От чьего лица ведется повествование в рассказе бедная лиза

Конспект урока по русской литературе в 9 классе.1. тема урока: н.м. карамзин бедная лиза. и крестьянки любить умеют2. тип урока:

Конспект
урока по русской литературе в 9 классе
.

1.    
Тема
урока: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют»

2.    
Тип
урока: комбинированный.

1)   
раскрыть
идейно — художественное своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

2)   
формировать
умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать
устную речь.

3)   
воспитывать
чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное
отношение к окружающему миру.

1)
способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;

2)   
способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

3)    развивать
навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;

1)   
закрепить
знания о биографии Н.М. Карамзина;

2)   
представить
повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;

3)   
обобщить
и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике
героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М. Карамзина
«Бедная Лиза».

4.    
Оборудование:
презентация, «Литература. 9 класс. Учебник — хрестоматия для 9 кл. татар.
сред.  общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов,
Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. –
Казань: Магариф, 2008. – 367 с.

2. Изучение новой
темы (20 мин.)

3. Выполнение
тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)

4. Итоги урока (7
мин.)

5. Запись
домашнего задания (1 мин.).

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Примечания

I.

Организационный
момент


Здравствуйте, ребята! Садитесь!


Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Николая Михайловича
Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, его повестью «Бедная
Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

Сейчас
вы просмотрите фильм.

 —
Как вы думаете, почему я взяла этот ролик для просмотра?


Да, действительно, любовь удивительна. Она умеет прощать предательство,
измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств –
равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Николая
Михайловича Карамзина «Бедная Лиза».

̶ 
Здравствуйте!

Ученики
внимательно слушают учителя.


Хотели показать, что любовь бывает разной, но каждый человек мечтает именно о
той, которая представлена в ролике. И Лиза мечтала быть счастливой, родить
детей, вместе с Эрастом встретить старость. Но, к сожалению, ее мечтам не
суждено было сбыться.

II.

Изучение
новой темы

– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой
известной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она
занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц
потрясли литературный мир.

    Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е. Осетрова: «Бедная
Лиза» — образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а
«чувствительной» душе».

 –Как вы понимаете слова Е. Осетрова?

Работа над названием произведения.

 –Подумайте, почему повесть названа именем Лизы?

–Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой
смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? Он хочет показать, что она не
имеющая достаточных средств к существованию?

 –Что Лизу сделало бедной, несчастной?

 Риторический вопрос учителя: Любовь… А почему? Почему
любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование?
В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.

– Прежде чем перейти к анализу повести, расскажите её сюжет
(восстановите цепь событий).

Ученики
внимательно слушают учителя.

–Так
как произведение относится к сентиментализму, оно прежде всего стремится
представить человеческую душу, а не внешние события (действия героев).

– Она
главный герой, с ней связана основная мысль повести.

 – Нет,
слово бедная использована в другом смысле. Автор хочет подчеркнуть несчастную
судьбу главной героини повести.

– Любовь.

– Умирает
Лизин отец, мать тяжело переносит утрату мужа. Семья обнищала. Лиза работает
день и ночь: собирает ягоды и цветы и продает их в городе. Там она знакомится
с молодым человеком – Эрастом. Поражённый её невинной красотой, он приходит к
ней в гости, где очаровывает её мать своими манерами, обхождением и добротой.
С этого дня начинаются свидания Лизы и Эраста.

Сначала
свидания носили характер «любовь-дружба», они проводили счастливые невинные
вечера, ночи… Но когда мать Лизы начала настаивать, чтобы дочь вышла замуж за
богатого крестьянина, их отношения переменились. Лиза полностью отдалась
любовному чувству, а Эраст воспользовался её доверчивостью и неопытностью.

Постепенно
чувства Эраста начинают угасать, и он говорит Лизе, что должен идти на войну.
А на самом деле он, отягчённый долгами, решает жениться на богатой пожилой
вдове. Когда Лиза обнаруживает обман, она решает, что ей нельзя жить и заканчивает
жизнь самоубийством.

III.

Выполнение
тренировочных заданий и упражнений

Работа
на осмысление содержания произведения. В форме игры с сердечком «Я тебя
люблю».

Блиц
— опрос:

1.
В каком году написано произведение?

2.
Каков жанр произведения «Бедная Лиза»?

3.
Где происходят события в повести?

4.
Кто главные герои повести?

5.
Каково социальное положение Лизы и Эраста?

6.
От чьего лица ведется повествование?

7.
Чем занималась Лиза целыми днями?

8.
А почему Лизе пришлось работать?

9.
Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста?

10.
Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы?

11.
Что случилось с главной героиней?

12.
Какие слова из повести стали афоризмом?

13.  Возле
какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения
Карамзина?

14.
Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

15. Стакан
какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной мамы?

16.
Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?

Подведение
итогов.

Вы
увидели, что повесть начинается с описания московских окрестностей. 

Как
вы думаете, какова роль пейзажа в начале повести?

–  Найдите
приметы сентиментализма в повести.


Когда два человека встречаются, какие-то события и детали кажутся им
символичными и судьбоносными. Давайте поищем их – эти знаки, заставившие
встретиться двух влюблённых.


Символичным является слово – ландыш. Напишите к нему 5-7 слов — ассоциаций.

– Какое
слово вы считаете наиболее значимым?

 
Чистота – это знак души. Это слово очень часто повторяется в тексте.

Подтвердите
это примерами  из текста.


Но на последнем свидании слово «чистый» употребляется в последний раз. Дальше
оно исчезает. С чем это связано?

 Эраст
и Лиза… могли ли они остаться вместе в конце повести и жить долго и
счастливо, как это полагается в настоящей идиллии?

III. Сопоставительная
характеристика героев.

Давайте проведём
сопоставительную характеристику героев, чтобы точно выяснить, могли ли они
быть вместе.

1
группа — Лиза, 2 группа — Эраст.

1.    
Характеристика
героев до встречи.

