Островский как закалялась сталь сочинение

Автобиографический роман николая островского разделн на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем

Автобиографический роман Николая Островского разделён на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.

За недостойный поступок (насыпал священнику махры в тесто) кухаркина сына Павку Корчагина выгоняют из школы, и он попадает «в люди». «Заглянул мальчик в самую глубину жизни, на её дно, в колодезь, и затхлой плесенью, болотной сыростью пахнуло на него, жадного ко всему новому, неизведанному». Когда в его маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть «Царя скинули», Павлу вовсе некогда было думать об учёбе, он тяжело работает и по-мальчишески, не раздумывая, прячет оружие вопреки запрету со стороны шефов внезапно нахлынувшей неметчины. Когда губернию заливает лавина петлюровских банд, он становится свидетелем множества еврейских погромов, заканчивавшихся зверскими убийствами.

Гнев и возмущение часто охватывают юного смельчака, и он не может не помочь матросу Жухраю, другу своего брата Артема, работавшего в депо. Матрос не раз по-доброму беседовал с Павлом: «У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе, братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя толк. Тихоньких да примазанных не люблю. Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан, а бьёт без пощады». Умеющий драться, крепкий и мускулистый Павка Корчагин спасает из-под конвоя Жухрая, за что его самого по доносу хватают петлюровцы. Павке не был знаком страх обывателя, защищающего свой скарб (у него ничего не было), но обычный человеческий страх захватил его ледяной рукой, особенно когда он услышал от своего конвоира: «Чего его таскать, пане хорунжий? Пулю в спину, и кончено». Павке стало страшно. Однако Павке удаётся спастись, и он прячется у знакомой девушки Тони, в которую влюблён. К сожалению, она интеллигентка из «класса богатых»: дочь лесничего.

Пройдя первое боевое крещение в боях гражданской войны, Павел возвращается в город, где создана комсомольская организация, и становится её активным членом. Попытка затащить в эту организацию Тоню проваливается. Девушка готова ему подчиняться, но не до конца. Слишком расфранчённой она приходит на первое комсомольское собрание, и ему тяжело её видеть среди выцветших гимнастёрок и кофточек. Дешёвый индивидуализм Тони становится непереносимым Павлу. Необходимость разрыва была ясна им обоим… Непримиримость Павла приводит его в ЧК, тем более в губернии её возглавляет Жухрай. Однако чекистская работа действует на нервы Павла весьма разрушающе, учащаются его контузионные боли, он часто теряет сознание, и после короткой передышки в родном городе Павел едет в Киев, где тоже попадает в Особый отдел под руководство товарища Сегала.

Вторая часть романа открывается описанием поездки на губконференцию с Ритой Устинович, Корчагина назначают ей в помощники и телохранители. Одолжив у Риты «кожаную куртку», он протискивается в вагон, а потом через окно втаскивает молодую женщину. «Для него Рита была неприкосновенна. Это был его друг и товарищ по цели, его политрук, и все же она была женщиной. Он это впервые ощутил у моста, и вот почему его волнует так её объятье. Павел чувствовал глубокое ровное дыхание, где-то совсем близко её губы. От близости родилось непреодолимое желание найти эти губы. Напрягая волю, он подавил это желание». Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой Устинович, обучающей его политграмоте. Мысли о личном отодвигаются в сознании юноши ещё дальше, когда он принимает участие в строительстве узкоколейки. Время года трудное — зима, комсомольцы работают в четыре смены, не успевая отдыхать. Работу задерживают бандитские налёты. Кормить комсомольцев нечем, одежды и обуви тоже нет. Работа до полного надрыва сил заканчивается тяжёлой болезнью. Павел падает, сражённый тифом. Самые близкие друзья его, Жухрай и Устинович, не имея о нем сведений, думают, что он умер.

Однако после болезни Павел снова в строю. В качестве рабочего он возвращается в мастерские, где не только упорно трудится, но ещё и наводит порядок, заставляя комсомольцев вымыть и почистить цех к вящему недоумению начальства. В городке и по всей Украине продолжается классовая борьба, чекисты ловят врагов революции, подавляют бандитские налёты. Молодой комсомолец Корчагин совершает немало добрых дел, защищая на заседаниях ячейки своих товарищей, а на тёмных улицах — подруг по партии.

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её».

Став свидетелем множества смертей и убивая сам, Павка ценил каждый прожитый день, принимая партийные приказы и уставные распоряжения как ответственные директивы своего бытия. Как пропагандист он принимает участие и в разгроме «рабочей оппозиции», называя «мелкобуржуазным» поведение своего родного брата, и тем более в словесных атаках на троцкистов, осмелившихся выступать против партии. Его не желают слушать, а ведь товарищ Ленин указывал, что надо делать ставку на молодёжь.

Когда в Шепетовке стало известно, что умер Ленин, тысячи рабочих стали большевиками. Уважение партийцев продвинуло Павла далеко вперёд, и однажды он оказался в Большом театре рядом с членом Ц. К. Ритой Устинович, с удивлением узнавшей, что Павел жив. Павел говорит, что он её любил, как Овод, человек мужественный и безгранично выносливый. Но у Риты уже есть друг и трёхлетняя дочурка, а Павел болен, и его отправляют в санаторий ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует. Никакие новые лучшие санатории и больницы не в состоянии его спасти. С мыслью о том, что «надо остаться в строю», Корчагин начинает писать. Рядом с ним хорошие добрые женщины: сначала Дора Родкина, потом Тая Кюцам. «Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо… Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».

Николай Островский поделил свой автобиографический роман на две части по девять глав: детство, отрочество, юность, потом зрелые годы, болезнь.

