От чьего имени ведется рассказ золотые слова

Краткие содержаниязощенкообезьяний языкодин человек, который пришел на собрание и считал себя неграмотным и темным, называл русский язык трудным и непонятным.
  • Краткие содержания
  • Зощенко
  • Обезьяний язык

Один человек, который пришел на собрание и считал себя неграмотным и темным, называл русский язык трудным и непонятным. Причина, почему мужчина не мог полностью понимать говорящих рядом с ним людей, крылась в чрезмерном наличии иностранных слов в родном ему с детства языке. Он даже сравнивал русский язык с французским, в котором звучали лишь французские слова. И, хотя человек не понимал этот иностранный язык, но улавливал чисто французское звучание речи. Он считал это нормальным, в отличие от огромного количества не по – русский звучавших слов в родном языке.

Когда простой человек разговаривал по – русски, без иностранных слов, его считали неучем. Рассказчик уверен, что употребление, и даже слушание речей с непонятными иностранными словами, делают речь сложной, способствуют нарушению дыхания и портят нервную систему простого человека.

На собрании, два мужчины, сидевшие рядом с рассказчиком, были людьми «интеллигентными». Они употребили много иностранных слов в своем коротком разговоре. Простой человек не мог понять и половины того, о чём беседовали его соседи. Они называли заседание «пленарным», на которое подобрался «кворум». По их мнению «пленарность» заседания могла быть сильной, а «кворум», слово, которое имеет абстрактное значение, мог каким – то образом, подобраться. Что это за «кворум» такой, они и сами точно ответить не смогли.

Один из беседовавших относился к пленарным заседаниям «перманентно», потому что «индустрия» переливалась из пустого в порожнее. Смысла в таких высказываниях не было никакого, но собеседники вели оживленный спор.

Помимо «умных» слов, они употребляли простонародные словечки: «оттеда», «допущаю» и «али», что указывает на их языковую бедность.

Затем вышел выступать мужчина, которого спорщики назвали «президиумом» и «острым мужчиной», говорящим всегда только по существу: ничего лишнего и ненужного.

Когда оратор начал выступление, его речь мало чем отличалась от разговора двух мужчин. Он говорил непонятно, употребляя множество иностранных слов. Но, соседи рассказчика кивали головами в знак одобрения его выступления. Один из собеседников смотрел на своего соседа с таким видом, что в их недавнем споре он все же был прав.

Послушав докладчика, рассказчик ещё раз убедился, что русский язык уже не тот, что был раньше. Он стал совсем непонятным и очень сложным для простого человека.

Рассказчик и персонажи

В «Обезьяньем языке» повествование ведется от лица человека малограмотного, необразованного, который считает русский язык трудным главным образом из-за того, что «иностранных слов в нем до черта». Очевидно, что рассказчик в произведении не тождественен автору. «Обезьяний язык» написан в сказовой манере. Рассказчик – непосредственный участник событий, его речь проста и далека от литературной.

Главные герои – двое собеседников, которые сидят на собрании по соседству с рассказчиком. Участники диалога в «Обезьяньем языке» употребляют иностранные слова, хотя и не понимают их значения. Оба хотят казаться умными и образованными, но получается у них это из рук вон плохо. В их речи заимствованная лексика соседствует с разговорными словами и выражениями. При этом некоторые фразы, произнесенные собеседниками, вообще лишены смысла. Зато рассказчику их беседа кажется «очень умной и интеллигентной».

Есть в произведении еще один персонаж – оратор, выступающий на собрании. Его речь не приводится. О нем вообще практически ничего неизвестно. Судить об этом человеке можно только по отзывам рассказчика и одного из его соседей. Рассказчик говорит, что оратор «произносил надменные слова с иностранным, туманным значением». По мнению соседа, выступающий – «очень острый мужчина» и «оратор первейший». Вывод из всего сказанного напрашивается сам собой – велика вероятность, что оратор мало отличается от двух соседей рассказчика, что его речь также неграмотна и наполнена иностранными словами, которые он употребляет к месту и не к месту.

В рассказе Зощенко высмеиваются не какие-то конкретные люди – персонажи произведения максимально обезличены. У главных героев нет имен, внешность одного из собеседников описана довольно скупо – «не старый еще мужчина, с бородой», о внешности второго участника диалога вообще ничего неизвестно. Главная цель Зощенко – высмеять неуместное употребление слов, заимствованных из иностранных языков.

Актуальность рассказа «Обезьяний язык»

Рассказ Зощенко остается актуальным и сегодня. Во-первых, едва ли не каждый день в русском языке появляются новые заимствованные из других языков слова. Во-вторых, нередко встречаются малограмотные люди, употребляющие эти самые слова не к месту. Понятно, что русский язык постоянно меняется и глупо было бы выступать категорически против заимствования иноязычной лексики. Главное – соблюдать меру и не забывать про контекст.

В данном случае на ум приходит высказывание писателя Алексея Николаевича Толстого: «…Известный процент иностранных слов врастает в язык. И в каждом случае инстинкт художника должен определить эту меру иностранных слов, их необходимость. Лучше говорить “лифт”, чем “самоподымальщик”, “телефон”, чем “дальнеразговорня”, “пролетарии”, чем “голодранцы”, но там, где можно найти коренное русское слово, — нужно его находить».

Анализ рассказов М.Зощенко завершает изучение раздела «Сатира и юмор в литературе». Обращение к тематике и проблематике рассказов этого выдающегося писателя, исследование его поэтики потребует от семиклассников привлечения дополнительных знаний и умений. Данная статья поможет организовать самостоятельную работу школьников при подготовке к анализу рассказаМ.Зощенко «Обезьяний язык». Своими размышлениями о творчестве этого замечательного писателя с вами делится А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный».

К вступительной части урока

Организация беседы после прочтения рассказа. Вопросы и задания – на слайдах.

Смысл фельетона «Обезьяний язык»

В своей фельетоне Михаил Зощенко изображает трагедию русского человека. Он вынужден подлаживаться под новые порядки, вставлять в свою речь новомодные словечки. Он боится, что если не говорить так, как все вокруг, можно прослыть необразованным, некультурным человеком.