2.    
Отношение
автора к героям.

3.    
Отношение
Лизы к Эрасту, отношение Эраста к Лизе.

— В 1792
году.


повесть.

— в
Москве.

— Лиза и
Эраст.

— Лиза –
крестьянка, Эраст –

богатый
дворянин.


Повествование ведется от первого лица, от лица автора.

— Ткала
холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, собирала ягоды и продавала их.

— отец
Лизы умер, Лиза с матерью обедняли, и чтобы содержать себя и маму, ей
приходилось работать.


Ландыши.

— 100
рублей.

— Она
утопилась в пруду.

— И
крестьянки любить умеют.


Симонов монастырь.

— В Москве.


Молока.

— По
соображениям выгоды.

– Подготавливает
к восприятию повести, показывает, на каком фоне будут происходить события,
настраивает на возвышенный, чувствительный тон.


Культ чувства, в центре частная жизнь простых людей с их богатым внутренним
миром, разнообразными переживаниями; воспевается идиллическая жизнь человека
на лоне природы.

– нежный, хрупкий, белоснежный

красивый, чистый, невинный

ангельский.

–Чистый.

–Чистые
источники; чистые радости; чистый пруд; чисты и непорочны объятия

 Эта
чистота и непорочность относилась не только к реке, пруду, ландышам, но и  по
отношению к Лизе. А вместе с последним свиданием для Эраста Лизины объятия
перестали казаться такими же чистыми, как раньше…

– Скорее
всего, нет, между ними слишком большая разница: он богатый дворянин, она –
бедная крестьянка. Слишком сильны сословные традиции и общественные
предрассудки, которые бы не дали молодым жить счастливо

Ученики
разделяются на группы, составляют по плану характеристику героев.

См.
приложение №1.

IV.

Итоги
урока

– Могут
ли деньги Эраста компенсировать всё то, что отдала ему Лиза?

– Каково
психологическое состояние героини в эти минуты?

– Какова
основная мысль повести?

Нет,
ведь Лиза не хотела брать даже рубля за ландыши. А Эраст даёт ей сто рублей.
Он знал, что она их не возьмёт, поэтому положил их в её карман

–Она
унижена, оскорблена, раздавлена обманом и предательством. Она жила одной
любовью, её любовь разбита, чистота запятнана, надежды умерли, белый свет
померк. Чем ей теперь жить?Чистый ландыш растоптан в грязи

– «И
крестьянки умеют любить» – на весь мир провозгласил Н.М.Карамзин. Это было
принципиально новое утверждение, ведь раньше считалось, что способность к
высоким чувствам – это привилегия людей светского общества. На примере любви
матери Лизы и самой Лизы Н.М.Карамзин убедил всех, что «и крестьянки любить
умеют».

V.Запись
домашнего задания

    Написать сочинение «Мое отношение к Лизе и Эрасту».

Ученики
записывают домашнее задание в дневники.

Приложение
№1.

Конспект урока по литературе в 9 классе.

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Цель урока: ознакомиться с текстом произведения и на
основании этого обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию,
тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора
повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

— формировать
умения видеть отличительные черты сентиментализма в литературе;

развивающие:

— способствовать
развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма,
развивать интерес к истокам русской литературы;

— способствовать
развитию умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал
повести, на личный опыт;

—  способствовать
развитию навыка построения связных  высказываний в устной и письменной форме.

воспитательные:

— способствовать
воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического
мировоззрения;


воспитывать  внимательное  отношение к чувствам людей;


воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип
урока:
 Урок изучения нового
материала.

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести
«Бедная Лиза», художественный текст повести «Бедная Лиза»,
учебник по литературе 9 класс под редакцией В.Я. Коровиной,
раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся,
иллюстрация  О. А. Кипренского «Бедная Лиза».

Эпиграф:

Только
влюблённый имеет

право на
звание человека.

Александр 
Блок.

                                                                                       
Ход урока:

1.                 
Организационный
этап (3 мин.)

2.                 
Повторение
ранее изученного материала (7 мин.)

На
прошлом занятии мы с вами говорили о биографии замечательного русского писателя
Н.М. Карамзина. Попытаемся вспомнить, каким он был человеком при жизни, чем
увлекался?

Помимо
этого мы работали с таким понятием, как сентиментализм. Что же мы знаем
о нём, в чём его отличие от классицизма, например, произведений М.В.Ломоносова
и Г.Р.Державина? Также мы начали знакомиться с повестью Н.М.Карамзина «Бедная
Лиза». Давайте попытаемся вспомнить, чему же посвящено данное произведение?

3.                 
Слово
учителя

Мы
снова обращаемся к проблеме, которая  всегда волновала и будет волновать
человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм утверждает культ
чувства. Но оказывается, что без разума всё же не обойтись. И сегодня вам
предстоит выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику
повести «Бедная Лиза», рассмотреть систему образов в произведении.

4.                 
Комментированное
чтение текста произведения по учебнику В.Я Коровиной (25 мин).

5.                 
Работа
с иллюстрацией  О. А. Кипренского «Бедная Лиза» (7 мин.)

Какой предстаёт
Лиза в данной картине? Какие чувства у вас вызывает данная картина? Мы видим
девушку, которая тоскует и печалится. Она юна и миловидна. В глазах ее мольба.
Она смотрит на того человека, расставание с которым ей предстоит. В руках она
держит цветок красного цвета, символизирующий любовь. Кипренский просто не мог
по-другому изобразить крестьянку. Ее чувства ни для кого не имеют значения. Ее
любовь просто не имеет будущего. Виной всему стало неравенство социального
характера.

6.                 
Обсуждение
проблем повести «Бедная Лиза» (15 мин)


Современный ученый Владимир
Браниславович Муравьев убежден, что по­
весть «Бедная Лиза» «не знала за два века ни забвения, ни
утра­
ты читательской
любви». А это значит, что и сейчас повесть чи­
тается с интересом. Выскажите
свое мнение и вы как читатели. Интересна ли вам эта повесть? Если да, то чем? Что привлекает в ней? Правдива ли она, на
ваш взгляд? Что, по-вашему, в ней правда, а что — нет?
Попытайтесь понять свои чувства и переживания,
испытанные
при чтении, и объяснить их.


Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждая из которых постарается
ответить на ряд вопросов, касающихся данной повести.

Группа №1

1. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в
произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно
 такая? Ваша версия смысла названия произведения?

2. Проблема воспитания в повести. Как представлен в
произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности
поведения.

Группа №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь,
которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает
Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу?
Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Исследуйте композицию произведения. Определите характер
пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с
монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

Группа №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении?
Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает
происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении?
Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает?

2. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее
поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу
повести.

— Вопросы для обсуждения:


От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)


Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту
присутствие рассказчика
. (Рассказчик душевно вовлечен в отноше­ния
героев. Мы видим в нем благородного, гуманного человека, ра­нимого, остро
ощущающего чужую беду. Повествователь  бывает  печален,   радостен, гневен).


Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её
отец с матерью?  Как называла Лизу мать?


Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)


Проследим, какой характер носят чувства героев, как они раз­виваются, к чему
приводят.  Прежде всего, чувства главной героини повести — Лизы. Чем было
вспыхнувшее чувство для Лизы?

(Можно 
выявить  внутренние пережива­ния, говорящие о любви Лизы: смущение, во­лнение,
грусть, безумная радость, счастье, тревога, тоска, страх, отчаяние, потрясение.
Чувства Лизы отличаются глубиной, по­стоянством, бескорыстием. Она прекрасно
понимает, что ей не суждено быть женой Эра­ста, и даже дважды говорит об этом в
повес­ти: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между
крестьянами…», «Однако ж те­бе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка…» Но
любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы
«чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может и не хочет
скрыть. Ге­роиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому).


Как автор передает то или иное состо­яние Лизы? (
Лиза «еще
более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала…», «тихим голосом пела
жалобные песни», «провожала его гла­зами», «все жилки в ней забились», «встала,
хотела идти, но не могла» и т.д.  Делаем вывод о том, что точно найденные
писателем внешние проявления переживаний позволяют понять, что происходит в
душе ге­роини. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить
умеют!»)

—           Как
вы думаете, почему Лиза выража­ется таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин
в по­вести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть
красоту и благород­ство чувств своей героини, потому такой язык.)


Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?


А какое мнение сложилось у вас о нем? Чем было вспыхнувшее чувство для уже
успевшего вкусить «светских забав» Эраста?

(Самоотверженному
характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но из­балованного
барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Лиза привлек­ла
его прежде всего своей внешностью. На­мерение обольстить доверчивую девушку не
входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно
искало». Отметим, что подобное воздействие женской красоты на мужскую душу —
постоянный мо­тив сентиментальной литературы. Первоначально он думал «о чистых
радостях», наме­ревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Чувствуется
авторская ирония. Но все же Эраст изображен Карамзиным не веро­ломным
обманщиком-соблазнителем. По словам автора, «довольно богатый дворя­нин» с
«добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным, он вел рассеянную жизнь,
думал только о своем удовольст­вии…». Предательство его ненамеренное, но тем
более коварное).


Значит, любовь стала испытанием для героя?

(Он
плохо знал свой характер, слишком переоценил свои нравственные силы. Сенти­ментальные
идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии;
имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена
(бывшие или небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно
гуляли по лугам <…> и в счастливой праздности все дни свои провождали».
Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть <…> одними
чистыми объ­ятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».
Наступает пресы­щение и желание освободиться от наскучив­шей связи. В его
чувстве нет глубины, оно эгоистично).

           В
«Бедной Лизе» существенное место занимает тема денег. Как все, связанное с
деньгами, освещает человеческие отношения’?

(Лейтмотив
денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет
никаких своеко­рыстных помыслов. Во время одного из сви­даний Лиза сообщает
Эрасту, что к ней сва­тается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что
ее матушка очень хочет этого брака. «И ты соглашаешься?» — насторажи­вается
Эраст. «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» — упрекает его Лиза. Разбив
сердце девушки, Эраст хочет от­купиться от нее: «Вот сто рублей — возьми их (он
положил ей деньги в карман) — позволь мне поцеловать тебя в последний раз — и
пойди домой». Он женится на богатой вдове, чтобы поправить свои дела.)


Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он?

—           А
как расценить поступок Лизы? Этими ста рублями не «откупается» ли она от
матери?

(В 
сентиментальной литературе деньги всегда вызывали осудительное отношение к
себе. Искренняя, настоящая помощь должна  выражаться в поступках, в
непосредственном участии в судьбе людей. Деньги же создаю лишь видимость
участия и часто служат прикрытием нечистых намерений. «Я забываю человека в
Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо и
слеза катится по лицу моему») .


Как проявляется здесь отношение автора к герою?


Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста
?  (Человек
в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства,
подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни.
Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя
руки).


Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?


Что  узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

(Да,
он понял свои ошибки, «не мог уте­шиться», жестоко корит себя, ходит на моги­лу
Лизы. Карамзин говорит о встрече и при­мирении их душ в ином мире) .


Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль
играет чувство любви в формировании чело­веческой личности, но и предупреждает
о не­обходимости рассудка в любви.


В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? (
Матери
Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают,
что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума…)


Как понимать финальную фразу повести?


Для достижения максимального прав­доподобия Карамзин связал сюжет своей по­вести
с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на бе­регу
Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы проис­ходили
возле Симонова пруда, который пос­ле повести Карамзина получил название
Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с
изображени­ем мыслей и настроений человека.


Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

(Ребята
анализируют пейзажные зарисов­ки, дают толкование символам весны, ланды­ша,
тумана, осени; отмечают связь природы с Лизой («Печальная горлица соединила жа­лобный
голос свой с ее стенаниями» и про­чие примеры) и отсутствие такой связи с
Эрастом. Говорят о свете и мраке в повести. Автор, по их мнению, наделяет
природу разу­мом.


