Остров буян в сказке о царе салтане описание

И одной из жемчужин русской литературы является сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре гвидоне салтановиче

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему » Сказка о царе Салтане…» 3 класс

Презентация по Литературному чтению 3 класса на тему: «Сказка о царе Салтане,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Презентация по Литературному чтению 3 класса на тему: «Сказка о царе Салтане,

    Описание слайда:

    Презентация по Литературному чтению 3 класса на тему: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
    Подготовила учитель начальных классов Яковлева Лидия Вячеславовна.

  • 2 слайд

    Назовите героев сказки А.С.Пушкина

    Описание слайда:

    Назовите героев сказки А.С.Пушкина

  • 3 слайд

    Кто из вас назовёт полное название сказки?« Сказка о царе Салтане, о Сыне е

    Описание слайда:

    Кто из вас назовёт полное название
    сказки?
    « Сказка о царе Салтане, о
    Сыне его славном и могучем
    Богатыре князе Гвидоне
    Салтановиче и о прекрасной
    Царевне Лебеди.»
    Почему в названии сказки именно
    Эти герои, а не другие, которые
    Тоже есть в этой сказке?

  • 4 слайд

    Главными героями являются действующие лица,которые упоминаются чаще:Главные д

    Описание слайда:

    Главными героями являются действующие лица,которые упоминаются чаще:
    Главные действующие лица: царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь. Они проявляют понимание, любовь к ближнему, великодушие и мудрость.

    Главные действующие лица: царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь. Они проявляют понимание, любовь к ближнему, великодушие и мудрость.
    Отрицательные герои: ткачиха, повариха, сватья, они проявляют мстительность, обидчивость, эгоизм, злопамятность и жестокость.

  • 5 слайд

    Как начинается сказка?

    Описание слайда:

    Как начинается сказка?

  • 6 слайд

    Какие события произошли в сказке после чего эти три героини задумали неладное?

    Описание слайда:

    Какие события произошли в сказке после чего эти три героини задумали неладное?

  • 7 слайд

    Как поступил царь, когда узнал о содеянном?

    Описание слайда:

    Как поступил царь, когда узнал о содеянном?

  • 8 слайд

    Чему нас учит судьба героя сказки Салтана?

    Описание слайда:

    Чему нас учит судьба героя сказки Салтана?

  • 9 слайд

    Чудеса в сказке:Белочка, которая умеет петь и танцевать.Орешки грызёт золотые

    Описание слайда:

    Чудеса в сказке:
    Белочка, которая умеет петь и танцевать.Орешки грызёт золотые, с изумрудными ядрами. Воевода Черномор, тридцать три богатыря, выходящие из моря. Царевна Лебедь, превращающая людей в насекомых являются чудом!
    Давайте вспомним какие ещё чудеса происходили в этой сказке…?

  • 10 слайд

    Назовите строки из сказки:Какую песню поёт белочка?

    Описание слайда:

    Назовите строки из сказки:
    Какую песню поёт белочка?

  • 11 слайд

    Назовите строки из сказки:Какое чудо произошло?

    Описание слайда:

    Назовите строки из сказки:
    Какое чудо произошло?

  • 12 слайд

    Назовите строки из сказки:Какие чудеса происходят на этом острове?

    Описание слайда:

    Назовите строки из сказки:
    Какие чудеса происходят на этом острове?

  • 13 слайд

    Как назывался остров?Чьё это княжество?

    Описание слайда:

    Как назывался остров?
    Чьё это княжество?

  • 14 слайд

    Назови героя сказки:Живёт на острове Буян. Она умна, как Софья Премудрая. Кра

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Живёт на острове Буян. Она умна, как Софья Премудрая. Красива, как Елена Прекрасная. Крепко связана с морской стихией (является племянницей Дядьки Черномора, сестрой морским богатырям), Имеет журчащий, как ручеек, голос и нежные руки.

  • 15 слайд

    .

  • 16 слайд

    .

