Остер рассказы для детей читать

Недавно мне опять пытались продать тик-ток. молоджь заливалась песнями о том, как же прекрасна новая платформа. возможно сказал я

Недавно мне опять пытались продать «Тик-ток». Молодёжь заливалась песнями о том, как же прекрасна новая платформа. «Возможно» — сказал я — «И чем же она так прекрасна?»

— Ну, там можно научиться огромному количеству новых и неизвестных вещей.
— А… Правда? Ок, удиви меня.
— Вот! – наивный юнец с радостью ткнул на указатель на приборной панели своей «Хонды».
— И что же в этом такого прикольного?
— Видишь стрелку? Она показывает с какой стороны у тебя крышка бензобака, чтобы ты помнил, где останавливаться у бензоколонки.

Я тяжело вздохнул, открыл бардачок, и, к ужасу парнишки, извлёк из него потрёпанный мануал 2004 года выпуска. После 20 секунд листания оного мануала, я ткнул пальцем в ту самую иконку, которая показывает, с какой стороны у тебя бензобак.

— Ну вот, пожалуйста. Это было известно ещё до «Тик-тока», и даже до «Фэйсбука». Эх! Это было известно ещё до интернета и, возможно, до появления автоматической коробки передач. Это было известно до того, как твои родители появились на свет. Ты мануал-то читал?
— Нет.
— Оно и видно.

Признайтесь, люди не читают мануалов. Давайте посмотрим, что Вам можно посоветовать, чтобы люди от них вообще избавились.

Для придирчивых

Имя Григория Остера используется как название замечательного жанра смешных стихотворений, которые я так любил, когда мне было 7 лет. К стихам в данной статье Григорий Остер отношения не имеет. Но, пользуясь случаем, скажу что зачитывался его стихами постоянно. И до сих пор помню некоторые из них. За что хочу сказать ему спасибо.

Я принадлежу к той странной внеземной расе, которая с удовольствием читает сервисные мануалы.

Возможно это произошло потому, что с детства я помнил, как мой дед постоянно возвращал к жизни старый телевизор «Фотон». Ящику было уже более 30 лет, и ломался он с завидным постоянством. Раз в год мой дед доставал отвёртку, паяльник и кучу интересного инструмента. После этого он залезал специальным щупом в трубу, и я слышал жуткий «бах». Это он так разряжал основной конденсатор, чтобы потом не убить себя всеми этими вольтами. Но самое интересное начиналось потом. Внутри самого телевизора лежала ОНА — принципиальная схема. Я просто не мог оторвать глаз от этой восхитительной карты микромира, которая казалась мне такой загадочной и непонятной, но при этом, точно проводила моего дедушку через все закоулки электронной страны. Пару тычков щупами обычно быстро находили пробитый конденсатор или сгоревший резистор. После чего ящик возвращался к жизни и продолжал служить, давая фору марсоходу Curiosity по количеству дней, прожитых после окончания срока службы.

А возможно всё было по-другому. Когда мы учились программировать на компьютерах в универе, интернет не представлял собою бесконечную базу данных любых знаний. Самым-самым был дорогой и любимый MSDN. Библиотека всех знаний Microsoft носилась с собою на каждое занятие, и Великий Хранитель Подписки был тем самым друидом, раздающим знания всем тем, кто хотел учиться и познавать новое.

MSDN читался ради удовольствия, и для того, чтобы выпендриваться перед учителем (привет, ceba!), показывая умение пользоваться изощрёнными функциями и давая доступ ко всеми любимому «зачёту автоматом».

Позже, по долгу службы, я не раз натыкался на «островки знаний». manualslib.com всегда являлся поставщиком заветных сервисных мануалов. Тех самых, невообразимо объёмных мануалов, которые описывали все внутренности принтеров, телефонов, схем и контроллеров. Тех самых мануалов, которые позволяли добраться до последнего соленоида, в котором прогнивала резинка, из-за которой дох принтер за 2000 долларов.

Когда я вёл команду джунов, которые должны были разбираться с Docker swarm я с интересом отвечал на их вопросы путём копи-паста ссылок из документации Docker. У меня не было идеи о том, что кто-то возьмётся за Докер, без хотя бы быстрого перелистывания этой документации, как минимум для того, чтобы знать, где и что лежит.

Люди не читают мануалов. Причин тому несколько.

Во-первых, в среде разработчиков сейчас существует идея о том, что заставлять пользователя читать мануалы — это зло. Мы ненавидим тот факт, что открывая наше приложение, пользователь не начинает сразу же покупать нужные нам сервисы или жать на нужную нам кнопку. Максимум, что мы можем дать нашему клиенту — это быстрый экскурс в список основных кнопок, путём вынуждения его кликать на эти кнопки.

Во-вторых — панический страх мануалов. Инструкции превратились в талмуды, которые выглядят одинаково удобочитаемо до и после шифрования. Что бы ни делал пользователь, ему неинтересно/нет времени/нет желания. Мы с вами живём на другой планете. Мы привыкли к тому, что, если функция не возвращает то, что от неё требуется, то мы будем лезть в docs.[nameofthecompanygoeshere].org. После прочтения кучи текста, мы вникнем в то, что шестой параметр должен быть ненулевым и заставим-таки эту штуку работать как полагается.

Но, даже в рядах инженеров и программистов появляется всё больше и больше тех, кто предпочитает stackoverflow вдумчивому пониманию предмета.

Итак, давайте разберёмся, как же сделать так, чтобы Ваш мануал канул в Лету, и как сделать так, чтобы Вам постоянно названивали в три ночи, когда всё легло.

▍ Композиция

6z 2wwsw1whcs dnoq2qcnbyz8w
Если Вы уже решились
Написать талмуд великий,
Чтобы всем на предприятье
Всё подробно рассказать,

Не спешите Вы нисколько
Всё раскладывать по полкам,
Начинайте где попало.
Лишь бы было что сказать.

Вот несколько наиболее отвратительных примеров в этой категории. Калифорнийский справочник водителя. Это моя любимая книга «для поржать», если очень сильно хочется. Помимо того, что она написана вразнобой, она ещё и переведена машинным переводом. Поэтому скатиться под стол со слезами можно просто так, без особых усилий. Что же тут такого интересного?