Павка Корчагин, сын кухарки, насыпал в тесто священнику махры. За это его исключили из школы. Он совсем не по-детски работает, когда приходит известие о свержении царя. Ребенок собственными глазами видел, как петлюровцы устраивали множество еврейских погромов, и часто это заканчивалось жестокими убийствами.

Парнишку переполняют злость и возмущение. Он помогает другу своего брата Жухраю, который работает в депо. Он часто давал советы юноше. Сильного и отважного Павла петлюровцы поймали благодаря доносу. Он почувствовал настоящий страх, ведь услышал, что его хотят убить. Спасаясь, молодой человек укрывается у Тони, девушки, которую любит. Но она из другого общества – интеллигентна и богата.

Став участником гражданской войны, парень возвращается и становится членом комсомольской организации. Павка пытается привлечь к ней и Тоню. Но все безрезультатно. Девушка приходит на собрание разряженной, и смотрится нелепо среди рабочей молодежи. Они оба понимают, что слишком разные и не могут быть вместе. Юноша начинает свою работу в ЧК, но она плохо действует на его здоровье и нервы. Отдохнув немного дома, Павел едет в Киев, где вступает в Особый отдел.

В начале второй части описывается поездка на конференцию вместе с Ритой Устинович. Молодой человек ее помощник и телохранитель. Видя в ней не только товарища, но и женщину, он перестает с ней видеться. Холодной зимой парень с другими рабочими строят узкоколейку. Работа тяжелая, ребята почти не отдыхают, постоянно мешают налеты банд. Одежды и обуви, как и еды, очень мало. Из-за таких условий Павка заболел тифом. Друзья не имеют о нем никаких известий, думают, что он умер.

Оправившись после болезни, юноша поступает в мастерскую в качестве рабочего. Кроме своих обязанностей, Павел организовал всех работников и навел порядок в помещении. Молодой человек – надежный товарищ, что он неоднократно доказывал на партийных заседаниях.

Комсомолец ценит каждый прожитый день и воспринимает приказы как цель своего существования. Парень открыто выступает против всех, кто осмеливался противоречить линии партии. Если даже это были его родные люди.

Как-то Павка оказался в Большом театре рядом с Ритой Устинович, членом ЦК. Он признается в своих чувствах, но уже поздно. У женщины есть друг и дочь. Мужчина серьезно заболел и был отправлен на обследование. Из-за болезни он почти неподвижен и никакие больницы или врачи не могут ему помочь. Для того, чтобы быть в строю, Павел начинает писать.

Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не тем, чем надо, или отрицаем огульно. Книги надо рассматривать безотносительно к современному политическому климату. Ведь достоинство «Овода» вовсе не в одобрении или отрицании проблем, имевшихся на Апеннинском полуострове накануне итальянской буржуазной революции 1848-1849 годов.
А книга «Целина», если поставить на обложке имя настоящего автора, вовсе не слабая публицистика, отражающая конкретные события конкретного времени.
Биографический роман Николая Островского — произведение страстное и честное. Вот эпизод, когда Павка Корчагин близок к самоубийству и проводит ревизию своей жизни: «Перед глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои 24 года?
Он перебрал в памяти год за годом и пришел к выводу, что, несмотря на ошибки, сделанные по молодости и дури, а больше всего — по незнанию, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови».
Рассуждая дальше, Павел вспоминает эпизод боев под Варшавой. Тогда они наскоро перевязывали раненых и оставляли их, а сами мчались дальше: «Эскадрон не останавливает свой бег из-за потери бойца». И хотя он видел безногих пулеметчиков на тачанках, это все же было исключением.
«Для чего жить, у6гр, а он уже потерял самое дорогое — способность бороться? Чем оправдать свою жизнь сейчас и в безотрадном завтра? Чем заполнить ее? Просто есть, пить и дышать?..»
Действительно, «кто осудит бойца, не желающего агонизировать»? Добровольная смерть обреченных больных в чем-то гуманнее, чем предсмертные мучения.
Когда-то школьники учили наизусть абзац о том, что «жизнь дается человеку один раз». Сейчас кое-кто употребляет слова Островского в ироническом смысле А зря’ Ведь это действительно так, это действительно высокая цель — «прожить жизнь так, чтобы не жег позор стыда за подлое и мелкое существование».
В романе есть еще один пронзительный эпизод: Корчагин встречается с Ритой Устинович, которая могла бы стать его женой, не сочти она его погибшим. Он спрашивает девушку: «Не потому ли жаль, Рита, что я никогда не стал бы для тебя больше чем товарищем? — Нет, Павел, мог стать и больше — Это можно исправить? — Немного поздно, товарищ Овод». Ирония судьбы: «схоронив» друга, Рита вышла замуж, у нее дочка И Павел смотрит на нее с нежностью и говорит: «Все же у меня остается несравненно больше, чем я только что потерял».
Действительно, жизнь Корчагина, как и жизнь Островского, — сплошной подвиг И тогда, когда воевал за дело, которое считал правым, и когда строил узкоколейку, чтобы спасти город от гибели, и потом, когда слелой, парализованный человек станет писателем
«Дуло презрительно глянуло ему в глаза. Павел положил револьвер на колени и злобно выругался. Все это бумажный героизм, братишка1 Шлепнуть себя каждый дурак сумеет. Это самый трусливый и легкий выход из положения. А ты попробовал эту жизнь победить?… Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».
Корчагин во многом подражал своему любимому герою — Оводу. Это придавало ему мужества, учило умению терпеть Но если бы у него не было цели, если бы он не считал, что жизнь — это прежде всего борьба, то не помог бы и пример Овода Островский был уверен, что, умирая, он должен сказать: «Вся жизнь и все силы отданы самому дорогому на свете — борьбе за освобождение человечества» И это спасло его от самоубийства, когда в минуту он пережил сознанием больше, чем за целые годы, и тогда, когда были потеряны первые главы единственного экземпляра рукописи, и тогда, когда «в безграничной ярости на жизнь, отнявшую у него глаза, ломал карандаш, а на прикушенных губах выступали капли крови»…
«Как закалялась сталь» — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент: революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.
Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционной эпохи, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной «идеи» соединяются с реальным движением масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.
Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знакбм’ «отшвыривания».
В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь — постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: «Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?» Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: «Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось». В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.
В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага.
В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: «У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается»), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: «У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь». Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: «Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял». Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей.
Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не уфожает.
Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.
В книге есть много эпизодов, в которых любой из его собратьев по поколению мог бы вести себя подобно Павлу. Но есть моменты, когда нужен именно он. Это те ситуации, когда сильная, единая воля должна победить пошлость. Только Корчагин мог после рассказа о том, как белополяки замучили ше-петовских комсомольцев, сказать: «За жестокое отношение к безоружным пленным будем расстреливать. Мы не белые!» Ключевой эпизод книги — строительство узкоколейки, где энергия духа Павла совершает действительно невозможное.
Один из важнейших мотивов повести — борьба со смертью. Корчагин мог погибнуть неоднократно, но его воля к жизни побеждает. Павка мечтает о судьбе Овода, ищет случая умереть за идею. Но человеческий дух бросает вызов самой смерти, так как вера в беспредельность человеческих возможностей заложена в основе идеи коммунизма. И сама книга заканчивается мотивом победы. «Самое дорогое у человека — это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за идею коммунизма» — так кончалась в черновиках к произведению эта знаменитая фраза. Жизнь Павла проходит в стремительном движении. Самое ужасное для него — бездействие, наступившее после героической жизни. И во время болезни Павел ищет дело, полезное для людей. «Как закалялась сталь» — книга о том, как борется до конца героическое поколение Павки Корчагина.
. К сожалению, героика этого поколения соединена с трагизмом. Люди верили в идею безоглядно, готовы были идти за нее на смерть, но они не видели обратную сторону этой идеи. Имеем ли мы право их обвинять? Думаю, нет. Сама история расставила все точки над i, ибо такие преданные делу коммунизма люди, как Павка, стали жертвами репрессий и убийств в тридцатые годы