В чем смысл заглавия?


Какие, на ваш взгляд, «чувства доб­рые» воспитывает в читателях повесть Ка­рамзина?
Могут ли извлечь из нее современ­ные молодые люди нравственные уроки? Ес­ли да,
то какие?

(Карамзин
учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство,
проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки).

7.     
Самостоятельная
работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»(20 мин)

8.       

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев,
заполните таблицу.

Лиза

Эраст

9.       

2.Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в
каждом из миров героев.

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее
родители?

2.Какими
эпитетами наделяет автор свою героиню?

3.Каковы
взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем
Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Что
можете сказать о матери Лизы?

6.Как,
по-вашему, она воспитывала дочь?

7.С
какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

10.   

4.Образ Эраста.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите
об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? 

На ваш взгляд,
Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы
узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При
каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как
Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

5.Чем
было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав
Эраста?

7.Чувства
героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы
«готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы
думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.О чем
предупреждает автор Эраста?

3.Когда
и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

4.Каково
отношение автора к Лизе?

5.В
каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем
закончились отношения героев?

9.Какова
судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

11.   

8.
Подведение итогов урока.

  Разработка открытого
урока в 7 класс на тему: «Образ учительницы  Лидии Михайловны в рассказе  В. Г.
Распутина «Уроки французского».

Цель:
показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а)
образовательные: раскрыть приемы создания образа героя  в художественном
произведении;

б)
развивающая: совершенствовать  навыки аналитического чтения, анализа эпизода,
выполнение тестовых  заданий по фрагменту текста;

в)
воспитательные: способствовать взаимоотношению между учителями и учениками,
воспитанию уважения к профессии учителя , воспитывать нравственные качества.

Тип
урока: комбинированный с использованием  ИКТ.

Методические
приемы: аналитическая беседа, выразительные  чтение, чтение по ролям, просмотр
видеофрагмента, компьютерное тестирование.

                                                             
Ход урока:

1.    
 Оргмомент.

-Юные
читатели, здравствуйте!


Здравствуйте. Кто  каждое утро идет в школу с радостью, потому что считает, что
здесь их ждут открытия , верные друзья и мудрые наставники – учителя!

-Здравствуйте
и те, кто идет в школу не  очень большим желанием, потому что думает, что
учителя к ним излишне строги.


думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно
больше.


поможет нам в этом мудрый  писатель,  Валентин  Григорьевич  Распутин и его
рассказ «Уроки французского».

-Эпиграф
нашего  урока:

            
       Учитель, дни жизни своей, как один,

              
     Ты школьной семье посвящаешь,

                   
Ты всех, кто учиться  к тебе приходил,

                   
Своими детьми называешь.

  
2.Опрос домашнего задания.

 1.
Краткий пересказ рассказа «Уроки  французского» учениками.

2.
Письменное задание по карточкам слабым ученикам. Ответы на вопросы  по рассказу
«Уроки французского».

1)
О чем говорит название рассказа? (О  школе, уроках, сверстниках).

2)Кому
адресовано вступление? (Себе и читателю, учителям).

3)
От чьего лица ведется повествование? Почему? (От первого лица . Автор изложил
свою биографию – автобиографию). 

4)
Кто является героем рассказа? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни
фамилии автор не называет).

5)Когда
и где происходят события, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания
ВОВ, в 1948 году в далекой сибирской деревне).

6)
Какие испытания выпали на долю героя? ( В 11 лет началась самостоятельная
жизнь, не ладилось с французским).  Чтение отрывка «Учился я и тут хорошо» до
слов «Все было впустую».

2.
Письменное задание сильным ученикам. Рассказ называется «Уроки французского».
Какие уроки преподал нам Распутин в этом произведении? Напишите, пожалуйста.

1урок.
Настоящая мать всю жизнь заботиться о своих детях.

2
урок. Будь самостоятельным. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.

3
урок. Не горячись, будь спокойным. Уступи тем, кому ничего не докажешь.

4
урок. Будь принципиальным. Не льсти.

5
урок. Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

3.Новая
тема:  «Образ учительницы в рассказе В. Распутина «Уроки французского».

-Теперь
речь пойдет о «необыкновенном человеке» — учительнице французского.


Каким, по – вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё
мнение)

Как
получилось, что главный герой стал играть на деньги? (Сначала у него появилось
стремление проявить ловкость, потренировавшись,  он понял, что сможет выиграть
деньги и тратить их на молоко)

-Как
Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? ( Она пытается все выяснить
шуткой.  Подленького  Тишкина она спокойно осаживает. Понимает,  что мальчик её
обманывает и решает разобраться после уроков)

Прочитаем
по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

— 
Как Лидия Михайловна  ведет беседу ? ( Внимательно рассматривает  героя. Вместо
наказания разговор  становится спасением)

Образ 
героя  в художественном произведении раскрывается через портрет.

Ученик 
читает портретное описание.

-Какой 
представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему  возвышенным, почти
неземным существом)


А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)

-Почему
он боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сухой, прямолинейный,
невнимательный  к людям. Ко всем подходит  с одной  меркой. Директор
«допрашивал» провинившихся  до тех пор,  пока они не заплачут, « лишь после  этого
он успокоился»)

В
описании  героев использовано противопоставление. Антитезой описания 
учительницы является описание самого героя. Лидия  Михайловна противопоставлена
также директору. И не только в описании внешности.

-Почему
герой нарушает слово не играть на деньги? ( «В те дни мне пришлось совсем
плохо….», «мне все время хотелось есть ….»)

-Почему
Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь
его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)

-Какие
чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)

-Почему
мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? ( В нём проявилось не
только упрямство, но и чувство собственного достоинства )

Показ 
видеофрагмента фильма « Уроки французского»

После
просмотра фильма ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с прочитанным
эпизодом.