  • 17 слайд

    Назови героя сказки: Добродушный, снисходительный, надежный человек, который

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Добродушный, снисходительный, надежный человек, который чтит родителей И дорожит семейным благополучием. Для него главное – восстановить справедливость. А виновников можно простить, если попросят за себя хорошенько.
    Он достоин восхищения!

  • 18 слайд

    Остров буян в сказке о царе салтане описание

  • 19 слайд

    Назови героя сказки: Внешность у героя царская – солидная борода, подобающее

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Внешность у героя царская – солидная борода, подобающее одеяние, состоящее из красных сапог и длинного плаща с изящными узорами,
    вышитого золотом. Однако характер
    доверчивый, добродушный и справедливый. Его легко обманывает окружение, но врожденная способность прощать заставляет героя на всё закрывать глаза…

  • 20 слайд

    .

  • 21 слайд

    Назови героя сказки: Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после ог

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестёр.

  • 22 слайд

    Чему учит нас эта сказка?

    Описание слайда:

    Чему учит нас эта сказка?

  • 23 слайд

    Чему нас учит сказка?Сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, учит хр

    Описание слайда:

    Чему нас учит сказка?

    Сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, учит хранить верность своим родным и не служить незаслуженных наветов. Сказка учит нас быть благородными и помогать тем, кого обижают несправедливо. Сказка учит нас честности и открытости. Она учит нас быть благодарными тем, кто нам помогает.

  • 24 слайд

    Какова главная мысль сказки? Зло всегда найдёт способ себя наказать, а добр

    Описание слайда:

    Какова главная мысль сказки?
    Зло всегда найдёт способ себя наказать, а добро всегда победит!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Литературное чтение 2 класс

  • Творческая работа «Сочини сказку» по предмету литературное чтение 4 класс

  • Конспект урока по литературному чтению. К.И.Чуковский. Путаница. Небылица

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Рабочая программа по чтению 2 класс

  • Рабочая программа по чтению 3 класс

  • Презентация по литературе по разделу «Были-небылицы»Проверим и оценим свои достижения по разделу «Были- небылицы»

  • Контрольно-тематическое планирование по чтению. 3 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Такое же мнение высказывал в наши дни руководитель лаборатории лазерной спектроскопии Института спектроскопии РАН профессор Владилен Летохов. Суть этого взгляда: число планет, подходящих для возникновения жизни, во Вселенной велико. Инопланетяне как разумные живые существа, стремящиеся сохранить жизнь в Космосе и передать накопленные знания, могут посылать в окружающее пространство биомолекулы – микрокапсулы ДНК, содержащие в себе информацию о том типе жизни, к которому они принадлежат. И если планета оказалась подходящей, биомолекула начинает развиваться. Исследования генетиков еще более запутывают ситуацию: например, в начале этого десятилетия учеными Стэндфордского университета в США в результате митохондриального ДНК-анализа (т.е. исследования генов, передающихся от матерей к дочерям) было установлено, что общее генеалогическое древо всего человечества, видимо, берет начало всего от десяти Адамов и восемнадцати Ев.

Существующие в России общины приверженцев древней веры славян – староверы-инглинги считают, что наши первопредки произошли и не от обезьян, и не «от Адама и Евы», а прибыли из глубин космоса сотни тысяч лет назад. Их отцами были высокоразвитые разумные существа, которых принято ныне называть Богами. Потомки Рода Небесного обрели от них древнюю веру – знания об устройстве Космоса и стали славить своих Богов и предков («и потому суть – Славяне»).

Первопредки или, как они себя называли, асы оказались на нашей планете – Мидгард-Земле в результате вынужденной посадки огромного космического корабля и остались здесь жить навсегда. До их прилета на этой планете не было других людей. Началось ее освоение родами да’арийцев, х’арийцев, расенов и святорусов. Материк, на котором было выбрано место для поселения, звездные путешественники назвали Даарией – Даром Богов.