Сочинение по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»

Всем известно, что знаменитый роман «Как закалялась сталь» написан русским писателем Николаем Островским. Однако не каждый знает об авторах этого романа. Оказывается, что Анна Караваева и Марк Колосов по заданию комсомола были отправлены в творческую командировку помогать больному и слепому автору доработать рукопись будущей знаменитой книги. Написанная по слепым линейкам и под диктовку, она была очень далека от совершенства.

Анне Караваевой и Марку Колосову пришлось будущую знаменитую книгу не просто править, но и дописывать, местами писать. В архивах Николая Островского, да и в сочинском музее должны храниться не только листы с линеечками для «слепого письма», но и тексты, сотворенные двумя командированными писателями. Но всякий профессионально читающий человек без труда заметит, что в книге «Как закалялась сталь» яркие, порой даже самобытные куски прозы соседствуют с тусклым, невыразительным текстом — в первом случае — это рука даровитой писательницы Анны Караваевой, во втором — тишайшего писателя Марка Колосова. О том, как создавалась книга «Как закалялась сталь», и не только двумя командированными писателями, но и в издательстве «Молодая гвардия», как-то мало и невнятно говорилось и говорится.

Но, несмотря ни на что, роман «Как закалялась сталь» — это бессмертное произведение современности. И жизненный путь, борьба и нравственный подвиг главного героя романа — это, по существу, жизненный путь самого писателя, Николая Островского.

Горячее время Гражданской войны отразилось в этих книгах, эпоха, решающая судьбу нашей страны и круто повернувшая всю нашу историю.

 Многие писали об этом. Но, пожалуй, никому не удавалось рассказать о героике двадцатых годов двадцатого века с такой силой, как авторам произведений «Разгром» и «Как закалялась сталь».

 Необыкновенный талант? Редкий дар изображения словом? Да, без них не было бы ни Фадеева, ни Островского. Но выше всего – их великий талант любви к человеку. Дар понимания того, ради чего стоит жить, пойти на подвиг, и, может быть, не пожалеть даже самой жизни…

 Об Александре Александровиче Фадееве можно сказать словами А. Н. Толстого: «Он целиком рожден Октябрем…». Сам писатель любил говорить о себе, что ему и его товарищам выпало на долю счастье с оружием в руках защищать завоевания Советской власти, им первым повезло сказать новое слово в литературе. Среди современников и соратников Фадеева был и Николай Островский, писатель-комсомолец, чья жизнь – подвиг, легенда.

Активные участники Гражданской войны, Фадеев и Островский пришли в литературу с этой героической темой. Она занимает центральное место в их творчестве. В своих произведениях писатели показывают, как в процессе кровавой борьбы с врагами Советской власти шло формирование человека нового типа, как в этом сложном процессе преодолеваются собственнические, эгоистические, анархические черты характера, как воспитываются качества человека-борца.

 В романе «Разгром» Александр Фадеев воссоздает судьбы различных людей, пришедших разными путями к революции: Левинсона, Метелицы, Дубова, Бакланова, Вари, Морозки, Мечика, который не выдержал испытаний борьбы с врагами и стал предателем. Крупным планом автор выделяет колоритную фигуру Морозки. Если в начале повествования мы видим лихого партизана, разбитного человека не очень твердых моральных правил, то в конце романа перед читателями предстает настоящий боец революции, глубоко постигший ее смысл, погибающий как герой ради спасения отряда.