-Почему
Лидия Михайловка решилась  на игру  со своим учеником? (Она поняла, что помощи
мальчик  не примет и решила использовать известное ему средство-игру на деньги)


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»,-писал Лев 
Николаевич Толстой и , наверное, был прав: и в Валентине Григорьевиче, и в
Лидии Михайловне , действительно, очень много доброты. А какие еще черты
характера  вы заметили в ней? В  чем они проявляются? ( Смелость, так как она
готова идти на риск, ради спасения  главного героя; благородство – она не
оправдывается перед директором и добивается, чтобы мальчик не пострадал; она 
чуткая, так как заметила то, что не замечали другие – что мальчик голодает и т
.д.) Давайте поместим  на доску  карточки с характеристиками главной героини.
Скажите, пожалуйста, вам хотелось  бы учиться у такой учительницы?(Конечно).

-Ате
учителя, у которых вы учитесь, помогают вам в затруднительных ситуациях? У кого
– то были такие случаи?(Учащиеся рассказывают).

-Предлагаю
вам в парах  определить по 2 часа качества характера из перечисленных на листе
с подсказками, свойственным учителям, которые вас обучают , которым вы
доверяете , которых уважаете.(Учащиеся называют и вывешивают на доске карточки
с названиями соответствующих качеств.)


Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии
Михайловны.


Какие  черты являются определяющими?


Как относится Лидия Михайловна к мальчику?  ( Лидия Михайловна относилась  к
мальчику с пониманием  и сочувствием,  она ценила его целеустремлённость.  В
связи с этим  учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая
дома подкормить его).


Почему затея  с посылкой  ей не удалась? (Учительница наполнила посылку
«городскими»  продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила
мальчику принять «посылку»)


Удалось ли учительнице  найти способ помочь мальчику, не ущемляя  его гордости?
(Предложила играть на деньги в « пристенок»).


Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (Посылка явилась
подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей
правоте).


Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна
наделена необыкновенной способностью к состраданию   и доброте, за что и
пострадала, лишившись работы).

Вывод:
Лидия Михайловна идет  на рискованный  шаг, играя с учеником на деньги, из
человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается.
Кроме того, она рассмотрела в своем ученике   способности и готова любимыми
способами помочь им развиваться.

4.
Тестовые задания.

-Выполним
тестовые задания, связанные с этим эпизодом.

А3.
От какого лица ведется повествование во фрагменте?

1)от
первого

2)
от третьего

3)
через систему рассказчиков

4)
это монолог героя

 

image003

В1. Укажите
художественно-выразительное средство,которое помогает автору  описать образ
и выразить своё отношение к нему («пораженный голос», «твердый, звенящий
голос», «удивлённый голос»).

 

Надпись: А5. С какой целью автор при характеристике Лидии Михайловны использует слова и выражения: « медленно, очень медленно поднялась с колен,» спокойно ответила»? 1) Выявляет отсутствие в героине серьезного отношения к жизни 2) Наделяет её героическими чертами 3) Характеризует мужество героини 4) Подчеркивает сложность ситуации

В3. Выпишите из фрагмента слова, с
помощью которых  директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны.

 

image005

 

В4. Выпишите из фрагмента название
игры, в котором играли Лидия  Михайловна с главным героем.

 

Ответы:                                  
В1 — эпитет

 А1-
4                                       В2 – поступок

А2 -2                                         В3
— это преступление , растление, совращение.

А3-1                                          В4
—  «пристенок»

А4-2

А5-3         

 

 

5. Подведение
итогов выполнения тестовых заданий.

В
предисловии к рассказу В. Г. Распутин написал, что  в основу произведения легли
события  его жизни. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.
В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных
языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный.  И
прогуливали,  и хулиганили – всё было.  Лидия  Михайловна   организовала 
драмкружок, « разбойники» вскоре преобразились. Валя Распутин не был лидером  в
классе, но его уважали за справедливость  и смелость .  Плохо тогда жилось, 
как и повсюду  в послевоенные годы,  впроголодь. Одеты были дети кто во  что
горазд: старые шапки,  заношенные  другими фуфайками,  ичиги на ногах .

 В
интервью « Труд «   Молокова  Л. М. рассказала, что  Валя Распутин  был  одним
из многих её  учеников, которым  жилось  очень  трудно,  но в « чику»  и
«замеряшки» она с ними не играла.  Интересно, что после Забайкалья  эта женщина
жила  в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский языка.
Потом работала и в Камбодже, и в Алжире,  и во Франции. Учила   русскому языку 
тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов  Лидия 
Михайловна и купила книгу  своего бывшего ученика.


Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока. Каким  же должен быть
настоящий учитель?

Рефлексия.

-Что
удивило вас?  О чём  вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя  с сегодняшнего
урока?

 Чтение
стихов учениками.

На
фоне музыки идут слайды – фотографии из школьной жизни.

Учитель,
дни жизни своей, как один,

Ты
школьной семье   посвящаешь.

Ты
всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими
детьми называешь.

Любимый
учитель, родной человек.

Будь
самым счастливым на свете,

Хоть
трудно  порой достаются  тебе

Твои 
непослушные дети.

Ты 
дружбой и знаньями  нас наградил.

Прими
благодарности наши!

Мы
помним, как в люди  ты нас выводил

Из
робких, смешных первоклашек.

Но
дети взрослеют, от  школьной скамьи

Дорогами
жизни шагают

И
в памяти носят уроки твои,

 А
в сердце тебя охраняют.

                            
М. Садовский «Родной человек»

6.Домашнее 
задание: 1. Дать письменную характеристику Лидии Михайловне;

2.    
Подготовиться к сочинению: « Уроки
нравственности  в произведении В. Распутина».

Тестирование за 1 четверть 8 класс

I Вариант

  1. Не является жанром УНТ

а) календарно-обрядовые песни

б) поговорки

в) летописи

г) былины

  1. Назовите сатирическое произведение русской литературы XΙΙ века.