В отличие от Москвы, где Вам предлагается пойти в автошколу, выучить правила, а уже после этого идти учиться водить, в Калифорнии другой подход. Вам надо будет изучить эту книгу, пойти в местный офис по делам транспорта, сдать экзамен, типа «выбери правильный ответ», и тогда Вам дадут разрешение на вождение.

С этим разрешением Вы можете в течение года делать что угодно и водить всё что подходит под вашу категорию машин, но только при наличии в машине кого угодно с правами. И вот только после этого Вы можете идти и сдавать экзамен. (Хе-хе, а потом жаловаться, что на дороге полно идиотов).

Ну так вот, эта брошюра занимает 120 маленьких страниц текста и читается за 30 минут.

Но, первые 40 страниц текста занимает куча мишуры, что, да как делать с документами и к какому окошку подходить. Особое внимание уделено тому, что нельзя оставлять животных и детей закрытыми в машинах на автостоянках, ибо они от этого умирают. (Действительно, проблема с этим есть, но для сравнения, это лишь 20 смертей на автостоянках из 3500 смертей на дорогах за год.)

Информация о том, как, собственно, водить машину, начинается на странице 58. В середине книги.

Или вот. Возьмите любой мануал к Вашему автомобилю. Там тоже можно повеселиться. Для начала Вам приходится читать о том, как правильно устанавливать ремни безопасности для транспортировки младенцев. Несомненно, родителям малышей эта информация очень полезна, но это не 100% всей аудитории. Что самое главное в машине? Она должна ездить. Информация о том, как сделать так, чтобы она поехала, начинается примерно после 120 страниц информации о том, как она ломается и как её не нужно обслуживать.

Другой пример такого мануала — это документация по языку Rust. Об этом я уже писал. Первая глава полностью погружает читателя во все тяжкие языка. Но понять первую главу можно только изучив четвёртую… Дилемма…

Давайте посмотрим на что-нибудь приличное. Вот, например, мануал к микс-борду фирмы Mackie.

После одной страницы инструкций о том, как не убить себя током, Вам будет предложена картинка, которая покажет, как подключить гитариста, басиста, барабанщика и солиста и начать лабать Deep Purple с размаху. На следующих страницах последовательно разбираются примеры и описание неудачных случаев (например, неправильно спаянные провода). В конце документа приводятся все технические данные и псевдодиаграммы, со всеми ТТХ инструмента, то бишь, всё особо заумное.

▍ Номенклатура

Если Вы писать решили
Мануал большой и толстый,
То не парьтесь со словами.
Называйте как попало.

Если юзеру вдруг нужно,
То ответ нароет сам.

Тут в пример можно привести один из самых страшных мануалов, которые мне довелось читать в моей жизни. NEC Univerge Phone System Programming.

Согласно Вики-словарю, номенклатура — это перечень названий, терминов, категорий, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.

Ну так вот. Этот перечень возможно где-то и существует в глубинах компании NEC (чтоб уже этих япошек!), но добросовестным инженерам он недоступен. Например, если Вы откроете мануал на странице 246, то Вы увидите инструкции о том, как программировать ICM Key на телефоне. У Вас не будет ни малейшего понятия, что такое ICM Key. Инструкция об этом умалчивает. Думаете всё так просто, пойди и погугли? Ха, ага! Идите, попробуйте погуглите это, так, чисто по приколу. Вы увидите, что эта аббревиатура используется только инженерами NEC и никем другим. Нагуглить это будет невозможно. Просто нет никакого варианта найти эти данные в интернете. Надо будет звонить в техподдержку для инженеров, и общаться со специалистом. Если повезёт, Вам ответят.

С подобными проблемами обычно сталкивается не Вася, который решил выучить NPM за 20 минут на ютубе или Петя, который гуглит «как решить алгоритмы на собеседовании» на stackoverflow. С такой проблемой столкнёшься ты, хабраюзер, когда пойдёшь работать в реальную контору с реальными людьми. Серьёзные enterprise системы всегда достаются Вам с пачкой слов, которые никто за пределами этой системы не использует.

Название серверов, сетей, платформ и систем, которые были Вам родными последние 5 лет, пока Вы работали в ${user.CompanyName}, приелись настолько, что Вы уже не можете поверить, что кто-то об этом не знает. Некоторые про это просто не думают. Например, слово FTP может означать не протокол передачи данных, а конкретный сервер.

ПНСВ, Desktop, Та-самая-карточка, The Server, это всё те странные обиходные слова, которые непонятны никому за пределами Вашего круга общения.

Более того, даже слова, которые можно найти в словарях, могут представлять для читателя определённые трудности. Некоторые термины можно понимать двояко. «Обжиг» можно производить как в печи, так и с помощью горелки.

▍ То, о чём вы говорите

Если в новом мануале
Говорим о тахионах,
То не стоит торопиться
Тахионы показать

Юзер нынче очень круто
Может сам всё рисовать.

Меня охватывают страх и трепет, после того, как я вспоминаю об одном сервисном мануале принтера. В нём не было ни одной картинки.

  • Снимите переднюю панель.
  • Увидите 6 шурупов, открутите их.
  • Снимите боковые панели.
  • Справа Вы увидите два шурупа и три гайки.
  • Поверните принтер на 90 градусов по часовой стрелке, найдите шуруп под пружиной номер 85, и открутите его. Это отпустит систему держателя номер 10, которая удерживает барабан…

Ну и так далее. 

Можно сколь угодно долго объяснять пользователю, где этот шуруп, но проще будет показать. С другой стороны, перегруз текста картинками может всё усложнить. 
 
 

▍Самая главная идея вашего мануала

 Тут вредного совета не будет.  Тут сразу можно перейти к самой главной идее. Как надо писать инструкцию?

Для начала, ответьте себе на вопрос — для чего существует Ваш продукт/изделие/система? Какова её цель? Самая основная цель.

Автомобиль — это техническое средство, предназначенное для быстрого перемещения по дорогам.

Стиль не важен. В некоторых компаниях за стиль будут сурово наказывать, а в некоторых можно рикроллить всех направо и налево. Важно, чтобы Вы могли сформулировать описание своего продукта в одном предложении.