Этот материк находился в древние времена на Северном полюсе. Различные авторы, пишущие на славянскую тему, называют эту страну Гипербореей, Арктидой. Некоторые писатели отождествляют ее с легендарной Атлантидой, забывая, что на месторасположение последней указывает само название Атлантического океана.

В те достопамятные времена земная ось была расположена вертикально к плоскости ее орбиты вокруг Солнца (Ярилы-Солнца), и потому наше светило всегда озаряло владения асов. Обратим внимание: лучших людей своей профессии мы до сих пор называем асами (летчик-ас, водитель-ас, т.е. тот, кто летает, водит машину и т.д. как Бог).

Священная страна Даария была разделена реками на четыре части: Раи, Туле, Свага и х’Арра. До наших дней сохранилась копия карты Даарии, которая была скопирована Герхардом Меркатором в средние века со стены одной из египетских пирамид в Гизе. Каждый из прибывших на нашу планету родов имел для проживания свою территорию (провинцию), ограниченную с одной стороны Северным Ледовитым океаном, а с двух других сторон реками. Северный Ледовитый океан был наполнен пресными водами, хотя он был связан с другими океанами. Дело в том, что в те времена весь мировой океан был наполнен только пресной водой.

Все четыре реки, бравшие свое начало в Северном Ледовитом океане, стекались во внутреннее море. В центре этого моря находился остров Арктида, на котором стояла гора Мира (Меру). Ее основание имело коническую форму, обращенную острием к центру Земли. На горе был построен город Асгард Даарийский и великое капище (храм). Название Асгард переводится как город Богов.

Согласно преданиям и письменным источникам староверов, поселенцы в достопамятные времена на своих космических кораблях посещали другие Земли (планеты), а в Даарию прилетали люди с других планет. И везде наши предки созидали новые грады, строили храмы и святилища. Питались они «чистой» (растительной) пищей. Мясо в пищу не употреблялось. Поэтому люди и не болели.

Для взрослых мужей на большие праздники приготовлялась сурица (напиток из трав, настоянных на меду). Этот напиток в малых количествах (25 или 50 грамм) давался только тем отцам, кто родил и воспитал

9 или 16 детей соответственно. Эти малые дозы сурицы животворящей оздоравливали человеческий организм и продлевали людям жизнь. А жили люди тогда по нескольку кругов жизни (один круг жизни составляет 144 лета, т.е. года).

Древние летописи повествуют, что 300 тысяч лет назад облик Мидгарда был совсем иной. Даарию связывал с евразийским континентом горный перешеек, который южнее переходил в Рипейские (Уральские) горы. Пустыня Сахара была морем. Индийский океан – сушей, и там находился еще один материк. Гибралтарский пролив отсутствовал. На Русской равнине, где ныне располагается Москва, некогда плескалось море. Река Ра (Волга) впадала не в Каспийское (Хвалынское) море, а в Черное.

На территории Западной Сибири был остров Буян, омываемый Восточным и Западным морями. Это тот самый остров Буян, о котором говорится в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Через остров Буян текла река Ирий Тишайший (Иртыш).

Жизнь потомков Рода Небесного на нашей планете неоднократно коренным образом претерпевала изменения в результате катастроф космического масштаба. В свою очередь катастрофы, как утверждают староверы-инглинги, часто были следствием борьбы сил добра и зла во Вселенной. Первый великий потоп произошел в результате уничтожения тектоническим оружием малой луны Лели (в то время у Земли были еще две луны – Фатта и Месяц), на которой, согласно преданиям, сосредоточились кощеи – представители «мира пекла» (включающего десять тысяч планет) – для вторжения на Мидгард. Они-то и стремились создать Кощеево царство, о котором говорится в русских сказках. Для предотвращения захвата планеты сын Бога Перуна Тарх, прибывший из системы Златого Дажьбог-Солнца с Ингард-Земли (из созвездия Бета Льва, говоря по-современному), нанес превентивный удар по Леле. Так как на ней было 50 соленых морей, на нашу планету обрушились массы воды и обломки уничтоженного небесного тела.