Автор уверен, что стыдно убивать чистоту русского языка, он тонко высмеивает тех, кто старается копировать других, например, того же оратора. Сравнение новых, туманных словечек, с обезьяним языком сделано тонко и остроумно.

Фельетон так и дышит сарказмом, но сарказмом горьким. Не случайно главные герои обезличены. Тот, кто не хранит родной язык, не отличается от других.

Смысл финала фельетона Михаила Зощенко «Обезьяний язык»

Финал остроумного фельетона подчёркивает горькое понимание того, что чуждые русскому слуху слова не украшают нашу прекрасную речь.

Автор с иронией отзывается о людях, которые используют их в своей речи, хотя даже не понимают их истинного смысла. Писатель чётко даёт понять читателю, что не стоит бездумно говорить новомодными словами. Со стороны это выглядит жалко и нелепо.

Автор с иронией и сарказмом рассуждает, как же труден русский язык.

Полный блестящего искромётного юмора, беззлобной сатиры и редкого стиля фельетон Михаила Зощенко «Обезьяний язык» призывает обратить внимание на чистоту родного языка.

Русский язык меняется и в наше время, поэтому произведение актуально и по сей день. Главная проблема использования чужих слов — отсутствие меры.

М.М.Зощенко точно и емко назвал рассказ – «Обезьяний язык». Почему?

Действительно, новые слова, доселе неизвестные простому человеку, – общественно-политическая лексика – хлынули в разговорную речь после революции 1917 года. Чаще всего — это иноязычные слова (заимствованные). Голос толпы, голос улицы смешался с «надменными» («заграничными») словами, смысл которых был неясен, но привлекателен для нового человека новой эпохи своей неповторимой тайной.

Новому человеку хотелось и в своей речи «блестнуть» словечками, чтобы соответствовать новому времени – времени коренной ломки всего старого, привычного. Простому человеку казалось, что заимствованная лексика делает его более значительным, возвышенным.

Обезьянничество, по сути, — это слепое подражание кому-либо, копирование кого-либо.

  • Тип повествования – сказ.
    Он ориентирован на современную живую монологическую речь рассказчика
    ,
    вышедшего
  1. Рассказчик
    простой человек, недалеко ушедший от своих героев-персонажей. Он «продукт» своей грандиозной эпохи. Недоволен засилием иностранных слов в речи, называет их «туманными», «надменными», т.е. он борец за чистоту языка.
  2. Сюжет рассказа.
  • Сетование на то, что «трудный этот русский язык… Беда, какой трудный».
  • Причина – огромное количество иностранных слов («До черта»)
  • Во французском языке «все хорошо и понятно» («французские, натуральные, понятные слова»).
  • Русская же речь «пересыпана словами с иностранным, туманным значением».
  • Результат: «от этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы».
  • Диалог соседей на собрании
  • Рассказчик-повествователь утверждает, что разговор «очень умный и интеллигентный. Но он человек без высшего образования, понимал его с трудом и хлопал ушами».
  • Выстраданная рассказчиком истина: «Трудно, товарищи, говорить по-русски!» — подводит итог наблюдений за диалогом соседей на собрании. Да и сложно в этой языковой пустоте что-нибудь понять.
  1. Две языковые стихии столкнулись в этом произведении:
  • разговорная речь, просторечие
  • книжная речь (официально-деловая) и общественно-политическая лексика. Сочетание разговорных слов с деловой лексикой (канцеляритом) и является основой для создания комической ситуации.
  1. Просторечия: «до черта», «сунься», «ихний», «хлопал ушами», «али», «небось», «из пустого в порожнее», «оттеда», «допущаю», «вышедши», «завсегда».
  2. Нарушение норм литературного языка создает невообразимый комический эффект («художественный образ ошибки»).

Оружие смеха в рассказе м.зощенко«обезьяний язык»

Слайд 0

ОРУЖИЕ СМЕХА В РАССКАЗЕ М.ЗОЩЕНКО «Обезьяний язык»

Слайд 1

Ну можно ли представить мир без шуток?! Да он без шуток был бы просто жуток! Когда на сердце холод, мрак и тьма, Лишь юмор не дает сойти с ума!… Л.Филатов

Слайд 2

Юмор Смех лёгкий, весёлый; автор смеётся над нелепыми ситуациями, отдельными недостатками.

Слайд 3

Сатира Смех злой, жестокий; автор высмеивает пороки общества, взаимоотношения между людьми.

Слайд 4

Сарказм Один из видов сатиры. Характеризуется беспощадным и резким осмеиванием чего-либо. Часто используется в различных публицистических произведениях. Сарказм – это недобрая шутка, выражающая неодобрительное отношение к осмеиваемому объекту или явлению. Сарказм нехарактерен для юмористов, предпочитающих добрые и милые шуточки.

Слайд 5

Оружие – средство, технически пригодное для нападения или защиты, совокупность таких средств; Смех – звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, насмешку, злорадство и другие чувства; Обезьяний, обезьянничать – подражать кому- нибудь, перенимая манеры, речь. О чем мы сегодня поведем разговор?

Слайд 6

Оружием смеха и секретом умной шутки обязан владеть каждый образованный человек. Неловкое чувство вызывает в компании тот, кто не понимает шуток или шутит грубо, пошло. Хорошо порой развеселить товарищей остротой, уметь высмеивать то, что мешает в нашей жизни. Этому можно и нужно учиться.

Слайд 7

Что для этого надо? Для этого надо обладать чувством юмора, наблюдательностью, умением видеть недостатки. Именно таким был Михаил Михайлович Зощенко.

Слайд 8

Слайд 9

М. М. Зощенко – русский писатель-сатирик. Родился в 1895 году в семье художника в Петербурге. Учился в гимназии, университете на юридическом факультете. В годы Первой мировой войны участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами.

Демобилизовался из армии в чине штабс-капитана; был сапожником, актером, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом.

В 1921 году был опубликован его первый рассказ, а в 1922 году – сборник коротких юмористических новелл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».

Слайд 10

Жизнь Зощенко была трудной. На похоронах (он умер в 1958 году) единственный читатель, которому дали выступить, сказал: «Вы не только смешили, вы учили нас жить …» Чему учил М. Зощенко?