Машина позволяет быстро перемещаться по дорогам.

Эта система позволяет Вам получить доступ к данным Вашей кредитной карточки через телефон.

Продукт представляет собой мультитул для анализа безопасности информационных систем.

Самое главное — это передать идею того, что на самом деле будет происходить на следующих 100 страницах.

После этого, всё, о чём Вы говорите, можно основывать на этой мысли.

Автомобиль надо уметь водить. Для того чтобы его водить, надо уметь работать с основными элементами управления, такими как руль и педали. В том числе Вы должны знать и понимать, что означают различные приборы на панели управления.

Внимание! Вождение автомобиля связано с риском, и неправильное использование может привести к летальным последствиям. Обязательно ознакомьтесь с данными о безопасном вождении.

Правильный уход за автомобилем гарантирует его работоспособность… И т.д.

Это то, что приятно читать, и что самое главное, это то, что можно читать.

Почему мы начинаем статьи на Хабре с хорошо продуманной КДПВ и отличного введения, а наши мануалы выглядят как ужас, летящий на крыльях ночи?

▍Зачем вам всё это?

Если вам охота очень
В воскресенье спозаранку
Получить звонок от босса
На мобильный телефон,

И, забив на выходные,
Бодро броситься в контору,
Гордо взяв клавиатуру
Побежать всё поднимать,

Не пишите мануалов.
Много помощи не будет.
Лучше Вы на всё забейте.
Всё само собой пройдёт.

Хорошо написанный мануал — это то самое чудо, которое сохраняет Вам нервы и время.

Когда Вы ловите себя на том, что в очередной раз объясняете, как и почему что-то работает, то пора садиться и писать.

В мире есть люди, которые могут за день выдать 20 страниц текста. А есть и такие, которые приходят в тихий ужас просто от необходимости написания е-мейла.

Если Вы принадлежите к последним, то подумайте вот о чём. Написанные Вами слова — это Ваш аватар. Это Ваш виртуальный помощник, который заменяет Вас перед толпой, пытающейся достать Вас вопросами.

Не парьтесь по поводу того, что у Вас нет стиля, и Вы не умеете писать. Если у Вас есть система для ввода текста в компьютер, то у Вас есть всё, что Вам нужно.

Садитесь и пишите. После этого, прочитайте то, что Вы написали и пишите ещё. Дайте это почитать несведущему человеку, посмотрите, сможет ли он понять, что Вы написали.

Главная цель мануала — сделать так, чтобы кто-то другой мог выполнить определённые действия.

Вот и попытайтесь добиться этой цели. Предложите Ваш мануал ничего не понимающему в этом вопросе человеку, и посмотрите, сможет ли он выполнить инструкции, которые Вы описали?

Не надо пытаться сделать видео- или аудио- книгу. Видео занимает намного больше времени для производства. Аудио зачастую бесполезно. Более того, мне лично очень скучно тратить время на просмотр видео. Текст воспринимается намного быстрее, чем видео. И если мне нужно с чем-то разобраться, это намного проще сделать, когда у тебя в руках есть текст. 

Видео очень полезно, когда мануал уже написан, особенно для иллюстрирования сложных компонентов систем. 

Wiki — это зачастую хорошая идея для сохранения ресурсов мануала, но она не отменяет того факта, что у Вас должен быть приличный текст, который можно прочитать от начала до конца. 

Короче, если Вас запарили постоянными вопросами, и Вы чувствуете себя задёрганным, то возможно пора уже сесть и написать этот мануал. 

hanselman.com — вот один из примеров. Каждый раз, когда к Скотту приходят и задают глупые вопросы, он пишет статью в свой блог. В итоге у Вас есть блог, и повторяться не приходится. 

Пишите. Это замечательное умение. Как раз потренируетесь. 

oug5kh6sjydt9llengsiebnp40w

Есть у человека такой замечательный перк. Он может обучить другого человека чему-то полезному. Да, конечно, некоторые животные тоже так могут делать, но им далеко до того грандиозного масштаба, с которым мы обучаем друг друга. Мы это дело поставили на поток и проворачиваем в таких объёмах, что тут можно только позавидовать.

Доводилось ли Вам кого-нибудь учить?

Что? Вас уже корёжит и передёргивает от одного только упоминания этого мероприятия? Вы постоянно вспоминаете о том самом стажёре, который был настолько туп, что Вы просто не могли себя сдержать?

Кто-то обвалил собранную базу данных, потому что не увидел разницы между rm -rf ./old и rm -rf . /old?

Бывали ли Вы когда-нибудь на курсах дополнительного образования, которые существуют только для галочки? А может быть, Вы помните себя, когда Вам уж очень хотелось стать пилотом самолёта, но после шести месяцев сидения в бесполезной школе, Вы решили на всё забить, потому что самолёт Вам можно будет увидеть только в следующей жизни?

Заходите, поговорим.

Отступление: про Григория Остера

Отступление. Все вредные советы в этой статье написаны мною. Имя Григория Остера используется как дань уважения к его стилю и идеям. Надеюсь, что использование этого имени напомнит родителям на хабре, что он писал замечательные книжки для детей. Сам Григорий к этим стихам не имеет никакого отношения.

Давайте поговорим о том, как учить людей.

Мой опыт в этой области подкреплён обширными экспериментами. На последнем курсе в университете, в 2008 году мне была выдана группа детишек-финансистов, которым надо было преподавать компьютерную графику. После этого на работе мне постоянно подкидывали всяких аспирантов, новичков, а иногда даже людей абсолютно далёких от компьютерной тематики.

Все данные проверены (и изучены) на собственном опыте.

▍ Итак, что является самым главным при обучении кого-либо?

Если вы учить решили
Сисадминов молодых
То, пожалуйста, не надо
Мямлить что-то там для них

Притворитесь лучше тигром
Грозно рыкните на всех
Ведь, чем лучше вы кричите
Ближе будет тем успех

Обученье страх вселяет,
И поэтому должны
Вы вселять вселенский ужас
В тех, кто в дар вам отданы

Вы. Первым делом надо сесть и разобраться, как Вы будете кого-нибудь чему-нибудь учить. В мире существует куча предрассудков и стереотипов в области обучения. Самый главный заключается в том, что есть люди, которых нельзя вообще чему-либо научить.