Район падения огромных осколков совпал с Северным полюсом. Ось планеты сместилась, а Даария скрылась под водами великого потопа. На поверхности остались высокогорные части Даарии, например, современные Гренландия, Земля Франца Иосифа.

Однако потомки Рода Небесного не погибли вместе с Даарией. Их предупредил великий жрец по имени Спас. Заблаговременно началось переселение на Евразийский континент. В течение 15 лет наши предки переселялись по горному перешейку (Уральским горам) между Восточным и Западным морями на Евразийский континент. И в 109810 году до н.э. переселение завершилось. Какая-то часть людей спаслась, поднявшись на вайтманах (космических кораблях) на околоземную орбиту, другие переместились (телепортировалась) через Звездные врата Междумирья в Чертог Медведя (созвездие Большой Медведицы) во владения да’арийцев. Но основная часть жителей Даарии осталась обживать Урал и Сибирь, где существовал тогда субтропический климат. В честь спасения от потопа был установлен праздник Пасхетъ, что в переводе с х’арийской рунической письменности означает: «путь, по которому шли асы». С тех пор в каждое шестнадцатое лето (год) предки наши славили Род Небесный за спасение от потопа. Обряд ударять крашеные вареные яйца друг о друга в этот праздник был призван напоминать о победе Тарха Перуновича над кощеями. Разбитое яйцо называли яйцом кощеев, и оно символизировало разрушенную луну Лелю, а целое яйцо – силу Тарха Дажьбога. Так, подчеркнем, представляют нашу древнюю историю летописи и предания староверов.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» Характеристика героев.Ильины три поездочки»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», ан...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», ан

    Описание слайда:

    продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.
    Тема:
    А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
    Цель урока:

  • 2 слайд

    «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего в

    Описание слайда:

    «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.
    Михайловское
    Музей-заповедник «Михайловское»
    Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

  • 3 слайд

    Игра «Это правда, это неправда».Царице и ее сыну, перед тем как посадить в б

    Описание слайда:

    Игра «Это правда, это неправда».
    Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.
    (Это неправда. Указ.)
    Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.
    Над лебедью носился в море орел.
    Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.
    (Это неправда. Буян.)
    Гвидон сам построил город на острове.
    (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
    Гвидон трижды летал к царю Салтану.
    Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.
    ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)
    ( Это неправда. Коршун)

  • 4 слайд

    Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и н

    Описание слайда:

    Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

  • 5 слайд

    заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый

    Описание слайда:

    заботливый
    добрый
    справедливый
    милосердный
    энергичный
    пассивный
    вспыльчивый
    любящий
    сильный
    гостеприимный
    Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.
    Царь Салтан
    Князь Гвидон
    Самостоятельная работа
    1 вариант
    2 вариант

  • 6 слайд

    Проверим работудобрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящи

    Описание слайда:

    Проверим работу
    добрый справедливый милосердный
    пассивный вспыльчивый любящий
    гостеприимный
    заботливый добрый справедливый
    энергичный любящий сильный
    гостеприимный

  • 7 слайд

    Что объединяет отца и сына?доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные о

    Описание слайда:

    Что объединяет отца и сына?
    доброта, любовь, гостеприимство.
    Каковы основные отличительные особенности характеров героев?
    Царь пассивный, а сын его активный
    Какой герой вам нравится больше? А автору?

  • 8 слайд

    Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

    Описание слайда:

    Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?
    А сватья баба Бабариха?