Слайд 11

О чем его рассказ? Зощенко умел и любил слушать живую жизнь различных слоев общества. Он отлично «подслушал» на собрании своеобразные выражения, стилистические особенности, различные речения. «Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица», ? говорил писатель.

Слайд 12

Подумаем над рассказом Стиль рассказов М. Зощенко. Рассказы написаны в сказовой манере. – Какие произведения, написанные в форме сказа, вы прочитали в 5-8 классах? В чём заключается суть сказовой манеры?

Слайд 13

М. Зощенко – продолжатель традиций Н. Лескова. Герой-рассказчик у М.М. только говорит, но сказовая манера отчётливо передаёт жест героя, оттенок голоса, его психическое состояние, отношение мастера к рассказываемому.

Рассказчик-повествователь

Описывая собрание соседей – знатоков мудреных иностранных слов, «проговаривается». Происходит его саморазоблачение.

Перед нами недалекий, весьма ограниченный человек, похожий на героев-персонажей, о которых он с восторгом рассказывает. Не блещет интеллектом, набрался поверхностных знаний. Косноязычный. Сам не прочь козырнуть каким-нибудь эдаким словцом, «немеет» перед трудностями русского языка, особенно связанными с заимствованиями. Оказывается под стрелами иронии автора

Герои-персонажи, суть которых раскрывается в диалоге.

Заседание пленарное будет, али как?

То-то я гляжу… как будто пленарное.

Сегодня сильно пленарное.

  • Нарушены законы сочетаемости слов – это и создает комическую ситуацию. Слово «сильно» (очень) может сочетаться только с качественными прилагательными .

Неужели и кворум подобрался?

Подобрался и все тут.

С чего бы это он?

Вы небось не одобряете эти пленарные заседания. А мне они ближе… Все как-то выходит в них минимально по существу дня…

В последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям…

  • Вы почувствовали, как звучит в этом диалоге «мерзкий канцелярит»?

Если посмотреть с точки зрения…

Вступить на точку зрения, то да – индустрия конкретно

Конкретно фактически

  • Синтаксическая незавершенность фразы не формирует мысль. Звонкая пустота. Диалог ни о чем.

Попытка блеснуть иностранными словами «туманного, надменного» свойства. Эти «речевые упражнения» указывают на желание «стать с веком наравне», показать свою образованность.

Тема рассказа

– чудовищное лингвистическое невежество

Идея

– человек, преодолевший хаос революций и разрушительную гражданскую войну, должен и имеет право на достойную жизнь.

Язык – отражение внутреннего мира человека. Великий русский язык не должен быть погребен эпохой разрушений. Он должен быть «по росту» новому человеку новой эпохи – эпохи созидания

М.М.Зощенко был убежден, что человек, переживший страшные годы революции и ужасы гражданской войны, достоин самого лучшего. В том числе, имеет право и обязанность говорить правильным, ясным, понятным, идущим от сердца, искренним, выстраданным языком. Сатирик верил в силу художественного слова, его исцеляющую силу. Не случайно М.Горький говорил о «социальной педагогике» его творчества. Язык – это знак культуры, это экология, это чудо и спасение.

«Приращение смысла»:

Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.

Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескёсе, мерси, комси — всё, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.

А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой — беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.

От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.

Я вот на днях слышал разговор. На собрании было. Соседи мои разговорились.

Очень умный и интеллигентный разговор был, но я, человек без высшего образования, понимал ихний разговор с трудом и хлопал ушами.

Началось дело с пустяков.

Мой сосед, не старый ещё мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:

— А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

— Пленарное, — небрежно ответил сосед.

— Ишь ты, — удивился первый, — то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

— Да уж будьте покойны, — строго ответил второй. — Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался — только держись.

— Да ну? — спросил сосед. — Неужели и кворум подобрался?

— Ей-богу, — сказал второй.

— И что же он, кворум-то этот?

— Да ничего, — ответил сосед, несколько растерявшись. — Подобрался, и всё тут.

— Скажи на милость, — с огорчением покачал головой первый сосед. — С чего бы это он, а?

Второй сосед развёл руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:

— Вот вы, товарищ, небось, не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Всё как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.

— Не всегда это, — возразил первый. — Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно.

— Конкретно фактически, — строго поправил второй.

— Пожалуй, — согласился собеседник. — Это я тоже допущаю. Конкретно фактически. Хотя как когда…

— Всегда, — коротко отрезал второй. — Всегда, уважаемый товарищ. Особенно, если после речей подсекция заварится минимально. Дискуссии и крику тогда не оберёшься…

На трибуну взошёл человек и махнул рукой. Всё смолкло. Только соседи мои, несколько разгорячённые спором, не сразу замолчали. Первый сосед никак не мог помириться с тем, что подсекция заваривается минимально. Ему казалось, что подсекция заваривается несколько иначе.

На соседей моих зашикали. Соседи пожали плечами и смолкли. Потом первый сосед снова наклонился ко второму и тихо спросил:

— Это кто ж там такой вышедши?

— Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший. Завсегда остро говорит по существу дня.

Оратор простёр руку вперёд и начал речь.

И когда он произносил надменные слова с иностранным, туманным значением, соседи мои сурово кивали головами. Причём второй сосед строго поглядывал на первого, желая показать, что он всё же был прав в только что законченном споре.

Трудно, товарищи, говорить по-русски!

Великие о великом – о роли и значении языка

Во второй части статьи мы опубликуем материалы для организации самостоятельной работы с рассказом «Аристократка»

А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный».

Материал для подготовки к эссе по другим темам .

В рассказе «Обезьяний язык», Михаил Зощенко высмеивает недостатки общественности: невежество, пустословие и неграмотность. Автор приводит короткое и ироническое повествование, о том, как неграмотный народ засоряет простую русскую речь различными иностранными словечками, при этом, не понимая, что они означают и где их уместно применять.

Персонажи, общаясь между собой, вставляют в диалог непонятные для них слова с неизвестным значением. Зощенко назвал рассказ — «Обезьяний язык», потому что люди как обезьяны повторяют то, что услышали от других, не понимая значение этих слов.

Автор рассказывает от своего лица, который слушает разговор своих соседей «ушами хлопая» и ничего не понимает в нем. При этом восхищается красивым выражениям и непонятными для него словами. Он думает, что это показывает «умный, интеллигентный разговор».