Итак, у нас есть сферический ученик в вакууме. Назовём его Василием. Василий попал в Ваши цепкие лапы, и стоит перед Вами с огоньком в глазах. Василий хочет познать HTML и Javascript. И тут Вы начинаете убивать его стремление учиться. Как? Случайно. Я слышал о многих идиотских методиках, которые «объясняют», как надо учить. Вот основные:

Первое идиотское утверждение: Чем тупее люди вокруг Вас, тем больше Вам будут платить. Существуют люди, которые могут заявить что-то подобное на полном серьёзе. Мне не нужны специалисты, которые будут со мной конкурировать. Если Вы хорошо обучаете специалистов, то конкурировать с Вами не будут. Вас будут носить на руках, потому что Вы можете делать специалистов.

Да, несомненно, Вам самому надо быть в форме. Если Вы сейчас придёте в любую приличную контору и скажете, что Вы умеете делать docker swarm, то Вас засмеют. Сейчас даже и k8s не в моде. Люди уже перешли на Helm и тому подобные приблуды. Но, это не причина не учить Василия. Это повод для того, чтобы сесть и самому подучиться.

Мне недавно предложили надбавку в шестизначную сумму в месяц только за то, что я взял бы на себя пару стажёров и превратил их в нормальных программистов.

Чем лучше программисты вокруг Вас, тем легче Вам будет работать. Вам нужно будет разгребать меньше говно-кода. А если Вы не можете произвести больше кода, (тем самым зарабатывая больше денег) используя хороших программистов, то извиняйте.

Тут, конечно же, можно сделать отступление для тех специальных предприятий, где работа появляется сама по себе и делается только для самого факта работы. Если Вам невыгодно рыпаться и производить код, который будет лучше, если Вы просто сидите месяц за месяцем и получаете 75к чистыми, то бог с ним. Сидите и не рыпайтесь. Или, подумайте о смене места работы.

Второе идиотское утверждение: Василий — дурак и не может научиться.

Не существует такого понятия, как «не смог». Есть только «недостаточно старался». Василий не «дурак по умолчанию». Его просто не учили достаточно усердно. Люди — это один из самых важных ресурсов Вашего предприятия. В людей можно инвестировать, и они будут пушить больше коммитов, красивых и разных.

Чуть дальше по тексту я поговорю о том, что делать с тем «свежесрубленным дубом», которого HR-отдел поставил перед Вами и заявил, что он будет новым DevOps-ом.

А пока, поймите, что с этим Буратино можно что-то сделать.

Не верите? Ну вот Вам история из жизни. Моя прабабушка работала в интернате для глухонемых детей. Она учила их разговаривать. Тот ещё финт ушами. У неё были железные нервы и стальное терпение. По количеству титана в своём организме она могла запросто переплюнуть Бендера Родригеза. Она никогда не выходила из себя по отношению к своим ученикам. Это бесполезно. А моя прабабушка рассказывала мне о методах обучения слепо-глухо-немых детей. Тут я уже сидел в шоке. Но ничего. Обучали. И дети начинали говорить. Специальным языком жестов и прикосновений, но они могли общаться.

А тут перед Вами стоит увалень, у которого в наличии два глаза, два уха и рот. Вы мне после этого будете рассказывать о проблемах? Ха!..

Опять же, конкретные методы и приёмы приведены ниже.

Третье идиотское утверждение: Он просидел в ***ГУ последние пять лет, он уже знает, что делать. Тут, думаю, большинство хабровчан прекрасно понимает, что это утверждение является просто откровенной чушью. Не ведитесь на это. И не позволяйте вешать себе лапшу на уши.

Обучение в университете даёт одно гигантское преимущество. Вы получаете базовые знания в огромном количестве областей, которые после этого могут стать полезными при обучении чему-то конкретному.

Мы все помним, что «матан с диффурами и статистикой были сущим адом, и никто их не любил». Мы все знаем, что «все эти данные абсолютно бесполезны», и т. п. Глупости. Спросите любого дата-сатаниста Петю, который сидит и гребёт деньги лопатой, потому что он прекрасно понимает, как работают статистические методы. Спросите AI-инженера Витю, как ему удаётся делать такие крутые модели для распознавания видео без базового понимания рядов Фурье. Подойдите к 3D программисту Анатолию и попросите его рассказать, как можно перевернуть картинку, не перемножая матрицы?

Но, не забывайте, что все эти знания достаточно сильно оторваны от реальности. Матан это Вам не Maya или Blender. С одними только диффурами далеко в tensor-flow не уедешь. Более того, для использования этих инструментов Вам не обязательно знать подлежащие науки. Но, если Вы знаете подлежащую теорию, то Вы можете использовать эти инструменты эффективно.

Обучения много не бывает. Обучения бывает мало.

Ладно. Разобрались с Вами, теперь давайте посмотрим на нашего сферического ученика в вакууме.

▍ Что такое “понял”?

Если новоиспечённый программист
Сидит перед книжкой со стеклянными глазами
То ни в коем случае даже не пытайтесь
Объяснить ему что-то сами

Пусть он познает
Как сложно бывает
Понять что-то быстро
В профессии вам.

Мы можем очень долго сидеть и обсуждать философские и психологические концепты того, что значит «понятно». Это вечные споры без конца и края. Давайте воспользуемся костылём.

Понял — это когда знаешь, как что-то делать.

Понял, это когда у тебя в голове крутится 3D модель компьютера, с которым ты работаешь.

Понял, это когда тебе говорят “G10” а ты в ответ берёшь Соль в пятой октаве.

Вы когда-нибудь видели того самого механика «в гаражах», который мог подойти к машине, послушать её движок и сказать Вам: «У тебя ремень не к ****, его ***** нужно ***** вообще **** *** ***** менять.» Что бы Вы ни говорили, он понимает, как что-то работает. Это может быть старая Тойота Королла 2009 года выпуска. Человек может в идеале знать всё об этой модели и ничего не понимать в других машинах. Есть такие, кто могут разобрать любой двигатель с закрытыми глазами и пересобрать его с завязанными руками. Эти люди понимают, как работает двигатель.