а) «Повесть о Петре и Февронии

Муромских»

б) «Повесть о Горе-Злосчастии»

в) «Повесть о Шемякином суде»

г) «Поучение Владимира Мономаха»

  1. Конфликт художественного произведения – это …

а) ссора двух героев

б) столкновение, противоборство, на котором построено развитие сюжета

в) наивысшая точка развития действия

г) неприятие произведения критиками или читателями.

  1. В какой форме ведется повествование в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) исторические хроники

б) повествование автора

в) семейных записок

г) дневниковых записей

  1. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина?

а) автора

б) Маши Мироновой

в) Пугачева

г) Петра Гринева

  1. Назовите имя Савельича: 

       а) Архип;               б) Филипп;                    в) Иннокентий.

  1. С какой целью  в произведение вводится сон Гринёва: 

       а) характеризует Гринёва;

       б) предвещает развитие отношений двух персонажей;

       в) характеризует Пугачёва;

       г) подчёркивает кровожадность Пугачёва.

  1. Кому принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:

а) автору;                                                                        б) Екатерине II;

в) Петруше Гринёву;                                                     г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров;

д) Савельичу.

  1. Какие символические образы используются Пушкиным в повести: 

а) путь, дорога;                                                              б) могила;

в) буря, буран;                                                               г) орёл, ворон;

д) кинжал;                                                                      е) виселица.

  1. Какие черты русского национального характера показаны Пушкиным в образе Пугачёва: 

а) ум, сметливость;                                                       б) лень, бездеятельность;

в) удальство, широта натуры;                                      г) склонность к пьянству;

д) память на добро, благодарность.

Тестирование за 1 четверть 8 класс

II Вариант

       1.Укажите жанр древнерусской литературы

         а) сказание                                  б) роман

         в) поэма                                       г) комедия  

2. Какое произведение XVIII века заканчивается словами: «Вот злонравия достойные плоды»?

а) «Недоросль» Д.И.Фонвизина                               б) «Бригадир» Д.И.Фонвизина

в) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина                           г) «Наталья, боярская дочь» Н.М.Карамзина

      3. В чём заключается смысл названия повести: Маша Миронова — …

а) единственный женский персонаж повести;

б) стоит в центре сюжета;

в) носительница высокой нравственности и чести;

г) дочь погибшего русского офицера.

4.В каком веке происходит действие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) в конце XVII                                                                  б) во второй половине XVIII

в) в первой половине XVIII                                              г) в начале XIX

5.        Реальные исторические лица действуют в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?

а) Николай I и Емельян Пугачев                                      б) Степан Разин и Александр I

в) Екатерина ІІ и Степан Разин                                        г) Емельян Пугачев и Екатерина II

6. Назовите годы жизни А.С.Пушкина: 

а) 1802-1841;                                                                            б) 1789-1828;

в) 1799-1837;                                                                            г) 1805-1840

7. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

а) автора;                                                                                  б) повествователя;

в) Маши Мироновой;                                                              г) Петра Гринёва;

д) Пугачёва.

  1. Каким показан в повести Савельич: 

а) забитым, безгласным крепостным;

б) послушным, рабски преданным своим господам;

в) глубоким, наделённым чувством собственного достоинства;

г) любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

9. Какова основная проблематика «Капитанской дочки»: 

а) проблема любви;                                               б) проблема чести, долга и милосердия;

в) проблема роли народа в развитии общества;

г) проблема сопоставления родового и служилого дворянства.

      10. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и  в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»: 

а) Марии Мироновой;                                                  б) Василисы Егоровны;

в) Екатерины II;                                                            г) Авдотьи Васильевны.

Ответы

1 вариант

1. в

2. в

3. б

4. в

5.  г

6. а

7. б

8. а

9. а, в, г

10. в, д

2 вариант

1. а

2. а

3. в

4. б

5. г

6. в

7. г

8. г

9. б

10. в

Тест по творчеству А.С.Пушкина. 8класс

  1. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

А) Пугачёв

1) оренбургские генералы

Б) Швабрин

2) Екатерина II

В) «енералы» Пугачёва

3) Гринёв

      12.Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

А) экспозиция

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо от отца

Б) завязка

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) кульминация

3) детство Петруши в родовом имении

Г) развязка

4) знакомство Гринёва с главной героиней повести

13.В чём заключается смысл названия повести: Маша Миронова — …а) единственный женский персонаж повести; б) стоит в центре сюжета; в) носительница высокой нравственности и чести; г) дочь погибшего русского офицера.

14. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью: а) композиции; б) эпиграфов; в) вставных элементов; г) прямой авторской оценки; д) выбора героя.

15.Какие исторические персонажи действуют в «Капитанской дочке»: а) Николай I и Емельян Пугачёв; б) Степан Разин и Александр I; в) Екатерина II и Степан Разин; г) Емельян Пугачёв и Екатерина II.

1 – в

2 – а

3 – в

4 – а

5 – б

6 – б

7 – б

8 – в

9 – г

10 – г

  1. Отметьте верное суждение:

А) литературный характер – это образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени.

Б) литературный характер – это художественное изображение человека.

В) литературный характер – это персональные черты, присущие герою.

  1. «Мцыри» М.Ю.Лермонтова — это поэма

А) реалистическая

Б) символистская

В) историческая

Г) романтическая

  1. Какова судьба Мцыри в финале одноимённой поэмы М.Ю.Лермонтова?

А) герой, будучи ребёнком, попадает в плен

Б) совершает побег из монастыря

В) закончив свою исповедь, умирает

Г) вступает в бой с барсом

  1. Вспомните название цикла повестей Н.В.Гоголя, в который входит повесть «Шинель»:

А) «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Б) «Арабески»

В) «Петербургские повести»

Г) «Миргород»

       15. Хлестаковщина — это:

а) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого

героя действия

б) стремление следовать моде во всем

в) карьеризм, мошенничество.

16. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа Л.Н.Толстого

«После бала»?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) антитеза

Г) ретроспектива

  1. Какое художественное средство использует М Е. Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»:

«видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?

А) ирония

Б) метафора

В) гротеск

Г) эпитет

  1. Как переименовал Глупов градоначальник Угрюм-Бурчеев из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина?

А) Непреклонск

Б) Умнов

В) Буягнов

Г) Залихватск

      19. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С.Тургенева?

А) Ася

Б) Параша

В) Арина

Г) Лиза

      20. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных сих

именами.

1) М.Ю.Лермонтов

2) Л.Н.Толстой

3) И.С. Тургенев

4) Н.В. Гоголь

             а) Сорочинцы

             б)  Ясная Поляна

             в) Спасское-Лутовиново

             г) Тарханы, Пензенская область

            А) 1а, 2б, 3г, 4в

            Б) 2б, 2а, 3в, 4г

            В) 1а, 2б, 3в, 4г

            Г) 1г, 2б, 3в, 4а

       21. Повесть отличается от рассказа:

А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;

Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;

В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни    

группы людей.

       22. Эпос – это род литературы:

А) отражающий внутренние переживания героя;

Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;

В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.

23. Укажите имя автора, который впервые ввёл в литературу героя-босяка.

А) И.Бунин

Б) А.Куприн

В) М.Горький

             Г) А.Чехов

      24. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

В чашу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой

         Какое выразительное средство использовал автор:

А) параллелизм

Б) инверсия

В) антитеза

Г) градация

      25. Укажите автора лирического цикла «На поле Куликовом».

А) С.Есенин

Б) В. Маяковский

            В) А.Блок

            Г)А.Ахматова

Произведите анализ стихотворения

С.А.Есенина «Песнь о собаке»

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

 Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,        
А месяц  скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

1915

Ответы к итоговому тесту по литературе для 8 класса

1 – в

2 – а

3 – в

4 – а

5 – б

6 – б

7 – б

8 – в

9 – г

10 – г

11 – а

12 – г

13 – в

14 – в

15 – а

16 – в

17 – а

18 – а

19 – а

20 – г

21 – в

22 – б

23 – в

24 – б

25 – в

В повести Карамзина повествуется о любви главных героев «Бедной Лизы». Молодая девушка, крестьянка, влюбилась в богатого дворянина. Описание несчастной любви разных по социальному статусу людей, по жанру является новеллой. В сюжет произведения легла сентиментальная история, и уже первая публикация этого нового произведения, принесла неслыханную популярность молодому писателю, которому едва исполнилось 25 лет. Основные мотивы для создания рассказа о любви пробудили у писателя стены Симонова монастыря, рядом с которым он гостил у приятеля на даче.

Вариант 2

Замечательный писатель Карамзин написал историю, в которой рассказывается о большой любви между главными героями произведения. Будучи крестьянкой, молодая девушка полюбила достаточно зажиточного и уважаемого человека, являющегося дворянином. Будучи новеллой, данное произведение рассказывает историю того, как из-за разницы в социальных классах, герои не смогли быть вместе, а также о том, что несчастная любовь может привести только к трагическим и грустным последствиям. В своем двадцатипятилетнем возрасте писатель получил несказанную популярность, так как данное произведение получилось очень ярким, искренним и интересным. Придумал данный рассказ писатель в тот момент, когда он находился у своего друга на дачном участке, который граничил с монастырем.

Образ Лизы

Данная девушка показана привлекательной и молодой девушкой, которая в довольно раннем возрасте потеряла родного папу. Она очень трудолюбива, и старалась работать на славу, ведь она понимала, что является опорой и поддержкой для своей матери. Изготавливая различные холсты, и вяжа носки, она продает все это в одном из Московских мест для продажи. Как-то раз она очень сильно влюбилась в одного из офицеров. Она показана очень ранимой, искренней и скромной девушкой, которая была крайне доверчивой и наивной особой. Когда она узнала о решении Эраста о женитьбе, то не смогла пережить данного факта, и совершила самоубийство.

Эраст

Автор хотел привести не только примеры искренности испытываемых чувств, но и такие примеры, которые бы говорили о том, что человек является легкомысленным и поверхностным персонажем. Эраст обещал Лизе множество приятных и добрых вещей, которые он тем не менее не сделал, и это говорит о том, что его слова были ложными и неискренними. Он показан молодым, богатым и умным молодым человеком, который не смог проявить волю и характер в тот момент, когда это нужно было сделать. Несмотря на то, что он любил Лизу за ее чистую душу, наивность и доброту, он не смог жениться на ней, так как проиграв все свои деньги, решил жениться на богатой женщине.

Мама Лизы

Женщина показана больной и переживающей тот факт, что совершенно недавно ее муж скончался. Она показана очень доброй и чувствительной женщиной, которая всяческим образом поддерживает свою дочь, и хочет, чтобы она стала женой хорошего и доброго человека, с которым смогла бы обрести счастье. Понимая тот факт, что Эраст не является ровней для ее дочери, и что это может привести к трагическим последствиям, она старалась отговорить Лизу от решения стать его женой. Когда она узнала, что Лизы не стало, старушка также умирает от горя.

Сочинение: Образ Бедной Лизы из повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

(451 слово) Главной героиней своей повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзин сделал крестьянку — девушку совсем не из высшего сословия. Писатель сразу нарушает традицию, называя ее Лизой: в европейской литературе его времени так обычно именовались служанки и горничные, кокетливые девушки с ветреным характером, однако само имя «Елизавета» переводится как «почитающая Бога», и это становится одной из ключевых характеристик новой героини.