Таким способом Зощенко пытается показать всю глупость простого русского народа, высмеять их неграмотность и обезьяньи замашки.

Люди, считающие себя интеллигентами не являясь ими, а скорее относятся к невежам. Они выражаются словами, не понимая и не зная их значение; «кворум, «подсекция, пленарное заседание, перманентное отношение, индустрия». Ведя разговор иностранными словами, считают себя умными и осведомленными. Читая такой диалог, возникает большое желание долго смеяться.

Народ не хочет показаться невежами, затевая споры, поправляя друг друга в произношении, тем самым показывая свою интеллигентность. На самом деле, каждый собеседник простой и необразованный человек. Наслушавшись много непонятных для них иностранных терминов, они пытаются связать их воедино и продемонстрировать свой ум и осведомленность. Автор хорошо передает эту контрастную речь читателю.

Малообразованные люди не знают, что означают определенные иностранные слова, но пытаются повторять моде на «умные слова» и вставлять их в свой диалог. Сидя на «пленарных заседаниях», где «индустрия из пустого в порожнее» они выслушивают глупые и ничего не значащие речи рассказчиков. Народ старается не пропускать такие собрания. В большинстве случаев на них ничего не решается, а попросту тратится время.

Обезьяний язык: краткое содержание и читательский дневник

Михаил Зощенко: Обезьяний язык: краткое содержание рассказа для дневника читателя. План рассказа: Обезьяний язык, пересказ сюжета, главные герои, главная мысль, отзывы читателей, пословицы.
Коротко содержание рассказа: Обезьяний язык.

В рассказе автор описывает, как он однажды попал на какое-то заседание. Он с интересам прислушивался к речам заседателей, которые вели заумные разговоры. Он восхищается множеством непонятных словечек, включенных в речь двух людей. Ведь они употребляют такие незнакомые слова, как «перманентно», «кворум», «пленарный». Но вскоре рассказчик замечает, что заседатели частенько вставляют в речь и просторечные слова: «али», «вышедши», «оттеда», «допущаю» и другие.

Все выступающие ораторы невежды, они говорят на «обезьяньем» языке, а смысл их речей абсурден. Засилье иностранных слов в речах было связано с возникшей модой на «умные» слова, значение которых заседатели не потрудились уточнить.

Рассказ учит тому, что надо понимать значения тех слов, которые употребляешь, чтобы не выглядеть смешно.

Сюжет рассказа развивается на собрании, где простому человеку сложно было понять, а точнее вообще не понятно, о че говорят его близь сидящие соседи и вступающие, ведь они сыпали как из рога изобилия слова, которые в нормальном русском языке не сыщешь. Самое главное, все эти ораторы по сути и сами не понимают, что означают эти иностранные словечки.

Смысл этого рассказа заключается в том, что не нужно засорять родной язык и без необходимости вообще заимствовать иностранные слова, ведь в русском языке достаточно и своего, ведь на нем писали Пушкин и Лев Толстой, и Достоевский…

Учит этот рассказ тому, то нужно учить свой родной язык и разговаривать на нем. Не нужно свою безграмотность прятать за «ширмой» иностранных выражений.

В своём рассказе Зощенко иронизирует над засилием иностранных слов в русском языке. Рассказ написан от лица товарища, который попал на совещание и стал случайным свидетелем разговора двух мужчин. Те рассуждают с умным видом о предстоящем заседании, вставляя в диалог «туманные», иностранные словечки. Например, в разговоре простоватые выражения, типа, «отсель или откудава» пересыпаны «кворумом, пленарное и др.» Читая их диалог, возникает ощущение, что мужчины сами не до конца понимают значения этих иностранных терминов. Однако, когда выходит «президиум» и начинает свою речь, мужчины с понимающим видом поддакивают лектору.

Вывод: читая рассказ, понимаешь, что все мы сталкиваемся с «обезьяньим языком» в жизни. Часто не умея складывать предложения из простых и понятных слов, мы вставляем непонятные, надменные (фраза Зощенко), иностранные слова, полагая, что они добавляют солидности нашей речи. На самом же деле, это выглядит глупо, напыщенно и смешно.

Рассказ Зощенко ведётся от имени автора, который в комичной форме пытается донести до читателя, что не стоит повсеместно, бездумно использовать в своей речи иностранные слова. Наш язык, богат и красив без непонятных многим слов.

На примере двух мужчин, которые и являются главными героями рассказа мы наблюдаем комичность данного заседания.

Двое мужчин сидят на заседании и обмениваются между собой непонятными словечками, такими, как кворум, индустрия, перманентно.

Рассказчик сначала пытается вникнуть в суть разговора, но потом понимает, что и сами собеседники далеки от мысли их беседы, так как применяемые ими слова им самим не знакомы.

Источник

Анализ 2

Основной тематикой произведения является проблема современного общества, выражающаяся в сознательном искажении и засорении русского языка.

Основными персонажами рассказа писатель представляет чиновников, участвующих в собрании и ведущих якобы умный разговор интеллигентов, при этом использующих в своих речах огромное количество заимствованных, ненужных слов и канцеляризмов.

Повествование в произведении ведется от имени рассказчика, присутствующего на мероприятии и недовольного сложными высказываниями докладчиков и их оппонентов. Именно посредством введения в произведение образа рассказчика писатель демонстрирует авторскую неприязнь, выраженную с использованием легкой иронии и сатиры, о чрезмерном и безграмотном употреблении русскими людьми иностранных слов и выражений, значение которых им непонятно либо туманно. При этом, вставляя в собственную речь неуместные заимствованные фразы, представители чиновничьего общества позиционируют себя в качестве образованных, интеллигентных людей, жаждущих продемонстрировать свою прогрессивность и значимость, не понимая, что тем самым лишь акцентируют внимание на полном собственном невежестве.

Персонажи рассказа коверкано и неумело применяют в разговоре выражения, заимствованные в других иностранных языках, грубо сочетая их с искаженными русскими словами, при этом не чураются смешения фраз различных словесных стилей, начиная свою речь в официально-деловой форме и заканчивая ее разговорным стилем с включением просторечия и канцеляризмов. Писатель подчеркивает глупость и необразованность героев рассказа, наполняя их высказываниями многочисленными речевыми ошибками.