 Очень важно, что Фадеев показывает организованный характер борьбы за Советскую власть и создает новый образ в литературе – тип руководителя, вожака Левинсона. Такие люди рождены революцией, именно им принадлежала главная роль в организации борьбы народных масс в Гражданской войне. Мы видим Левинсона в трудные дни, когда он мужественно и терпеливо сохраняет остатки своего партизанского отряда, находит выход, казалось бы, из безнадежных ситуаций (эпизод на болоте), борется с паническими настроениями и случаями мародерства.

 Рождение нового человека в горниле Гражданской войны, но только на другом материале и в ином плане показывает Николай Островский. Если действие романа «Разгром» происходит на Дальнем Востоке, то Островский повествует о жизненном пути Павки Корчагина, рабочего паренька из шахтерского городка. В центре романа «Как закалялась сталь» – судьба одного героя, характерная для первого поколения комсомольцев. Конечно, Павка не одинок, его окружают друзья: Сережка и Валя Брузжаки, Рита Устинович, Жухрай, Иван Жаркий, Тая и другие.

 Каждый по-своему, искренне и правдиво, Фадеев и Островский показывают героику Гражданской войны в жестокой борьбе с защитниками старого мира, «беляками» и бандитами, с разрухой, собственническими, рваческими, мещанскими пережитками в сознании людей.

Пройдут годы. Мы станем взрослыми. Но перечитывая книги о героическом прошлом нашей Родины, как в юности, мы почувствуем гордость за тех, кто в пламенные двадцатые годы боролся и погибал, завоевывая сегодняшний мир, как герои Островского и Фадеева.

Понравилось сочинение » Автобиографичность романа «Как закалялась сталь», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе для 7 класса
  • Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» по главам, являющегося ярким примером социалистического реализма в художественной литературе.

    Главные герои

    Павел Корчагин – главный герой, сын кухарки, пламенный революционер.

    Артем Корчагин – его старший брат.

    Сергей Брузжак – Павкин друг детства.

    Жухрай – матрос, революционер.

    Тоня Туманова – дочь лесника, с которым у Павки были романтические отношения.

    Рита Устинович – первая любовь Павла.

    Тая Кюцам – жена и верная подруга Корчагина.

    Краткое содержание

    Часть 1

    Отец Василий выясняет, кто насыпал ему в пасхальное тесто махры.  Он проверяет карманы учеников. У одного из мальчишек карманов нет, но это не исключает его из списка подозреваемых. Наоборот, поп уверен, что это сделал именно он. Он схватил Павку за ухо и вышвырнул из класса. Поп не ошибся. Павка сел на крыльцо и думал, как сообщить матери, что его выгнали из школы. Его душили слезы обиды.

    С отцом Василием у них был давний конфликт из-за того, что Павка однажды спросил, почему слова учителя расходятся с законом Божиим. Он не успел досказать вопрос, как поп схватил его и стал бить лбом о стену. Павка никому не прощал обид.

    Мать устроила двенадцатилетнего Павку в станционный буфет помощником. Он вытирал посуду, чистил и раздувал самовары. Сменщик, такой же мальчишка, как и Павка, потребовал, чтобы Павка пришел сменять его на час раньше. Тот тихо, но твердо ответил, что придет, когда положено, а драться он тоже умеет. Он дал понять, что не позволит помыкать собой.

    Старший брат Павки сообщает ему, что будет работать в депо. Со временем Артем обещает и брата туда перетянуть. Павка проработал в буфете два года, прежде чем его взяли подручным кочегара.

    В Шепетовке пронесся слух, что царя свергли. В городке раздавали оружие, Павка принес домой винтовку. Вскоре власть оказалась в руках немцев. Артем, узнав о винтовке, уничтожил ее и попросил впредь домой ничего подобного не нести.

    Павка знакомится с другом Артема Жухраем, который работает монтером на электростанции. Матрос научил подростка английскому боксу.

    У Лещинских поселились немцы. Однажды Павка увидел, как на столе в комнате остался пистолет. Он не смог удержаться и украл его. Он спрятал его на заброшенном кирпичном заводе. Дома у них был обыск, но ничего не нашли.

    Среди железнодорожников зреет недовольство. Начинает развиваться партизанское движение. Корчагин, Политовский, Брузжак ведут эшелон с немцами. Отъехав от станции, они сбежали, оставив состав на произвол судьбы.

    Павка подружился с дочерью лесника Тоней. Она давала ему читать книги, приучила заботиться о своем внешнем виде. Чтобы достать денег на одежду, парикмахерскую, подросток устроился подрабатывать на лесопилку.

    Классовая борьба добралась до Украины. В городе начались погромы. Эти дни изуродовали немало человеческих судеб. Были и погибшие.

    В доме Корчагиных скрывался от петлюровцев Жухрай. Он рассказал Павлу о партии большевиков. Жухрая арестовали. Когда его вели по улице, в безлюдном переулке им встретился Павел. Он освободил Жухрая, чем навлек на себя неприятности. Видевшая бегущих от погони Павку и Жухрая Лиза Сухарько рассказала об этом Виктору Лещинскому. Он поспешил в комендатуру и сообщил о поступке Корчагина. Павку арестовали.

    Когда Тоня узнала, что подруга рассказала о поступке Павла Виктору, она была в отчаянии. Девушка не сомневалась, что Лещинский выдаст Павла.

    Артем, вернувшийся утром домой, нашел в комнате разбросанные вещи. Павки нигде не было. В этот момент подошла Тоня и рассказала Артему о случившемся.

    В комендатуру приехал полковник Черняк. Самого коменданта не было, в помещении был беспорядок. Полковник был возмущен таким безобразием. Он стал спрашивать у арестованных, кто за что сюда попал. Павел сказал, что он «от седла крыло отрезал на подметки». Полковник отправил его домой.