  • 9 слайд

    Назовите всех герое сказкицарь Салтанцарицакнязь Гвидонцаревна Лебедьткачихап

    Описание слайда:

    Назовите всех герое сказки
    царь Салтан
    царица
    князь Гвидон
    царевна Лебедь
    ткачиха
    повариха
    Бабариха
    коршун
    гонцы
    корабельщики

  • 10 слайд

    царь Салтанцарицакнязь Гвидонцаревна ЛебедьткачихаповарихаБабарихакоршунгонцы

    Описание слайда:

    царь Салтан
    царица
    князь Гвидон
    царевна Лебедь
    ткачиха
    повариха
    Бабариха
    коршун
    гонцы
    корабельщики
    Самостоятельная работа

  • 11 слайд

    Проверим работуположительныеотрицательныенейтральныецарь Салтан князь Гвидон

    Описание слайда:

    Проверим работу
    положительные
    отрицательные
    нейтральные
    царь Салтан
    князь Гвидон
    царица
    царевна Лебедь
    ткачиха
    повариха
    Бабариха
    коршун
    гонцы
    корабельщики

  • 12 слайд

    Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разо

    Описание слайда:

    Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.
    Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

  • 13 слайд

    Игра «Угадайка»злость, зависть, обмансмелость, уважительность, бескорыстие ло

    Описание слайда:

    Игра «Угадайка»
    злость, зависть, обман
    смелость, уважительность, бескорыстие
    ловкость
    доброта, любовь, сострадание
    милосердие
    пассивность
    вспыльчивость
    материнство
    любовь
    забота

  • 14 слайд

    1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидет

    Описание слайда:

    1. Где гнев, там и милость.
    2. Долг платежом красен.

    3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
    4. Повинную голову и меч не сечёт.

    5. Что посеешь, то и пожнёшь.
    6. Шила в мешке не утаишь.
    Работа в группах
    1ряд
    2ряд
    3ряд
    К какому герою из сказки можно отнести пословицу

  • 15 слайд

    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали:

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    5.Как называют писателя, который пишет сказки?
    По вертикали:
    1.Кто такой И. Билибин?
    2.Одна из отрицательных героинь сказки.
    3.Как называется начало сказки?
    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

  • 16 слайд

    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали:

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    5.Как называют писателя, который пишет сказки?
    По вертикали:
    1.Кто такой И. Билибин?
    2.Одна из отрицательных героинь сказки.
    3.Как называется начало сказки?
    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.
    с
    к
    а
    з
    о
    ч
    н
    и

  • 17 слайд

    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали:

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    5.Как называют писателя, который пишет сказки?
    По вертикали:
    1.Кто такой И. Билибин?
    2.Одна из отрицательных героинь сказки.
    3.Как называется начало сказки?
    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

  • 18 слайд

    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали:

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    5.Как называют писателя, который пишет сказки?
    По вертикали:
    1.Кто такой И. Билибин?
    2.Одна из отрицательных героинь сказки.
    3.Как называется начало сказки?
    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

  • 19 слайд

    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали:

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    5.Как называют писателя, который пишет сказки?
    По вертикали:
    1.Кто такой И. Билибин?
    2.Одна из отрицательных героинь сказки.
    3.Как называется начало сказки?
    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

  • 20 слайд

    По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали:

    Описание слайда:

    По горизонтали:
    5.Как называют писателя, который пишет сказки?
    По вертикали:
    1.Кто такой И. Билибин?
    2.Одна из отрицательных героинь сказки.
    3.Как называется начало сказки?
    4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

  • 21 слайд

    1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.Домашнее за

    Описание слайда:

    1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.
    Домашнее задание
    2. Нарисовать иллюстрацию
    3. творческое задание.
    Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Похожие материалы

  • Тест по рассказу И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». (3 класс)

  • Тест по произведению М.Пришвина «Моя Родина». (3 класс)

  • Тест по рассказу М.Горького «Случай с Евсейкой». (3 класс)

  • Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2». (3 класс)

  • Тест по рассказу В.Ю.Драгунского «Он живой и светится» (3 класс)

  • Презентация к уроку литературного чтения для 2-3 классов «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова»

  • Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1» (3 класс)

  • Презентация по чтению к рассказу В.Осеевой «Печенье».

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436315 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Остовалось или оставалось как правильно пишется
  • Остальное не важно как пишется
  • Остаться нисчем как пишется
  • Осознали ли ребята свой поступок из рассказа ребята и утята
  • Особенности художественного чтения народных сказок