В названии произведения писатель раскрывается авторский замысел, заключающийся в негативном отношении к безграмотному человеку, которого автор в комической форме сравнивает с кривляющимися обезьянами, старающимися в глазах окружающих выглядеть умными, образованными, авторитетными существами. Применяя в тексте иностранные слова, писатель делает сатирический акцент на точных и ярких характеристиках героев.

Раскрывая идею произведения, писатель использует различные художественные средства в виде сатирических приемов, юмористических и иронических высказываний, саркастических замечаний, тем самым демонстрируя в образах чиновников жалкое и смешное подобие по-настоящему прогрессивных и развитых людей.

Несколько интересных сочинений

  • Сравнительная характеристика Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых
    Кирсановы являются одними из центральных героев знаменитого произведения Ивана Сергеевича Тургенева. В этом рассуждении мы сравним двух братьев и постараемся выявить их сходства и различия.

    Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

Очень короткий иронический рассказ Михаила Зощенко “Обезьяний язык” остро высмеивает общественные недостатки. А именно — пустословие, бюрократию и невежество. Касается проблематика рассказа и засорения русского языка иностранными словами.

Персонажи рассказа пересыпают свою речь “словами иностранными, с туманным значением”. Рассказчик, от первого лица которого ведется повествование, слушает их, “ушами хлопая”. Он восхищен и уверен, что искусство говорить непонятными словами — признак “умного, интеллигентного разговора”. Таков иронический прием автора — он показывает смешное под маской серьезного.

При этом сами “интеллигенты” являются полными невежами. Они не понимают слов, которыми говорят: “…кворум такой подобрался — только держись. Да ну? — с огорчением спросил сосед.- Неужели и кворум подобрался?… С чего бы это он, а?”. Под видом “умного” разговора люди несут такую ахинею, что впору животики надорвать: “подсекция заварится минимально…”.

Но признаться в своем невежестве не готов никто. Народ даже затевает

споры и поправляет друг друга, чтобы прослыть интеллигентами. При этом видно, что на самом деле все эти люди — простые, необразованные. В их речи проскакивают просторечные слова. Они с трудом связывают те официальные и иностранные термины, которых нахватались “до черта” и спешат продемонстрировать: “Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то да — индустрия конкретно”. Их контрастная речь, мастерски переданная автором рассказа, заставляет читателя искренне хохотать.

Кто эти люди? Правильно, они просто обезьяны. Свое мнение о них Михаил Зощенко прямо высказал в названии рассказа – “обезьяний язык”. Сами персонажи догадываются, что все их “будто пленарные заседания” – это “индустрия из пустого в порожнее”. Но они продолжают слушать надменные и пустые речи ораторов, просиживать штаны на собраниях, где ничего не решается, заниматься болтовней и следовать моде на “умные слова”.

·     развивать
у школьников мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
доказательства;

Оборудование: учебник «Литературное чтение»,
толковый словарь, презентация, компьютер, проектор

№п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

1.     Организационно – мотивационный этап

1

Эмоциональный настрой на урок

Смело, чётко говорим и тихонечко
сидим!

 Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

Настраиваются на работу

Личностные:

— положительное отношение к школе и учебной деят-ти

1 мин

2

Речевая разминка.

Три сороки
– тараторки таратоли на горке.

— Объясните смысл
скороговорки. Почему именно сороки?

Выполняют упражнения для развития голоса (речевую разминку)

Болтливого человека
сравнивают с сорокой

Регулятивные:


осуществляют действие по образцу и заданному правилу

1 мин

II

Подготовка к изучению нового материала

Я предлагаю вам
обратиться к нашей шкатулке  слов.
        

 А что это за
слова? Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Слово обладает
великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в
постоянном употреблении.
 

 — А как
можно назвать  человека, который всегда  говорит такие волшебные
слова?

На доске записаны
два слова: 
Этика, этикет.  

Что общего у этих
слов?

 Кто
объяснит значения этих слов?

В толковом
словаре  В. Даля дано такое толкование слов.

/на доске
появляются карточки /

Учащиеся вынимают карточки со словами и зачитывают

 — Воспитанный человек

 Однокоренные

Учащиеся пробуют объяснить

Коммуникативные:  

— вступать в диалог с учителем и одноклассниками

3 мин

III

Сообщение темы, целей урока.

1

/На экране появляется
портрет писателя./

 Знаете ли
вы этого человека? Это М.М.Зощенко.

— В Санкт –
Петербурге находится музей М.Зощенко.

Уникальность
музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в
которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

 — Сегодня мы
 будем знакомиться  с  творчеством  Михаила Михайловича
Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться,
о воспитанности.

—  Рассказ «Золотые
слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном
значении? Почему?

 — Какие слова
могут считаться «золотыми»?

Биография

Учащиеся слушают

— В переносном

— Волшебные, ценные

Регулятивные:

 — принимать и сохранять
учебную задачу

Коммуникативные:

— вступать в диалог с учителем и одноклассниками

Познавательные:

осуществлять анализ, делать
вывод

10

2

Словарная
 работа.

(На доске
записаны слова.,учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала – стала заманчивой,
приятной.

Угореть  отравиться
угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился
угаром.

Развязно – излишне свободно
и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что
поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об
этом.

Дети стараются пояснить, если затрудняются

Познавательные:

-читать самостоятельно

1 мин

3

Первичное чтение сказки

— После
прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется
рассказ?»

1.          
Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

 Прием «Чтение с остановками».
Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее
размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается  предложением: «…И с
тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
 

От чего имени ведётся рассказ?

         
Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать
словами из текста)

          Как
вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

          Как
наказал отец Миньку и Лёлю?

         
Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов, подтверждая словами
из текста

Коммуникативные:

-уметь слушать товарища, отвечать на вопросы Регулятивные:

— вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

— участвовать в общей беседе; 

-слушать и отвечать на вопросы;

— формулировать собственные мысли;

— осуществлять совместную деят-ть в группе. Познавательные:

— читать самостоятельно текст;

-отвечать на вопросы по содержанию текста; 

5 мин

IY

Этап первичной проверки понимания изученного

2.Продолжение
чтения

 Когда
прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2
остановка
. (2 часть заканчивается
 предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали
рассматривать свои стаканы».)