    Корчагин постарался убраться подальше от комендатуры, но куда идти не знал. Ноги сами принесли его к забору лесничего. Павел решил залезть в сад, где есть беседка, и обдумать свое положение. В саду он встретился с Тоней. Она уговорила мать предоставить Павлу укрытие. Девушка сходила в депо и передала Артему, что Павка у них. Брат устроил его на паровоз к Брузжаку. Юноша признался Тоне в любви. Утром он отправился в Казатин.

    Целую неделю шла борьба за город между Красной Армией и петлюровцами. Красноармейцам удалось вытеснить врагов. В рядах Красной Армии оказался и Сережа Брузжак. Он вступил в комсомол и стал секретарем комсомольского комитета Украины.

    Павел также воевал в рядах кавалерийской бригады имени Котовского. Он был ранен и написал близким из госпиталя, обещая навестить их. Он просил Артема рассказать о письме Тоне.

    За этот год Павел переболел тифом. Во время сражения он был контужен и потерял сознание. В лазарете он пролежал две недели, не приходя в себя. У него была тяжелая черепно-мозговая травма. Правый глаз после этого ослеп. Павел переживал, как теперь он будет стрелять.

    Когда Корчагин встал на ноги, он попытался приобщить Тоню к комсомольской работе. Его товарищи не приняли Тоню, отношения с ней стали портиться.

    Закончилась борьба с белополяками. На поездной платформе случайно встретились Сережа Брузжак и Павел. Они обнялись и не знали, что сказать друг другу, так много произошло у них за то время, пока они не виделись. Сережа ухватился за открытую дверь теплушки, встреча закончилась. В первом бою Сережа погиб.

    Павел помогал чекистам, выполняя разные поручения. Ранения давали о себе знать головными болями, потерей сознания. Он сказал об этом Жухраю. Федор направил Павла в губкомол. Павел попросился в железнодорожные мастерские. Туда людей не требовалось, но его все же направили в распоряжение Устинович, «она куда-нибудь пристроит».

    Мир с поляками был заключен. Братья Корчагина встретились в родительском доме. Через две недели Павел уехал в Киев.

    Часть 2

    В Киеве Павел стал помощником Риты Устинович. Они вместе поехали на уездную конференцию. Они с трудом сели в поезд. Павлу сразу понравилась Рита. Позже он понял, что влюбился в нее.  Герой пытался бороться с этим чувством, избегая боли и тревог, которые оно приносит.

    От мыслей о Рите Павла отвлекла работа на строительстве узкоколейки. Работали в четыре смены. Работа осложнялась тяжелыми погодными условиями, плохой пищей и отсутствием одежды, а сроки были поставлены жесткие.

    Зимой во время метели занесло пути. Рабочие предложили пассажирам помочь в расчистке путей. Грязный, измученный, одетый в рванье, Павел встретил свою первую любовь. Тоня Туманова ехала вместе с супругом, инженером-путейцем. Тот отказывался расчищать пути и требовал начальника. Когда Павел упомянул, что без отметки начстройки он не сможет сесть в поезд, «ответственный работник» смирился.

    Работа в тяжелых условиях привела к тому, что Павел тяжело заболел. В губком пришла телеграмма о его смерти. Молодость победила болезнь и на этот раз.

    Артем женился на крестьянке и теперь поднимал хозяйство. Павел расстроился. Он надеялся, что они вместе с братом будут заниматься политикой. Павел побывал на могиле товарищей. Грустью наполнилось его сердце и он подумал: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

    Мать печалилась, собирая его в дорогу. Приехав в Киев, Корчагин пошел к Жухраю. Оказалось, что Федор уехал в Ташкент на туркестанский фронт. Он пошел к Рите, но она уехала в Москву. Аким работает секретарем губкома в Одессе. Подумав о ночлеге, Корчагин отправился к Панкратову. Рабочий оказался дома, он с трудом узнал Павла и очень обрадовался. Все думали, что его нет в живых.

    На следующий день Павел пошел в губком. Ему нужно было, чтобы его восстановили в списках. В учетном отделе работал товарищ Туфта. Он предложил Павлу вновь вступить в ряды комсомола. Павел удивился, как Туфта умудряется «налагать взыскания на тех, кто взял да и помер». Дело решилось с помощью Окунева, который отвел Павла к секретарю.

    Павел стал работать в железнодорожных мастерских помощником электромонтера. Работающий на его месте Цветаев встретил его настороженно. Впоследствии между ними установились рабочие отношения. Павел активно участвовал в общественной жизни, стремился к знаниям, записался в библиотеку.

    Корчагина направили в Берездов военным комиссаром батальона ВВО. Павел создавал в пограничных селах комсомольские ячейки.

    Осенью батальон Корчагина был вызван на маневры. Он приехал на лошади, за что получил замечание от одного из командиров по фамилии Чужанин. Павлу было тяжело ходить пешком по причине распухших ног. Чужанин заметил, что никто не виноват, что он инвалид. Этими словами он словно плеткой хлестнул Корчагина. После маневров Павел два дня отлеживался у матери, «совершенно разбитый физически».

    Отслужив в течение года на границе Польши и Украины, Павел был отозван.

    Страна потрясена смертью Ленина. Рабочие массово вступают в коммунистическую партию.

    Спустя три года после первого знакомства Устинович встречается с Корчагиным. У нее муж и дочь. Она спросила, почему он тогда прервал отношения. Корчагин ответил, что личное для него значит намного меньше общественного.

    Однажды Корчагина оскорбил бывший партизан Файло. Он ударил его. Чтобы этот поступок не имел последствий, друзья отправили Корчагина в санаторий подлечить нервную систему.

    Вернувшись из санатория, Корчагин попадает в автокатастрофу. Потом он едет в Евпаторию. Через месяц стало понятно, что он не сможет ходить. Мать предложила Павлу погостить у ее подруги Альбины Кюцам. Павел познакомился с ее дочерью Таей. Между ними возникло чувство, вскоре они поженились. Замужество стало избавлением девушки от тирании отца.