Когда ты приходишь к нашему юному дубку и говоришь ему: «вот тебе система, она не работает, почини её…» Он может просто впасть в ступор. Он прочитал все книги по k8s, которые он только видел. Он просмотрел 100+ часов по k8s и может запросто отбарабанить Вам все параметры командной строки для gcp, только толку от этого мало. Он не понял, что такое «система» и как она работает.

Теперь, посмотрим на обратное. У нас есть аспирант. В далёком 2005 году он разобрался с основами операционных систем. Он понял, чем линукс отличается от винды и может одинаково хорошо использовать обе системы. Он выяснил, что такое изоляция процессов и как работает виртуализация на низком уровне. Он знает, как работает память в компьютере и прекрасно понимает, что такое ядро системы. Он знает в чём разница между федорой и убунту. Он знает, в чём разница между дистрибутивом и ядром. Он понимает, что происходит, когда Вы запускаете контейнер на физической машине. Он знает, куда подключается сетевая карта и как работает сетевой мост. В итоге, быстро просмотрев конфиги файлов, он правит пару портов и всё снова начинает работать. Этот аспирант понял. Он не будет запускать контейнеры под рутом, не потому что так написано, а потому что он понимает, как работает виртуализация в контейнерах.

Когда Вы кого-то учите, Вам нужно добиться, чтобы человек что-то понял. Это может занять минуты, если у него есть обширное образование, и у него есть много фактов, на которые он может опираться. Это может занять недели, если он не может отличить бита от байта.

Я не буду здесь спорить о том, какой способ усвоения информации лучше. Они разные. Разные люди по-разному воспринимают информацию. Но не думайте, что Вы можете отделаться только кучей ссылок на PDF файлы.

▍ Как помочь человеку понять?

Если перед вами стоит
Новоиспечённый неофит
И в глазах его весь свет
Ярким пламенем горит

То не стоит поддаваться
И по-быстрому давать
Ему в руки что-то
Чем бы он мог управлять

Пусть сначала пострадает
Бедный маленький ребёнок
И обломит все желания
Задушив свой интерес

Один из самых главных моментов в обучении — это не убить искру. К Вам заходит неофит и говорит: «О, мастер! Дай мне силы познать Сишарп!» Не проблема, говоришь ты. Вот тебе Дональд Кнут, а вот Страуструп. Прочитай их, выполни все задания, и я тебя научу шарпам.

Если у Вас в руках не настоящий фанатик, Вы его больше не увидите.

Тот самый огонёк в глазах, это вечное «хочу, чтобы ты меня научил» — это всё замечательно. Это то, что заставляет Васю хотеть учиться. В какой-то момент времени дитё увидело страшного бородатого дядьку, который нажатиями пяти клавиш заставил свой телефон насвистывать мелодии. Кто-то увидел, как из ничего появляется компьютерная игра. Кто-то, проведя пять недель, играя в игру, внезапно осознал, что эта игра была кем-то написана.

Давайте, вспомните сами, каково это было для Вас в первый раз? У каждого из нас есть своя история. После множества часов игры именно в Theme Park я увидел закономерности в том, как посетители двигаются по дорожкам. В тот момент я осознал, что кто-то только что описал какую-то невероятную вселенную, которая живёт по своим правилам. Я был в шоке от того, насколько интересной могла быть эта вселенная. И мне захотелось создать свою игру. Прошло много лет, прежде чем я действительно научился писать программы. Я выучил паскаль, ассемблер и многие другие вещи, но вот именно эта картинка всегда стояла перед глазами.

u3jbwzrcb6rxujc25nze0s 1pbo

После неё были Roller Coaster Tycon, Theme Hospital, Transport Tycon Deluxe и Factorio. Но оригинальный Theme Park навсегда запомнится мне как первая игра в которой хотелось разобраться.

Убедитесь, что Вы не задушите эту надежду, приобщиться к новому знанию, рассказами о том, что «программирование — это сложно и у тебя так не получится». Не надо рассказывать о том, что сложно. Расскажите о том, что легко.

«Неофит ты наш. Так, с разгону написать игру ты не сможешь. Но, у меня есть идея. Мы начнём с очень простой игры и будем её усложнять, пока у тебя не появится новый Дум». Что-то в этом роде.

Любое обучение чему бы то ни было будет подчиняться этому правилу. Человек ХОЧЕТ научится чему-то. Учите его этому, не убивайте в нём желание учится вашими «Нииииизя». «Льзя!».

Это правило вдвойне применимо, если Вы учите человека чему-то физически существующему. Например, тому, как водить машину или как паять. Он пришёл, чтобы уметь дрифтить так же круто, как Дом. Если Вы его посадите в школу, учить теорию пять лет, он нафиг уйдёт и учить ничего не захочет. Не надо сразу же позволять ему рассекать по шоссе на скорости в 110 километров в час. Но и не надо ему говорить, что машины он не увидит, пока не прочитает 10 килограммов макулатуры.

Кстати, с точки зрения программирования, тут всё очень даже запутано. С одной стороны, в физической вселенной наш продукт — это что-то практически незримое. Ведь, если посмотреть на программу с точки зрения физики, то это всего лишь последовательность намагниченных участков на поверхности жёсткого диска.

Конечно, на программу нельзя смотреть настолько узкоспециализированно. В конце концов, хорошая программа ещё показывает что-то на мониторе. Основной прикол в программировании заключается в том, что Вы заставляете компьютер делать что-то. Посему, когда перед Вами стоит новичок со слезливыми глазами щенка, дайте ему хоть что-то, с чем он может поиграться. И, желательно, чтобы это было чем-то с Wow эффектом. Пусть он поиграется. Это только подначит его учиться лучше и быстрее.