Можно ли этот
рассказ назвать юмористическим? Почему?

Какое условие
поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Расскажите о том
эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

Как изменилось
поведение Лёли и Миньки? 
 Почему это произошло?

Как вы думаете,
чем закончится рассказ?

3.Чтение до
конца.

   
Почему папа назвал их поведение глупым?

— Да

— Рассказывают эпизоды

Коммуникативные:

— слушать и отвечать на вопросы;

— формулировать собственные мысли;

-осуществлять совместную деят-ть в группе.

5 мин

10 мин

Y

Этап подведения итогов

— Сегодня на
уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

Познакомившись с
рассказом М.Зощенко, какой  вывод вы сделали для себя?

Отвечают на вопросы.

— Нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с
учетом изменившейся обстановки

Регулятивные:

развитие самооценки;

Личностные:


формирование границ собственного «знания» и незнания»

Познавательные:


анализ, синтез

2 мин

YI

Этап рефлексии

— На листах изобразите ваши ладошки. Обведите их красным,
зеленым или желтым цветом.

Показ ладошек у доски с комментированием .

Изображают ладошки- символ дружбы на доске

Регулятивные:

-адекватно оценивать свои достижения

2 мин

Открытый
урок по литературному  чтению на тему: «М.М.Зощенко

«Золотые
слова»

3
«3» класс

Тема:
М.М.Зощенко «Золотые слова»

Класс: 
3 класс

Тип
урока:
урок изучения и первичного
закрепления новых знаний

Цель: продолжить формировать навыки беглого
чтения и правильной речи.

Задачи:

Обучающие:
познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М.
Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования
умения работать с текстом.

 Развивающие:
развитие умения видеть в юмористических произведениях
серьезное и делать выводы; способствовать развитию интереса к чтению,
способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. 

Воспитательные:
создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства
доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать  любовь  к книгам и
чтению.

Ход
урока:

I.
 Оргмомент.        
Смело, чётко говорим и тихонечко
сидим!

 Руки? – На
месте!

Ноги? – На
месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

II.
Речевая разминка.

Три
сороки – тараторки таратоли на горке.


Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

(Болтливого
человека сравнивают с сорокой)

Учитель:
Я предлагаю вам обратиться к нашей шкатулке  слов.

(учащиеся
вынимают карточки со словами и зачитывают)


 

 

 

  здравствуйтеimage001здравствуйтездравствуйте

 


 

Учитель:  А
что это за слова? Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Слово обладает великой силой. Мне бы
очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

 А как можно назвать  человека,
который всегда  говорит такие волшебные слова? (воспитанный человек)

 Верно, это воспитанный человек.
Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

Учитель:

На
доске записаны два слова: Этика, этикет.  

Учитель:
Что общего у этих слов? (однокоренные)

Учитель:
Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся пробуют объяснить)

Учитель:
В толковом словаре  В. Даля дано такое толкование слов.

/на
доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех
правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с
людьми.

Этика – это наука, которая определяет,
диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

III.
Подготовка к изучению нового материала.

/На
экране появляется портрет писателя./

Учитель:
Знаете ли вы этого человека? Это М.М.Зощенко. (биография)

Учитель:
В Санкт – Петербурге находится музей
М.Зощенко.

Уникальность
музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой 
жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

IV.Сообщение
темы, целей урока.

         Сегодня
мы  будем знакомиться  с  творчеством  Михаила Михайловича Зощенко. Будем
читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

        Рассказ «Золотые слова», как
вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении?
Почему?

        Какие слова могут
считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

      
Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

Перед знакомством с текстом хотелось
бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная  работа.

(На
доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель
зачитывает слова в контексте.)

Прельщала
стала
заманчивой, приятной.

Угореть
отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший
– отравился угаром.

Развязно
излишне свободно и непринуждённо  в
обращении с другими.

Раскаяться
сознавать, что поступил дурно,
неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

V.
Первичное чтение.


После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос
«От чьего имени ведется рассказ?»

1.   
Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием
«Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая
остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка.   (1 часть заканчивается 
предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

          Почему дети любили ужинать
со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

         
Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

         
Как наказал отец Миньку и Лёлю?

         
Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

         
Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая
работа.

 
Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила
без конца –
говорила очень быстро без остановки.

Сидела
как на иголках –
сидеть в крайне волнении,
в беспокойстве от ожидания.

Желала
загладить происшествие  —
исправить
положение

ФИЗМИНУТКА

2.Продолжение
чтения


Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2
остановка
.
(2 часть заканчивается  предложением: «… А некоторые с серьёзным и
озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

Можно ли этот рассказ назвать
юмористическим? Почему?

Какое
условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Расскажите о том эпизоде, который вас
заставил улыбнуться.

Как изменилось поведение Лёли и
Миньки?  Почему это произошло?

Как вы думаете, чем закончится
рассказ?

3.Чтение до
конца.

    Почему папа назвал их поведение
глупым?

VI.
Беседа.

Какие
слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Слово
«золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

В
чем  заключается основная мысль рассказа?

VII.Итог
урока. Рефлексия.

Сегодня на уроке, мы говорили,
обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

Познакомившись с рассказом М.Зощенко,
какой  вывод вы сделали для себя?

Конечно, нужно слушать советы, поучения
взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Закончите урок одним из
предложений:

Я узнал на уроке….

Мне было интересно потому , что…

Я сделал вывод, что…

VIII. Домашнее задание.    

Выразительное
чтение  и тест.

Конспект урока литературного чтения на тему «М.М.Зощенко «Золотые
слова» (3 класс, УМК «Школа России»)

Цель: Создание условий для ознакомления
младших школьников с произведением М.М.Зощенко “Золотые слова»; развитие умения видеть в юмористических произведениях
серьезное и делать выводы,
формирование навыка осознанного чтения.

Личностные: способность
к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Предметные: знать особенности
юмористического рассказа; прогнозировать содержание текста по заголовку; читать
осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль
произведения.

 Регулятивные: постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: выделять необходимую
информацию в тексте; определять тему и главную мысль текста; работать с
маркированными в тексте строчками.