    Павла разбил паралич. Затем он ослеп. Ему было двадцать четыре года. Корчагин долгое время провел в больнице, подвергаясь разным процедурам. Когда ему предложили еще одну операцию, он отказался. Почти сразу он написал письмо в ЦК с просьбой помочь ему остаться в Москве.

    Корчагины поселились в тихой комнате на Кропоткинской улице. Даже в таком состоянии он не мог находиться без дела. Он вел молодежный кружок на дому. Потом задумал написать повесть, которую назвал «Рожденные бурей». Ему изготовили специальный транспарант, на котором были вырезаны полоски из картона, позволяющие писать ровные строчки, чтобы они не находили одна на другую.  Соседская девушка Галя оказывала ему помощь в качестве секретаря.

    Когда книга была готова, мать отправила ее в издательство. Павел с нетерпением и тревогой ждал ответа. Прошло много дней. Наконец пришла телеграмма из Ленинграда: «Повесть горячо одобрена. Приступают к изданию».

    Корчагин возвращался в строй в новой роли, с новым оружием.

    В 2021 году основная дата итогового сочинения – 5 апреля, а дополнительные – 21 апреля и 5 мая. Времени достаточно, чтобы разобраться с направлениями и наработать для каждого небольшой список наиболее подходящих произведений. Для успешного написания сочинения необязательно знать всю русскую литературу, ключевые произведения могут быть универсальными аргументами. Направления, примерные темы и литературу к ним мы сегодня подготовили для Вас. Список произведений для итогового сочинения от Многомудрого Литрекона представлен вместе с другим дидактическим материалом, который пойдет на пользу выпускникам.

    Забвению не подлежит

    «Забвению не подлежит» – одно из самых легких направлений этого года. Темами на пробниках становились исторические события и явления, народная память о них, незабвенное искусство, личность в истории.

    Примерные темы

    • Почему важно знать историю?
    • Почему важно помнить о войне?
    • Что такое историческая память?
    • Как личность влияет на историю?
    • Какие личности остаются в истории?
    • Почему важно сохранять искусство?
    • В чем состоит роль исторических памятников в истории?

    Литература

    «Слово о полку Игореве» (краткое) – автор произведения на примере злоключений Игоря обличает распри и феодальную раздробленность. «Слово» – не только литературный, но и исторический памятник. Читая такие произведения, можно узнать об общественной мысли того периода. Сохранять память о древнерусской литературе – сохранять память о народе, историю России.

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – пример важности сохранения искусства, классической литературы. В поэме раскрыты вечные темы и проблемы, имена героев стали нарицательными.

    А. С. Пушкин «Медный всадник» (краткое) – влияние личности Петра Первого на историю Россию и жизнь обычных людей, раскрытие вопроса о том, как интересы государства оказываются выше личных на примере наводнения в Петербурге и трагедии Евгения.

    Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – раскрытие личности Наполеона, Кутузова, Александра I и других исторических персонажей, вопрос о том, как народные массы вершат историю. Кроме того, роман может быть аргументом по теме сохранения исторических памятников (так как по нему можно изучать Отечественную войну 1812 года) и памятников искусства.

    А. П. Чехов «Чайка» – сравниваются настоящая литература и произведения ради заработка, а также рассматривается влияние искусства на жизнь людей.

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – сохранение настоящего искусства, которое останется в истории, несмотря на политическую повестку.

    М. Булгаков «Белая гвардия» (краткое) – влияние исторических событий на повседневную жизнь людей, память о войне и ее уроки (а гражданские войны – самые страшные).

    М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – как люди оказываются в водовороте событий, в ощущении безвременья и зыбкости, что рушит их судьбы (на примере семьи Мелеховых). Здесь поднимаются и тема исторической памяти, и проблема неведения народа, которое ведет к разрушению страны.

    М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – пример того, что о войне необходимо помнить и ее историю изучать, чтобы не допустить повторения страшных событий, ведь война рушит судьбы людей.

    А. Твардовский «Василий Теркин» (краткое) – поэма о том, как простой человек поневоле становится героем, подчеркивается важность этого события для истории, задача современных людей помнить о таких трагедиях и не повторять их. 

    А. Фадеев «Молодая гвардия» – повесть о том, как группа смелых молодых людей вышла против зла и вошла в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

    В. Быков «Сотников» (краткое) – подвиг обыкновенного человека, выбор им пути чести привел к тому, что он вошел в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

    К. Симонов «Живые и мертвые» – роман о том, как обычному, совершенно невоенному человеку пришлось адаптироваться к страшным обстоятельствам. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

    В. Шукшин «Мастер» – сохранение искусства и значение исторических памятников, его влияние на отдельного человека. 

    Список книг для итогового сочинения 2021 года дополнит подборка аргументов по этому направлению.

    Я и другие

    «Я и другие» – это самое абстрактное направление этого года, по которое может подойти любая тема, так что с ним нужно быть настороже. Темами являются конфликты и взаимоотношения людей, самоидентификация человека в обществе; 

    Примерные темы

    • Как понять других людей?
    • Почему важно оставаться собой в обществе?
    • Как общество влияет на человека?
    • Почему люди не могут понять друг друга?
    • Что такое общественное мнение/толерантность/конфликт?
    • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
    • Может ли человек жить без общества?

    Литература

    А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – непонимание между людьми, разные взгляды на события общественной жизни. Чацкий не мог потерять себя, поэтому выступил против сложившегося общественного мнения и уклада, что привело к конфликту.

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – взаимоотношения героя с обществом, другом Ленским, влюбленной в него Татьяной. Раскрытие проблем непонимания между людьми, конфликтов и их последствий (например, если бы Онегин избежал бы конфликта с Ленским, то последний остался бы в живых).