Далее, начинайте учить. Как? Ну, вот именно конкретно это — не тема нашей статьи. У Вас могут быть учебные планы. Могут быть какие-то курсы. Может быть, Вы можете выдать ему хорошую книгу. А может быть, Вы просто возьмёте себе пацана в подмастерья, чтобы он следил за тем, как Вы скручиваете бело-оранжевый, оранжевый, бело-зелёный, синий… Как бы то ни было, существует множество программ обучения. Некоторые Вы испытали на своей шкуре, о некоторых Вы слышали. Хорошо. Если Вы знаете, где найти хороший материал, обязательно сохраните его в надёжном месте.

▍ А что если оно тупое и не понимает?

Ну, об этом я говорил немного выше. Если оно совсем тупое и не понимает, то проблема заключается в том, что Вы недостаточно старались.

Для того, чтобы понять что-то сложное, человеку нужно чёткое понимание простых частей, из которого состоит сложное.

Недавно в американской части интернетов старшее поколение открыло для себя жутко прикольную штуку. Они заставляют детей набирать номера на дисковых телефонах.

Посмотрите. Вы поржёте. Вы же знаете, как работает дисковый телефон? Хех, я в своё время приводил в ужас юнцов, когда поднимал трубку и звонил в приёмную путём нажимания на курок 10 раз подряд. А нынешняя детвора не может набрать номер на диске.

Являются ли идиотами эти дети, если они не знают, как пользоваться дисковыми телефонами? Нет. У них нет понятия о том, как работает коммутация в телефонных сетях. А я — инженер NEC. Я учил историю этой коммутации и знаю, как она работала при Александре Белле. Означает ли это, что у меня IQ выше? Ха! Один из этих мальчишек продал каких-то там NFT на $200,000, а я эти NFT прошляпил и понятия не имею, как они работают.

Посему, когда Ваш новоиспечённый садится, открывает Dockerfile и первым делом заменяет FROM ubuntu:20.04 на FROM apline, не спешите рубить его световым мечом в фарш.

Давайте начнём задавать вопросы:

«Почему ты это сделал?»
«Ну, альпин, он меньше!»
«Ага, а какая разница между убунту и альпином?»
«Эээээ…»
«А вот у нас на сервере стоит CentOS. Когда ты запускаешь Ubuntu контейнер с Alpine образом, то какое ядро будет запускаться, CentOS, Ubuntu или Alpine?»
«Ээээ… CentO…»
«Швах!» И новоиспечённый DevOps получает ногой под зад.

И тут Вы начинаете понимать, что малыш не знает, в чём заключается разница между дистрибутивом и ядром. Он не понимает, что докер построен вокруг концепции namespace, и что процессы изолируются. Копнув глубже, Вы понимаете, что он не знает, что такое процесс. Он не знает, как система выделяет память, и что происходит при создании нового процесса. Он понятия не имеет, как всё это дело подключается к сети.

У него не было университетского образования или просто опыта работы. Он слышал о чём-то, но он этого не понимает, потому что он не понимает подлежащих методов и терминов.

Вот в этом-то и заключается Ваша основная работа. Закатав рукава, сидеть и разбираться с тем, что непонятно ученику. Не обязательно углубляться в тонкости того, как работал диспетчер в Windows 3.11. Иногда общих деталей хватит. Но, раз уж ты программист, будь добр, знай, как работает ОС.

Как-то в результате одной такой сессии выяснения «какого чёрта тебе не ясно?», я добрался до того, что дитё понятия не имело, что такое электрический ток. А при ближайшем рассмотрении этого предмета, я докопался до того, что он не мог разобраться с индукцией. И тут, уже из последних сил я показал ему вот это вот параграф:

Происходит от лат. inductio «выведение», далее из гл. indūcere «вводить, внедрять», из in- «в» + dūcere «водить, вести» (восходит к праиндоевр. *deuk- «вести»).

Его как током ударило. Он внезапно понял, откуда в проводах появляется ток под воздействием магнитного поля, и почему это называется индукцией. В течение следующих трёх дней он без остановки, по 10 часов в день, с горящими глазами читал все те статьи, которые он не понял. Он разобрался с электричеством, после чего смог понять, как работает p-n переход. После этого ему открылся мир транзисторов, и немного поигравшись с оными, он разобрался в гейтах, которые потом позволили ему понять простые логические структуры, разобраться в том, как в общих чертах устроен процессор, и сесть изучать C#, с полным пониманием того, что это JIT-компилируемый язык, который отличается от нативного ассемблера для конкретного процессора.

И, конечно же, тут нет какого-то фиксированного подхода. Каждый человек уникален. Ваша задача, как преподавателя, понять, что нужно этому человеку, чтобы понять. Если Вы учите программиста, можете ограничиться тем, что скажете, что по проводам скачут электроны, которые переносят заряд из точки А в точку Б. А если учите инженера-электронщика, то тут даже последнее видео veritasium будет так, для новичков.

Мы с ним тормозили две недели, разбирая неясности в подлежащих технологиях. После этих тормозов он летал. Он не задавал тупых вопросов о том, как скомпилировать Java на Шарпах. Он понимал и знал, с чем он работает. И это знание зиждилось на куче маленьких и простых фактов.

▍ Не убей дитятко, давая ему слишком много за один раз

Как только к вам кто-то
С вопросом пришёл
Ответьте вы сразу
И очень уж много
Чтобы он весь расплакавшись
Быстро ушёл


Не стоит пытаться вывалить на своего подопечного всё сразу. Именно это я ценю в хороших книгах и курсах. Такие курсы построены по принципу “понемногу”. Если мы с Вами будем заниматься ядерной энергетикой, то уж лучше убедиться, что дитятко понимает основные принципы материи.

Если мы будем работать с Java и C#, то куда ни плюнь, без ООП ты не обойдёшься. А если Вам хочется учить его яваскрипту, то начать стоит с основных принципов функциональных языков.

Есть книги, которые написаны понятно. Есть и такие, которые написаны от балды. Если у Вас под рукой нет материалов, которые объясняют что-то хорошо и постепенно, Вы можете собрать эти материалы сами. Просто возьмите все книги, видео и тому подобные вещи и составьте из них курс. Просо ссылки на главы, видео и статьи. В более-менее человеческой последовательности.

И следите за дитём. Если Вы ему рассказали о природе сепулек, и он выглядит замороченным, то возможно, надо вернуться к сепулькам и разобраться с тем, кто они такие.