Коммуникативные: строить понятное для
слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые
выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Оборудование: учебник, презентация,
толковые словари (по одному на парту), портрет М.М.Зощенко.

Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный
этап

— Ровно
встали, тихо сели, на меня все посмотрели. На уроке не зевать, а работать и
читать.

— Чему
мы учимся на уроках литературного чтения?

— А для
чего вам нужны эти знания?


Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним поучительным произведением. А с
каким, узнаем чуть позже. Хлопните в ладоши 3 раза, если вы готовы начать
урок.

Готовятся
к уроку


Читать и т.д.


Учимся на поступках героев

Слушают
Хлопают

Речевая
разминка


Ребята, а чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую
разминку.

(Проводит
артикуляционную разминку)

Упражнение
«Свеча — 2».

Глубоко
вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть
медленно и ровно, чтобы «пламя» приняло горизонтальное положение, и удержать
его в этом положении до конца выдоха.

Упражнение
«Ароматный цветок».

Представьте,
что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при
плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой
ароматный цветок».

— А
теперь сделаем речевую разминку.

(На
слайде скороговорка)

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

— Произнесите с чувством радости, с чувством огорчения, с
чувством обиды.


Прочитайте про себя, теперь хором, по рядам.


Прочитайте орфографически. А теперь с ускорением.


Молодцы. Теперь я уверенно, что вы с легкостью будете работать на уроке.

Выполняют
артикуляционную разминку по демонстрации учителя

Выполняют
речевую разминку

Читают
скороговорку с разным темпом и интонацией

Самоопределение
деятельности

(На доске записаны два слова: Этика,
этикет.)

— Что общего у этих слов? (однокоренные)

— Кто объяснит значения этих слов?

— В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов: Этикет
– общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в

повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука,
которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть
воспитанным человеком.

— Как называют человека, который всегда следует правилам
этикета? (воспитанный человек)

— Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из
вас хотят стать воспитанными людьми.

(На экране
появляется портрет писателя)


Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством М.М.Зощенко и прочитаем одно
поучительное произведение. Прочитайте его название на с.144.

— Тема нашего урока: М.М.Зощенко “Золотые слова”. Какие задачи
на урок поставим?

(Задачи зафиксированы на слайде)

1. Продолжить знакомство с творчеством М.М.Зощенко.

2. Прочитать поучительное произведение о воспитанности “Золотые
слова”

 Однокоренные

Пробуют объяснить значение слов

Слушают учителя

Воспитанный

Рассматривают портрет

Читают название произведения

Высказывают предположения

Подготовительная
работа

— Что
вам известно о М.М.Зощенко?

(Учитель рассказывает об авторе, сопровождая
презентацией)

— Как
думаете, в чем уникальность музея М.М.Зощенко? Уникальность музея состоит в
том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель,
воссоздана с детальной точностью.

— Какие
произведения М.Зощенко вы читали?

(Демонстрирует слайды “Выставка книг”)


М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он
говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали
себя.  — Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено
в прямом или переносном значении? Почему?

— Какие
слова могут считаться «золотыми»?

— Когда
нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? Слово обладает великой
силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в
постоянном употреблении.

Перечисляют

Слушают
учителя, рассматривают слайды презентации

Рассматривают
книги


В переносном


Вежливые, волшебные


Нужно

Словарная
работа

— Перед
знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

(На доске записаны слова, ученики поясняют их, если
затрудняются, находят в толковом словаре значение)

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с
другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно,
ошибочно, начать испытывать

сожаление об этом.

Поясняют
значение слов, если затрудняются находят значение в толковом словаре в паре

Первичное
восприятие и анализ

— Начнем
знакомство с произведением. Будем читать по смысловым абзацам, я начну,
кто-то продолжит.

После прочтения 1 отрывка:

— От
чьего имени ведется рассказ?

Читает учитель и хорошо читающие дети

— Почему
дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из
текста)

— Как вы
думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

— Как
наказал отец Миньку и Лёлю?


Расскажите, как нужно себя вести за столом во время еды.

— Как вы
думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

В тексте
встретились устойчивые словосочетания, посовещайтесь в группах (по рядам) и
объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

1.    
Тараторила
без конца – говорила очень быстро без остановки.

2.    
Сидела
как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

3.    
Желала
загладить происшествие — исправить положение

Продолжение чтения

— Можно
ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

—  Какое
условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?


Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

— Как
изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

— Как вы
думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца.

— Почему
папа назвал их поведение глупым?

Читают
произведение

Отвечают
на вопросы, подтверждая слова текстом рассказа

Слушают
задание

Совещаются
в группах, разбирают устойчивые словосочетания

Отвечают
на вопросы, подтверждая слова текстом рассказа

Читают

Отвечают

Синтез

— Проверим, как вы внимательны были при чтении произведения. На
слайде представлен план произведения. Но он в неправильной
последовательности. Поработайте в паре и попробуйте восстановить план
рассказа.

(Проговаривают правила работы в паре)

— Проверьте со слайда.

— Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в
своём сердце»?

— В чем заключается основная мысль рассказа?

Слушают
задание

Восстанавливают
план рассказа

Отвечают

Инструктаж
дз


Откроем дневники, запишем домашнее задание: с.144-153 выразительно чтение по
ролям.

Записывают
д/з

Рефлексия

— Урок
подошел к концу. Сегодня на уроке, мы говорили,
обсуждали, кого можно назвать воспитанным

человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы
сделали для себя?

— Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо
делать с учетом изменившейся обстановки.

— Какие
задачи на урок мы ставили? Как мы их достигли?


Продолжите предложение:

·       
Сегодня
на уроке я познакомился…

·       
Мне
показалось интересным…

·       
Меня
удивило…


Спасибо за урок!

Выражают
свое мнение

Перечисляют
задачи урока, отвечают на вопросы учителя

Дополняют
фразы

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная
школа№12»

Описание: https://fs00.infourok.ru/images/doc/238/162631/2/img7.jpg

                                                                       
Подготовила и провела:

                                                         
             Бутдаева Илгама Вагифовна

                                                                       
учитель начальных классов

                                                           2021г.