    М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – герой вступает в конфликт с обществом и остается один, но оказывается, что убежать от людей невозможно.

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин представляет собой «лишнего человека», который не находит применения своим способностям, а потому скучает и приносит зло. Он не находит понимания ни у кого, кроме Веры, с которой он не может быть вместе.

    И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов пытается устраниться от любых проблем и сложностей, избежать любых конфликтов, но это невозможно и приводит к непониманию с близкими. 

    И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров остается собой в обществе, высказывает новаторские идеи, но пока он совершенно один, и его прогрессивные мысли никто не понимает. Подробно раскрывается конфликт с Павлом Петровичем Кирсановым, представляющим собой существующий общественный порядок.

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников попал под влияние разрушительных идей и совершил преступление, тем самым стал на антиобщественный путь, преступил законы морали и нравственности. 

    Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин не находил понимания среди окружающих, его считали глупцом, а он просто был добрым и хотел помочь всему миру. Герой не шел против своих идеалов, даже если из-за следования им он что-то терял.

    Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов искали себя, пытались сохранить свою индивидуальность в среде лживого дворянского общества, шли против общественного мнения ради следования высшим нравственным ценностям. 

    М. Горький «На дне» (краткое) – среда бродяг разрушала и затягивала, такое общество ломает человека, убивает лучшие его чувства, а подчас и его самого. 

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – Мастер сохранил себя, свое творчество,  и ради этого выступил против общества, которое не принимало его произведение. В этом конфликте общество было неправо.

    М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов не мог понять, с кем он хочет быть – с красными или белыми, с Аксиньей или Натальей. Герои, живущие в период перемен, оказались в водовороте событий, которые захлестывают их. Слом общественного строя ломает и запутывает отношения между людьми.

    М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – Андрей Соколов остался собой, несмотря на бесчеловечные условия вокруг, не стал предателем, не переступил через свои ценности. В данном примере читатель находит те идеи и чувства, которые объединяют людей.

    Дополнить список произведений для итогового сочинения 2021 поможет подборка аргументов по этому направлению.

    Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

    Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» подразумевает   рассуждение на тему портрета современников, отношений отцов и детей, предпочтения современной молодежи в искусстве, литературе и других сферах. 

    Примерные темы

    • Почему родители и дети не понимают друг друга?
    • Почему опыт предков важен для современного человека?
    • Какие ценности остаются вечными?
    • Можно ли считать современное поколение потерянным?
    • Нужно ли читать в современном мире?
    • Как изменилось современное искусство?
    • Может ли классическая литература отвечать на вопросы современных читателей?
    • Как можно описать современного человека?

    Литература

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев сначала не понимал решения отца отправить его служить в глушь, однако служба закалила характер героя и дала ему шанс найти настоящую любовь. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин столкнулся с тем, что не может найти приложение своим способностям, поиск себя – вечная тема для каждого молодого человека. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

    И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров действительно выступает против мира «отцов», зато непонимание Аркадия Кирсанова с Николаем Петровичем оказывается надуманным. Это говорит о том, что дело не в непонимании отцов и детей, а в непонимании между людьми, имеющими разные взгляды. Произведения классической литературы остаются близкими для нас, ведь там раскрываются вечные проблемы.

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников понял, что теории о сверхлюдях разрушительны, потому что оправдывают насилие. А милосердие остается вечной ценностью. Произведения классической литературы остаются значимыми и отвечают на вопросы современности.

    Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин выше всего ставил вечные ценности – доброту, милосердие. Он следовал им и помогал людям, даже в ущерб себе. Произведения классической литературы о молодежи по-прежнему отражают характер и мировоззрение молодых людей.

    Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – любимые герои поступали в соответствии с нравственными принципами, именно поэтому они все же пришли к гармонии. Произведения классической литературы нужно читать и в наше время, ведь они пропагандируют вечные ценности, которые делают людей лучше.

    А. П. Чехов «Чайка» – рассуждения о современном для того периода искусстве, непонимании окружающими новаторских произведений Константина Треплева.  Здесь автор изображает конфликт отцов и детей. Произведения классической литературы заставляют нас задуматься о том, что было и будет важно всегда.

    М. Горький «Мать» – мать не сразу поняла революционные воззрения своего сына, но, поняв, стала его верной союзницей. Произведения вроде этого убеждают нас в том, что старшее поколение должно прислушиваться к младшему и поддерживать его, ведь новые люди выступают на стороне прогресса.

    Л. Улицкая «Сонечка» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (генетическое заболевание, отношения личности и общества в современных реалиях).

    Т. Толстая «Кысь» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы, раскрывается роль технического прогресса в жизни общества.

    Л. Петрушевская «Глюк» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (наркомания).

    Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим» помогут выпускникам найти новую литературу для аргументов. Там Вы найдете не только книги для итогового сочинения, но и полноценные аргументы.

    Время перемен

    Направление «Время перемен» – одно из лучших в 2021 году, потому что оно конкретное и ясное. Темы такие: изменения в обществе, современные проблемы, меняющие привычное течение жизни, открытия; 

    Примерные темы

    • Всегда ли нужны перемены?
    • Всегда ли изменения бывают к лучшему?
    • Почему люди боятся перемен?
    • Как влияет технический процесс на жизнь современного общества?
    • Всегда ли хорош технический прогресс?
    • Какие решения меняют жизнь человека?

    Литература

    А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – фамусовское общество боялось перемен, потому что ему не хотелось потерять свое выгодное положение. Но страх перемен стал причиной его регресса.

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Пугачев хотел прийти к власти, чтобы сделать жизнь народа легче, но его политические амбиции приводили к кровопролитию. Поэтому не все перемены к лучшему, ведь многие из них чреваты жертвами и страданиями.