А если Вы только что объявили дитятку, что мы сейчас будем учить основы цикла for, и дитятко сдулось, то возможно стоит его спросить, сколько раз он видел цикл for, и предположить, что оно его знает.

▍ Тренировки и повторения

В большинстве случаев, в нашей профессии, сидения над книгой будет достаточно, чтобы усвоить 80% всей необходимой информации. Но, в некоторых случаях вещи придётся заучивать.

Если Вы учите кого-то администрированию линукса, то такие вещи как lsusb, lsblk, nestat, ls -lah, traceroute, и т.п. должны просто вылетать из-под пальцев. Тут, как ни крути, человеку нужно тренироваться.

Если Вы его учите паять или обжимать кабель, то это вдвойне важно. Сколько человеку не рассказывай о том, как правильно паять, первый раз всё равно получится сопля.

zipv86vjrvydnw 1ec5e6rjm4go

Ну ладно Вам, кто из нас не делал такого ни разу в жизни?

Но, когда у Вас есть достаточно опыта, и Вы знаете, что много олова — это много, то и пайка у Вас пойдёт лучше.

Если Вы учите DevOps, который должен уметь развернуть новую систему из бэкапа за пять минут, то дайте ему бэкап и тестовый стенд. Пусть он сидит и разворачивает всё это дело. После повторения этой операции N-ное количество раз, он заучит правильную последовательность действий.

Никогда не пренебрегайте обучением путём повторения и заучивания там, где это необходимо. Если дитятко что-то не понимает, то не думайте, что заучивание поможет. Ему надо разбираться. Когда он разобрался, то ему можно сесть и заучить.

Когда Вы последний раз видели сисадмина, который не помнит правильной распиновки кабелей в разъёме?

▍ Экзамены

Все экзамены важны,
Все экзамены нужны
Завалите вы интерна
Без какой-то там нужды!

s ssn4muvqcoqwdycadjbtzfoi

Все мы знаем, что экзамены бесполезны. Плохие экзамены бесполезны. Сколько бы Вы не показывали ему формулы или играли в вопросы-ответы, Вы не будете знать, насколько хорошо он понимает материал. Понимание можно оценить только его умением делать что-то, что он должен уметь делать.

Если мы говорим о курсе по починке автомобилей, то ему лучше уметь чинить автомобиль. Если Вы его учили обжимать кабель, то он должен уметь обжать кабель, подключить его к тестовому устройству и показать Вам, что соотношение сигнал-шум в норме.

Если Вам очень хочется устроить кому-то экзамен, то просто дайте ему реальную задачу, и пусть он её Вам решит.

Организация экзаменов по О-нотации приемлемо только если Вы его учите проходить экзамены в рекрутерских интервью.

Большинство из нас пережило школы и универы. Все мы умеем выходить из себя при слове «экзамен». Не стоит привносить этот архаизм в мир обучения людей. Если Вы действительно хорошо обучили человека программированию на PowerShell, то он будет в состоянии сесть и написать программу на PowerShell.

Не стоит усложнять ему жизнь. Ответы на вопросы о том, в каком году был изобретён язык Си, есть в Гугле и не помогают писать программы.

Если это в Ваших силах, освободите несчастного от ужасного экзамена.

▍ Реальный пример

Один раз в мои лапы попала группа несчастных детишек. Они были финансистами, и кто-то в деканате решил, что им пора учить программирование графики. Дети пришли ко мне в класс, и я начал знакомство.

«Вы программировать умеете?»
«Не-а». На самом деле на потоке было человек пять, которые так или иначе умели писать программы, остальные вообще ничего в этом не смыслили.
«Ок, тогда мы договоримся вот о чём. Я не буду Вас учить программированию графики. Мы будем вместо этого учить основы программирования, ок?»

Все согласились. И я начал вникать в то, что они знают и понимают. Некоторые ребята умели писать на различных языках, и я заставил их писать Марио. Пара из них умудрилась даже дописать этого Марио до конца.

Остальные сидели и изучали основы битов и байтов.

Для того, чтобы объяснить им, как работает связанный список, я посадил их вокруг большого стола в аудитории, и все они притворялись ссылками. Перед каждым на столе лежал кусок бумаги, на котором было написано число. Левая и правая рука были ссылками. Они сидели и вникали.

И ничего, большинство из них вникло. Да, не все сразу поняли, как писать компьютерную графику, хотя до кого-то дошло. Но, с учётом того, что у меня в руках было 20 человек и мне удалось провести с ними всего лишь 80 часов, я считал победой, что большинство детишек умеют писать простейшие программы и понимают, что происходит в памяти компьютера.

На экзаменах я их не мучал. Те, кто писали Марио, получили зачёт автоматом. От остальных требовалось рассказать мне о базовых принципах программирования. И ничего, все остались довольны и за редким исключением, истерики удалось избежать.

▍ Подводя итоги

  • Для того, чтобы кого-то чему-то научить, Вам нужно настроиться на лад. Не пытайтесь учить кого-то, если Вы считаете, что научить его бесполезно.
  • Человек, который хочет учиться, приходит к Вам с искрой в глазах. Не убейте это настроение бесполезной зубрёжкой материалов. Дайте ему поиграться с тем, чему он учится и почувствовать силу.
  • Учите до понимания. Используйте методы, которые Вы считаете правильными для того, чтобы человек понял с чем он работает. Понимание — это когда человек умеет правильно делать то, чему его учат.
  • Если человек не понимает, разбирайтесь в предыдущих и подлежащих материалах. Знает ли он, что такое электричество, если Вы его учите схемотехнике. Вы найдёте поразительные вещи, которых люди не знают.
  • Не перегружайте информацией и терминами. К каждому нужен индивидуальный подход.
  • Иногда Вам надо заучивать материалы. Но делать это надо после того, как обучаемый понял, что значит этот материал.
  • Не пытайте людей экзаменами. Испытывайте их знания.

Если Вы ещё никого ничему не учили, то знайте вот что: Это одна из самых замечательных вещей в мире. Лет через пять Вы увидите довольного инженера, который будет рассказывать кому-то, что Вы — тот самый человек, благодаря которому у него есть работа. Человек, который у Вас чему-то научился, ещё не раз упомянет своим друзьям, что Вы — самый-самый в мире. Вам не раз выкажут почести и пригласят в разные места. Вас будут уважать.