                                               
         
г.
Избербаш

Тема: М. М. Зощенко «Золотые слова»

Класс: 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления новых знаний

Цель: развитие умения видеть в юмористических
произведениях серьезное и делать выводы.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с биографией
и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка
вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие: способствовать развитию интереса к
чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

Воспитательные: создать условия для воспитания
культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к
другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.

Ход урока:

I. Орг. момент.

Учитель:

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

II. Актуализация опорных знаний.

Любые
вежливые слова, Хорошие, добрые, даже светлые,

Ты
знать должен их на память сполна. Они называются… (этикетные)

На доске записаны два слова: Этика,
этикет.

Учитель: Что общего у этих слов?
(однокоренные)

Учитель: Кто объяснит значения этих слов? (учащиеся
пробуют объяснить)

Учитель: В толковом словаре В. Даля дано такое
толкование слов.

/на доске появляются карточки /

Этикет – общие, одинаковые для всех
правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с
людьми.

Этика – это наука, которая определяет,
диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Учитель: Как называют человека, который
всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь,
что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

III. Подготовка
к изучению нового материала.

/На экране появляется портрет писателя./

Учитель: Сегодня мы познакомимся с М.М.Зощенко.

Учитель: Что вы о нём знаете? (подготовленный
ученик рассказывает о писателе)

Ученик: Родился писатель в семье художника
(1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет
университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл
на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был
уволен из армии.

Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную
армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного
розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно
ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы
для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и
мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и
сильными, добрыми и умными.

Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни
комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых
людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В
Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем
уникальность этого музея?

Учитель: Уникальность музея состоит в том, что в
кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с
детальной точностью.

Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы
читали?

Учитель: На этот вопрос вам поможет
ответить выставка книг.

Учитель: Писатель создал целые циклы
рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и
Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»

IV.Сообщение темы, целей урока.

Учитель: Попробуйте определить тему урока.
(учащиеся высказывают предположения)

Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться
с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное
произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или
как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие
узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим
собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

Учитель: Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые»
употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Учитель: Какие слова могут считаться
«золотыми»? (волшебные, ценные)

Учитель: Когда нужно употреблять в своей
речи «волшебные слова»?

Учитель: Я предлагаю вам обратиться к нашей
шкатулке волшебных слов, которую мы ведем с вами со 2 класса.  ( учащиеся
вынимают карточки со словами и зачитывают)

простите

здравствуйте

извините

До свидания

спасибо

Спокойной
ночи

Доброе утро

благодарю

пожалуйста

Доброй ночи

Учитель: Слово обладает великой силой. Мне
бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном
употреблении. Перед
знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

(На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если
затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте.)

Прельщала  стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять
соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно  излишне свободно и непринуждённо в
обращении с другими.

Раскаяться  сознавать, что поступил дурно,
неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

V. Первичное чтение.

 После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего
имени ведется рассказ?»

1.                            
Читают
учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые
части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается
предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

                                                        
Описание: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1366830/a0810d86-25f6-4fa4-9214-9bf22b094123/s1200?webp=false

Учитель: От чего имени ведётся рассказ?

Учитель: Почему дети любили ужинать со
взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

Учитель: Как вы думаете, почему папин
начальник злился весь ужин на детей?

Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Учитель: Расскажите как, нужно себя вести
за столом во время еды.

Учитель: Как вы думаете, какое продолжение
нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

Учитель: Объясните, как вы понимаете
устойчивые словосочетания.

(Работа в микрогруппах по карточкам)

Тараторила без конца  говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках  сидеть в крайне волнении, в беспокойстве
от ожидания.

Желала загладить происшествие  исправить положение

Физминутка

Музыкальная физминутка

2.Продолжение чтения

 Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно
ли рассказ назвать юмористическим?
Описание: https://web-skazki.ru/preview-files/zolotye-slova-x-1024.png

2 остановка. (2 часть заканчивается
предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать
свои стаканы».)

Учитель: Можно ли этот рассказ назвать
юмористическим? Почему?

Учитель: Какое условие поставил отец,
разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

Учитель: Расскажите о том эпизоде, который
вас заставил улыбнуться.

Учитель: Как изменилось поведение Лёли и
Миньки? Почему это произошло?

Учитель: Как вы думаете, чем закончится
рассказ?

3.Чтение до конца.

Учитель: Почему папа назвал их поведение
глупым?

4.Восстановление плана.

Учитель: Попробуйте восстановить план рассказа.

VI. Беседа.

Учитель: Какие слова папа посоветовал
«золотыми буквами записать в своём сердце »?

Учитель: Слово «золотой» в переносном
значении означает «ценный, дорогой».

Учитель: В чем заключается основная мысль
рассказа?

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили,
обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом
М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

Учитель: Конечно, нужно слушать советы,
поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Добрые слова – это цветы человеческой души

И не скупитесь раздавать эти цветы

Закончите урок одним из предложений

-Урок
привлек меня тем …

— Я
задумался о …


Хотелось бы поблагодарить …

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение по ролям.

Приложение

ТЕСТ

1.                            
Что забавляло
Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

А)
вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест?

2. Как
Леля вела себя за столом:

А)
сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду?

3.
Начальник рассказывал историю:

А) о
пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе?

4.
Лёлю и Миньку наказали на:

А)
неделю, Б) месяц, В) два месяца?

5.
Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:

А)
чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками?

6.
Неприятная история произошла из – за:

А)
булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы?

7.
Масло упало:

А) на
стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем?

8. Что
сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?

А)
подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты?

9. В
чём было главное «преступление» детей:

А)
промолчали,

Б)
нарочно кинули масло в стакан,

В)
убежали из комнаты?

10.
Золотыми словами были те, что учили:

А)
всегда слушаться взрослых,

Б) всё
делать с учётом изменившейся ситуации,

В)
никогда не вмешиваться в разговоры старших?

  • От чьего имени ведется рассказ в стихотворении я ли в поле да не травушка была
  • От чьего имени ведется рассказ в повестях включенных в сборник вечера
  • От чьего имени ведется рассказ бородино что этим достигается
  • От чьего имени ведется повествование в рассказе почему автор избрал такой художественный способ
  • От чего это лекарство от гриппа как пишется слитно или раздельно