная противоположность Бирюка. Даже описание его иное: он мелкий, жалкий, растрепанный. Лесник без труда смог скрутить его и взять в плен.

И Фома, и вор являются крепостными, у каждого есть дети. Только Бирюк считает недопустимым идти на воровство. Значение рассказа заключается в том, что лесник вынужден быть одиноким и изгоем. Он честно работает на барина, но другие крестьяне не поймут такого и будут относиться к человеку негативно.

В то же время внезапно Фома проявляет сострадание к пленнику и отпускает его. Петр предлагает внести плату за поваленное дерево, так как за воровство леснику полагается штраф.

Бирюк совершает человеческий поступок и отпускает вора — это вызывает у лесника только облегчение. Тургенев в своем сборнике «Записки охотника» показывал образы крепостных, которые были вынуждены совершать преступления или тратить все время на поиск пропитания.

  • От чьего лица ведется повествование в рассказе бунина господин из сан франциско
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе бедная лиза
  • От чьего лица ведется повествование в рассказе а п платонова юшка
  • От чьего имени идет рассказ капитанская дочка
  • От чьего имени ведется рассказ суриков детство