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин испугался перемен в своей жизни, пожалел «постылую свободу» и отверг Татьяну, а потому потерял свой шанс на личное счастье.

    И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров не находил понимания, потому что общество пугал радикализм воззрений героя. Он хотел перемен, но люди по природе своей консервативны, поэтому его путь преобразований был чужд большинству.

    М. Горький «На дне» (краткое) – бродяги боялись менять даже свое отвратительное, угнетенное положение, потому что впереди была неизвестность и необходимость действовать, а не только возможность жаловаться и страдать. Нищенская среда засасывает, а ведь в ней царит апатия — главный враг изменений к лучшему.

    М. Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – ощущение перемен, бури, которая изменит жизнь к лучшему.

    М. Горький «Старуха Изергиль» (краткое) – Данко хотел изменить жизнь своих соплеменников, отдал за это жизнь, осветив дорогу сердцем, но сам погиб. Перемены привели к лучшему и спасли жизнь племени.

    А. П. Чехов «Вишневый сад» (краткое) – ситуация с садом символически отображает общественную ситуацию начала XXI века, предчувствие перемен. Но не все изменения в пьесе к лучшему. Дворяне стали жертвами прогресса и не смогли к нему приспособиться. 

    Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова искали себя и принимали решения, меняющие их жизни. Пьер Безухов увлекся идеями декабристов, которые хотели справедливости в обществе. Только изменения и рискованные шаги в неизвестность позволили героям найти себя и свое счастье.

    Е. Замятин «Мы» (краткое) – общество боялось перемен, даже любого проявления эмоций, жизни не по расписанию. Диктатура, полное отсутствие индивидуальности – в государстве из повести необходимы были перемены, но властные круги пытались помешать их совершению. Отсутсвие изменений привело к деградации всех сфер жизни.

    М. Булгаков «Роковые яйца» – технический прогресс, открытия, которые привели к трагедии.

    Л. Петрушевская «Глюк» – современные проблемы, негативное влияние технического прогресса на людей.

    Дополнить список литературы для итогового сочинения 2021 года поможет подборка аргументов по направлению «Время перемен».

    Разговор с собой

    Направление «Разговор с собой» — очевидное и понятное, но все же опасное для тех, кто не любит размышлять о философских категориях. Здесь рассматриваются психологические вопросы, восприятие человеком самого себя, совесть и воля, переживания.

    Примерные темы

    • Что такое совесть?
    • Важно ли быть нравственным человеком?
    • Что такое мораль?
    • Как найти себя?
    • Можно ли человеку идти против своей совести?
    • Что помогает найти смысл жизни?
    • Почему важно совершенствовать себя?
    • Что такое честь?
    • Почему важно быть честным?
    • Существуют ли люди без недостатков?
    • Почему важно найти гармонию в жизни?

    Литература

    Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (краткое) – Лиза отдалась своей любви, доверилась Эрасту, а он поступил бесчестно и трусливо. В этом примере поднимаются проблемы совести, чести, богатства и бедности внутреннего мира.

    А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – Чацкий не пошел против совести, не стал приспособленцем, остался честным человеком в обществе, которое было против него. У него хватило силы для того, чтобы отстаивать свои взгляды. У него есть богатый внутренний мир и индивидуальность.

    А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин не мог найти смысл жизни, чувствовал себя лишним в обществе, потому что не смог выйти за рамки своего эгоизма.

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев ставил честь превыше всего, что помогло ему остаться честным человеком в сложное время. В этом примере поднимаются темы совести и важности нравственных ценностей.

    А. С. Пушкин «Выстрел» (краткое) – Сильвио всю жизнь потратил на ненависть и приготовления к тому самому решающему выстрелу. И только тогда, когда случай представился, он понял, что был неправ. Это пример ложного жизненного пути.                                                                                             

    М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – Мцыри нашел гармонию в свободе, он был счастлив краткий миг за всю прошлую жизнь. Он нашел себя в непобедимом стремлении к свободе.

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорина нельзя назвать человеком без недостатков, он нарушал нормы чести и морали, однако он все равно привлекателен, так как честен с собой, в отличие от фальшивого общества. 

    И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов  -добрый, честный и милосердный  человек, однако его добрые качества не могут быть никуда приложены из-за инертности и пассивности героя.

    Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (краткое) – повесть о том, что никакая любовь не может оправдать нарушение норм морали.

    Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – нарушение морали, чести и нравственности чаще всего описывались автором в дворянском высшем свете, где люди безнравственны (Элен и Анатоль Курагины, их отец). Ростовы, Болконские, несмотря на принадлежность к светскому обществу, – люди честные, эти семьи автор считает гармоничными, ведь в них на первом месте стоит любовь.

    Н. Островский «Как закалялась сталь» – Павел Корчагин ради своих идей преодолевал себя, работал на благо дела, даже будучи слепым. Герой – образец несгибаемости и мужества. 

    М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов искал правды в политике, но так и не мог найти, так как среди красных и среди белых были страшные злоупотребления властью и преступления. Он запутался в жизни, потому что поздно понял, в чем заключается наивысшие ценности.

    Подборка аргументов поможет Вам разнообразить список произведений для итогового сочинения 2021.

    Для успешной сдачи итогового сочинения, как Вы видите, достаточно прочитать одно крупное произведение (например, «Войну и мир»), а также 5-10 небольших (например, рассказы А. П. Чехова и несколько современных произведений). Однако мы все же рекомендуем читать больше, а эта подборка поможет Вам понять, в каком направлении двигаться. 

    Автор: Мария Копусова

  • Островский гроза краткое содержание для итогового сочинения
  • Островский гроза аргументы к итоговому сочинению преступление и наказание
  • Островский гроза аргумент к сочинению
  • Островский бесприданница аргументы к итоговому сочинению
  • Островский бесприданница аргумент к сочинению