Вы же понимаете, что, обучая людей, Вы делаете их лучше? Вам за это будут благодарны много раз.

P/s ещё одна часть со стихами — тут: Григорий Остер — Вредные советы для писателей мануалов

Сказки, басни, рассказы и стихи для юных жителей столицы читают люди самых разных профессий.

В проекте «Активный гражданин» продолжает пополняться новый раздел для юных москвичей. В апреле на страницах «Активного гражданина», «Нашего города» и «Города идей» в социальных сетях начали публиковать детские произведения в исполнении известных людей. Записей оказалось много, просмотры ежедневно росли, поэтому было принято решение создать отдельный раздел «“Активный гражданин” — детям».

Сейчас там можно найти почти 60 сказок, а также басни, рассказы и стихотворения. Участие в записи приняли 40 человек, среди которых актеры, блогеры, писатели, телеведущие, журналисты, психологи. За девять месяцев существования проекта видео набрали почти 150 тысяч просмотров.

Помимо сказок, в разделе есть головоломки и комиксы, посвященные электронным проектам Правительства Москвы. Герои комиксов — юные москвичи. Они исследуют город, отправляются на экскурсии, разгадывают ребусы, знакомятся с электронными услугами и делают многое другое. Более того, все иллюстрации можно распечатать и раскрасить. Таким образом, каждый ребенок найдет для себя что-то интересное и узнает много нового о городе.

Объединить детей и взрослых 

Телеведущая Тутта Ларсен выбрала для проекта стихотворение Марии Рупасовой «Дедушка, ты гдедушка?».

«Я люблю поэзию, читаю много стихов, причем именно детских. А Маша Рупасова — великолепный современный автор, с которым мне хотелось бы познакомить как можно большее количество людей, чтобы они тоже читали ее волшебные стихотворения своим малышам. Читать детям — это мое хобби, которое уже переросло в профессию, потому что теперь я озвучиваю в том числе и детские книги. Поэтому каждый раз, когда мне предлагают почитать вслух, я не могу от этого отказаться», — говорит она.

Тутта Ларсен

Телеведущая уверена, что «“Активный гражданин” — детям» объединяет малышей и взрослых и способствует популяризации детской литературы.

«Кроме того, этот проект дает возможность проводить с ребенком больше времени вместе. Хотелось бы, чтобы подобных начинаний было как можно больше. Мне кажется, это очень здорово», — подчеркивает Тутта Ларсен.

Научить добру

Поэтесса Анна Минакова — давний пользователь «Активного гражданина». Предложение принять участие в новом проекте стало для нее приятным сюрпризом и интересным опытом.

«Я с радостью согласилась, потому что всегда стараюсь поддержать такие инициативы. У меня пока нет своих детей, поэтому было вдвойне приятно попробовать себя в роли мамы, читающей сказку», — говорит она.

Анна Минакова

Для проекта Анна выбрала сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» — историю о маленькой девочке, которая учится переступать через свои желания и помогать ближним.

«Мне захотелось поделиться этой историей, чтобы научить детей добру и бескорыстию, которых порой так сильно не хватает в современном мире», — добавляет она.

Анна Минакова уверена, что «“Активный гражданин” — детям» — хорошее начинание, которое сможет заинтересовать маленьких зрителей добрыми рассказами. А родители теперь могут спокойно оставлять своего ребенка с гаджетом, зная, что он занимается полезным делом.

«Этот проект дал мне возможность внести свой вклад в развитие юного поколения. Пусть это всего лишь одна сказка, но прочитанная с любовью и душой. Надеюсь, я подарила родителям несколько минут отдыха, а детям — интересную и добрую историю», — отмечает Анна Минакова.

Проект станет еще масштабнее

В проекте можно найти не только сказки, но и раздел с отрывками из лучших книг современных детских писателей — номинантов литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. Их прочитали артисты, музыканты, художники и сами авторы.

Одним из них стал лауреат премии в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей» Дмитрий Сиротин. Его поэтический сборник «Вишневый пирог» собрал почти 12 тысяч голосов «активных граждан». Дмитрий с удовольствием откликнулся на предложение прочитать свои стихи.

«Убежден, что литература детям интересна. Иначе не было бы столько голосов за поэтические сборники. Я это вижу и по своей работе: вдвоем с прекрасным детским писателем Валентиной Дегтевой мы ведем литературные курсы, выступаем в библиотеках и школах и видим, какой интерес у ребят вызывают книги и чтение. Так что “Активный гражданин” — детям” в будущем станет еще масштабнее», — считает Дмитрий Сиротин.

Дмитрий Сиротин

Сказки читали и профессиональные психологи. Кандидат психологических наук гештальттерапевт Ирина Млодик выбрала для проекта сказку британской писательницы Деби Глиори «Что бы ни случилось». Это трогательная и нежная история о самых больших тревогах ребенка и бесконечной родительской любви, предназначенная для детей дошкольного возраста.

«Я как специалист знаю, что детям очень полезны сказки, поскольку ребенок живет в пространстве символического. Моя сказка, надеюсь, помогает маленьким москвичам понять, что их будут принимать и любить любыми, вне зависимости от их поведения. Это ощущение создает здоровую привязанность к родителям и позволяет активнее проявлять себя в мире, ведь ребенок знает, что есть люди, которые его любят. Они могут злиться, могут что-то не одобрять, но будут продолжать его любить», — говорит Ирина Млодик.

В раздел «“Активный гражданин” — детям» будут и дальше добавлять новые материалы. Получить доступ к сказкам, рассказам, стихам, басням, головоломкам и комиксам очень просто — нужно зайти на сайт проекта с компьютера, планшета или мобильного телефона.

  • Остаться у разбитого корыта рассказ ребенка
  • Остаться у разбитого корыта придумать рассказ короткий про школу
  • Остаться у разбитого корыта придумать рассказ 2 класс короткий о дружбе
  • Остаться у разбитого корыта значение 2 класс придумать рассказ
  • Остаться с глазу на глаз как пишется