С первых строк читатель замечает, что автор симпатизирует Лизе, любуется ею и жалеет, называя «любезной», «прекрасной» и «бедной». Мы узнаем, что в 15 лет Лиза потеряла отца, мать из-за слабого здоровья работать не может, и девушка рано начинает усердно трудиться, чтобы прокормить себя и мать. Она ткет холсты, вяжет чулки, собирает для продажи в городе цветы и ягоды. При этом героиня не только трудолюбива и самоотверженна, она очень восприимчива и мягка сердцем. Чтобы не расстраивать мать, Лиза «старалась казаться покойною и веселою», хотя переживала из-за смерти отца. В таких мелочах раскрывается глубокая и прекрасная душа героини.

Лиза честна и открыта, по-детски наивна. Она отказывается брать лишнее за проданные цветы, краснеет и смущается от обращенных к ней добрых слов красивого незнакомца.

Полюбив Эраста, Лиза проявляет всю пылкость и силу своей натуры. Тайные вечерние свидания с ним становятся ее главной отрадой и смыслом. Лиза понимает, что богатый дворянин не может связать свою судьбу с простой крестьянской девушкой, но Эраст так страстно клянется ей в любви, так добр и щедр к ее матери, что Лиза доверяется ему.

Узнав, что Эраст отправляется на войну, Лиза тотчас готова следовать за ним:

«Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь».

Однако возлюбленный Лизы оказывается слишком слаб и мягок, чтобы идти за своей любовью наперекор общественным устоям, на войне он проигрывается в карты и для поправления дел выбирает самый простой и распространенный в то время путь – женитьбу на богатой вдове.

Предательство Эраста и разрушение всех связанных с ним надежд толкает девушку на самый отчаянный поступок – самоубийство. Рассказчик не оправдывает этого шага, но прощает Лизу, ведь горе лишает ее сил. Более того, он выражает надежду, что чистая душа Лизы попадет в Рай и там обретет новую жизнь.

Сделав главной героиней своей повести крестьянку, Карамзин впервые поднимает проблему равенства всех людей и сословий перед настоящими чувствами, ибо «и крестьянки любить умеют». Еще одним новшеством становится сама трактовка автором женского образа. В России XVIII века женщина не являлась фигурой вполне свободной, ее жизнь и вступление в брак диктовались семьей и внешними обстоятельствами. Карамзин же позволяет своей героине любить и в этой любви раскрыть всю силу и полноту своего характера. Именно женщина выступает в повести Карамзина представителем высшего нравственного идеала. Тему эту подхватят впоследствии Пушкин, Тургенев, Гончаров и другие писатели, которые создадут целую галерею сильных и прекрасных женских образов.

Автор: Юлия Филипская

Образ повествователя

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный – это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

Повествователь в поэме – это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, – одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя – это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.

Все темы книги «»Мертвые души» Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • История создания произведения
  • Жанровое своеобразие поэмы
  • Образ повествователя
  • Лирические отступления
  • Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине

Сочинения

  • Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Критики о поэме «Мертвые души» и творчестве Н.В. Гоголя

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ОБРАЗ АВТОРА

Расстановка ударений: О`БРАЗ ПОВЕСТВОВА`ТЕЛЯ, О`БРАЗ А`ВТОРА

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ, ОБРАЗ АВТОРА — носитель авторской (т. е. не связанной с речью к.-л. персонажа) речи в прозаическом произведении.

В драматургическом произведении речь каждого персонажа мотивирована свойствами его характера и сюжетными ситуациями, авторская речь сведена к минимуму: ремарки, описание обстановки, как правило, но звучат на сцене и не имеют самостоятельного значения. В лирике речь мотивирована чаще всего переживанием лирического героя, реже — связана с чертами сжато обозначенных персонажем и в таких случаях переходит уже в план лиро-эпического повествования. В прозе на первом плане перед нами речь персонажей, опять-таки мотивированная их свойствами и сюжетными ситуациями, но с ней связана не вся речевая структура произведения, многое в ней относится к тому, что обычно обозначается понятием авторской речи. Весьма часто речь, не связанная с образами действующих лиц, в прозе персонифицируется, т. е. передается определенному лицу-рассказчику (см. Рассказчик), повествующему о тех или иных событиях, и в этом случае она мотивирована только чертами его индивидуальности, так как в сюжет он обычно не включен. Но, если в произведении и нет персонифицированного рассказчика, мы по самому строю авторской речи улавливаем определенную оценку происходящего в произведении. Так, в «Преступлении и наказании» Достоевского повествователь не выделен сколько-нибудь резкими чертами, но в конце романа дана оценка, идущая именно от повествователя, говорящего, что Раскольников «предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь». В «Мертвых душах» Гоголя представление о России было бы явно односторонним, если бы повествователь не обнаруживал себя как в сатирических интонациях, так и в лирических отступлениях в качестве совсем иного характера русского человека, противостоящего действующим лицам романа.

Анализ прозаического произведения будет неполон, если мы по своеобразию языка повествователя не определим вложенного в него художественного смысла, зачастую существенно дополняющего те выводы, на к-рые нас наталкивает анализ непосредственно действующих лиц произведения. Это, в частности, объясняет частые неудачи экранизации или драматизации прозаических произведений, в к-рых выпадает О. п. (поскольку он не дан в сюжете), что и обедняет произведение. Вместе с тем О. п. не совпадает непосредственно с позицией автора, к-рый обычно ведет повествование, избрав определенный художественный угол зрения на события («Предположить надо автора существом всеведущим и непогрешимым», — записал Достоевский в работе над «Преступлением и наказанием»), поэтому термины «авторская речь» и «образ автора» представляются менее точными.

Лит.: Виноградов В. В., О языке художественной лит-ры, М., 1959; Тимофеев Л., Основы теории лит-ры, М., 1971.

Л. Тимофеев.

Источники:

  1. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., ‘Просвещение’, 1974. 509 с.

https://ra86.ru изготовление и продажа информационных стендов.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • От чьего имени ведется рассказ станционный смотритель
  • От чьего имени ведется рассказ руслан и людмила
  • От чьего имени ведется рассказ капитанская дочка зачем пушкин вводит рассказчика в повести
  • От чьего имени ведется рассказ золотые слова
  • От чьего имени ведется рассказ выстрел